Какой суд выше верховный или конституционный

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой суд выше верховный или конституционный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Решение Верховного суда: Определение N ГКПИ11-2150, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция Проверка же федеральных законов на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации в силу ст. 125 Конституции Российской Федерации относится к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации. Заявители оспаривают закон Воронежской области «Избирательный кодекс Воронежской области» по мотиву его противоречия Конституции Российской Федерации…
  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ15-379, Апелляционная коллегия, апелляция Исключение составляют нормативные правовые акты, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства. Такой акт (его часть) признается судом недействующим с момента вступления решения в законную силу…
  • Решение Верховного суда: Решение N ВАС-5768/13, Высший арбитражный суд, первая инстанция Вышеизложенное не препятствует истцу обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации как орган конституционного контроля (статья 125 Конституции Российской Федерации, статья 18 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод, установленных статьей 34, части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ от 21.07.1994…

Правоведение для чайников — 19. Высшие суды

Конституционный суд получит новые полномочия

Одобрен Государственной Думой 27 октября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 3 ноября 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 13, ст. 1447; 2001, N 7, ст. 607; N 51, ст. 4824; 2004, N 24, ст. 2334; 2005, N 15, ст. 1273; 2007, N 7, ст. 829; 2009, N 23, ст. 2754; 2010, N 45, ст. 5742; 2011, N 1, ст. 1; 2012, N 53, ст. 7572; 2013, N 14, ст. 1637; 2014, N 11, ст. 1088; N 23, ст. 2922; 2015, N 24, ст. 3362; N 51, ст. 7229; 2017, N 1, ст. 2; 2018, N 31, ст. 4811) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Конституционный Суд Российской Федерации — высший судебный орган конституционного контроля

Скачать файл

Файл добавлен 12.08.2015
Презентация .pdf (766 Кб)

На вершине нашей системы располагаются два главных суда Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.

  1. Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
  2. Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.

Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.

  1. Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
  2. Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
  3. Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
  4. Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.

Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.

Статья 125. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным…

Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.

Федеральные суды РФ

  • Конституционный суд РФ
  • Верховный суд РФ
  • Верховные суды субъектов РФ
  • Специализированные суды
  • Военные суды
  • Суды общей юрисдикции
  • Районные суды

Суды субъектов РФ

  • Конституционные суды субъектов РФ
  • Мировые суды

Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.

Этот суд был ликвидирован в 2014 г., однако о нём стоит сказать пару слов.

Дело в том, что ранее система арбитражных судов, разбирающих предпринимательские споры, была совершенно отделена от судов общей юрисдикции. Над всеми арбитражными судами стоял третий высший суд – Высший Арбитражный суд РФ (ВАС РФ). Он выполнял функции надзорной инстанции, обобщал судебную практику, выпускал постановления о том, как правильно понимать те или иные нормы, касающиеся бизнеса, – одним словом, выполнял те же функции, что и Верховный суд, но только в сфере арбитражного судопроизводства.

Однако в 2014 г. ВАС РФ упразднили, а его функции передали специально созданной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ. Официальная причина реформы – необходимость достичь единообразия в судебной практике. Дело в том, что практика в арбитражных судах и судах обшей юрисдикции могла сильно отличаться.

Впрочем, Верховный суд, как уже было сказано, не может обеспечить единство практики даже в судах общей юрисдикции. Так что официальная причина реформы выглядела странно.

Более понятная причина – слишком уж независимая позиция ВАС РФ и арбитражных судов. Они часто защищали предпринимателей от произвола властей, отменяли незаконные решения госорганов и вообще выносили вызывающе справедливые решения. Всё это беспокоило чиновников, которые, видимо, в какой-то момент решили защитить свои интересы. К счастью, просто ликвидировать арбитражные суды не стали. Но было решено постепенно приструнить «арбитражников», ликвидировав чересчур либеральный Высший Арбитражный суд и переведя арбитражных судей в подчинение более консервативного Верховного суда. А поскольку существование ВАС РФ было прописано в Конституции, депутатам пришлось внести поправки в Основной закон.

В итоге у арбитражных судов тоже появилась вторая кассационная инстанция – коллегия по экономическим спорам Верховного суда, а также надзорная инстанция – всё тот же президиум Верховного суда.

Но до сих пор в правовой системе действуют акты, созданные судьями ВАС РФ: судебные решения, постановления пленумов и другие документы, которые толкуют нормы права и на которые арбитражные суды часто ссылаются при вынесении решений. И пока все эти решения не заменили аналогичными актами Верховного суда, можно сказать, что наследие Высшего Арбитражного суда продолжает жить.

Проверка законопроектов увеличит объем работы Конституционного суда, но ей будет подвергаться далеко не каждый законопроект, полагает Блажеев. «Речь идет, наверное, о наиболее общественно значимых и важных. С моей точки зрения, расширение полномочий КС выглядит вполне разумным. Например, в Германии Конституционный суд может рассматривать даже конкретные дела, если речь идет о нарушении основных конституционных прав гражданина», — говорит ректор МГЮА. Он полагает, что проверке КС могут подлежать также законы, которые будут приниматься субъектами Российской Федерации, поскольку в них «тоже могут быть определенные угрозы, ведь у нас не во всех субъектах есть уставные и конституционные суды».

Предложение подвергать законопроекты проверке КС не повышает авторитет этой инстанции, а, наоборот, умаляет его, убежден, в свою очередь, Пашин. «Для законопроектов есть органы поскромнее: это Министерство юстиции, государственно-правовое управление президента. С какой стати Конституционный суд должен разбираться в законопроектах? Есть старый принцип римского права: претор пустяками не занимается. Конституционный суд не должен быть филиалом канцелярии», — полагает Пашин.

По его словам, идея наделить КС подобными полномочиями обсуждалась во время работы над законом «О Конституционном суде», принятом в 1994 году, и от нее решили отказаться. Причина в том, что дополнительные полномочия КС поставили бы его в двусмысленное положение, поскольку основная задача суда — анализ на соответствие Конституции действующих законов. «В случае если КС одобрит законопроект, как он сможет потом пересматривать конституционность закона, принятого на основании этого законопроекта? КС окажется в неловком положении. Это примерно как обязать Арбитражный суд участвовать в сделке, чтобы подтверждать ее законность. А потом что же делать, если одна из сторон оспорит сделку?» — объяснил судья в отставке.

«Я не вижу здесь усиления роли КС. В этом есть странное вторжение судебной власти в полномочия власти законодательной и в законодательную процедуру», — полагает адвокат Добрынин.

Пилипенко, говоря о проверке законопроектов со стороны КС, заявил: «Мы видим вторжение судебной власти в сферу компетенции Федерального собрания».

Их надо принимать во внимание, если:

  • нет позиции ВАС (постановления Пленума ВАС, решения ВАС, информационного письма или постановления Президиума ВАС);
  • позиция ВАС была, но после этого существенно изменилось законодательство;
  • ВАС давно по этому вопросу не высказывался и вы подозреваете, что практика могла поменяться.

Отслеживать надо, в первую очередь, акты ФАС вашего округа. К примеру, для москвичей имеет значение лишь позиция московского ФАС. А она может отличаться от позиций других судов. То же касается и остальных регионов. И только тогда, когда в вашем округе подобные дела не рассматривались, можно посмотреть, что решают ФАС других округов. Кстати, позицию окружных судов надо смотреть в динамике: какая она сейчас и менялась ли она в предыдущие 3 года.

Впервые конституционный суд появился в Австрии (Конституционный суд Австрии) в 1920 году, его концепцию разработал австрийский юрист Ганс Кельзен.

После Второй мировой войны Конституционный суд был создан в ФРГ (Конституционный суд ФРГ), затем при учреждении Пятой республики в 1958 году — во Франции (Конституционный совет Франции, с рядом судебных функций, но ограниченными полномочиями), в 1980 году в Бельгии при федерализации страны (Конституционный суд Бельгии, первоначально называвшийся Арбитражным, но изначально имевший конституционные полномочия).

В 1963 году был создан конституционный суд в Югославии, в 1986 году Конституционный трибунал в Польше, а в начале 1990-х — практически во всех восточноевропейских государствах (в том числе в России — Конституционный суд России).

В Советском Союзе Законом СССР от 23 декабря 1989 года № 973-I «О конституционном надзоре в СССР» функции конституционного надзора возлагались на законодательные органы — Советы народных депутатов. При Съезде народных депутатов СССР был образован Комитет конституционного надзора. Подобные комитеты были созданы и при Верховных Советах союзных (за исключением РСФСР, где такой Комитет так и не был создан[1]) и автономных республик.

Верховный суд как последняя инстанция

Сегодня речь пойдёт о судах общей юрисдикции (СОЮ), которые рассматривают подавляющее большинство дел в России. Система судов общей юрисдикции включает следующие звенья: на нижнем уровне – мировые судьи, чуть выше – районные или городские суды, ещё выше – областные и иные региональные суды, а выше – Верховный суд.

Кассационные суды общей юрисдикции — органы судебной власти Российской Федерации, входящие в единую судебную систему судов общей юрисдикции. Являются судами кассационной инстанции для федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного кассационного округа.

Сколько видов судов в РФ?

1) кассационные суды общей юрисдикции; 2) апелляционные суды общей юрисдикции; 3) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 4) районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);

Верховный Суд Российской Федерации — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 Конституции РФ).

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст. 104 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 2 ФКЗ «О Верховном Суде РФ» Верховный Суд РФ:

1) осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с ФКЗ «О судебной системе РФ» и федеральными законами, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций;

2) рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Можно ли оспаривать постановления Пленумов Высших Судов?

Далеко не каждому человеку на протяжении жизни приходится сталкиваться с судебной системой. И не все из столкнувшихся знают, какие дела рассматривает Верховный суд. В компетенции этого судебного органа находятся наиболее сложные дела любого судопроизводства, юридические казусы, которые не могут разрешить в самостоятельном порядке нижестоящие инстанции.

Чтобы понять, какие дела рассматривает Верховный суд, нужно столкнуться с системой судопроизводства в самом длинном пути ее прохождения. Когда начиная с самого первого заседания, человек со временем вынужден обращаться в орган самый высокий в судебной системе Российской Федерации. В устройстве элементов верховной власти в такой стране, как Россия, теоретически предусмотрена возможность добиться в любом случая обеспечения своих прав, гарантированных Конституцией РФ. Однако для того, чтобы рассматривать нарушение прав, гарантированных Конституцией, существует Конституционный суд. ВС РФ не будет заниматься и обеспечением интересов ответчика в защите других его законных прав.

Верховный суд Российской Федерации располагается в здании бывшего Верховного суда СССР и существует с момента принятия Конституции страны в 1993 году. В 2014 был принят Закон №2-ФКЗ, согласно которому Верховный и Высший арбитражный суды были объединены с целью создания новой инстанции — их правопреемника. С этого момента он перестал подчиняться системе федеральной юрисдикции.

В полномочия вновь созданного судебного органа, с момента вступления в силу соответствующего закона, вошло осуществление судебного надзора за любыми делами, которые рассматривает российский гражданский уголовный, административный суд общей юрисдикции и даже военный.

В его функциях сохранился надзор за поданными кассациями и апелляциями, в том числе, и как первая инстанция, если открываются новые обстоятельства и для этого есть нормы, предусматриваемые федеральным законом. ВС РФ является вышестоящей судебной инстанцией по отношению ко всем верховным судам субъектов федерации, в том числе и к окружным военным и флотским. Ему подконтрольны города федерального значения (Санкт-Петербург, Москва и Севастополь), республиканские, краевые и областные органы.

Компетенция Верховного суда РФ сегодня позволяет делать выводы и разрешать вопросы, имеющие отношение к международным договорам не только Российской Федерации, но и Российской Советской Федеративной Социалистической республики и СССР.

Факт! Назначение судей, полномочия, деятельность и другие особенности, вплоть до военной службы, которая тоже предусмотрена, определяются специальными законами об органах, статусе и судебной системе, принятыми в период с 1996 по 2002 год. Внесенные изменения и Закон №2-ФКЗ вступили в силу с 1 января 2017 года.

С принятием нового закона ВС РФ получил более широкие полномочия. Приняв на себя обязанности арбитражного судебного органа, он может рассматривать и нарушения ГРК, ранее подсудные другой инстанции. В составе ВС находится Пленум, Президиум, Апелляционная коллегия, а также Судебные коллегии по административным, гражданским, уголовным делам, экономическим спорам и делам военнослужащих, Дисциплинарная коллегия.

Интересно! При ВС РФ работает Судебный департамент, специальный аппарат и Научно–Консультативный совет. Судебный департамент предназначен, чтобы обеспечивать деятельность общей юрисдикции, под которую подпадают все судебные органы, подотчетные Председателю Верховного суда и Совету Судей.

Пример широты полномочий данной инстанции после того, как был подписан Закон, вступивший в силу с первого января 2017, он может рассматривать дела и как первая инстанция, и как надзирающая за поданной жалобой, рассмотрение которой проходит в порядке поданной апелляции или кассации. Подавая протесты в Верховный суд, его Председатель, Генеральный прокурор и их заместители, обращаются к Верховному суду, как к высшей возможной организации, потому что они для него являются последней поднадзорной инстанцией.

Первый и главный суд Российской Федерации включает в себя судей, назначаемых в законодательном порядке Советом Федерации, но представлять кандидатуры может только Президиум РФ. Есть специальные законодательные акты, определяющие структуру, порядок назначения кадров и производимых кадровых перестановок. Гражданская, Военная коллегия и Кассационная палата могут содержать только высококвалифицированные и проверенные кадры. У каждого из подразделений свои четко оговоренные функции и обязанности, полномочия и возможности. Все это необходимо, чтобы обеспечить широту выполняемого круга обязанностей.

К обращению в Верховный суд прибегают тогда, когда есть необходимость пристального изучения деятельности нижестоящих судебных инстанций на предмет их беспристрастного и законного рассмотрения дела, как в гражданском, так и в уголовном судопроизводстве.

Уточнена компетенция мировых судей. В частности, предусмотрено, что мировой судья рассматривает в первой инстанции дела по имущественным спорам, возникающим в сфере защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей 100 тыс. руб. (статья 23 ГПК РФ). Другие имущественные споры, цена иска по которым не превышает 50 тыс. рублей, как и прежде, рассматривают мировые судьи.

С 01.10.2019 меняется подсудность мировых судей и районных судов.

Из подсудности мировых судей изъяты дела:

  • по спорам об определении порядка пользования имуществом;
  • семейным спорам, кроме споров о расторжении брака (если нет спора о детях), а также споров о разделе совместно нажитого имущества (при цене иска не более 50 тыс. руб.).

Указанные категории дел рассматривает районный суд.

К ведению районных судов теперь отнесены также корпоративные споры в отношении НКО, кроме объединяющих коммерческие организации, ИП. В статье 22 ГПК РФ указано, что “дела по корпоративным спорам, связанным с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, являющемся некоммерческой организацией, за исключением некоммерческих организаций, дела по корпоративным спорам которых федеральным законом отнесены к подсудности арбитражных судов”.

Ранее, в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 также разъяснялось, что “иные корпоративные споры, связанные с созданием, управлением или участием в других корпорациях, являющихся некоммерческими организациями, рассматриваются судами общей юрисдикции (пункт 3 статьи 50, пункт 1 статьи 65.1 ГК РФ, статья 22 ГПК РФ)”.

Компетенция

Компетенция (от лат. competens – соответствующий) – совокупность полномочий, которыми обладает или должны обладать определенные органы и лица согласно законам, нормативным документам, уставам, положениям. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. “Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.” (ИНФРА-М, 2011)).

Компетенция – (латин. competentia) (книжн.) – 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом; 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право). (Ушаков. Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012).

Компетенция (лат. competentio от соmpeto – добиваюсь, соответствую, подхожу) – совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (органов местного самоуправления). (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).

Подсудность

Подсудность – 1) принадлежность к разряду дел, лиц, подлежащих суду, относящихся к ведению той или иной судебной инстанции; 2) Круг дел, относящихся к ведению данной судебной инстанции. (Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012).

Подсудность – распределение между судами дел, подлежащих слушанию по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешить данное дело. В судебном процессе различают два вида подсудности: родовую (предметную) и территориальную (местную). Родовая подсудность относит дело к ведению того или иного звена судебной системы – в зависимости от вида преступления и характера гражданского дела. Территориальная подсудность разграничивает компетенцию между судами одного и того же звена. … По гражданским делам иск, как правило, предъявляется в суде по месту жительства ответчика (месту нахождения имущества ответчика – юридического лица). (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).

Слияние Верховного и Конституционного судов произойдет после президентских выборов в следующем году. Так утверждают собеседники «ФедералПресс» в Госдуме и источник в судебных органах. По словам последнего, сотрудники Верховного и Конституционного судов уже приготовились к оптимизации и ждут сокращений.

Собеседники в Госдуме заявили «ФедералПресс», что слухи вокруг слияния идут уже давно. Многие из депутатов позитивно реагируют на возможные изменения.

Собеседники «ФедералПресс» и политологи предполагают, что новый судебный орган может возглавить премьер-министр Дмитрий Медведев после президентских выборов.

Некоторые из экспертов считают, что именно для нынешнего кабмина и создается новое ведомство. Юридическое общество позитивно оценивает перспективы Дмитрия Медведева на посту главы нового органа.

Хотя эксперты отмечают, что судебной практики у премьера нет.

«У Медведева есть еще один плюс. Он грамотен в части интернет-технологий, это важно для развития любой системы. По большому счету, то, что он никогда не был судьей и не знает судейской работы снизу, не должно ему помешать.

Во многих цивилизованных странах, например, ставят гражданских руководителей в Министерства обороны и от этого они хуже не становятся. Руководитель судебной системы – это не совсем судья. Это примерно как главврач больницы. Он не столько врач, сколько менеджер.

Поэтому минусов абсолютно никаких не вижу» , – считает президент Союза адвокатов России Игорь Трунов.

Политологи считают, что в случае рокировки Медведева, единственным местом, которое он может возглавить без серьезных последствий для своей карьеры, является объединенный суд. В данном случае есть один серьезный нюанс. Пост главы Верховного или Конституционного суда в нашей стране пожизненный.

«Он юрист и человек с большим опытом государственной деятельности. Он на этот пост подошел бы. Это единственная должность, которую есть смысл занимать премьеру. Бывший президент у нас вице-премьером не бывает.

Военные суды также относятся к разряду судов общей юрисдикции, но стоят особняком ввиду особенности положения лиц, участвующих в процессе (а суд рассматривает дела в отношении военнослужащих), и вопросов, с ними связанных.

Заседания таких судов практически никогда не бывают открытыми, а вынесенным решением виновное лицо может быть оправлено под трибунал.

Первое звено военного суда – суды гарнизонов и флотилий, они подчинены соединений, далее – армий, групп войск (это второе звено, где дела могут быть пересмотрены в порядке кассации и апелляции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам).

– при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивает сообщения председателей верховных автономных республик, краевых, областных, городских судов, судов автономных областей и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства; Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя, входящих в состав Президиума по должности, и судей Верховного РФ.

Рассмотрение дел по первой инстанции — основная, гла­венствующая часть уголовного, гражданского и арбитражного процессов. Именно здесь впервые реализуются принципы правосудия — от открытого разбирательства дел во всех судах до независимости судей и подчинения их только закону и другие.

Судопроизводство по первой инстанции отличается от других порядков осуществления правосудия тем, что в нем доказательства исследуются непосредственно.

При рассмотрении дела по первой инстанции могут быть осуществлены допросы, осмотры (вещественных доказательств, местности и помещений), оглашены показания, данные во вре­мя предварительного расследования, а равно приобщенные к делу или представленные в судебном заседании документы, вос­произведена звукозапись показаний и произведена экспертиза.

В связи с такой чертой данной инстанции, как непосред­ственность, во время судебного разбирательства протокол до­проса свидетеля, составленный на стадии предварительного расследования, не зачитывается, если есть возможность заслу­шать показания свидетеля. По этим же причинам суд не зна­комится с протоколом осмотра предмета — холодного оружия, а осматривает само вещественное доказательство и т.п. В су­дебное заседание вызываются подсудимый, стороны, свидетель и другие заинтересованные лица.

Суду предоставляется возможность, самому непосредствен­но, а не при помощи органов предварительного расследования проанализировать предъявленное подсудимому обвинение (обстоятельства спора), разрешить вопрос о его виновности или невиновности, о назначении виновному наказания и вы­нести приговор (решение по существу дела).

Судом, рассматривающим дело по первой инстанции, мо­жет выступать любой суд судебной системы, за исключением Конституционного Суда РФ.

Апелляционная инстанция появилась сначала в арбитраж­ном, а затем в уголовном и гражданском процессах. В апелля­ционном порядке районные суды проверяют за­конность и обоснованность вынесенных по первой инстанции и не вступивших в законную силу приговоров, постановлений, решений и определений мировых судей.

Помимо этого апелляционная инстанция есть в каждом ар­битражных судах. Ею рассмат­риваются апелляционные жалобы на не вступившие в закон­ную силу решения (определения) данного суда, принятые по первой инстанции.

Основные черты апелляционной инстанции следующие.

Свобода обжалования, которая означает возможность при­несения апелляционной жалобы широким кругом лиц. В ар­битражном процессе это право принадлежит: сторонам; тре­тьим лицам; заявителям и иным заинтересованным лицам — в делах об установлении фактов, имеющих юридическое значе­ние, и о несостоятельности (банкротстве) организаций и граж­дан; прокурорам, государственным органам, органам местного самоуправления и иным органам, обращавшимся в арбитраж­ный суд с иском в защиту государственных и общественных интересов. В гражданском процессе решения и определения мирового судьи могут быть обжалованы сторонами и другими лицами, участвующими в деле. И, наконец, в уголовном про­цессе право обжалования приговора мирового судьи принадле­жит осужденному или оправданному, их защитникам и закон­ным представителям, частному обвинителю и его представите­лю, потерпевшему и его представителю, а в части, относя­щейся к гражданскому иску, — гражданскому истцу, граждан­скому ответчику и их представителям. Опротестовать приговор (постановление) мирового судьи может и прокурор.

Ревизионные начала апелляционного производства. Апелля­ционная инстанция не связана доводами апелляционной жало­бы. Она вправе проверить законность и обоснованность приго­вора, постановления, решения и определения в полном объеме в отношении всех сторон, в том числе и тех, которые жалоб не подавали и в отношении которых не принесены апелляцион­ные жалобы.

Проверка законности и обоснованности приговора, решения (постановления, определения). Апелляционная инстанция должна проверить: законность приговора, решения (постановления, определения), то есть соблюдение при производстве по делу норм процессуальных и материальных отраслей права; его обос­нованность, то есть соответствие выводов суда, изложенных в решении (определении), фактическим обстоятельствам дела и наличие доказательств, подтверждающих выводы суда первой инстанции. В то же время проверка, к примеру, решения не должна ограничиваться вопросом, подлежит ли иск удовлетво­рению. Исследуются все его части и составляющие.

Возможность производства в апелляционной инстанции су­дебных действии и представления дополнительных материалов. Так же, как и в первой, в апелляционной инстанции допусти­мы судебные действия, направленные на собирание доказательств. Кроме того, здесь могут быть представлены дополни­тельные материалы (справки, акты, объяснения и т.п.) лицами, наделенными правом обжаловать решение (определение). В необходимых случаях их может истребовать сам суд.

Широкие полномочия апелляционной инстанции. Рассматри­вая гражданское дело в апелляционном порядке, суд вправе (при наличии указанных в законе оснований) оставить реше­ние (определение) суда без изменения, а жалобу без удовлетво­рения; отменить решение полностью или в части и принять новое решение; изменить решение; отменить решение полнос­тью или в части и прекратить производство по делу или оста­вить иск без рассмотрения полностью или в части.

В уголовном процессе апелляционная инстанция вправе:

оставить приговор мирового судьи или его постановление о прекращении дела без изменения, а апелляционную жалобу или протест без удовлетворения; отменить обвинительный приговор мирового судьи, оправдать подсудимого или прекра­тить дело; отменить обвинительный приговор мирового судьи и постановить новый приговор; отменить оправдательный приговор мирового судьи и вынести обвинительный приговор или изменить приговор мирового судьи.

Недопустимость рассмотрения апелляционной инстанцией но­вых требований. В апелляционной инстанции не принимаются и не рассматриваются новые требования, которые не были предъяв­лены при рассмотрении дела в первой инстанции.

На инстанции суды разделяются в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд — вышестоящий — имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения. Итак, судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий (-щее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законную силу). В соответствии с процессуальной компетенцией суды разделяются на:

суды первой инстанции;

суды второй (кассационной) инстанции;

суды надзорной инстанции.

Для этого все мировые и федеральные судьи соблюдают установленные ФЗ правила производства. Все виды судов в РФ используют в своей работе конституционные, федеральные законы, международные договоры РФ, иные документы, существующие в субъектах РФ. Статус судей закреплен законодательными актами, финансирование осуществляется за счет федеральных средств.

Рассмотрим основные виды высших судов РФ, их особенности. Проанализируем основные сферы деятельности различных видов системы, особенности их финансирования.

Рассматривая виды судов в РФ, остановимся на структуре общей юрисдикции. Относят к ним такой суд, который рассматривает вопросы по уголовным, гражданским делам, административным правонарушениям. Какие виды судов в РФ относят к данной категории? Это республиканские, областные, краевые. К ним причисляют Московский, Севастопольский, Санкт-Петербургский городские (районные) суды, а также военные.

Он рассматривается в нашей стране как связующее звено между Именно в нем рассматривают дела по первичной инстанции, а также он выполняет апелляционную функцию в отношении мировых судей, которые осуществляют свою деятельность на территории определенного судебного района.

Здесь рассматривают более трудные дела, чем в мировых судах. Образуют их в четком соответствии с основным федеральным законодательством. Если районный суд формируется на территории нескольких административно-территориальных образований, его именуют межрайонным судом. В районном суде работают судьи-профессионалы. Их численность определяется количеством подаваемых В настоящее время далеко не во всех судебных районах осуществляется деятельность мировых судей. В итоге в обязанности районных судов включают и рассмотрение дел, которые находятся в компетенции мирового судейства. В таком случае можно обжаловать постановления по подобным делам в апелляционной инстанции.

Входит в ведение районных инстанций и решение всех вопросов, касающихся досудебного производства. Они выносят решение об избрании следующих мер пресечения:

  • домашний арест;
  • денежный залог;
  • заключение на определенный срок под стражу;
  • проведение следственных действий (выемка, обыск, арест на почтовые отправления, запись телефонных переговоров).

Районные судьи осуществляют и послесудебное разбирательство. Ими рассматриваются дела, касающиеся проверки подлинности документов, справедливости и обоснованности вынесения приговоров, выдачи взыскателю судебного приказа.

Судя по тому объему действий, который выполняют районные суды, можно уверенно говорить о том, что это инстанции среднего звена. В их компетенции любые гражданские дела, вне зависимости от Исключение составляют только те, которые подчинены военным судам, а также Верховному Суду РФ.

В основном гражданские дела рассматривают по месту постоянной прописки ответчика либо по адресу фактической регистрации юридического лица. Иногда подсудность связана с выбором самого истца. В настоящее время подобные инстанции занимаются спорами, касающимися жилищных, семейных, земельных, трудовых взаимоотношений, административными правонарушениями, жалобами от граждан о нарушении их прав и свобод.

До тех пор, пока подобной инстанции не существовало, дела рассматривались районными судьями. По ФЗ №137 от 2002 года на территории Российской Федерации появились мировые судьи. Они единолично рассматривают те дела, которые входят в их компетенцию по ФЗ. Рассматриваются дела по первой инстанции:

  • уголовные дела, связанные с преступлениями, наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы;
  • дела о расторжении брака, при отсутствии между супругами спорных вопросов, связанных с детьми;
  • вопросы о выдаче судебного приказа;
  • установление отцовства, лишение родительских прав, усыновление (удочерение);
  • имущественные вопросы с ценой иска до пятидесяти тысяч рублей.

(ст. 26 ГПК РФ с комментариями, действующая редакция статьи)

  1. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2)-8) — утратили силу с 15.09.2015

9) предусмотренные главой 45 настоящего Кодекса.

  1. Федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.
  2. Московский городской суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры в соответствии со статьей 144.1 настоящего Кодекса. В случае рассмотрения Московским городским судом дела, производство по которому было возбуждено по иску истца после вступления в законную силу решения, вынесенного этим же судом в пользу этого же истца по другому делу о защите авторских и (или) смежных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», Московский городской суд также разрешает вопрос о постоянном ограничении доступа к сайту в сети «Интернет», на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

В ст. 26 ГПК РФ содержатся правила, определяющие родовую подсудность федеральных судов общей юрисдикции, действующих на территории субъектов Российской Федерации: республик в ее составе, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области и автономных округов.

Перечень указанных в ней дел неисчерпывающий. Федеральными законами к подсудности названных судов могут быть отнесены и другие дела.

Ст. 26 ГПК РФ относит к подсудности указанных в ней судов дела, связанные с государственной тайной (п. 1 ч. 1).

Характер таких дел и, как следствие, их родовая подсудность определяются на основании Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. и Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

При определении подсудности дел, связанных с государственной тайной, надо иметь в виду, что такие дела, как было указано в комментарии к ст. 25 ГПК, подсудны и окружным (флотским) военным судам; сведения, составляющие государственную тайну, могут содержаться также в делах, подсудных Верховному Суду РФ (ст. 27 ГПК).

Правила конкуренции родовой подсудности для таких дел следующие:

  • верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, автономного округа подсудны все связанные с государственной тайной дела, рассматриваемые в порядке гражданского судопроизводства, за исключением дел, подсудных военным судам и Верховному Суду РФ;
  • окружному (флотскому) военному суду подсудны дела, связанные с государственной тайной, из числа дел, отнесенных к подсудности военных судов, за исключением дел, подсудных Верховному Суду РФ;
  • Верховному Суду РФ подсудно любое дело, связанное с государственной тайной, если оно подпадает под перечень дел, отнесенных к его подсудности.

На основании ст. 46 Конституции РФ и ч. 4 ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне» обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Поэтому лицо, участвующее в деле, в котором имеются документы, признанные секретными, может оспаривать принятие дела к производству суда, указанного в ст. 26 ГПК РФ, если считает, что эти сведения отнесены к государственной тайне необоснованно и в результате нарушено его конституционное право (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) на рассмотрение данного дела в районном суде, которому оно подсудно по закону.

Это возможно в отдельном процессе в порядке обжалования решения соответствующего должностного лица, засекретившего сведения, имеющиеся в гражданском деле. До разрешения жалобы производство по данному делу должно быть приостановлено (см. комментарии к ст. 215 ГПК).

Необходимость оспаривания в отдельном процессе отнесения тех или иных сведений к государственной тайне возникает в тех случаях, когда это связано с установлением фактов, имеющих значение для решения данного вопроса (например, с исследованием доказательств относимости засекреченных сведений к сведениям об определенных видах боеприпасов, которые относятся к государственной тайне в силу п. 1 ст. 5 Закона РФ «О государственной тайне»).

Если же решение вопроса об отнесении тех или иных сведений к государственной тайне связано только с решением вопросов права и не требует отдельного исследования доказательств с целью установления определенных фактов, то данный вопрос решается в том же производстве.

Указанные в комментируемой статье 26 ГПК РФ суды рассматривают по первой инстанции и другие дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами, например:

  • о признании забастовки незаконной (ст. 413 ТК);
  • об усыновлении ребенка гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства (ст. 269 ГПК).

Возможность произвольного изменения подсудности дел судам, указанным в ст. 26 ГПК РФ, федеральными законами представляется нежелательной. Было бы правильным определить ее исчерпывающим образом в Федеральном конституционном законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».

Судебная система в ЕГЭ по обществознанию

Каковы ключевые полномочия Конституционного Суда РФ? К таковым, в частности, относится толкование основного закона страны, то есть разъяснение смысла формулировок, в нем содержащихся, с целью четкого для всех участников общественно-политического процесса восприятия соответствующих положений. Также толкование Конституции РФ осуществляется судом с целью корректного приспособления правовых норм основного закона к реальности, устранения двусмысленности формулировок.

Данного рода полномочие КС РФ осуществляется согласно запросу других высших федеральных структур власти, а также политических институтов субъектов РФ. Толкование основного закона страны обладает самой высокой юридической силой относительно каких-либо актов, связанных с правоприменительной практикой.

Каковы другие ключевые полномочия судей Конституционного Суда РФ? К таковым можно отнести проверку правовых актов на предмет соответствия главному закону государства. Соответствующие формулировки, наделяющие данный орган власти таким полномочием, содержит, в частности, Закон о Конституционном Суде РФ. Возможным поводом для изучения тех или иных норм и правовых актов на предмет соответствия ключевому для государства источнику права могут быть запросы или жалобы от органов власти, других судов, а также граждан России.

В рамках процесса рассмотрения запросов и жалоб, связанных с определением Судом конституционности правовых актов, часто изучаются прецеденты, связанные с возможным нарушением гарантированных законами РФ прав и свобод. Обратиться в рассматриваемую инстанцию могут граждане, которые считают, что их интересы были нарушены в силу некоторых формулировок в законах. Конституционный Суд при этом не должен изучать обстоятельства, которые подтверждают факт нарушения прав и свобод человека. Его полномочие может быть связано только с тем, чтобы изучить нормативный акт на предмет соответствия основному закону государства.

Выше мы отметили, что институты конституционного права в России представлены наряду со структурами высших судебных органов, но, как считают некоторые эксперты, также и всеми остальными государственными органами власти РФ. Вместе с тем соответствующие политические институты могут обладать не только правами в аспекте участия в конституционном процессе, но и обязанностями и ответственностью. Реагирование на соответствующие нарушения — также в числе полномочий рассматриваемой нами инстанции.

Нет такого суда, решение которого может стоять выше Конституции нашей страны

Перечисленные основные полномочия КС РФ, конечно, дополняются многими другими. Например, поводом для возможного обращения в Конституционный Суд РФ может стать вопрос, связанный с соответствием основному закону государства некоторого международного договора, который не вступил в законную силу. С соответствующим запросом в КС РФ могут обратиться Президент, Правительство России, Верховный Суд или же политические структуры субъектов РФ. Рассмотрение дела подобного типа возможно, если международный договор должен быть ратифицирован Госдумой или же у заявителя есть подозрение на то, что положения в документе не могут быть реализованы в РФ в силу несоответствия положениям Конституции России.

КС РФ уполномочен также рассматривать запросы судов любых инстанций, связанных с предполагаемым несоответствием правовых актов, применяемых в рамках тех или иных дел, основному закону РФ. В полномочия КС РФ входит и рассмотрение дел, связанных с исследованием на предмет конституционности источников права, принятых органами государственной власти, а также договоров, заключаемых между различными политическими структурами.

Заседания КС РФ проводятся под руководством Председателя данного органа власти. Данное должностное лицо вносит на обсуждение судьями релевантные вопросы. Полномочия Председателя Конституционного Суда РФ также включают взаимодействие рассматриваемого органа власти с другими политическими структурами и общественными организациями. Данное должностное лицо осуществляет деятельность, издавая приказы, а также распоряжения.

Дела и спорные вопросы рассматриваются Конституционным Судом РФ в коллегиальном порядке. При этом решения принимают только те судьи, которые непосредственно участвовали в слушаниях. Выносить постановления данный орган власти может только в случае, когда в заседаниях приняло участие по меньшей мере две трети от общего количества судей.

Дела рассматриваются КС РФ, как правило, в открытом формате. Но даже если то или иное заседание, в силу требований закона, было проведено в закрытом режиме, все принятые решения опубликовываются. Обсуждение вопросов, касающихся судебных дел, осуществляется в устном формате. КС РФ изучает объяснения всех сторон, мнения экспертов, свидетелей, исследует документы. Рассматриваются дела непрерывно. Паузы берутся для отдыха судей и проведения необходимых для дальнейшего продолжения заседаний процедур.

Конституционный Суд РФ — судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Деятельность Конституционного Суда регулируется непосредственно Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г., Федеральным Конституционным Законом РФ «О Конституционном Суде РФ» от 21.07.1994 г., ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г., ФЗ «О статусе судей» от 26.06.1992 г., и т.д. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации правомочен осуществлять свою деятельность при наличии двух третей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

  • 1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
    • а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
    • б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  • 2) разрешает споры о компетенции:
    • а) между федеральными органами государственной власти;
    • б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  • 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;
  • 3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;
  • 4) дает толкование Конституции Российской Федерации;
  • 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  • 5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;
  • 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • 7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Дела по защите прав и свобод граждан, рассмотренные Конституционным Судом, можно разделить на несколько групп — дела, связанные с проверкой:

  • 1) Уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
  • 2) Конституционности административного законодательства, ограничивающего право частной собственности.
  • 3) Норм избирательного права.
  • 4) Дела, по рассмотрению жалоб на нарушение трудовых и социальных свобод.
  • 5) Дела, по поводу ограничений жилищных прав граждан.
  • 6) Дела, касающиеся вопросов наследования и гражданства РФ.

Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

1. Механизм реализации комментируемой конституционной нормы подробно описан в гл. 24 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, принятого постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ*(692).

Согласно ст. 172 этого документа, в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (см. комментарий к ст. 102 Конституции РФ).

Верховный суд Испании является высшей судебной инстанцией по всем делам в Испании (как частным, так и государственным). Только те дела, которые связаны с правами человека, могут быть обжалованы в Конституционном суде (который также дела о действиях в соответствии с Конституцией Испании). В Испании высокие суды не могут создавать прецеденты, однако суды низших рангов обычно соблюдают толкования Верховного суда. В большинстве случаев, связанных с частным правом, для подачи апелляции в Верховный суд необходимы два судьи Верховного суда. Пять секций образуют Верховный суд Испании:

  • В первом разделе рассматриваются дела частного права (включая коммерческое право).
  • Второй раздел des о преступном соискании.
  • Третий раздел рассматривает административные дела и контролирует нормотворческие полномочия правительства.
  • Четвертый раздел посвящен трудовому праву.
  • Пятый раздел посвящен вопросам военной юстиции.

Существует также отдельный конституционный суд — Конституционный суд племени, который является высшим толкователем Конституции Испании и уполномочен определять конституционные актов и статутов, принятых любым государственным органом, центральным, региональным или местным в Испании.

Верховный суд является одной из четырех высших судебных инстанций Турции. Правосудие является органом окончательного пересмотра решений и решений, вынесенных судами первой инстанции, и что закон не распространяется на другой орган судебной власти.

Решения Генеральной ассамблеи Апелляционного суда об унификации решений касаются судей. Речь идет не о отдельном апелляционном органе, а о собрании Апелляционного суда, которое выносит решения по вопросам законодательства, по которым его различные палаты не согласны.

Судебная система Российской Федерации

Создание Верховного конституционного суда восходит к аргументу, который выдвигался по поводу права судов или любых судебных органов выносить суждения о конституционности законов, изданных законодательной властью. Такой судебный аргумент использовался при утверждении, что рассмотрение вопроса о конституционности законов входит в компетенцию судов. Следовательно, это никоим образом не наносит ущерба принципу разделения властей. Однако аргумент такой стороны был основан на базовом утверждении, что обсуждение этого вопроса является всего лишь юридическим актом, поскольку суть и суть этого вопроса представлены в интерпретации законов, которые были обжалованы, как неконституционные, вопрос правовой характер в первую очередь. В самом деле,египетский законодатель принял этот подход, когда суд был учрежден в 1969 году и тогда называлсяВерховный суд поручил провести цензуру конституционности законов. Вышеупомянутый суд существовал до его замены SCC в 1979 году [1].

Создание Суда было предусмотрено в теле Конституции Египта в 1971 г. Судей назначаются пожизненно от президента , с обязательной отставкой в возрасте 70 лет [2]В статьях со 174 по 178 говорилось об этом суде, его компетенции и его персонале. И, согласно статье 174, Суд является независимым судебным органом, штаб-квартира которого находится в Каире. Только ГТК отвечает за цензуру конституционности законов и постановлений и предполагает толкование законодательных текстов. В соответствии с конституционными положениями был издан закон № 48/1979, известный как Закон о Верховном суде. В статье № 25 этого закона полномочия этого суда определены следующим образом:

  • Цензурировать конституционность законов и постановлений.
  • Решать споры относительно компетентного органа между судебными органами или органами судебной компетенции.
  • Принимать решения по спорам, которые могут возникнуть в связи с вынесением двух окончательных противоречащих друг другу решений, если одно из вышеупомянутых постановлений было вынесено одним судебным органом, а другое — другим органом судебной компетенции.
  • И в силу положения статьи № 26 вышеупомянутого закона только ГТК имеет право толковать законы, изданные Законодательным органом, и указы, изданные главой государства, в случае каких-либо расхождений в их применении. .

SCC может во всех случаях судить о неконституционности какого-либо положения закона или постановления, представленного ему при принятии его компетенции и связанного с переданным ему спором. [3]

Председатель Верховного суда был главой президентской избирательной комиссии, которая контролировала и проводила первые в стране президентские выборы с участием нескольких кандидатов в 2005 году .

Новое здание (построенное в 2000 году) [4] было спроектировано молодым египетским архитектором Ахмедом Мито . Это необычный современный образец архитектуры египетского возрождения , стиля, более популярного в девятнадцатом веке. Площадь 4000 м 2 , он также включает в себя консультационные залы, многоцелевой зал на 451 человек, офисы, библиотеку, музей, 33 кабинета консультантов и большой атриум, который поднимается до 18 метров и покрыт куполом. [5]

  • Конституция
  • Конституционализм
  • Конституционная экономика
  • Юриспруденция
  • Судебная власть
  • Верховенство закона
  • Правило согласно высшему закону
  • Тахани аль-Гебали
  • Официальный веб-сайт
  • Конституционные суды после арабской весны
  • Верховный конституционный суд , Государственная информационная служба Египта
  • Фотографии здания СКК, 2008 г.
  • Египет: Дорожная карта к президентству , Гамаль Эссам ад-Дин, Al-Ahram Weekly , 25 июля 2009 г., о назначении Фарука Султана
  • Новый главный судья Египта Кларк Ломбарди, Сравнительные конституции , 30 сентября 2009 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *