Изменения в законодательстве в области социального обеспечения в 2021 году для должностных лиц
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в законодательстве в области социального обеспечения в 2021 году для должностных лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Проект Постановления Правительства РФ «О приостановлении проведения контрольными (надзорными) органами проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предметом которых является соблюдение требований к винодельческой продукции, установленных Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» в части ее классификации, а также привлечения к административной ответственности и проведения изъятия указанной винодельческой продукции из оборота»
Предлагается приостановить проведение контрольными (надзорными) органами проверок и привлечение к ответственности за несоответствие винодельческой продукции требованиям действующего законодательства
Согласно пояснительной записке в настоящее время на таможенных складах и складах временного хранения находится значительный объем винодельческой продукции, выпуск для внутреннего потребления которой невозможен в связи с ее несоответствием новой классификации Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 468-ФЗ «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации».
В этой связи проект предусматривает приостановление проведения контрольными (надзорными) органами проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, предметом которых является соблюдение требований к винодельческой продукции, установленных Федеральным законом N 468-ФЗ, а также привлечение к административной ответственности, проведение изъятия указанной винодельческой продукции из оборота сроком до 1 октября 2022 года.
Как изменится порядок оплаты больничных
Принят Государственной Думой 22 апреля 2021 года
Одобрен Советом Федерации 23 апреля 2021 года
Внести в Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3686; 2003, N 1, ст. 5; N 52, ст. 5037; 2004, N 10, ст. 836; 2009, N 30, ст. 3739; 2010, N 49, ст. 6409; 2011, N 29, ст. 4291; 2016, N 27, ст. 4183) следующие изменения:
1) подпункт 3 пункта 1 статьи 11 признать утратившим силу;
2) подпункт 5 пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:
«5) предъявлять страховщику и (или) налоговому органу для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты страхового обеспечения, в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;».
Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2017, N 18, ст. 2663; N 31, ст. 4791) следующие изменения:
1) в статье 59:
а) в части 1 слово «долечиванием» заменить словом «лечением»;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
«2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично формирует в форме электронного документа или в отдельных случаях выдает в форме документа на бумажном носителе листок нетрудоспособности на срок до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, — фельдшером либо зубным врачом, которые единолично формируют в форме электронного документа или в отдельных случаях выдают в форме документа на бумажном носителе листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.»;
в) в части 31 слово «выдают» заменить словами «формируют в форме электронного документа или в отдельных случаях выдают в форме документа на бумажном носителе»;
г) часть 32 изложить в следующей редакции:
«32. Листок нетрудоспособности формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, или выдается в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.»;
д) часть 7 после слов «пособий по временной нетрудоспособности» дополнить словами «, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности,»;
2) в пункте 31 статьи 78 слово «выдавать» заменить словами «формировать в форме электронного документа или в отдельных случаях выдавать в форме документа на бумажном носителе».
1. Настоящие Правила определяют порядок установления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации федеральной социальной доплаты к пенсии, пересмотра ее размеров, начисления и организации доставки федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии со статьей 121 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 29, ст. 3699; 2021, N 22, ст. 3688) (далее — Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
2. Действие настоящих Правил распространяется на проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — граждане), не осуществляющих трудовую и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2001, № 51, ст. 4832; 2021, N 24, ст. 4199) (далее — Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ), пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2021, N 22, ст. 3688) (далее — Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2021, N 22, ст. 3688) либо Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (Ведомости Совета народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 52, ст. 8577) (далее — Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
3. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма материального обеспечения пенсионера, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 121 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2021, N 1, ст. 12) (далее — Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ) в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту пребывания. Указанная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения этого пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, но не более чем в целом по Российской Федерации.
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину в беззаявительном порядке.
Размер федеральной социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ, и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 6 и 7 настоящих Правил.
При определении размера федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета их индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
При определении размера федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера размеры денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, включаются с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.
В период с 1 января текущего года до месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в предыдущем году индексации (корректировки) указанных денежных выплат. В случае изменения размеров выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, не связанных с их индексацией (корректировкой), денежные суммы, соответствующие размеру индексации (корректировки) выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, пересматриваются с учетом обстоятельств, влияющих на изменение размера указанных выплат.
В период с 1 числа месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) размеров денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 и 4 пункта 6 настоящих Правил, до месяца проведения индексации (корректировки) размеров указанных денежных выплат следующего года пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующ��е размеру произведенной в текущем году индексации (корректировки), но не менее денежных сумм, выплаченных пенсионеру в прошлом году.
10. Решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящими Правилами.
Решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения сведений о мерах социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении; денежных эквивалентах мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсациях расходов по оплате указанных услуг.
Установление федеральной социальной доплаты к пенсии оформляется решением об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, в котором указываются следующие сведения:
а) полное наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесшего решение, в соответствии с учредительными документами;
б) дата вынесения и номер решения в соответствии с журналом регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, в отношении которого выносится решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии;
г) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;
д) основание установления федеральной социальной доплаты к пенсии с указанием номера статьи, а также даты, номера и наименования федерального закона;
е) наименование субъекта Российской Федерации и размер в рублях и копейках величины прожиточного минимума субъекта Российской Федерации на соответствующий год установления федеральной социальной доплаты к пенсии;
ж) общая сумма материального обеспечения пенсионера в рублях и копейках;
з) размер федеральной социальной доплаты к пенсии в рублях и копейках;
и) срок, на который установлена федеральная социальная доплата к пенсии;
к) наименование должности уполномоченного должностного лица Пенсионного фонда Российской Федерации, подписавшего решение, подпись уполномоченного должностного лица, его инициалы и фамилия;
л) электронная цифровая подпись уполномоченного должностного лица.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 3 рабочих дня со дня вынесения решения об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии уведомляет об этом гражданина любым способом, позволяющим определить факт и дату направления уведомления об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии.
Информирование гражданина об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии оформляется уведомлением об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии, в котором указываются следующие сведения:
а) дата и номер уведомления;
б) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому направляется уведомление;
г) полное наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, направившего уведомление, в соответствии с учредительными документами;
д) об условиях, с наступлением которых, гражданину установлена федеральная социальная доплата к пенсии в соответствующем субъекте Российской Федерации на соответствующий год;
е) об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии:
ж) дата вынесения и номер решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
з) об уведомлении гражданина (представителя):
о возможности обращения за справкой о сроке и размере установленной федеральной социальной доплаты к пенсии в любой территориальный орган ПФР или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;
о способах получения информации о размере назначенной гражданину федеральной социальной доплаты к пенсии;
и) контактный номер телефона;
к) наименование должности уполномоченного должностного лица Пенсионного фонда Российской Федерации, подписавшего уведомление, подпись уполномоченного должностного лица, его инициалы и фамилия;
л) электронная цифровая подпись уполномоченного должностного лица.
11. В случае несогласия гражданина с решением, вынесенным территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, данное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом.
Решение как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, так и вышестоящего органа Пенсионного фонда Российской Федерации (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) может быть обжаловано гражданином в суде.
12. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
При назначении гражданину пенсии другого вида (переводе гражданина с одного вида пенсии на другой) федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается со дня установления пенсии нового вида, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
13. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается гражданину на срок, на который ему установлена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если гражданину установлены две пенсии, федеральная социальная доплата устанавливается к той пенсии, которая установлена на более длительный срок.
17. Для начисления федеральной социальной доплаты к пенсии территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации открывается лицевой счет в электронной форме (далее — лицевой счет) на каждого гражданина, являющегося получателем этой доплаты.
Гражданину, состоящему на учете в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации, открытия дополнительного лицевого счета не требуется. Начисление федеральной социальной доплаты к пенсии отражается в соответствующем разделе лицевого счета этого гражданина.
В том случае, когда гражданин, которому назначается федеральная социальная доплата к пенсии, является несовершеннолетним или недееспособным, в лицевой счет вносятся сведения о его представителе в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 43н «Об утверждении перечня сведений, содержащихся в банке данных о законных представителях лиц, имеющих право на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, включая информацию о внесении исправлений или изменений в указанные сведения, предоставляемых в федеральную государственную информационную систему «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», в том числе для последующей передачи в Федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2021 г. регистрационный N 63566).
18. Начисленные суммы федеральной социальной доплаты к пенсии отражаются в лицевом счете на основании документов (сведений) выплатного дела.
19. Продление выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии производится в порядке, определенном для выплаты страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
20. Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии приостанавливается:
1) одновременно с приостановлением выплаты соответствующей пенсии;
2) на период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ;
3) если общая сумма материального обеспечения пенсионера, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии, достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или месту пребывания.
21. Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии при наличии права на нее возобновляется:
1) одновременно с возобновлением выплаты пенсии, к которой она установлена;
2) при поступлении сведений о прекращении выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ;
3) если общая сумма материального обеспечения пенсионера вновь не превышает величину прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по его месту жительства или месту пребывания.
Возобновление по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта Правил, осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие возобновление указанной выплаты.
Приостановление и возобновление федеральной социальной доплаты к пенсии оформляется распоряжением о приостановлении (возобновлении) федеральной социальной доплаты к пенсии, в котором указываются следующие сведения:
а) дата и номер распоряжения;
б) номер выплатного дела гражданина, которому выносится распоряжение;
в) страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина;
г) фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина, которому направляется уведомление;
д) полное наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, вынесшего распоряжение, в соответствии с учредительными документами;
е) о приостановлении (возобновлении) федеральной социальной доплаты к пенсии:
основание приостановления (возобновления) федеральной социальной доплаты к пенсии;
размер федеральной социальной доплаты к пенсии в рублях и копейках;
дата приостановления (возобновления) федеральной социальной доплаты к пенсии;
ж) наименование должности уполномоченного должностного лица Пенсионного фонда Российской Федерации, подписавшего распоряжение, подпись уполномоченного должностного лица, его инициалы и фамилия;
з) электронная цифровая подпись уполномоченного должностного лица.
22. Выплата федеральной социальной доплаты к пенсии прекращается одновременно с прекращением выплаты соответствующей пенсии.
Прекращение выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющего указанную выплату.
С 2022 г. для территориальных органов ПФР устанавливаются новые правила осуществления федеральной соцдоплаты к пенсии. Они заменят правила 2017 г.
Оговорены установление, перерасчет, начисление доплаты и организация ее доставки.
Доплата будет устанавливаться в беззаявительном порядке со дня назначения пенсии, но не ранее возникновения права на нее. Гражданам будут направлять уведомления о назначении доплаты.
С 01.09.2021 изменяются правила запроса согласия на обработку персональных данных в социальных сетях. Теперь соцсети, приложения и сайты обязаны информировать пользователей, зачем им понадобилась эта информация. Пользователям предоставлено право запрещать распространение сведений о себе. Это связано с началом действия с 01.03.2021 новых правил обработки персональных данных, по которым только сам гражданин вправе решать, каким площадкам и на какой срок он разрешает использовать личные данные. Человек вправе обратиться к администрации сайта или соцсети с требованием удалить информацию о себе.
В согласие на обработку персональных данных в социальных сетях включили:
- ФИО пользователя;
- контактную информацию пользователя — телефон, адрес электронной почты или почтовый индекс.
В согласии необходимо размещать:
- перечень сайтов, где личные данные пользователя могут публиковаться;
- цель их обработки;
- категории и перечень данных, которые берутся в обработку, — персональные, специальные или биометрические.
Пользователь вправе выбирать, на какие категории данных он устанавливает запрет обработки, в том числе ограничения на способ их передачи. В согласии указывают срок его действия.
Подробнее: «Согласие на обработку персональных данных: оформляем правильно»
С 01.09.2021 начинают действовать новые правила маркировки упакованной воды средствами идентификации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 31.05.2021 № 841. По этим правилам все участники оборота упакованной воды подают заявления на регистрацию в государственную информационную систему мониторинга за оборотом маркированных товаров «Честный ЗНАК» с 01.09.2021 или не позднее чем через 7 дней с даты возникновения необходимости осуществления оборота упакованной воды.
Оборот и вывод из оборота немаркированной упакованной воды, произведенной или ввезенной в РФ (в случае ее производства вне РФ) до соответствующей даты, с которой нанесение средств идентификации на такую упакованную воду становится обязательным, допускается до окончания срока годности этой упакованной воды.
С 01.09.2021 постановлением Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099 вводится обязательная маркировка молочной продукции со сроком хранения более 40 суток и велосипедов (велосипедных рам).
Подробнее: «Требования к маркировке товаров»
С 01.09.2021 в России стартует новая культурная программа «Пушкинская карта», введенная по предложению президента. Граждане в возрасте от 14 до 22 лет получат возможность посещать театры, музеи и выставки за счет бюджетных средств. Им выдадут специальные карточки с зачисленными на них 3000 рублей. Эти деньги разрешено тратить только на культурные мероприятия. В следующем году сумму планируют увеличить. Заявку на участие в госпрограмме начиная с 1 сентября подают на портале госуслуг. Всего обладателями «Пушкинской карты» смогут стать порядка 13 миллионов молодых людей.
С 01.09.2021 обязательным условием итоговой аттестации для аспиранта станет предзащита подготовленной во время учёбы диссертации. Процедура государственной аккредитации программ аспирантуры или адъюнктуры отменяется. Эти программы будут разрабатываться на основе федеральных государственных требований, утверждённых Минобрнауки. Образовательные организации, у которых аккредитация истекает незадолго до вступления закона в силу, будут считаться аккредитованными, это предусмотрено Федеральным законом от 30.12.2020 № 517-ФЗ.
Начинают действовать поправки в Трудовой кодекс РФ, расширившие трудовые гарантии для работников, которые заочно осваивают программы подготовки научных кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Они получили возможность на дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 30 дней и один свободный от работы день в неделю с оплатой 50 %.
С 02.09.2021 все российские пенсионеры получат единовременную выплату в размере 10 000 рублей по указу Владимира Путина. Выплаты касаются всех категорий пенсионеров;
- работающих и получающих страховую или социальную пенсию;
- неработающих получателей страховой пенсии;
- получателей пенсии по выслуге лет, включая военнослужащих и других силовиков;
- инвалидов всех групп и детей-инвалидов;
- получателей пенсий по потере кормильца.
В первую очередь деньги отправят тем, кто получает выплаты на банковские карты, а затем остальным получателям.
Подробнее: «Выплату для пенсионеров в размере 10 000 рублей получат все инвалиды и дети, потерявшие кормильцев»
16 важных законов, которые изменят жизнь граждан и бизнеса в сентябре 2021 года
С 01.09.2021 внесены поправки в КоАП РФ и начал действовать новый порядок направления материалов по делу об административном правонарушении лицу, в отношении которого возбуждено дело, в форме электронного документа с использованием портала Госуслуг, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 № 947.
Теперь жалобы на зафиксированные камерами нарушения правил ПДД разрешено подавать через единый портал Госуслуг, а также через сайт суда. Такую жалобу отправитель будет заверять усиленной квалифицированной электронной подписью либо простой электронной подписью, ключ которой получен при обращении за получением госуслуг, либо через специальную форму на сайте суда, если суд технически готов принять её. Ответы из Госавтоинспекции будут приходить в трехдневный срок в электронной форме через интернет.
Подробнее: «Штраф за нарушение, зафиксированное камерой, разрешат обжаловать через госуслуги»
Статьей 6 Федерального закона № 478-ФЗ установлено, что с 1 января 2021 года не применяются положения:
-
ст. 15, 17, 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ), касающихся назначения и выплаты страхователем обеспечения по страхованию и осуществления расходов на обеспечение по страхованию в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-
ст. 4.1, 4.2, 4.3, 4.6, 4.7, 13, 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон № 255-ФЗ), касающихся назначения и выплаты страхователем страхового обеспечения (исключение – пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы), а также осуществления расходов на страховое обеспечение в счет уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При этом предусмотрено, что в период с 1 января по 31 декабря 2021 года Правительством РФ определяются особенности:
-
финансового обеспечения, назначения и выплаты ФСС застрахованным лицам страхового обеспечения и обеспечения по страхованию;
-
осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
В связи с эпидемиологической обстановкой Федеральным законом от 01.04.2020 № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» был установлен особый порядок назначения и выплаты больничных. Действие этого порядка было ограничено 31 декабря 2020 года. Однако Федеральный закон № 478-ФЗ сделал временные правила постоянными. Для этого ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ была дополнена ч. 6.1 и 6.2.
В соответствии с ч. 6.1 в ситуации, когда исчисленное пособие по временной нетрудоспособности в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из минимального размера оплаты труда в следующем порядке:
-
размер дневного пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, на число календарных дней в календарном месяце, на который приходится период временной нетрудоспособности;
-
размер пособия по временной нетрудоспособности, подлежащего выплате, исчисляется путем умножения полученного размера дневного пособия по временной нетрудоспособности на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности в каждом календарном месяце.
К сведению: в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, сравнивать размер исчисленного пособия необходимо с МРОТ с учетом этих коэффициентов.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), размер пособия по временной нетрудоспособности, исчисляемый в соответствии с ч. 6.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ исходя из минимального размера оплаты труда, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица (ч. 6.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
К сведению: пунктом 4 ст. 8 Федерального закона № 478-ФЗ предусмотрено, что положения ч. 6.1 и 6.2 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ применяются при исчислении пособий по временной нетрудоспособности за период временной нетрудоспособности, приходящийся на период начиная с 1 января 2021 года.
Согласно ст. 7 Федерального закона № 478-ФЗ в период с 1 января по 31 декабря 2021 года страхователи обязаны:
-
представлять в ФСС сведения и документы, необходимые для назначения и выплаты застрахованным лицам пособий. Порядок и сроки подачи таких документов и сведений устанавливаются Правительством РФ;
-
возмещать страховщику суммы излишне понесенных им расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию вследствие представления страхователем недостоверных и (или) неполных сведений.
В целях осуществления контроля за соблюдением требований в части полноты и достоверности сведений и документов, представляемых страхователем для назначения и выплаты пособий, ФСС в период с 1 января по 31 декабря 2021 года будет проводить камеральные и выездные проверки. Порядок проведения таких проверок аналогичен порядку проведения камеральных и выездных проверок, установленному Федеральным законом № 125-ФЗ.
Изменения по страховым взносам в 2021 году
Постановлением Правительства РФ № 2375 были утверждены:
-
Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат (далее – Положение);
-
Положение об особенностях назначения и выплаты в 2021 году застрахованным лицам пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, а также оплаты отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно;
-
Положение об особенностях возмещения расходов страхователей в 2021 году на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.
Порядок, в соответствии с которым ФСС назначает и выплачивает пособия в 2021 году, во многом повторяет правила пилотного проекта, установленные Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294.
К основным новшествам можно отнести:
-
исключение требования по оформлению заявления застрахованным лицом;
-
необходимость предоставления работниками сведений о себе, требуемых для назначения и выплаты пособий. Форму, по которой нужно подать информацию, утвердит ФСС. Сведения могут быть представлены как на бумаге, так и в электронном виде.
Новые правила применяются и к тем страховым случаям, по которым страхователь не назначил и не выплатил пособия до 1 января 2021 года.
Положение определяет особенности назначения и выплаты ФСС в 2021 году:
-
пособий по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием);
-
пособий по беременности и родам;
-
единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
-
единовременного пособия при рождении ребенка;
-
ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Также Положение регулирует порядок возмещения расходов страхователям на выплату социального пособия на погребение, оплаты дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и возмещения специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению.
К сведению: Положение не распространяется на лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
При наступлении страхового случая работник (застрахованное лицо) представляет страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты пособия. Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с федеральными законами:
-
№ 255-ФЗ;
-
от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Необходимо представлять документы только в случае их отсутствия у работодателя.
К сведению: при отсутствии у работника на день обращения к страхователю за пособием по временной нетрудоспособности, пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий, соответствующее пособие назначается ФСС на основании представленных страхователем документов или сведений.
Для перерасчета ранее назначенного пособия застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю с заявлением о перерасчете ранее назначенного пособия (далее – заявление о перерасчете) и документами, необходимыми для такого перерасчета. Форма заявления о перерасчете утверждается ФСС.
При наступлении у застрахованного лица временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения вреда своему здоровью или попытки самоубийства либо вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления также представляются документы, подтверждающие указанные обстоятельства.
К сведению: документы и сведения могут подаваться не только застрахованным лицом, но и его уполномоченным представителем. В этом случае к документам (сведениям), а также к заявлениям при их подаче необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия этого представителя.
При трудоустройстве или в период осуществления трудовой, служебной (иной) деятельности работник представляет страхователю по месту работы сведения о себе, необходимые страхователю и территориальному органу ФСС для выплаты страхового обеспечения, по форме, утверждаемой ФСС. Сведения о застрахованном лице оформляются в виде документа на бумажном носителе либо формируются в электронном виде.
После получения документов от работника страхователь не позднее пяти календарных дней представляет в ФСС по месту регистрации поступившие к нему документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты страховщиком соответствующих видов пособия, в том числе сведения о застрахованном лице, а также опись представленных документов (сведений), составленную по форме, утверждаемой ФСС.
К сведению: в случае представления работником заявления о перерасчете и справок о сумме заработка страхователь не позднее пяти календарных дней со дня получения этих документов также представляет их в ФСС. Фондом производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справок о сумме заработка застрахованного лица.
В связи с исполнением обязанностей страхователя работодателям необходимо помнить о следующем:
-
если численность работников превышает 25 человек, то сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (реестр сведений), нужно направлять в ФСС в электронном виде по форматам, установленным фондом. Формы реестров сведений и порядок их заполнения утверждаются ФСС;
-
в трехдневный срок необходимо направить в ФСС уведомление о прекращении права застрахованного лица на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случае прекращения с ним трудовых отношений, начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня, смерти его ребенка и в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующего пособия. Форма такого уведомления утверждается ФСС;
-
если утрата трудоспособности произошла вследствие заболевания или травмы, то пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни назначается и выплачивается страхователем за счет собственных средств, а за остальной период начиная с четвертого дня – за счет средств ФСС;
-
в случае представления в ФСС не в полном объеме документов (сведений), сведений о застрахованном лице, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, фонд в течение пяти рабочих дней со дня их получения направляет (вручает) страхователю извещение о представлении недостающих документов (сведений) по форме, утверждаемой ФСС. Извещение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма. Недостающие документы и сведения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения;
Выплата социального пособия на погребение производится страхователем в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Для возмещения расходов на выплату социального пособия на погребение страхователь представляет в ФСС заявление о возмещении таких расходов по форме, утверждаемой фондом, и справку о смерти. Фонд в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение и не позднее двух рабочих дней со дня его принятия перечисляет средства на расчетный счет страхователя.
Возмещение расходов страхователю на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами производится ФСС по месту регистрации страхователя за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Для возмещения указанных расходов страхователь представляет в ФСС заявление о возмещении расходов на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по форме, утверждаемой ФСС, и заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами.
Фонд в течение десяти рабочих дней со дня получения документов принимает решение о возмещении расходов страхователю на оплату дополнительных оплачиваемых выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и в течение двух рабочих дней со дня принятия указанного решения перечисляет средства на расчетный счет страхователя.
С 2021 года отменили зачётную систему ФСС, при которой работодатели сами выплачивали пособия и уменьшали на них начисленные страховые взносы. На выплаты пособий напрямую из соцстраха перешли последние участники зачётной системы:
- Москва;
- Московская область;
- Санкт-Петербург;
- Краснодарский край;
- Свердловская область;
- Пермский край;
- Челябинская область;
- ХМАО.
Теперь по всей России соцстрах перечисляет почти все пособия сразу на счета застрахованных. Работодатели обязаны только вовремя передавать в ФСС информацию для назначения и выплаты пособий.
У организаций и ИП остаётся обязанность выплачивать за счёт собственных средств:
- первые 3 дня больничного при заболевании или травме работника;
- пособие на погребение, причём после выплаты работодатель может обратиться в ФСС за возмещением расходов.
Больничный с четвёртого дня и остальные виды пособий платит соцстрах.
Вот как теперь получают прямую выплату пособия из ФСС.
- Работник передаёт своему работодателю документы для назначения и расчёта пособия: листок нетрудоспособности (или его номер, если больничный электронный), справки с других мест работы, реквизиты для перечисления денег и др. Обратите внимание, что заявление о выплате пособия (оплате отпуска) с 1 января 2021 годп работнику больше не нужно заполнять.
- Работодатель в течение пяти календарных дней передаёт документы с описью в соцстрах или отправляет электронный реестр сведений.
- ФСС проверяет, все ли документы предоставлены. Если комплект неполный или есть ошибки, в течение пяти рабочих дней работодатель получит извещение. Передать в соцстрах недостающие документы или внести исправления нужно тоже не позднее пятого рабочего дня.
- Получив всю нужную информацию, ФСС принимает решение о назначении и выплате пособия. Деньги отправляют на счёт застрахованного в течение 10 календарных дней, считая с даты получения соцстрахом всех документов.
С 1 января 2021 года действуют новые лимиты, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 1935 от 26.11.2020. Их устанавливают только для взносов на обязательное социальное и пенсионное страхование. Для страховых взносов от несчастных случаев и на обязательное медстрахование предельных баз нет.
Предельная величина базы на соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 966 тыс. руб. Когда облагаемые доходы работника превысят эту сумму, взносы на этот вид страхования до конца года больше не начисляют.
В дальнейшем при расчёте больничных, пособий по беременности и родам, по уходу за ребёнком до 1,5 лет учитывают только облагаемый взносами заработок, то есть не более 966 тыс. руб.
По сравнению с 2020 годом они не изменились. В 2021 году для всех ИП фиксированные страховые взносы с дохода, не превышающего 300 тыс. руб.:
- 32 448 руб. — на пенсионное страхование;
- 8 426 руб. — на медицинское.
Осталась прежней и максимальная сумма годовых пенсионных взносов за себя — 259 584 руб. (фиксированный взнос 32 448 руб 1% допвзносов с доходов свыше 300 тыс. руб.).
Предпринимателям на патенте с 2021 года разрешили вычитать страховые взносы за себя и работников из стоимости патента. Вычет действует по аналогии с УСН 6% и отменённым ЕНВД. ИП без работников могут уменьшить стоимость патента на сумму уплаченных взносов вплоть до 100%, ИП с работниками — максимум до 50%.
В Налоговый кодекс внесли поправки, благодаря которым стало проще возвращать излишне уплаченные пенсионные взносы. В п. 6.1 ст. 78 НК РФ уточнили условия, при которых нельзя вернуть переплату:
- переплату уже учли в индивидуальной части тарифа страхового взноса и разнесли на лицевой счёт застрахованного физлица.
- человеку, за которого переплатили взносы, на момент подачи заявления о возврате назначили пенсию.
Ранее в этом же пункте был полный запрет на возврат переплаты, разнесённой Пенсионным фондом по индивидуальным лицевым счетам застрахованных. Изменения внесли в связи с постановлением Конституционного суда № 32-П от 31.10.2019. В нём КС РФ признал такой запрет чрезмерным ограничением прав страхователей и разрешил возвращать разнесённую переплату:
- в индивидуальной части тарифа — если ещё не назначена пенсия;
- в солидарной части тарифа — независимо от назначения пенсии.
С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.
Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.
На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.
С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.
Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).
Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.
С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.
Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.
Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).
С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Уголовный кодекс дополнен положениями об ужесточении уголовной ответственности за клевету.
Статья 128.1 Уголовного кодекса РФ изложена в новой редакции. Теперь:
- прямо предусматривается уголовная ответственность за клевету в сети «Интернет»;
- клевета может быть направлена не только против конкретного лица, но и нескольких лиц, как указал законодатель «индивидуально не определенных»;
- клевета в сети «Интернет», СМИ, публичном выступлении, сопряженная с использованием должностного положения, указанием на наличие у потерпевшего опасного для окружающих заболевания или его обвинением в совершении преступления против половой неприкосновенности, тяжкого или особо тяжкого преступления теперь грозит лишением свободы на срок до пяти лет.
Уголовное преследование за клевету в интернете теперь проводится в публичном, а не частном, как это было ранее, порядке. Правом на подачу заявления о преступлении фактически обладает любое лицо, которое оценивает публикацию как клеветническую и посчитает себя заинтересованным.
Если предыдущая редакция статьи предполагала, что потерпевший самостоятельно подает заявление в мировой суд, где оно рассматривается в порядке, близком к гражданскому процессу, то по новому закону преследование будет осуществляться правоохранительными органами, а не заявителем.
В том числе поэтому стоит ожидать увеличения количества заявлений и дел о клевете, хотя ранее количество осужденных за клевету было не так уж и велико — 33 человека за первое полугодие 2020 годаСводные статистические сведения о состоянии судимости в России за первое полугодие 2020 года Судебного департамента при Верховном суде РФ № 10-а «Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации» Разд. 3 Гл. 17.
Обзор изменения законодательства в июле 2021 года
Теперь законодателем определено, что сеть «Интернет» сама по себе является площадкой для распространения заведомо ложных сведений. Но в ходе дознания может возникнуть проблема в доказывании субъекта преступления — лица, распространившего сведения.
Значительное число сайтов в сети «Интернет» принадлежат юридическим лицам, а установить автора публикации возможно не во всех случаях. В России уголовная ответственность юридических лиц не предусмотрена.
В связи с чем, в случае распространение заведомо ложной информации на корпоративном сайте, риск уголовного преследование за данное деяние может возникать для руководства компании.
При этом маловероятно, что закон сам по себе скажется на деятельности анонимных сайтов.
1 февраля 2021 года, спустя три года после своего инициирования, вступает в силу закон о регулировании деятельности социальных сетей.
- Закон устанавливает обязанности для всех владельцев социальных сетей, ориентированных на российскую аудиторию. Критерии таких соцсетей: возможность публикации материалов пользователями на языках народов России, возможность публикации рекламы для российских потребителей и посещаемость ресурса не менее 500 тыс. пользователей из России в сутки.
- Для учета социальных сетей Роскомнадзором будет создан реестр социальных сетей. Включение сведений в него будет осуществляться по инициативе Роскомнадзора на основе данных, представленных владельцами соцсетей.
- Владельцы социальных сетей обязаны самостоятельно проводить мониторинг в отношении 12 видов информации, относимой законодателем к запрещенной, рассматривать касающиеся ее обращения пользователей, самостоятельно блокировать ее или обращаться в Роскомнадзор при наличии сомнений в ее противоправности.
- Правила пользования социальной сетью должны быть опубликованы и доведены до российской аудитории, а также не противоречить отечественному законодательству.
Закон весьма компромиссный, но может привести к двояким результатам для пользователей и бизнеса, в частности.
С одной стороны, социальные сети обязаны самостоятельно вести мониторинг запрещенной информации, хотя такой мониторинг не вел и сам Роскомнадзор (принятие решений об ограничении доступа, как правило, осуществляется на основании поступающих обращений).
С другой, не вводится ответственности за отказ ее блокировать, реагировать необходимо на обращения пользователей, а само принятие решений может быть оставлено Роскомнадзору.
Последнее может привести к тому, что «Закон о социальных сетях» постигнет судьба «Закона о праве на забвение»Статья 10.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: в отсутствие решения компетентного органа социальные сети могут отказывать пользователям в удалении информации или оставлять эти решения регулятору.
Это наиболее вероятный исход, с учетом того, что критерии признания некоторых видов информации не всегда очевидны. Например, в законе предусмотрена обязанность мониторинга сведений о новых потенциально опасных веществах — их перечень не публикуется, постоянно обновляется и известен лишь экспертам МВД России.
Опасность в том, что, обращаясь в Роскомнадзор, социальная сеть обязана временно заблокировать спорную информацию до принятия решения. В этом случае не исключается ситуация, когда на основании обращения пользователя будет заморожена целая рекламная кампания. Ответственность же за злоупотребление не предусмотрена.
Закон связывает возникновение статуса социальной сети с количеством ее российских пользователей — их должно быть не менее 500 тыс.
Такой же критерий раньше использовался при регулировании деятельности блогеров, новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов — это значит, что сам закон фактически заработает тогда, когда Роскомнадзор примет все нормативные акты, необходимые для определения посещаемости.
Ранее схожие по своему характеру санкции устанавливались лишь в отношении интернет-провайдеров, контроль за которыми осуществляется в автоматизированном режиме. По данным Роскомнадзора в 2019 году в отношении операторов связи было возбуждено 468 дел об административных правонарушениях, 327 из которых завершились в пользу государстваПубличный доклад Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций за 2019 г., с. 55.
Их деятельность лицензируема, и регулятор мог однозначно установить нарушителя. С новым составом правонарушения не все так очевидно: привлекаемое к ответственности лицо не всегда может иметь хоть какое-то отношение к контенту.
В качестве «иных лиц, обеспечивающих размещение в сети “Интернет” информационного ресурса» Роскомнадзор часто определяет владельцев сетевых адресов (IP), используя при этом общедоступные сервисы типа WHOIS (с августа 2019 года — LookUp). Именно им Роскомнадзор зачастую направляет свои требования.
Но чаще всего владельцами сетевых адресов являются компании по защите от Ddos-атак или информационной безопасности. Если блокировка самого виновного ресурса сказывается на их деятельности незначительно, то угроза административного штрафа создает существенные риски, которые могут сказаться на стоимости конечных услуг.
В свою очередь, установление штрафов вряд ли скажется на деятельности анонимных ресурсов, а именно такие сайты наряду с социальными сетями становятся основным источником тиражирования незаконного контента.