Расчет налога на имущество организаций в 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет налога на имущество организаций в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Плательщиками налога на имущество физических лиц не являются:

  1. Герои Советского Союза, герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий «Халық қаһарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня», награжденные подвеской «Алтын алқа», отдельно проживающие пенсионеры — в пределах 1000-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности;
  2. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним по льготам и гарантиям, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, инвалиды — в пределах 1500-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, от общей стоимости всех объектов налогообложения, находящихся на праве собственности;
  3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, на период до достижения ими 18-летнего возраста.
  4. Индивидуальные предприниматели по объектам налогообложения, используемым в предпринимательской деятельности, за исключением жилищ и других объектов, по которым налоговая база определяется в соответствии со статьей 529 Налогового кодекса и налог исчисляется налоговыми органами в соответствии со статьей 532 Налогового кодекса.

Определение налогоплательщика в отдельных случаях

  1. При передаче государственным учреждением объектов налогообложения в доверительное управление налогоплательщик определяется в соответствии со статьей 41 Налогового кодекса.
  2. Если объект налогообложения находится в общей долевой собственности нескольких лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих лиц.
  3. Плательщиком налога по объектам налогообложения, находящимся в общей совместной собственности, может являться один из собственников данного объекта налогообложения по согласованию между ними.

При этом по объектам налогообложения, находящимся в общей совместной собственности, по которым государственная регистрация права собственности произведена после 31 декабря 2016 года, плательщиком налога может являться один из собственников данного объекта налогообложения, указанный собственниками в заявлении на осуществление государственной регистрации права собственности на такой объект.

Налог на имущество в Казахстане в 2021

Порядок исчисления и уплаты налога

  1. Исчисление налога по объектам налогообложения физических лиц производится налоговыми органами не позднее 1 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом, по месту нахождения объекта налогообложения, независимо от места жительства налогоплательщика, путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе с учетом фактического срока владения на праве собственности по объектам налогообложения физических лиц, права на которые были зарегистрированы до 1 января года, следующего за отчетным налоговым периодом.
  2. Если в течение налогового периода объект налогообложения находится на праве собственности менее двенадцати месяцев, налог на имущество, подлежащий уплате по таким объектам, рассчитывается путем деления суммы налога, определенной в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, на двенадцать и умножения на количество месяцев фактического периода нахождения объекта налогообложения на праве собственности.

При этом фактический период нахождения объекта на праве собственности определяется с начала налогового периода (в случае если объект находился на праве собственности на такую дату) или с 1 числа месяца, в котором возникло право собственности на объект, до 1 числа месяца, в котором было передано право собственности на такой объект, или до конца налогового периода (в случае если объект находится на праве собственности на такую дату).

  1. За объект налогообложения, находящийся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог исчисляется пропорционально их доле в этом имуществе.
  2. При уничтожении, разрушении, сносе объекта налогообложения перерасчет суммы налога производится при наличии документов, выдаваемых уполномоченным государственным органом, подтверждающих факт уничтожения, разрушения, сноса.
  3. В случае возникновения или прекращения в течение налогового периода права на применение положений подпунктов 1), 2) и 3) пункта 2 статьи 526 Налогового кодекса такие положения:
  • при возникновении права — применяются с 1 числа месяца, в котором такое право возникло, до окончания налогового периода или до 1 числа месяца, в котором такое право прекращается;
  • при прекращении права — не применяются с 1 числа месяца, в котором такое право прекращается.
  1. Если иное не установлено пунктом 7 статьи 532 Налогового кодекса, уплата налога производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения не позднее 1 октября года, следующего за отчетным налоговым периодом.
  2. Сумма налога, подлежащая уплате за фактический период владения объектом налогообложения лицом, передающим право собственности, должна быть внесена в бюджет не позднее дня государственной регистрации права собственности.

При этом в целях исчисления налога на имущество физических лиц в случае, предусмотренном частью первой настоящего пункта, используется налоговая база, определенная за налоговый период, предшествующий году, в котором произведена передача права собственности на объект налогообложения.

  1. При изменении границ административно-территориальной единицы налог на имущество физических лиц, находящееся в населенном пункте на территории, которая в результате такого изменения границ переведена в границы другой административно-территориальной единицы, за налоговый период, в котором произведено такое изменение, исчисляется исходя из базовой стоимости, установленной для категории населенного пункта, в границах которого находился данный населенный пункт до даты такого изменения.

Налоговый период для исчисления и уплаты налога на имущество

  1. Налоговым периодом для исчисления налога на имущество физических лиц является календарный год с 1 января по 31 декабря.
  2. При уничтожении, разрушении, сносе объектов налогообложения физических лиц в расчет налогового периода включается месяц, в котором произошел факт уничтожения, разрушения, сноса объектов налогообложения.

Стоимость объекта налогообложения

Ставка налога

1.

до 2 000 000 тенге включительно

0,05 процента от стоимости объектов налогообложения

2.

свыше 2 000 000 тенге до 4 000 000 тенге включительно

1 000 тенге + 0,08 процента с суммы, превышающей 2 000 000 тенге

3.

свыше 4 000 000 тенге до 6 000 000 тенге включительно

2 600 тенге + 0,1 процента с суммы, превышающей 4 000 000 тенге

4.

свыше 6 000 000 тенге до 8 000 000 тенге включительно

4 600 тенге + 0,15 процента с суммы, превышающей 6 000 000 тенге

5.

свыше 8 000 000 тенге до 10 000 000 тенге включительно

7 600 тенге + 0,2 процента с суммы, превышающей 8 000 000 тенге

6.

свыше 10 000 000 тенге до 12 000 000 тенге включительно

11 600 тенге + 0,25 процента с суммы, превышающей 10 000 000 тенге

7.

свыше 12 000 000 тенге до 14 000 000 тенге включительно

16 600 тенге + 0,3 процента с суммы, превышающей 12 000 000 тенге

8.

свыше 14 000 000 тенге до 16 000 000 тенге включительно

22 600 тенге + 0,35 процента с суммы, превышающей 14 000 000 тенге

9.

свыше 16 000 000 тенге до 18 000 000 тенге включительно

29 600 тенге + 0,4 процента с суммы, превышающей 16 000 000 тенге

10.

свыше 18 000 000 тенге до 20 000 000 тенге включительно

37 600 тенге + 0,45 процента с суммы, превышающей 18 000 000 тенге

11.

свыше 20 000 000 тенге до 75 000 000 тенге включительно

46 600 тенге + 0,5 процента с суммы, превышающей 20 000 000 тенге

12.

свыше 75 000 000 тенге до 100 000 000 тенге включительно

321 600 тенге + 0,6 процента с суммы, превышающей 75 000 000 тенге

13.

свыше 100 000 000 тенге до 150 000 000 тенге включительно

471 600 тенге + 0,65 процента с суммы, превышающей 100 000 000 тенге

14.

свыше 150 000 000 тенге до 350 000 000 тенге включительно

796 600 тенге + 0,7 процента с суммы, превышающей 150 000 000 тенге

15.

Налог на имущество юридических лиц, ИП, осуществляющих ведение бухучета, рассчитывается по формуле:
Налоговая база * ставка налога
Налоговая база = Среднегодовая балансовая стоимость объектов обложения по данным бухучета
Среднегодовая балансовая стоимость объектов обложения = 1/13 суммы, полученной при сложении балансовых стоимостей объектов налогообложения на 1 число каждого месяца текущего налогового периода и 1 число месяца налогового периода, следующего за отчетным.

Балансовая стоимость объектов обложения по данным бухучета = Первоначальная стоимость – Начисленная амортизация +/- Результат переоценки (если она производилась) – Начисленные убытки (если они признавались) + Восстановление ранее начисленных убытков (если оно производилось).
Для индивидуальных предпринимателей, которые не ведут бухучет, налоговой базой является совокупность затрат на приобретение, строительство, монтаж, реконструкцию зданий и других объектов налогообложения.
Предельная норма амортизации зданий, сооружений – 10%.

Таблица 1.

Налогоплательщик

Ставка налога

Юридические лица

1,5% к налоговой базе

Юридические лица на СНР по упрощенной декларации

0,5% к налоговой базе

Индивидуальные предприниматели

0,5% к налоговой базе

Некоммерческие организации

0,1% к налоговой базе

Организации, осуществляющие деятельность в социальной сфере

0,1% к налоговой базе

Организации, осуществляющие библиотечное обслуживание

0,1% к налоговой базе

Юридические лица по объектам питьевого водоснабжения

0,1% к налоговой базе

По объектам гидромелиоративных сооружений, используемых для орошения земель сельхозтоваропроизводителей, крестьянских и фермерских хозяйств

0,1% к налоговой базе

Все предприниматели, кроме ИП на СНР, уплачивают налог на имущество так же, как налог на землю, – до 15 февраля текущего налогового периода предоставляют расчет текущих платежей, которые уплачиваются в равных долях до 25 февраля, 25 мая, 25 августа и 25 ноября. Платежи рассчитываются по объектам, имеющимся на начало налогового периода (налоговым периодом является календарный год с 1 января по 31 декабря).

ИП на СНР (упрощенке) сдают декларацию один раз в год до 31 марта (по данным об имуществе за прошедший налоговый период – календарный год) и уплачивают налог на имущество в течение 10 дней после срока сдачи декларации.

Если имущество было приобретено в течение года, то текущие платежи увеличиваются на сумму, которая рассчитывается следующим образом:
Налоговая ставка*(1/13 первоначальной стоимости объекта*количество месяцев текущего налогового периода).
Полученная сумма также уплачивается равными долями, при этом первым сроком уплаты является очередной срок.
Если имущество было продано в течение года, то текущие платежи уменьшаются на сумму, которая рассчитывается следующим образом:
Налоговая ставка*(1/13 суммы стоимости объектов*количество месяцев текущего налогового периода).
При этом стоимостью объектов, поступивших в течение года, является их первоначальная стоимость, а по остальным – их балансовая стоимость.
Полученная сумма, на которую уменьшаются текущие платежи, распределяется равными долями на оставшиеся сроки уплаты.

Если имущество приобретено или получено после последнего срока уплаты, то есть 25 ноября, то налог уплачивается в течение 10 дней после сдачи итоговой декларации. Декларация сдается не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
ИП на СНР уплачивают налог на имущество в течение 10 дней после сдачи декларации.

(0)
  • ФНО 700.00

  • Приложение 1 к ФНО 700.00

  • Приложение 2 к ФНО 700.00

  • Приложение ФНО 700.03 (Налог на имущество)

Земельный налог РК в 2021: как рассчитать и когда оплатить

1. Настоящие Правила составления налоговой отчетности «Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество (форма – 700.00)» (далее – Правила) разработаны в соответствии с Кодексом Республики Казахстан от 25 декабря 2017 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс) и определяют порядок составления формы налоговой отчетности «Декларация по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество» (далее – декларация), предназначенной для исчисления налога на транспортные средства, земельного налога и налога на имущество. Декларация составляется налогоплательщиками, указанными в статьях 490, 498 и 517 Налогового кодекса, а также лицами, занимающиеся частной практикой, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, по объектам, указанным в статье 530 Налогового кодекса.

2. Декларация состоит из самой декларации (форма 700.00) и приложений к ней (формы с 700.01 по 700.03), предназначенных для детального отражения информации об объектах, связанных с обложением налогом на транспортные средства, земельным налогом и налогом на имущество.

3. При заполнении декларации не допускаются исправления, подчистки и помарки.

4. При отсутствии показателей соответствующие ячейки декларации не заполняются.

5. Приложения к декларации составляются в обязательном порядке при заполнении строк в декларации, требующих раскрытия соответствующих показателей.

6. Приложения к декларации не составляются при отсутствии данных, подлежащих отражению в них.

7. В случае превышения количества показателей в строках, имеющихся на листе приложения к декларации, дополнительно заполняется аналогичный лист приложения к декларации.

8. В настоящих Правилах применяются следующие арифметические знаки: «+» – плюс, «–» – минус, «х» – умножение, «/» – деление, «=» – равно.

9. Отрицательные значения сумм обозначаются знаком «–» в первой левой ячейке соответствующей строки (графы) декларации.

10. При составлении декларации:

  1. на бумажном носителе – заполняется шариковой или перьевой ручкой, черными или синими чернилами, заглавными печатными символами или с использованием печатающего устройства;

  2. в электронной форме – заполняется в соответствии со статьей 208 Налогового кодекса.

11. Декларация составляется, подписывается, заверяется (печатью в установленных законодательством Республики Казахстан случаях либо электронной цифровой подписью) налогоплательщиком (налоговым агентом) на бумажном и (или) электронном носителях на казахском и (или) русском языках, в соответствии с пунктом 2 статьи 204 Налогового кодекса.

12. При представлении декларации:

  1. в явочном порядке на бумажном носителе – составляется в двух экземплярах, один экземпляр возвращается налогоплательщику (налоговому агенту) с отметкой фамилии, имени, отчества (при его наличии) и подписью работника органа государственных доходов, принявшего декларацию и оттиском печати (штампа);

  2. по почте заказным письмом с уведомлением на бумажном носителе – налогоплательщик (налоговый агент) получает уведомление почтовой или иной организации связи;

  3. в электронной форме, допускающем компьютерную обработку информации – налогоплательщик (налоговый агент) получает уведомление о принятии или непринятии налоговой отчетности системой приема налоговой отчетности органов государственных доходов.

13. По объектам, переданным (полученным) по договорам лизинга, декларация и соответствующие к ней приложения заполняются и представляются лизингополучателем.

14. По объектам обложения земельным налогом и налогом на имущество, входящим в состав активов паевого инвестиционного фонда, декларация заполняется и представляется управляющей компанией паевого инвестиционного фонда.

15. По объектам обложения налогом на имущество, переданным по договору концессии, декларация заполняется и представляется концессионером.

16. В разделе «Общая информация о налогоплательщике» приложений к декларации (формы с 700.01 по 700.03) указываются соответствующие данные, отраженные в разделе «Общая информация о налогоплательщике» настоящей декларации.

17. В разделе «Общая информация о налогоплательщике» налогоплательщик указывает следующие данные:

  1. индивидуальный идентификационный номер (бизнес-идентификационный номер) (далее – ИИН (БИН)) плательщика по налогу на транспортные средства, по земельному налогу и налогу на имущество;

  2. налоговый период, за который представляется налоговая отчетность (год) – отчетный налоговый период, за который представляется декларация (указывается арабскими цифрами);к

  3. Фамилия, имя, отчество (при его наличии) или наименование налогоплательщика – Фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица или полное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами. При исполнении налогового обязательства доверительным управляющим в строке указывается фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица или полное наименование юридического лица-доверительного управляющего в соответствии с учредительными документами;

  4. вид декларации. Соответствующие ячейки отмечаются с учетом отнесения декларации к видам налоговой отчетности, указанным в статье 206 Налогового кодекса;

  5. номер и дата уведомления. Строки заполняются в случае представления дополнительной декларации по уведомлению, предусмотренной подпунктом 4) пункта 3 статьи 206 Налогового кодекса;

  6. отдельные категории налогоплательщика. Ячейки отмечаются в случае, если налогоплательщик относится к одной или нескольким категориям, указанным в строках A, B, C и D:

  • А – доверительный управляющий в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса;
  • В – учредитель доверительного управления в соответствии со статьей 40 Налогового кодекса;
  • С – лицо, занимающееся частной практикой, физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, в соответствии со статьями 516 и 525 Налогового кодекса;
  • D – недропользователь по соглашению (контракту) о разделе продукции, в котором прямо предусмотрена стабильность налогового режима, заключенным до 1 января 2009 года, в соответствии с пунктом 1 статьи 722 Налогового кодекса;

7. номер и дата заключения контракта.

Заполняется недропользователем, если отмечена строка 6 D с указанием номера и даты заключения контракта на недропользование;

8. код валюты в соответствии с приложением 23 «Классификатор валют», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций»;

9. представленные приложения. Отмечаются ячейки представленных приложений к декларации;

10. количество листов приложений.

Указывается количество листов представленных приложений к декларации по следующим формам (указывается арабскими цифрами):

  • в строке А – по приложению 700.01;

  • в строке В – по приложению 700.02;

  • в строке С – по приложению 700.03.

18. В разделе «Налог на транспортные средства»: в строке 700.00.001 указывается сумма налога – всего, исчисленная за налоговый период;

19. В разделе «Земельный налог»:

  1. в строке 700.00.002 указывается сумма налога, исчисленная за налоговый период, определяемая по строке «Сумма земельного налога, Всего» графы O формы 700.02;

  2. в строке 700.00.003 указывается код налоговой льготы в виде снижения налоговой ставки в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 510 Налогового кодекса согласно приложению 1 к настоящим Правилам;

  3. в строке 700.00.004 указывается сумма налоговой льготы.

20. В разделе «Налог на имущество»:

  1. в строке 700.00.005 I указывается сумма налога на имущество, исчисленная за налоговый период налогоплательщиками, указанными в статье 517 Налогового кодекса (всех категорий по коду бюджетной классификации 104101);

  2. в строке 700.00.005 II указывается сумма налога, исчисленная за налоговый период плательщиками налога на имущество, применяющими специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов, в общеустановленном порядке и уменьшенная на 70 процентов в соответствии со статьей 700 Налогового кодекса;

  3. в строке 700.00.005 III по коду бюджетной классификации 104102, указывается итоговая сумма налога на имущество, исчисленная за налоговый период лицами, занимающиеся частной практикой, физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, по объектам, указанным в статье 530 Налогового кодекса, определяемая как сумма строки 700.03.001 раздела 2 «Исчисление налога на имущество, за исключением лиц, указанных в разделе 3» формы 700.03 и итоговой суммы графы С раздела 3 «Исчисление налога на имущество по городам районного значения, селам, поселкам, сельским округам» формы 700.03;

  4. в строке 700.00.006 указывается сумма исчисленных текущих платежей за налоговый период, определяемая путем суммирования строк 104101 графы G Расчета текущих платежей по земельному налогу и налогу на имущество (701.01), по всем представленным формам 701.01 за текущий налоговый период;

    22. Данное приложение к декларации предназначено для исчисления налогоплательщиками налога на транспортные средства в соответствии с разделом 13 Налогового кодекса. Форма 700.01 составляется налогоплательщиком в совокупности по всем транспортным средствам, имеющимся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, а также переданным (полученным) по договору финансового лизинга, в течение налогового периода. Приложение составляется отдельно:

    1. по транспортным средствам, используемым в деятельности, по которой применяется специальный налоговый режим;

    2. по транспортным средствам, не используемым в деятельности, по которой применяется специальный налоговый режим.

    При составлении формы 700.01 по городам районного значения, селам, поселкам, сельским округам, являющимся местом нахождения юридического лица, его структурного подразделения налогоплательщиком составляется отдельное приложение к декларации по каждому городу районного значения, селу, поселку, сельскому округу.

    23. В разделе «Общая информация о налогоплательщике» налогоплательщик указывает следующие данные:

    1. ИИН (БИН) плательщика налога на транспортные средства;

    2. БИН аппарата акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов заполняется только в случае составления формы 700.01 по городам районного значения, селам, поселкам, сельским округам;

    3. строка 3 заполняется налогоплательщиками, применяющими специальный налоговый режим для производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельскохозяйственных кооперативов в соответствии со статьями 698, 699, 700 и 701 Налогового кодекса, и указывается вид применяемого режима налогообложения по отношению к транспортным средствам:

    • ячейка 3 А отмечается плательщиками налога по транспортным средствам, не используемым в деятельности, по которой применяется специальный налоговый режим;

    • ячейка 3 В отмечается плательщиками налога по транспортным средствам, используемым в деятельности, по которой применяется специальный налоговый режим;

    4. налоговый период (год) – отчетный налоговый период, за который представляется налоговая отчетность.

    24. В разделе «Исчисление налога на транспортные средства»:

    1) По графе А «объекты налогообложения по видам (категориям) транспортных средств», транспортные средства распределены по видам (категориям) транспортных средств и сгруппированы в зависимости от характеристик транспортного средства и применяемой налоговой ставки, установленной в статье 492 Налогового кодекса:

    • по строке 700.01.001 по 700.01.004 заполняются данные по подразделу1 «Грузовые и специальные автомобили, без учета прицепов»;

    • по строке 700.01.005 заполняются данные по подразделу 2 «Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования»;

    • по строке 700.01.006 по 700.01.008 заполняются данные по подразделу 3 «Автобусы»;

    • по строке 700.01.009 по 700.01.010 заполняются данные по подразделу 4 «Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда»;

    • по строке 700.01.011 по 700.01.014 заполняются данные по подразделу 5 «Катера, суда, буксиры, баржи, яхты»;

    • по строке 700.01.015 по 700.01.021 заполняются данные по подразделу 6 «Легковые автомобили»;

    • по строке 700.01.022 по 700.01.026 заполняются данные по подразделу 6.1 «Легковые автомобили, с объемом двигателя свыше 3000 куб.см, ввезенные на территорию Республики Казахстан после 31.12.2013 года или произведенные (изготовленные или собранные) в Республике Казахстан после 31.12.2013 года»;

    • по строке 700.01.027 по 700.01.029 заполняются данные по подразделу 7 «Летательные аппараты, приобретенные после 1.04.1999 года из-за пределов Республики Казахстан»;

    • по строке 700.01.030 по 700.01.032 заполняются данные по подразделу 8 «Летательные аппараты, приобретенные до 1.04.1999 года, а также приобретенные после 1.04.1999 года и (или) находящиеся в эксплуатации в Республике Казахстан до 1.04.1999 года»;

    • по строке 700.01.033 заполняются данные по подразделу 9 «Железнодорожный тяговый и мотор-вагонный подвижной состав»;

    2) в строках с 700.01.001 по 700.01.033 заполняются данные:

    • по графе В – количество транспортных средств в году;

    • по графе С – сумма налога за фактический период владения;

    • по графе D – справочная информация по суммарному превышению объема двигателя по подразделу «Легковые автомобили», по суммарной мощности для подразделов G «Летательные аппараты, приобретенные после 1.04.1999 года из-за пределов Республики Казахстан», H «Летательные аппараты, приобретенные до 1.04.1999 года, а также приобретенные после 1.04.1999 года и (или) находящиеся в эксплуатации в Республике Казахстан до 1.04.1999 года», I «Железнодорожный тяговый и мотор-вагонный подвижной состав»;

    • по графе Е – справочная информация по общему количеству месяцев фактического владения.

    25. В подразделе 10 «Налог на транспортные средства»:

    Согласно статье 380 НК РФ, размер ставки определяется субъектом РФ, но не должен быть выше 2,2%. Для недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, ставка налога не может превышать 2%. Также есть нулевая ставка, которая применяется в отношении объектов, определенных распоряжением Правительства (от 22.11.2017 № 2595-р).

    Законодательные органы субъектов РФ вправе установить свой региональный процент по налогу и даже дифференцировать ставки по категориям имущества и налогоплательщиков, но они должны соответствовать диапазону указанных значений.

    Если в вашем субъекте не установлены налоговые ставки, применяйте те, которые указаны в статье 380 НК РФ.

    В отношении некоторой недвижимости организации владельцы платят налог не из среднегодовой стоимости, а из кадастровой стоимости.

    Под кадастровую стоимость попадают объекты недвижимости из п. 1 ст. 378.2 НК РФ:

    • административные бизнес-центры вместе с помещениями;
    • различные торговые центры вместе с помещениями;
    • нежилые помещения под офисы, магазины, общепит и бытовые нужды (в т.ч. и те, в которых эти виды деятельности уже ведутся);
    • недвижимость зарубежных организаций, у которых нет в России специальных представительств;
    • жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, жилые строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства

    С этой недвижимости нужно платить налог по кадастровой стоимости, если кадастровая стоимость по ней определена, а сами объекты недвижимости перечислены в региональном законе. Если хотя бы одно из требований не исполнено, налог надо рассчитывать по среднегодовой стоимости. По объектам, перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, не составляют региональные перечни. Кадастровое налогообложение этих объектов предусматривается региональным законом. Если кадастровая стоимость не установлена, то тоже считайте налог по среднегодовой стоимости.

    Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно на сайте Росреестра в разделе «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

    Система рассчитает налог, подготовит платежку

    Калькулятор налога на имущество (недвижимость)

    Первый микрокредит без переплат!

    Сумма: до 145 000 тенге.

    • Программа Шанырак («5-10-20»): что это за программа, какие ее условия, как стать ее участником

    • Что такое адресная социальная помощь, как подать заявку на получение

    • Как избавиться от долгов

    • Карты рассрочки – в чем выгода

    • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

    • Страхование имущества

    • Как лучше платить – карточкой или наличными

    • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

    • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

    • Ипотека по программе «7-20-25»

    • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

    • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

    • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

    • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

    • Социальный налог в РК

    • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

    • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

    • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

    • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

    • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

    • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

    • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

    • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

    • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

    • Как защититься от коллекторов в Казахстане

    • Как получить квартиру от государства в Казахстане

    • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

      • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
      • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
      • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)
      • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
      • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
      • Вводится обязанность представлять сообщения о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложения (Подробнее…)
      • Вводится заявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество для российских организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Подробнее…)
      • Реализуется возможность сверки с налоговым органом сведений об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Подробнее…)
      • Устанавливаются единые сроки уплаты всех имущественных налогов организаций (Подробнее…)

      Налог на имущество для юридических лиц в 2021 году

      • Отменяются декларации по налогу на имущество для российских организаций в отношении объектов, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (Подробнее…)
      • По всем имущественным налогам для российских организаций отменена налоговая отчётность, за исключением объектов, налоговая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости (Подробнее…)

      Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ[3] п. 1 ст. 386 НК РФ был дополнен нормой, согласно которой в налоговую декларацию включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Новшества вступили в силу с 01.01.2021 и применяются начиная с представления деклараций по налогу на имущество организаций за налоговый период – 2020 год.

      Сегодня объектом обложения налогом на имущество организаций является недвижимое имущество. Возникает резонный вопрос: зачем в налоговую декларацию включать сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств, если оно не облагается налогом?

      Можно предположить, что все-таки будут реализованы планы в отношении налога на имущество организаций, приведенные в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов. В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» документа сказано, что прорабатывается возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной ставки налога на имущество организаций. То есть все вернется на круги своя: движимое имущество вместе с недвижимым будет облагаться налогом на имущество. При этом будет снижена налоговая ставка.

      Возможно, такие изменения будут приняты в связи с тем, что заинтересованные министерства и ведомства никак не могут установить единые критерии отнесения имущества к недвижимости. Предполагается, что результатом станут упрощение администрирования налога и снижение количества налоговых споров по отнесению имущества к движимым и недвижимым вещам.

      При этом необходимо определить оптимальный размер предельной налоговой ставки, обеспечивающий, с одной стороны, недопущение роста налоговой нагрузки на бизнес, а с другой – соблюдение интересов бюджетов субъектов РФ. Напомним, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ).

      Теперь в декларацию по налогу на имущество организаций включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. В нее добавлен соответствующий раздел, который заполняется за истекший налоговый период в разрезе по субъектам РФ. Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то раздел со сведениями о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества может входить в любую из них.

      Раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств» заполняется российскими и иностранными организациями, осуществляющими деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, учитывающими на балансе организации в качестве объектов основных средств объекты движимого имущества. Он заполняется организацией один раз в одной из представляемых ею деклараций за соответствующий налоговый период.

      Раздел состоит из двух граф:

      • в графе «Субъект Российской Федерации (код)» указывается код субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением 7 «Коды субъектов Российской Федерации» к порядку заполнения декларации;

      • в графе «Среднегодовая стоимость объектов движимого имущества (в рублях)» – отличная от нуля среднегодовая стоимость объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации либо обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в субъекте РФ, код которого указан в соответствующей графе «Субъект Российской Федерации (код)».

      При отсутствии у организации объектов налогообложения по налогу разд. 4 не заполняется.

      В Письме от 21.01.2021 № 03-05-04-01/3279 Минфин дал разъяснения по вопросу включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ сведений о среднегодовой стоимости движимого имущества.

      Согласно абз. 4 п. 1 ст. 386 НК РФ в такой декларации отражаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

      Порядок расчета среднегодовой стоимости имущества установлен абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ, согласно которому среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

      Представители Минфина пришли к выводу, что при определении среднегодовой стоимости движимого имущества в целях включения в декларацию по налогу на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ следует применять положения абз. 2 п. 4 ст. 376 НК РФ.

      Данные разъяснения доведены до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество организаций, включая проведение камеральных налоговых проверок, Письмом ФНС РФ от 22.01.2021 № БС-4-21/659@.

      Теперь напомним порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления.

      Согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается:

      1) недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ;

      2) недвижимое имущество, находящееся на территории РФ и принадлежащее организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения, а также полученное по концессионному соглашению, в случае, если налоговая база в отношении такого имущества определяется в соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 НК РФ.

      Из приведенных норм следует, что установленный ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости не распространяется на объекты недвижимого имущества, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления, в связи с чем налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении указанных объектов определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 14.08.2020 № 03-05-05-01/71386).

      Налог на имущество физических и юридических лиц

      \n\n

      \n\t \n\t\t \n\t\t\t

      \n\t\t\t

      \n\t\t\t

      \n\t\t

      \n\t\t

      \n\t\t\t
      \n\t\t\t

      Суть поправки

      \n\t\t\t

      \n\t\t\t

      Соответствующая норма Кодекса

      \n\t\t\t

      \n\t\t\t

      Дата вступления в силу

      \n\t\t\t

      \n\t\t\t

      Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

      Суть поправки

      Соответствующая норма Кодекса

      Дата вступления в силу

      Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

      Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

      Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

      В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

      Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

      По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
      01.01.19 100
      01.02.19 95
      01.03.19 90
      01.04.19 85
      01.05.19 80
      01.06.19 75
      01.07.19 70
      01.08.19 234
      01.09.19 207
      01.10.19 191
      01.11.19 174
      01.12.19 146
      31.12.19 118

      Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

      Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

      Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

      Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

      Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

      Пример расчета налога на имущество организаций

      В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

      1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

      Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

      С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

      2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

      • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
      • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
      • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
      • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

      Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

      1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

      • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
      • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

      2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

      Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

      3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

      В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

      Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

      1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

      • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
      • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
      • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
      • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

      На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

      Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

      Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

      Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

      Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

      Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


      1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/22311@ «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

      2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

      Налог на имущество организаций

      Исчисление суммы налога на имущество организаций осуществляется по итогам налогового периода, к которому относится календарный год.

      С 01.01.2020г. налоговые расчеты по авансовым платежам по итогам отчетных периодов (I квартал, I полугодие, 9 месяцев) сдавать не нужно (п. 2 ст. 386 НК РФ утратит силу). Однако, обязанность по уплате авансовых платежей не отменена. Перечислять их в бюджет необходимо по старым правилам.

      Также по итогам каждого отчетного периода (первый квартал, полугодие и девять) необходимо рассчитывать сумму авансовых платежей в размере 1/4 произведения налоговой базы и ставки налога. Таким образом, итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между суммой налога за налоговый период и суммами авансовых платежей.

      В чем разница уплаты налога на имущество российскими и иностранными организациями? Налог на имущество и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные субъектами РФ.

      Однако, в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации. Иностранные же организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

      Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ отменена необходимость некоторых компаний сдавать в ИФНС отчетность по налогу на имущество. К таким субъектам относятся организации, имеющих в собственности недвижимость, облагаемую по кадастровой стоимости.

      С 2022 года компании не будут включать в декларацию информацию о недвижимости, налоговая база по которой устанавливается как ее кадастровая стоимость (п. 6 ст. 386 НК).

      Если у субъекта в прошедшем налоговом периоде были только эти объекты недвижимого имущества, то декларацию вообще сдавать не нужно будет. Это правило будет применяться к отчетности за 2022 год, а за 2021 год декларацию по недвижимости, облагаемой налогом на основании кадастровой стоимости, сдать придется.

      Что касается недвижимости, налогооблагаемая база по которой определяется на основании среднегодовой стоимости, то обязанность компаний предоставлять налоговые декларации сохраняется. Отчетность также нужно будет сдавать не позже 30 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК).

      При этом такая декларация, как и в 2021 году, должна включать информацию о среднегодовой стоимость объектов движимого имущества, которые учтены на балансе хозяйствующего субъекта как объекты ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (Закон от 23.11.2020 г. № 374-ФЗ).

      С 2022 года компании в отношении недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости, будут сами считать и платить налог на имущество без подачи деклараций. ИФНС будут направлять им сообщения об исчисленных суммах налога. Порядок направления этих сообщений и ответа на них такой же, как по транспортному и земельному налогам (абз. 3 п. 6 ст. 386 НК).

      Сообщения передаются налоговиками в компании после окончания налогового периода и срока уплаты налога на имущество. Передача документа производится следующим образом:

      • в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика;
      • по Почте России заказным письмом;
      • лично руководителю или представителю компании под подпись о получении.

      В сообщении обозначается объект налогообложения, налогооблагаемая база, налоговый период, ставка налога и величина рассчитанного налога. Информацию для исчисления ИФНС самостоятельно получает из ЕГРН и госорганов, регистрирующих права на недвижимость.

      При получении этого сообщения из ИФНС компания при несогласии с расчетом налога может подать налоговикам возражения и документы, подтверждающие правильность расчета налога. Это можно сделать в течение 10-ти дней с момента получения данного сообщения.

      Заявить о налоговых льготах можно будет в любую ИФНС по выбору самой компании. Но данный момент касается только тех объектов недвижимого имущества, налогооблагаемая база по которым устанавливается как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК).

      В заявлении на льготы нужно указать объекты налогообложения и информацию о самих льготах с отсылкой на соответствующие нормы законодательства и сведения о документах, подтверждающих право на льготы.

      Срок направления заявлений на льготы не ограничивается. Их можно подавать в любое удобное для компании время. В то же время непредставление заявления не лишает ее права на льготу. Если у ИФНС будет информация о том, что организация вправе получить льготу, то налог на имущество будет рассчитываться с учетом ее применения.

      В настоящий момент налог на имущество и авансы по нему уплачиваются в порядке и сроки, установленные законодательством субъектов РФ. Таким образом, сроки перечисления налога могут значительно различаться в зависимости от региона.

      С 2022 года в России будут введены единые сроки уплаты налога на имущество компаний и авансов по нему.

      По обновленной редакции п. 1 ст. 383 НК налог на имущество нужно будет платить не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Авансы по нему нужно будет платить не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом.

      Одновременно с этим региональные органы власти утратят право определять эти сроки через законодательство субъектов РФ. Однако они все же смогут влиять на сроки уплаты авансов по налогу на имущество. Так, они также смогут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков право не рассчитывать и не платить авансы по налогу на имущество в течение налогового периода (п. 6 ст. 382 НК).

      Отдельными поправками определится порядок прекращения налогообложения в отношении уничтоженного недвижимого имущества. В ст. 382 НК добавят новый п. 4.1, по которому организации не смогут уплачивать налог на имущество, прекратившее свое существование, уже с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.

      Чтобы прекратить платить налог по этому имуществу, организация должна будет подать в налоговую инспекцию заявление о его гибели или уничтожении. Правила его заполнения и формат подачи в электронном виде будут позже разработаны на основании приказа ФНС.

      Это заявление можно будет подать в любую ИФНС по выбору компании вне зависимости от места ее регистрации и нахождения имущества, подлежащего налогообложению.

      Вместе с заявлением субъект сможет подать и документы, которые подтвердят факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Непредставление этой документации не лишит организацию права освободиться от налогообложения объекта с 1-го числа месяца его утраты.

      В таком случае налоговики при получении заявления от компании сами будут направлять в уполномоченные госорганы запрос о представлении информации, подтверждающей факт гибели или уничтожения имущества.

      Рассматривать заявление налоговики будут в порядке как и при транспортном налоге в течение 30-ти дней с момента его получения. После этого ИФНС направит в компанию уведомление о прекращении расчета налога на имущество (п. 3.1 ст. 362 НК).

      Сервисы, помогающие в работе бухгалтера, вы можете приобрести здесь.

      Хотите установить, настроить, доработать или обновить «1С»? Оставьте заявку!

      Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

      Как инспекторы будут по-новому администрировать имущественные налоги

      • земельные участки и прочие объекты природопользования;
      • имущество федеральных органов власти, используемое для нужд обороны;
      • объекты культурного наследия народов РФ;
      • объекты, связанные с ядерной отраслью (установки, хранилища и т.д.);
      • ледоколы и прочие суда;
      • объекты космической отрасли;
      • движимое имущество, находящееся на балансе начиная с 01.01.2013 г.;
      • имущество, приобретаемое для перепродажи и т. д.

      Законодательством закреплен полный перечень льготных категорий, перечисленный в статье 381 НК РФ.

      • организации уголовно-процессуальной системы в отношении имущества, которое используется для осуществления их функций;
      • религиозные организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности;
      • общероссийские организации инвалидов (не менее 80% инвалидов) в отношении имущества, которое используется для осуществления ими деятельности указанной в уставе;
      • организации, занимающиеся выпуском фармацевтической продукции, касаемо имущества, которое используется для производства препаратов направленных на борьбу с эпидемиями и эпизоотиями;
      • организации, получивших статус участников “Сколково”;
      • судостроительные компании в отношении ТМЦ используемых для ремонта и строительства судов;
      • управляющие компании особых экономических зон и т. д.

      Для расчета налога на имущество необходимо исчислит среднегодовую стоимость этого имущества, которая будет налоговой базой.

      При этом имущество учитывается по остаточной стоимости, порядок определения которой закреплен в учетной политике организации.

      Остаточная стоимость = первоначальная стоимость — начисленная амортизация

      Ставка по налогу на имущество устанавливается законодательными актами субъектов РФ и не может превышать 2,2%. Размер налоговой ставки зависит от вида имущества и категории налогоплательщика.

      Для расчета налога к уплате применяется формула:

      Налог = налоговая база *налоговую ставку/100.

      [box type=»info» border=»full» icon=»none»] Пример:
      На балансе организации имеется станок. Остаточная стоимость на 01.01.2021 г. составляет 80 000 рублей. Ежемесячно на него начисляется амортизация в размере 2 000 рублей.

      Остаточная стоимость за первый квартал 2018 года:
      • январь — 78 000 (80 000 — 2 000);
      • февраль — 76 000 (78 000 — 2 000);
      • март — 74 000 (76 000 — 2 000).

      За налоговый период по налогу на имущество принят год.

      Первый квартал, полугодие, девять месяцев считаются отчетными периодами.

      Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально в сроки установленные законодательством.

      Налог уплачивается:

      • для российской организации — в бюджет по местонахождению данной организации;
      • для иностранной организации — в бюджет по месту регистрации российского представительства или по месту нахождения недвижимого имущества, указанного в статье 375 НК РФ;
      • для обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, в бюджет субъекта по местонахождению каждого подразделения.

      Налоговая декларация предоставляется по истечении всех отчетных и налоговых периодов.

      Итоговая годовая декларация подается до 30 марта следующего года.

      Кадастровая оценка (тоже будет указана в квитанциях, но ее можно узнать и сейчас на Росреестре) будет умножаться на ставку налога, которую утвердили местные депутаты. Однако здесь предусмотрены вычеты и переходный период.

      Как объяснили «Толку», не все муниципалитеты края установили максимальные ставки. Депутаты части населенных пунктов на своем уровне приняли ставку 0,1%, часть – 0,3%, но большинство выбрали максимальный вариант.

      5

      Право на вычет на 20 кв. метров имеют собственники квартир, на вычет на 50 кв. метров – владельцы домов, на 10 «квадратов» – комнат.

      6

      Да, будет. После того как налоговая по-новому посчитает полную сумму налога и вычтет из нее сумму вычета на 10, 20 или 50 кв. метров, к получившемуся показателю она применит в первый год понижающий коэффициент 0,2. То есть налогоплательщик заплатит 20% от положенной суммы. Во второй год коэффициент возрастет до 0,4, в третий – до 0,6. Потом платить придется уже полную сумму.

      То есть, чтобы посчитать налог, который придется платить в следующем году, например на квартиру, нужно кадастровую стоимость умножить на ставку, принятую у вас на территории, из получившегося результата вычесть налог на 20 кв. метров. А итог умножить на 0,2.

      Понижающие коэффициенты установлены, чтобы переход на новую систему расчета налога не оказался для владельцев слишком резким.

      7

      При расчете налога по инвентаризационной стоимости коэффициент и ставка умножаются на суммарную стоимость всех объектов, находящихся в собственности. При расчете налога из кадастровой стоимости сумму высчитают по каждому объекту отдельно.

      8

      «Кадастровая стоимость приближена к рыночной. В целом бюджет выиграет. Может, и не сразу, с учетом того, что законодатель предусмотрел плавный переход», – заявил руководитель УФНС региона Юрий Куриленко.

      Еще ранее представители властей заявляли осторожно, что в городах платежи в итоге могут возрасти, а вот в селах, где не так много домов с большой площадью, и при условии вычета на 50 кв. метров поступления налога, наоборот, могут упасть.

      9

      Например, человек проживает в Барнауле, а недвижимость находится, предположим, в Бурлинском районе края. Ставка будет применяться та, которая установлена на территории, где находится объект, независимо от того, где проживает налогоплательщик.

      10

      В налоговой поясняют, что уведомления не будет, если у человека есть какая-либо налоговая льгота, был применен налоговый вычет или другие налоговые основания, которые освободили гражданина от уплаты налога.

      11

      Сейчас пенсионеры освобождены от уплаты налога на один из объектов собственности. Эта льгота сохранится. Но при условии, что объект не используется в предпринимательской деятельности. Это может быть жилой дом (или его часть), квартира, комната, гараж, машино-место, хозяйственная постройка (не более 50 кв. метров).

      12


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *