Методы определения нмц по 223 ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методы определения нмц по 223 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

05.04.2021 на Портале правовой информации опубликовали Федеральный закон №86-ФЗ от 05.04.2021, который обязал заказчиков обосновывать начальную цену договора в закупках отдельными видами юридическим лицам (223-ФЗ).

ВАЖНО! Нововведения вступят в силу с 16 апреля. Но заказчикам дали 90 дней с этой даты, чтобы поправить положения о закупках. Закупки, которые начали проводить до размещения обновленного положения, но в пределах этого срока, завершат по старым правилам.

Организациям придется корректировать порядок подготовки тендеров к размещению и внести правки в Положение, уточняя порядок обоснования:

  • максимальной цены тендера;
  • формулы расчета стоимости;
  • расчета цены за единицу услуги 223-ФЗ (товара, работы).

Как обосновать НМЦД по 223-ФЗ: обязательная инструкция с 16 апреля

Заказчики, которые размещают заказы в рамках ФЗ 223, обязаны указывать в извещении и тендерной документации сведения о начальной (максимальной) цене договора. Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц (223-ФЗ) разъясняет, что такое сведения НМЦ по 223-ФЗ — это максимальная или ориентировочная цена договора (лота) с формулой расчета (указанием цены за единицу товара). Порядок определения этой цифры организации разрабатывают самостоятельно и закладывают в Положение о закупках.

    В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ (в новой редакции) в положении о закупке заказчик помимо прочего должен обозначить для себя единые правила определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора. Речь здесь идет и о договорах, заключаемых с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Прописать потребуется в том числе порядок:

    • определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора;

    • определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги;

    • определения максимального значения цены договора.

    В то же время в документации о конкурентной закупке порядок формирования цены договора указывать не нужно (п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в новой редакции) – ведь правила определения цены, распространяющиеся на все закупки заказчика, теперь должны быть отражены в положении о закупке. Но в документацию надо будет включить обоснование цены договора (единицы товара, работы, услуги) для конкретного случая закупки. В том числе понадобится внести информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и другие обязательные платежи.

    Таким образом, поправки Закона № 223-ФЗ скажутся на закупочной деятельности автономных учреждений следующим образом.

    1. Заказчики не потеряют самостоятельности в установлении порядка определения цены договора. Но они обязаны отразить этот порядок в своем положении о закупке.

    2. Правила определения и обоснования цены договора станут общими для всех закупок заказчика. В отношении конкретного предмета закупки отдельно прописывать такой порядок не понадобится. Но и произвольно менять его при проведении той или иной закупки не получится – все регламентируется положением о закупке.

    3. Разработанный заказчиком порядок определения и обоснования цены договора должен охватывать и закупки у единственного поставщика. Прежняя редакция Закона № 223-ФЗ этого не требовала, поскольку в силу ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе (ЕИС) извещение и документацию о закупке у единственного поставщика (если иное не оговорено в собственном положении о закупке). Но именно в этих документах раскрываются сами суммы договоров и порядок их формирования. То есть раньше прозрачных правил определения цены договора с единственным поставщиком не было, но после вступления поправок в силу такие правила появились.

    4. Порядок формирования цены, установленный в прежней редакции п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, и единые правила, которые теперь должны быть прописаны в положении о закупке, направлены на одно – на максимальное раскрытие информации о цене договора. С одной стороны, используя такой порядок, участник закупки формирует свое ценовое предложение. С другой стороны, заказчик обосновывает, почему он готов заплатить исполнителю договора ту или иную сумму.

    В пояснительной записке к проекту № 1046332-7 сказано, что наделение заказчиков новой обязанностью призвано повысить эффективность закупок в рамках Закона № 223-ФЗ и минимизировать коррупциогенные проявления. Единые для всех закупок заказчика правила формирования цены позволят раскрыть ее составляющие (например, объемы необходимых товаров, работ, услуг, их стоимость, дополнительные расходы), что облегчит жизнь участникам, снижая барьеры при допуске к закупкам. Участникам закупки будет проще формировать свои ценовые предложения с учетом раскрываемой заказчиками информации о цене договора.

    На необходимость совершенствования механизма определения начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по Закону № 223-ФЗ, неоднократно указывали ФАС и Минфин. Финансовое ведомство и выступило разработчиком законопроекта № 1046332-7.

    Автономные учреждения, как и остальные исполнители Закона № 223-ФЗ, должны включить порядок определения и обоснования цены договора в свои положения о закупке в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок – до 15 июля 2021 года. В течение этого срока положение о закупке надо не только скорректировать, но и утвердить, а затем разместить его актуальную версию в ЕИС. До момента, пока актуализированная версия положения не опубликована в ЕИС (но в пределах установленного переходного периода), можно проводить закупки по прежним правилам.

    Иными словами, если извещение либо приглашение принять участие в закупке было размещено до публикации скорректированного положения, такая закупка завершается по правилам, действующим на дату размещения извещения (направления приглашения). Если же извещение или приглашение выложено в ЕИС после опубликования доработанного положения (пусть и в пределах установленного переходного периода), проводить и завершать такую закупку надо по новым правилам – обосновывая цену договора.

    Но если автономное учреждение в установленный срок не опубликует актуализированное положение о закупке, с 15 июля оно будет считаться неразмещенным в ЕИС. Тогда придется руководствоваться при закупках Законом № 44-ФЗ.

    Обоснование НМЦД по закону № 223-ФЗ: правила и рекомендации

    Порядок формирования цены договора заказчики и раньше устанавливали самостоятельно (правда, в отношении каждой конкурентной закупки, а не в виде единых правил). Определенная практика применения данной нормы уже наработана. Так, разъяснения по этому вопросу давал Минфин, а участники закупки, антимонопольные органы и суды иногда усматривали соответствующие нарушения в действиях заказчиков. При разработке или уточнении собственных правил обоснования начальной (максимальной) цены договора автономным учреждениям нелишне изучить комментарии ведомств и судебную практику.

    В частности, Минфин в Письме от 12.05.2020 № 24-01-07/38082 сообщал следующее. При установлении начальной (максимальной) цены договора заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ, должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг). В порядке обоснования цены договора можно прописать в том числе необходимость учета НДС при формировании цены.

    А Федеральная антимонопольная служба в Письме от 22.08.2018 № АД/66562/18 указала на недопустимость установления нескольких значений цены. Ведомство отметило, что при определении начальной (максимальной) цены договора заказчик должен установить одно ее значение для всех участников (независимо от применяемой ими системы налогообложения). При этом надо указать, содержит ли установленная цена НДС. В свою очередь, наличие нескольких значений начальной (максимальной) цены договора не соответствует положениям Закона № 223-ФЗ. Это может привести к неоднозначному толкованию участниками закупки данной информации – участники могут необъективно оценить свои возможности при установлении в заявке ценового предложения.

    Позицию ФАС подтверждает и судебная практика. Например, АС ДВО в Постановлении от 11.12.2020 № Ф03-4451/2020 по делу № А59-1980/2020 признал вину заказчика и правомерность его привлечения к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Заказчик сформировал две цены договора – для участников, применяющих общую систему налогообложения и УСНО. Он полагал, что установление одного значения начальной (максимальной) цены для участников, находящихся на разных режимах налогообложения, ведет к созданию преимущественных условий. Но арбитры посчитали иначе: значение начальной (максимальной) цены договора должно быть одно для всех. Законом № 223-ФЗ и налоговым законодательством не предусмотрено варьирование цены закупки в зависимости от применяемой системы налогообложения. Наличие обязанности по уплате НДС у одних поставщиков и отсутствие такой обязанности у других – это их предпринимательский риск. Договор заключается на условиях, указанных в извещении и документации о закупке, по цене, предложенной победителем, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения.

    В другом споре, возникшем между счетной палатой и автономным общеобразовательным учреждением, повод для разбирательства был похожим – установление цены договора с НДС или без НДС. Но дело приняло иной оборот (Постановление АС УО от 29.06.2020 № Ф09-3446/2020 по делу № А60-39708/2019). Школа организовала электронный аукцион на выполнение ремонтных работ и определила начальную (максимальную) цену договора с НДС. По результатам закупки договор был заключен с ИП, а сумма указана уже без НДС. При этом вместо суммы НДС в общую стоимость включили строку «Прибыль подрядчика по результатам аукциона» в размере 690 тыс. руб.

    Счетная палата, а затем суды первой и кассационной инстанций признали, что договор заключен на иных условиях, чем те, что определены в извещении и аукционной документации. Закон № 223-ФЗ не содержит обязательных для заказчиков правил, предписывающих уменьшить цену договора на размер НДС, исключить формулировку об НДС либо обязывающих заказчика сформулировать условия документации, подготовить сметы с НДС и без НДС, то есть разработать условия документации и сформировать цену договора в зависимости от применения системы налогообложения участником закупки. Включение в общую стоимость строки «Прибыль подрядчика», не предусмотренной документацией о закупке и законодательством РФ, привело к необоснованному перечислению исполнителю договора бюджетных средств. Учреждение должно вернуть незаконно использованные средства в размере 483 тыс. руб. Верховный суд поддержал это решение и не стал пересматривать дело (Определение от 12.10.2020 № 309-ЭС20-14275).

    * * *

    Итак, автономные учреждения должны до 15 июля установить порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора и включить его в положение о закупке. При этом, если в силу ч. 2.1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ АУ обязано руководствоваться типовым положением, утвержденным органом-учредителем, всю работу проделает именно он. Учреждению же потребуется внести новые пункты типового положения в свое положение о закупке, утвердить актуальную версию правового акта на заседании наблюдательного совета, опубликовать ее в ЕИС и начать применять принятые нормы.

    В 2020 году планируются изменения законодательства о закупках в контрактной сфере, в соответствии с которыми обоснование НМЦК по 223-ФЗ становится обязательным.

    Если определить объём продукции не представляется возможным, заказчик должен определить начальную минимальную цену единицы продукции.

    Эти изменения разработаны ФАС с целью сделать процесс закупок в контрактной сфере более прозрачным.

    Расчёт НМЦ по 223-ФЗ может производиться различными методами:

    1. Нормативный. Он используется в том случае, когда федеральным, региональным или местным законодательством установлена фиксированная цена за единицу ТРУ. Таким образом, обоснованием служит определённый нормативно-правовой акт.
    2. Тарифный. НМЦ рассчитывается как среднее арифметическое от цены нескольких организаций за поставку аналогичных ТРУ.
    3. Проектно-сметный. Он используется для обоснования цены работ, подразумевающих создание проектной документации, которая и будет обоснованием.
    4. Затратный. В таком случае суммируются средняя сумма затрат, свойственных данной сфере деятельности и средняя прибыль. На основе полученных значений рассчитывается НМЦК. Этот метод используется в том случае, когда остальные использовать невозможно.
    5. Рыночный. Для него заказчик собирает информацию о наличии соответствующих предложений по закупке, а затем корректирует её с учётом особенностей региона, объёма закупки и т. д.

    В соответствии с частью 20 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

    2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

    Министр А.В. Улюкаев

    Правила определения цены договора по 223-ФЗ

    2.1. Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

    2.2. В целях осуществления закупки рекомендуется выполнить следующую последовательность действий:

    2.2.1. определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ;

    2.2.2. установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

    2.2.3. провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2.2.2 настоящих Рекомендаций;

    2.2.4. сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона № 44-ФЗ;

    2.2.5. проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

    2.2.5.1. нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации «Росатом», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с частью 22 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ;

    2.2.5.2. актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;

    2.2.5.3. правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ;

    2.2.6. в соответствии с установленными статьей 22 Федерального закона № 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;

    2.2.7. осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Рекомендаций;

    2.2.8. сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 настоящих Рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Рекомендациям.

    3.1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах (далее — ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.

    3.2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ.

    3.3. В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить:

    3.3.1. товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 настоящих Рекомендаций;

    3.3.2. товар, работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки, сформированному в соответствии с пунктом 2.2.4 настоящих Рекомендаций.

    3.4. Определенные в соответствии с пунктом 3.3.1 настоящих Рекомендаций товары, работы, услуги целесообразно распределить на категории:

    3.4.1. товары, работы, услуги, идентичные определенному (определенной) в соответствии с пунктом 3.3.2 настоящих Рекомендаций товару, работе, услуге;

    3.4.2. товары, работы, услуги, однородные определенному (определенной) в соответствии с пунктом 3.3.2 настоящих Рекомендаций товару, работе, услуге.

    3.5. Идентичными признаются:

    3.5.1. товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;

    3.5.2. работы, услуги, обладающие одинаковыми характерными для них основными признаками (качественными характеристиками), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.

    3.6. Однородными признаются:

    3.6.1. товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения;

    3.6.2. работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

    4.1. Нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

    4.2. Определение НМЦК нормативным методом рекомендуется осуществлять по формуле:

    *,

    где:

    * — НМЦК, определяемая нормативным методом;

    v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

    * — предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок.

    4.3. При определении НМЦК нормативным методом используется информация о предельных ценах товара, работы, услуги, размещенная в ЕИС (до ввода в эксплуатацию ЕИС — на официальном сайте).

    4.4. Нормативный метод может применяться для определения НМЦК (если цена товара, работы, услуги нормируется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации) совместно с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного в соответствии с пунктом 4.2 настоящих Рекомендаций.

    5.1. Тарифный метод подлежит применению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров, работ, услуг, не ниже которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

    5.2. НМЦК тарифным методом определяется по формуле:

    *,

    где:

    * — НМЦК, определяемая тарифным методом;

    v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

    * — цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

    Откуда берется начальная максимальная цена закупки?

    Поставщик Цена (руб. за тонну) Кол-во тонн Источник получения информации
    1 Поставщик 1 45000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
    2 Поставщик 2 45500,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
    3 Поставщик 3 46000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016

    Средняя цена за тонну бензина — 45 000 руб., значит НМЦ всей закупки — 2 млн. 998 тыс. 450 руб.

    Заказчик применяет его, если цену товара регулирует государство или муниципальный орган. В этом случае НМЦ определяют по тарифам, утвержденным в постановлениях, приказах и т.д. В обосновании НМЦ заказчик ссылается на регулирующий документ.

    Проектно-сметный метод расчета НМЦ

    Используется при расчете цен на:

    • Строительство и реконструкцию зданий,
    • Капитальный ремонт и обычный ремонт помещений,
    • Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

    Есть два варианта:

    • Проигнорировать такую закупку. Скорее всего, она не состоится, потому что не будет участников. Заказчик может занизить НМЦ, если использовал старые цены или не учел инфляцию.
    • Поучаствовать. Конкурентов будет немного, но можно сделать ставку не на заработок, а на репутацию. Качественно выполненные контракты — плюс в карму при участии в других конкурсах.

    Если цена не соответствует рынку, можно подать запрос разъяснений или обжаловать в ФАС.

    Например, в сентябре 2016 ГБПОУ «Воробьевы горы» закупало почти 50 000 воздушных шаров шести наименований. За самые простые из них (латекс, 9 дюймов, ассорти) методом анализа рынка заказчик установил НМЦ 2,66 руб. за штуку. В цену входит доставка партии шаров по запросу и работа оформителя.

    Один из поставщиков подал запрос разъяснений. Он посчитал, что заявленная цена ниже оптовой в полтора раза и «взята с потолка». Заказчик ответил, что цена основана на анализе рынка и он имеет право не раскрывать поставщиков.

    Мы провели собственный экспресс-анализ рынка, запросив у московских и екатеринбургских поставщиков цену на 2 000 шаров). Но без работы оформителя.

    Поставщик № 1 (Москва) — 2, 82 руб. за воздушный шар

    Поставщик № 2 (Москва) — 2,42 руб. за воздушный шар

    Поставщик № 3 (Москва) — 3,45 руб. за воздушный шар

    Видно, что поставщик прав. Указанная заказчиком цена занижена, потому что поставщики предлагают сопоставимую цену только за шары с единовременной поставкой всей партии, без оформления.

    Эта закупка все равно состоялась. Общая цена на все позиции снизилась на 23%. Видимо, победитель будет экономить на других видах шаров.

    Если НМЦ больше 15 млн. рублей, а участник снизил ее на 25% и ниже, обеспечение контракта будет в 1,5 раза больше, чем предусмотрено контрактом.

    Если НМЦ — 15 млн рублей или меньше, а участник закупки предложил цену ниже на 25%, он может предоставить на выбор:

    • Увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта,
    • Сведения, подтверждающие добросовестность участника (например, несколько контрактов, исполненных без штрафов и пеней).

    В следующей статье мы подробнее расскажем про антидемпинговые меры в госзакупках и как подтвердить свою добросовестность.

    Что такое НМЦК: расчёт начальной максимальной цены контракта

    Этот метод является самым распространенным и применяется в установлении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при сравнении рыночных цен идентичных товаров, работ, услуг, которые планируется выставить на торги, или при отсутствии подобных товаров, работ, услуг.

    При использовании метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) сведения о стоимости должны быть получены путем сопоставления с условиями будущей закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

    При указанном методе заказчик вправе применять обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг согласно различиям в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, работ, услуг.

    • Изучить рынок для определения товаров, работ, услуг, соответствующих описанию объекта закупки;
    • Определить товары, работы, услуги, идентичные объекту закупки, при их отсутствии – однородные ТРУ;
    • Направить запрос поставщику о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации. Ниже приведена рекомендуемая форма обоснования, которая включает в себя наименование предмета контракта, основные характеристики объекта закупки, метод определения НМЦК с обоснованием, расчет, а также дата подготовки обоснования и подписи уполномоченных лиц (рисунок 3).

    Суть нормативного метода состоит в расчете НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, руководствуясь требованиями ст. 19 44-ФЗ, если такие требования устанавливают предельные значения цен товаров, работ, услуг.

    При определении НМЦК данным методом используется информация о предельных ценах, размещенная в ЕИС.

    Нормативный метод можно использовать вместе с методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). При этом полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного по формуле согласно п.4.2 Рекомендаций.

    Данный метод используется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат регулированию государством или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по регулируемым тарифам.

    Государство регулирует цены на некоторые товары и услуги, например на:

    • водоснабжение и водоотведение;
    • тепло- и газоснабжение;
    • общедоступную электросвязь и почтовую связь;
    • подключение к сетям инженерно-технического обеспечения;
    • обращение твердых коммунальных отходов.

    Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам, не ниже которых в соответствии с законодательством РФ осуществляются закупки, поставки или продажа таких товаров, работ, услуг.

    Порядок формирования нмц по 223 фз

    • Особенности определения НМЦК при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».
    • До установления условий отнесения жилых помещений к стандартному жилью под стандартным жильем понимается жилье, соответствующее условиям отнесения его к жилью экономического класса (№ 506-ФЗ от 31.12.2017 г.).
    • Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при приобретении жилых помещений, относящихся к стандартному жилью, устанавливаются Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».
    • Особенности определения НМЦК при выполнении работ, связанных с перевозками пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ.
    • Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 216-ФЗ описывает право Правительства РФ определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения НМЦК. Государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос» могут устанавливать порядок определения НМЦК согласно данному закону.

    Размер НМЦК влияет не только на стоимость товаров и услуг, но и на другие условия проведения торгов.

    Способ закупки:
    • если НМЦК больше 3 млн. рублей, то закупку не нельзя осуществить запросом котировок;
    • если НМЦК больше 600 тысяч рублей, то осуществить закупку у единственного поставщика по п.4 -5 ч.1 статьи будет невозможно (исключение -закупка товара в электронной форме).
    Срок подачи заявки на участие в электронном аукционе:
    • если НМЦК не превышает 300 млн. рублей, а при закупках подрядных работ 2 миллиардов рублей – срок размещения извещения в ЕИС не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
    • если НМЦК превышает т300 миллионов рублей, либо 2 млрд. руб. — для закупок подрядных работ, то извещение публикуется не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок.
    Установление обеспечения заявки:

    Если НМЦК конкурса или аукциона больше 1 млн рублей, то участник закупки вносит сумму-гарант в виде обеспечения заявки, размер которой также зависит от НМЦК.

    Если заявленные в закупках товары или услуги являются эксклюзивными, редкими, то заказчик может использовать иные методы расчета НМЦК, заказчик может использовать другие методы расчёта НМЦК. Причины отказа от вышеуказанных способов должны быть обоснованы. Например, если закупается товар не серийного производства, отсутствующий в продаже который необходимо изготовить по чертежам и эскизам заказчика.

    Метод расчета НМЦК по нормативу должен применяться при закупке тех товаров, работ или услуг, для которых такой норматив установлен. Это, например, мебель, канцелярские товары, медицинские «расходники». Проверить, установлен ли для организации того или иного типа норматив на затраты по объекту закупки, заказчик может в ЕИС. Если да, то выходить за рамки предельных затрат нельзя. При этом можно рассчитывать цену закупки методом рыночного анализа, однако она все равно должна укладываться в рамки норматива.

    Метод определения НМЦК на основе тарифов, как и нормативный, применяется для отдельных объектов закупки — тех, стоимость которых регулируется. Тарифы на те или иные товары, работы или услуги устанавливаются в подзаконных актах разных уровней. Именно на них заказчику следует сослаться при обосновании НМЦК закупки.

    Расчет НМЦК на основе проекта и сметы применяется в области закупки строительных работ, а именно по сооружению, реконструкции и ремонту (как капитальному, так и текущему) объектов, включая работы по сохранению памятников культурного наследия.

    Заказчики по 223-ФЗ обязаны обосновывать начальные цены договоров

    Метод расчета НМЦК по затратам применяется тогда, когда невозможно применить ни один из описанных выше методов. Кроме того, затратный метод используют для уточнения цены, которая получена одним из них.

    При расчете НМЦК этим методом заказчик должен учесть все затраты, которые возникают у поставщика. Это производственные расходы или затраты на приобретение, расходы по реализации и логистике, а также все прочие. Кроме того, следует учесть норму прибыли поставщика, которая является обычной для конкретной сферы. Взять ее можно из контрактов, размещенных в ЕИС. Суммируя все затраты и заложенную прибыль, заказчик получит НМЦК, рассчитанную затратным методом.

    Бывает, что рассчитанная тем или иным методом НМЦК все же имеет существенное отклонение от средней цены по рынку, и участники закупки обращают на это внимание. Тогда они могут обжаловать цену контракта в ФАС. Или же контролирующий орган сам может обратить внимание на цену закупки, которая явно выбивается из общего ряда. Если такое произойдет, и заказчик не сможет объяснить антимонопольному органу свою цену, то закупка может быть отменена.

    Как же поступить поставщику в случае, если он заметил неадекватную цену? Если цена явно занижена, можно либо пройти мимо этой закупки, либо запросить у заказчика разъяснений. А иногда целесообразно принять участие в такой закупке. В случае победы (а шансы велики, ведь конкурентов будет минимум) участник сможет добавить в свой актив качественно исполненный контракт, а это положительно отразится на его репутации.

    Если цена завышена, то закупка будет интересна многим. Не исключено, что и антимонопольной службе. Тогда заказчику придется обосновывать расчет НМЦК или же объявить новую закупку с более адекватной ценой. Но даже если ФАС не заметит завышенной НМЦК, высока вероятность того, что в ходе торгов она будет «сбита» до рыночной самими участниками.

    Обоснование НМЦК (начальной максимальной цены контракта)

    Электронный аукцион по 44-ФЗ

    Участие самозанятых в госзакупках

    Система государственных закупок в России

    Антидемпинговые меры по 44-ФЗ

    Заказчик в системе госзакупок всегда фиксирует в тендере показатель НМЦК. Рассчитывается он в установленном законом порядке.

    Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) в системе госзакупок – это предельная стоимость договора, по которой его готов заключить государственный заказчик. В ходе торгов фактическая (окончательная) стоимость договора может быть снижена относительно НМЦК в соответствии с предложениями отдельных претендентов на исполнение контракта (получаемых, например, в рамках аукциона), но не может быть увеличена.

    Объемы продаж субъектов МСП в системе госзакупок вырастут
    Тендеры / 11:15 23 июня 2021

    Больше МСП сможет участвовать в госзакупках
    Тендеры / 10:18 16 февраля 2021

    • Онлайн-инструмент
      Позволяет облегчить и ускорить процесс обоснования НМЦ.

    • Качество источников
      Используются данные ЕИС и ЭТП «ТЭК-Торг».

    • Простота работы
      Достаточно задать необходимые параметры и сразу получить необходимую информацию

    • Стоимость
      Функционал бесплатен для Организаторов, работающих на площадке «ТЭК-Торг»

    • Новым клиентам

    • Клиентам ТЭК-Торг

    • Аккредитуйтесь на площадкеЕсли вы еще не являетесь клиентом АО «ТЭК-Торг», зарегистрируйтесь на секции «223-ФЗ и Коммерческие закупки»

    • Перейдите в личный кабинетВ личном кабинете на секции «223-ФЗ и Коммерческие закупки» нажмите в меню на «Цифровой помощник»

    • Выберите сервисВыберите пункт «Обоснование НМЦ» и получите интересующую вас информацию.

    • Перейдите в личный кабинетВ личном кабинете на секции «223-ФЗ и Коммерческие закупки» нажмите в меню на «Цифровой помощник»

    • Выберите сервисВыберите пункт «Обоснование НМЦ» и получите интересующую вас информацию.

    Организатор торгов обязан указать НМЦД (либо способ ее расчета) в следующих документах:

    1) Положение о закупках, согласно части 2 статьи 2 223-ФЗ;

    2) План закупок, в соответствии с требованиями пункта 8 части 1 Требований к форме плана закупки ТРУ (ПП №932 от 17.09.2012);

    3) Извещение, по предписанию частей 9 и 10 статьи 4 223-ФЗ;

    С 1 июля 2018 г. в пункте 5 части 9 статьи 4 появилось требование указывать формулу расчета НМЦД и ее максимальную величину, а также стоимость единицы поставляемых ТРУ и максимальную стоимость контракта. Что касается СМСП, то по регламенту, установленному частью 21 статьи 3.4., организатор торгов должен отклонять заявки, где в первых и вторых частях участники дали сведения о своих ценовых предложениях.

    В качестве примера разберем закупку услуг ОСАГО. Согласно пункту 2 Порядка применения страховых тарифов (Указ Банка России № 3384-У от 19.09.2014) для ТС, принадлежащих организациям, формула расчета страховой премии (Т) будет такая: ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где ТБ — базовая ставка страхового тарифа. Коэффициенты тарифов в зависимости от: КТ — территории использования ТС; КБМ — наличия или отсутствия страховых возмещений по предыдущим договорам ОСАГО; КО — количества лиц, допущенных к управлению ТС; КМ — технических характеристик ТС; КС — периода использования ТС; КН — нарушений, допущенных за отчетный период; КПр — возможности управления ТС с прицепом.

    Следует знать, что итоговая сумма не должна быть выше максимально допустимого значения. При этом стоимость единицы продукции рекомендуется прописать, когда определить конечный объем закупаемых благ невозможно. Например, объект закупки — ТО оборудования. Здесь заказчик в проектной документации и извещении должен указать цену за условную единицу работы и стоимость всей сделки, которую нельзя превысить. Отсюда сумма оплаты исполнителю будет определена, согласно фактически исполненному объему обязательств, однако она не может превысить НМЦД.

    1. Определить потребность в конкретном ТРУ.

    2. Установить перечень необходимых требований к ТРУ, закупка которых планируется.

    3. Провести исследование рынка в целях выявления имеющихся на рынке ТРУ, отвечающих требованиям заказчика.

    4. Сформировать Техническое задание в соответствии с требованиями статьи 33 Закона 44-ФЗ, а также требования к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

    5. Проверить наличие актов о нормировании в соответствии со ст.19 Закона 44-ФЗ.

    Определение НМЦК (начальной максимальной цены контракта)

    Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ представляет собой действия заказчика по расчету стоимости конкретной закупки.

    Процедура определения начальной цены регулируется статьей 22 Федеральной контрактной системы. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ:

    • метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка;
    • тарифный;
    • проектно-сметный;
    • нормативный;
    • затратный.

    Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 16 44-ФЗ). НМЦК на приобретаемые товары, работы и услуги необходимо рассчитать при подготовке плана-графика. В Федеральной контрактной системе не указано, нужна или нет дата обоснования НМЦК, но ее следует поставить для выявления актуальности рыночных цен.

    Расчет стоимости контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

    • услуги водоснабжения и водоотведения (416-ФЗ от 07.12.2011);
    • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
    • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 26.03.2003);
    • электросвязь, почтовая связь (ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

    Для расчета НМЦК тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель. Все актуальные тарифы представлены на официальных сайтах поставщиков или у местных регулирующих организаций.

    Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

    • строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией;
    • сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора за данными работами.

    Непосредственным обоснованием ЦК является проектно-сметная документация, составленная согласно методике применения сметных норм (приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019).

    С 01.07.2019 изменилась редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ. С этого момента в проектную документацию необходимо включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

    При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, которые поставляет лишь считанное количество исполнителей, заказчик использует затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками.

    Расчет осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик вправе обратиться напрямую к поставщику. К такому расчету прилагаются обоснования предлагаемой цены контракта и разъяснения о невозможности применения иных способов.

    Не все начальные (максимальные) цены обосновываются вышеуказанными пятью методами расчета. Для некоторых заказов используют иные виды обоснования начальной максимальной цены ФЗ 44, которые зависят от отраслевых особенностей закупки. Вот основные нормативы:

    1. Градостроительная сфера. Стоимость строительных работ определяется по приказу Минстроя № 841/пр от 23.12.2019.
    2. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования по ПП РФ № 1465 от 02.12.2017.
    3. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010.
    4. Отдельные виды медицинского оборудования ПП РФ № 881 от 03.11.2011, лекарственные препараты для медицинского использования (приказ Минздрава № 1064н от 19.12.2019), медицинские изделия (приказ Минздрава № 450н от 15.07.2020).
    5. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
    6. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, приказ Минтранса № 158 от 30.05.2019).
    7. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).
    8. Работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта, включенные в один лот по ч. 16.1 ст. 34 ФКС. НМЦК рассчитывают по методам из ст. 22 44-ФЗ и получают аудиторское заключение обоснования предполагаемой стоимости капитального строительства (ПП РФ № 563 от 12.05.2017). Для контрактов, предметом которых является и подготовка проектной документации, инженерных изысканий и выполнение строительных работ (ч. 56 ст. 112), цену определяют по приказу Минстроя № 175/пр от 30.03.2020.
    9. Охранные услуги. НМЦК рассчитывают по приказу Росгвардии № 45 от 15.02.2021.

    Сведения о цене по 223-ФЗ: как указать правильно? 2021 г.

    В ст. 93 Федеральной контрактной системы указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — если заказчик проводит закупку у единственного поставщика. Когда организация заключает контракт с единственным исполнителем на сумму до 600 000 рублей по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, документально обосновывать начальную цену контракта не требуется.

    Если заказчик проводит электронную закупку малого объема на сумму до 3 миллионов рублей по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ, ему в обязательном порядке потребуется обоснование НМЦК с единственным поставщиком для торгов на электронной площадке. Для обоснования начальной цены используют форму из приказа № 567. Обосновывать НМЦК для всех остальных закупок малого объема — это права, а не обязанности заказчика.

    • Ведение списка потенциальных поставщиков;
    • Автоматический подбор контрагентов из данных прошлый закупок или по базе данные ЕИС;
    • Отправление запросов непосредственно из программы;
    • Загрузка ценовых предложений;
    • Различные методы расчета начальной минимальной цены контракта (договора);
    • Анализ цен по опубликованным контрактам на ЕИС;
    • Автоматический расчет необходимых коэффициентов;
    • Формирование документа «Обоснование НМЦ» на основе шаблона.

    Существует пять основных способов обоснования начальной максимальной цены контракта (НМЦК), для каждого установлены правила применения. Затратный метод по 44 ФЗ применяется в случае, когда невозможно использовать другие способы, или в дополнение к ним, то есть только в исключительных ситуациях. Образование цены по затратному методу состоит в определении не только затрат поставщика, но и его маржи, наценки для получения доходов. Закон учитывает, что процедура определения поставщика должна быть не только эффективной в плане расходования бюджетных средств, но и выгодной для участников рынка.

    Заказчик самостоятельно рассчитать затраты, связанные с исполнением контракта, учитывая прямые и косвенные расходы (производство, приобретение, реализация товаров, транспортировка, хранение, страхование и иные расходы) и размер прибыли.

    Основанием для применения затратного способа определения цены являются случаи:

    1. Индивидуальный заказ, когда общедоступные источники не содержат нужной заказчику информации. К примеру, изготовление оборудования с индивидуальной составляющей.
    2. Наличие такой методики расчета цены, которая предусмотрит нормы расходов и доходов. К примеру, определение стоимости проектных работ.
    3. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские или технологические работы.
    4. Концертная, театральная деятельность и др.

    Изначально заказчику необходимо исследовать рынок, установить невозможность применения иных способов, и если результат исследования не позволит осуществить расчет, применять методы затратного подхода.

    Чтобы воспользоваться затратным методом определения НМЦК, заказчику необходимо обосновать невозможность применить способы, которые перечислены в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Для этого придется указать, что не применяются способы:

    • сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) — поскольку продукция является индивидуальной и касается исключительно данного объекта закупки;
    • нормативный — поскольку стоимость на данную продукцию не нормируется в соответствии с действующим законодательством РФ;
    • тарифный — поскольку цена на данную продукцию не подлежит государственному регулированию в соответствии с действующим законодательством РФ;
    • проектно-сметный — поскольку отсутствует проектная документация.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *