Закон о средствах массовой информации дающий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о средствах массовой информации дающий». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Написать комментарий
Не подлежат ограничениям:
- Получение, распространение, поиск массовой информации.
- Владение, распоряжение, учреждение и пользование СМИ.
- Приобретение, изготовление, эксплуатация и хранение технического оборудования и устройств, материалов и сырья, которые предназначены для распространения и производства медиа-продуктов.
Выдержки из закона «О средствах массовой информации»
Закон о СМИ запрещает злоупотреблять свободой производства и распространения информации. Это означает, что медиа-продукты не могут использоваться для совершения уголовных преступлений, разглашения тайн, охраняемых законом, распространения сообщений, в которых содержатся публичные призывы к террористической деятельности или поощряется терроризм, прочих экстремистских материалов, а также пропагандирующих культ жестокости и насилия, порнографию.
На телевидении существуют различные программы, темы которых касаются разоблачения разнообразных нарушений. Большая часть из них направлена, как утверждают их авторы, на защиту потребительских прав. В таких программах журналисты осуществляют проверку качества продукции и услуг, предоставляемых населению. При этом далеко не всегда съемки проходят без скандалов. Однако журналисты, осуществляя свою деятельность, ссылаются на закон о СМИ. «Ревизорро» — одна из таких программ, наделавшая достаточно много шума.
Порядок пребывания журналистов на объекте или территории проведения КТО устанавливается ее руководителем. Закон о СМИ запрещает освещение данных о специальных средствах, тактике, технических приемах ведения операции, если это может создать серьезные препятствия для нее или поставить под угрозу здоровье и жизнь людей. Информация о служащих подразделений и лицах, содействующих КТО, выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию теракта, а также об их родственниках может быть предана публичной огласке в соответствии с действующими нормативными актами о гостайне и персональных сведениях.
Нормативная база, регламентирующая медиа-средства и продукты, состоит из рассматриваемого правового документа, а также актов, принимаемых в соответствии с ним. Если в межгосударственном договоре, который заключен РФ, предусматриваются другие правила, нежели те, которые устанавливают законы о СМИ в России, применяются положения международных соглашений.
В статье 36 федерального закона о СМИ указано, что распространение рекламы производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Имеется ввиду в первую очередь ФЗ-38.
В главе второй Федерального закона 2006-го года N 38-ФЗ «О рекламе» прописаны особенности отдельных способов распространения рекламы:
- Статья 14 — в телепрограммах и телепередачах;
- Статья 15 — в радиопрограммах и радиопередачах;
- Статья 16 — в периодических печатных изданиях.
В статье 5 ФЗ-38 описаны общие требования к рекламе. Недопустимы:
- Недобросовестная реклама — использующая неточные сравнения товаров разных производителей, портящая их репутацию, реклама запрещенных товаров и пр.;
- Недостоверная — предоставляющая неточные или недействительные сведения о продукте;
- Подстрекание посредством рекламы к нарушению законов, насилию и жестокости, создание отрицательного отношения к людям, не использующим рекламируемый товар;
- Включение в рекламу порнографических элементов;
- Искажение информации иностранными словами и фразами;
- Демонстрация процесса курения и употребления алкоголя;
- Использование бранных выражений и оскорблений;
- Пропагандирование товара через скрытую рекламу;
- Использование рекламы в детских развивающих товарах (например, книгах) и др.
В настоящем законе прописаны общие требования для всех СМИ, не зависящие от способа распространения информации. Отдельные требования к печатным изданиями прописаны в следующих статьях Главы III о распространении массовой информации:
Часть 4 статьи 25 о порядке распространения: продажа в розницу тиража периодических печатных изданий не должна быть ограничена, если это не предусмотрено настоящим Законом.
В части 1 статьи 27 о выходных данных прописан перечень сведений, которые должны указываться в каждом выпуске периодического печатного издания:
- Наименование издания;
- Учредитель СМИ;
- Главный редактор;
- Номер выпуска и дата выхода;
- Индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
- Тираж;
- Сведения о цене;
- Адреса редакции, издателя, типографии;
- Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных ФЗ N 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Статья 28 о тираже: тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие либо уничтожение всего тиража или его части возможно только по решению суда.
Статья 37 об эротических изданиях: розничная продажа продукции СМИ, которые специализируются на материалах эротического характера, разрешена только в специально отведенных для этого помещениях, согласованных с местной администрацией. Такая печатная продукция должна быть запечатана в прозрачную упаковку.
Также статья 12 закона гласит, что печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров освобождены от регистрации.
Статья 4 закона о СМИ прописывает запрет на злоупотребление свободой СМИ. Недопустимы разглашение государственных и других охраняемых тайн, распространение экстремистских материалов, призывов к терроризму, насилию и жестокости, пропаганда порнографии, публикация материалов, содержащих нецензурную брань, реклама дистанционной розничной продажи алкоголя (введено в 2017), размещение сведений о способах изготовления и использования наркотических и психотропных средств, инструкций по самодельному изготовлению взрывчатых веществ, взрывных устройств и др.
Запрещено использование скрытых вставок и иных технических приемов, оказывающих влияние на подсознание людей или причиняющих вред их здоровью (НЛП, 25-й кадр и др.) Недопустимо упоминание религиозных и иных организаций и объединений, ликвидированных и включенных в перечень экстремистских, без указания на запрет их деятельности в России.
С 2013 года законом запрещено размещение в СМИ информации о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий, и их родителях: в виде персональных данных, фото- и видеозаписей, сведений о месте работы, проживания и др. информации, позволяющей идентифицировать данных лиц.
Статья 50 закона прописывает, что публикация в СМИ материалов, добытых с помощью скрытой записи (фото, аудио или видео), возможна только если:
- Они не противоречат конституционным правам и свободам;
- Запись проводилась в целях защиты общественных интересов;
- Приняты меры против случайной идентификации посторонних лиц;
- Показ проводится по решению суда.
Статья 51 закона о СМИ гласит, что злоупотребление правами журналиста недопустимо. Запрещено использовать их в целях сокрытия или фальсификации общественно значимой информации, распространения «уток» (дезинформирующих сообщений), сбора сведений в целях заинтересованных лиц, не являющихся СМИ.
Право журналиста на распространение информации не должно применяться для опоро́чения граждан по признакам пола, возраста, профессии, расовой, национальной, языковой, политической или религиозной принадлежности и др.
Таким образом, в статье 59 об ответственности за злоупотребление свободой СМИ прописано, что нарушение положений вышеперечисленных статей влечет за собой уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность отдельно по каждому из возможных нарушений подробно прописана в соответствующих законодательных актах (КоАП, УК РФ и др.)
Приведем несколько примеров грозящей за нарушение отдельных положений закона о СМИ ответственности:
- За пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц размером от 100.000 до 1.000.000 рублей;
- За разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц размером от 400.000 до 1.000.000 рублей;
- За клевету: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год, либо обязательные работы продолжительностью до 240 ч. и т. д.
Дисциплинарная ответственность за нарушение закона о СМИ подразумевает выговор, увольнение или штраф.
Законодательный акт включает в себя 7 глав и 62 статьи:
Глава 1 документа статьями 1-6.1 раскрывает основные понятия СМИ, устанавливает запрет на цензуру и упоминает о запрете злоупотребления массовой информации. Так, в соответствии со статьей 4 закона не допускается использование СМИ в целях уголовно наказуемого деяния, при разглашении сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих нецензурную брань, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости или содержащих публичный призыв к осуществлению террористической деятельности, равно, как и оправдывающих терроризм материалов.
Закон запрещает использование в теле-, радио-, видеопрограммах, художественных и документальных фильмах, а также в информационных файлах и компьютерных программах текстов, скрытых вставок и других приемов и способов распространения информации, которая оказывает воздействие на подсознание людей и/или оказывает вредное влияние на их здоровье. Кроме того, законодательный документ устанавливает запрет на распространение в СМИ сведений о способах разработки, изготовления и использования, а также местах приобретения наркотических средств и психотропных веществ, равно, как и информации, содержащей инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
В СМИ запрещено распространять сведения о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий, включая их фото-видеоизображения, фамилии, имени и отчества его и его родителей или иных законных представителей. Распространение информации, содержащей предложение о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции и иной спиртосодержащей продукции, также подлежит запрету.
Глава 2 Закона статьями 7-24 собрала в себе сведения о статусе и правах учредителя, а также регистрации СМИ.
Так, статья 7 Закона устанавливает, что учредителем СМИ может быть, как гражданин, так и организация, государственный орган, а также орган местного самоуправления. При этом учредителем не может выступать:
- гражданин, отбывающий наказание в местах лишения свободы либо имеющий судимость за совершение преступлений с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», или за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности, а также гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста или признанный судом недееспособным;
- организация, предприятие, объединение, деятельность которых запрещена по закону;
- гражданин другой страны либо лицо без гражданства, которое не проживает на территории РФ постоянно.
Правила регистрации СМИ и освобождения от регистрации регламентируются статьями 8-12 Закона. Например, законодательный документ формулирует правила в отношении заявления для регистрации СМИ, в нем должно быть указано:
- сведения об учредителе (соучредителях);
- наименование (название) средства массовой информации;
- язык (языки);
- адрес редакции и предполагаемая территория распространения продукции;
- форма периодического распространения массовой информации;
- примерная тематика и (или) специализация;
- предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
- источники финансирования;
- сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
- доменное имя сайта в сети «Интернет» для сетевого издания;
- информация об оплате государственной пошлины.
Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 257-ФЗ
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Согласно ч.1 ст. 20 Закона о СМИ, устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции.
Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.
Учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием коллектива журналистов устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание, что устав должен быть принят в течение трех месяцев с момента первого выхода в свет средства массовой информации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о СМИ, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным.
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации создается в качестве организации, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное ст. 20 Закона о СМИ, не является процедурой государственной регистрации устава.
Таким образом, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным в Роскомнадзор (его территориальный орган). В данном случае учредительный документ должен содержать также все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции (ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ).
Среди них:
- взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
- полномочия коллектива журналистов – штатных сотрудников редакции;
- порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
- основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
- передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
- порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.
Данный перечень является обязательным для включения в устав редакции СМИ, но не исчерпывающим.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное перечисление в уставе организации всех его участников поименно, то вносить изменения в действующую редакцию устава в случае изменения состава участников организации, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.10.2014 года № 305-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», не требуется.
Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.
Нарушение порядка принятия и (или) утверждения устава, отсутствие какого-либо из обязательных положений, предусмотренных ст. 20 Закона о СМИ, свидетельствует о несоответствии устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ: до утверждения устава редакции или если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), включающим вопросы, перечисленные в пунктах 1 – 5 ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ.
В первом случае договор прекращает свое действие с момента утверждения устава редакции СМИ учредителем.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона о СМИ копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.
За непредставление или несвоевременное представление устава редакции в регистрирующий орган ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
- на граждан – в размере от двухсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена:
- учредителя;
- изменение состава соучредителей;
- изменение наименования (названия);
- изменение языка;
- изменение формы периодического распространения массовой информации;
- изменение территории распространения продукции СМИ
допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
При этом переименование юридического лица – учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя.
Следует учитывать, что периодическое печатное издание, сетевое издание, радио-, телеканал, радио-, телепрограмма, видеопрограмма и кинохроникальная программа представляют собой разные формы распространения массовой информации. В то же время газета, журнал, сборник, альманах, бюллетень являются разными видами одной формы распространения массовой информации – периодического печатного издания.
Ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ
«Об обязательном экземпляре документов» (далее – Закон) предусмотрена обязанность производителя документов доставлять через полиграфическую организацию обязательный бесплатный экземпляр периодического печатного издания получателям обязательного экземпляра документов в день выхода в свет первой партии тиража.
Адреса рассылки обязательных федеральных экземпляров периодических печатных изданий:
- в книжные палаты и (или) библиотеки субъектов Российской Федерации (для обязательных экземпляров субъекта Российской Федерации) –
3 обязательных экземпляра; - в библиотеки муниципальных образований (для обязательных экземпляров муниципального образования) – 2 обязательных экземпляра.
Роскомнадзор не является получателем обязательного экземпляра продукции средств массовой информации.
Производители периодических печатных изданий, в том числе и выходящих тиражом менее одной тысячи экземпляров, обязаны передавать обязательный экземпляр получателям безвозмездно.
Территориальными органами Роскомнадзора в ходе контрольного мероприятия осуществляется проверка не только самого факта доставки обязательного экземпляра документов, но и соблюдение сроков доставки.
При этом наличие квитанций об отправке обязательных экземпляров через Почту России с датой, соответствующей сроку, установленному Законом (рассматривается дата отправки, а не дата получения экземпляра), и опись направленной корреспонденции может быть доказательством соблюдения требований Закона. Однако из представленных документов должно быть ясно кто, в чей адрес, когда и что направил.
Роскомнадзор принимает во внимание, что основная масса производителей печатных СМИ доставляет обязательный экземпляр через ФГУП «Почта России». В связи с этим, в случае выхода первой партии тиража в свет в выходные или праздничные дни, обязательные экземпляры должны быть направлены в первый же рабочий день.
За нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов ст. 13.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
- на граждан – в размере от двухсот до пятисот рублей;
- на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Закон о СМИ: простыми словами основные положения
Согласно закону о СМИ запрещается ограничивать им следующую деятельность:
- осуществлять поиск, получение и распространение сведений любыми законными способами;
- регистрировать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации;
- покупать, самостоятельно изготавливать, хранить и использовать техническое оборудование, устройства, сырье и материалы, использующиеся при приготовлении и распространении информационных продуктов.
В законе приводятся основные понятия, использующиеся в медийной сфере, и дается им однозначное определение.
Массовая информация – это аудиоматериалы, печатная продукция, видеоматериалы и сообщения, предназначенные для широкого круга лиц. Таким образом, средствами массовой информации признаются печатные издания, видео- или кинопрограммы, радио и телевидение, а также все другие формы распространения информации неопределенному кругу лиц.
В законе о СМИ сказано, что ни одно лицо, организация, общественное объединение, государственный орган или должностное лицо не вправе требовать от СМИ какого-либо согласования их продукции.
Запрещается каким-либо образом ограничивать распространение продукции СМИ, материалов, сообщений и их частей.
Запрещается создавать, финансировать любые организации, привлекать отдельных лиц и группы лиц с целью цензурирования средств массовой информации.
Однако есть и исключения. Если автором аудиовидеоматериала, печатного издания выступает должностное лицо либо если это лицо дает интервью.
Законодательство РФ запрещает средствам массовой информации злоупотреблять свободой слова, свободой СМИ. Это значит, что информационная продукция не должна:
- использоваться для совершения уголовных преступлений;
- разглашать охраняемые законодательством секреты и тайны;
- призывать граждан к террористической деятельности;
- поощрять терроризм и экстремизм в любых его проявлениях;
- пропагандировать насилие, жестокость и порнографию.
Запрещается использование любых технических способов воздействия на сознание граждан и негативного влияния на их здоровье. Среди них: скрытые вставки в телерадиопрограммах, видео- и кинофильмах, специальные компьютерные файлы, программы по обработке текстов.
Запрещено распространять информацию о способах приготовления и использования наркотических и психотропных средств (и их аналогов), освещать места их распространения.
Запрещается распространять и другую информацию, не подлежащую раскрытию согласно законам РФ.
Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) 2021, 2020
Средствам печати предписывается указывать в каждом экземпляре печатного издания указывать наименование издания, список учредителей, Ф. И. О. главного редактора, номер выпуска и дату его выхода из печати. Сверх того, газеты обязаны указывать время подписания номера в печать, индекс издания, тираж, стоимость одного экземпляра и адрес редакции.
В печатных изданиях запрещается вести пропаганду или рекламу:
- табакокурения;
- распития спиртных напитков;
- медицинских услуг, предлагающих аборты.
В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей. Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким. При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.
Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.
Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.
Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.
С февраля 2016 года закон «О СМИ» (статья 19.1) ограничивает участие иностранных юридических и физических лиц (в том числе россиян с двойным гражданством) в капитале российских СМИ: теперь они могут прямо или косвенно владеть и контролировать до 20 % акций или долей[2]. Соответствующий законопроект № 604509-6 был принят Госдумой 26 сентября 2014 г. «За» высказались 95,6 % депутатов.[3][4] Ранее действовало ограничение в 50 % и только для теле- и радиокомпаний[5].
Ужесточение ограничений авторы поправок депутаты Государственной думы Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ) объяснили «холодной информационной войной» против России и «деофшоризацией» экономики[6].
По разным оценкам, поправки затронули 30-35 % российского медиарынка, однако СМИ связали принятие документа в первую очередь с газетой «Ведомости» и журналом Forbes: именно они больше всего писали на серьёзные экономические и общественно-политические темы и имели при этом независимую редакционную политику[7].
Согласно ч.1 ст. 20 Закона о СМИ, устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
В процедуре принятия устава участвуют только штатные сотрудники, то есть лица, замещающие определенную должность в штатном расписании редакции.
Для принятия устава необходимо провести общее собрание, причем на нем должен быть кворум в количестве не менее двух третей штатных сотрудников. Устав принимается простым большинством голосов. После этого он представляется учредителю на утверждение.
Учредитель не несет обязанности утвердить именно предлагаемый общим собранием коллектива журналистов устав. Однако законодательством не предусмотрены последствия отклонения предложенного варианта. При этом и учредитель, и редакция средства массовой информации должны принимать во внимание, что устав должен быть принят в течение трех месяцев с момента первого выхода в свет средства массовой информации.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона о СМИ, если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации, то свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным.
Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации создается в качестве организации, то она подлежит также регистрации в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и, помимо производства и выпуска средства массовой информации, вправе осуществлять в установленном порядке иную не запрещенную законом деятельность.
Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
В отличие от устава как учредительного документа организации, устав редакции не подлежит государственной регистрации, а направление копии устава редакции в регистрирующий орган, предусмотренное ст. 20 Закона о СМИ, не является процедурой государственной регистрации устава.
Таким образом, у редакции может быть один устав, одновременно служащий и учредительным документом, представленным на государственную регистрацию в налоговый орган, и уставом редакции, представленным в Роскомнадзор (его территориальный орган). В данном случае учредительный документ должен содержать также все вопросы, которые должны быть урегулированы в уставе редакции (ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ).
Среди них:
1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;
2) полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции;
3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;
4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;
5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;
6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные Законом о СМИ и другими законодательными актами.
Данный перечень является обязательным для включения в устав редакции СМИ, но не исчерпывающим.
Поскольку действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное перечисление в уставе организации всех его участников поименно, то вносить изменения в действующую редакцию устава в случае изменения состава участников организации, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона от 14.10.2014 года № 305-ФЗ
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», не требуется.
Однако устав редакции и устав юридического лица могут быть абсолютно разными документами.
Нарушение порядка принятия и (или) утверждения устава, отсутствие какого-либо из обязательных положений, предусмотренных ст. 20 Закона о СМИ, свидетельствует о несоответствии устава требованиям действующего законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о СМИ: до утверждения устава редакции или если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться заменяющим устав договором между учредителем и редакцией (главным редактором), включающим вопросы, перечисленные в пунктах 1 – 5 ч. 2 ст. 20 Закона о СМИ.
В первом случае договор прекращает свое действие с момента утверждения устава редакции СМИ учредителем.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Закона о СМИ копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) средства массовой информации.
За непредставление или несвоевременное представление устава редакции в регистрирующий орган ст. 13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
— на граждан — в размере от двухсот до пятисот рублей;
— на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Какие законы нужно знать, если вы работаете в СМИ
В соответствии со ст. 11 Закона о СМИ смена:
— учредителя;
— изменение состава соучредителей;
— изменение наименования (названия);
— изменение языка;
— изменение формы периодического распространения массовой информации;
— изменение территории распространения продукции СМИ
допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.
Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
При этом переименование юридического лица — учредителя СМИ не рассматривается как смена учредителя.
Следует учитывать, что периодическое печатное издание, сетевое издание, радио-, телеканал, радио-, телепрограмма, видеопрограмма и кинохроникальная программа представляют собой разные формы распространения массовой информации.
Изготовление или распространение продукции средства массовой информации, не прошедшего перерегистрацию, в соответствии с ч. 1 ст. 13.21 КоАП РФ влечет административную ответственность в виде административного штрафа:
— на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
— на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения;
— на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
В ч. 4 ст. 11 Закона о СМИ указаны случаи, при которых отсутствует необходимость производить перерегистрацию средства массовой информации. Однако она обязывает учредителя уведомить регистрирующий орган о произошедших изменениях, в частности, при:
— изменении местонахождения (адреса) редакции;
— изменение периодичности выпуска средства массовой информации;
— изменение максимального объема средства массовой информации.
Уведомление осуществляется в письменной форме в течение одного месяца со дня (с даты) произошедших изменений. Указанная норма не содержит каких-либо исключений из общего правила, в связи с чем регистрирующий орган необходимо уведомлять о любых изменениях.
Регистрирующим органом является тот территориальный орган Роскомнадзора, которым выдано свидетельство о регистрации СМИ, а для теле- и радиоканалов (телепрограмм, радиопрограмм), предназначенных для распространения на всей территории Российской Федерации, за её пределами или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, регистрирующим органом выступает Роскомнадзор.
Изменение, исключение, добавление литера, корпуса, этажа, номера дома, комнаты также являются изменениями местонахождения (адреса) редакции.
Максимальный объем телепрограммы, радиопрограммы, аудиопрограммы, кинохроникальной программы, видеопрограммы, телеканала, радиоканала указывается в единицах измерения времени.
При изменении максимального объема СМИ (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) учредитель обязан письменно уведомить Роскомнадзор.
Непредставление или несвоевременное представление в Роскомнадзор уведомления влечет административную ответственность предусмотренную
ст. 13.23 КоАП РФ в виде административного штрафа:
— на граждан — в размере от двухсот до пятисот рублей;
— на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Дополнительно сообщаем, что в целях актуализации сведений, содержащихся в свидетельствах о регистрации СМИ, в случаях:
— изменения наименования учредителя (соучредителей);
— изменения местонахождения учредителя и (или) редакции
учредитель может (но не обязан, примечание автора сайта) воспользоваться правом на внесение изменений в свидетельство о регистрации СМИ и обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме, утверждённой Приказом Минкомсвязи России от 29.12.2011 № 362 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной услуги по регистрации средств массовой информации» (приложение № 2 к Административному регламенту), с приложением комплекта документов, указанных в п.п. 44, 47 Административного регламента, и уплатой государственной пошлины в размере 350 рублей по реквизитам, указанным на официальном сайте соответствующего регистрирующего органа.
Рассмотрение заявления о внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ осуществляется в течение одного месяца с момента поступления заявления в Роскомнадзор.
В случае внесения изменений в свидетельство о регистрации СМИ выдается новое свидетельство о регистрации СМИ.
Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Необходимо учитывать, что законом право разрешения выхода в эфир предоставлено только лицу, являющемуся главным редактором. Иные редакторы (исполнительный редактор, творческий редактор, редактор) данным правом не обладают.
В случае временного отсутствия главного редактора (данный факт должен быть подтвержден документально – приказ об отпуске, приказ о командировании, и т.п.) разрешение на выход в эфир дается и.о. главного редактора или врио главного редактора.
Действующим законодательством не определен обязательный способ разрешения или вид документа, который подтверждает наличие разрешения главного редактора на выход в эфир. Каждое СМИ с данным вопросом определяется самостоятельно.
Вместе с тем, Роскомнадзор считает, что разрешение должно содержать:
— имя, фамилию главного редактора СМИ, его подпись;
— дату и время разрешения на выход в эфир;
— перечень передач, на которые дано разрешение с указанием планируемой даты и времени выхода их в эфир, а также наименование СМИ, в составе которого они будут распространены.
В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:
сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;
фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.
В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.
Сроки хранения:
материалов передач — не менее одного месяца со дня выхода в эфир;
регистрационного журнала — не менее одного года с даты последней записи в нем.
Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, не менее 12 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию избирательных комиссий, комиссий референдума.
Поскольку форма журнала и порядок его ведения не установлен нормативными правовыми актами, редакция имеет право вести данный журнал как в бумажной, так и в электронной форме.
Оценивается полнота внесения сведений, предусмотренных законом, в регистрационный журнал, а также достоверность внесенных сведений (оценивается при сопоставлении записей эфира и записей журнала за отдельный промежуток времени).
За нарушение порядка хранения материалов теле- и радиопередач
ст. 13.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
— на граждан — в размере от двухсот до пятисот рублей;
— на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» (далее – Федеральный закон № 77-ФЗ) во Всероссийскую государственную телевизионную и радиовещательную компанию (далее – ВГТРК) передаются материалы организаций по производству телерадиопродукции и телерадиовещательных организаций, в том числе материалы, которые созданы по их заказу, производство которых закончено и которые вышли в эфир, не позднее чем через месяц со дня их выхода в эфир.
Передаче подлежат программы и передачи (в том числе вышедшие в прямом эфире):
— собственного производства;
— материалы, созданные по заказу редакции (вещателя);
— материалы, авторские права на которые переданы редакции (вещателю) правообладателями.
Подлежат доставке изготовленные как на территории Российской Федерации, так и за её пределами художественные, мультипликационные, документальные фильмы, выпуски новостей, иные программы, созданные для телевещания и сообщенные в эфир/по кабелю впервые (премьерные показы), музыкальные произведения (фонограммы) и программы, созданные для радиовещания и сообщенные в эфир/по кабелю впервые (премьерное сообщение), а также музыкальные произведения (фрагменты музыкальных произведений), которые являются неотъемлемой частью вновь созданных программ, передач.
Обращаем Ваше внимание, что требования Федерального закона № 77-ФЗ никак не противоречат Гражданскому Кодексу Российской Федерации в части соблюдения положений об авторском и смежных правах. Материалы передаются в ВГТРК для хранения, право тиражировать, воспроизводить, распространять, передавать третьим лицам за вознаграждение и т.п. в данном случае получателю обязательного экземпляра не передаются.
Обязанность передавать на хранение экземпляры продукции распространяется на все организации по производству телерадиопродукции и телерадиовещательные организации, вне зависимости от принадлежности к государственному или частному сектору.
Сдавать на хранение в ВГТРК записи рекламы, вышедшей в эфир канала, не нужно.
Освобождены от обязанности предоставлять какие-либо материалы в ВГТРК региональные лицензиаты, осуществляющие стопроцентную ретрансляцию федеральных телеканалов (радиоканалов).
За нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов ст. 13.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:
— на граждан — в размере от двухсот до пятисот рублей;
— на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В Российской Федерации
поиск, получение, производство и распространение массовой информации,
учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,
изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации,
не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Закон о средствах массовой информации в Российской Федерации
Для целей настоящего Закона:
под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 № 142-ФЗ)
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 № 142-ФЗ)
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 № 142-ФЗ)
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 № 142-ФЗ)
под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 № 142-ФЗ)
под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 № 142-ФЗ)
под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 № 142-ФЗ)
под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 № 142-ФЗ)
под обязательными общедоступными телеканалами и (или) радиоканалами понимаются телеканалы и (или) радиоканалы, которые определяются в соответствии с настоящим Федеральным законом и подлежат распространению во всех средах вещания без взимания платы с потребителей (телезрителей, радиослушателей) за право просмотра, прослушивания;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 № 257-ФЗ)
под исследованием объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований;
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 281-ФЗ)
под регистрирующим органо�� понимается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять регистрацию средств массовой информации, или его территориальный орган.
(абзац введен Федеральным законом от 29.07.2017 № 239-ФЗ)
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — не допускается.
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 05.04.2013 № 34-ФЗ)
Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.
(в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ)
Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
(часть третья в ред. Федерального закона от 01.05.2019 № 89-ФЗ)
Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-ФЗ)
При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.
(часть пятая введена Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-ФЗ)
Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 — 3 части четвертой статьи 41 настоящего Закона.
(часть шестая введена Федеральным законом от 05.04.2013 № 50-ФЗ)
Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
(часть седьмая введена Федеральным законом от 24.11.2014 № 370-ФЗ)
Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
(часть восьмая введена Федеральным законом от 29.07.2017 № 278-ФЗ)
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)
Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.
Закон РФ о средствах массовой информации
(введена Федеральным законом от 14.06.2011 № 142-ФЗ)
В целях предоставления физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления актуальной информации о зарегистрированных средствах массовой информации, о лицах, осуществляющих деятельность в области средств массовой информации (учредителях, редакциях, главных редакторах, издателях, вещателях, распространителях, информационных агентствах), обеспечения получения от заинтересованных лиц и направления им документов, предусмотренных настоящим Законом, в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе посредством обеспечения авторизованного доступа к подсистеме «личный кабинет», создается и функционирует государственная информационная система в области средств массовой информации.
Создание государственной информационной системы в области средств массовой информации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Порядок функционирования государственной информационной системы в области средств массовой информации, ее структура и условия предоставления содержащейся в ней информации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в государственной информационной системе в области средств массовой информации, в обязательном порядке должна включать в себя:
1) сведения из реестра зарегистрированных средств массовой информации;
2) сведения из реестра лицензий на телевизионное вещание, радиовещание;
3) сведения о законодательстве Российской Федерации о средствах массовой информации;
4) иные установленные Правительством Российской Федерации сведения в области средств массовой информации.
Решение о принятие закона «О средствах массовой информации» решило проблему цензуры. Она была отменена и значительно упрощена. Если вспоминать прошлое, то цензуры не было, лишь в период с 1917 по 1922 годы. Позже была введена предварительная цензура, а следующий закон с изменениями вступил в силу только в 1990 году, то есть через 68 лет. В 1917 году строгие режимы относительно деятельности журналистов были отменены.
Первый декрет «О печати» был выпущен в ноябре 1917 года, в нем говорилось о том, что вводится новый порядок для работы журналистов и усилятся действия администрации. Для печати устанавливается полная свобода, но в пределах ответственности перед судами.
Современный закон вступает в силу 1 августа 1990 года и почти полностью повторяет Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». И республиканские, и союзные законы были подготовлены и приняты к исполнению на основе авторов: Ю.М. Батурин, В.Л. Энтин и М.А. Федотов.
Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации»
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Свобода массовой информации
В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия
Для целей настоящего Закона:
- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
- под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
- под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
- под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
- под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
- под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;
(в ред. Федерального закона от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
- под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
- под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
- под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
- под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
- под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
- под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;
- под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
- под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;
(абзац введен Федеральным законом от 14.06.2011 N 142-ФЗ)
- под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
- Пресс-релизы
- Новости
- Служение
- Год для Иисуса
- Молитва
- Публикации
- Юридический отдел
Закон о СМИ-«иноагентах» набирает силу. Хронология
В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
- под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
- под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
- под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
- под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
- под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
- под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
- под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;
- под редакцией средства массовой информации понимается организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;
- под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;
- под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
- под издателем понимается издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;
- под распространителем понимается лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях.
Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — не допускается.
Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 № 114-ФЗ, от 25.07.2002 № 112-ФЗ)
Запрещается использование в теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье. (в ред. Федерального закона от 19.07.1995 № 114-ФЗ)
Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, за исключением рекламы наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III в соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», в средствах массовой информации, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами. (часть третья введена Федеральным законом от 20.06.2000 № 90-ФЗ)
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов, законодательства о средствах массовой информации республик в составе Российской Федерации.
Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.