Изменения в налоговый кодекс 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в налоговый кодекс 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Установят новые правила по перечислению сумм, удержанных у работника-должника

С 27 сентября лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства на депозитный счет службы судебных приставов.

Исключение: случаи, предусмотренные ст. 9 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, когда удержанные денежные средства переводятся сразу взыскателю.

Расширяются полномочия должностных лиц ФССП России в сфере учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение службы судебных приставов.

Основание: Федеральный закон от 30.12.2020 № 495-ФЗ.

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@. Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/593@). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.

Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2021 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2021 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2021 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2021 году, но с 1 января 2021 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2021 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2021 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2021 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.

3. На 2020 и 2021 год установлены специальные интервалы предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам

Что изменится с 1 июля 2021 года для бухгалтера и руководителя

1. Изменяется порядок уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

В 2020 году перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли можно было в течение года по итогам любого отчетного периода, начиная с отчетности за январь-апрель (п.2.1 ст.286 НК РФ). Но с 1 января 2021 года возвращается общее правило смены системы уплаты авансовых платежей. Перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли или вернуться на ежеквартальную отчетность и уплату ежемесячных авансовых платежей можно только с 1 января каждого года. Заявление об изменении системы уплаты авансовых платежей подается налогоплательщиком не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход. Для желающих изменить систему уплаты авансовых платежей на 2021 год — срок подачи заявления — 31 декабря 2020.

Возвращается «старый» норматив для уплаты квартальных авансовых платежей.

Организации по итогам отчетного периода уплачивают только квартальные авансовые платежи, если у них за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 15 миллионов рублей за каждый квартал (п. 3 ст. 286 НК РФ). На налоговый период 2020 предельная сумма дохода была повышена — и составляла в среднем 25 миллионов рублей за каждый квартал (п. 2 ст.2 Федерального Закона от 22.04.2020 N 121-ФЗ). На настоящий момент лимит 25 миллионов рублей на 2021 год не продлен, Минфин считает, что пороговое значение выручки от реализации 25 млн рублей следует установить на постоянной основе (письмо от 12.11.2020 № 03-11-10/99843). Если же этого не произойдет, у плательщиков квартальных авансовых платежей при превышении в 2021 году лимита в 15 млн. руб. появляется обязанность уплачивать ежемесячные авансы внутри квартала.

2. Пополнен список необлагаемых грантов

В состав целевых средств с 1 января 2021 года включаются гранты институтов инновационного развития и других организаций, осуществляющих поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов (абзац 8 пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

3. Безвозмездное пользование имуществом для НКО

С 1 января 2021года целевыми поступлениями признаются имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, независимо государственное оно или нет (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ в ред. с 01.01.2021).

4. Прописан порядок определения остаточной стоимости НМА

С 01 января 2021 п. 3 ст. 257 дополнен нормой, содержащей порядок определения остаточной стоимости нематериальных активов. Остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой, начисленной за период эксплуатации амортизации (пп. 23 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

Соответственно дополнен пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ, где прописано, что при реализации амортизируемого имущества доход от реализации можно уменьшить — на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 257 НК РФ. Ранее упоминание об остаточной стоимости НМА в НК РФ отсутствовало (как в п. 3 ст. 257, так и в п.1 ст. 268 НК РФ). Пробел в отношении остаточной стоимости НМА устранен (пп. 24 ст. 2 Закона N 374-ФЗ).

5. Денежный вклад в имущество может уменьшать доходы от реализации долей (акций)

С 1 января 2021 года на величину денежного вклада в имущество организаций, доли (паи) (за минусом денежных средств, изъятых участником обратно в безналоговом режиме по пп. 11 .1 п. 1 ст. 251 НК РФ) можно уменьшить доходы, полученные при:

  • реализации имущественных прав (долей, паев), например, при реализации долей ООО (пп.2.1 п.1 ст.268 НК РФ);
  • при ликвидации организации и выходе (выбытии) участника (акционера) (п.2 ст.277 НК РФ)
  • при реализации или ином выбытии (в том числе при погашении или частичном погашении номинальной стоимости) ценных бумаг (п.3 ст.280 НК РФ)
  • Величина вклада в виде денежных средств в имущество организации, уменьшающая доходы от реализации долей (паев, акций), рассчитывается пропорционально реализуемым долям (паям) в общей величине долей (паев), пропорционально цене приобретения реализуемых ценных бумаг, в общей стоимости акций, принадлежащих налогоплательщику.

Отменена подача декларации при продаже недорогой недвижимости

Принят Государственной Думой 16 июня 2021 года

Одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 года

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2004, N 31, ст. 3231; 2006, N 31, ст. 3435; 2011, N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; 2012, N 26, ст. 3447; 2013, N 40, ст. 5037, 5038; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 48, ст. 6660; 2016, N 7, ст. 920; N 22, ст. 3092; N 27, ст. 4176; N 49, ст. 6844; 2017, N 1, ст. 16; N 30, ст. 4453; N 49, ст. 7307; 2018, N 30, ст. 4534; N 32, ст. 5095; N 45, ст. 6828; N 49, ст. 7496, 7497; 2019, N 23, ст. 2908; N 39, ст. 5375; 2021, N 8, ст. 1196) следующие изменения:

1) подпункт 3 пункта 2 статьи 18 признать утратившим силу;

2) в пункте 4 статьи 55 цифры «, 263» исключить;

3) подпункт 3 пункта 2 статьи 10514 изложить в следующей редакции:

«3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанный специальный налоговый режим;».

В части 6 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2015 года N 83-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца третьего подпункта 7 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 14, ст. 2023; 2016, N 23, ст. 3297; N 49, ст. 6844; 2017, N 49, ст. 7307; 2020, N 48, ст. 7627) цифры «2021» заменить цифрами «2022».

В части 3 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2020 года N 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 29, ст. 4514) цифры «2021» заменить цифрами «2022».

Статья 7

Внести в статью 1 Федерального закона от 15 октября 2020 года N 321-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части введения обратного акциза на этан, сжиженные углеводородные газы и инвестиционного коэффициента, применяемого при определении размера обратного акциза на нефтяное сырье» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6508) следующие изменения:

1) абзац четвертый подпункта «в» пункта 10 после слов «превышает 110 миллиардов рублей,» дополнить словами «организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке СУГ, по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 или подпункте 1 пункта 3 статьи 1799 настоящего Кодекса, и при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 300 тысяч тонн СУГ в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 110 миллиардов рублей, или при условии, что совокупная первоначальная стоимость объектов основных средств, входящих в состав новых производственных мощностей по переработке этана и СУГ в товары, являющиеся продукцией нефтехимии, проектной мощностью по сырью не менее 600 тысяч тонн этана и СУГ в совокупности в год, введенных в эксплуатацию в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2027 года, превышает 175 миллиардов рублей,»;

2) абзац шестой подпункта «з» пункта 13 после слов «в результате дегидрирования СУГ,» дополнить словами «и (или) окисления СУГ при температуре не менее 400 градусов Цельсия (согласно технической документации на технологическое оборудование, посредством которого осуществляются химические превращения)».

Статью 2 Федерального закона от 5 апреля 2021 года N 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 15, ст. 2455) изложить в следующей редакции:

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Статья 1, подпункт «г» пункта 3, абзацы первый, третий — пятый подпункта «а», подпункты «б» и «в» пункта 5, пункты 27, 28, 31, 41, 44, подпункты «б» — «г» пункта 45, пункты 46, 47, 49, подпункт «в» пункта 50, пункты 62 — 65, 67 — 69, 71, 77, 86, 87, 89 статьи 2, статьи 5, 7 и 9 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

3. Подпункты «а» — «в» пункта 3, пункт 4, абзац второй подпункта «а» пункта 5, пункты 6 — 16, 18, подпункт «а» пункта 19, подпункт «а» пункта 20, пункты 21, 56, 58, 60, 72, подпункт «б» пункта 76, пункты 78 — 82, подпункт «а» пункта 83, подпункт «б» пункта 85, подпункт «а» пункта 88 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового (расчетного) периода по соответствующему налогу (страховым взносам).

4. Пункты 2 и 17, подпункт «в» пункта 19, подпункт «б» пункта 20, пункты 23, 26, 29, 30, 33 — 36, 38 — 40, 42, 43, 48, подпункты «а» и «б» пункта 50, пункты 54, 55, 70, подпункт «б» пункта 88 статьи 2, статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

5. Подпункт «б» пункта 83 статьи 2 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года.

6. Положения пункта 7 статьи 220, пункта 3 статьи 228 и пункта 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к доходам, полученным налогоплательщиками в налоговых периодах начиная с 1 января 2021 года.

7. Положения абзацев десятого — двенадцатого пункта 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации применяются по 31 декабря 2022 года.

8. Действие положений пункта 4 статьи 212, подпунктов 17 и 56 пункта 1 статьи 251, подпункта 5 пункта 2 статьи 2861, подпунктов 40 и 41 пункта 1 статьи 34616 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2021 года.

9. Действие положений подпункта 3 пункта 2 статьи 3435 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года.

10. Положения подпункта 4 пункта 29 статьи 201 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении договоров купли-продажи, заключаемых налогоплательщиком с 1 января 2022 года с лицом, являющимся собственником винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих этому лицу на праве собственности или ином законном основании.

11. Действие положений абзаца девятнадцатого пункта 27 статьи 200 и пункта 11 статьи 3425 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года.

12. Действие положений абзаца четвертого пункта 2 статьи 2171 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на доходы физических лиц, полученные начиная с налогового периода 2019 года.

13. Положения пункта 72 статьи 33340 Налогового кодекса Российской Федерации применяются к государственной пошлине, уплаченной начиная с 1 января 2020 года.

14. Действие положений подпункта 13 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, связанные с исчислением транспортного налога за налоговый период 2020 года.

15. Действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 395 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, связанные с исчислением земельного налога за налоговый период 2021 года.

16. Действие положений подпункта 21 пункта 2 статьи 146, пункта 86 статьи 217 и подпункта 61 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

17. Положения пункта 6 статьи 386 Налогового кодекса Российской Федерации применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2022 года.

18. Положения абзаца восьмого подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации применяются в отношении условий применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2024 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

В соответствии с Постановлением Правительства РФ продлен пилотный проект tax free на период до конца 2021 года.

Проект заключается в предоставлении права иностранцам (кроме граждан ЕАЭС) на компенсацию НДС, который был уплачен ими при покупке товаров в России и дальнейшем их вывозе.

Организации розничной торговли (уполномоченная ею компания) предоставляют компенсацию НДС при обращении иностранного гражданина и при условии соблюдения ряда условий.

Например, покупки должны быть совершены в течение одного дня и на сумму не менее 10 000 руб. при этом иностранцем должен быть предъявлен чек с отметкой таможенного органа РФ.

При этом организация вправе принять к вычету НДС в отношении товаров, по которым иностранцу была выплачена компенсация (п. 4.1 ст. 171 НК РФ).

Основание:Постановление Правительства РФ от 20.01.2021 № 22 «О внесении изменения в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 г. N 105».

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

ФНС России опубликовала приказ, в котором утвердила новую форму декларации по налогу на имущество, а также порядок ее заполнения.

В декларации появился Раздел 4, где должны быть указаны сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств. Такие изменения были установлены масштабными изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ.

Раздел заполняют российские и иностранные организации, имеющие на балансе движимое имущество. Также заполняются сведения о движимом имуществе обособленного подразделения выделенного на отдельный баланс.

В новой форме утверждены коды налоговых льгот (2010501 и 2010505) для предприятий малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей, которым было предоставлено право списать налоги и взносы за 2 квартал 2020 года.

Приказ вступает в силу с 14 марта 2021 года. Таким образом отчитаться по налогу за 2020 год нужно будет уже по новой форме.

Основание:Приказ ФНС России от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@.

Минфин России в своем сообщении приводит таблицу с указанием федеральным законов, в соответствии с которыми установлено прохождение обязательного аудита определенными категориями организаций.

Ведомство при этом указывает, что часть 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» в редакции Федерального закона от 29 декабря 2020 г. № 476-Ф включает общую норму, согласно которой обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами, а также в случаях, определенных законом № 307-ФЗ.

Согласно пояснениям Минфина бухгалтерская отчетность экономического субъекта подлежит обязательному аудиту при наличии любого основания, предусмотренного законодательством Российской Федерации, даже если в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» такой субъект не поименован среди обязанных проводить аудит.

К примеру, акционерное общество обязано проводить аудит в силу Федерального закона «Об акционерных обществах», независимо от размера выручки и активов.

Минфин также указывает, что для обязательного аудита по финансовым критериям теперь используется такой показатель, как доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (ранее — выручка от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг)).

Целью данного изменения явилось приведение указанного критерия в соответствие с критериями, которые применяются для отнесения экономических субъектов к субъектам малого предпринимательства, которые установлены Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Таким образом, для целей Федерального закона «Об аудиторской деятельности» показатель дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, определяется:

  • в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах. В частности, согласно главе 25 НК РФ к доходам относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы;

  • в расчет принимаются доходы, полученные по всем осуществляемым видам деятельности и применяемые по всем налоговым режимам;

  • за год, непосредственно предшествовавший отчетному году.

Кроме того в сообщении ведомство информирует о новшествах в требованиях к независимости аудиторов и аудиторских организаций и нормах о кодексе профессиональной этики аудиторов введенных Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 498-ФЗ.

На сайте финансовым ведомством также размещена дополнительная информация, в которой указан Перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 г., опубликованный 19.01.2021 г. в рубрике «Аудиторская деятельность – Общая информация – Обязательный аудит».

Основание:Информационное сообщение Минфина России от 11.01.2021 № ИС-аудит-37 «Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии», Информационное сообщение Минфина России от 20 января 2021 г. № ИС-аудит-39.

С 1 января 2021 прекращает действие спецрежим ЕНВД. Такие изменения в Налоговый кодекс РФ были внесены еще законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Это значит, что все плательщики ЕНВД должны до конца декабря перейти на другую систему налогообложения. Выбор небольшой – основная система (с НДС) и упрощённая – УСН. Для того чтобы перейти на УСН, нужно до конца декабря подать в налоговую уведомление о переходе. Если ничего не сделать – с 1 января будет автоматически применена основная система налогообложения, и нужно будет платить НДС.

При использовании организацией ЕНВД для ИП изменения с 2021 года коснуться и организаций с оборотами до 60 млн. руб. в год и количеством сотрудников до 15 человек. Есть возможность выбрать вместо УСН и ОСНО патентную систему налогообложения (патент).

Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ внесены изменения в главу 26.2 НК РФ про условия применения УСН, в частности:

С 1 января 2021 года увеличен порог разрешенной прибыли и средней численности сотрудников для УСН. Теперь можно будет остаться на упрощённой системе при доходах до 200 млн. руб. и численности сотрудников до 150 человек.

При этом изменяются ставки налога по УСН. При доходе от 150 млн. руб. и (или) численности от 100 человек они будут равны 8% на доходах и 20% на доходах за вычетом расходов. Налог по этой ставке следует рассчитывать с 1 числа того квартала, в котором произошло превышение, и до конца года. А с начала следующего года можно вновь применять обычные ставки налога, но при этом следить за показателями деятельности.

В связи с этими изменениями за 2021 год (т.е. в 2022) декларацию по УСН нужно будет подавать по новой форме.

В 2021 в последний раз сдаются отдельно справки 2-НДФЛ по сотрудникам. С отчетности за 2021 год (в 2022 году) сведения из 2-НДФЛ объединяются с декларацией 6-НДФЛ. Это было закреплено еще Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ про изменения НДФЛ с 2021 года.

Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ установил пониженные ставки по страховым взносам в 2021 для ИТ-компаний. Так с 01.01.2021 года они будут платить всего 7,6 % (6% на обязательное пенсионное страхование; 1,5% на страхование от временной нетрудоспособности и в связи с материнством; 0,1% — на обязательное медицинское страхование).

Изменения в законодательстве с 1 июля 2021 года

Изменения в отчетности в 2021 году

Налоговый вычет в 2021 году: изменения

Изменения в трудовом законодательстве 2021

Изменения налогового законодательства с 2019 года

В налоговое законодательство в 2020 году было внесено немало поправок. Часть из них уже применяется в текущем периоде, другие вступят в силу лишь в новом году.

Напомним об изменениях налогового законодательства с 2021 года, которые повлияют на работу большинства налогоплательщиков.

Законодатели решили продлить период каникул для ИП на «упрощенке» и патенте еще на 3 года – до 01.01.2024 г. (закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Льгота предоставляется, если:

  • ИП зарегистрирован впервые и использует УСН или патентную систему;
  • деятельность ведется в производственной, социальной, научной сферах, в сфере бытовых услуг, услуг по предоставлению мест для временного проживания;
  • на территории ведения деятельности введен закон о таких каникулах;
  • доля доходов по льготной деятельности — более 70% от общего объема.

Нулевую ставку можно использовать 2 налоговых периода подряд.

Надо помнить, что налоговые каникулы будут действовать, если в регионе принят соответствующий закон.

Введены льготы для резидентов Арктики (закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). В НК теперь обозначены условия применения:

  • ставки 0% по налогу на прибыль в федеральный бюджет;
  • вычета по НДПИ при добыче на новом участке недр;
  • ставки НДС 0% при экспорте товаров, отправляемых морскими судами.

Также приведен перечень работ (услуг) по ледокольной проводке морских судов и морской перевозке товаров для применения нулевого НДС.

Изменения в налоговом законодательстве – 2021

В НК РФ внесены изменения
Налоги и взносы / 13:00 24 ноября 2020

В статье 11 НК РФ, в которой раскрываются институты, понятия и термины, используемые в НК РФ, появилось новое определение в связи с изменением порядка уплаты налогов в бюджет с января 2021 года.

«Счёт Федерального казначейства – казначейский счёт для осуществления и отражения операций по учёту и распределению поступлений».

Введены новые обязанности налогоплательщика

Все обязанности налогоплательщиков перечислены в статье 23 НК РФ, в т. ч. и обязанности сообщать отдельную информацию налоговым органам. Поскольку эпидемиологическая ситуация в мире в 2020 году внесла свои коррективы в деятельность многих компаний, а также в порядок организации информационного обмена, то и тут не обошлось без изменений. И налоговые органы предлагают разные формы информационного обмена: если у вас есть объект налогообложения, а налоговые органы о них по какой-то причине не знают, не забудьте об этом сообщить.

«Сообщение о наличии объекта налогообложения и прилагаемые к нему копии документов, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг».

Напоминаем, что данное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для реализации вышеуказанной нормы налоговые органы очень оперативно выпустили письмо ФНС России от 24.11.2020 N БС-4-21/19238@ «О реализации отдельных норм Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ, касающихся налогообложения имущества», которое доступно в справочно-правовых базах.

И в части информационного обмена ещё одна правка законодательства в статью 52 НК РФ «Порядок исчисления налога, страховых взносов»: налогоплательщик (его законный или уполномоченный представитель) вправе получить налоговое уведомление на бумажном носителе под расписку в любом налоговом органе либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на основании заявления о выдаче налогового уведомления. Налоговое уведомление передается налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) в срок не позднее пяти дней со дня получения налоговым органом заявления о выдаче налогового уведомления.

В статье 48 НК РФ, где установлен порядок взыскания налогов и сборов, увеличили порог, с которого идет обращение налоговых органов в суд. Теперь заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей.

Изменения в налоговом законодательстве с 2021 года

Покупатели-иностранцы могут компенсировать НДС при покупке товаров в розничной торговле. Для этого им раньше выставляли бумажный чек, теперь можно выставить чек в электронном виде.

Электронный чек направляют в таможенную службу, сотрудники которой подтверждают факт вывоза товара за пределы РФ и направляют продавцу сведения для выплаты компенсации.

В первую очередь от НДС освобождают компании-банкротов. Под НДС не подпадают:

  • конкурсная масса;
  • товары и услуги, которые были проданы в рамках текущей деятельности.

Теперь компании и ИП, которые являются плательщиками НДС, не смогут принять к вычету «входящий» от банкротов налог.

Дополнен перечень медицинского оборудования, которое не облагается НДС. Налог не нужно платить при реализации легкового транспорта, предназначенного для перевозки инвалидов (Постановление Правительства от 18.09.2020 № 1480). Для применения освобождения нужно, чтобы в свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства была отметка о том, что оборудование предназначено только для перевозки инвалидов.

С 1 января 2021 года предполагалось, что реализация племенной продукции будет облагаться НДС по ставке 20 %. Однако освобождение продлили на весь 2021 год.

В 2021 году изменения по НДФЛ затронут несколько сфер, в том числе социальные налоговые вычеты, налогообложение банковских вкладов, обновление формы 6-НДФЛ, отмена 2-НДФЛ и так далее.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2020 № 458 обновило и уточнило перечень услуг, плату за которые можно принять к вычету по НДФЛ. В разряд медицинских услуг добавили медицинскую эвакуацию и паллиативную помощь. К дорогостоящему лечению добавили услуги по ортопедическому лечению дефектов зубов и услуги в рамках паллиативной помощи. Также в рамках дорогостоящего лечения был расширен перечень услуг по репродуктивным технологиям.

Дорогостоящие виды лечения из Постановления Правительства от 19.03.2001 № 201 объединили в медицинские услуги, оказываемые в рамках высокотехнологичной медицинской помощи.

С 1 января 2021 года налоговая начнет удерживать НДФЛ с процентов по вкладам, превышающим необлагаемый процентный доход, который считают по формуле:

Необлагаемый процентный доход = 1 000 000 руб. * Ключевая ставка ЦБ РФ

Налог к уплате ФНС рассчитает автоматически на основании данных из банка и вышлет плательщику соответствующее уведомление об уплате. Впервые заплатить налог нужно будет до 1 декабря 2022 года.

Приказом ФНС РФ от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615 обновлена форма 3-НДФЛ. В форме учтены новые особенности исчисления НДФЛ и возврата налога.

С 1 января 2021 года НДФЛ с доходов свыше 5 млн рублей удерживайте по ставке 15 %. Прогрессивный подоходный налог уплачивайте на специальный КБК 182 1 01 02080 01 0000 110, утвержденный Приказом Минфина РФ от 12.10.2020 № 236н.

С 1 января 2021 года введена прогрессивная ставка 15% по НДФЛ, которая применяется в случае, если облагаемые доходы превысили 5 млн рублей (Федеральный закон от 23.11.2020 №372-ФЗ).

Для уплаты НДФЛ по ставке 15% предусмотрен отдельный КБК — 000 1 01 02080 01 0000 110.

С 1 января 2021 года изменен перечень медицинских услуг, по расходам на которые можно получить соцвычет по НДФЛ (п. 3 Постановления Правительства от 08.04.2020 N 458). В перечень введены новые медицинские услуги: по медицинской эвакуации; паллиативной помощи.

Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания (ст. 36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Дорогостоящие виды лечения, которые были поименованы в Постановлении Правительства от 19.03.2001 №201 объединены в один пункт – медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной медицинской помощи. Введены новые дорогостоящие услуги: по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов; оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи. Дополнен и расширен перечень дорогостоящих услуг по услугам репродуктивной технологии.

Перенос убытков без ограничения продлен до 31 декабря 2024 года (п. 40 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)

Если в организации есть обособленные подразделения, и она применяет не общие ставки (3% в федеральный бюджет и 17% в региональный) и для этого ведет раздельный учет доходов и расходов, то с 1 января 2021 года для расчета региональной части налога на прибыль каждую налоговую базу должна распределять между обособленными подразделениями, т.е. считать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по базам, сформированным для каждой специальной ставки. (Федеральный закон от 13.07.2020 N 195-ФЗ).

В соответствии с правилами налогового учёта компании имеют возможность создавать резервы предстоящих расходов на выплату премий персоналу, которые выплачиваются за выслугу лет, а также по итогам работы за год. Данная норма содержится в ст. 324.1 НК РФ.

В упомянутой статье речь в большей мере идёт о резерве по предстоящим отпускам. Однако, применять одинаковые правила к двум видам резервов на практике оказалось непросто, поскольку перечисление отпускных производится в пределах года, а выплата вышеперечисленных премий, как правило, уже в следующему году.

Начиная со следующего года в ст.324.1 НК РФ будет введён пункт 7, в котором будет приведены чёткие правила формирования премиального резерва. Вводимые поправки регламентируют порядок проведения инвентаризации, которую необходимо производить перед представлением декларации по налогу на прибыль.

После проведённой инвентаризации следует сопоставить два показателя:

  • сумма уже выплаченных премий, из которой следует исключить выплаты, произведённые за счёт резерва предыдущего периода
  • величина резерва на конец отчётного периода

Если сумма премий превысит резерв, то разницу необходимо отразить в расходах, если же наоборот, то в доходах отчётного периода.

Стоит отметит, что создание резервов не является обязательным условием осуществления деятельности. Решение о формировании и использовании резервов должно быть закреплено в учётной политике.

Комментируемым законом № 374-ФЗ с 2021 года будет введено определение остаточной стоимости НМА, которая будет определяться как разница между первоначальной стоимостью и суммой исчисленной амортизации.

По новым правилам в случае продажи нематериального актива, компания вправе уменьшить свои доходы на сумму остаточной стоимости, отраженной в учёте.

Если после продажи НМА выяснится, что в отношении него был применён инвестиционный вычет, при этом срок полезного использования ещё не истёк, то для начала следует восстановить часть налога на прибыль, и только после этого уменьшать сумму полученных доходов на величину первоначальной стоимости.

Изменения налогового законодательства с 2021 года

В соответствии п.1 ст.386 НК РФ при заполнении декларации по налогу на имущество за 2020 год компаниям необходимо будет отразить информацию о среднегодовой стоимости объектов налогообложения. Сведения о стоимости движимого имущества носят исключительно информативный характер, поскольку данные объекты не учитываются при определении налогооблагаемой базы.

Срок, в течение которого налоговая инспекция должна рассмотреть уведомление о сдаче единой отчётности по налогу на имущество, не может превышать 30 рабочих дней. После истечения срока налоговая инспекция должна вынести своё решение и уведомить об этом налогоплательщика.

Новый Налоговый кодекс примут в следующем году, поскольку оказалось, что меры по внедрению запланированного требуют некоторых доработок: например, налогообложение иностранных работников не изменялось с начала столетия, зато информация о выплатах, не облагаемых налогами должна подаваться в фискальную службу в произвольной форме, поскольку для этого нет разработанной формы.

В октябре издание обозреватель проинформировало налогоплательщиков, что вместе с приятными новостями о повышении минималки и прожиточного минимума, их ожидает рост налогообложения.

Иностранные компании, работающие на территории страны и граждане, выезжающие за границу, чтобы заработать еще не оправились от принятия двух скандальных законопроектов, принятых в 2020, а Кабмин уже утвердил новый Налоговый кодекс Украины на 2021 год: последняя версия направлена, по разным источникам, на вариабельные цели:

  • улучшение условий ведения бизнеса и повышение уровня администрирования (Об этом проинформировала население страны Пресс служба Кабинета Министров);
  • она же назвала внесение поправок мерами по оптимизации бизнеса и обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений;
  • внесенные поправки также названы применением ресурсных норм, подготовка к принятию которых целенаправленно происходила в августе-сентябре 2020 года (агентство «Униан» привело хронологию событий, предшествовавших принятию госбюджета, и сообщило, что поправки в НКУ принесут в бюджет почти 3 млрд. гривен).

Перечень изменений, направленных на достижение поставленных целей прият в середине сентября. Однако информированные источники сообщают, что это далеко не все запланированное, и в Раду подано три альтернативных законопроекта, дожидающихся своего рассмотрения. Пока внесены только трансформации для наполнения бюджета, дефицит которого превысил 6% барьер от общего значения ВВП.

Если внимательно читать Налоговый кодекс Украины, можно действительно обнаружить меры, направленные на улучшение положения украинских предпринимателей. «Лига. Финансы» относит к таковым:

  1. Отсутствие начислений НДС, если случатся непредвиденные обстоятельства (это касается сельского хозяйства в случае потери урожая или падежа поголовья).
  2. Исключение от налогообложения средств, выданных Фондом развития инноваций или Фонда развития предпринимателей. Это касается двух категорий граждан, получателей доходов: плательщиков единого налога и предпринимателей-физических лиц.
  3. Устранение несогласованности налогообложения с другими законами страны (маркировки никотиносодержащих жидкостей и лицензии на обращение горючего топлива).

Изменения в налогообложении позиционируются, как адаптация украинской системы к нормам международного сообщества. Рост налогообложения планируется для всех категорий налогоплательщиков, без исключения.

Аналитики насчитали более 50 изменений в НКУ, и далеко не все из них указываются в публикациях в прессе, не анализируются по экономическим последствий:

  1. Подъем коснется индивидуальных предпринимателей, которые ранее платили меньше тех, кто работает на предприятии. Положительная динамика минималки для них означает увеличение еще одной статьи расходов.
  2. Все три группы единого налога будут платить больше, возрастут в два этапа с января и с июля, на вариабельную величину с 10% ПМ до 22%.
  3. Не обойдет повышение налога и простых украинцев: увеличивается налог за жилплощадь большого размера (налог на недвижимость за лишние метры может составить за каждый избыточный до 1,5% ПМ. Арендодатели будут вынуждены платить еще больше.
  4. Кабмин планирует повысить налог на автомобили (снизив уровень стоимости и возраст эксплуатации транспортного средства, чтобы охватить большее количество владельцев налогообложением), поднять акциз на алкоголь и сигареты, увеличить экологический налог на 12%. На столько же больше будут платить за эксплуатацию лесного, водного и радиочастотного ресурсов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *