Оценка рабочих мест в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка рабочих мест в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия. Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Если сотрудник уволился и на его место пришел новый, его необходимо также ознакомление с результатами СОУТ. Лист ознакомления очень важен:

  • во-первых, потому что в случае несчастного случая карта СОУТ на данное рабочее место с листом ознакомления будет затребована членами комиссии. Нет листа – штраф по все той же статье КоАП.
  • во-вторых, если работник ознакомился и подписал документ, значит он согласен с теми опасными и вредными производственными факторами, которые на него воздействуют. И компенсацией, которая ему полагается, за работу в таких условиях.

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.

При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.

А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.

С 30.12.2020 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы;
  • условия труда признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 30.12.2020 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

Заметим, что бессрочными станут декларации, которые были внесены в соответствующий реестр до 30.12.2020 и считались поданными на 5 лет. Этот вывод следует из п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Второе изменение касается пятилетнего срока проведения спецоценки. Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено Законом № 426-ФЗ.

Закон № 503-ФЗ добавил в эту часть новое положение. Так, работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

С 30 декабря 2020 г. действует Закон от 30.12.2020 г. № 503-ФЗ, согласно которому скорректированы положения Закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ о спецоценке.

Работодатель направляет декларацию по СОУТ в региональное отделение Роструда по результатам проведенной оценки. При этом декларация подается по тем рабочим местам, на которых согласно СОУТ:

  • не найдены вредные или опасные факторы;
  • условия труда определены как оптимальные или допустимые. Исключение — рабочие места, утвержденные в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

До 2021 г. срок действия декларации СОУТ был 5 лет. Если в компании не было несчастных случаев, нарушения требований по охране труда и профзаболеваний у сотрудников, срок продлевался еще на 5 лет.

С 2021 г. декларация стала бессрочной до тех пор, пока условия по рабочему месту сохраняются на необходимом уровне. Эта корректировка внесена в ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Характеристика бессрочности касается деклараций, внесенных в реестр Роструда до 30 декабря 2020 г. и считавшихся поданными за 5 лет. Этот момент указан в п. 2 ст. 2 Закона № 503-ФЗ.

Правила представления декларации соответствия СОУТ регламентированы Приказом Минтруда от 07.02.2014 г. № 80н. Ведомство подготовило поправки в эти правила, а также в правила ведения реестра в связи с объявлением деклараций бессрочными.

Отметим, что для отображения СОУТ в учетной системе 1С:ЗУП имеется широкий функционал и все необходимые формы документов. В том случае, если для работы вам требуются индивидуальные формы или настройки, их можно реализовать с помощью специалистов 1С.

Организации, проводящие специальную оценку условий труда, согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ, могли самостоятельно подбирать методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ)

Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.

Перечень статей, содержащих обязательные требования:

  • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
  • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
  • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3 постановления Правительства № 599).

Постановлением устанавливаются обязательные требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда при допуске к деятельности по проведению специальной оценки условий труда (п. 5 — 7 постановления Правительства № 599).

Постановлением урегулированы вопросы приостановления деятельности (п. 15 постановления Правительства № 599), а также исключения из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (п. 20 постановления Правительства № 599).

Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 614 (далее — Правила), установлены обязательные требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта (п. 2 — 7 постановления Правительства № 614).

Правилами установлен порядок прохождения аттестационного испытания претедентом (13 — 27 постановления Правительства № 614). Тестирование проводится в территориальном органе Роструда в субъекте Российской Федерации, где проживает допущенный Минтрудом России в установленном порядке к аттестации претендент. По результатам тестирования Минтруд принимает решение о выдаче сертификата эксперта (или отказе в выдаче сертификата).

Правилами установлен порядок аннулирования сертификата эксперта (п. 41 — 42 постановления Правительства № 614).

Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года

Департамент общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации рассмотрел Ваше обращение и сообщает следующее.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона N 426-ФЗ допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Одновременно сообщаем, что примечанием N 2 к приложению N 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее — Приказ N 302н) перечислены факторы, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, утвержденным приложением N 3 к приказу N 302н, также предусмотрено включение в списки контингента и поименные списки работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов (приложение N 1 к приказу N 302н), а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (специальная оценка условий труда — СОУТ), проведенной в установленном порядке.

С 1 апреля 2021 года вступает в силу совместный приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры», а также Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

Начало действия Приказа N 29н — 1 апреля 2021 года, а срок действия ограничен 1 апреля 2027 года (пункт 2 Приказа N 29н).

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608 Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья, и не наделено правом комментировать нормативные правовые акты другого федерального органа исполнительной власти.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Федерального закона N 426-ФЗ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В связи с этим, для получения ответа по существу вопроса, поставленного в обращении, рекомендуем Вам обратиться в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Дополнительно сообщаем, что с целью исключения длительного рассмотрения Вашего обращения Департаментом общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации обращение инициативно направлено по компетенции в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Заместитель директора
Департамента общественного
здоровья, коммуникаций
и экспертной деятельности
М.С. Некрасов

С 1 апреля 2021 г. вступают в силу:

— новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры;

— порядок проведения обязательных медосмотров и перечень медицинских противопоказаний к работам.

Срок действия порядка проведения обязательных медосмотров и перечня противопоказаний ограничен 1 апреля 2027 г.

Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.

Перечень статей, содержащих обязательные требования:

  • Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
  • Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
  • Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
  • Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
  • Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
  • Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
  • Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
  • Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
  • Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
  • Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Формирование и ведение реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 3 постановления Правительства № 599).

Постановлением устанавливаются обязательные требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда при допуске к деятельности по проведению специальной оценки условий труда (п. 5 — 7 постановления Правительства № 599).

Постановлением урегулированы вопросы приостановления деятельности (п. 15 постановления Правительства № 599), а также исключения из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (п. 20 постановления Правительства № 599).

Постановлением определен порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (далее соответственно — аттестация, сертификат эксперта), а также срок его действия.

Правилами, утвержденными постановлением Правительства № 614 (далее — Правила), установлены обязательные требования к лицам, претендующим на получение сертификата эксперта (п. 2 — 7 постановления Правительства № 614).

Правилами установлен порядок прохождения аттестационного испытания претедентом (13 — 27 постановления Правительства № 614). Тестирование проводится в территориальном органе Роструда в субъекте Российской Федерации, где проживает допущенный Минтрудом России в установленном порядке к аттестации претендент. По результатам тестирования Минтруд принимает решение о выдаче сертификата эксперта (или отказе в выдаче сертификата).

Правилами установлен порядок аннулирования сертификата эксперта (п. 41 — 42 постановления Правительства № 614).

Спецоценка условий труда: изменения в 2021 году

Административные нарушения за отсутствие проведения спецоценки были скорректированы в 2015 году. Так, среди возможных вариантов штрафов можно выделить:

  • Для ИП – от 5000 до 10 000 рублей;
  • Для юридических лиц – от 60 000 до 80 000 рублей;
  • Для ИП в случае повторного нарушения – до 40 000 рублей;
  • Для юридических лиц в случае повторного нарушения – до 200 000 рублей.

При этом, в случае повторного нарушения инспекция может потребовать приостановки деятельности на 90 дней (как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей).

В случае, если штрафуется должностное лицо, при первом нарушении оно может обойтись письменным предупреждением, либо штрафом до 10 000 рублей.

В случае же повторного нарушения наказание будет значительно строже – штраф до 40 000 рублей и возможное отстранение от дел на 1-3 года.

Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные положения и изменения 2021 года, касающиеся прохождения СОУТ.

Ее проведение является важной процедурой для каждой организации и ИП. Нарушение законодательства в этой сфере грозит штрафами и приостановлением деятельности, поэтому следует внимательно соблюдать все положения, указанные в законах РФ.

Предлагаем вашему вниманию актуальное видео по теме статьи о том как происходит процедура СОУТ на рабочих местах, правилах проведения и законодательной основе.

Законодательством закреплен определенный порядок проведения специальной оценки рабочих мест в каждой компании. Кроме того, существует целый ряд документов, которые необходимо оформить.

Осуществление процедуры происходит следующим образом:

  1. Для начала анализируются условия труда, в которых работают сотрудники, на предмет соответствия существующим нормативам, связанным с охраной труда.
  2. Далее проводится оценка того, насколько каждое из рабочих мест соответствует установленным гигиеническим нормативам.
  3. После этого производится анализ, насколько травмоопасны условия работы.
  4. Четвертый шаг – это оценка обеспеченности всей необходимой формой, специальной рабочей одеждой, обувью и дополнительными средствами защиты (если они необходимы).
  5. Наконец, проводится комплексная оценка, позволяющая понять, насколько условия труда оптимальны и приемлемы с точки зрения законодательства РФ.

Специально утвержденного перечня документов не существует. Однако, для того чтобы инициировать проведение оценки, потребуется оформление 3-х основных документов:

  • Приказ о создании специальной аттестационной комиссии. Он должен издаваться работодателем и содержать сведения о ее составе.
  • График проведения работ по оценке (должен быть утвержден отдельным приказом).
  • Договор со сторонней аттестующей организацией. Важное требование состоит в том, что она должна быть лицом, которое не является зависимым от работодателя.

Необходимо понимать, что пока производится оценка того, насколько компания грамотно относится к организации рабочих мест своих сотрудников, работодатель обязан предоставить аттестующей организации всю документацию, которая так или иначе связана с обеспечением условий охраны труда.

Процедура проводится один раз в 5 лет. Аттестация рабочих мест, проведённая до 2014 года остаётся действительной до окончания срока действия, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. До этого срока абсолютно всем компаниям и предпринимателям надо успеть провести специальную оценку по новым нормам.

Внеплановая спецоценка проводится, если:

  • организованы новые места работы;
  • получено предписание надзорного органа;
  • изменен технологический процесс, заменено оборудование;
  • изменился состав используемого сырья и материалов;
  • изменились средства индивидуальной защиты и это может повлиять на здоровье работников;
  • на производстве несчастный случай или выявлено профзаболевание;
  • мотивированно настаивает профсоюз работников.

Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.

Без действующих итогов аттестации компаниям и ИП грозит штраф по ст. 5.27.1 КоАП. При первом нарушении для юрлиц штраф от 60 000 до 80 000 руб., для должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб. За повторное нарушение организации предстоит заплатить от 100 000 до 200 000 руб., должностному лицу или ИП — от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, надзорный орган может приостановить деятельность на срок до 90 суток и дисквалифицировать должностное лицо на срок от 1 года до 3 лет.

Проверять условия труда можно поэтапно, но завершить проверку необходимо до 31 декабря 2018 г.

Работники вредных и опасных производств вправе рассчитывать на досрочную пенсию, поэтому страховые взносы за них работодатели уплачивают по повышенным тарифам (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ). А потому сумма страховых взносов напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест (спецоценки).

Дополнительные тарифы установлены в статье 428 НК РФ. Для работодателей, которые уплачивают страховые взносы по итогам спецоценки условий труда, они ниже.

Если аттестация рабочего места (СОУТ) не проводилась, то тарифы составят 9% или 6% в зависимости от вредности производственных факторов.

Проведение оценки позволит разделить условия труда на классы и подклассы и дифференцировать тарифы. В статье 14 ФЗ N 426-ФЗ выделено 4 класса:

  • опасный;
  • вредный;
  • допустимый;
  • оптимальный.

Согласно ст. 428 НК РФ допустимый и оптимальный классы не требуют уплаты дополнительных взносов — дополнительный тариф по ним 0%. Работодатели, которые провели аттестацию и установили, что условия труда отдельных работников относятся к опасным, платят страховые взносы за этих сотрудников по тарифу 8%, а вредные условия разделяются на подклассы и тарифы по ним составляют от 2% до 7%.

Аттестация рабочих мест (СОУТ) проводится независимой специализированной организацией, которую работодатель приглашает для выявления факторов, отклоняющихся от нормы. С такой компанией необходимо заключить гражданско-правовой договор (ст. 8 Закона N 426-ФЗ).

Результат проверки оформляется в форме отчёта, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. Работодатель начинает применять итоги проверки с даты утверждения отчёта: при выявлении необходимости предоставлять сотрудникам положенные гарантии и компенсации, обеспечивать средствами защиты, выдавать молоко и улучшать обстановку. Если комиссией условия труда признаны безопасными, то работодателю остаётся контролировать и поддерживать всё на должном уровне.

Однако первым шагом будет подготовка к проведению аттестации рабочих мест (спецоценке), которая происходит еще до приглашения сторонней организации для проверки. На первом этапе работодатель:

  • формирует комиссию по проведению СОУТ, которая должна включать представителей работодателя, профсоюза и специалиста по кадрам. Возглавляет комиссию работодатель или его уполномоченный. Число членов комиссии — нечётное. Образование комиссии нужно оформить приказом;
  • утверждает график проведения аттестации в произвольной форме и знакомит с ним комиссию;
  • составляет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка;
  • и уже после этого заключает договор со специализированной организацией для проверки.

Второй этап заключается в непосредственной оценке рабочих условий. При проверке эксперт сторонней компании:

  • выявляет потенциально вредные и опасные факторы. Работодатель предоставляет эксперту все необходимые сведения, документы и устные разъяснения, иначе организация вправе приостановить или не начать проверку. По результатам идентификации вредных факторов составляется протокол;
  • измеряет и исследует вредные и опасные факторы, если они выявлены. После чего также составляется и утверждается протокол о результатах измерений и испытаний.
  • Аттестация, что это
  • Кто подвергается спецоценке условий труда
  • Порядок аттестации рабочих мест
  • Подготовка
  • Основной этап
  • Аттестационная карта
  • Заключительный
  • Какие работы должны аттестовываться
  • Сроки аттестации
  • Новшества в 2021 году
  • Где используют результаты аттестации
  • Организации, имеющие лицензию на проведение аттестации рабочих мест

Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:

  1. Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
  2. Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
  3. Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.

Все перечисленные работы регламентированы «Положением о правилах проведения аттестации», принятым Министерством труда и соц. развития РФ и вступившим в действие 01.07.1997. Поправки внесены лишь 01.09.2008.

Весь процесс спецоценки можно представить несколькими этапами:

  1. Подготовка к проведению оценивающих работ.
  2. Основной, который заключается в самой проверке.
  3. Заключительный, разработка итоговых документов с записями результатов всех исследований
  4. Оценка полученных итогов, выявленных в ходе процедуры.
  5. Подготовка к сертификации организации по итогам проверки.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Карта – это итоговый документ, который подтверждает фактическое положение на каждом аттестуемом участке, действующие льготы и компенсации занятых людей, нормы выдачи СИЗ, ряд мер по устранению или минимизированию нежелательных показателей работы.

С помощью оценочного документа выявляются места, которые не прошли оценку, то есть не соответствуют нормам безопасности, определяется перечень плохих показателей на производстве, которые в дальнейшем используются при оформлении на должность, с целью довести до человека условия будущей работы.

Предполагает подготовку выходных документов:

  1. Реестр рабочих мест с результатами проверки отдельно по структурным единицам и в комплексе, с указанием численности работающих и обеспеченности их спецодеждой.
  2. Протоколы соответствия различным требованиям ОТ.
  3. План работ по устранению выявленных нарушений.

Все документы должны быть подписаны членами комиссии и председателем. Результаты аттестации должны быть освещены всему коллективу, с оглаской сроков выполнения. Результаты такой проверки хранятся в течение 45 лет и являются бланками строгой отчетности.

По правилам обязательной аттестации, проверку на принадлежность условий труда нормативам безопасности проводят раз в 5 лет. Но бывают случаи, когда грядет внеплановая проверка, которая может быть проведена раньше срока.

  1. Внеплановая переоценка может быть связана с вводом в эксплуатацию новых мощностей на производстве, что приводит к привлечению новой рабочей силы, изменению технологии производства и появлению новых рабочих факторов.
  2. Еще одним моментом для внеплановой проверки может послужить наступление несчастного случая или профессионального заболевания, которые получены при наличии вредных и опасных факторов.
  3. По требованию инспекции по труду.
  4. По просьбе работников и представителей профсоюза организации.

В общем, срок действия аттестации в среднем равен пяти годам.

В России в каждом регионе действуют организации, которые специализируются на проведении спецоценки. Они могут провести проверку в полном объеме, а могут сделать только замеры. Кто же проводит аттестацию рабочих мест в России?

Например, в Москве и Московской области таких фирм насчитывается около 94-х.

Среди них можно выделить самые востребованные:

  • АТОН ЭКО-безопасность и охрана труда;
  • СОКРОН;
  • Служба аттестации рабочих мест и охраны труда;
  • ООО «Технометр».

И это еще не весь список. Наиболее оптимальными условиями располагает самая распространенная на рынке подобных услуг фирма ООО «Главпромэкспертиза». Зарекомендовала себя не только в Московской области, но и в других регионах страны. Деятельность осуществляется на протяжении 15 лет. Главным преимуществом является низкая цена аттестации рабочих мест, новейшее измерительное оборудование, квалифицированные специалисты в своей области, имеющие высшее образование.

Компания «Мэрцис» производит весь ряд услуг, по оценке труда. Способны проводить микробиологические испытания. Низкие цены и постоянная система скидок на услуги привлекает организации все больше и больше. Обслуживает город Санкт-Петербург и близлежащие регионы.

ООО «АКЦОТ» эта фирма зарекомендовала себя на рынке услуг по оценке труда в Алтайском крае. Очень востребованная фирма, осуществляет гибкий подход к каждой организации, то есть может подстроиться к любым условиям проведения аттестации, проведет оценку в кратчайшие сроки с минимальной документальной волокитой.

Чтобы выбрать наиболее подходящую компанию, нужно детально изучить полную информацию о фирме, отзывы, удостоверяющие документы.

Стоит отметить, что сегодня в законодательстве такого понятия, как «аттестация рабочего места» уже нет. На смену ему пришла специальная оценка условий труда. Порядок ее проведения урегулирован законом № 426-ФЗ, а также другими подзаконными актами. Если же говорить о новшествах 2016 года, то будет ужесточена ответственность по отношению к тем работодателям, которые не провели оценку, либо сделали это вопреки установленным правилам.

Ее меры перечислены в ряде статей КоАП РФ. Например, в статье 5.27 идет речь о том, что должностные лица предприятий могут понести санкции в виде штрафа, который может достигать до 5 тысяч рублей. Кроме того, сама компания может быть наказана санкциями, сумма которых достигнет предела в 50 тысяч рублей.

Однако это еще не все. Если нарушение было зафиксировано повторно, то на компанию может быть наложен штраф в сумме 70 тысяч рублей. Кроме того, должностным лицам грозит отстранение от занимаемого поста на срок до трех лет.

Кроме того, не исключены и нарушения в работе аттестационной комиссии. Тогда пределы ее ответственности должны быть детально прописаны в договоре. Такие пункты, прежде всего, будут в интересах предприятия, поскольку оно сможет защитить собственные интересы в случае наличия конфликта.

Прежде всего, это касается случаев, когда на фирме трудится один человек, по совместительству являющийся и ее учредителем. То же самое касается и случаев, когда большинство сотрудников предпочитают удаленный вариант работы. Часто бывает и так, когда сразу в компании несколько человек занимают одну должность. Тогда среди них проверки подлежит только пятая часть всех рабочих мест. Арендатор офиса в лице одного человека также подпадает под аттестацию, за исключением случаев, когда его работа не связана с неблагоприятными условиями труда.

Аттестация рабочих мест имела целями поддержание здоровья работников, предупреждение несчастий и профзаболеваний, выявление полезности или бесполезности средств защиты, мотивирование начальства улучшить трудовую обстановку.

СОУТ присущи аналогичные цели, а также появились дополнительные:

  • Унификация процедуры. Раньше существовало целых 3 процедуры проверки: аттестация рабочих мест и госэкспертиза условий труда, регламентированные ТК, СОУТ, предусмотренная ФЗ «О страховых взносах». Законодатель отметил: необходимо объединить эти процедуры. Тогда и бизнесмену придется заморачиваться однократно, и результаты проверки будут использоваться в широчайшем объеме.
  • Определение классов вредности. Когда человек трудится в неблагоприятных условиях, по закону ему полагаются определенные компенсации, такие как укороченная рабочая неделя или дополнительный отпуск. Вредность / опасность можно выявить именно по итогам СОУТ. Так что без спецоценки на банку сгущенки не стоит рассчитывать.
  • Расчет доптарифа по отчислениям в ПФР. Такой тариф предусмотрен для лиц, претендующих на льготный выход на пенсию.
  • Урегулирование трудовых конфликтов. Если работник жалуется в инспекции или в суд на плохие условия, только документы по СОУТ оправдают руководство.

Если руководство компании вовремя не позаботилось об организации специальной оценки условий труда, либо на фирме был нарушен порядок проведения проверки, закон предусматривает следующие меры ответственности:

  • для юридических лиц – штраф в размере 60-80 тысяч рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей и руководителей организаций – штраф в размере 5-10 тысяч рублей.

Ошибка: Руководство предприятия составило список аналогичных рабочих мест и распорядилось о проведении проверки 1 рабочего места из их числа.

Комментарий: Должна быть проведена проверка как минимум одного рабочего места из числа аналогичных рабочих мест.

Ошибка: На предприятии была проведена специальная оценка условий труда, по итогам которой выяснилось, что работники трудятся во вредных для здоровья условиях. Руководство внесло пункт о «вредности» производства в договора с новыми работниками, но не изменило условий трудовых отношений с принятыми ранее сотрудниками.

Комментарий: Необходимо внести изменения в трудовые договоры с принятыми на работу сотрудниками или подпись дополнительное соглашение к договору, в котором сообщалось бы о наличии вредных факторов производства и дополнительных гарантий, связанных с данным фактом.

Вопрос №1: Последняя аттестация рабочих мест на предприятии была проведена сравнительно недавно. Необходимо ли позаботиться о том, чтобы была проведена специальная оценка условий труда в 2021 году, или можно провести данное мероприятие позднее?

Ответ: В Вашем случае специальная оценка условий труда может быть проведена через 5 лет после завершения последней аттестации рабочих мест.

Вопрос №2: Как найти специализированную организацию, имеющую законное право на проведение специальной оценки условий труда на предприятиях?

Ответ: Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Министерства труда РФ.

  • новых рабочих местах;
  • изменении технологического процесса;
  • использовании нового сырья;
  • изменении средств защиты;
  • несчастном случае на производстве;
  • профессиональном заболевании.

Проверка направлена на выявление вредных факторов на производстве, она необходима для определения класса условий труда. Например, аттестация по электробезопасности. Процедура, которая рассчитана на проверку знаний электротехнического и электротехнологического персонала предприятия, в компетенцию которого входит монтаж, эксплуатация, обслуживание, отладка и ремонт электроустановок. Если работники не прошли аттестацию, то к деятельности с использованием электроустановок он не допускается. СОУТ осуществляется компанией, имеющей аккредитованную лабораторию для контроля рабочих мест.

Что будут проверять в рамках СОУТ в 2021 году? Новый список правовых норм!

За нарушение сроков проведения СОУТ предусмотрены административное взыскания. Размеры штрафов в в Москве и по всей Московской области:

  • для должностных лиц и ИП – 5.000–10.000 руб.;
  • для юридических лиц – 60.000–80.000 руб.;
  • при повторных нарушениях для должностных лиц ИП – 30.000–40.000 руб.;
  • в той же ситуации для юридических лиц – 100.000–200.000 руб.

Если подобные нарушения были выявлены ранее, применима дисквалификация должностного лица на срок 1–3 года, приостановка работы предприятия до 90 дней. В случае нанесения тяжкого вреда здоровью человека размер штрафа увеличивается до 400.000 руб., предусмотрены обязательные или исправительные работы, лишение свободы.

Если СОУТ была проведена несвоевременно или с нарушениями, организация получит официальное предупреждение. В документе будет установлен срок для устранения нарушений. Если работодатель вовремя отреагирует, наказание не последует. Отказ от проведения чреват серьезными последствиями для руководителя. Если произошёл несчастный случай, не проведение СОУТ становится доказательством вины. Если вам необходима помощь, обратитесь в компанию НОПСС. Наши эксперты проконсультируют, дадут рекомендации, проведут аттестацию сотрудников.

Мы предоставим вам:

  • бесплатное юридическое сопровождение;
  • консультации;
  • оперативное решение проблемы.

Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.

Работодатель вправе использовать любой метод по своему усмотрению, в зависимости от особенностей своей экономической деятельности и сложности производственных процессов, может разработать методику самостоятельно, если у него есть такая возможность.

Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011

Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.

Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.

ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.

Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.

Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:

  • учитывать текущую, прошлую и будущую деятельности компании;
  • учитывать, что тяжесть возможного ущерба растет пропорционально увеличению числа людей, подвергающихся опасности;
  • проводить оценку рисков при активном участии работников, занятых на этих рабочих местах, так как они владеют детализированной и точной информацией обо всех опасностях, связанных с выполнением ими своей работы;
  • учитывать не только штатные условия деятельности, но и случаи отклонений в работе, в том числе связанных с возможными авариями.
  • МЧС опубликовало проект нового порядка обучения по пожарной безопасности
  • В 2021 году вернуть средства на мероприятия по охране труда можно до 1 октября
  • С весны оснащать здания пожарной сигнализацией и установками пожаротушения нужно по новым правилам
  • Работодателям объяснили, в какой срок можно обжаловать предписания инспекторов
  • Изменили порядок лицензирования экспертизы по промбезопасности
  • Результаты проверок по пожарной безопасности будут оформлять по новым документам
  • Суд поддержал решение работодателя назначить вину работнику за грубую неосторожность по охране труда
  • Как проходит аттестация ответственного за БДД
  • Суд снизил работодателю штраф за невыдачу СИЗ работникам

СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.

Специальная оценка условий труда (СОУТ)

Согласно статье 212 ТК РФ все работодатели обязаны проводить СОУТ на своих рабочих местах, если это не исключено в других законодательных актах. Исключением для не проведения служат:

Религиозные организации, согласно Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ;
Индивидуальные предприниматели не являющиеся Работодателями (отсутствуют работники с трудовыми договорами);
Самозанятые т.к. они не являются Работодателями.

ВАЖНО! Юридические лица и ИП у которых есть хоть один работник по трудовому договору обязаны проводить СОУТ!

Пункт 3, статьи 3, 426-ФЗ допускает не проводить СОУТ на рабочих местах:

СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП, или с работодателями — религиозных организаций

Пункт 2, статьи 8, 426-ФЗ указывает что СОУТ проводится Работодателем совместно с Аккредитованной организацией по гражданско-правовому договору. Перед заключением договора с такой организацией, обязательно запросите следующие подтверждающие документы:

  • наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (пункт 2, статья 19, 426-ФЗ);
  • наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ);
  • аккредитация в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ).

пункт 4, статьи 8, 426-ФЗ, указывает что СОУТ требуется проводить на каждом рабочем месте не реже 1 раза в 5 лет. Срок исчисляется с даты внесения отчета СОУТ в информационную систему ФГИС аккредитованной организацией проводящий СОУТ. В среднем, это 10 дней после даты утверждения отчета.

согласно пункту 1, статьи 17, 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой оценки может быть только:

Требуется провести в течение 12 месяцев после появления:

  • ввод в эксплуатацию нового рабочего места;
  • изменение техпроцесса или оборудования способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;

Требуется провести в течение 6 месяцев после появления:

  • НС по вине работника или профзаболевание;
  • изменение используемых материалов, сырья, применяемых СИЗ способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
  • мотивированное предложение профсоюза или работников, при замечании к проведенной СОУТ;
  • предписание инспектора ГИТ при выявленных нарушениях.

Спецоценка рабочих мест — это обязательное мероприятие для всех работодателей . Отсутствие спецоценки грозит большими штрафами.

Спецоценка рабочих мест — это обязательное мероприятие для работодателей в 2021 году. Отсутствие спецоценки грозит большими штрафами. Мы подготовили инструкцию для проведения спецоценки, включили в нее все неходимые образцы документов и рассказали, кто освобожден от спецоценки.

Согласно информации от Минтруда специализированная организация, проводящая оценку рабочих мест, должна вносить в информационную систему данные о работодателе на этапе заключения договора на спецоценку (до проведения самой оценки). Без этого действия невозможно будет использовать результаты спецоценки.

Журналу «Упрощенка» дал комментарий замглавы Роструда Иван Шкловец. Он рассказал, как малым предприятиям проводить спецоценку.

«Если по результатам оценки эксперт не выявил вредных и опасных факторов, компания вправе подать на эти рабочие места декларацию соответствия. Тогда в дальнейшем спецоценку можно не проводить», — отметил Иван Шкловец.

Как отметил чиновник, все компании обязаны провести специальную оценку условий труда не реже одного раза в пять лет (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, спецоценку необходимо провести до 31 декабря 2018 года (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Однако Роструд назвал случаи, когда компании даже при наличии работников вправе не проводить спеоценку. Такие случаи мы привели в статье журнала «Упрощенка».

Для подробного изучения данной темы следует ознакомиться с:

  • законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • приказом Министерства труда социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н;
  • ст. 92, 117, 209 ТК РФ;
  • письмом Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041;
  • письмом Минтрудаот 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579;
  • и другими документами.

Компании обязаны проводить специальную оценку условий труда независимо от режима налогообложения и условий труда работников (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если в организации нет рабочих мест с вредными или опасными условиями труда, то спецоценку на таких местах надо провести до 31.12.2018 (п. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Причем к 31 декабря 2018 года спецоценку надо завершить. То есть у компании на руках должен быть подписанный отчет о спецоценке (утв. приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н).

Если в компании есть рабочие места с вредными условиями труда, то ранее на этих местах нужно было провести аттестацию. Результаты аттестации можно использовать до окончания срока их действия, но максимум по 31.12.2018 (письмо Минтруда от 01.06.2018 № 15-4/10/В-4010). Следовательно, если компания ранее аттестовала рабочие места, то провести спецоценку необходимо до конца текущего года. Если места не были аттестованы до вступления в силу закона № 426-ФЗ, то организации обязаны были завершить оценку еще в 2014 году. Если они раньше это сделали, то заново оценить рабочие места надо в течение пяти лет с даты предыдущей оценки (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если вводите в эксплуатацию новые рабочие места, нужно провести внеплановую спецоценку в течение 12 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию (п. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). В частности, внеплановую оценку проводит компания, которые ранее уже оценивала рабочие места, но потом переехала в другой офис. После переезда все рабочие места новые. Значит, нужно провести внеплановую спецоценку (письмо Минтруда от 23.01.2017 № 15–1/ООГ-169).

Плановая спецоценка должна проводится один раз в пять лет. По итогам проведенной проверки в течение 30 рабочих дней организация подает декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда в ГИТ (Государственную инспекцию труда). При заполнении декларации следует ознакомиться с письмом Минтруда РФ от 23.06.2014 № 15-1/В-724. За нарушение сроков и непредоставление декларации предусмотрены штрафы.

В случае, если за пять лет на предприятии не было несчастных случаев и иных угроз жизни и здоровью людей, срок действия декларации продлевается на следующие пять лет.

Внеплановая спецоценка проводится в случае возникновения новых рабочих мест, замены производственного оборудования, произошедшего несчастного случая на производстве, получения организацией предписания о внеплановой проверке и др.

В соответствии с законом № 426 организации обязаны:

  • обеспечить проведение спецоценки условий труда;
  • предоставить организации, проводящей спецоценку, все необходимые документы;
  • провести мероприятия, направленные на улучшение условий труда;
  • ознакомить сотрудника с результатами проведенной оценки.

Аттестация рабочих мест в 2021 году, изменения. Спецоценка условий труда.

Спецоценка рабочих мест сотрудников в организации проводится с целью:

  • выявления вредных и опасных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на работника;
  • определения соответствия показателей условий труда установленным нормативам;
  • оценки эффективности индивидуальной и коллективной защиты сотрудников.

По итогам проведенной проверки рабочие места подразделяются на классы:

  • оптимальные;
  • допустимые;
  • вредные;
  • опасные.

От установленных спецоценкой классов рабочих мест зависит, будут ли у работодателя дополнительные затраты по страховым взносам и компенсациям сотруднику.

Спецоценка бывает плановая и внеплановая.

Рассмотрим детально каждый этап проведения спецоценки:

  1. Необходимо убедится в необходимости проведения плановой или внеплановой спецоценки в точки зрения сроков, образования новых рабочих мест, изменениях в производственных процессах и т. д.
  2. После положительного решения в организации формируется комиссия по проведению специальной оценки условий труда с нечетным количеством человек. Глава комиссии должен быть Руководитель или его представитель. Образование комиссии оформляется приказом.
  3. Руководителем организации утверждается график проведения специальной оценки рабочих мест, о чем оформляется приказ ( скачать приказ). Все члены комиссии должны ознакомиться с приказом.
  4. Комиссия утверждает перечень рабочих мест в произвольной форме. Исключаются из перечня свободные рабочие места. При составлении перечня нужно руководствоваться ст. 18 закона № 426-ФЗ.
  5. Организация-работодатель заключает договор на выполнение специальной оценки условий труда со специализированной организацией. В договоре обязательно должны быть определены виды, сроки выполняемых работ, стоимость их выполнения, права и обязанности работодателя и специализированной организации и т. д.
  6. Эксперты специализированной организации приезжают непосредственно на территорию работодателя и производят все необходимые замеры с целью идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов, о чем составляется протокол. Работодатель обязан предоставить доступ ко всем рабочим местам, указанным в утвержденном перечне, а также при необходимости дать пояснения. Протокол утверждается комиссией. Если вредные и опасные производственные факторы не обнаружены, то условия труда признаются комиссией допустимыми. Если есть риск угрозы жизни и здоровья человека, то условия труда признаются опасными. По итогам оценки эксперт специализированной организации присваивает каждому рабочему месту класс. Подробнее о классах условий труда можно ознакомиться в ч.8 ст. 12 закона № 426-ФЗ.
  7. Комиссия формирует конкретный перечень вредных и/или опасных производственных факторов с учетом нормативов и требований охраны труда и результаты исследований и измерений, а также присвоенные классы по каждому рабочему месту.
  8. Специализированная организация составляет отчет о проведенной оценке. Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

За первичную дату начала процесса проведения внеочередной/очередной проверки принимается время издания внутреннего приказа заказчика-работодателя об утверждении численности комиссии и последующего графика проведения подобных мероприятий.

Проверка новых организованных единиц строго должна быть заказана не позже чем через 2 месяца после внесения их в производство.

Далее при проверке четкой оценке подлежат без исключения все имеющиеся на данном введенном рабочем месте условия/факторы производственной основы и трудового процесса, прямо характерные для текущего технологического процесса и имеющегося оборудования, применяемых на анализируемом рабочем месте. Фактически установленные измерения и оценки потом оформляются выписанным протоколом. Эти протоколы фиксации измерений и оценок создаются по каждому фактору, по нормам подлежащему оценке. Описываемый документ (или его образец) должен содержать типовую информацию в виде:

  • полного/сокращенное реквизитов работодателя;
  • юридический и фактический адрес расположения;
  • отдельный идентификационный номер протокола;
  • точную дату проведения анализа и оценок нормирования (их отдельных частей);
  • наименование составного подразделения работодателя (если это отделение).

Указанные карты анализа условий труда по показателям, образец каких предусмотрен приложением за N 2 к данному Порядку, и обязательно оформленные в структурном соответствии с изданными Рекомендациями по фактическому заполнению итоговой карты проверки рабочего процесса по нормированию наемного труда соотносимых приложению за N 3 к данному Порядку, с выписанными протоколами измерений или оценок.

Аттестующая организация — строго и обязательно оформленное юридическое лицо, формально аккредитованное в прямом установленном порядке 2-ом в виде организации, оказывающей подобные услуги далее выполняющей их на основании структурного договора, к примеру, гражданско-правового характера с заказчиком-работодателем, а также анализ соответствия особенностей труда государственным нормативам по его охране, проводимую в соотношении с разделом за номером 3-м описываемого Порядка, оформление и фиксирования отчета (в профильной документации).

Какие должности в организациях подлежат аттестации по условиям труда?

Обязательной проверке в процессе подлежат все имеющиеся должности заказчика-работодателя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *