Порядок обжалования кадастровой стоимости в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок обжалования кадастровой стоимости в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
-
Вводится обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости. Перед обращением в суд нужно будет подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости в бюджетное учреждение, проводившее кадастровую оценку.
-
Отчёт об оценке для оспаривания кадастровой стоимости можно датировать любым числом в период шесть месяцев до подачи отчета и заявления. То есть заявление можно подать в течение полугода с даты, на которую был составлен отчет, а не на дату определения кадастровой стоимости, как было ранее).
-
Суды не будут рассматривать требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной рыночной. В судебном порядке можно будет оспорить только ненормативный правовой акт – решение бюджетного учреждения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости.
Учитывая, что законопроект не предполагает корректировку нормативных и судебных актов по данному вопросу в части регулирования порядка оспаривания указанных решений бюджетных учреждений, можно ожидать весьма негативных последствий. Если не внести необходимые изменения в действующее законодательство, глава 25 Кодекса административного судопроизводства и Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 г., которые устанавливают процессуальный порядок оспаривания кадастровой стоимости в суде, будут противоречить предлагаемой редакции закона.
Указанные акты регулируют вопросы оспаривания решений комиссий, а не порядок оспаривания решений бюджетных учреждений. Следовательно, судебную практику оспаривания кадастровой стоимостипредстоит формировать заново, а сама процедура оспаривания не будет такой же простой и предсказуемой, как раньше.
С учетом этого нельзя исключать, что в дальнейшем возникнет необходимость в корректировке законодательства. Учитывая скорость рассмотрения законопроекта в Государственной Думе, нельзя исключать, что данный закон может быть принят до конца этого года.
Таким образом, оспаривание кадастровой стоимости для кадастровой оценки, проводимой сейчас в городе Москве, скорее всего, будет идти уже по новым правилам. Лицам, заинтересованным в снижении кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков, мы рекомендуем обращаться в специализированные консалтинговые компании, у которых накоплен опыт и имеется положительная судебная практика по вопросам снижения кадастровой стоимости.
Изменения продолжаются: новые правила оспаривания кадастровой стоимости
Итак, предположим, что государство провело оценку вашей недвижимости по итогам которой получилось, что кадастровая стоимость намного выше рыночной.
Например, рыночная стоимость вашего дома составляет максимум два миллиона рублей, за большую суммы в его ни в жизнь не продадите. А государство решило, что ваш дом стоит пять миллионов. И налоги берутся, соответственно с учетом этой суммы. Как быть в этой ситуации, чтобы не переплачивать лишнего? Ведь ежегодный налог, и иные налоги на имущество будут рассчитываться исходя из кадастровой стоимости.
Предположим, что ваш дом площадью 100 кв.м. находится в Московской области, и как налогоплательщик вы не имеете никаких льгот. Тогда, за 2019 год, при стоимости дома 2 миллиона рублей налог составит 1 000 руб, а при стоимости 5 миллионов – 2 500 руб., а это в два с половиной раза больше! Но налог можно уменьшить, если оспорить кадастровую оценку.
Существуют два пути оспаривания кадастровой стоимости – административный и судебный.
Административный путь – другими словами — обращение в госорганы, в свою очередь можно поделить на обращение в ГБУ об исправлении ошибок при определении кадастровой стоимости (направляется в госучреждение, которое определило кадастровую стоимость) и на обращение об оспаривании кадастровой стоимости (подается в Комиссию, созданную при Росреестре).
В каждом субъекте РФ работает Комиссия, в которой можно оспорить кадастровую стоимость недвижимости. Комиссии создаются при министерствах и ведомствах субъектов в соответствии с порядком, установленным приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 № 620.
Среди членов комиссии есть сотрудники Росреестра. Узнать о том, куда обратиться для оспаривания кадастровой стоимости в вашем регионе (субъекте) можно на официальном сайте Росреестра, или территориального органа власти.
Обращение возможно через местный многофункциональный центр (МФЦ) .
По статистическим данным Росреестра, в 2019 году обращений об оспаривании кадастровой стоимости судом было рассмотрено в два раза меньше, чем Комиссиями.
Заинтересованно лицо имеет право обратиться по своему усмотрению либо сразу в суд либо в Комиссию.
Никакого досудебного порядка не имеется, но этот нюанс касается лишь физических лиц, для юридических – сначала необходимо все же обратиться в Комиссию.
Судебное разбирательство, с учетом процессуальных сроков будет длиться порядка двух-трех месяцев.
В суд необходимо направить исковое заявление, а также документы — основания, которые необходимы для оспаривания кадастровой стоимости.
Подведем итог. Оспаривание кадастровой стоимости – сама по себе процедура не сложная, но, как и любое обращение за справедливостью в госорганы требует временных и финансовых затрат. Иногда, действительно, смысл в оспаривании есть, когда от налоговиков приходят заоблачные суммы, а иногда – спорить выходит себе дороже, но это уж надо смотреть по ситуации. Главное, что есть пути для обращения.
Государственная кадастровая оценка – это трудоемкая процедура, которая с момента принятия решения о проведении оценки до утверждения результатов может длиться полтора года (п. 7 ст. 11 Закона № 237-ФЗ).
При определении кадастровой стоимости используются методы массовой оценки, при которых осуществляется построение единых для групп объектов недвижимости, имеющих схожие характеристики, расчетных моделей3. Рассчитывается кадастровая стоимость на основании общедоступной статистической и рыночной информации. Но такой способ не позволяет учесть все ценообразующие характеристики каждого объекта недвижимости. Это достижимо только в рамках индивидуальной оценки.
Таким образом, поскольку кадастровая оценка проводится «укрупненно» и не все характеристики объекта могут быть учтены, появляется риск возникновения ошибок при определении кадастровой стоимости. Что касается технических ошибок, то здесь ведущую роль играет человеческий фактор.
До 1 января 2021 г. в ст. 21 Закона № 237-ФЗ было четко прописано, что обратиться с заявлением об исправлении ошибки могло лицо, чьи права и интересы затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, а также государственные органы власти и органы местного самоуправления. С января 2021 г. указанный перечень лиц был расширен: теперь любое лицо вправе обратиться с таким заявлением. При этом механизм уведомления собственника/правообладателя о рассмотрении заявления не предусмотрен, что фактически означает отсутствие у него возможности защитить свои права.
Более того, новая редакция Закона № 237-ФЗ позволяет уполномоченному органу субъекта принимать решение о пересчете кадастровой стоимости в связи с наличием ошибок без соответствующего заявления. Механизм уведомления правообладателя объекта недвижимости о пересчете также не предусмотрен законодательством. То есть в случае пересмотра стоимости в сторону увеличения он может узнать об этом гораздо позднее – например, после получения требования налоговой о доплате налога.
Вывод: законодатель предоставляет карт-бланш госорганам в сфере исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, при этом мнение правообладателя не учитывается.
Статья 21 Закона № 237-ФЗ закрепляет возможность судебного оспаривания любого решения, вынесенного ГБУ по заявлению об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости.
До 1 января 2021 г. возникал вопрос, какому суду подсудны споры об оспаривании решений ГБУ в случае, если заявителем является юридическое лицо. Ведь право их оспаривать предусмотрено и гл. 24 АПК РФ, и гл. 22 КАС РФ. Ключевыми моментами для принятия решения о подсудности становились выводы об экономическом характере спора и теория автоматического отнесения вопросов, связанных с кадастровой стоимостью, к компетенции судов общей юрисдикции. По факту подсудность формировалась складывающейся в регионе практикой. Например, в Петербурге подобные споры рассматривали арбитражные суды6, а в Москве, Курске и Пензе – суды общей юрисдикции7.
С 1 января 2021 г. в Законе № 237-ФЗ четко прописано, что решения ГБУ оспариваются в порядке административного судопроизводства, т.е. судами общей юрисдикции.
Закон № 269-ФЗ не только перекроил порядок определения и пересмотра кадастровой стоимости, но и внес существенные изменения в правила применения стоимости в случае ее пересмотра или изменения. Так, после исправления ошибки новая кадастровая стоимость будет применяться:
- с начала применения ошибочной стоимости в случае ее уменьшения (подп. «б» п. 3 ст. 18 Закона № 237-ФЗ);
- с 1 января года, следующего за годом, когда ошибка была исправлена, в случае увеличения кадастровой стоимости (п. 2 ст. 18 Закона № 237-ФЗ).
Стоит отметить, что более ранняя редакция Закона № 237-ФЗ, действовавшая до 11 августа 2020 г., не допускала пересчета кадастровой стоимости в сторону увеличения при исправлении ошибки.
1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
2 Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
3 Приказ Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке».
4 Решение Московского областного суда от 9 июня 2020 г. по делу № 3а-1040/2020, Решение Приморского районного суда (г. Санкт-Петербург) от 20 ноября 2019 г. по делу № 2а-10126/2019.
5 Постановление АС Северо-Западного округа от 21 декабря 2020 г. по делу № А56-52961.
6 Постановления АС Северо-Западного округа от 2 декабря 2020 г. по делу № А56-52953/2019, от 21 декабря 2020 г. по делу № А56-52961/2019.
7 Определение о возвращении заявлений АС Курской области от 13 марта 2020 г. по делу № А35-2033/2020; определение о возвращении заявлений АС г. Москвы от 31 января 2020 г. по делу № А40-1478/2020; решение Пензенского областного суда от 10 сентября 2020 г. по делу № 3а-247/2020.
Для изменения кадастровой стоимости объекта недвижимости в комиссии при Росреестре необходимо подать следующие документы:
- заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости
- выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа на данный объект недвижимости
- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в бумажном и электронном виде
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений)
- доверенность (если с заявлением обращается представитель)
Оспаривание кадастровой стоимости: нововведения 2021 года. Жить станет сложнее?
Выводы по расчету стоимости недвижимого объекта по кадастру могут быть обжалованы в случаях, когда затронуты права и обязанности их собственников (ч. 2 ст. 24.18 Закона от 19.07.1998 № 135-ФЗ, ч.1 ст.22 Закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ). Обратиться за пересмотром стоимостной оценки могут граждане или организации, зарегистрировавшие объект в собственность, в чьей собственности находится объект, а также органы государственной или муниципальной власти в отношении имущества, им принадлежащего.
Действующим законодательством предусмотрены причины пересмотра кадастровой стоимости недвижимости:
- при проведении оценки были использованы неверные данные об объекте;
- на день проведения процедуры оценки кадастровая стоимость оказалась завышенной (приближенной или выше рыночной).
Обратиться за рассмотрением и пересмотром стоимостной оценки недвижимости можно в специально созданную комиссию при Росреестре либо в суд.
На законодательном уровне оценка Росреестром проводится:
- не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года для всех регионов РФ;
- не чаще одного раза в 2 года для Москвы, С-Петербурга и Севастополя.
Возможны случаи внеочередного определения стоимости имущества по кадастру.
Работа комиссии, создаваемой при органе Росреестра, регламентируется Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 620 от 17.11.2017.
При обжаловании кадастровой стоимости объекта недвижимости следует придерживаться следующего порядка:
- Обращение в комиссию, созданную при территориальной структурной единице органа Росреестра с пакетом необходимых документов (заявление с приложенными документами можно передать через МФЦ);
- Участие в заседании комиссии. После поступления заявления назначается дата его рассмотрения и в адрес заявителя направляется соответствующее уведомление (в семидневный срок от даты поступления документов). Для рассмотрения дела в комиссии отводится 30 дней, которые отсчитываются с момента передачи заявления;
- Получение решения комиссии. Решение может быть в пользу пересмотра стоимости либо об отказе. В случае пересмотра и установления новых значений комиссия передает уведомление в орган Росреестра в срок до 5 рабочих дней. Комиссией принимается решение в ходе простого голосования (большинством голосов) в присутствии не менее половины членов состава. При этом воздерживаться они не имеют права, а равное количество голосов считается в пользу заявителя.
При несогласии заявителя с полученным решением можно обратиться с иском в суд.
Граждане и юридические лица могут подавать документы на оспаривание кадастровой стоимости сразу в суд. Ранее действовал порядок, когда организации были обязаны сначала обращаться в комиссию и только при несогласии с ее решением готовить иск в суд. С внесением поправок в ч.1 ст.22 Закона 237-ФЗ (вступивших в силу с 10 августа 2017 года) они освобождены от такой необходимости и вправе сразу обращаться в суд.
Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости следующий:
- Оформление искового заявления и подготовка необходимых документов;
- Передача документов в суд по месту нахождения заказчика работ по назначению кадастровой стоимости имущества;
- Участие в заседании суда. На рассмотрение материалов дела по переоценке стоимости недвижимости отводится два месяца. Если обращение в суд связано с отказом комиссии, то решение должно быть вынесено в течение месяца;
- Получение решения судебного органа. В решении указывается не только вновь установленная стоимость имущества, но и дата ее установления (подачи искового заявления).
После того, как применена новая кадастровая стоимость, должен быть произведен перерасчет земельного или имущественного налога в отношении объекта. При этом учитывается, что новая кадастровая стоимость имущества в целях налогообложения применяется с даты принятия решения комиссии или суда (для решений, принятых после 1 января 2019 года).
Документы для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости в 2021 году
В прошлом году вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который существенно затрагивает правила оспаривания кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков.
Одно из главных изменений — введение досудебного порядка. Теперь заинтересованные лица должны будут обратиться с заявлением и отчетом об оценке в государственное бюджетное учреждение (ГБУ), которое проводило оценку. Без этого этапа больше нет возможности напрямую направлять требование об оспаривании кадастровой стоимости в суд. Также стоит отметить, что комиссия при ГБУ будет рассматривать заявление без присутствия заявителя. По мнению правительства, такой порядок поможет более качественно рассматривать каждую ситуацию, потому что присутствие заявителя может мешать этому процессу.
Важные изменения коснулись даты оценки. Теперь отчет об оценке должен быть составлен на текущую дату, а не на дату определения кадастровой стоимости, как раньше.
Согласно новому закону, в 2022 году будет проведена массовая переоценка земельных участков, а в 2023 году будет переоценка всех зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства.
Появляется новое понятие — индекс недвижимости. В каждом районе ГБУ будут отслеживать цены на недвижимость и на основании этих данных будет рассчитываться индекс недвижимости. При уменьшении индекса более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом, кадастровая стоимость будет уменьшаться.
Все изменения, предусмотренные новым законом, должны вступить в силу до 1 января 2023 года.
Предварительный анализ стоимости и консультации по целесообразности оспаривания.
Подготовка Отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Сбор необходимого пакета документов для обращения в Комиссию или в Суд.
Рассмотрение заявления и пакета документов в Комиссии и вынесение решения.
В случае отрицательного решения комиссии обращение в Суд.
Внесение обновленной информации в кадастр недвижимости.
Экономия на налоговых/арендных платежах.
1. Бесплатный анализ целесообразности оспаривания кадастровой стоимости
Компания ValRus осуществляет предварительный анализ целесообразности мероприятий по оспариванию кадастровой стоимости в Москве и других регионах без вознаграждения и до заключения договора на оказание оценочных услуг.
Формируя отчет мы всесторонне изучаем объект оценки, в т.ч. проводим полную идентификацию актива, выделяем его индивидуальные особенности, анализируем методологию (группу, метод и факторы) кадастровой оценки, выявляем причины завышения кадастровой стоимости, анализируем рыночную конъюнктуру, применяем методологию с максимальной доказательной базой расчетов.
2. Всесторонняя поддержка результатов оценки
Наши специалисты готовы обеспечить поддержку результатов оценки в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и в суде. Нашим клиентам мы оказываем консультационную поддержку на любом этапе процесса оспаривания.
3. Большой опыт по успешному снижению кадастровой стоимости
Нами успешно реализовано более 100 проектов по уменьшению кадастровой стоимости различных видов объектов недвижимости. Возможное снижение в каждом случае индивидуально, максимальное доходило до 90%. Успешное завершение проектов в 100% случае, с существенной долей отчетов одобренных Комиссией либо утвержденных в суде.
4. Высокая квалификация сотрудников
Ведущие сотрудники компании работают на рынке оценочных услуг более 10 лет, являются членами RICS, российских СРО, имеют огромный опыт экспертиз отчетов, являются судебными экспертами и ведущими методологами России в данной сфере.
Независимо от выбранного способа оспаривания кадастровой стоимости коммерческой недвижимости или жилья, владельцу имущества необходимо подготовить примерно одинаковый комплект документов. Он включает:
- выписку из ЕГРН о текущей кадастровой оценке объекта;
- документальные свидетельства недостоверности государственной оценки;
- правоустанавливающую документацию на имущество;
- экспертный отчет независимого оценщика.
При обращении в суд потребуется дополнительно оформить или получить документацию двух видов. Первый – это квитанция об уплате госпошлины. Второй – уведомление о вручении искового заявления всем заинтересованным сторонам.
Как оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости в 2021 году?
- Курск
- Калуга
- Орел
- Воронеж
- Самара
Согласно данным Росреестра, только за прошлый 2019 год в судах по обращениям физических и юридических лиц было инициировано 22 373 спора о величине кадастровой стоимости, внесённой в государственный кадастр недвижимости.
Наиболее частыми основаниями для исков становились:
- кадастровой стоимость объекта недвижимости установлена в размере его рыночной стоимости — 22 010 исков;
- недостоверные сведения об объекте оценки, использованные при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки — 88 исков;
- оспаривание решения или действия (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости — 91 иск.
В результате оспаривания через суды, суммарная величина кадастровой стоимости была снижена с 1 745,99 миллиарда рублей до 964,20 миллиарда.
Оценка и оспаривание кадастровой стоимости с 1 января 2020 года проводятся по «новому» закону «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 года (№ 237-ФЗ). Основные принципы этого закона: независимость и открытость процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, единство методологии определения кадастровой стоимости, непрерывность актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости.
Напомним, с 1 января 2017 по 1 января 2020 года действовал переходный период, позволяющий воспользоваться нормами, как «нового», так и «старого» закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года (№ 135-ФЗ). Различия между законами приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Особенности в порядках оценки и оспаривания кадастровой стоимости недвижимости по «старому» и «новому» закону:
Норма |
ФЗ №135-ФЗ (старый закон) |
ФЗ №237-ФЗ (новый закон) |
Досудебный порядок |
Обязателен для юридических лиц. |
Не предполагает досудебного порядка. |
Кто определяет кадастровую оценку недвижимости |
Отбираемая на основе конкурса оценочная организация. Итоги утверждают региональные и местные власти. |
Бюджетные учреждения в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (ГКО). Ответственность за их работу возложена на региональные органы власти. |
Где оспаривать результаты кадастровой оценки |
Комиссия по рассмотрению споров, суд. Для юридических лиц предварительное обращение в комиссию – обязательно. |
Комиссия по рассмотрению споров, суд. Предварительно обращаться в комиссию – не обязательно. |
Как и ранее государственная кадастровая оценка проводится не реже одного раза в пять лет и не чаще одного раза в три года. Также появилась возможность проведения внеочередной кадастровой оценки. Она не учитывается для целей установления периодичности проведения кадастровой оценки, но должна быть обоснованной. В частности, воспользоваться ей можно, если индекс рынка недвижимости в субъекте РФ со дня проведения последней кадастровой проверки снизился на 30% и более.
Также введена процедура подготовки к проведению государственной оценки, в ходе которой проводится сбор полной информации о ценообразующих рыночных факторах и уточнение сведений об объектах оценки.
Если кадастровая стоимость объекта недвижимости, полученная в ходе проведения внеочередной проверки, будет выше, чем кадастровая стоимость, содержащаяся в ЕГРН, на дату проведения оценки, то изменять эту стоимость запрещено.
На практике кадастровая стоимость нередко выходит завышенной, в чём собственники мало заинтересованы, поскольку от неё зависят размеры налога на имущество физлиц, земельного налога и налога на имущество организаций.
Порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости установлен в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кадастровую стоимость могут оспорить заинтересованные организации и физлица. Например, собственники-налогоплательщики или арендаторы/покупатели недвижимого имущества.
Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.
Подать заявление в комиссию можно через управление Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ). Также заявление можно отправить почтой или через интернет, в том числе через портал госуслуг.
Если организация или физлицо решит оспаривать кадастровую стоимость через комиссию, перед подачей заявления необходимо будет произвести оценку рыночной стоимости спорного объекта. Отчет об оценке рыночной стоимости на бумажном и электронном носителе необходимо будет приложить к заявлению.
Также к заявлению прикладывается:
- выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости.
Без этих документов, а также без отчета об оценке рыночной стоимости заявление рассматривать не будут.
После получения всего комплекта документов комиссия в течение трех рабочих дней направит отчет об оценке рыночной стоимости в Росреестр. Само заявление будет рассматриваться не более 30 дней со дня его поступления. По итогам рассмотрения комиссия примет одно из следующих решений:
- решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
- решение об отклонении заявления об оспаривании.
Во втором случае заявитель вправе будет оспорить решение комиссии в судебном порядке.
Как снизить налог на имущество путем оспаривания кадастровой стоимости
Оспаривание кадастровой стоимости нужно, если она значительно превышает рыночную цену объекта или участка.
Процедуру оспаривания можно пройти через комиссию при Росреестре или в судебных органах. Граждане-собственник могут сразу подавать заявление в суд.
Чтобы добиться снижения стоимости по кадастру, необходимо узнать рыночную цену объекта, получить отчет оценщика.
Если у вас возникли вопросы или требуется помощь в оспаривании, обращайтесь к нашим экспертам по кадастру и недвижимости. Мы поможем даже в самой сложной ситуации!
- Полностью ведем дело «под ключ».
- Предоставляем экспертный отчет о рыночной стоимости объекта.
- Вы не рискуете. Не получится оспорить кадастровую стоимость — вернем деньги.
Мы готовы взять на себя решение всех вопросов с комиссией при Росреестре, и при необходимости — в суде. Это простой способ снизить налог на недвижимость: производственное или офисное здание, торгово-развлекательный центр, коттеджный поселок, земельный участок, а также земельный участок, который находится в аренде.
Кадастровую стоимость объекта недвижимости, которая оказалась гораздо выше рыночной, можно оспаривать, в случае:
- Выявления недостоверности исходных данных об объекте;
- Реальная рыночная стоимость недвижимости была назначена в тот же день, когда определена кадастровая.
С 1 января 2019 года юридические лица, оспаривая кадастровую стоимость, могут сразу обратиться в суд или воспользоваться досудебным порядком оспаривания. Для этого нужно написать заявление в специальную комиссию по спорам о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при территориальном органе Росреестра. Если заявитель не согласен с решением комиссии, он может обратиться с административным иском в суд.
В зависимости от основания оспаривания, нужно предоставить либо документы о недостоверности исходных данных об объекте недвижимости, либо отчет об установлении действительной рыночной стоимости объекта недвижимости на ту же дату, когда устанавливалась кадастровая стоимость.
Нужно учитывать, что суд назначит судебную экспертизу, которая должна будет установить рыночную стоимость объекта, а также проверить представленный истцом отчет об оценке недвижимости на соответствие требованиям законодательства.
При оспаривании кадастровой стоимости имеют значение два вида сроков.
- Первый из них – срок рассмотрения дела в инстанциях. Он составляет 30 дней для комиссии: по истечении этого срока она должна назначить заседание и вынести решение, сообщить о нем заявителю. Рассмотрение дела в суде занимает обычно от одного месяца.
- Второй важный срок – период времени за который излишне уплаченные в качестве налогов денежные средства будут пересчитаны в счет будущих периодов. До недавнего времени лишь в случае исправления последствий технической ошибки налоговая база пересчитывалась. При другом основании оспаривания измененная кадастровая стоимость недвижимости начинала использовалась для исчисления налоговой базы только с текущего налогового периода.
Начиная с 01.01.2019 г. сведения о новой кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, будут учитывать при определении налоговой базы с начала налогообложения объекта по оспоренной кадастровой стоимости, а не с момента подачи заявления. Это означает, что если заявление об оспаривании кадастровой стоимости, установленной в 2018 г., будет удовлетворено в 2019 г., то налоговые платежи станут пересчитывать с 2017 г. – с даты внесения кадастровой стоимости.
Благодаря новому закону положение налогоплательщика будет облегчено, а экономическая эффективность оспаривания завышенной кадастровой стоимости во многих случаях возрастет.
Государственным органам выгодно завышать кадастровую стоимость объектов недвижимости. А для владельцев это всегда связано с лишними расходами. Но многие забывают, что грамотная переоценка объекта способна снизить ежегодный налог на сумму до 50%. Таким образом можно оптимизировать налоговые платежи, снизить налоговую нагрузку.
Для того чтобы снизить кадастровую стоимость, нужно предоставить в комиссию при Росреестре объективный отчет о цене объекта. Если комиссия ответит отказом, то стоимость недвижимости можно пересмотреть в судебном порядке.
При проведении оценки недвижимости учитываются все факторы:
- локализация объекта и окружающая инфраструктура;
- год основания объекта;
- параметры технического оснащения;
- наличие или отсутствие обременений – арестов, сервитутов.
Посмотрите детали по каждому оспариванию
Величина снижения налога на имущество в 2017-2018 гг.: 29.893.830 рублей
Тип объекта: Нежилые помещения, здания
Площадь объекта: 26 751.9 кв.м.
Кадастровая стоимость: 3.733.843.734 р.
Рыночная стоимость: 2.703.022.000 р.
Процент снижения: 27.6%
Налоговая экономия в 2017 г.: 14.431.504 р.
Налоговая экономия в 2018 г.: 15.462.326 р.
Оспаривание кадастровой стоимости недвижимости производится в ряде случаев:
- Если собственник не согласен с оценкой помещения.
- При просмотре результатов оценки были выявлены ошибки.
- Оценка недвижимости в несоответствии с рыночными ценами – заниженная или завышенная цена.
Еще одна причина, вызывающая волнение и недоверие – пониженная или повышенная налоговая ставка. Оспаривание кадастровой стоимости участка, объектов недвижимости производится по-разному. В каждой ситуации владельцу нужно понимать, как себя вести, что делать, какие документы подготовить.
Кто может оспорить кадастровую стоимость?
Оспорить кадастровую стоимость в Москве или регионах может каждый гражданин, который считает, что были допущены ошибки и нарушены его права.
К основной группе относят:
- Физических лиц, чьи права, обязанности нарушены были нарушены.
- Юридических лиц, чьи права также были нарушены.
- Органы государственной власти, если постройка находится под контролем и распоряжением государства или муниципалитета.
Рассматриваются споры комиссией или в судебных инстанциях.
Дела об оспаривании результатов кадастровой стоимости рассматриваются только при наличии всех документов, поданных владельцем постройки. Оспорить результаты можно обратившись к специально действующей комиссии или в суд. После проверки будет вынесен результат. Для подачи обращения нужно иметь следующий пакт документов:
- Паспорт лица, оформившего заявление.
- Официальную просьбу, адресованную государственным органам.
- Документ, где прописана кадастровая цена объекта недвижимости (справка о кадастровой стоимости или выписка из ЕГРН обычная).
- Вердикт комиссии производящей оценку имущества.
- Документы, подтверждающие, что заявитель является собственником имущества.
Заявителю нужно подготовить неоспоримые факты правоты, доказательства.
Важно! Справка о кадстровой стоимости готовится в среднем 1-3 рабочих дня.
Если ГБУ приняло решение, не удовлетворяющее заявителя, он вправе продолжить спор, обратившись, либо в суд, либо в досудебные органы. Досудебным органом является комиссия по оспариванию результатов кадастровой стоимости при Росреестре региона.
Помимо основного пакета документов нужно приложить решение ГБУ.
Суд
Последняя инстанция, куда может обратиться заявитель – суд. Подача искового заявления имеет свои сроки, в зависимости от того, что вы хотите оспорить. Подать документацию можно лично либо в электронной форме – таким правом граждане наделены с января 2017 года.
Кадастровую оценку недвижимости проводит кадастровый инженер, который во время оценки руководствуется множеством факторов. Специалист принимает во внимание местоположение объекта недвижимости, размер, в какой зоне находится объект (например, санитарно-защищенная зона), какие особые условия использования недвижимости, целевое предназначение объекта.
При оценке помещения во внимание принимается материал, из которого сделаны стены, срок службы здания и его износ, относится постройка к аварийным зданиям или нет.
Если один из пунктов был не учтен или кадастровый инженер допустил ошибку при внесении данных, оценка является недостоверной, заявитель вправе подать обращение на исправление ошибок результатов кадастровой стоимости.
К заявлению об исправлении кадастровой стоимости прикладываются данные из Единого Государственного Реестра Недвижимости, справка из БТИ (Бюро Технической Инвентаризации).
Оспаривание кадастровой стоимости в 2021 году
Иск в суд подкрепляется такими документами:
- Письменного заявления.
- Выпиской из ЕГРН.
- Справкой о праве собственности.
- Материалы, подтверждающие рыночную стоимость недвижимого имущества.
- Материалы, подтверждающие, что оценка произведена неправильно, с допущением ошибок, недостоверных данных.
Обратившись в судебную инстанцию, рекомендуется иметь представителя, который поможет подготовить иск, собрать необходимую документацию. Законный представитель должен иметь юридическое образование и подтвердить свои полномочия.
Лицо, подающее иск должно оплатить государственную пошлину. Если есть материалы, позволяющие доказать неправомерные действия государственных органом, их также можно прикладывать к делу.
Все дела рассматриваются судом первой инстанции, если объект недвижимого имущества зарегистрирован в столице, иск подается в Московский городской суд.
Административные дела суд может рассматривать на протяжении трех месяце с момента подачи иска, на рассмотрение остальных дел дается 2 месяца. О дате заседания участники уведомляются заранее.
При подаче информации о рыночной стоимости недвижимости нужно данные отобразить на бумаге, в электронном виде, приложив результаты экспертизы. Если в судебной инстанции предусмотрены такие возможности, подать иск можно в электронной форме. Для того чтобы принять решение, суд вправе создать оценочную комиссию, решение зависит от результатов проверки. Как показывает судебная практика, если нет ошибок в поданных материалах, решение в большинстве случаев положительное.
Если выбран внесудебный способ урегулирования, необходимо подготовить заявление и документы, подтверждающие неправильную кадастровую стоимость объекта недвижимости. После рассмотрения комиссией подготовленного пакета документации изменения будут внесены в реестр.
Досудебное урегулирование не считается обязательным этапом при оспаривании кадастровой оценки согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ и ст. 24.18 закона №135-ФЗ от 29.07.1998 г.
На имя руководителя комиссии при территориальном отделении Росреестр готовится заявление со следующими реквизитами:
- Название комиссии, рассматривающей вопросы по кадастровой оценке.
- Сведения о заявителе. Для физического лица указывают ФИО полностью и адрес. Для организаций указывают точное название, адрес почтовый и фактический.
- Информация о спорном объекте собственности.
- Причины признания кадастровой стоимости неверной.
- Перечень прилагаемых документов.
- Дата и подпись.
Заявление подлежит рассмотрению комиссией согласно регламенту, определенному ст. 24.18 закона № 135-ФЗ.
Подготовив заявление и собрав документацию, следует направить его в отделение Росреестра, в комиссию по оспариванию кадастровой оценки. Вместо личного визита в комиссию можно направить обращение по почте, либо через интернет на портале Госуслуг.
Допускается подача заявления через отделение МФЦ. С момента получения до вынесения решения комиссией отводится 1 месяц.
О дате рассмотрения заявления заявителю сообщат в течение первых 7 дней с момента получения обращения.
Заинтересованные лица вправе являться на заседания комиссии. Если выносят решение об отказе, заявитель далее обращается в суд. При удовлетворении требований в заявлении комиссия выносит решение об изменении результатов оценки, и далее в 5-дневный срок комиссия публикует свое решение в интернете.
Оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости
Для подачи заявления понадобится такой же перечень документации, что и при рассмотрении вопроса комиссией.
Подготовленный пакет документации передают в суд лично, по почте, либо через представителя, действующего на основании нотариальной доверенности.
Если суд сочтет заявление корректным, а документы достаточными, в 2-месячный срок организуют судебное разбирательство. Если иск связан с опротестованием решений комиссии или ее бездействием, на рассмотрение отводят 1 месяц.
Если суд признает требования истца законными, в резолютивной части укажут обновленные сведения об оценке и дату обращения с иском. От даты подачи заявления зависит, с какого момента начнет действовать пересмотренная кадастровая стоимость (с начала года подачи иска).
Если накануне суда была попытка пересмотреть кадастровую стоимость через комиссию, датой вступления изменений в силу станет первый день года, когда истец делал попытку внесудебного урегулирования.
Оспаривание кадастровой стоимости представляет собой многоэтапную процедуру урегулирования, в процессе которой приходится готовить официальные обращения, исковые заявления, заказывать оценочную экспертизу в аккредитованных Росреестром бюро. Заниматься такими вопросами, не имея юридической подготовки, сложно.
Если возникли сомнения в объективности проведенной оценки, и есть желание снизить расходы на имущественный или земельный налог, следует привлечь на помощь опытного юриста, специализирующегося на решении вопросов по оспариванию кадастровой стоимости недвижимости.
Итак, обжалование ценника на землю возможно как через суд, так и через иные структуры, которые устанавливают стоимость.
Вмешательство судебных структур может понадобиться, если досудебное урегулирование не принесло успешных результатов – предыдущие инстанции выразили несогласие в запросе изменить установленную ими стоимость. В этом случае разбирательства могут в значительной степени затянуться, и, в конечном итоге, существенно усложниться сама процедура назначения нового ценника.
По этой причине специалистами рекомендуется оспаривать кадастровую стоимость без непосредственного обращения в суд.
Кроме возможных неудобств от затягивания дела, на гражданина возлагаются дополнительные обязательства по предоставлению новых сведений – в частности, это касается наличия доказательств несправедливости оценки.
В качестве данного элемента может выступать решение независимого специалиста или иные вещественные параметры участка. К примеру, если при расчете окончательного ценника использовался недействительный межевой план, то его можно использовать в качестве подтверждения своей правоты.
Очевидно, чем больше истец сможет предоставить доказательств, тем быстрее будет продвигаться дело в направлении ожидаемого решения.
Ценник на действия оценщика корректируется:
- величиной исследуемой площади;
- целями экспертизы;
- общим уровнем сложности;
- регионом компании;
- статусом фирмы.
Минимальная стоимость за пользование услугами начинается от 5 тысяч рублей. Что касается максимальной, то она во многом определяется вышеперечисленными показателями. Средний срок проведения оценки и составления отчета составляет около 5 суток. Очевидно, он может быть увеличен в связи с большим объемом работы.
Однако собственнику участка следует понимать, что затраты на независимую оценку – это не единственные расходы, которые нужно будет претерпеть в ходе установления истины.
В частности, при подаче заявления в судебные инстанции необходимо оплатить государственную пошлину – для исков по делам оспаривания стоимости она составляет 300 рублей.
Кроме того, если обращаться в суд, то срок рассмотрения дела может значительно увеличиться – на определение итогового решения обычно уходит более 2 месяцев. По этой причине специалисты советуют обходить этот момент, и подавать запрос непосредственно в кадастровый реестр с пакетом документов, устанавливающих неадекватность утвержденной стоимости. В таком случае ситуация рассматривается в течение 1-2 недель.
Росреестр упростит процесс оспаривания кадастровой стоимости
Оценка кадастровой стоимости земельного участка происходит на основе положений двух основных документов, регламентирующих данный вопрос:
- Федеральный закон № 237, рассматривающий государственную кадастровую оценку;
- Федеральный закон № 135, описывающий общие моменты оценочной деятельности на территории Российской Федерации.
Кроме того, сыграть ключевую роль в определении истины могут и региональные нормативно-правовые акты – их особенность зависит непосредственно от решений муниципальных и областных структур.
По сути, у собственника участка два варианта, куда подавать заявление:
- в управление регионального Росреестра;
- в региональный суд.
Необходимость в той или иной государственной структуре определяется в соответствии с индивидуальными обстоятельствами дела.
Однако вне зависимости от этого, первоначально гражданин должен обратиться в независимую экспертную организацию (с лицензией на проведение деятельности) для получения отчета о неадекватности ранее установленной стоимости.
Полнота пакета документов, требуемых при обращении в комиссию для рассмотрения спора о результатах установления стоимости, определяет скорость и успешность процесса достижения истины. Поэтому собственнику в случае возникновения необходимости изменения ценника на землю рекомендуется особое внимание обратить на сбор бумаг. В частности, это касается следующих позиций:
Для получения оснований на оспаривание стоимости следует в первую очередь выявить цену, которую установил государственный земельный кадастр. Для этого нужно будет пройти процедуру регистрации на официальном виртуальном ресурса кадастра и картографии своего региона.
В результате этого станет доступной информация о проведенной переоценке. В случае определения значительного увеличения стоимости необходимо обратиться в местное ведомство. При себе нужно иметь:
- паспорт гражданина РФ;
- кадастровый паспорт;
- свидетельство о праве собственности.
Законодательство выделает несколько оснований, согласно которым гражданин может рассчитывать на реализацию возможности изменения кадастровой оценки надела:
- результаты ранее проведенной процедуры оценивания каким-либо образом затронули права владельца недвижимого имущества;
- процедура осуществлялась с использованием неверной схемы или с учетом ошибочных сведений об объекте;
- оценивание было реализовано во время обстоятельств, препятствующих адекватному анализу параметров земли;
- величина цены в значительной степени не соответствует ценнику, установленному независимой экспертизой.
Важно: чтобы привести процедуру оспаривания в действие, данных оснований не будет достаточно. Дополнительно необходимо учесть определенные нюансы и индивидуальные обстоятельства ситуации, а также собрать пакет необходимых правоустанавливающих документов.