Обязанности по содержанию земельного участка земельный кодекс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности по содержанию земельного участка земельный кодекс». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В комментируемой статье определяется перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков. Указанный перечень представлен в ЗК РФ открытым.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к юридической ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно положениям ст. 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Показательным в данном случае является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2003 г. N А38-1579-14/176-2003. Решением арбитражного суда кассационной инстанции было оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было признано законным и обоснованным решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о привлечении к административной ответственности крестьянского хозяйства за использование земель по нецелевому назначению, выразившегося в строительстве жилого дома без разрешительных документов на земле сельскохозяйственного назначения.

Комментируемой статьей закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции РФ. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля является одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни на Земле. Поскольку состояние земель во многом определяет состояние окружающей среды в целом, то нерациональное использование и загрязнение земель могут привести к негативным изменениям во всей биосфере.

В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков комментируемая статья включает обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ. К числу специальных знаков следует отнести межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.

В случае уничтожения специальных знаков собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания. Так, уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 7.2 КоАП РФ).

  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.

Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

Например, собственник имеет участок, который

  • относится к категории земель – земли населенных пунктов,
  • имеет вид разрешенного использования – ведение ЛПХ.

Исходя из этих 2-х параметров, установим обязанности собственника по целевому использованию земельного участка.

Для этого в Классификаторе видов разрешенного использования найдем описание приусадебного участка ЛПХ.

В частности собственник земельного участка под ЛПХ может:

  • разместить на участке жилой дом,
  • осуществлять производство сельскохозяйственной продукции,
  • разместить на приусадебном участке гараж и иные вспомогательные сооружения,
  • содержать на участке сельскохозяйственных животных.

Таким образом, собственник земельного участка под ЛПХ обязан использовать землю только для вышеуказанных целей.

В этом состоит обязанность собственника земли использовать участок по целевому назначению.

Однако 1-ая обязанность не ограничивается только соблюдением целевого назначения земли.

Сроки освоения земельных участков устанавливают в договорах.

Чаще всего сроки освоения участков затрагивают случаи коммерческого использования земли. Но возможны и другие варианты.

Таким образом, если в договоре, на основании которого получен участок, установлены сроки освоения, то собственник обязан их соблюдать.

Если собственник земельного участка не соблюдает сроки освоения, то договор могут расторгнуть.

При расторжении договора земельный собственник или арендатор потеряет участок.

5-ая обязанность.

Обязанность уплаты земельного налога также несут те, кто имеет участок:

  • на праве постоянного (бессрочного) пользования,
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Арендатор земельного участка земельный налог не платит.

Для арендатора плата за землю установлена в виде арендной платы.

На сайте ФНС есть калькулятор по земельному налогу.

Первый из них – это принцип экономической обоснованности.

Суть его в следующем.

Арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка. Учитываются категории земель, к которой отнесен земельный участок, вид его разрешенного использования, и другие факторы.

Другими словами, чиновники не могут с потолка брать арендную плату.

Таким образом, целесообразно проверить соответствие порядка, установленного местной администрацией вышеуказанным Основным принципам.

Если есть противоречие, то следует обжаловать в суде, установленный местной администрацией порядок определения арендной платы.

Единый сервис или портал, на котором можно узнать размер арендной платы по конкретному району, мне не встречался.

6-ая обязанность.

На мой взгляд, данная обязанность самая объемная.

Едва ли возможно в одной статье описать все нюансы из этой группы обязанностей.

Тем не менее, обозначим основные блоки, чтобы понимать общие рамки данной обязанности.

Итак, земельный собственник обязан соблюдать требования:

  • градостроительных регламентов,
  • строительных и экологических правил и нормативов,
  • санитарно-гигиенических и противопожарных правил и нормативов,
  • иных правил и нормативов,
  • осуществлять строительство и реконструкцию объектов в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.

Как видно, перечень правил и нормативов является открытым.

Самый простой способ узнать эту информацию из градостроительного плана земельного участка.

Сокращенно – ГПЗУ.

Градостроительный план земельного участка содержит требования градостроительных регламентов, применяемых к участку.

Он может содержать сведения о зонах с особыми условиями, которые содержат требования экологических, санитарно-гигиенических и других правил и нормативов.

ГПЗУ не дает исчерпывающей информации обо всех правилах и нормативах, подлежащих соблюдению земельным собственником.

Однако градостроительный план участка существенно облегчает понимание обязанностей и ограничений, возложенных на собственника земельного участка.

ГПЗУ выдает местная администрация бесплатно по письменному запросу собственника земельного участка или арендатора.

7-ая обязанность.

Статья 39.10 Предоставление земельного участка

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Обзор судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.06.2021)

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 29.12.2010 N 442-ФЗ (ред. от 23.06.2016)

      «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.06.2012 N 96-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Приказ Управления делами Президента РФ от 13.11.2019 N 442

      «Об утверждении Положения о национальном парке «Крымский» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 N 56871)

    • Указ Президента РФ от 25.02.2003 N 250 (ред. от 31.12.2017)

      «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 (ред. от 11.04.2016)

      «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками»

    Все документы >>>

    Кто же является собственниками земельных участков в соответствии с земельным законодательством? Это лица, которые в законодательном порядке наделены юридическим правом распоряжаться, владеть и использовать почвы по своему усмотрению. Иными словами, это лица, которые произвели оформление земельного надела в частную собственность. При этом права за собственниками закреплены ст. 25 ЗК РФ.

    Однако, как показывает практика, многие лица начинают игнорировать свои обязанности, которые прописаны в законодательстве и вытекают из прав. А это может привести к тому, что произойдет отчуждение земельного участка в пользу государства. Поэтому каждый владелец земли должен быть в курсе, какие обязанности на него возлагает законодатель.

    Итак, обязанности собственников и лиц, которые используют участки земли не на праве собственности, прописаны в ст. 42 ЗК РФ и включают в себя следующий перечень:

    • использование земельного участка должно происходить только в полном соответствии с целевым назначением;
    • если на территории участка установлены геодезические или межевые знаки, то за собственником закреплены обязанности по их сохранению;
    • владелец земли должен воплощать на практике необходимые мероприятия по охране земель, в том числе соблюдать меры, направленные на пожарную безопасность;
    • освоение почвы должно осуществляться своевременно, если подобное условие использования надела предусмотрено соглашением сторон;
    • со стороны собственника или лица, которое осуществляет использование участка на основании иного права, должно быть гарантировано своевременное внесение платежей;
    • во время использования земель, являющихся частной или же государственной собственностью, должны быть соблюдены все законодательные требования и нормативы, прописанные в градостроительном, санитарном, пожарном, техническом регламентах;
    • использование земельного участка не должно сопровождаться его загрязнением, ухудшением плодородного слоя почвы, деградацией и прочими негативными последствиями.

    Кроме того, предусмотрены обязанности со стороны собственников и иных лиц, которые прописаны в смежных законодательных сферах.

    Использование почвы в соответствии с их целевым назначением признается одной из главных обязанностей граждан. При этом эксплуатация почвы должна происходить только разрешенными способами, которые закрепляются законодательством РФ, в точном соответствии с категорией надела.

    Если говорить о классификации земель по определенным категориям их целевого назначения, то этот перечень зафиксирован в ст. 7 указанного Кодекса.

    В частности, в статье выделяется семь основных территориальных категорий, которые могут эксплуатироваться лицами только в соответствии с их целевым назначением. Если субъекту правоотношений необходимо использование земли в других целях, то он должен осуществить процедуру перевода.

    В том случае если со стороны контролирующих органов будет выявлен факт использования земель не по их целевому назначению, то нарушителя могут привлечь к административной ответственности, в соответствии со ст. 74 ЗК РФ и КоАП.

    Другая обязанность, которая распространяется как на собственников земельного участка, так и лиц, не являющихся владельцами участков, – это сохранение специальных знаков, которые размещаются на конкретной территории. Это обязательство прописано в ст. 42 Земельного кодекса РФ.

    Кроме того, нормативная база, регулирующая данный вопрос, дополняется и иными актами, действующими на территории России. В частности, Федеральный закон РФ № 209 фиксирует, что лицо, которое повредило специальный знак, должно сообщить о случившемся в уполномоченный орган, а также предоставить доступ к месту, где он располагается.

    В соответствии с КоАП РФ, а именно статьей 7.2, на лицо, которое допустило негативное воздействие, то есть повредило специальный знак, может быть наложен штраф. Размер штрафа при этом варьируется в пределах от 300 до 500 рублей.

    Если несоблюдение обязанности зафиксировано со стороны должностных лиц, то штраф увеличивается от 500 до 1000 рублей. В случае с юридическим лицом размер штрафа составит 5000 – 10000 рублей.

    Обязан ли собственник земельного участка содержать его в надлежащем состоянии?

    Указанная норма права содержится в п. 5 ст. 42 ЗК РФ. Необходимость своевременного внесения платежей имеет непосредственную связь с принципом, который закрепляет собой платность эксплуатации земли.

    Согласно этому принципу легальное использование земли возможно лишь в тех случаях, когда осуществляется внесение платежей. Иные условия могут быть прописаны в федеральном законодательстве РФ и являются скорее исключением из общего правила.

    При этом законодатель устанавливает две основные формы платежей за землю:

    • земельный налог (являлся основополагающей формой платы до момента введения налога на недвижимое имущество);
    • арендная плата.

    Порядок и условия внесения платежей в форме земельного налога закрепляются в точном соответствии с правовыми нормами, которые касаются налогообложения граждан и других дополнительных сборов. Что касается платежей в форме арендной платы, то размер и порядок внесения устанавливаются арендным договором между сторонами контракта.

    Предусматривается ЗК РФ и обязанность (как со стороны физических, так и юридических лиц) соблюдать при освоении и эксплуатации земель требования, законодательные нормативы и правила, которые закреплены в градостроительных регламентах, санитарно-эпидемиологических, противопожарных постановлениях.

    Каждый из участников договора о предоставлении земельного участка должен соблюдать подобные правила неукоснительно, причем независимо от своего статуса. В частности, если на территории планируется возведение какого-либо строения, то его проект должен быть утвержден как архитектурными, так и природоохранными государственными органами.

    Кроме того, данная обязанность подразумевает, что участники при эксплуатации земельных наделов должны учитывать права и интересы третьих лиц, а также соблюдать все условия арендного договора.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что эксплуатация и использование земель на территории РФ требует соблюдения законодательных требований. При отсутствии внимания со стороны субъектов правоотношений к своим обязанностям государство может применить к участникам санкции, вплоть до уголовной ответственности.

    Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

    Вопросы и ответы юристов

    Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

    сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

    своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

    своевременно производить платежи за землю;

    соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

    не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

    не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

    выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    Обязанности собственника земельного участка по его содержанию

    СТ 42 ЗК РФ

    Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

    сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

    своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

    своевременно производить платежи за землю;

    соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

    не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

    не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

    выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    Если права собственников земельных участков и лиц, не являющихся их собственниками, разведены по разным статьям настоящего Кодекса (ст. ст. 40 и 41), хотя по сути своей они почти полностью совпадают, то обязанности всех (любых) правообладателей земельных участков предусмотрены в одной (комментируемой) статье.

    Ранее отмечались некоторые особенности прав сервитуариев по использованию земельного участка. То же можно сказать и об их обязанностях, основная из которых — соблюдать условия договора об установлении сервитута (либо нормативного правового акта об установлении публичного сервитута).

    И на первый взгляд обязанности, перечисленные в ст. 42 ЗК РФ, возлагаются лишь на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, но не сервитуариев. Однако это не совсем так, поскольку и обладатели сервитутов при осуществлении пользования земельным участком не должны наносить вред земле и окружающей среде в целом, сохранять межевые знаки, не допускать загрязнения и захламления земель и т.п. Следует отметить, что по действующей редакции абзац 2 комментируемой статьи предписывает правообладателям, что они должны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

    [1]

    Однако с 1 марта 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому из данного положения исключается упоминание о категориях земель и разрешенном использовании, и у собственника (иного правообладателя) остается обязанность использовать земельный участок только в соответствии с его целевым назначением.

    Аналогичным образом будет изменена и редакция абзаца 8 комментируемой статьи, которая в настоящее время говорит о недопущении загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв на землях соответствующих категорий.

    Появление таких изменений в комментируемой статье, на наш взгляд, несколько преждевременно, поскольку законопроект, предполагающий отмену деления земель на категории, еще находится в стадии обсуждения, а в самом ЗК РФ в редакции, которая будет действовать с 1 марта 2015 г., в неизменном виде сохраняется и формулировка принципа деления земель по целевому назначению на категории, и нормы ст. ст. 7, 8, конкретизирующие этот принцип, и многие другие статьи, где есть упоминание о категориях земель.

    Невыполнение любой из названных обязанностей влечет для правонарушителя неблагоприятные последствия в виде привлечения его к различным видам ответственности. Так, в ходе плановой проверки Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве выявило, что ОАО «Кондитерско-булочный комбинат «Черемушки» часть предоставленного ему земельного участка использует не в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, под возведение пристройки (склада), без разрешения на строительство.

    Государственный инспектор г. Москвы по использованию и охране земель вынес в адрес общества предписание об устранении нарушений земельного законодательства. Попытки общества оспорить данное предписание не увенчались успехом, поскольку суды посчитали факт правонарушения доказанным .
    ———————————
    Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 марта 2011 г. N 09АП-4492/2011 по делу N А40-127446/10-139-783.

    Для арендаторов земельных участков несоблюдение обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, может повлечь за собой в качестве санкции досрочное расторжение договора аренды. Так, департамент земельных ресурсов г. Москвы и региональная общественная организация инвалидов Вооруженных Сил, МВД, ФСБ «Воля» заключили договор долгосрочной аренды земельного участка, предоставленного для проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации комплекса медико-профессиональной реабилитации и социальной адаптации инвалидов.

    Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

    сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

    своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

    своевременно производить платежи за землю;

    соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

    не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

    не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

    выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    В комментируемой статье определяется перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков. Указанный перечень представлен в ЗК РФ открытым.

    Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к юридической ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно положениям ст. 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    Показательным в данном случае является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2003 г. N А38-1579-14/176-2003. Решением арбитражного суда кассационной инстанции было оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было признано законным и обоснованным решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о привлечении к административной ответственности крестьянского хозяйства за использование земель по нецелевому назначению, выразившегося в строительстве жилого дома без разрешительных документов на земле сельскохозяйственного назначения.

    Комментируемой статьей закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции РФ. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля является одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни на Земле. Поскольку состояние земель во многом определяет состояние окружающей среды в целом, то нерациональное использование и загрязнение земель могут привести к негативным изменениям во всей биосфере.

    В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков комментируемая статья включает обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ. К числу специальных знаков следует отнести межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.

    1. Бархатова, Е.Ю. Международное публичное право в вопросах и ответах; Кнорус, 2011. — 232 c.
    2. Борисов, А. Н. Защита от принудительной ликвидации юридического лица по искам государственных органов / А.Н. Борисов. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. — 272 c.
    3. Малько, А.В. Проблемы теории государства и права. Учебник / А.В. Малько. — М.: Юрлитинформ, 2012. — 802 c.

    Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками


    В комментируемой статье определяется перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков. Указанный перечень представлен в ЗК РФ открытым.

    Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к юридической ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно положениям ст. 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

    Показательным в данном случае является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2003 г. N А38-1579-14/176-2003. Решением арбитражного суда кассационной инстанции было оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было признано законным и обоснованным решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о привлечении к административной ответственности крестьянского хозяйства за использование земель по нецелевому назначению, выразившегося в строительстве жилого дома без разрешительных документов на земле сельскохозяйственного назначения.

    Комментируемой статьей закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции РФ. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля является одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни на Земле. Поскольку состояние земель во многом определяет состояние окружающей среды в целом, то нерациональное использование и загрязнение земель могут привести к негативным изменениям во всей биосфере.

    В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков комментируемая статья включает обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ. К числу специальных знаков следует отнести межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.

    В случае уничтожения специальных знаков собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания. Так, уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 7.2 КоАП РФ).

    Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

    использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

    сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

    осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

    своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

    своевременно производить платежи за землю;

    соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;

    не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;

    не препятствовать организации — собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;

    выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    ГК РФ (часть I)

    ТК РФ

    НК РФ (часть I)

    ГК РФ (часть II)

    Земельный кодекс

    Жилищный кодекс

    КоАП РФ

    ГрК РФ

    НК РФ (часть II)

    ТК ЕАЕС

    ГПК РФ

    КАС РФ

    УПК РФ

    УК РФ

    Семейный кодекс

    Воздушный кодекс

    Водный кодекс

    Бюджетный кодекс

    ТК ТС

    Лесной кодекс

    ГК РФ (часть IV)

    ГК РФ (часть III)

    АПК РФ

    УИК РФ

    Собственник земельного участка имеет право на реализацию всех предусмотренных законодательством полномочий по использованию своего имущества. Прежде всего, нужно знать, что земля это есть имущество, причем законодательство дает земле более четкое определение – недвижимое имущество. А недвижимое имущество определяется как неперемещаемый объект.

    Все эти подробности необходимы ввиду того, что вопросы реализации прав на землю регламентированы не только земельным, но и гражданским законами, а также правовыми актами о регистрации недвижимости и прав на нее, а земля может рассматриваться как объект имущественных прав, объект земельных правоотношений, часть природно-заповедного фонда и иных.

    Земельным правоотношениям государство уделяет достаточно много внимания, о чем можно судить по большому количеству законодательных норм в этой сфере. Причем начиная с конституции и заканчивая решениями органов самоуправления.

    Проще говоря, права собственника земельного участка определяются рядом законодательных актов, которые применяются в зависимости от того, какие действия необходимо совершить с землей.

    Шпаргалка по земельному праву.

    Ознакомиться с основной информацией про обязанности владельца земли можно, обратившись к Земельному и Гражданскому Кодексам. К основным обязанностям собственников относятся:

    • обладание и поддержание в сохранности документации, подтверждающей права собственности;
    • обеспечение сохранности межевых и информационных знаков, если таковые были установлены уполномоченными органами на данной территории;
    • пользование территорией согласно целевому назначению (при этом допускаются только способы, не противоречащие закону в сфере экологии);
    • соблюдение норм экологии, санитарии, градостроительства, а также правил противопожарной безопасности (любые проекты должны быть согласованы с органами землеустроителства и природоохраны);
    • сохранять водные, геодезические и лесные ценности, расположенные на территории земель, не нарушая правила пользования ими (эксплуатация указанных объектов с целью получения коммерческих выгод допускается лишь при наличии специального разрешения);
    • своевременное вовлечение земли в оборот (при полном разрушении зданий, имевшихся на территории, собственник обязан приступить к их восстановление в течение 3 лет, в противном случае, он рискует утратить права на пожизненное пользование и наследуемое владение; то же касается площадей, определённых под застройку или ведение сельскохозяйственных работ);
    • своевременное внесение налоговых выплат на землю;
    • охранение почвы земельного участка от загрязнения, снижения плодородия и порчи.
    • Кроме приведённого перечня землепользователь обязан предпринимать превентивные меры в отношении природных катастроф.
    • Собственник должен сохранять уровень мелиорации и плодородия, если на территории проводятся разрушающие почву работы.
    • В случаях наступления катастроф техногенного характера, приводящих к деградации земель, ответственность землевладельца — принимать активное участие в устранении последствий.
    • Однако в обязательные функции землепользователя не входит заказывать межевание территории, устанавливать межевые или геодезические знаки, оплачивать использование земли частным субъектам или госорганам (разумеется, помимо выплаты налогов), решать территориальные разногласия и споры с соседями вне рамок судебных разбирательств.

    Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов! Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму.

    Права и обязанности собственников земельных участков определены законом, хотя полный их список применительно к конкретному объекту земли будет зависеть от его статуса.

    Владелец, нарушивший в ходе эксплуатации площадей любые законодательные акты, в обязательном порядке несёт административную и/или уголовную ответственность за эти нарушения. Это касается и возведения неправомочных сооружений, а также устройства незаконных насаждений.

    Права и обязанности землевладельцев согласно с современной законодательной базой распространяются на всех, кто является законными собственниками определенных земельных территорий. Правовая компетенция собственников распространяется на возможность выполнения следующих действий со своим участком земли:

    • Эксплуатировать в законном порядке полезные ископаемые, запасы подземной пресной воды для удовлетворения собственных бытовых нужд. Помимо этого, владельцы могут использовать пруды и обводные каналы для хозяйственных потребностей;
    • Пользователи могут возводить любые здания для жилого, бытового, культурного или производственного использования. Важным условием является соответствие новой постройки всем законным целевым назначениям территории, а также разрешениям, требованиям архитектурных регламентов, строительных правил, санитарно-гигиенических и пожарных норм;
    • Осуществлять любые агротехнологические манипуляции: оросительные, осушительные, мелиоративные или культуртехнические работы. Также не запрещено возводить пруды, любые водные объекты, которые соответствуют всем законодательным, строительным и экологическим требованиям;
    • Производить любые другие манипуляции, а также выполнять любые действия, не запрещенные законодательством.

    Все права арендатора указываются в целевых законодательных актах, в соответствии с которыми гражданин, который заключает договор об аренде земельного участка, должен соблюдать следующие правила:

    • Распоряжаться землей самостоятельно с обязательным соблюдением всех условий заключенного договора аренды;
    • Возводить любые постройки производственного, жилого, бытового или фермерского предназначения, при условии наличия законного письменного согласия владельца земли. Также на аналогичных условиях пользователь может организовывать многолетние насаждения любых культур, а также сооружение любых конструкций. При этом, владельцем продукции и доходов после ее реализации становится арендатор;
    • Арендатор может организовать возведение любых водохозяйственных или мелиоративных конструкций, при условии наличия письменного согласия законного владельца территории.

    Права и обязанности арендатора предусматривают обязательное выполнение всех требований владельца участка и своих законных обязанностей:

    • использовать земельные участки в течение сроков, предусмотренных договором, который зарегистрирован в законном порядке;
    • строго соблюдать режим эксплуатации земли особого предназначения. Данное правило распространяется на оздоровительные, историко-культурные, рекреационные и природоохранные территории;
    • контролировать соблюдение целевого использования территории;
    • за счет личных финансовых средств приводить земли в естественное состояние в случае изменения рельефа и структуры;
    • своевременно и в полном объеме оплачивать арендную плату и земельные налоги.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *