Номер пояснения бухгалтерской отчетности за 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Номер пояснения бухгалтерской отчетности за 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Исходя из приказа Минфина от 27.11.2020 № 287н, под раскрытием информации в бухотчетности в ограниченном объеме понимается информация, которая может быть раскрыта в ограниченном объеме. То есть, согласно перечисленным выше ПБУ:

  • о доходах организации;
  • о связанных сторонах;
  • о договорах строительного подряда;
  • по сегментам.

Ситуация, в которой допустимо ограниченное раскрытие информации, — это когда раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приведет или может привести к потерям экономического характера и/или урону деловой репутации организации и/или ее контрагентов, и/или связанных с ней сторон.

Пример

Раскрытие информации в объеме, предусмотренном указанными ПБУ, приводит или может привести к введению мер ограничительного характера (в т. ч. санкциям) иностранным государством и/или государственным объединением, союзом, государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и/или союза, в отношении отчитывающейся организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.

Круг организаций, которые вправе раскрывать информацию в ограниченном объеме, — это все организации, составляющие бухотчетность в соответствии с законодательством РФ и на которые распространяется действие указанных ПБУ. Исключений нет.

Часть бухотчетности, в которой допустимо раскрытие информации в ограниченном объеме, — это:

  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (коммерческие организации);
  • пояснения к бух. балансу и отчету о целевом использовании средств (некоммерческие организации);

Допустимый характер ограничения — это ограничение объема раскрываемой информации, предусмотренного конкретным ПБУ.

При этом раскрытие информации в ограниченном объеме — это такое раскрытие, при котором информацию приводят в отчетности, но без сведений, которые обусловливают потери экономического характера, урон деловой репутации организации, ее контрагентов, связанных с ней сторон.

Ограничение объема раскрываемой информации не предполагает и не тождественно исключению какого-то вида информации в полном объеме из баланса, отчета о фин. результатах (отчета о целевом использовании средств), пояснений к ним.

Ограничение объема раскрываемой информации не касается составления бухгалтерской отчетности.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2021 год

ОБЪЕМ РАСКРЫВАЕМОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЙ ПБУ

ДОПУСТИМОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ ЭТОГО ОБЪЕМА

Доходы организации

В отношении выручки, полученной от выполнения договоров, предусматривающих исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация:
  • общее количество организаций, с которыми есть указанные договоры, с указанием тех, на которые приходится основная часть такой выручки;
  • доля выручки, полученной по указанным договорам со связанными организациями;
  • способ определения стоимости продукции (товаров), переданной организацией.
Не указывают сведения об организациях, на которые приходится основная часть выручки, полученной по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами.

Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта.

Информация о связанных сторонах

Если в отчетном периоде организация, составляющая бухотчетность, проводила операции со связанными сторонами, в отчетности по каждой связанной стороне раскрывают, как минимум, следующую информацию:
  • характер отношений (в соответствии с п. 6 ПБУ 11/2008);
  • виды операций;
  • объем операций каждого вида (в абсолютном или относительном выражении);
  • стоимостные показатели по не завершенным на конец отчетного периода операциям;
  • условия и сроки проведения (завершения) расчетов по операциям, а также форму расчетов;
  • величина образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;
  • величина списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в т. ч. за счет резерва по сомнительным долгам.

Показатели, отражающие аналогичные по характеру отношения и операции со связанными сторонами, могут быть сгруппированы. Исключение — случаи, когда обособленное раскрытие их необходимо для понимания влияния операций со связанными сторонами на бухотчетность организации, составляющей её.

Не раскрывают сведения по каждой связанной стороне в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008.

Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 11/2008, раскрывают по группе связанных сторон, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрывается.

Договоры строительного подряда

В бухгалтерской отчетности организации раскрывают следующую информацию по каждому договору, не завершенному на отчетную дату:
  • общая сумма понесенных расходов и признанных прибылей (за вычетом признанных убытков) на отчетную дату;
  • сумма полученной предварительной оплаты, авансов, задатка на отчетную дату;
  • сумма за выполненные работы, не предъявленная заказчику до выполнения определенных условий или до устранения выявленных недостатков работы на отчетную дату.
Не раскрывают сведения по каждому договору строительного подряда в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008.

Информацию в объеме, предусмотренном ПБУ 2/2008, раскрывают по совокупности договоров, не завершенных на отчетную дату, а также указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта.

Информация по сегментам

Организация раскрывает следующую информацию о покупателях (заказчиках), выручка от продаж по которым составляет не менее 10% общей выручки от продаж покупателям (заказчикам):
  • наименование покупателя (заказчика);
  • общая величина выручки от продаж такому покупателю (заказчику);
  • наименование отчетного сегмента (отчетных сегментов), к которому относится данная выручка.
Не раскрывают сведения по каждому покупателю (заказчику) в объеме, предусмотренном ПБУ 12/2010.

Указывают причины, по которым более подробная информация не раскрыта.

Степень ограничения раскрываемой информации отчитывающаяся организация определяет самостоятельно, исходя из конкретных условий и обстоятельств ведения хозяйственной деятельности у себя, контрагентов, связанных сторон.

В приказе Минфина от 27.11.2020 № 287н речь идет лишь об ограничении объема раскрываемой информации, а не об исключении её из отчетности полностью.

Руководство организации принимает решение:

  • о наличии ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
  • какую информацию раскрывать в ограниченном объеме;
  • о степени такого ограничения.

Независимый аудитор в ходе аудита бухгалтерской отчетности рассматривает и подтверждает:

  • обоснованность раскрытия информации в ограниченном объеме;
  • наличие ситуации, в которой необходимо ограниченное раскрытие информации;
  • допустимость принятой степени ограничения раскрываемой информации.

А в публичных акционерных обществах (ПАО) данный вопрос должен быть предметом рассмотрения комитета по аудиту совета директоров (наблюдательного совета).

Пояснения/пояснительная записка к бухгалтерской отчетности за 2020 год: пример

Пояснительная записка не заменяет собой пояснения к балансу. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» указано, что:

Пояснения — это расшифровка статей бухгалтерского баланса, а также уточнение отдельных отчетных форм:

  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • другие отчетные формы и приложения в составе бухгалтерской отчетности.

Тогда как пояснительная записка представляет собой произвольную расшифровку всей финансовой ситуации в хозяйствующем субъекте. В ней содержатся как общие сведения, так и подробные разъяснения по строкам баланса и отчета о финансовых результатах. В статье 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402 и п. 4 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н указано, что этот документ входит в состав годовой бухгалтерской отчетности. А п. 28 ПБУ 4/99 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты обязаны оформить пояснения к балансу и форме № 2 в виде отдельных отчетных форм и общей записки. Из этого следует, что сдавать с балансом пояснительную записку необходимо всем организациям.

Исключением из общего правила являются представители малого бизнеса, которые вправе составлять и сдавать бухгалтерские отчеты в упрощенном виде. Они обязательно предоставляют в ИФНС всего две обязательных формы: баланс и отчет о финансовых результатах. Расшифровывать значения и описывать свое финансовое положение в пояснительной записке им не обязательно. Но если возникнет такое желание, составить отдельную записку не возбраняется.

Пояснительная записка к балансу необходима всем пользователям финансовой отчетности для получения более полной дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Такую информацию, как правило, невозможно привести в других отчетных формах, но она является важной и представляет интерес как для учредителей или кредиторов фирмы, так и для контролирующих органов. Данные в этот документ включают исходя из конкретных пожеланий, например, совета директоров, и из особенностей сложившейся на предприятии экономической ситуации к концу года. К примеру, если налог на прибыль за отчетный период оказался значительно ниже предыдущего, имеет смысл пояснить причины этого для ИФНС, так как налоговый орган, получив такие данные, все равно попросит их объяснить. Это избавит руководство от лишних вопросов со стороны налоговиков и вызовов на «ковер» в инспекцию, и от выездной проверки, которую назначают в рамках камеральной.

Если в учетную политику были внесены изменения, об этом обязательно указывают с обоснованием причин и необходимости поправок. Обязательно должна присутствовать оценка результата изменений в денежном выражении — величина, на которую изменилась оценка статей финансовой отчетности в связи со сменой способа бухгалтерского учета. Если в планах на текущий год есть действия, влияющие на факты хозяйственной деятельности или ее непрерывность, например, предстоящая ликвидация организации, то об этом обязательно информируют контролирующие органы.

В виде таблиц желательно привести расшифровки строк баланса и формы 2, в частности:

  • данные об изменениях в капитале организации (уставном, резервном, добавочном и пр.);
  • о составе и движении резервов предстоящих расходов и платежей;
  • оценочные резервы юрлица;
  • изменения в структуре и объеме нематериальных активов и основных средств;
  • данные об арендованном имуществе;
  • сведения о финансовых вложениях, дебиторской и кредиторской задолженности;
  • состав затрат на производство и прочих расходов;
  • объемы реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности организации и рынкам сбыта;
  • данные об обеспечении обязательств организации;
  • все чрезвычайные факты хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде и их последствия.

Кроме сухих фактов и цифр, в пояснительной записке приветствуется анализ финансовых показателей организации. Такая информация, в первую очередь, интересует учредителей, акционеров и инвесторов, но и налоговым специалистам эти данные расскажут о многом. В частности, информация о деловой активности организации и ее положении на рынке пойдет на пользу при обращении за вычетами по НДС или при открытии внешнеэкономической деятельности. Если работа идет не так спешно, как хотелось, и результатами деятельности за год являются убытки, грамотно составленные пояснения с подробным анализом всех факторов поможет избежать подозрений со стороны налоговых органов в применении незаконных методов снижения налогов. Если в документе обнаружатся ответы на все интересующие налоговиков вопросы, то и избежать дополнительных методов надзора окажется легче.

Особое внимание при составлении пояснительной записки необходимо уделить информации об аффилированных лицах. Эти данные желательно оформить отдельным разделом, как того требует пункт 14 ПБУ 11/2008. По закону, необходимо раскрывать информацию не только об учредителях самой организации, но и о связанных с ними лицах, поэтому, если в составе учредителей есть юридическое лицо, необходимо указать его участников или акционеров. Кроме того, указывают информацию о совершенных в отчетном периоде операциях со связанными сторонами, а также, независимо от совершения операций, по тем юрлицам и гражданам, которые признаются аффилированными.

Бюджетные (автономные) учреждения сдают бухгалтерский баланс по форме 0503730, а казенные учреждения (получатели бюджетных средств) — по форме 0503130. Для них пояснения не только обязательны, но и подаются по утвержденной форме. В 2021 году изменились требования к заполнению таблиц № 1 и № 4, предоставляемых в составе пояснительной записки. В таблице № 1 за 2020 год указывают только те виды деятельности, которыми учреждение начало заниматься или которые прекратило вести в отчетном году.

Пояснительная записка к бухгалтерскому балансу

\r\n\r\n

Для каждой строки предусмотрен свой код, его указывают в отдельном столбце. Расшифровка кодов приведена в приложении № 4 к приказу № 66н (см. табл. 1).

\r\n\r\n

Таблица 1

\r\n\r\n

Строки отчета о финансовых результатах с кодами и расшифровкой

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Код

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Наименование показателя

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Что указывать

\r\n\r\n

Организациям необходимо представить финансовый отчет (а также бухгалтерский баланс и приложения) в налоговую инспекцию.

\r\n\r\n\r\n

ВНИМАНИЕ. Прежде эти документы нужно было сдавать еще и в органы статистики. Но, начиная с отчетности за 2019 год, данная обязанность упразднена. Поэтому вся бухгалтерская отчетность в 2021 году представляется исключительно в налоговые инспекции.

\r\n\r\n\r\n

Для каждой строки предусмотрен свой код, его указывают в отдельном столбце. Расшифровка кодов приведена в приложении № 4 к приказу № 66н (см. табл. 1).

Таблица 1

Строки отчета о финансовых результатах с кодами и расшифровкой

Код

Наименование показателя

Что указывать

Организациям необходимо представить финансовый отчет (а также бухгалтерский баланс и приложения) в налоговую инспекцию.

ВНИМАНИЕ. Прежде эти документы нужно было сдавать еще и в органы статистики. Но, начиная с отчетности за 2019 год, данная обязанность упразднена. Поэтому вся бухгалтерская отчетность в 2021 году представляется исключительно в налоговые инспекции.

В этом отчете подробно расшифровываются все движения капитала компании. Состоит отчет из трех разделов. По названию строки можно легко понять, какую информацию следует занести по тому или иному коду.

Среди бухгалтеров форма имеет также название форма № 3.

В нашем примере у ООО «Флаги» не было деятельности в 2016 и 2017 годах, поэтому в отчете соответствующие строки будут пустыми.

Строка 3311 равна строке баланса 1370. Итого по строке 3300 будет совпадать с суммой по строке 1300 баланса. Раздел 2 отчета не заполняется, так как у ООО «Флаги» не было корректировок.

Раздел 3 отчета расскажет пользователям о наличии чистых активов. В нашем случае они равны 125 тыс. руб. (все активы за вычетом краткосрочных обязательств, 300 — 175 = 125).

Отчет о финансовых результатах

Представляется в составе годовой отчетности. Раньше отчет именовался формой № 4.

Заполнение рассмотрим на примере.

Остатки денежных средств ООО «Флаги» по состоянию на 31.12.2020:

Наличные в кассе — 15 000 руб.

На банковском счете — 88 000 руб.

Сумма выручки от продажи товаров без НДС — 11 000 000 рублей.

Полученные займы составили 39 000 рублей, возвратов по ним не было.

Платежи по текущим долгам составили 10 936 000 рублей.

Бухгалтер может обнаружить в учете компании ошибки, которые искажают учет и, соответственно, отчетность.

Если ошибка обнаружена до формирования отчетности, она исправляется датой отчетного года. Тут есть два нюанса:

  1. Ошибка найдена в отчетном году. В таком случае сторнирующие записи вносятся месяцем обнаружения.
  2. Ошибка найдена бухгалтером уже в новом году. Тогда нужно внести исправления в учет декабрем.

Если отчетность уже сдана, следует исправить ошибки текущим годом. Проводки будут содержать счет 84. При выявлении существенных ошибок после сдачи отчетности отчетность не пересдается. Скорректированные показатели нужно будет отразить в отчетности за текущий год путем корректировки начального сальдо в балансе и прочих отчетах.

Составление и представление главными администраторами (распорядителями, получателями) средств федерального бюджета, федеральными государственными бюджетными, автономными учреждениями (далее — учреждения) месячной и квартальной бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями:

Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н;

Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.03.2011 N 33н;

Инструкции о порядке составления и представления дополнительных форм годовой и квартальной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 01.03.2016 N 15н,

а также с учетом критериев раскрытия информации в бюджетной (бухгалтерской) отчетности согласно приложению к настоящему письму.

Представление консолидированной бюджетной (бухгалтерской) отчетности главными администраторами средств федерального бюджета осуществляется не позднее сроков, установленных приказом Федерального казначейства от 30.11.2020 N 36н «О сроках представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета консолидированной месячной, квартальной и годовой бюджетной отчетности, консолидированной квартальной и годовой бухгалтерской отчетности федеральных бюджетных и автономных учреждений в 2021 году».

Главными администраторами средств федерального бюджета, которым в 2021 году выделялись средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации (или осуществлялось использование средств фонда, выделенных в предыдущие периоды) представляется информация об использовании средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с приказом Минфина России от 04.02.2021 N 12н года по состоянию на 01.04.2021, 01.07.2021, 01.10.2021 в период с 20 по 26 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Обращаем внимание, что в части сведений, не составляющих государственную тайну, Федеральным казначейством в ПУИО ГИИС «Электронный бюджет» осуществляется предварительное заполнение отдельных показателей указанных отчетов.

В целях обеспечения достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета о ходе исполнения бюджета, в том числе о принимаемых обязательствах, а также об объемах дебиторской и кредиторской задолженности, при установлении сроков предоставления отчетности подведомственными получателями бюджетных средств, бюджетными и автономными учреждениями, главным администраторам средств бюджета следует учитывать сроки предоставления контрагентами первичных учетных документов, являющихся основанием для отражения в учете операций по принятым денежным обязательствам и кредиторской задолженности, сложившиеся в рамках обычаев делового оборота.

Обращаем внимание, что раскрытие данных в бюджетной (бухгалтерской) отчетности осуществляется по действующей бюджетной классификации с учетом порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципов назначения, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 N 85н, кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2020 N 99н, а также правил применения кодов классификации операций сектора государственного управления, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н.

Главные администраторы средств федерального бюджета, представляющие отдельные формы сводной отчетности по сведениям, содержащим государственную тайну, представляют отдельную Пояснительную записку (ф. 0503160), Пояснительную записку к балансу учреждения (ф. 0503760), в которой указывают только ту информацию, которая непосредственно касается сведений, содержащих государственную тайну.

Заместитель Министра финансов Российской Федерации И.А. Окладникова
Руководитель Федерального казначейства Р.Е. Артюхин

1.1. Раскрытие информации в Отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее — Отчет (ф. 0503127) в составе месячной отчетности осуществляется без отражения показателей в графах 4, 9 раздела 1 и раздела 3.

1.2. Составление и представление Пояснительной записки (ф. 0503160) осуществляется с учетом следующих положений.

1.2.1. Главные администраторы средств федерального бюджета представляют Сведения (ф. 0503178), за исключением сведений об остатках по средствам во временном распоряжении.

1.2.2. В случае наличия расхождений по показателям консолидируемых расчетов (переданные и полученные межбюджетные трансферты; возвраты и поступления от возвратов неиспользованных (взысканных, восстановленных) межбюджетных трансфертов прошлых лет; предоставленные и погашенные бюджетные кредиты и государственный долг; расходы на обслуживание государственного долга и доходы по процентам по бюджетным кредитам, штрафам), которые связаны с зачислением платежей в состав невыясненных поступлений, а также с некорректным применением кода бюджетной классификации, к Пояснительной записке (ф. 0503160) в обязательном порядке прилагаются копия Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809) или копия иного документа, подтверждающего уточнение платежа.

1.3. Дополнительно к отчетам, представляемым в составе месячной бюджетной отчетности согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н (далее — Инструкция N 191н), составляются и представляются:

1.3.1. главными администраторами средств федерального бюджета, имеющими в своей структуре загранучреждения:

Отчет (ф. 0503127) по кассовым операциям загранучреждений по расходам на выполнение функций указанных учреждений, произведенных сверх бюджетных ассигнований, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, в пределах неиспользованных остатков средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности по состоянию на 1 января 2021 года, а также доходов, полученных загранучреждениями в текущем финансовом году от приносящей доход деятельности (по разрешенным им видам деятельности) (далее — Отчет (ф. 0503127 Z) в части операций загранучреждений по дополнительным источникам);

Сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (ф. 0503178) (далее — Сведения (ф. 0503178) в части остатков средств по дополнительным источникам на счетах, открытых загранучреждениям в кредитных организациях (далее — Сведения (ф. 0503178 Z), в составе Пояснительной записки (ф. 0503160).

В целях обеспечения корректного отражения кодов бюджетной классификации Российской Федерации в показателях раздела 2 Отчета (ф. 0503127 Z) главному распорядителю средств федерального бюджета не позднее десяти рабочих дней до срока представления Отчета (ф. 0503127 Z) в МОУ ФК следует сформировать в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» и направить в Министерство финансов Российской Федерации Заявку на изменение справочника направлений расходов и целевых статей расходов бюджетов (заявка на добавление целевых статей расходов, этап бюджетного цикла — составление и ведение сводной бюджетной росписи), а также Заявку на новый код классификации расходов бюджетов по тем кодам бюджетной классификации, которые отсутствуют в Сводной бюджетной росписи главного распорядителя средств федерального бюджета на 2021 год, в целях включения их в справочники кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

1.3.2. главными администраторами средств федерального бюджета в целях обособления некассовых операций по связанным кредитам правительств иностранных государств, банков и фирм, предоставленным внутри страны (при их наличии) — Отчет (ф. 0503127 ПРП 600), Справка (ф. 0503125), Сведения (ф. 0503178) по указанным операциям.

Годовая бухгалтерская отчетность организации за 2020 год в 2021 году


В части отчетности бюджетных и автономных учреждений для главных администраторов средств федерального бюджета определены дополнительные критерии по раскрытию информации и сроки представления в 2021 г.

Речь идет о месячной и квартальной бюджетной отчетности, консолидированной бухотчетности.

В частности, информация об использовании средств резервного фонда Правительства подается в период с 20 по 26 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Приказ ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@ «Об утверждении форматов представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности» предусматривает коды:

  • для годовой отчетности – «34»;
  • для первого отчетного года, отличного по продолжительности от календарного – «94»

Свои двузначные коды имеются и в налоговых декларациях. Каждому периоду соответствуют свои коды, которые имеют двухзначный регистр.

Коды содержатся в приказе ФНС России от 23.09.2019 N ММВ-7-3/475@.

Если организация сдает декларации поквартально, коды будут следующие:

  • 1 квартал – «21»;
  • 1 полугодие – «31»;
  • 9 месяцев – «33»;
  • год – «34».

Для организаций, сдающих отчетность помесячно:

  • один месяц – «35»;
  • два месяца – «36»;
  • три месяца – «37»;
  • четыре месяца – «38»;
  • пять месяцев – «39»;
  • шесть месяцев – «40»;
  • семь месяцев – «41»;
  • восемь месяцев – «42»;
  • девять месяцев – «43»;
  • десять месяцев – «44»;
  • одиннадцать месяцев – «45»;
  • год – «46».

Для консолидированных групп налогоплательщиков в приказе предусмотрены отдельные коды.

Они содержатся в приказе ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@:

  • 1 квартал – «21»;
  • 2 квартал – «22»;
  • 3 квартал – «23»;
  • 4 квартал – «24».

Для случаев реорганизации, ликвидации, а также в отношении соглашений о разделе продукции в приказе предусмотрены отдельные коды.

Коды для ЕНВД установлены приказом ФНС России от 26.06.2018 N ММВ-7-3/414@:

  • 1 квартал – «21»;
  • 2 квартал – «22»;
  • 3 квартал – «23»;
  • 4 квартал – «24».

При реорганизации или ликвидации:

  • 1 квартал – «51»;
  • 2 квартал – «52»;
  • 3 квартал – «53»;
  • 4 квартал – «54».

Кроме перечисленных, в декларациях проставляются коды:

  • места представления декларации;
  • форм реорганизации (ликвидации);
  • способа представления декларации (в бумажном, электронном виде и т.д.);

Все они указаны в вышеупомянутых приказах по каждому виду декларации.

Приказы с кодами по другим декларациям:

  • от 14.08.2019 N СА-7-21/405@ – по налогу на имущество;

  • от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@ – по 3-НДФЛ.

  • Напомнит о сроках сдачи
  • Учёт переносы в выходные и праздники
  • Настраивается по вашим параметрам
  • Учитывает совмещение налоговых режимов
  • Отчетность
  • Бухгалтерский учет
  • Документы
  • Налог на прибыль
  • Налог на доходы физических лиц
  • Страховые взносы
  • Транспортный налог
  • Земельный налог
  • ККТ
  • Упрощенка
  • Индивидуальные предприниматели
  • Расчеты и банковские операции
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Электронный документооборот
  • Персонал, трудовые отношения
  • Другие изменения

Скачать «Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера»

Граждане России обязаны регулярно представлять в налоговый орган по месту прописки отчеты о движении средств по счетам в зарубежных банках.

ФНС подготовила рекомендуемые электронные форматы для отчетов о движении денежных средств по счетам в зарубежных банках.

Граждане сдают отчеты по формам и правилам, утвержденным правительственным постановлением от 12.12.2015 № 1365. Компании и ИП отчитываются по формам, которые утверждены постановлением от 28.12.2005 № 819.

Для того чтобы налогоплательщики смогли представлять указанные сведения в электронной форме, ФНС в своем письме от 19.10.2020 № ВД-4-17/17065@ приводит форматы:

  • КНД 1112520 — отчет о движении средств физического лица — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ;
  • КНД 1112521 – отчет о движении средств юридического лица — резидента и индивидуального предпринимателя — резидента по счету (вкладу) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ.

Вступает в силу с 15 декабря 2020 года.

Документ: письмо ФНС от 19.10.2020 № ВД-4-17/17065@

Бухгалтерская отчетность за 2020 год: важные изменения

ФНС утвердила новую форму уведомления о постановке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. В частности, из него исключено указание на код ОКАТО.

Вступает в силу с 1 января 2021 года.

Документ: Приказ ФНС России от 24.11.2020 № ЕД-7-14/837@

Бухгалтерский учет

С 2021 года для отражения в учете запасов бухгалтерам нужно руководствоваться ФСБУ 5/2019. Этот стандарт обязателен для подавляющего большинства организаций. Его вправе не применять только бюджетники и микроорганизации на упрощенке.

Применяется с отчетности за 2020 год.

Документ: Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н.

С отчетности за 2020 год нужно заполнять новую форму декларации по налогу на прибыль. Приказом ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655 внесены изменения в декларацию, ее электронный формат и порядок заполнения.

Применяется с отчетности за 2020 год.

Документ: Приказ ФНС от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.

Появилась новая особая экономическая зона, где действуют льготный режим налогообложения. Это – Арктика.

Компании, зарегистрированные в Арктической зоне получают право на нулевую ставку налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженную ставку налога в региональный бюджет. Поправки внесены в пункт 1.8 статьи 284 и статью 284.4 НК.

Основные условия такие же, как и для резидентов ТОСЭР и СВП, но есть особенности. Например, резиденты Арктической зоны не должны добывать полезные ископаемые, производить сжиженный природный газ, перерабатывать углеводородное сырье в продукты нефтехимии.

Вступает в силу с 1 января 2021 года.

Документы: Закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ. Закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ, п. 7 и 8 ст. 1.

Перечень услуг, при покупке которых россиянин может получить социальный вычет дополнили новыми позициями.

В перечне теперь есть такие услуги, как медицинская эвакуация и паллиативная помощь.

Виды дорогостоящее лечение объединены в пункт медицинские услуги, оказанные в рамках высокотехнологичной помощи. Среди новых, в перечне появились услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, услуги оказываемые в рамках паллиативной медицинской помощи и услуги репродуктивной технологии.

Вступает в силу с 1 января 2021 года.

Документ: Постановление Правительства от 08.04.2020 № 458.

Строки баланса 2021: расшифровка

Познакомимся с очередным важным документом — ПБУ 22/2010. В документе описаны правила исправления ошибок в бухгалтерской отчётности. Из документа мы должны усвоить термин «существенная ошибка», который поможет разграничить то, что нужно исправлять в отчётности, а что нет.

Существенная ошибка — это такая ошибка, которая может повлиять на экономические решения пользователей, основанных на отчёте, где эта ошибка допущена. Именно такие ошибки индивидуальный предприниматель или организации обязаны исправить до того момента, когда документ будет утверждён. Объяснение может показаться сложным, но на самом деле оно чётко устанавливает грань, за которой ошибки нужно исправлять.

Приведём пример.

Участникам организации была представлена отчётность за предыдущий отчётный период, после чего была выявлена существенная ошибка. Неточность искажала показатели других строк более, чем на 10%. Так как отчётность ещё не прошла процедуру утверждения, её можно исправить, то есть подавать новый уточняющий документ. В нём обязательно указывается информация, что он заменяет первоначально поданную отчётность. Она же подлежит повторному представлению тем же участникам организации.

Теперь попробуем сказать проще: исправлять нужно только те ошибки, которые считаются существенными, и только до момента утверждения отчётного документа.

Заполнение уточнённой версии отчёта должно быть сделано в соответствии с правилами заполнения той формы, о которой идёт речь. Заполняют тот же бланк, но уже с корректными данными, указывая только что подаваемый документ является уточняющим.

Форму можно сопроводить пояснительной запиской, в которой подробно будет описана суть выявленных ошибок, а также характер внесённых изменений.

Срок сдачи отчётности за прошедший год составляет 3 месяца, то есть сдать отчёт нужно до 31 марта. Уточнённую отчётность нужно подавать в течение десяти рабочих дней, следующих за внесением исправлений.

В отличие от годовой отчетности, промежуточная включает меньшее количество форм. Обязательно формирование промежуточного баланса и отчета о финансовых результатах. В ее состав также включаются пояснения, если без них невозможно сформировать полное представление о финансовом положении организации и финансовых результатах ее деятельности. Если того требуют федеральные или отраслевые стандарты учета, учредители или собственники дополните промежуточную отчетность отчетом о движении денежных средств, пояснительными записками и другими формами.

Баланс содержит информацию о финансовом состоянии организации на текущую дату. Активы дают данные об имуществе и обязательствах перед организацией. Пассивы отражают собственные и заемные средства, позволяя сформировать представление об источниках формирования имущества и финансовой устойчивости компании.

Отчет о финансовых результатах дает представление о прибыли и убытках организации за период, позволяет оценить структуру и динамику прибыли и выявить проблемные места и перспективы.

Формы промежуточной отчетности не утверждены законодательством, организация может разработать их сама, на основе форм годовой отчетности. Формы отчетности и ее состав должны отражаться в учетной политике.

Как и годовая отчетность, промежуточная должна соответствовать требованиям достоверности, своевременности, проверяемости, целостности, простоты и актуальности. Составление промежуточной отчетности имеет свои особенности.

  1. В промежуточной отчетности отсутствует реформация баланса — списание прибыли или убытка, полученного за прошедший финансовый год. По итогам квартала или полугодия прибыль (убыток) остается на счете 99 и подлежит списанию на счет 84 только в конце отчетного года.
  2. При составлении промежуточной отчетности инвентаризация не обязательна.
  3. Налог на прибыль начисляется с использованием налоговой ставки, которая будет применена к годовой выручке.
  4. Запланированные, но не произведенные расходы признавать не нужно, так же как и не полученный доход. Как и в годовой отчетности, их следует признать только при выполнении критериев признания.
  5. Активы оцениваются без привлечения оценщиков путем экстраполяции данных или самостоятельного расчета финансовым отделом организации.
  6. В промежуточной отчетности бонусы сотрудникам можно признать досрочно, только если на дату составления отчетности сумма выплаты может быть достоверно оценена или если у компании есть юридическая обязанность выплаты, которую нельзя избежать.

Составление промежуточной отчетности включает несколько этапов. В первую очередь, к ее составлению следует подготовиться. На этапе подготовки обобщите все имеющиеся данные первичных и иных документов, изучите правила составления форм и подготовьте необходимые данные.

Промежуточная отчетность формируется по тем же правилам, что и годовая. Ее нужно составлять на русском языке, отражать числовые данные в тысячах рублей или миллионах, отрицательные показатели указывать в круглых скобках. Готовые отчеты должны быть подписаны руководителем.

При составлении необходимы следующие данные: полное наименование документов, наименование организации, используемые измерители, должности лиц, ответственных за ведение учета и составление отчетности, и их личные подписи.

Завершите бухгалтерские операции в конце отчетного периода, проверьте все записи на счетах учета и исправьте обнаруженные ошибки. Закройте счета учета затрат и формирования себестоимости продукции нарастающим итогом с начала года. Также, к этапу подготовки относится расчет налогов.

Коды бухгалтерской отчётности в 2021 году

Перед составлением и предоставлением отчетности следует проверить:

  • полноту отражения первичных документов учете;
  • корректность формирования журналов операций (ф. 0504071);
  • своевременность формирование журналов операций (ф. 0504071);
  • особое внимание следует уделить проверки значение «Тип контрагента» в элементах справочника «Контрагенты».

Подробнее с общими принципами подготовки к отчетности можно ознакомиться в статье «Подготовка к квартальной отчетности» выпуска № 1 (март, 2021) газеты «Прогрессивный бухгалтер».

1. Проверка значения «Тип контрагента» в программах «1С:БГУ 8»

Значение «Тип контрагента» элемента справочника «Контрагенты» может присваивать как самостоятельно пользователем, так и автоматически на основании алгоритма программы. Например, при импорте кассовых поступлений.

Рассмотрим проверку корректности заполнения справочника «Контрагенты» с помощью отборов и сортировок списка справочника «Контрагенты» в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 2.0.

Для начала проверим базу на наличие ошибки «Не заполнен реквизит «Тип контрагента». Выполним переход по пунктам меню «Справочники» — «Контрагенты» — в верхней панели списка «Контрагенты» нажмем кнопку «Еще» — «Настроить список» — на вкладке «Отбор» установим условие «Тип контрагента» равно «Не заполнено» — «Завершить редактирование».

Ошибки, возникающие при формировании отчетности, можно разделить на два типа: технические ошибки и ошибки учета (ошибки в данных). Рассмотрим их в таблицах 2 и 3.

Обратите внимание, что перед исправление технической ошибки необходимо сделать архивную копию базы.

Таблица 2. Технические ошибки и пути их исправления
Ошибка Вероятные причины Вариант исправления
Ошибки в плане счетов:
  • Присутствуют дубли счетов
  • В устаревших счетах не установлена дата окончания
  • Неверная иерархия счетов (в документы выбирают группу счетов)
  • Не выполнили или не корректно выполнили переход на план счетов 2021 г.
  • Пользователь самостоятельно внес изменения в типовые настройки плана счетов
  • Сформировать документы по переносу остатков с устаревших счетов на счета 2021 г.
  • Восстановить стандартные настройки плана счетов («Бухучет» —»План счетов» — «План счетов (ЕПСБУ)» — «Действия» —»Восстановить настройки по умолчанию«)
Ошибка в настройке справочника КЭК. Справочник пуст/ содержит дубли/ содержит не корректные значения
  • Не обновили или не корректно обновили приказ о бюджетной классификации
  • Пользователь самостоятельно внес изменения в типовые настройки справочника КЭК
Восстановить настройки справочника КЭК («Бухучет» — «План счетов» — «Коды экономической классификации» — «Все действия» — «Установить стандартные настройки» и «Загрузить поставляемые данные»)
Заполнение отчета не соответствует правилам, применяемым с 01.01.2021 года
  • Не обновлен комплект отчетности
  • Выбраны устаревшие правила
  • Обновить комплект отчетности
  • Выбрать правила с 01.01.2021
Отчет не сохраняется В программе присутствуют дубли отчетности Удалите помеченные на удаление объекты

Если ошибки касаются учета или содержатся в данных, то стандартные отчеты «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», ред. 1.0 и 2.0, позволяют пользователям самостоятельно выявить ошибку учета и своевременно ее исправить.

Таблица 3. Ошибки в учете или ошибки в данных
Ошибка Вероятные причины Вариант исправления
В отчетности, сформированной в разрезе КФО присутствует и дебиторская м кредиторская задолженность по счетам групп 205, 206,208,209, 210.05, 302, а в ОСВ по счету задолженности нет. Технические ошибка:
  • Не выполнен переход на план счетов 2021 г.
  • Не обновлен комплект отчетности

Ошибка в учете:

При начислении или оплате перепутали одно или несколько значений:

  • КФО
  • КПС
  • Контрагент
  • Договор
В зависимости от документа, в котором обнаружена ошибка, причины ошибки, и момента ее обнаружения могут быть следующие решения:
  • Если это техническая ошибка, то исправить ее в соответствии с инструкциями к программному продукту
  • Если ошибка связана с отражением первичных документов в регистрах, то внести исправления способом «Красное сторно» и сделать дополнительны проводки
  • Если ошибка отражена не только в учете учреждения, но и переданы данные в иные системы (например, Казначейство), то сформировать документы, уточняющие кассовое исполнение и передать их в казначейство
  • Если это ошибка прошлых лет, то отразить ее в учете в соответствии с инструкциями
В отчетности, сформированной в разрезе КФО присутствует и дебиторская м кредиторская задолженность по счетам групп 303.00 а в ОСВ ведомости по счету задолженности нет Технические ошибка:
  • Не выполнен переход на план счетов 2021 г.
  • Не обновлен комплект отчетности

Ошибка в учете:

При начислении или оплате перепутали одно или несколько значений:

  • КФО
  • КПС
  • Контрагент
  • Виды налогов и платежей
  • Налоги и платежи организаций

Составляя пояснительную записку, компаниям следует также указывать данные о связанных сторонах. Для этих целей в записке выделяют отдельный раздел. Определить список связанных сторон компания может самостоятельно. К примеру:

«1. Иванов Иван Иванович является учредителем ООО, имеет в Уставном фонде долю, равную 60%. С 01.01.2016 года занимает должность генерального директора.

  1. Петров Петр Петрович является учредителем ООО, имеет в Уставном фонде долю, равную 45%. С 01.01.2016 года занимает должность заместителя генерального директора.
  2. Данные по аффилированным лицам представлены на 31.12.2017 года.»

Кроме того, данный раздел также должен содержать информацию обо всех операциях, которые были проведены с указанными сторонами. К примеру:

«1. 10.04.2018 было проведено собрание участников ООО «Континент». На данном собрании были рассмотрены управленческие вопросы. Была рассмотрена и утверждена бухгалтерская отчетность за 2017 год. На собрании было принято решение о выплате участникам прибыли в размере 1 млн. руб., полученной по итогам 2017 года. При распределении прибыли между участниками общества будет учитываться размер их доли в уставном фонде. С данных выплат будет удержан НДФЛ по ставке, предусмотренной федеральным законодательством РФ.

  1. В июле 2017 года между ООО и Петровым Петром Петровичем был заключен договор о покупке недвижимости, относящейся к нежилому фонду. Стоимость данного имущества составила 1,8 млн. рублей. Перед заключением сделки купли-продажи была проведена независимая оценка стоимость объекта недвижимости. С продавцом расчеты были проведены 10.10.2017 года. В этот же день был составлен и подписан сторонами акт приема-передачи недвижимого объекта.»

Составляя пояснительную записку, бухгалтеры опираются на п. 31 ПБУ 4/99, согласно которого, в нее должны быть такие разделы:

  1. Сведения о компании, включая её наименование, адрес, реквизиты и вид деятельности.
  2. Сведения об учётной политике компании (к примеру, порядок внесения изменений в нее).
  3. Сведения о движении денежных средств на расчётных счетах компании и в кассе. Статистика доходов по отдельным категориям доходов, информация о частных займах и кредитах.
  4. Данные об оценке денежного оборота, их анализ, а также план на будущие периоды. Планирование деятельности в соответствии с доходами и расходами компании.
  5. При необходимости пояснения могут приводиться к отдельным статьям бухгалтерской отчетности.
  6. Дается оценка деловой активности компании (например, ее участие в акциях или программах), указывается репутация компании в деловых кругах.
  7. Сведения об аффилированных лицах компании, к которым относят все зависимые организации и дочерние компании. Указывается их вид деятельности, оценивается финансовое положение и др.
  8. Указываются изменения, которые были внесены после составления последнего пояснения к бухгалтерской отчетности. Кроме того, указываются обязанности компании, участие ее в судебных делах, а также иски, которые были поданы против нее.
  9. Описывается информация о сотруднические организации с другими фирмами, в частности, ведение совместной деятельности.
  10. Дается расшифровка данных о дочерних подразделениях. Например, описание финансовых операций, понесенных компанией расходах и полученных доходах.
  11. Указываются значимые для компании события, которые имели место после подготовки последнего отчета (к примеру, изменение вида деятельности).
  12. При получении компанией финансовой помощи от государства, это тоже необходимо отразить в отдельном разделе (указывается объем полученных средств, порядок их расходования и остаток денег).
  13. Указываются данные о выпущенных компанией акциях.
  14. Если вид деятельности компании связан с загрязнением окружающей среды, то указываются сведения об экологических показателях.
  15. Показываются данные о налоговой нагрузке компании. Указываются сведения о начисленных налогах, периодичности уплаты налоговых сумм в бюджет, данные о задолженности и иная информация.

Важно! Подготовленную пояснительную записку подписывает руководитель компании и главный бухгалтер. Подписи, расшифровка подписей и печать ставится на последнем листе записки.

Изменения законодательства с 2021 года для бухгалтера

Бухгалтерская отчетность: бланки

Расшифровка бухгалтерского баланса по строкам

Готовая продукция в бухгалтерском балансе

Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности 2020: образец

Образец заполнения нулевого бухгалтерского баланса за 2019 год

Бухгалтерская отчетность составляется организациями ежегодно и сопровождается пояснениями, необходимыми для полного раскрытия показателей форм баланса, отчетов о финансовых результатах и о целевом использовании средств. Расскажем, как составить пояснительную записку к бухгалтерской отчетности и приведем образец за 2019 год.

Пояснительная записка обязательна в составе годовой отчетности всех организаций, ведущих бухгалтерский учет в полном объеме.

Исключение – организации, имеющие право на упрощенный учет:

  • малые предприятия;

  • некоммерческие организации;

  • участники проекта «Сколково».

Такие субъекты вправе отчитываться по сокращенному составу бухгалтерских форм и предоставлять пояснения не обязаны, либо представляют их только в отношении самой важной информации, без которой невозможна оценка финансового состояния компании.

Разъяснение показателей финансовых отчетов необходимо достаточно широкому кругу заинтересованных в этом лиц, в т.ч.:

Заинтересованные лица

Причина

Органы госконтроля (в т.ч. ИФНС)

Объяснение динамики показателей, расшифровка статей

Собственники

Пояснение финансового результата

Кредиторы

Оценка готовности организации-должника погасить долг

Инвесторы

Оценка стабильности организации и ее инвестиционной привлекательности

Пояснения к бухгалтерскому балансу могут быть оформлены следующим образом:

Пояснения к бухгалтерской (финансовой) отчетности

ООО «Хлебозавод №3»

за 2019 год

1. Общие сведения

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Хлебозавод №3» зарегистрировано ИФНС № 18 по Москве 02.09.2012, ОГРН 1117711111111, ИНН 7711123456, КПП 771101001; юридический адрес: г. Москва, ул. Ленина, дом 155.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *