Налоги на скважину для юридических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги на скважину для юридических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

^К началу страницы

Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Как платить за недра владельцу скважины

Объектом обложения рентной платой за воду является фактический объем воды, который используют водопользователи (п. 255.3 НК).

Ставки рентной платы за воду установлены пп. 255.5.2 НК – они зависят от региона (области).

Как предусмотрено пп. 255.11.1 и 255.11.2 НК, водопользователи самостоятельно ежеквартально исчисляют нарастающим итогом с начала года рентную плату за воду, исходя из:

  • фактических объемов использованной воды водных объектов, установленных в разрешении на спецводопользование;
  • лимитов использования воды;
  • ставок рентной платы;
  • коэффициентов.

Владельцы скважин исчисляют сумму рентной платы путем умножения количества фактически использованной (изъятой из скважины) воды в м3 по данным измерительных приборов или технологических нормативов на ставки налога и коэффициенты.

Объем фактически использованной воды рассчитывается водопользователями самостоятельно на основании данных первичного учета согласно показателям измерительных приборов (счетчиков).

Если измерительные приборы не установлены, объем фактически использованной воды определяется предприятием по технологическим данным (продолжительность работы агрегатов, объем произведенной продукции или предоставленных услуг, расходы электроэнергии, пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и т. п.).

При этом нужно помнить, что установка измерительных приборов является обязанностью налогоплательщика, а не его правом. Ведь в случае отсутствия измерительных приборов, если возможность их установки существует, рентная плата платится в двукратном размере (пп. 255.11.10 НК).

Будьте внимательны! Если срок разрешения на спецводопользование закончился, а забор воды из скважины продолжается, водопользователь не освобождается от обязанности подавать налоговую отчетность и платить рентную плату в бюджет. При этом рентная плата взимается за весь объем использованной воды, которая подлежит оплате, как за сверхлимитное использование – в 5-кратном размере (пп. 255.11.13, 255.11.15 НК). Итак, чтобы избежать лишних расходов, надо следить за сроком действия разрешения на спецводопользование и своевременно его продлевать.

Как было отмечено, объектом обложения рентной платой является объем добытой подземной воды. Порядок начисления рентной платы за недра ориентирован на горнодобывающие предприятия. Налоговые обязательства по рентной плате (НОн) исчисляются по формуле (п. 252.18 НК):

НОн = Vф х Спи х Спнз х Кпп,

где Vф– объем (количество) добытого полезного ископаемого в налоговом (отчетном) периоде (для воды – в м3). Узнать эту величину при добыче воды предприятие может по данным счетчиков, установленных на скважине. Если счетчики не установлены, то придется рассчитывать количество добытой воды по технологическим данным (пропускная способность водопроводных труб за единицу времени и времени работы оборудования и т. п.);

Спи – стоимость единицы добытого полезного ископаемого (детальнее об этом показателе см. ниже);

Свнз – ставка ренты за недра в процентах. Для добытых подземных вод она составляет 5 % (п. 252.20 НК);

Кпп– корректирующий коэффициент, зафиксированный в п. 252.22 НК. Для добытых подземных вод такой коэффициент не установлен. Поэтому его можно или просто исключить из формулы, или принимать за 1.

Больше всего вопросов возникает относительно определения показателя Спи. Его исчисляют по большей из следующих величин:

  • или по фактическим ценам. То есть исходя из размера дохода, полученного от реализации полезного ископаемого (пп. 252.7.1 НК). Правила определения фактической цены прописаны для разных видов полезных ископаемых в п. 252.8 НК;
  • или по расчетной стоимости. То есть ориентируясь на расходы, понесенные на добычу полезных ископаемых, которые скорректированы на уровень рентабельности горного предприятия при добыче соответствующих видов полезных ископаемых (пп. 252.7.2 НК). Правила определения указанной стоимости прописаны в п. 252.16 НК.

Помните! Если СХ использует воду, добытую из скважины исключительно в собственной хозяйственной деятельности, то он должен исчислять показатель Спи по расчетной стоимости (ОИР, категория 130.01). По фактическим ценам этот показатель определяют только СХ, которые добывают воду для реализации.

Таким образом, чтобы рассчитать стоимость единицы (1 м3) добытой воды, которая используется для собственных нужд, предприятию надо собрать все фактические расходы на ее добычу. Это могут быть:

  • материальные расходы (например, электроэнергия);
  • расходы на оплату труда лиц, которые задействованы в добыче воды;
  • амортизация скважины и другого оборудования (насосов), расходы на их ремонт и т. п.

Детальный перечень таких расходов содержится в п. 252.11 НК. Однако он ориентирован на горные предприятия, для которых добыча полезных ископаемых является основным видом деятельности. Поэтому негорные предприятия должны принимать во внимание только те расходы, которые связаны с добычей воды.

Такие расходы нужно собрать за отчетный период (квартал), а потом умножить на коэффициент рентабельности горных предприятий и разделить на количество добытой воды (за отчетный период).

Коэффициент рентабельности обычно берут из материалов геолого-экономической оценки запасов полезных ископаемых участка недр. Вместе с тем обычные предприятия не должны проводить такие оценки. Поэтому налоговики в начале каждого года сами информируют о размере этого коэффициента. На 2018 год он составлял 0,33 (письмо ГФС от 06.03.18 г. № 6696/7/99-99-12-03-04-17). На 2019 год этот коэффициент пока не обнародован. Надеемся, что до момента представления отчетности за І квартал его обнародуют.

В соответствии со ст. 48 Водного кодекса специальное водопользование — это забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов.

Получение экономической выгоды от хозяйственной деятельности, в том числе и от использования воды, происходит в рамках специального использования природных ресурсов (в т.ч. специального водопользования) по закреплению объекта природных ресурсов, например, водного объекта путем предоставления соответствующего разрешения конкретному субъекту для обеспечения условий осуществления хозяйственной деятельности.

Хозяйственная деятельность по поставке воды, которую может проводить плательщик рентной платы осуществляется по 36 КВЭД «Забор, очистка и подача воды» и включает в т.ч. операции по забору воды из рек, озер, скважин, очистки воды для водоснабжения, обработки воды для производственных нужд, распределение воды водопроводами, транспортом или другими средствами.

Операции, которые выполняются владельцами разрешительного документа с использованием водного объекта, например, питьевой воды, объединяются термином «производство воды», то есть забор воды из источников питьевого водоснабжения и (или) доведения ее качества до требований питьевой воды. При этом операции по поставке или транспортировке питьевой воды владельцами разрешений на специальное использование воды на практике могут и не выполняться.

При использовании грунтовых (подземных) вод для домашнего хозяйства и усадьбы — не нужно.
22 декабря 2010 г. Верховной Радой Украины приняты изменения к Кодексу Украины «О Недрах», касающиеся добычи питьевых подземных вод.
В частности, часть 1 статьи 23 («Право землевладельцев и землепользователей на добычу полезных ископаемых местного значения, торфа, пресных подземных вод и пользование недрами для других целей») изложена в такой редакции:
«Землевладельцы и землепользователи в пределах предоставленных им земельных участков имеют право без специальных разрешений и горного отвода добывать для своих хозяйственных и бытовых нужд полезные ископаемые местного значения и торф общей глубиной разработки до двух метров, подземные воды для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-питьевого водоснабжения, при условии, что продуктивность водозаборов подземных вод не превышает 300 куб. м в сутки…».
Определено, что Кабинет министров в шестимесячный срок со дня вступления в силу этого нормативно-правового акта должен разработать и утвердить порядок государственного учёта артезианских скважин, обеспечения их средствами измерения добытых подземных вод и обеспечения государственного контроля за соблюдением водопользователями этого Закона.
Также предлагаем нашим читателям разъяснение, касательно некоторых аспектов добычи подземных вод, с сайта Государственной службы геологии и недр Украины (перевод текста наш).
Положения статьи 23
Многочисленные предприятия обращаются с просьбой разъяснить положения статьи 23 Кодекса Украины о недрах, в связи с внесением в неё изменений Законом Украины «О внесении изменений в статью 23 Кодекса Украины о недрах касательно добычи подземных вод» от 22.12.2010 № 2849-VI и предоставить разъяснение по вопросам необходимости получения специального разрешения на пользование недрами субъектом хозяйствования, если он производит добычу подземных пресных вод в пределах предоставленного ему земельного участка более чем из одной скважины, совокупный водозабор которых не превышает 300 кубических метров в сутки.
Законодатель в соответствии с новой редакцией статьи 23 Кодекса Украины о недрах (далее – Кодекс о недрах), внесенной Законом Украины «О внесении изменений в статью 23 Кодекса Украины о недрах касательно добычи подземных вод» отд 22.12.2010 № 2849-VI, предоставил землевладельцам и землепользователям право в пределах выделенных им земельных участков без специальных разрешений и горного отвода добывать подземные воды.
В то же время новой редакцией статьи 23 Кодекса о недрах установлены ограничения для реализации этого права, во-первых, границами выделенных земельных участков, во-вторых, определена цель добычи – для собственных хозяйственно-бытовых нужд, нецентрализованного и централизованного (кроме производства фасованной питьевой воды) хозяйственно-бытового водоснабжения, и, в-третьих, ограничена такая добыча продуктивностью водозаборов подземных вод, не превышающей 300 кубических метров за сутки.

Таким образом, реализация права землевладельца и землепользлователя добывать подземные воды возможна лишь при наличии всех условий, предусмотренных статьёй 23 Кодекса о недрах.
В соответствии с частью 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины земля в Украине может пребывать в частной, коммунальной и государственной собственности.

В соответствии со статьёй 92 Земельного кодекса Украины право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности получают предприятия, учреждения и организации, имеющие государственную и коммунальную форму собственности; общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации; религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других строений, необходимых для обеспечения их деятельности.

В то же время, в соответствии со статьёй 93 Земельного кодекса Украины земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным объединениям и организациям, а такжие иностранным государствам.

В соответствии со статьёй 126 Земельного кодекса Украины право собственности на земельный участок должно быть засвидетельствовано государственным актом, гражданско-правовым договором об отчуждении земельного участка, заключённым в порядке, установленном законом, в случае приобретения права собственности на земельный участок по такому договору или по свидетельству о праве на наследство. Право постоянного пользования земельным участком свидетельствует государственный акт на право постоянного пользования земельным участком. Границы земельного участка, передаваемого в собственность или в пользование, определяются земельно-кадастровой документацией, которая выдаётся Государственным агентством земельных ресурсов Украины.

Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ
Закон о садоводстве и огородничестве от 29.07.2017 №217-ФЗ
Правила охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №94 от 11.02.2016 г.

Гражданам, не оформившим скважины, дали три года на оформление разрешительных документов без проведения дорогостоящих процедур – с 2016 по 2019 год включительно.
В ходе «водной амнистии» владельцев освободили от оплаты госпошлины в размере 7500 рублей за оформление лицензионного соглашения.
Избавили от необходимости заказывать геологоразведочные работы и проходить процедуру госэкспертизы запаса подземных вод.
Под «упрощенку» попали действующие скважины, оформленные гражданами и дачными товариществами ранее или в льготный трехлетний период.
Однако начиная с 2020 года бесплатный порядок оформления перестанет действовать, а за нарушение правил недропользования станут серьезно штрафовать.
Водозабор, не оформленный по всем правилам, использовать запретят. У граждан осталось еще немного времени на подачу заявки и оформление разрешения на водозабор по упрощенной схеме.
Теперь давайте разберемся, кому следует оформить разрешительные документы и в дальнейшем платить налог на воду. А кому можно об этом не беспокоиться.

Водопользование осуществляется в целях получения коммерческой выгоды; слой, питающий частную скважину, является объектом водозабора для центрального водоснабжения; водозабор происходит с артезианского горизонта.
Ресурсы в подземном водном объекте учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых, к которым относятся питьевые, лечебные минеральные, теплоэнергетические, промышленные и технические воды.
Расход воды превышает 100 м3 в сутки. Как раз в эту категорию плательщиков могут попасть садоводческие и огороднические хозяйства. Речь о скважинах, которые находятся в коллективном пользовании всех членов садоводства или дачного товарищества, и вода из них поступает на все участки.

Если эксплуатация скважины не требует получения лицензии. То есть вода используется с так называемого «верховодка» (до 20 метров глубины) и для личных целей – своего дома и огорода. Кроме того, расход не превышает 100 м3 в сутки.
Если расход воды идет на тушение пожаров и ликвидацию последствий стихийных бедствий.
Если вода используется для орошения сельхозугодий, водопоя животных и птиц.
Если вода используется для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.

Согласно законодательству далеко не все пользователи природной воды должны оформлять лицензию. Рассмотрим, кому придется ее оформить.

Лицензирование должно быть проведено в том случае, если вода будет использоваться для получения выгоды. То есть если вода идет на продажу, то лицензия обязательна

Если забор воды осуществляется на достаточной глубине, чтобы скважина наполнялась артезианской водой. То есть вода в скважину должна поступать из горизонта в известняке, который находится на балансе государства

Лицензию следует оформить, если потребление воды большое, более 100 кубометров в сутки

Эти критерии касаются как физических, так и юридических лиц. Причем, пакет документов, который необходимо будет собрать для каждой категории потребителей, различается.

Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.

Выделяют несколько разновидностей скважин:

Колодцы. Их глубина до 5 метров

Скважины, глубина которых от 5 до 30 метров. Согласно статье 10 закона «О недрах», срок использования таких скважин до 25 лет. Такие скважины называют «на песок»

Артезианские скважины глубиной 20-1000 метров. Вода в них попадает из горизонта в известняке. Срок их использования до 50 лет. Такие скважины могут использовать СНТ

Промышленные скважины бурятся на глубину от 300 до 1000 метров

Для колодцев и скважин «на песок» лицензия не требуется. А вот для артезианских и промышленных скважин придется оформлять лицензию.

Нужно учитывать тот факт, что глубина залегания известняка может быть разной в разных местностях. Например, в Московской области известняк находится на глубине менее 20 метров. Поэтому в этих районах лицензия нужна на каждую скважину.

Лицензия для садоводческих товариществ

Садоводческие товарищества – особый тип организаций. Тем не менее, в последнее время изменения законодательства все чаще касаются и их.

Все понимают, что СНТ без воды существовать не может. На текущий момент в целях обеспечения членов товарищества водой, во многих СНТ устроены централизованные скважины. Вода из этих скважин скапливается в водонапорной башне, а потом вода по системе коммуникаций подается на каждый отдельно взятый участок. Для таких товариществ с 1 января 2020 года наступила обязанность по оформлению лицензии на такую скважину.

ВАЖНО! До конца 2020 года для СНТ предусмотрена определенная льгота – они могут оформить лицензию на подземные воды без уплаты госпошлины

С наступлением 2020 года, согласно пункту 1 статьи 333.33 НК РФ, для оформления лицензии потребуется заплатить госпошлину в размере 7500 рублей.

Для того чтобы получить лицензию, нужно подать документы в местный орган министерства природных ресурсов.

При этом потребуются следующие документы:

  • Паспорт руководителя СНТ
  • Учредительные и регистрационные документы СНТ
  • Схема, на которой видно расположение скважины
  • Предложение о том, как будет использоваться вода

Лицензия выдается сроком на 25 лет.

Процесс получения лицензии сложен и занимает много времени. Перед тем, как собирать документы на оформление лицензии, нужно провести подготовительные мероприятия:

Разработать технический паспорт на скважину

Провести геофизические исследования

Участок должен быть обследован санэпидемстанцией. По результатам обследования выдается заключение

Необходимо провести полный анализ воды. Проверяются бактериологические, химические и радиационные показатели воды

После проведения буровых работ проводится анализ соответствия воды планируемому потреблению

Только получив все необходимые документы по результатам проведения вышеназванных мероприятий, можно собирать остальные документы для подачи в лицензирующий орган.

Документы, необходимые для получения лицензии

Как известно, скважина может принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. В связи с этим подаются разные комплекты документов, в зависимости от того, кто является заявителем.

Пакет документов для физических лиц

– паспорт

– договор аренды или свидетельство о праве собственности на участок

– генеральный план застройки

– кадастровый план

– ситуационный план с объектами инфраструктуры

Пакет документов для юридических лиц

– заявка на получение лицензии. Она составляется на специальном бланке. Его форму можно найти в интернете

– карточка организации, где указаны основные данные о ней: название, адрес, телефон, банковские данные

– данные руководителя компании

– учредительные документы организации

– организация не должна иметь задолженности по платежам за ресурсы. Для подтверждения этого факта необходимо заказать в налоговой инспекции справку об отсутствии задолженности

Уже долгое время идут разговоры о том, что планируется ввести плату за пользование подземными водами. В августе 2020 года в этом вопросе поставлена точка – приняты поправки к закону «О недрах», которые определили как можно пользоваться подземными водами с 2020 года.

Документы предоставляются в виде ксерокопий. Однако оригиналы тоже необходимо иметь при себе.

  • Останні
  • Популярні
  • Облік та звітність
  • Оподаткування
  • Спрощена система
  • Праця та соціальний захист
  • Держрегулювання
  • Право і відповідальність
  • Фінанси і банки
  • Суспільство і життя
  • «Дебет-Кредит»

На основании действующих законов, любой владелец участка земли имеет законное право делать скважину на принадлежащем ему участке, для собственных нужд.

Важно соблюдать установленные законом ограничения и правила, чтобы такие действия не шли в разрез с требованиями местных властей, осуществляющих контроль по использованию природных ресурсов.

В 1992 году в нашей стране был принят Закон №2395-I «О недрах», указывающий перечень водных источников, где распространяется налог на скважины. Помимо этого, существует Постановление ВС РФ N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» от 1994 года, где обозначен порядок лицензирования при использовании скважин. В этих нормативных документах дано четкое определение категорий скважин, которые подпадают под налогообложение.

Налогообложение водопользования в Украине

Кроме Закона «О недрах», отношения в сфере пользования водой из скважин регулируются еще многими документами.

Порядок лицензирования изложен в постановлении Верховного Совета РФ №3314-1 от 15.07.1992, инструкции Роскомнедра №583 от 16.05.1994 г. Водный кодекс от 03.06.2006 №74-ФЗ закрепляет в п. 3 ст. 43, что регламент пользования подземными водными ресурсами регулируется законодательством о недрах.

В части налоговых сборов и в целях расширения круга плательщиков за счет скважин на дачных участках действуют следующие документы:

  • Налоговый кодекс РФ части 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ и 2 от 05.08.2000 №117-ФЗ;
  • закон о садоводстве и огородничестве от 20.07.2017 №217-ФЗ;
  • Правила охраны подземных вод, утвержденные правительственным постановлением №94 от 11.02.2016 г.

Плательщики водного налога обязаны ежеквартально, до 20 числа следующего периода, отчитываться о расходе ресурса и сдавать декларацию в инспекцию ФНС — Федеральной налоговой службы. Форма документа утверждена приказом ФНС от 09.11.2015 №ММВ-7-3/497.

Основанием для уплаты сбора является лицензия на пользование участком недр в целях добычи подземной воды. Порядок уплаты и размер налога регламентируется Налоговым кодексом.

Сочетание двух направлений права позволяет сформировать список ситуаций, когда собственники водозабора освобождаются от водного налога:

  • эксплуатация скважин, не требующих лицензирования, в целях обеспечения питьевой и технической влагой частных домовладений;
  • расход воды на тушение пожара, ликвидацию аварий, последствий стихийных явлений;
  • добыча жидкости, содержащей редкоземельные минералы, лечебные вещества;
  • орошение сельхозугодий, водопой животных и птиц;
  • водопользование для оборонных мероприятий и в целях охраны безопасности страны.

Глава 25.2 НК, посвященная налоговым льготам, никаких послаблений в отношении сбора не предусматривает. Но ст. 333.9 устанавливает список действий с расходом водного ресурса, не учитываемого при расчете налога. Ст. 333.12 предусматривает пониженную ставку при водоснабжении населения.

Даже небольшое приусадебное хозяйство нуждается в источнике водоснабжения.

Это может быть собственный или общий колодец, колонка, скважина либо центральный водопровод, охватывающий территорию всего садового товарищества.

На данный момент пользование этим природным ресурсом почти не регламентировано. Однако в 2020 году ситуация после вступления в силу новых законов кардинально поменяется.

Поправки, внесённые в нормативно-правовые акты, касающиеся использования подземных вод, не относятся к садоводам при соблюдении нескольких условий:

  • источник водоснабжения (колодец, скважина) расположен на собственном садовом участке и не используется для централизованного водоснабжения;
  • глубина его не превышает 30–40 м, а объём ежедневного потребления — 100 м³;
  • вода идёт только на хозяйственно-бытовые нужды, нет цели извлечения прибыли (садовод не ведёт предпринимательскую деятельность).

В рамках подготовки к очередному сезону 2020 года садоводу придётся не только закупать семена, посадочный инвентарь, прочие нужные в хозяйстве вещи, но ещё и внимательно изучать законодательство.

Новые правила использования подземных вод означают дополнительные материальные расходы.

По задумке законодателей их должно нести само товарищество, но очевидно, что это выльется в дополнительные регулярные взносы для тех, кто ведёт хозяйство на его территории.

  • Юлия Голова
  • Распечатать

Как дачникам избежать штрафа за неуплату водного налога

Ежегодно в России придумывают новые «честные способы отъема» средств у населения. Речь идет о законных налогах, обязательных к уплате рядовыми гражданами и предпринимателями.

Падение цен на нефть негативно повлияло на наполняемость бюджета страны, поэтому власти максимально активно ищут способ справиться с государственным дефицитом средств.

Остается только понять, насколько связан налог на подземную воду в России с 2020 года с этой ситуацией или это очередная попытка сторонних сил вызвать недовольство у граждан.

Подавляющее большинство сельских россиян, проживающих в удалении от МКАДа, регулярно используют первый водоносный слой. В каждой деревне найдется хотя бы один привычный колодец или абиссинская труба, вбитая на ту же глубину.

Согласно земельному законодательству, если земельный участок принадлежит человеку, то он может на этой земле возводить недвижимость, а также выращивать необходимые культуры. Это касается и возможности использования грунтовых вод.

По мнению депутатов, грунтовые воды – это ресурс государства. Основная причина введения налога на скважины – пополнение государственного бюджета.

Кроме того, учитывая, что собственник с личной скважиной или колодцем имеет доступ к бесплатной воде, каждый человек, потребляющий ресурсы, не экономит их и от этого истощается доступный запас, который восстанавливается достаточно долго.

Вторая причина – отсутствие надлежащего контроля. Например, через проделанную скважину, которая изготавливается индивидуально жителем конкретного земельного участка, могут попадать различные загрязнения, которые влекут засор всей грунтовой воды.

Уже долгое время действует закон, который предусматривает получение обязательной лицензии для каждой имеющейся скважины, но эти правила контролируются и применяются при промышленных работах.

Что касается частной эксплуатации и бурения скважин, то до текущего времени не было единой системы контроля проводимых работ.

Новый закон будет направлен не на контроль отдельных хозяйств, а на установление единых мер контроля бурения и использования скважин на территории огороднических и садоводческих товариществ, то есть на тех территориях, где действует централизованная подача воды нескольким земельным участкам.

Оформление лицензии будет осуществляться через Многофункциональные центры или через Министерство водных ресурсов.

13.06.2019

Недра земли, к которым относится и вода, являются собственностью государства. Деятельность по использованию недр как юридическими лицами, так и обычными гражданами осуществляется на законодательном уровне. С этой целью разработан закон «О недрах», который определяет порядок пользования природными ресурсами, в том числе владельцами земель, выделенных для ухода за садами и огородами.

  • Природные богатства ограничены и требуют финансирования для их разработки, охраны, восстановления, поэтому и появилась законодательная инициатива об установлении платежа за пользование ресурсами.
  • Как действует закон «О недрах» сейчас

Сфера взаимоотношений с водой регулируется федеральными и региональными нормативными актами. В частности, Водным кодексом РФ водные объекты делятся на наземные и подземные. Закон «О недрах» регулирует деятельность, связанную именно с сохранением подземных вод.

Участки подземной среды, содержащие водоносные горизонты с водой, используемой для питья и быта, в том числе для садоводства, в технологических процессах промышленных объектов, на объектах сельхозназначения, и при объёме добычи не более 500 куб. метров в сутки, определяют к участкам недр местного (регионального) значения.

  1. Колодец на даче
  2. Колодец на даче — это природный ресурс, относящийся к участку недр регионального значения
  3. Сфера действия закона о подземных водах
  4. Упомянутый нормативный акт определяет перечень лиц, имеющих право использовать подземные воды. К ним относятся:
  5. собственники земельных участков — лица, имеющие право собственности, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
  6. землепользователи — лица, получившие право постоянно пользоваться земельным участком (без срока) или получившие право пользоваться им безвозмездно;
  7. землевладельцы — лица, имеющие право пожизненного владения при наследовании земли;
  8. арендаторы земельных участков — лица, которым предоставлены земли во владение и пользование по договорам аренды либо субаренды.

Вода — ценный природный ресурс, расход которого государство старается держать под контролем. Особое внимание уделяется скважинам на дачных участках: надзорные органы регулярно проводят ревизии, выявляя нарушителей закона «О недрах» и накладывая штрафы на предприимчивых граждан, не имеющих соответствующих лицензий. Чтобы дать владельцам приусадебных участков возможность без штрафных санкций оформить официальные документы на скважины, с 2015 по 2018 год правительство объявило «водную амнистию». За это время многие домовладельцы, имеющие на своих участках точки по добыче воды, легализовались, оформив соответствующие лицензии. Им удалось избежать штрафных санкций и теперь они могут на законных основаниях добывать воду в пределах норм и инструкций.

Добыча водных ресурсов регулируется законом №2395-I «О недрах», который был принят в 1992 году. Кроме того, порядок лицензирования и все вопросы, связанные с использованием скважин, определены в Постановлении Верховного Совета РФ N 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» и Инструкции Комитета по геологии и использованию недр или Роскомнедра от 1994 года. Законом четко определены категории скважин, попадающие под налогообложение.

От предназначения скважины зависит, будет ли она облагаться налогами. Однозначно платить налог на скважину придется тем, кто берет воду из артезианского водоносного горизонта. Это как раз тот стратегический запас, который является достоянием страны. Прежде чем приступить к бурению артезианской скважины на загородном участке, нужно пройти множество согласований. Составление технического паспорта, проектная документация на скважинный процесс, получение разрешения и лицензии — необходимые процедуры, которые дадут государству возможность получить полную картину по объекту, не допустят опасного воздействия на экосистему. Налог на артезианскую скважину в частном доме варьируется в зависимости от потребления ресурса и территориального расположения владений. В районе Байкала, к примеру, ставки дороже, чем на Северо-Западе России и в Сибири. Налог на воду из скважины для физических лиц, которые используют водоносную жилу для личных целей, составляет в данный момент 81 рубль за 1000 м3. Но само лицензирование, включая все этапы согласований, стоит приличных денег. В Москве, к примеру, стоимость этой процедуры может составлять от 500 тысяч до двух миллионов рублей.

Владельцам обычных трубчатых и шахтных колодцев можно не беспокоиться: вода, которую берут из первого водоносного слоя, налогами не облагается. Статья 18 закона «О недрах» гласит, что лицензия не нужна в случае, если вода не является средством предпринимательской деятельности.

Государству не придется платить налог на скважину в частном доме в тех случаях, когда:

  • воду из колодцев используют для полива огорода и кормления животных;
  • глубина горизонта составляет 30-40 метров;
  • центральное водоснабжение не пересекается с глубиной забора воды;
  • добыча воды не приносит коммерческой прибыли;
  • за сутки из скважины можно взять до 100 кубов воды.

Важно! Чтобы узнать, какая глубина скважины не облагается налогом, нужно определить гидрогиологические характеристики участка. В большинстве случаев разрешенным считается глубинный уровень от 5 до 20 метров, в некоторых ситуациях — до 40 метров.

Когда скважина на участке не обязывает к уплате водного налога

Колодцы сооружают для пользования водой с горизонтов, расположенных недалеко от земной поверхности. В зависимости от глубины это верховодка, находящаяся в 3-5 м, или грунтовые воды – 6-20 м. Межпластовые воды занимают пространство в интервале 25-90 м, а глубже находятся артезианские водоемы под давлением окружающих горных пород – стратегический запас страны.

Спекуляций на теме нового налога на воду в 2020 г. тьма тьмущая, причем «теоретики» уже объединили в одно «судопроизводство» и увеличение расходов госбюджета, и поправки в конституцию, и COVID-19. Согласно их теории, все это повлияло на то, что использование подземных вод теперь будет платным, ведь это недра.
Первое, что хочется разъяснить, так это то, что действительно, использование недр – услуга платная, но так было всегда и останется в 2021 году! На использование недр во все времена получалась соответствующая лицензия, которая четко определяла условия, сроки и объемы использования природных богатств, а подземные воды – это самые натуральные недра.
Однако, в законе «О недрах» давно существует Статья 19, которая гласит:

Правообладатели земельных участков имеют полное право использовать в собственных (не коммерческих) целях общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды (в объеме не более 100 м3/сутки), которые находятся в границах их наделов.

Эта статья никуда не делась и до сих пор «жива и здорова», а значит продолжаем пользоваться личными колодцами на своих участках бесплатно (при соблюдении лимита в 100 м3/сутки и при использовании в личных (некоммерческих) целях, конечно). Также смело черпаем воду для полива своих участков из ближайших водных объектов, поскольку сие действие не является объектом налогообложения.

Величина водного налога рассчитывается пользователем самостоятельно. Арифметика достаточно проста и в 2021 году выглядит следующим образом:
Количество использованной воды*налоговая ставка*коэффициент 2,66

Например, жители СНТ Нефтяник (Московская область) за квартал израсходовали 5000 м3 воды из скважины общего пользования, в таком случае расчет налога за воду будет выглядеть следующим образом:
5 (поскольку ставка устанавливается за 1000 м3)*264руб.*2,66
Итого: 3511,2 руб.

Не забывайте, если вы превысили лимит водопользования, придется оплачивать повышенный тариф (пятикратный размер ставки).

Налоговая декларация по водному налогу подается по месту нахождения объекта. Форма данной декларации утверждена приказом Министерства Финансов РФ от 09.11.2015 г. № ММВ-7-3/497@.

Закон о скважинах на воду затрагивает те садоводческие товарищества и крестьянско-фермерские хозяйства, где обустроена артезианская скважина с водонапорной башней и водопроводными инженерными сетями.

В законе разграничены понятия коммерческого использования скважин и колодцев для бытовых нужд.

Узаконить колодец придется, если:

  • Вода используется для производства товаров.
  • Допускаются отчуждение, передача или продажа воды третьим лицам.

Нарушителей этих требований первоначально предупредят, затем вынесут предписание о необходимости регистрации водоносной скважины. В случае, если владелец проигнорирует требования закона, обяжут ликвидировать источник за счет собственных средств.

Законодательное разрешение на бурение скважин и плата за воду

Чтобы получить разрешение на бурение скважины, необходим пакет документов, в который входят:

  • Технический паспорт установленного образца.
  • Проведение геофизических исследований.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение.
  • Анализ воды (бактериологический, химический, радиационный).

Необходимо сделать предварительный расчет потребления воды и согласовать в Федеральном агентстве водных ресурсов.

От подготовки проекта до получения лицензии на недропользование пройдет больше года.

  1. Вначале делают геологические изыскания. На это требуется до 6 месяцев.
  2. Затем оформляют экспертную оценку водных запасов. Она занимает по времени от 3 до 12 месяцев.
  3. Наконец, официальное заключение готовится от 4 до 12 месяцев.

Приступая к официальному оформлению артезианской скважины, нужно отдавать себе отчет в том, какой объем работы придется выполнить. Но если источник дает достаточный объем воды, а она при этом высокого качества, то ее добыча будет приносить доход на протяжении десятков лет.

Плательщиками сбора являются юридические лица, их филиалы (отделения, представительства), физические лица — предприниматели, которые согласно решению сельского, поселкового, городского совета или совета объединенных территориальных общин и перспективным планом формирования территорий общин, организуют и осуществляют деятельность по обеспечению парковки транспортных средств на площадках для платной парковки и специально отведенных автостоянках.

Согласно п.268-1.3.1. ст.268-1 НКУ ставки сбора устанавливаются за каждый день осуществления деятельности по обеспечению парковки транспортных средств в гривнах за 1 кв. метр площади земельного участка, отведенного для организации и осуществления такой деятельности, в размере до 0,075 процента минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года.

Таким образом, максимальный размер ставки сбора в 2021 году составит 4,5 грн. за 1 квадратный метр площади земельного участка для парковки.

295 грн. у місяць

Онлайн бухгалтерія

для ФОП і малого бізнесу

перші 30 днів безкоштовно!

более 30 онлайн-сервисов!

Ставка — от 0.01%

Срок — до 180 дней

Сумма — до 20 000 грн.

А дачники знают про налог на воду?

  • Адвокаты
  • Юристы
  • Нотариусы
  • Суды
  • Прокуратуры
  • Налоговые инспекции
  • Государственные администрации
  • Пенсионные фонды
  • Полиция
  • Центры занятости
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Ужгород
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Винница
  • Днепр
  • Житомир
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киев
  • Кропивницкий
  • Луцк
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов

Эксплуатация водных ресурсов контролируется законодательством регионального или федерального значения. Кодекс разделяет водные ресурсы на подземные и надземные, а принятый законопроект контролирует деятельность, затрагивающую природные запасы.

Если подземные недра содержат грунтовые воды, применяемые для питья либо бытового обеспечения, для садовых товариществ, промышленных или сельхознужд, при условии добычи не больше 500 м3/д, то такие объекты относят к регионально значимым недрам.

К примеру, дачные колодцы на садовых участках являются природным источником регионального значения.

Законодательство называет круг граждан, обладающих правом использовать воду из почвы. К таким относят:

  • владельцы участков земли, имеющие свидетельство о праве собственности;
  • землепользователи, обладающие правом бессрочного или безвозмездного использования земли;
  • землевладельцы, владеющие землей по наследству пожизненно;
  • арендаторы, получившие право использования земли по договору аренды.

Налог на подземную воду для дачников с 2021 предполагает, что всем товариществам и подобным организациям нужно оформить обязательное лицензирование на эксплуатацию грунтовых запасов. До 2021 оно осуществлялось бесплатно на 25-летний срок.

На необходимость лицензирования влияет глубина водозабора, сколько метров он составляет. Закон о недрах затрагивает только скважины, эксплуатируемые для коллективных целей в товариществах и пр. На водозабор, снабжающий всех садоводов, необходимо оформить лицензию.

Если же скважина выкопана во дворе частного дома, ее глубина не превышает 50 метров, она используется в личных (не коммерческих) целях, то такая добыча не облагается налогом и не требует лицензирования.

С текущего января лицензия перестает быть условно бесплатной. Налог на подземные воды с 2021 года для частных домов не предусматривается, только для коллективных садоводческих товариществ.

Пока в сети говорят о разной стоимости лицензии, составляющей порядка 5 000-7 500 руб.

Налоговые ставки за каждую использованную тысячу кубометров грунтовых ресурсов зависят от расположения экономического района:

  • Северный район – 378-384 руб.;
  • Северо-Западный – 372-390;
  • Волго-Вятский регион – 330-336;
  • Центральный район – 336-360;
  • Поволжье – 342-420;
  • Центрально-Черноземный округ – 318-402;
  • Уральский округ – 390-534;
  • Северо-Кавказский регион – 486-654;
  • Восточно-Сибирский регион – 306-678;
  • Западно-Сибирский район – 330-342;
  • Калининград и область – 324-336;
  • Дальневосточный регион – 306-342.

Налоговая база рассчитывается из объемов, расходуемых по показаниям учетных приборов, которые вносятся в специальные документы. Если учетные приборы отсутствуют, то расчет осуществляется на основании времени работы скважины или по средним нормам водопотребления.

Законом не регламентируется конкретное расстояние от поверхности до водного горизонта, которое будет требовать обязательного лицензирования скважины. Допустимыми обычно считаются самые верхние водные пласты, которые не эксплуатируются для водоснабжения населения. Есть средние данные по глубине пластов от поверхности:

  • 6-12 м составляют песчаные почвосмеси;
  • 18 м – гравийные отложения;
  • 16-44 – известняковые слои;
  • 45-100 и больше – плотные породы, скважины на такое расстояние являются артезианскими и требуют обязательного лицензирования и налогообложения, вне зависимости от того, для юридических лиц осуществлялось бурение либо для физических.

В среднем разрешения не требуется, если размер водозабора не будет превышать 20-метровой глубины. Здесь важно учитывать глубину залегания второго водного пласта, которая на разных территориях отличается.

Водозабор не требует лицензирования и налогообложения в таких случаях:

  1. Колодец выкопан без взрывной деятельности до 5-метровой глубины.
  2. Если скважина прокопана до первого горизонта, который не применяется в качестве источника централизованного водоснабжения.
  3. Если из водозабора добывается меньше 100 кубометров водных ресурсов за сутки.

При этом источник добычи должен использоваться для собственных нужд, т. е. не обеспечивает осуществление предпринимательской деятельности. Недопустимо продавать, отчуждать или передавать грунтовые ресурсы с участка третьим лицам. Если гражданин нарушает какое-либо из условий, то его обязуют ликвидировать установку либо лицензировать эксплуатацию грунтовых запасов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *