Закон о профессиональных стандартах с 2021 года работать по специальности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о профессиональных стандартах с 2021 года работать по специальности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

16. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения – не менее 36 часов в неделю, а также факультативные занятия и консультации.

17. Для ВСУЗов на учениях, в период проведения полевых выходов, на полигонах, всех видов практик, войсковых стажировок учебная работа планируется из расчета до 54 часов учебных занятий в неделю.

18. Объем учебного времени на обязательное обучение составляет 60 кредитов/1440 часов на учебный год.

Для оказания помощи и развития индивидуальных способностей, обучающихся предусмотрены консультации и факультативные занятия.

19. Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах/часах по результатам обучения, осваиваемых им по каждой дисциплине и (или) модулю или другим видам учебной работы.

1 кредит равен 24 академическим часам, 1 академический час равен 45 минутам.

20. Объем учебного времени обязательных учебных занятий составляет для вечерней формы обучения 70 % и для заочной формы обучения 30 % от соответствующего объема учебного времени, предусмотренного для очной формы обучения.

Памятка по использованию сервиса «Улучшим законы вместе»

21. Требования к уровню подготовки обучающихся определяются дескрипторами национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения.

Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающихся при достижении следующих уровней подготовки:

— при подготовке квалифицированных рабочих кадров: вести деятельность с определенной долей самостоятельности исходя из поставленной задачи, применять базовые, общеобразовательные и практико-ориентированные профессиональные знания, решать стандартные и простые однотипные практические задачи, выбирать способы действий из известных на основе знаний и практического опыта, корректировать деятельность с учетом полученных результатов;

— при подготовке специалистов среднего звена: вести руководство стандартной работой других с учетом значимых социальных и этических аспектов, нести ответственность за собственное обучение и обучение других, применять профессиональные (практические и теоретические) знания для осуществления деятельности и практического опыта, решать типовые практические задачи широкого спектра, требующие самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений, выбирать технологические пути осуществления деятельности, вести текущий и итоговый контроль, выполнять оценку и коррекцию деятельности.

22. Сроки освоения образовательных программ ТиПО зависят от сложности и/или количества квалификаций и определяются объемом предусмотренных кредитов/часов согласно моделей ГОСО.

Приложение 1 к
государственному общеобязательному
стандарту технического и
профессионального образования

Наименование модулей и видов учебной деятельности

Количество кредитов/часов

для лиц с ООП (с не сохранным интеллектом)

на базе основного среднего образования

на базе общего среднего образования

на базе технического и профессионального образования, высшего образования

1

2

3

4

5

6

1

Модуль «Общеобразовательные дисциплины»*

+

60/1440

2

Базовые модули

+

+

+

3

Профессиональные модули

3.1

Профессиональные модули по рабочим квалификациям**

+

+

+

3.2

Профессиональные модули квалификации специалиста среднего звена**

+

+

+

4

Промежуточная аттестация

+

+

+

+

5

Итоговая аттестация

+

+

+

+

Итого на обязательное обучение

Квалифицированные рабочие кадры

120/2880

120/2880-180/4320***

60/1440-120/2880***

Специалист среднего звена

180/4320-240/5760****

120/2880-180/4320****

60/1440

6

Факультативные занятия

не более 4-х часов в неделю

7

Консультации

не более 100 часов на учебный год

Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах/часах

138/3312

206/4944-274/6576

138/3312-206/4944

69/1656

Примечание:

* по специальности «Хореографическое искусство» составляет 38/912 кредитов/ часов.

** производственное обучение и/или профессиональная практика составляет не менее 40 % от профессионального модуля.

*** определяется в зависимости от сложности и (или) количества квалификаций.

**** определяется в зависимости от объема учебного времени, отведенного для уровня квалифицированных рабочих кадров.

Приложение 2 к
государственному общеобязательному
стандарту технического и
профессионального образования

Наименование циклов, дисциплин и видов учебной деятельности

Количество кредитов/часов

для лиц с ООП (с не сохранным интеллектом)

на базе основного среднего образования

на базе общего среднего образования

на базе ТиПО, высшего образования

1

2

3

4

5

Квалифицированные рабочие кадры

1

Общеобразовательные дисциплины

+

60/1440

2

Общегуманитарные дисциплины

+

+

+

+

3

Общепрофессиональные дисциплины

+

+

+

+

4

Специальные дисциплины

+

+

+

+

5

Производственное обучение и профессиональная практика*

+

не менее 40 % от общего объема учебного времени на обязательного обучение

6

Промежуточная аттестация

+

+

+

+

7

Итоговая аттестация

+

+

+

+

Итого на обязательное обучение

120/2880

120/2880-180/4320**

60/1440-120/2880**

60/1440

8

Факультативные занятия

не более 4-х часов в неделю

9

Консультации

не более 100 часов на учебный год

Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах/часах

138/3312

138/3312-207/4968**

69/1656-138/3312**

69/1656

Специалист среднего звена

1

Общеобразовательные дисциплины

60/1440

2

Общегуманитарные дисциплины

+

+

+

3

Социально-экономические дисциплины

+

+

+

4

Общепрофессиональные дисциплины

+

+

+

5

Специальные дисциплины

+

+

+

6

Производственное обучение и профессиональная практика*

не менее 40 % от общего объема учебного времени обязательного обучение

7

Промежуточная аттестация

+

+

+

8

Итоговая аттестация

+

+

+

Итого на обязательное обучение

180/4320-240/5760

120/2880-180/4320

60/1440

9

Факультативные занятия

не более 4-х часов в неделю

10

Консультации

не более 100 часов на учебный год

Общее количество учебной нагрузки на обучающегося в кредитах/часах

206/4944-274/6576**

138/3312-206/4944**

69/1656

Примечание:

*в том числе лабораторно-практические занятия по общепрофессиональным и специальным дисциплинам, курсовое и дипломное проектирование.

** определяется в зависимости от сложности квалификаций.

Приложение 2 к приказу
И.о Министра образования и
науки Республики Казахстан
от 23 июля 2021 года № 362
Приложение 6 к приказу
Министра образования и
науки Республики Казахстан
от 31 октября 2018 года № 604

15. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения – не менее 36 часов в неделю, а также факультативные занятия и консультации.

16. Объем учебного времени на обязательное обучение составляет 60 кредитов/1440 часов на учебный год.

Для оказания помощи и развития индивидуальных способностей обучающихся предусмотрены консультации и факультативные занятия.

17. Объем учебной нагрузки обучающегося измеряется в кредитах/часах по результатам обучения, осваиваемых им по каждому модулю или другим видам учебной работы.

1 кредит равен 24 академическим часам, 1 академический час равен 45 минутам.

18. Объем учебного времени обязательных учебных занятий составляет для вечерней формы обучения 70 % и для заочной формы обучения 30 % от соответствующего объема учебного времени, предусмотренного для очной формы обучения.

19. Требования к уровню подготовки обучающихся определяются дескрипторами национальной рамки квалификаций, отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и отражают освоенные компетенции, выраженные в достигнутых результатах обучения.

Дескрипторы отражают результаты обучения, характеризующие способности обучающихся: вести самостоятельное управление и контроль процессами трудовой и учебной деятельности в рамках стратегии, политики и целей организации, обсуждение проблемы, аргументирование выводов и грамотное оперирование информацией, применять широкий диапазон теоретических и практических знаний в профессиональной области, выполнять самостоятельный поиск информации, необходимый для решения профессиональных задач, решать практические задачи, предполагающие многообразие способов решения и их выбор, применять творческий подход (или умения и навыки самостоятельно разрабатывать и выдвигать различные, в том числе альтернативные варианты решения профессиональных проблем), вести текущий и итоговый контроль, выполнять оценку и коррекцию деятельности.

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Профстандарты: практическое применение

Профессиональные стандарты лежат в основе определения требований к будущему работнику. Они используются работодателем для правильного названия должности и определения формулы расчета заработной платы.

Знать профстандарты нужно также и соискателям:

  • Представители некоторых профессий могут рассчитывать на льготы и компенсации. Они, в свою очередь, назначаются, если наименование занимаемой должности полностью соответствует названию из профессионального стандарта или квалификационного справочника. При этом сам работник должен соответствовать установленным требованиям.
  • Стандарты также определяют ограничения. К примеру, женщины не могут работать по некоторым специальностям: им запрещено быть матросами на грузовых и пассажирских судах (всего насчитывается 456 подобных профессий, и такой перечень утвержден Правительством РФ). Также в профстандартах прописаны возрастные ограничения: некоторые виды работ не могут выполняться лицами, не достигшими возраста совершеннолетия. Документ определяет и требования к образованию: человек не может устроиться врачом, если у него нет высшего медицинского образования.
  • Профессиональные стандарты позволяют объективно оценить свои возможности. Человек может понять, хватит ли у него знаний и умений, чтобы справляться с работой, на которую претендует.

К сожалению, стандарты разработаны не для всех профессий. Есть такие сферы деятельности, в которых постоянно происходят изменения, из-за чего составить и согласовать перечень основных требований к работникам не представляется возможным.

Профессиональные стандарты лежат в основе образовательных программ, которые предлагают слушателям учебные учреждения. Они нужны для того, чтобы максимально сократить разрыв между теоретическими знаниями и практикой. Вероятнее всего, в ближайшем будущем система присвоения квалификации после окончания учебы перейдет «в руки» независимых центров оценки квалификации: выпускник ВУЗа сможет получить квалификацию только через эту независимую оценку. Предполагается, что таким образом удастся усилить конкуренцию между институтами и университетами, а также побудить учебные заведения более активно сотрудничать с потенциальными и реальными работодателями.

Профессиональные стандарты — это закрепленные на уровне правовых актов квалификационные требования к сотрудникам тех или иных профессий, соответствие которым необходимо с точки зрения выполнения данными сотрудниками своей трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ). Профстандарты обязательны к применению фирмами-работодателями в двух случаях (ст. 195.3 ТК РФ, письмо Минтруда РФ от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253):

  • фирма-работодатель имеет в штате должности, по которым должны предоставляться льготы и компенсации — например, за вредные условия труда;
  • применение профстандартов предписано конкретным нормативно-правовым актом.

Первой нормой следует руководствоваться всем предприятиям вне зависимости от того, являются ли они частными или государственными (муниципальными). Вторая норма на практике характеризует законодательное регулирование главным образом тех хозяйствующих субъектов, которые имеют прямую связь с государственной или местной властью.

Правительство России постановлением от 27.06.2016 № 584 предписало:

  • всем государственным и муниципальным учреждениям, фондам, а также предприятиям, компаниям и корпорациям, что принадлежат государственным либо муниципальным органам власти (на праве владения более чем 50% от уставного капитала), применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации;
  • указанным хозяйствующим субъектам до 01.01.2020 разработать и реализовать планы по внедрению профессиональных стандартов;
  • указанным хозяйствующим субъектам применять профстандарты по новым должностям в соответствии с планом и положениями постановления № 584.

Таким образом, профстандарты сейчас обязательны:

  • для государственных и муниципальных учреждений, фондов;
  • для компаний, предприятий и корпораций, уставный капитал которых более чем на 50% принадлежит государственным или муниципальным органам;
  • для всех фирм-работодателей — включая частные, в которых есть должности, предполагающие предоставление работнику установленных законодательством льгот;
  • для хозяйствующих субъектов — частных, государственных, муниципальных, по должностям, для которых следование профстандартам предписано отдельными нормативными актами

Так, например, в соответствии со ст. 7 закона от 06.12.2021 № 402-ФЗ профстандарты применимы в отношении главных бухгалтеров публичных АО, страховых фирм, НПФ, банков и финансовых организаций, а также обычных бухгалтеров на аутсорсинге.

В остальных случаях правомерно рассматривать профстандарты как рекомендованные к применению (данной позиции придерживается Минтруд РФ в письме № 14-0/10/В-2253).

Рассмотрим далее, для каких должностей могут устанавливаться профстандарты.

Перечень профстандартов, утвержденных на текущий момент, огромен. В частности, соответствующие стандарты приняты для должностей в таких сферах:

  • образование;
  • здравоохранение;
  • культура, искусство;
  • социальные услуги;
  • спорт;
  • связь;
  • ИТ, коммуникации;
  • менеджмент;
  • финансы;
  • юриспруденция;
  • деятельность СМИ;
  • охранная деятельность;
  • сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбоводство, охота, рыболовство;
  • строительство;
  • сфера ЖКХ;
  • транспорт;
  • добыча и переработка нефти, газа;
  • электроэнергетика;
  • легкая, текстильная промышленность;
  • пищевая промышленность;
  • деревообрабатывающая промышленность, мебельная индустрия;
  • атомная, ракетная промышленность;
  • химическая промышленность;
  • металлургия;
  • машиностроение;
  • судостроение;
  • автомобилестроение;
  • оказание услуг населению и др.

Таким образом, профстандарты приняты для должностей, на которых работают специалисты фактически во всех основных сферах экономики России. В общем случае профессиональные стандарты принимает Минтруд РФ и утверждает отдельными приказами. Например, профстандарт «Бухгалтер»,применимый в отмеченных выше случаях, предусмотренных законом № 402-ФЗ, утвержден приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н.

Профстандарты обязательны для всех госструктур и муниципальных хозяйствующих субъектов, а также для частных фирм, в которых есть должности, предполагающие предоставление льгот сотрудникам, как и те, в отношении которых применение профстандартов предписывается законодательно. Профстандарты устанавливаются приказами Минтруда РФ. Их внедрение в госструктурах осуществляется на основе постановления Правительства РФ № 584, в частных фирмах — на основании специальных норм федерального законодательства (как в случае с положениями ст. 7 закона № 402-ФЗ)

Узнать больше о внедрении профстандартов вы можете в статьях:

  • «Закон о профстандартах с 2016 года — последние изменения»;
  • «Профстандарт специалиста по охране труда».

Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

ТК оперирует термином «квалификация» (ст. 195), понимая под ним конкретный уровень трудовых навыков, специальных знаний, опыта работы, необходимых для той или иной должности. Когда человека трудоустраивали на «должность по его квалификации», это значило, что он должен соответствовать квалификационной характеристике данной должности, приведенной в Едином квалификационном справочнике (ЕКС).

Этот документ на сегодня является почти безнадежно устаревшим: многих перечисленных в нем должностей уже просто не существует, тогда как многие современные профессии вообще не упомянуты. «Осовременивание» единых квалификационных справочников было бы слишком трудоемким и нецелесообразным. Нужен был новый уровень устранения этой проблемы.

Было принято решение о замене данной нормативной базы более удобным и универсальным инструментом для определения квалификационного минимума – профессиональными стандартами.

Правомерно утверждать, что профстандарты – это квалификационные характеристики, приведенные в большее соответствие с запросами современности. Законодатели, утверждая порядок разработки и применения профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ № 23 от 22.02.2013 г.), использовали модернизированные сочетания претензий к профессиям, до этого детально отточив их в специализированных кругах.

Профстандарт по отношению к квалификационному требованию является более реалистичным, близким к трудовой действительности.

ВАЖНО! Определения «квалификация» и «профессиональный стандарт» не тождественны: ст. 195 ТК РФ в п.1 уточняет, что профстандарт является характеристикой квалификации. Понятие «профстандарт» введено в ТК только в 2012 году.

Родственным термином, приводящимся в ТК и других нормативных документах, является «трудовая функция». Ст. 57 ТК обязывает работодателя указывать ее в тексте трудового договора, то есть уточнять ту работу, которую работник должен будет исполнять в рамках своей должности, не противоречащей его квалификации. Теперь для этой цели можно воспользоваться примерными определениями должностей, перечисленными в разделе ІІІ нужного профстандарта. Но тогда уж работник обязан соответствовать и приведенному к ним комплексу требований.

ВНИМАНИЕ! Профессиональный стандарт определяет не должности и даже не профессии, а область деятельности, поэтому он и более универсален. Например, стандарт «Бухгалтер» предусматривает такое же наименование должности, а начальника отдела кадров можно найти в профстандарте «Специалист в области управления персоналом».

В каких именно аспектах трудовых отношений должны применяться профессиональные стандарты? Законодательная база предусматривает три основные сферы их применения.

  1. Работа с персоналом на предприятии:
    • кадровая политика;
    • должностные инструкции и их изменение;
    • тарификация сотрудников;
    • аттестация;
    • организация повышения профессионального уровня и др.
  2. Связь обучения и профессиональной деятельности. Образовательные программы планируют разрабатывать с учетом профстандартов, то есть будущий работник будет овладевать комплексом необходимых и достаточных профессиональных характеристик. Недопустимы ситуации, когда выпускник по определенной специальности обладает одним набором компетенций, а работодателю нужен совсем другой.
  3. Отражение реального опыта профессиональной деятельности. При разработке стратегий оценивания для получения сертификата или диплома того или иного уровня будут учтены не образовательные успехи, как раньше, а актуальные требования к профессии, отраженные в стандартах.

Министерство Труда РФ приняло примерно 8 сотен из 1000 запланированных профстандартов. В ближайших планах (не позже, чем через два года) – принятие 2 тысяч наименований стандартов.

Изначально собирались начать их введение в практику с государственного сектора. Предполагалось, что коммерческие организации будут сами устанавливать для себя комплекс требований к своим наемным работникам. Однако, эта мысль признана непродуктивной. В ФЗ № 122 точно прописано, что профессиональные стандарты касаются всех трудовых сфер и предприятий всех форм собственности:

  • государственных учреждений;
  • бюджетных организаций;
  • коммерческих структур;
  • некоммерческих объединений;
  • ИП.

По мере реализации материалов про профстандарты, мы будем выкладывать их тут. Следите за ссылками внизу этой страницы.

С 01.07.2016 года использование стандартов объявлено непременным условием для всех предпринимателей, как того требует ТК или другие документы. То есть, принимая на работу сотрудника, по сфере деятельности которого профстандарт уже утвержден, работодатель непременно должен использовать именно его, а не квалификационный справочник. Если же нужный стандарт по данной профессии еще не принят, можно по-прежнему пользоваться квалификационным справочником.

Когда позиции в ЕКС и в профстандарте одинаковые, нужно отдать предпочтение профстандарту как более современному варианту.

Какими именно требованиями к наемному работнику (по стандартам или по ЕКС) будет руководствоваться работодатель, должно быть указано в его локальных правовых актах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если вид профессиональной деятельности предусматривает определенные льготы (например, пенсию раньше срока, выплату компенсаций за вредность и т.п.) или ограничения, то называть такую должность нужно в строгом соответствии с профстандартом или ЕКС, если такого стандарта пока нет.

Какие профстандарты примут в 2021 году?

Приведем пошаговые рекомендации для работодателя.

  1. Открыть перечень профстандартов, опубликованный на официальном сайте Минтруда РФ.
  2. Выписать из своего штатного расписания наименование должностей.
  3. Найти стандарт, соответствующий каждой должности из вашего списка. Для этого надо смотреть, соответствуют ли прописанные в стандарте компетенции принятым у вас запросам к той или иной должности. Так, для ІТ-специалистов имеется около 27 профстандартов, и надо изучать, какому из них будет соответствовать именно ваш «айтишник».
  4. Сравнить документы по кадрам с примерными названиями должностей из текста профстандарта. Если этой должности не положены льготы, компенсации или ограничения, именовать ее по стандарту необязательно.
  5. Если необходимого вам стандарта в реестре еще нет, поинтересуйтесь, когда он будет принят, возможно, вскоре на него все равно придется переходить.
  6. Если квалификация вашего сотрудника не соответствует профстандарту, вы как работодатель можете выбрать один из вариантов:
    • уволить сотрудника по результатам аттестации;
    • организовать его профессиональное обучение.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Несоответствие работника профстандарту – это нарушение ТК, предусматривающее ответственность работодателя: не может «сапоги тачать пирожник».

Работодатели были проинформированы о необходимости перехода на требования профстандартов за год до того, как ФЗ № 122 вступил в силу. Таким образом, Министерство труда теоретически предполагает, что внедрением профессиональных стандартов активно занимаются все предприниматели страны. Если это не так, тем хуже для них.

С 1 июля 2016 года трудовая инспекция вправе проверить соблюдение закона в этой области, и если в Трудовом кодексе имеются какие-либо требования к квалификации сотрудников, то профессиональные стандарты нужно применять по ним без исключений. Административная ответственность может составить от 30 до 100 тыс. руб.

Данные стандарты можно применять и учитывать в нижеперечисленных целях:

  • для организации обучения и аттестации сотрудников;
  • формирования политики при укомплектовании штата предприятия высококвалифицированными кадрами;
  • организации процессов управления;
  • выведения внутренних тарифов на производимые работы;
  • облегчения классификации тарифных разрядов;
  • выработки собственных систем оплаты рабочего времени с учетом особенности труда на конкретном предприятии.

Являются ли профстандарты обязательными для выполнения или лишь призваны облегчить организацию предприятия и производства? Должен ли работодатель (владелец компании) беспрекословно следовать им, принимая за пошаговую инструкцию? Или он вправе сам выбирать область и порядок их применения? Попробуем разобраться и с этими вопросами.

Абзац третий части 2 статьи 57 ТК РФ говорит про обязательность профстандартов. В частности, в этом положении упомянут такой важный документ, как трудовой договор. Так, если получение работником предприятия особых льгот, компенсаций или ограничений напрямую связано с выполнением обязанностей, присущих конкретной должности, то работодатель обязан руководствоваться справочниками по квалификациям или же государственными профстандартами.

Для каких профессий обязательны профстандарты

Работодатель вправе направлять сотрудников своего предприятия на курсы переподготовки и повышения квалификации. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса, это его право, но не обязанность. То есть, данное решение он может принимать по своему усмотрению, исходя из соображений целесообразности такового обучения. Чаще всего – для поднятия статуса компании на рынке, ее престижа и квалификации работников, задействованных в рабочих процессах.

Насчет вышеназванных положений до сих пор есть споры и различные мнения. Одни эксперты ссылаются на статью 195.3 Трудового кодекса (на первую ее часть), другие на эту же статью во второй ее части, находя в них некоторое расхождение и неточности, позволяющие двоякое толкование их смысла.

В результате некоторые считают, что применять профстандарты нужно обязательно, а другие полагают, что они носят лишь рекомендательный характер. Однако и те и другие сходятся во мнении, что если законодательно не установлены обязательные требования к квалификации сотрудников определенной специальности, то они могут нести в себе лишь рекомендательный характер для работодателя и не более того. Причем последний вправе использовать их по своему усмотрению, выставляя сотрудникам более жесткие или, наоборот, более мягкие требования, чем того требует стандарт.

Сами же работники тоже неоднозначно реагируют на профстандарты. Многие из них высказывают опасения, что полученное ими на различных курсах образование будет нести лишь формальный характер. И придумано это законотворцами лишь с одной целью – в очередной раз опустошить их кошелек. Ведь на данный момент в законе нет четкого определения, кто же будет все это оплачивать.

Допустим, что действующее законодательство не предъявляет жестких требований к квалификации специалистов определенных профессий. Пусть, в нашем случае, для наглядности, это будет «Специалист по кадрам». Следовательно, применить к этой должности можно профессиональные стандарты для кадровиков, утвержденные на 2020 год. Но использовать их, только взяв их за основу для облегчения составления документации.

К примеру, приняв профстандарт за некий шаблон, можно:

  • грамотно определять названия должностей;
  • функции, связанные с исполнением рабочего процесса;
  • выставлять разумные требования к их квалификации, опыту, образованию.

То есть, данный документ, по сути, выступает фундаментом, позволяющим работодателю находить точки опоры при построении естественных рабочих процессов в коллективе.

Все разночтения и толкования статьи 195.3 ТК РФ связаны с ее относительной новизной. Возникает очень много вопросов по области ее применения. Более того, до сих пор не установлен:

  • единый метод внедрения на предприятия профстандартов (план и т. п.);
  • мера ответственности работодателя и работников, уже давно трудящихся в своих компаниях, в случае, если последние не в состоянии на текущий момент соответствовать профстандартам.

И совершенно не ясно, что делать с новыми потенциальными работниками, которые только планируют прийти, чтобы трудиться на предприятие. Рынок труда сейчас переполнен, но не всё так однозначно. Это совершенно не говорит о том, что нет нехватки и дефицита ценных кадров. Не всегда новый работник, имеющий высшее образование, способен заменить старого, имеющего за плечами только среднее профессиональное образование, но зато обладающего колоссальным опытом.

Чиновникам Минтруда России постоянно поступают различные вопросы по поводу применения профстандартов. Приведем некоторые вопросы и ответы на них.

Профстандарты для главного бухгалтера в 2021 году

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. С 01.07.2016 установлено только два случая, когда применять профессиональные стандарты обязательно, а именно:

  • если требования по их применению установлены законодательно;

  • если выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений.

Профессиональные стандарты обязательны для применения работодателями в части требований, установленных:

  • Трудовым кодексом РФ;

  • федеральными законами;

  • иными нормативными правовыми актами РФ — постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, приказами федеральных органов исполнительной власти нормативно-правового характера, которые специально устанавливают требования к работникам, выполняющим те или иные трудовые обязанности.

Обязательность применения профстандартов не зависит от формы собственности организации (частная, государственная или муниципальная) или статуса работодателя.

При отсутствии одновременно двух вышеназванных обстоятельств профессиональные стандарты носят рекомендательный характер.

Санкции по профстандартам

Санкции возможны, если профессиональные стандарты не применяются или применяются неправильно в ситуациях, когда их применение обязательно. Работодателю может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства. Кроме того, работодателя могут оштрафовать (ст. 5.27 КоАП):

  • должностное лицо — на сумму от 1000 до 5000 рублей;

  • индивидуального предпринимателя – на сумму от 1000 до 5000 рублей;

  • юридическое лицо – на сумму от 30 000 до 50 000 рублей.

Если же обязательность применения профессиональных стандартов не установлена, то требования проверяющих органов в части их применения неправомерны.

В России актуализировали перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, необходимых для модернизации и технологического развития экономики страны. Постановление об этом утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин.

В обновлённый перечень добавлено 55 специальностей и 35 профессий, в том числе в области робототехники, логистики, медицины, сельского хозяйства, строительства, туризма, социальной сферы и сферы обслуживания.

Среди конкретных специальностей, добавленных в перечень, – «Дошкольное образование», «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Агрономия», «Аддитивные технологии», «Гостиничное дело», «Эксплуатация беспилотных авиационных систем», «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома». В числе профессий – «Графический дизайнер», «Дефектоскопист», «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства», «Мастер растениеводства», «Мастер общестроительных работ», «Лепщик-модельщик архитектурных деталей».

Студенты, обучающиеся по профессиям и специальностям из этого перечня, могут претендовать на стипендии Правительства России. Эти стипендии ежегодно назначаются за достижения в учебной, научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности в качестве дополнительного поощрения. Победителям выплачивается до 4 тыс. рублей ежемесячно. Всего предусмотрено 5 тыс. стипендий на каждый учебный год.

Прежний перечень был утверждён в 2014 году. С тех пор многое изменилось. Например, были введены новые федеральные образовательные стандарты для среднего профессионального образования, в том числе по приоритетным специальностям в ведущих отраслях экономики. А часть профессий потеряла актуальность, приём на них был прекращён.

Решение поможет поддержать талантливую молодёжь, повысить престиж специальностей среднего профессионального образования, а также будет стимулировать студентов к самореализации в наиболее перспективных и востребованных отраслях экономики.

Работа Правительства:

  • Профессиональные квалификации
  • Среднее профессиональное образование

Министерства и ведомства, органы при правительстве:

  • Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России)

Какие организации обязаны применять профстандарты

Итак, Приказом № 327н до 1 января 2021 года установлено следующее:

  • Объявлен мораторий на получение сертификатов и свидетельств об аккредитации специалиста;
  • Срок действия сертификатов специалиста, которые истекли в период с 6 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, продлен на 12 месяцев;
  • Некоторые категории лиц могут быть допущены к работе врачами-специалистами без получения сертификата или свидетельства об аккредитации специалиста. Особо отметим, что это в том числе касается и тех, кто в этом году закончит ординатуру. Данные специалисты также смогут работать врачами-специалистами, а не врачами-стажерами вопреки распространенному мнению. Подробное юридическое обоснование данной позиции будет изложено далее.
  • Лица, которые обучаются в ординатуре по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность врача-стажера под руководством врача-специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов). Особо отметим, что это касается только обучАЮщихся, а не обучИВшихся в ординатуре.
  • Лица, которые обучаются на выпускных курсах по программам среднего профессионального образования по одной из специальностей, входящих в группу «Клиническая медицина», смогут трудоустроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют высшее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность врача-стажера под руководством врача специалиста при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).
  • Лица, которые имеют среднее медицинское образование, полученное в России, и которые не работали по своей специальности более 5 лет, смогут устроиться на должность среднего медицинского персонала под руководством старшей медицинской сестры при условии прохождения краткосрочного повышения квалификации (36 часов).

Однако часть из вышеуказанных нововведений вызывает вопросы, а часть, как мы уже указали, нуждается в подробном юридическом обосновании. Поэтому ниже разберем некоторые положения Приказа отдельно.

Неизвестно, специально ли, но Минздрав, продлив действие некоторых сертификатов специалиста, забыл об обязанности 1 раз в 5 лет проходить повышение квалификации.

Напомним, что данная обязанность закреплена в ряде профстандартов медицинских работников, в пункте 4 Порядка обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам, утвержденного Приказом Минздрава России от 03.08.2012 № 66н, а также является одним из квалификационных требований, указанных в Приказах Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и Приказе Минздрава России от 10.02.2016 № 83н.

Таким образом, если вовремя не пройти повышение квалификации, медицинский работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, и, следовательно, не будет иметь права на осуществление медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации в соответствии с Приказом № 327н (напомним, что условием допуска к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста / свидетельства об аккредитации является, в том числе, соответствие квалификационным требованиям, а они, как мы указали выше, предусматривают повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет).

Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности…», соответствие медицинских работников квалификационным требованиям, в том числе регулярное прохождение повышения квалификации (не реже 1 раза в 5 лет), является одними из лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности. Это еще одна причина для тех лиц, у которых крайний срок прохождения повышения квалификации наступает в этом году, пройти соответствующее обучение и получить новое удостоверение. В противном случае медицинская организация не будет соответствовать лицензионным требованиям. Правда, в этом году, как мы писали в одной из своих заметок, объявлен мораторий на плановые лицензионные проверки. Поэтому ответственность за нарушение лицензионных требований медицинской организации вряд ли грозит. Однако, это относится к действующим медицинским организациям. В свою очередь, открыть новую медицинскую организацию или переоформить лицензию, если у вас в штате есть работники, которые вовремя не прошли повышение квалификации, не получится (поскольку в таком случае будет проведена внеплановая проверка, которая установит, что медицинская организация не будет соответствовать лицензионным требованиям).

Для таких медицинских работников поводов для паники также нет. Подпунктом «а» пункта 1 Приложения к Приказу № 327н установлено, что допуск медицинских работников к работе по их специальности до 1 января 2021 года может осуществляться без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста при условии:

  • Наличия документов об образовании и (или) квалификации, подтверждающих получение образования по медицинской специальности;
  • Соответствие полученного образования квалификационным требованиям (это вышеупомянутые Приказы Минздрава № 707н и 83н).

Согласно статье 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к документам об образовании и (или) квалификации относятся, в том числе:

  • Диплом о среднем профессиональном образовании;
  • Диплом о высшем образовании;
  • Диплом об окончании ординатуры;
  • Документ о повышении или присвоении квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (удостоверение о ПК, диплом о профессиональной переподготовке).

Таким образом, специалисты как с высшим, так и средним медицинским образованием смогут легально работать по своей специальности на основании вышеуказанных документов об образовании без наличия сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации (при условии фактического соответствия уровня образования специалиста Приказам № 707н или № 83н).

К слову, аналогичный вывод касается и тех, кто в этом году заканчивает ординатуру. Между тем, в профсообществе сложилась иная точка зрения, согласно которой вышеуказанные документы об образовании не свидетельствуют о получении образования по медицинской специальности. В связи с этим якобы медицинские работники с истекшими сертификатами и те, кто окончит ординатуру, в следующем году смогут устроиться только на должность врачей-стажёров. Однако данная позиция юридически неверна и далее объясним почему.

*Судя по комментариям в социальных сетях, больше всего вопрос допуска к работе волнует именно лиц, окончивших ординатуру. Однако дальнейшие выводы в равной степени относятся и к выпускникам ВУЗа, которые планировали работать на врачебных должностях в первичном звене, и к среднему медицинскому персоналу, с учетом соответствующих квалификационных требований (например, для работы на должностях среднего медицинского персонала без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации допуском будет являться диплом о среднем образовании).

Итак, давайте еще раз детально взглянем на подпункт «а» пункта 1 Приложения к Приказу Минздрава № 327н. Для наглядности процитируем его:

  1. В случае чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, допуск физических лиц к осуществлению медицинской деятельности и (или) фармацевтической деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста, до окончания срока действия настоящего приказа осуществляется:а) по определенной специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтическое или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
    • наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
    • соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по данной специальности.

Сначала рассмотрим аргументы наших коллег о том, почему данный пункт не распространяется на лиц, окончивших ординату, а позже приведем свою позицию.

Итак, основной аргумент заключается в том, что специалисту необходимо предоставить документы об образовании, подтверждающие получение образования по медицинской специальности, перечисленной в Приказе Минздрава № 700н или 176н.

При этом, диплом о высшем или среднем образовании, равно как и диплом об окончании ординатуры выдается по специальностям, указанным в Приказах Минобрнауки от 12.09.2013 № 1061 и от 29.10.2013 № 1199. Условно назовем данные специальности образовательными или учебными.

Названия медицинских специальностей (по Приказам № 700н и 176н) и образовательных специальностей часто очень похожи, но есть и некоторые отличия. Однако сейчас не об этом. Фактически, мы получаем следующую ситуацию:

Диплом о высшем (среднем) образовании Подтверждает получение образования по «образовательной» специальности, указанной в Приказе Минобрнауки № 1061
Диплом об окончании ординатуры
??? Подтверждает получение образования по медицинской специальности, указанной в Приказе № 700н или 176н

То есть, существует мнение, что документов, о которых идет речь в подпункте «а» пункта 1 Приказа № 327н не существует в природе. Однако этот вывод в корне неверный.

Если таких документов не существует, то каким же тогда образом все это время выдавались сертификаты специалиста? Давайте посмотрим в Порядок выдачи сертификатов специалиста, утвержденный Приказом Минздрава № 982н. Цитируем пункт 5:

Условиями выдачи организациями сертификата лицам, указанным в пункте 3 настоящих условий и порядка выдачи сертификата медицинским и фармацевтическим работникам (далее — условия и порядок), являются:

  • наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам .
  • положительный результат сдачи сертификационного экзамена либо положительный результат прохождения государственной итоговой аттестации…

Обращаем внимание на первое условие, где сказано о документах, подтверждающих соответствие образования квалификационным требованиям. Как следует из сноски, такие требования утверждены в Приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, который как раз и устанавливает требования в разрезе медицинских специальностей, установленных Приказом № 700н.

То есть, фактически в этом пункте содержатся те же требования, что и в подпункте «а» пункта 1 Приказа № 327н, а именно:

  • Наличие документов, подтверждающих соответствие уровня профессионального образования квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам соответствующей специальности, перечисленной в Приказе № 700н (кстати, примерно такая формулировка и была в первой редакции Приказа № 982н).

Следует разделять понятия «соответствие образования медицинской специальности» и «соответствие специалиста медицинской специальности».

  • Как указано в пункте 1 Условий и Порядка выдачи сертификата специалиста, утвержденных Приказом № 982н, сертификат специалиста свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности.
  • Аналогичный смысл закладывался в понятие аккредитации, под которой понимается процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (пункт 2 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н, а также часть 3 статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

То есть, сертификация и аккредитация – это не часть образовательного процесса. Сертификат специалиста и свидетельство об аккредитации не являются документами об образовании и (или) квалификации. Их смысл – подтвердить соответствие лица требованиям к медицинской специальности. Другими словами, сертификация и аккредитация позволяют проверить не соответствие объема полученного образования, а тот факт освоил ли специалист все стадии образования в той мере, чтобы его можно было выпустить в «свободное плавание» по медицинской специальности.

В свою очередь, смысл Приказа № 327н была в том, чтобы позволить в период коронавируса специалистам не подтверждать свое соответствие медицинской специальности. Именно этот этап допуска и был упразднен в условиях эпидемии коронавируса.

В приказе № 327н говорится о том, что на данный момент специалистам достаточно подтвердить тот факт, что им было предоставлено все образование, необходимое для работы по медицинской специальности, и объем этого образования соответствует квалификационным требованиям по этой же специальности.

Тут мы снова возвращаемся к тому, что диплом о высшем (среднем) образовании и диплом об окончании ординатуры свидетельствуют о получении образования по специальностям Минобрнауки, а не по медицинским специальностям. Однако это не так.

Да, эти документы выдаются по образовательным специальностям. Однако давайте посмотрим на квалификационные требования к медицинским специальностям, которые утверждены в Приказе Минздрава № 707н или № 83н. Для примера возьмем медицинскую специальность «сердечно-сосудистая» хирургия. Согласно Приказу № 707н, для работы на должности врача сердечно-сосудистого хирурга необходимо иметь следующее образование:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» (это именно образовательные специальности из Приказа Минобрнауки);
  • Подготовка в ординатуре по специальности «Сердечно-сосудистая хирургия» (это также специальность из Приказа Минобрнауки);
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Таким образом, чтобы образование врача сердечно-сосудистого хирурга после окончания ординатуры по «сердечно-сосудистой хирургии» соответствовало требованиям к медицинской специальности, ему необходимо иметь высшее образование и подготовку в ординатуре по образовательным специальностям Минобрнауки.

Другими словами:

Диплом о высшем образовании по образовательной специальности + Диплом об ординатуре по образовательной специальности = Соответствие объема образования медицинской специальности

Приказ № 327н вопреки заблуждениям не требует предоставить документы, в которых бы была ссылка на получение образования по специальности из Приказа № 700н. Это все домыслы и совершенно неверная трактовка законодательства, которая противоречит смыслу и духу Приказа № 327н.

Говорить, что диплом о высшем образовании и диплом об окончании ординатуры не подтверждают соответствие образования медицинской специальности НЕ ВЕРНО. Верно, что данные дипломы выдаются не по медицинским, а по образовательным специальностям, но именно это и подтверждает, что образование специалиста соответствует медицинской специальности, так как требованием к получению медицинской специальности является прохождение образования по специальностям Минобрнауки.

Разъяснения Минтруда России по вопросам применения профстандартов.

Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»

Вступает в силу: 1 апреля 2021 года!

Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.

Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.

Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.

Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.

Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:

  • периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
  • результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
  • работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.

Когда будет принята новая редакция раздела «ОХРАНА ТРУДА» ТК РФ

В конце января все сообщество специалистов по охране труда с воодушевлением приняло новость о том, что депутаты Госдумы 26.01.21 в первом чтении приняли законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в виде новой редакции раздела «ОХРАНА ТРУДА». Приблизились изменения в сфере регулирования ОТ, о которых чиновники Минтруда говорили уже много лет.

Обсуждение вопроса «О проекте ФЗ №1070354-7» прошло невероятно гладко. За 14 минут Государственная дума выслушала доклады и полностью согласилась с законопроектом. «ЗА» единогласно проголосовали все депутаты. Через месяц ожидалось принятие законопроекта во втором чтении.

Однако, 17 февраля на странице законопроекта в СОЗД ГАС «Законотворчество» появилась информация о продлении срока представления поправок к законопроекту.

В частности Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов решил предложить Совету Государственной Думы продлить до 22 марта 2021 года срок представления поправок к проекту федерального закона № 1070354-7 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости».

О причинах такого решения пояснений в документах не дано.

Источник: Проект Федерального закона (орган, утвердивший документ или приложение к документу — Правительство РФ) от 01.02.2021 № 1104125-7 «О внесении изменений в статьи 6 и 23 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в части совершенствования психиатрического освидетельствования»

Работникам придется самостоятельно проходить психиатрическое обследование для отдельных видов трудовой деятельности. Делать это нужно будет по месту жительства или временного пребывания. Подтверждать профпригодность обяжут в государственных психоневрологических диспансерах. Только по решениям их врачебных комиссий сотрудников разрешат допускать к работе.

Периодичность для психиатрического освидетельствования оставят прежней — 1 раз в 5 лет. Когда этот срок истечет, можно будет повторно пройти освидетельствование, в случае если кандидата признали временно непригодным к работе. Повторить обследование досрочно позволят на основании заключения врача-психиатра.

Работодатели смогут организовать специальные рабочие места для тех, кто страдает психическими расстройствами. На них ограничения распространяться не будут.

Источник: законопроект № 1070354‑7

Минтруд составляет перечень, для которого не будет действовать запрет работать в опасных условиях труда. Пожарных, спасателей, атомщиков и микробиологов не должен затронуть этот запрет, поскольку их работа социально значимая и из-за вида деятельности всегда связана с высоким уровнем риска.

Напомним, исключить работу на местах, которым по результатам специальной оценки условий труда присвоили 4 класс, предлагает статья 214.1 изменений в раздел X Трудового кодекса. Депутаты уже приняли его в первом чтении, сейчас проект дорабатывают.

В этом же законопроекте рассматривается вопрос об обязанностей работодателей вести учет микротравм

Придется фиксировать и изучать, при каких обстоятельствах работники получили ссадины, ушибы и другие повреждения при выполнении работ. Поводом для проверки станет обращение пострадавшего сотрудника к своему руководителю. Кроме этого, работодателей обяжут проводить мероприятия по выявлению опасностей — находить, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками.

Как мы работали над профстандартом «Юрист»

Источник: Информация Роструда от 17.02.2021г.

Из-за снегопада нужно усилить меры безопасности при очистке крыш и покрытий зданий и сооружений.

Перед работами следует оценить риски самопроизвольного схода снега, образования завалов, падения и травмирования сотрудников и принять меры по их снижению. Необходимая информация изложена в правилах по охране труда в ЖКХ, при работе на высоте и в других нормативных правовых актах.

Допускать к очистке снега с кровли можно только лиц старше 18 лет после обучения и проверки знаний по охране труда. Работников нужно обеспечить средствами коллективной и индивидуальной защиты, в том числе спецодеждой и обувью.

Кроме того, до очистки снега нужно:

оформить наряд-допуск;

установить ограждения и предупредительные знаки;

обозначить опасные зоны на ширине возможного падения снега;

выставить работников за ограждениями для подачи сигнала об опасности.

Источник: письмо Роструда от 15.01.2021 № 57-ТЗ

Роструд в официальном письме разъяснил, как инспекторы ГИТ будут проверять соблюдение новых Правил по охране труда. Ведомство напомнило, что с 2021 года ряд ПОТ утратили силу, но они включены в проверочные листы ГИТ, которые не менялись. Инспектор ГИТ при проведении плановых проверок не сможет выписать предписания по утратившим силу требованиям. При этом если в ходе проверки инспектор найдет нарушения требований новых ПОТ, то он инициирует внеплановую проверку. Для этого инспектор направит служебную записку руководителю ГИТ.

Кроме того, Роструд в письме уточнил, что если у работодателя положение о СУОТ не соответствует типовому положению, то инспектор ГИТ будет считать, что положения о СУОТ у работодателя нет.

Ищете женские профессии? Учитель считается одной из них, так как мужчин в этой сфере работает мало. Преподаватель — это широкая категория профессионалов.

Нехватка учителей особенно ощущается в учебных заведениях, которые дают среднее и высшее образование. Квалифицированные специалисты нужны как в государственные, так и частные учебные заведения. Больше всего требуются учителя:

  • математики;
  • английского языка;
  • химии;
  • начальных классов.

В преподавателях иностранных языков также нуждаются различные курсы. Некоторые фирмы с удовольствием сотрудничают с учителями-филологами — обучают сотрудников иностранному языку. Не останутся без работы коучи, которые учат, как развивать бизнес, а также менторы, тренеры личностного роста.

В государственных школах ставки не слишком высоки — от 70 тысяч тенге, в частных учебных заведениях и фирмах платят больше — до 250 тысяч тенге. В 2021 году зарплату повысили на 25%.

Специалисты, которые умеют работать с волосами, легко найдут работу в Казахстане. Считается, что это профессии для девушек, однако и молодые люди также могут работать по этой специальности.

Многим салонам красоты требуются мастера с опытом работы и наличием диплома об окончании учебного заведения и различных курсов. Однако важно не только уметь хорошо стричь, но и уметь делать:

  • новомодное окрашивание;
  • сложные прически и укладки;
  • СПА-процедуры для волос.

Мастер-парикмахер должен не только знать и любить свое дело, но и уметь работать с клиентами: быть приветливым и общительным. Также важное качество — стрессоустойчивость, ведь работать придется с людьми.

Труд стилистов-парикмахеров хорошо оплачивается: зарплаты в популярных салонах стартуют от 100 тыс. тенге.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *