Как правильно рисовать схему ДТП на европротоколе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рисовать схему ДТП на европротоколе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Что делать после аварии
  • Что такое европротокол
  • Когда можно оформлять ДТП без ГИБДД
  • Что нужно заполнить на бумаге
  • Как заполнить бланк европротокола
  • Как оформить европротокол через приложение
  • Куда подавать документы на выплату
  • Размер выплат по европротоколу

Как оформить европротокол при ДТП

  • Правила оформления
  • Скачать бланк Европротокола
  • Образец заполнения
  • Обстоятельства ДТП в извещении
  • Что делать после составления
  • Действия виновника
  • Максимальная сумма выплат
  • Документы для страховой
  • Если нет полиса ОСАГО
  • Как делать фотографии
  • Штраф за европротокол
  • Срок обращения и выплат
  • Типовые схемы ДТП
  • На парковке, стоянке и во дворе
  • При обгоне и перестроении
  • На перекрестках при повороте
  • При езде задним ходом

Под ДТП европротоколом понимается документ, который составляется на месте аварии непосредственными ее участниками с целью получения страховки. Его оформление предусматривает использование упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия, которая не предполагает участия сотрудников ГИБДД. Нередко применяется альтернативное название документа – извещение о ДТП.

Обязательными реквизитами европротокола выступают следующие сведения:

  • данные об участниках происшествия;
  • наиболее важные обстоятельства ДТП;
  • ущерб, нанесенный транспортным средствам, попавшим в аварию, и т.д.

Для заполнения европротокола используется стандартный бланк извещения о ДТП. Самый простой и правильный подход к решению возможных проблем – всегда иметь его при себе в любой поездке.

Действующее законодательство устанавливает несколько обязательных условий, выполнение которых необходимо для использования упрощенной процедуры оформления ДТП с применением европротокола. В их число входят:

  • отсутствуют потерпевшие;
  • в инциденте участвовали не более двух автомобилей;
  • ущерб нанесен исключительно транспортным средствам;
  • у каждого из автоводителей имеется действующая страховка ОСАГО. Допускается также использование международного полиса «Зеленая карта»;
  • лимит страховки покрывает величину нанесенного в ДТП ущерба (по предварительной оценке);
  • оба водителя не возражают против оформления европротокола и отказа от вызова сотрудников ГИБДД;
  • у одного или обоих водителей имеется возможность зафиксировать обстоятельства происшествия на видео- или фотокамеру.

Невыполнение любого из перечисленных требований делает невозможным применение европротокола и, как следствие, упрощенного порядка оформления происшествия. В этой ситуации водителям остается вызвать сотрудников ГИБДД, а дальше следовать их указаниям.

Пошаговая инструкция грамотных действий участника дорожного инцидента по европротоколу имеет следующий вид:

  1. Выполнение обязательных в подобной ситуации требований к участникам ДТП – прекращение движения, включение аварийки, выставление соответствующего знака остановки. Последний должен находиться на расстоянии, как минимум, 15 метров от машины в пределах города или поселка и 30 метров за чертой населенных пунктов.
  2. Общение со вторым водителем, также участвующим в происшествии. Взаимная проверка наличия полисов обязательного автострахования.
  3. Видео- или фотосъемка места дорожного происшествия. Если речь идет о компенсации в пределах 400 тыс. рублей (инцидент происходит на территории Москвы, Подмосковья, СПб или Ленинградской области – регионов, где тестируются новые условия европротокола) – аппаратура для съемки должна быть оснащена системой геометок и использована в первый час после ДТП.
  4. При необходимости – освобождение проезжей части от транспортных средств, попавших в аварию.
  5. Сообщение о ДТП в страховую компанию, оформившую полис ОСАГО.
  6. Получение контактов второго участника и свидетелей происшествия.
  7. Заполнение извещения о ДТП на специальном бланке, то есть непосредственное оформление европротокола.

Стандартная процедура составления европротокола при ДТП предусматривает обязательный учет следующих основополагающих моментов:

  • при участии в инциденте двух автомобилей заполняется один бланк европротокола. Кто из автоводителей занимается этим – не важно;
  • бланк документа включает два листа. Каждый заполняется с обеих сторон. Лицевая сторона документа – самокопирующаяся. На ней указываются сведения об обстоятельствах ДТП, характеристиках автотранспорта, автостраховщиках и т.д., предоставляемые обоими участниками аварийной ситуации;
  • лицевая сторона оформляется таким образом, чтобы не осталось пустых полей и граф;
  • после ее заполнения листы разъединяются, на них проставляются подписи сторон, которыми подтверждается отсутствие разногласий и согласие с предоставленной информацией;
  • заполнение тыльной стороны двух листов документа осуществляется каждым участником инцидента самостоятельно;
  • при оформлении документа используется шариковая ручка, причем давление на нее при написании должно быть достаточным для получения четкой копии. Применение карандаша или гелиевой ручки не рекомендуется, так как выполнение с их помощью надписи могут стереться или размазаться;
  • если для детального изложения обстоятельств ДПТ свободного места на бланке не хватило, допускается оформление приложения к европротоколу на обычном чистом листе. В подобной ситуации на основном документе делается соответствующая пометка, а на дополнительном размещается слово «Приложение» с указанием реквизитов европротокола. Приложение следует оформлять в двух экземплярах для каждого из участников;
  • при повреждении бланка извещения о ДТП или невозможности его прочтения необходимо заполнить новый документ, избавленный от подобных проблем;
  • обычно бланк выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Альтернативный вариант его получения – скачивания с официального сайта профильного подразделения исполнительной власти (в Москве таковым является Департамент транспорта и развития ДТИ);
  • новая форма бланка предусматривает наличие специального поля, на котором ставится отметка о существующих между участниками ДТП разногласиях или их отсутствии. В старых бланках документа такого поля нет, поэтому данную информацию необходимо вписать вручную

Как уже было отмечено выше, в большинстве случаев бланк извещения о ДТП (другое название – европротокол) выдается в ходе оформления страхового полиса непосредственно автостраховщиком. Если этого не происходит, водителю необходимо обратиться к сотруднику страховой компании с целью получения документа.

В качестве альтернативного варианта можно скачать бланк с одного из многочисленных интернет ресурсов, как частных, так и официальных. Например, ссылка для бесплатного скачивания документа для последующего заполнения присутствует на официальном сайте Мэра Москвы.

Важное значение для фиксации обстоятельств аварийной ситуации имеет рисунок схемы ДТП. Он размещается на бланке под пунктом 17. Можно выделить несколько типовых происшествий, предполагающих примерно одинаковый вариант изображения:

  • обгон и перестроение, ставшие причиной аварии;
  • движение задним ходом;
  • происшествие при проезде по перекрестку;
  • инцидент с транспортным средством на стоянке, парковке или дворе.

В процессе оформления европротокола не следует добиваться схожести внешнего вида или высокого качества изображенных предметов. Главное требование к схеме – понятность и возможность восстановить произошедшие события. Поэтому желательно четко обозначить участвующие в происшествии транспортные средства, указать их начальное расположение, траекторию движения и, при наличии, внешние причины инцидента.

Максимальная выплата по европротоколу составляет на данный момент 100 тыс. руб. При этом необходимо учитывать тот факт, что с начала 2014 года для ряда регионов страны – Москвы, СПб, Подмосковье и Ленинградской области – установлены особые правила, предусматривающие возможность страхового возмещения на сумму до 400 тыс. руб.при оформлении инцидента без сотрудников ГИБДД по упрощенной процедуре.

Такая сумма выплат при ДТП требует, помимо территориальной привязки к указанным субъектам РФ, выполнения еще одного обязательного требования. Оно заключается в необходимости фиксации обстоятельств одним из двух возможных способов:

  • с применением контролирующих технических средств в рамках навигационной системы РФ, позволяющих зарегистрировать факт, место и обстоятельства ДТП, а также расположение транспортных средств, ставших его участниками;
  • при помощи технических средств, оснащенных возможностью идентифицировать снятые видео- и фотоматериалы, для чего обычно используются геометки, которые невозможно подделать или установить самостоятельно.

Да, чтобы оформить аварию, вызывать наряд ГИБДД необязательно. Но только если столкнулись две машины, у обоих водителей есть полисы ОСАГО и не пострадали люди.

Что такое Европротокол. Это процедура, которая позволяет оформить ДТП без привлечения полиции. Участники аварии заполняют извещение о происшествии, фотографируют повреждения, после этого страховая виновника ДТП выплачивает пострадавшему до 400 тыс. рублей на ремонт. Не нужно несколько часов ждать полицию и перегораживать движение.

Когда лучше вызывать ГИБДД. Если в ДТП попало больше двух машин, у кого-то из собственников нет полиса автогражданки или на ремонт потребуется больше денег, вызывайте полицию. Инспектор нарисует схему ДТП, зафиксирует информацию об участниках аварии и составит протокол.

Чтобы оформить ДТП без полицейских, оно должно отвечать следующим требованиям.

Наличие полиса ОСАГО у водителей. Все, кто находились за рулем при ДТП, должны быть вписаны в полисы ОСАГО или иметь открытую страховку. Другой вариант — международный полис «Зеленая карта», который покупают при ввозе машины из-за рубежа, с ним тоже можно оформлять извещение по Европротоколу.

В ДТП нет потерпевших. В результате аварии не должно быть травмированных, раненных или погибших. Если они есть, вызывайте скорую и полицию.

В ДТП участвуют только два ТС. Европротокол доступен, только если столкнулось две машины. Если повреждено другое имущество, надо звонить в ГИБДД.

Ущерб ТС не превышает максимальную сумму страховой выплаты. Если у водителей нет разногласий о картине ДТП и они оформляют аварию через приложения «ДТП. Европротокол» или «Помощник ОСАГО», максимальная сумма компенсации — 400 тыс. рублей.

Взаимное согласие водителей. Это необязательно, но влияет на сумму страховой выплаты. Если водители не сошлись во мнении о том, кто из них виноват, лимит будет меньше — до 100 тыс. рублей.

Если авария не подходит под любое из этих требований, безопаснее вызвать ГИБДД.

Стандартный лимит. Пострадавшему автовладельцу страховая виновника ДТП возместит ущерб не больше 100 тыс. рублей, если:

  • у участников ДТП есть разногласия о том, кто виноват в аварии. Это зафиксировано в извещении;
  • у участников нет разногласий, но они не зафиксировали аварию через приложение.

Максимальный лимит. Возмещение до 400 тыс. рублей возможно, если:

  • хотя бы один водитель зафиксировал ДТП через приложение;
  • у участников нет разногласий.

Что делать, если ущерб от ДТП больше 100 тыс. рублей. Если пострадавший видит, что ремонт машины будет дороже, есть два варианта действий:

  1. зафиксировать аварию через приложение — так максимальный лимит будет уже 400 тыс. рублей;
  2. вызвать ГИБДД.

Если правильно оформить извещение и договориться с другим участником ДТП, в будущем пострадавший сможет получить от страховой до 400 тыс. рублей.

Извещение о дорожно-транспортном происшествии — бумага формата А4, она состоит из двух листов:

  • основной лист. На его лицевой стороне две колонки, которые водители заполняют вместе, с оборотной стороны — обстоятельства, которые заполняют по отдельности;
  • дополнительный — это копия, на которой отпечатается все то же, что водители написали на основном листе. Дополнительный лист тоже имеет юридическую силу, поэтому неважно, кому он достанется. У копии также есть поля для обстоятельств с оборотной стороны.

Особенности заполнения бланка. Пишите:

  • обычной шариковой ручкой. Не используйте гелевую или карандаш — записи могут стереться или смазаться;
  • разборчивым почерком или печатными буквами;
  • желательно без помарок. Если они будут, оба водителя должны утвердить их фразой «Исправленному верить» и своими подписями;
  • во всех полях. Если одно из них осталось пустым, поставьте прочерк.

Лицевая сторона. На ней укажите:

  • место происшествия. Например, перекресток улиц Степана Разина и Горького рядом с домом № 7. Если ДТП на трассе, укажите название трассы и километр;
  • дату. Время — с точностью до минуты;
  • данные свидетелей, если они есть;
  • данные ТС, собственников и водителей;
  • описание повреждений.

Составьте схему ДТП в нижней части листа. Для этого изобразите участок, соседние улицы с номерами домов, светофоры, знаки, разметку. Нанесите машины на схему прямоугольниками с пометками A и B. Направление движения укажите стрелкой, место удара — знаком ×. Под схемой расшифруйте обозначения.

Подпишите документ в пунктах 15 и 18.

Оборотная сторона. Здесь вы можете написать свое видение ситуации и разногласия, если они есть. В примечании отметьте приложение, если есть фотографии или запись с видеорегистратора.

Как правильно оформить европротокол в 2021 году

Применение Европротокола достаточно удобный вариант, как для самих участников аварии, так и для страховых компаний. Воспользоваться им можно, если:

  1. ДТП произошло с участием 2-х авто, а повреждения получили только они. Если пострадали люди или другое имущество, то нужно звонить в ГИБДД.
  2. Между участниками инцидента нет разногласий об обстоятельствах происшествия.
  3. Оба водителя застрахованы по ОСАГО.
  4. Максимальная сумма ущерба 100 тысяч рублей.

При соблюдении этих 4-х пунктов достаточно заполнить извещение о ДТП на бумаге. Бланки извещения выдаются автовладельцам при покупке полиса ОСАГО. Вы можете получить такой бланк бесплатно, в страховой компании, в любое время. Или скачать здесь.

С 1 октября 2019 года были внесены изменения в 40-ФЗ об ОСАГО, теперь оформление Европротокола возможно:

  1. Если есть разногласия между водителями.
  2. Если страхователь хочет получить компенсацию более 100 тысяч рублей. Максимальная сумма выплат ограничена правилами по «автогражданке» и составляет 400 тысяч рублей.

Но тогда, помимо заполнения бланка Европротокола, необходимо зафиксировать аварию с помощью мобильного приложения РСА “ДТП. Европротокол” и провести фото и видеосъемку происшествия.

  1. Сразу после ДТП выставите знаки аварийной остановки и включите сигнальные огни. В противном случае вам может грозить штраф до 1000 рублей.
  2. Убедитесь, что соблюдены все 4 пункта, когда можно оформить Европротокол.
  3. Если ваши автомобили создают помехи на дороге, освободите проезжую часть.
  4. Заполните бланки извещения о ДТП в 2-х экземплярах. Если бланки самокопирующиеся, то заполняются они 1 раз с обеих сторон. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу. Заполняется информация об обстоятельствах дорожного происшествия, водителях, полисах ОСАГО, автомобилях. Затем составляется схема ДТП. Оборотную сторону документа каждый из участников заполняет самостоятельно, где указывает повреждения своего авто. Обязательно необходимо указать, что вы и второй участник согласны с обстоятельствами ДТП.

Не забудьте известить своего страховщика о страховом случае, и предоставить заполненный бланк Европротокола в течение 5 дней — даже если вы являетесь виновником аварии и не претендуете на выплату по ОСАГО. В противном случае к вам могут предъявить регрессное требование, и придется компенсировать страховой компании сумму, которую она выплатит пострадавшему.

Скачайте приложение «ДТП. Европротокол», разработчиком которого является РСА, используя Google Play или App Store. Чтобы использовать приложение для фиксации ДТП, должны быть выполнены следующие требования:

  1. Смартфон или другой гаджет (например планшет), должен быть оснащен камерой и функцией передачи геоданных и подключено к мобильному интернету не через Wi-Fi.
  2. Владельцами пострадавших автомобилей являются физические лица.

После того как произошел инцидент, необходимо сразу включить аварийки. А затем приступить к фиксации аварии:

  1. Войдите в приложение. Система предложит вариант: войти через Госуслуги — выбирайте именно этот пункт. При этом у вас или у другого участника должна быть подтвержденная учетная запись.
  2. Включите геоданные и подключитесь к мобильному интернету, не через Wi-Fi и нажмите кнопку “зафиксировать ДТП”
  3. Затем необходимо заполнить информацию о водителях. Данные первого участника, если он заполнял ранее свой профиль на госуслугах: автомобиль, полис ОСАГО и водительское удостоверение автоматически подгружаются. Аналогичные сведения о втором участнике нужно указать.
  4. Оба участника аварии заполняют бланки извещения на бумаге. Тот, водитель, чья учетная запись использовалась для входа в приложение заполняет раздел участник 1.
  5. Сфотографируйте поврежденный транспорт и место аварии. Определите координаты, и зафиксируйте время —это приложение сделает автоматически. Сфотографируйте заполненные бланки Европротокола и нажмите кнопку “передать”. Фотографии и документы необходимо передать в базу РСА в течение часа после аварии.
  6. Переместите автомобили с проезжей части, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения.

Оба участника аварии должны предоставить бланк заполненного Европротокола не позднее 5 суток с момента аварии.

Вернуться к списку новостей

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Как нарисовать схему ДТП, зависит от нескольких факторов:

  • Обстоятельства произошедшего ДТП.
  • Серьёзность наступивших последствий аварии.
  • Число лиц, участвовавших в происшествии.

При выезде на место ДТП инспектора ДПС, вся ответственность по правильному составлению и регистрации плана аварии ложиться на него. Он же заверяет составленную схему собственноручной росписью. В дальнейшем этот документ будет рассматриваться в ходе установления вины сторон в произошедшем ДТП. При заполнении графической схемы, инспектором отображаются сведения, полученные при визуальном осмотре места аварии, опросе свидетелей и участников.

Самостоятельное составление плана происшествия его участниками допускается при оформлении ДТП без привлечения работников Госавтоинспекции. Такое допускается, когда ущерб от столкновения не превышает 100 тыс. руб. (для Москвы и С-Петербурга – до 400 тысяч). В бланке Европротокола даже имеется специально отведённое место для графического изображения автомобильной аварии. Если участники происшествия не знают, как правильно нарисовать схему ДТП, они могут обратиться за содействием к сотруднику своей страховой фирмы, или к инспектору ГИБДД, получив консультацию по телефону.

Как правильно оформить ДТП без полиции

Схема автомобильного происшествия, имея полную юридическую силу, может рассматриваться в самых разных инстанциях. Чаще всего, она составляется для предъявления в ГИБДД и в страховую фирму, которой предстоит производить компенсационные выплаты.

Сотрудниками Госавтоинспекции план-схема ДТП используется в качестве дополнительного подтверждающего материала при рассмотрении обстоятельств аварии. Опираясь на этот документ, члены комиссии смогут установить истинного виновника аварии, либо определить степень вины каждого участника ДТП.

Для предъявления страховщику, план составляется на бланке Европротокола, где для него имеется специальная графа. Места здесь не так много, поэтому нужно обозначить только наиболее значимые факты: дорогу, разметку, положения ТС до и после столкновения. Когда схему составлял сотрудник ДПС, её копия прикладывается к подаваемому страховщику протоколу о ДТП.

Схема места ДТП должна содержать в себе определённые данные, позволяющие наглядно разобраться в нюансах происшествия. При составлении плана, водитель должен особое внимание уделить таким сведениям:

  • Нахождение обоих автомобилей непосредственно до столкновения.
  • При наличии препятствий на дорожной полосе, отметить их.
  • Места расположения светофоров, дорожные ограждения, знаки и разметка.
  • Местоположения других ТС, если они оказали влияние на произошедшую аварию. Например, ограничивали видимость, или создавали препятствия движению.
  • Сведения о ширине дороги, числе полос.
  • Указать знаком «Х» место столкновения автомобилей и точку удара.
  • Расстановку столкнувшихся авто после ДТП.

В процессе составления план-схемы, для лаконичности нужно использовать общепонятные символы. Они помогают расшифровать рисунок и нагляднее понять нюансы ДТП. Ими обозначаются грузовики и легковые авто, мотоциклы, разметка и прочие дорожные объекты. Стрелками указываются траектории движения обоих машин, их тормозной путь. Дорожные знаки либо рисуются наглядно, либо обозначаются их порядковыми номерами, согласно положениям ПДД.

Конкретные стандарты составления схемы места ДТП не регламентируются правилами ПДД или иными правовыми актами. Но, при этом нужно соблюдать ряд общепринятых рекомендаций по оформлению. Не следует рисовать схему карандашом, поскольку он может со временем стереться. Лучше использовать шариковую ручку чёрного или синего цвета. Изображение даётся в формате «вид сверху». Не приветствуется наличие разнообразных исправлений и помарок. По возможности, соблюдайте масштабы, для большей наглядности составляемого плана.

Как правильно оформить Европротокол при ДТП

На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.

Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.

Если у Вас возникли вопросы или сомнения, как правильно составить схему ДТП, обратитесь на линию поддержки автомобилистов СВОИ. Мы поможем Вам разобрать событие на дороге, правильно подберем ситуационное расположение автомобилей в соответствии с типовыми схемами ДТП, поможем заполнить извещение о ДТП.

Как задать вопрос на линию поддержки?

Задать интересующий Вас вопрос можно через ЧАТ НА САЙТЕ в рабочее время по рабочим дням с 9-00 до 19-00. Просто нажмите на значок и дождитесь подключения свободного оператора.

С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.

Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.

Четких правил составления схемы в Европротоколе нет. Однако следует придерживаться некоторых рекомендаций для того, чтобы рисунок не вызывал дополнительных вопросов у страховщиков:

  1. Схема рисуется шариковой ручкой.
  2. Необходимо отметить все объекты дорожной инфраструктуры, имеющие значение для определения обстоятельств аварии.
  3. Обязательно указывается положение машин в момент ДТП, отмечается место столкновения.
  4. Если есть ошибки, план аварии лучше перерисовать. Место, отводимое для рисунка, имеет очень небольшой размер, и правильно заверить исправления практически невозможно.

Последовательность составления плана ДТП можно представить в виде нескольких этапов. Желательно черновой вариант составить самостоятельно каждому водителю, а затем после согласования перенести рисунок в Извещение о ДТП.

Этап 1. Прорисовка местности. Вначале на плане нужно нарисовать место, где произошла авария. Схематично показать расположение улиц, написать их названия. По рисунку должно быть понятно, столкновение произошло на перекрестке, на прямом участке дороге, при выезде со двора или на автостоянке.

Если ДТП случилось рядом с домом, его тоже нужно пометить на схеме с проставлением адреса. Можно внести другие примечательные места, позволяющие узнать местность — парк, памятник, фонтан, остановку и т. п.

Европротокол 2021: как оформить ДТП без вызова сотрудников ДПС

Каких-либо официальных стандартов к составлению схемы при оформлении дорожно-транспортного происшествия в формате европротокола, ни один нормативный акт не содержит. Соответственно, требования для правильного оформления необходимых документов, будут стандартными, применимые к заполнению всех подобных формуляров:

  • разборчивое написание букв, цифр, линий чертежа,
  • отсутствие помарок, зачеркиваний,
  • выполнение синими чернилами,
  • язык оформления – русский,
  • доходчивое и реалистичное изображение ситуации,
  • подпись обоих водителей внизу схемы.

Несоблюдения этих требований, может повлечь за собой дополнительные вопросы и, как следствие, трату времени на выяснение всех нюансов. К тому же, если имеются исправления, они должны быть заверены подписями обоих участников, что само по себе повлечет лишнюю «грязь» в маленьком поле для размещения схемы.

Дабы вопросы оформления европротокола не вводили в ступор участников этого процесса, на сайте Российского союза автостраховщиков, имеется целый раздел в помощь водителям, желающим применить эту процедуру. В их число входят и типовые схемы происшествий, разработанные в помощь читателю сайта.

Схема составляется в нижней части извещения о ДТП. Там имеется раздел, специально для этого предназначенный.

Необходимо воспроизвести вещную обстановку на месте происшествия со всей тщательностью, постараться ничего не упустить.

Итак, основные правила – порядок заполнения схематичной части извещения поэтапно:

  1. сначала наносятся улицы и проезжая часть, где произошло столкновение, Изображение должно быть реалистичным и воспроизводить направление дорог, их изгибы и повороты.
  2. разметка проезжей части,
  3. далее следует прорисовка зданий и сооружений, в том числе тех, к которым «привязана» схема. Это, расположенные в непосредственной близости строения, которые имеют почтовый адрес, указываемый на схеме.
  4. следующий этап – нарисовать сами транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии. Они выглядят прямоугольниками, с указанием на переднюю часть, чтобы можно было различить их расположение.
  5. также необходимо обозначить место столкновения с помощью знака «Х»,
  6. осыпь грунта и стекла, разброса оторванных элементов транспортных средств – неотъемлемая часть схемы,
  7. дорожные знаки,
  8. требуется отразить начальное расположение автомобилей до происшествия, их конечное положение, после столкновения,
  9. стрелками указывают направление движения транспортных средств,
  10. заглавными буквами «А» и «В» обозначают авто, участвовавшие в происшествии, указывают, кто из них кто – марка, модель, гос.номер.

На сайте российского союза автостраховщиков имеются типовые схемы, которые возможно использовать при составлении евопротокола.

Типовые решения подразделяются на изображения ситуаций при:

  • ДТП автомобилей, следующих в одном направлении:
  1. при объезде или перестроении,
  2. при одновременном перестроении,
  3. не соблюдении бокового или заднего интервала,
  4. поворачивая или разворачиваясь, водитель не занял крайнее положение на проезжей части,
  5. один совершал поворот с крайней полосы, а второй с трамвайных путей своего направления,
  6. первый совершал поворот налево, а второй двигался по трамвайной линии своего направления,
  7. поворот двумя водителями направо с крайней правой стороны и с полосы торможения соответственно,
  8. авария при завершении обгона,
  9. автомобилист приступил к обгону следующего впереди ТС, не заметив, что его самого уже обгоняют,
  10. увеличение скорости, не пропуская вперед обгоняющий автомобиль,
  11. обгон ТС, которое также приступило к перестроению или иному маневру,
  12. не пропуск авто, следующего по своей полосе, при выезде со стоянки,
  • движущихся в противоположных направлениях:
  1. выезд на встречку,
  2. при обгоне, «зацепил» полосу встречного движения,
  3. спускаясь с горы, не уступил дорогу ТС, двигавшемуся навстречу,
  4. реверсивное движение,
  5. движение по полосе с односторонним движением, навстречу потоку,
  • при движении, расположенных под различным углом друг к другу:
  1. проезд на запрещающий сигнал светофора,
  2. не уступил дорогу авто, завершающему маневр,
  3. не пропустил ТС, имеющее преимущество в движении на перекрестке неравнозначных дорог,
  4. выезд с прилегающей территории, со двора,
  • при движении задним ходом:
  1. «сдавал задом»,
  2. самопроизвольное движение автомобиля при отсутствии его фиксации при помощи ручного тормоза,
  3. выезд со стоянки задним ходом,
  • варианты наезда на ТС, стоящее неподвижно:
  1. наезд на припаркованное транспортное средство, при выезде или маневре на стояночной площадке,
  2. при движении по полосе, допустил столкновение с припаркованным авто,
  3. открытие двери, не убедившись в безопасности этого действия

— В обязательном порядке при заключении договора страхования агент выдает водителю такой бланк — просто на всякий случай, — говорит начальник управления регулирования по внутреннему и внешнему страхованию и оценочной деятельности Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод. — Большинство автомобилистов так и возят его в бардачке.

Попадаются, правда, очень суеверные страхователи, которые не соглашаются брать такой бланк ни под каким предлогом. Убегают, плюют три раза через плечо и стучат по дереву, мол, не надо мне этого, со мной все будет хорошо.

— В любом случае у каждого страхового агента, в каждом офисе страховой компании такие бланки наверняка будут. Кроме того, взять их можно на любой автозаправочной станции, — добавляет собеседник.

— Сегодня у каждого в кармане смартфон, каждый может сделать фото. И не нужно стесняться: снимки с места ДТП — это всегда доказательство, которое, в случае необходимости, поможет достоверно выяснить нужную информацию. Наилучший вариант — когда на снимках проставляется время, а также когда в файле есть указание геолокации, — отметил Владимир Аксельрод.

Даже если не все будет понятно на схеме либо у страховщика возникнут прочие вопросы по предоставленному извещению, многое может проясниться благодаря сделанным на месте происшествия фотографиям.

Еще один подводный камень — ситуация со сменой собственника у авто.

— Законодательство в настоящее время построено таким образом, что при смене собственника транспортного средства страховка перестает действовать. Представим, что человек снял машину с учета, она на транзитах. Сейчас автомобиль принадлежит ему, а завтра будет выписан счет-справка, документы передадут в ГАИ, договор вступит в силу и владелец поменяется. Как только это случится, страховка прежнего владельца действовать перестанет, — отметил Владимир Аксельрод.

В ГАИ, как правило, настаивают на оформлении новой страховки. Если она у нового владельца есть — все хорошо. Но если процесс осуществляется через счет-справку, то никто не указывает на этот тонкий момент, и покупатель может ошибочно полагать, что старая страховка по-прежнему действует.

— Нужно просто иметь в виду, что если у второго участника ДТП транзитные номера, то следует убедиться, что либо за рулем старый владелец с действующей страховкой, либо, если право собственности уже перешло новому владельцу, у него оформлен новый страховой договор, — добавляет собеседник.

— Как правило, при оформлении европротокола люди опасаются двух вещей: не вложиться в лимит или совершить ошибку, из-за которой откажут в выплате. Когда-то, когда все только начиналось, были опасения в связи с возможными случаями мошенничества, поэтому страховщики все перепроверяли, сопоставляли машины, изучали повреждения. Сейчас же отношение более лояльное, никто не станет цепляться к мелочам, наоборот, вам помогут, обратят внимание на какие-то тонкости, если потребуется. Случаев отказа в выплате по извещению практически нет, — заверили специалисты.

Страховщики просят удостовериться, чтобы бланк извещения о ДТП был белорусского образца, в верхнем углу должна быть отметка об утверждении приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию.

— Главное в любой ситуации — успокоиться и понять, что речь идет всего лишь об автомобиле, о железе. Спокойно убедитесь, соблюдены ли все условия для составления европротокола, и примите решение: прибегнуть к этому варианту или же вызвать сотрудников ГАИ, — рекомендует Владимир Аксельрод.

После можно приступать к рисованию схемы происшествия. Для этого понадобится чистый лист бумаги и синяя шариковая ручка, которые именно для таких случаев лучше всегда держать в бардачке. Также желательно пользоваться линейкой. Если её под рукой не окажется, что вполне вероятно, то чертить линии на схеме можно с помощью водительского удостоверения, кредитки или другого подобного предмета.

Осмотритесь вокруг, узнайте у прохожих или по карте ближайший к месту происшествия адрес и зафиксируйте точное время. Всё это понадобится при составлении схемы. Потом найдите двух очевидцев ДТП и попросите их выступить в качестве свидетелей.

С помощью нанесённой на схему траектории сотрудники ГИБДД и страховая компания смогут правильно оценить все факторы, повлиявшие на ДТП, чтобы определить виновника и назначить возмещение ущерба.

Пунктиром следует изобразить траекторию обоих участников происшествия незадолго до ДТП, показать их расположение. Следы торможения, если они есть, тоже нужно обозначить на схеме.

Как составить схему ДТП: образец и бланк

Без этих данных схему могут признать неправильной, она лишится юридической силы:

  1. Заголовок. Подпишите схему. Добавьте полный адрес места ДТП с указанием города, улицы, номера дома, а также отметьте дату и точное время аварии.
  2. Контактные данные всех участников ДТП, включая Ф. И. О., адреса проживания, телефоны, номера водительских удостоверений.
  3. Имена и фамилии очевидцев, а также их номера телефонов и адреса проживания.
  4. Расшифровка условных обозначений на схеме с указанием марок, моделей автомобилей и их госномеров.
  5. Подписи. Проследите, чтобы все участники и свидетели ДТП поставили подписи напротив своих имён.

Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.

Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.

В законодательстве отсутствует список документов, которые нужно иметь под рукой при составлении европротокола и схемы ДТП. В процессе внесения сведений в бланк могут понадобиться:

  1. СТС. На его основании в документы вносятся сведения об автомобиле.
  2. Водительское удостоверение. Его номер потребуется указать в бланке европротокола.
  3. Объяснение произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Составить документ должны оба водителя. Бумага оформляется в свободной форме.

Если в происшествии отсутствует пострадавший, в столкновении приняли участие только 2 транспортных средства, ущерб автомобилю невиновного водителя составляет не более 100 тыс.руб (при отсутствии разногласий и использовании приложения «ДТП.Европротокл» 400 тыс.руб), аварию можно оформить самостоятельно. Составляя схему ДТП, нужно выполнить следующие манипуляции:

  1. Определиться с масштабом чертежа. В первую очередь наносится участок дороги, на котором произошло столкновение. Важно схематично обозначить ландшафт, место присутствия дорожных знаков и светофоров. Все мельчайшие детали прорисовывать не стоит.
  2. Выполняется нанесение на бумагу схематичного изображения транспортных средств. Обычно они представляются в виде прямоугольника с фарами. Последние в свою очередь изображаются в виде треугольников. Место столкновения обозначается крестиком.
  3. Фиксируются точные координаты автомобилей. Чтобы выполнить процедуру, рекомендуется произвести замеры расстояния между автомобилями, от колёс до обочины и определить иные показатели.
  4. Если на чертеже присутствуют помарки, его могут признать недействительным. Поэтому рекомендуется изначально составить черновик, согласовать его между собой, а затем переносить информацию в бланк европротокола. Он предоставляется вместе с полисом.

Европротокол используется для получения страхового возмещения. Денежные средства предоставляют пострадавшему. Виновника происшествия определяют на основании схемы ДТП и прочей представленной участниками случившегося информации. Если план аварии составлен неверно, разобраться в том, какие действия повлекли возникновение ДТП, сложно. Это дает страховой компании право отказаться предоставлять выплаты.

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.

План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.

Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.

Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.

Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.

Используются общепринятые символы без излишней детализации.

Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.

При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.

Существует упрощенная форма оформления ДТП — европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:

  • имеется только два участника ДТП;
  • нет вреда здоровью;
  • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
  • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
  • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.

  1. Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
  2. Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
  3. Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» — водитель полностью виновен; «½» — обоюдная вина, «0» — нет вины.
  4. Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.

Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *