Что устанавливают лимиты на размещение отходов лро
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что устанавливают лимиты на размещение отходов лро». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 06.06.2020 вступил в силу Приказ Росприроднадзора от 17.04.2020 № 437 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории».
Государственная услуга по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на объектах I категории (далее — государственная услуга).
Для предоставления государственной услуги по утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Заявителем представляются следующие документы:
- заявление о выдаче Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории.
- проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Проект НООЛР), разработанный Заявителем в соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 (зарегистрирован Минюстом России 24.10.2014, регистрационный N 34446).
- документы, подтверждающие полномочия представителя Заявителя (в случае подписания Заявления об утверждении НООЛР уполномоченным представителем).
Для переоформления Документа об утверждении НООЛР Заявителем представляются следующие документы:
- заявление о переоформлении Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории.
- подлинник ранее выданного в установленном порядке Документа об утверждении НООЛР;
- документы, подтверждающие полномочия представителя Заявителя (в случае подписания Заявления о переоформлении Документа об утверждении НООЛР уполномоченным представителем).
Для получения дубликата Документа об утверждении НООЛР Заявителем представляются следующие документы:
- заявление о выдаче дубликата Документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на объектах I категории.
- подлинник Документа об утверждении НООЛР в случае его порчи.
- документы, подтверждающие полномочия представителя Заявителя (в случае подписания Заявления о выдаче дубликата Документа об утверждении НООЛР уполномоченным представителем).
Для исправления допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах Заявителем представляются следующие документы:
- заявление об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
- подлинник Документа об утверждении НООЛР;
- документы, подтверждающие полномочия представителя Заявителя (в случае подписания Заявления о внесении исправлений в выданных в результате предоставления государственной услуги документах уполномоченным представителем).
Срок предоставления государственной услуги не должен превышать:
- 30 рабочих дней с даты регистрации заявления об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение при предоставлении государственной услуги;
- 10 рабочих дней с даты регистрации заявления о переоформлении Документа об утверждении НООЛР;
- 5 рабочих дней с даты регистрации заявления о выдаче дубликата Документа об утверждении НООЛР;
- 5 рабочих дней с даты регистрации заявления об исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.
Утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)
(в соответствии с Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50)
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее — технический отчет).
Технический отчет представляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами непосредственно в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.
В технический отчет включаются сведения о фактически образованных количествах отходов, а также сведения за отчетный период о фактическом использовании, обезвреживании, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых (собственных) объектах размещения отходов, о фактической передаче отходов другим хозяйствующим субъектам.
Хозяйствующим субъектом к техническому отчету могут быть приложены иные документы и материалы.
- Предприятия крупного бизнеса;
- компании с иностранным участием в уставном капитале более 25%;
- государственные организации и бюджетные учреждения;
- некоммерческие организации.
При отсутствия у производственного предприятия проекта НООЛР, а также невыполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований по обращению с отходами, оно несёт ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ. То есть ему могут:
- выписать штраф:
- должностному лицу до 30 000 рублей;
- предпринимателю без образования юридического лица до 50 000 рублей;
- юрлицу до 250 000 рублей.
- приостановить работу производства до 90 суток.
Документация по обращению с отходами производства и потребления представлена:
- приказом о назначении ответственных лиц за соблюдением требований в области обращения с отходами производства и потребления на предприятии и лиц допущенных к обращению с отходами I-IV класса опасности;
- инструкциями и регламентами в области обращения с отходами;
- документами, подтверждающими подготовку в области обращения с отходами I-IV классов опасности.
Проект НООЛР действителен на протяжении 5 лет, если каждый год представлять технический отчет по обращению с отходами, где подтверждается неизменный лимит образования и размещения отходов. Форма, состав и требования к составлению данного отчета прописаны в Приказе Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР)
Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которому юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства. ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
Данный документ обосновывает предлагаемые нормативы образования определенных видов отходов в среднем за год (в расчете n тонн в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов определенного типа при изготовлении единицы продукции. Расчетная единица продукции (работ, услуг) зависит от источника образования отходов. За данный параметр принимается:
- единица используемого сырья — для отходов производства;
- единица расстояния (метр, километр) — для отходов обслуживания ТС;
- единица площади — для отходов при уборке территории;
- единица места — для школ, больниц, предприятий общепита и иных организаций и учреждений.
В случае, когда юр. лицо или ИП не заказывают разработку проекта, они получают штраф в размере от 30 000 до 250 000 рублей (КОАП РФ, ФЗ № 195 от 30.12.2001, ст. 8). Если произошло административное взыскание, в дальнейшем компания все равно обязана подготовить и согласовать данный документ. В случае, когда отсутствие проекта становится причиной тяжелых последствий для экологической обстановки, руководитель и владелец организации могут понести уголовную ответственность.
Если вы вовремя обратитесь за разработкой проекта, вашему предприятию будет гарантирована стабильная и бесперебойная работа на протяжении 5 лет без штрафных санкций. Получив документ, подтверждающий нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Росприроднадзором согласно требованиям ФЗ № 89, вы будете знать точное количество отходов, которое образуется в ходе деятельности объекта, а также сможете рассчитать, сколько отходов будет разрешено направить на полигон.
Если получение ЛРО для Вас актуальна, то Вы можете воспользоваться нашими услугами. Мы оперативно подготовим для Вас всю необходимую проектную документацию, а также поможем Вам согласовать запроектированный ЛРО производства с территориальными органами Росприроднадзора.
Гарантированное продление лимитов на размещение мусора гарантируется высоким профессионализмом наших опытных специалистов.
Все виды проектной и отчетной документации, позволяющей согласовать количество выбросов с контролирующей организацией, Вы можете заказать у нас. Мы всегда будем рады плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству.
Любые пределы на выброс предоставляются учреждениями только на основании соответствующего проекта. Он разрабатывается самим предприятием (как правило, с помощью привлеченных со стороны специалистов – таких, как сотрудники нашей компании). В этом документе указываются и лимитируются объемы создаваемых отходов. Запроектированные таким образом пределы на размещение загрязнений утверждаются в РПН.
На все вопросы мы рады будем ответить по телефону
8 (812) 645-1455
Территориальные органы Росприроднадзора определяют факторы в конкретных природно-территориальных условиях. В настоящее время возможно получение документа сроком на 5 лет. При этом от получателей этих квот требуется ежегодное подтверждение неизменности используемого сырья и осуществляемых производственных процессов.
Наша организация предоставляет услуги по предоставлению технического отчета о продлении лимитов на размещение отходов в Санкт-Петербурге. Все этапы сделки контролируют наши высококвалифицированные специалисты.
Получить подтверждение можно только при условии подготовки целого ряда документов. В частности, от учреждений требуется составление расчета годовых нормативов образования отходов.
Любой проект должен включать в себя обоснование количества мусора, направляемого на обезвреживание или полезное использование. При этом он должен учитывать экологическую обстановку в районах предполагаемых загрязнений.
Если вас заинтересовала услуга в Санкт-Петербурге, мы с радостью вам поможем с этим. Свяжитесь с нами прямо сейчас и получите консультацию.
Вероятно, столкнувшись на практике с подобной логикой, Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора и решило высказать свое видение вопроса:
Такое сочетание [норм] дает повод полагать, что если владельцы объектов НВОС II категории пожелают получить КЭР, то на них распространяются правила части 1.1 статьи 11 Закона 219-ФЗ. Однако, это не так.
Территориальный орган, комментируя свою позицию, делает акцент на двух важных нюансах:
1) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах II категории, обязаны представить в уполномоченный федеральный или региональный орган (в соответствии с уровнем экологического надзора) в отношении своих объектов декларацию о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС) не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных экологических разрешений. Норма императивная, т.е. обязательная и не имеющая исключений;
2) в настоящее время законодательство об охране окружающей среды для объектов II категории альтернативы — КЭР или ДВОС — не содержит.
В комментарии также содержится отсылка к тому, что предельные сроки получения КЭР, до наступления которых допускается выдача разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов, определены в отношении объектов I категории, а не объектов II категории.
Немного раскроем эти три посыла госоргана.
Даже если в отношении объекта II категории уже получено КЭР, по закону это не означает, что ДВОС в отношении такого объекта подавать не надо. На наш взгляд, это очевидная правовая коллизия, которая требует устранения. Правообладатели объектов II категории должны быть освобождены от необходимости представления и соблюдения декларации в случае, если в отношении объекта II категории получено КЭР.
[1] vk.cc/avOdUG
[2] Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 26.07.2019).
[3] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 27.12.2019).
В.А. Субботинская, ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии»
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2020.
- Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий
- Новая жизнь старых проектов, или Как использовать проекты ПДВ, НДС, НООЛР в рамках новых форм экологического нормирования
Прежде, чем переходить к разбору особенностей нормирования, необходимо разобрать два ключевых понятия:
- Норматив образования отходов – это максимально разрешенный в количественном выражении размер остатков материалов, сырья, оставляемых после производства или изготовления различных товаров.
- Лимит на размещение отходов – это норма мусора, материалов одного вида, допускающихся к размещению в конкретный период времени внутри специальных полигонов.
Нормы и лимиты устанавливаются отдельно для каждого региона с учетом состояния экологии в данной местности. Они также зависят от вида мусора, полигонов, способов размещения.
Расчет нормативов ведётся пятью основными способами:
- Вычисления по материально-сырьевой базе. По картам на технологические процессы оценивается расход материалов, количество образующихся остатков.
- По удельным отраслевым нормам. Ведется по справочникам и методическим пособиям, в которых указываются усредненные показатели для каждой отрасли промышленности.
- Аналитический. Ведётся по документации. Используется, если организация готова предоставить все необходимые бумаги, чертежи, проекты.
- Экспериментальный. Основывается на проведении лабораторных экспериментов в промышленных условиях.
- Статический или по фактическим объемам. Основывается на конкретных цифрах, полученных по результатам контрольных замеров.
В основе утверждения лежит проект нормативов образования, лимитов на их размещение (ПНООЛР), содержащих информацию:
- классификация отходов, их объём, количество;
- класс опасности;
- рабочие чертежи, на которых нанесены точки сбора, сортировки, размещения, пути транспортировки;
- мероприятия на случай аварийных ситуаций.
Методические рекомендации по составлению данного отчета закреплены приказом №349 Министерства охраны природных ресурсов. Он определяет основные этапы разработки:
- Предоставление экологической компании, ведущей разработку, необходимых данных: рабочие чертежи, технологические карты, рецептуры.
- Посещение предприятия экологом, составление списка отходов по кодам федеральной классификации. Специалист помечает процессы, в результате которых образуются остатки, а также полигоны, используемые для хранения, утилизации.
- Подготовка проектной документации, согласно которой пройдёт оборудование рабочих мест, полигонов складирование, лицензирование предприятия.
- Предоставление необходимых данных, документов в территориальный орган Росприроднадзора для согласования.
Готовый пакет ПНООЛР должен включать:
- общие сведения о предприятии;
- информацию о роде деятельности;
- описание, класс опасности образующихся остатков;
- схему движения мусора;
- мероприятия по обращению с отходами.
Срок подачи документов также закреплен в Федеральном законе. Образец готового отчета можно скачать тут (нужен документ с сайта Росприроднадзора).
Согласно приказу № 50 Министерства охраны природных ресурсов причинами отказа могут послужить следующие факты:
- Подача в составе ПНООЛР некорректных сведений о составе, классе опасности. К данному пункту относятся все акты, документы, выполненные не по установленным нормам.
- Наличие сведений, не относящихся к единой федеральной классификации (ФККО).
- Подача ложных, не подтвержденных региональной документацией, сведений.
- Попытка скрыть какие-либо данные.
Руководитель обязан разместить только проверенную заранее информацию о накоплении отходов. Для этого необходимо дать экологу, делающему отчет, всю необходимую документации, установить беспрепятственный доступ в помещения. Иначе придется пройти длительную процедуру переоформления.
За превышение нормативов в соответствии с КоАП РФ, статьей 8.2, устанавливаются штрафные санкции:
- 20-40 тысяч рублей для должностных лиц;
- 40-60 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей;
- 200-300 тысяч рублей для юридических лиц.
Как избежать превышения? Грамотно составить документацию. Все отходы должны быть разделены на множество отдельных категорий. Тогда норматив по каждой категории будет вычисляться отдельно. Стоит прописать порядок хранения бумаги, пластика, металла, дерева, картона, различных бытовых остатков.
Лимиты на отходы призваны не только улучшить экологическую обстановку, но и позволить производствам сэкономить, получить вторичное сырье для технологических процессов.
Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
Скачать текст закона ФЗ № 89:
Закон ФЗ № 89
ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 “Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”. Срок действия ПНООЛР – 5 лет при условии ежегодного представления технического отчета о неизменности производственного процесса. Форма, состав и требования к составлению данного отчета прописаны в этом же нормативном акте.
На основании разработанного и согласованного проекта предприятию выдается Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Документ содержит список отходов, образующихся от предприятия (или его филиала), предлагаемые годовые нормативы образования отходов и лимиты на размещение для тех отходов, которые планируется передавать на объекты размещения отходов. ПНООЛР согласовывается в территориальном отделении Росприроднадзора либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349.
Продление лимитов
Будь то бумага в урне офисного помещения или свалка химических реактивов за углом завода, закон в 99% случаев классифицирует их как отходы.
Любому предприятию необходим проект нормативов образования и лимитов на размещение отходов, если в его ведении находится деятельность по обращению с отходами.
При разработке определяются нормативы образования отходов
– установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (скачать Методические указания по разработке ПНООЛР 2015). Иначе, для предприятия создаются плановые показатели отходов.
В органе, согласующем проект, утверждаются лимиты на размещение отходов
, т.е. предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
В соответствии с нормативами ФЗ-89, предприниматели, вне зависимости от формы организации предприятия, обязаны разрабатывать ПНООЛР, а его расшифровка: проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения. Методические рекомендации при разработке ПНООЛР указаны в приказе 349 Минприроды РФ от 5 августа 2014 г.
Статья 11 ФЗ-89 описывает какие организации должны иметь документ. Это любые организации и предприятия в результате деятельности которых образуются опасные отходы.
Логично, что любая организация образует отходы. Но документ требуется для компаний, деятельность которых связана с образованием именно опасных и вредных отходов, влияющих негативно на окружающую среду и людей.
ПНООЛР должны иметь и граждане, которые занимаются предпринимательством без получения статуса юридического лица.
С 1 января 2021 года в статью 18 ФЗ-89 вносятся изменения, устанавливающие новый порядок нормирования деятельности при обращении с отходами.
C 1 января 2021 года ПНООЛР по статье 18 ФЗ-89 необходимо будет разрабатывать при I и II категории. Такие категории присваиваются объектам, оказывающим негативное воздействие на природу. При установлении категорий, основываются на критериях. Выделяют категории I, II, III, IV, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации.
Для разработки проекта проводится инвентаризация источников образования отходов. Этот процесс включает проверку соответствия учетных данных (согласно П риказу МПР РФ от 1 сентября 2011 г. N 721. Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами) реальному положению дел на производстве.
Первичный учет отходов показывает текущее положение по образованию отходов (место образования на производстве), по приему отходов от сторонних лиц, по передаче отходов на обезвреживание, утилизацию, размещение, по размещению на собственных объектах.
Данные учета, а также данные статистической отчетности (2ТП-отходы) используются при инвентаризации отходов. При этом отходы идентифицируются, составляется их перечень, идентифицируются источники их образования, места, где производится их сбор и накопление (сроком до 11 месяцев), каким образом производится транспортирование отходов (например, между структурными подразделениями предприятия) обработка, утилизация, обезвреживание или размещение отходов.
По результатам инвентаризации рассчитывается годовой норматив образования (предлагаемый норматив) для каждого отхода I-V классов опасности. Для отходов, которые предполагается передавать на размещение (хранение, захоронение) на объекты размещения отходов (принадлежащие предприятию или иным лицам) в проекте устанавливаются лимиты на размещение отходов.
Кроме этого, в ПНООЛР указываются юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также реквизиты текущих договоров с ними на передачу отходов для дальнейшего обращения (обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения).
В общем виде порядок разработки проекта ПНООЛР выглядит следующим образом:
- предприятие-заказчик передает исходную документацию исполнителю проекта. Чтобы получить весь необходимый для подготовки ПНООЛР пакет и ускорить эту процедуру, исполнитель должен составить список обязательных документов;
- посещение предприятия, в интересах которого готовится проект, экологом. Его приезд требуется для оформления перечня отходов по классификации ФККО. Данный специалист также фиксирует рабочие процессы, в ходе которых образуются отходы, и площадки, где происходит временное хранение отходов либо их захоронение;
- подготовка самого проекта. К этому моменту у предприятия-заказчика должна быть проведена инвентаризация источников образования отходов; оформлены на каждый их вид паспорта отходов, где обязательно отражается степень их опасности по классам; получено разрешение на ведение деятельности по сбору, перевозке и по размещению отходов всех классов опасности (кроме V-го);
- последний этап – непосредственное согласование ПНООЛР в Росприроднадзоре.
Что такое лимит на размещение отходов, и кто должен его получать?
Объекты размещения отходов (ОРО), на которые согласно ПНООЛР планируется передавать отходы, должны иметь лицензию на размещение отходов и быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов”.
ОРО вносится в ГРОРО на основании заявления и сведений, полученных в ходе инвентаризации ОРО, которая проводится в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 “Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов”.
За аббревиатурой ПНООЛР скрывается название важного для компаний документа, в котором утверждаются параметры возможного образования отходов в соответствии с экологической обстановкой на конкретной территории (на территории ведения деятельности) и устанавливаются максимально допустимые размеры размещения этих отходов. Отсюда и расшифровка ПНООЛР: проект нормативов образования отходов и лимитов их размещения.
Видео: специалист разъясняет термин ПНООЛР
А что такое ПНООЛР в экологии? Не стоит забывать, что одним из главных нормативных актов, который регулирует порядок разработки проекта ПНООЛР, является закон об охране окружающей среды. В связи с этим для экологии данные нормативы и лимиты по отходам – это документ, который:
- помогает планировать объем отходов, отрицательно влияющих на среду;
- способствует грамотному расположению объектов, где накапливаются и размещаются такие отходы;
- выбирает оптимальную технологию удаления отходов – их захоронение, повторное использование или обезвреживание.
Регулируется разработка ПНООЛР, прежде всего, федеральным законом №89-ФЗ от 24 июня 1998 года. В данном документе в его статье 18 указаны базовые требования к нормированию в сфере обращения отходов. Кроме того, нормирование в сфере отходов реализуется в согласии с еще одним федеральным законом – «Об охране окружающей среды», №7-ФЗ от 10.01.02г. Вопросу нормирования здесь отведена целая глава №5.
Более детальные методические указания по разработке ПНООЛР можно найти в приказе 349 Минприроды РФ от 5 августа 2014г. (дальше в тексте – приказ 349, Приказ).
На основании пункта 1 приказа №349 проект ПНООЛР разрабатывается предпринимателями и любыми юридическими лицами (далее ИП и юрлица – предприятия), в ходе деятельности которых (хозяйственной и другой деятельности) образуются отходы. Причем, требования к разработке ПНООЛР и порядок разработки данного документа для указанных лиц едины. Об этом свидетельствует п.2 349-го приказа – о едином подходе к подготовке проекта.
Объекты размещения отходов (ОРО), на которые согласно ПНООЛР планируется передавать отходы, должны иметь лицензию на размещение отходов и быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 “Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов”.
ОРО вносится в ГРОРО на основании заявления и сведений, полученных в ходе инвентаризации ОРО, которая проводится в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 N 49 “Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов”.
Таким образом, в ПНООЛР есть два разных норматива – норматив образования отхода на единицу продукции, сырья или услуги и норматив образования отходов, рассчитанный на 1 год. Эти показатели взаимосвязаны. При увеличении норматива образования отхода на единицу продукции, сырья, услуги вырастет и предлагаемый годовой норматив.
Нормативы образования отходов рассчитываются с использованием нескольких методов:
- метод расчета по материально-сырьевому балансу (с использованием сведений о количестве сырья и материалов, нормах убыли и количестве продукции);
- метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов. В этом случае используются отраслевые справочники и сборники показателей. Наиболее широко используются такие документы, как Сборник удельных показателей образования отходов производства и потребления, Москва, 1999 год; Рекомендации по определению норм накопления твердых бытовых отходов для городов РСФСР (Приказ Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.03.1982) и проч.
- расчетно-аналитический метод – выбирается при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов, рабочих чертежей);
- экспериментальный метод – расчет нормативов проводится на основе опытных измерений в производственных условиях, применяется для технологических процессов, допускающих определенный диапазон изменений составных элементов сырья. Метод используется довольно редко, в основном на объектах, использующих новые технологии, не имеющие аналогов;
- метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод). Используется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый (не менее 3-х лет) период. Удобен для расчета таких отходов, как макулатура, отходы упаковки от сырья и прочих отходов, для которых затруднительно произвести расчет по другим методам. Минус данного метода в том, что на новых предприятиях он неприменим, к тому же часто фактическое образование отходов зависит от множества причин, и выборка за несколько лет может не достоверно отражать тенденцию образования отхода
Ход мысли разработчика проекта отходов ПНООЛР будет примерно следующим:
Предприятию нужно Х тонн сырья/материалов в единицу времени. Из Х тонн сырья/материалов У тонн перешло в готовое изделие (товар или услугу). N изделий получено. Z коэффициент естественной убыли. V тонн/литров выбросов и сбросов вредных веществ в атмосферу и водные источники, соответственно.
На основе этих исходных данных делается расчет предполагаемых объемов образования отходов каждого вида в тоннах в год. При этом учитываются общепринятые нормативы образования отходов используемые в отрасли.
Если в процессе задействованы разные виды сырья, то расчет ведется по материально-сырьевому балансу производства.
В разработке прибегают к информации, содержащейся в технологических картах, регламентах использования сырья и пр. Берутся прошлогодние замеры по выбросам и сбросам. Все эти сведения объединяются в таблицу и прилагаются к проекту ПНООЛР.
Наверх
Документ на продление ПНООЛР подается, как указано выше, в территориальный орган природоохранного ведомства по месту расположения объекта производства. Сделать это можно, передав пакет лично ответственному лицу органа Росприроднадзора или через почтовое отправление.
Отчет составляется в двух экземплярах на бумаге. Вместе с ним направляется заявление о продлении лимитов. Если оно удовлетворяется, на втором экземпляре в природоохранном ведомстве ставят соответствующую отметку. Этот документ обязательно сохраняется на предприятии.
Предусмотрен и способ подачи отчетность в электронном виде. Но в этом случае документ обязательно заверяется электронной подписью, которая оформляется в аккредитованных организациях.
Для справки! Продление нормативов не предусмотрено для предприятий, работающих в Байкальской природной зоне. Они обязаны подавать ежегодно ПНООЛР.
Подавать отчет о продлении необходимо не позднее, чем в десятидневный срок после того, как закончилось действие ранее выданного продления. То есть, если предыдущий сдан 20 октября 2019 года, следующий должен подаваться не позднее 30 октября. При этом первый отчет направляется по аналогии. Но отчет проводится с даты подачи ПНООЛР.
Титульный лист технического отчета для продления лимитов (53 Загрузки) Сведения о фактически образованных количествах отходов по подразделениям (50 Загрузок) Сведения о фактически образованных количествах отходов в целом (39 Загрузок) Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образования отходов (Одна Загрузка)
Для паспортов отходов с 1 по 4 класс опасности необходимы:
- документы, подтверждающие химический или морфологический состав отхода (если на основании анализов, то копии актов отбора проб отхода);
- письмо из Росприроднадзора по передаче на утверждение материалов паспортизации.
Если отход I-IV класса опасности включён в ФККО, то составляются и утверждают паспорт по утвержденной форме. Если отход не включён в ФККО, предприятия обязаны подтвердить отнесение такого отхода к определенному классу опасности. Далее в течение 90 дней согласно порядку, установленному Министерством природных ресурсов и экологии РФ, отход включается в ФККО.
Порядок установления лимитов на размещение отходов
Необходимость разработки ПНООЛР для предприятий определяется ключевым нормативным актом – Федеральным законом № 89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998, статья 11, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать ПНООЛР в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
ПНООЛР разрабатывается в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.08.2014 N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение».
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) утверждается на 5 лет.
- На основании утверждённого ПНООЛР выдаётся «лимит на размещение отходов», устанавливающий нормативы образования, складирования, размещения (утилизации).
- Один раз в год «лимит на размещение отходов» необходимо продлевать в органах Росприроднадзора, на основании «Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах», а также комплекта документов, подтверждающих обеспечение охраны окружающей среды.
- Форма данного отчёта определяется приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов их размещения».
Отходы производства и потребления — остатки сырья, материалов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
Лимит на размещение отходов — предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на согласованный срок в объектах размещения отходов.
Норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции;
- Полное, сокращенное, фирменное наименование организации.
- Юридический, почтовый, фактический адрес — с индексом.
- Фамилия, имя, отчество руководителя — полностью, с точным указанием должности.
- Основной вид деятельности организации.
- ИНН
- КПП
- ОГРН
- ОКПО
- ОКВЭД
- ОКАТО
- Телефон, факс, адрес электронной почты.
- Оригинал нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
- Заверенные копии справок о размещении (обезвреживании, использовании) отходов за отчетный год, контрольных талонов и справок-сверок, актов сдачи-приемки отходов, актов зачистки очистных сооружений, товарных накладных и т.п.
- Заверенные копии договоров на вывоз, размещение, обезвреживание, использование отходов, заверенные копии лицензий организаций-исполнителей.
- Копия плана мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду (из ПНООЛР).
- Копии отчетов по расчету платы за отчетный период
Департамент Росприроднадзора по Субъекту РФ
Состав проекта ПНООЛР
В проекте обосновываются предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год (в тоннах в год) на основании нормативов образования отходов. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:
- единица произведенной продукции, единица используемого сырья — для отходов производства;
- единица расстояния (например, километр) — для отходов обслуживания транспортных средств;
- единица площади — для отходов при уборке территории;
- человек — для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
- единица места — для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
Отсутствие на производственном предприятии ПНООЛР отходов – это нарушение требований законодательства в сфере обращения с отходами.
В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, Статьей 8.2 «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами»:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе отходов, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании отходов, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и отходами влечет наложение административного штрафа (стоимость): | на должностных лиц – от 10 000 до 30 000 рублей |
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от 35 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток | |
на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Несоответствие проекта нормативов ПНООЛР отходов нормативным требованиям может повлечь за собой его аннулирование. Для предприятия это будет равнозначно непредоставлению сведений о лимитах на размещение отходов. Внесение стоимости платы за негативное воздействие на окружающую среду потребуется, даже если лимиты на размещение не были рассчитаны и утверждены. В соответствии с пп.12, 20 «Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» (утв. Постановлением Правительства РФ №255 от 03.03.2017 г.) расчет стоимости платы за проект НВОС будет проводиться по отдельным формулам с коэффициентом 5, то есть в пятикратном размере.
Срок разработки проекта ПНООЛР специалистами нашей компании составит от 10 рабочих дней, с момента предоставления необходимых исходных данных, в зависимости от количества видов отходов.
Далее ПНООЛР подлежит согласованию в территориальном отделении Росприроднадзора, либо в местном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере охраны окружающей среды в зависимости от уровня экологического надзора для данного предприятия. Для местных органов может быть утверждён собственный документ, содержащий методические указания по разработке проекта, однако в целом по стране подобные документы целиком или практически полностью основаны на Приказе № 349. Срок согласования зависит от административных регламентов вышеперечисленных органов и составляет от 30 рабочих дней.
Разумнее всего с практической точки зрения провести разработку проекта НООЛР по фактическим данным, полученным в предыдущие отчетные периоды с учетом реальных производственных показателей, после пристальной оценки материально-сырьевой базы и других технических моментов. Лишь в этом случае нормативы образования отходов приблизятся к реальности.
Многие предприниматели надеются на расчетный метод ПНООЛР, но он часто приводит к неприятным ситуациям.
Фактически отходов может образоваться большее количество, то есть превысить математически рассчитанные показатели. В случае сверхлимита предприятию грозят санкции.
Если природопользователь разместил больше отходов, чем определено проектом НООЛР, за сверхлимит придется доплатить. В момент расчета ежеквартальной платы за НВОС количество отходов, фактически размещенное на полигоне, умножат на 5.
Кроме повышенной платы по платежам за НВОС за сверхнормативное образование отходов предприятию грозит административное наказание в виде штрафа.
Если на предприятии возникла ситуация, когда количество размещаемого мусора превышает утвержденные лимиты, необходимо максимально быстро разработать новые нормативы и получить лимиты на их размещение. Затем следует разобраться в причинах возникновения данной ситуации.
Это может быть:
- увеличение объемов производства;
- неверно проведенный анализ производственной деятельности;
- неправильно проведенная инвентаризация.
Согласование ПНООЛР осуществляется в соответствующем территориальном управлении Росприроднадзора. Она одинакова на всей территории РФ, в том числе, в Москве, на Урале (Екатеринбург, Челябинск), ХМАО (Сургут).
На основании разработанного ПНООЛР организация получает «Документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», содержащий информацию о номенклатуре образующихся отходов, годовых нормативах образования и об объемах отходов, разрешенных для захоронения (лимиты на размещение отходов).
Перечень документов для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение:
- Заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- Копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности),при наличии;
- Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
- Подлинник платежного поручения оплаты госпошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов на соответствующую сумму, уплаченный по реквизитам Департамента.
Срок рассмотрения ПНООЛР составляет 30 рабочих дней со дня регистрации заявления юридического лица об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Что такое ПНООЛР? Цели, этапы и процесс разработки проекта
Если юридическое или физическое лицо планирует получить лицензию на обращение с опасными отходами, оно должно выполнить ряд лицензионных условий, установленных Правительством РФ в Постановлении №1062 от 03.10.15г. Среди прочих, к природопользователю предъявляются такие требования:
- Если физическое или юридическое лицо планирует получение лицензии на транспортировку отходов, в его собственности или в аренде должно быть специальное транспортное средство, оборудованное защитными приспособлениями и установленными законодательно знаками.
- В том случае, когда лицензия необходима для сбора, размещения, утилизации и обезвреживания отходов, в собственности или долгосрочной аренде лицензиата должно быть специальное здание или помещение, а также необходимый комплекс оборудования, разработанного специально для этих целей.
- Если на предприятии вводится технология повторной переработки отходов, подавать заявление в органы Росприроднадзора следует на получение лицензии на утилизацию опасных отходов. Дополнительным требованием в этом случае станет прохождение самим лицензиатом и сотрудниками, которые будут работать с опасными отходами, специальной профподготовки. Это необходимо для обучения персонала правилам безопасной работы в области утилизации и переработки опасных отходов.
Если все лицензионные условия выполнены, соискателю необходимо составить заявление по установленной форме и собрать пакет документов для Росприроднадзора. Этот пакет включает большой перечень документов, подтверждающих государственную регистрацию предприятия или ИП, законность и обоснованность ведения хозяйственной деятельности, описание технологической схемы предприятия, графические схемы объектов, связанных с обращением опасных отходов и т.д.
Документы и заявление подаются в территориальный орган Росприроднадзора, который и принимает решение относительно выдачи лицензии соискателю. Кроме того, за лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами природопользователю придется уплатить госпошлину на основании п.1 пп.92 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ в размере 7,5 тысяч рублей.
Получение лицензии на деятельность связанную с обращением опасных отходов – сложный, кропотливый и продолжительный процесс. Чтобы избежать отказа в выдаче лицензии и правильно собрать и оформить все необходимые документы, следует доверить эту работу профессионалам в области экологии природоохранного законодательства. Специалисты в кратчайшие сроки соберут и получат все необходимые документы, грамотно составят заявление и пройдут за вас все этапы получения лицензии.
Ст. 8.1. КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»
Штраф для юридических лиц — от 20 000 до 100 000 рублей.
Ст. 8.2. КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления»
Штраф для юридических лиц — от 10 000 до 100 000 рублей.
ВНИМАНИЕ!!!
С 01.08.2014г. вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011г. №792 и признан утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. №818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».
Вновь вступивший в силу Приказ №792 определяет Порядок ведения государственного кадастра отходов, который включает в себя ведение государственного реестра объектов размещения отходов. Государственный реестр объектов размещения отходов содержит свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, все эксплуатируемые объекты размещения отходов должны быть приведены в соответствие с действующим природоохранным законодательством Российской Федерации. Должна быть проведена инвентаризация объекта размещения отходов, а предприятия, эксплуатирующие ОРО должны обратиться в письменном виде в территориальный орган Росприроднадзора для регистрации ОРО в ГРОРО.
Передача отходов на объекты размещения отходов, не включенные в ГРОРО, и их прием от сторонних организаций являются незаконными.
С 01.08.2014г., согласно ч. 7 ст. 12 №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах размещения НЕ ВКЛЮЧЕННЫХ В ГРОРО, и соответственно выдача Управлением «Документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» на данные объекты размещения отходов не осуществляется.
При этом плата за негативное воздействие на окружающую среду, при размещении отходов на объектах размещения не зарегистрированных в ГРОРО, будет взиматься с учетом пятикратного повышающего коэффициента.
Найти объекты размещения отходов, включенные в ГРОРО, можно на сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов», подраздел «Государственный реестр объектов размещения отходов». Их перечень регулярно обновляется.
На расчетный объем накоплений ТКО оказывают влияние следующие параметры:
- географический и природный характер местности;
- уровень развития территории в сфере обслуживания населения (предприятия, оказывающие бытовые услуги населению и общепита);
- степень благоустройства территории и развития инженерных сетей;
- соотношение демографических групп населения;
- время года;
- способ сбора коммунальных отходов.
Статически определяется среднесуточное и среднегодовое накопление ТКО на 1 человека.
Норматив накопления твердых бытовых отходов в среднем составляет 2,1-2,5 кубометров на 1 человека в год. Для объектов общественного значения они устанавливаются отдельно для каждой из категорий.
Годовой норматив ТКО на 1 кв. м. площади в Московской области для:
- квартир — 0,113 м3;
- жилых домов — 0,123 м3.