Размещение плана закупок на 2021 год по 223 ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размещение плана закупок на 2021 год по 223 ФЗ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чтобы опубликовать утвержденный закупочный план, используйте функционал личного кабинета в ЕИС. Это делают тремя способами:
- Создают структурированный вид, заполняя в ЕИС информацию о каждой процедуре, и прикрепляют дополнительно графический вид перечня, например скан-копию.
- Создают структурированный вид и прикрепляют электронный документ в формате docx или xlsx.
- Загружают в ЕИС электронный документ планирования.
Инструкция, как сформировать план закупок по 223-ФЗ в ЕИС и опубликовать в системе:
Шаг 1. Зайти в личный кабинет ЕИС.
Шаг 2. Перейти в раздел «Планирование закупок», подраздел «Планы закупки».
Помимо плана закупки на текущий финансовый год заказчики обязаны размещать в ЕИС на срок от 5 до 7 лет планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Критерии отнесения к инновационной, высокотехнологичной продукции определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности, а также Госкорпорацией «Росатом». Если заказчик планирует закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, сведения о них следует включить в оба плана.
В настоящее время ряд органов исполнительной власти утвердил такие критерии для использования при планировании закупок, связанных с деятельностью в регулируемых ими сферах (образование, наука, здравоохранение, транспорт и т.д.).
Формы отчетности отражают изменения, внесенные ранее в нормативно-правовые акты, касающиеся проведения закупок по Закону 223-ФЗ.
Напомним, что еще 3 декабря 2020 г. было принято Постановление Правительства № 2013, которое определило минимальную долю российских товаров при проведении закупок.
Новая форма предоставления отчетностим к тому же удобнее — она учитывает возможности ЕИС и объединяет в себе информацию как о конкурентных закупках, так и о закупках у едпоставщика, а также о тех закупках, сведения о которых составляют гостайну.
В новом ежемесячном отчете по Закону №223-ФЗ будет 4 раздела, один из которых — информация о заказчике — формируется автоматически. При заполнении других разделов следует быть внимательными, так как структура сведений и их детализация изменились.
Суть этого раздела — предоставить сводные данные о квотируемой продукции, принятой заказчиком с выделением стоимостного объема товаров российского происхождения.
Для этого по каждому коду товара (графа 2) и для каждого наименования товара (графа 3) указываются:
-
размер минимальной доли закупок российских товаров для каждого товара и кода (графа 4);
-
информация о договорах поставки или договорах подряда/оказания услуг, если товары поставляются при их исполнении (графа 5);
-
общая стоимость (стоимостной объем) поставленных товаров для каждой строки (графа 6);
-
общая стоимость (стоимостной объем) поставленных товаров российского происхождения (графа 7).
Следует учитывать, что товарами российского происхождения для целей ПП № 2013 являются те, которые произведены не только в России, но и в странах ЕАЭС.
В данном разделе предоставляются данные по каждому наименованию товара и по коду товара ОКПД2 с точки зрения того, была ли достигнута заказчиком минимальная доля закупок российских товаров.
В этом разделе в отдельных графах указываются:
-
размер минимальной доли закупок российских товаров (здесь и далее — в т.ч. поставляемых при оказании услуг/выполнении работ);
-
информация о договорах на поставку товаров;
-
стоимостной объем поставленных товаров;
-
стоимостной объем поставленных российских товаров;
-
размер доли закупок российских товаров, которые удалось достичь также по каждому коду и наименованию товара.
Профессиональная переподготовка
Специалист в сфере закупок
от 6 843 руб Подробнее
Повышение квалификации
Основные изменения правового регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд
от 4 406 руб Подробнее
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
от 3 281 руб Подробнее
Повышение квалификации по 44-ФЗ
Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг
Бесплатно Подробнее
Профессиональная переподготовка
Эксперт в сфере закупок
от 7 031 руб Подробнее
Повышение квалификации по 223-ФЗ
Менеджмент в сфере закупок товаров, работ, услуг. Практические аспекты применения закона 223-ФЗ
от 3 656 руб Подробнее
Повышение квалификации
Государственные, муниципальные, корпоративные закупки для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
от 4 593 руб Подробнее
С 1 апреля 2021 года произойдут новшества в порядке проведения конкурентных электронных закупок среди субъектов МСП.
Во-первых, проведение электронного конкурса будет осуществляться без квалификационного отбора участников. Ранее это был один из обязательных этапов процедуры.
Во-вторых, электронный запрос предложений будет проводиться по правилам, предложенным для электронного конкурса. Подача окончательного предложения (дополнительного ценового предложения) новыми правилами не предусматривается.
Для заявки на участие в электронном аукционе предлагается структура из двух частей:
-
Предложение по предмету закупки.
-
Обязательные документы и информация, кроме ценового предложения.
Для заявки на участие в электронном запросе котировок потребуются только документы и информация, если это будет определено в закупочных документах.
Планирование закупок по Закону № 223‑ФЗ
4. Изменения в порядке закупок операторов по обращению с ТКО
С 1 января 2021 года вступают в силу изменения в закон № 223-ФЗ, устанавливающие, что при расходовании средств на закупки всеми лицами, осуществляющими регулируемые виды деятельности в области обращения с отходами, нормы указанного закона будут распространяться на региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Положения о закупках должны быть актуализированы, утверждены и размещены в ЕИС не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок.
- 23.09.2016 — Отечественным товарам приоритет при закупках госкомпаний
- 26.09.2016 — Еще один банк из ТОП -100 лишился лицензии
- 30.09.2016 — Государство и госкомпании – главные враги конкуренции
- 19.10.2016 — Заказчик не может менять предмет договора, заключенного по 223-ФЗ
- 21.10.2016 — Заключение договора по 223-ФЗ возможно только через 10 дней после подведения итогов закупки
Планирование закупочных мероприятий необходимо для того, чтобы подготовиться к участию в них. Четко разработанный документ позволит увеличить число принимающих участие и повысить эффективность траты денег.
Регламент формирования закупочного плана вместе со сроками публикации его в информационной системе оговорены в тексте Постановления Правительства РФ №932, изданного 17 сентября 2012 года.
Составляемый заказчиком план закупок должен включать публикуемые в единой информсистеме документы:
- планируемые к закупке ТРУ на срок минимум 1 год;
- планируемые к закупке инновационные продукты, лекарственные препараты на период от 5 до 7 лет.
В тексте документа должно быть указано: данные заказчика, присвоенный закупочной процедуре порядковый номер, минимальные критерии в отношении объектов закупок, сроки, единицы измерения, данные о НМЦК и пр. Конкретный список информации внесен в Федеральный закон №223, а также Постановление №932.
План закупок подразумевает разбивку по кварталам либо месяцам. Публикация информации должна быть сделана в единой информсистеме на протяжении 10 суток. Исходной точкой становится дата утверждения документа. Все это отражено в ФЗ №223.
Некоторые виды закупок не подлежат включению в состав плана. Сюда можно отнести те, которые составляют гостайну, а также в отношении которых принято решение Правительства РФ. Сюда же относятся и те, которые совершаются в силу произошедшей аварийной либо чрезвычайной ситуации. Можно не включать в состав и данные о закупочных мероприятиях в отношении ТРУ общей стоимостью в пределах 100 тысяч рублей. И тут есть нюанс. Если сумма выручки заказчика за год превышает отметку 5 миллиардов рублей, данные о закупочной процедуре не вносятся при стоимости ТРУ до 500 тысяч рублей.
Формирование плана закупочных мероприятий может осуществляться как с нуля, так и на основе позиций уже разработанного за предыдущие года. При внесении информации о позициях нужно четко указать минимальные требования в отношении закупаемого объекта. Благодаря этому получится различать закупочные мероприятия с аналогичными характеристиками между собой, не рискуя получить жалобу со стороны участников.
Планирование осуществляется по каждой из позиций. Это означает, что должна быть выделена специальная строка на каждую совершаемую закупочную процедуру. О публикации документа нужно позаботиться до наступления конца календарного года, т.е. до 31.12.
С 1.11.2019 года стали действовать новые правила. Планирование закупочных мероприятий, начиная с 2020 года, должно осуществляться минимум на 3 года.
Найти подходящую по заданным критериям закупочную процедуру можно с помощью Астрал.Поставщик . Сервис упрощает поиск наиболее выгодных предложений из всех имеющихся.
При планировании закупочных процедур не всегда удается предусмотреть все моменты. Поэтому впоследствии возникает потребность в изменении стоимости ТРУ. Следует скорректировать план закупок и позаботиться о его размещении в единой информсистеме. При этом количество правок не лимитировано.
При проведении конкурсного мероприятия либо аукциона корректировки должны быть внесены не позже того, как будет размещено извещение о закупочной процедуре в ЕИС. При этом в случае с другими вариантами подобных ограничений нет. Надлежит обозначить единые сроки, схему формирования, внесения изменений в текст готового плана.
Даже если стоимость закупаемых ТРУ не превышает 100 тысяч рублей, нужно подготовить планы, указав в них нулевые значения. Это обозначено в Письме Минэкономразвития РФ №ОГ-Д28-7458. В ситуации с заключением долгосрочного контракта данные о нем достаточно отразить однократно. Это понадобится сделать при планировании закупочных мероприятий того года, когда должна состояться сама закупочная процедура. А вот объем закупочного мероприятия нужно указать сразу весь на полный период контракта.
В тексте Постановления Правительства РФ №1352 приведены и лимитные значения квот при закупке у СМСП для конкретных категорий заказчиков.
Астрал.Тендер поможет сориентироваться в море информации по вопросам закупок. При необходимости мы возьмем на себя работу на ЭТП, избавив вас от лишних забот.
Внесены изменения в Федеральный закон № 223-ФЗ
Если заказчик согласно Распоряжения Правительства РФ №2258-р и №717-р внесен в список СМСП, действуют иные правила реализации закупочных процедур. Требования регламентированы Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства. Также этот вид закупочных мероприятий находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ. Должны быть оценены с позиции соответствия проекты планов закупочных процедур, включая и в отношении инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных препаратов.
С 1.01.2020 года стало действовать постановление Правительства №1001. Нормативный акт подразумевает увеличение минимального лимита по объему закупок юридических лиц у СМСП согласно 223 ФЗ. Теперь объем тендеров у СМСП за год должен быть не менее 20%. В то же время возросла и доля стоимости контрактов с СМСП в закупочных мероприятиях, где принимали участие лишь эти субъекты. Эта цифра скорректирована с 15% на 18%, если годовой размер выручки заказчика превышает 2 миллиарда рублей.
За несоблюдение требований ФЗ №223 грозят штрафные санкции. С января 2021 года перечень поводов для их применения был дополнен. Отсутствие размещения в единой информсистеме данных о закупочном мероприятии либо же срыв сроков этой операции карается штрафами. Их конкретный размер зависит от статуса нарушителя. В части 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ прописано, что должностным лицам нужно заплатить 30-50 тысяч рублей, юрлицам – 100-300 тысяч рублей. Это наказание грозит в ситуации, когда информация по планированию закупочных мероприятий вовсе не была опубликована в ЕИС. Если же были нарушены сроки выполнения указанного действия, сумма административного штрафа иная. Должностным лицам придется заплатить 2-5 тысяч рублей, в то время как юридическим – уже 10-30 тысяч рублей. Это оговорено в части 4 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Для заказчиков по 223-ФЗ и их должностных лиц предусмотрены довольно большие штрафы за нарушение порядка и сроков публикации документов в ЕИС:
- Если информация не размещена, то штраф для заказчиков составит 100-300 тыс. рублей, а для должностных лиц – 30-50 тыс. рублей.
- Если информация размещена с нарушением срока, штраф для заказчиков составит 10-30 тыс. рублей, а для должностных лиц 2-5 тыс. рублей.
Важно знать! Иногда бывает, что заказчик не успевает разместить информацию в срок из-за технических сбоев в ЕИС. В этом случае крайний срок отодвигается на 1 рабочий день с момента устранения всех неполадок в работе системы.
Что изменили |
Суть изменений |
Квоты на российские товары Постановление Правительства от 03.12.2020 № 2013 |
Установили перечень товаров, для которых нужно выполнить минимальную долю закупок российской продукции. Всего в перечне 251 позиция. |
План закупок по 223-ФЗ Постановление Правительства от 07.11.2020 № 1799 |
В план закупки на 2021 год нужно внести дополнительные сведения:
В остальном план закупки на 2021 год заполняйте по-прежнему. Используйте новую форму плана закупки |
Годовой отчет о закупках у МСП Постановление Правительства от 09.12.2020 № 2058 |
Изменили форму годового отчета о закупках у МСП. Дополнили перечень договоров, которые не нужно учитывать в общем объеме закупок у МСП: исключите закупки, которые проводили с 1 января 2020 года госкомпании, созданные на основании федерального закона. При этом цель закупки –реализация комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. План утвердило Правительство 30.09.2018 года под номером 2101-р. Такие закупки не учитывают, если сработали два условия: Используйте новую форму годового отчета о закупках у МСП |
Реестр договоров по 223-ФЗ Постановление Правительства от 07.11.2020 № 1799 |
Уточнили, когда нужно направлять сведения об исполнении договора.
Срок направления сведений – 10 календарных дней со дня приемки или оплаты.
Новые правила ведения реестра договоров применяются к закупкам, извещения о которых размещены после 1 января 2021 года |
С 2 января 2021 года |
|
Заказчики по 223-ФЗ Федеральный закон от 22.12.2020 № 443-ФЗ |
Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами должны применять Закон № 223-ФЗ. Скорректируйте положения о закупке и разместить их в ЕИС. На это есть 90 дней со дня вступления в силу закона |
Штраф по 223-ФЗ Федеральный закон от 22.12.2020 № 453-Ф3 |
За нарушение сроков оплаты по договорам с субъектами МСП заказчика привлекут к ответственности: должностное лицо заплатит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб., юрлицо – от 50 000 до 100 000 руб. Соблюдайте срок оплаты по договору с МСП – 15 рабочих дней с даты, когда подписали документы о приемке |
С 1 апреля 2021 года |
|
Закупки среди МСП Федеральный закон от 22.12.2020 № 452-ФЗ |
1) Скорректировали порядок проведения электронного конкурса:
2) Электронный запрос предложений нужно проводить по тем же правилам, что и электронный конкурс. Подача окончательного и дополнительного ценового предложения не предусмотрена. Внесите изменения в положение о закупке |
Что изменили |
Суть изменений |
|||||||||||||||
С 27 ноября 2020 года |
||||||||||||||||
Закупки среди МСП Постановление Правительства от 24.11.2020 № 1909 |
1) Участники закупки не должны декларировать в заявках свою принадлежность к субъектам МСП. Для подтверждения статуса достаточно сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а для 2) На заключение договора с МСП отводится 20 календарных дней, а не 20 рабочих. Учитывайте изменения в положении о закупке и в документации |
|||||||||||||||
Согласование закупки с комиссией по импортозамещению Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2020 № 2446-р |
В перечень товаров, которые нельзя закупать без согласования с комиссией по импортозамещению, включили коммуникационную аппаратуру. |
|||||||||||||||
Закупка российских товаров, работ, услуг Федеральный закон от 31.07.2020№ 250-ФЗ |
Правительству в рамках 223-ФЗ дали право устанавливать размер минимальной доли закупок российских товаров, работ и услуг. Для товаров, в том числе и тех, которые поставляют для работ и услуг, обязали прописывать в договорах страну происхождения |
|||||||||||||||
Новые критерии инновационной и высокотехнологичной продукции Приказ Минэнерго № 175 от 11.03.2020 |
К инновационной относят продукцию, которая отвечает одновременно двум критериям: экономическая эффективность и научно-техническая новизна. Научно-техническую новизну характеризуют улучшенными потребительскими свойствами или использованием новых технологий. К высокотехнологичной относят продукцию, которая отвечает одновременно двум критериям: экономическая эффективность и использование сложных технологий |
|||||||||||||||
Закрытые закупки Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ |
Закрытые закупки по 223-ФЗ разрешили проводить в рамках ГОЗ:
|
|||||||||||||||
Реестр договоров по 223-ФЗ постановление Правительства от 27.12.2019 № 1906 |
Заказчики обязаны вносить в реестр договоров наименование страны происхождения товара по общероссийскому классификатору. Речь об ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001, который приняли постановлением Госстандарта от 14.12.2001 № 529-ст. Раньше такой обязанности не было |
|||||||||||||||
Самозанятые МСП Закон от 27.12.2019 № 474-ФЗ |
Самозанятых приравняли к МСП. Теперь подобным участникам предоставляйте те же преференции, что и субъектам МСП. Раньше самозанятые участвовали в закупках на общих основаниях |
|||||||||||||||
Срок оплаты МСП Постановление Правительства от 18.09.2019 № 1205 |
Сократили сроки оплаты по договорам с МСП с 30 до 15 рабочих дней. Речь о договорах по итогам трех видов закупок:
Правки внесите в проекты договоров и в текст документации |
|||||||||||||||
Объем закупок у МСП Постановление Правительства от 01.08.2019 № 1001 |
Заказчики должны закупать у МСП в размере 18 процентов от среднегодового объема. Прежний объем составлял 15 процентов |
|||||||||||||||
План закупок по 223-ФЗ Постановление Правительства от 27.12.2019 № 1906 |
Изменили требования к плану закупок. Теперь при планировании закупок по 223-ФЗ надо учитывать:
|
|||||||||||||||
Закупки строительства Проект закона от 12.05.2020 |
Планируют дополнить Закон № 223-ФЗ статьей 3.1-4. Нормой установят особенности, по которым заключают и исполняют договоры. При этом объект закупки – одновременно подготовка проектной документации и выполнение инженерных изысканий, работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капстроительства. Сейчас отдельных правил для подобных договоров нет |
|||||||||||||||
Преференции при закупках О выгрузке плана закупки на 2021 год (в рамках Федерального закона № 223-ФЗ)В ст. 3 ФЗ №223 указано, что Положением предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких процедур с учетом норм ФЗ №223. Неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют следующим требованиям: 1. Информация о закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 ФЗ №223, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2. Обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3. Описание предмета закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 ст.3 ФЗ №223. Единственный поставщик (исполнитель, подрядчик) — это контрагент, с которым организатор закупки заключает договор без осуществления конкурентных процедур (указанных в Положении) и приема заявок участников. В ФЗ №223 нет подробного описания и алгоритма проведения неконкурентной закупки у ЕП. Законодатель наделил заказчиков правом прописать свои собственные правила приобретения необходимой продукции напрямую у контрагента, указав такую возможность в ФЗ №223, а именно: порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются Положением о закупке[2]. Анализируя Положения заказчиков, размещенные в ЕИС, нельзя найти абсолютно одинаковые перечни случаев, когда организаторы процедур вправе прибегнуть к закупке ТРУ у единственного контрагента. Исходя из собственных потребностей и особенностей хозяйственной деятельности предприятия, заказчики формируют такой список возможных закупок без осуществления конкурентных процедур. К примеру, закупка у ЕП может проводиться в следующих случаях[3]:
Устанавливая ценовой порог прямых закупок у единственного контрагента, заказчик должен следовать принципам ФЗ №223. Учитывая, что цели и принципы ФЗ №223 и ФЗ №44 во многом похожи, при разработке Положения заказчикам рекомендуется при определении случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) руководствоваться ст. 93 Закона о контрактной системе. Данная правовая позиция о допустимости установления ценового предела закупки у единственного поставщика на основании предела закупки у единственного контрагента, установленного ФЗ №44, подтверждается судебной практикой (см. Решение Красноярского УФАС по делу № 94-17-19 (024/01/17-1043/2019) от 13.02.2020).
В период распространения коронавирусной инфекции организаторы торгов все чаще стали пренебрегать конкурентными способами закупок, отдавая предпочтение приобретению продукции (работ, услуг) у ЕП, аргументируя свой выбор тяжелой эпидемиологической обстановкой и сложностями проведения торгов. Осуществить закупку у единственного контрагента можно следующими способами:
При проведении закупки у ЕП заказчику следует: — оценить финансовые возможности своего предприятия, необходимые для приобретения ТРУ; — изучить рынок необходимых товаров, работ и услуг; — проанализировать возможные альтернативные предложения контрагентов по поставке товара (оказанию услуг, выполнению работ); — сопоставить собственные нужды производства с имеющимися предложениями на рынке ТРУ (оценить производственные показатели, технические характеристики, условия гарантии и т.д.). Перед заключением договора с контрагентом, выбор которого осуществлялся таким неконкурентным способом, во избежание нарушения принципов ФЗ №223[4], заказчику важно убедиться, что его предложение является единственно выгодным на рынке соответствующих ТРУ. При наличии более предпочтительного предложения по цене и качеству продукции к организатору процедуры закупки могут возникнуть вопросы со стороны контролирующих органов: насколько правомерно и обоснованно заказчиком принято решение заключить договор именно с тем или иным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)? Закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный Постановлением № 616, не проходит в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупках, предусмотренным ст. 2 ФЗ №223. Иными словами, если в Положении заказчика в списке возможных случаев приобретения необходимой продукции у ЕП будет указан товар из перечня Постановления № 616, организатор торгов закупает нужный товар: — без проведения конкурентных процедур; — вне электронной торговой площадки (далее — ЭТП). Однако следует учесть тот факт, что у контролирующих органов могут возникнуть вопросы относительно возможности приобретения необходимых ТРУ напрямую у единственного контрагента, а не с помощью конкурентных способов закупок. Отчетность по закупкам у единственного контрагента Закупки у единственного контрагента являются неотъемлемой частью ежемесячной отчетности заказчика. Согласно ч. 19 ст. 4 ФЗ №223 заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: 1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 ФЗ №223 (к примеру, в течение отчетного месяца заказчик заключил 4 договора по 98 000 рублей на поставку кровельных материалов с напрямую с ЕП и внес в отчет); 2) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у ЕП (к примеру, заказчик в течение отчетного месяца заключил договор энергоснабжения с ЕП на 150 000 рублей без проведения конкурентных процедур[8] и внес в отчет); 3) сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся (к примеру, на участие в запросе предложений подана только одна заявка, в связи с этим процедура была признана несостоявшейся, и в дальнейшем заказчик заключил договор с единственным участником закупки как с единственным поставщиком[9]). Несвоевременное размещение или неразмещение в ЕИС указанной информации может стать причиной административной ответственности заказчиков. Согласно ч.5 ст. 7.32.3 КоАП РФ предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 30 тыс. рублей до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. рублей до 300 тыс. рублей (см. постановления ФАС РФ от 08.11.2019 по делу № 17/04/7.32.3-195/2019, от 29.08.2018 по делу № АК832-18). Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ №223 заказчик вправе не размещать сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. Если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более пяти миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке ТРУ, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей. В данном случае организатором торгов проводятся мелкие оперативные закупки, при которых нет необходимости осуществления конкурентных торговых процедур с подачей ценовых предложений. Данные прямые закупки у единственного контрагента до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них необходимо отобразить в ежемесячном отчете. В случае принятия решения о публикации малых закупок в открытом доступе (данную обязанность необходимо отразить в Положении) организатор процедур должен опубликовать результаты таких закупок в реестре договоров согласно Постановлению Правительства РФ №1132[10]. Закон о закупках не содержит ограничений о возможном количестве договоров до 100/500 тысяч рублей, которые заказчик вправе заключать напрямую с контрагентами, вследствие чего на практике нередко возникают случаи дробления крупного лота на мелкие закупки (во избежание проведения конкурентных процедур). В соответствии с письмом ФАС от 14.11.2019 № ИА/100041/19 само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением установленных требований не является нарушением, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения (ст. 16 Закона о защите конкуренции). Однако на практике не так просто заказчикам доказать правомерность своих действий при заключении таких мелких договоров. Антимонопольная служба при проведении проверки обоснованности действий организаторов процедур может наказать их за искусственное дробление закупок, поскольку такие действия ведут к нарушению принципов ФЗ №223, а именно: — развитию добросовестной конкуренции, обеспечению гласности и прозрачности закупки, предотвращению коррупции и других злоупотреблений; — информационной открытости закупки. Требований к порядку заключения договора при проведении закупки у единственного контрагента ФЗ №223 не установлено, поэтому организатору процедур следует руководствоваться нормами ГК РФ о заключении договоров любого вида (гл. 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, которые содержатся в его Положении. Подписание договора, как правило, включает в себя следующие этапы:
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что закупка у единственного контрагента часто применяется заказчиками при осуществлении своей производственной деятельности. Во избежание злоупотребления данным способом приобретения товаров, работ услуг напрямую у поставщика (подрядчика, исполнителя) организаторам процедур необходимо применять его только при наличии экономической и производственной целесообразности, которая исключает искусственное дробление предстоящей закупки в соответствии с нормами действующего законодательства и Положением о закупках. [1] Нередко антимонопольная служба указывает на нарушения требований Закона о защите конкуренции ввиду избрания заказчиком способа закупки у единственного поставщика, поскольку это влечет за собой ограничение конкуренции. [2] ст.3.6 ФЗ №223 [3] При определении таких случаев заказчик может ориентироваться на перечень оснований заключения контракта с единственным контрагентом по ФЗ №44, данный в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. [4]См. п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018 (избрание заказчиком способа закупки, который повлек за собой необоснованное ограничение круга потенциальных участников, нарушает принципы осуществления закупочной деятельности и положения Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»). [5] Ч. 5 ст. 4 ФЗ №223 [6] См. Решение Новгородского УФАС по делу № 053/07/3-593/2020 от 23.11.2020 года. [7] К примеру, когда конкурентная процедура закупки была признана несостоявшейся или ее проведение не привело к заключению договора, либо исполнение заключенного договора победителем не представляется возможным. [8] При указании такой возможности в Положении о закупках. [9] При указании такой возможности в Положении о закупках. [10] «О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки». Какие изменения нужно внести в Положение о госзакупках в связи с изменениями в 223-ФЗ от 05.04.2021? ОтветВ соответствии с изменениями в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», установленными Федеральным законом от 05.04.2021 N 86-ФЗ, в положение о закупках следует внести следующие изменения: 1) положение о закупке в числе прочего должно содержать порядок определения и обоснования:
2) В документации о конкурентной закупке вместо порядка формирования цены договора (цены лота) теперь должно быть указано обоснование:
Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с новыми требованиями, утверждены и размещены в ЕИС до 15 июля 2021 года. Положения о закупках, которые не соответствуют новым требованиям, с 15 июля 2021 года считаются не размещенными в ЕИС. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых были направлены до даты размещения скорректированного положения о закупке, но не позднее 14 июля 2021 года, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения либо направления такого приглашения. В нем надо отражать все закупочные потребности автономного учреждения, поскольку договоры с исполнителями должны заключаться только по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом (ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). Но из этого правила есть несколько исключений: заказчик все же может подписывать договоры по результатам закупки, не включенной в план, при возникновении потребности в ней:
Помимо закупок срочного характера, в плане не отражаются закупки, поименованные в ч. 15, 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ, – сведения, которые составляют государственную тайну или в отношении которых Правительство РФ приняло решение о неразмещении в ЕИС. Кроме того, в силу п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, заказчики вправе не вносить в план закупки стоимостью менее 100 тыс. руб. (при годовой выручке свыше 5 млрд руб. – менее 500 тыс. руб.). Остальные приобретения надо отразить в ежегодном плане – либо при его первоначальном формировании, либо при внесении изменений. В частности, это касается иных закупок, информация о которых может не публиковаться в ЕИС на основании ч. 5, 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ. Один из таких случаев – закупка у единственного поставщика стоимостью более 100 (500) тыс. руб. Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ заказчик может не публиковать в ЕИС информацию о данной закупке (извещение, закупочную документацию, проект договора и пр.). Однако вносить закупки у единственного поставщика в ежегодный план все же надо – никаких исключений для этого случая Правила № 932 не предусматривают. То же самое относится к двум другим видам закупок, перечисленным в п. 2, 3 ч. 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ:
К обязанностям заказчиков относятся утверждение и опубликование в ЕИС не только ежегодного, но и «инновационного» плана (письма Минэкономразвития РФ от 23.03.2016 № ОГ-Д28-3721, от 22.06.2015 № Д28и-1718, от 22.05.2015 № ОГ-Д28-7458). Если у автономного учреждения нет закупок, которые включались бы в «инновационный» план или их стоимость меньше 100 (500) тыс. руб., допускается разместить пустой план – это предусмотрено функционалом ЕИС (Письмо Минэкономразвития РФ от 01.08.2016 № Д28и-2046). А вот если у заказчика нет потребности в инновационной, высокотехнологичной продукции, но он собирается закупать лекарственные средства, пустым «инновационным» планом ограничиться нельзя. В нем потребуется отразить информацию о закупке лекарств (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.01.2015 № Д28и-207). Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной, высокотехнологичной продукции определены федеральными министерствами в своих сферах регулирования (ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ), но до 01.12.2019 эти критерии должны быть доработаны. Правительство РФ, приняв Постановление от 15.06.2019 № 773, установило единые требования к названным критериям – в соответствие им и должны быть приведены нормативные акты федеральных органов власти. Теперь критерии должны учитывать не только новизну продукции и использование при ее изготовлении передовых технологий (техники), но и экономическую эффективность применения продукции. Эффективность может выражаться в следующем:
Автономным учреждениям надо использовать новые критерии при отнесении товаров, работ, услуг к инновационной, высокотехнологичной продукции и формировании «инновационного» плана. А потому важно уже сейчас учесть требования Правительства РФ и отследить изменения в соответствующих нормативных актах федеральных министерств. Крупные заказчики, обязанные закупать продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства, на этапе планирования таких закупок подвергаются контролю со стороны уполномоченных органов. Речь идет об оценке соответствия проектов планов требованиям об участии в закупках предпринимателей и мониторинге соответствия утвержденных планов названным требованиям (ч. 1, 2 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ). Нормы об оценке и мониторинге соответствия должны выполнять разные заказчики (попасть одновременно в обе группы нельзя), но, по сути, все крупные АУ, руководствующиеся Положением № 1352, подвергаются той или иной форме контроля. Обязанность закупать продукцию у предпринимателей возникает у автономных учреждений при достижении годовой стоимости договоров в 250 млн руб., а такие объемы характерны только для федеральных и региональных АУ. Для муниципальных АУ указанный масштаб не характерен, а значит, на них не распространяется обязанность совершать целевые закупки. В свою очередь, нормы ч. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ и Постановления № 1169 тоже адресованы крупным заказчикам, в том числе федеральным и региональным автономным учреждениям. От уровня их подчинения и масштаба закупочной деятельности зависит то, какие контрольные мероприятия проводятся в их отношении. Покажем эту взаимосвязь на схеме. В отношении федеральных АУ оценку и мониторинг соответствия проводит Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, в отношении региональных АУ – органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации. Все процедуры проводятся с использованием функционала ЕИС. Отметим, что оценке соответствия подвергаются заказчики, поименованные в двух специальных перечнях (ч. 1, 3 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ). В первый список в числе прочих вошли федеральные автономные учреждения, во второй включены в том числе региональные АУ. А мониторинг соответствия проводится в отношении отдельных категорий заказчиков, которые охарактеризованы обобщенно (организационно-правовая форма юридического лица, «пороговое» значение по объему выручки или годовой стоимости заключенных договоров), – списка с конкретными наименованиями юрлиц здесь нет. Согласно ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ и Положению о проведении оценки соответствия, утвержденному Постановлением № 1169, данная процедура проводится в отношении проектов следующих документов:
Для этого автономные учреждения должны заполнить последние разделы ежегодного и «инновационного» планов – об участии предпринимателей в закупках. Раздел предназначен лишь для заказчиков, подпадающих под действие Постановления № 1169, – остальным заполнять его не нужно (Письмо Минэкономразвития РФ от 08.06.2016 № Д28и-1494). Обратите внимание: для заказчиков, которые проходят оценку соответствия, расширен горизонт планирования закупок у малых и средних предпринимателей (поправка в ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ внесена Федеральным законом от 02.08.2019 № 263-ФЗ). Теперь соответствующий раздел плана закупки надо формировать на три года вперед (вместо одного). Данное требование относится и к заказчикам, подвергающимся мониторингу соответствия. В силу ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ, Положения о проведении мониторинга соответствия, утвержденного Постановлением № 1169, предметом контроля в том числе становятся: 1) план закупки; 2) план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств; 3) изменения, внесенные в такие планы (если уточняется раздел об участии предпринимателей в закупке). Планы закупки размещаются в ЕИС до 31 декабря текущего года (п. 14 Положения № 908), о чем уполномоченный орган уведомляется посредством функционала ЕИС (с 1 января следующего года). В течение следующих пяти рабочих дней уполномоченный орган проводит мониторинг – проверяет те же параметры, что и при оценке соответствия. При этом раздел плана, посвященный закупкам у малых и средних предпринимателей, должен охватывать не один год, а три года. Положительное заключение свидетельствует о том, что заказчик исполнил требования законодательства об участии предпринимателей в закупках. Он может осуществлять закупки в запланированных объемах. Уведомление о несоответствии выдается для устранения замечаний к плану, а отрицательное заключение становится основанием для приостановки реализации плана в объеме 18 % годовой стоимости запланированных закупок. Как и при оценке соответствия, здесь заказчик тоже должен разместить в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, выбранных в целях приостановки закупок. У автономных учреждений с разным масштабом закупочной деятельности процедуры планирования будут разными. Если АУ небольшое, ему надо сформировать, утвердить и разместить в ЕИС два плана – ежегодный и «инновационный». Если же стоимость договоров, заключенных по результатам закупок за 2019 год, достигнет 250 млн руб., обязанностей прибавится. При планировании понадобится соблюдать объемы целевых закупок у малых и средних предпринимателей и отчитываться за эти объемы перед уполномоченным органом – проходить оценку либо мониторинг соответствия. Новые предложения ФАС по реформированию 223-ФЗ 20.02.2020 на сайте Антимонопольной службы опубликовали презентацию с предложениями по реформированию тендеров госкомпаний и естественных монополий. Сроки вступления в силу не озвучивались и проекта ФЗ нет, но инициатива заслуживает внимания. Правильное описание объектазакупкиЧтобы исключить вероятность сниженияконкуренции, ФЗ №223 устанавливает новые правила, касающиеся обозначенияобъекта закупок в сопровождающей документации. Заказчик больше не может вноситьсведения о стране производства, а также использовать товарный знак. В последнемслучае есть и исключение. При размещении товарного знака можно использоватьсловосочетание “или эквивалент”. Но при этом закон также требует прописатьнекоторые параметры, которые описывают необходимые требование к товарам илиработам, требующимся заказчику — своеобразные параметры эквивалентности. Тогдасчитается, что заказчик исполнил требования закона. Разрешается использовать товарный знак безуказанного уточнения в следующих случаях:
223 ФЗ“О закупках” в новой редакции четко устанавливает,какие сведения обязательно требуется отображать в тексте извещения. Присоставлении следует внести информацию о:
Дополнительно следует указать предписанную 9 частью4 статьи ФЗ №223-ФЗ. Она касается места, где планируется производить закупку. Визвещении отображается адрес электроннойплощадки, на которой будет фиксироваться сделка. Участником закупки по 223-ФЗ может быть:
Участники закупок по 223-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в положении о закупке и закупочной документации. Заказчик вправе установить требования об отсутствии участника закупки по 223-ФЗ в реестре недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ. На практике в госзакупках по 223-ФЗ участвуют в основном юридические лица и очень редко физические лица. Для иностранных компаний возможности участия также ограничены сразу по нескольким направлениям. Чаще всего они подают заявки от российских юридических лиц. Общие шаги:
Дальше поставщику нужно аккредитоваться на нужной секции электронной площадки и открыть спецсчет. Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 годаТиповое Положение, касающееся планируемойзакупки, обязательно публикуется в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.Если Положение изменяется, на размещение выделяется также 15 дней. Об этомсообщает 3 статья ФЗ №505-ФЗ в пункте 12.2. При этом ряд сведений разрешается необнародовать путем размещения в ЕИС. Полный список информации, не подлежащейразглашению, освещен в Законе №223-ФЗ. В него попали данные, касающиесядоговоров:
|