Штрафы за регистрацию иностранных граждан

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за регистрацию иностранных граждан». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Кого не оштрафуют за отсутствие регистрации: изменения с 28 февраля 2021 года

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Несмотря на большое количество нарушений, в России проживает очень много добросовестных иностранных граждан. Часто люди интересуются, как проверить, не является ли регистрация фиктивной и зарегистрирован ли гость вообще.

Самый лучший способ избежать неприятностей – не обращаться в разные фирмы-однодневки, которые дают объявления в интернете с предложениями быстро оформить временную или даже постоянную прописку.

Известно огромное количество случаев, когда люди, которые и так находятся в непростой ситуации, лишались последних денег из-за таких вымогателей. Регистрировать должен работодатель, администрация гостиницы или хозяин жилья, где остановился иностранный гость.

Поскольку в России в отличие от многих других стран существует институт прописки, закон негативно относится к ситуациям, когда кто-то из граждан по месту регистрации не проживает, а находится, например, в другом городе. Однако, такие случаи не являются редкостью, и все их отследить невозможно.

Официально за проживание не по прописке грозит штраф 2000 рублей.

К тому же это бывает довольно трудно доказать. Если не вступать в конфликт с участковым или скандальными соседями, жить так можно годами (между тем официально разрешенный срок проживания без регистрации ограничен 3 месяцами).

Однако, проживающему человеку это доставляет определенные неудобства.

Без постоянной прописки сложно устроиться на нормальную работу, без нее не получится получить ИНН, оформить ИП, записать ребенка в школу.

Кроме того, если нарушение раскроется, придется уплатить административный штраф от 2 000 до 3 000 рублей. В столице штрафы будут еще выше.

Статья УК, которая предусматривает наказание за фиктивную регистрацию, применяется нередко, однако, лишение свободы все-таки считается крайней мерой. К тому же не существует установленных правил относительно того, кто должен отбывать такое наказание – мигрант или владелец жилья.

Чаще всего отвечать приходится собственникам, но сначала правоохранительные органы должны доказать, что человек намеренно нарушил закон.

Не стоит удивляться, что Уголовный кодекс устанавливает такие строгие нормы. В практике правоохранительных органов было немало случаев, когда мигранты совершали правонарушения и даже преступления.

Если они проживают не по месту прописки, их поиск может продлиться очень долго. Так что во многом строгость к виновникам фиктивной регистрации является вынужденной мерой безопасности.

По этой причине не стоит ждать ослабления ответственности для таких правонарушителей. Иностранным гражданам в таких случаях грозят большие штрафы и депортация из страны. Кроме того, может быть наложен запрет на въезд в Россию на определенное количество лет.

Ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан в 2021 году

Незаконная регистрация иностранных граждан имеет место в двух случаях:

  • если регистрационный учет иностранца осуществлен по адресу, по которому он не сможет фактически проживать;
  • если учет произведен на основании недостоверной документации гражданина другого государства и/или сведений о нем.

На практике фиктивная регистрация в основном выражается в превышении допустимого числа «прописанных» лиц, которое определяется размерами жилплощади. Проверки нередко выявляют, что в рядовых квартирах небольшой площади оказываются временно зарегистрированными 10 и более граждан других государств. То есть налицо ситуация, явно указывающая на фиктивность регистрации, поскольку большое количество «прописанных» людей физически не может не то что проживать, а и просто одновременно находиться на определенных жилых площадях.

С этой целью используется несколько мероприятий разной направленности. Уполномоченное лицо может принять решение проверить временную регистрацию по базе ФМС (с лета 2016 ее функции переданы ГУВМ МВД РФ). Проверка регистрации граждан других стран при этом производится на основании единой базы данных, в которой ведется учет иностранцев, постоянно или временно проживающих в России.

В законодательстве РФ предусмотрена ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан без проживания двух видов: административная либо уголовная. Первый вариант наказания до недавнего времени являлся единственно возможным. Но в 2013 году был принят закон, предполагающий и уголовную ответственность.

Правовая база подразумевает возможность наказания для обеих сторон-нарушителей. А спектр наказаний, продуманных в отечественном законодательстве, позволяет более гибко подходить к выбору меры пресечения правонарушений. Их выбор зависит от степени «злостности», допущенной при совершении фиктивной регистрации, что дает возможность делать наказание более ощутимым и объективным.

Нормативно она прописана в ст. 19.15.2 и ст. 19.15.1 КоАП России, а также в законах №109-ФЗ (от 18.07.2006) и №115-ФЗ (от 25.07.2002) и правительственном Постановлении №9 от 15.01.2007.

Актуально на

Как не попасть на штрафы, привлекая к работе иностранцев в 2021 году?

После того, как выявлено нарушение, составляется протокол. В нём указывается сумма штрафа и реквизиты получателя. Если штраф выписан без достаточных оснований, его можно обжаловать в суде. На это отводится десять дней с момента вручения.

Оплатить штраф необходимо в течение двух месяцев. Для этого существует несколько способов:

  1. В кассе миграционного отделения, если она есть.
  2. Лично в любом банковском отделении.
  3. В терминале самообслуживания. Их не только размещают в банках, но и в торговых центрах, станциях метрополитена и других местах с большим потоком людей.
  4. Онлайн через интернет-банкниг.

Важно! Предоставлять квитанцию или чек не обязательно. Но их желательно сохранить для подтверждения оплаты на случай каких-либо сбоев и т. п.

В некоторых случаях возможно освобождение от ответственности. Один из них – просрочка по уважительной причине, например, тяжёлой болезни, смерти родственника или длительной командировке. Но понадобятся доказательства.

Если штраф выписали раньше, чем через 7 дней после приезда, его необходимо обжаловать. Во всех подобных случаях следует обратиться в прокуратуру. Пишется заявление, в котором подробно излагаются обстоятельства. Если прокуратура не освободит от штрафа, придётся обращаться в суд.

Уголовная ответственность тоже наступает не всегда. От неё могут освободить человека, который способствовал раскрытию данного преступления (например, сам сообщил о нём).

Принять на работу иностранного гражданина могут юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Они должны заключить со специалистом трудовой договор. Для этого иностранцу нужно получить документ, который даёт право работать в России.

Какой именно это документ и насколько сложно его оформить — зависит от статуса иностранца. Например, для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иностранных студентов российских вузов действует упрощённый порядок оформления на работу, он наиболее быстрый. Выходцам из стран СНГ нужно оформить патент. А иностранцам, которым требуется виза для въезда в Россию, придётся получать разрешение на работу — это самый сложный и дорогой вариант, оформление документов может затянуться на несколько месяцев, и госпошлины здесь самые большие.

Есть четыре категории граждан, которых нанять проще всего — им для трудоустройства нужно собрать минимум документов. Вот эти категории и необходимые документы:

  • иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство — предоставляют РВП или ВНЖ;
  • студенты очных отделений российских вузов — предоставляют справку об обучении в вузе;
  • иностранцы с действующей срочной трудовой визой — предоставляют визу;
  • граждане стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) — предоставляют загранпаспорт.

Если иностранец относится к одной из этих четырёх групп, он приносит работодателю необходимые документы, и с ним заключают трудовой договор.

Согласно новому указу на 90 суток с даты снятия введенных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством для его граждан приостанавливается течение сроков пребывания на территории РФ. Что это значит? Будет считаться, что в течение 90 суток с момента возобновления транспортного сообщения с иностранным государством его граждане находятся в нашей стране законно. За это время они должны либо выехать из страны, либо легализоваться в России.

Многие считают, что всем иностранцам продлили срок пребывания в России на 90 суток. Это не так. Однозначно действие этого пункта указа распространяется только на иностранных граждан тех государств, с которыми не открыто транспортное сообщение (Украина, Молдова и др.). На граждан государств, с которыми транспортное сообщение возобновлено, это положение нового указа не распространяется, так как, согласно прежнему указу, они уже должны были выехать из России. А те, кто этого не сделал и при этом не легализовался, находятся в стране с нарушением миграционного законодательства.

Напомню: если к 15 декабря 2020 г. транспортное сообщение со страной было восстановлено1, ее граждане должны были выехать из России не позднее 90 суток начиная с указанной даты. Если транспортное сообщение со страной возобновлено позднее, ее граждане обязаны были выехать в течение 90 суток с момента открытия границ. Таким образом, граждане Азербайджана, Армении, Таджикистана, Киргизии, Узбекистана и др. уже должны были либо легализоваться, либо покинуть Россию. На практике тех, кто этого не сделал, суды начали привлекать к ответственности по ст. 18.8 КоАП РФ2. Действие их разрешительных документов не продлевалось.

Верховный суд объяснит, как судить за фиктивную регистрацию

Новый указ дает право иностранному гражданину в случае его незаконного нахождения на территории РФ обратиться в территориальный орган МВД с составленным в произвольной форме заявлением об урегулировании его правового положения. Однако указ не предусматривает корреспондирующей обязанности государственных органов урегулировать такой статус. Как это будет реализовано на практике – неизвестно, но думается, что государственные органы будут придерживаться лояльного подхода.

Еще раз обращаю внимание: согласно новому указу применение наказания в виде административного выдворения запрещено. При предъявлении указанного заявления до 30 сентября 2021 г. иностранному гражданину может грозить только привлечение к административной ответственности с назначением штрафа в размере 5 тыс. руб.

В новом указе, как и в прежнем, предусмотрено, что иностранные граждане могут получать патенты без учета требований к сроку предъявления заявления о выдаче патента и заявленной цели визита в Россию.

А если уже приняты постановление суда о выдворении и решение о запрете на въезд в Россию, иностранный гражданин может легализоваться?

В период действия прежнего указа многим иностранным гражданам суды назначили наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. Они оказались в менее выгодном положении, чем те, кто допустит нарушение после 15 июня 2021 г. При наличии постановления суда органы МВД не смогут урегулировать правовой статус иностранного гражданина, поскольку судебный акт может быть отменен или изменен только актом вышестоящего суда. Поэтому в данном случае необходимо обратиться с жалобой в вышестоящую судебную инстанцию.

А вот иностранным гражданам, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Россию, вероятно, будет легче. Органы МВД при рассмотрении заявления о легализации вправе самостоятельно отменить ранее принятое решение о запрете на въезд в страну.

  • Если вы являетесь иностранным гражданином и длительное время незаконно находитесь на территории РФ, то сейчас самое время легализоваться, поскольку до 30 сентября 2021 г. запрещено назначать наказание в виде административного выдворения и принимать решение о неразрешении въезда в Россию.
  • Чтобы в дальнейшем законно пребывать на территории РФ, необходимо получить легальные документы. После снятия коронавирусных ограничений и окончания действия указа президента за нарушение миграционного законодательства (в том числе за нарушение сроков пребывания в России) вновь будут назначать наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.
  • Если вы работаете в России, обязательно обратитесь за получением патента либо заключите трудовой договор (или договор гражданско-правового характера). За незаконную трудовую деятельность на территории РФ могут привлечь к ответственности, что станет помехой при дальнейшей легализации в России.
  • Отнеситесь к легализации серьезно. Старайтесь не доводить до привлечения к административной ответственности. Если после окончания действия указа президента вас привлекут к ответственности, например за нарушение сроков пребывания в России (ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ), а потом еще и за незаконную работу (ст. 18.10 КоАП РФ), органы миграционной службы могут закрыть для вас въезд в страну. Признать незаконными такие решения крайне сложно.

1 Приложение № 1 к Распоряжению Правительства РФ от 16 марта 2020 г. № 635-р.

2 Постановление Нагатинского районного суда г. Москвы от 25 мая 2021 г. по делу № 05-1803/21, Постановление Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 4 июня 2021 г. по делу № 05-1315/21, Постановление Люблинского районного суда г. Москвы от 11 июня 2021 г. по делу № 05-1431/21 и др.

Выделяют следующие категории иностранных граждан, в соответствии с их миграционным статусом:

  • постоянно проживающие — вид на жительство (ВНЖ), обратите внимание — ВНЖ не является документом, удостоверяющим личность;
  • временно проживающие — разрешение на временное проживание (РВП);
  • временно пребывающие — виза, разрешение на работу, патент, или на основании международных договоров — например, для граждан ЕАЭС.
  • иностранные работники делятся на большее количество категорий, чем иностранные граждане:
  • граждане Беларуси;
  • граждане стран ЕАЭС;
  • ВКС;
  • временно и постоянно проживающие;
  • граждане стран с безвизовым въездом;
  • граждане стран с визовым въездом;
  • студенты очных отделений.

В отношении граждан Беларуси существует двоякая позиция относительно необходимости уведомления о заключении/расторжении трудового /гражданско-правового договора и оформления полиса ДМС.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заказчик работ или услуг обязан уведомить миграционные органы о заключении/расторжении с иностранным гражданином трудового / гражданско-правового договора в течение трех рабочих дней с даты заключения договора.

Cуществует альтернативная позиция о том, что необходимости уведомлять миграционные органы нет. Данная позиция основана на Решении Высшего Совета Сообщества Беларуси и России подтверждена Постановлением Верховного Суда РФ.

В то же время, несмотря на наличие данной позиции, миграционные органы продолжают настаивать на необходимости уведомления о заключении и расторжении трудового /гражданско-правового договора с гражданами Беларуси, и в случае отсутствия подобного уведомления могут привлечь компанию к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ — для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) с наложением административного штрафа на компанию до 1 000 000 рублей и административным приостановлением деятельности до 90 суток. В связи с этим, в случае договора с гражданином Беларуси для минимизации рисков мы рекомендуем уведомить миграционные органы.

С оформлением полиса ДМС сложилась такая же противоречивая ситуация. Согласно позиции Минтруда РФ полис ДМС не требуется для граждан Беларуси, но при этом есть судебная практика, которая говорит об обратном. В связи с этим эксперты рекомендуют в отношении граждан Беларуси как подавать в соответствующие органы уведомления о заключении/расторжении договора, так и оформлять для них полис ДМС.

Обязательными условиями в трудовом договоре с иностранным работником являются:

  • полное имя и паспортные данные работника (они должны быть указаны одинаково во всем оформляемых документах, в том числе и в случае изменения);
  • место заключения договора (миграционные органы могут проверить фактическое нахождение работодателя в России на момент заключения договора);
  • место работы. Если иностранный работник работает по патенту в нескольких регионах России, то необходимо получать патент в каждом регионе. Если же иностранный работник работает по разрешению на работу, то в разрешении необходимо указать все регионы, в которых он работает; при этом в договоре указывается одно место работы — по месту нахождении компании;
  • трудовая функция (некоторые миграционные органы требуют указывать должность иностранного работника согласно классификатору должностей);
  • условия о разъездном или дистанционном характере работы (есть ограничения на командировки иностранных граждан в том регионе, где у них нет разрешения на работу или патента; также есть ограничения на работу дистанционно за пределами России);
  • реквизиты разрешения на работу, патент, РВП или ВНЖ, полиса или договора ДМС. Все изменения в них должны быть внесены и в оформляемые на иностранного работника документы.

В 2020-2021-м годах в связи с пандемией коронавируса в России был разработан и принят ряд нормативно-правовых актов в сфере миграционного права, регулирующих въезд и выезд, трудоустройство, пребывание, карантин и т. п. В качестве ключевых можно выделить следующие документы:

  1. Указ Президента РФ от 15.06.2021 № 364 «О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее — Указ № 364).
  2. Распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 № 635-р «О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019».
  5. Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности».

Также внесены изменения в те документы, которые подаются в миграционные органы. Новые формы документов для привлечения иностранных граждан:

  1. Приказ МВД России от 30.07.2020 № 356 — Уведомление о заключении трудового договора, уведомление о расторжении трудового договора, уведомление о выплате вознаграждения ВКС;
  2. Приказ МВД России от 29.09.2020 № 677 — Ходатайство о выдаче приглашения на въезд;
  3. Приказ МВД России от 10.12.2020 № 856 — Уведомление о прибытии иностранных граждан или лиц без гражданства в место пребывания;
  4. Приказ МВД России от 21.12.2020 № 23235 — Цели поездок в Россию — указываются в визе иностранного гражданина;
  5. Памятка об ответственности — в памятке об ответственности, которая подается в УВМ ГУ МВД России по г. Москве при аккредитации компании добавлены обязанности согласно Постановлению Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428.

Рассмотрим наиболее значимый из них с точки зрения миграционного законодательства.

В практике миграционных органов Москвы также произошли изменения:

Собеседование при подаче документов на приглашение

При постановке компании-приглашающей стороны на учет в миграционных органах в них требуется прийти генеральному директору (главному бухгалтеру) для прохождения собеседования.

Место рождения иностранного работника

Ранее место рождения необходимо было указывать согласно паспорту иностранного работника. Сейчас у иностранного работника необходимо запрашивать свидетельство о рождении, если в его паспорте указана только страна рождения или место рождения не указано.

Сведения об образовании и местах работы высококвалифицированных специалистов (ВКС)

Ранее миграционные органы принимали документы без данных сведений. Сейчас в ходатайстве о прибытии необходимо указывать сведения о наиболее высокой имеющейся ступени образования и опыте работы за последние 10 лет.

Согласование профильного министерства для приглашения иностранных граждан

Ранее миграционные органы требовали согласование профильного министерства для подачи документов на приглашение ВКС и работников техобслуживания из «открытых» стран. Сейчас для приглашения иностранных граждан из «открытых» стран не требуется предварительное согласование вне зависимости от цели въезда.

Процесс привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов из «закрытых стран» теперь несколько усложнился. Отныне требуется согласование въезда работника и сопровождающих членов семьи в профильном министерстве. Таким образом, увеличился общий срок привлечения высококвалифицированных специалистов. Примерно до 2,5 месяцев.

Пошаговый план привлечения работников ВКС:

  1. Заключение трудового договора и подача уведомления;
  2. Согласование въезда работника и членов семьи в профильном министерстве;
  3. Подача документов для оформления разрешения на работу;
  4. Подача документов для оформления визовых приглашений на въезд для работников и членов их семей;
  5. Получение виз в российском визовом центре или Консульстве;
  6. Въезд в Россию и получение разрешения на работу.

То есть теперь необходимо пройти еще один шаг — согласовать въезд работника и членов его семьи в профильном министерстве. Такой «усложненный» режим в настоящее время сохраняется, например, для граждан Китая и Израиля.

Получение РВП, ВНЖ или гражданства России

Позиция миграционных органов: при смене миграционного статуса работника необходимо уволить работника в прежнем миграционном статусе и принять на работу в новом миграционном статусе, уведомив миграционные органы о каждом своем действии.

Позиция трудовой инспекции: при смене миграционного статуса работника расторгать трудовой договор нет необходимости, так как нет оснований для увольнения. Кроме того, иностранный работник может сам отказаться от увольнения, так как он может потерять корпоративные бонусы, накопленный отпуск и т.д.

Эксперты рекомендуют придерживаться позиции миграционных органов

Получение РВП работником — ВКС

Российским законодательством не предусмотрено совмещение статусов ВКС и временно проживающего. Эксперты рекомендуют аннулировать разрешение на работу ВКС сразу после получения РВП.

После принятия решения о создании филиала, представительства иностранного юридического лица, необходимо представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные Торгово-промышленной палатой РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства (ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

В заявлении об аккредитации филиала, представительства, указывается точное число иностранных работников филиала, представительства, которые будут работать в филиале, представительстве. Если количество иностранных работников меняется, то это необходимо согласовывать через Торгово-промышленную палату РФ, затем зарегистрировать изменения в налоговой службе.

В случае превышения числа иностранных работников есть риск аннулирования аккредитации в связи с тем, что деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит законодательству ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и привлечение филиала, представительства к административной ответственности за несоблюдение ограничений на осуществление отдельных видов деятельности (ст. 18.17 КоАП РФ).

По налоговому законодательству иностранный гражданин в случае длительного нахождения за пределами РФ теряет статус налогового резидента и ставка НДФЛ для него становится 30% (вместо 13%, либо 15%).

Миграционные последствия (при нахождении более 6 месяцев за пределами РФ) включают в себя риск аннулирования разрешения на работу, либо патента.

Законодательством не урегулирован вопрос относительно того, являются ли это 6 месяцев подряд, либо суммарно в течение календарного года. Эксперты рекомендуют ограничивать пребывание иностранного работника за пределами России шестью месяцами в течение календарного года. Необходимо отметить, что на практике подобная мера применяется миграционными органами крайне редко.

Что касается административной ответственности, то если иностранный работник работает на основании трудового договора, то согласно позиции Минтруда работодатель в этом случае не может обеспечить для него безопасные условия труда за пределами РФ. Поэтому работа иностранного работника на основании трудового договора за пределами России запрещена.

В случае нарушения этого запрета есть риск привлечения работодателя к административной ответственности. Эксперты рекомендуют в таких случаях заключать с иностранными работниками договор ГПХ.

Президент на время запретил выдворять иностранцев и ограничивать их въезд в РФ

11 марта 2020

Ответственность за фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации установлена статьей 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.

За фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации, уголовная ответственность предусмотрена статье 322.3 Уголовного кодекса РФ.

Под фиктивной постановкой на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания понимается:

— постановка на учет на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов;

— постановка на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без намерения лиц фактически проживать (пребывать) в этом помещении постановка на учет по месту пребывания в Российской Федерации в помещении без намерения принимающей стороны предоставить это помещение для фактического проживания (пребывания);

— постановка на учет по месту пребывания по адресу организации, в которой лица в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность.

Наказание по статьям 322.2, 322.3 УК РФ назначается в виде штрафа от 100 до 500 тысяч рублей, принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо — лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Следует отметить, что законодателем предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего указанные преступления от уголовной ответственности, если оно способствовало его раскрытию и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Мигранты, прибывающие в Россию в поисках заработков, часто не имеют родственников или знакомых, которые могут выступить принимающей стороной. Так как работа еще не найдена, компании, которая могла бы официально легализировать пребывание иностранца в стране, тоже нет. Этим часто могут пользоваться предприимчивые люди, не понимающие полностью, чем им может грозить предоставление заведомо подложных данных.

Фиктивная постановка на миграционный учет – это случай, когда принимающей стороной выступает постороннее лицо (физическое или юридическое), или даже родственник, который указывает в заявлении, что мигрант будет проживать по конкретному адресу, но не собирается предоставлять помещение для проживания. Также фиктивным признается миграционный учет, если данные, предоставленные в заявлении ложные или предоставляются поддельные справки и другие документы.

Иностранный гражданин, прибывающий на территорию России, регистрируется по конкретному адресу, но это вовсе не означает, что он должен каждый день проводить на данной жилплощади. В Конституции Российской Федерации закреплено одно из основных прав – свобода передвижения. То есть, если, к примеру, мигрант приехал с целью навестить родственников и поехал на неделю или больше в другой город, посетить другую родню или с туристическими целями – это не может считаться нарушением миграционного учета.

То же самое относиться и к юридическим лицам, принявшим мигранта на работу и предоставившим ему жилую площадь. Если в процессе трудовой деятельности, сотруднику нужно уехать, к примеру, на другой объект, это не может относиться к фиктивной регистрации.

Государство должно контролировать количество мигрантов, следить за соблюдением ими законов, в том числе с целью обеспечения безопасности государства. Штрафные санкции и даже уголовная ответственность за предоставление фиктивной регистрации иностранцев или лиц без гражданства – прежде всего профилактическая мера для предотвращения данной преступной деятельности, перекрытие нелегального «потока» мигрантов в страну и наказание для тех, кто на этом наживается.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина

В установленные сроки после приезда иностранца в место пребывания принимающей стороной должно быть заполнено уведомление установленного образца. Уведомление заполняется информацией из документов иностранца: миграционной карты (дается при переходе границы), паспорта и визы при наличии. Отправить данное уведомление можно через МФЦ, по почте или в местный отдел по вопросам миграций (ГУВМ МВД или ФМС). Предпочтительнее всего последние варианты, так как при отправке через «Почту России» или МФЦ данные могут прийти с большим опозданием, в то время как в МВД или УФМС они сразу заносятся в базу.

На каждого иностранного гражданина заполняется новый бланк отдельно, если мигрантов несколько. Принимающая сторона при подаче уведомления в службы по вопросам миграции должна иметь при себе список документов: паспорт и копию мигранта, копию миграционной карты. В отделе УФМС сотрудник после получения уведомления, проверки правильности данных и наличия всех документов должен поставить отметку о принятии документа. Специальная часть уведомления, отрывная, возвращается принимающей стороне с печатью.

Длительность законного нахождения приезжего из другого государства в РФ строго регламентирована. Для посетителя, осуществившего въезд в безвизовом порядке, существуют следующие ограничения.

  1. 90 суток беспрерывного пребывания в стране по частному или туристическому приглашению.
  2. Для высококвалифицированных специалистов, приехавших для осуществления трудовой деятельности, а также членов их семей срок устанавливает договор с коммерческой организацией.

Важно! Время нахождения может быть изменено в случае изменения обстоятельств, на основании которых была выдана виза, а также при установлении судебного решения о неразрешении въезда в РФ.

Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина

Недобросовестные приезжие, а также принимающие граждане несут ответственность за правомерность нахождения в России. Статья 18 КОАП устанавливает санкции за нарушение сроков регистрации иностранных граждан.
Сотрудники ГУВМ МВД идут на уступки добросовестным людям при единичном случае несоблюдения ими сроков постановки на учет. Главное – доказать, что данный инцидент – недоразумение, которое не повторится.

Но при неоднократном нарушении миграционных правил возможна депортация и запрет на въезд.

В 2014 году произошли изменения в УК РФ, в частности, была добавлена статья 322.2, определяющая санкции, которым подвержены нарушители миграционного законодательства.

Ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан подразумевает под собой взыскание с индивида суммы в размере от 100000 до 500000 р. (или дохода за три года).

Представитель власти может установить наказание в виде принудительных работ, а также лишения свободы сроком до 3 лет.

Установленные законодательством права миграционного учета фиксируют размер штрафных санкций и иные способы наказания не только на работодателя для мигрантов, но и самих нелегалов. При чем, сумма денежных взысканий и другие меры накладываются и на физических, и на юридических лиц, в зависимости от того, кем трудоустроен гражданин другой страны.

Рассмотрим следующие причины, которые приводят работодателей к наказанию:

  1. Невозможность предоставить необходимый пакет документов, подтверждающие законное пребывание гражданина на территории РФ.
  2. Нарушение трудового права, законов.
  3. Трудоустройство без оформления договора, предоставления должностных обязанностей.
  4. Несоблюдение критериев, указанных в государственных нормативных требованиях охраны труда.
  5. Неустановленный порядок на рабочем месте, отсутствие его оценки.
  6. Трудоустройство иностранца без документов, подтверждающих личность, разрешающую трудовую деятельность.
  7. Отсутствие предоставления работодателем индивидуальной защиты, согласованной с регламентом охраны труда.

Данные факторы более популярны в применении штрафных санкций на нанимателей мигрантов. Соблюдая трудовое законодательство РФ, компании или предприниматели смогут избежать различных мер наказаний, и не допустить возможность трудоустройства лиц, нелегально проживающих на территории РФ (не имеющих гражданства).

Статья 18.9 КОАП устанавливает штраф за регистрацию иностранных граждан с нарушением сроков постановки на МУ в сумме от 2000 до 7000 р. (зависит от региона пребывания).

Сотрудники компаний, которые нарушили взятые на себя обязательства в отношении грамотного оформления иностранцев, вынуждены уплатить взыскание в сумме от 40000 р. до 50000 р.

Размер штрафа за просроченную регистрацию и ее отсутствие в 2021 году

Прописать иностранного гражданина вправе не только собственник жилья, но и работодатель, который предлагает ему работу, а также санатории, где резидент зарубежного государства проходит курс лечения. Отсюда возникает один из актуальных вопросов: «Есть ли способ проверить достоверность проставленного штампа в документах о временной регистрации?».

Для проверки, фиктивная ли регистрация иностранного гражданина по месту пребывания, достаточно посетить районное подразделение миграционной службы, где проходило непосредственное оформление жителя зарубежного государства. Рекомендуется лично прийти в государственный орган, потому что по телефону персональные данные жителей не разглашаются.

Нелегальная прописка мигрантов – деяние, которое регламентируется законодательством под угрозой наказания. Ранее данное противоправное действие подразумевалось административным правонарушением, соответственно, санкции ограничивались штрафом. Но с увеличением численности нелегальных переселенцев и распространением организаций, предоставляющих ложное оформление проживания, деяние переросло в категорию преступлений, предусматриваемым ст. 322.2 УК РФ.

Ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан, без фактического проживания по установленному сотрудниками ГУВМ МВД адресу определяется исключительно в порядке судопроизводства. Только там определяется вид и размер наказания в соответствии со степенью тяжести деяния.

Нелегальная регистрация лиц из-за рубежа может повлечь уголовную ответственность, регламентированную статьей 322.2 УК РФ. Согласно указанной правовой норме, собственнику жилплощади полагается ряд санкций.

  • Штраф, сумма которого составляет 100-500 тыс. рублей или исчисляется в размере заработка нарушителя за трехлетний период.
  • Работы принудительного характера устанавливаются на период в 3 года, а в дополнение – ограничение занимать указанные в приговоре должности.
  • Лишение свободы максимум на три года.

Предписывается уголовная ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан по следующему основанию: наплыв не поставленных на учет мигрантов с Ближнего зарубежья, соответственно, образование организаций, предоставляющих переселенцам нелегальное место для проживания.

Таким образом, зарубежные резиденты, в конспиративном порядке пребывающие на территории нашей страны, привлекаются к административной ответственности и обязываются к уплате штрафа с последующим выдворением за границы государства. Лица, предоставившие незаконное жилье, также подвергаются санкциям, но более строгим – уголовным. Сотрудники ГУВМ МВД регулярно проводят проверки и надзор за проживанием и деятельностью мигрантов на территории России.

Последствия фиктивной регистрации иностранных граждан в России в 2021 году

Фиктивная регистрация иностранцев в России приводит к искажению статистики о количестве мигрантов, нет четкой картины их перемещения. В результате нелегалы занимают рабочие места граждан РФ, совершают преступления и при этом их практически невозможно задержать. Наказание за подобное правонарушение постоянно ужесточается. Следует об этом помнить, прежде чем идти на такое преступление.

  • Копии паспортов собственника и регистрируемого в жилом помещении лица;
  • Заполненный по форме номер 6 бланк анкеты-заявления, которая заполняется собственником помещения и лицом, которое регистрируется в нем;
  • Согласие других собственников, которые проживают или имеют доли в жилом помещении о том, что они не возражают против проживания стороннего лица;
  • Правоустанавливающие документы на объект жилой недвижимости. Обычно это выписка из ЕГРН, договор купли-продажи, дарения, свидетельство о вступлении в наследственные права;
  • При регистрации в муниципальной квартире либо доме потребуется дополнительно выписка из домой книги.

В первую очередь она требуется иностранцам или гражданам Российской Федерации, которые хотят быть трудоустроены официальным образом. Также она дает право на получение медицинской помощи на бесплатной основе в России, позволяет оформить ребенка в дошкольное или школьное образовательное учреждение, помогает получать социальную помощь от государства для граждан РФ и дает право рассчитывать на государственные услуги.

Зарегистрированный жилец получает новые права и обязанности. В частности, он может жить и присутствовать в помещении по месту своей прописки. Он может также зарегистрировать ребенка по месту своей регистрации и поэтому собственникам надо быть крайне аккуратными, ибо выписать несовершеннолетних граждан очень сложно, даже при обращении в судебные органы с иском, ведь права ребенка в России защищаются тщательно. Новый жилец может использовать свою регистрацию для получения разнообразных льгот. Помимо прочего естественно то, что он пользуется и всеми видами коммунальных услуг.


  • Право на обращение с заявлением о предоставлении временной регистрации для гражданина;
  • Право на предоставление своей жилой площади для временно проживающего и зарегистрированного гражданина (собственник не может препятствовать проживанию жильца по закону);
  • Право на осуществление коммунальных платежей;
  • Право свободного владения, пользования и распоряжения своей недвижимости на основании имеющихся правоустанавливающих документов.


Очень часто регистрация носит фиктивный характер, особенно если дело касается столицы, где такие услуги предлагаются повсеместно. Собственник может зарегистрировать в своей квартире просто огромное количество граждан, естественно не бесплатно. То есть с точки зрения законодательных актов фиктивная регистрация – это процедура, которая совершается из корыстных побуждений, когда оформляется она без намерения в дальнейшем проживания от зарегистрированного лица. К такой уловке прибегают не только те, кто хочет официально устроиться на работу, но и граждане, желающие получить льготы, пособия, воспользоваться возможностью отправления ребенка в хороший детский сад или школу.



Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *