Штраф за мигранта юридическому лицу
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за мигранта юридическому лицу». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Трудоустройство иностранцев: как работодателю избежать штрафов
Работодателю грозит уголовная ответственность, если он при постановке иностранца на учет по месту пребывания:
- предоставит в орган по миграционному учету заведомо недостоверные сведения или документы;
- не предоставит иностранцу помещение для фактического проживания (пребывания) или сам иностранец не намерен проживать в помещении, по которому поставлен на учет;
- укажет адрес компании для постановки на учет иностранца, но фактически это лицо в данной компании трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность не осуществляет.
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства.
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
С 16 января 2019 года вступили в силу изменения в статью 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ. Теперь работодатели обязаны обеспечить:
- соблюдение иностранцем порядка пребывания в России, то есть контролировать, чтобы фактически осуществляемая деятельность или род занятий иностранца соответствовали цели въезда;
- своевременный выезд иностранца за пределы страны.
Если организация-наниматель не будет исполнять вышеописанные требования, штраф такой:
- должностному лицу в размере от 45 000 до 50 000 рублей;
- организации в размере от 400 000 до 500 000 рублей.
С 10 августа 2018 года иностранного сотрудника снимают с учета на основании сообщения работодателя о расторжении трудового договора или утере контакта. Руководитель компании должен сообщать, что иностранец больше не живет в месте пребывания. Такая обязанность для работодателя установлена Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 257- ФЗ.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15 комментируемого Кодекса, выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности. Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а также Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденным Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2146.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 18.15 комментируемого Кодекса, выражается в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью второй статьи 18.15 комментируемого Кодекса, состоит в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных рабочих, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью третьей комментируемой статьи, образует неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 18.15, выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
С субъективной стороны предусмотренные правонарушения являются умышленными.
Решение Верховного Суда РФ от 10.01.2019 N 81-ААД18-21
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу управляющего директора общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛэнд» Комарова Евгения Викторовича на определение судьи Кемеровского областного суда от 11 октября 2018 г. о возвращении жалобы без рассмотрения и определение судьи Кемеровского областного суда от 7 ноября 2018 г. об отклонении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЛэнд» (далее — ООО «ЭкоЛэнд», общество),
Постановление Верховного Суда РФ от 18.07.2019 N 5-АД19-44
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «ТехСтрой» Липатникова А.А. на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника УВД по ЗАО ГУ МВД России по г. Москве от 06 февраля 2017 года, решение судьи Кунцевского районного суда г. Москвы от 29 мая 2018 года, решение судьи Московского городского суда от 06 июля 2018 года и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 25 февраля 2019 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТехСтрой» (далее — общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 17.07.2019 N 5-АД19-40
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением заместителя начальника отдела иммиграционного контроля — начальника ОАП УВМ ГУ МВД России по г. Москве от 11 января 2018 года общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей (л.д. 1 — 3).
Постановление Верховного Суда РФ от 01.08.2019 N 5-АД19-58
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «АЛЬПЕНА Консалтинг» (далее — ООО «АЛЬПЕНА Консалтинг», Общество) Смирнова Д.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 15 ноября 2017 года N 5-2193/2017 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 16 июля 2018 года N 4а-3448/2018, вынесенные в отношении ООО «АЛЬПЕНА Консалтинг» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Постановление Верховного Суда РФ от 01.08.2019 N 5-АД19-70
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «АЛЬПЕНА Консалтинг» (далее — ООО «АЛЬПЕНА Консалтинг», Общество) Смирнова Д.М. на вступившие в законную силу постановление судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 15 ноября 2017 года N 5-2094/2017 и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 26 июля 2018 года N 4а-3500/2018, вынесенные в отношении ООО «АЛЬПЕНА Консалтинг» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
- Статья 1.5. Презумпция невиновности
- Статья 2.1. Административное правонарушение
- Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению
- Статья 12.2. Управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков
- Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
- Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
- Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)
- Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах
- Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Принять на работу иностранного гражданина могут юридические лица и индивидуальные предприниматели (ИП). Они должны заключить со специалистом трудовой договор. Для этого иностранцу нужно получить документ, который даёт право работать в России.
Какой именно это документ и насколько сложно его оформить — зависит от статуса иностранца. Например, для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и иностранных студентов российских вузов действует упрощённый порядок оформления на работу, он наиболее быстрый. Выходцам из стран СНГ нужно оформить патент. А иностранцам, которым требуется виза для въезда в Россию, придётся получать разрешение на работу — это самый сложный и дорогой вариант, оформление документов может затянуться на несколько месяцев, и госпошлины здесь самые большие.
Верховный суд смягчил подходы к фиктивной прописке близких родственников
В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации, организацию незаконной миграции, фиктивную регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а также фиктивную постановку на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации (статьи 322, 3221, 3222, 3223 Уголовного кодекса Российской Федерации) Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 322, 3221, 3222, 3223 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), учитывать требования законодательства Российской Федерации, регламентирующего правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, проезда через территорию Российской Федерации, пребывания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации, содержащиеся в Законах Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации», от 25 июня 1993 года N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Федеральных законах от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также в принятых в их развитие актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Общественно опасные деяния, предусмотренные статьей 322 УК РФ, состоят в пересечении Государственной границы Российской Федерации (далее — Государственная граница) с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска либо в пересечении Государственной границы вне таких пунктов при обстоятельствах, указанных в части 1 или части 2 данной статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
3. В части 1 статьи 322 УК РФ под действительными документами на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации следует понимать выданные в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (паспорт, заграничный паспорт, дипломатический или служебный паспорт, вид на жительство в Российской Федерации и др.), а также иные документы, признаваемые в этом качестве международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации (например, временный документ, удостоверяющий личность владельца и дающий право на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию или в другое государство (свидетельство на возвращение), проездной документ беженца).
Под надлежащим разрешением, полученным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, понимается, в частности, выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Российскую Федерацию и пребывание в Российской Федерации или транзитный проезд через территорию Российской Федерации (виза), разрешение на местное приграничное передвижение, разрешение Правительства Российской Федерации либо пограничного органа (в целях неоднократного пересечения Государственной границы, для проведения работ на Государственной границе и др.).
4. Как пересечение Государственной границы без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 322 УК РФ, надлежит квалифицировать указанные действия лица, совершенные с использованием заведомо поддельных (подложных) документов (например, документов с внесенными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения, а равно документов, подделанных иным способом) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу, а равно совершенные при отсутствии у лица каких-либо документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации.
Установленные законодательством права миграционного учета фиксируют размер штрафных санкций и иные способы наказания не только на работодателя для мигрантов, но и самих нелегалов. При чем, сумма денежных взысканий и другие меры накладываются и на физических, и на юридических лиц, в зависимости от того, кем трудоустроен гражданин другой страны.
Рассмотрим следующие причины, которые приводят работодателей к наказанию:
- Невозможность предоставить необходимый пакет документов, подтверждающие законное пребывание гражданина на территории РФ.
- Нарушение трудового права, законов.
- Трудоустройство без оформления договора, предоставления должностных обязанностей.
- Несоблюдение критериев, указанных в государственных нормативных требованиях охраны труда.
- Неустановленный порядок на рабочем месте, отсутствие его оценки.
- Трудоустройство иностранца без документов, подтверждающих личность, разрешающую трудовую деятельность.
- Отсутствие предоставления работодателем индивидуальной защиты, согласованной с регламентом охраны труда.
Данные факторы более популярны в применении штрафных санкций на нанимателей мигрантов. Соблюдая трудовое законодательство РФ, компании или предприниматели смогут избежать различных мер наказаний, и не допустить возможность трудоустройства лиц, нелегально проживающих на территории РФ (не имеющих гражданства).
- Штрафные санкции за приём на работу иностранного гражданина без патента/государственного разрешения.
Нелегальный труд подразумевает собой незаконную организацию трудовой деятельности мигрантом на территории жительства работодателя, без предварительного получения патента или государственного разрешения, гражданства. С компании/предпринимателя взимается штраф за наем нелегалов.
- Недействительность документов (истекший срок действия).
Официальное оформление мигранта на работу возлагает ответственность на работодателя за предоставленную документацию с разрешением на пребывание и работу на территории РФ. При истекшем сроке действия или незаконном оформлении документа на работодателя налагается штраф. Простыми словами – тот, кто предоставляет рабочее место для иностранца, должен следить за сроком годности его документации.
- Неофициальное трудоустройство иностранца (лица без гражданства).
Гражданин другого государства трудоустраивается только при официальном его оформлении в имеющийся штат и составления трудового договора с оглашением необходимым трудовых обязанностей. При нарушении данного пункта трудоустраивающий будет оштрафован. Иностранного гражданина штрафуют на 5000 рублей и выдворяют за пределы России.
- Неправильно (фиктивно) составленный договор.
Если в трудовом договоре были допущены всевозможные ошибки: от неправильной даты до отсутствия подписи одной из сторон, трудовая инспекция вправе считать данный документ фиктивным/недействительным. После чего на компанию также налагается санкция за незаконное трудоустройство иностранца или неправильно составленный документ по факту нарушения нормативов ТК РФ.
Размер штрафной санкции в 2020 году:
- Для физического лица – 5000-10 000 рублей;
- Для юридического лица – 50 000 – 100 000 рублей;
- Для должностного лица – 10 000 – 20 000 рублей.
Если работодатель официально трудоустроил мигранта, правильно составил трудовой договор и уведомил об этом миграционную службу, на него возлагается ответственность за дальнейшее обеспечение охраны труда по трудовому кодексу РФ. При несоблюдении следующих нормативов инспекция вправе оштрафовать работодателя.
Причины штрафных взысканий:
- Несоблюдение государственных нормативных положений по охране труда приводит к предупреждению или штрафу: физ.лицо (предприниматель) – 2000-5000 рублей, организация – 50 000-80 000 рублей.
- Отсутствие проведенных оценочных актов рабочего места, предоставленных условий труда, также приводит работодателя к штрафным взысканиям: предприниматель – 5000-10 000 рублей или предупреждение, юридическое лицо – 60 000-80 000 рублей или предупреждение.
- Допуск иностранного работника без медицинского осмотра, заключения нарколога/психиатра, проверки профессиональной пригодности, обучения и с имеющимися медицинскими противопоказаниями на работодателя налагается штрафное взыскание или предупреждение: должностное лицо – 15 000-25 000 рублей, компания – 110 000-130 000 рублей.
- Отсутствие индивидуальной защиты рабочего при работе повышенной опасности налагается штраф 20 000-30 000 рублей, денежные взыскания для юридических лиц в размере 130 000-150 000 рублей.
- При повторном нарушении закона должностное лицо штрафуют на 30000-40000 рублей и отстраняют от работы на срок до трех лет. При повторных нарушениях юридическое лицо штрафуют на 100 000-200 000 рублей с возможностью отстранения от работы на 3 месяца.
Как нанять иностранца на работу и не получить штраф
Освидетельствование нарушений происходит после проверки миграционной службы и дальнейшего составления акта, в котором фиксируются все правонарушения и несоблюдения нормативов, прописанных в ТК РФ.
«Акт проверки» разделен на две части. Во вводном разделе указана вся информация о проверяющемся объекте: реквизиты работодателя (компании), адрес объекта, дата и время проверки. Во втором разделе (основном) описаны все выявленные нарушения с доказательствами, подтверждающими факт их основания. Один экземпляр акта отдают работодателю, второй – прикрепляется к делу УФМС, который в последующем передается законному представителю организации. В данных материалах дела указаны все выявленные правонарушения и наложение штрафных санкций на компанию.
Оспаривание всех нарушений и наложенных штрафов за нелегальный наём иностранца, после проведенной проверки миграционной службой, происходит только через суд.
- Пошаговые инструкции
- Формы, бланки, документы
- Видеоинструкции
Беспокойство о проверках МВД и возможных штрафах за мигрантов изматывает день ото дня?
Привлекая к труду иностранных граждан, работодатель всегда рискует , ведь несоблюдение правил миграционного учета, предусмотренных законом, может повлечь за собой наложение административных штрафов и иных мер воздействия на правонарушителя, которым одновременно может выступать и работодатель, и сам иностранный рабочий.
При этом, если в случае нарушений со стороны иностранца его будет ждать депортация, то для работодателя последствия будут намного серьезнее – он рискует не только потерять рабочих , но и нарваться на огромные штрафы до 1 000 000 рублей за несоблюдение миграционного законодательства и использование труда нелегалов, не говоря уже о том, что деятельность организации может быть приостановлена на целых3 месяца.
Поэтому в данной статье мы не будем рассматривать огромное количество правил и ответственность за их нарушения самим иностранцем, таких как незаконное пересечение границы или нарушение правил пребывания на территории РФ, мы попробуем разобраться именно в вопросе оформления трудовой деятельности со стороны работодателя и в том, как же не получить штраф за иностранного работника.
Иностранный гражданин, который прибыл в Россию по безвизовому режиму с целью трудоустройства, обязан оформить патент на работу. Трудовая деятельность без наличия действительных разрешительных документов чревата привлечением к юридической ответственности. Причём в такой ситуации пострадает и нелегальный работник, и безответственный работодатель.
Согласно Статье 18.10 «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации» Федерального Закона от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 23.04.2018 с изменениями и дополнениями, вступающими в силу 14.05.2018) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, безвизовый мигрант несёт административную ответственность в следующих ситуациях:
- осуществление трудовой деятельности без патента;
- работу не по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности) – в том случае, если таковая указана в патенте;
- вступление в трудовые отношения вне пределов субъекта РФ, где выдан патент;
- нарушение сроков предоставления сведений для внесения изменений в патент.
Какие санкции применяет государство по отношению к нелегальным безвизовым трудовым мигрантам?
- Прежде всего, иностранцу грозит штраф от 2000 до 5000 рублей.
- В случае с несвоевременным обращением в территориальные органы ГУВМ МВД РФ для предоставления информации сумма штрафа составит 4000 – 5000 рублей.
- Если иностранец нарушил тридцатидневный срок для подачи документов на патент и не обратился за его оформлением, последует штраф в размере 10000-15000 рублей.
Кроме того, может последовать административное выдворение за пределы Российской Федерации. В том случае, если мигрант допустил подобное нарушение впервые, представители государственной власти могут не применять механизм депортации. Также не выдворяют тех мигрантов, которые вовремя не предоставили сведения для внесения изменений в патент.
Повторное нарушение чревато штрафом в сумме от 5000 до 7000 рублей, и гарантированной депортацией нелегального трудового мигранта. Причём в такой ситуации государство не прибегает к депортации в форме самостоятельного контролируемого выезда, а применяет механизм принудительного административного выдворения после помещения в СУВСИГ.
Трудовые отношения без патента приведут к неприятным последствиям в виде административной и уголовной ответственности как безвизового мигранта, так и безалаберного работодателя.
Иностранному гражданину, который устроился на работу при отсутствии патента, грозит штраф и выдворение за пределы Российской Федерации. Отметим, что аннулированный или просроченный документ приравнивается к отсутствию официальных оснований для трудоустройства, не говоря уже о поддельном патенте. В особо тяжёлых ситуациях иностранцу могут запретить въезд на территорию России.
Принимая на работу иностранного гражданина без патента, работодатель также рискует получить штраф, причём в более существенном размере. Каждый случай нелегального трудоустройства мигрантов рассматривается отдельно. Санкции применяются по каждому незаконному мигранту. Также государство может приостановить хозяйственную деятельность предприятия, что ещё больше осложняет ситуацию.
Отметим, что государство не возлагает на работодателя функций контроля срока действия и подлинности патентов сотрудников (как проверить патент на действительность?). При этом, организация несёт ответственность за незаконные трудовые отношения, поэтому просроченный, фальшивый или аннулированный патент – это повод для разрыва трудового договора с мигрантом.
После наложения штрафных или иных санкций иностранному гражданину и работодателю необходимо в предписанные сроки и в установленном законом порядке выполнить требования закона – то есть, оплатить штраф, покинуть территорию РФ или приостановить хозяйственную деятельность.
Обратимся к букве закона. В соответствии с упомянутой выше Статьёй 18.10. КОАП, нелегальный мигрант вторично будет подвергнут штрафным санкциям (от 5000 до 7000 рублей).
Если же ранее иностранный гражданин получил предписание на самостоятельный выезд, и проигнорировал решение суда, то в силу ступает Статья 20.25 «Уклонение от исполнения административного наказания», согласно которой нелегальный мигрант будет оштрафован на 3000-5000 рублей и выдворен за пределы Российской Федерации в административном порядке.
Отметим, что при трудоустройстве без патента мигрант часто нарушает не только трудовое, но миграционное законодательство. Если в качестве меры наказания суд избрал выдворение за пределы РФ, в роли смягчающего обстоятельства может выступить семейное положение нарушителя. Если в России проживает супруг/супруга, родные дети, родители, усыновители, усыновлённые, родные братья/сёстры, дедушка/бабушка, внуки (близкие родственники), то суд может избрать другую меру наказания.
В любом случае, административные санкции имеют высший и низший предел. Суд может склониться к назначению менее сурового наказания, если нарушитель раскаивается и признаёт вину.
Что касается работодателя, то помимо административных, ему грозят налоговые санкции. В качестве смягчающих суд может учесть следующие обстоятельства (ст. 112 НК РФ):
- нарушение совершено в результате тяжёлой личной или семейной ситуации;
- к нарушению привела угроза или принуждение;
- ситуация сложилась вследствие материальной, служебной или иной зависимости нарушителя;
- тяжёлое материальное положение;
- иные убедительные обстоятельства.
Штраф на юридическое лицо за мигрантов
К ответственности за незарегистрированную деятельность бизнесмена будет привлекать ФНС — через суд. Дело будет рассматриваться по месту жительства обвиняемого или месту осуществления деятельности в течение двух месяцев с даты составления протокола о нарушении.
Ответственность, предусмотренная за ведение бизнеса без регистрации в качестве ИП, бывает налоговая, административная и уголовная, это зависит от суммы дохода и вида нарушения.
Наказать могут не только за ведение бизнеса без регистрации. Если сумма доходов от незарегистрированного бизнеса не дотягивает до уголовной ответственности, то незарегистрированного ИП оштрафует сама налоговая — на 10% от полученных доходов, но не менее 40 тыс. руб. А если для бизнеса нужна была лицензия, то придется заплатить штраф ФНС в размере 2000-2500 руб. с конфискацией оборудования и выпущенной продукции.
Административная ответственность:
- Бизнес без регистрации — штраф от 500 руб. до 2000 руб.
- Бизнес без обязательной лицензии — штраф от 2000 руб. до 2500 руб. с конфискацией оборудования и выпущенной продукции.
В большинстве случаев причинами привлечения предпринимателей к ответственности служат невнимательность или откровенное незнание законов. Коммерсанты допускают следующие ошибки:
- Отсутствие уведомления об увольнении иностранца. Работодатели обязаны извещать МВД РФ не только о заключении, но и о расторжении трудовых договоров.
- Работа по просроченным разрешениям и патентам. Истечение срока документа является основанием отстранения сотрудника от должности. Расторгать соглашение с ним предприниматель не должен. На оформление новых бумаг мигрантам отводится месяц. Уволить иностранца можно лишь по завершении этого периода при отсутствии действующего разрешения. Заработную плату за время отстранения начислять не нужно (статья 76 ТК РФ).
- Превышение лимитов. Постановление Правительства России № 1365 от 14.11.18 вводит ограничение по количеству иностранцев в штате. Нормативы действуют в сельском хозяйстве, розничной торговле, спорте, грузоперевозках.
- Направление мигрантов в командировки. Разъездной характер работы неприемлем для некоторых категорий иностранцев. Если сотрудник имеет право работать только в одном регионе, отправлять его в служебные поездки нельзя. Исключения перечислены в приказе Минздравсоцразвития России № 564н от 28.10.2010. Максимальная продолжительность командировок для лиц, указанных в акте, зависит от статуса. Лицам, предъявившим при трудоустройстве разрешение или патент, можно работать вне региона 10 дней. В совокупности за время действия документа служебные поездки не должны превысить 60 суток. Высококвалифицированные специалисты могут находиться в командировке только 30 дней. Однако ограничений по количеству таких отлучек закон не предусматривает. Мигранты, проживающие в России временно, имеют право выезжать по служебным делам на 40 суток за 1 год. При разъездном характере труда норматив увеличивают до 90 дней. О других иностранцах в приказе не упоминается, а потому отправлять их в командировки рискованно.
- Наличные выплаты. Рассчитываться с зарубежными работниками можно только через банк. Письмо № ЗН-4-17/15799 опубликовали на сайте ФНС РФ. Аналогичную позицию высказал Верховный Суд России в постановлении № 307-АД15-691. Ограничение распространяется на иностранцев-нерезидентов – лиц, постоянно пребывающих в России менее 183 дней в году. Нарушением также является выплата вознаграждений в иностранной валюте. Расчеты производят только в рублях.
Перечень проступков сложно назвать полным. Привлечь предпринимателя к ответственности могут за опоздание при отправке документов, ошибки в формах и даже невнимательность. Не стоит забывать и о соблюдении трудового законодательства.
Работа иностранцев в России контролируется миграционными службами. Размер штрафных санкций зависит от вида и степени тяжести нарушения законодательства. Сумма взыскания, накладываемая на виновных лиц, определяется судом. Максимальную меру ответственность несёт юридическое лицо.
Незаконный провоз иностранных рабочих через границу, согласно статье 18.14 КоАП, наказывается штрафом от 50 до 100 тысяч руб. За каждого нелегально работающего в организации сотрудника накладывается взыскание в сумме до 1 миллиона рублей. При систематическом нарушении миграционного законодательства организациями, их должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.
Предпринимателям советуют помнить об общих условиях найма иностранцев. Трудовое соглашение можно заключить с лицом, достигшим совершеннолетия. Обязательными требованиями являются полная дееспособность и подлинность документов. Проверить представленные претендентом сведения можно при помощи онлайн-сервисов. На сайте МВД РФ имеется исчерпывающий набор инструментов.
Другой рекомендацией специалистов является постановка системы внутреннего контроля. Проводить оценку соответствия миграционным требованиям следует регулярно. Кроме того, важно следить за изменением правового регулирования и инструктировать сотрудников кадровых служб.
Что такое неофициальное трудоустройство?
В Российском законодательстве нет такого понятия, как неофициальное трудоустройство. Но на самом деле, работодатель не задумывается о том, что если сотрудник работает у него не оформленным, значит, нарушен закон.
По требованию органа миграции у работодателя, привлекающего к труду иностранцев, могут запросить документы в контрольных целях (данные учета иностранных граждан, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т. д.).
По ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодателю, не представившему или несвоевременно представившему по требованию органа по миграции документы или информацию об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль по законодательству РФ, грозит штраф:
- на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
- на компанию — от 400 000 до 500 000 руб.
Штрафуют работодателей и за несоблюдение установленных ТК РФ сроков. Чаще всего речь об отпуске и отпускных. Работодатель должен предупредить работника об отпуске за две недели (ст. 123 ТК РФ) и за три дня выплатить отпускные (ст. 136 ТК РФ).
Зачастую компании нарушают эти сроки не по своей вине, а потому, что пошли навстречу сотруднику, который подал заявление на отпуск меньше чем за три дня до него. Но судьи убеждены, что это не освобождает работодателя от ответственности (решения Московского городского суда от 18.04.2019 по делу № 7-4171/2019 и Пермского краевого суда от 16.09.2019 по делу № 7-1930/2019/21-1120/2019).
Так что, подписывая подобное заявление работника на отпуск, нужно учитывать, что оно грозит штрафами компании и лично руководителю.
Миграционное законодательство накладывает определенные запреты и ограничения, которые работодатель обязан учитывать, привлекая к трудовой деятельности иностранных граждан. К примеру, иностранные граждане, привлекаемые к работе в РФ, не вправе находиться на муниципальной службе или быть командирами гражданских воздушных судов. Полный перечень «запрещенных» для иностранцев профессий представлен в ст. 14 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.
Кроме запретов, в указанной статье приводятся и ограничения по определенным профессиям. Так, иностранцу не запрещено замещать должность главбуха только в том случае, если он имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ и соответствует законодательным требованиям (ч. 5 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).
Поиск работы — основная причина потока представителей стран из бывшего СССР. Государственная политика в трудовой сфере направлена на защиту интересов россиян, поэтому мигранты могут трудиться в РФ только при получении патента или разрешения на работу.
Трудовая деятельность без разрешительных документов наказывается штрафом и выдворением из страны. Денежное взыскание накладывается не только за отсутствие патента, но и за работу, не соответствующую разрешенной профессии, виду деятельности, должности. Сумма штрафа — 2-5 тыс. руб. (ст. 18.10 КоАП РФ), в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих к ним областях — 5-7 тыс. руб. Повторное наказание — 5-7 тыс. руб.
Устроиться на работу иностранцы могут только в регионах выдачи патента. При смене территории необходимо получить новый документ.
Ответственность компаний и предпринимателей за привлечение иностранных работников очень высока. Это связано с защитой прав на труд российских граждан, контролем процессов миграции, соблюдением стандартов качества условий работы.
Административный кодекс содержит большое количество правонарушений, за которые работодатель может быть привлечен к ответственности. Крупные денежные санкции для приглашающей стороны предусмотрены (ст. 18.9 КоАП РФ):
- за нарушения правил транзита людей через территорию РФ (п. 3);
- при неверном оформлении документов (п. 1);
- за недостоверные сведения о цели визита иностранца (п. 6);
- за непринятие мер для выезда приглашенных (п. 2);
- при непредоставлении приглашающими жилья, медицинского обслуживания, материального обеспечения (п. 5).
Отдельная статья кодекса предусматривает наказание за предоставление работы нерезидентам с нарушением установленного порядка. Рассмотрим, каков штраф за эти проступки.
Использование труда иностранцев налагает на работодателей дополнительные обязанности. Коммерсанты должны соблюдать предписания ТК РФ, следовать правилам миграционного контроля, помнить об особенностях документального оформления. Большое влияние на порядок оказывают международные договоры и конвенции.
Условно работников из-за рубежа можно поделить на две большие группы. Сотрудничество с представителем каждой из них имеет особенности.
Предпринимателям советуют помнить об общих условиях найма иностранцев. Трудовое соглашение можно заключить с лицом, достигшим совершеннолетия. Обязательными требованиями являются полная дееспособность и подлинность документов. Проверить представленные претендентом сведения можно при помощи онлайн-сервисов. На сайте МВД РФ имеется исчерпывающий набор инструментов.
Другой рекомендацией специалистов является постановка системы внутреннего контроля. Проводить оценку соответствия миграционным требованиям следует регулярно. Кроме того, важно следить за изменением правового регулирования и инструктировать сотрудников кадровых служб.
В случае, если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, на него может быть наложен штраф за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток. Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.
ДЕЛОВАЯ ВИЗА В РОССИЮ ДЛЯ ИНОСТРАНЦЕВ
Нарушение миграционного режима в РФ
Сотрудники из Армении, Киргизии, Белоруссии и Казахстана имеют право работать в России без патента. Такая возможность закреплена международным соглашением о создании Евразийского экономического союза от 29.05.2014. Специальные разрешения гражданам этих стран оформлять не нужно, а нормы о квотах на них не распространяются. Работодателю мигрант предъявляет удостоверение личности. Требовать нотариальный перевод нужно, если паспорт составлен на иностранном языке, а страницы не продублированы на русском. Документы об образовании признают автоматически (ст. 97 Договора о ЕАЭС). Специальная процедура легализации необходима для специалистов в области юриспруденции, медицины, педагогики и фармацевтики. При найме зарубежных специалистов по указанным профилям придется провести процедуру признания дипломов.
В письме Минтруда России № 16-4/В-823 установлено требование к наличию полиса добровольного медицинского страхования. Позиция ведомства противоречит разъяснениям налоговой службы № БС-4-11/2686 от 14.02.2017. Рассуждая о порядке уплаты взносов на ОМС, фискалы признали граждан из ЕАЭС застрахованными лицами. Аналогичной позиции придерживается и ФСС России (информационное сообщение на официальном сайте в редакции 2021 года).
Юристы критикуют противоречивость писем, но рекомендуют соблюдать условия. Добросовестное поведение защитит предпринимателя от длительных разбирательств. Если полиса у иностранца нет, работодатель вправе самостоятельно заключить соглашение со страховой компанией.
Обычно предприниматели не оформляют отношения со своими работниками в целях экономии на налогах. Ответственность, которая грозит предпринимателям за данные нарушения, зависит от нескольких факторов:
- Как долго работник трудился без трудового договора.
- Является ли работник российским или иностранным гражданином.
Ответственность наступает, если трудовой договор не был заключен в течение 3 дней, как это требует 67 статья Трудового кодекса. За каждого неоформленного работника ИП грозит штраф в размере 10000-20000 р. по ч. 4 ст. 5.27 КоАП. Такой штраф предприниматель уплачивает за каждого неоформленного работника.
Если ранее предприниматели подвергались аналогичным административным взысканиям, то по ч. 5 ст. 5.27 КоАП им грозит уже более суровый штраф в размере 30-40 тыс. р.
Если в результате действий предпринимателя государству был причинен крупный ущерб, то ему грозит уголовная ответственность. Она предусматривает штраф в размере 100-300 тыс. р. или реальное лишение свободы до 2 лет.
При привлечении наемного сотрудника к работе работодатель обязан заключить с ним трудовой договор. Исходя из этого, у сторон трудовых отношений возникают определенные обязанности друг перед другом.
Такой договор должен быть составлен и подписан в двух экземплярах, один из которых передается работодателю, а второй остается у работника. Он обязательно должен содержать дату начала трудовых отношений и дату их окончания, если договор является срочным.
Чаще всего работодателя мигранта штрафуют за:
- Отсутствие полного пакета документов;
- Нарушение трудового законодательства;
- Уклонение от оформления трудового договора;
- Нарушение государственных нормативных требований охраны труда;
- Непроведение или неправильное проведение оценки условий труда на рабочих местах;
- Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей;
- Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.
Нарушение предусмотренных законом правил миграционного учета влечет за собой административные штрафы и иные меры воздействия, как на работодателя, так и на рабочего-мигранта, при этом в роли работодателя может выступать как юридическое, так и физическое лицо.
В данном материале мы постарались более подробно рассмотреть информацию именно о штрафах работодателю за мигранта в организации или при работе у частного лица, чтобы окончательно разобраться в вопросе правильного оформления трудовой деятельности иностранцев со стороны работодателя и ответить на вопрос, как не допустить штраф за иностранного рабочего в организации.
Освидетельствование нарушений происходит после проверки миграционной службы и дальнейшего составления акта, в котором фиксируются все правонарушения и несоблюдения нормативов, прописанных в ТК РФ.
«Акт проверки» разделен на две части. Во вводном разделе указана вся информация о проверяющемся объекте: реквизиты работодателя (компании), адрес объекта, дата и время проверки. Во втором разделе (основном) описаны все выявленные нарушения с доказательствами, подтверждающими факт их основания. Один экземпляр акта отдают работодателю, второй – прикрепляется к делу УФМС, который в последующем передается законному представителю организации. В данных материалах дела указаны все выявленные правонарушения и наложение штрафных санкций на компанию.