Характерные черты парламентской республики

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характерные черты парламентской республики». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.

Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).

Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

Характерные особенности парламентской республики:

1. Верховная власть в парламентской республике принадлежит парламенту.

2. Высшим должностным лицом в парламентской республике является премьер-министр, который, как правило, является лидером победившей на парламентских выборах партии.

3. Президент избирается парламентом, а не на всенародном голосовании и обладает значительно меньшими полномочиями по сравнению с премьер-министром.

4. Правительство в парламентской республики формируется парламентским путем из числа правящей коалиции.

5. Для парламентской роли характерно повышенное значение законодательной ветви власти по отношение к исполнительной ветви власти.

Обратите внимание на особенности президентской республиканской формы правления

Особенности парламентской республики

Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.

На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:

  1. В Азии — Израиль, Турция, Сингапур, Непал, Иран, Бангладеш, Индия.
  2. В Европе — Албания, Греция, Австрия, Испания, Болгария, Ирландия, Эстония, Германия, Исландия, Португалия, Польша, Литва, Мальта, Сербия, Латвия, Хорватия, Чехия, Финляндия, Венгрия, Словакия, Словения.
  3. В Океании — Вануату.
  4. В США — Доминика.
  5. На Африканском континенте — Эфиопия.

Парламентских государств больше всего в европейской части.

Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.

Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП. То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.

Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:

  1. Президента выбирает не народ, а специально созданная коллегия или парламент.
  2. Исполнительная власть полностью в руках главы правительства, чаще всего это канцлер или премьер-министр.
  3. Все президентские законы вступают в силу лишь в случае, если их подписывает премьер-министр.
  4. Главу правительства выбирает президент, хотя кандидатура выдвигается из числа лидеров созданной коалиции большинством.
  5. За действия правительства ответственность несет его руководитель.

Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.

К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:

  1. Этот тип государственной системы дает возможность максимально соблюсти принцип народного представительства в парламенте.
  2. Любые инициативы правительства чаще всего полностью поддерживаются парламентом, это позволяет обеспечить стабильную работу власти.
  3. Эта система правления объединяет исполнительную и законодательную власть в единую ветвь.

Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.

Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.

Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.

К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.

Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).

Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.

Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.

Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).

В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.

Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.

Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).

Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.

Источник

Такой тип управления встречается в странах с развитой саморегулируемой экономикой. Как пример, Италия, Израиль. У парламента можно кратко выделить следующие задачи:

  1. Разработка и принятие бюджета.
  2. Определение путей социально-экономического развития.
  3. Решение вопросов внутренней и внешней политики.

Главу государства избирает коллегия, в которую входят представители региональных органов самоуправления и федеративных субъектов. Они являются главным видом контроля за деятельностью исполнительной власти.

У итальянцев президента республики выбирают члены обеих палат на совместном заседании. При этом принимает участие в выборах 3 представителя каждой области.

Политологи говорят о слабой президентской власти. Ведь обширные полномочия контрассигнуются министром или главой правительства. Президентские обязанности — объявление амнистии осужденных, командование вооруженными силами.

Плюсы и минусы парламентской республики таблица

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрасигнует акты президента.

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями.[источник не указан 1303 дня] Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе — Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии — Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке — Эфиопия;
  • в Америке — Доминика;
  • в Океании — Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, — большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры — Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего — около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика — это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

парламентаризм

Парламентаризм как система правления восходит к Древней Греции, хотя он не похож на то, что сейчас считается таковым..

Например, в Афинах все свободные граждане (только мужчины, которые не были рабами) были членами парламента и могли голосовать по предложениям о политических действиях.

Римляне также практиковали этот тип правительства. В республиканскую эпоху система формально напоминала парламентскую республику, хотя, учитывая то, как были избраны сенаторы, ее можно считать лишь отдаленным предшественником..

В остальной части Европы кортесы королевства Леон считаются первым случаем парламентского правления, в данном случае в монархии.

Это была форма, принятая многими правительствами в средние века, хотя у короля были почти все политические атрибуты, а парламенты были ниже его полномочий.

В Англии после войны 1640 года между королем Карлом I и его парламентом была внедрена система, в которой последний фактически взял на себя большую часть законодательных и административных прерогатив..

Большинство парламентских республик происходит от эволюции монархии того же типа в республику. Его появление не было однородным процессом, но зависело от обстоятельств каждой страны.

Франция была одной из первых, в которой появился этот режим правления. Когда Наполеон III потерял власть в 1870 году после франко-прусской войны, страна стала республикой. Она называлась Третьей Республикой и имела некоторые изменения по сравнению с предыдущими.

Основным отличием была потеря функций президентского деятеля, одна из характеристик парламентских республик. Таким образом, именно Палата осуществляла королевскую власть, которая оставалась до Второй мировой войны и последующего вторжения нацистов..

Когда война закончилась, Франция пережила очень нестабильные периоды. Наконец, систему, существующую сегодня в стране, можно назвать Президентской Республикой, как и в Соединенных Штатах, поскольку президентская фигура обладает широкими полномочиями..

Одним из наиболее частых источников парламентских республик является исчезновение старой монархии и ее замена этой системой..

Это было обычно после двух мировых войн. В некоторых европейских странах, таких как Италия, Турция или Греция, поддержка монархов потерянным державам привела к другой форме правления.

Когда этим монархам пришлось покинуть трон, произошла смена политической системы, когда в стране управляли избранные президенты и парламенты..

Часть стран, которые достигли независимости на протяжении всего двадцатого века, особенно те, которые принадлежат Содружеству, напрямую перешли к самоуправлению с системой парламентской республики.

То же самое произошло, когда коммунистический блок исчез в Восточной Европе. Хотя до Второй мировой войны большинство из них были монархиями, когда они получили демократию, почти все выбрали республику.

правительство

Основной характеристикой этого типа правительства является то, что президент республики не является главой правительства.

Это, однако, глава государства, но их функции обычно являются репрезентативными или, как в Италии или Германии, отвечают за посредничество в некоторых деликатных вопросах.

В данном случае именно премьер-министр возглавляет действия правительства, а парламент, который его назначает, осуществляет контроль над правительством и законодательной властью..

Именно в этом парламенте происходит максимальная политическая активность. У него есть последнее слово во время выборов президента, которое обычно по предложению премьер-министра.

Курсовая работа: Парламентская республика 3

Это ключевая фигура в структуре системы Парламентской Республики. Он является главой исполнительной власти и, как правило, избирается самим парламентом..

Одной из функций премьер-министра является выдвижение кандидата в президенты, что должно быть одобрено парламентской палатой..

Различия с парламентской монархией

Основное различие между Республикой и Монархией, когда они являются парламентскими, состоит в том, кто держит главу государства.

В первом случае это демократически избранный президент, прямо или косвенно. Напротив, в монархиях этот штаб занят королем, в наследственном положении.

Что касается прерогатив, обычно между этими двумя системами нет различий. Монархи парламентских систем выполняют только репрезентативную работу, хотя они должны подписывать законы, исходящие от правительств..

Лишь изредка, очень редко могут происходить столкновения между королем и парламентом..

Например, в Бельгии несколько лет назад монарх отрекся от престола на несколько часов, чтобы не подписывать подготовленный правительством проект закона об абортах..

После одобрения он возобновил работу. Эти расхождения обычно не приводятся в республиках, так как президент может быть смещен.

Некоторые из монархий этого типа — британские, испанские или северные страны в северной Европе..

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Парламентская республика: примеры стран. Парламентские республики: список

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская (смешанная) Парламентская
Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). Избирается на заседании парламента.
Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии.
Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства.
Право роспуска парламента у президента Отсутствует. Президент имеет право роспуска парламента.
Наличие поста премьер- министра Отсутствует. Существует пост премьер-министра.
Объем полномочий президента Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает.
Современные государства США, страны Латинской Америки Австрия, Россия, Франция Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.

Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.

При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.

Вопросы лекции:

  1. Понятие формы государственного устройства;

  2. Унитарное государство. Общая характеристика;

  3. Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации;

  4. Административно-территориальное устройство;

  5. Автономия

Законодательство и рекомендованная литература:

Конституция Франции (Раздел 1), Основной закон ФРГ (Раздел 2), рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995; Д.А. Ковачева; Давитадзе.

Такой тип управления встречается в странах с развитой саморегулируемой экономикой. Как пример, Италия, Израиль. У парламента можно кратко выделить следующие задачи:

  1. Разработка и принятие бюджета.
  2. Определение путей социально-экономического развития.
  3. Решение вопросов внутренней и внешней политики.

Главу государства избирает коллегия, в которую входят представители региональных органов самоуправления и федеративных субъектов. Они являются главным видом контроля за деятельностью исполнительной власти.

У итальянцев президента республики выбирают члены обеих палат на совместном заседании. При этом принимает участие в выборах 3 представителя каждой области.

Политологи говорят о слабой президентской власти. Ведь обширные полномочия контрассигнуются министром или главой правительства. Президентские обязанности — объявление амнистии осужденных, командование вооруженными силами.

Отличительные черты парламентской республики:

Парламентарная (парламентская) республика — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формирова­нии ее органов принадлежит парламенту как высшему органу предста­вительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болга­рии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограни­ченными, а реальная исполнительная власть осуществляется прави­тельством.

Парламентская республика возникла в 19 веке, распространение получила в 20 веке. Большинство стран западной Европы является парламентскими республиками: Италия, страны Балтики.

Президент не является главой правительства и исполнительной власти. Глава государства обладает слабыми и ограниченными полномочиями. Парламент обладает сильнейшими полномочиями – он является полновластным органов, формирует правительство и избирает президента. Правительство подчиняется Парламенту.

Главой правительства назначается глава парламентского большинства. Правительство формируется парламентом. При коалиционном правительстве ключевые места занимают политики наибольшей партии.

Парламент может распустить правительство, выражая недоверие. Парламент обладает обширными полномочиями, а глава государства – ограниченным числом полномочий, в церемониальной, представительской сфере. Глава государства сам не может проводить политику. Президент в парламентской республики ближе к исполнительной власть. Парламент влияет на политику правительства. Правительство может влиять на парламентский законодательный процесс.

Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.

Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.

При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.

Понятие формы государственного устройства;

Унитарное государство. Общая характеристика;

Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации;

Законодательство и рекомендованная литература:

Конституция Франции (Раздел 1), Основной закон ФРГ (Раздел 2), рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995; Д.А. Ковачева; Давитадзе.

Парламентская Республика Происхождение, характеристики

В классической схеме республиканская форма правления подразделяется на три вида:

  • президентская республика,
  • парламентская республика,
  • смешанная (полупрезидентская) республика.

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

Примеры президентских республик: США, Аргентина, Мексика, Бразилия.

Признаки президентской республики:

  • президент является главой государства;
  • президент избирается путем всенародного голосования;
  • внепарламентский способ избрания правительства. Правительство формирует президент;
  • отсутствие ответственности правительства перед парламентом. Правительство ответственно перед президентом;
  • отсутствие у президента права роспуска парламента. Однако президент может наложить вето на законы принятые парламентом;
  • наличие у парламента права инициирования процесса отстранения президента от власти (импичмент);
  • жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Существует иная модель президентской республики, при которой президент, являясь главой государства, не совмещает этот статус со статусом главы правительства. В этом случае, президент помимо полномочий, закрепленных Конституцией, формирует аппарат органов при президенте, который содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства.

Это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Примеры парламентских республик: Италия, Германия, Турция, Индия.

Признаки парламентской республики:

  • верховенство парламента;
  • глава государства выполняет представительскую роль;
  • парламентский способ формирования правительства. Правительство формируется из лидеров партий, получивших большинство в парламенте;
  • ответственность правительства перед парламентом;
  • правительство может быть распущено в случае потери поддержки парламентского большинства;
  • наличие должности премьер-министра, которая избирается или назначается парламентом.

Это такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики.

Примеры: Российская Федерация, Казахстан, Франция. К слову, Именно Франция является родоначальницей полупрезидентской республики. Данная форма правления была введена в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Признаки смешанной (полупрезиденсткой) республики:

  • президент избирается путем народного голосования;
  • президент не является главой исполнительной власти;
  • правительство возглавляет исполнительную власть;
  • правительство подотчетно президенту. Перед парламентом оно несет ограниченную ответственность;
  • основная ответственность правительства перед президентом, ограниченная – перед парламентом;
  • должность премьер-министра назначается президентом самостоятельно или с согласия парламента не зависимо от баланса партийных сил;
  • решение об отстранении от должности премьер-министра, министра или правительства в целом принимается президентом.

Следует упомянуть также о нетрадиционных видах республик. Например, теократическая республика. Ключевой особенностью данной формы правления является то, что основные рычаги власти сосредоточены в руках духовенства.

В настоящее время теократическая республика распространена лишь в Иране.

Для некоторых стран Африки (Заир, Малави) характерна такая форма президентской республики как монократическая республика. Ее особенность заключается в том, что в условиях однопартийности лидер партии провозглашается пожизненным президентом. Роль парламента в данных условиях формальна и реальных полномочий он не имеет.

Парламентарная (парламентская) республика — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и формирова­нии ее органов принадлежит парламенту как высшему органу предста­вительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Венгрии, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др. (например, в Индии, ФРГ, Италии и др.). Но даже в тех случаях, когда в таких республиках президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, в Ирландии, Болга­рии, Финляндии и др.), его полномочия оказываются весьма ограни­ченными, а реальная исполнительная власть осуществляется прави­тельством.

Парламентская республика возникла в 19 веке, распространение получила в 20 веке. Большинство стран западной Европы является парламентскими республиками: Италия, страны Балтики.

Президент не является главой правительства и исполнительной власти. Глава государства обладает слабыми и ограниченными полномочиями. Парламент обладает сильнейшими полномочиями – он является полновластным органов, формирует правительство и избирает президента. Правительство подчиняется Парламенту.

Главой правительства назначается глава парламентского большинства. Правительство формируется парламентом. При коалиционном правительстве ключевые места занимают политики наибольшей партии.

Парламент может распустить правительство, выражая недоверие. Парламент обладает обширными полномочиями, а глава государства – ограниченным числом полномочий, в церемониальной, представительской сфере. Глава государства сам не может проводить политику. Президент в парламентской республики ближе к исполнительной власть. Парламент влияет на политику правительства. Правительство может влиять на парламентский законодательный процесс.

Исторически первая президентская республика – США. Он возникла в 18 веке, на протяжении многих лет развивалась и совершенствовалась, в каком-то смысле является примером, образцом президентской республики. Также такими республиками являются Чили, Уругвай.

Отличительные черты: Избираемый на всенародных выборах Президент является главой государства и главой исполнительной власти, Президент формирует свою администрацию, которая и является Правительством (США), или Правительство (Перу). В таких республиках действует принцип недопустимости совмещения должности депутата и министра Должность Премьер-министра отсутствует. Правительство не может уволить администрацию. Глава государства избирается без участия Парламента на всенародных прямых выборах или через представителей, среди которых не может быть членов Парламента. Однако Президент не имеет права распустить Парламент. Основным принципом организации власти является принцип разделения властей.

При классической президентской модели Президент сам возглавляет Правительство. Сам его формирует, но делает это с согласия верхней палаты Конгресса. Правительство самостоятельно и несет ответственность перед Президентом. В ряде афро-азиатских стран сформировался институт супер-президентской республики – установление авторитарного режима при пожизненном занятии должности, с повышением полномочий.

Понятие формы государственного устройства;

Унитарное государство. Общая характеристика;

Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации;

Законодательство и рекомендованная литература:

Конституция Франции (Раздел 1), Основной закон ФРГ (Раздел 2), рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995; Д.А. Ковачева; Давитадзе.

Вопросы лекции:

  1. Понятие формы государственного устройства;

  2. Унитарное государство. Общая характеристика;

  3. Федеративное государство. Отличие федерации от конфедерации;

  4. Административно-территориальное устройство;

  5. Автономия

Законодательство и рекомендованная литература:

Конституция Франции (Раздел 1), Основной закон ФРГ (Раздел 2), рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995; Д.А. Ковачева; Давитадзе.

  • Понятие и признаки нормативно-правовых актов
  • Стадии законотворческого процесса
  • Разновидности правотворчества
  • Законотворческий процесс в России
  • Правотворчество субъектов РФ
  • Виды правотворчества
  • Стадии правотворчества
  • Сущность и принципы правотворчества
  • Понятие и функции правотворчества
  • Соотношение системы права и системы законодательства

Парламентаризм как система правления восходит к Древней Греции, хотя он не похож на то, что сейчас считается таковым..

Например, в Афинах все свободные граждане (только мужчины, которые не были рабами) были членами парламента и могли голосовать по предложениям о политических действиях.

Римляне также практиковали этот тип правительства. В республиканскую эпоху система формально напоминала парламентскую республику, хотя, учитывая то, как были избраны сенаторы, ее можно считать лишь отдаленным предшественником..

В остальной части Европы кортесы королевства Леон считаются первым случаем парламентского правления, в данном случае в монархии.

Это была форма, принятая многими правительствами в средние века, хотя у короля были почти все политические атрибуты, а парламенты были ниже его полномочий.

В Англии после войны 1640 года между королем Карлом I и его парламентом была внедрена система, в которой последний фактически взял на себя большую часть законодательных и административных прерогатив..

Большинство парламентских республик происходит от эволюции монархии того же типа в республику. Его появление не было однородным процессом, но зависело от обстоятельств каждой страны.

Франция была одной из первых, в которой появился этот режим правления. Когда Наполеон III потерял власть в 1870 году после франко-прусской войны, страна стала республикой. Она называлась Третьей Республикой и имела некоторые изменения по сравнению с предыдущими.

Основным отличием была потеря функций президентского деятеля, одна из характеристик парламентских республик. Таким образом, именно Палата осуществляла королевскую власть, которая оставалась до Второй мировой войны и последующего вторжения нацистов..

Когда война закончилась, Франция пережила очень нестабильные периоды. Наконец, систему, существующую сегодня в стране, можно назвать Президентской Республикой, как и в Соединенных Штатах, поскольку президентская фигура обладает широкими полномочиями..

Часть стран, которые достигли независимости на протяжении всего двадцатого века, особенно те, которые принадлежат Содружеству, напрямую перешли к самоуправлению с системой парламентской республики.

То же самое произошло, когда коммунистический блок исчез в Восточной Европе. Хотя до Второй мировой войны большинство из них были монархиями, когда они получили демократию, почти все выбрали республику.

Основной характеристикой этого типа правительства является то, что президент республики не является главой правительства.

Это, однако, глава государства, но их функции обычно являются репрезентативными или, как в Италии или Германии, отвечают за посредничество в некоторых деликатных вопросах.

В данном случае именно премьер-министр возглавляет действия правительства, а парламент, который его назначает, осуществляет контроль над правительством и законодательной властью..

Именно в этом парламенте происходит максимальная политическая активность. У него есть последнее слово во время выборов президента, которое обычно по предложению премьер-министра.

Как указывалось выше, функции президента как главы государства довольно скудны.

Несмотря на то, что в некоторых законодательных актах его подписание необходимо для вступления в силу парламентских соглашений или предложений правительства, на практике это всего лишь простой формализм.

В некоторых странах он отвечает за роспуск парламента и проведение новых выборов, хотя, опять же, они обычно являются полностью автоматическими актами по требованию премьер-министра..

Это ключевая фигура в структуре системы Парламентской Республики. Он является главой исполнительной власти и, как правило, избирается самим парламентом..

Одной из функций премьер-министра является выдвижение кандидата в президенты, что должно быть одобрено парламентской палатой..

Основное различие между Республикой и Монархией, когда они являются парламентскими, состоит в том, кто держит главу государства.

В первом случае это демократически избранный президент, прямо или косвенно. Напротив, в монархиях этот штаб занят королем, в наследственном положении.

Что касается прерогатив, обычно между этими двумя системами нет различий. Монархи парламентских систем выполняют только репрезентативную работу, хотя они должны подписывать законы, исходящие от правительств..

Лишь изредка, очень редко могут происходить столкновения между королем и парламентом..

Например, в Бельгии несколько лет назад монарх отрекся от престола на несколько часов, чтобы не подписывать подготовленный правительством проект закона об абортах..

После одобрения он возобновил работу. Эти расхождения обычно не приводятся в республиках, так как президент может быть смещен.

Некоторые из монархий этого типа — британские, испанские или северные страны в северной Европе..

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) монархия Все ветви власти – судебная, законодательная и исполнительная находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Теократическая монархия Абсолютная светская сливается с абсолютной религиозной властью, и они находятся в руках одного человека. Переход власти от одного лица к другому происходит путем выбора наследника в узком кругу уполномоченных представителей, либо божественным знамением. В наши дни данный вид правления существует в Ватикане и Тибете.
Ограниченная монархия Власть монарха ограниченна Конституцией или иным высшим законом страны, либо власть распределена между монархом и другими органами государственной власти. Встречается ограниченная монархия двух видов: Конституционная и сословно – представительная.
Сословно – представительная монархия Власть принадлежит монарху. Но при представителе верховной власти активно функционирует совещательный орган из представителей определенных сословий, который в зависимости от личностных качеств правителя, может оказывать давление на принятие тех или иных решений. Наиболее яркими вариантами такого органа можно назвать Земский Собор в России и Кортесы в Испании.
Конституционная монархия Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на Дуалистическую и Парламентскую.
Дуалистическая монархия Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская монархия Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (Парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Монарх при формировании данный ветвей имеет номинальное значение. Иногда, монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.
Дуалистическая монархия Монарх стоит во главе исполнительной власти, а так же может частично влиять на судебные решения и законотворчество. Обычно параллельно с монархией в государстве существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.

Республика – это форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выбранными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III тыс. до н.э.), как впоследствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру (городская община – собрание и совет, дворец, храм). И в этой структуре зачастую в определенной исторической обстановке верховенство оставалось за демократическим органом власти – собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел. Иностранцы и рабы, как правило, отстранялись от участия в государственном управлении. Военачальники, предводители дружин выполняли решения собрания, были на службе у совета[6] .

То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования (избрания) собраний, советов определяют различные республиканские (от лат. respublica – «общее дело») формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются. Разумеется, республиканские, точно так же, как и монархические, формы правления определяются не только соотношением классовых сил, стремлением тех или иных социальных сил господствовать, эксплуатировать другие классы, но и историческими традициями, национальной психологией, экологическим (географическим) фактором, различными контактами с окружающими государствами (фактор заимствования, подражания, завоевания) и т.п.

Например, древнегреческие республиканские формы правления вырастали из внутреннего социально-классового развития античного общества, островного положения многих древнегреческих полисов, роли морской торговли в экономической жизни Древней Греции, победы демоса и его функций как коллективного рабовладельца и т.д. В иных регионах, например в некоторых месопотамских городах-государствах, роль собрания и совета вырастала из организации общинного земледелия, когда представители общинников-земледельцев – основной производительной силы этих обществ – брали на себя функции организации и осуществления государственной власти в своих интересах.

Республика характеризуется выборностью и сменяемостью главы государства. Истории известны парламентарные, президентские, смешанные и советские республики[7] .

Отличительными чертами парламентарной республики являются следующие:

— верховенство парламента;

— ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед президентом;

— формирование правительства на парламентской основе из числа лидеров политических партий, располагающих большинством голосов в парламенте;

— избрание главы государства либо парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом.

В парламентарной республике глава государства не играет сколько-нибудь существенной роли среди других государственных органов.

Возникает вопрос: в чем же тогда привлекательность, преимущества такой республиканской формы правления, при которой реализуется принцип разделения властей?

Впервые идею разделения властей глубоко, подробно разработал в своем фундаментальном труде «О духе законов» Ш. Монтескье (XVIII в.). Эта идея была направлена против произвола, политических ошибок, злоупотреблений, порабощения народа в абсолютистской монархии. Она несла заявку на иную, чем абсолютистская монархия, организацию государственной власти, которая нужна была рвущейся к власти, прогрессивной, зарождающейся буржуазии и которую та собиралась осуществить.

Ш. Монтескье сумел в идее разделения властей, которую полагал закрепить в конституции, выразить многие политические, экономические и нравственные требования прогрессивной буржуазии, перевести их на строгий политико-правовой язык, довести эти требования до четких юридических притязаний. По существу, он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

Почему? Да потому, что идея разделения властей означала создание в сфере организации государства систему «сдержек и противовесов», обеспечивающую власть народа, не позволяющую той или иной ветви власти, а стало быть, и конкретным их представителям, стать своеобразными коллективными или единоличными диктаторами, подмять под себя все иные органы государственной власти, осуществить антиреспубликанский переворот.

Кроме того, нормальная организация государственной власти на основе разделения полномочий ее органов, их баланса позволяет лучше обеспечивать государственное управление, например, повышать качество законов и их исполнение (проекты предлагаются, как правило, исполнительной властью, прорабатываются, уточняются в парламенте, принимаются им в виде законов, исполняются правительством, контролируются судебными органами).

Существует несколько разновидностей президентской республики.

Так, президентская республика в США отличается классическим разделением властей: высшая законодательная власть находится у парламента (Конгресса, состоящего из Палаты представителей и Сената), высшая исполнительная власть принадлежит Президенту, высшая судебная власть – Верховному суду. Как глава исполнительной власти (при отсутствии должности премьер-министра) Президент является главой правительства — Кабинета, играющего при нём роль совещательного органа. Кабинет состоит из министров, которых назначает Президент по совету и с согласия Сената. Президент обладает обширными полномочиями в области внутренней и внешней политики, является верховным главнокомандующим, издаёт подзаконные акты, обладает правом отлагательного вето и т.д. Президент и члены его Кабинета не подотчетны Конгрессу. Президент может быть отстранён от должности только в порядке импичмента.

Во французской модели президентской республики присутствуют определенные элементы парламентской республики. Здесь, кроме Президента, имеется и правительство – Совет министров, возглавляемые Премьер-министром. Президент, помимо других широких полномочий в сфере законодательства и управления, назначает Премьер-министра и по его предложению – других членов правительства, председательствует на заседаниях правительства, принимает отставку Премьер-министра и министров. Президент вправе (после консультаций с премьер-министром и председателями палат парламента) распустить нижнюю палату парламента (национальное собрание). В свою очередь, парламент, состоящий из двух палат (Сената и Национального собрания), обладает правом контроля за деятельностью правительства. Правительство ответственно перед национальным собранием, которое большинством голосов может принять резолюцию порицания, обязывающую правительство подать в отставку.

Президентской республикой является и форма правления, предусмотренная Конституцией Российской Федерации.

От американской и французской моделей президентской республики она отличается рядом особенностей. Как и во Франции, в России, кроме Президента есть Правительство, возглавляемое Председателем Правительства. Однако, по российской модели, Правительство (подобно Кабинету министров при Президенте США) не ответственно перед парламентом, и парламент не обладает правом контроля за Правительством (кроме бюджетного контроля). Недоверие Правительству или отказ в доверии Правительству со стороны Государственной Думы вовсе не обязывает российское Правительство (как это имеет место во Французской модели) подать в отставку, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3-4 ст. 117), Президент РФ в соответствующих случаях вправе как объявить об отставке Правительства[9] , так и распустить саму Государственную Думу.

Таким образом, в российской модели президентской республики заметно присутствуют как преимущества исполнительной власти из американской модели, так и слабости законодательной власти из французской модели. Вместе с тем в российской модели отсутствуют некоторые преимущества парламента из американской и французской моделей, которые дают законодательной власти необходимые ей сдержки и противовесы против мощной исполнительной власти (полномочий Президента и Правительства). Отсутствие надлежащего баланса (и уравновешенной системы взаимных сдержек и противовесов) во взаимоотношениях исполнительной и законодательной властей является одним из значительных недостатков российской модели президентской республики[10] .

В России сложилась невиданная для зарубежных федеративных государств практика, когда Федерация устанавливает не только порядок формирования и деятельности органов власти субъектов Федерации, но Президент Российской Федерации фактически «назначает» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (под угрозой роспуска парламента субъекта Федерации). В зарубежных федерациях субъекты самостоятельно формируют свои органы государственной власти. Органы управления субъектов федерации образуются в соответствии со стандартами, присущими президентским и парламентарным формам правления. В тех федерациях, которые являются президентскими республиками (Аргентина, Бразилия, Мексика, Соединенные Штаты Америки), орган исполнительной власти субъекта (губернатор) избирается населением. В федерациях с парламентарной формой правления (Австралия, Австрия, Индия, Канада, Федеративная Республика Германия) правительство штата, земли, провинции формируется законодательным органом субъекта федерации и перед ним ответственно. В индийских штатах существует должность губернатора (за исключением штата Джамму и Кашмир, где он именуется президентом), назначаемого Президентом Индии и являющегося гарантом интересов союза в штате. Но он не входит в правительство штата и осуществляет свои полномочия по совету правительства штата[11] .

Словом, президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. В некоторых исторических условиях это становится вполне оправданным. Теоретический анализ в связи с этим выделяет такие исторические ситуации, как, например, переход от феодальных отношений к буржуазным. Кроме того, такого рода форма правления возникает там, где были сильны монархические традиции, в ситуациях, не отличающихся стабильностью. Иногда президентское правление становится эффективным в пе��иод проведения реформ в странах, имеющих обширную территорию, в многонациональных государствах и т.д. В свою очередь отсутствие права роспуска парламента лишает президента и правительство возможности «давить» на парламент, что повышает его устойчивость и снимает конъюнктурность в принятии им законов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *