Правоохранительные органы и судебная система РФ план

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правоохранительные органы и судебная система РФ план». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Правоохранительные органы как часть исполнительной системы.

2. Структура государственных правоохранительных органов:

а) прокуратура;

б) суды;

в) таможня;

г) ФСБ;

д) ОВД.

3. Негосударственные правоохранительные органы:

а) адвокатура;

б) нотариат;

в) частные агентства по охране и розыску лиц.

4. Функции:

а) охранительная;

б) стабильность в обществе и правопорядок;

в) предупреждение преступлений;

5. Судебная система РФ.

6. Прокуратура как основной механизм надзора.

  • 1 Правоохранительные органы
  • 2 Система правоохранительных органов, виды.
  • 3 Судебная власть. Принципы правосудия.
  • 4 Судебная система РФ
    • 4.1 Судьи, их полномочия, компетенции.

На вершине нашей системы располагаются два главных суда Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.

  1. Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
  2. Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
  3. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.

Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.

  1. Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
  2. Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
  3. Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
  4. Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.

Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.

Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.

Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.

Федеральные суды РФ

  • Конституционный суд РФ
  • Верховный суд РФ
  • Верховные суды субъектов РФ
  • Специализированные суды
  • Военные суды
  • Суды общей юрисдикции
  • Районные суды

Суды субъектов РФ

  • Конституционные суды субъектов РФ
  • Мировые суды

Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.

Конспект (план) урока по теме «Судебная система. Правоохранительные органы»

  • Вконтакте
  • Сайт

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Понятие социальной нормы. Социальные нормы как регулятор поведения человека. Рынок в экономике – это основное понятие, поэтому рассмотрим его поподробнее. Рынок. Функции, условия и структура рынка.
  • Всероссийский открытый урок
  • Технология (мальчики)
  • Технология
  • Технология (девочки)

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

  • Информатика
  • Математика
  • Геометрия
  • Алгебра и начала математического анализа
  • Алгебра
  • Испанский язык
  • Английский язык
  • Немецкий язык
  • Французский язык
  • Основы безопасности жизнедеятельности
  • Физическая культура
  • Русский язык
  • Литература
  • Литературное чтение
  • История
  • География
  • Обществознание
  • Экология
  • Россия в мире
  • Право
  • Окружающий мир
  • Экономика

Судебная система в ЕГЭ по обществознанию

Полномочия по охране прав и свобод граждан принадлежат специальным структурам, которые называют правоохранительными органами. Их создала государственная власть.

Правоохранительные органы — это группа государственных органов, которые охраняют закон и правопорядок, а также защищают права и свободы человека.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • расследование нарушений права;
  • обеспечение безопасности;
  • предупреждение правонарушений;
  • прокурорский надзор;
  • исполнение решений суда;
  • оперативный розыск;
  • охрана общественного порядка;
  • юридическая помощь и консультирование.

Деятельность и организация правоохранительных органов регулируется законодательными и нормативными правовыми актами.

Нормативный правовой акт высшей юридической силы — это Конституция РФ, основной закон нашей страны. Она является юридической базой для законодательства и любой отрасли права. Применяется на всей территории РФ.

Рассмотрим, что относится к правоохранительным органам.

Система правоохранительных органов Российской Федерации делится на 12 простых и сложных по структуре органов. Рассмотрим функции каждого из них.

Суды — реализация правосудия и конституционного контроля. Судебная система включает в себя Конституционный суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды субъектов РФ.

Конституционный суд РФ — судебный орган конституционного контроля, который призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его цель — защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Все правовые вопросы, которые возникают в жизни граждан, решаются в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции можно выделить систему общих судов и систему военных судов. У обеих систем есть общий вышестоящий орган — Верховный суд РФ.

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ и районные суды. Также к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи.

Система арбитражных судов включает в себя Высший арбитражный суд РФ, апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды). Такая система разрешает экономические споры, которые возникают между юридическими лицами.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей — рассматривать и разрешать правовые споры, которые встречаются чаще всего в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды рассматривают спорные правовые вопросы о соответствии нормативных правовых актов, принимаемых органами власти субъектов РФ, Конституции или уставу субъекта.

Систему правоохранительных органов можно разделить на следующие элементы:

  • органы прокуратуры;
  • органы внутренних дел;
  • органы федеральной службы безопасности;
  • органы государственной охраны;
  • органы государственной налоговой службы;
  • таможенные органы;
  • органы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
  • органы предварительного расследования;
  • органы юстиции.

Прокуратура РФ — надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за реализацией оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.

МЧС России — поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.

Следственный комитет РФ — независимый орган, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) обеспечивает безопасность РФ. В ее обязанности входит контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией.

Министерство внутренних дел РФ — федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, а также правовым регулированием в сфере внутренних дел.

Ключевая составная часть МВД — полиция со сложной структурой, каждое подразделение которой занято узкоспециализированной деятельностью.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков осуществляет функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Федеральная налоговая служба реализует контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью начисления, полнотой и своевременностью внесения в налогов и сборов. Налогообложение — основной источник финансирования государственных органов.

Федеральная таможенная служба занимается защитой государства на его границах. Таможенники — первый барьер на пути иностранных граждан, которые хотят ввезти на территорию России некачественный, контрабандный или запрещенный товар. Они занимаются сбором государственных пошлин.

Нотариат фиксирует правовые акты, документы. Нотариат подтверждает заключение сделок, составляет сделки по завещанию или по передаче имущества.

Адвокатура реализует защиту и представление интересов российских граждан в судах. Если права граждан ущемлены или государственные органы предъявляют человеку какие-то претензии, тот может обратиться к адвокату, который станет его законным представителем в судах.

Министерство юстиции РФ:

  • Федеральная служба исполнения наказаний;
  • Федеральная служба судебных приставов.

Все перечисленные правоохранительные органы делятся на три вида:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.

  2. Органы юридической помощи.

  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.

Напомним, что правоохранительные органы реализуют судебную и исполнительную власть. Их взаимодействие с органами законодательной власти происходит чаще всего через действующее законодательство.

Обязанность правоохранительных органов — исполнять законы. Они не вправе критиковать их или давать политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами — обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, которые работают в иных органах, а также принадлежащее им имущество.

Правоохранительные органы РФ работают в сотрудничестве с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Упорядочить эту деятельность помогают также специальные договоры.

Единая централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Функции:
– осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями;
– координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
– участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя;
– опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда.

Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности.
Функции:
– разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
– организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность);
– обеспечение исполнения уголовных наказаний.

План по теме Правоохранительные органы РФ

Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере судопроизводства, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Функции:
– правовое обеспечение нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.);
– организационная роль в деятельности судов общей юрисдикции и военных судов;
– государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;
– регистрация уставов общественных и религиозных объединений;
– организация и развитие системы юридических услуг;
– осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан;
– организация функционирования уголовно-исполнительной системы.

Раздел ЕГЭ: 5.20. Правоохранительные органы. Судебная система



Соблюдение прав и свобод граждан контролируется и защищается правоохранительными органами.

Правоохранительные органы — органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

С понятием правоохранительных органов тесно связана судебная система, это, по существу, главный элемент их структуры. В РФ она представлена совокупностью всех судов на двух уровнях: федеральном и уровне субъекта. Федеральные суды представлены тремя звеньями, это высшее, средние и суды первой инстанции на местах. Конституционный и Верховный суд РФ составляют высшее звено. Суды республик и краев входят второй эшелон судебной власти. Районные, городские и военные гарнизонные, а также арбитражные суды относятся к третьему звену иерархии подчинения.

Суды на уровне субъекта представлены уставными (конституционными) и мировыми. Все суды, кроме Конституционного и уставных судов, являются судам юрисдикции. Это означает, что между ними существует обособленный порядок судопроизводства по рассматриваемым делам. Следуя принципу разделения властей конституционные суды независимы в вопросах принятия решений о конституционном контроле и осуществления конституционного судопроизводства. Верховный суд РФ и подчиненные ему суды республик, краев, областей и городов осуществляют только уголовное, гражданское, административное судопроизводство исключительно в рамках общей юрисдикции.

В контексте общей юрисдикции судебной системы, особо нужно отметить компетенцию мировых судей, она отличается от прочих судов предельно возможной санкцией по рассматриваемым ими делам, а также размером взысканий и видом посягательств. В судебной системе РФ мировые суды действуют уже более 20 лет и существенно снижают нагрузку на городские и областные федеральные суды, повышая эффективность судебной системы. Создание судов иной юрисдикции не предусмотрено законом, за исключением ювенальных судов.

Непосредственно в юрисдикции мирового суда могут находиться как уголовные дела (до 3 лет лишения свободы), так и гражданские (где исковые требования не превышают размера 500 МРОТ на момент подачи), а также все административные дела. МРОТ — это регулярно устанавливаемый федеральным законом минимальный размер оплаты труда (его величина постоянно растет и зависит от экономической стабильности страны). Все законные акты, обращения, вызовы, требования исходящие от мирового суда обязательные для исполнения на всей территории РФ.

Мировые судьи избираются на пять лет, на основании решения законодательного органа местных властей на уровне субъекта РФ. Местные муниципальные власти городов и районов не имеют таких полномочий. В качестве альтернативы избрания на должность, существует выборность населением мирового судьи для соответствующего судебного участка, за которым закреплена жилая территория. Однако такая законодательная инициатива пока не получила фактического применения.

Правоохранительные органы Российской Федерации ПЛАН 1 Понятие

Судебной власти посвящена глава 7 Конституции РФ.

Судебная власть — это ветвь государственной власти в Российской Федерации (наряду с законодательной и исполнительной), основная функция которой заключается в отправлении правосудия судами в лице судей, и привлекаемых в установленном законом порядке присяжных и арбитражных заседателей.

Никакие другие органы и лица не вправе осуществлять правосудие.

Правосудие — это деятельность суда по надлежащему рассмотрению и разрешению в порядке конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства юридических вопрос (дел) и применению на основе закона государственного принуждения в целях обеспечения законности и правопорядка.

Главное предназначение судебной власти — обеспечение права граждан на судебную защиту. Известный английский правовой принцип: «право есть там, где есть защита», отображает самое существо деятельности судов и их место в системе государственной власти любой страны.

В Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе РФ») закреплены принципы функционирования судебной власти, которые призваны создать необходимую правовую основу для реализации этого высокого предназначения судебной власти:

  1. осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ, ст. 4 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  2. независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  3. законность, выражающаяся в том, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  4. обязательность судебных постановлений (ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  5. состязательность процесса и равноправие сторон в судебном процессе (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ);
  6. равенство всех перед законом и судом (ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  7. участие граждан в осуществлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  8. гласность судебного разбирательства (ч. 1 ст. 123 Конституции РФ; ст. 9 ФКЗ «О судебной системе РФ»);
  9. презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ);
  10. невозможность повторного осуждения за одно и то же преступление (ст. 50 Конституции РФ);
  11. принцип национального языка судопроизводства (ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»).

Конституционный Суд РФ — высший орган судебной власти, осуществляющий ее посредством конституционного судопроизводства самостоятельно и независимо.

Конституционный Суд РФ — орган конституционного контроля.

Суть такого контроля заключается в обеспечении соответствия предписаниям Конституции РФ (конституционности) федеральных законов и ряда других правовых актов, а также в официальном толковании предписаний Конституции РФ и даче заключений о соблюдении установленного порядка предъявления обвинения Президенту РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Конституционный Суд РФ расположен в городе Санкт-Петербург.

Конституционный Суд РФ начал свою работу 30 октября 1991 г. Его деятельность регламентируют Конституция РФ и Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

В соответствии со своими полномочиями, закрепленными в Конституции РФ, Конституционный Суд РФ:

  1. разрешает дела о соответствии Конституции:
    • федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
    • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
  2. разрешает споры о компетенции:
    • между федеральными органами государственной власти;
    • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
  3. проверяет конституционность законов, применимых или подлежащих применению в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ);
  4. дает толкование Конституции РФ по запросам лиц, определенных в ч. 5 ст. 125 Конституции РФ;
  5. дает заключение по вопросу о соблюдении существующего порядка выдвижения Государственной Думой обвинения Президента РФ в процессе отрешения его от должности;
  6. выступает с законодательной инициативой по вопросам, отнесенным к его ведению, осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему конституционным законодательством РФ.

К иным полномочиям Конституционного Суда РФ относятся:

  • принятие Регламента и Посланий;
  • дача заключений по запросам Президента РФ о соответствии Конституции РФ выдвижения инициативы по проведению референдума РФ или международного договора о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта.

Важной особенностью деятельности Конституционного Суда РФ является то, что он решает исключительно вопросы права. Это означает, что при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда входит в компетенцию других судов или иных органов. Он не рассматривает конкретные уголовные, гражданские, административные дела, не применяет правовые нормы к конкретным случаям. Все его решения носят окончательный характер, не нуждаются в утверждении какого-либо иного органа, не могут быть отменены и являются обязательными к исполнению.

Существуют три вида решений Конституционного Суда — постановления, заключения, определения. Постановлениями именуются итоговые решения по существу вопроса в делах о проверке соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, по спорам о компетенции, о толковании Конституции РФ. Выносятся постановления именем Российской Федерации. Заключениями являются итоговые решения Конституционного Суда РФ по делам о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной изменен или совершении иного тяжкого преступления, о соответствии Конституции РФ инициативы по проведению референдума РФ, соответствии Конституции РФ международного договора о принятии в состав Российской Федерации нового субъекта. Определения — это все иные решения Конституционного Суда РФ. Принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства.

В системе правоохранительных органов прокуратуре отделено особое место. Связано это с тем, что по своей природе ее сложно отнести к какой-либо из ветвей государственной власти. Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202—1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами. Однако до сих пор не решен вопрос об отнесении прокуратуры к одной из трех ветвей власти ввиду своеобразия реализуемых ею полномочий. Поэтому распространено мнение, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти, а представляет собой самостоятельную (прокурорскую) власть. Существуют и иные точки зрения. Эта неопределенность и сказалась в том, что в Конституции РФ прокуратура закреплена в главе 7 «Судебная власть», хотя к этой ветви не относится.

Систему органов прокуратуры РФ составляют:

  1. Генеральная прокуратура РФ;
  2. прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
  3. научные и образовательные учреждения (Академия Генеральной прокуратуры РФ), редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами (журнал «Законность» и др.);
  4. прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Под территориальными органами прокуратуры понимается совокупность органов и учреждений прокуратуры, реализующих свои функции в пространственных пределах, определяемых государственным и административно-территориальным устройством страны.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ на пять лет.

В системе органов прокуратуры РФ существует четкая система централизации и подчиненности прокуроров Генеральному прокурору РФ.

Поэтому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственности власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ. Для занятия этой должности кандидат на должность прокурора субъекта РФ должен иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее 5 лет и возраст не менее 30 лет.

Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности.

Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам. Для занятия этой должности кандидат на должность прокурора района должен иметь стаж работы в органах прокуратуры не менее 3 лети возраст не менее 25 лет.

Структура Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы. Также в структуре Генеральной прокуратуры РФ есть Главный военный прокурор РФ. Он в свою очередь является первым заместителем Генерального прокурора РФ.

Территориальные органы прокуратуры. В каждом субъекте РФ действует соответствующая прокуратура республики, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения. Возглавляют их прокуроры субъектов РФ. В структуре этих прокуратур создаются управления и отделы.

Прокуратуры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур районов (городов), специализированных прокуратур, подчиненных прокуратурам субъектов РФ. Они принимают приказы, распоряжения, указания, обязательные для всех подчиненных им сотрудников.

В состав районных, городских и приравненных к ним специализированных и иных прокуратур входят: соответствующие прокуроры, заместители прокурора, помощники и старшие помощники прокурора.

В случае образования отделов в указанных прокуратурах также устанавливается должность начальника отдела.

В настоящее время существует несколько видов специализированных прокуратур:

  1. военные прокуратуры;
  2. транспортные прокуратуры;
  3. по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО);
  4. природоохранные прокуратуры;
  5. прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях.

Функции прокуратуры. В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» на нее возложены:

  1. реализация основной функции прокуратуры — прокурорского надзора;
  2. осуществление уголовного преследования;
  3. участие в правотворческой деятельности;
  4. проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  5. осуществление координации деятельности по борьбе с преступностью;
  6. участие в рассмотрении дела судами;
  7. международное сотрудничество.

Адвокатура — объединение юристов-профессионалов (адвокатов), главной функцией которого является оказание квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Адвокатура не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Ее организация и основы деятельности регламентируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также рядом других законов.

К главным задачам адвокатуры отнесены содействие охране и законных интересов физических и юридических лиц, отправлению правосудия, соблюдению и укреплению законности, воспитанию граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, свободам, чести и достоинству других лиц. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов.

Специфика адвокатской деятельности заключается, прежде всего, в том, что ее могут осуществлять лишь лица, получившие статус адвоката в порядке, установленном названым Федеральным законом, а также в том, что эта деятельность не считается предпринимательской.

Конкретные направления такой деятельности многообразны. К ним отнесены, в частности:

  • дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
  • представительство в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве;
  • защита лиц, привлекаемых к уголовной или административной ответственности;
  • участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения споров;
  • представление интересов доверителя в органах государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • представительство интересов граждан в налоговых правоотношениях;
  • оказание иной не запрещенной законом юридической помощи.

Взаимоотношения тех, кто обращается за юридической помощью, с адвокатами в значительной мере регулируются заключаемыми или письменными соглашениями (договорами). В них не только определяются пределы полномочий адвоката, его задачи, но и размер вознаграждения, причитающегося ему за оказание юридических услуг.

Лица, наделенные статусом адвоката и получившие право осуществлять адвокатскую деятельность, должны быть включены региональный реестр (государственную базу сведений об адвокатах), который ведется региональным управлением Министерства юстиции РФ.

С момента принятии адвокатом присяги он становится членом адвокатской палаты соответствующего субъекта РФ и приобретают права и обязанности, дающие им возможность заниматься своей профессией и участвовать в деятельности органов самоуправления палаты.

Адвокату предоставлена широкая возможность выбора формы своей деятельности — он может открыть личный кабинет (адвокатский кабинет), стать членом коллегии адвокатов или адвокатского бюро либо заниматься профессиональной деятельностью в составе юридической консультации, организуемой по согласованию с местными исполнительными органами.

В своей деятельности адвокат руководствуется обязательными этическими правилами, которые содержаться в Кодексе профессиональной этики адвоката. Аналогично нотариусам адвокат не имеет права на разглашение, ставших ему известными при оказании юридической помощи. В результате нарушения требований Кодекса профессиональной этики адвоката могут привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения статуса адвоката.

Написать комментарий

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

      Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

      Презентации
      • — «Кто стоит на страже закона «

      Лекции
      • — Понятие и функции правоохранительных органов

      Схемы и таблицы
      • — Органы правоохранительной системы и их функции

      Видео и аудиоматериалы
      • — Судебная власть (видеолекция «Синергия ТВ»)

      Проверь себя!
      • — Задание на установление соответствия

      Правоохранительная деятельность – это деятельность государственных и общественных организаций, которая осуществляется с целью охраны права специально на то уполномоченными органами и общественными формированиями путем применения мер юридической ответственности, в соответствии с законом и с соблюдением установленных процедур.

      Как форма активного и осознанного отношения к окружающему миру всякая деятельность, в том числе и правоохранительная, включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности.

      Цель правоохранительной деятельности – охрана самого права.

      Важнейшее предназначение правоохранительной деятельности – обеспечение в демократическом обществе режима законности, под которой понимается неукоснительное соблюдение и исполнение всех юридических норм, прежде всего тех, которые содержатся в законах, всех правовых предписаний гражданами, их объединениями, должностными лицами, государственными органами.

      Результатом действия режима законности является правопорядок – общественный порядок, основанный на праве и сложившийся в результате осуществления и принципов законности.

      В широком смысле правоохранительная деятельность – это деятельность всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти), обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок.

      Урок 17. Правоохранительные органы Российской Федерации

      Правоохранительная деятельность — это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).

      [1]

      Признаки правоохранительной деятельности:

      — правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

      — направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

      — правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т п.;

      — правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взыскания, применения мер юридического воздействия;

      — применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

      Задачи правоохранительной деятельности:

      — охрана личности, ее прав и свобод;

      — охрана общества, его материальных и духовных ценностей;

      — охрана государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

      Понятие правоохранительных органов:

      Правоохранительные органы — система государственных и негосударственных субъектов правоотношений, осуществляющие деятельность по охране, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, правопорядка, законности.

      Виды правоохранительных органов:

      1. Органы, относящиеся к судебной власти

      а) Верховный суд РФ

      б) Высший арбитражный суд РФ

      в) Конституционный суд РФ

      г) Нижестоящие суды

      2. Органы исполнительной власти, осуществляющие правоохранительную деятельность.

      а) Министерство внутренних дел

      б) Федеральная служба по контролю над оборотом наркотиков (ФСКН)

      в) Министерство юстиции РФ

      г) Федеральная служба охраны (ФСО)

      3. Прокуратура РФ

      4. Органы юридической помощи.

      Задачи правоохранительных органов:

      Правоохранительная деятельность — такая деятельность государства, которая осуществляется с целью охраны П специально уполномоченными органами путем применения юр. мер воздействия, в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

      1) Направлена на охрану и защиту прав и законных интересов граждан, юр. лиц, государства.

      2) Реализация правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими — по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке.

      Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

      Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

      1. Конституционный контроль.
      2. Прокурорский надзор.
      3. Расследование нарушений права.
      4. Обеспечение безопасности.
      5. Исполнение решений суда.
      6. Оперативный розыск.
      7. Охрана общественного порядка.
      8. Юридическая помощь и консультирование.
      9. Предупреждение правонарушений.
      • Судебная система России
      • Правительство России
      • Статья
      • Обсуждение
      • Читать
      • Просмотр
      • История
      • Правоохранительные органы
      • Теория государства и права
      • Конституционное право РФ
      • История государства и права зарубежных стран
      • История отечественного государства и права
      • Муниципальное право
      • Римское право
      • Гражданское право. Общая часть
        • I. Общее понятие о гражданском праве
      • Словари
      • Законодательство РФ
      • Уголовное право. Общая часть
      • Семейное право
      • Гражданское процессуальное право
      • Конкурентное право
      • Карта сайта


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *