Персонифицированный учет что это такое

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Персонифицированный учет что это такое». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. от 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ, от 04.12.2013 N 351-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 04.11.2014 N 345-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 29.07.2018 N 268-ФЗ, от 29.07.2018 N 269-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 16.12.2019 N 436-ФЗ, от 24.04.2020 N 136-ФЗ, от 20.07.2020 N 237-ФЗ, от 24.02.2021 N 30-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
8 декабря 1995 года

Одобрен
Советом Федерации
20 марта 1996 года

Персонифицированный учет пенсионных прав граждан

1. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ)

2. Правительство Российской Федерации в 2020 году вправе устанавливать особенности порядка и сроки представления страхователями до 31 декабря 2020 года (включительно) в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ)

Действие положений пункта 2 статьи 2 распространяется на правоотношения, возникшие с 01.04.2020 (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 24.04.2020 N 136-ФЗ).

Целями индивидуального (персонифицированного) учета являются:

создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; (в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений; (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

учет сведений о трудовой деятельности для использования данных сведений зарегистрированными лицами при трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федерального закона от 16.12.2019 N 436-ФЗ)

развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату страховых и накопительной пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

упрощение порядка и ускорение процедуры назначения страховых и накопительной пенсий застрахованным лицам. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

обеспечение информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для получения сведений о зарегистрированных лицах, которые должны содержаться в индивидуальных лицевых счетах, а также для предоставления указанных сведений в порядке и объеме, которые определяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, в целях обеспечения реализации прав зарегистрированных лиц в системе обязательного пенсионного страхования и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций; (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

использование страхового номера индивидуального лицевого счета для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций. (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право:

требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом;

в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу; (в ред. Федеральных законов от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 24.02.2021 N 30-ФЗ)

получать ежегодно от негосударственных пенсионных фондов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию; (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц; (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

получать от федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведения о первичной выдаче или замене документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны:

обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Абзац. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 242-ФЗ)

Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, работодателями и зарегистрированными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федеральных законов от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ)

Все наемные работники должны получить регистрацию в ПФР – стать застрахованным лицом. Оформить и проконтролировать этот процесс – обозначенная в законе обязанность работодателя.

Индивидуальный, он же персонифицированный учет – это система регистрации информации, производимой в Пенсионном Фонде РФ, касающейся страховой и накопительной долей будущей пенсии всех работников.

Он регламентируется Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также некоторыми другими нормативными актами.

Бланк для единого расчета предусматривает отражение в нем следующих данных:

  • информация об обязанностях плательщика взносов;
  • соответствующие суммы начислений по взносам;
  • выплаты по соцстраху в связи с больничными, материнством и другими обозначенными в законе поводами;
  • подробный расчет выплат за счет средств федерального бюджета;
  • личные данные застрахованных (ФИО, СНИЛС, ИНН).

ВАЖНО! Если в фирме за отчетный период по спискам числилось менее 25 наемных сотрудников, за которых производились страховые отчисления в ПФР, то допустима сдача этого отчета в бумажном варианте. Если персонал более многочислен, подавать отчет о нем необходимо в электронной форме.

Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ

Проработав на рынке консалтинговых услуг более 15 лет, компания «Азбука Учета» профессионально предоставляет услуги ведения персонифицированного учета в Москве и Московской области предприятиям и ИП.

Специалисты компании – это профессионалы высокой квалификации в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, трудового законодательства и права. Имея огромный опыт ведения персонифицированного учета, мы гарантируем правильность и точность его составления на вашем предприятии и своевременное предоставление в органы ПФР. Передавая нам эту работу, вы можете быть уверены, что ведение персонифицированного учета на вашем предприятии будет соответствовать всем требованиям действующего законодательства.

1-20 сотрудников 150 руб. за каждого сотрудника
21-50 сотрудников 125 руб. за каждого сотрудника
51-100 сотрудников 100 руб. за каждого сотрудника
Свыше 100 сотрудников Цена договорная

Заказать расчет

Профессиональное ведение индивидуального (персонифицированного) учета специалистами компании «Азбука учета» – это гарантия стабильности и отсутствия претензий контролирующих органов!

Персонифицированный учет основывается на нормах, закрепленных Федеральным Законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования” от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и призван усовершенствовать порядок получения сведений о лицах, получающих социальную помощь от государства.

Отметим, что помимо граждан России, персонифицированному учету подлежат и иностранные граждане:

  • граждане другого государства, постоянно или временно проживающие в РФ;

  • граждане другого государства, временно находящиеся в РФ, но имеющие трудовой договор на 6 месяцев.

Каждый месяц все работодатели-страхователи должны передавать информацию о каждом физическом лице, которому были начислены выплаты и вознаграждения, облагаемые страховыми взносами.

Все застрахованные лица подразделяются на:

  • людей, которые страхуют себя и выплачивают взносы самостоятельно;

  • людей, работающих на основе договора, который был заключен с лицом.

Плательщиком обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России являются лица, которые

  • работают на основании заключенного трудового договора;

  • работают на основе гражданско-правового договора или авторско­го договора;

  • не работают, но поставлены на учет в Службе занятости.

В системе Обязательного Пенсионного Страхования можно выделить следующих участников:

  • страховщик. Им может выступать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионный фонды;

  • страхователи. Это работодатели, т.е. организации и предприниматели, которые отчисляют пенсионные взносы за себя и за своих сотрудников;

  • застрахованные лица – это лица, которые являются собственниками пенсионных накоплений.

Под целями персонифицированного учета понимается:

  • Создание всех необходимые условий, позволяющих назначить застрахованному лицу будущую пенсию, исходя из итогов трудовой деятельности;

  • Обеспечение достоверности предоставляемой информации о стаже и заработной плате (дохо­де), которые являются основной информацией для назначения величины трудовой пенсии;

  • Создание и постоянное ведение информационной базы данных для того, чтобы назначать пенсию, учитывая итоговый трудовой стаж застрахованного лица, а также основываясь на вносимые страховые суммы;

  • Контролирование уплаты страховых вносов застрахованными лицами;

  • Упрощение порядка и ускорение процесса назначений трудо­вой пенсии застрахованным лицам.

Именно для этих важных целей и ведется в Пенсионном Фонде России персонифицированный учет.

При этом каждому застрахованному лицу открывается индивидуальный лицевой счет. Счет необходим для учета страховых взносов, которые поступают за сотрудника организации от работодателя.

Отметим, что кроме работодателя, такие взносы может делать само застрахованное лицо. Данный счет ведется обычно в информационной базе данных.

К сведениям персонифицированного учета относится следующая информация о застрахованном лице:

  • ФИО;

  • дата и место рождения;

  • ИНН (при наличии);

  • СНИЛС;

  • сумма дохода по итогам отчетного периода (зарплата и прочие выплаченные вознаграждения);

  • размер уплаченных страховых взносов;

  • период трудового стажа.

На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов.

При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии.

Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа.

На базе системы персонифицированного учета взаимодействуют три субъекта правоотношений обязательного пенсионного страхования:

  • страховщик (ПФР);

  • страхователь (работодатель);

  • застрахованное лицо (сотрудник).

Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:

  1. При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).

  2. Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.

  3. В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.

  4. На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.

Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах – это сбор и хранение следующей информации:

  • суммы страховых взносов, которые были начислены данному работнику работодателем;

  • суммы, которые поступили на страховой счет от страхователя за весь период;

  • размер установленной пенсии с учетом последующей индексации.

Персонифицированный учет Пенсионным фондом России ведется на постоянной основе.

Система Персонифицированного учета является гарантом того, что поступления и взносы не пропадут и будут учтены при расчете будущей пенсии.

Но при этом не стоит забывать: для того чтобы эти поступления были, необходимо работать официально, либо самостоятельно делать взнос (из неофициальной заработной платы) на личный лицевой счет в Пенсионный фонд России.

Как проверить состояние индивидуального лицевого счета в ПФР

В общем случае сведения о застрахованных лицах подаются по форме СЗВ-6-2 «Реестр све­дений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхова­ние и страховом стаже застрахованных лиц». При этом реестр не может содержать больше 200 строк. Если число застрахованных лиц пре­вышает данную величину, необходимо сформи­ровать второй реестр.

В случае, если в 2012 году тот или иной работ­ник находился в отпуске за свой счет или был на больничном, а также если сотрудник работал в особых (в особых территориальных) условиях труда или имеет право на назначение досрочной пенсии, то на каждого из таких застрахованных лиц следует сформировать форму СЗВ-6-1.

Индивидуальные сведения, представля­емые по разным типам форм (СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2) и на различные категории застрахо­ванных лиц (НР или СХ), формируются отдель­ными пачками.

Суммы начисленных и уплаченных стра­ховых взносов в данных формах указываются в рублях и копейках. При этом суммы пере­платы не отражаются. В то же время законода­тельство умалчивает о том, как следует посту­пать, если взносы перечислены страхователем не в полном объеме. Ведь уплата взносов про­изводится в целом по организации, а в формах персонифицированного учета отражаются по каждому застрахованному лицу отдельно. Вый­ти из ситуации можно, определив коэффициент уплаты взносов в целом по организации (отно­шение перечисленной суммы к начисленной) и с его помощью рассчитав суммы, уплаченные в отношении конкретного работника (сумму на­численных взносов умножить на коэффициент).

Адреса застрахованных лиц для направле­ния информации о состоянии индивидуального лицевого счета в каждой из форм следует запол­нять только в случае первого их представления или при изменении данного реквизита.

Кроме того, по итогам года необходимо пред­ставить сведения по форме СЗВ-6-3. В этих све­дениях указываются выплаты и иные возна­граждения для каждого застрахованного лица, начисленные за весь отчетный календарный год с помесячной разбивкой в рублях и копейках. Сведения формируются в разрезе категорий застрахованных лиц и типов договоров, заклю­ченных с сотрудниками (отдельно по трудовым и гражданско-правовым договорам). Для ка­ждой категории и типа договора формируется отдельная пачка сведений, которая сопровожда­ется также отдельной описью по форме АДВ-6-4.

Согласно поправкам, внесенным в порядок персонифицированного учета, компании штрафуются за забытого в СЗВ-М сотрудника даже в том случае, если самостоятельно исправят ошибку. При этом единственным исключением является ситуация, когда работодатель успеет отправить дополняющую форму отчета до того, как наступит срок сдачи первоначального СЗВ-М (абз. 4 п. 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Приказом Минтруда от 22.04.2020 г. № 211н).

Специалисты считают, что таким образом Пенсионный фонд старается изменить практику судебных споров в свою пользу. Ранее если компания успевала исправить ошибку до момента, когда ее обнаруживал ПФР, суд отменял решение о наложении штрафа (определения Верховного суда от 08.02.2019 г. № 301-КГ18-24864, от 20.12.2019 г. № 306-ЭС19-23114). При этом судьи говорили о том, что добросовестных работодателей, самостоятельно нашедших и исправивших ошибку, нужно поощрять, а не наказывать. В противном случае получается, что им невыгодно отправлять допотчет с информацией по забытым сотрудникам.

Важно! Теперь при принятии новой инструкции по персонифицированному учету судебные органы могут изменить свое мнение.

Чтобы снизить риски назначения штрафа за отсутствующего в СЗВ-М сотрудника, работодателю нужно внимательно проверять отчет перед сдачей в ПФР. Особенно нужно обратить внимание на пенсионеров, поскольку ПФР назначит не только штраф, но и возмещение причиненных убытков.

Кроме того, специалисты рекомендуют сдавать СЗВ-М раньше установленного срока, чтобы была возможность исправить какие-то ошибки. К примеру, если отчет за сентябрь нужно сдать 15 октября, то лучше направить его, к примеру, 5 октября. В этом случае в запасе будет больше недели на подачу дополнительного СЗВ-М.

Даже если работодатель не найдет ошибку самостоятельно, это за него сделает ПФР и тогда пришлет соответствующее уведомление. Если не успеть исправить ошибку в течение 5-ти рабочих дней и до срока подачи первоначального СЗВ-М, Пенсионный фонд назначит штраф.

Кроме невключения работника в СЗВ-М компания может допустить и такие ошибки при заполнении СЗВ-М:

Код ошибки

Суть ошибки

Исправление ошибки

«ВВСЗЛ.ОП.1.9»

Неверный ИНН застрахованного лица

Сверить ИНН в свидетельстве и в отчете. Номер можно также уточнить через сервис ФНС. Правильный ИНН указать в отчете и вновь отправить документ с типом формы «доп».

«ВСЗЛ.Б-АНКЕТА.1.1»

Неверный СНИЛС застрахованного лица

Сверить СНИЛС в карточке или уведомлении АДИ-РЕГ и в отчете. Правильный СНИЛС указать в отчете и вновь отправить документ с типом формы «доп».

«ВСЗЛ.ФИО.1.1»

Нет ФИО застрахованного лица

Указать в отчете ФИО работника и отправить документ с типом формы «доп».

«АФ.КСФ.1.1»

Неверный формат файла

Ошибка появляется, если формат файла не соответствует формату, регламентированному Постановлением ПФР от 07.12.2016 г. № 1077п.

Проверить формат файла на наличие лишних символов и указание верного номера отделения ПФР, сформировать файл заново, а затем отправить документ с типом формы «исхд».

«ВСЗЛ.Б-СЗВ-М.1.1»

Неверный регистрационный номер работодателя

Сверить регистрационный номер компании (ИП) в документах о регистрации в ПФР или в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП и в отчете. Правильный номер указать в отчете, сформировать файл повторно и вновь отправить документ с типом формы «исхд».

«ВСЗЛ.СЗВ-М.1.4»

Неверно указан период отчетности

Проверить период, указанный в отчете, исправить ошибку, сформировать файл повторно и отправить документ с типом формы «исхд».

Штрафы за нарушение правил формирования и сдачи СЗВ-ТД выпишет сотрудник трудовой инспекции, даже при условии, что этот отчет подается в ПФР. Согласно новой инструкции, принятой Пенсионным фондом, его сотрудники обязаны направлять в Роструд сведения о выявленных нарушениях. При этом срок подачи информации составляет 5 рабочих дней с момента обнаружения ошибки (п. 43 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденной Приказом Минтруда от 22.04.2020 г. № 211н).

Чтобы снизить риски назначения штрафа за неверное заполнение и сдачу СЗВ-ТД, работодателю нужно внимательно проверять внесенную в отчет информацию о кадровых мероприятиях. Кроме того, важно не пропустить срок представления отчета — не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за отчетным. Исключением в этом случае является увольнение или прием сотрудника — СЗВ-ТД в таких ситуациях нужно представлять не позднее следующего дня после даты издания кадрового приказа.

  • При проверке возникает ошибка 30,40, 50
  • Не получается отправить отчет, не формируется отчет
  • Не нужный, уволенный сотрудник попал в отчет
  • Приведем в порядок справочники и документы по сотрудникам, для корректного заполнения электронных трудовых книжек
  • Проверим и синхронизируем записи в документах Прием на работу, Кадровое перемещение, Увольнение и др.
  • Подключим к электронным трудовым книжкам

Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ

  • Пример заполнения формы 6-НДФЛ при совместительстве в случае превышения дохода 5 млн рублей

    192 1

    В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2019, N 14, ст. 1461) и подпунктом 5.2.82 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3528; 2019, № 45, ст. 6362), приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах.

    2. Признать утратившими силу:

    приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н «Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 февраля 2017 г., регистрационный N 45549).

    приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 14 июня 2018 г. N 385н «О внесении изменений в Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденную приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 766н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 июля 2018 г., регистрационный N 51615).

    Министр А.О. Котяков

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2020 г.

    1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ)1 и определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, в том числе:

    а) порядок регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

    б) порядок представления и сроки приема и учета территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о зарегистрированных лицах, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и сведений о трудовой деятельности;

    в) порядок контроля за достоверностью сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

    г) порядок хранения и уничтожения документов, содержащих сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

    2. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

    3. Регистрация физического лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (далее — регистрация) осуществляется посредством открытия индивидуального лицевого счета.

    Датой регистрации считается дата открытия индивидуального лицевого счета.

    4. Регистрации подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации (далее — гражданин).

    5. Регистрация граждан осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании:

    а) анкеты зарегистрированного лица;

    б) сведений о государственной регистрации рождения;

    в) сведений, поступающих в орган Пенсионного фонда Российской Федерации от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в отношении лица, обратившегося за предоставлением государственной или муниципальной услуги, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет.

    Сведения от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в целях регистрации граждан направляются посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

    6. Гражданин (его представитель) может представить анкету зарегистрированного лица лично, через страхователя или многофункциональный центр.

    7. При представлении анкеты зарегистрированного лица гражданином (его представителем) лично представляются следующие документы:

    а) документ, удостоверяющий личность гражданина;

    б) документ, подтверждающий полномочия представителя, а также документ, удостоверяющий его личность (в случае представления анкеты зарегистрированного лица от имени гражданина его представителем).

    Правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью гражданина (его представителя).

    8. При представлении анкеты зарегистрированного лица страхователем правильность указанных в анкете сведений заверяется личной подписью гражданина.

    Если гражданин не имеет возможности лично заверить анкету по причине длительного (свыше одного месяца) нахождения в командировке, длительной болезни или иной причине, страхователь указывает эту причину в анкете и заверяет ее.

    Анкета зарегистрированного лица может быть представлена страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ)2.

    9. При представлении анкеты зарегистрированного лица через многофункциональный центр правильность указанных в анкете сведений заверяется гражданином и (или) работником многофункционального центра. Анкета зарегистрированного лица может быть получена территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации из многофункционального центра в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью, по защищенным каналам связи либо посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

    10. При поступлении от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведений о физическом лице территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации для проверки таких сведений направляют запрос в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия3.

    11. Регистрация граждан осуществляется на основании сведений о государственной регистрации рождения, полученных Пенсионным фондом Российской Федерации из Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»4.

    12. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты зарегистрированного лица, сведений о государственной регистрации рождения, сведений, поступающих от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, принимает решение об открытии индивидуального лицевого счета либо об отказе в регистрации зарегистрированного лица.

    13. Документом, подтверждающим регистрацию, является уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащее сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (далее — Уведомление о регистрации).

    14. Основанием для вынесения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации решения об отказе в регистрации зарегистрированного лица является наличие в системе индивидуального (персонифицированного) учета индивидуального лицевого счета, открытого на зарегистрированное лицо с аналогичными анкетными данными.

    Решение об отказе в регистрации зарегистрированного лица может быть выдано в форме электронного документа.

    15. Зарегистрированное лицо (его представитель) вправе обратиться с заявлением о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в случае утраты или непригодности для использования Уведомления о регистрации.

    24. Сведения о застрахованных (зарегистрированных) лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ (далее — индивидуальные сведения), а также сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют:

    а) страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ)5;

    б) застрахованные лица — лица, признаваемые таковыми в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ;

    в) налоговый орган.

    25. Страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности6 в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

    Индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

    26. Страхователь представляет сведения о перечисленных дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и уплаченных взносах работодателя (в случае их уплаты) в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»7 (далее — Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ) и Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

    27. Орган службы занятости населения представляет индивидуальные сведения о периодах, включаемых в страховой стаж граждан, признанных в установленном порядке безработными, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший указанный орган службы занятости населения, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

    28. Застрахованные лица, самостоятельно уплачивающие дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, вправе представить в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных документов за истекший квартал с отметками кредитной организации об исполнении, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в сроки, установленные Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ.

    Застрахованные лица, имеющие право на зачет в страховой стаж иных периодов, представляют в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о периодах, включаемых в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»8.

    29. Налоговый орган представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальные сведения в сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

    Налоговые органы представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальные сведения в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах9.

    Как заполнить сведения персонифицированного учета в ПФР

    37. Контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.

    38. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации11, страхователю вручается уведомление12 об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

    В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.

    Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя.

    Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.

    Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

    39. При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий, а также при выявлении недостоверности индивидуальных сведений, учтенных на индивидуальных лицевых счетах, по ликвидированному страхователю, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица и на основании представленных застрахованным лицом документов, либо на основании документов, подтверждающих стаж застрахованного лица и находящихся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, принимает решение о дополнении (уточнении) индивидуального лицевого счета в части сведений о стаже застрахованного лица и не позднее семи рабочих дней со дня принятия такого решения сообщает об этом застрахованному лицу.

    40. За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

    В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

    Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В данном случае финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

    В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок.

    41. За несоблюдение страхователем порядка представления индивидуальных сведений в форме электронных документов страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.

    42. За нарушение установленных Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации должностные лица страхователя несут ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.


    В связи с изменениями законодательства Минтруд разработал новую инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах. Она заменит инструкцию 2016 г.

    Так, с 2020 г. страхователи должны представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности своих работников. Появилась новая составная часть индивидуального лицевого счета — раздел «сведения о трудовой деятельности».

    Руководство компании и граждане, прошедшие регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, имеющие наемных работников, несут обязанность относительно того, чтобы сообщать в пенсионные органы сведения о работниках.

    Устанавливается, что сведения о страховой выработке подлежит передаче в уполномоченные органы к началу марта. Во время трудоустройства соискатель должен предоставить достоверные данные о себе, при этом все факты подтверждаются при использовании документации. Заполнение сведений о каждом сотруднике производится в электронном и письменном формате.

    После того, как все данные консолидируются, они передаются в пенсионный фонд. Будущая социальная поддержка граждан, которые временно не работают, получают пособия социального типа, находятся в местах лишения свободы, обеспечиваются пенсиями за счет государственного бюджета.

    В данном направлении могут возникнуть разные вопросы.

    Ответ: Индивидуальный счет указывает сведения о каждом этапе жизни гражданина и выступает как основание при решении вопроса, связанного с оказанием поддержки со стороны государственных органов. Структура, использованная при разработке счета, помогает выявлять ошибки и следить за тем, какие изменения произошли, что влияет на расчет полагающихся выплат.

    В документе прописываются такие данные:

    • информация из паспорта гражданина;
    • половая принадлежность;
    • адрес проживания;
    • номер страхового документа;
    • гражданская принадлежность;
    • ИНН;
    • величина стажа;
    • доход гражданина;
    • взносы страхового типа;
    • коэффициенты.

    Перечисленные сведения подлежат постоянной проверке. Делать это уполномоченный орган будет в течение всей жизни человека.

    Новые изменения в персонифицированном учете

    Ответ: В качестве таковых выступают граждане, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, организации и фирмы, занимающиеся частной практикой.

    Таким образом, система учета направлена на установление гарантий для будущего пенсионного обеспечения граждан. Используется она в отношении всех лиц, кто трудоустроен на основании договора.

    Многие годы вся информация о стаже и об отчислениях граждан хранилась у работодателя и в Пенсионном фонде в бумажном варианте. Процесс поиска информации был очень трудоемок. А после распада СССР многие документы вообще были утрачены. В связи с этим перед государством возникла задача создания новой системы сбора и хранения информации, которая не только обеспечит систематизацию полученных сведений, но и позволит их анализировать и давать прогнозы. Так в начале 1996 года возник индивидуальный персонифицированный учет. Порядок, понятия и ответственность регулирует Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ.

    Задачи, которые государство планирует решить с помощью персучета:

    • установление зависимости пенсионного обеспечения от личных результатов труда;
    • обеспечение аутентичности данных о периодах работы и зарплате;
    • формирование электронной базы;
    • облегчение порядка назначения пенсии посредством автоматизации.

    В соответствии с законом 27-ФЗ о персонифицированном учете смысл персучета заключается в следующем: на каждого гражданина создается индивидуальный лицевой счет в ПФ, где собирается вся информация об отчислениях и стаже независимо от места работы. Номер счета создается единожды при регистрации и остается постоянным.

    СНИЛС — это страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

    Индивидуальный лицевой счет по 27-ФЗ об индивидуальном персонифицированном учете содержит три части: общую, специальную, профессиональную.

    В первой части указываются сведения о страховом номере, ФИО, дате и месте рождения, адресе регистрации, паспортных данных, гражданстве, периодах, которые включаются в страховой стаж, зарплате/доходах, а также все данные о страховых взносах, которые начислены и уплачены работодателем или самостоятельно гражданином.

    Во втором разделе, который называется специальным, отображается вся информация о накопительной части пенсии: выбранной гражданином управляющей компании, наследниках пенсионных накоплений и др.

    В профессиональной части отображены страховые взносы на застрахованное лицо, имеющее право на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение (НПО), стаж, инвестиционный доход.

    Номер индивидуального счета можно узнать в страховом свидетельстве (зеленой карточке), выданном Пенсионным фондом. При этом оформить, сделать дубликат или внести изменения в СНИЛС возможно у работодателя либо лично в ПФ.

    В системе ОПС можно выделить следующих участников:

    • страховщики – администратор системы ОПС, им может выступать как Пенсионный фонд РФ, так и негосударственные пенсионный фонды;
    • страхователи – это работодатели, т.е. организации и предприниматели, которые отчисляют пенсионные взносы за себя и за своих сотрудников;
    • застрахованные лица – это лица, которые являются собственниками пенсионных накоплений

    Индивидуальный учет в системе обязательного пенсионного страхования

    В настоящее время сдать отчет можно как распечатав на бумаге, так и в электронном виде. Однако, существуют некоторые ограничения. Так, если среднесписочная численность организации или ИП составила число, равное 25-ти, либо менее человек, то отчет по страховым взносам можно представить на бумажном носителе, в противном случает отчет сдается только в электронном виде.

    Нужно обратить внимание на правильность заполнения формы, в настоящее время допустимо не указывать только отчество застрахованного и ИНН, в случае если сотрудник его не предоставил.

    В реквизитах страхователя заполняется:

    • наименование организации либо ИП (кратко), которые представляют сведения;
    • регистрационный номер организации или ИП;
    • ИНН и КПП (в случае если он есть) организации иди предпринимателя;
    • отчетный период – порядковый номер отчетного месяца и отчетный год;
    • тип формы, в зависимости от того впервые подается форма или повторно;
    • полностью фамилия, имя и отчество лица, по которому заполняется форма, ИНН (если он имеется) и индивидуальный номер СНИЛС.

    Вопрос №1. Как правильно уплачивать страховые взносы, по основному месту нахождения компании или по месту фактического нахождения обособленного подразделения?

    С 1-го января 2017 платить страховые взносы компании обязаны и по месту их нахождения основной организации, так и по местонахождению обособленных подразделений.

    Вопрос №2. Учредитель нашей организации не получает никаких выплат, трудовой договор с ним не заключали. Нужно ли сдавать по нему отчет СЗВ-М?

    Ранее ПФР требовал отчитываться даже по лицам, с которыми работодатель трудовой договор не заключал и не производил никакие выплаты. В настоящее время этого делать не нужно. Ссылаться можно на разъяснения ПФР N08-22/6356 от 06.05.2016г.

    Вопрос №3. Нужно ли нам представлять нулевой отчет СЗВ-М?

    Смотря что вы подразумеваете под нулевым отчетом. Отчет по физлицу не содержащий абсолютно никакую информацию о нем сдавать просто не имеет смысла, т.к. это просто пустой бланк. Но в случае, когда в компании временно приостановлена деятельность, а сотрудники так же числятся, сдавать форму СЗВ-М нужно обязательно.

    Вопрос №4. Какой срок дается на устранение ошибок в персонифицированном отчете?

    Ранее на устранение ошибок в сведениях компании давалось 2 недели. С 2017г этот срок сокращен до 5-ти рабочих дней. Регламентировано это требование законом 27-ФЗ.

    Введение системы индивидуального персонифицированного учета позволило обеспечить правильность начисления пенсии для каждого гражданина на основании сведений о его официальной трудовой деятельности. Достоверность информации по всем застрахованным лицам была достигнута путем создания общей базы данных и обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

    Одновременно для ПФР упростилась процедура назначения страховых пенсий гражданам. Регистрация застрахованных лиц позволяет корректно отобразить все данные по страховому стажу и доходам в лицевых счетах. Также участникам страхования доступна информация о состоянии их лицевых счетов и о принципах формирования будущей пенсии.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Узнать о своем страховом стаже и пенсионных накоплениях можно через сайт «Госуслуги». Для этого потребуется зарегистрироваться на данном сайте, потом перейти в раздел «Каталог услуг», пролистать до категории «Пенсия, пособия и льготы» и кликнуть по ссылке «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР».

    Территориальные органы Пенсионного фонда контролируют правильность начисления и предоставления точных сведений по стажу и заработку застрахованных лиц. За нарушение сроков подачи данных по работникам в ПФР для работодателей установлены штрафные меры согласно ст. 17 закона № 27-ФЗ.

    Подробнее читайте здесь.

    Структура персонифицированного учета, помимо сбора данных по каждому отдельно взятому застрахованному лицу, позволяет получить статистические сведения по отдельным категориям граждан, об их средних заработках и общей численности всего работающего населения.

    Статья 18. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета

    Споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.

    (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

    Статья 18.1. Переходные положения

    (введена Федеральным законом от 31.12.2002 N 198-ФЗ)

    Положения настоящего Федерального закона, вытекающие из федерального закона о профессиональных пенсионных системах, регулирующие ведение профессиональной части индивидуального лицевого счета, вступают в силу со дня введения в действие указанного Федерального закона.

    Статья 19. Утверждение инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета

    Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

    Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных административно-территориальных единиц пяти субъектов Российской Федерации, определяемых Правительством Российской Федерации, а с 1 января 1997 года — на всей территории Российской Федерации.
    2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести принятые ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
    Президент
    Российской Федерации
    Б. Ельцин
    Москва, Кремль
    1 апреля 1996 года
    N 27-ФЗ

    Маленькие сложности простых отчётов АДВ – 1,2,3 в 2021 году

    Чтобы пользоваться системой персонифицированного учета, гражданин должен пройти процедуру регистрации в системе индивидуального формирования будущей пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации.

    В этом случае будет зафиксирован весь срок трудовой деятельности застрахованного лица, а также данные, необходимые для формирования денежных выплат: стаж, все периоды и места работы, независимо от того сколько их было, а также суммы взносов, перечисляемых работодателем. Данная информация является строго конфиденциальной.

    Для непосредственного существования системы учета работодатели должны предоставляться сведения о своих работниках (работающих по трудовым договорам или договорам подряда) в ПФР, которые в обязательном порядке должны содержать:

    • ФИО, дата рождения, место проживания работника;
    • должность, место работы, дата приема и увольнения сотрудника;
    • периоды административных отпусков, временной нетрудоспособности, отпусков без сохранения заработной платы, прохождения курсов повышения квалификации;
    • сумма страховых взносов, начисленных работодателем;
    • страховой номер.

    На основании этих данных сотрудниками ПФР проводится анализ трудовой деятельности работника, необходимого для начисления пенсионных выплат.

    Страхователь ежемесячно до 15-ого числа месяца, следующего за отчетным, передает индивидуальные сведения по трудоустроенным застрахованным лицам в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также в налоговую инспекцию, на основании данных, проводимых бухгалтерией организации. Помимо этого, один раз в год необходимо передавать информацию по страховому стражу работников. Данные сведения предоставляются до 1 марта года, следующего за отчетным.

    Также в ПФР необходимо передавать реестры о застрахованных лицах по которым уплачены дополнительные страховые взносы (при наличии таковых), не позднее 20 дней с момента окончания квартала.

    Все необходимые бланки можно получить на сайте Пенсионного фонда. В настоящее время отчетность организациями может предоставляться как на бумажных носителях, так и в электронном виде. В случае несвоевременного предоставления данных, а та же дачи недостоверной информации Российским законодательством предусмотрены штрафные санкции.

    При создании СПУ Правительство РФ хотело сформировать единую систему учета. Контрольные функции возложили полностью на Пенсионный фонд. Он имеет следующие обязанности:

    • управление денежными средствами, полученными в виде страховых взносов (речь идет о выплатах пенсионерам, направлении накопительной части пенсии по желанию заявителя в тот или иной фонд для дальнейшего инвестирования и накопления);
    • назначение пенсионных выплат и иных пособий, находящихся в ведении ПФР;
    • расчет размеров причитающихся отчислений.

    ПФР также работает с работодателями, которые в свою очередь делают за сотрудников страховые взносы и составляет различные формы отчетности. Именно из них сотрудники Пенсионного фонда получают сведения о размере отчислений и стаже граждан.

    Напомним, что 22% от зарплаты (не вычитается из зарплаты, а выплачивается из средств работодателя) направляется на страховые взносы в ПФР. Однако на формирование страховой пенсии из них поступает только 16%, остальные идут на различные социальные выплаты.

    Для решения рассматриваемой задачи можно:

    1. Воспользоваться Личным кабинетом застрахованного лица на сайте ПФР.

    Там доступны сведения:

    • о количестве персональных баллов для страховой пенсии;
    • о стаже, который зафиксирован на персональном счете;
    • о периодах активной трудовой деятельности;
    • о местах трудовой деятельности;
    • о величине страховых взносов, уплаченных с доходов застрахованного лица;
    • собственно, о доходах, с которых уплачены взносы;
    • о различных накоплениях, связанных с пенсионными программами (в частности, о накоплениях в рамках государственной программы софинансирования).

    Регистрация в Личном кабинете осуществляется с помощью интерфейсов портала «Госуслуги».

    1. Сделать запрос непосредственно через «Госуслуги».

    В этих целях используется специальный раздел данного сайта — который можно найти через Каталог государственных услуг. В данном Каталоге присутствуют ссылки на формы запроса данных в ПФР. Получить необходимые сведения по лицевому счету рассматриваемым способом можно столь же оперативно, как если бы доступ к ним осуществлялся через Личный кабинет на сайте ПФР.

    1. Обратиться в ближайшее территориальное представительство ПФР.

    Там можно запросить, в принципе, те же данные, что отражены в Личном кабинете. При обращении в ПФР гражданину нужно иметь с собой паспорт. Данные предоставляются в соответствии с заявлением по установленной форме.

    Альтернативный вариант обращения в ПФР — отправка туда письменного запроса о предоставлении сведений по личному счету. Фонд, получив такое письмо от застрахованного лица, должен предоставить запрашиваемые сведения не позднее, чем через 10 дней.

    1. Обратившись в кредитно-финансовую организацию, в которой у застрахованного лица открыт какой-либо счет (например, депозит).

    Многие банки предоставляют услугу по информированию клиентов о состоянии счета в ПФР при обращении непосредственно в офис либо полностью в электронном режиме — через систему онллайн-банкинга. Отметим, что не все банки занимаются оказанием таких услуг.

    Важнейшая сторона правоотношений в рамках персонифицированного учета гражданина в ПФР — работодатель. На него возлагается широкий круг обязанностей, связанных с организацией такого учета — рассмотрим их подробнее.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *