Категории лиц имеющих право на досрочную пенсию

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории лиц имеющих право на досрочную пенсию». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Это ежемесячная денежная выплата, которая может назначаться человеку, не достигшему общеустановленного пенсионного возраста, но имеющему определённые основания. Такими основаниями могут быть:

  • условия труда, связанные с тяжелыми физическими нагрузками или неблагоприятными условиями, представляющими опасность для здоровья и жизни;
  • территориальные условия (например, районы Крайнего Севера);
  • особый социальный статус (например, многодетные матери).

При назначении льготной пенсии учитывается ряд факторов. Разберем несколько связанных с ними понятий.

Страховой стаж — время, на протяжении которого работодатель отчисляет страховые взносы за работника.

Трудовой стаж — время, на протяжении которого человек работал по трудовому или гражданско-правовому договору. В трудовой стаж также включаются: время прохождения армейской службы, нахождение на больничном, нахождение на учете в службе занятости, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Специальный стаж — стаж по выслуге лет по определенным профессиям и должностям, который необходим для назначения досрочной пенсии.

Индивидуальный пенсионный коэффициент — введенная с пенсионной реформой величина, обозначающая количество пенсионных баллов.

Кто может выйти на пенсию раньше

Пенсионная реформа затронула и досрочников: для большинства льготников пенсионный возраст также повышается на 5 лет. Но есть и хорошая новость — те, кто до реформы собирался выйти на пенсию в ближайшие два года, получат льготное право оформления пенсии на полгода раньше наступления нового пенсионного возраста. Эта поблажка касается мужчин 1959-60 годов рождения и женщин 1964-65 годов рождения, которые планировали закончить трудовую деятельность в 2020 и 2021 годах (в том числе льготников).

Приведем пример. Василий Иванович — 1960 года рождения, и в 2020 году ему исполнится 60 лет, то есть он достигнет «старого» пенсионного возраста. По новому законодательству на пенсию он должен выйти в январе 2021 года, но сможет уйти с работы на шесть месяцев раньше срока, а именно — в июле 2020 года.

Осуществляемой в особых условиях, позволяющих оформить досрочную пенсию по старости, считается работа:

  • в горячих цехах, под землей, с вредными условиями;

Подробнее об этом читайте в статье «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)».

  • с тяжелыми условиями;
  • женщин в качестве машинистов специальной (строительной, дорожной и погрузочно-разгрузочной) техники;
  • женщин — работниц текстильной промышленности, требующей особой интенсивности труда;
  • связанная с непосредственным выполнением перевозок по железной дороге, в метрополитене и на грузовом транспорте, используемом для вывоза полезных ископаемых с мест их добычи;
  • в полевых условиях на геологоразведочных, лесоустроительных, изыскательских и иных подобных работах;
  • на лесозаготовках и лесосплаве;
  • механизаторов на погрузке-разгрузке в портах;
  • на судах дальнего плавания;
  • водителей городского пассажирского транспорта;
  • по добыче полезных ископаемых и строительству шахт и рудников;
  • по добыче и обработке морепродуктов на судах рыбного флота;
  • в летном составе гражданской авиации;
  • диспетчеров гражданской авиации;
  • обслуживающего персонала гражданской авиации;
  • сотрудников аварийно-спасательных служб, реально участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • с осужденными в местах лишения свободы;
  • пожарных служб;
  • педагогов;
  • в учреждениях системы здравоохранения;
  • творческих работников театров;
  • летчиков-испытателей.

Каждый из перечисленных видов работ для целей применения к нему права на досрочную пенсию по старости имеет свой набор требований к:

  • возрасту;
  • общему страховому стажу;
  • стажу работы в соответствующих условиях.

Требования к возрасту и стажу мужчин и женщин, как правило, различаются на 5 лет, составляя для женщин меньшую величину. Но могут иметь место и одинаковые цифры. В некоторых случаях в особом порядке рассчитывается протяженность периода уменьшения возраста выхода на досрочную пенсию по старости.

В стаже работы в соответствующих условиях периоды, имевшие место до начала действия закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, учитываются только при условии, что и тогда они относились к дающим право на досрочный выход на пенсию. Для расчета продолжительности этих периодов могут быть применены правила, действовавшие в эти периоды.

Вредность условий работы после 2012 года должна подтверждаться результатами специальной оценки.

Правительства Хабаровского края

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 173-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 01.07.2017 N 134-ФЗ, от 28.12.2017 N 420-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 12.11.2018 N 409-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 06.03.2019 N 25-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 24.02.2021 N 18-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

2. Целью настоящего Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

1. Законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)

2. Страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

3.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

4. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и правила установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Порядок назначения, перерасчета, перевода с одного вида пенсии на другой и порядок выплаты пенсий, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». (в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

6. Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств;

2) страховой стаж — учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж;

3) индивидуальный пенсионный коэффициент — параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии;

4) стоимость пенсионного коэффициента — стоимостной параметр, учитываемый при определении размера страховой пенсии, отражающий соотношение суммы страховых взносов на финансовое обеспечение страховых пенсий и трансфертов федерального бюджета, поступающих в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствующем году, и общей суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов получателей страховых пенсий;

5) установление страховой пенсии — назначение страховой пенсии, перерасчет и корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой;

6) фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии;

7) корректировка размера страховой пенсии — повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента;

8) выплатное дело — комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1. Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

2. Нетрудоспособные члены семей граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на страховую пенсию в случаях, предусмотренных статьей 10 настоящего Федерального закона.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

1. Лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

2. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

3. Назначение и выплата страховой пенсии производятся независимо от назначения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом «О накопительной пенсии».

4. Обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

В соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца.

  • Обзор Писем Минфина по налогам за июнь 2021 — ссылка
  • Налоговые споры за июль 2021 — ссылка
  • Пенсионные новости за июль 2021 — ссылка
  • Налоговые новости за август 2021 — ссылка
  • Правовые новости за июль 2021 — ссылка
  • Обзор Практики КС РФ по налогам за 2020 — ссылка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *