Как правильно рисовать схему ДТП в извещении
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рисовать схему ДТП в извещении». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Как нарисовать схему ДТП, зависит от нескольких факторов:
- Обстоятельства произошедшего ДТП.
- Серьёзность наступивших последствий аварии.
- Число лиц, участвовавших в происшествии.
При выезде на место ДТП инспектора ДПС, вся ответственность по правильному составлению и регистрации плана аварии ложиться на него. Он же заверяет составленную схему собственноручной росписью. В дальнейшем этот документ будет рассматриваться в ходе установления вины сторон в произошедшем ДТП. При заполнении графической схемы, инспектором отображаются сведения, полученные при визуальном осмотре места аварии, опросе свидетелей и участников.
Самостоятельное составление плана происшествия его участниками допускается при оформлении ДТП без привлечения работников Госавтоинспекции. Такое допускается, когда ущерб от столкновения не превышает 100 тыс. руб. (для Москвы и С-Петербурга – до 400 тысяч). В бланке Европротокола даже имеется специально отведённое место для графического изображения автомобильной аварии. Если участники происшествия не знают, как правильно нарисовать схему ДТП, они могут обратиться за содействием к сотруднику своей страховой фирмы, или к инспектору ГИБДД, получив консультацию по телефону.
Как самостоятельно составить схему ДТП?
Схема автомобильного происшествия, имея полную юридическую силу, может рассматриваться в самых разных инстанциях. Чаще всего, она составляется для предъявления в ГИБДД и в страховую фирму, которой предстоит производить компенсационные выплаты.
Сотрудниками Госавтоинспекции план-схема ДТП используется в качестве дополнительного подтверждающего материала при рассмотрении обстоятельств аварии. Опираясь на этот документ, члены комиссии смогут установить истинного виновника аварии, либо определить степень вины каждого участника ДТП.
Для предъявления страховщику, план составляется на бланке Европротокола, где для него имеется специальная графа. Места здесь не так много, поэтому нужно обозначить только наиболее значимые факты: дорогу, разметку, положения ТС до и после столкновения. Когда схему составлял сотрудник ДПС, её копия прикладывается к подаваемому страховщику протоколу о ДТП.
Схема места ДТП должна содержать в себе определённые данные, позволяющие наглядно разобраться в нюансах происшествия. При составлении плана, водитель должен особое внимание уделить таким сведениям:
- Нахождение обоих автомобилей непосредственно до столкновения.
- При наличии препятствий на дорожной полосе, отметить их.
- Места расположения светофоров, дорожные ограждения, знаки и разметка.
- Местоположения других ТС, если они оказали влияние на произошедшую аварию. Например, ограничивали видимость, или создавали препятствия движению.
- Сведения о ширине дороги, числе полос.
- Указать знаком «Х» место столкновения автомобилей и точку удара.
- Расстановку столкнувшихся авто после ДТП.
В процессе составления план-схемы, для лаконичности нужно использовать общепонятные символы. Они помогают расшифровать рисунок и нагляднее понять нюансы ДТП. Ими обозначаются грузовики и легковые авто, мотоциклы, разметка и прочие дорожные объекты. Стрелками указываются траектории движения обоих машин, их тормозной путь. Дорожные знаки либо рисуются наглядно, либо обозначаются их порядковыми номерами, согласно положениям ПДД.
Как нарисовать схему ДТП в извещении
Конкретные стандарты составления схемы места ДТП не регламентируются правилами ПДД или иными правовыми актами. Но, при этом нужно соблюдать ряд общепринятых рекомендаций по оформлению. Не следует рисовать схему карандашом, поскольку он может со временем стереться. Лучше использовать шариковую ручку чёрного или синего цвета. Изображение даётся в формате «вид сверху». Не приветствуется наличие разнообразных исправлений и помарок. По возможности, соблюдайте масштабы, для большей наглядности составляемого плана.
На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.
Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.
Схема – это графическое представление участка дороги, где произошла авария. В чертеже указаны все предметы, которые связаны с происшествием. Учтите, что размещение объектов на документе и фото должно быть одинаковым. Схема помогает разобраться в обстоятельствах, определить виновного. Это важно при получении выплат по ОСАГО или КАСКО, проведении заседания в суде.
- Оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД.
Правила оформления европротокола при ДТП:
- Пострадали только две машины (то есть не был причинен вред человеку – водителю, пассажиру, пешеходу).
- Оба авто застрахованы.
- Участники согласны насчет причин аварии, виновника, масштаба повреждения автомобилей.
- Ущерб нанесен на сумму не больше 50 тысяч рублей.
Вам понадобится бланк оформления ДТП, который затем нужно предоставить страховщику. В обоих бланках расположение всех объектов, имеющих отношение к аварии, должно быть одинаковым. Европротокол позволит Вам быстро разобраться со случившимся, не создавать пробок и заторов, продолжить движение.
Инспекторов ДПС ГИБДД нужно вызвать, если:
- Водители спорят о причине аварии и вине в ней.
- Пострадал человек или есть погибшие.
- Ущерб нанесен на сумму больше 100 тысяч рублей.
- Водители находятся под действием алкоголя (наркотических веществ) или не могут предоставить водительские права.
- У виновника и пострадавшего нет ОСАГО.
- Виновник уехал с места аварии.
Ответственный инспектор оформит схему (после осмотра места, сбора показаний очевидцев) и подпишет ее.
Структура
В схеме отражают:
- Размещение ТС перед аварией.
- Направление их движения.
- Размещение ТС после столкновения.
- Место первого удара.
- Наличие на дороге препятствий.
- Ширину дороги, количество полос.
- Светофоры, разметку.
- Машины, которые могли стать помехой при маневрировании.
Бланк, который заполняют без участия инспектора, включает 18 пунктов. Все они обязательно должны быть оформлены:
- Информация об инциденте: место, дата, время, причиненный ущерб, свидетели (отведено несколько пунктов).
- Данные о страхователе (ФИО) из страхового свидетельства.
- Сведения о ТС – модель, марка, номер.
- Информация о страховщике (из страхового свидетельства).
- Данные о водителе, который управлял машиной (из водительского удостоверения).
- Место первого удара. Указывается стрелкой.
- Повреждения. Описание, какие элементы авто пострадали.
- Обстоятельства аварии. Нужно отметить ячейки, которые соответствуют ситуации.
- Схема.
- Примечания.
- Подписи обоих водителей.
- Подпись водителя, который признает себя виновным.
Типовые схемы
Типовые схемы оформления ДТП – это рекомендации, составленные специалистами РСА, которые помогают водителям зафиксировать аварию без вызова инспектора. Каждое ДТП уникально, поэтому нельзя копировать типовые схемы, даже если авария полностью совпадает с описанным примером.
Типовые документы представляют собой таблицы с несколькими рисунками. Они отражают:
- Возможные обстоятельства аварии.
- Номера нарушенных пунктов ПДД.
- Рекомендации по заполнению схемы столкновения.
В примерах используются следующие условные обозначения: красный цвет – машина виновника, зеленый – авто пострадавшего. Типовые схемы охватывают типичные ситуации, когда автомобили:
- Ехали в одном или разных направлениях.
- Двигались под углом друг к другу.
- Ехали задним ходом.
Также включен пример с наездом на авто, которое стоит. Подробный перечень случаев можно скачать на сайте РСА. Их удобно возить с собой. Примеры используются, если:
- Оформляется европротокол (водители не вызывали инспектора).
- Пострадавших нет, а водители согласны друг с другом.
Типовую схему не составляют, когда:
- Нарушены условия оформления, которые прописаны в ОСАГО.
- ДТП бесконтактное.
- Ни одна схема не отражает обстоятельств происшествия.
- Механизм аварии нельзя выявить по документам, которые предоставили участники.
- Извещение не подписано сторонами или неправильно оформлены пункты «Обстоятельства ДТП» и «Схема ДТП».
Как составить схему ДТП: образец и бланк
Под ДТП европротоколом понимается документ, который составляется на месте аварии непосредственными ее участниками с целью получения страховки. Его оформление предусматривает использование упрощенной процедуры оформления дорожно-транспортного происшествия, которая не предполагает участия сотрудников ГИБДД. Нередко применяется альтернативное название документа – извещение о ДТП.
Обязательными реквизитами европротокола выступают следующие сведения:
- данные об участниках происшествия;
- наиболее важные обстоятельства ДТП;
- ущерб, нанесенный транспортным средствам, попавшим в аварию, и т.д.
Для заполнения европротокола используется стандартный бланк извещения о ДТП. Самый простой и правильный подход к решению возможных проблем – всегда иметь его при себе в любой поездке.
Действующее законодательство устанавливает несколько обязательных условий, выполнение которых необходимо для использования упрощенной процедуры оформления ДТП с применением европротокола. В их число входят:
- отсутствуют потерпевшие;
- в инциденте участвовали не более двух автомобилей;
- ущерб нанесен исключительно транспортным средствам;
- у каждого из автоводителей имеется действующая страховка ОСАГО. Допускается также использование международного полиса «Зеленая карта»;
- лимит страховки покрывает величину нанесенного в ДТП ущерба (по предварительной оценке);
- оба водителя не возражают против оформления европротокола и отказа от вызова сотрудников ГИБДД;
- у одного или обоих водителей имеется возможность зафиксировать обстоятельства происшествия на видео- или фотокамеру.
Невыполнение любого из перечисленных требований делает невозможным применение европротокола и, как следствие, упрощенного порядка оформления происшествия. В этой ситуации водителям остается вызвать сотрудников ГИБДД, а дальше следовать их указаниям.
Пошаговая инструкция грамотных действий участника дорожного инцидента по европротоколу имеет следующий вид:
- Выполнение обязательных в подобной ситуации требований к участникам ДТП – прекращение движения, включение аварийки, выставление соответствующего знака остановки. Последний должен находиться на расстоянии, как минимум, 15 метров от машины в пределах города или поселка и 30 метров за чертой населенных пунктов.
- Общение со вторым водителем, также участвующим в происшествии. Взаимная проверка наличия полисов обязательного автострахования.
- Видео- или фотосъемка места дорожного происшествия. Если речь идет о компенсации в пределах 400 тыс. рублей (инцидент происходит на территории Москвы, Подмосковья, СПб или Ленинградской области – регионов, где тестируются новые условия европротокола) – аппаратура для съемки должна быть оснащена системой геометок и использована в первый час после ДТП.
- При необходимости – освобождение проезжей части от транспортных средств, попавших в аварию.
- Сообщение о ДТП в страховую компанию, оформившую полис ОСАГО.
- Получение контактов второго участника и свидетелей происшествия.
- Заполнение извещения о ДТП на специальном бланке, то есть непосредственное оформление европротокола.
Стандартная процедура составления европротокола при ДТП предусматривает обязательный учет следующих основополагающих моментов:
- при участии в инциденте двух автомобилей заполняется один бланк европротокола. Кто из автоводителей занимается этим – не важно;
- бланк документа включает два листа. Каждый заполняется с обеих сторон. Лицевая сторона документа – самокопирующаяся. На ней указываются сведения об обстоятельствах ДТП, характеристиках автотранспорта, автостраховщиках и т.д., предоставляемые обоими участниками аварийной ситуации;
- лицевая сторона оформляется таким образом, чтобы не осталось пустых полей и граф;
- после ее заполнения листы разъединяются, на них проставляются подписи сторон, которыми подтверждается отсутствие разногласий и согласие с предоставленной информацией;
- заполнение тыльной стороны двух листов документа осуществляется каждым участником инцидента самостоятельно;
- при оформлении документа используется шариковая ручка, причем давление на нее при написании должно быть достаточным для получения четкой копии. Применение карандаша или гелиевой ручки не рекомендуется, так как выполнение с их помощью надписи могут стереться или размазаться;
- если для детального изложения обстоятельств ДПТ свободного места на бланке не хватило, допускается оформление приложения к европротоколу на обычном чистом листе. В подобной ситуации на основном документе делается соответствующая пометка, а на дополнительном размещается слово «Приложение» с указанием реквизитов европротокола. Приложение следует оформлять в двух экземплярах для каждого из участников;
- при повреждении бланка извещения о ДТП или невозможности его прочтения необходимо заполнить новый документ, избавленный от подобных проблем;
- обычно бланк выдается страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО. Альтернативный вариант его получения – скачивания с официального сайта профильного подразделения исполнительной власти (в Москве таковым является Департамент транспорта и развития ДТИ);
- новая форма бланка предусматривает наличие специального поля, на котором ставится отметка о существующих между участниками ДТП разногласиях или их отсутствии. В старых бланках документа такого поля нет, поэтому данную информацию необходимо вписать вручную
Как уже было отмечено выше, в большинстве случаев бланк извещения о ДТП (другое название – европротокол) выдается в ходе оформления страхового полиса непосредственно автостраховщиком. Если этого не происходит, водителю необходимо обратиться к сотруднику страховой компании с целью получения документа.
В качестве альтернативного варианта можно скачать бланк с одного из многочисленных интернет ресурсов, как частных, так и официальных. Например, ссылка для бесплатного скачивания документа для последующего заполнения присутствует на официальном сайте Мэра Москвы.
Как правильно оформить европротокол в 2021 году
Важное значение для фиксации обстоятельств аварийной ситуации имеет рисунок схемы ДТП. Он размещается на бланке под пунктом 17. Можно выделить несколько типовых происшествий, предполагающих примерно одинаковый вариант изображения:
- обгон и перестроение, ставшие причиной аварии;
- движение задним ходом;
- происшествие при проезде по перекрестку;
- инцидент с транспортным средством на стоянке, парковке или дворе.
В процессе оформления европротокола не следует добиваться схожести внешнего вида или высокого качества изображенных предметов. Главное требование к схеме – понятность и возможность восстановить произошедшие события. Поэтому желательно четко обозначить участвующие в происшествии транспортные средства, указать их начальное расположение, траекторию движения и, при наличии, внешние причины инцидента.
Максимальная выплата по европротоколу составляет на данный момент 100 тыс. руб. При этом необходимо учитывать тот факт, что с начала 2014 года для ряда регионов страны – Москвы, СПб, Подмосковье и Ленинградской области – установлены особые правила, предусматривающие возможность страхового возмещения на сумму до 400 тыс. руб.при оформлении инцидента без сотрудников ГИБДД по упрощенной процедуре.
Такая сумма выплат при ДТП требует, помимо территориальной привязки к указанным субъектам РФ, выполнения еще одного обязательного требования. Оно заключается в необходимости фиксации обстоятельств одним из двух возможных способов:
- с применением контролирующих технических средств в рамках навигационной системы РФ, позволяющих зарегистрировать факт, место и обстоятельства ДТП, а также расположение транспортных средств, ставших его участниками;
- при помощи технических средств, оснащенных возможностью идентифицировать снятые видео- и фотоматериалы, для чего обычно используются геометки, которые невозможно подделать или установить самостоятельно.
Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.
Если допущены ошибки, исправлять весь план не нужно. Достаточно зачеркнуть неверные данные, указать правильную информацию и рядом с ней поставить подпись Исправления верны. Схема ДТП в обязательном порядке должна быть подписана. Процедура выполняется, когда все сведения внесены. Подписи проставляют оба участника происшествия. Когда действие осуществлено, внесение исправлений становится недопустимо. Перед тем, как подписать бланк извещения, необходимо внимательно проверить информацию.
В законодательстве отсутствует список документов, которые нужно иметь под рукой при составлении европротокола и схемы ДТП. В процессе внесения сведений в бланк могут понадобиться:
- СТС. На его основании в документы вносятся сведения об автомобиле.
- Водительское удостоверение. Его номер потребуется указать в бланке европротокола.
- Объяснение произошедшего дорожно-транспортного происшествия. Составить документ должны оба водителя. Бумага оформляется в свободной форме.
Как составить схему ДТП в 2021 году?
Если составлением схемы ДТП занимается представитель Госавтоинспекции, обычно в оформлении плана проблем не возникает. Однако использование европротокола приводит к необходимости выполнить процедуру самостоятельно. В результате повышается риск появления ошибки. Чаще всего водители допускают следующие из них:
- Место первого соприкосновения транспортных средств определено неправильно. Причиной ошибки нередко становится невнимательность.
- Водитель пытается скрыть выполнения тех или иных маневров. Действия выполняются исключительно из-за присутствия умысла. Осуществляя манипуляцию, автолюбитель надеется переложить вину на другого участника происшествия. Примером подобного выступает отказ признания в попытке совершения обгона перед столкновением или превышения скорости.
- Сигналы светофора описаны противоречиво. В этом случае для выяснения обстоятельств привлекаются очевидцы. На основании их показаний принимается решение о том, кто из водителей прав.
Европротокол используется для получения страхового возмещения. Денежные средства предоставляют пострадавшему. Виновника происшествия определяют на основании схемы ДТП и прочей представленной участниками случившегося информации. Если план аварии составлен неверно, разобраться в том, какие действия повлекли возникновение ДТП, сложно. Это дает страховой компании право отказаться предоставлять выплаты.
После можно приступать к рисованию схемы происшествия. Для этого понадобится чистый лист бумаги и синяя шариковая ручка, которые именно для таких случаев лучше всегда держать в бардачке. Также желательно пользоваться линейкой. Если её под рукой не окажется, что вполне вероятно, то чертить линии на схеме можно с помощью водительского удостоверения, кредитки или другого подобного предмета.
Осмотритесь вокруг, узнайте у прохожих или по карте ближайший к месту происшествия адрес и зафиксируйте точное время. Всё это понадобится при составлении схемы. Потом найдите двух очевидцев ДТП и попросите их выступить в качестве свидетелей.
С помощью нанесённой на схему траектории сотрудники ГИБДД и страховая компания смогут правильно оценить все факторы, повлиявшие на ДТП, чтобы определить виновника и назначить возмещение ущерба.
Пунктиром следует изобразить траекторию обоих участников происшествия незадолго до ДТП, показать их расположение. Следы торможения, если они есть, тоже нужно обозначить на схеме.
Без этих данных схему могут признать неправильной, она лишится юридической силы:
- Заголовок. Подпишите схему. Добавьте полный адрес места ДТП с указанием города, улицы, номера дома, а также отметьте дату и точное время аварии.
- Контактные данные всех участников ДТП, включая Ф. И. О., адреса проживания, телефоны, номера водительских удостоверений.
- Имена и фамилии очевидцев, а также их номера телефонов и адреса проживания.
- Расшифровка условных обозначений на схеме с указанием марок, моделей автомобилей и их госномеров.
- Подписи. Проследите, чтобы все участники и свидетели ДТП поставили подписи напротив своих имён.
Как правильно нарисовать схему ДТП
С 1 июня 2018 года максимальный размер страхового возмещения, выплачиваемого в упрощенном порядке, повышен до 100 тысяч рублей (п. 4 ст. 11.1 закона «Об ОСАГО»). До 01.06.18 сумма составляла 50 тысяч рублей.
Потерпевший, оформивший Европротокол, не может требовать страховую выплату, превышающую указанный лимит. Если сумма ущерба больше, взыскать недостающую сумму можно с виновника происшествия в судебном порядке.
Четких правил составления схемы в Европротоколе нет. Однако следует придерживаться некоторых рекомендаций для того, чтобы рисунок не вызывал дополнительных вопросов у страховщиков:
- Схема рисуется шариковой ручкой.
- Необходимо отметить все объекты дорожной инфраструктуры, имеющие значение для определения обстоятельств аварии.
- Обязательно указывается положение машин в момент ДТП, отмечается место столкновения.
- Если есть ошибки, план аварии лучше перерисовать. Место, отводимое для рисунка, имеет очень небольшой размер, и правильно заверить исправления практически невозможно.
Последовательность составления плана ДТП можно представить в виде нескольких этапов. Желательно черновой вариант составить самостоятельно каждому водителю, а затем после согласования перенести рисунок в Извещение о ДТП.
Этап 1. Прорисовка местности. Вначале на плане нужно нарисовать место, где произошла авария. Схематично показать расположение улиц, написать их названия. По рисунку должно быть понятно, столкновение произошло на перекрестке, на прямом участке дороге, при выезде со двора или на автостоянке.
Если ДТП случилось рядом с домом, его тоже нужно пометить на схеме с проставлением адреса. Можно внести другие примечательные места, позволяющие узнать местность — парк, памятник, фонтан, остановку и т. п.
Схема места ДТП – это графическое изображение участка дороги, где произошло столкновение, с обозначением всех объектов и предметов, имеющих прямое отношение к аварии или расположенных рядом.
Схема предназначена для разбора обстоятельств дорожно-транспортного происшествия во время рассмотрения дела в суде и подтверждения виновности или невиновности конкретного водителя при получении компенсации материального ущерба по ОСАГО, а также по КАСКО в некоторых случаях.
Расположение объектов, обозначенных в схеме, не должны противоречить фотографиям и другим документам, оформленным на месте происшествия.
Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:
- место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
- ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
- дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
- дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
- расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
- направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.
Составление схемы дорожно-транспортного происшествия в 2021 году
Чёткое представление о том, как правильно составить схему ДТП, должен иметь каждый современный автомобилист, потому что эти знания могут понадобиться в любой момент. Никто от водителей и инспекторов не требует шедевров изобразительного искусства, но все объекты должны быть отчётливыми, чтобы в процессе разбора происшествия не возникало вопросов. При составлении схемы необходимо использовать шариковую ручку синего цвета.
Когда происходит столкновение нескольких транспортных средств, схема ДТП составляется в порядке очерёдности. Например, если один автомобиль столкнулся сразу с двумя другими, его водителю придётся составлять две отдельные схемы с каждым участником аварии. На оборотной стороне извещения в графе 4 необходимо указать данные третьего автомобиля, его водителя и собственника.
Для облегчения процедуры самостоятельного оформления дорожно-транспортного происшествия без участия инспектора Российским союзом автостраховщиков были разработаны типовые схемы ДТП. Они составлены в форме рекомендаций с целью помочь водителям правильно:
- составить схему аварии по наглядным примерам;
- заполнить нужные графы извещения о ДТП;
- распределить степень ответственности;
- сформулировать обстоятельства ДТП.
Поскольку каждая дорожная авария имеет свои нюансы, не нужно копировать типовые схемы. К ним следует относиться как к подсказкам или обучающему материалу по правильному оформлению дорожно-транспортных происшествий. Даже если ваш случай полностью совпадает с типовой схемой, в извещении в любом случае нужно будет указать различные объекты, расположенные рядом с местом столкновения, названия улиц, номера домов и т. д.
Типовые схемы оформляются в виде таблицы и нескольких рисунков к ней. В таблице вы увидите:
- примерные обстоятельства ДТП;
- номера пунктов ПДД, которые были нарушены;
- подсказки по заполнению графы 16 в извещении о ДТП;
- подсказки по распределению ответственности (определению виновника).
Красным цветом выделяется автомобиль виновника, а зелёным – пострадавшего. При обоюдной вине водителей транспортные средства обозначаются жёлтым цветом.
Схема ДТП — как правильно нарисовать место происшествия
Составление документа зависит от того, для какого и для каких целей требуется схема. Выделяют 2 основных варианта. Это схема для ГИБДД и для страховой компании. Между ними есть определённые отличия, но сходств всё же больше.
Есть мнение, согласно которому СДТП может и должен оформлять лишь представитель ГИБДД. Но это лишь частично так. Если экипаж прибывает на место аварии, тогда схему действительно будет оформлять уполномоченное лицо. А водитель имеет право сделать фото готового документа.
В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.
Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.
Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.
Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:
- Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
- Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
- Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
- Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
- Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
- Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
- Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
- Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.
Единых, стандартизированных требований к оформлению документа не существует. На практике, опыт, накопленный другими водителями, используется в качестве рекомендации для составления зарисовки.
На плане могут использоваться как графические, так и цифро-буквенные обозначения, а также сноски и развернутые текстовые комментарии. Важным является лишь один критерий – все детали схемы должны быть понятны, в том числе, лицу, не являвшимся очевидцем происшествия. Стандартные рекомендации к обозначениям звучат следующим образом:
- При возникновении сомнений в трактовке знака, он должен быть продублирован словесным пояснением. Надписи наносятся непосредственно на рисунок или оформляются в виде сносок.
- Изображение соответствует 2D формату, то есть рисунок должен изображать место происшествия сверху.
- Для работы необходимо использовать шариковую (не гелевую ручку) синего или черного цвета. Карандаш для этой цели не подходит из-за возможности корректировки написанного.
- Все символы должны быть понятны и разборчивы. Лучше отдавать предпочтение общепринятым знакам и сокращениям.
- Не стоит увлекаться излишней детализацией.
- Недопустимы исправления и зачеркивания.
- Вначале каждым участником составляется черновой вариант, затем они объединяются в итоговую чистовую версию.
- Желательно соблюсти пропорции и масштабирование.
- Все элементы, влияющие на понимание ситуации, должны быть привязаны к неподвижным ориентирам на местности.
- Необходимо указать расстояние до перекрестка, знаков, светофора, обочины, измерить протяженность тормозного пути.
- Для дополнения схемы можно использовать фотоснимки, выполненные с разных ракурсов.
- Допускается оформление нескольких взаимосвязанных схем. Например, общая и детальная для отдельного фрагмента.
Используемые обозначения не имеют стандартного варианта. Как пример могут использоваться следующие знаки и пиктограммы:
- прямоугольник или прямоугольник с квадратом – автомобиль;
- прямоугольник, изображенный пунктиром – автомобиль в движении;
- тонкий прямоугольник – мотоцикл или велосипед;
- стрелки сплошной или пунктирной линией – направление движения;
- крест – место столкновения;
- прямые или прерывистые линии – дорожная разметка;
- круг или треугольник со схематичным изображением рисунка или номером из ПДД – дорожный знак;
- три круга вертикально – светофор, крестом внутри круга обозначается свет, который горел во время аварии;
- кривые линии – тормозной путь;
- две параллельные прямые линии со схематичным человеком между ними – тротуар;
- треугольники в ряд – дорожное ограждение;
- звездочка – работающий сигнал поворота или стоп-сигнал.
В зависимости от способа оформления протокола различается и вид используемой схемы.
Для европротокола
Европротокол служит для упрощенного способа оформления ДТП. Для составления схемы, в этом случае, используется готовый бланк-извещение, напечатанный типографским способом. Помимо общих требований, следует учитывать и другие особенности оформления схемы:
- Графическая и описательная часть разбиты на разные страницы, для них используется 16 и 17 пункт.
- Наличие подписи инспектора ГИБДД не требуется, достаточно подписей двух участников аварии.
- Основные обозначения дополняются указаниями виновности: 1 – полностью виновен, 0 – нет вины, ½ – обоюдная вина.
- Разъединять две стороны протокола можно только после окончательного его заполнения.
Для того чтобы безошибочно оформить европротокол, следует использовать типовые схемы, рекомендованные РСА. Они подробны и содержат все необходимые обозначения, достаточно лишь перенести их в извещение.
Оформление схемы ДТП в 2021 году
В зависимости от ситуации, правом оформления зарисовки обладают:
- Сотрудники Госавтоинспекции, прибывшие на место происшествия.
- Водители, оформляющие аварию самостоятельно с помощью европротокола.
При соблюдении основных требований, в обоих случаях документ имеет одинаковую юридическую силу.
Обязательный для заполнения схемы ДТП список документов не закреплен на законодательном уровне. На практике могут потребоваться следующие бумаги:
- Свидетельство о регистрации транспортного средства. Его номер указывается в европротоколе.
- Номер ВУ. Он также вносится в бланк.
- Объяснение произошедшей ситуации, составленное в произвольной форме обоими водителями.
В качестве примера составления можно использовать типовые образцы РСА, которые представлены на официальном сайте этой организации. Здесь содержатся обобщенные данные об обстоятельствах аварии и порядке распределения ответственности между водителями. Графический пример приводится в качестве образца для заполнения бланка европротокола. Всего документ содержит 31 пример типовой схемы.
Такие образцы могут применяться для составления европротокола в первозданном или частичном виде. Важно лишь, чтобы оба участника происшествия были согласны с документом.
Впервые столкнувшись с обязательством по составлению схемы, сложно в полной мере оценить правильность своих действий. Для упрощения заполнения документа созданы онлайн-сервисы. Наибольшей популярностью пользуются;
- Автокадабра. Один из простых и наиболее понятных онлайн-редакторов схем. С его помощью новичок без труда сможет оформить даже сложное ДТП. Здесь содержится большое количество элементов и частота их применения не имеет ограничений.
- Составление схемы ДТП онлайн. Система адаптирована под нужды автолюбителей, так как была создана компанией, специализирующейся на выкупе ТС. За счёт примитивной графики готовое изображение понятно и лаконично, а составить его возможно даже при медленном интернете.
- Конструктор дорожных ситуаций. Это мощный сервис, используемый профессионалами. Его особенность – разнообразный функционал и многозадачность. Но время ожидания отклика напрямую зависит от скорости интернета. При низкой скорости подключения возможна некорректная работа.
Если причин для отказа от самостоятельного оформления ДТП не наблюдается, владельцы пострадавшего автотранспорта могут приступать к фиксации обстоятельств происшествия. Ключевыми правилами при этом являются:
- отражение достоверной информации;
- четкость рисунка и читабельность пояснений к нему;
- соответствие имеющимся требованиям к оформлению (по наличию исправлений, незаполненных граф, ошибок в персональных и иных сведениях о владельцах ТС и т.п.);
- подтверждение изложенной информации свидетельскими показаниями очевидцев или видеоматериалами с регистратора (персональные данные свидетелей записываются с их согласия).
Строгих требований к качеству изображения не существует, каждый может начертить схему происшествия в меру своих способностей. Для СК и ГИБДД основополагающим показателем является информативность рисунка и учет всех обстоятельств, сопутствующих возникновению аварийной ситуации. В случае неполных, искаженных или заведомо ложных сведений, указанных в протоколе, СК вправе отказать страхователю в предоставлении компенсации (несмотря на то, что страховая фирма имеет возможность восстановить недостающую информацию через портал РСА).
Информативность рисунка во многом зависит от умения автовладельца передать всю картину происшествия в деталях. Для этого важно, чтобы при начертании схемы учитывались следующие факторы:
- события, предшествующие ДТП (они впоследствии помогут установить степень вины обоих водителей);
- местоположение ТС до и после столкновения;
- виды разметки полотна, дорожные знаки, сигналы светофора.
Кроме того, в протоколе не должны присутствовать исправления и нечитаемые слова (а если они есть – оба участника аварии заверяют исправленное своими подписями). Оптимальным вариантом считается переделка испорченной схемы, поскольку разные неточности и разночтения в рисунке могут послужить причиной для отказа в выплате компенсации страховой компанией.
Для чертежа используется белая бумага формата А4, тетрадный лист или приложения к страховому полису, специально для этого предназначенные. Графическое изображение и пояснения к нему делаются шариковой ручкой во избежание истирания рисунка. Объекты, имеющие отношение к ДТП наносятся схематично в горизонтальной проекции без лишней деталировки (если она не имеет значения для разбора аварийной ситуации).
В бланке заполняются все необходимые поля и графы, а пустые строки помечаются перечеркнутой буквой Z. Завершив заполнение протокола, обе стороны должны проверить правильность указанной в нем информации (сверив данные паспорта, водительских прав, номер страхового полиса и т.д.), и заверить оба экземпляра своими подписями.
Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)
Управлением ГИБДД на основании анализа ДТП был разработан набор типовых схематических изображений наиболее распространенных аварийных ситуаций, допускающих самостоятельную зарисовку места происшествия. Автолюбители могут использовать их в качестве образца. Чтобы получить представление о том, как нарисовать схему ДТП самому, пример типового чертежа послужит идеальным вариантом для разбора стандартных случаев и будет иметь хороший обучающий потенциал.
Для простоты использования на портале РСА схемы подразделяются по категориям на основании типа ДТП и вектора движения автомобилей, участвовавших в аварии (попутно, по встречному маршруту, задним ходом, в момент остановки).
Типовые шаблоны представлены в виде таблиц, где:
- в первой колонке расположена картинка;
- во второй описаны основные характеристики происшествия;
- в третьей цифрой обозначена степень вины первого ТС.
- далее – второго автомобиля.
Самостоятельное изображение схемы ДТП не требует от автолюбителей особых художественных навыков или иных специфических умений. Чтобы документ имел юридическую силу — достаточно соблюдать требования к его оформлению и придерживаться основных правил. В интернете можно найти множество вариантов того, как нарисовать схему ДТП самому, пример которых поможет избежать автовладельцу грубых ошибок.
При дорожно-транспортном происшествии водители могут урегулировать конфликт без вызова инспектора. Для фиксации аварийной ситуации необходимо составить Европротокол. В документе каждый участник рисует графический план с детальным указанием обстоятельств инцидента.
Согласно ст. 11.1 ФЗ №40 самостоятельное заполнение специального бланка возможно при соблюдении следующих условий:
- участие не более двух транспортных средств;
- отсутствие пострадавших физических лиц;
- наличие действующего страхового полиса ОСАГО у каждого автовладельца:
- максимальный размер ущерба – 50 000 рублей для регионов России, 400 000 – для Москвы, Санкт-Петербурга.
Составление рисунка ДТП нужно для возмещения ущерба по ремонту поврежденного транспортного средства. Графический план учитывается во время суда для установления виновной стороны столкновения. Неправильно отраженные сведения происшествия – причина отклонения заявки для получения страховых выплат или рассмотрения доказательства в вышестоящей инстанции.