Закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Причиной ужесточения правил деятельности компаний микрофинансового рынка стали существенный спад в экономике и невыгодное, а порой бедственное положение потребителей микрозаймов.
Нужно отметить, по последней причине законодателями неоднократно предпринимались попытки запретить деятельность МФО. Последняя такая попытка была предпринята уже в январе 2021 года: депутаты, внесшие законопроект на рассмотрение, указывают на то, что к микрофинансированию чаще всего обращаются наименее социально защищенные слои населения.
Разбираем законы об МФО и новые изменения
Рынок микрофинансирования и деятельность его участников регламентируется двумя базовыми законодательными актами. Первый – это №151-ФЗ (принят 02.07.2010). Он определяет правила работы и требования к МФО в России. Актуальная редакция документа принята 31.07.2020 года. Существенные изменения в очередной раз были внесены дважды в 2019 году (№271-ФЗ, №394-ФЗ) и аналогичное количество раз в 2020-м (№196-ФЗ, №306-ФЗ).
Второй — №353-ФЗ (принят 21.12.2013). Федеральный закон определяет порядок и условия предоставления займов и потребительских кредитов. Он изменяется еще чаще: трижды в 2019 году (№76-ФЗ, №271-ФЗ, №483-ФЗ) и по разу в 2020-м (№106-ФЗ) и 2021-м (№149-ФЗ).
Кроме того, не следует забывать о многочисленных документах, разработанных специалистами профильных федеральных ведомств и Центробанка. К числу первых относятся, главным образом, Минфин и ФНС.
Федеральный закон о микрозаймах 2020 года корректировался даже в течение года. Ключевыми нововведениями, некоторые из которых стартовали еще в 2019-м, стали такие:
- ограничение предельной ставки по микрокредитам на уровне сначала 1,5%, а затем – 1,0% в день;
- выделение специального вида займов – без обеспечения – для которого установлены особые правила выдачи;
- ограничение предельной переплаты суммой, равной сначала 250%, а затем 200% от основного долга.
Как было отмечено выше, общая тенденция государственной политики по отношению к МФО не изменилась. Тренд на ужесточение требований к участникам рынка и на ограничение возможностей их заработка на клиентах сохранился и даже стал еще более четко выраженным.
Анализируя уже принятые и вступившие в силу корректировки в законодательство о микрофинансировании, можно с высокой долей уверенности предсказать дальнейшие действия государства. Первое и основное – активная деятельность Центробанка по проверке участников рынка на предмет соответствия ранее введенным требованиям. Результатом работы регулятора становится постепенное снижения количества легально действующих на территории России МФО. На сегодня эта цифра равняется 1 299.
Второе весьма вероятное нововведение – очередное сокращение как дневной процентной ставки, так и суммы переплаты по отношению к основному телу микрокредита. Определить пороговые значения этих параметров достаточно сложно. Тем более – многое будет зависит от дальнейшего изменения ключевой ставки Центробанка, которая недавно впервые за несколько последних лет стала расти.
Третьим ожидаемым изменением станет увеличение требований в части уставного капитала микрофинансовых организаций. Для МФК минимальное значение этого показателя установлено на уровне 70 млн. руб., для МКК – не отличается от обычного для ООО и равняется 10 тыс. руб. Вполне реально, что оба параметра будут скорректированы в сторону роста.
Учитывая сказанное, еще одним последствием принятых решений наверняка станет дальнейшее сокращение количества участников микрофинансового рынка. На этом фоне важно отметить еще один существенный факт. Он заключается в том, что снижение рентабельности бизнеса привело к сокращению числа вновь открываемых МФО.
В результате даже снижение количества исключенных Центробанком из реестра организаций не ведет к стабилизации общей численность микрофинансовых и микрокредитных компаний – она продолжает достаточно быстро уменьшаться. На данный момент нет никаких логичных оснований считать, что указанная тенденция измениться в ближайшие два-три года.
Закон об МФО в 2021 году: последние изменения и выгоды для заемщиков
Практически все нововведения, которые принимаются законодателями в течение нескольких лет в этой области, направлены на ужесточение требований к участникам рынка. Главные из них – снижение суммы переплаты по займу и процентной ставки за пользование заемными средствами.
По состоянию на середину июня 2021 года в стране законно функционирует 1 299 микрофинансовых организаций. Цифра учитывает МФО обоих типов – и микрофинансовые, и микрокредитные компании.
Любое нарушение, а тем более – систематическое, допущенное МФО, оборачивается жесткими санкциями со стороны регулятора. Самым серьезным наказанием становится исключение из реестра, что означает запрет на дальнейшее ведение микрофинансовой деятельности.
Мы уже выяснили, что максимальный процент по микрозайму по закону ограничен до 1% в сутки. Какие еще полномочия остались у МФО?
- можно кредитовать физических лиц в возрасте от 18 лет в размере до миллиона рублей; компаниям выдадут заем суммой до 3 млн. рублей;
- создание фондов для покрытия ущерба;
- запрос данных заемщика, чтобы оценить уровень его платежеспособности.
При этом МФО обязана:
- Размещать на своем сайте положения о выдаче микрозаймов, о начислении процентов, о кредитной политике.
- По запросу предоставлять клиентам копию свидетельства о включении в реестр МФО.
- Информировать о рисках и последствиях при оформлении займа; предупреждать, во сколько может вырасти долг, и давать другие честные сведения.
- Сохранять банковскую тайну в отношении транзакций клиентов.
Микрофинансовые организации (далее – МФО) появились в России относительно недавно, и некоторое время их деятельность практически не регулировалась законодательством. Так было до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», который начал действовать с января 2011 года. Закон установил правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определил порядок регулирования и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций. МФО были разделены на микрофинансовые компании и микрокредитные компании, которые обязали входить в саморегулируемые организации.
В настоящее время деятельность МФО регулируется как вышеуказанным законом, так и федеральными законами от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)», от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и другими.
К числу основных изменений законодательства о деятельности МФО, введенных в действие с 2021 года, относятся следующие:
определен отдельный тип микрозайма — до 10 000 рублей, обладающий собственными ограничениями по переплате;
ограничены проценты по займу для микрокредитов — 1% в день или максимальный процент по займу 365% в год. Эта норма введена в целях ограничения начисления «процентов на проценты» — долг не будет расти в геометрической прогрессии;
ограничен процент предельных штрафов — размер начислений привязан к размеру займа и составляет не более 100% от него.
При этом договоры, заключенные с МФО до введения в действие изменений, не подчиняются новым правилам. Они регламентируются теми нормами, которые действовали в момент их подписания. Это же касается и ограничений: 2-кратный предел переплаты применяется только для договоров, заключенных после 01.07.2019, соответственно и 1,5- кратный предел переплаты — только для договоров, заключенных после 01.01.2020.
Обращаем внимание, что кредит и микрозайм регулируются разными федеральными законами, минимальная процентная ставка у них тоже существенно отличается.
С 2021 года внесенные в законодательство о МФО изменения коснулись также следующих прав и обязанностей самих МФО:
Так, МФО вправе:
выдавать займы физическим лицам от 18 лет на сумму до 1 млн. рублей, юридическим лицам — до 3 млн. рублей;
запрашивать данные клиента для оценки его кредитоспособности;
при несоответствии требованиям кредитора отклонять заявки на заем;
создавать фонды для покрытия убытков.
МФО имеет следующие обязанности перед заемщиками:
правила выдачи микрокредитов, а также сведения о лицах, влияющих на решение органов управления МФО, должны быть расположены в доступном для ознакомления месте, а также на официальном сайте компании;
клиент должен быть проинформирован о вхождении компании в государственный реестр, и получить по требованию копию соответствующего документа;
МФО обязана раскрыть гражданину полную и достоверную информацию об условиях выдачи микрозайма, права и обязанности сторон при получения денежных средств;
при получении заявки на выдачу денег до момента заключения договора проинформировать заемщика о возможных изменениях по соглашению сторон и порядке платежей, связанных с обслуживанием, возвратом займа и нарушением обязательств;
Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Коми
К примеру, гражданин имеет непогашенные микрозаймы 2019 года, и хотел бы пересмотреть их условия, исходя из новых правил игры – снизить проценты или ограничить переплату. Может ли он снизить сумму до требований минимумов 2021 года?
К сожалению, нет. Нововведения не имеют обратной силы и распространяются только на договоры, которые заключены после даты вступления в силу изменений.
С 1 июля 2019 года предполагается изменение некоторых стандартов, установленных Законом № 554. Нововведений ожидать не стоит. Закон ужесточает следующие правила:
- максимальная суточная ставка по займу приравнивается к 1%;
- максимальная сумма долговых обязательств уменьшается с 2,5 до 2-х кратного объема к первоначальному займу.
Например, клиент просрочил заем в 12 000 руб. МФО сможет истребовать не более 24 000 руб., независимо от ставки и периода кредитования.
С 1 января 2020 года будет уменьшаться коэффициент общей переплаты по итогу займа. МФО сможет истребовать с заемщика в 1,5 раза больше первоначальной суммы заемных средств, но не более. В сумму максимальной переплаты включаются дополнительные платежи, начисленные проценты, пени и штрафы.
Например, заемщик оформил кредит в размере 20 000 руб. МФО начислила проценты за пользование деньгами — 5000 руб., комиссию — 1000 руб. и после просрочки платежа штраф — 2000 руб. Компания требует с должника 28 000 руб. Это законно, так как максимальный лимит по переплате — 30 000 руб. (20 000×1,5 = 30 000 руб.).
В законодательстве о микрофинансировании не были внесены изменения по максимально возможному размеру займа. Следовательно, МФО могут выдавать и по 1 миллиону руб. под 2% в день. Но фактически этого не происходит. Существует разграничение между микрозаймами и простыми займами. Размер микрозайма планируют ограничить суммой в 50 000 руб.
Выдача микрозаймов и кредитов подпадает под разные законодательные регуляторы. Основное различие — это размер процентов. По кредитам ограничение ставки — это 50% годовых. Максимальная ставка устанавливается Центробанком РФ. В процессе расчетов ЦБ РФ учитывает ряд показателей. Ставка ЦБ публикуется ежедневно. Максимальная ставка за день пользования микрозаймом пока ограничена до 1,5% в сутки, это 547% в год. С 1 июля 2019 года ставка в сфере МФО составит 1% в день или 365% в год. Кроме того, микрофинансовые компании не смогут применять при начислении правило «проценты на проценты». За счет данной методики расчетов многие МФО добиваются роста задолженности в геометрической прогрессии. Теперь это запрещено.
Закон об МФО: что могут и не могут требовать компании от заемщика
Основная деятельность МФО в России — выдача займов физлицам. Но такие организации могут также:
- предоставлять юридические услуги или консультирование клиентов;
- оформлять страховки;
- подготавливать отчеты по запросу клиента из Бюро кредитных историй;
- кредитовать организации и индивидуальных предпринимателей на сумму до 5 млн рублей;
- предоставлять другие услуги, если позволяет юридический статус компании.
Все МФО делятся на:
- МФК — микрофинансовые компании, крупные юридические лица, которые подконтрольны ЦБ РФ и проходят ежегодную проверку главным регулятором страны. При этом собственный капитал МФК должен составлять 70 млн руб. РФ. Если объем собственных средств снижается, то Банк России исключит микрофинансовую компанию из госреестра. Если после этого компания будет выдавать займы — это нарушение законодательства.
- МКК — микрокредитные компании небольшого размера. Их контролируют саморегулируемые организации — СРО. Банк России проверяет их работу, если МКК не входит ни в одну из СРО, у ЦБ РФ есть информация о несоблюдении законов или проверяют СРО, куда входит МКК. На данный период нет требований к собственному капиталу микрокредитных компаний, но с 01.07.2020 года он должен составлять 1 млн руб. РФ. Постепенно и эта сумма будет увеличена ежегодно на 1 млн. руб. В итоге у микрокредитной компании должно быть минимум 5 млн рублей своих средств, иначе ей будет запрещено заниматься кредитованием.
Саморегулируемые организации используются Банком России для контроля деятельности МКК. На конец марта 2020 года в РФ зарегистрированно 35 МФК. Центробанк их проверяет на регулярной основе, а отконтролировать более 1700 МКК, которые работаю в РФ, Банк России не в состоянии. Поэтому каждая МКК обязана войти в состав одной из трех СРО — МиР, Единство или Альянс, и только после этого можно начинать выдачу займов.
Саморегулируемые организации проверяют работу микрокредитных компаний и, если возникает необходимость, то привлекают их к ответственности. Это могут быть предупреждения, штрафы, постановления, предписания или исключение из состава СРО. Если из одной СРО компанию исключили, у нее 90 дней, чтобы попасть в другую СРО, иначе МКК запрещено заниматься финансовой деятельностью.
Если вы брали микрозаем в МКК и уверены, что ваши права были нарушены, то можно подать жалобу в СРО. Но предварительно придется выяснить, в какой из трех СРО состоит МКК, в который вы брали в долг. Эта информацию размещают на сайте и в представительствах компании микрозаймов. Но если там ее нет, то можно зайти в перечень каждой из трех российских СРО и поискать МКК там. Здесь же можно и написать жалобу по деятельности компании.
Микрозаймы оформляют наличными или онлайн. Второй вариант приобретает все большую популярность. Не надо никуда ходить, решения принимают дистанционно, деньги зачисляют на карту, электронный кошелек или по реквизитам.
По объему и сроку кредитования — микрозаймы бывают:
- Краткосрочные небольшие займы до зарплаты. Тут самый высокий процент, который разрешен по закону — 1% в день. Суммы до 30 тысяч рублей. Такие процентные ставки начали действовать с 01.01.2020 года. До этого нередко встречались предложения по 1,5-3% в день. Все займы, которые оформлены в текущем году, не могут быть дороже, чем 365% годовых. Срок займа в этом сегменте не превышает 30 дней.
- Продолжительные микрозаймы, срок погашения у которых несколько месяцев. В связи с ужесточением правил в этот сегмент уходит все больше МФО, для которых первая категория становится менее выгодной. Суммы займов, как правило, от 30 тысяч рублей и выше. График погашения расписан, как в обычных потребительских кредитах в банках — раз в месяц.
- Обеспеченные займы. В залог оформляют имущество — недвижимость или автомобиль. При этом с 01.11.2019 года законодатели запретили МФО брать в залог жилые помещения. Ставка ниже, потому что риски у кредитора меньше. Если заемщик не отдаст долг, то МФО вправе обратиться в суд за взысканием задолженности за счет заложенного имущества. Пока клиент не выплатит долг, он не может распоряжаться залогом — продать его или подарить.
- Займы для бизнеса. Из документов запросят бухгалтерскую отчетность и документы руководителей. Такие займы берут недавно учрежденные компании или начинающие предприниматели, которым не одобряют кредит в банке.
- POS-займы, которые оформляют в магазинах и салонах. Их предлагают, если покупателю не хватает денег на полную оплату товара. Продавец направляет запрос в 3-5 МФО и при одобрении клиент получает недостающую сумму. Ставка ниже, чем в кредитах до зарплаты, но в 2-2,5 раза выше, чем в банках — ориентировочно в 40-50% годовых.
Сумма максимально переплаты по микрозаймам ограничена законодательством. Теперь МФО начисляют проценты, пени и комиссии до тех пор, пока их объем не достигнет полуторного размера первоначального займа. Такие правила действуют для договоров, которые заключены в 2020 году.
Например, если у вас заем в 30 тысяч рублей, то взыскивать больше 75 тысяч запрещено, даже если вы не будете платить 3 года. Но если договор по займу был заключен до 1 июля 2019 года, то сумма переплаты не может превышать двойной размер первоначального займа. То есть в нашем примере это 90 тысяч рублей.
Памятка по оформлению микрозайма:
- Уточните условия акций и предложений от МФО. Иногда под формулировкой: «новым клиентам займы бесплатно» понимается, что без процентов деньги выдают первые 2 дня, но при минимальном сроке кредитования — полгода.
- Спрашивайте про каждый пункт в договоре, который вызывает недопонимание. Лучше получить консультацию до подписания, чем не справиться с долгами потом. Дать развернутый ответ — обязанность сотрудников МФО по утвержденным Базовым стандартам ст. 8 п. 1. Если вразумительный ответ не получен, это повод искать другого кредитора.
- Если какие-то условия смущают, и нужно время подумать, не стесняйтесь взять паузу. Не поддавайтесь на уговоры сотрудника МФО и заявления, что предложение мгновенно потеряет свою актуальность. По закону у вас 5 дней для принятия взвешенного решения — ст. 7 ФЗ-353.
- Найдите в тексте процентную ставку и общую сумму. Если заем больше 10 тысяч рублей и получен после 01.07.2019 года, то ежедневная ставка не может превышать 1%. Процент может быть выше только по займам до 10 тыс. руб. сроком меньше 15 дней. По ним МФО разрешено начислять до 30% за весь период кредитования.
- Если получаете заем наличными, проверьте, чтобы в расходном кассовом ордере, была указана такая же сумма, как и в договоре. МФО не может брать никакие дополнительные платежи, если они не оговорены в договоре.
Закон №151-ФЗ предоставляет микрофинансовой организации следующие права:
- выдавать микрозаймы;
- запрашивать сведения о потенциальном заемщике, с его согласия получать кредитную историю;
- отказывать в выдаче микрозаймов;
- взыскивать долги через суд и приставов;
- вести иную хозяйственную деятельность, если она не противоречит законодательству.
Обязанности МФО несколько шире и включают:
- предоставление клиентам достоверных сведений о параметрах микрокредита;
- размещение полной информации о предоставляемых услугах в Интернете;
- информирование клиента обо всех условиях выдачи, обслуживания и возврата микрозайма;
- обеспечение безопасности конфиденциальных данных и операций клиентов, хранение и обработка персональных данных в соответствии с законом;
- предоставление по требованию заемщика документов о внесении МФО в государственный реестр;
- в случае решения ЦБ об ограничении деятельности — размещение его на официальном сайте;
- предоставление в Центробанк России обязательной электронной отчетности и соблюдение нормативов, установленных регулятором.
Ужесточение государственного контроля за деятельностью МФО проявляется в поэтапном снижении процентной ставки по микрозайму и максимальной суммы долга физ. лица по микрозайму.
Предельное значение с начала 2019 года составляло 1,5%.
С середины 2019 максимальный процент по микрозайму по закону года равен 1%. Это значение остается актуальным до настоящего времени. Планируется ли дальнейшее ограничений процентов по займу для МФО, пока не известно.
Ограничения не действуют на специальный вид займа, который предусматривает выдачу до 10 тыс. руб. на срок до 15 суток. Для краткосрочных займов «до зарплаты» условия следующие:
-
процентная ставка может превышать 1%;
-
максимальная ежедневная оплата — 200 рублей;
-
общая переплата по микрозайму не должна быть выше 3 тыс. руб.
Ответ на вопрос, во сколько может вырасти долг, звучит так: не более 30% от суммы микрокредита.
Статья 5 №353-ФЗ определяет базовые условия договора займа — как обычного, так и микрозайма под залог. Разрабатываются общие и индивидуальные условия.
Общие условия МФО в обязательном порядке размещает в публичном доступе — на сайте и в офисах. К общим условиям относятся:
- наименование МФО и реквизиты юридического лица;
- перечень требований к заемщику, выполнение которых необходимо для одобрения займа;
- срок рассмотрения полученной от клиента заявки;
- параметры выдаваемого займа: вид, сумма, сроки возврата, валюта и способы предоставления;
- процент годовых, а при использовании переменной ставки — правила расчета;
- дата начала отсчета процентов;
- размер и перечень дополнительных выплат заемщика;
- полная стоимость кредита;
- способы возврата долга МФО;
- период охлаждения — срок отказа от получения микрозайма;
- варианты обеспечения финансовых обязательств клиента — поручительство, залог;
- ответственность за неисполнение заемщиком условий кредитования;
- порядок досудебного и судебного урегулирования споров;
- возможность или запрет уступки долга третьим лицам (коллекторам);
- дополнительная информация, перечень которой определяется спецификой работы конкретной микрофинансовой организации.
Индивидуальные условия договора микрозайма включают:
-
сумма микрозайма или лимит финансирования с правилами его возможного изменения;
-
срок договора и дата погашения долга;
-
ежедневная и годовая % ставка, а в случае использования переменной — правила расчета;
-
график выплат и порядок изменения выплат по закрытию долга;
-
необходимость сопутствующих договоров — например, залога, страхования или обеспечения обязательств;
-
возможность уступки долга третьим лицам и согласие клиента;
-
согласие заемщика с общими условиями кредитования;
-
дополнительные услуги, сверх полной стоимости займа;
-
варианты обмена сведениями между сторонами.
Некоторые пункты в этих списках совпадают — таковы требования закона.
Осенью вносятся очередные изменения в правила работы МФО. Они вводят обязательную проверку платежеспособности клиента перед выдачей займа. Раньше такое требование действовало исключительно на микрокредиты от 50 тыс. руб. С 1 октября 2021 года МФО будут оценивать долговую нагрузку при одобрении любого займа.
Предсказать результаты нововведения достаточно сложно. Пока непонятно, будут ли МФО исправно выполнять новое требование, так как это обернется сокращением количества клиентов. Многие из них идут в микрофинансовые организации именно из-за того, что не способны подтвердить платежеспособность в банках.
Законы о микрозаймах в 2020 году
Каждый заимодатель должен быть внесен в государственный реестр микрофинансовых организаций (МФО). Если в реестре такой фирмы нет — перед вами нелегал.
Наименование кредитора само по себе ничего не значит — даже если компания имеет в своем названии слова:
- «микрофинансовая организация»;
- «микрофинансовая компания»;
- «микрокредитная компания»;
- «мфо»;
- «мфк»;
- «мкк» и т.д.
Всегда нужно проверять незнакомую МФО по реестру. Если компании там нет — это как минимум повод не связываться с ней.
В остальном клиент имеет право:
- На получение полной информации об условиях займа.
- На «прозрачный» договор с прописанными в нем сведениями о правах и обязанностях каждой из сторон.
- На сохранение конфиденциальности клиента и не разглашение данных о нем третьим лицам.
- На предъявление по запросу документов, подтверждающих включение микрокредитной организации в реестр.
Копия правил предоставления микрозаймов должна быть размещена в интернете и на стенде каждой МФО — все они должны иметь свой сайт в доменной зоне RU.
МФО имеют право выдавать займы только в российских рублях. Еще им запрещено в одностороннем порядке изменять:
- размер процентных ставок и (или) порядок их определения по договорам микрозайма;
- комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров с клиентами (индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами).
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Рынок за 1 квартал 2019 года продемонстрировал рост относительно прошлого года. В частности, увеличился портфель микрозаймов на 45%. В общей сумме, это составило 173,6 млрд.рублей. Объем выдачи микрокредитов населению за 3 месяца вырос на 33,7%.
В 2019 году наблюдается тенденция сокращения выдачи микрокредитов через офисы МФО, увеличение обращений граждан дистанционно, через подачу онлайн заявки. Это обеспечило доступность микрозаймов для всех слоев.
В случае просрочки оплаты микрозайма, МФО имеет право начисления ежедневной % ставки на остаток непогашенной задолженности. Но начисление прекращается, как только % достигают предельного размера. Только после внесения должником части долга, МФО вправе возобновить начисление комиссии.
Таким образом, законодательно ограничена возможность начисления штрафов в ситуации нарушения сроков уплаты долга. Размер финансовых санкций зависит от того, начисляется ли % ставка в период просрочки или нет.
- Начисляются: 0,05% в течение 24 часов (20% годовых).
- Не начисляются: 0%, только штраф 0,1% в течение 24 часов.
Участники микрофинансовой деятельности – физические и юридические лица. При этом в отличие от банковских организаций в качестве инвесторов в деятельности МФО могут выступать физические лица.
Особенности внесенных изменений в 2020 году
С момента принятия закона в него вносились изменения уже более 10 раз. Наиболее крупные изменения были внесены с мая 2017 года. Они коснулись в первую очередь максимального размера процентов, которые помогут начислять по займам. Большим изменениям подвергся статус МФК. В первую очередь они касаются соблюдения нормативов.
С 1 января 2020 года вступила в силу статья 12. и 12.1 Федерального закона № 151-ФЗ, налагающая запрет на взыскание с заемщиков необоснованно высоких процентов. Проценты по потребительскому микрозайму теперь не могут превышать трехкратные суммы самого кредита. Но эти ограничения распространяются только на те договоры, которые заключены после 1 января 2020 года.
Таким образом, если гражданин заключил с микрофинансовой организацией договор на сумму в размере 5000руб, то никаким образом эта сумма не может превысить 20.000 рублей.
Федеральный закон от 02.07.2010 г. № 151-ФЗ
Источников финансирования микрофинансовых организаций может быть несколько. Они подразделяются на:
- Частный капитал — это основной источник финансирования МФО. На него приходится более 70% всех финансовых поступлений.
- Банковские кредиты — такой способ финансирования доступен больше всего МФО, находящимся за рубежом. В России данный механизм действует только в том случае, если микрофинансовая компания связана с конкретной банковской структуры.
- Облигационные займы — такой способ доступен крупным и высокоприбыльный компаниям, у которых есть свой достаточно большой капитал. Для того чтобы использовать такой механизм необходимо предоставлять аудит отчетности по МСФО, кроме того должно быть прозрачная структура собственника.
МФО может также привлекать деньги населения, но такой способ не будет играть значительной роли, так как законодательство ограничивает возможность приема вкладов от частных лиц.
Несмотря на то что работа микрофинансовых организаций очень схожа с работой банков, определенные различия в деятельности есть. Банк — это универсальная финансовая структура, которая работает сразу в нескольких направлениях.
Микрофинансовая организация специализируется только на выдаче займов небольших размеров. Кредитные предложения этих организаций различаются между собой и направлены на разные категории населения. В банк чаще всего обращаются за крупными кредитами на срок до пяти лет. Микрофинансовые компании выдают займы небольшими суммами и, как правило, на несколько месяцев.
Чаще всего микрозаймы называют займы до зарплаты. И размеры выдаваемых сумм не превышают более 60000 рублей. В отличие от банков микрофинансовые организации выдают деньги в любое время суток, также включая выходные и праздничные дни. Это является большим преимуществом для заявителей. Кроме того, МФО очень быстро рассматривает заявки.
В отличие от банков у МФО минимальные требования к заемщику. Не нужно заниматься сбором справок и документов, а также подтверждать доходы.
Кроме того, микрофинансовые компании не требуют залога и поручителя. Займ можно получить даже при наличии испорченной кредитной истории. При этом у многих МФО существует программа по улучшению кредитной истории, что поможет в дальнейшем обеспечить лояльность со стороны банков.
При выборе организации, где взять кредит, нужно анализировать, в первую очередь сумму срок. Обращаться в микрофинансовые организации выгодно только в том случае, если денежные средства нужны быстро. Кроме того, воспользоваться микрозаймом можно только в том случае, если сумма нужна небольшая.
В остальных случаях лучше всего обращаться в банк, так как он предложить наименьший процент по сравнению с МФО. В банковской организации есть возможность взять кредит на большую сумму и на длительный срок.
При обращении в микрофинансовые организации нужно быть очень внимательными. В первую очередь нужно проверить, входит ли МФО в реестр Цетробанка. Это необходимо для того, чтобы не попасть к мошенникам.
При ознакомлении с условиями предоставления займа, нужно обратить внимание, предоставляет ли компания возможность продления займа. Это необходимо, так как не всегда заемщик может внести всю сумму полностью.
С прошлого года действуют ограничения на работу коллекторских агентств:
- они могут только беседовать с должниками, никаких угроз и физического насилия быть не должно;
- связываться с должниками можно только в дневное время;
- ограничено число звонков и уведомлений в день;
- нельзя звонить 3 лицам – родителям, женам / мужьям, коллегами, начальнику и т.д., коллекторы могут иметь дело только с сам плательщиком и его поручителем;
- нельзя разглашать личную информацию – например, писать объявление в подъезде, что «Здесь живет должник»;
- не допускается порча имущества и вторжение на частную собственность.
Основная деятельность МФО в России — выдача займов физлицам. Но такие организации могут также:
- предоставлять юридические услуги или консультирование клиентов;
- оформлять страховки;
- подготавливать отчеты по запросу клиента из Бюро кредитных историй;
- кредитовать организации и индивидуальных предпринимателей на сумму до 5 млн рублей;
- предоставлять другие услуги, если позволяет юридический статус компании.
Все МФО делятся на:
- МФК — микрофинансовые компании, крупные юридические лица, которые подконтрольны ЦБ РФ и проходят ежегодную проверку главным регулятором страны. При этом собственный капитал МФК должен составлять 70 млн руб. РФ. Если объем собственных средств снижается, то Банк России исключит микрофинансовую компанию из госреестра. Если после этого компания будет выдавать займы — это нарушение законодательства.
- МКК — микрокредитные компании небольшого размера. Их контролируют саморегулируемые организации — СРО. Банк России проверяет их работу, если МКК не входит ни в одну из СРО, у ЦБ РФ есть информация о несоблюдении законов или проверяют СРО, куда входит МКК. На данный период нет требований к собственному капиталу микрокредитных компаний, но с 01.07.2020 года он должен составлять 1 млн руб. РФ. Постепенно и эта сумма будет увеличена ежегодно на 1 млн. руб. В итоге у микрокредитной компании должно быть минимум 5 млн рублей своих средств, иначе ей будет запрещено заниматься кредитованием.
1. Во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций может быть отказано по следующим основаниям:
1) несоответствие документов, представленных в Банк России для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, требованиям законодательства Российской Федерации;
2) представление неполного комплекта предусмотренных настоящим Федеральным законом документов, необходимых для внесения в государственный реестр микрофинансовых организаций, либо документов, содержащих недостоверную информацию;
3) исключение сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций по основанию, предусмотренному частями 1.1 и 1.3 статьи 7 настоящего Федерального закона, в течение года, предшествующего дате подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
4) несоответствие лиц, указанных в статьях 4.1-1 – 4.3 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;
5) наличие в государственном реестре микрофинансовых организаций полного и (или) сокращенного наименования микрофинансовой организации, в том числе полного или сокращенного фирменного наименования, совпадающего с полным и (или) сокращенным наименованием, в том числе с полным или сокращенным фирменным наименованием юридического лица, подавшего заявление о внесении сведений о данном юридическом лице в указанный реестр, или сходного с ним до степени смешения, при условии, что соответствующие сведения о микрофинансовой организации были внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее сведений о юридическом лице, подавшем заявление.
1.1. Во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций о юридическом лице в виде микрофинансовой компании помимо оснований, указанных в части 1 настоящей статьи, отказывается в случае несоблюдения данным юридическим лицом требований к собственным средствам (капиталу), установленных настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России. Во внесении сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций о юридическом лице, целью которого является осуществление деятельности в виде микрокредитной компании, не может быть отказано в случае исключения сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций в виде микрофинансовой компании по основанию, предусмотренному частью 1.3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
2. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций должно содержать мотивированное обоснование этого отказа с указанием всех причин, послуживших основанием для данного отказа. Решение об отказе во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций сообщается заявителю в письменной форме не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня получения Банком России документов, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона.
3. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, а также непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
4. Отказ во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций не является препятствием для повторной подачи заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций. Повторная подача такого заявления и принятие по нему решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Микрозаймы оформляют наличными или онлайн. Второй вариант приобретает все большую популярность. Не надо никуда ходить, решения принимают дистанционно, деньги зачисляют на карту, электронный кошелек или по реквизитам.
По объему и сроку кредитования — микрозаймы бывают:
- Краткосрочные небольшие займы до зарплаты. Тут самый высокий процент, который разрешен по закону — 1% в день. Суммы до 30 тысяч рублей. Такие процентные ставки начали действовать с 01.01.2020 года. До этого нередко встречались предложения по 1,5-3% в день. Все займы, которые оформлены в текущем году, не могут быть дороже, чем 365% годовых. Срок займа в этом сегменте не превышает 30 дней.
- Продолжительные микрозаймы, срок погашения у которых несколько месяцев. В связи с ужесточением правил в этот сегмент уходит все больше МФО, для которых первая категория становится менее выгодной. Суммы займов, как правило, от 30 тысяч рублей и выше. График погашения расписан, как в обычных потребительских кредитах в банках — раз в месяц.
- Обеспеченные займы. В залог оформляют имущество — недвижимость или автомобиль. При этом с 01.11.2019 года законодатели запретили МФО брать в залог жилые помещения. Ставка ниже, потому что риски у кредитора меньше. Если заемщик не отдаст долг, то МФО вправе обратиться в суд за взысканием задолженности за счет заложенного имущества. Пока клиент не выплатит долг, он не может распоряжаться залогом — продать его или подарить.
- Займы для бизнеса. Из документов запросят бухгалтерскую отчетность и документы руководителей. Такие займы берут недавно учрежденные компании или начинающие предприниматели, которым не одобряют кредит в банке.
- POS-займы, которые оформляют в магазинах и салонах. Их предлагают, если покупателю не хватает денег на полную оплату товара. Продавец направляет запрос в 3-5 МФО и при одобрении клиент получает недостающую сумму. Ставка ниже, чем в кредитах до зарплаты, но в 2-2,5 раза выше, чем в банках — ориентировочно в 40-50% годовых.
Последние изменения в ФЗ о микрофинансовых организациях были внесены 1 мая 2017 года, при принятии ФЗ номер 92.
Согласно принятым изменениям была дополнена седьмая статья. В первой части этой статьи был изменен первый пункт.
Согласно изменениям, Центральный Банк России может исключить из реестра сведения о микрофин. организации только в случаях когда:
- Происходит ликвидация такого вида учреждения, как юридическое лицо;
- Учреждение получило официальный статус банка или статус кредитной организации;
- Организация самостоятельно предоставила форму заявления об исключении из реестра. Форма должна соответствовать положению настоящей статьи.
При новой редакции закона статья семь была дополнена пунктом 1.10. Согласно этому дополнению в период, когда микрофинансовое учреждение подало документы в Центральный Банк России для получения определенного статуса (статус банка или кредитной организации), но до принятия Банком решения, компания не имеет права принимать какие-либо средства от физических лиц или ИП. Денежные средства могут быть приняты только от учредителей или акционеров учреждения.
Был также добавлен пункт номер 1.11. В этом пункте написано, что Банк России может позволить организации, получившей статус банка с базовой лицензией, осуществлять операции со средствами физических лиц только по истечению двух лет с момента внесения изменений в государственный реестр.
Согласно принятым изменениям, в седьмую статью был добавлен пункт 1.12. В этом пункте написано, что в случае, если договор об определенных финансовых операциях был заключен до того, как учреждение получило другой статус, операции могут совершаться независимо от их вида и категории. Это означает, что если между микрофинансовой организацией и физическим лицом был принят договор, а затем организация сменила статус, операции, согласно договору могут продолжаться, несмотря на запрет, оформленный в пункте 1.11.
Последним изменением, принятым 1 мая 2017 года, было добавление пункта 1.13 в статью семь. Согласно этому пункту, микрофин. организация имеет право продолжать сделки и операции по договорам, принятым до изменения статуса, до истечения срока, установленного в договорах изначально. Изменения по такого вида договорам не могут быть внесены в изначально установленную цену и срок действия документа.
В статье 12 закона о микрофинансовой деятельности написано, что такого вида организации имеют определенные ограничения в деятельности. Среди этих ограничений есть:
- Поручительство по сделкам собственных учредителей, либо любой другой способ выполнения обязательств учредителей;
- Запрещается использование в каких-либо бумагах сокращенного или полного названия организации, схожее или полностью совпадающее с названием другой финансовой компании;
- Совершение сделок об отчуждении собственного имущества без разрешения вышестоящих органов;
- Запрещается начисление физ лицам — заемщикам, процентов по договорам займа, если срок возврата займа, оформленный в документах, не превышает года;
- Выдача любых видов займа в иностранной валюте;
- Выдача займа ИП или юр. лицу, если сумма всех долгов этого лица перед организацией превышает три миллиона рублей;
- Изменение условий договоров с юр. лицами или ИП о процентной ставке, комиссионных или сроках действия договоров в одностороннем порядке;
- Осуществление любой категории деятельности на рынке с ценными бумагами;
- Применение к физическому лицу или ИП штрафных санкций, если лицо заранее известило организацию (за 10 дней) о досрочном погашении займа.
Условия процентных ставок и другие нюансы деятельности микрофин. организаций дополнены в пункте 12.1.
Главный законодательный акт, в котором прописаны требования и правила работы организаций – ФЗ 151 от 23 июня 2010 года.
С выходом этого закона заемщики страны получили возможность воспользоваться правовой поддержкой государства, а сами кредиторы стали вести деятельность по микрокредитованию физических лиц и индивидуальных предпринимателей ответственно и добросовестно.
Упомянутый выше закон содержит 17 статей, разделенных на 5 отдельных глав. Федеральный закон включает:
- Общие положения, ключевые понятия и термины, правовые основы деятельности кредиторов.
- Условия, на которых микрокредитные компании обязаны осуществлять работу по выдаче займов.
- Порядок, согласно которому МКК обязуются предоставлять кредитные продукты населению.
- Особенности надзора за работой кредиторов, а также способы регулирования их деятельности.
Если вы активный заемщик, либо наоборот, еще ни разу не пользовались услугами МКК, но при этом хотите быть уверенным в финансовой и правовой безопасности, ознакомьтесь поближе с федеральным законом об МФО № 151.
Не лишним будет прочитать все изменения, внесенные в текст рассматриваемого акта – их достаточно много. Изучать текст законодательного акта лучше в официальных источниках, регулярно обновляющих информацию.
Когда речь идет о кредитовании населения, нельзя не упомянуть такой документ, как ФЗ № 353 «О потребительском кредите (займе)». Этот документ более подробно описывает права и обязанности как всех заемщиков, так и компаний, осуществляющих работу по кредитованию физических лиц. В нем же подробно описано такое понятие, как полная стоимость займа, приведены особенности заключения договора, и так далее.
Люди, которые активно пользуются услугами компаний, не могли не заметить тенденцию к закрытию микрокредитных фирм.
Причина этому проста – в ФЗ о МФО за 2021 год были внесены сведения о том, какие именно компании могут именоваться микрофинансовыми, а также появился конкретный список запросов и требований к юридическим лицам. Государство вынуждает некоторые МКК закрываться по следующим причинам:
- Большие штрафы, которые накладываются на микрокредитные фирмы за разовые нарушения строгих требований законодательства. С каждым нарушением размер штрафных санкций существенно растет. За систематические нарушения установленных государством требований будет уголовная ответственность.
- Действующие на территории Российской Федерации компании, которые пренебрегали следованию всем законным правилам, не могут рассчитывать на поддержку и успешное разрешение ситуации в случае, если дело доходит до суда. По этой причине часть кредиторов закрываются заранее от безысходности.
- Недавние новшества обязывают микрофинансовые организации вступать в СРО с последующим обязательным ведением финансовой отчетности. Разумеется, регулярно такая отчетность должна уходить на рассмотрение в Центральный Банк РФ. Из-за этого МФК теряют часть дохода, некоторые закрываются.
Многие активные заемщики расстраиваются, узнав о закрытии кредитора, у которого они регулярно оформляли займы. Однако здесь надо задуматься над тем, что добросовестные компании, чтущие букву закона, никогда не закроются из-за воздействия государства.
Вероятно, такое закрытие открывает возможность найти куда более надежную организацию, с оформлением микрозаймов в которой в дальнейшем не будет никаких трудностей.
Заемщики уверены, что МКК занимаются исключительно кредитованием населения. Однако это не так. Нередко кредиторы предоставляют денежные средства предприятиям малого и среднего бизнеса, причем процентные ставки ниже по сравнению с банковскими. Индивидуальные предприниматели и начинающие бизнесмены имеют куда большие шансы на одобрение кредита, обращаясь за услугами МФО.
Для поддержания собственной работоспособности компании активно привлекают денежные средства инвесторов, а также получают деньги за счет займов и выпуска облигаций.
Инвесторы, которые вкладывают деньги в работу кредиторов, рискуют заметно больше, так как такие вложения не считаются вкладом, и поэтому не страхуются. Кредитные фирмы могут привлекать деньги индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц.
За последние десять лет микрофинансирование, осуществляемое некредитными финансовыми институтами, стало одним из важнейших элементов финансовой системы России.
На начало 2009 г. в стране таких микрофинансовых организаций насчитывалось 2750 (в 2003 г. – 150). Их кредитный портфель вырос в 10 раз – до 22,7 млрд руб. (на 1 января 2010 г.), а средний размер кредита составил 4,5 тыс. долл. Именно таков спрос на кредитные ресурсы в регионах со стороны микро– и малых предприятий (70 % малого предпринимательства – микробизнес, с числом работающих до 15 человек) и физических лиц.
Такая динамика развития сферы микрофинансовых услуг, а также спрос на них со стороны малого бизнеса потребовали законодательного закрепления и специальной регламентации микрофинансовой деятельности в законодательстве РФ. Это, с одной стороны, должно способствовать дальнейшему развитию финансового рынка, а с другой – созданию высокодинамичной и эффективной системы кредитования малых предприятий для дополнительного стимулирования производства и распределения товаров и услуг, а также для оказания помощи начинающим предпринимателям в приобретении опыта получения прибыли и накоплении капитала. Последнее особо актуально в кризисных условиях, хотя сектор малого бизнеса в условиях кризиса показал достаточно хорошую финансовую устойчивость, сохранив при этом платежеспособность.
Поэтому не случайно, что п. 95 Плана действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г., утвержденной Председателем Правительства РФ В. В. Путиным (от 19 июня 2009 г. № 2802п-П13), предусматривал необходимость формирования законодательной основы микрофинансовой деятельности, а именно – разработку проекта федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Указанный законопроект разрабатывался в целях обеспечения создания правовых основ деятельности микрофинансовых организаций и определения особенностей указанной деятельности, порядка и условий предоставления микрозаймов, порядка создания, деятельности и реорганизации микрофинансовых организаций, а также прав и обязанностей федерального органа исполнительной власти, к компетенции которого относится осуществление функций по контролю в сфере микрофинансирования.
Федеральный закон от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» был принят ГД ФС РФ 18 июня 2010 г., одобрен СФ 23 июня 2010 г., подписан Президентом РФ 2 июля 2010 г. и вступил в силу с 4 января 2010 г.
Институализация микрофинансовых организаций, которая стала возможной после вступления в силу названного законодательного акта, создаст большие возможности для развития финансовой инфраструктуры в малых городах и населенных пунктах страны, что в конечном итоге должно повысить качество предпринимательской среды и уровень жизни населения. Это является главной целью Федерального закона от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
В настоящем издании представлен полный текст и постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» – специальному законодательному акту, регулирующему на основании Гражданского кодекса РФ микрокредитование и деятельность микрофинансовых организаций. Подробно рассмотрены правовые основы микрокредитования, особенности получения статуса микрофинансовой организации, прав, обязанности таких организаций и их клиентов.
Нормы Федерального закона «О микрофинансовых организациях и микрофинансовой деятельности» проанализированы в их взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федерального закона «О некоммерческих организациях» и др.
Издание адресовано руководителям и работникам микрофинансовых организаций, руководителям малых и микропредприятий, физическим лицам, в том числе предпринимателям без образования юридического лица, и др.
- Изменение условий договора потребительского займа;
- Изменение документов, регламентирующих порядок начисления процентов, неустойки (штрафов, пени), иных мер ответственности и платежей, оказываемых кредитором заемщику за отдельную плату;
- Внесение изменений в программное обеспечение, используемое для выдачи потребительских займов;
- Проведение обучения для сотрудников в соответствии с внутренними документами организации.
Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ
Всем некредитным финансовым организациям, предоставляющим потребительские займы (микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам и ломбардам) необходимо провести указанные мероприятия до 1 января 2020 года!
Сумма предельной просроченной задолженности с учетом начисленных процентов, а также штрафных санкций не сможет превышать 2,5-го размера суммы займа.
Это означает, что заемщик, взявший в МФО 10 000 рублей и нарушивший свои обязательства перед кредитором в отношении срока возврата денежных средств, ни при каких обстоятельствах, ни в какой момент времени не будет превышать 35 000 рублей.
В закон, были внесены изменения в отношении процентной ставки по потребительскому займу, на данный момент она не может превышать 1,5% в день. С 01.07.2019 года процентная ставка не сможет превышать 1% в день.
Отдельного внимания заслуживает поправка в отношении круга лиц, имеющих право проводить процедуры по взысканию задолженности. Нелегальный кредитор или коллектор не сможет обращать никаких действий в отношении заемщика, направленных на взыскание просроченной задолженности.
- Казахстанские коллекторы будут теперь работать по-новому
- Без крайних перегибов: на что надеются МФО
- Токаев утвердил бюджет на 2021 год: какими будут доходы и расходы
- Касым-Жомарт Токаев
- подпись
- закон
- коллекторы
- МФО
- банки
- регулирование
Деятельность российских микрофинансовых организаций осуществляется на основании Федерального Закона от 2 июля 2010 года №151 и закона от 2013 года «О потребительском кредите».
Согласно законодательству, все компании, занимающиеся микрокредитованием, должны быть лицензированы и занесены в специальный реестр МФО. Именно это позволяет им работать на законных основаниях и получить доверие со стороны клиентов.
Закон об МФО ФЗ 151 полностью регламентирует деятельность микрофинансовых компаний. Он определяет, кто может быть руководящим лицом, и каким образом оно может быть выбрано. В законе также прописаны все правила работы подобных юридических лиц.
В соответствии с законодательством, микрофинансирование подразумевает упрощенную схему кредитования физических и юридических лиц по сравнению с банками. Это касается проверки клиентов, размера микрокредита и сроков, на которые выдаются микрозаймы.