Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно российскому законодательству сообщить о приобретении российским гражданином иного гражданства либо наличии вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве могут следующие категории лиц:

  • лицо, имеющее иное гражданство;
  • гражданин, имеющий вид на жительство в иностранном государстве;
  • лицо, владеющее документом на право постоянного проживания в иностранном государстве;
  • законный представитель несовершеннолетнего лица, имеющего иное гражданство;
  • законный представитель ограниченного в дееспособности лица, имеющего иное гражданство;
  • уполномоченный представитель лица (прилагается доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации) (в редакции Федерального закона от 31.12.2014г. № 507).

Как жить в России с двумя гражданствами

Освобождаются от обязанности сообщать миграционной службе о приобретении иного гражданства:

  • лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • лица, приобретшие гражданство Российской Федерации после 4 августа 2014 года
  • граждане Республики Таджикистана

В документе (приложение № 1 к Приказу ФМС РФ от 28.07.2014 N 450) лицо указывает следующее сведения:

  • наименование органа, куда подается официальное уведомление, и его структурного подразделения;
  • ФИО заявителя;
  • дата и место рождения гражданина;
  • полное место жительства или пребывания;
  • паспортные данные;
  • наименование второго гражданства;
  • дата и основание приобретения второго гражданства;
  • перечень копий документов, приложенных к уведомлению.

Документ (приложение № 2 к Приказу ФМС РФ от 28.07.2014 N 450) подается в миграционные органы законным представителем недееспособного лица или гражданина, не достигшего 18 лет.

Уведомитель отмечает в заявлении не только сведения о недееспособном или ребенке, но и фиксирует свои ФИО, дату и место рождения, место жительства и реквизиты паспорта.

Уведомительный документ состоит из 3 частей. Информация, касающаяся факта приобретения второго гражданства, размещается на лицевой и оборотной стороне листа. Лицевая сторона уведомления содержит отрывную часть.

Документ можно заполнять собственноручно или использовать технические средства. Сведения, отмеченные в уведомлении, должны быть отражены на русском языке. Отдельные графы можно заполнять латинскими буквами.

Запрещается указывать в документе сокращения и аббревиатуры. Не допускается наличие в документе исправлений или зачеркиваний. Все поля уведомления должны быть заполнены.

Граждане, желающие уведомить миграционную службу о приобретении второго гражданства, должны обратиться в отделения по вопросам миграции по месту жительства.

Если у гражданина нет официального места жительства, то он подает уведомление по месту пребывания в РФ.

В том случае, если у гражданина отсутствует постоянное место пребывания, то он вправе обратиться с уведомлением по месту своего фактического нахождения на территории России.

Период уведомления ограничен федеральным законодательством 60 днями. Срок начинает исчисляться с момента приобретения гражданства иностранного государства или получения документа, дающего право постоянного проживания в иностранном государстве.

До 1 января 2016 года продлен срок подачи уведомлений гражданами Российской Федерации, которые по состоянию на 04 августа 2014 года (дата вступления в силу закона) имели помимо российского гражданства, гражданство республики Беларусь, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана.

Лица, не подавшие уведомление в связи с нахождением за пределами Российской Федерации в установленный законом срок, обязан подать уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию (в редакции Федерального закона от 31.12.2014г. № 507).

Российский гражданин, который приобрел второе гражданство, вправе предоставить уведомление в отделение по вопросам миграции путем личного обращения в территориальное отделение государственного органа либо через уполномоченного представителя (при наличии нотариально удостоверенной доверенности). Также закон предоставляет гражданам возможность направить уведомление по почте или через законного представителя.

Подача уведомления об ином гражданстве. Гражданин представляет необходимый пакет документов уполномоченному сотруднику отделения по вопросам миграции.

Должностное лицо принимает документы, отрывная часть бланка возвращается заявителю, которая в дальнейшем является подтверждением факта обращения в отделение по вопросам миграции с уведомлением.

Факт приема уведомления подтверждается подписью должностного лица, выступающего сотрудником отделение по вопросам миграции или почтовой связи.

Подпись о приеме документа должна присутствовать на бланке уведомления, а также на его отрывной части. Кроме подписи должна присутствовать печать структурного подразделения по вопросам миграции или оттиск штемпеля почтового отделения, принявшего документ для отправки.

Если уведомление было отправлено по почте, то уполномоченные сотрудники должны переслать его по указанному адресу в течение 1 рабочего дня. Срок начинает исчисляться с момента приема уведомления от гражданина.

Ответственность за нарушение обязанности по сообщению о втором гражданстве. Федеральным законом от 04.06.2014 N 142-ФЗ внесены ряд изменений, касающихся разновидностей юридической ответственности, к которой привлекается нарушитель обязанности по уведомлению миграционных органов о двойном гражданстве.

(в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 151-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 03.01.2006 N 5-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 01.12.2007 N 296-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 01.10.2008 N 163-ФЗ, от 30.12.2008 N 301-ФЗ, от 28.06.2009 N 127-ФЗ, от 12.11.2012 N 182-ФЗ, от 02.07.2013 N 169-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 02.11.2013 N 299-ФЗ, от 20.04.2014 N 71-ФЗ, от 20.04.2014 N 72-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 23.06.2014 N 157-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ, от 31.12.2014 N 507-ФЗ, от 01.05.2016 N 124-ФЗ, от 29.07.2017 N 243-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 27.12.2018 N 544-ФЗ, от 03.07.2019 N 165-ФЗ, от 18.07.2019 N 188-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ, от 26.07.2019 N 236-ФЗ, от 18.03.2020 N 58-ФЗ, от 18.03.2020 N 63-ФЗ, от 24.04.2020 N 134-ФЗ, от 13.07.2020 N 209-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
19 апреля 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
15 мая 2002 года

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством Российской Федерации, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

К вопросу о двойном гражданстве

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

иное гражданство — гражданство (подданство) иностранного государства;

двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

ребенок — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

проживание — проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации или за ее пределами;

территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

изменение гражданства — приобретение или прекращение гражданства Российской Федерации;

вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

1. Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

3. Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

5. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Гражданами Российской Федерации являются:

а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;

б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

3. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, гражданин Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве (далее также — документ на право постоянного проживания в иностранном государстве), обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Гражданин Российской Федерации, указанный в абзаце первом настоящей части или в части 1 статьи 6 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в связи с нахождением за пределами Российской Федерации не подавший уведомление, указанное в абзаце первом настоящей части, в сроки, установленные соответственно абзацем первым настоящей части и частью 1 статьи 6 Федерального закона «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязан подать такое уведомление не позднее тридцати дней со дня въезда в Российскую Федерацию. (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 507-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, законный представитель гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста восемнадцати лет либо ограниченного в дееспособности (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обязан подать письменное уведомление о наличии у данного гражданина иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у данного гражданина места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве. (в ред. Федеральных законов от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

Случаи приобретения российскими гражданами иностранного гражданства вне рамок вышеуказанных международных договоров не являются наказуемым деянием, однако, полученное таким образом гражданство, так же как и соответствующие иностранные документы (загранпаспорт), не признаются российским законодательством и не действуют на территории России.

Статья 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 г.

«1. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.»

Статья 6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и порядке въезда в Российскую Федерацию» гласит, что въезд в Российскую Федерацию граждане Российской Федерации осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в частности, — загранпаспорту гражданина России). В случае утери загранпаспорта за пределами Российской Федерации, для въезда в Россию выдается свидетельство на возвращение в Российскую Федерацию (однако оно может быть использовано только для въезда в Россию, но не для выезда).

Руководствуясь данными положениями, консульский отдел не осуществляет выдачу российских виз в британские паспорта российских граждан, так как в противном случае будут нарушены нормы российского законодательства.

При пересечении российской границы Вы пользуетесь только российским загранпаспортом. При выезде из России (регистрации на рейс) представитель авиакомпании может спросить Вас, на основании какого документа Вы въедете в Великобританию (вопрос связан с тем, что именно на перевозчика возложен контроль наличия у пассажира документов для въезда в страну назначения). Вам следует сообщить представителю авиакомпании, что въедете в Великобританию по имеющемуся у Вас британскому паспорту и продемонстрировать этот паспорт.

В случае, если у Вас просрочен заграничный паспорт, то Вы можете подать документы на новый загранпаспорт при наличии действительного внутреннего паспорта.

Работники госорганов и органов местного самоуправления – это россияне, которые по трудовому договору занимают в госорганах или органах местного самоуправления должности, не относящиеся к должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно статье 349.6. ТК РФ граждане без российского гражданства, имеющие иностранное гражданство или вид на жительство не могут работать в государственной или муниципальной службе, если для их должностей предусмотрено оформление допуска к гостайне.

Если должность требует оформления допуска к государственной тайне, принять на нее можно только гражданина РФ, у которого нет второго гражданства другой страны либо документа с видом на жительство. Из этого правила могут быть исключения, если они предусмотрены другими федеральными законами или международными договорами РФ.

Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ

Трудовой договор с работником госоргана, имеющим иностранное гражданство или вид на жительство, и скрывшим этот факт, должен быть расторгнут на основании пункта 13 части 1 статьи 83 ТК РФ.

Если работник сообщил о наличии у него второго гражданства, и работодатель не может перевести его на другую должность, где не требуется оформлять допуск с гостайне, трудовой договор расторгается на основании части 2 статьи 83 ТК РФ.

Если житель РФ приобрел подданство или ВНЖ иностранного государства, он должен поставить в известность МВД России. Заявление необходимо подать в уполномоченное отделение по месту постоянной регистрации в РФ (или месту временного пребывания) в течение 60 дней со дня получения соответствующего документа, если россиянин пребывает на территории РФ.

Если он находится за границей, этот срок будет считаться с момента въезда в страну. Таким образом, россиянам, постоянно проживающим за рубежом, нет необходимости подавать уведомление до момента их возвращения на родину.

Если россиянин не уложился в сроки подачи уведомления, предусмотренные законом РФ, или сообщил не все сведения, которые должны содержаться в заявлении, он должен будет заплатить административный штраф (размер штрафа составляет 500-1000 рублей). Умышленное сокрытие паспорта другого государства несет за собой наложение штрафа в крупном размере вплоть до уголовной ответственности.

К уважительным причинам несвоевременной подачи заявления относятся: состояние здоровья (при наличии соответствующей медицинской справки), работа по контракту (требуется копия контракта) и т. д. Остальные действия могут рассматриваться как нежелание явиться в уполномоченный орган для подачи уведомления.

Таким образом, Россия не признает у своих жителей зарубежного подданства: россиянин имеет право пребывать на территории РФ, осуществлять въезд и выезд из страны, обращаться в государственные учреждения только по своему российскому паспорту. При этом второй паспорт он может использовать в других странах.

При получении второго гражданства, россиянин обязан лично уведомить об этом органы МВД в течение 60 дней со дня получения соответствующего документа. Если он находился в этот период за пределами РФ, срок будет считаться с момента его въезда на территорию своей страны. За несоблюдение срока подачи заявления налагается штраф вплоть до уголовной ответственности.

Смотрите видео: необходимые документы, подтверждающие факт уведомления о наличии второго гражданства.

В законодательстве РФ не существует градаций по этим двум понятиям. Однако с юридической точки зрения различия можно сформулировать так:

  1. Двойное. Претендент получает паспорт второй страны при условии, что в его родном государстве такую позицию одобряют. Это возможно, если между странами заключено международное соглашение о двойном гражданстве;
  2. Второе. Вручается при отсутствии договора между странами. При этом термин также можно обозначить как «множественное гражданство», поскольку человек вправе иметь сразу несколько паспортов. Россиянин обращается за паспортом иной страны, только руководствуясь собственными потребностями. Разрешение родного государства значения не имеет.

И тот, и другой статус россиянина имеет свои особенности.

Гражданин одновременно должен следовать законам обеих стран, уважать их традиции и национальные обычаи. Все действия человека должны соответствовать Конституции обоих государств. Его права сохраняются и действуют на обеих территориях.

У России международный договор на двойное гражданство заключен только с Таджикистаном. Он был подписан 7 сентября 1995 года. По его правилам граждане обеих стран могут получать двойные паспорта. На них накладываются обязанности и права подданных Таджикистана и РФ.

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ

Лицо обязано придерживаться правовых особенностей того государства, где находится в текущий момент. При этом власти воспринимают лицо как гражданина только своей страны и игнорируют наличие второй.

Однако и тут есть ограничения: получить паспорт без отказа от первоначального гражданства можно не во всех странах. В некоторых случаях претендент будет вынужден отказываться от паспорта родной страны.

Обладатели двойного гражданства могут беспрепятственно путешествовать между странами и имеют право самостоятельно решить, где проходить армейскую службу. Их дети после рождения становятся двойными гражданами, а по достижении 14 лет получают два паспорта.

При получении второго подданства таких привилегий не полагается, но свои плюсы имеются. Среди них:

  • Гражданин может беспрепятственно пересекать границы стран без оформления виз (так, обладателю паспорта европейской страны больше не нужно получать шенген);
  • Обладатель множественного гражданства вправе свободно жить и работать во всех странах, паспорта которых у него имеются;
  • Он пользуется всеми правами и доступными льготами, перечисленными в Конституциях государств.

Так, если человеку приходится часто ездить между странами по работе или с личными целями, второе гражданство станет настоящим спасением. Но, несмотря на кажущуюся уникальность такого статуса, имеется и ряд минусов.

Согласно международным правилам, категорически запрещено претендовать на второе гражданство следующим категориям:

  • Лицам, которые собираются поступать на государственную службу (исключение составляют случаи, когда получение статуса поддерживается международным договором);
  • Сотрудникам любого средства массовой информации;
  • Покупателям акций СМИ, если доля составляет более 20%, а также учредителям;
  • Работникам и владельцам иных компаний, деятельностью которых является вещание;
  • Членам избирательных комиссий, голос которых является решающим;
  • Участникам Общественной палаты России.

Возможно, в ближайшее время этот список будет расширен. Так, сейчас госдума изучает законопроект, по которому запрет на получение удостоверения второй страны будет распространяться на госслужащих, уже занимающих свои посты. Под действие закона попадут также их мужья/жены и дети.

Однако есть государства, которые категорически против такой политики. Они не вручают заявителям паспорта, пока те не откажутся от своего первоначального гражданства. Это:

  • Украина;
  • Беларусь;
  • Мальта;
  • Германия;
  • Польша;
  • Индия;
  • Казахстан;
  • Литва;
  • Япония;
  • Южная Корея;
  • Китай;
  • Хорватия.

Если россиянину по каким-то причинам необходимо получить паспорт одной из этих стран, ему придется подать прошение об отказе от первоначального подданства. При этом нужно учитывать, что утрата может быть невозможна. Например, российские власти могут ответить заявителю отказом.

Важно! Ребенок, который появился на свет в семье россиянина и гражданина одной из вышеперечисленных стран, становится бипатридом. Но по достижении 21 года он вынужден сделать выбор в пользу одного из подданств, отказавшись от второго.

Конституция РФ предусматривает наказание в отношении лиц, которые неумышленно или намеренно скрыли факт получения второго гражданства. В большинстве случаев это выплата денежного штрафа, величина которого зависит от тяжести конкретного случая.

Федеральная миграционная служба вправе применить следующие санкции:

  • Общественные работы в объеме до 400 часов;
  • Денежный штраф до 200 000 рублей или суммарный доход нарушителя за полный год;
  • Уплата 1000 рублей штрафа, если были нарушены сроки оповещения о получении второго паспорта (до двух месяцев после вручения).

Если гражданин умышленно утаил факт изменения своего статуса, ему может грозить уголовное наказание.

Второе гражданство несложно получить, при этом для обладателя открывается масса возможностей. Однако гражданин должен понимать, что новый статус накладывает на него вдвое больше обязанностей.

Видео: двойное и второе гражданство

Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?

Двойное гражданство «в чистом виде» у гражданина нашей страны возможно лишь в том случае, если у Российской Федерации имеется международный договор или международное соглашение с государством второй гражданской принадлежности человека об урегулировании вопросов двойного гражданства.

В связи с этим на практике возможны всего две ситуации.

Ситуация №1.

Как это ни странно звучит, но в настоящее время подобный действующий договор (от 7 сентября 1995 года) имеется у России лишь с одним государством – Таджикистаном.

Таким образом, граждане Таджикистана, при приобретении российского гражданства, в соответствии с вышеуказанным договором (на взаимной основе), сохраняют имеющееся у них гражданство, т. е. имеют двойное гражданство в «чистом виде».

Ситуация №2.

Ранее действовавшее аналогичное международное соглашение с Туркменистаном от 23 декабря 1993 года прекратило свое действие 18 мая 2015 года. Таким образом, граждане этого государства, принявшие российское гражданство в период действия указанного Соглашения, с точки зрения законодательства России, также сохраняют имеющееся у них гражданство Туркменистана, т. е. имеют двойное гражданство в «чистом виде».

Как видно из вышеизложенного, возможность гражданину России иметь двойное гражданство «в чистом виде» исчерпывается двумя, достаточно редко встречающимися на практике случаями.

Но это вовсе не означает, что он, за исключением вышеуказанных двух случаев, не может иметь вполне правомерно гражданство иностранного государства.

Гражданин России и кроме ранее рассмотренных двух случаев может иметь гражданство иностранного государства.

Сама по себе такая возможность закреплена на высшем конституционном уровне: часть 2 статьи 62 Конституции РФ гласит «Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Т. е. российское законодательство вполне допускает возможность наличия у гражданина нашей страны гражданства иностранного государства.

Причем не имеет никакого значения количество государств, которые признают его своим гражданином.

Если гражданин России при приобретении гражданства иностранного государства не оформил в установленном порядке выход из гражданства нашей страны, то он продолжает оставаться гражданином России.

При этом следует также знать, что российский гражданин, имеющий иностранное гражданство, рассматривается нашей страной исключительно только как гражданин России, а приобретение им (или наличие) иностранного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства России (ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ).

По описанным выше причинам подобную ситуацию, вне рамок ранее указанных международных договора и соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, правильнее было бы назвать «второе гражданство», как разновидность «двойного гражданства» — при наличии у гражданина России гражданства одного иностранного государства или «множественное гражданство» — при наличии у гражданина России гражданства нескольких иностранных государств.

Все материалы сайта подготовлены в строгом соответствии с действующим законодательством РФ о гражданстве и с законодательством о правовом положении иностранных граждан в РФ. При этом нами использованы многолетние практические наработки, с которыми поделились и продолжают делиться действующие и бывшие (ныне – адвокаты и юристы) сотрудники подразделений по вопросам миграции МВД РФ (в прошлом — ФМС России, паспортно-визовых подразделений МВД РФ).

Мы также благодарны нашим читателям, которые доверяют нам решение своих сложных жизненных ситуаций, мы вместе боремся с несправедливостью, приобретая при этом неоценимый практический опыт. Очень многих мы уже поздравили с успешным разрешением возникших проблем и получением паспорта гражданина РФ.

Требование своевременно и надлежащим образом подать заявление касается тех обладателей второго гражданства, которые проживают на территории Российской Федерации.

Если владелец двух паспортов постоянно живет за рубежом, предоставлять об этом информацию в российские миграционные органы не требуется. Уведомить нужно будет при первом приезде в Россию, на что законом отводится 30 дней после пересечения границы.

Законодательство ограничивает срок, в течение которого необходимо известить компетентные органы.

Лицу, проживающему в России, для этого отводится 60 дней от даты оформления гражданства или права на постоянное проживание в другой стране. Следует учитывать период времени, который займет получение подтверждающих документов от иностранного государства.

Если россиянин обрел второй статус, постоянно проживая за рубежом, ему не нужно сообщать об этом в российские официальные инстанции. На него возлагается обязанность направить уведомление в течение 1 месяца после въезда на территорию России.

Вместе с заявлением должны быть подготовлены следующие документы:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • иностранный паспорт, если заявитель был принят в гражданство другой страны;
  • документ, подтверждающий вид на жительство в ином государстве.

Если уведомление подается за несовершеннолетнего ребенка, потребуется предъявить:

  • свидетельство о рождении ребенка, не достигшего 14-летнего возраста с проставленной отметкой о российском гражданстве;
  • паспорт РФ в возрасте от 14 лет;
  • подтверждение о получении иностранного гражданства или ВНЖ;
  • документ о назначении законного представителя, если заявление подает опекун;
  • удостоверение личности того, кто осуществляет процедуру подачи.

Подготовить нужно обычные копии и предъявить оригиналы. Ответственное лицо, принимающее заявление, заверяет копии на месте. Если документы подаются представителем российского гражданина, обязательно наличие нотариально подтвержденной доверенности.

В отделении миграционной службы или на почте заявление не примут в том случае, если форма заполнена с явными нарушениями. Это могут быть оставленные пустыми строки, который обязательны для заполнения, ошибки, опечатки и исправления, а также использование сокращений и нерасшифрованных аббревиатур, что в итоге приведет к необходимости переделать уведомление.

Другая причина, по которой могут отказать в приеме заявления, – отсутствие полного набора требуемых документов. В наличии обязательно должны быть не только копии, но и оригиналы.

Внесенные в миграционный закон изменения обязывают российских граждан, имеющих паспорт иностранного государства или иной подобный документ, извещать об этом ГУВМ МВД. Правило касается как взрослых, так и несовершеннолетних граждан.

Уведомление подается на бланках утвержденной формы вместе с копиями требуемых документов. Заявителю важно помнить о правилах оформления и сроках подачи. Знание этой, в принципе, простой процедуры позволит быстро выполнить бюрократические формальности и избежать штрафных санкций.

Порядок получения российского гражданства

Государства, предоставляющие гражданам других стран своё гражданство, не уведомляют об этом официальные власти этих других стран. Однако, в России такая обязанность с недавнего времени (с 4 августа 2014 года) возложена на самих граждан РФ, получивших второе гражданство.

Гражданин РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), имеющий также иное гражданство либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ (ФМС России) по месту жительства данного гражданина в пределах РФ (в случае отсутствия такового – по месту его пребывания в пределах РФ, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах РФ – по месту его фактического нахождения в РФ) в течение 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (пункт 3 статьи 6 Закона о гражданстве). Если гражданин не подал такое уведомление в установленный срок в связи с нахождением за пределами РФ, он обязан подать уведомление не позднее 30 дней со дня въезда в Россию.

За граждан РФ, не достигших 18 лет либо ограниченных в дееспособности (кроме граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом), уведомление о наличии иного гражданства обязаны в те же сроки подать их законные представители.

Подача уведомления гражданином или законным представителем осуществляется лично, либо уполномоченным представителем, либо в установленном порядке почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи (при предъявлении подающим уведомление лицом удостоверения личности).

В уведомлении, в частности, указываются наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства; дата и основание приобретения иного гражданства. К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина РФ паспорта иностранного государства (нотариальное заверение и перевод не требуются), а также копия паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории РФ. В случае подачи уведомления уполномоченным представителем, к уведомлению также прилагаются копия доверенности, удостоверенной в соответствии с законодательством РФ о нотариате, и копия паспорта уполномоченного представителя.

Форма и порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина РФ иного гражданства либо вида на жительство утверждены Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450. Подтверждением исполнения гражданином данной обязанности будет являться отрывная часть бланка уведомления с отметкой органа ФМС России о его принятии.

В случае приобретения гражданином РФ каждого следующего гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление.

От обязанности по уведомлению о втором гражданстве или ВНЖ освобождаются граждане РФ, постоянно проживающие за пределами РФ. Однако, что следует понимать под «постоянным проживанием за пределами РФ» ни законом, ни иными нормативными актами не установлено.

В этой связи правоприменитель, скорее всего, будет исходить из того, что граждане РФ, которые живут в основном за рубежом и лишь время от времени приезжают в Россию, особенно, в случае, когда в России у них сохраняется регистрация по месту жительства, все равно обязаны подавать уведомление о наличии иного гражданства или ВНЖ. Регистрация гражданина РФ по месту жительства («прописка») в России означает фиксацию органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства. Поэтому граждане, зарегистрированные по месту жительства в России, не могут считаться постоянно проживающими за пределами РФ.

Рассмотренная выше обязанность граждан РФ подкреплена мерами как административной, так и уголовной ответственности (приводимое ниже законодательство актуально по состоянию на ноябрь 2015 года).

Административная ответственность
Состав административного правонарушения Административное наказание Орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях
Статья 19.8.3 КоАП РФ Нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений. Наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей. ФМС России (статья 23.67 КоАП РФ). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени ФМС России вправе: 1) руководитель ФМС России, его заместители; 2) руководители территориальных органов ФМС России, их заместители; 3) руководители структурных подразделений территориальных органов ФМС России, их заместители.
Уголовная ответственность
Состав преступления Наказание Подследственность
Статья 330.2 УК РФ * Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. * Относится к преступлениям небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ). Наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов. Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета РФ (подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ).

В качестве обоснования таких мер в пояснительной записке к законопроекту приводилось мнение о том, что в связи с наличием у гражданина РФ политико-правовой связи с иностранным государством, «значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается». Кроме того, по мнению инициаторов законопроекта, «волеизъявление такого лица может обусловливаться не только требованиями конституционного правопорядка Российской Федерации и интересами ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству». Однако, никаких пояснений относительно того, каким образом данную проблему решает введение вышеназванных обязанностей и ответственности (а также в каких целях будет использоваться формируемая база данных лиц с двумя (или более) гражданствами и обладателей иностранных ВНЖ), ни в пояснительной записке, ни в самом законе, не содержится.

Документом, подтверждающим наличие у гражданина РФ иностранного гражданства, является его паспорт, выданный компетентными органами соответствующего иностранного государства. Но поскольку Российская Федерация в этом случае продолжает рассматривать данное лицо исключительно как гражданина РФ, наличие второго паспорта при вступлении в различные правоотношения на территории РФ не принимается во внимание (за исключением ограничений, которые будут перечислены ниже). Пользуясь в России государственными и муниципальными услугами, обращаясь в российские органы власти и управления, гражданин должен использовать российский паспорт. Въезд в Россию и выезд из нее граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории РФ (то есть по российскому загранпаспорту).

При этом второй (иностранный) паспорт может свободно использоваться гражданином РФ как в стране, его выдавшей, так и в любых иных странах помимо России.

Гражданин РФ может использовать свой второй паспорт, выданный страной, с которой у России действует визовый режим, в качестве подтверждения права на въезд в данную страну. В этом случае он выезжает из России по российскому загранпаспорту без соответствующей визы. Если такой гражданин не уведомлял ФМС России о наличии второго гражданства, он рискует быть привлеченным к установленной законом ответственности в случае, если данное обстоятельство будет установлено при пограничном контроле в России (при условии, что на подразделения пограничного контроля будет возложена такая функция).

Получив (или планируя получить) иностранный паспорт, гражданин России должен быть готов к ряду ограничений, предусмотренных для таких лиц российским законодательством. В основном они касаются права быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, доступа к государственной гражданской службе и службе в правоохранительных органах.

Граждане РФ, имеющие также гражданство иностранного государства

  • не имеют права быть избранными (Президентом РФ, депутатами Государственной Думы, высшим должностным лицом субъекта РФ, депутатами законодательного органа субъекта РФ, депутатами муниципальных советов);
  • не могут быть наделены полномочиями члена Совет Федерации;
  • не могут быть назначены Председателем Правительства РФ, его заместителями и федеральными министрами;
  • не могут быть назначены Секретарем Совета Безопасности РФ, постоянными членами и членами Совета Безопасности РФ;
  • не могут быть приняты на государственную гражданскую службу и находится на такой службе;
  • не могут быть судьями;
  • не могут быть приняты на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе;
  • не могут быть приняты на службу в Следственный комитет РФ;
  • не могут быть сотрудниками органов федеральной службы безопасности;
  • не могут быть приняты на службу в органы внутренних дел и находиться на указанной службе;
  • не могут быть членами Общественной палаты РФ;
  • не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (статья 21 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-1). Соответствующий порядок утверждён Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003.

Приобретение второго гражданства не влияет на воинскую обязанность гражданина РФ (если иное не предусмотрено международным договором об урегулировании вопросов двойного гражданства).

Граждане, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранные граждане могут служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях (под последними понимаются инженерно-технические, дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и спасательные воинские формирования МЧС России).

Однако, такие граждане не могут проходить военную службу во внутренних войсках МВД России, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (это следует из определения военной службы, содержащегося в части 1 статьи 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

До 1 августа 2013 года граждане, прошедшие военную службу в другом государстве, освобождались от призыва на военную службу в России. В настоящее время к данному основанию добавлена существенная оговорка, фактически его отменяющая: такая возможность теперь существует только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ (подп. «г» части 1 статьи 23).

При определении налоговой обязанности физического лица его гражданство не является значимым фактором. Получение гражданином РФ второго гражданства само по себе не влечет изменение его статуса налогового резидента РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы территории России для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья. При этом НК РФ не содержит требований о непрерывности течения указанных 183 дней.

Статус налогового резидента или нерезидента РФ определяется только на основании вышеуказанного критерия («правило 183 дней»), вне зависимости от гражданства физического лица или иных признаков.

Таким образом, чтобы признаваться налоговым резидентом РФ, физическое лицо должно фактически находиться в РФ в совокупности (но не обязательно непрерывно) не менее 183 дней (то есть 183 дня или более) в течение 12 следующих подряд месяцев. Соответственно, физическое лицо перестает быть налоговым резидентом РФ, если в течение 12 следующих подряд месяцев оно фактически находится в РФ суммарно менее 183 дней (то есть от 0 до 182 дней включительно).

К плюсами иностранного гражданства вместе с российским чаще всего относят:

  • свободное перемещение по многим странам, особенно при наличии европейского паспорта;
  • доступная медицина, дошкольное, школьное и высшее образование;
  • разрешено претендовать на социальные выплаты, субсидии как в России, так и в другой стране;
  • легкое трудоустройство на любые позиции за границей;
  • удаленная работа с зарплатой в обоих государствах;
  • дипломатическая поддержка в любой стране, где есть статус гражданина;
  • экономия денег – цены как для местных без дополнительного налога для иностранцев;
  • разрешено претендовать на любые блага, предусмотренные не только в России;
  • масштабирование собственного бизнеса;
  • открытие бизнеса в статусе постоянного жителя без уплаты дополнительных госпошлин;
  • улучшение языковых знаний, увеличивает шанс найти высокооплачиваемую работу;
  • можно инвестировать, покупать недвижимость, не только в России;
  • возможность взять кредит за рубежом по более низким ставкам;
  • имеется разрешение открыть банковский счет, платежную карту за границей.

«Двойное гражданство» и «второе гражданство» относительно разные понятия, имеющие разную правовую ответственность. Регулируются Конституцией РФ и федеральным законом. Сегодня у России имеется только один международный контракт на двойное гражданство с Таджикистаном. В других странах дают второе гражданство согласно их Законам о двойном гражданстве. При этом важно не нарушать законы России. Определенно ясно, что русские люди одна из иммигрирующих наций в мире. Они постигают жизнь вдали от дома на самых разных континентах.

Законодательством Российской Федерации установлено, что для того, чтобы получить российское гражданство, необходимо в обязательном порядке отказаться от гражданства другой страны. Исключение, как уже было сказано выше, составляют только Таджикистан и Туркменистан.

Для того, чтобы разобраться в данной ситуации более подробно, не лишним будет ответить и на вопрос: «А зачем вообще человеку нужно двойное гражданство?»

Если рассуждать логически, то становится понятно, что двойное гражданство — это палка о двух концах. каждая страна стремится привлекать население и препятствовать оттоку граждан. Во-первых, это связано с пополнением казны налогами (то есть, чем больше человек проживает в государстве, тем больше будут и налоговые сборы). А во-вторых, каждое государство заинтересовано в людях, которые будут нести армейскую службу и в случае необходимости смогут встать на защиту страны. Именно поэтому в большинстве стран двойное гражданство не поощряется, дабы избежать оттока населения. А в Германии и Дании двойное гражданство и вовсе запрещено.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *