Не допускать нарушений требований пожарной безопасности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не допускать нарушений требований пожарной безопасности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Требование: руководитель утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности. Это про то, как не допустить пожар и как спасаться, если в помещении всё же произошло возгорание. Весь персонал проходит противопожарное обучение и знакомится с инструкцией под подпись.
Где про это читать: пункт 2 Правил противопожарного режима из Постановления Правительства от 16.09.2020 № 1479 и Приказ МЧС РФ от 12.12.2007 № 645.
Что находят инспекторы МЧС: в организации нет инструкции о мерах пожарной безопасности или работники не прошли инструктаж. Вроде бы формальность, но на деле отсутствие бумаг добавит веса нарушению.
Пожарная безопасность: 11 нарушений, которые точно найдёт инспектор
Требование: если в помещении могут находиться одновременно более 50 человек, на стену вешают план эвакуации. Плюс по ходу движения — стрелки, а на двери табличку «Выход». Так нужно для объекта с массовым пребыванием людей.
Требования к планам зависят от площади и планировки помещения. Нарисовать план самостоятельно вряд ли получится — шрифты и условные знаки должны соответствовать ГОСТу. После перепланировки план надо менять.
Где про это читать: пункт 7 Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2009.
Что находят инспекторы МЧС: эвакуационных планов нет, схемы не соответствуют реальной планировке или планы сделаны не по ГОСТу.
Требование: в помещении с массовым пребыванием людей должен быть огнетушитель, а в некоторых случаях — пожарные щиты. Количество и тип зависит от взрывопожарной опасности помещения. На огнетушитель сохраняют паспорт завода-изготовителя. Огнетушитель должен быть под рукой.
Где про это читать: пункты 70, 465, 468, 475 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: огнетушителя нет совсем или он лежит в месте, куда при пожаре трудно добежать.
Требование: из помещения должен быть эвакуационный выход, который открывается без ключа в направлении от себя. Ширина выхода зависит от вместимости. На пути не должно быть порогов. Путь эвакуации полностью свободен от мебели, хлама и любых других преград.
Где про это читать: пункты 33, 35, 36 Правил противопожарного режима. Если вы собственник всего здания, где ведёте бизнес, спрос будет за всю планировку по СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
Что находят инспекторы МЧС: путь эвакуации людей проверяют тщательно. За нарушения примут:
— засовы и замки на дверях,
— мебель, торговые стойки, товары в коробках и воздуховоды на пути,
— перепады высот без пандуса и пороги,
— двери, которые открываются вовнутрь,
— вращающиеся двери и турникеты.
Хочу разобраться с пожарной безопасностью в торговых центрах
Требование: с ламп нельзя снимать заводские колпаки (рассеиватели). Ещё нельзя оборачивать светильник бумагой, тканью или чем-то подобным. В общем, кустарный декор запрещён.
Где про это читать: пункт 42 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в помещении висят светильники со снятыми колпаками. Это заметят даже на старой лампе в подсобке или подвале.
Требование: горючие товары и товары в горючей упаковке нельзя хранить в помещениях без окон или шахт дымоудаления.
Где про это читать: пункт 117 Правил противопожарного режима.
Что находят инспекторы МЧС: в глухих складах и подвалах лежат коробки с аэрозолями, маслами и бутылками вина.
- Правовые основы деятельности
- Нормативные акты
- Постановления Европейского Суда по правам человека
- Судебная практика
- Конституционный Суд
- Верховный Суд
- Научно-методические материалы
- По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
- По иным вопросам надзорной деятельности
- Статистические данные
- Об использовании выделяемых бюджетных средств
- О деятельности органов прокуратуры
- Новости
- Основные документы
- Главное управление международно-правового сотрудничества
- Региональное представительство
Международной ассоциации прокуроров в России
- Новости Генеральной прокуратуры России
- Новости прокуратур субъектов федерации
- События Генеральной прокуратуры
- Мероприятия и встречи
- Интервью и выступления
- Печатные издания
- Видео
- К сведению СМИ
- Инфографика
- Конкурс
- Участие в конкурсе
- Этапы конкурса
- Итоги конкурса
- Аккредитация СМИ
Нарушение требований пожарной безопасности
- Информационные материалы
- Социальные ролики
- Наглядные материалы
- Прокурор разъясняет
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Орган пожарного надзора провёл в отношении управляющей компании внеплановую проверку, в результате которой выявил ряд нарушений пожарной безопасности:
- с двух продольных сторон здания нет проезда для пожарных машин;
- в доме не установлена система оповещения и управления эвакуацией;
- здание высотой более 28 метров, но в нём нет автоматической установки пожарной сигнализации;
- не оборудована система противодымной вентиляции из коридоров и холлов;
- не установлена система создания избыточного давления воздуха в шахте лифта при пожаре;
- не обеспечен предел огнестойкости строительных конструкций деревянных балок на чердаке;
- не проверено состояние огнезащитной пропитки чердака;
- не оборудовано ограждение кровли;
- неправильно организован выход с лестничной клетки на чердак;
- не в том направлении открываются двери в лестничных клетках;
- не уменьшено до 12 метров расстояние от двери наиболее удалённой квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку.
В результате управляющей компании было вынесено предписание исправить перечисленные нарушения. УО не согласилась с этим и отправилась в суд.
-
Арбитражный процессуальный кодекс
-
Бюджетный кодекс
-
Водный кодекс
-
Воздушный кодекс
-
Градостроительный кодекс
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
-
Жилищный кодекс
-
Земельный кодекс
-
Кодекс административного судопроизводства
-
Кодекс внутреннего водного транспорта
-
Кодекс об административных правонарушениях
-
Кодекс торгового мореплавания
-
Лесной кодекс
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс
-
Таможенный кодекс Таможенного союза
-
Трудовой кодекс
-
Уголовно-исполнительный кодекс
-
Уголовно-процессуальный кодекс
-
Уголовный кодекс
-
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 (ред. от 20.09.2018)
«О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 347-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 326-ФЗ
«О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рекламе»
-
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об исполнительном производстве»
-
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной службе российского казачества»
-
Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ
«О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 298-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 02.10.2018 N 348-ФЗ
«О внесении изменения в статью 315 Уголовного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Стоит признать, что пожарную профилактику справедливо считают важнейшей частью современных предприятий, градостроительной сферы, а также застройки и планировки. За организацию профилактики отвечают профильные отделы, являющиеся частью пожарного надзора.
К основным задачам можно отнести:
- Организацию и осуществление постоянного наблюдения за противопожарным состоянием объекта.
- Разработку и реализацию всех необходимых мер ПБ.
- Осуществление постоянного контроля за выполнением предусмотренных требований пожарной безопасности.
- Квалифицированное обучение основным мерам ПБ и конкретным действиям во время пожара.
- Организация и реализация необходимой противопожарной пропаганды.
- Постоянный контроль за системами и средствами ПЗ (противопожарная защита). Следить необходимо за состоянием и работоспособностью перечисленных компонентов.
К нарушениям требований пожарной безопасности режимного характера относятся нарушения, связанные с непосредственной деятельностью организации, для устранения которых не требуется изменения конструктивных особенностей зданий (сооружений), а также значительных материальных затрат. Другими словами, это нарушения организационного характера.
Например, в данную группу входят такие нарушения, как:
- загромождение путей эвакуации;
- допуск к работе лиц, не прошедших обучение мерам пожарной безопасности;
- отсутствие инструкций о мерах пожарной безопасности;
- ненадлежащий учет состояния и наличия огнетушителей и других первичных средств пожаротушения на объекте защиты и т. п.
К нарушениям нережимного характера, в свою очередь, относятся нарушения, связанные с необходимостью внесения изменений в конструктивные особенности зданий (сооружений) и значительными материальными затратами, требующимися для их устранения.
Например, в данную группу входят такие нарушения, как:
- отсутствие требуемого количества эвакуационных выходов с этажа или из здания в целом;
- превышение допустимой площади пожарного отсека в пределах этажа здания;
- отсутствие систем автоматической противопожарной защиты и т. д.
Безусловно, с учетом вышесказанного устранить нарушения режимного характера проще, поэтому на их ликвидацию обычно отводится меньше времени (скажем, месяц).
Устранение же нарушений нережимного характера, как правило, требует не только серьезных капиталовложений, но и большого количества времени, поэтому в выданном организации предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору, принимая во внимание данные обстоятельства, устанавливает более отдаленную дату внеплановой проверки исполнения пунктов предписания.
К сожалению, на практике это иногда приводит к тому, что организация, пользуясь предоставленной отсрочкой, не спешит приводить используемые помещения в надлежащее противопожарное состояние. Так, ресторан вполне может продолжать обслуживать посетителей и приносить хозяину доход, несмотря на грозящую гостям заведения опасность.
Единственным средством борьбы с подобными недобросовестными организациями является принятие государственным инспектором по пожарному надзору решения о временном запрете деятельности объекта защиты, возможность которого предусмотрена ст. 27.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Например, основанием для приостановки деятельности объекта защиты может послужить такое грубое нарушение требований пожарной безопасности, как отсутствие систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре.
Однако временный запрет деятельности действует лишь до рассмотрения дела судом.
Между тем, по сложившейся практике, судебный процесс, инициированный органом государственного пожарного надзора, может растянуться на месяцы и все это время возобновивший работу опасный объект будет функционировать, создавая угрозу для здоровья и жизни людей. Представляется, что эта проблема требует скорейшего решения.
Конечно, большинство организаций являются более ответственными и выполняют выданные им государственным инспектором по пожарному надзору предписания в срок.
Тем не менее, «вредная привычка» предпринимателей задумываться о пожарной безопасности только после проведения проверки и получения предписания зачастую чревата серьезными последствиями.
Например, несколько лет назад в Москве имел место пожар в здании гостиницы, переоборудованной под офисы, где незадолго до ЧП в ходе плановой проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Причем пожар случился как раз в тот день, когда соответствующие материалы должны были быть переданы в суд для принятия решения о приостановлении или о продолжении деятельности объекта. В ходе пожара из горящего здания были спасены и эвакуированы в общей сложности почти 200 человек, один человек погиб.
Следует отметить, что КоАП РФ предусматривает отдельную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор. Оно влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.;
- на должностных лиц – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
- на юридических лиц – в размере от 70 тыс. до 80 тыс. руб.
Обзор новых правил проведения пожарных проверок с 1 июля 2021 года
На практике встречаются случаи, когда даже правильная эксплуатация электроприборов приводит к их переходу в аварийный режим работы, что нередко заканчивается возникновением пожара.
При этом следует отметить, что общие положения Правил № 390, посвященные безопасной эксплуатации электроустановок и электроприборов, запрещают, в частности:
- оставлять по окончании рабочего времени не обесточенными электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых отсутствует дежурный персонал, за исключением дежурного освещения, систем противопожарной защиты, а также других электроустановок и электротехнических приборов, если это обусловлено их функциональным назначением и (или) предусмотрено требованиями инструкции по эксплуатации;
- эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;
- пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;
- обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;
- пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;
- применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы;
- оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в т. ч. находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, и др.
КоАП РФ предусматривает четыре вида административных наказаний за нарушение требований пожарной безопасности:
- предупреждение;
- административный штраф;
- административное приостановление деятельности;
- дисквалификация.
Применение такого вида наказания, как предупреждение, разрешается российским законодательством при определенных обстоятельствах, если соответствующее нарушение допущено впервые. Если же оно допущено не в первый раз, то назначается административный штраф. Тот факт, что лицо в течение года уже привлекалось за подобное нарушение и оно выявлено повторно, является основанием для применения максимально возможного административного наказания, вплоть до административного приостановления деятельности.
Конкретный размер административной ответственности зависит от наличия либо отсутствия смягчающих и отягчающих ее обстоятельств. Безусловно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях в области пожарной безопасности учитывается опасность допущенных нарушений в смысле возникновения пожара, а также его возможных последствий.
Уголовная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством не предусмотрена. Исключение составляют случаи возникновения пожара, повлекшего гибель людей или крупный материальный ущерб, если будет установлена причинно-следственная связь между произошедшим пожаром и нарушением требований пожарной безопасности.
Смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства определены КоАП РФ, который к числу смягчающих обстоятельств относит:
- раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
- добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
- добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
- совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
- совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, КоАП РФ признаются:
- продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
- повторное совершение однородного административного правонарушения, т. е. совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию за совершение однородного административного правонарушения;
- вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
- совершение административного правонарушения группой лиц;
- совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
- совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
При этом судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать соответствующее обстоятельство отягчающим.
Административной ответственности, применяемой при нарушении требований пожарной безопасности, посвящена ст. 20.4 КоАП РФ (ее положения не касаются нарушений правил пожарной безопасности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, которые предусмотрены ст. 8.32 и ст. 11.16 КоАП РФ соответственно).
Так, согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет следующее административное наказание:
- для граждан – в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб.;
- для должностных лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
- для юридических лиц – в виде предупреждения или штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
В соответствии с ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрено следующее административное наказание:
- для граждан – в виде штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
- для должностных лиц – в виде штрафа в размере от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
- для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Нарушения такого рода наказываются штрафом:
- для граждан – в размере от 3 тыс. до 4 тыс. руб.;
- для должностных лиц – в размере от 15 тыс. до 20 тыс. руб.;
- для юридических лиц – в размере от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ при повторном нарушении требований пожарной безопасности штрафные санкции увеличиваются (штраф, накладываемый на организацию в этом случае, может достигать 400 тыс. руб.), а административные материалы на юридическое лицо могут передаваться в суд для принятия решения об административном приостановлении деятельности объекта защиты на срок до 90 суток.
Самое суровое наказание предусмотрено ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ, согласно которой нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 600 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на организацию в целом, так и на ее руководителя, а также лиц, назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Допустивший нарушение сотрудник организации может быть подвергнут административному наказанию в виде предупреждения или штрафа, а ее руководитель в дополнение к этому может быть дисквалифицирован и лишен права занимать руководящие должности на срок до трех лет.
Следует отметить, что, несмотря на то, что последний раз административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности ужесточалась еще несколько лет назад, ее нынешний размер представляется вполне адекватным и предпосылок для усиления ответственности пока не наблюдается.
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена и на рядового сотрудника организации в случае, если он совершит противоправные действия прямо на глазах у государственного инспектора по пожарному надзору (например, будет курить в неустановленном месте).
Организации, не согласные с назначенным им административным наказанием, имеют возможность обжаловать постановление о его назначении в порядке, предусмотренном КоАП РФ, а также Арбитражным процессуальным кодексом РФ (в случае, если дело обжалуется в Арбитражном суде г. Москвы или иных арбитражных судах).
Лицо, возражающее против вынесенного в отношении него постановления о назначении административного наказания, имеет право в течении 10 суток с момента получения копии постановления обжаловать его вышестоящему должностному лицу федерального государственного пожарного надзора МЧС России или в судебном порядке. Правда, такое обжалование редко бывает успешным.
Например, в течение 2014 г. были удовлетворены заявления об обжаловании 225 постановлений о назначении административных наказаний, что составляет всего 1% от общего количества вынесенных должностными лицами органов государственного пожарного надзора постановлений, связанных с нарушением требований пожарной безопасности.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Регулярно сотрудники ГПН фиксируют различные правонарушения, которые влекут за собой возникновение пожара. Среди наиболее распространенных можно выделить:
- несоблюдение правил использования электросетей и оборудования;
- отсутствие первичных средств тушения пожара;
- отсутствие инструкций и плана эвакуации;
- отсутствие автоматизированных систем и противопожарной сигнализации;
- загромождение запасных выходов;
- несоответствие маршрута эвакуации установленным нормам;
- использование легковоспламеняющихся и токсичных материалов отделки в местах общего пользования;
- допуск к работе специалистов, не прошедших инструктаж;
- отсутствие источников водоснабжения в местах массового скопления людей;
- около выхода на крышу здания нет информации о местонахождения ключа.
В российском законодательстве предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. Каждый из перечисленных пунктов является противоправным деянием и может привести к серьезным последствиям.
Существует три основных меры пресечения, позволяющих эффективно противодействовать нарушениям в области ПБ. Среди них дисциплинарная, административная и уголовная. Выбор наказания производится в соответствии тяжестью и масштабами нарушения.
Понести ответственность, обоснованную нарушением требований ПБ могут как физические, так и юридические лица. Это могут быть простые граждане, а также руководители предприятий и сотрудники организаций.
Работодатель выявив несоблюдение требований может назначить дисциплинарное наказание в отношении работника, на которого были возложены должностные обязанности по обеспечению ПБ на предприятии. Работодатель вправе использовать следующие меры пресечения:
- замечание;
- выговор;
- увольнение (если сотрудник продолжает систематически нарушать требования).
Данные виды наказания предусмотрены трудовым кодексом и назначаются, основываясь на периодичность нарушений, а так же их последствия.
Чаще всего применяется административное наказание за нарушение требований пожарной безопасности. В качестве пресечения выписывается предупреждение или штраф, который для граждан составляет от двух до трех т. р., для уполномоченных лиц от шести до пятнадцати т. р., а для юридических лиц от пятидесяти до двухсот тысяч рублей. Эти цифры актуальны в тех случаях, когда халатность не повлекла за собой негативных последствий.
Данные размеры штрафов установлены административным кодексом, статья 20.4 нарушение требований пожарной безопасности. Если несоблюдение требований допущено во время действия особого противопожарного режима, размеры взысканий значительно увеличиваются:
- на граждан – от 2 до 4 тыс. руб.
- на уполномоченных лиц – от 15 до 30 тыс. руб.
- на юр. лицо – от 200 до 400 тыс. руб.
Если нарушение правил ПБ повлекло за собой возникновение пожара и порчу чужого имущества, тогда сумма штрафа для граждан достигает пяти тысяч, для уполномоченных лиц до пятидесяти тысяч, а юридическое лицо может лишиться четырехсот тысяч рублей.
Максимальное наказание в соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрено в тех случаях, когда правонарушение повлекло за собой смерть человека или нанесло ущерб его здоровью. Учитывая тяжелые последствия, юридическое лицо получает штраф от 600 000 рублей до одного миллиона или приостановление деятельности на три месяца.
Статья 20.4 КоАП РФ. Нарушение требований пожарной безопасности
Что определяет нарушения требований пожарной безопасности. Здесь две позиции – полное бездействие, то есть невыполнение правил ПБ, и поступки, которые могли привести к пожару. По второму пункту можно сказать так – действия могли спровоцировать возгорание, не обеспечить его устранение или локализацию (полную или частичную).
Кому же можно предъявлять претензии в случае нарушения правил ПБ. Сразу оговоримся, что под это попадают только люди возрастом старше 16 лет. А в остальном это могут быть:
- владельцы недвижимости;
- руководитель объекта, у которого есть полномочия владения или распоряжения имуществом и недвижимостью;
- руководитель структур самоуправления на местах;
- руководитель федеральных органов исполнительной власти;
- сотрудник, отвечающий за пожарную безопасность предприятия или организации, назначенный приказом руководителя;
- любое должностное лицо, в обязанности которого вменен контроль и ответственность за противопожарным режимом на объекте.
Отметить, что ответственность за нарушения ППБ характеризуется разным составом преступления. К примеру, если надзорный орган установил факт несоблюдения правил пожарной безопасности, то применяется административное взыскание. Если надзор требует выявления причинной связи, то действие характеризуется как уголовно-наказуемый проступок.
Нарушение пожарной безопасности квалифицируют по разным параметрам. Перечислим их.
Какие требования могут быть нарушены:
- Осведомленность персонала объекта о правилах ПБ, соответственно не обеспечение обучения.
- Несоблюдение соответствия правилам помещений и территории. В основном здесь учитываются организационно-эксплуатационные характеристики.
- Требование к комплектности средств пожаротушения и сигнализации. Сюда входят как первичные средства, так и технические.
- Безопасное проведение операций, связанных с открытым огнем или нагревом материалов.
- Исполнение предписаний, исходящих от надзорных органов.
Здесь действует два вида наказания: предупреждение или штраф. В последнем случае размер штрафных санкций таков:
- 1000-5000 руб. для граждан;
- 6000-50000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ лиц;
- 15000-1000000 руб. для юридического лица.
Если произошло неисполнение условий предписания, выданного инспектором Госпожнадзора:
- 1500-5000 руб. для граждан;
- 3000-20000 руб. для индивидуальных предпринимателей и ответственных за ПБ;
- 70000-200000 руб. для предприятий.
Еще один момент, касающийся административной ответственности. Его относят к руководителям объектов. Существует практика, когда директора предприятий снимали с занимаемой должности сроком до 3 лет. Это происходит в судебном порядке. При этом не учитывается, были нарушения сделаны законодательной базы или предписания инспектора.
товаров в наличии
и под заказ
- пожарно-технический минимум
- противопожарный инструктаж
Профилактика нарушений требований пожарной безопасности
Магазин «Пожбезопасность от А до Я» — это магазин противопожарного оборудования и инвентаря.
Компания «ББЛ-Сервис» предоставляет широкий спектр услуг в сфере безопасности.
Вся информация на сайте имеет демонстративный характер.
Многие предприниматели думают, что если они взяли помещение в аренду, то вопросы ПБ их не должны касаться.
Однако, за арендованное помещение с точки зрения закона ответственность будет нести как собственник имущества, так и тот, кто его арендует [статья 38 Федерального закона от 21.12.1994 No69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности»]. В этом случае требования выполнять необходимо как и в любом другом, но зона ответственности у собственника и арендатора будет различной.
Например, за наличие необходимой у организации документации и первичных средств пожаротушения отвечать будет арендатор, а вот за отсутствие или неисправность внутреннего противопожарного водоснабжения, эвакуационных выходов, отвечать будет собственник помещения.
- за нарушение требований пожарной безопасности на должностное лицо примерно в 6 раз, а на юридическое лицо — в 10 раз;
- за возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека на должностное лицо более чем в 10 раз, и на юридическое — более чем в 10 раз.
Кроме того, существенно изменилась ответственность в зависимости от тяжести вреда от последствий пожаров, здесь размер штрафа достиг 1000000 рублей.
Для начала необходимо отметить, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности по действующему законодательству несут следующие лица:
- Владельцы имущественных комплексов.
- Руководство органов федерального значения исполнительной власти.
- Руководство государственных органов самоуправления местного предназначения.
- Лица, которые уполномочены владеть, распоряжаться или пользоваться имущественными комплексами. Необходимо дополнить, что сюда же относится руководство структур.
- Лица, которые в определенном законодательством порядке назначены ответственными за организацию пожарной безопасности.
- Определенные должностные лица в рамках их компетенции.
Итак, ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности на предприятии – не что иное, как правовая сторона организации безопасности при пожаре на производстве и в структурах. Как выяснилось, она предполагает привлечение виновных граждан и иных лиц к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности за ненадлежащее исполнение или же неисполнение требований и правил безопасности. Другими словами, нести наказание за халатное и наплевательское отношение в отношении мер предосторожности в сфере безопасности при пожаре может как руководство организации, так и любой ее сотрудник.
НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Помимо вышеперечисленных пунктов, важно знать следующие нюансы, в соответствии с которыми должностные лица структур государственного значения могут понести ответственность за нарушение требований и правил пожарной безопасности:
- Несанкционированное перекрытие проезда к зданию или сооружению, установленному для пожарной техники и машин.
- Разработка и последующее утверждение схемы (плана) расположения мест для осуществления торговой деятельности на рынке розничного типа без должного согласования с определенными органами. Последние уполномочены контролировать проведение мероприятий, связанных с организацией пожарной безопасности. Также должны дать разрешение государственные органы по надзору и контролю в области организации санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты потребительских прав.
Для должностных лиц государственных органов, занимающихся обеспечением пожарного контроля (надзора) над нарушением требований пожарной безопасности, предусмотрена ответственность административного типа в таких случаях:
- Неисполнение в определенный срок предписания законного характера (представления, постановления, решения) должностного лица (органа), которое занимается реализацией контроля (надзора) со стороны государства в сфере организации пожарной безопасности, по поводу устранения нарушений законодательства.
- Нарушение правил технических регламентов, а также требований государственных нормативов и стандартов, которые обязательны при поставке (реализации), эксплуатации (применении), хранении, утилизации или транспортировании продукции. Сюда же относится и уклонение от представления продукта, документации или информации, необходимой для осуществления надзора или контроля со стороны государства.
Важно отметить, что ответственность руководителей за нарушение требований пожарной безопасности в виде административного наказания предусматривается за реализацию сертифицированного продукта, который не отвечает требованиям нормативной документации, в соответствии которой он сертифицирован. Сюда же относится и ситуация, когда реализация (продажа) сертифицированного продукта происходит без декларации по поводу соответствия (еще ее называют сертификатом соответствия), без знака о соответствии или даже без указания информации в сертификации в технических документах сопроводительного характера.
Важно отметить, что на сегодняшний день повреждение или же уничтожение чужих имущественных комплексов тогда, когда соответствующие деяния влекут за собой причинение существенного ущерба, наказывается посредством штрафных санкций. Так, назначается штраф в размере до 40 000 рублей или же в размере зарплаты (другого легального дохода) провинившегося за период, не превышающий трех месяцев. Кстати, хорошей альтернативой на сегодняшний день служат обязательные работы сроком от 100 до 180 часов либо исправительные работы сроком от 1 года. Помимо этого, иногда применяется и арест сроком до 3 месяцев, а также лишение свободы сроком до 2 лет в соответствии с федеральным законодательным актом от 8 декабря 2003 года.
При подведении итогов важно отметить, что, к большому сожалению, на сегодняшний день нарушение правил и требований пожарной безопасности в организации либо на предприятии – далеко не редкость. Как правило, практика показывает лишь наличие минимальных нарушений, тем не менее следует помнить, что даже малейшие, незначительные несоответствия или недочеты в исполнении требований пожарной безопасности могут послужить причиной масштабного и всепоглощающего пожара. Последний, насколько всем известно, влечет за собой потерю или нанесение вреда имущественным комплексам, а также, что самое страшное, нередко приносит человеческие жертвы. Именно поэтому необходимо знать не только виды ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, но и последствия, а также методы их предупреждения.
Нарушения требований пожарной безопасности
В случае выявления в ходе плановых или внеплановых проверок нарушений требований пожарной безопасности должностным лицом органа ГПН составляется протокол об административном правонарушении и оформляется предписание об устранении нарушений.
Органы Госпожнадзора принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок объектов здравоохранения в отношении:
-
лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;
-
лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
-
должностных лиц в пределах их компетенции;
-
собственников имущества.
-
граждан
Указанные лица в соответствии с действующим законодательством могут быть привлечены к трём видам ответственности за нарушения в области пожарной безопасности:
-
дисциплинарной;
-
административной;
-
уголовной.
Дисциплинарное взыскание за нарушение пожарной безопасности налагается на работника (должностное лицо) работодателем. При этом обязанности по соблюдению этих требований возлагаются на работника в соответствии с заключённым трудовым договором на основании статьи 192 Трудового кодекса РФ. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий за нарушение пожарной безопасности:
-
замечание;
-
выговор;
-
увольнение по соответствующим основаниям.
Административное наказание применяется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица.
Должностные лица органов ГПН имеют право возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности.
Причины для наступления административной ответственности в области пожарной безопасности можно условно разделить на две группы:
-
ответственность за собственно нарушения требований пожарной безопасности и их последствия;
-
ответственность за невыполнение предписания органов ГПН.
Первая группа, то есть нарушения требований пожарной безопасности, подпадает под статью 20.4 КоАП РФ. Рассмотрим ее подробнее.
Так, согласно этой статье, в общем случае нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа.
Основными нормативными актами, которые регулируют деятельность компаний в вопросах пожарной безопасности, становятся:
- федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ, посвященный общим вопросам ПБ;
- федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ – это национальный техрегламент о требованиях ПБ в России;
- постановление Правительства от 25.04.2012 N 390, определяющее правила организации противопожарного режима на объектах разного типа;
- другие правовые акты.
Кроме этого, Министерство чрезвычайных ситуаций, а также другие ответственные органы разрабатывают отдельные нормативные акты для отраслей, характеризующихся повышенными рисками в области пожбезопасности.