Административное и гражданское право разница и сходство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное и гражданское право разница и сходство». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

  1. равенства участвующих сторон;
  2. неприкосновенности собственности;
  3. свободы подписания соглашений;
  4. невмешательства государства в частные правоотношения.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Разница между гражданским правом и административным правом

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
  • об административном надзоре;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
  • о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
  • о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).

Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.

Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.

Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).

Чем отличается гражданское право от административного

Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.

В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.
Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.

Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.

Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.

Написать комментарий

      Гражданское право объединяет правовые нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, а также между гражданами и организациями. Предметом данной отрасли являются материальные и нематериальные блага, в отношении которых возникают гражданские взаимоотношения.

      Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

      1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
      2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

      Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

      Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

      1. равенства участвующих сторон;
      2. неприкосновенности собственности;
      3. свободы подписания соглашений;
      4. невмешательства государства в частные правоотношения.

      Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

      Реклама

      Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

      Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

      Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

      Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

      Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

      Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

      Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

      Гражданское право Административное право
      Что общего между ними?
      Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом
      В чем разница между ними?
      Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти
      Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений
      Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам

      Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве сторон, неприкосновенности собственности и недопустимости вмешательства в частную жизнь.

      Административное право руководит действиями субъектов в социальной, общественной, экономической и других областях жизни. Нормы административного права регулируют общественные отношения в сфере государственного управления.

      Правоведение для чайников – 6. Система права (часть 2)

      Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.

      В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.

      В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.

      Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.

      Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.

      Читать дальше Узаконить проем в несущей стене панельного дома

      Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.

      Все отрасли права РФ по назначению делятся на два типа:

      1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:

        • конституционное право,
        • гражданское право,
        • уголовное право,
        • финансовое право,
        • административное право,
        • семейное право,
        • трудовое право.
      2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:

        • уголовно-процессуальное право,
        • гражданско-процессуальное право,
        • административно-процессуальное право.

      Процессуальное право представляет собой системы норм, которые регламентируют правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

      По предметному единству отрасли права делятся на следующие виды:

      • Основные (первичные, фундаментальные) — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.).
      • Вторичные — складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права; уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).
      • Комплексные — в юридической литературе с 40-х годов XX в. есть идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

      По регулируемым отношениям (по сфере интересов) отрасли права делятся на следующие типы:

      1. Публичное право — совокупность отраслей права, которые защищают общий интерес всего государства.

      2. Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.

      Критерии, по которым право разделяют на публичное и частное:

      • Сфера интересов правовой защиты. Публичное право отвечает за государственные интересы, а частное право — за индивидуальные.
      • Способ судебной защиты. Публичное право защищается в рамках уголовного дела, которое по своей инициативе возбуждает государственный орган. Частное право защищается по инициативе юридического или физического лица в рамках гражданского дела.
      • Способ принятия решений. В рамках публичного права государственными нормами определены права, обязанности и место субъекта по отношению к государству как к образованию. В рамках частного права юридические решения принимаются группой лиц, которые действуют самостоятельно.

      Отдельно выделяют международное право, ко­торое не входит в систему права ни одного государства. Оно представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между государствами. Это своего рода наднациональная отрасль права.

      Гражданское и административное судопроизводство отличия

      Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт регулирует их вид.

      Институт права — это совокупность правовых норм, которая образует обособленную часть отрасли права. Эти правовые нормы обладают самостоятельностью и автономией, так как регулируют независимые друг от друга, но возникающие в одной отрасли права самостоятельные вопросы.

      Юридическая норма является исходным элементом, ячейкой права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

      Институт — это составная часть, звено отрасли. Их много и у каждого есть относительная самостоятельность.

      Примеры правовых институтов:

      • в уголовном праве — институт крайней необходимости, невменяемости;
      • в гражданском праве — институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;
      • в государственном праве — институт гражданства;
      • в административном — институт должностного лица;
      • в семейном праве — институт брака.

      Все институты реализуют свою деятельность в тесном взаимодействии друг с другом как внутри отрасли, так и вне ее.

      К признакам административного договора, отличающих его от гражданского договора, можно отнести:

      • составление административных договоров является обязанностью соответствующих субъектов административного права;
      • договор составляется сторонами на основе и для выполнения закона для специализированного регулирования и удовлетворения государственных интересов;
      • участие, как обязательной стороне, государственного органа;
      • целью административного договора является осуществление управленческой деятельности для удовлетворения государственных интересов;
      • правовое регулирование административного договора осуществляется через акты административного права;
      • судебная защита нарушенных прав сторон при составлении и выполнении административного договора осуществляется в порядке административного судебного разбирательства.

      Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

      Гражданское право Административное право
      Что общего между ними?
      Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом
      В чем разница между ними?
      Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти
      Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений
      Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам

      Общие и отличительные черты гражданско-правовых и административно-правовых норм

      Общее право в значительной степени не кодифицировано. Это подразумевает, что нет полной компиляции правовых принципов и уставов. Таким образом, система общего права является менее предписывающей, чем система гражданского права. Хотя общее право основывается на нескольких законодательных актах, которые являются результатом решений законодательной власти, оно в значительной степени основано на прецедентах или судебных решениях, вынесенных в сопоставимых делах — как правило, решениях вышестоящих судов, которые доверяют судьям общего права система с огромной ролью в формировании закона. Например, элементы, которые, как ожидается, продемонстрируют преступление убийства, содержатся в прецедентном праве, в отличие от закона, характеризуемого статутом. Для обеспечения единообразия суды следуют прецедентам, установленным вышестоящими судами в делах, связанных с аналогичными вопросами.

      Эти прецеденты регистрируются и документируются как прецедентное право в ежегодниках и юридических отчетах. Общее право функционирует как состязательная система, в которой судья выступает в качестве модератора между двумя конфликтующими сторонами.

      Системы общего права можно увидеть в предыдущих английских колониях, таких как Австралия, Индия, Шри-Ланка, Канада и США. Юристы общего права утверждают, что их система более гибкая, поскольку она может приспосабливаться к обстоятельствам без какого-либо законодательного вмешательства.

      Гражданское право кодифицировано и происходит от римского права. Страны с гражданско-правовыми рамками имеют широкие и постоянно обновляемые правовые принципы, которые охватывают все вопросы, которые могут быть переданы в суд, — соответствующие процедуры и соответствующее наказание за каждое правонарушение. Такие кодексы признают различные классы права: материальное право создает, какие действия подлежат уголовному или гражданскому преследованию; процессуальный закон устанавливает правила определения того, является ли конкретная деятельность преступным деянием, а в Уголовном кодексе предусмотрены меры наказания и наказания за определенные деяния. В системе гражданского права роль судьи заключается в том, чтобы выстроить факты по делу и применить статутное право, что делает законодательные акты обязательными. Хотя судья предъявляет официальные обвинения, расследует дело и выносит вердикт по делу, он или она функционирует в рамках кодифицированных и структурированных правовых норм и принципов. Таким образом, можно констатировать, что роль судьи в формировании выбора закона впоследствии менее значима в системах гражданского права по сравнению с законодателями и юристами, которые уполномочены разрабатывать и толковать кодексы.

      Страны, которые были бывшими французскими, голландскими, немецкими, испанскими или португальскими колониями, включая большую часть Центральной и Южной Америки и большинство стран Центральной и Восточной Европы и Восточной Азии, также имеют гражданско-правовую структуру. Система гражданского права в целом является более предписывающей, чем система общего права.

      Юридические лица в гражданско-правовых юрисдикциях считают, что их система является более устойчивой и разумной, чем системы общего права, поскольку законы четко выражены и их легче определить в гражданских юрисдикциях.

      Общее право: Общее право не кодифицировано.

      Гражданское право: Гражданское право — это кодифицированный свод законов.

      Общее право: Судебные прецеденты являются обязательными.

      Гражданское право: Судебные прецеденты не считаются обязательными.

      Общее право:Судьи выносят решения, устанавливают прецедент и смягчают конфликтующие стороны.

      Гражданское право:Роль судьи заключается в установлении фактов дела и применении положений применимого кодекса.

      Общее право: Основным источником являются судебные прецеденты или прецедентное право.

      Гражданское право: Уставы и другие вспомогательные законодательства являются основными источниками.

      Судебная практика

      Общее право: Судебная практика — это состязательная система.

      Гражданское право: Судебная практика — это следственная система.

      Ссылка:

      Основные характеристики систем общего или гражданского права. (Н.о.). Получено 09 августа 2016 г.

      Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

      1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
      2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

      Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

      Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

      1. равенства участвующих сторон;
      2. неприкосновенности собственности;
      3. свободы подписания соглашений;
      4. невмешательства государства в частные правоотношения.

      Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

      Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

      Гражданское и административное право

      Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий.

      Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

      Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица.

      Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

      Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

      Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом.

      Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы.

      Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

      Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

      • Чем отличается гражданское право от административного
      • Диспозитивность: принцип в гражданском праве
      • Что такое гражданско-правовая ответственность

      Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.

      В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.

      Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.

      Читать дальше Приказ о передачи дел при увольнении образец

      Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.

      В гражданском праве также существует ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других участников.

      При нарушении прав других участников, лицо, причинившее вред, несет ответственность в пределах причиненного вреда и упущенной выгоды.

      В договорах возможно применение штрафов и пени как меры обеспечения исполнения договора. Виновные лица возмещают вред добровольно или по решению суда.

      Административное право широко использует систему административных наказаний, таких как штрафы, ограничение и лишения каких-либо прав и свобод, вплоть до административного ареста. Правом наложения наказания обладают суды и другие уполномоченные властные структуры.

      Дата публикации: 20.11.2017 2017-11-20

      Статья просмотрена: 4425 раз

      Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?

      • статьи
      • Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
      1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
      2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

      Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

      Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

      1. равенства участвующих сторон;
      2. неприкосновенности собственности;
      3. свободы подписания соглашений;
      4. невмешательства государства в частные правоотношения.

      Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

      Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

      Административное право — это правовая система, которая регулирует отношения в деятельности органов управления и правительства в отношении государства и муниципалитета.

      Административное право всегда является руководством всех субъектов общественной, экономической и социальной областях. Все нормы административной сферы регулируют общественные отношения в органах государственного правления. Административное право всегда использует два метода. Императивный метод и метод субординации. Все участники административных отношений всегда находятся в нервных отношениях. Всегда существуют ограничения в предписаниях, которые все неукоснительно должны выполнять.

      Правовое регулирование современных общественных отношений обеспечивается нормами публичного права, в предмет которого входят: основы государственного устройства; функционирование государства и его институтов; институты гражданского общества; система и органы местного самоуправления; правотворческий и правоприменительный процесс; судебная система; международные отношения.

      Публичное право направлено на обеспечение и охрану общих интересов государства (всего общества); частное право охраняет интересы отдельных лиц. В число отраслей, составляющих систему частного права, входят гражданское, семейное, трудовое, торговое право и некоторые другие отрасли. Административное право как отрасль публичного права определяется прежде всего своим предметом, т. е. системой государственно-управленческих отношений.

      Управленческие административные отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают властеотношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранять.

      Административная деятельность (управление) предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью. В системе управленческих административных связей субъекты не равны и к тому же они выполняют разные социальные роли. Это неравенство право не может и не стремится устранить. Законодатель, воспринимая его как объективную необходимость и регламентируя организацию и функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов. Этим объясняются особенности административно-правового метода регулирования.

      Можно утверждать, что совместная деятельность разных субъектов может быть обеспечена двумя путями:

      1. путем использования власти, обеспечения преобладания одной воли;
      2. путем согласования, договора.

      Конечно, возможно сочетание команды и договора, но это лишь использование различных методов регулирования поведения людей.

      Поэтому наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования — административно-правовой и гражданско-правовой. Их сравнение позволяет лучше выяснить особенности каждого.

      Административное право — юридическая форма, модель функционирования публичной администрации. Оно закрепляет юридическое неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов властеотношений. Это часто связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть линейным (связи типа «начальник — подчиненный») или функциональным (связи типа «инспектор — контролируемый»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне административной иерархии, неодинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. И не равны полномочия инспекторов саннадзора, рыбоохраны и др. К тому же их правовое положение в разных ситуациях может изменяться. Например, преподаватель (он же водитель) и студент (он же инспектор таможни).

      Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является чаще всего договор, отражающий волю обеих сторон. В ст. 2 ГК РФ говорится: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и иным финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством». Конечно, административные правоотношения могут возникнуть из договора, а гражданские — из недоговорных отношений, но, как правило, нормы административного права устанавливают правовое неравенство субъектов, а нормы гражданского — равенство.

      Большинство административно-правовых отношений возникает в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.

      Субъекты гражданского права, обладая диспозитивностью, во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. Иначе строится административно-правовое регулирование. Как правило, нормами четко определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением права на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах с определенными органами исполнительной власти. И при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридической нормой. Точно так же в определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации должны направлять статистические данные, отчеты, справки, декларации.

      Административное право различается и взаимодействует с другими отраслями права.

      Административное право конкретизирует своими нормами конституционное право и устанавливает возможность полной реализации конституционно-правовых норм (например, организация единой системы органов исполнительной власти, государственной службы, развития административного законодательства и административно-процессуального законодательства, административное судопроизводство, защита прав и свобод человека и гражданина). Конституционное право определяет структуру административно-правового регулирования и устанавливает «стандарты» правового государства в установлении режима функционирования исполнительной власти.

      Административное право взаимодействует с гражданским правом. Федеральные органы исполнительной власти могут принимать нормативные правовые акты, которые регламентируют гражданско-правовые отношения при условии, что они соответствуют нормам ГК РФ и иных федеральных законов. Взаимосвязь административного и гражданского законодательства прослеживается в некоторых институтах, например: государственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-правовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права административно-властных методов, т. е. имущественные отношения испытывают на себе властно-распорядительный и императивно-регулирующий потенциал административно-правового регулирования. По справедливому мнению Ю. А. Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из гарантий реализации гражданско-правовых норм.

      Очень интересные и глубокие взаимосвязи можно обнаружить между административным правом и муниципальным правом. В предмет муниципального права входят отношения в области местного самоуправления. Однозначное отделение органов местного самоуправления от органов государственной власти невозможно не только с теоретической точки зрения, но и с практической. Можно привести несколько, на наш взгляд, существенных аргументов в защиту этого тезиса:

      • местное самоуправление (муниципальное управление) представляет собой одну из форм демократии, т. е. способ формирования власти в государстве путем народного волеизъявления;
      • местное самоуправление — один из главных каналов взаимодействия общества и власти на местном (муниципальном) уровне;
      • термин «местное самоуправление» включает понятия «управление» и «местное», указывая, таким образом, на его главным образом управленческую сущность;
      • местное самоуправление реализует важнейшие управленческие функции посредством специальных муниципальных органов, имея те же практические цели, что и государственное управление;
      • муниципальное право регулирует отношения в сфере публичного управления, т. е. управления, осуществляемого муниципальным образованием в лице органов управления, должностных лиц и муниципальных служащих. Субъекты муниципального управления используют традиционные для административного права механизмы, методы, формы и средства управления;
      • органы местного самоуправления обладают административной правосубъектностью, т. е. установленной законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцией.
      • должностные лица и муниципальные служащие имеют соответствующее правовое положение, традиционный набор полномочий, прав, обязанностей, запретов, ограничений и ответственности;
      • правовая защита физических и юридических лиц от незаконных действий органов местного самоуправления обеспечивается административным правом;
      • в сфере местного самоуправления область традиционно понимаемых управленческих отношений является доминирующей, т. е. жизнедеятельность муниципального образования невозможно представить вне управленческих отношений;
      • органы местного самоуправления и государственного управления практически в каждой отрасли и сфере публичного управления тесно взаимосвязаны;
      • органы местного самоуправления реализуют отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться.

      Таким образом, административное право, изучая различные аспекты проблемы управления, включает в предмет своих исследований и такой вид социального управления, как местное самоуправление. Изучение местного самоуправления — это логическое продолжение анализа более обширной темы управления, организации и сущности государственной власти в Российской Федерации, построения исполнительной власти и осуществления ее функций, а также децентрализации управления.

      Во взаимоотношениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования (например, отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере). Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в присущих им методах правового регулирования.

      Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство).

      Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны: одной из сторон выступает соответствующий орган управления.

      При этом он не является юридическим лицом, не участвует непосредственно в гражданско–правовом обороте, где используются товарно–денежные формы.

      Внимание

      Так, нормами административного права регулируются отношения между соответствующими органами, уполномоченными управлять государственной собственностью, государственными предприятиями и учреждениями, за которыми это имущество закреплено.

      В этой связи все большую актуальность в украинской цивилистике приобретают вопросы относительно понимание организационных отношений как предмета гражданского права.

      В отечественной доктрине права определяющих признаков гражданских организационных отношений относятся следующие: 1) организационные отношения складываются из действий организационных, направленных на упорядочение организуемых отношений; 2) объектом этих отношений является упорядоченность действий участников организуемого отношения, которые иногда называют «юридической процедурой».

      При этом отмечается, что учреждения и организации, которые имеют право на получение обязательных экземпляров, не могут непосредственно обращаться к издателям с исками о передаче экземпляров соответствующих изданий.

      По мнению сторонников такой позиции, указанное право не является гражданским и не может защищаться в порядке, что установлен для защиты гражданского права.

      Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
      учитывая критерии квалификации гражданских правоотношений и их отграничения от публичных отношений с таким подходом трудно согласиться.

      Возникновение указанного обязательства издателя силу прямого указания закона не свидетельствует об административно-правовом характере этих отношений и не отрицает их как разновидности гражданских отношений.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *