Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

1. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 59-ФЗ)

2. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

3. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

1. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения, представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр), направлены в соответствии с настоящим пунктом в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

Представление документов в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр может быть осуществлено заявителем либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

Представленные в многофункциональный центр документы не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, направляются многофункциональным центром в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

Направление документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, осуществляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

В случае свидетельствования подлинности подписи заявителя на предусмотренных статьями 12 и 22.1 настоящего Федерального закона заявлениях о государственной регистрации представление документов, предусмотренных указанными статьями, осуществляется нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя (последнего из заявителей) на соответствующем заявлении о государственной регистрации, в день нотариального свидетельствования подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей) на таком заявлении. При этом нотариальное свидетельствование подлинности подписи заявителя (последнего из заявителей) на заявлении о государственной регистрации, предусмотренном статьей 12 или 22.1 настоящего Федерального закона, и последующее представление документов, предусмотренных указанными статьями, в регистрирующий орган осуществляются нотариусом в рамках одного нотариального действия. В иных случаях представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено нотариусом по просьбе заявителя. В предусмотренных настоящим абзацем случаях представление документов осуществляется нотариусом путем их направления в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», либо единой системы межведомственного электронного взаимодействия. В случае установления специального порядка регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 10 настоящего Федерального закона указанные положения не применяются. (в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 143-ФЗ)

Порядок взаимодействия с регистрирующим органом при направлении документов, необходимых для государственной регистрации, в форме электронных документов, а также требования к формированию таких электронных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона. (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

1.1. Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ)

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ

1. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 29.06.2015 N 209-ФЗ)

б) учредительный документ юридического лица, за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)

в) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

1. Государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица. (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации. (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

Порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

3. Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

4. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей*

Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее — регистрирующий орган).
(Статья в редакции, введенной в действие с 22 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 241-ФЗ.

Комментарий к статье 2

За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Комментарий к статье 3

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 23 июня 2003 года N 76-ФЗ

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2004 года Федеральным законом от 23 июня 2003 года N 76-ФЗ

1. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацами вторым и третьим настоящего пункта, а также с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ «О международных компаниях и международных фондах».
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 295-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 28 декабря 2018 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 514-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 26 ноября 2019 года N 378-ФЗ.

Сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в случаях, предусмотренных федеральными законами, и в порядке, установленном актами Правительства Российской Федерации. Данное ограничение не применяется при предоставлении содержащих указанные сведения копий учредительных документов юридических лиц, а также сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей, которые предоставляются в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ; дополнен Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 322-ФЗ.

Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых доступ к содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц сведениям (документам, содержащим сведения) о юридическом лице (с указанием перечня таких сведений) может быть ограничен. Доступ к предусмотренным настоящим абзацем сведениям (документам, содержащим сведения) ограничивается и возобновляется регистрирующим органом на основании заявления юридического лица, доступ к сведениям о котором может быть ограничен. Заявление об ограничении или о возобновлении доступа к сведениям, указанным в настоящем абзаце, представляется по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и подписывается лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, доступ к сведениям о котором может быть ограничен. В таком заявлении указываются обстоятельства, которые являются (являлись) основанием для ограничения доступа к сведениям о юридическом лице. Такое заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. Сведения о юридическом лице, доступ к которым ограничен в соответствии с настоящим абзацем, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, органам государственных внебюджетных фондов, Банку России, судам, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени юридического лица, доступ к сведениям о котором ограничен.
(Абзац дополнительно включен с 28 декабря 2018 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 514-ФЗ)

1. Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, вносятся в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее также — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц).
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 172-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 12 ноября 2019 года N 377-ФЗ.

2. Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 2 июня 2016 года N 172-ФЗ.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 481-ФЗ.

Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 481-ФЗ, утратил силу с 28 декабря 2018 года — Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 514-ФЗ. .

Абзац дополнительно включен Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 481-ФЗ, утратил силу с 28 декабря 2018 года — Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 514-ФЗ. .
____________________________________________________________________
Абзацы четвертый — седьмой пункта 2 предыдущей редакции считаются соответственно абзацами шестым — девятым пункта 2 настоящей редакции — Федеральный закон от 31 декабря 2017 года N 481-ФЗ.
____________________________________________________________________

Речь о Федеральном законе от 26.05.2021 № 143-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и статью 80 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Закон вступает в силу с 25 августа 2021 г.

В соответствии с вновь принятым Федеральным законом № 143-ФЗ, если нотариус свидетельствует подлинность подписи на заявлении о регистрации юридического лица по форме № Р11001, он должен в течение рабочего дня самостоятельно направить регистрационные документы в электронном виде, подписанные квалифицированной электронной подписью нотариуса, в регистрирующий орган в рамках одного нотариального действия.

Если в создании юридического лица участвуют несколько учредителей, заявление о государственной регистрации юридического лица направляются в регистрирующий орган нотариусом, засвидетельствовавшим подлинность подписи последнего из заявителей на заявлении о регистрации юридического лица.

Изменения в порядке регистрации юридических лиц в 2021 году

Применительно к изменениям, вносимым Федеральным Законом № 143-ФЗ, необходимо учитывать, что когда заявителями выступают иностранные лица, и документы оформляются за пределами Российской Федерации, указанный порядок не применяется и документы на государственную регистрацию, как и ранее, могут быть представлены только путем личной подачи.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

  1. Определите лиц, входящих в состав учредителей вновь создаваемого ООО.

  2. Придумайте фирменное наименование ООО, которое соответствует требованиям законодательства.

  3. Определитесь с местом нахождения ООО и адресом.

  4. Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемого вами ООО. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь подборкой кодов ОКВЭД по направлениям бизнеса, которую предлагает данный раздел

  5. Определитесь с размером уставного капитала. Минимальная сумма уставного капитала для ООО — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев со дня регистрации в налоговом органе юридического лица

  6. Определитесь с органом управления ООО – единоличный исполнительный орган/несколько лиц, действующих совместно или независимо друг от друга

  7. Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО.

Законодатель продолжает настойчиво добиваться прозрачности российского бизнеса. Для этого государство существенно изменило п.п. «л» п. 1 ст. 5 закона № 129-ФЗ. Редакция вступит в силу с 01.09.2020 г. Уполномоченная ИФНС станет фиксировать в ЕГРЮЛ место жительства гражданина, действующего без доверенности от имени юрлица. Сегодня норма требует вносить просто паспортные данные. Видимо, этого для полноценного контроля оказалось недостаточно.

Кроме того, если в фирме сразу несколько субъектов имеют право представлять ее интересы без доверенности, регистрирующий орган станет заносить в реестр еще и данные о том, действуют ли они совместно либо вообще не зависят друг от друга.

С ноября 2019 г. в реестр значимых сведений о деятельности юрлиц и ИП вносятся: информация о купле-продаже предприятия и аренде, а также сообщение о ликвидации фирмы. При этом указываются данные решения о ликвидации, о ликвидаторе (ликвидационной комиссии), о порядке предъявления требований. Кроме того, заявители должны теперь включать в ЕФРС извещения о реорганизации компании и об уменьшении ее уставного капитала (п.п. «н.4-н.7» п. 7 ст. 7.1 закона № 129-ФЗ).

Государственная регистрация юридического лица

Закон разрешил бизнесу включать в ЕФРС информацию, напрямую не связанную с регистрацией. С 01.04.2020 г. субъекты хозяйственной деятельности вправе публиковать в реестре сообщения о поручительстве, об обратном выкупе, об удержании и прекращении удержания имущества, об ограничении прав по контракту и т. д.

Лицо, разместившее запись, заносит данные о контрагентах, об условиях появления и прекращения обязательств и прав, вытекающих из контракта. При прекращении прав или изменении условий соглашения субъект, опубликовавший информацию в ЕФРС, в трехдневный срок вносит соответствующие поправки в реестр.

Все эти данные становятся общедоступными с даты публикации и остаются таковыми в течение 3 месяцев со дня появления записи об окончании договора либо с даты, когда ограничения и права прекратили действовать.

При банкротстве ИП регистрирующий орган станет включать в реестр дату окончания продажи имущества предпринимателя либо дату завершения производства по делу о банкротстве и основания для такого прекращения (п.п. «л» п. 2. ст. 5 закона № 129-ФЗ»). Кроме того, в норме появилось прямое указание на то, что уполномоченная ИФНС своим решением вправе удалить ИП из ЕГРИП.

Ну и, наконец, законодатель по аналогии с юрлицами обязал оператора ЕФРСБ в трехдневный срок предоставлять регистрирующему органу сведения об основных этапах процедуры банкротства индивидуального предпринимателя (п. 4 ст. 5 закона № 129-ФЗ в новой редакции). Данные новеллы вступят в силу с 01.09.2020 г.

Закон № 129-ФЗ пополнился новой статьей — 22.4. Эта норма дает право регистрирующему органу своим решением исключить ИП из ЕГРИП. Уполномоченная ИФНС лишит человека статуса предпринимателя, когда у него есть задолженность перед бюджетом и при этом субъект в течение 15 месяцев не направлял в инспекцию отчетность либо прошло более 15 месяцев с даты истечения срока действия его патента.

Исключение ИП проходит по аналогии с удалением неработающей фирмы из ЕГРЮЛ. Чиновники публикуют сообщение в Вестнике госрегистрации и в течение месяца ждут заявлений от ИП, кредиторов и других заинтересованных лиц. Если возражения не поступят, инспекция исключает ИП из ЕГРИП. Заинтересованные граждане и компании вправе обжаловать исключение человека из реестра на протяжении 1 года с момента, как узнали (должны были узнать) о нарушении прав. Эта норма начнет работать с 01.09.2020 г.

С 01.09.2020 г. гражданин не зарегистрируется индивидуальным предпринимателем, если уполномоченная инспекция исключила его своим решением из реестра и с этого момента не прошло трех лет (п. 4 ст. 22.1 закона № 129-ФЗ).

Арбитраж больше не станет направлять в регистрирующий орган решение о признании ИП банкротом

С 01.09.2020 г. суды получат право не направлять в уполномоченную ИФНС копии актов о признании ИП банкротом для записи в ЕГРИП о прекращении субъектом работы в качестве ИП. Эти сведения будет направлять оператор ЕФРСБ (п. 3 ст. 22.3 закона № 129-ФЗ).

  • Визитки
  • Буклеты
  • Плакаты и постеры
  • Листовки
  • Календари
  • Документы
  • Дипломы
  • Чертежи
  • Удостоверения
  • Планы эвакуации
  • Блокноты
  • Краткий обзор последних поправок в закон № 129-ФЗ

  • Плоттерная резка
  • Накатка на пластик
  • Сольвентная печать
  • Паспорт строительства
  • Печать баннеров
  • Печать на холсте
  • Буклеты
  • Визитки
  • Календари
  • Roll Up
  • Press Wall
  • Листовки
  • Открытки
  • Чтобы сделать заказ в нашем магазине, свяжитесь с нами по многоканальному телефону
    +7 (495) 150-52-00

    Вы также можете:
    Заказать звонок
    Написать нам

    Когда организация основана несколькими учредителями, документы в налоговую подаёт тот нотариус, который заверил подпись последнего заявителя. Заверение ее подлинности и подача в этот же день документов в налоговую – одно нотариальное действие.

    В предусмотренных случаях нотариус направляет документы в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных своей усиленной квалифицированной электронной подписью.

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮЛ И ИП»

    Текущая редакция принята: 26/05/2021 документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных… № 143-ФЗ от 26/05/2021
    Вступила в силу с: 25/08/2021


    Редакция от 02/07/2021, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 354-ФЗ от 02/07/2021
    Вступила в силу с: 13/07/2021


    Редакция от 27/10/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 5 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц… № 350-ФЗ от 27/10/2020
    Вступила в силу с: 26/04/2021


    Редакция от 20/07/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 20 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц… № 229-ФЗ от 20/07/2020
    Вступила в силу с: 19/10/2020


    Редакция от 31/07/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные… № 289-ФЗ от 31/07/2020
    Вступила в силу с: 01/09/2020


    Редакция от 13/07/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 21 Федерального закона О государственной регистрации юридических лиц… № 203-ФЗ от 13/07/2020
    Вступила в силу с: 13/08/2020


    Редакция от 31/07/2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 268-ФЗ от 31/07/2020
    Вступила в силу с: 11/08/2020


    Редакция от 12/11/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и статью… № 370-ФЗ от 12/11/2019
    Вступила в силу с: 11/05/2020


    Редакция от 26/11/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О международных компаниях и отдельные законодательные акты… № 378-ФЗ от 26/11/2019
    Вступила в силу с: 26/11/2019


    Редакция от 12/11/2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 377-ФЗ от 12/11/2019
    Вступила в силу с: 12/11/2019


    Редакция от 03/08/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации № 322-ФЗ от 03/08/2018
    Вступила в силу с: 01/01/2019


    Редакция от 27/12/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О рынке ценных бумаг и отдельные законодательные акты… № 514-ФЗ от 27/12/2018
    Вступила в силу с: 28/12/2018


    Редакция от 28/11/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в Федеральный закон О банке развития и отдельные законодательные акты Российской… № 452-ФЗ от 28/11/2018
    Вступила в силу с: 09/12/2018


    Редакция от 23/05/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 117-ФЗ от 23/05/2018
    Вступила в силу с: 01/09/2018


    Редакция от 03/08/2018, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием… № 295-ФЗ от 03/08/2018
    Вступила в силу с: 03/08/2018

    Согласно статье 23 Федерального закона № 129-ФЗ, отказ в регистрации государственного типа допускается лишь в следующих случаях:

    • представление всей необходимой документации в орган, где регистрацию не проводят;
    • направление заявителем неполной или неверно оформленной документации;
    • несоблюдение установленных нотариальных форм;
    • несоответствие наименования ИП или юридического лица определенным требованиям Федерального закона;
    • представление в регистрационный орган документации, которая была подписана неуполномоченным лицом;
    • несоответствие сведений в документе, который удостоверяет личность гражданина, указанным в предоставленной информации;
    • неисполнение юридическим лицом требований по уведомлению кредиторов в случае ликвидационных процессов или процедур по уменьшению капитала.

    В редакции Закона №129-ФЗ, действовавшей до 13.07.2015 г., в ЕГРЮЛ вносились данные только об адресе юридического лица. Обновленной редакцией Закона №129-ФЗ уточнено, что теперь будут вноситься сведения об адресе юридического лица в пределах места нахождения такого юридического лица.

    В чем отличия этих терминов? Обратимся к нормам гражданского законодательства:

    1) Место нахождения организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ) — определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования), отражается в уставе юридического лица. Например, г. Москва.

    2) Адрес юридического лица (п. 3 ст. 54 ГК РФ) — указывается в ЕГРЮЛ в пределах места нахождения юридического лица.Например, 125047, г. Москва, Оружейный переулок, д.19

    На практике возможны ситуации, когда организация меняет адрес внутри одного города (населенного пункта). В этом случае потребуется внесение изменений в ЕГРЮЛ в части нового адреса организации. При этом в устав юридического лица можно не вносить изменения (Письмо ФНС РФ от 31.01.2014 г. №СА-4-14/1645@).

    Если же организация принимает решение о смене своего места нахождения (например, переезжает из г.Москвы в г.Магадан), то она обязана представить в налоговую инспекцию заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ, а также решение о смене места нахождения.

    Нововведением является предоставленная возможность электронного документооборота с налоговыми органами. Так, в Законе №129-ФЗ прописана возможность подачи документов в регистрирующий орган через нотариуса в электронном виде, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст.9 Закона №129-ФЗ). Таким образом, нотариус может предоставить возможность заявителю избежать «живого» общения с налоговыми органами. На сегодняшний день вид таких электронных документов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти не установлен.

    Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.

    Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

    Так, в указанном деле налоговые органы, доказывая нереальность осуществленных налогоплательщиком операций, установили, что деятельность контрагента носила номинальный характер, по адресу регистрации данное общество с момента его государственной регистрации до момента исключения из ЕГРЮЛ не находилось, при этом финансовых, трудовых, технических ресурсов, имущества, транспортных средств, необходимых для выполнения принятых на себя обязательств не имелось.

    Начиная с 1 января 2016 г., налоговые органы будут проверять достоверность сведений юридических лиц еще на стадии принятия решения о государственной регистрации. Такая проверка проводится налоговым органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности (в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц).

    В п.4.2 ст.9 Закона №129-ФЗ приведен закрытый перечень проверочных мероприятий, включающих в себя:

    -изучение документов и сведений, которые имеются в базе налоговых органов, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;

    -получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;

    Заинтересованное лицо вправе направить в регистрирующий орган письменное возражение относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в ЕГРЮЛ по специальной форме, которая будет утверждена уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.6 ст.9 Закона №129-ФЗ).

    При этом обоснованность требований заинтересованного лица должны проверить налоговые органы.

    -получение справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;

    -проведение осмотра объектов недвижимости;

    -привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

    Основания, условия и способы проведения изложенных мероприятий установит уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (п.4.3 ст.9 Закона №129-ФЗ).

    В случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, государственная регистрация не может быть осуществлена (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

    В случае сомнений по поводу достоверности представленных сведений, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, но не более чем на один месяц.

    В этом случае в адрес юридического лица направляется решение налогового органа о приостановлении государственной регистрации, в котором указываются основания приостановления и срок, в течение которого заявителю необходимо представить документы и пояснения. Такой срок не может быть меньше пяти рабочих дней (п.4.4 ст.9 Закона №129-ФЗ).

    Новый порядок госрегистрации нового юрлица через нотариуса с 25.08.2021

    Первая новация связана с возможностью электронного документооборота с нотариусами. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ или факт отказа в государственной регистрации, направляются налоговым органом нотариусу в форме электронных документов.

    И уже нотариус выдает документы заявителю на основании удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам или в форме электронных документов (п.3 ст.11 Закона №129-ФЗ).

    Вторая новелла связана с возможностью регистрирующего органа вносить так называемые «черные метки» — запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ.

    В каких случаях и в каком порядке налоговыми органами вносятся подобные записи?

    Запись о недостоверности содержащихся сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ вносится:

    1) на основании заявления физического лица о недостоверности сведений о нем по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.5 ст.11 Закона №129-ФЗ);

    2) на основании проведенных налоговым органом проверочных мероприятий, если по их результатам установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице.

    Такая запись вносится, если установлена недостоверность в отношении:

    -адреса юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пп.«в» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);

    -сведений об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (пп.«д» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ);

    -фамилии, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (пп.«л» п.1 ст.5 Закона №129-ФЗ).

    Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений в ЕГРЮЛ заключается в следующем:

    1) юридическому лицу направляется уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений;

    2) по истечении тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности сведений регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

    «Черная метка» проставляется в случае игнорирования юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.

    Таким образом, установлена возможность внесения записи о недостоверности сведений о юридическом лице самим регистрирующим органом без заявлений юридического лица и вынесения судебных актов (Письмо ФНС РФ от 27.03.2015 г. №СА-4-14/5039@). На практике это означает, что если добросовестный налогоплательщик по тем или иным причинам пропустит данный срок, то в ЕГРЮЛ будет внесена запись о недостоверности сведений. Наличие «черной метки», безусловно, осложнит жизнь такому юридическому лицу, поскольку в перечне документов для предоставления контрагенту с целью заключения договора содержится выписка из ЕГРЮЛ.

    C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

    1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

    Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

    2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

    С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).

    По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

    Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

    Следует отметить, что на сегодняшний день существует немало судебных баталий по поводу неправомерного отказа налоговых органов в регистрации юридического лица. Практика подобных споров обобщена в Письме ФНС РФ от 01.07.2015 г. №СА-4-14/11453.

    Статьей 23 Закона №129-ФЗ приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации. А с 1 января 2016 г. появились новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Прежде всего, внесенные дополнения — основания для отказа в регистрации касаются лиц (учредителей (участников) юридического лица либо лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица), задействованных ранее в деятельности юридических лиц, нарушивших законодательство. Такие ограничения применяются, если на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с даты исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.

    Так, пп.«ф» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ установлены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица. Отказ будет применяться в отношении лиц, владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица не менее чем 50 % голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью либо имевших право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, если:

    — юридическое лицо на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;

    -юридическое лицо имеет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице;

    -имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

    Еще одним основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (пп.«х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ).

    Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации, т.е. в течение трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что ранее такое решение принималось в течение пяти дней.

    Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ (в редакции Закона №67-ФЗ) предусматривает штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе.

    Для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ). Данная норма действует с 31.03.2015 г.

    Госрегистрация юрлиц и индивидуальных предпринимателей

    Несмотря на то, что на налоговые органы возлагается ответственность за регистрацию недостоверных сведений, подаваемых организацией для включения или ранее включенных в ЕГРЮЛ, налогоплательщик по-прежнему должен иметь обоснование выбора контрагента и проявлять должную осмотрительность.

    Арбитражная практика последних лет свидетельствует о том, налоговая выгода может быть признана необоснованной при доказанности отсутствия реальности операций, либо осведомленности налогоплательщика об указании контрагентом недостоверных сведений или о подложности представленных документов (Постановление АС Уральского округа от 26.11.2015 г. №А47-2837/2014).

    C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

    1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

    Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

    СМЕНА ЮР. АДРЕСА ООО

    2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

    С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).

    По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

    Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

    • юридическое лицо на момент его исключения из ЕГРЮЛ имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица;
    • юридическое лицо имеет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений о юридическом лице;
    • имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица.

    Еще одним основанием для отказа в регистрации юридического лица является несоблюдения установленного законодательством РФ порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных Законом №129-ФЗ в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации (пп.«х» п.1 ст.23 Закона №129-ФЗ).

    Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации, т.е. в течение трех дней (п. 3 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Напомним, что ранее такое решение принималось в течение пяти дней.

    Принятие поправок вызвало необходимость ужесточения административной и уголовной ответственности учредителей (участников) юридических лиц.

    Усиление административной ответственности

    Так, п.4 ст.14.25 КоАП РФ (в редакции Закона №67-ФЗ) предусматривает штраф на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе.

    Для повторного деяния предусмотрена дисквалификация должностных лиц на срок от одного года до трех лет (п.5 ст.14.25 КоАП РФ). Данная норма действует с 31.03.2015 г.

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акт уполномоченных органов по внесению определенных сведений в Единые реестры. К обязательной информации, фиксируемой официально, относят данные об образовании, ликвидации, реорганизации предприятий, приобретении гражданином статуса ИП и прекращении деятельности.

    Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных субъектов, ведущих экономическую деятельность, производится территориальным органом ФНС. Здесь же выдаются необходимые бланки. Указанным выше нормативным актом предусмотрены разные формы государственной регистрации юридических лиц. В случае образования компании заполняется бланк по ф. Р11001, если осуществляется реорганизация, оформляется ф. Р12001. При ликвидации предприятия выдается форма Р16001.

    В соответствии с положениями нормативного акта «О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей», в ЕГРЮЛ вносится информация следующего характера:

    1. Наименование (полное и сокращенное).
    2. Организационно-правовой тип.
    3. Адрес исполнительной постоянно действующей структуры, по которому будет осуществляться связь.
    4. Способ образования организации (реорганизация или создание).
    5. Сведения об учредителях.
    6. Информация о правопреемстве. Эти сведения указываются, если регистрируется создание или реорганизация.
    7. Способ прекращения деятельности предприятия.
    8. Дата регистрации внесенных в учредительную документацию изменений или получения контрольным органом извещения о них.
    9. Величина складочного/уставного капитала, паевых взносов, фонда и пр.
    10. ФИО и должность субъекта, наделенного полномочиями выступать от имени организации без доверенности, его паспортные данные или сведения иных документов, подтверждающих личность, а также ИНН (при наличии).
    11. Информация о лицензиях, которые были выданы фирме.

    В ЕГРИП включаются сведения:

    1. ФИО гражданина, получившего статус ИП.
    2. Пол.
    3. Место и дата рождения.
    4. Гражданство.
    5. Адрес проживания на территории РФ.
    6. Сведения паспорта.
    7. Вид и информация из документов, удостоверяющих личность иностранца либо лица без гражданства, а также подтверждающие их право на постоянное или временное проживание на территории страны.
    8. Дата постановки на учет в статусе ИП.
    9. Сведения документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРИП.
    10. Способ и дата прекращения деятельности. Это может, например, произойти в связи со смертью, банкротством, признанным судом, и пр.
    11. Информация о разрешениях (лицензиях), выданных гражданину.

    Как указывает ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и ИП», все изменения, касающиеся сведений, внесенных в реестры, хозяйствующие субъекты должны сообщить в трехдневный срок с даты принятия соответствующих решений. Уведомление направляется в территориальное подразделение ФНС по адресу проживания или нахождения. При изменении информации, содержащейся в реестрах, сведения, внесенные ранее, сохраняются.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *