Обучение за счет государства с последующей отработкой
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обучение за счет государства с последующей отработкой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- 75 лет колледжу
- Виртуальный музей
- Сотрудники и преподаватели
- Ученый совет
- Попечительский совет
- Международная деятельность
- Конкурс на замещение должностей научно-педагогических работников
- СМИ о филиале
- Телефонный справочник
- Фотогалерея
- Противодействие коррупции
- Гостиница
- Видео
Договор на обучение с последующей отработкой
- Приёмная кампания 2021
- Приёмная кампания 2020
- Информация для поступающих
- Подготовительные курсы
- Открытые интеллектуальные и творческие конкурсы и Олимпиады
- Образовательные программы
- Методическая работа
- Учебная работа
- Общежитие
- Международная деятельность
- Горячая линия Call -центра РУМЦ СЗФО ЧГУ
- Ответы на основные вопросы абитуриентов с инвалидностью
- Обучение по квотам Правительства РФ
- Информация по дистанционному обучению
- Информация
- Информация для иностранных обучающихся
- Иностранным студентам о вакцинации
- Стипендиальное обеспечение
- Расписание занятий
- Учебные материалы
- Оплата обучения
- Студенческий совет
- Студенческая жизнь
- Спортивный клуб
- Библиотека
- Практика и стажировка
- Учебные планы и программы дисциплин
- Система информационного взаимодействия
- Информация для инвалидов и лиц с ОВЗ
- Трудоустройство
Чтобы получить деньги за обучение, если сотрудник уволится, работодателю нужно правильно составить документы. По закону договоренности об обучении можно закрепить:
- в трудовом договоре;
- отдельном соглашении;
- ученическом договоре.
Эти документы работают по-разному.
Трудовой договор. Работодатель может заранее прописать в трудовом договоре, что после обучения сотрудник отрабатывает в компании какой-то срок. То есть работодатель еще не знает, будет обучать сотрудника или нет, но на всякий случай подстраховывается. Так сотрудник будет заранее знать: отучиться за деньги компании и уйти в другое место не получится.
Формулировка для договора такая:
«Если работник учится за счет работодателя, он обязан отработать не менее года, а при увольнении — возместить работодателю затраты на его обучение. Возмещение затрат на обучение считается пропорционально фактически не отработанному после обучения времени».
Эта фраза в договоре — страховка на случай, если сотрудник откажется подписать ученический договор или соглашение об обучении. Или работодатель забудет их составить. Бывает всякое.
Суды подтверждают, что условия обучения сотрудника можно прописать в трудовом договоре. В судебном решении по делу № 33-13 222 есть такая фраза:
Обучение для взрослых – за счет государства
Юристы говорят, что срок отработки после обучения должен быть разумным. Но это расплывчатая фраза. Универсального совета или формулы здесь нет, но срок отработки зависит от времени и стоимости обучения:
сотрудник отучился три дня за десять тысяч рублей, не получил никакого диплома, а работодатель обязывает отработать пять лет → неразумный срок. Обучение было коротким и дешевым;
сотрудник отучился три дня у лучшего зарубежного продавца по данным журнала «Форбс» за сто пятьдесят тысяч рублей. Такая строчка в резюме может прибавить сотруднику зарплату → два-три года отработки будут разумным сроком.
Суды оценивают по таким же критериям, смотрят на сумму, срок обучение и квалификацию, которую получает сотрудник. Им важно, будет ли сотрудник стоить дороже на рынке после обучения. По опыту обычно работодатели ставят срок от одного до пяти лет.
Если не удается договориться с сотрудником, чтобы он возместил стоимость обучения сам, придется идти в суд. Как судиться, тема отдельной статьи. Пока — о другом.
С сотрудника можно получить:
- стоимость обучения;
- дополнительные расходы на проезд и проживание.
По закону сотрудник должен вернуть сумму, которая пропорциональна фактически не отработанному после обучения времени.
Сотрудник обучился на бухгалтера за 50 000 рублей.
По соглашению об обучении он должен отработать бухгалтером два года после обучения.
Он отработал год и два месяца и хочет уволиться.
Получается, осталось отработать еще десять месяцев.
Сотрудник должен вернуть: 50 000 рублей / 24 месяца * 10 месяцев = 20 833 рубля.
Сумму можно посчитать и по дням, если сотрудник отработал неполный месяц.
Судебная практика о дополнительных расходах на проживание и проезд во время обучения меняется. Раньше суды говорили, что сотрудник не обязан возмещать расходы на проживание и проезд. Сейчас работодателям удается возместить эти расходы, если доказывают, что они связаны с обучением.
ОАО «РЖД» направила сотрудника, пусть Аниканова, учиться на регулировщика движения поездов. По условиям трудового договора он должен был отработать у работодателя после обучения два года, но он решил уволиться. Компания подала в суд и хотела получить возмещение:
- обучения,
- стипендии,
- командировочных расходов.
Суд первой инстанции сказал, что обучение возместить сотрудник должен, а всё остальное — нет.
Апелляционный суд сказал так: «Работодатель вправе требовать возмещения ему любых расходов (затрат), если они были связаны с обучением и документально подтверждены. К таким расходам (затратам) следует отнести непосредственную оплату обучения, командировочные расходы на оплату проезда, жилья, суточные и иные расходы». То есть можно требовать возместить затраты на проживание и проезд.
Руководитель не может обязать сотрудника отрабатывать свои расходы на основании одного лишь приказа о направлении служащего на обучение. Для этого понадобится указать условие отработки в одном из следующих документов:
- Трудовом договоре.
- Дополнительном соглашении.
- Ученическом договоре.
В документе обязательно нужно указать следующую информацию:
- Специальность или направление обучения.
- Сроки и стоимость образовательной услуги.
- Обязанность отработки или компенсации расходов работодателя.
Срок отработки определяется в индивидуальном порядке. Он может составлять как несколько месяцев, так и несколько лет. Все зависит от договоренностей между руководителем и сотрудником. Обычно срок определяется на основании следующих факторов:
- Стоимости образовательной услуги.
- Ценности получаемых знаний.
- Продолжительности обучения.
Сроки обязательно фиксируются в соглашении между сторонами.
С сотрудника можно взыскать расходы за предоставленную ранее образовательную услугу только в том случае, если он увольняется по неуважительной причине. Данное правило оговорено статьями 207 и 249 ТК РФ. Однако в законе не уточнены причины, которые могут считаться уважительными или неуважительными. Данные нюансы определяются на основании существующей судебной практики. К примеру, уважительными причинами увольнения считаются:
- Сокращение штата.
- Работник получил медицинское заключение, по которому он не может продолжать работать на прежней должности, но работодатель не может предоставить подходящую должность.
- Призыв работника на военную службу.
Неуважительная причина в данном контексте – самовольная инициатива работника или его виновные действия.
Вопросы обучения помимо законодательства могут быть закреплены также в локальных актах организации (положениях, коллективном договоре, соглашениях и др.), где наниматель может более детально прописать все условия обучения сотрудников и последующей отработки. При этом данные условия не должны ухудшать правовое положение работника.
Справочно.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 55 ТК нанимателям устанавливается обязанность обеспечить работникам подготовку, повышение квалификации, переподготовку и стажировку работников в соответствии с законодательством.
Вернуть деньги за обучение сотрудников
- Компании заинтересованы, чтобы их сотрудники были профессиональными и мотивированными. Поэтому большинство работодателей готовы поддержать инициативу сотрудника пойти учиться и прокачать свои навыки.
- Получить новые знания и систематизировать текущие можно не только на внутренних тренингах, митапах и тимбилдингах, но и вовне. Практика обучения сотрудников на внешних курсах или мероприятиях также распространена.
- Не нужно бояться попросить руководителя оплатить обучение на внешней площадке. Главную роль играет правильная аргументация вашего выбора и постановка целей. И если вы сможете доказать, что приобретенные знания повысят качество вашей работы и будут выгодны для компании, вашу инициативу оценят.
- Мы советуем заранее с руководителем определить, по каким критериям будет оцениваться эффективность пройденного обучения. Тогда вам будет проще показать хороший результат после курса, а руководителю проще его заметить.
- К выбору программы обучения нужно подходить грамотно, и особое внимание уделять длительности и нагрузке. Если у вас насыщенная работа в течение дня, на лекции и семинары мотивации может не хватить.
Перед разговором с руководителем четко сформулируйте:
- Какие именно знания и навыки сделают вашу работу более результативной.
- Сколько рабочего времени придётся уделить обучению.
- Каким образом ваше обучение окупится компании.
- Почему вы не можете получить эти знания внутри компании.
- Какие перспективы и возможности откроются перед компанией, если вы получите новые навыки.
При правильном подходе работодатель не просто оплатит обучение, но и позитивно оценит вашу инициативу.
Предприниматели, думаю, обычно не против того, что сотрудники решают вкладывать больше знаний и времени в работу. Это выгодно бизнесменам, и они готовы платить за ваше обучение. Но рискну предположить, что многих останавливает страх: вдруг работник уйдет к конкуренту, как только вырастет его ценность? А если не уйдет, то точно начнет диктовать условия.
Давайте попытаемся поставить себя на место начальника. Он хочет, чтобы сотрудник:
- работал на общий результат и вносил весомый вклад в прибыль компании, а не просиживал штаны;
- чувствовал личную ответственность за проект;
- был достаточно компетентен для того, чтоб решать поставленные задачи;
- был лоялен и связывал свое будущее с успехом компании – это шанс на то, что он не убежит при первых же трудностях в соседний офис.
Насчет последнего пункта – речь не о пустых обещаниях, а о конкретных поступках. Например, нужно пережить вместе кризис.
Если работник увольняется без уважительной причины до истечения срока отработки, установленного ученическим либо трудовым договором, он обязан возместить затраты работодателя на обучение. Сумму, которую вернет сотрудник, рассчитывают исходя из того, сколько времени он не отработал после окончания учебы. Поэтому в договоре указывают конкретный срок, который сотрудник должен проработать в компании после учебы (абз. 5 ч. четвертой ст. 57, ст. 199, 249 ТК РФ).
В законе нет предельного срока отработки, но безопаснее его сопоставлять с продолжительностью обучения. Так суд не признает, что работодатель злоупотребляет правом. Обычно срок определяют пропорционально времени учебы. Например, после годового обучения сотрудник должен проработать в компании один год.
Закон не разрешает индивидуальным предпринимателям заключать ученические договоры, это может делать только организация (ст. 198 ТК РФ). Если предприниматель все же оформил такой договор с работником, то взыскать расходы на обучение не получится.
Не прописывайте условие, что работник возмещает затраты без учета отработанного после обучения времени. Оно ухудшает положение сотрудника, так как у него возникает обязанность покрыть расходы на учебу в любом случае, если он уволился без уважительных причин (ст. 9, 57, 206 ТК РФ, постановление Президиума Верховного суда Республики Карелия от 29 декабря 2010 г. по делу № 44г-64-2010, письмо Роструда от 13 апреля 2012 г. № 549-6-1).
Есть единичные судебные решения, по которым работодатель вправе получить полное возмещение расходов на обучение сотрудника независимо от отработанного после учебы времени, если условие об этом закрепили в договоре (кассационное определение Омского областного суда от 19 января 2011 г. № 33-312/2011). Однако ориентироваться на них опасно, так как условие о полной компенсации расходов противоречит статье 249 Трудового кодекса. Если ГИТ обнаружит такое положение в ученическом договоре, то оштрафует работодателя (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
Как организовать обучение сотрудников за счет работодателя
Взыскать деньги, потраченные на обучение при досрочном увольнении, можно, если сотрудник покинул компанию без уважительных причин. В законе нет перечня таких обстоятельств. Чтобы снизить риск споров, пропишите список как уважительных, так и неуважительных причин увольнения по собственному желанию в ученическом договоре (письмо Роструда от 18 октября 2013 г. № 852-6-1) (образец ниже). Это не гарантирует, но упростит взыскание расходов с сотрудника, особенно если компания учтет сложившуюся судебную практику.
Такой вариант обучения распространен на предприятиях, где сотрудники в своей деятельности пользуются специальными инструментами и оборудованием. Если человек проходит обучение без отрыва от производства, он получает:
- Заработную плату пропорционально отработанному времени или за объем выполненной работы.
- Стипендию, предусмотренную ученическим договором, размер которой не может быть ниже МРОТ. При этом Трудовой кодекс РФ не предусматривает уменьшения стипендии, даже если обучение длится всего неделю.
- Плату за изделия, выпущенные на практических занятиях в рамках обучения.
Работодатели не всегда заключают ученический договор с сотрудником, потому что не могут разобраться в порядке начисления стипендии и налогов с нее. Кроме того, документ обязывает предоставить работнику при успешном окончании учебы должность по полученной квалификации с изменением трудового договора. Однако не стоит бояться: грамотно составленный договор обезопасит вас от трудовых споров и гарантирует, что деньги не будут потрачены впустую.
- Размер шрифта:
- Цвета сайта
- Изображения
Параметры
Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Обучение сотрудников за счет средств нанимателя: решаем спорные вопросы
Аскар Ибраимов рассказал, что были также случаи, когда студенты-грантники специально лишались гранта в последний год обучения в вузе. В таком случае им не нужно было отрабатывать. В связи с этим финансовый центр инициировал изменения. Ожидается, что с 2020 года выпускник, отучившийся на гранте неполную часть своих студенческих лет, должен будет пройти укороченную отработку.
«Законом предусматривается, что, если вы завершили обучение на гранте по госзаказу, вы должны отработать в полном объёме. При этом есть ряд прецедентов, когда студент переходил на грант на последнем или предпоследнем курсе. Мы с такого студента не должны требовать весь объём денег или отработки. Это должно быть соразмерно тому времени, сколько он отучился на гранте», – заявил глава финцентра.
Что касается выплаты суммы гранта в случае отказа от отработки, то у финцентра нет инструментов возврата денег в рассрочку.
«Здесь компетенция финансового центра заканчивается. То есть мы направляем дело в суд. Если выиграли, то дело передаётся судебному исполнителю. Конечно, он не имеет права забрать у человека последние деньги. Но у судоисполнителей есть механизмы, что будут ежемесячно списываться определённые суммы. Мы лишь мониторим, как проходит процесс выплаты», – заявил Аскар Ибраимов.
Срок отработки тоже может быть любым — от нескольких лет до нескольких дней. Он также определяется по соглашению с работником. Зависеть он может, например, от стоимости обучения, его продолжительности, ценности новых знаний сотрудника для компании.
– Основное правило: если у вуза нет заявок на распределение, то он обязан выдать справку о свободном трудоустройстве.
В других случаях в законодательстве есть две статьи, которые регулируют этот вопрос: 87 и 88 Кодекса об образовании. Первая содержит определенный перечень оснований, по которым вам должны выдать справку, а вторая объясняет, кто освобождается от уплаты средств.
От уплаты точно освободят детей-сирот и беременных женщин. А вот лиц, имеющих медицинские противопоказания к работе, супруга или одного из родителей, имеющих инвалидность I или II группы, или ребенка-инвалида, освободят от выплаты только в том случае, если невозможно будет предоставить новую работу, учитывающую возникшие обстоятельства.
Перечень в статье 88 довольно большой, но каждый случай освобождения рассматривается университетом отдельно.
Для того чтобы было понятно, насколько реально сейчас добиться свободного диплома, приведу статистику: по официальным данным, в Беларуси распределяются 99% бюджетников.
То есть справку о свободном трудоустройстве получает лишь 1% – и это настоящая борьба.
В процессе отработки у вас могут появиться обстоятельства, по которым можно претендовать на перераспределение.
К примеру, кто-то из ваших близких родственников стал инвалидом первой группы или вы вступили в брак, а кто-то из супругов остался жить или работать в другом городе. В таких случаях согласие нанимателя на перераспределение не требуется: нужно просто собрать все подтверждающие документы и написать заявление в университете.
Тут важно заранее подыскать себе новое место и принести оттуда заявку. Если ее нет, то это практически нереальный случай – университет вряд ли станет что-то искать, если у выпускника уже есть работа. Такова сложившаяся практика.
Другой вариант перераспределения: когда веских обстоятельств у вас нет, сменить место отработки можно только переводом от одного нанимателя к другому.
Сначала нужно получить согласие у организации, из которой вы уходите, потом у той, в которую приходите, а потом у университета. И это довольно сложная схема, потому что если кто-то из этих трех инстанций не согласен, то, увы, перераспределиться не удастся.
Особенно сложно приходится медицинским работникам, которым в дополнение ко всему нужно получить еще согласие комитетов и Министерства здравоохранения.
Приказ о приеме на работу составляется на основе контракта и заявления работника.
Если вам предлагают должность бухгалтера, а вы пришли работать юристом – разумеется, писать такое заявление и подписывать приказ с контрактом не стоит. Нужно письменно попросить нанимателя трудоустроить вас по той должности, на которую вы рассчитывали, а в случае официального отказа обращаться с ним в университет.
Но зачастую выпускники сами соглашаются работать не по своей профессии. А это чревато последствиями: если вдруг выяснится, что на протяжении какого-то времени человек работал не по специальности, он автоматически должен выплатить деньги за свое обучение – и тут не будут разбираться, виноваты вы или работодатель.
Если вы решили отказаться от отработки, у вас есть два пути.
Первый – добровольный отказ, который нужно оформить до начала отработки. Вы приходите в университет, пишете заявление, просите рассчитать свою сумму и получаете полгода на ее добровольное погашение.
Если в этот срок частично или полностью деньги вы не выплатили, вам напишут претензию – по сути, это письмо с требованием заплатить. С этого момента должен пройти один месяц, когда вы все еще можете заплатить без суда.
Если не делаете этого снова – начинается суд, но после его решения у вас есть еще один месяц на добровольное погашение.
Если и после всех этих сроков сумма не выплачена, начинается принудительное исполнение через судебных исполнителей.
Но по факту если у выпускника нет работы, взять у него нечего, а какие-то меры ограничения его не страшат, то можно попробовать жить и не тужить (смеется). Если работа у вас все-таки появится, то определенный процент от зарплаты будет уходить на оплату этой суммы. И так будет продолжаться, пока вы не погасите ее полностью.
Конечно, такой вариант не нужно рассматривать как руководство к действию, потому что сумма будет увеличена на судебные издержки и процент от взыскания судебным исполнителям.
К тому же вам вполне могут наложить меры ограничений – запретить выезд за границу и управлять автомобилем, например. В общем, ничего позитивного в этой процедуре нет.
Второй вариант – недобровольный, когда первого августа вы просто не приходите на работу и все пускаете на самотек. Примерно через месяц придет претензия, потом у вас все равно будет 6 месяцев на добровольное возмещение, а после этого срока – суд и исполнительное производство.
Как рассчитывается сумма? Расчет всегда индивидуальный, и при нем учитываются цифры и коэффициенты, которые есть только в бухгалтерии учреждения образования, а это закрытая информация.
Достоверно сказать, какой выйдет ваша сумма, невозможно: мало того, что во всех учреждениях образования выплаты совершенно разные, они могут отличаться даже у выпускников одной группы, если кто-то из них пользовался возможностями университета больше.
Вот что известно точно: в сумму не включается стипендия и материальная помощь. А еще она никак не связана с той, что указана в договоре на обучение: выплата будет от двух до пяти раз выше. Так что если ваш идеальный план был отучиться и заплатить, то проще было пойти сразу на платное. К слову, если вы отработали только часть времени, то можете выплатить оставшиеся средства – сумма будет высчитываться пропорционально.
Если речь про обычное распределение, то деньги выплачиваются учреждению образования. В варианте с целевым направлением в редких случаях они могут идти нанимателю.
Кстати, для примера могу назвать сумму одного из минских колледжей – это 2926 рублей за среднее специальное образование. Надо понимать, что выплата после вуза будет куда больше.
По закону муж и жена равнозначны, поэтому разницы между такими ситуациями не будет.
Но, увы, однозначного ответа на этот вопрос нет: в законодательстве по этому поводу есть формулировка «по желанию и при наличии возможностей». И фразу «наличие возможностей» в каждом университете расшифровывают по-разному.
Раньше, если муж работал в городе А, а жена училась в городе Б и хотела распределиться по месту работы супруга, а там такой возможности не было, ей могли выдать свободный диплом.
Сейчас все сложнее, и точных указаний нет.
К примеру, если ваш супруг трудоустроен в Минске, то Колодищи вполне подходят под условие «распределить по месту работы или жительства мужа».
К сожалению, даже Министерство образования не дает на этот счет однозначного толкования. Поэтому, если вы очень хотите распределиться по месту работы мужа или жены, могу порекомендовать только заранее найти там место распределения и принести в университет свою заявку.
Тут все зависит от того, у кого из супругов комиссия по распределению раньше. Допустим, если у жены она 1 апреля, а у мужа 10-го, то, по идее, его должны распределить по месту работы супруги – такова практика.
Но тут та же ситуация, что и в предыдущем вопросе: формулировка, прописанная в законе, очень размыта, и вас вполне могут отправить в разные населенные пункты. В общем, совет все тот же: будет лучше, если вы заранее позаботитесь о собственных заявках.
Что такое целевое обучение? Плюсы и минусы его связаны с трудоустройством после завершения курса обучения. Подобный вариант получения диплома аналогичен учебе во времена существования советского государства.
Подписав договор о целевом обучении, будущие специалисты были уверены в том, что после окончания института они будут трудоустроены по специальности, а также получат жилье.
Одни предприятия предоставляли молодым кадрам благоустроенные квартиры, другие ограничивались поселением их в общежитие, но в любом случае все новоиспеченные специалисты обеспечивались жильем.
- Учитывая, как сложно молодым людям в настоящее время стать обладателями собственных квадратных метров, договор о целевом обучении стал бы отличным способом решения жилищной проблемы.
- Среди основных недостатков отметим необходимость многолетней отработки после окончания университета или академии в определенном населенном пункте, причем только на том предприятии, которое будет определено в договоре.
- Далеко не все современные студенты готовы ехать в отдаленные поселки и маленькие города, чтобы отработать свое целевое направление на обучение.
Обучение за счёт работодателя: как аргументировать и зачем это самим компаниям
Несмотря на то, что в нашей стране произошли достаточно серьезные изменения, сама суть целевого обучения практически не изменилась.
Абитуриент заключает с организацией или учреждением договор, согласно которому он обязуется отработать определенный срок в том населенном пункте, который будет выбран организацией.
Вопрос, связанный с предоставлением молодому специалисту жилья на время отработки, решается по-разному в каждом конкретном случае.
Сходство осталось только в обязательности многолетней отработки после окончания высшего учебного заведения, то есть осталась гарантия предоставления молодому специалисту рабочего места.
Особой популярностью пользуется у выпускников лицеев и образовательных школ целевое обучение в медицинском вузе. В чем причина такого ажиотажа? За последнее время существенно вырос конкурс на бюджетные места в академиях, занимающихся подготовкой врачей разной специализации. Как помогает решить эту проблему целевое обучение? Как получить «пропуск» в медицину?
Абитуриент, достигший совершеннолетнего возраста, обращается в медицинское учреждение (по месту прописки) с просьбой о получении целевого направления. Несовершеннолетние школьники приходят в больницу или поликлинику со своими родителями (законными представителями), так как сами они еще не имеют права заключать юридические договоры.
В подписываемом соглашении указывают множество деталей, с которыми связано медицинское целевое обучение. Плюсы и минусы такого обучения:
- обязательность прохождения практики на базе конкретного лечебного заведения;
- отсутствие у студента академических задолженностей по всем дисциплинам;
- обязательная минимальная отработка после окончания академии в одной из больниц, указанной в договоре, не меньше трех лет.
Чем еще характеризуется целевое обучение? Плюсы и минусы его связаны не только с обязанностями абитуриента, но и с теми обязательствами, которые берет на себя по договору организация (предприятие), заключающая соглашение.
Как правило, предприятие обязуется:
- оплачивать обучение целевика, оказывать ему определенные виды социальной поддержки в виде стипендии, оплаты проживания на время обучения;
- организовывать условия для прохождения ежегодных производственных практик;
- предоставить после окончания высшего учебного заведения рабочее место, соответствующее квалификации молодого специалиста;
- предоставлять отсрочку в исполнении обязательств, например, при ухудшении состояния здоровья, болезни или беременности.
Если абитуриент, который поступил в академию по целевому договору, нарушит его условия, ему придется возмещать пострадавшей стороне понесенные убытки.
Система по набору целевиков функционирует в различных отраслевых высших учебных заведениях: архитектурных, педагогических, медицинских, энергетических.
Поисками предприятия, которое заинтересовано в гарантированных квалифицированных кадрах, необходимо заниматься еще во время обучения в стенах родной школы.
В настоящее время многие компании, которые готовы оплачивать целевое обучение, сами пытаются отыскать для себя потенциальных сотрудников. Они устраивают различные конкурсы, пользуясь брендом компании, организуют встречи со старшеклассниками, выступают спонсорами при проведении профильных предметных олимпиад, а также информируют о своих услугах учебное заведение высшего звена.
Помощь государства молодым специалистам: что про это надо знать
Сам процесс обучения целевика не имеет отличительных особенностей в сравнении с обычными студентами. Если по заключенному договору предусматривается дополнительная стипендия от потенциального работодателя, такой студент является счастливым обладателем сразу двух стипендий.
Кроме того, он обязан проходить все производственные практики только на «своем» предприятии.
Контракт
Трудовой договор
Ответственность работника и нанимателя
Наименование должностей и профессий
Отпуска и свободные дни
Казахстанские студенты просят изменить условия отработки грантов. В этом году вузы выпустят первых бакалавров, которые по закону будут обязаны проработать по специальности не менее трех лет. В противном случае придется вернуть деньги за обучение государству. А это миллионы тенге. Речь идет о тех, кто учился на бюджете.
Выпускники переживают: найти работу, особенно в условиях пандемии, очень сложно. Компании не берут сотрудников без опыта, да и вакансий на рынке просто на всех не хватит. Но в министерстве парируют: они и так сделали послабление – разрешили трудоустройство в частные фирмы.
Адлет Тойбаев, директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК:
– Данная норма была включена еще в 2017 году, но начала распространяться только на выпускников 2021 года. Об этом, конечно, все наши выпускники уже уведомлены. Когда они в свое время поступали в 2017 году, с ними заключался договор – там уже это оговаривалось в обязательном порядке. И вторая норма, которая уже в этом году вступила в силу, – это нормированная отработка. То есть если ребенок отучился на гранте два года, то, соответственно, там есть формула, по которой ведется расчет формы отработки, он нормировано отрабатывает.
Раньше практика отработки грантов распространялась только на педагогов и медиков. Теперь заплатить за «бесплатное» обучение придется каждому отличнику. Зачем это нужно государству, должно ли оно помогать с поиском работы и не загонит ли это выпускников в кредитную кабалу?
Работать три года по специальности теперь должен каждый выпускник университета, если его обучение оплатило государство. Такая новость стала неожиданностью для Карины Узуровой. О своих обязательствах студентка четвертого курса узнала месяц назад. Уверяет, на отработку своего гранта не подписывалась.
Карина Узурова, студентка:
– Мы с одногруппниками обсуждали это много. Даже смотрели договор, который мы подписывали изначально. Там ничего не прописано. Не знаю, о чем они говорят, что это было прописано в договоре. Долгое время мы вообще думали, что это слухи, мифы и нас запугивают таким образом.
Карина еще не решила, хочет ли работать по специальности. Девушка изучает ресторанное дело и гостиничный бизнес. В июне получит диплом.
Карина Узурова, студентка:
– Я поняла то, что я очень зря поступила в университет сразу после 11-го класса. Потому что я, у меня не было возможности подумать, посидеть, что мне вообще нравится. И вот из-за того, что нужно было торопиться, как-то так получилось, что я не совсем правильно выбрала профессию.
Но платить за ошибку придется. У Карины есть только два варианта: вернуть государству потраченные на обучение деньги (девушка посчитала, это больше 8 миллионов тенге) или отработать.
Карина Узурова, студентка:
– Это даже звучит так, как будто мы в чем-то провинились. И теперь нам нужно отработать, загладить вину. Это как-то давит психологически.
Несправедливо, считает Карина. Ведь она хотела продолжить обучение за границей, но теперь вынуждена искать работу в Казахстане.
По новым правилам, выпускник может устроиться в частную компанию. Но и двери государственных организаций для него тоже открыты.
Адлет Тойбаев, директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК:
– Каждый, который обучался на государственном образовательном гранте, обязан отработать. Это денежные средства, которые были выделены каждому студенту, каждому обучающемуся из государственного бюджета. Есть определенная цель – подготовить специалиста и его выход на рынок труда. Конечно, требуется его последующая занятость.
Камила Кожахметова нашла работу, когда училась еще на третьем курсе. Правда, не по специальности. Будущий журналист зарабатывает 200 тысяч в месяц как маркетолог. И на меньший оклад она не согласна.
Камила Кожахметова, студентка:
– Я не смогу пойти работать журналистом, потому что у меня нет практики, которая необходима для того, чтобы устроиться конкретно в журналистику. И, если я захочу прийти, мне никто не выдаст сразу зарплату, которая покроет все мои расходы ежедневные. Я себе позволить такой роскоши не могу, потому что мне нужно на что-то жить, зарабатывать.
Но строить карьеру в СМИ девушка не намерена, как и возвращать деньги за обучение. Но выход есть.
Камила Кожахметова, студентка:
Новые правила поступления в вузы с 2021 года.
Поступление в ВУЗ на бюджет за счет «целевого приема»
Член Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов является автором данного проекта. Депутат объясняет, что весь смысл этой задумки – это забота о самих гражданах страны и возможностяхгосударства. Вострецов предложил рассмотреть статистику за последние годы. Так, например, Росстат сообщает, что 52,6 процента специалистов, получивших образование, не могут устроиться на работу из-за отсутствия опыта, 31 процент – из-за слишком маленькой зарплаты (также из-за отсутствия опыта работы), для 25,9 процента выпускников вузов вообще нет подходящих мест на их территории проживания.
У тех, кто обучался по программе специалитета и магистратуры, ситуация не лучше. 53 процента без работы из-за отсутствия предыдущего опыта работы, 33 – из-за низкой заработной платы, для 23,9 процента – нет подходящих рабочих мест по их специальности. Эта ситуация говорит о том, что большинство молодых специалистов не могут найти работу, поэтому государство должно ввести определенные меры. Предложение об отработке потраченных государством на обучение студента денег поможет закрепить за молодежью рабочие места и обеспечит государству больше сотрудников госсектора.
Иногда работодатели оплачивают работникам их профессиональное обучение (например, повышение квалификации либо получение высшего или среднего профессионального образования). А работники взамен обязуются отработать у работодателя по окончании учебы определенный срок . Если же работник не выполняет это условие, то по общему правилу он должен возместить работодателю расходы на свое обучение . Посмотрим, как оформить соглашение об обучении работника на таких условиях, чтобы были соблюдены интересы работодателя. А также вспомним, любые ли траты на обучение работника можно учесть для целей налогообложения прибыли и облагаются ли они «зарплатными налогами».
Статьи 197, 199 ТК РФ.
Статьи 207, 249 ТК РФ.
От того, насколько грамотно вы оформите отношения с работником по его обучению за счет организации, во многом будет зависеть возможность взыскания с него потраченных на обучение сумм, если он уволится раньше окончания срока отработки.
Для этих целей одного приказа о направлении работника на обучение недостаточно . Необходим документ, в котором будут зафиксированы ваши с работником договоренности об оплате его обучения и отработке. Это можно сделать:
(или) в трудовом договоре ;
(или) в соглашении об обучении ;
(или) в ученическом договоре . Но его могут заключать только работодатели-организации.
Далее любой из указанных договоров мы будем называть соглашением об обучении.
Вид налога/ |
Порядок учета расходов на обучение |
Плата за обучение |
|
Налог на |
Учитывается в прочих расходах: |
НДФЛ |
Не облагается, если обучение проводится: |
Страховые |
Не облагается при любых формах и видах обучения . Но |
Сопутствующие обучению расходы |
|
Налог на |
Списываются по соответствующим статьям налоговых расходов — |
НДФЛ |
Действуют общие правила, в частности: |
Страховые |
Судебная практика по взысканию с работника расходов на обучение не единообразна, поэтому спорные условия включайте в соглашение по своему усмотрению. Шанс отстоять свою правоту в суде есть.
И еще. На условиях последующей отработки можно также оплачивать обучение лиц, не являющихся работниками . И если они по окончании учебы не приступят к работе и не отработают оговоренный срок, то с них тоже можно взыскать расходы на обучение.
Особенности компенсации работником расходов на его обучение
Взыскание с работника расходов за полученную им ранее образовательную услугу возможно лишь в том случае, если он расторгает трудовой договор без уважительной причины. Это правило установлено в статьях 207 и 249 ТК РФ. Но в нормативно-правовых актах не уточняются причины, которые можно считать уважительными, а потому такие нюансы определяет практика судебных органов. Уважительными причинами для прекращения сотрудничества считаются:
- В мире вспоминают жертв терактов 11 сентября
- 18-летняя минчанка Дарья Гончаревич стала новой мисс Беларусь
- Можно ли выехать за границу наземным транспортом чаще трех раз в месяц?
- Сборная Беларуси по пляжному футболу впервые вышла в финал Евролиги
- Можно ли развестись, если ребенку не исполнилось 3-х лет?
Поступление на целевое обучение состоит из двух этапов: заключение целевого договора и само поступление в вуз. Вы должны соответствовать критериям организации, чтобы заключить договор, и критериям вуза — например, иметь необходимый набор предметов и количество баллов. Каких-то особенных требований к будущим целевикам нет.
Для начала следует определить, что значит целевое направление, и как им пользоваться на деле.
Целевое направление можно получить от руководителя предприятия или госучреждения новым сотрудникам или потенциальным работникам.
Для обучения в образовательном учреждении руководство специально выделяет несколько бюджетных мест, на которые будут зачисляться только граждане с наличием соответствующих документов.
В результате получается, что представленные возможности решают сразу две задачи:
[2]
- Руководитель получает знания нового сотрудника, который обучается за счет предприятия. Вследствие оплаченного обучения, сотрудника нанимают на работу – он должен «отработать» полученное материальное обеспечение, но это не сказывается на заработной плате.
- Абитуриенту обеспечивается поступление в ВУЗ, знания и диплом которого он может применить в дальнейшем и после отработанного периода. Эти преимущества скажутся на последующей карьере.
Основные положения о целевом направлении в ВУЗ прописаны в следующих документах:
Целевое направление в ВУЗы имеет свои преимущества и недостатки, которые следует рассмотреть для точного принятия решения.
Представленная процедура имеет следующие преимущества:
- Обеспечивается поступление в ВУЗ с учетом 1,5-2 человека на место курса – это дает высокие шансы.
- Все поступление основывается на сдаче результатов ЕГЭ и их последующего конкурсного отбора.
- Если и проводятся дополнительные вступительные испытания, то в большинстве случаев – это целевые назначения с претендентами до 2 человек на место.
- Целевое направление в ВУЗы – это только бесплатное обучение. В зависимости от руководителя предприятия, который обеспечивает студента возможностями обучения, могут быть предоставлены стипендии и жилье, если абитуриент иногородний.
- Сразу после окончания обучения выпускник снабжен работой – ему не придется длительное время искать работу по специальности, что сложно без наличия опыта. Во время «отработки» на предприятии, можно получить опыт в практикующей деятельности и в дальнейшем найти себе работу с более высокой оплатой.
Несмотря на многочисленные преимущества, здесь можно выделить и недостатки:
- Основным выделяют отказ выпускников от дальнейшего трудоустройства на предприятии, поскольку зачастую это непрезентабельные места и с низкой заработной платой.
- Более того, новых специалистов зачастую отправляют в сельскую местность, что происходит посредством участия в федеральной программе обучения новых специалистов.