Санпин для учреждений дополнительного образования с изменениями на 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санпин для учреждений дополнительного образования с изменениями на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
1. Настоящие санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее — хозяйствующие субъекты).
2. Абзацы второй — пятый пункта 75 Санитарных правил применяются в целях ежегодной оценки обеспеченности населения качественной питьевой водой и не подлежат проверке при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Новые требования к детскому питанию
3. На территориях городских и сельских поселений (далее — населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами1 должны быть обустроены2 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее — ТКО)3 или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее — контейнерные площадки) и (или) специальные площадки4 для накопления крупногабаритных отходов (далее — специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее — заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров5) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
4. Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи6 должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 25 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах — не менее 10 метров, в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.
5. Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления7.
6. Количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО8.
На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 — для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО.
7. В случае раздельного накопления9 отходов на контейнерной площадке их владельцем должны быть предусмотрены контейнеры для каждого вида отходов или группы однородных отходов, исключающие смешивание различных видов отходов или групп отходов, либо групп однородных отходов.
8. Владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции10 и дератизации11 контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.
Не допускается промывка контейнеров и (или) бункеров на контейнерных площадках.
9. При накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
10. Контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
11. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
плюс 5°C и выше — не более 1 суток;
плюс 4°С и ниже — не более 3 суток.
В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки12.
12. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов на контейнерных площадках не допускается.
13. Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию КГО, обеспечивает вывоз КГО по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4°С и ниже, а при температуре плюс 5°C и выше — не реже 1 раза в 7 суток.
75. Качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены:
превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям;
превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год;
превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.
76. При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность34, хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:
выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;
отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
77. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 523) и приложениями № 2 — № 4 к Санитарным правилам.
78. Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о35:
возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения;
каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим — превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».
Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.
79. Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям36, приведенным в приложении № 2 к Санитарным правилам.
80. Хозяйствующие субъекты, обеспечивающие эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой и горячей водой, должны проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания37.
81. Не допускается наличие в питьевой воде посторонних включений и поверхностной пленки.
82. При вводе в эксплуатацию вновь построенных, реконструируемых систем водоснабжения, а также после устранения аварийных ситуаций хозяйствующими субъектами, обеспечивающими эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой и горячей водой, должна проводиться их промывка и дезинфекция с обязательным лабораторным контролем качества и безопасности питьевой и горячей воды.
83. Промывка и дезинфекция сети считается законченной при соответствии качества воды сети гигиеническим нормативам.
84. Температура горячей воды в местах водоразбора централизованной системы горячего водоснабжения должна быть не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С.
85. Выбор места расположения водозаборных сооружений источников нецентрализованного водоснабжения населения должен осуществляться водопользователем на основании геологических и гидрогеологических данных, а также результатов обследования близлежащей территории с учетом наличия возможных источников микробного или химического загрязнения воды.
Водозаборные сооружения нецентрализованного водоснабжения необходимо размещать на удаленном, не менее чем на 50 метров выше по потоку грунтовых вод от источников загрязнения, месте.
Роспотребнадзора от 22.07.2021 N 02/14750-2021-24
148. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие санитарную обработку лиц без определенного места жительства и их вещей, должны проводить производственный контроль.
149. Размещение санпропускников в жилых и общественных зданиях, а также на расстоянии менее 50 метров от территории жилых домов запрещено.
Допускается размещение санпропускников для обработки лиц без определенного места жительства при медицинских организациях при соблюдении требований, предъявляемых к медицинским организациям47.
150. Структура, планировка и оборудование помещений должны исключать возможность пересечения лиц, одежды, материалов, прошедших и не прошедших санитарную обработку, а также потоков лиц, неимеющих инфекционных заболеваний, с лицами, имеющими инфекционные заболевания или подозрения на инфекционные заболевания.
Санпропускники должны иметь две зоны, изолированные друг от друга.
151. В санпропускниках должны быть:
туалеты (раздельные для посетителей и персонала);
раздевалки;
душевая;
комната личной гигиены женщин;
кладовые чистого и грязного белья;
помещение для дезинфекции одежды и обуви;
постирочная;
хозяйственные помещения;
помещения для персонала.
152. В кладовых для хранения грязного белья должны быть оборудованы раковины, оборудование для обеззараживания воздуха.
В случае хранения грязного белья более суток должна быть предусмотрена возможность сушки этого белья.
153. Санпропускники должны быть оборудованы системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения.
На случай выхода из строя или проведения профилактического ремонта системы горячего водоснабжения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение.
154. Допустимые параметры микроклимата и качество атмосферного воздуха помещений должны соответствовать гигиеническим нормативам.
155. Уровни физических факторов в санпропускниках должны соответствовать гигиеническим нормативам.
156. Соблюдение дезинфекционного, противоэпидемического режима при эксплуатации санпропускников осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Текущая уборка помещений должна проводиться ежедневно.
Генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств должна проводиться не реже одного раза в неделю.
Дератизация и дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц.
267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.
268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.
269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.
При возникновении эпизоотий хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.
270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.
Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.
К сведению: под горячим питанием понимается здоровое питание, которым предусматривается наличие горячих первого и второго блюд или второго блюда в зависимости от приема пищи, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.
Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.
Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):
-
горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;
-
готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.
В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:
-
среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);
-
требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);
-
суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);
-
количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).
Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:
а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;
б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;
в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;
г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.
СанПиН — 2021: что изменилось для общепита
Среди новшеств в организации детского питания следует выделить особенности, установленные для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Согласно п. 8.2.1 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 для таких детей в организованных детских коллективах должны соблюдаться следующие требования:
1) должно быть организовано лечебное и диетическое питание в соответствии с представленными родителями (законными представителями ребенка) назначениями лечащего врача. При этом индивидуальное меню должно быть разработано специалистом-диетологом с учетом заболевания ребенка (по назначениям лечащего врача);
2) выдача детям рационов питания должна осуществляться в соответствии с утвержденными индивидуальными меню, под контролем ответственных лиц, назначенных в организации;
3) допускается употребление детьми готовых домашних блюд, предоставленных родителями детей, в обеденном зале или специально отведенных помещениях (местах), оборудованных столами и стульями, холодильником (в зависимости от количества питающихся в данной форме детей) для временного хранения готовых блюд и пищевой продукции, микроволновыми печами для разогрева блюд, если обеспечены условия для мытья рук. Данная возможность предусмотрена в любых организациях, осуществляющих питание детей. Введение такой нормы позволяет закрыть наболевший вопрос о возможности использования домашней еды, к примеру, детьми-аллергиками, в обычных образовательных учреждениях, которые не имеют возможности обеспечить питание таких детей по индивидуальному меню.
В соответствии с п. 8.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 питьевой режим в детских организациях, а также при проведении массовых мероприятий с участием детей должен соблюдаться таким образом:
1) должно осуществляться обеспечение питьевой водой, отвечающей обязательным требованиям (Технический регламент Таможенного союза (ТР ЕАЭС 044/2017), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.06.2017 № 45);
2) питьевой режим должен быть организован посредством:
а) установки стационарных питьевых фонтанчиков. При этом чаша фонтанчика должна ежедневно обрабатываться с применением моющих и дезинфицирующих средств;
б) установки устройств для выдачи воды (например, кулеров);
в) выдачи упакованной питьевой воды. Упакованная (бутилированная) питьевая вода допускается к выдаче детям при наличии документов, подтверждающих ее происхождение, безопасность и качество, соответствие упакованной питьевой воды обязательным требованиям;
г) использования кипяченой питьевой воды. Организация питьевого режима с использованием кипяченой питьевой воды допускается при условии соблюдения следующих требований:
-
кипятить воду нужно не менее 5 минут;
-
до раздачи детям кипяченая вода должна быть охлаждена до комнатной температуры непосредственно в емкости, где она кипятилась;
-
смену воды в емкости для ее раздачи необходимо проводить не реже чем через 3 часа. Перед сменой кипяченой воды емкость должна полностью освобождаться от остатков воды, промываться в соответствии с инструкцией по правилам мытья кухонной посуды, ополаскиваться. Время смены кипяченой воды должно отмечаться в графике, ведение которого осуществляется организацией в произвольной форме.
При организации питьевого режима с использованием упакованной питьевой воды промышленного производства, установок с дозированным розливом упакованной питьевой воды (кулеров), кипяченой воды должно быть обеспечено наличие посуды из расчета количества обслуживаемых (списочного состава), изготовленной из материалов, предназначенных для контакта с пищевой продукцией, а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной посуды; контейнеров – для сбора использованной посуды одноразового применения (п. 8.4.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Кулеры должны размещаться в местах, не подвергающихся попаданию прямых солнечных лучей. Кулеры должны подвергаться мойке с периодичностью, предусмотренной инструкцией по эксплуатации, но не реже одного раза в семь дней. Мойка кулера с применением дезинфекционного средства должна проводиться не реже одного раза в три месяца (п. 8.4.4 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
К сведению: более подробные рекомендации к мойке и санитарной обработке ручных помп и кулеров приведены в приложении 2 к МР 2.3.6.0233-21.
При проведении массовых мероприятий длительностью более 2 часов каждый ребенок должен быть обеспечен дополнительно бутилированной питьевой (негазированной) водой промышленного производства, дневной запас которой во время мероприятия должен составлять не менее 1,5 литра на одного ребенка (п. 8.4.6 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
В новых СанПиН 2.3/2.4.3590-20 отдельно выделены требования к организации питания в детских лагерях палаточного типа, при проведении детских туристических походов и иных массовых мероприятий в природных условиях (п. 8.7). В частности, установлено:
1) должны быть выделены зоны для хранения пищевой продукции, приготовления и приема пищи, сбора и хранения отходов, соблюдения правил личной гигиены;
2) независимо от формы питания на территории детского лагеря палаточного типа должна выделяться кухонная зона. Кухонная зона должна включать место для хранения, приготовления пищи, костровое место или полевую кухню, место для приема пищи, место для мытья рук. Места для приготовления и приема пищи должны быть оборудованы под навесом или в каркасной палатке для защиты от атмосферных осадков и пыли;
3) в детских лагерях палаточного типа суточные пробы от всех приготовленных блюд и кулинарных изделий должны оставляться на хранение на 48 часов в холодильнике/в специально отведенном в холодильнике месте при температуре от +2 °C до +6 °C;
4) пищу необходимо готовить на каждый прием и реализовать не позднее 2 часов с момента ее приготовления. Подогрев готовых блюд не допускается;
5) количество комплектов столовой и чайной посуды, столовых приборов должно обеспечивать одновременное питание всех участников массовых мероприятий (при раздельном приготовлении пищи по группам – одновременное питание всех членов группы);
6) дети могут быть допущены к дежурству по кухне, в том числе к отдельным видам работ по подготовке пищевой продукции (чистке и резке сырых овощей, нарезке хлеба), к сервировке и уборке столов, мытью посуды под присмотром взрослых. Во время дежурства на кухне дети и взрослые должны работать в фартуках и головных уборах (косынках, шапочках).
* * *
Новые санитарные правила к организации общественного питания (СанПиН 2.3/2.4.3590-20) приняты в рамках реализации поставленной Президентом РФ цели сохранения здоровья нации, определенной Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и федеральным проектом «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» национального проекта «Демография», а также поручений Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих установление с 1 января 2021 года актуализированных обязательных требований.
При разработке таких правил учтен принцип укрупнения и кодификации требований, что привело к их сокращению в 5 раз, по сравнению с ранее действовавшими профильными СанПиН, при неизменном сохранении обязательных для предотвращения риска для жизни и здоровья санитарно-эпидемиологических требований.
Новые СанПиН разработаны с учетом риск-ориентированного подхода, новейших технологий и современных видов упаковки и сырья, используемых предприятиями общественного питания в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции общественного питания, исключено дублирование требований других нормативных документов.
Особое место в новом документе занимают требования к организации детского питания. Им посвящена самая объемная гл. VIII санитарных правил.
В целях реализации новых СанПиН Роспотребнадзор утвердил методические рекомендации к организации общественного питания населения (МР 2.3.6.0233-21).
Помимо указанных документов, при организации питания детей образовательным учреждениям также следует учитывать:
-
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20) (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
-
Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций (МР 2.4.0179-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020);
-
Методические рекомендации в части родительского контроля за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях (МР 2.4.0180-20) (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 18.05.2020).
В основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов.
СанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов.
К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса.
В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые.
Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день.
Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке.
К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах.
Общепиту нельзя использовать ртутные термометры.
К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам.
По сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления.
Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП:
1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами.
Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения.
2. Определение критических точек контроля.
Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность.
3. Определение критических пределов для контрольных точек.
Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля.
4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля.
Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках.
5. Формулировка корректирующих действий.
Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля.
6. Ведение и учет документации.
Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные.
7. Внедрение процедур проверки документов.
Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий.
Изучаем новый СанПиН 3.3686-21
Новый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления.
- Допускается наличие одного туалета для посетителей и персонала. Но при этом вход у него должен быть изолирован от производственных и складских помещений.
- Возможно хранение сырой и готовой продукции в одном холодильнике. Но есть условие: она должна находиться в закрытых контейнерах.
Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности.
В актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее.
С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс.
Ко всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний.
До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах.
В новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии.
Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как:
- мытье посуды (исчезло требование к наличию инструкции по мытью);
- высота стеллажей для хранения посуды (ранее была определена минимальная высота — 0,5 м от пола);
- обработка яиц и овощей (если ранее указывались конкретные требования, то сейчас их нет);
- использование губок (ранее их нельзя было использовать в принципе, с 1 января запрет перестал действовать, но бизнесу нужно позаботиться о смене губок, чтобы в них не скапливались бактерии);
- использование алюминиевой посуды (ранее ее разрешали использовать только для временного хранения);
- периодичность генеральных уборок (если ранее это нужно было делать как минимум раз в месяц, то сейчас бизнес сам определяет, как часто проводить тщательную уборку);
- использование моечных ванн (из правил убрали требования к их количеству, но при этом важно, чтобы столовая, кухонная посуда и подносы для посетителей мылись отдельно);
- организация кондитерского цеха (из новых правил убрали подробный раздел о кондитерских цехах);
- работа при отключении водоснабжения (ранее в таком случае нужно было закрыть заведение, сейчас бизнес принимает решение в зависимости от обстоятельств и с учетом возможности соблюдения требований по безопасности пищевой продукции);
- хранение чистой посуды (ранее были требования хранить ее в перевернутом виде и на перфорированных стеллажах).
Дата | Название семинара | Время | Стоимость |
---|---|---|---|
ЗАПИСЬ эфира от 10 февраля 2021 года | ВЕБИНАР! Упрощенная система налогообложения в 2020 — 2021 году. Главные правила работы туристской организации | 3 часа | 500 руб. |
запись вебинара | ВЕБИНАР: Перенос и возврат денежных средств: турпродукт, гостиницы, авиабилеты | 1 час 35 минут | 500 руб. |
запись вебинара | ВЕБИНАР: Форс-мажор в туризме в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Освобождение от ответственности и последствия расторжения договоров. Меры государственной поддержки | 1 час 41 минута | 500 руб. |
запись вебинара | ВЕБИНАР: Юридические особенности организации проектов экотуризма на особо охраняемых природных территориях | 90 минут | |
открытая дата | Юридическая безопасность турагента (мастер-тренинг Георгия Мохова) | 11:00-15:00 | 4 500 руб. |
открытая дата | ТУРБИЗНЕС: защита персональных данных | 15:00 — 18:00 | 4 000 руб. |
по запросу | РЕГИОНАМ! ВЕБИНАРЫ и ВЫЕЗДНЫЕ СЕМИНАРЫ |
Санитарные правила для школ: что изменится в 2021 году
- Юридический отдел
- Услуги регистрации
- Финансовый аудит. Бухучет
- Услуги для турбизнеса
- Классификация гостиниц
- Загранпаспорта
- Продажа/ Покупка турфирм
- Обучение. Консалтинг
Санитарно-эпидемиологические институты проводят постоянную работу с целью улучшения функционирования дошкольных образовательных учреждений. И такие мероприятия направлены на повышение безопасности детей, а также улучшение процесса обучения и развития малышей. В связи с чем действующая редакция СанПин поддается постоянным изменениям.
Таблица № 1 «Основные правки, вступившие в силу СанПин для детских садов в 2021 году»
До | После |
---|---|
Запрет на проветривание помещений в присутствии детей | Разрешается одностороннее открытие окон, если в группе находятся воспитанники, но только в жаркую и безветренную погоду |
Отсутствие распределения по годам детей объем потребляемой пищи | Увеличение числа потребляемых блюд и установление нор пищевой ценности для каждой возрастной категории |
Строгая фиксация температурного режима: 19 – в спальной, 22 – в игровой | Увеличение предельных показателей |
Вопросам питания малышей в детских садах отводится особое внимание, поскольку продукты являются одной из основных причин распространения инфекционных болезней. Так, на образовательное учреждение в 2021 году возлагаются такие обязанности:
- выбор надежного поставщика;
- соблюдение правил доставки;
- контроль за разгрузкой и качеством упаковки продуктов;
- выполнение нормативов хранения пищевого сырья;
- следование рецептурам приготовления блюд.
В СанПин 2021 года строго прописаны нормативы, по которым отбираются земельные участки для возведения дошкольного образовательного учреждения. К основным из них относятся:
- расположение в пределах жилого комплекса или спального района;
- отсутствие промышленных предприятий поблизости;
- уровень шума не должен превышать норму;
- измерение загрязнения атмосферного воздуха;
- возможность естественного освещения площадок для игр на свежем воздухе.
Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы
Контроль за формированием комфортных условий для отдыха и развития детей ложится на плечи воспитателей, которые должны следить за надлежащим проведением уборок и подготовкой игровых и спальных к приему детей. Так, кроме соблюдения температурного режима, обязательно контролировать влажность воздуха и проветривание помещений.
По СанПин проветриванию подлежат все комнаты, в которых играют, занимаются или отдыхают малыши. И проводится процедура согласно таким нормам:
- минимум два раза в день по максимум 30 минут с формированием сквозняка, но при отсутствии детей;
- заканчивается за полчаса до прихода воспитанников;
- одностороннее в присутствии малышей и только в жаркую, сухую погоду.
Влажность воздуха в комнатах детского сада по СанПин в 2021 году не должна подниматься выше 60% и не может быть ниже 40. Что касается температуры, то допускаются такие граничные показатели:
- игровая в пределах 21-24, самая оптимальная – 24 градуса;
- спальная варьируется в рамках 18-22, но лучше всего – 22.
Детский сад – это первая ступень ко всестороннему развитию ребенка, поэтому очень важно организовать верный подход к воспитанию малышей. Так, согласно установленным правилам СанПин в 2021 году, распорядок дня в дошкольном образовательном учреждении должен содержать такие мероприятия:
- зарядку в помещении группы (должна проводиться минимум два раза и длительность упражнений зависит от возраста малышей и должна варьироваться в пределах 5-15 минут);
- физические нагрузки на свежем воздухе (что также включает активные спортивные игры);
- ролевые игры в группах, требующие активного участия;
- плаванье (если в детском саду имеются бассейны);
- обучающие занятия (длительность одного блока развивающих занятий не должна превышать десять минут и должна сменяться другими видами деятельности);
- физкультминутки (включают несколько простых упражнения).
Что касается обучающих уроков, то они включают в себя:
- знакомство с цифрами и буквами;
- художественные занятия;
- музыка и хореография;
- лепка из пластилина;
- изготовление поделок из естественных материалов;
- развитие логики и памяти.
От педагога требуется уметь правильно распределить все виды занятости, чтобы равноценно уделить внимание всем видам активности.
Соблюдение порядка в группах – одно из главных направлений, за которым осуществляет надзор санитарно-эпидемиологическая служба в 2021 году в детских садах, особенно в период широкого распространения разных инфекций. Так, в качестве моющего средства используется мыльно-содовый раствор, если необходимо дополнительно обеспечить дезинфекцию. Допускается использование моющих средств, но только таковых, что не несут вред для здоровья.
Чаще всего, для уборки и стирки игрушек используется детское мыло. Оно применяется:
- для мытья полов;
- при очистке дверных ручек, столов и стульчиков;
- во время мытья окон;
- в случаях стирки белья и игрушек.
Кроме того, используются воздушные и моющие пылесосы для очистки ковровых покрытий, матрасов и подушек.
Кроме перечисленных требований, САНПИН устанавливает предельно допустимую нагрузку на учеников.
СанПиН детализирует и общий допустимый объем нагрузки на каждого школьника в течение одного дня.
- для учащихся первых классов – 4 урока каждые 4 дня, и 5 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 2-4-х классов – 5 уроков каждые 4 дня, и 6 уроков – 1 день (за счет урока физкультуры);
- для учащихся 5-7-х классов – не более семи уроков ежедневно;
- для учащихся 8-11-х классов – не более восьми уроков ежедневно.
Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
Особое внимание в правилах уделяется занятиям за компьютерами с жидкокристаллическими мониторами. Такие занятия не должны превышать 20 минут в 1-2-х классах, 25 минут – в 3-4-х классах, 30 минут – в 5-6 классах, 35 минут – в 7-11 классах.
В начале 2021 года были внесены изменения в СанПин для школы
- на школьных территориях должны быть предусмотрены места для стоянки транспорта, который перевозит учеников;
- если школа состоит из нескольких строений, они должны быть сообщены между собой и оснащены отопительной системой;
- не допускается установка уличных туалетов для учеников, если нет централизованной канализации (в этом случае следует предусмотреть внутреннюю канализацию).
- количество учеников зависит от площади, которая приходится на каждого ребенка;
- документ определяет количество уроков для каждой возрастной группы, таким образом расписание уроков должно составляться согласно нормативам (например, для первого класса не должно быть более четырех уроков ежедневно, к последнему классу их может быть 7-8);
- учебный год первоклассников может включать дополнительные каникулы;
- учителя должны раз в два года проходить переподготовку, а после этого аттестацию.
Школа должна быть безопасным и продуктивным учреждением, которое дает полноценные знания обучающимся. Изменения, вносимые в СанПин, должны совершенствовать требования, которые были установлены более ранними законодательными документами.
Неодинакова умственная работоспособность обучающихся в разные дни учебной недели. Ее уровень нарастает к середине недели и остается низким в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели.
Предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день.
При составлении расписания уроков для обучающихся начальных, средних и старших классов необходимо пользоваться таблицами 1-3, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
При правильно составленном расписании уроков наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов должно приходиться на вторник и (или) среду.
39. Помещения в учреждениях должны иметь естественное освещение.
Естественное освещение допускается не предусматривать в помещениях учреждений согласно приложению 7.
40. Направление основного светового потока естественного освещения в учебных помещениях (помещениях для занятий) должно быть левостороннее.
Верхнее или верхнее и боковое естественное освещение допускается предусматривать для рекреаций, холлов, лекционных аудиторий, спортивных и танцевальных залов, ванн плавательных бассейнов.
В лекционных аудиториях на 200 и более мест необходимо предусматривать двустороннее расположение светопроемов.
При глубине учебных помещений более 6 м от окон при естественном боковом левостороннем освещении должно предусматриваться устройство правостороннего подсвета.
41. В учреждениях в учебных помещениях (помещениях для занятий) окна не должны быть затенены цветами, декоративными шторами, мебелью.
Поверхность интерьера учебных помещений должна быть матовая светлых тонов, потолки должны быть белые.
Учебные, жилые, спальные и другие помещения при необходимости должны оборудоваться регулируемыми солнцезащитными устройствами.
При использовании интерактивной доски должно быть предусмотрено затемнение окна (окон).
42. Все помещения учреждений должны иметь равномерное искусственное освещение.
Организация световой среды, уровни естественной и искусственной освещенности основных помещений учреждений должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам.
При трудовом (производственном) обучении (практике) и в лабораториях при выполнении точных работ применяется система комбинированного (общего и местного) искусственного освещения рабочих мест. Уровень освещенности рабочих мест должен обеспечиваться в соответствии с характером и точностью (разрядом) проводимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.
В пасмурные дни искусственным освещением в учреждениях необходимо пользоваться в течение всего рабочего дня.
43. В учебных помещениях в качестве электросветильников должны использоваться преимущественно люминесцентные лампы с электронной пускорегулирующей аппаратурой, предусматриваться дополнительное освещение классной доски с размещением над доской либо на потолке.
Неисправные и перегоревшие газоразрядные лампы должны своевременно заменяться, собираться в контейнер в специально выделенном помещении для дальнейшей отправки на утилизацию.
44. В учреждениях должны использоваться строительные, в том числе отделочные, материалы, мебель (детская, ученическая, бытовая и другая), наглядные и учебные пособия, игры и игрушки, электронные средства обучения, медицинская техника и изделия медицинского назначения, электросветильники, моющие средства и средства дезинфекции, произведенные в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и разрешенные к применению законодательством.
45. В учреждениях размеры, конструкция детской, ученической, бытовой мебели должны соответствовать функциональным ростовым параметрам обучающихся и установленным стандартам.
Стулья должны устанавливаться в комплекте со столами одного размера. Использование вместо стульев табуреток и скамеек запрещается.
Ученическая мебель для учащихся 1-ГУ классов по мере износа должна заменяться на парты.
Мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории в учреждениях должны оснащаться в соответствии с реализуемыми образовательными программами и требованиями технологического процесса.
Химические лаборатории должны быть оборудованы вытяжными шкафами в соответствии с требованиями к шкафам демонстрационным и лабораторным вытяжным.
Основные размеры столов и стульев детских и ученических, кроватей, требования к расстановке детской и ученической мебели, производственного оборудования в мастерских, производственных (учебно-производственных) мастерских установлены согласно приложению 8.
46. В учреждениях мастерские, производственные (учебно-производственные) мастерские и лаборатории должны обеспечиваться средствами индивидуальной защиты и страховочными средствами с учетом вида деятельности, профиля осваиваемой специальности, моющими средствами и средствами для защиты и очищения кожи, аптечками первой помощи универсальными, перечень вложений в которые определяется Министерством здравоохранения.
47. В учреждениях:
- кровати должны использоваться с твердым ложем;
- для детей в возрасте до 3 лет и для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата ложе кроватей должно быть ограждено с четырех сторон, использование двухъярусных кроватей запрещается;
- для детей в возрасте от 3 до 17 лет, за исключением учреждений для детей с круглосуточным пребыванием детей на протяжении более 6 месяцев, допускается использование двухъярусных кроватей (в которых второй ярус должен быть огражден на высоту не менее 30 см и расстояние между ярусами должно обеспечивать возможность сидения на первом ярусе с прямой спиной), пристенных кроватей-трансформеров двухъярусных или ленточных, трехуровневых кроватей из комплекта мебели для групп продленного дня;
- кровати должны расставляться так, чтобы постельные принадлежности и постельное белье стоящих рядом кроватей не соприкасались.
В местах проживания обучающихся для каждого проживающего должны предусматриваться кровать, тумбочка и стул, шкаф (место в шкафу) для хранения личных вещей, одежды и обуви, стол (рабочее место).
48. Требования к кабинетам учебно-вычислительной техники в учреждениях, режиму работы с электронными средствами обучения установлены согласно приложению 9.
49. В учреждениях для детей старше 6 лет и взрослых допускается организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа при соблюдении следующих требований:
на каждое радиоэлектронное средство широкополосного беспроводного доступа с эквивалентной изотропной излучаемой мощностью более 100 мВт, имеющее внешнюю антенну, установленную вне зданий и сооружений, в соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями к электромагнитным излучениям радиочастотного диапазона должен оформляться санитарный паспорт;
радиоэлектронные средства широкополосного беспроводного доступа должны размещаться вне учебных помещений на высоте не менее 2,4 м;
сеть передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа должна использоваться обучающимися только для реализации образовательных программ.
50. В учреждениях дошкольного образования, специальных дошкольных учреждениях организация локальной сети передачи данных с использованием радиоэлектронных средств широкополосного беспроводного доступа в образовательных целях запрещается.
61. Образовательный процесс в учреждениях для детей, учреждениях высшего образования должен осуществляться в соответствии с типовыми учебными планами, утвержденными в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании, при их соответствии санитарно-эпидемиологическому законодательству.
Образовательный процесс в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, за исключением детских школ искусств, в учреждениях дополнительного образования взрослых должен осуществляться в соответствии с учебными планами (программами), разработанными и утвержденными в установленном законодательством порядке.
Образовательный процесс и воспитание в учреждениях должны быть организованы с учетом необходимости:
- сохранения здоровья обучающихся, поддержания их работоспособности в течение учебного дня, недели, учебного года, обеспечения требуемой двигательной активности;
- обеспечения продолжительности прогулок, дневного и ночного сна в учреждениях для детей.
62. В учреждениях высшего образования обязательная недельная учебная нагрузка (в режиме шестидневной или пятидневной учебной недели) для студентов первого и второго курсов должна быть не более 40 учебных часов без учета учебных часов, предусмотренных учебными планами для самостоятельной работы.
63. В учреждениях для детей:
- продолжительность обязательных компонентов режима дня детей в учреждениях с круглосуточным пребыванием предусматривается согласно приложению 11;
- продолжительность пребывания детей на открытом воздухе в учреждениях с круглосуточным пребыванием должна быть увеличена во время каникул на 1,5-2 часа;
- отдельные учебные занятия (занятия), кроме учебных занятий (занятий) по физической культуре, допускается проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 °С;
- руководитель (иное должностное лицо) учреждения должен принимать решение о сокращении длительности (или запрещении) прогулок для детей на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях (дождь, сильный ветер) и чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при скорости движения воздуха более 3 м/с и температуре атмосферного воздуха -15 °С и ниже — для детей в возрасте до 3 лет, -18 °С и ниже — для детей в возрасте от 3 до 7 лет, -22 °С и ниже — для детей в возрасте от 7 лет;
- во время прогулки должны быть обеспечены двигательная активность детей, соответствующие погодным условиям одежда и обувь.
Местными исполнительными и распорядительными органами должно приниматься решение о временном приостановлении образовательного процесса в учреждениях общего среднего и специального образования при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера или температуре атмосферного воздуха в 7.00-25 °С и ниже при скорости движения воздуха более 3 м/с.
Решение о сокращении (запрещении) прогулок или учебных занятий может приниматься при более высоких температурах атмосферного воздуха, чем указано в настоящем пункте, но при сильном ветре.
64. Требования к режиму учебных занятий (занятий) в учреждениях установлены согласно приложению 12.
65. Допускается объединять, за исключением учебных занятий по учебным предметам (учебным дисциплинам) «Физическая культура» и «Физическая культура и здоровье», учебные занятия:
- по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях профессионально-технического, среднего специального образования, в учреждениях для взрослых;
- по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в учреждениях при проведении контрольных и лабораторных работ, практических работ (занятий), курсовых проектов (курсовых работ), зачетов (дифференцированных зачетов) и экзаменов;
- по учебному предмету «Трудовое обучение», кроме Г-ГУ классов, в учреждениях общего среднего, специального образования на уровне общего среднего образования;
- по отдельным учебным предметам в виде сдвоенных уроков, изучаемых на повышенном уровне в VШ-ГX классах учреждений общего среднего образования;
- по одному учебному предмету в виде сдвоенных уроков в Х-ХГ (XII) классах учреждений общего среднего образования, в которых отдельные учебные предметы изучаются на повышенном уровне.
Допускается объединять два учебных занятия по учебным предметам (учебным дисциплинам) «Физическая культура» и «Физическая культура и здоровье» при получении:
- высшего образования;
- среднего специального образования — на основе профессионально-технического образования;
- среднего специального и профессионально-технического образования — на основе общего среднего образования, общего базового образования на III и IV курсах.
В остальных случаях в учреждениях для детей допускается объединять два учебных занятия по учебному предмету (учебной дисциплине) «Физическая культура и здоровье» только при проведении учебных занятий по лыжной подготовке.
66. Обучающимся учреждений дошкольного образования, I классов, при нахождении в санаторно-курортных организациях, на стационарном лечении в организациях здравоохранения домашние задания задаваться не должны.
67. Контрольные работы (за исключением учреждений для взрослых), курсовые проекты (курсовые работы), зачеты (дифференцированные зачеты) и экзамены в учреждениях должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным руководителем учреждения (заместителем руководителя по учебной работе) не более чем по одному учебному предмету (учебной дисциплине) в день в одном классе (учебной группе).
Санпины для дополнительного образования 2021
17 авг | Трехстороннее соглашение подписано. |
17 авг | Аркаим 2021 |
4 авг | Проверка готовности |
14 июня | Завершился турслёт |
2 июня | Гордимся победами наших коллег! |
25 мая | Слёт единомышленников |
15 мая | Талкас не обманул ожиданий |
Для обеспечения каждому ребенку соответствующих условий ухода и обучения существуют специальные правила, которые должны соблюдать все образовательные учреждения. Эти требования устанавливаются санитарно-эпидемиологическими институтами и имеют название СанПин.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
СанПин время от времени придается изменениям и дополняется. Последний раз документ корректировался еще в 2016 году.
Описанные в документе требования обязательны для выполнения не только для государственных, но и для частных образовательных учреждений. С их учетом разрабатывается нормативная и другая документация, которая потом требует согласования в высших инстанциях.
В законодательстве присутствует очень много нормативных актов, призванием которых является защита прав человека. Среди таких документов и санитарно-эпидемиологические нормы. Свод правил СанПин создан для того, чтобы защитить человека и природу вокруг него от разного рода инфекций.
СанПин для дополнительного образования с изменениями в 2019 году обеспечивает безопасность в работе учреждений. Выполнение санитарных норм контролируют соответствующие организации.
Они обращают внимание на такие факторы:
- безопасность на производстве;
- деятельность учреждений, работы которых связана с выбросами в атмосферу вредных веществ;
- качество питьевой воды и чистота воздуха;
- ограничение вредности употребляемых продуктов;
- каким образом происходит организация работы в образовательных и лечебных заведениях.
Это только небольшая выписка из правил. СанПин содержит намного больше норм, так как касается очень многих сфер деятельности человека.
Новые санитарные нормы вступили в силу во второй половине 2014 года. С этого времени старые правила утратили свое действие. Организация режима проведения учебной деятельности в учреждениях дополнительного образования контролируется СанПин 2.4.4.3172-14.
Эти правила и нормы касаются всех образовательных учреждений, которые предоставляют услуги по обучению на основании специальных образовательных программ. Это дополнительные программы для общего развития или же предпрофессиональные курсы.
Исполнение санитарных правил является обязательным для всех без исключения граждан, ИП и юридических лиц, если их деятельность связана с созданием проекта, строительством, ремонтом или использованием зданий, в которых происходит деятельность дополнительных образовательных учреждений.
Ответственным за соблюдение санитарных норм в учреждении является его непосредственный руководитель.
Он должен брать на себя такие обязанности:
- присутствие в учреждении правил СанПин и сообщение их сути всеем сотрудникам организации;
- составление внутренних документов в соответствии с санитарными нормами;
- исполнение всех требований СанПин сотрудниками учреждения;
- создание условий, которые необходимы для выполнения санитарных требований сотрудниками;
- заключение трудового контракта с теми лицами, которые прошли медицинское обследование и допущены к выполнению того или иного вида деятельности;
- каждый сотрудник организации имеет медицинскую книжку и периодически проходит медицинское обследование;
- проводить мероприятия по дезинфекции помещений.
С каждым годом создается все больше современных методик преподавания, что требует формирования новых санитарных норм и правил.
Санитарные нормы устанавливают требования по обустройству и организации режима работы образовательных учреждений, в том числе тех, где обучаются дети с ограниченными возможностями. Такие правила действуют на все учреждений, которые предоставляют дополнительное образование по программам разного направления.
Санитарные правила являются обязательными для исполнения для всех без исключения лиц и граждан, связанных с помещением, выделенным под предоставление дополнительных образовательных услуг. Распространение этих правил не касается тех объектов, которые уже были построены или сданы в эксплуатацию.
Санитарные нормы требуют, чтобы уровень шума и вибрации на объектах дополнительного образования не превышали допустимых значений, поэтому в этих целях проводятся шумоизоляционные мероприятия. Это касается тех помещений, которые встроены в жилые здания, или находятся в непосредственной близости от них.
Во время приема на работу сотрудники образовательных организаций проходят специальную гигиеническую подготовку и аттестацию. После такая подготовка происходит периодически, но не реже, чем раз в 12 месяцев. У работников подобных учреждений должны быть сделаны все соответствующие прививки (в соответствии с календарем профилактических прививок).
У каждого сотрудника образовательного учреждения должна иметься медицинская книжка, в которой будут вноситься результаты медицинских исследований, а также прописываться допуск к выполнению профессиональной деятельности.
Новые СанПиН и МР, вступившие в силу в 2021 году
В 2019 году вступили в силу новые требования, которые касаются мест работы. Как следствие, старые нормативы утратили свою силу. В основном это документы, которые касались гигиенических требований к устройству трудового места, а также предельных норм электромагнитных полей в условиях производственной деятельности.
Если же необходимо проведения работ, для которых необходимо тратить небольшое количество энергии, то допускается температурный режим до 16 градусов. Также в правилах прописаны максимально допустимые нормы теплового воздействия на сотрудника, который работает с оборудованием, нагретым до 600 градусов.
Другие изменения касаются уровня шума, вибраций и электромагнитных полей.
В принятом документе сказано, что на территории учреждений, реализующих программу основного и дополнительного образования, не могут располагаться инженерно-коммуникационные магистральные сети. Спортивные и музыкальные школы запрещено строить в непосредственной близости от промышленного объекта, причиняющего вред окружающей среде либо здоровью человека.
Образовательные учреждения допускается размещать в жилом доме, но при условии создания отдельного входа. Медицинский кабинет в организациях, занимающихся обучением детей, размещать следует на первом этаже. А помещения, в которых планируется проведение занятий с дошкольниками и детьми младше 11 лет, могут располагаться не выше 3 этажа.
Если планируется посещение учреждения взрослыми либо детьми с ограниченными физическими возможностями, то в реконструируемых и возводимых объектах проводят мероприятия, направленные на организацию безбарьерной среды.
- Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.
- Вышинский, А. Я. А. Я. Вышинский. Судебные речи / А.Я. Вышинский. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 2017. — 564 c.
- Кудрявцев, И. А. Комплексная судебная психолого — психиатрическая экспертиза / И.А. Кудрявцев. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 498 c.
- Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
- Торвальд, Ю. Век криминалистики; М.: Прогресс, 2011. — 325 c.
Санитарные правила обязательны для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством и реконструкцией объектов организаций дополнительного образования.
Правилами определены требования к размещению организации дополнительного образования, к ее территории и зданию, водоснабжению, отоплению, организации образовательного процесса и др.
В частности, правилами предусмотрена обязанность работников организации дополнительного образования проходить профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и затем не реже 1 раза в два года.
Работники организации должны иметь прививки в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и личные медицинские книжки.
Признаны утратившими силу СанПиН 2.4.4.1251-03, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 N 27.
Санпин для дополнительного образования с изменениями на 2021 год
Требования СанПиН в дополнительном образовании затрагивают и сам процесс обучения:
- Занятия должны проводиться в дневное время суток (начинаясь при этом не ранее 8 утра и заканчиваясь не позже 8 вечера). Для лиц старше 16 лет допускается возможность обучения до 21.00.
- Обучение может проводиться в индивидуальном и групповом формате.
- Длительность внешкольных занятий в учебные дни – три академических часа, в выходные и на время каникул — четыре.
- Спустя 30-45 минут работы с теорией должны проводиться десятиминутные перерывы.
Согласно нормам СанПиН для дополнительного образования от 2015 года владельцы организаций имеют право самостоятельно устанавливать продолжительность занятий и перерывов между ними, определять объемы аудиторной нагрузки и количество академических часов. Это хорошая новость для руководителей кружков по искусству и спортивных секций, поскольку 45 минут для одного занятия порой бывает недостаточно.
Важным моментом является работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Учреждения ДО обязаны уделять им отдельное внимание, соблюдая при этом нормы СанПиН. Дополнительное образование по законодательству должно быть одинаково доступным и качественным для всех.
Также нормы СанПиН по дополнительному образованию 2015 года не обошли стороной и вопрос с организацией питания. Согласно предыдущим законам помещение, в котором происходят внешкольные занятия, не было предназначено для размещения там буфетов. Сейчас ситуация поменялась. Роспотребнадзор разрешает организациям устанавливать у себя на территории пункты по выдаче готовой продукции или буфеты. При этом, конечно же, необходимо соблюдать все правила безопасности, связанные с детским питанием.
Перед приемом несовершеннолетнего в детский сад необходимо получить медицинское заключение, которое станет основанием для определения ребенка в группу. Отсутствие документа дает право руководителю организации отказать в зачислении малолетнего в список воспитанников.
Сотрудники организации (воспитатели) отвечают за ежедневный прием детей в группу. Они осуществляют осмотр несовершеннолетних самостоятельно или с участием медицинского работника.
Прием в группу детей с подозрением на заболевание не допускается. При выявлении проблем со здоровьем после приема, несовершеннолетний подлежит изоляции в кабинете медработника до прихода родителей.
В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.
Если ребенок отсутствовал в группе более 5 дней, его прием возможен только при наличии справки от педиатра с печатью об отсутствии инфекционных контактов. В количество дней не включаются праздники и выходные.
Режим сна определяется в соответствии с возрастом. Для несовершеннолетних от 0 до 3 лет этот вопрос устанавливает врач, от 3 до 7 лет – дневной сон должен быть 2 – 2,5 часа, через 5,5 – 6 часов после прихода в дошкольное учреждение.
№ | Возраст ребенка | Продолжительность сна в сутки | Количество дневного сна |
1 | От 3 до 7 лет | 12 часов | 1 раз до 3 часов |
2 | От 1,5 до 3 лет | 12,5 часов | 1 раз не менее 3 часов |
3 | От 1 до 1,5 лет | 12,5 часов | 2 раза до 3,5 часов |
Продолжительность прогулки в детском саду составляет не менее 3 – 4 часа в день. Время может варьироваться в зависимости от погодных условий или делится на 2 прогулки.
Питание в детском саду организуется в зависимости от времени нахождения в группе. Если ребенок находится в саду полный день (10 – 12 часов), его необходимо кормить каждые 3 – 4 часа. Для воспитанников групп краткосрочного пребывания (не более 5 часов) организуется одноразовое питание.
Воспитатели ДОУ должны проводить с детьми развивающие занятия. СанПиН закрепляет их длительность. Продолжительность занятий зависит от возраста детей.