Применение физ силы сотрудником полиции в отношении несовершеннолетних

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение физ силы сотрудником полиции в отношении несовершеннолетних». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Главное условие задержания — это наличие соответствующих оснований для применения такой меры. Но часто сотрудники правоохранительных органов превышают свои полномочия при задержании подростков, рассчитывая на их правовую безграмотность и слабую психику ввиду несовершеннолетнего возраста.

Показательный пример — нашумевшая история «Арбатского мальчика», задержанного полицией в процессе чтения стихов. Как следует из новостных выпусков ведущих СМИ столицы, 26 мая 2017 года стражи порядка задержали десятилетнего ребенка, силой погрузили в служебный автомобиль и доставили в ОВД «Арбат». Как заявили полицейские, действия ребенка были расценены ими как попрошайничество, поскольку он перемещался от машины к машине, был один и нес с собой сумку, предположительно предназначавшуюся для сбора денег. В отношении отца мальчика возбуждено административное дело по ст.5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение им своих родительских обязанностей, а в отношении его мачехи — уголовное дело по ст.318 УК РФ за применение насилия в отношении представителя власти.

Первое нарушение, которое было допущено полицейскими, исходя из описанного в прессе, — это неправильная квалификация действий мальчика. Стражи порядка не поинтересовались у несовершеннолетнего, чем он занимается и где его родители, сразу решив, что ребенок безнадзорный и занимается попрошайничеством. Второе нарушение связано с применением физической силы. Ст.18 ФЗ «О полиции» дает право сотрудникам правоохранительных органов применять физическую силу, но перед этим сотрудник должен представиться, сообщить о своих намерениях и предоставить возможность добровольно выполнить его требования. В описанной истории служащие полиции без каких-либо предварительных действий (со слов мальчика и его мачехи) начали насильно уводить ребенка в служебную машину.

В соответствии с ФЗ «О полиции» и Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ребенок должен был быть доставлен в отдел полиции, где оперативный дежурный должен был передать его сотрудникам полиции по делам несовершеннолетних , чего не было сделано. Также должны были быть незамедлительные меры для уведомления законных представителей (родителей, опекунов) о доставлении ребёнка в отдел полиции. Отец мальчика узнал о его задержании не от сотрудников полиции, а от своей жены — мачехи ребенка, что является еще одним нарушением.

Согласно Наставлениям о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённым Приказом МВД РФ от 30.04.2012 гола N 389, выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно. По результатам выяснения указанных обстоятельств в отношении несовершеннолетних принимается решение о передаче органу дознания или следствия, сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, родителям или иным законным представителям, должностным лицам образовательных или учебно-воспитательных учреждений или учреждений здравоохранения. Согласно п. 20.3 Наставлений о задержании несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Как видно из данного случая, задержание подростков часто оборачивается нарушением их прав. К сожалению, такие истории в настоящее время случаются все чаще. Еще один пример полицейского беззакония — избиение подростка Грегори Хилла во время его задержания из-за отказа показать документы.

Следует различать задержание (административное или уголовное) и доставление, то есть принудительное препровождение лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления правонарушения, если составление протокола является обязательным. Полагаю, что в вышеописанной ситуации с «арбатским мальчиком» полицейские не задерживали несовершеннолетнего, а именно доставили его в отдел полиции. Согласно действующему законодательству о доставлении составляется отдельный протокол либо делается пометка в протоколе административного задержания.

В соответствие со ст. 20 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции вправе применять физическую силу (как лично, так и в составе группы) для доставления в отдел полиции лиц, совершивших административное правонарушение или преступление, в том числе доя задержания указанных лиц. Единственное ограничение закон содержит в отношении малолетних: в отношении лиц, не достигших 14 лет, запрещается применять специальные средства, за исключением случаев оказания малолетними вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, также в случаях, когда применение специальных средств необходимо доя освобождения заложников, для пресечения побега, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

Как следует из изложенного, действующее законодательство хоть и содержит определенные дополнительные требования в целях обеспечения прав несовершеннолетних, однако эти исключения довольно-таки незначительны и сводятся к необходимости уведомления законных представителей о всех случаях применения принудительных мер к несовершеннолетним, а также к установлению минимального возраста в 16 лет, по достижении которого допускается задержание, законодательно пониженного до 14 лет при подозрении подростка в совершении отдельных наиболее тяжких и распространённых преступлений, перечисленных в законе (при подозрении в совершении убийства, кражи, разбоя, вымогательства, захвата заложников и др.)

Чтобы подготовиться к делу, рекомендуем ознакомиться с нашей стандартной инструкцией по самостоятельной защите в суде «Помоги себе сам». Однако есть особенности.

Учтите, что для КДН особенно важны положительные характеристики привлекаемого к ответственности. КДН собирает их сама, делая запросы в образовательные учреждения. Однако будет лучше, если вы также покажете все достижения ребенка сами (грамоты, медали, положительные характеристики из школы, посещаемых кружков и секций, справки об участии в благотворительной работе и др.). Даже соседи могут написать характеристику — какой хороший ребёнок.

Процент успешного завершения дел (прекращения производства) в КДН существенно выше, чем в обычных судах — особенно применительно к тем, кто не участвовал в акции, а проходил мимо. Также КДН тщательнее проверяет наличие процессуальных недочетов и ошибок в протоколе — так что не поленитесь ознакомиться с делом и поискать таковые (см. подробнее в «Помоги себе сам»).

В 2021 году в России с обыском могут прийти из-за комментариев в интернете или после участия в акции протеста. Все поводы перечислить сложно, но важно отметить, что приходят не только к обвиняемым, но и к свидетелям по уголовным делам. ОВД-Инфо публикует инструкцию, в которой рассказывает, что нужно знать если к вам пришли с обыском и как себя в этом случае вести.

Если вас задержали на акции, то скоро вы близко познакомитесь с судебной системой. Если вы информированный человек, то знаете, что шансы на оправдательное решения крайне малы. Но это не значит, что суд надо просто игнорировать — в ваших личных интересах минимизировать свой ущерб, попробовать победить и получить совсем не бесполезный опыт. Мы расскажем вам, как это сделать.

Ст. 20.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за деятельность или участие в деятельности «нежелательной организации». Объясняем, что делать, если вам вменяют участие в мероприятии, организованном нежелательной организацией, или публикацию поста о такой организации.

У многих людей существует «страх перед формой»: интуитивно нам кажется, что человек в форме знает, что делает, и имеет на это право. Но сотрудники полиции могут специально или по незнанию законов превышать свои должностные полномочия. Многие преступления, совершенные силовиками, не расследуются. Знание своих прав может уберечь вас от незаконных действий или даже спасти вам жизнь.

Защита своих прав в суде — это прежде всего бумажная работа. Вам потребуется написать множество разных ходатайств и заполнить кучу документов. Чтобы упростить и ускорить этот процесс, мы подготовили генератор типовых ходатайств и апелляционных жалоб. Вам нужно просто заполнить их, а затем распечатать или сохранить к себе на компьютер.

После массовых задержаний на протестных акциях правоохранительные органы начали угрожать многим несовершеннолетним участникам постановкой на профилактический учет. Тем, кто находится в группе риска, нужно знать, как процедура постановки на профилактический учет должна проходить в соответствии с законом и как добиться его снятия.

Как вас будут задерживать, допрашивать и судить, если вы несовершеннолетний

  • Решение Верховного суда: Определение N 72-АПУ15-34, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п. 1 ст. 18 Закона). В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление…
  • Решение Верховного суда: Определение N 47-АПУ17-12, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция делу. В соответствии с выпиской из приказа МУ МВД России «Оренбургское» № 266 л\с от 31 мая 2016 года, Н назначен на должность младшего оперуполномоченного отделения по раскрытию преступлений против собственности отдела уголовного розыска. Согласно ст. 18 Федерального закона «О полиции», сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в случаях и порядке, предусмотренных настоящим законом, в том числе при задержании лица, совершившего преступление…

Уголовные преступления и порядок наказания за них в нашей стране регулируется Уголовным кодексом (УПК РФ). Уголовное деяние — это тяжкое преступление, поэтому порядок задержания подростка и взрослого человека в этом случае не имеет различий.

Основания те же:

  • подросток на месте уличен в совершении преступления;
  • другие лица указали, что преступником является несовершеннолетний;
  • подросток попал под подозрение из-за указывающих на него улик.

Исключением в отношении подростков является законное нарушение тайны задержания.

Если взрослый человек имеет право потребовать оставить в тайне факт своего задержания или ареста, то при ограничении свободы подроста правоохранительные органы тут же уведомляют его родителей или опекунов.

В законе прописаны основания, по которым полиция может задержать подростка. Это непосредственное уличение в преступном деянии или подозрение на совершение оного.

К нарушениям или сомнительным ситуациям, которые могут вызвать у правоохранительных органов подозрение в правонарушении со стороны подростка, относятся:

  • несоблюдение комендантского часа;
  • распитие алкогольных напитков, употребление запрещенных веществ;
  • попытка уклонения от задержания;
  • проникновение на запретную территорию;
  • подозрение на совершение преступного действия.

Кроме этого, полицейские могут, предъявив соответствующие документы, задержать подростка, если считают, что он в неадекватном состоянии, похож на человека, находящегося в розыске, и других подобных ситуациях.

Полицейские могут вести разговор с задержанным подростком, однако допрос под протокол проводится только в присутствии адвоката, педагога и одного из родителей, если ребенок не достиг возраста 14 лет.Подростки, которые старше этого возраста, допрашиваются в присутствии адвоката и педагога.

Родители могут не принимать участия в допросе, если того не потребует представитель правоохранительных органов.

Обязательно участие психолога, если задержанный имеет психические отклонения. По требованию правоохранительных органов на любом допросе психолог может также присутствовать.

Присутствующие на допросе имеют право задавать интересующие вопросы по рассматриваемому правонарушению, уточнять информацию. Взрослые участники допроса информируются и расписываются об ответственности за ложное свидетельствование. Подписи несовершеннолетнего полицейский не имеет права требовать.

Однако он разъясняет задержанному последствия за ложные свидетельствования. По закону допрос подростка не должен длиться дольше двух часов.

Если подростка задерживает полиция, что он должен знать о своих правах?

Родители полностью ответственны за своего ребенка. Если в силу возраста юношу или девушку нельзя привлечь к наказанию за совершенное им правонарушение, то по закону за его действия отвечают родители или лица, являющиеся опекунами.

Ответственность ложится даже на тех родителей, которые были лишены родительских прав. Однако это правило действует только в течение трех лет после такой санкции.

Если ребенок во время правонарушения находился в медицинском учреждении, то ответственность за него несет медицинский персонал, в школе — учителя, в детском саду — воспитатели и т. д.

За административное нарушение взрослые получают за ребенка выговор, могут быть поставлены на контроль социальных служб. Если есть материальный ущерб, то взрослые обязаны его возместить.

При уголовном нарушении взрослые привлекаются к ответственности, если ребенок младше 14 лет. В зависимости от тяжести преступления они возмещают моральный вред, приговариваются к исправительным работам, могут быть лишены родительских прав.

Ребенок может быть направлен на принудительное лечение или оставлен на перевоспитание под контролем родителей на длительный срок. Лишиться свободы вместо ребенка могут и родители. За тяжкое преступление ребенка суд вправе лишить взрослого свободы сроком до трех лет.

Основные причины для задержания подростка — подозрения, что он совершил преступление или правонарушение. Как правило, либо сотрудник полиции сам это видел, либо на подростка указывают свидетели и очевидцы. Также несовершеннолетнего могут задержать, если полицейские подозревают, что он остался без надзора родителей, и у него нет постоянного дома. На такие мысли правоохранителей могут натолкнуть бесцельно слоняющиеся подростки на вокзале, в аэропорту, в торговом центре, парке, метро, особенно в учебное время.

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близкого родственника (родственника) или близкого лица гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Нормативно-правовая база

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

УДК 343.1

А.А. Сошин

Восточно-Сибирский институт МВД России, г. Иркутск, Российская Федерация

Е.М. Якимова

Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ НАРЯДАМИ ПАТРУЛЬНО-ПОСТОВОЙ СЛУЖБЫ ПОЛИЦИИ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЯНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

АННОТАЦИЯ. Государственная социальная политика Российской Федерации направлена на поддержку семьи, материнства и детства. В этой связи Указом Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» с 1 января 2018 г. в России действует программа «Десятилетие детства», в рамках которой, помимо всего прочего, важнейшим направлением деятельности полиции названа профилактика преступности несовершеннолетних. Сложившаяся в подростковой среде в настоящее время ситуация требует дальнейшего совершенствования форм и методов охранительной деятельности, обеспечения взаимодействия всех заинтересованных ведомств и учреждений. Сотрудники полиции, в силу возложенных на них полномочий, обязаны участвовать в профилактике безнадзорности и пресечении правонарушений несовершеннолетних, однако нельзя не отметить определенные сложности как объективного, так и субъективного характера с реализацией обозначенной функции сотрудников полиции. Важнейшую роль в такой деятельности выполняют подразделения патрульно-постовой службы полиции, которые наряду с подразделениями по делам несовершеннолетних ведут борьбу неправомерным поведением несовершеннолетних.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Несовершеннолетние, противоправное деяние, борьба, безнадзорность, беспризорность, профилактика, тактические действия, наряды патрульно-постовой службы.

ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 14 апреля 2020 г.; дата принятия к печати 19 июня 2020 г.; дата онлайн-размещения 20 июля 2020 г.

А^. Soshin

East-Siberian Institute of MIA of Russia, Irkutsk, Russian Federation

E.M. Yakimova

Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation

FEATURES OF PREVENTION AND SUPPRESSION BY POLICE PATROL SERVICE OF UNLAWFUL ACTS COMMITTED BY MINORS FORCED LABOR: REALITY AND PROSPECT

ABSTRACT. The state social policy of the Russian Federation is aimed at supporting the family, motherhood and childhood. In this regard, Decree No. 240 of the President of the Russian Federation of 29 May 2017 «Declaration of the Decade of Childhood in the Russian Federation» from 1 January 2018, Russia has a program entitled «The Decade of Childhood,» within the framework of which, among other things, the prevention of juvenile delinquency has been identified as the most important area of police activity. The current situation in the adolescent environment requires further improvement of the forms and methods of preventive activities, ensuring the interaction of all concerned departments and institutions. Police officers, by virtue of their

© Сошин АА., Якимова Е.М., 2020

powers, are obliged to participate in prevention of neglect and juvenile delinquency. But certain difficulties, both objective and subjective, in the implementation of the designated function of the police officers, are to be noted in this regard. Police patrol units play a crucial role in the prevention activity, along with juvenile affairs departments, they actively fight offences committed by minors.

KEYWORDS. Minors, unlawful act, fight, neglect, homelessness, prevention, tactical actions, police patrol units.

ARTICLE INFO. Received April 14, 2020; accepted June 19, 2020; available online July 20, 2020.

Несовершеннолетние имеют физические и психические особенности, которые налагают отпечаток на их правовой статус : законодательством установлен возрастной ценз для реализации право избирать и участвовать в референдуме [1], несовершеннолетние ограничены в участии в совершении юридически значимых действиях [2—4], для их защиты установлены ограничения на осуществление ими трудовой функции [5], уголовная и административная деликтоспособность также связана с достижением определенного возраста [6].

Сама преступность несовершеннолетних имеет специфичный характер, поэтому, как справедливо отмечает М.А. Жигунова, «четкое и полное представление о состоянии преступности необходимо для эффективной организации целенаправленной и конкретной профилактической работы» [7, c. 228] с несовершеннолетними правонарушителями.

Подростки могут быть задержаны полицией, если они слоняются без дела в учебное время по торговым центрам, вокзалам, если есть подозрение, что подросток остался без надзора родителей, и у него нет постоянного дома, а так же в случае, когда он находится без сопровождения взрослых на улице или в другом общественном месте после 22:00.

Если очевидцы происшествия указывают на подростка по причине совершения им преступления или правонарушения, его также могут задержать сотрудники правоохранительных органов.

Часто на подростковую компанию поступает жалоба от жильцов, что те шумят в подъезде. Так вот шум сам по себе административным правонарушением не является, но если они пьют алкогольные напитки, нецензурно ругаются или дерутся – это повод для задержания.

Если несовершеннолетнего задержали за хулиганство, нахождение без сопровождения взрослых в «ночное время» на улице, подросток может отказаться от освидетельствования, то есть сдачи анализов, даже если его задержали с бутылкой алкоголя в руках.

Подростка могут задержать за увлечение паркуром и другими опасными видами спорта, в случае, если он нарушает общественный порядок, правила дорожного движения или делает это на частной территории.

Остановить несовершеннолетнего, без какой-либо причины, задержать и доставить в отделение сотрудник полиции вправе, если при нем нет документов, удостоверяющих личность, или он подозревается в мелком хулиганстве, злостном неповиновении сотрудникам полиции, распитии спиртного в общественных местах, нарушение правил дорожного движения, проституцию, нарушение правил проведения митингов.

Полицейские не имеют права доставлять несовершеннолетнего в отделение полиции, если на месте устанавливается личность и обстоятельства происшествия. Тогда составляется протокол об административном правонарушении.

По достижению 14 лет рекомендуется всегда носить с собой паспорт или хотя бы его нотариальную копию. Дойти до дома подростка с целью выяснения личности сотрудники полиции не обязаны.

Что делать, если подростка задержала полиция

При задержании подросток не должен оказывать сопротивление, ругаться с сотрудником полиции или пытаться сбежать, надо стараться вести себя максимально корректно и вежливо.

За нанесение ударов несовершеннолетнего могут привлечь к уголовной ответственности за применение насилия в отношении представителя власти. Если подросток откажется выполнять законные требования сотрудника полиции, это может быть расценено как злостное неповиновение сотруднику полиции и задержанного могут привлечь к административной ответственности.

Наручники, дубинки, слезоточивый газ при задержании подростков до 14 лет или подростков с признаками инвалидности полицейские использовать не могут, если те не оказывают вооруженного сопротивления или не угрожают жизни или здоровью окружающих или самого сотрудника. Применять спецсредства только при попытке несовершеннолетнего к бегству сотрудник полиции не вправе. Но если возраст несовершеннолетнего не доказан, полицейский всегда может сослаться в свою защиту, что не знал, что имеет дело с подростком, так как возраст порой неочевиден.

Несовершеннолетний имеет право на телефонный звонок, чтобы уведомить о своем задержании семью, желательно сообщить родителям фамилию, имя, отчество, должность и № удостоверения полицейского, задержавшего его, номер отделения полиции и адрес, по которому он находится.

Он может сохранять молчание и не разговаривать ни с кем в отделении полиции до приезда родителей. Если при задержании к подростку была применена физическая сила, то он может требовать вызвать врача, который обязан зафиксировать причинение вреда здоровью.

В отделении полиции обязательно составляется протокол задержания, для чего устанавливаются данные задержанного (ФИО, адрес проживания, место учебы и данные родителей), берутся объяснения. Дача объяснений не является допросом, присутствие адвоката, родителей, педагога при даче объяснений не обязательно. Но подросток вправе до приезда родителей отказаться давать какие-либо объяснения и что-либо подписывать.

Никогда несовершеннолетний не должен подписывать пустые листы бумаги, трогать руками посторонние предметы, которые не являются его вещами. Лучше не поддаваться на провокации, когда взамен на подписанный протокол его обещают отпустить или не сообщать родителям или в школу о его задержании.

Если подросток до приезда родителей или адвоката готов дать объяснения и подписать протокол, он должен внимательно прочесть его, вычеркнуть все пустые и незаполненные графы.

Если он не согласен с изложенной в нем информацией, то должен собственноручно сделать пометку «не согласен с…» и письменно изложить свое видение ситуации в графе «Объяснения лица». Там же написать значимые факты: неверно указано время или место задержания, не сообщили родителям, не вызвали врача и т. д.

Если подростку не хватает места в графе «Объяснения лица», надо попросить отдельный лист и в самом протоколе записать, что объяснения изложены на доплисте. Все объяснения необходимо подписать.

Важно помнить, что копия протокола о задержании выдается подростку только по его просьбе. Об ее выдаче обязательно надо попросить. Пока ее не выдадут, подписывать весь протокол не следует. Если копию выдавать отказываются, подросток вправе сделать запись в протоколе: «копию не получил» и расписаться под ней.

Сотрудник полиции вправе с согласия подростка произвести личный досмотр: предложить подростку самому показать содержимое своих карманов, рюкзаков, сумок. При досмотре обязательно составляется протокол с перечислением всего, что было предъявлено. Протокол подписывается задержанным и представителями органов. При досмотре должны присутствовать два понятых, не являющиеся сотрудниками полиции.

Изъять безвозвратно могут только оружие, ножи, бутылки, баллончик с краской или другие орудия совершения правонарушения. Копия протокола досмотра также выдается только по просьбе задержанного.

К моему ребенку подошел полицейский. Что делать?

Да, могут. По закону полицейские имеют право задерживать и доставлять в участок детей и подростков, если они что-то нарушили или за «антиобщественное поведение». Также могут задержать безнадзорных и беспризорных детей — то есть детей, оставшихся без должного ухода, а иногда и без дома. Кроме того, доставить в полицию могут любого ребенка, которого сотрудники обнаружат в общественном месте без сопровождения родителей в ночное время — если его не удастся сразу вернуть домой.

5

Без родителей — нельзя. К общественным местам относятся улицы, стадионы, парки и скверы, автобусы и метро. В разных регионах устанавливают разные временные рамки запрета. Например, в Москве это промежуток между 23:00 и 7:00, а в Санкт-Петербурге зимой — с 22:00, летом — с 23:00.

6

О преступлениях или правонарушениях — то есть о действиях, за которые законом установлена уголовная или административная ответственность.

9

Несет. В России подростков привлекают к ответственности с 16 лет. А за некоторые тяжкие преступления с 14.

Есть и гражданская ответственность: если ребенок повредил что-нибудь (например, разбил окно), пострадавший может предъявить иск — как к самому несовершеннолетнему, так и к его родителям. Но бытовые ситуации вроде разбитого окна обычно удается решить и без иска.

10

В таком случае полицейские сами обязаны незамедлительно уведомить родителей или законных представителей несовершеннолетнего о задержании. Все детали сотрудники должны фиксировать в протоколе. Держать ребенка больше трех часов нельзя. Ребенок в отделе должен находиться отдельно от взрослых задержанных.

11

Его могут доставить туда силой.

12

Да, полицейские имеют право применять физическую силу к несовершеннолетнему в некоторых случаях — например, для пресечения преступления или правонарушения. И при задержании тоже. Наручники и дубинки при задержании детей до 14 лет или несовершеннолетних с признаками инвалидности полицейские использовать не могут, если те не сопротивляются с оружием в руках и не угрожают жизни или здоровью окружающих или самого сотрудника.

13

К моему ребёнку подошёл полицейский

Нет, есть свои особенности. Например, вопросы несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю может задавать педагог (с разрешения суда). За дачу ложных показаний детей не привлекают к уголовной ответственности — только предупреждают, что надо отвечать честно. Допрашивать ребенка больше двух часов подряд и больше четырех часов в день — нельзя. При допросе обязательно должен присутствовать адвокат, а если ребенку нет 16 лет — то психолог или педагог. Малолетних (до 14) нельзя допрашивать без родителей (или других ответственных). Как и взрослый, ребенок может отказаться давать показания против себя и своих родственников.

14


1. Групповым нападение считается в случае, когда его осуществляют два и более физических лица. Групповым оно будет вне зависимости от того, был ли у данных лиц предварительный сговор о совместных действиях (нападении), и даже в случае, если они затем будут признаны невменяемыми.

2. Несовершеннолетний, о котором речь идет в комментируемом Федеральном законе, — это лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

3. В случае применения или использования табельного боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов начальник органа (подразделения) внутренних дел, разрешивший их передачу, назначает служебную проверку.

4. Если будет доказано, что боевое ручное стрелковое оружие и (или) боеприпасы применялись или использовались неправомерно, они подлежат сдаче по указанию лица, разрешившего их выдачу.

5. Каждый сотрудник должен знать и беспрекословно соблюдать установленные меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

6. В пункте 3 ч. 1 ст. 23 анализируемого Федерального закона употреблено понятие «заложник». Под таковым подразумевается физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.

7. Значительным скопление граждан будет во всех случаях, когда надзирающими и (или) контролирующими деятельность сотрудника полиции должностными лицами (органами) данное количество людей может быть расценено как значительное скопление граждан.

8. О понятии «транспортное средство» см. комментарий к п. 21 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

9. О понятиях «оружие», «боеприпасы», «взрывчатые вещества» см. комментарий к п. 16 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

10. Огнестрельным оружием является оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.

11. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.

12. О понятиях «подозреваемый» и «обвиняемый» см. комментарий к п. 12 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

13. О понятии «радиоактивные вещества» см. комментарий к ст. 16 настоящего Федерального закона.

14. О понятии «инвалид» см. комментарий к ст. 22 настоящего Федерального закона.

15. См. также комментарий к ст. ст. 20 — 22 настоящего Федерального закона.

Ст. 19 Федерального закона «О полиции»:

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Ст. 20 Федерального закона «О полиции»:

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

Ст. 21 Федерального закона «О Полиции»:

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные;

2) специальные газовые средства;

3) средства ограничения подвижности. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства;

5) электрошоковые устройства;

6) светошоковые устройства;

7) служебных животных;

8) световые и акустические специальные средства;

9) средства принудительной остановки транспорта;

10) средства сковывания движения;

11) водомёты;

12) бронемашины;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;

14) средства разрушения преград.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Статья 23. Закона о Полиции РФ. Применение огнестрельного оружия

  • Понятие и признаки преступления. Состав преступления.

Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия обязан предупредить граждан о своем намерении и предоставить им время и возможность для выполнения законных требований сотрудника полиции.
В порядке исключения — если промедление применения силы создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции, либо может повлечь иные тяжкие последствия, сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении.

Применять физическую силу сотруднику полиции разрешено:— для пресечения преступлений и административных правонарушений;
— для доставления в подразделение полиции, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц, при их сопротивлении;

Применять специальные средства (наручники, дубинки, электрошокеры, газовые средства и т.д.) сотруднику полиции разрешено:

— для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
— для пресечения преступления или административного правонарушения;
— для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
-для задержания лица, застигнутого при совершении преступления или пытающегося скрыться;
— для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
— для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию, а также, в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
— для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
— для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
— для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения.

Применение физической силы сотрудниками полиции

Задержание несовершеннолетнего за административное правонарушение обусловлено в КоАП РФ. Административное удержание возможно только при наличии совершения преступления взрослыми людьми. Подобное удержание нацелено на устранение нарушителя от общества.

Вышеупомянутым кодексом не предусмотрено административное задержание лиц, которые еще не достигли совершеннолетия, т.е. на момент удержания им еще нет 18-и лет.

Кроме малолетних детей, по данному законодательному акту не подлежат и некоторые категории взрослых. Подробнее об это указано в статье под номером 3 КоАП РФ.

Первым критерием при задержании органами правопорядка взрослых лиц или детей служит оглашение цели обращения и собственно самой причины удержания. При этом любой сотрудник государственной службы обязан назвать свои ФИО, должность и отделение полиции к которому он относится.

  • Страж правопорядка на обязательной основе должен объявить вам причину удержания;
  • Разъяснение прав задержанному. В данные права, по законодательству РФ, включены такие пункты как, право на юридическую поддержку, сообщение о случившимся родителям или опекунам ребенка, а также на услуги переводчика;
  • Составление протокола на задержание. Протокол составляется сотрудников полиции и данный документ должен содержать все обстоятельства дела. Подобные обстоятельства должны быть описаны в мельчайших подробностях. Копию протокола сотрудники власти должны вручить лицам, которые ведут опекунство над задержанным.
  • Уведомление родителей или опекунов о месте нахождения малолетнего в кратчайшие сроки.

Если какой-либо критерий из вышеперечисленных был не соблюден полицейским, то несовершеннолетнему стоит об этом сообщить своим родителям или лицам которые ведут опекунство над ним.

Задержание взрослых может затягиваться на длительный период до выяснения всех обстоятельств случившегося правонарушения. Однако, при удерживании несовершеннолетнего данный период времени значительно сокращается.

По действующему законодательству при удерживании малолетних лиц в административном порядке, срок удержание в отделении полиции может составлять не более трех часов.

Но период удержания в отделении может быть более трех часов, а именно до 48 часов. Но такое возможно только при наличии ссылки на уголовно-процессуальный кодекс. Задерживаются дети на срок двое суток только при отсутствии разрешения суда. При судебном постановлении срок заключения может составлять и больше, все зависит от содеянного.

  • Каков срок уплаты штрафа в налоговую? каковы сроки уплаты штрафа на доходы физ.лиц.Есть ли они вообще? Налог оплачен. Статья 48. Взыскание налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) […]
  • Орган опеки центрального района санкт-петербурга Органы опеки и попечительства Центрального района Органы опеки и попечительства Центрального района Санкт-Петербурга МО Дворцовый округ Адрес: г. Санкт-Петербург, Большая […]
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ»Об опеке и попечительстве» С изменениями и дополнениями от: 18 июля 2009 […]
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня […]

Хочется, чтобы дети не имели проблем с правосудием, и они никогда не давали повода для задержания. Но если это случилось, вы должны быть готовы к следующему.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *