Повышающий коэффициент после ДТП ОСАГО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышающий коэффициент после ДТП ОСАГО». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чем выше опыт водителя, тем больше КБМ. В связи с этим с каждым следующим годом при безаварийной езде страховка будет становиться дешевле за счет этого коэффициента. Во время подписания договора страхования страховщики обязаны пользоваться данными о КБМ, которые внесены в базу АИС РСА. Если такие данные в базе отсутствуют по конкретному страхователю, для расчета стоимости полиса берется коэффициент, равный 1.
Посмотреть, как меняется КБМ можно по таблице, приведенной ниже. Она позволит приблизительно просчитать, какой коэффициент будет применен во время оформления следующей страховки ОСАГО.
10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО
Кбм – коэффициент, известный под названием “бонус-малус”. Благодаря этому показателю страховыми компаниями начисляется премия водителям. Этот коэффициент бывает двух вариантов:
- повышающего;
- понижающего.
Кбм определяется на основе класса владельца авто. Класс фиксируется рядом значений, где “М” – минимальный, а “13” – максимальный. Затем в зависимости от количества страховых инцидентов определяется класс по ОСАГО. В зависимости от этого водитель может получить либо скидку, либо более высокие тарифы. Определить Кбм можно при помощи таблицы:
Надбавки и скидки | Кбм | Нач. класс | Класс без страх. случаев | Класс после 1 страх. случая | Класс после 2 страх. случая | Класс после 3 страх. случая | Класс после 4 страх. случая |
145% | 2,45 | м | 0 | м | м | м | м |
130% | 2,3 | 0 | 1 | м | м | м | м |
55% | 1,55 | 1 | 2 | м | м | м | м |
40% | 1,4 | 2 | 3 | 1 | м | м | м |
100% | 1 | 3 | 4 | 1 | м | м | м |
-5% | 0,95 | 4 | 5 | 2 | 1 | м | м |
-10% | 0,9 | 5 | 6 | 3 | 1 | м | м |
-15% | 0,85 | 6 | 7 | 4 | 2 | м | м |
-20% | 0,8 | 7 | 8 | 4 | 2 | м | м |
-25% | 0,75 | 8 | 9 | 5 | 2 | м | м |
-30% | 0,7 | 9 | 10 | 5 | 2 | 1 | м |
-35% | 0,65 | 10 | 11 | 6 | 3 | 1 | м |
-40% | 0,6 | 11 | 12 | 6 | 3 | 1 | м |
-45% | 0,55 | 12 | 13 | 6 | 3 | 1 | м |
Для автовладельцев с показателем Кбм ниже единицы начисляются бонусы. Максимальный бонус присваивается водителям с коэффициентом 0,5. Если же Кбм выше единицы, то водителю придется оплачивать страховку по завышенным тарифам.
Независимо от квалификации при получении страхового полиса водителю выдается класс третьего уровня. Ежегодно при продлении страховки он постепенно повышается на одно значение. Так, чтобы получить класс тринадцатого уровня автовладелец должен продлевать полис ОСАГО в течение десяти лет.
Но подобное развитие возможно лишь в том случае, если за указанный период человек ни разу не попал в ДТП. Осторожные водители получают от страховщика скидку в размере 5% за каждый год без инцидентов. Соответственно после десятилетнего периода водители, не попадавшие в аварию, получают скидку на страховку в размере 50%.
Но она будет сразу же уменьшена, если водитель хотя бы раз попадет в ДТП. Также автоматически понижается рейтинг автовладельца. В зависимости от количества страховых случаев уровень снижается от двух до семи значений. Чем чаще человек попадает в аварию, тем ниже показатель доверия к нему у страховщика.
Когда класс ОСАГО после ДТП падает ниже третьего уровня, водителю начинают начисляться штрафные проценты в виде завышенных тарифов. Ниже класса “М” уровень не понижается. Чтобы восстановить нормальный показатель, потребуется не менее четырех лет езды без происшествий.
Как считается коэффициент бонус-малус
Вопрос повышающегося Кбм ОСАГО после ДТП если не виноват возникает в двух случаях:
- авария произошла не по вине автовладельца;
- в момент ДТП за рулем находился не он.
Если водитель не является виновником дорожно-транспортного происшествия, показатель Кбм не изменяется. Однако для этого ему нужно доказать, что авария действительно случилась по вине другого человека.
Большинство страховых компаний не выплачивают возмещение ущерба без наличия неопровержимых доказательств отсутствия вины со стороны владельца авто. Для этого потребуется заключение правоохранительных органов, или, как минимум, запись с видеорегистратора. Поэтому эксперты советуют устанавливать записывающие приборы даже на старые автомобили, комплектация которых их не предусматривает.
В некоторых случаях на страховку записываются сразу несколько водителей. При ДТП, Кбм повысится только у того водителя, который в этот момент находился за рулем транспортного средства, при условии, что его вина будет доказана. Страховщик не имеет права повышать коэффициент ОСАГО водителю, вину которого не подтвердили сотрудники ГИБДД. Если автовладелец попал в ДТП не по своей вине, в его историю езды этот инцидент вписан не будет, и она останется безаварийной.
После принятия правок в законе “Об ОСАГО” самый надежный способ обойти повышающий коэффициент – не попадать в ДТП. Неопытным водителям следует учесть ряд вариантов, реализовать которые не получится:
- смена страховой компании;
- оформление страховки на другого человека;
- скрытие информации об аварии при изменении страховой компании.
Наиболее распространенным был второй способ. Эта хитрость использовалась, если страховка транспортного средства была оформлена на нескольких водителей. Как уже отмечалось ранее, Кбм повышается после ДТП только у человека, находившегося за рулем авто в момент аварии. В этом случае при следующем продлении полиса он не вписывается в договор, и коэффициент ОСАГО не меняется. Проще всего этот способ реализовать семейным парам.
Попытки избежать изменения Кбм отслеживают. Несмотря на это многие автовладельцы утверждают, что им удалось очистить историю езды, не продлевая страховку в течение года. Но подобные случаи скорее случайность, чем закономерность. В течение 15 дней после ДТП, страховщик вносит данные об автовладельце в общую базу. Там же указывается и номер удостоверения.
Еще один способ избежать изменение повышающегося коэффициента ОСАГО – договориться с участником ДТП о личном возмещении ущерба без вызова государственных органов и страховщиков. Этот способ достаточно рискованный, поскольку на него согласится далеко не каждый водитель, в случае вашей вины. Если же авария случилась из-за другого человека, подобный условный договор не дает гарантий того, что он действительно возместит ущерб. Прибегать к этому способу следует в том случае, если сумма ущерба меньше процентного повышения стоимости продления страховки после увеличения Кбм.
Необходимо учитывать, что попытки избежать повышения коэффициента в случае собственной вины, могут привести административно-уголовной ответственности.
Неопытным автовладельцам следует знать, что, изменяя страховую компанию, их Кбм остается на том же уровне, что и был. Многие неблагонадежные страховщики используют незнание человека в свою пользу, присваивая ему третий класс после оформления полиса. Основной аргумент, который они предоставляют – отсутствие данных о водителе в общей базе страховщиков. Имеется несколько решений подобной ситуации:
- обращение к страховщику, который обслуживал водителя ранее;
- получение справки в Союзе Страховщиков;
- личная проверка базы автострахования.
Страховщик не имеет права самостоятельно изменять базовые тарифы. Если водитель столкнется с такой ситуацией, ему необходимо обратиться с жалобой в правоохранительные органы. Но коэффициент ОСАГО может быть изменен, если:
- водитель соврал об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия;
- если авария произошла по его умышленной вине;
- автовладелец находился в момент аварии под действием алкогольных веществ;
- он сбежал с места инцидента;
- водитель ранее ездил без страховки.
Если авария случилась не по вине водителя, но Кбм для него остается на прежнем уровне. Однако он должен получить скидку в размере 5% при продлении страхового полиса на следующий год.
Страхование гражданской ответственности автомобилистов действует по системе, которая учитывает интересы каждой стороны – водителя и страховой организации. Для снижения своих рисков последние определяют на сколько увеличится ОСАГО после ДТП с помощью аккуратности езды клиента. На основании этих показателей определяются особые значения. Они могут повлиять на стоимость ОСАГО в любую сторону – понижения и повышения.
Важнейшим показателем, характеризующим безаварийность езды, выступает бонус-малус. Чем более профессионально и аккуратно водитель управляет транспортным средством, тем он ниже.
Если в предыдущем страховом периоде водитель не попадал в аварию, ему будет предоставлена 5-процентная скидка. Она является накапливаемой и может достичь 50%. Если же автомобилист спровоцировал ДТП, тогда множитель увеличится и, как результат, ОСАГО после аварии подорожает.
Благодаря КБМ достигается следующее:
- Создаются стимулы для безаварийной езды водителей;
- Повышается уровень аккуратности всех участников дорожного движения;
- Уменьшение количества обращений за возмещением вреда по небольшим повреждениям.
После повышения множителя в результате аварии автомобилиста обычно интересуется, сколько действует повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП. Величина показателя пересматривается ежегодно, параллельно с покупкой следующего страхового полиса. Коэффициент бонус-малус не используется в таких ситуациях:
- автогражданка оформляется на транзитные транспортные средства;
- автомобиль прошёл регистрацию в другом государстве, а в Российской Федерации находится на временном учёте;
- страхуется прицеп;
- договор страхования оформляется на срок менее 12 месяцев.
Может показаться, что собственнику авто не избежать негативных последствий, если он попал в дорожно-транспортную ситуацию. Далеко не в каждом случае такое происходит. Не все дорожные инциденты приводят к повышению коэффициента бонус-малус.
Одна из ситуаций – когда водитель является потерпевшим от действий другого водителя. В такой ситуации он получит страховую выплату, а его КБМ не изменится. Также избежать повышения показателя можно, если исключить из списка лиц, которые имеют право управлять авто на последующий год, виноватого водителя. Страховая компания в такой ситуации будет определить необходимость использования повышающих коэффициентов с учётом страховой истории тех, кто остаётся в перечне доверенных автомобилистов.
В прошлом собственники автомобилей старались избежать ответственности путём изменения страховой компании. Они скрывали своё участие в аварии при подписании соглашения. Сейчас же такие попытки не позволяют добиться успеха, поскольку вся информация стекается в единую базу РСА, из неё сведения могут получить все страховщики. На данный момент единственный легальный метод снизить расходы на страхование является внимательное и аккуратное поведение на дороге.
При возникновении дорожной аварии можно не только утратить имеющиеся бонусы, но и потерять множитель КМБ. Как уже отмечалось, если водитель не виноват в инциденте, ему это не грозит.
При попадании в ДТП из-за невнимательного вождения, нарушения ПДД либо нахождения в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения коэффициент КМБ будет потерян. Оформление следующего полиса обойдётся намного дороже.
Чтобы восстановить множитель, необходимо в течение продолжительного времени управлять автомобилем без аварии. Сделать это можно путём обращения к страховщику, в Центральный банк РФ либо Союз автостраховщиков. Некоторые брокеры также помогают восстановить коэффициент бонус-малус.
Не только автомобилисты стремятся возвратить коэффициент бонус-малус к первоначальному значению. Страховщики тоже не хотят утратить доход и предоставлять скидку, стараются найти разные причины для повышения коэффициента бонус-малус.
Наиболее часто распространёнными аргументами для оправдания своих действий они используют такие:
- Отсутствие данных об изменении документов автомобилиста;
- Поломка фиксирующего оборудования либо сбой системы;
- Отсутствие страховки у собственника автомобиля на протяжении года.
Стремясь обнулить коэффициент КБМ, страховщик объяснит случившееся сбоем в системе. У автомобилиста есть возможность вернуть заработанные бонусы.
Водитель должен начать со сбора справок от предыдущих страховщиков. Документы должны подтвердить, что автомобилист не попадал в ДТП в предшествующие периоды. Если собственник ТС не имеет возможности подтвердить факты документально, восстановить значение коэффициента не получится.
Повышающий коэффициент ОСАГО имеет сильное влияние на стоимость страховых услуг. Сейчас действуют веские стимулы для аккуратной и безаварийной езды. Старайтесь избегать ДТП, и вы сможете оформлять ОСАГО с большой скидкой.
Как меняется КБМ по ОСАГО после ДТП? Расчёт. Можно ли и как восстановить?
Чтобы лицо, имеющее оформленный страховой полис ОСАГО, смогло получить компенсацию, понадобится собрать комплект документов. Среди них:
- заявление, написанное для получения выплаты;
- договор страхования и протокол, описывающий ДТП с подписями обеих сторон;
- в зависимости от ситуации – европротокол, документ об административном правонарушении, постановления по делу или отказ от его возбуждения;
- права собственности на машину;
- доверенность на управление автомобилем, в случае аварии без участия владельца ТС;
- расчетный счет для проведения выплаты, а также разрешение социальной защиты, если выгодоприобретатель не достиг совершеннолетия;
- документы, указанные в правилах и договоре ОСАГО.
Любая страховая организация, имеющая юридическое право выдавать ОСАГО, может проводить выплаты двумя различными способами. Среди них:
- натуральный;
- денежный.
Первый тип возмещения ущерба является приоритетным. Это означает, что страховая компания за свои личные деньги, исходя из расчета по полису ОСАГО, проводит ремонтные и восстановительные работы. При этом организация уполномочена сама выбрать СТО. У большинства компаний имеются заключенные договора со станциями технического обслуживания. Если же автомобиль новый и у него не истек срок гарантийного ремонта, его отправляют на восстановление к дилеру. Любые работы, проведенные таким способом, имеют гарантийное обязательство, которое действует 1 год.
Чтобы владелец автомобиля смог получить денежную компенсацию, нужно появление особых условий. Среди них:
- Автомобиль получил серьезные повреждения, которые невозможно устранить во время ремонта.
- Пострадавший в автомобильной аварии погиб.
- Водитель получил тяжелые и средней тяжести травмы, а также указал именно этот вид компенсации в заявлении.
- Стоимость ремонтных работ оценивается дороже, чем максимально допустимая выплата.
- Потерпевшим является инвалид, имеющий медицинское заключение, разрешающее управление транспортным средством. При этом он обязан указать этот способ выплаты в заявлении.
- Если станция обслуживания, из перечня тех, с которыми заключен договор страховой компании, не может выполнить ремонтные работы из-за отсутствия компетенции.
Получить подробное описание типов возмещения ущерба можно у консультанта, представляющего страховую организацию, оформившую полис ОСАГО.
Если виновник аварии не был установлен, а соответственно, скрылся с места происшествия, получить выплату по страховому полису ОСАГО становится весьма проблематично. Ведь в договоре такая ситуация четко прописана.
В большинстве случаев возместить ущерб, нанесенный автомобилю, не получится. Владельцу придется проводить ремонт за собственные деньги. Исключением является ситуация, когда в результаты ДТП пострадало здоровье водителя и/или пассажиров. В этом случае выплату можно получить. Только рассчитываться с пострадавшей стороной будет Российский Союз Автостраховщиков.
После того, как претензия была юридически грамотно составлена, ее вместе с копиями, отсылают в юридический отдел той страховой организации, где был получен полис ОСАГО и зафиксировано нарушение. Выполнить эту процедуру можно лично. При этом подающему претензию лицу выдается номер документа и отметка о вручении. Также, можно отправить письмо почтой. Его необходимо оформить как заказное с уведомлением.
Если ответ не поступил по истечению выделенного периода на рассмотрение заявления, можно обращаться в компании, защищающие права страхователей.
Насколько увеличится страховка после ДТП — таблица повышающих коэффициентов
В случае оформления ДТП по европротоколу сумма компенсации сокращается до 100 тысяч рублей. К тому же необходимо соблюсти все правила оформления европротокола и вовремя отправить извещение о ДТП в страховую.
4 пункт статьи 11.1 ФЗ Об ОСАГО: «4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счёт возмещения вреда, причинённого его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.»
Формально, есть одно условие, при котором может быть выплачена сумма до 400 тысяч рублей, но на практике на данный момент это невозможно.
Что должно быть соблюдено:
- ДТП должно произойти в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге или Ленинградской области;
- устройство, фиксирующее результаты ДТП должно поддерживать систему ГЛОНАСС. Должны быть соблюдены временные рамки, а также зафиксированы все повреждения, расположение и т.п;
- информация должна быть передана через специальную программу, которая пока не работает.
Когда автомобиль не подлежит восстановлению, такую ситуацию называют гибелью автомобиля. В каком случае признаётся гибель автомобиля? Когда стоимость ремонта более или равна стоимости автомобиля на дату ДТП.
Тогда страховая выплачивает сумму стоимости автомобиля на момент наступления страхового случая или максимальную сумму компенсации, если цена авто была выше 400 тыс.руб., т.к. максимальная сумма выплат по ОСАГО составляет 400 тыс.руб.
Федеральный закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” ( ОСАГО ), N 40-ФЗ / Ст. 12, П.1
«18. Размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется: а) в случае полной гибели имущества потерпевшего — в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.»
Если вы не согласны с суммой компенсации по ОСАГО и очевидное занижение выплаты
- По “Закону об ОСАГО” вы вправе требовать результаты экспертизы, проведенной страховой компанией.
- При несостыковке в суммах (необходимая по экспертизе и реальная от страховой) следует провести независимую экспертизу, которая докажет, что выплаченной компенсации не хватает на полноценный ремонт.
- Попытаться решить проблему мирным путем и составить досудебную претензию (в последующем она в любом случае будет нужна для суда). Это нужно сделать в течение 20 дней после выплаты страховой страхователю заниженной суммы.
- При непринятии решения в вашу пользу обращайтесь в суд. И обязательно воспользуйтесь услугами автоюриста.
Размер выплаты пострадавшим людям рассчитываются исходя из степени повреждения здоровья и суммы, необходимой на лечение.
Степень повреждения | Размер компенсации | Сумма выплаты |
---|---|---|
Ребенок-инвалид | 100% | 500 тыс.руб |
Инвалидность I степени | 100% | 500 тыс.руб. |
Инвалидность II степени | 70% | 350 тыс.руб. |
Инвалидность III степени | 50% | 250 тыс.руб. |
Законом об ОСАГО предусмотрены решения в случае смерти участника ДТП:
«Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет: 475 тысяч рублей — выгодоприобретателям, указанным в пункте 6 настоящей статьи; не более 25 тысяч рублей в счет возмещения расходов на погребение — лицам, понесшим такие расходы.» (Часть 7 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)
Если погибших несколько, страховая выплачивает компенсацию каждой семье погибшего кормильца.
Для того, чтобы страховая компания исполнила свои прямые обязанности, необходимо оформить и предоставить все требуемые документы.
- Заявление о ДТП.
- Справка от сотрудников ДПС.
- Полис ОСАГО.
- Водительское удостоверение.
- Свидетельство о регистрации ТС.
- Паспорт страхователя.
- Справка об ИНН.
Сколько нужно ждать решение страховой?
Итоговую сумму возмещения страховщики обязаны отдать в течение 20 рабочих дней:
«21. В течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 настоящей статьи, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.» (Часть 21 статьи 12 Федерального Закона от 25.04.2002 года № 40 – ФЗ)
Если страховщики задержали выплату, отправляйте им заявление-претензию. Помимо этого у вас есть право просить выплаты неустойки в размере 1% от суммы компенсации за каждый день просрочки. Если и это не сработает, придется идти разбираться в суд.
Иногда страховые компании производят компенсацию исключительно натурой, то есть ремонтом. Закон о ремонте вместо денежных выплат вышел в свет 17 марта 2017 года. Поэтому сейчас страховые в 90% случаях отправляют страхователей на ремонт.
Когда же человек сможет получить именно выплату?
- Причинен тяжкий вред здоровью или наступила смерть.
- Автомобиль не подлежит восстановлению.
- Потерпевший — инвалид I или II группы.
- Сумма ущерба более 400 тысяч рублей.
- Ремонт в автосервисе страховой компании невозможен.
- Ближайший автосервис расположен далее, чем 50 км от дома водителя или от места ДТП.
Оформляйте ОСАГО вовремя! С помощью этой формы вы можете сделать все самостоятельно. Если у вас есть вопросы по внесению данных, можете ознакомиться с инструкцией по покупке страховки онлайн.
Учет износа при оценке ущерба по полисам ОСАГО. Изменение практики.
Когда виноваты 2 водителя?
- — Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
- — Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.
Когда виновнику ДТП все равно придется платить?
Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).
Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).
Если есть КАСКО
Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.
Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО — вами.
Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.
КБМ при ДТП может либо снижаться, либо наоборот, повышаться. Понижение рейтинга происходит, если авария произошла по вине данного водителя. Если же он не виновен в происшествии, то к нему никаких претензий у страховщика быть не должно. По итогам года, у водителя, не по своей вине попавшего в ДТП, класс возрастает на 1 пункт, как если бы он вообще не участвовал в происшествии.
Падение рейтинга для виновников автомобильной аварии высчитывается на основании специальной таблицы, разработанной сотрудниками Центробанка РФ совместно с РСА. Периодически в неё вносятся дополнения и коррективы, последние из которых произошли в весной 2019.
Приведённая выше таблица используется в ситуации, если водитель признан виновным в совершённом ДТП. В первом столбце указывается класс КБМ, во втором – коэффициент «бонус-малус». Шофёру, имеющему личный показатель с 4 до 13 класса включительно, предоставляется скидка при оформлении ОСАГО. Третий, базовый, класс не даёт ничего – его коэффициент равен единице. А вот показатели рейтинга от 2-го до «М» предполагают резкое увеличение цены страховки, от 1,4 раза до 2,45 раз.
Когда, по итогам разборки причин ДТП, сотрудниками автоинспекции установлено, что застрахованный водитель не виновен в происшествии, никаких компенсационных выплат за него не производится. Следовательно, и его класс в системе «бонус-малус» не понижается.
Бывает, что в аварии виноваты оба его участника. Степень вины каждого из них в этом случае устанавливается в результате изучения обстоятельств происшествия. Она может быть равной, то есть, 50/50, или неравнозначной. Но в любом случае, обоих виновных водителей ожидает снижение уровня КБМ после ДТП. И того шофёра, кто виновен в столкновении на 99%, и второго – виновного только на 1%.
Страховые выплаты по полису ОСАГО — сумма, формула расчета
Рассчитать снижение своего рейтинга КБМ можно самостоятельно, воспользовавшись представленной выше таблицей. Для этого водителю нужно знать такие параметры:
- Свой класс на начало страхового года.
- Количество совершённых по своей вине ДТП за истёкший год.
Эти данные подставляются в соответствующие столбцы и графы таблицы, в результате выясняется класс КБМ в наступающем году. Пример: изначально водитель имел 10 класс, а за истекший год совершил 2 аварии, в которых он был признан виновником. Находим в первом столбце графу 10, а в правой части – столбец «2 страховые выплаты». На месте их пересечения видим цифру «3». Значит, класс в будущем году понижается с десятого до базового, третьего уровня. В итоге теряется скидка в 35% от базового тарифа ОСАГО.
Повышающий коэффициент, установленный в результате ДТП, действует в течение всего наступившего страхового года. По окончании его, в зависимости от аккуратности вождения, возможно дальнейшее снижение класса КБМ, либо его увеличение.
Восстановление КБМ после ДТП
Снижение рейтинга в системе «бонус-малус» влечёт за собой повышение расходов на оформление ОСАГО. Поэтому, многие водители заинтересованы в скорейшем восстановлении КБМ после ДТП.
Сделать это можно только двумя способами:
- Добиться пересмотра выводов сотрудников ГИБДД о виновности. Сделать это можно в административном, или в судебном порядке – предоставив вескую доказательную базу своей невиновности.
- Более не становиться виновником ДТП, повышая свой рейтинг КБМ на одну строку каждый год.
В рамках закона утверждено тарифное руководство, которое используется для определения размера страховой премии.
Повышенная ставка может учитываться только по двум показателям:
- При грубых нарушениях. Страховщики могут применять повышающий (Кн), если водитель стал виновником аварии по причине того, что нарушил правила вождения. На практике этот показатель используется крайне редко.
- Если автолюбитель виновник. В этом случае расчет происходит по таблице КБМ.
Помимо указанных коэффициентов учитывают:
- Тб: определяется для каждого типа транспорта
- Кт: берется исходя из прописки владельца
- Квс: определяется в зависимости от срока действия ОСАГО
- Ко: отражает количество застрахованных водителей: ограниченная или неограниченная страховка
- Км: зависит от количества лошадиных сил
Коэффициент бонус-малус (КБМ) – показатель, который определяется исходя из наличия или отсутствия страховых случаев по полису ОСАГО. Этот коэффициент может изменить стоимость полиса, как в меньшую, так и большую стоимость.
Для определения показателя утверждена таблица. Для определения тарифа можно использовать:
- специальную таблицу
- сайт РСА
- специализированные порталы, предлагающие бесплатно получить отчет
Определяя КБМ, страховщик учитывает, кто являлся виновником аварии. В рамках 40 ФЗ «Об ОСАГО» повышающий показатель не применяется к пострадавшему в ДТП водителю. Такая категория автолюбителей могут рассчитывать на понижающий бонус в размере 5%, при условии, что у водителя не максимальный показатель (0,5).
Для участника движения, который был виновником предусмотрен повышающий показатель. Рассчитывают его по таблице, как было описано ранее в статье. Поскольку все финансовые организации используют единые тарифы и базу РСА для получения сведений, стоимость будет неизменной.
Каждый водитель, который вынужден переплачивать в результате применения повышающего показателя за аварийное вождение, задает вопрос: сколько он будет действовать? Ответ простой – год. Спустя указанный период данные будут обновлены и зафиксирован новый показатель. Когда автолюбитель аккуратно проездил год, то можно рассчитывать на сниженный бонус, который находится строчкой ниже.
Пример:
- 2,45 – 2,3
- 2,3 – 1,55
- 1,55 – 1,4
- 1,4 – 1
- после каждый год на 5% меньше
Получается, при наличии максимального коэффициента водителю потребуется 4 года безаварийно управлять транспортом. Только после этого он сможет вернуться к начальному значению и начать зарабатывать скидку.
Безусловно, никто не хочет переплачивать, даже если нарушил правила и был виновником аварии. В таком случае есть несколько хитростей, с помощью которых можно купить полис по начальной цене, без применения повышающего показателя.
Как избежать повышенного тарифа:
Неограниченный полис | Достаточно оформить ОСАГО с условием, что к управлению допущено неограниченное количество водителей. Конечно, потребуется немного переплатить, но это выгодно, при наличии максимального повышающего показателя. Спустя год (столько хранятся сведения в базе РСА) данные по аварийности водителя будут аннулированы, и он сможет купить страховку по ставке, как для новичка. |
Смена в/у | Показатель КБМ в базе фиксируется по:
При смене данных повышенный КБМ не будет высвечиваться, и участник движения сможет оформить бланк обязательной защиты по начальному классу и начать новую историю. |
Смена личных данных |
Сроки визита в офис страховой компании напрямую зависят от характера обращения. Если необходимо оформить бланк защиты на новый срок, то продление доступно за 60 дней, до окончания ранее заключенного ОСАГО.
Сроки обращения при ДТП:
- в течение 5 дней, если страховой случай оформлен по европротоколу, без участия сотрудника ГИБДД
- в течение 3 лет, при условии, что авария была зафиксирована со стороны аварийного комиссара или сотрудника полиции
Важно понимать, что в последнем случае указан максимальный срок. В течение указанного периода нельзя ремонтировать автомобиль. В противном случае в выплате компенсации будет отказано.
Изменились правила определения коэффициента «бонус-малус»
В первую очередь рассмотрим новый пункт 2 статьи 9 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
2. В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:
а) назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:
- водителям, указываемым в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, – в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;
- страхователю по заключаемому договору обязательного страхования – в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями;
б) неоднократное в течение года, предшествующего дате заключения договора обязательного страхования, привлечение лиц, указанных в абзацах втором и третьем подпункта «а» настоящего пункта, к административной ответственности за проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час или за выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения (за исключением случаев фиксации данных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, а также случаев, если данные правонарушения сопровождались наступлением страхового случая, учитываемого при определении коэффициента страховых тарифов, предусмотренного подпунктом «б» пункта 3 настоящей статьи);
в) наличие в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему в случае, если страхователем является юридическое лицо;
г) иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.
Данный пункт довольно большой по размеру, поэтому ниже разберем его по частям.
Пришло время разобраться, на какие типы договоров ОСАГО распространяется нововведение. Если говорить коротко, то на все:
- открытая страховка (без ограничения водителей) — проверяются нарушения страхователя, то есть человека, оформляющего страховку;
- с ограничениями — проверяются нарушения для всех водителей, которые будут вписаны в полис.
Примечание. Исходя из формулировки рассматриваемого пункта 2 (и подпункта «б»), можно сделать вывод о том, что если каждый из двух водителей, вписанных в страховку, имеет по одному нарушению из таблицы выше, то стоимость ОСАГО может быть увеличена.
Рассмотрим пункт 1 статьи 30 обновленного документа:
Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях.
Органы внутренних дел посредством электронного взаимодействия предоставляют страховщикам, профессиональному объединению страховщиков по их запросам необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона сведения о водительских удостоверениях лиц, допущенных к управлению транспортными средствами, о транспортных средствах, состоящих на государственном учете, и зафиксированных сотрудниками полиции дорожно-транспортных происшествиях, а также сведения о привлечении владельцев транспортных средств к административной или уголовной ответственности за правонарушения в области безопасности дорожного движения, необходимые для установления страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Из данного пункта можно сделать вывод о том, что страховые компании будут в автоматическом режиме обращаться к базе данных ГИБДД и получать необходимую информацию о штрафах. С технической точки зрения это не представляет особых сложностей. Тем более, что в 2021 году проверить информацию о штрафах через интернет может любой желающий:
Рассмотрим пункт 4 статьи 9:
4. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратный размер базовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом территории преимущественного использования транспортного средства, а при применении коэффициентов, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, — ее пятикратный размер.
4. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать максимальное значение базовой ставки страховых тарифов, установленное Банком России для соответствующего транспортного средства, скорректированное с учетом коэффициентов страховых тарифов, установленных в соответствии с подпунктами «а» – «д» пункта 3 настоящей статьи.
В данном пункте речь идет о максимальной сумме, которую не может превышать стоимость страхового полиса ОСАГО ни при каких условиях.
В текущей редакции документа максимальная стоимость рассчитывается по формулам:
Tmax = 3 * ТБ * КТ
Tmax = 5 * ТБ * КТ (если водитель допустил нарушения, влекущие применение коэффициента КН).
В новом законе для расчета предлагается использовать новую формулу:
Tmax = ТБmax * КТ * КБМ * КМ * КО * КВС * КС
В качестве примера рассмотрим максимальную стоимость ОСАГО для легкового автомобиля категории B в Москве при наличии нарушений водителя.
По действующей формуле:
Tmax = 5 * ТБ * КТ = 27460 — 49420
(в зависимости от базового тарифа, выбранного страховой)
По новой формуле:
Tmax = ТБmax * КТ * КБМ * КМ * КО * КВС * КС =
= 4942 * 2 * 2.45 * 1,6 * 1 * 1,87 * 1 = 72 454 рубля
Пример показывает, что максимальная стоимость ОСАГО стала гораздо больше, однако для каждого водителя она рассчитывается индивидуально.
Поскольку большинство собственников машины оформляют страховку на 1 год, то и рассчитываются изменения на этот же промежуток времени. Изменения в значении коэффициента бонус-малус полностью основываются на таблице приведенной выше. В среднем, цена ОСАГО после ДТП вырастает на 10-30% стоимости.
К примеру, сидящий за рулем человек имеет 5 класс и, после всего одной аварии, его показатель увеличится с 0.9 до 1, а значит, и цена станет выше на 10%.
Водитель же, который достиг 12 уровня, при провоцировании всего одного ДТП, сразу теряет 6 пунктов, и переводится в 6 класс, КБМ возрастает с 0.55 до 0.85. Увеличивается страховка после ДТП на 30%.
До того, как в Закон «Об ОСАГО» №40-ФЗ были введены поправки, не допустить подорожания страховки можно было несколькими способами:
- Не вписывать в перечень водителей, которые могут управлять машиной того, кто спровоцировал ДТП.
- При переходе в другую организацию подавать все данные о нарушении договора в прошлый период времени было не обязательно. Но такой выход был удобен только для некоторых начинающих автомобилистов. Тем же, кто имел 6 класс или выше, даже при участии по собственной вине в одном ДТП, все равно предоставлялись скидки. Но после нового пересмотра и дополнения закона теперь, даже при переходе в другую компанию, собственник авто должен предоставить полную информацию обо всех фактах нарушения и авариях за прошлый год.
- Оформить ОСАГО с неограниченным количеством водителей на одно транспортное средство. Но не стоит забывать, что при расчете берется во внимание показатель Ко, равный 1.8. Получается, что снизить стоимость можно, только если водителю присвоен класс 0.
На данный момент официально и правомерно можно использовать только первый способ, все остальные приравниваются к мошенничеству и караются по закону.
Стоимость ОСАГО после ДТП меняется только в том случае, если виновником признаны вы. В таком случае стоимость в следующем году будет на порядок дороже. Но, если виноват другой водитель, то вас такие меры не коснутся никаким образом.
Если водителю при оформлении автогражданки был насчитан повышающий коэффициент ОСАГО после ДТП, знать, сколько действует такой показатель, крайне необходимо.
Срок действия БМ-коэффициента, повышающего стоимость автогражданки на определенный процент:
- равен периоду действия договора со страховой компанией;
- составляет 1 год.
Рекомендуется самостоятельно следить за БМ-показателем, так как некоторые страховые компании не всегда добросовестно выполняют расчет данного значения.
С 9.01.19 произошли некоторые изменения касающиеся определения КБМ. Теперь для каждого водителя он будет устанавливаться 1 апреля. Он также не будет “слетать” в случае перерыва страхования более года.
Автовладельцу 3 класса для того, чтобы определить, на сколько увеличивается цена страховки после ДТП в 2021 году, необходимо учесть количество страховых ситуаций:
- 1 – БМ-коэффициент поднимается до значения 1,55, тариф возрастает на 55 %;
- 2 – владельцу автомобиля присваивается М-класс, при котором БМ-значение повышается до максимально возможного показателя 2,45, приобретение автогражданки в этом случае обойдется на 145 % дороже.
Рассчитать, на сколько повышается страховка после ДТП для автолюбителя 4 кл., тоже не составляет особого труда. Если за страховой период случится 1 авария, повторно застраховать машину после истечения срока автогражданки можно будет с переплатой в 45%. Две аварийные ситуации повышают стоимость последующего автострахования на 60%.