Изменения в валютном законодательстве с 1 июля 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в валютном законодательстве с 1 июля 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
- операция до 200 тыс. руб. — в банк сообщают код операции;
- операция свыше 200 тыс. руб. — в банк представляют документы, сопровождающие сделку;
- операции экспорта и импорта с определенным лимитом — происходит регистрация договора для валютного контроля.
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Валютное законодательство: что изменилось с 2021 года
Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:
- при поступлении валюты на транзитный валютный счет — в течение 15 дней с даты поступления;
- при списании валюты или при списании в пользу нерезидента — одновременно с распоряжением о списании.
Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).
Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.
В октябре 2020 года Правительством РФ был принят Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее – План по восстановлению экономики). Документ принят в целях поддержки российского бизнеса в период кризисной ситуации и содержит ряд мер по поддержке различных направлений бизнеса. Одно из таких направлений – увеличение экспорта и поддержка импортозамещения. В рамках данного направления указано различное количество мер, в том числе направленных на изменение правил валютного контроля в сторону его ослабления.
Эти меры включают:
- поэтапную отмену репатриации валютной выручки для участника ВЭД;
- освобождение участника ВЭД от обязанности по репатриации в случае получения банковской гарантии от российского банка;
- увеличение оснований для зачета встречных требований или новации обязательств по внешнеторговым контрактам;
- внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за «сомнительными валютными операциями» участников ВЭД.
Вместе с предложенными выше мерами в первоначальной версии Плана по восстановлению экономики предлагалось приостановить взимание штрафов за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам и займам с 1 апреля 2020 года до 1 июля 2021 года. Но позднее, в финальной сентябрьской редакции Плана, от данной меры решили отказаться. Во второй половине 2020 года после возобновления валютных проверок количество выявленных валютных правонарушений и начисленных штрафов нашим клиентам – компаниям увеличилось, и мы предполагаем, что подобная тенденция продолжится и в 2021 году.
Ключевая инициатива Правительства — это введение механизма сомнительных валютных операций и внедрение риск-ориентированного подхода к контролю за такими операциями. Этот механизм призван в будущем заменить традиционную систему валютного контроля в российских банках и ослабить государственный контроль за валютными правонарушениями. Еще в 2018 году Минфин предлагал ввести в Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — 173-ФЗ) понятие «сомнительной валютной операции». Напомним, что к признакам сомнительных операций (Положение ЦБ РФ от 02.03.2012 N 375-П), относятся, в частности, запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или законной цели, излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности, необоснованная поспешность в проведении операции, внесение изменений в сделку непосредственно перед началом ее реализации и т. д.
При выявлении сомнительной валютной операции предлагалось разрешить ЦБ РФ приостановить операцию и обязать передавать соответствующие сведения в контролирующие органы. В списке ведомств, которые должны были заниматься контролем и обработкой сведений о сомнительных валютных операциях, значились ФНС, ФТС, Росфинмониторинг, МВД, Генпрокуратура, СК, ФСБ и уполномоченные банки.
Сейчас та же инициатива, но уже с другим набором вводных, содержится в Плане по восстановлению экономики. Здесь механизм «сомнительных валютных операций» объясняется введением риск-ориентированного подхода к валютному контролю. Это подход, по словам Силуанова, даст возможность отойти от практики тотального контроля за участниками ВЭД.
Как предположительно будет работать система выявления сомнительных валютных операций? Разработанный законопроект на данный момент не опубликован, его представление в Государственную Думу запланировано на июль 2021 года, а принятие – на февраль 2022 года.
Предполагается, что риск-ориентированный подход может быть реализован в двух сценариях. В текущей редакции статьи 23 173-ФЗ, органы валютного контроля (банки) представляют в органы валютного контроля сведения обо всех валютных операциях клиентов, проводимых с их участием. Одним из возможных сценариев является изменение данной нормы в части объема сведений, передаваемых органам валютного контроля.
- первый сценарий
Согласно первому возможному сценарию, банки будут передавать сведения в ведомства только в отношении выявленных сомнительных валютных операций. Это позволит существенно снизить нагрузку на работу контролирующих органов и инициировать валютные проверки более точечно.
- второй сценарий
Согласно второму сценарию, передача информации о валютных операциях продолжится в прежнем режиме, но валютные проверки будут инициироваться автоматически в отношении сомнительных операций и выборочно – в отношении отдельных валютных операций. В обоих сценариях потребуется внесение изменений в административные регламенты контролирующих органов о проведении валютных проверок в части оснований для начала процедуры валютной проверки.
Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
Еще одна инициатива, которая обсуждается участниками ВЭД уже более 10 лет – это отмена требования о репатриации валютной выручки по внешнеторговым контрактам. Напомним, что репатриация валютной выручки представляет собой обязанность резидента по зачислению валютной выручки или возврату авансов за непоставленные товары или неоказанные услуги на свои счета в российских банках. Основная задача данной меры – защита российской экономики от оттока капиталов.
Позиция профильных ведомств в последние годы сводилась к тому, что репатриация — это пережиток советского прошлого, и в реальности российский бизнес уже давно эффективно использует зарубежные торговые структуры, которые выступают закупщиками или торговыми агентами, и на которых оседает большая часть прибыли.
В августе 2019 года в 173-ФЗ были внесены изменения, по которым полностью отменены требования о репатриации по экспортным несырьевым контрактам, сумма обязательств и оплата по которым предусмотрена в рублях. Для аналогичных рублевых сырьевых контрактов была введена поэтапная отмена репатриации:
- начиная с 1 января 2020 года – только в отношении не более 10% от суммы контракта;
- с 1 января 2021 года – не более 30%;
- далее, поэтапно, заканчивая 2024 годом, планируется полная отмена репатриации.
Несмотря на то, что рубли не являются популярной валютой коммерческих сделок с иностранными партнерами, законодателем был сделан первый шаг в сторону либерализации валютного законодательства в России.
В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.
Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.
Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.
С 1 июля резидентам разрешается исполнять экспортные внешнеторговые договоры путем зачисления выручки в иностранной валюте на их счета в зарубежных банках или иным способом, разрешенным законодательством Российской Федерации.
Президент Владимир Путин подписал закон, отменяющий требование о репатриации резидентами выручки в иностранной валюте по внешнеторговым договорам с нерезидентами. Исключение составляют внешнеторговые договоры поставки товаров по определенным позициям Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Закон распространяется и на экспортные договора, заключенные между резидентами и нерезидентами до дня его вступления в силу, но по которым обязательства по оплате в иностранной валюте не были исполнены.
С 1 июля отменено требование о репатриации иностранной валюты по экспортным договорам. Резидентам разрешается исполнять экспортные внешнеторговые договоры путем зачисления выручки в иностранной валюте на их счета в зарубежных банках или иным способом, разрешенным законодательством.
Закон распространяется и на экспортные договоры, заключенные до его вступления в силу, если обязательства по оплате в иностранной валюте не были исполнены.
К общим существенным условиям валютных договоров, заключаемых между резидентами и нерезидентами, относится указание срока исполнения обязательств нерезидентами:
• при экспорте — по оплате переданных нерезиденту товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду (внесению арендной платы и иных связанных с арендой платежей), выполненных работ, оказанных услуг, что соответствует условиям расчетов, обязательность указания которых предусмотрена в абз.5 подп.1.16 п.1 Указа № 178.
Пример договорного условия
«Покупатель обязуется оплатить Товар в порядке предварительной оплаты не позднее 10 (десяти) банковских дней от даты подписания Сторонами инвойса, если иное не предусмотрено в инвойсе»;
• при импорте — по возврату нерезидентом белорусских рублей, иностранной валюты, внесенных резидентом в качестве предварительной оплаты, в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров, нераскрытой информации, исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, имущественных прав, имущества в аренду, выполнению работ, оказанию услуг (ч.2 п.1 ст.10 Закона № 226-З).
Пример договорного условия
«Производитель обязуется вернуть перечисленные Покупателем суммы предварительной оплаты в случае неисполнения или исполнения не в полном объеме нерезидентом обязательств по передаче товаров не позднее ______________, если иное не согласовано Сторонами путем заключения дополнительного соглашения к Контракту».
При этом Законом № 226-З не предусмотрены предельные сроки исполнения нерезидентом соответствующих обязательств, которые не могут превышать сроки, указанные сторонами в валютном договоре.
Основные изменения правил валютного контроля для участников ВЭД в 2021 году
В соответствии с общим правилом п.2 ст.392 ГК, если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора должны быть приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, валютные договоры, которые заключены до 9 июля 2021 г., нужно привести в соответствие с новыми требованиями законодательства путем заключения дополнительных соглашений к ним.
Исключения
Не требуется приводить в соответствие с новыми нормами валютного законодательства договоры, которые одновременно соответствуют следующим критериям:
• заключены до 9 июля 2021 г.;
• предусматривают проведение валютных операций с использованием иностранной валюты в случаях, установленных нормами, которые действовали до 9 июля 2021 г.;
• срок действия которых не будет продлен (увеличен) (ст.4 Закона от 30.06.2020 № 36-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»).
Любой валютный договор является гражданско-правовым договором конкретного вида (поставки, аренды, возмездного оказания услуг и т. д.), поэтому должен согласно ч.2 п.1 ст.402 ГК также содержать существенные условия гражданско-правового договора соответствующего вида:
1) условие о предмете договора;
2) условия, которые названы в законодательстве как существенные, необходимые или обязательные для данного вида договора;
3) условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Это могут быть любые условия, не противоречащие законодательству (ст.391 ГК).
Постановлением № 191 предусмотрено, что банки Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» до 31 июля 2021 г. включительно при проведении платежей юридических лиц и ИП, являющихся резидентами Республики Беларусь, по валютным договорам, предусматривающим экспорт, импорт, в случае указания в платежных инструкциях регистрационного номера сделки, присвоенного такому договору банком Республики Беларусь до 9 июля 2021 г. в соответствии с подп.1.11 п.1 Указа № 178, не проверяют соблюдение требований о регистрации валютного договора на веб-портале.
Валютный договор подлежит регистрации в следующие сроки в зависимости от того, какое из нижеуказанных событий наступает раньше:
• до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора;
• не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств по валютному договору на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке (ч.1 п.6 Инструкции № 37).
Исключение
В случае внесения в ранее не подлежавший регистрации валютный договор изменений, в соответствии с которыми:
• сумма обязательств по нему достигает либо увеличивается до суммы, предусмотренной ч.1 п.3 Инструкции № 37 (4 000 БВ — для юридического лица — резидента и ИП-резидента, 2 000 БВ — для физического лица — резидента)
или
• становится неопределенной, —
такой валютный договор подлежит регистрации не позднее 7 рабочих дней с даты внесения указанных изменений (ч.2 п.6 Инструкции № 37).
Обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З).
При этом в Руководстве Нацбанк рекомендует определить в организации круг лиц, которые обязаны регистрировать валютные договоры. Данная обязанность может быть установлена приказом (распоряжением), в должностной инструкции, положении об отделе или локальном правовом акте нанимателя.
С 1 июля 2021 несырьевых экспортеров освободят от репатриации валютной выручки
Несмотря на то что обязанность осуществить регистрацию валютного договора несет резидент (подп.2.3 п.2 ст.8 Закона № 226-З), фактически данное действие может быть выполнено несколькими субъектами.
Регистрация валютного договора
Резиденты могут регистрировать валютные договоры (ч.1 п.5 Инструкции № 37) | ||||||
| |
|||||
Самостоятельно на веб-портале Нацбанка | С помощью банков Республики Беларусь, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» при условии осуществления ими банковских операций, в том числе расчетно-кассового обслуживания резидента, по валютному договору | |||||
|
||||||
Основание — предварительно заключенный договор между банком и резидентом об оказании услуг (ч.2 п.5 Инструкции № 37) |
Пока в Законе о валютном контроле предусмотрено только право резидентов РФ открывать и использовать счета в иностранных банках и иных организациях финансового рынка. Нововведения на законодательном уровне закрепляют право резидентов на использование иностранных электронных кошельков и осуществление по ним переводов денежных средств без открытия счета в банке.
Одновременно у резидентов РФ появится новая обязанность. Теперь нужно будет ежегодно подавать в налоговые органы отчет не только о движении денежных средств по своим иностранным счетам, но и о переводах средств с использованием иностранных электронных кошельков. Причем, в отличие от отчетов владельцев иностранных счетов, отчеты о переводах через электронные кошельки должны подаваться независимо от того, какой стране принадлежит средство электронного платежа: иностранному государству – члену ЕАЭС или государству, с которым осуществляется автоматический обмен финансовой информацией.
Подать такой отчет необходимо будет, если общая сумма средств, зачисленных на кошелек, за год превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 тыс. руб.
Сроки представления отчета о переводе денежных средств по иностранным электронным кошелькам составляют:
- для физлиц – до 1 июня года, следующего за отчетным;
- для юрлиц – ежеквартально, в течение 30 дней с момента завершения квартала.
С 1 июля будет введен запрет на прием на территории РФ иностранных электронных средств платежа для оплаты товаров, услуг и результатов интеллектуальной деятельности. Также нельзя будет использовать такие кошельки в операциях, связанных с внешнеторговой деятельностью и договорами займа. Это значит, что российские резиденты больше не смогут принимать в качестве оплаты переводы с таких иностранных электронных кошельков, как Alipay, Garmin Pay, WeChat и т.п.
Однако, исходя из формулировки закона, непонятно, применяется ли такой запрет к случаям, когда резиденты РФ – физлица продают на торговых площадках в интернете, например на eBay, товары или услуги лицу в другом государстве и получают плату посредством иностранных электронных кошельков. Органы власти пока не давали официальных разъяснений по этому вопросу, потому он остается открытым.
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
- Экономические методы контроля имеют приоритет над административными.
- Вмешательство в проводимые бизнесменами валютные операции допустимо только в рамках, предусмотренных законом.
- Единый подход к валютному контролю в рамках внешней и внутренней политики.
- Защита прав всех сторон сделки.
Валютный контроль делится на следующие формы:
- Предварительный, который осуществляется до проведения операции.
- Текущий, который производится непосредственно при реализации контракта и осуществлении валютных расчетов.
- Последующий, проводимый после завершения сделки.
Что изменилось в правилах контроля за снятием наличных и переводами в 2021 году
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
- Любые перемещения денег или ценных бумаг через государственную границу.
- Любые операции между нерезидентами и резидентами.
- Рублевые сделки между нерезидентами.
- Валютные сделки между резидентами.
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма |
Экспорт |
Импорт или кредитование |
---|---|---|
до 200 тыс. руб. | документы предоставлять не нужно, достаточно сообщить банку код операции | |
от 200 тыс. руб. до 3 млн руб. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. | любой документ, позволяющий банку проставить код операции: контракт, акт, счет и т.п. |
от 3 млн руб. до 6 млн руб. | контракт для регистрации | |
свыше 6 млн руб. | контракт для регистрации |
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Образец заполнения СПД можно скачать здесь
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
- 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
- от 75% до 100% от суммы сделки.
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка |
Юридические лица |
Должностные лица и ИП |
---|---|---|
до 10 дней | от 5 до 15 тыс. руб. | от 0,5 до 1 тыс. руб. |
от 10 до 30 дней | от 20 до 30 тыс. руб. | от 2 до 3 тыс. руб. |
более 30 дней | от 40 до 50 тыс. руб. | от 4 до 5 тыс. руб. |
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
- На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
- При подготовке контракта следует:
- внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
- предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
- внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
- указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
- предусмотреть страхование коммерческих рисков.
- При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
- своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
- направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
- добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
С указанной даты устанавливается совершенно новый порядок регистрации валютных договоров и представления отчетности по их исполнению на специально созданном веб-портале Нацбанка и одновременно частично продолжат действовать привычные нам требования представления документов в обслуживающий банк при совершении отдельных валютных операций. Таким образом, мы будем иметь дело с двумя направлениями валютного контроля: посредством веб-портала Нацбанка и посредством банков (см. схему 1).
Использования иностранных электронных кошельков в 2021 году — часть 2
Начинать необходимо все-таки с регистрации договора на веб-портале. Для этого нужно определить, подлежит ли ваш договор такой регистрации. Подробно о том, как это правильно сделать, читайте в статье «Регистрация валютного договора с 9 июля 2021 г.: запоминаем новые правила». Если валютный договор подлежит регистрации, это повлечет не только прохождение самой процедуры регистрации, но и дальнейшее представление через веб-портал сведений об исполнении и завершении обязательств по зарегистрированному договору. Этот процесс необходимо контролировать в течение всего периода действия валютного договора. Если же вы определили, что валютный договор не подлежит регистрации, то никаких действий на веб-портале совершать не нужно.
Одновременно исполнение денежных обязательств по нашему валютному договору (не важно, зарегистрированному или не зарегистрированному) контролирует банк, обслуживающий счет, через который проводятся операции по данному договору. В связи с этим при совершении любого зачисления на счет иностранной валюты или платежа (списания валютных средств) необходимо будет представлять определенные документы и сведения в банк.
Далее мы предлагаем алгоритмы действий по каждому из направлений валютного контроля.
Несмотря на то что банки больше не будут выполнять функции агентов валютного контроля, за ними закреплено некоторое число полномочий при проведении валютных операций (ст. 22 Закона о валютном регулировании в новой редакции), в число которых входит право требовать от резидентов и нерезидентов представления документов и иной информации, подтверждающих соответствие проводимых валютных операций требованиям валютного законодательства.
Главой 4 Инструкции № 147 определены информация и документы, которые необходимо представлять в банк, а также случаи и порядок их представления.
Внимание! В расписании возможны изменения. Просим уточнять информацию у администратора
Набор для записей | Пособие | Кофе-брейк | Обед | Сертификат |
Информация для заказа
- Цена: 10 900 руб./чел.
Прежде всего внесены изменения в ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. В ней указано, что если резидент осуществил операции по реализации товаров, работ или услуг (ТРУ) в отношении своих контрагентов на территории иностранного государства, то он должен обеспечить поступление оплаты от соответствующих контрагентов в срок, установленный договором.
Если ТРУ приобретаются на условиях предоплаты, то в условиях договора должна стоять ожидаемая дата исполнения сделки. Если иностранный контрагент в нее не укладывается, то есть не исполняет обязательство перед российской организацией, то необходимо обеспечить возврат суммы полученного аванса.
В ч. 2 ст. 19 устанавливаются возможности зачета встречных обязательств.
Изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле
С 2021 года изменения в ст. 19 связаны в первую очередь с послаблениями в области валютного контроля. В пп. 1 п. 1 ст. 19 появилось определенное смягчение нормы, затрагивающей валютное регулирование (изменения внесены Федеральным законом от 02.08.2019 № 265-ФЗ). Речь идет об операциях с иностранными контрагентами в рамках реализации ТРУ, но при условии, что сделки осуществляются в рублях. Таким образом, круг нерезидентов — иностранных контрагентов сужается.
Более того, в Федеральном законе от 02.08.2019 № 265-ФЗ прописаны виды товаров, по отношению к которым установлены соответствующие послабления.
Послабления начали действовать еще в 2020 году, но в 2021 году данная норма расширилась. Теперь, если в рамках внешнеторгового контракта резидент получает от нерезидента по указанным ранее операциям сумму в отношении не более 30 %, то данная ситуация не попадает под валютный контроль.
Также в ст. 19 была внесена поправка Федеральным законом от 07.04.2020 № 118-ФЗ: у нерезидентов появилось право не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ или проводить зачет встречных обязательств по тем операциям, которые осуществляются между контрагентами и которые установлены перечнем правительства РФ. То есть правительство РФ предоставило возможность российским организациям не получать напрямую деньги от своих контрагентов, чтобы не нарушать валютное законодательство, а осуществлять зачет встречных обязательств.
Операции и услуги, на которые распространяется эта поправка, указаны в Постановлении Правительства РФ от 23.09.2020 № 1516:
- издание ПО;
- разработка компьютерного ПО;
- деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность;
- высшее образование;
- услуги по производству компьютеров и периферийного оборудования; отдельные операции процесса производства компьютеров и периферийного оборудования, выполняемые субподрядчиком;
- услуги по производству коммуникационного оборудования отдельные, выполняемые субподрядчиком;
- услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное ПО;
- услуги в области высшего образования.
В ст. 19 появилась еще одна поправка (введена Федеральным законом от 17.02.2021 № 9-ФЗ): если все-таки произойдет такая ситуация, что российская организация как резидент не получит исполнение обязательства от иностранного контрагента, то если она обеспечивает получение на свои банковские счета сумму гарантии, которая ей приходит, и эта сумма гарантии приходит от банка и она сопоставима с величиной того обязательства, которое должен исполнить иностранный контрагент, то данная ситуация тоже не является нарушением валютного законодательства. Ранее такая норма была предусмотрена в отношении страховых сделок.
Есть изменения, которые отражены в ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Эта статья устанавливает категорию органов и агентов валютного контроля. К органам валютного контроля относятся Банк России, Федеральная таможенная служба, ФНС. Именно они уполномочены устанавливать критерии валютного контроля, нормы контроля и разрабатывать документы, связанные с проведением контрольных мероприятий.
Агенты контроля — это органы, подающие информацию в органы валютного контроля. К ним относятся уполномоченные банки, в которых открыты счета, профессиональные участники рынка ценных бумаг, госкорпорация «Развитие».
В ст. 23 указан перечень документов, который могут запрашивать органы внутреннего контроля у участников ВЭД. С 2021 года этот перечень расширен. В п. 9 ст. 23 к таким документам добавили:
- документы, подтверждающие фиксацию сторонами внешнеторгового договора (контракта) факта порчи, повреждения, утраты товара, его естественной убыли при транспортировке;
- документы, свидетельствующие о принятии и рассмотрении продавцом (поставщиком) претензии, предъявленной в связи с нарушением условий внешнеторгового договора (контракта) о количестве и (или) качестве поставленных товаров;
- документы об урегулировании сторонами вопроса оплаты товара с учетом уменьшения его стоимости в результате порчи, повреждения, утраты или в случае его естественной убыли при транспортировке;
- счета-фактуры;
- переводные векселя.
Ранее этот перечень не был четко установлен. И затребование дополнительных документов могло приводить к непониманию и неправомерным действиям со стороны органов валютного контроля.
Теперь органы и агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
С 1 января 2021 года участникам ВЭД предоставляются определенные возможности, которые упрощают им жизнь.
В настоящее время функционирует Российский экспортный центр. Его задача — создать определенную систему комфортных отношений в рамках ВЭД, а именно систему «Одно окно», которая должна включить все возможности, связанные с работой участников ВЭД: регулирование вопросов внутреннего контроля, вопросов, связанных с налоговыми и таможенными органами.
На сайте Российского экспортного центра есть система «Навигатор», которая дает возможность участникам ВЭД изучать возможные тарифные нормы на территории других стран, анализировать возможности тех или иных операций ВЭД на территории других стран.
Стоит отметить, что Федеральным законом от 22.12.2020 № 446-ФЗ введена норма, согласно которой документы и информация, связанные с внешнеторговой деятельностью и проведением валютных операций и представленные органам и агентам валютного контроля с использованием системы «Одно окно», не должны представляться повторно до изменения сведений, содержащихся в них.
СберБизнес предоставит сервис для работы с документами валютного контроля и информацию о поставленных на учёт контрактах, валютных операциях и таможенных декларациях. В проведении всего процесса валютного контроля вы можете воспользоваться консалтинговыми услугами. И всё в «Едином окне участника ВЭД».
На сайте банка вы можете посмотреть тарифы на услуги валютного контроля и консалтинга.
Любые расчеты с иностранцами — валютные операции. Для государства важно, чтобы эти платежи были по определенным правилам. Они зафиксированы в валютном законодательстве.
За законностью операций следят банки. Они изучают сделки, смотрят на документы по ним и фиксируют нарушения, если они есть. Информацию о них передают в Центробанк, а тот — в налоговую. Все это и есть валютный контроль.
Проверка банка — обязательный этап при получении платежа рубежа, даже если он на 1 € или 1 $. Сначала перевод поступает на специальный счет — транзитный. Пока деньги лежат на нем, с ними ничего нельзя сделать.
Чтобы банк одобрил платеж и перевел его на валютный счет, обычно нужно предоставить документы — те, по которым работаете с заказчиком. Они могут отличаться в разных ситуациях.
- Увеличение максимального размера ежегодного взноса до трех млн рублей
- Введение нового вида ИИС (инвестирование на 10-летний период)
- Предоставление права на открытие нескольких ИИС одновременно (короткого (3 года) и длительного (10 лет))
- Возможность частичного вывода денежных средств без потери права на вычет типа «Б», в том числе: доходов, полученных по ценным бумагам (дивиденды, проценты); денежных средств, которые находились на счете более 3 лет; суммы прироста рыночной стоимости портфеля (рассчитывается как превышение стоимости портфеля над совершенными взносами).
Изменится основная ставка. Платить НДФЛ по 13% нужно будет, пока совокупность налоговых баз меньше или равна 5 млн руб. Когда же она превысит порог, сумма налога составит 650 тысяч рублей плюс 15% от превышения. Вводятся понятия «основная налоговая база» и «совокупность налоговых баз». Пороговое значение и прогрессивную ставку НДФЛ будут применять в отношении совокупности баз.
Для налоговых резидентов РФ в нее входят доходы:
- От долевого участия, в том числе в виде дивидендов иностранной организации, которые физлицо признало в декларации
- В виде выигрышей участников азартных игр и лотерей
- По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами
- По операциям РЕПО, предметом которых являются ценные бумаги
- По операциям займа ценных бумаг
- По операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, которые учитываются на ИИС
- Полученные участниками инвестиционного товарищества
- В виде сумм прибыли КИК
- Иные доходы, которые будут считаться основной налоговой базой. Зарплата должна относиться как раз к этой базе.
Налоговый агент удерживает НДФЛ при выплате дохода физлицу и, как и сейчас, перечисляет его в бюджет по месту своего учета (месту жительства) или по месту нахождения обособленного подразделения.
Переходный период. В 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.
Кроме того, если налоговый агент ошибется с расчетом налога по комбинированной ставке, то за I квартал 2021 года его не будут штрафовать и начислять пени. Для этого налоговый агент должен самостоятельно перечислить в бюджет недостающие суммы до 1 июля следующего года (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).
Налог на проценты, выплачиваемые из РФ:
- 15% в общем случае
- 0% по процентам, выплачиваемым в адрес банков, страховых учреждений, пенсионных фондов, правительства и его политических подразделений, местных органов власти, центральных банков
- 0% в отношении дохода по государственным и корпоративным облигациям, еврооблигациям
- 5% в отношении процентов, получаемых компанией, акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что не менее 15 % акций, дающих право голоса в такой компании, находятся в свободном обращении; при этом не менее 15% капитала компании, выплачивающей проценты, находятся в прямом владении компании, получающей дивиденды, в течение 365 дней
- Для применения ставок 0% и 5% получатель должен быть бенефициаром дохода.
Налог на дивиденды, выплачиваемые из РФ:
- 15% в общем случае
- 5% по дивидендам, получаемым компанией, акции которой котируются на зарегистрированной фондовой бирже, при условии, что не менее 15 % акций, дающих право голоса в такой компании, находятся в свободном обращении; при этом не менее 15 % капитала компании, выплачивающей дивиденды, находятся в прямом владении компании, получающей дивиденды, в течение 365 дней
- 5% для пенсионных фондов, страховых учреждений, правительства и его политических подразделений, местных органов власти, центральных банков
- Для применения ставки 5% получатель должен быть бенефициаром дохода.
Роялти – без изменений – 0%.
Валютные договоры с 9 июля 2021 года
Разъяснения к Федеральному закону от 01.04.2020г.№ 102-ФЗ. Доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ за налоговый период, в котором указанные доходы были фактически получены.
Разъяснено также: если по условиям договора, стороной которого является клиент банка, проценты зачисляются банком в счет пополнения того же вклада клиента, то доход в виде таких процентов учитывается в налоговом периоде, в котором произведено указанное зачисление процентов (Письмо ФНС России от 26.11.2020 № БС-4-11/19463@).
Раз уж мы говорим о внутреннем банковском контроле и рисках, то надо упомянуть и комплаенс-контроль — в банке под ним понимается комплекс мер, инструментов контроля, регламентов, направленных на соблюдение требований антиотмывочного, антитеррористического, валютного законодательства.
Комплаенс-отдел как раз и занимается мониторингом, проверкой сомнительных операций, блокировками счетов. При этом многие банки ведут активную работу с клиентами, направленную на предупреждение ограничительных мер, т.е. заранее предупреждают: у вас есть проблемы, нужно что-то менять. Поэтому относитесь к комплаенсу не только как к карателям, но и как к службе поддержки.
В реестре проверок на каждое контрольно-надзорное мероприятие, будь то проверка или профилактическая процедура, оформляется отдельный электронный паспорт (паспорт КНМ).
В паспорте КНМ отражается набор сведений о проверке:
- характер мероприятия (например, «Плановая проверка по 248-ФЗ, утвержденная по плану 294-ФЗ»);
- статус (к примеру, «ожидает проведения»);
- дата регистрации в ФГИС ЕРП;
- вид (выездная проверка, документарная проверка и др.);
- реквизиты решения о проведении проверки: дата, номер, ФИО должностных лиц;
- даты начала и окончания проверки;
- наименование прокуратуры, с которой согласовано проведение проверки;
- предмет проверки (об этом подробнее в следующем разделе);
- адрес места проведения проверки;
- дата и способ уведомления проверяемого лица о проведении проверки.
Перевел деньги с иностранного кошелька – отчитайся!
SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.
SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.
К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.
SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.