В систему федеральных судов общей юрисдикции входит
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В систему федеральных судов общей юрисдикции входит». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Мировой судья — физическое лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществления правосудия по делам, отнесенным к его компетенции.
Мировые судьи — судьи общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Статья 1. Система судов общей юрисдикции
Районный суд входит в систему федеральных судов общей юрисдикции и является её основном звеном1.
Районный суд рассматривает в пределах своей компетенции в качестве суда первой инстанции большинство уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции судов общей юрисдикции. Кроме того, районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
Полномочия, порядок образования и деятельности районного суда регламентируются ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 7.02.2011 г. № 1-ФКЗ.
Районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ (например, Таганский районный суд г. Москвы, Козьмодемьянский городской суд, Горномарийского района Республики Марий Эл).
В некоторых случаях районный суд может быть создан в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ (например, юрисдикция Павловского районного суда Воронежской области распространяется на территорию Верхнемамонского и Павловского районов).
В зависимости от числа судей, находящихся в штате суда, районные суды подразделяются на мало составные и многосоставные.
Мало составные суды — суды, в составе которых находится до 3-х судей.
Малосоставные суды не всегда имеют возможность исполнить требования ч. 3 ст. 30 УПК РФ о рассмотрении некоторых уголовных дел в составе коллегии из трех судей, в связи с чем Судебным департаментом осуществляется комплекс мероприятий по оптимизации действующей системы районных судов на основе укрупненных, не связанных с существующим административно-территориальным делением судебных районов, а также путем выравнивания служебной нагрузки судей по рассмотрению гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, иных материалов. Эта задача решается за счет объединения нескольких мало составных (одно-, двух- и трехсоставных) судов в один или присоединения мало составного суда к многосоставному суду с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов2.
Районные суды создаются и упраздняются федеральными законами (например, Федеральные законы: от 23 июня 2014 г. № 154-ФЗ «О создании судов Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 5 апреля 2010 г. № 53-ФЗ «О создании Горномарийского районного суда и упразднении городского и некоторых районных судов Республики Марий Эл»; от 5 апреля 2010 г. № 49-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Чувашской Республики — Чувашии»; от 5 апреля 2010 г. № 51-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Воронежской области»).
Судебный департамент при Верховном Суде РФ вносит предложение о создании или об упразднении районных судов в Верховный Суд РФ. Это предложение и проект закона обсуждается на Пленуме Верховного Суда РФ, который принимает постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта федерального закона «О создании и упразднении некоторых районных судов».
Рассмотрение уголовных дел в районном суде по первой инстанции осуществляется судом коллегиально или судьей единолично (ч. 1 ст. 30 УПК РФ).
Уголовные дела о всех преступлениях, за исключением уголовных дел, указанных в п. 2–4 ст. 30 УПК РФ, судья районного суда рассматривает единолично.
Уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 2.1 ст. 30 УПК РФ, по ходатайству обвиняемого рассматривает судья районного суда, гарнизонного военного суда и коллегия из шести присяжных заседателей.
По ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 30 УПК РФ, рассматриваются коллегией из трех судей.
Деятельность районных судов осуществляется на принципах, общих для всех судов общей юрисдикции (ст. 5 Закона о судах общей юрисдикции). Вступившие в силу судебные акты районных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Компетенция районного суда (ст. 34 ФКЗ О судах общей юрисдикции в РФ).
Районный суд рассматривает и разрешает по первой инстанции гражданские дела (ст. 24 ГПК РФ) и административные дела (ст. 19 КАС РФ).
Так, в 2016 г. районные суды приняли к производству 4 млн. 589 тысяч гражданских и административных дел. В порядке гражданского судопроизводства (по ГПК РФ) рассмотрено — 3 млн. 834 тыс. (82 %), дела, а в порядке административного судопроизводства (по КАС РФ) составили 843 тыс. (18,0 %).
Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции и составляют среднее звено в системе судов общей юрисдикции (схема 11, табл. 4). Эти суды образуются и действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ: в республиках в составе РФ (22 суда); в краях (9 судов); в областях (46 судов); в городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (по одному суду); в автономной области (1 суд) и в автономных округах (4 суда).
Апелляционные суды общей юрисдикции и кассационные суды общей юрисдикции созданы в соответствии с Федеральным конституционным законом от 29 июля 2018 г. «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Историческая справка. До принятия настоящего закона апелляционная и кассационная инстанций существовала в рамках одного областного и ему равного суда, что «неизбежно ведет к нарушениям фундаментальных принципов независимости и беспристрастности суда и судей».
Судейское сообщество, ученые, юридическая общественность, понимая недопустимость совмещения в одном суде апелляционной и кассационной инстанций, предлагали создать новое звено в судебной системе судов общей юрисдикции: окружные суды.
В целях формирования независимых и самостоятельных апелляционных и кассационных инстанций IX Всероссийский съезд судей поддержал концепцию дальнейшего развития судоустройства системы судов общей юрисдикции, подготовленную Верховным Судом РФ.
Съезд обратился с просьбой в Верховный Суд РФ в порядке законодательной инициативы внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
13 июля 2017 г. Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление № 28 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекта Федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Эта инициатива Верховного Суда РФ была одобрена в Государственной Думе и принятым законом апелляционная и кассационная инстанции в системе судов общей юрисдикции выделены в отдельные, обособленные суды, которые формируются по экстерриториальному принципу. Законом предусмотрено создание 10 кассационных судов, включая один кассационный военный суд, и 6 апелляционных судов, включая один апелляционный военный суд. Установлен срок на создание новых судов, формирование состава, аппарата, передачу им дел — до 1 октября 2019 г.
Кассационный суд общей юрисдикции является федеральным судом общей юрисдикции, который является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.
Правоведение для чайников — 20. Суды общей юрисдикции
Судебный органы общей юрисдикции входят в общую судебную систему Российской Федерации в роли ее подсистемы. Это в свое время означает, что абсолютно любой орган судебной власти общей юрисдикции одновременно является и судом, который входит в судебную систему общего характера. Но все таки не все органы судебной направленности имеют отношение к судам общей юрисдикции. Именно поэтому, такое понятие не охватывает Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, а также судебные органы арбитражного характера.
Отсюда можно сделать вывод, что понятие «судебные органы юрисдикции общего порядка» и «система судебного характера Российской Федерации» соотносятся между собой, как философские категории части и целого.
Законодательство о органах судебной направленности юрисдикции общего правопорядка, помимо Конституции Российской Федерации, составляет такие конституционные законы федеральной направленности: «О судебной системе Российской Федерации»; «О судебных органах военного назначения Российской Федерации»; «О судах юрисдикции общего характера в Российской Федерации». В таких документах содержатся определенные положения, которые в свою очередь отражают некую систему судов общей юрисдикции и, что самое главное их структуру, какие-либо полномочия, специальные особенности организации, и взаимодействия между судебными органами, и другими органами государственной власти, и должностными лицами.
В соответствии с 1 статьей Федерального закона самой Конституции «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» судебная система общей юрисдикции состоит из двух определенных групп судов – федеральных органов судебного характера общей юрисдикции, а также судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. В корне данной дифференциации положен не функциональный признак, а специальный способ в процессе, которого происходит формирование различных судебных органов. К судам федерального характера относятся суды, которые созданы на основе федерального законодательства, к судам субъектов Российской Федерации – суды (если быть более точным, то определенные судебные лица при должности), избрание или назначение которых происходит в четком порядке, который в свою очередь устанавливается законодательством того, либо иного субъекта Российской Федерации.
К федеральным судебным органам юрисдикции общего характера относятся:
- Верховный Суд Российской Федерации;
- верховные республиканские судебные органы, а также краевые, какие-либо суды в области, суды городов федерального значения, суд области автономного характера, суды автономных округов (то есть конкретные судебные органы субъектов Российской Федерации);
- районные суды, суды городского назначения, конечно, межрайонные суды;
- судебные органы военной направленности абсолютно разных уровней;
- определенные специализированные суды, полномочия, образовательный порядок и деятельность которых устанавливаются конституционным законом федеральной направленности. (На данный момент данные судебные органы еще не созданы.)
Что же касается судов юрисдикции общего порядка, образованным субъектами Российской Федерации, относятся мировые судьи.
Все судебные органы юрисдикции общего характера в своей деятельности равным образом используют федеральное законодательство, а в определенных ситуациях – законодательство субъектов Российской Федерации, другие подзаконные нормативные документы правовой направленности, а также международные договоры Российской Федерации, общепризнанные принципы и соответственно нормы права международного порядка.
Органы власти судебного характера, которые в свое время входят в конкретную систему судов юрисдикции общего правопорядка, не находятся между собой в каких-либо отношениях власти и подчинения. В процессе действий правосудия и реализации других полномочий конкретный судебный орган занимается тем, что принимает решение от своего собственного имени, и несет за него полную ответственность. Специальное инстанционное устройство судебной системы власти общей юрисдикции предполагает движение дела из нижестоящих органов судебного характера в вышестоящие и возможность последующей отмены или изменения решений. Поэтому полномочия различных элементов системы судебных органов юрисдикции общего порядка можно раскрыть более полно, применяя не организационный, а конкретный инстанционный подход.
В список включены все федеральные суды общей юрисдикции, кроме военных судов.
Отмечены все изменения в системе федеральных судов общей юрисдикции с 1997 г., после вступления в силу Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (введён в действие с 1 января 1997 г.), в соответствии с которым (ст. 17) федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами.
Даты фактического упразднения судов отличаются от дат подписания соответствующих федеральных законов (указаны в тексте закона).
- Первый апелляционный суд общей юрисдикции
- Второй апелляционный суд общей юрисдикции
- Третий апелляционный суд общей юрисдикции
- Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции
- Пятый апелляционный суд общей юрисдикции
- Базарносызганский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Барышский городской суд
- Вешкаймский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Димитровградский городской суд
- Железнодорожный районный суд г. Ульяновска
- Заволжский районный суд г. Ульяновска
- Засвияжский районный суд г. Ульяновска
- Инзенский районный суд
- Карсунский районный суд
- Кузоватовский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Ленинский районный суд г. Ульяновска
- Майнский районный суд
- Мелекесский районный суд
- Николаевский районный суд
- Новомалыклинский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Новоспасский районный суд
- Павловский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Радищевский районный суд
- Сенгилеевский районный суд
- Старокулаткинский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Старомайнский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Сурский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Тереньгульский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Ульяновский районный суд
- Цильнинский районный суд (упразднён Федеральным законом от 8 апреля 2008 г. № 44-ФЗ)
- Чердаклинский районный суд
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Подробнее
Суд — орган государственной власти, который осуществляет правосудие в форме рассмотрения и разрешения, уголовных, гражданских, административных и иных категорий дел в установленном законом процессуальном порядке.
Судебная система представляет собой систему специализированных органов государственной власти (иначе, судов), осуществляющих правосудие на территории того или иного государства.
В Российской Федерации судебная система устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный конституционный закон от 21.07.199*4 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 28.04.1995г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 г. №-1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;
- Федеральный конституционный закон от 07.02.2011г. №1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17.12.1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 26.06.1992 г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».
Все законы подкрепляются нормативными актами, постановлениями Правительства и указами Президента.
Военные суды представляют собой официальный подвид судов общей юрисдикции. Однако, они имеют отдельную структуру и отличаются особой сферой деятельности. В основном в военных судах разбирают споры, связанные с прохождением военной службы.
Система военных судов состоит из трех звеньев:
- первое (основное) звено составляют гарнизонные военные суды;
- второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды;
- третье (высшее) звено образует Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
Стоит отметить, что в системе военных судов нет мировых судей, в связи с чем, дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются гарнизонными военными судами.
Подчеркнем, что районные и гарнизонные военные суды относятся к звену федеральных судов общей юрисдикции, так как ими рассматривается большинство судебных дел.
Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.
Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.
Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.
Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.
Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.
Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.
Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.
Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.
Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.
Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.
Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:
- суды первой инстанции;
- суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
- суды кассационной инстанции;
- суды надзорной инстанции.
Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.
Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.
В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.
Задача суда апелляционной инстанции состоит в проверке судебного решения, не вступившего в законную силу, с фактической и правовой позиций. В итоге он может вынести свое решение или оставить без изменения решение суда первой инстанции, которое незамедлительно вступает в законную силу.
Тем не менее, стороны все еще могут обжаловать решение, подав кассационную жалобу в суд кассационной инстанции. Суд кассационной инстанции проверяет вступившее в законную силу судебное решение с правовой точки зрения. Однако следуют отметить, что не все жалобы могут быть рассмотрены судом кассационной инстанции.
Если судья, предварительно изучив жалобу, посчитает ее бесперспективной, он отказывает заявителю в ее рассмотрении.
Также решение можно обжаловать в надзорную инстанцию, которая представляет собой Президиум Верховного Суда РФ. Постановление Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь гос. власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов.
Правосудие в РФ как важнейшая функция судебной власти осуществляется от имени государства судами посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и др. дел в установленной законом процессуальной форме. Правосудие строится на закреплённых в Конституции РФ демократических принципах, отражающих сущность и задачи правового государства. Один из важнейших принципов правосудия в РФ – осуществление его только судом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается.
Cовокупность всех судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, образует судебную систему РФ. Она устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ» (1996). Судебная система РФ едина. Это единство обеспечивается путём соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ; признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В РФ действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. К федеральным судам относятся: Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды (созданные в 10 судебных округах, на которые разделена вся территория РФ), арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.
Судебная система Российской Федерации
Суды общей юрисдикции рассматривают дела трёх категорий: уголовные (дела о преступлениях, исчерпывающий перечень которых дан в УК РФ); гражданские (дела об имущественных и неимущественных спорах, вытекающих из гражданско-правовых, семейных и иных отношений, а также об установлении наиболее значимых юридических фактов и состояний); дела о некоторых административных правонарушениях.
Система судов общей юрисдикции – единая система, состоящая из звеньев и инстанций. Звено судебной системы – определённое законом положение суда в системе судов с учётом его компетенции (подсудности и т. п.). Инстанция – это элемент в системе стадий судопроизводства. Различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанций (напр., областной суд является вторым звеном в судебной системе, но может действовать как суд первой, кассационной и надзорной инстанции).
Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, является Верховный суд РФ. Он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды; в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных законом, – также и в качестве суда первой инстанции (дела об особо тяжких преступлениях, а также в отношении отдельных категорий лиц – депутатов, судей и др.). Верховный суд РФ – вышестоящая судебная инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов и флотов. Верховный суд РФ даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам; являются вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.
Районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Полномочия, порядок образования и деятельности судов всех звеньев устанавливаются федеральными конституционными законами.
Нижнее звено судебной системы субъекта РФ составляют мировые судьи. Они рассматривают в первой инстанции несложные гражданские дела и уголовные дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание до 3 лет лишения свободы. Мировые судьи назначаются (избираются) на срок до 5 лет с правом переизбрания (повторного назначения). Порядок организации и деятельности мировых судей определён Федеральным законом «О мировых судьях в РФ» (1998).
Военные суды относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. В пределах своей компетенции они рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора, по вновь открывшимся и новым обстоятельствам.
Военным судам, дислоцирующимся за пределами РФ, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершённых военнослужащими, проходящими военную службу в составе рос. войск, членами их семей, другими гражданами РФ, если преступление совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «О военных судах РФ» (1999). Военные суды не привязаны к системе военных формирований, что обеспечивает их независимость от военного командования. Гарнизонные военные суды приравнены по компетенции к районному, а окружные (флотские) – к краевому, областному судам.
Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве), споры о создании, реорганизации и ликвидации организаций, об отказе в гос. регистрации, споры между акционером и акционерным обществом и др. Порядок организации и деятельности арбитражных судов определён Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ» (1995).
Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, является Высший арбитражный суд РФ. Это – вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным кассационным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов РФ. Высший арбитражный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов; рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; даёт разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок его образования и деятельности устанавливаются федеральным конституционным законом.
Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационном порядке законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционном порядке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции. В каждом судебном округе действуют по два апелляционных суда, которые пересматривают в апелляционном порядке решения арбитражных судов субъектов РФ.
В субъектах РФ действуют арбитражные суды республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов – суды субъектов РФ, рассматривающие в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесённых к компетенции Высшего арбитражного суда РФ. На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Особое место в системе судебной власти занимает Конституционный суд РФ. Порядок его образования и принципы деятельности определены Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ» (1994). Конституционный суд РФ осуществляет контроль за конституционностью законов и др. нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, конституций (уставов) субъектов РФ. Он не вправе решать вопрос о конституционности нормативных актов по собственной инициативе, принимает к рассмотрению только запросы соответствующих гос. органов, должностных лиц, судов и жалобы отдельных граждан в случаях, предусмотренных Конституцией РФ и Законом о Конституционном суде. В действующей правовой системе не предусматривается право Конституционного суда РФ начать производство по делу без соответствующего обращения со стороны управомоченных субъектов (т. н. связанная инициатива).
Конституционный суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Гос. думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Гос. думы, Правительства РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Гос. думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов гос. власти РФ и совместному ведению федеральных органов гос. власти и органов гос. власти субъектов РФ; договоров между федеральными органами гос. власти и органами гос. власти субъектов РФ, договоров между органами гос. власти субъектов РФ; не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными органами гос. власти, между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, между высшими гос. органами субъектов РФ. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный суд РФ проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. По запросам Президента РФ, Совета Федерации, Гос. думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ он даёт толкование Конституции РФ.
Постановления Конституционного суда РФ обжалованию не подлежат и исполняются немедленно. Признавая ту или иную норму права неконституционной, Конституционный суд РФ, в сущности, её отменяет, и это его решение имеет бо́льшую юридическую силу, чем закон, признанный неконституционным.
Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ.
Конституционный суд РФ и конституционные суды (уставные) субъектов РФ (там, где они созданы) не образуют единую систему. Конституционный суд РФ не контролирует законодательство субъектов РФ, относящееся к их исключительному ведению. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ проверяют конституционность законов только этих субъектов.
Все судьи РФ обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией (см. Закон «О статусе судей в РФ» 1992, в ред. 2001). Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей. Судьи неприкосновенны, гарантии неприкосновенности судей устанавливаются законом.
Федеральные судьи, судьи субъектов РФ, а также судьи, прекратившие полномочия в связи с почётным уходом в отставку, образуют судейское сообщество РФ, призванное содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защите прав и законных интересов судей, участию в организационном и ресурсном обеспечении судебной деятельности. Органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ. В Высшую квалификационную коллегию входят представители Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, судов субъектов РФ, военных судов; 10 членов коллегии – представители общественности, избираемые Советом Федерации, один член – представитель Президента РФ. Квалификационные коллегии принимают решения о назначении судей на должность, о приостановлении и прекращении полномочий судей, о наложении на судей дисциплинарных взысканий, о согласии на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого, о согласии на заключение судьи под стражу или производство у него обыска, о присвоении судьям квалификационных классов, о представлении судей к гос. наградам и др.
Судебная власть функционирует при деятельном участии прокуратуры и адвокатуры.
Прокуратура – единая федеральная централизованная система, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением законов. Порядок организации и деятельности прокуратуры определён Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (1992, в ред. 1995). Высшее звено системы – Генеральная прокуратура РФ. В её структуру на правах подразделения входит главная военная прокуратура. Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ на 5 лет. Все остальные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры учреждаются в Федерации (Генеральная прокуратура РФ и прокуратуры в семи федеральных округах), в субъектах РФ, районах и городах.
В большинстве субъектов РФ имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краёв, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры.
Прокурором или следователем может быть гражданин РФ не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении, имеющем гос. аккредитацию. Прокурорским работникам присваиваются классные чины.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, должностными лицами. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, или направляет представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения. При отказе выполнить требование, содержащееся в протесте или представлении, прокурор вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд. Прокурорский надзор не распространяется на нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.
Прокурор осуществляет надзор за законностью при производстве предварительного следствия и дознания: ни одно уголовное дело не может быть возбуждено без согласия прокурора. Прокурор обращается в суд за получением судебного решения об избрании подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, о помещении подозреваемого или обвиняемого на экспертизу в медицинское учреждение, о производстве обыска, выемки или осмотра жилища, о прослушивании телефонных переговоров, аресте и выемке корреспонденции и в ряде др. случаев. Прокурор вправе самостоятельно провести предварительное следствие или поручить его проведение следователю при соблюдении правил о подследственности. Прокурор осуществляет надзор за законностью и соблюдением прав человека в местах лишения свободы, за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Прокуратура осуществляет уголовное преследование, а также координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокурор вправе участвовать в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде. По делам публичного обвинения участие прокурора в суде обязательно. Прокурор поддерживает в суде гос. обвинение. По гражданским делам прокурор вправе предъявить или поддержать иск в пользу лица, которое вследствие тяжёлого заболевания или по др. причинам не в состоянии самостоятельно защищать свои интересы (по его просьбе или с его согласия). Участие прокурора в суде не является способом надзора за судом и др. участниками процесса – прокурор является стороной в состязательном судебном процессе.
Система судов общей юрисдикции
Адвокатура – институт, предназначенный для защиты прав человека в суде, других государственных и иных учреждениях. Адвокатура не входит в систему органов гос. власти и местного самоуправления. Порядок её организации и деятельности определён Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (2002). Статус адвоката может приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет (кроме стажёров). Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате после сдачи абитуриентом вступительного экзамена. На основании решения комиссии территориальный орган Мин-ва юстиции РФ выдаёт адвокату удостоверение и вносит сведения об адвокате в региональный реестр. В течение 6 мес после получения удостоверения адвокат должен выбрать ту или иную форму адвокатского сообщества, где он намерен работать. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, не являющийся юридическим лицом. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов – некоммерческую организацию со своим уставом и учредительским договором – юридическое лицо, которое может иметь свои филиалы; они вправе учредить адвокатское бюро, действующее на основании партнёрского договора. Если на территории одного судебного округа общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата учреждает юридическую консультацию, которая является некоммерческой организацией в форме учреждения. Лицо получает статус адвоката пожизненно, но может быть лишено его в случаях совершения преступления или недостойного поведения, порочащего честь адвокатуры.
Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокат осуществляет защиту и представительство на основании соглашения с клиентом, а в случаях, когда, согласно закону, защита по данному делу является обязательной, он назначается следователем, прокурором или судом (напр., участие защитника в уголовном деле обязательно, если обвиняемый несовершеннолетний или в силу физических или психических недостатков не может осуществлять защиту самостоятельно, и др.). Защитник должен быть назначен за счёт государства, если обвиняемый просит об этом. Адвокат участвует в уголовном деле на основании ордера, выданного соответствующим адвокатским образованием, а в гражданском деле – на основании доверенности.
В рамках субъекта РФ всё адвокатское сообщество объединено в адвокатскую палату – негосударственную некоммерческую организацию, создающуюся в целях организации бесплатной юридической помощи для граждан РФ и для защиты социальных и профессиональных прав адвокатов. Решения адвокатской палаты обязательны для её членов. Адвокатские палаты субъектов РФ объединены в Федеральную палату адвокатов РФ – федеральный орган адвокатского самоуправления. Высший орган Федеральной палаты адвокатов – Всероссийский съезд адвокатов, созываемый не реже одного раза в два года.
Наиболее распространённый вид российского суда – районный суд общей юрисдикции (он же просто районный суд). Он обычно имеет отдельное здание, в котором работают как судьи, так и ряд других сотрудников (помощники судей, секретари судебных заседаний, работники канцелярии, судебные приставы).
При входе в суд посетителей встречают судебные приставы: они проверяют документы и досматривают вещи, чтобы никто не пронёс в суд оружие и взрывчатку. За приставами в вестибюле обычно висит стенд с информацией о том, в каком кабинете работает тот или иной судья.
Как правило, на первом этаже здания суда находится «приёмная» (она же «экспедиция») – место, куда нужно сдавать документы, которые вы хотите передать в суд, и «канцелярия» – подразделение суда, которое ведёт учёт документов и выдаёт гражданам судебные решения и иные важные акты.
Судебные дела разбирают в залах судебных заседаний. У входа в каждый зал должна висеть бумага с информацией о времени и месте рассмотрения дел, назначенных на данный день.
В самом зале судебных заседаний у одной из стен (иногда на небольшом возвышении) находится стол, за которым сидит судья во время заседания. У стен справа и слева от него – столы и стулья для сторон. А у противоположной от судьи стороны зала находятся скамьи для зрителей. Но поскольку зрителей на заседаниях обычно нет, там могут быть свалены разные документы и папки с делами.
В коридорах здания суда обычно сидят и стоят люди, ожидающие разбирательства своего дела. Самые многолюдные места, где могут скапливаться большие очереди, – у приёмной и канцелярии.
Лучше всего, когда дело рассматривают несколько судей. «Коллегиальное рассмотрение дел обеспечивает более тщательное и многостороннее обсуждение их, – писал дореволюционный российский юрист Евгений Васьковский в своём «Учебнике гражданского процесса». – Решение дел коллегией является результатом обмена мнений между судьями, результатом столкновения различных взглядов на одни и те же вопросы, различных точек зрения. То, что не расслышано или упущено из внимания одним судьей, может быть замечено другим; что кажется неясным одному, может быть выяснено другим». Однако один судья решает дело быстрее и обходится государству дешевле. Так что в России в подавляющем большинстве случаев дела в первой инстанции (в том числе достаточно серьёзные, например, об убийстве) рассматривает лишь один судья. Это касается всех низших звеньев судебной системы: мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и арбитражных судов субъекта РФ. А вот в вышестоящих звеньях дела чаще рассматривает коллегия (группа) из трое судей. Кроме того, закон в ряде случаев предусматривает, что решение вместе с судьёй выносят присяжные заседатели. Это ещё более замечательное правило, однако присяжные в России рассматривают очень небольшое число дел.
Все решения суда, принятые в законном порядке, должны быть обязательны для всех на территории России (ч. 1 ст. 6 ФКЗ «О судебной системе РФ»). То есть все граждане и особенно представители власти должны поступать в соответствии с судебным решением.
Если суд что-то решил – например, что гражданин Смирнов совершил преступление, или что некий дом принадлежит гражданину Кузнецову, или что ребёнок гражданки Ивановой должен остаться с ней после развода – во всех этих случаях никто в стране не может игнорировать это решение.
Органы власти должны исполнить его в рамках своих обязанностей или действовать, исходя из того, что решение суда правильное и законное.
Теоретически судья не должен отдавать кому-то предпочтение из-за его социальной, половой или национальной принадлежности (ч. 2 ст. 7 ФКЗ «О судебной системе РФ»). На практике, как я уже рассказал в заметке «Правоприменение», судьи обычно более снисходительно относится к представителям государства, чаще выслушивает их аргументы и дают им меньшее наказание, чем другим.
Федеральные суды общей юрисдикции РФ
Граждане могут участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей (ч. 1 ст. 8 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Подробнее про это я расскажу позже, но пока отмечу, что количество дел, которые рассматривают присяжные, за последние годы сильно уменьшилось. Сегодня количество уголовных дел, где граждане действительно осуществляют правосудие, составляет доли процента от общего числа дел. Так что этот принцип в России практически не действует.
Судопроизводство в России ведут на русском языке. При этом закон разрешает в национальных республиках вести процесс на языке этой республики (ч. 1 ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»). Однако я не слышал, чтобы где-то это применялось на практике и какой-то суд в Карелии разбирал дела на карельском, а в Ингушетии – на ингушском. В военных судах судопроизводство происходит только на русском языке (ст. 6 ФКЗ «О военных судах РФ»). Если человек плохо владеет русским языком, то ему должны обеспечить возможность выступать и давать объяснения на родном языке через переводчика (ч. 3 ст. 10 ФКЗ «О судебной системе РФ»).
Суд – это госорган, который на основании закона разрешает правовые споры между гражданами или организациями (включая само государство). Все вместе российские суды образуют судебную систему России. В России существует четыре вида судов.
Суды общей юрисдикции (СОЮ) занимаются подавляющим большинством дел (всеми, которые не отнесены к компетенции других судов).
Военные суды разбирают споры, связанные с военной службой. Арбитражные суды разбирают бизнес-споры. А конституционные и уставные суды рассматривают соответствие законов российской Конституции и региональным конституциям и уставам.
Судопроизводство (процесс) – это порядок действия суда при рассмотрении дела. Всего в России есть пять видов судопроизводств, которые отражают пять типов правовых конфликтов.
Суды общей юрисдикции занимаются: уголовным судопроизводством (государство обвиняет человека в совершении преступления); гражданским судопроизводством (один субъект считает, что другой субъект нарушил его права, и требует компенсацию); административным судопроизводством (спор о привлечении к административной ответственности либо об оспаривании действий госоргана).
В арбитражном суде происходит арбитражное судопроизводство – это когда спорят два бизнесмена, либо бизнесмен спорит с государством.
Наконец, в Конституционном суде РФ и конституционных и уставных судах регионов происходит конституционное судопроизводство – это дело о соответствии законов конституции.
Звено судебной системы – это суды соответствующего уровня. Звенья системы судов общей юрисдикции (снизу вверх): мировые судьи; районные суды; областные и иные региональные суды; Верховный суд.
- Перспективы развития Российской судебной системы 2018 / Феоктистов Александр Владимирович, Феоктистова Мария Николаевна
- Судебная специализация: проблемы понятийного аппарата 2015 / Д.М. Замышляев
- Перспективы развития специализированных судебных органов в Российской Федерации 2018 / Ермолаев Константин Андреевич
- О некоторых проблемах развития процессуального законодательства и законодательства о судоустройстве 2017 / Жуйков Виктор Мартенианович
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: о подведомственности (межсистемной подсудности) административных дел, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций 2017 / Овсепян Жанна Иосифовна
УДК 342.565
Савинов П.М., магистрант кафедры конституционного и международного права Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Россия, г. Саратов
Пресняков М.В., профессор кафедры служебного и трудового права, д-р юридических наук Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина
Россия, г. Саратов
СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Аннотация. Одним из нерешенных вопросов остается создание специализированных судов в концепции судов общей юрисдикции. Закон о судебной системе ограничивает возможность формирования специализированных судов в концепции судов общей юрисдикции установленными рамками. Между тем, дискутируется вопрос об образовании административных судов. В статье разбираются возможности формирования судебной концепции и предположительные итоги.
Ключевые слова: судебная система, перспективы развития, судопроизводство, суд, проблемы, совершенствование.
Savinov P. M., master’s student of the Department of constitutional and international law Volga region Institute of management named after P. A. Stolypin
Russia, Saratov
Presnyakov M. V., Professor of the Department of service and labor law, doctor of law Volga region Institute of management named after P. A. Stolypin
Russia, Saratov
THE SYSTEM OF COURTS OF GENERAL JURISDICTION
Abstract. One of the solved problems remains the formation of years of specialized system of courts of the organization of general jurisdictuon. The activities
of constitutional (Charter) courts of procedure are of a highly specialized nature. The law on the judicial system limits the possibility of creating specialized courts in the system of courts of General jurisdiction.The article analyzes the development prospects judicial system and the expected results.
Key words: judicial, development prospects, legal proceedings, court, problems, perfection.
Правовой базой совершенствования и формирования судебной концепции явилась Концепция судебной реформы [1], установленная 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, провозгласившая в качестве приоритетного течения досягаемость правосудия, успешную защиту прав и независимостей лица и гражданина на основе демократических основ организации и работы судов в Российской Федерации.
Наиболее базисным был вопрос об установлении концепции судов общей юрисдикции, которая согласно замыслу Концепции судебной реформы не обязана быть привязана к административно-территориальному делению, однако в то же время обязана предоставляться возможность апелляционного пересмотра судебных решений.
В Федеральном конституционном законе «О судебной системе» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ [2] применен другой аспект. Концепция судов общей юрисдикции выстроена таким образом, что судебные территории схожи с границами административно-территориальных единиц, а возможность апелляционного пересмотра учтена только лишь для решений и приговоров мировых судей. Данное определяет людей, обращающихся за охраной собственного права к мировому судье, в неодинаковое положение с теми, кто направляется в районный суд как суд 1 инстанции. Недостаток апелляции заставляет увеличивать апелляционные компоненты в кассационной инстанции.
Что же выходит в результате? Поначалу создатели законопроектов стремились сформировать концепцию судов общей юрисдикции, не схожую с административно-территориальным делением государства.
Следует выделить, то, что в арбитражных судах имеются независимые суды 1, апелляционной и кассационной инстанций. В настоящий период сформировать подобную же концепцию судов общей юрисдикции является крайне трудным, так как данное затребует значительных экономических расходов.
Еще одной направленностью становления законодательства о судах общей юрисдикции считается преобразование подобного звена, как мировые судьи. С одной стороны, они считаются судьями субъекта Федерации, с иной входят в единую судебную концепцию Российской Федерации. Выходит, что суд 1 инстанции неестественно поделен на 2 части (одна показана районными и городскими судами, иная мировыми судьями), которые обязаны по очередности разгружать друг друга.
Одной из незаконченных задач считается — создание специализированных судов в концепции судов общей юрисдикции. В Концепции судебной реформы 1991 г. были поставлены единые направленности по формированию специализированных судов. Аспектом потребности и возможности учреждения специализированного суда считается особенность предмета правового регулирования и его целей, никак не дозволяющая без их значительных искажений функционировать в старых конфигурациях.
В настоящее время в Российской Федерации существует чётко структурированная система судов. Можно их разделить на две большие ветви — суды общей юрисдикции и конституционные суды.
Конституционный суд — это самый главный суд в нашей стране. Точнее, один из самых главных. Только Конституционный суд РФ может официально толковать Конституцию страны, кроме того, он разбирает споры о разграничении компетенции органов и проверяет на соответствие Конституции нормативные акты. Ещё в его функциях: предъявление официальных обвинений главе государства за государственную измену или иное тяжкое преступление.
Конституционные (уставные) суды субъектов — они могут быть, а могут и не быть, это зависит от самого субъекта федерации. У автономных республик они называются конституционными, у остальных субъектов (поскольку у них не конституции, а Уставы), соответственно, уставные. Их функции схожи с Конституционным судом, но ограничиваются территорией субъекта.
Важная ремарка: в России также существует система военных судов, но она повторяет систему гражданских с поправкой на дислокацию воинских частей (суд воинской части — окружной военный суд — Военная коллегия Верховного суда), так что писать о ней отдельно нет смысла.
Верховный суд — Верховный суд является последней инстанцией по всем уголовным, гражданским и административным делам. По первой инстанции рассматривает очень ограниченный круг дел. Состоит из 4 коллегий — гражданской, уголовной, административной и Военной коллегии.
Верховный суд субъекта (республиканский, краевой, областной суд) — верховный суд субъекта рассматривает всё то, что не вправе рассматривать нижестоящие суды. Чаще всего его используют как апелляционную инстанцию для обжалования нижестоящих судов. По первой инстанции суды субъектов рассматривают очень ограниченное количество дел. В частности, они рассматривают уголовные дела в отношении депутатов Федерального Собрания, а также дела, содержащие государственную тайну. Именно на этом уровне функционирует суд присяжных.
Районный (городской) суд — подведомственность гражданских и уголовных дел этим судам определяется соответствующими законами. Но если говорить обобщённо, то районные суды рассматривают имущественные споры свыше 50 000 рублей, неимущественные споры, обжалования органов власти, а также большинство уголовных дел.
Мировые судьи — мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Мировые суды формируются субъектами федерации самостоятельно. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.[1] При этом на территории РФ сейчас нет ни одного субъекта, который доверил бы формирование мировых судов гражданам.
Мировые суды рассматривают имущественные споры до 50 000 рублей, некоторые категории неимущественных споров (вроде разводов, если нет спора об имуществе), мелкоуголовные дела, а также занимаются рассмотрением дел о привлечении к административной ответственной. Их решения можно обжаловать в федеральный суд.
Третейский суд — интересной разновидностью судов в России являются так называемые третейские суды. Грубо говоря, это суды по договорённости. Стороны могут предусмотреть, чтобы их спор рассматривали не общие суды, а специальные люди, оговорённые сторонами. Третейские суды не очень развиты в нашей стране, они существуют, как правило, при крупных компаниях вроде Газпрома, либо при Торгово-промышленных палатах. Что интересно: решения третейских судов нельзя обжаловать, в принципе только в очень ограниченном количестве случаев.
«Судебная система — я всё время считаю, что это преимущество в нашей стране. Тот, кто пытался посудиться в Африке, Индии, Китае, должен понимать, что у нас — в Красноярске, Иркутске — суд — это практически … британское право. Суд в Индии может длиться 25 лет. И никакого решения. В Китае могут просто не принять спор, не понимая его сути или имея ввиду его антинародный характер. В Африке ещё более сложные, запутанные… красивые мантии, парики. Нашу судебную систему нужно пропагандировать. Люди должны понимать, что это место, где можно рассматривать споры…» — Олег Дерипаска на VIII экономическом форуме в Красноярске. |
Миф тоже имеет под собой основу, но, как и большинство мифов, основан на обывательском понимании принципов работы и функционирования российской судебной системы.
В общем случае судопроизводство в мировом суде длится 1 месяц, в районном — 2 месяца. Это сроки, установленные законом, и судьи очень сильно за их соблюдение беспокоятся. Ещё один месяц даётся на вступление в законную силу решения суда. Сторона также имеет право подать апелляционную жалобу — на её рассмотрение по закону не должно уходить более двух месяцев. Таким образом, в идеальном случае решение мирового судьи вступит в законную силу через 2 месяца после начала рассмотрения, через 3 — у районного судьи. Но это идеальный случай, так называемый сферический конь в вакууме, и так бывает очень редко и по самым простейшим делам, вроде взыскания задолженности.
Судья может заболеть/уйти в отпуск, либо может быть назначена судебная экспертиза, либо будут иные предусмотренные законом причины, и сроки увеличиваются. Кроме того, стороны искусственно могут затягивать процесс, но проблема крючкотворства и изворотливости юристов, пожалуй, всех развитых стран[3].
Также необходимо помнить, что за долгое рассмотрение в суде гражданам предусмотрена компенсация.
Миф также имеет под собой основу. В советский период так, в целом, и было, поскольку разделения властей как таковых не было. Но даже в те времена суды порой не соглашались с мнением государственных органов и выносили решения не в их пользу. Да и в целом по старой российской традиции считается, что суды полностью зависят от государства (что правда, но только частично и с многими оговорками).
Теперь же ситуация и вовсе для государства удручающая: так, почти половина всех споров с налоговыми органами решаются не в их пользу. Разумеется, есть определённое сращивание судов с государственными органами, но это происходит нечасто, и обычно относится к сфере уголовного права. В гражданском процессе государство проигрывает, и довольно часто. Связано это в основном с неразвитостью юридических департаментов при государственных органах (оклады маленькие, перспективы роста призрачные, а работы очень много). Да и некоторые категории дел, например, по задолженности, имеют очевидно бесспорный характер.
Структура судебной системы РФ является централизованной системой судов, независимых друг от друга, в полномочиях которых находятся дела различной направленности. Из чего состоит судебная система РФ?
Верховный суд РФ
Это высший орган, в компетенции которого присутствует рассмотрение как гражданских, так и уголовных дел, а также дел, связанных с административными правонарушениями.
Также в его юрисдикцию входят экономические споры. В своей деятельности он подчиняется Федеральному конституционному закону «О судебной системе РФ» и другим федеральным законам о судопроизводстве.
Также осуществляет апелляционные и кассационные судебные разбирательства по делам, входящим в его компетенцию.
Конституционный суд РФ
Главной задачей Конституционного суда РФ является проверка соответствия всех принятых нормативно-правовых актов Конституции РФ и исключение противоречий между ними. Также существуют региональные конституционные суды, которые тоже отвечают за соответствие нормативных актов субъектов Конституции РФ.
Суды общей юрисдикции
Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.
Также в ведении судов данной категории находится система Военных судов РФ. Суды общей юрисдикции решают около 90% всех судебных споров в РФ. Проще говоря, они решают все споры, за исключением тех, что решаются специализированными судами.
Военные суды
Официально они находятся в ведомстве судов общей юрисдикции, однако это все же отдельная система со своим направлением. Военные суды решают споры, которые связаны с осуществлением военной службы в Вооруженных силах РФ и других военных органах.
Арбитражные суды
Субъектами данных судов являются юридические лица и государство. Они решают разногласия между коммерческими организациями. В их юрисдикции находятся дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Рассмотрение дел между коммерческой организацией и государством тоже входит в их компетенцию.
В соответствии с Законом «О судебной системе РФ», к судебным инстанциям общей юрисдикции относятся органы, которые вправе работать с уголовными, гражданскими и административными делами. Система именуется «общей» в связи с тем, что обращаться сюда может каждый без исключения гражданин.
Что составляет систему судов общей юрисдикции в РФ? Это верховные суды областей, республик, краев и автономных округов. Здесь же следует выделить крупные военные суды. В регионах есть районные и мировые инстанции, которые также включены в систему.
Все суды общей юрисдикции имеют своей целью защиту прав и свобод людей. Органы работают на принципах гуманности, законности и профессионализма.
Судебная система РФ. Основные термины и принципы
Судебные органы, занимающиеся исключительно гражданскими вопросами, также входят в систему общей юрисдикции. Арбитражные инстанции подчиняются одноименной коллегии Верховного суда РФ. В обязанности таких судов входит в основном рассмотрение дел экономического характера: споры предпринимателей, приобретение интеллектуальных прав, финансовые разбирательства и т.д.
Статья 1. Система судов общей юрисдикции
- кассационные суды общей юрисдикции;
- апелляционные суды общей юрисдикции;
- верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов;
- районные суды, городские суды, межрайонные суды (далее — районные суды);
основное (первое) звено — арбитражные суды субъектов РФ; промежуточное (второе) звено — арбитражные апелляционные суды; промежуточное (третье) звено — федеральные арбитражные суды округов (кассационные суды); высшее звено (четвертое) — Высший Арбитражный суд РФ.
Кто стоит выше суда?
Судьи, при выполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия никому не подотчетны, и подчиняются лишь Конституции РФ. Надзор над деятельностью судей низших инстанций осуществляется судами высших инстанций.
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» устанавливает, что Верховный суд является высшей судебной инстанцией по общей юрисдикции и по арбитражным процессам. Выше Верховного суда по конституционному праву является Конституционный суд.
Каковы принципы деятельности судов общей юрисдикции?
Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законодательные и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.
В гражданском и уголовном процессе различают суды первой, кассационной и надзорной инстанций.
- Суд первой инстанции …
- Суд второй (кассационной) инстанции …
- Надзорная инстанция …
- Что такое «вышестоящая судебная инстанция» …
- Что такое «высшая судебная инстанция»