Лицензия на эксплуатацию газопровода
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на эксплуатацию газопровода». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
Лицензия на техническое обслуживание газопровода
1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее — объекты), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — лицензируемый вид деятельности).
2. Лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
3. Лицензирование эксплуатации объектов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — лицензирующий орган).
4. Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее — лицензия) являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на которых (в которых) размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;
б) наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее — положительные заключения экспертизы промышленной безопасности), внесенных в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
в) соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и статьей 46 Федерального закона «О техническом регулировании»;
г) наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных статьей 14 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
д) создание системы управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
е) наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
ж) наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
з) наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
и) наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
к) наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
л) прохождение подготовки и аттестации в области промышленной безопасности работников, в том числе руководителей организаций соискателей лицензии, осуществляющих деятельность на объектах, в соответствии со статьями 9 и 141 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
м) наличие в соответствии с федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.
1. Получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности (далее — объекты).
2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
7. Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
8. Получение расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава, составляющее 500 килограммов и более.
9. Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
10. Хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию на объектах.
Примечания: 1. Воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды, определены приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Критерии отнесения опасных производственных объектов к I, II и III классам опасности установлены приложением 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. В состав выполняемых работ на объектах не включаются работы, связанные с получением, использованием, переработкой, хранением, транспортированием и уничтожением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию сетей газопотребления
- Аудит промышленной безопасности
- Постановка на учет в Ростехнадзоре подъемного сооружения
- Постановка лифтов на учет в реестре технических устройств
- Постановка на учет в Ростехнадзоре оборудования, работающего под давлением
- Регистрация ОПО в Ростехнадзоре
- Регистрация в Ростехнадзоре газовых котельных и сетей газопотребления
- Разрешение на допуск в эксплуатацию ТЭУ
- Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию сетей газопотребления
- Внесение изменений в реестр ОПО
- Исключение из реестра ОПО
- Паспорт безопасности опасного объекта
- Технический паспорт взрывобезопасности
- План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)
- Паспорт антитеррористической защищенности
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2020, N 31, ст. 5027), Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 19, ст. 2716; 2020, N 31, ст. 5029), подпунктом 5.3.2 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2020, N 27, ст. 4248), пунктом 2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; 2018, N 46, ст. 7050), перечнем федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6931; 2020, N 38, ст. 5892), пунктом 3 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 42, ст. 6626), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
2. Признать утратившими силу:
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 августа 2015 г. N 305 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 октября 2015 г., регистрационный N 39229);
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18 января 2016 г. N 12 «О внесении изменений в Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 августа 2015 г. N 305» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 февраля 2016 г., регистрационный N 41164);
пункт 5 изменений, которые вносятся в административные регламенты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственных услуг в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации в части обеспечения предоставления государственных услуг в электронной форме, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2017 г. N 238 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 июля 2017 г., регистрационный N 47580).
3. Настоящий приказ действует до 1 января 2027 г.
Руководитель
А.В. АЛЕШИН
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 25 ноября 2020 г. N 454
1. Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее — Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов (далее — лицензирующий орган), порядок взаимодействия между структурными подразделениями лицензирующего органа, их должностными лицами, а также взаимодействие лицензирующего органа с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Нужно ли лицензирование производственной деятельности?
11. Государственная услуга по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
12. Предоставление государственной услуги осуществляется Ростехнадзором.
13. Лицензирующий орган не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 20, ст. 2829; 2020, N 39, ст. 6038) (далее — перечень услуг).
14. Результатами предоставления государственной услуги являются:
1) предоставление (отказ в предоставлении) лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (далее — лицензия);
2) переоформление (отказ в переоформлении) лицензии;
3) прекращение (отказ в прекращении) действия лицензии по заявлению о прекращении действия лицензии;
4) предоставление сведений о конкретной лицензии.
15. Предоставление (отказ в предоставлении) лицензии осуществляется в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления, указанного в пункте 25 Административного регламента, и документов, предусмотренных пунктом 26 Административного регламента.
16. Переоформление (отказ в переоформлении) лицензии в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, реорганизации юридических лиц в форме слияния, изменения наименования юридического лица или адреса в пределах места его нахождения, а также в случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, предусмотренным лицензией, прекращения выполнения одного или нескольких видов работ (услуг), выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость внесения изменений в реестр лицензий определена этим нормативным правовым актом, осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления, указанного в пункте 27 Административного регламента.
17. Переоформление (отказ в переоформлении) лицензии в случае изменения адреса в пределах места нахождения лицензиата — юридического лица, места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием географического объекта, улицы, площади или иной территории, изменением нумерации, в том числе почтового индекса, осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня приема заявления, указанного в пункте 27 Административного регламента.
18. Переоформление (отказ в переоформлении) лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному лицензией, при намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, осуществляется в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня приема заявления, указанного в пункте 27 Административного регламента, и документов, предусмотренных пунктами 28, 29 Административного регламента.
19. Прекращение (отказ в прекращении) действия лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления, указанного в пункте 30 Административного регламента.
20. Предоставление сведений о конкретной лицензии осуществляется в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня приема заявления, указанного в пункте 31 Административного регламента.
21. Срок приостановления предоставления государственной услуги в соответствии с частью 10 статьи 13 и частью 14 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности») составляет тридцать календарных дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости устранения выявленных нарушений, предусмотренного пунктом 72 Административного регламента.
23. Документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, являются заявление и документы, предусмотренные пунктами 25 — 31 Административного регламента (далее — заявительные документы).
24. Заявительные документы представляются в лицензирующий орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Заявитель вправе направить заявительные документы в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью, через ЕПГУ с учетом требований, приведенных в пункте 57 Административного регламента.
25. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет заявление по форме, приведенной в приложении N 1 к Административному регламенту.
26. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:
1) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на которых (в которых) размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях) ;
Подпункт «а» пункта 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 (далее — Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности).
2) реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов — реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации) ;
Подпункт «б» пункта 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
3) реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности ;
Подпункт «в» пункта 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
4) копия положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2018, N 31, ст. 4860) (далее — Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») ;
Подпункт «г» пункта 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
5) реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах ;
Подпункт «д» пункта 7 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Положениями ФНиП ПБ и Федерального закона №116-ФЗ установлена необходимость проведения ЭПБ сетей газопотребления и газораспределения, неразрывно связанных с экспертизой газоиспользующего оборудования. Практически каждым предприятием, связанным с транспортировкой газа, эксплуатируются газопроводы, которые делятся на конструкции: высокого, среднего и низкого давления.
Перед началом ЭПБ собственники или организации, использующие газопровод, предоставляют экспертной компании техпаспорт или иную документацию с техническими характеристиками исследуемого объекта. Эти сведения необходимы для расчета стоимости и сроков проведения экспертизы, в ходе которой также могут потребоваться следующие документы:
- Акт о разграничении балансовой принадлежности объекта;
- Регистрационное свидетельство на газопровод;
- Лицензия Ростехнадзора на ОПО;
- Акт приемки объекта в эксплуатацию;
- Договор с аварийно-спасательной службой;
- Программа по организации производственного контроля;
- Договора на техобслуживание оборудования и автоматики безопасности исследуемого объекта;
- Прочее.
- На подготовительном этапе экспертной компанией в соответствии с законодательством запрашивается исходная информация об исследуемом объекте, включая проектно-техническую документацию, паспорта, протоколы, проведенных испытаний, сертификаты и декларацию промышленной безопасности ОПО, если предполагается ее экспертиза.
- Непосредственное проведение экспертных мероприятий начинается с определения правдивости и полноты предоставленных заказчиком сведений с оценкой их соответствия установленным нормативам и требованиям. Для визуального обследования объекта эксперты выезжают к месту его нахождения, чтобы провести техническое диагностирование его состояния с помощью измерительных устройств и прогрессивных методов неразрушающего контроля.
- Заключение ЭПБ составляется экспертной компанией по результатам проведенной работы. В нем содержатся выводы, подкрепленные доказательствами, о соответствии/несоответствии исследуемого объекта требованиям промышленной безопасности и возможность его дальнейшего использования. Копия проекта заключения вручается заказчику для рассмотрения и направления замечаний экспертной компании в течение 14 дней с момента получения. После внесения необходимых изменений заключение печатают в двух экземплярах, заверяют печатью и подписью руководителя экспертной компании. Документы прошиваются, на них указывается количество сшитых страниц и один экземпляр направляется заказчику.
- Внесение сведений в официальный реестр Ростехнадзора – этап, на котором экспертный центр готовит соответствующее заявление от имени заказчика и записывает проведение экспертизы на электронный носитель. Затем заявление, запись и заключение экспертизы подаются в территориальный орган Ростехнадзора, где заключение регистрируется с присвоением индивидуального номера и выдачей письма, подтверждающего занесение сведений в официальный реестр. Подача документов ограничивается 3 месяцами с момента подписания приказа о проведении ЭПБ. Регистрация положительного заключения означает возможность продолжения безопасной эксплуатации исследуемого объекта.
Эксперты нашей компании готовы оперативно и правильно провести ЭПБ газопровода с регистрацией заключения в Ростехнадзоре.
Даже аттестованные квалифицированные сотрудники не реже одного раза в пять лет должны проходить переаттестацию. Сотрудники специализированной организации – по вопросам выполнения газоопасных работ при обслуживании, ремонте или диагностике газового оборудования.
Сотрудники других организаций, проводящих работы по техническому диагностированию газового оборудования – по выполнению газоопасных работ при проведении технического диагностирования.
Перед переаттестацией все проходят подготовку по специальным учебным программам. Эти программы на основе типовых разрабатывают и утверждают руководители образовательных учреждений, разработанным с учетом типовых программ, утверждаемых руководителями образовательных учреждений, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Кроме того, ещё одно обязательное требование – перед допуском к самостоятельной работе на объекте аттестованный сотрудник проходит инструктаж по технике безопасности и стажировку на рабочем месте.
Кроме квалифицированных сотрудников специализированная организация и другие организации, которые проводят техническое диагностирование внутридомового или внутриквартирного газового оборудования должны иметь:
- необходимое контрольно-измерительное оборудование;
- сертифицированные материалы;
- комплектующие;
- инструменты и приспособления, которые понадобятся в работе.
Показать ответ
Необходимо ли наличие разрешения (свидетельства) на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь технических устройств (изолирующие фланцевые соединения и вставки), эксплуатируемых на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов?
Технические устройства (изолирующие фланцевые соединения и вставки), эксплуатируемые на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления (средства защиты подземных стальных газопроводов и резервуаров от электрохимической коррозии), магистральных трубопроводов (средств защиты трубопроводов, резервуаров и сооружений от коррозии) включены в Перечень потенциально опасных объектов и эксплуатируемых на них технических устройств, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 августа 2016 г. № 614.
В соответствии с подпунктом 20.1.4. пункта 20.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156, Госпромнадзор выдает разрешение (свидетельство) на право изготовления для эксплуатации (применения) или эксплуатации (применения) в Республике Беларусь импортных технических устройств, эксплуатируемых на потенциально опасных объектах, за исключением технических устройств, применяемых на потенциально опасных объектах, в отношении которых вступили в силу технические регламенты Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза (далее – разрешение).
Действие технических регламентов Таможенного союза и (или) Евразийского экономического союза на указанные технические устройства (изолирующие фланцевые соединения и вставки), применяемые на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов, не распространяется.
Таким образом, для применения технических устройств (изолирующие фланцевые соединения и вставки), на потенциально опасных объектах газораспределительной системы и газопотребления, магистральных трубопроводов, изготовителю необходимо получить разрешение.
Показать ответ Применяется ли требования пункта 328 Правил по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения к приборам учёта газа, установленным на объектах газопотребления?
Согласно Правилам по обеспечению промышленной безопасности в области газоснабжения Республики Беларусь, утверждённых постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 2 февраля 2009 г. № 6 (далее – Правила), объект газопотребления – производственная и технологическая система, включающая в себя сеть внутренних газопроводов, газовое оборудование (в том числе приборы учёта газа) и газоиспользующие установки, систему автоматики безопасности, блокировки, сигнализации, регулирования и управления процессом сгорания газа, здания и сооружения, размещённые на одной производственной территории (площадке).
В соответствии с пунктом 328 Правил по достижении назначенного ресурса (назначенного срока службы) эксплуатации или количества циклов нагружения, указанных в эксплуатационной документации, но не более 20 лет, газовое оборудование (технические устройства) подлежит замене или техническому диагностированию с целью определения остаточного ресурса с разработкой мероприятий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию его на весь срок продления жизненного цикла. Дальнейшая эксплуатация технических устройств без проведения работ по продлению назначенного ресурса (назначенного срока службы) безопасной эксплуатации не допускается.
На основании пункта 136 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 (далее – Положение), и пункта 6 приложения 1 к Положению, лицензированию в области промышленной безопасности, среди прочих, подлежат работы и (или) услуги по техническому диагностированию потенциально опасных объектов, технических устройств.
Данный перечень является условным, т.к. каждое техническое устройство (оборудование) является индивидуальным и нуждается в детальном просчете. Срок выдачи Разрешения Ростехнадзора составляет 3 месяца (включая оформление заключения экспертизы промышленной безопасности). Если по каким-либо причинам Ростехнадзор решит отказать в выдаче разрешения, то заявителю будет предоставлено письмо с обоснованием данного действия.
Разрешение Ростехнадзора может оформляться на единичные устройства, крупные партии, технологические виды или производственные линии. Однако стандартная процедура получения подобного рода разрешительной документации предусматривает выполнение следующих мероприятий:
- Сбор пакета документа и подача заявления в соответствующее ведомство Ростехнадзора. Пакет документации, необходимой для получения разрешения Ростехнадзора включает:
- заявление, заверенное подписями и печатями фирмы и руководителя;
- сведения о поставщике или производителе (сокращённое или полное наименование организации, юридический и почтовый адрес, телефон, ИНН, факс);
- экспертные заключения промышленной безопасности;
- свидетельство о взрывозащищённости, пожарный сертификат (при необходимости);
- сертификат соответствия в системе стандартов ГОСТ Р;
- сертификаты на комплектующие изделия, составные части;
- техническая документация (паспорт, технические условия, конструкторские чертежи со спецификацией на материал изделий, инструкции по монтажу, сборке, эксплуатации), включая методики проведения контрольных испытаний, а также требования, условия и порядок безопасного технического обслуживания, диагностирования и ремонта;
- протоколы заводских испытаний;
- свидетельства о постановки компании на налоговый учёт и о её регистрации;
- данные о механической прочности материалов, используемых при изготовлении изделий и химическом составе;
- протоколы независимых лабораторий (при наличии);
- сертификат серии ISO (если есть).
Также к оформлению подобных документов предъявляют определённые требования, прописанные и утверждённые в административных регламентах Ростехнадзора. Если вам понадобится сертификация предприятия для данного списка требований, то наши специалисты всегда готовы вам помочь.
- Проведение приёмочных испытаний и лабораторных исследований – создаётся специальная экспертная комиссия, в состав которой для осуществления наблюдательных функций входит государственный представитель. По итогам испытаний составляется протокол, являющийся обязательным условием получения разрешения по применению.
- Экспертиза промышленной безопасности – осуществляется в отношении оборудования, эксплуатируемого или производимого за пределами России.
- Подведение итогов, оформление и выдача разрешения Ростехнадзора. В случаях отказа в выдаче заявителю предоставляется письмо с обоснованием. Зачастую отказ происходит из-за допущенных неточностей в оформлении поданных документов. В подобном случае ошибки необходимо устранить и пройти всю процедуру повторно.
В случаях несоответствия импортного оборудования требованиям промышленной безопасности РФ, заявитель вправе оформить запрос в Ростехнадзор о выполнении дополнительных мероприятий, направленных на улучшение безопасности. При ввозе на российскую территорию подъёмного оборудования или устройств, ранее используемого на другой территории, разрешение на применение можно оформить и получить лишь после проведения процедуры экспертизы промышленной безопасности.
- 5 годами – на определённые (конкретные) типы (виды) технических устройств;
- сроком эксплуатации или всем ресурсом – единичное устройство или партия.
- По завершению срока действия разрешения заявителю следует повторно обращаться в Ростехнадзор, собрав при этом помимо необходимого списка документов ещё и дополнительные:
- данные об отсутствии изменений, внесённых в ТУ (технологические процессы производства или конструкцию), которые способны повлиять на промышленную безопасность использования технического устройства (сведения должны быть заверены печатями и подписями заявителя и ответственного лица);
- копии ранее выданного разрешения на применение устройства.
При изменении адреса или наименования юридического лица в течение 5 дней в Ростехнадзор подаётся заявление о необходимости переоформления разрешения. Помимо этого, при его утере существует возможность в получении дубликата данного разрешающего документа.
Срок выдачи итогового документа может составлять 3 месяца.
На производства и предприятия, нарушающие и не соблюдающие данные правила, налагаются штрафы или прекращается их деятельность (временное приостановление производства), а руководство, допустившее использование устройств, не прошедших испытаний и проверок, подвергается административной, а иногда и уголовной ответственности.
Экспертиза промышленной безопасности газопровода
Лицензия Ростехнадзора — это специальное разрешение вести деятельность на опасных производственных объектах I, II, III классов опасности в соответствии с Законом № 99-ФЗ «О лицензировании…». Без нее эксплуатировать ОПО запрещено и влечет административную, а в ряде случаев уголовную ответственность.
-
Лицензию получают не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели, которые будут использовать ОПО I, II, III классов. Ростехнадзор присваивает класс опасности с I по IV при регистрации промышленного объекта в государственном реестре, на основании сведений от эксплуатирующей организации. То есть, сначала ставим ОПО на учет, потом обращаемся за лицензией.
-
Перечень видов деятельности, для которых нужно разрешение, указан в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661.
-
Использовать ОПО по назначению можно только со следующего дня после внесения записи в государственный реестр лицензий. Ростехнадзор с 2021 года не выдает разрешения на специальных бланках, но заявитель имеет право запросить у ведомства выписку из реестра.
-
Лицензия не имеет срока действия, но ее придется переоформить при реорганизации ЮЛ, изменении адресов ведения производства, смене реквизитов ИП. Правительство РФ разрешило в «коронавирусном» постановлении № 440 от 03.04.2020 работать по «старому» разрешению до 1 января 2022 года, если поправки касаются только места осуществления вида деятельности.
-
Организации и ИП имеют право подать заявление на получение лицензии через Единый портал государственных услуг (ЕПГУ). В этом случае они смогут узнавать ход рассмотрения документов в ведомстве в онлайн-режиме.
-
С 1 января 2021 года Ростехнадзор прекратил выдачу лицензий в виде документов на официальном бланке. Вместо «бумажной» лицензии по результатам оказания государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности лицензиат имеет право на получение выписки из реестра лицензий в электронном виде или на бумажном носителе.
Соискатели лицензии имеют право подать заявку в Ростехнадзор лично, либо через представителя по доверенности.
Приказ Ростехнадзора № 454 содержит исчерпывающий перечень сведений, которые нужны для получения лицензии на эксплуатацию ОПО или ее переоформления — смотрите таблицу.
Документы |
Получение лицензии на эксплуатацию ОПО I, II, III классов опасности |
Переоформление лицензии при смене места осуществления лицензируемых видов деятельности |
Переоформление лицензии при намерении осуществлять новые виды деятельности |
Прекращение лицензии |
---|---|---|---|---|
Заявление |
+ |
+ |
+ |
+ |
Копии документов, которые подтверждают право пользования земельными участками, зданиями, сооружениями (свидетельства о праве собственности, договоры аренды и т. п.) |
+ |
+ |
— |
— |
Реквизиты акта ввода в эксплуатацию или регистрации положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на ЗиС |
+ |
+ |
+ |
— |
Реквизиты сертификатов соответствия технических устройств на ОПО требованиям ТР или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на ТУ |
+ |
+ |
+ |
— |
Положение о системе управления промышленной безопасностью (СУПБ) — для ОПО I и II классов |
+ |
+ Изменение Положения о СУПБ |
+ Изменение Положения о СУПБ |
— |
Реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО |
+ |
+ |
+ |
— |
Копии документов, которые подтверждают аттестацию руководителей и специалистов соискателя в области промышленной безопасности |
+ |
— |
— |
— |
Реквизиты деклараций промышленной безопасности — для ОПО I и II классов |
+ |
— |
— |
— |
Копии документов, которые подтверждают наличие финансовых и материальных резервов на случай промышленной аварии |
+ |
+ |
+ |
— |
Информация о наличии автоматизированных систем контроля на объектах |
+ |
— |
— |
— |
Копии договоров с ПАСФ или документы об организации собственной аварийно-спасательной службы, подтверждении ее аттестации |
+ |
— |
— |
— |
Копии полисов страхования гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда при промышленной аварии |
+ |
+ |
+ |
— |
Документ об уплате госпошлины (по желанию) |
+ |
+ |
+ |
— |
Опись документов |
+ |
+ |
+ |
— |
Перечень лицензируемых видов деятельности |
— |
+ |
+ |
— |
Ростехнадзор имеет право отказать в приеме документов, если:
-
невозможно идентифицировать заявителя;
-
нельзя прочитать документы;
-
представлен неполный комплект;
-
нет подтверждения действия сертификата ЭЦП при подаче заявления в электронном виде.
Профессиональная помощь экспертов избавит соискателей лицензии от рисков отказа в приеме документов.
Ведомство в приказе № 454 уточнило время, в течение которого можно оформить или переоформить лицензию. Мы, для удобства, составили таблицу с новыми сроками.
Ситуация |
Нормативный срок по приказу № 454 |
Срок приостановки рассмотрения документов для устранения замечаний РТН |
---|---|---|
Получение разрешения впервые |
45 раб. дней |
30 кал. дней |
|
30 раб. дней |
30 кал. дней |
|
10 раб. дней |
30 кал. дней |
Изменение адресов осуществления лицензируемых видов деятельности из-за смены географических названий, почтового индекса |
5 раб. дней |
30 кал. дней |
Прекращение лицензии |
10 раб. дней |
— |
Сроки в таблице указаны от даты приема заявления в Ростехнадзоре.
Ведомство, после получения заявления и комплекта документов, проводит проверку сведений в них. Соискателям следует подготовиться и к визиту инспектора РТН на промышленный объект. Если в ходе проверки будут выявлены расхождения между реальной картиной на ОПО и информацией в документах, предприниматель лицензию не получит.
Другие основания для отказа в выдаче или переоформлении разрешения на эксплуатацию ОПО:
-
неуплата госпошлины в полном объеме;
-
неполнота сведений и документов, если соискатель не устранил замечания в 30 дней приостановки рассмотрения заявления.
Отказ в выдаче лицензии — не приговор. Предприниматели имеют право собрать все документы и обратиться с заявлением повторно. Но до получения разрешения они не смогут использовать опасные производственные объекты по назначению.
Группа компаний «Норматив» оказывает услуги по получению лицензии на эксплуатацию ОПО «под ключ». Вы сэкономите время, если обратитесь за профессиональной помощью.
Требования для специализированных организаций в сфере газоснабжения
Коснулся Голунов и процесса прохождения технологической экспертизы как такового. По его словам, для подтверждения технической готовности газопровода к работе Горному управлению Штральзунда не придётся нанимать аквалангистов для осмотра каждого шва трубопровода. Вся работа регулятора будет носить исключительно «бумажный» характер.
«Надо сразу сказать, что подаваемый на сертификацию пакет документов заранее снабжён данными всех необходимых экспертиз и испытаний, — рассказал эксперт. — Причем, привлекая экспертные организаций для проведения необходимых исследований, Nord Stream 2 AG изначально имел дело с теми исполнителями, чьи профессиональные компетенции подтверждены необходимой профильной сертификацией, а заключения соответствуют всем признанным международным стандартам. К пакету документов прилагаются изначально разрешительные документы всех подрядных и субподрядных организаций, участвовавших в реализации проекта, а также результаты проведения гидроиспытаний при пуско-наладочных работах, которые сами по себе являются гарантией и доказательством технической надёжности и эксплуатационной пригодности газопровода».
Что касается сроков начала и окончания технологической экспертизы, то их пока прогнозировать сложно. В любом случае, этот процесс не начнется до вынесения германским Федеральным сетевым агентством решения о признании Nord Stream 2 независимым оператором. Согласно заявлению Министерства энергетики и инфраструктуры германской федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания, на территории которой находится точка выхода газопровода на берег ФРГ, сертификат о признании Nord Stream 2 независимым оператором входит в пакет документов для подачи заявки на технологическую сертификацию. Если так, то Горное управления города Штральзунд увидит означенный пакет только в начале 2022 года.
Сам же процесс экспертизы, с технической точки зрения, занимает много меньше времени. Здесь можно опираться на сроки, в которые уложилась сертификация «Северного потока — 1», считает Никита Голунов. Тогда удалось пройти эту процедуру менее чем за месяц с момента подачи документов до начала непосредственно газовых поставок, напомнил он.
1) 15 октября 2020 было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности», которое вступило в силу с 1 января 2021 года.
2) С 1 января 2021 Ростехнадзор прекращает выдачу лицензий в бумажном виде.
1 января 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности».
В соответствии с указанным федеральным законом с 1 января 2021 г. лицензия подтверждается не документом, выданным лицензирующим органом, а записью в реестре лицензий.
Вместо «бумажной» лицензии по результатам оказания государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности лицензиат имеет право на получение выписки из реестра лицензий в электронном виде или на бумажном носителе. В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 478-ФЗ) выписка из реестра лицензий на бумажном носителе будет предоставляться за плату. Размер такой платы, порядок ее взимания, случаи и порядок возврата установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 6 ноября 2020 г. № 742 «Об установлении размера платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, порядка ее взимания, случаев и порядка возврата».
В соответствии с пунктом 1 указанного Приказа размер платы за предоставление выписки из реестра лицензий на бумажном носителе составляет 3 000 рублей.
В связи с переходом на реестровую модель оказания государственных услуг по лицензированию дубликаты и копии лицензий предоставляться не будут.
3) В соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2019 г. № 379-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» с 1 января 2021 г. в случае переоформления лицензии более чем по одному основанию, требующему уплаты государственной пошлины, должна будет уплачиваться одна — наибольшая по размеру — государственная пошлина.
4) С 19 апреля 2021 вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 25.11.2020 № 454 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности».
Все юридические лица и ИП, которые эксплуатируют или планируют эксплуатировать взрывопожароопасные и (или) химически опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, обязаны получить Лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в Ростехнадзоре.
Что бы определить необходимость получения лицензии на Ваш объект, позвоните и (или) опишите объект нам, либо изучите Приложение 2 к ФЗ №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в котором описаны объекты и их классы опасности в зависимости от характеристик оборудования и опасных веществ на объекте.
Есть еще один способ. Если все объекты зарегистрированы в реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора, то можно взять Свидетельство о регистрации ОПО и посмотреть какой класс опасности присвоен объектам. В случае когда хотя бы один объект имеет класс опасности I, II или III, то лицензию ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности получать нужно.
ВАЖНО: Объектам имеющим 4 класс опасности, лицензия Ростехнадзора не нужна.
В данный момент получение лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов регламентирует Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1661 и ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно Приказу Ростехнадзора № 305 от 11.08.2015 «Об утверждении Административного регламента Ростехнадзора по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» прием документов на лицензирование осуществляется следующими территориальными органами Ростехнадзора:
- На опасные производственные объекты (3 класс опасности) прием документов на лицензирование, а так же выдача лицензии осуществляется Территориальным органом Ростехнадзора по месту регистрации юридического лица эксплуатирующего ОПО.
- На декларируемые объекты (1 и 2 класса опасности) прием документов на получении лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов, а так же выдача лицензии осуществляется Центральным аппаратом Ростехнадзора. Расположен: г. Москва, ул. А.Лукьянова, д. 4, стр.1.
- На объекты имеющие иностранный капитал (1, 2 и 3 класс опасности) прием документов на лицензирование, а так же выдача лицензии осуществляется Центральным аппаратом Ростехнадзора расположенного в г. Москве.
Ростехнадзор разъясняет: Виды работ в лицензии на эксплуатацию ОПО
Подробную информацию о переоформлении лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов можно получить перейдя по следующей ссылке — Переоформление лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных объектов.
Для опасных производственных объектов получивших или переоформивших лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности позднее 29.04.2014 г., лицензия является бессрочной, в случае если не происходили следующие изменения на объекте:
- реорганизации юр. лица (изменение организационно правовой формы и т.п.);
- меняется наименование юр. лица;
- меняется адрес нахождения юр. лица;
- меняются или добавляются адреса осуществления юр. лицом лицензируемого вида деятельности;
- меняется перечень работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Тем организаций, которые получили лицензию Ростехнадзора до 29.04.2014 г., лицензию требуется переоформлять.
1. Получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности (далее — объекты).
2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
7. Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
— пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
— воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
— иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
8. Получение расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава, составляющее 500 килограммов и более.
9. Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
10. Хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию на объектах.
ПРИМЕЧАНИЕ: 1. Воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды, определены приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Критерии отнесения опасных производственных объектов к I, II и III классам опасности установлены приложением 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. В состав выполняемых работ на объектах не включаются работы, связанные с получением, использованием, переработкой, хранением, транспортированием и уничтожением взрывчатых материалов промышленного назначения.
Автогазозаправочная станция обладает несколькими признаками опасности указанными в Приложениях 1 и 2 116-ФЗ:
1. Использование опасных веществ
При единовременном максимально возможном нахождении на объекте и в радиусе 500 метров от него:
- от 1 до 20 тонн — IV класс опасности;
- от 20 до 200 тонн — III класс опасности.
2. Использование оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 МПа.
- применяется оборудование свыше 1,6 МПА — III класс опасности;
- применяется оборудование менее 1,6 МПА — IV класс опасности;
Когда вышли поправки к критериям отнесения объектов к ОПО, очень многие стали искусственно занижать давление (порой просто меняли паспорт, не внося никаких физических изменений в конструкцию оборудования).
Производители оборудования (сосуды для сжиженного углеводородного газа — СУГ), для получения конкурентного преимущества перед другими производителями, стали занижать в паспорте рабочее давление сосудов, чтоб в последующем эксплуатирующая организация регистрировала объект за 4 классом опасности.
Следует признать, некоторое время это удавалось, и в России стали появляться АГЗС СУГ 4 класса опасности. Инспектора и руководители Ростехнадзора видели, что идет мухлеж и подтасовка, но сделать ничего не могли, т.к. строго по «букве» 116-ФЗ, эксплуатирующие организации были правы.
Но в конце 2018, начале 2019 года, позиция Ростехнадзора сложилась следующая:
Рабочее давление сосуда не может быть менее максимального значения давления насыщенных паров СУГ, установленного ГОСТ Р 52087-2003, т.е. менее 1,6,
Т.е. сосуды с давлением ниже 1,6 МПА не имеют права применяться на АГЗС в принципе.
Автозаправочные станции, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом, исключены из перечня объектов III класса опасности и относятся к IV классу опасности.
Пункт 5 приложения 2 ФЗ-116 от 21 июля 1997 г.
1) III класс опасности — для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более (за исключением оборудования автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом) или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более;
2) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.
Природный газ — (упрощенно) газ получаемый из газопровода.
!! В трактовках действующего законодательства не допускается АГЗС СУГ IV класса опасности.
!! АГЗС СУГ может быть только III класса опасности.
Издание Politico считает, что газопроводу «Северный поток – 2» придется пройти долгий путь до начала поставок газа, несмотря на то что проект технически завершен, а компания-оператор Nord Stream 2 AG заявляет о скором старте поставок.
Как отметила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, даже противникам «Северного потока – 2» ясно, что остановить проект невозможно, поэтому пришло время договориться о разумных и взаимовыгодных условиях эксплуатации газопровода.
Однако Украина заявила о готовности бороться с «Северным потоком – 2» даже после начала поставок газа. Украинцы берут пример с Польши, сумевшей доставить массу неприятностей «Северному потоку – 1» и его продолжению в Европе – газопроводу Opal.
В субботу, 11 сентября 2021 года, канцлер ФРГ Ангела Меркель провела встречу с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким.
Политики пообещали сохранить газовый транзит через Украину и заявили, что новый трансбалтийский газопровод нельзя использовать в качестве геополитического оружия – неопределенного политического термина, введенного в оборот Госдепом США.
Первая нитка проекта была завершена в начале июне, а вторая – на прошлой неделе, но для их запуска необходимо произвести комплекс пусконаладочных работ и исправить недочеты. Это требует времени и усилий.
Издание отводит на пусконаладочные работы три месяца. На первой нитке «Северного потока – 2» они начались 11 июня, потому эта мощность должна быть готова к эксплуатации. На проекте может быть использован так называемый сухой метод, когда газопровод заполняется воздухом для фиксирования утечек, а затем промывается азотом, чтобы убрать из трубы остатки кислорода.
Затем в трубу закачивается сырье, поднимается давление, и проект готов к поставкам газа. Со сроком в три месяца не согласны в Польше – аналитик Esperis Матеуш Кубяк обратил внимание на то, что компания Baker Hughes, которая должна была проводить пусконаладочные работы, разорвала контракт с Nord Stream 2 AG после того, как США ввели санкции против проекта.
Сертификационные работы должны быть проведены независимой структурой, а норвежская компания DNV GL прекратила отношения с Nord Stream 2 AG из-за фактора санкций США, пусть и объявила о готовности сотрудничать в случае закрытия данной проблемы.
В Nord Stream 2 AG не сообщают, кто проводит сертификацию «Северного потока – 2», а Госдеп США утверждает, что ни одна структура не проводила сертификационные работы по газопроводу с мая по август 2021 года. Сенатор Джеймс Риш в комментарии Politico заявил, что любая организация, которая проведет сертификацию «Северного потока – 2», подпадет под санкции.
В конгрессе сформировалось лобби, призывающее Белый дом к введению новых рестрикций против «Северного потока – 2».
«Северный поток – 2» должен быть одобрен Федеральными сетями ФРГ (Bundesnetzagentur). Nord Stream 2 AG предоставила германскому регулятору первую информацию по проекту 11 июня 2021 года, но сертификация может занять до десяти месяцев.
Присутствует активность Польши и Украины. Польская компания PGNiG подала заявку на предоставление аргументов и доказательств против «Северного потока – 2», а украинцы ссылаются на право проведения консультаций с Еврокомиссией.
Bundesnetzagentur может дать «Северному потоку – 2» предварительное разрешение из-за острой ситуации с ценами на газ в Европе. Есть вопросы по правомерности решений ФРГ. Евросуд установил, что Германия неправильно применяет энергетические правила Евросоюза и не дает регулятору необходимой независимости, также немцы выплатили полякам компенсацию из-за решения Евросуда по Opal.
Директор Центра энергетического права Тулейнского университета (США, штат Луизиана) заявил, что после решения Евросуда законодательство ФРГ нужно интерпретировать таким образом, чтобы оно соответствовало европейским правилам.
Die Tageszeitung (Германия): готов, но не разрешен
Согласно ФЗ РФ «О промбезопасности» различают 4 класса ОПО на производстве:
- I класс – чрезвычайно опасные при эксплуатации.
- Класс II – объекты с высокой опасностью эксплуатации.
- III класс – опасность средняя.
- IV класс – опасность низкая.
Процесс классификации происходит после идентификации.
По статистике в стране число ПО, которые имеют класс опасности, требующий оформления в Ростехнадзоре лицензии составляет около 58% от общего количества производственных объектов.
Сегодня согласно законодательству лицензии для эксплуатации и обслуживания ОПО I, II, и III кл. надо оформлять следующим предприятиям и организациям:
- Занятым производством, применением либо переработкой опасных материалов (ОМ);
- Занятым перевозкой и хранением ОМ;
- Занятым уничтожением/утилизацией ОМ и веществ;
- Применяющим в работе приборы высокого давления (от 0,07 МПа) в технологических процессах, где температура достигает 115С и выше;
- Производящим горные работы, используя при этом взрывчаты, горючие, химические, прочие опасные вещества;
- Предприятиям металлургического комплекса, занятым получением расплавов черных и цветных метллов;
- СХ предприятиям, занятых выращиванием растений, в процессе чего могут образовываться пылеобразные вещества, склонные к взрывам и самовозгоранию (зерно, комбикорм и т.д.).
С 2017 года лицензия для эксплуатации ОПО не нужна для автомобильных газозаправочных станций. Тем, кто владеет лицензией старого образца надо пройти переидентификацию на IV кл. опасности.
Список документов для получения лицензии достаточно обширный:
- Учредительные документы организации (копии);
- Документы, подтверждающие ваше право собственности (или аренды) на территорию с ОПО;
- Документы, которые подтверждают соответствия техоборудования регламенту;
- Нотариально заверенные копии начла работы с ОПО;
- Документы, подтверждающие квалификацию сотрудников, руководителя;
- Документы, подтверждающие наличие у предприятия аварийной службы (или договор со сторонней организацией);
- Копии страховых документов;
- Копии планов ликвидации аварий и последствий ЧП;
- Квитанция об уплате госпошлины.
Оставляете заявку менеджеру. Обговариваем условия и заключаем договор. Анализируем компанию и готовим документы. Подбораем специалистов. Направляем пакет документов в Ростехнадзор. Получаем разрешение и передаем его вам.
Стоимость оформления лицензии рассчитывается индивидуально для каждого промобъекта и в целом зависит от идентифицированного класса опасности, типа опасного промобъекта, количества ОПО, местонахождения ОПО.
Предприятия с иностранным капиталом, имеющие на балансе ОПО, оформляют лицензию в Центральном отделении Ростехнадзора в г. Москве. Для отдельных типов ОПО установлены различные объемы государственной пошлины, ее стоимость начинается от 7500 рублей. Госпошлину необходимо уплатить до подачи заявки в Ростехнадзор. Срок рассмотрения заявления составляет 45-70 рабочих дней.
Наша консалтинговая компания базируется в Москве и готова к сотрудничеству с организациями и и предпринимателями из всех регионов.
Работаем быстро
Мы гарантируем быстрое рассмотрение вопроса оформления лицензии. Срок получения обычно не превышает 45 дней со дня подачи заявки в Ростехнадзор
Работаем официально
Отношения с клиентами оформляется на договорной основе, подписываем договор на оказание услуг, где прописываем все условия и гарантии.
Мы работаем без посредников
Имея более чем 10-летний опыт в оформлении разрешительной лицензии от Ростехнадзора на ОПО, мы гарантируем высокое качество услуг, работаем с государственными органами напрямую, без посредников.
Предоставляем персонального менеджера
Каждый клиент получает персонального менеджера, который сопровождает процесс оформления и может предоставить исчерпывающую информацию о текущем положении дел.
Оказываем помощь в прохождении проверок
Наши специалисты подготовят вашу организацию и добьются соответствия условий на предприятии строгим требованиям, которые выдвигаются Ростехнадзором к лицензиантам.