Пенсия муниципальных служащих за выслугу лет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия муниципальных служащих за выслугу лет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Так называют сотрудников органов местной власти. Они не являются гражданскими служащими, которые трудятся в органах федеральной власти и власти на уровне субъектов РФ, а обладают собственным статусом. Их правовое положение, особенности службы и условия выхода на муниципальную пенсию в 2020 году урегулированы законом № 25-ФЗ от 02.03.2007. Человек является муниципальным служащим, если:
- у него заключен трудовой договор с органом местной власти;
- его должность включена в штатное расписание органа;
- его вознаграждение выплачивается из средств муниципального бюджета.
Когда и как выходят на пенсию муниципальные служащие
Пенсия по выслуге положена гражданину при следующих условиях:
- наличие стажа местной службы — самой выслуги. Ее продолжительность определяется по правилам из приложения № 2 к 166-ФЗ и зависит от момента выхода: выслуга лет муниципальным служащим в 2020 году составит 17 лет;
- наличие определенных оснований для увольнения: соглашения сторон, инициативы работника, ликвидации органа местной власти или достижения гражданином предельного возраста нахождения на службе, равного 65 годам;
- в некоторых случаях, например, если гражданин увольняется по собственному желанию или по соглашению сторон, для получения выплаты за выслугу ему необходимо соблюсти требования для получения страховой пенсии: достичь пенсионного возраста и иметь необходимое количество пенсионных коэффициентов, на 2020 это количество составляет 16,2.
Пункт 1.1 статьи 7 166-ФЗ устанавливает условия, при которых гражданин получает пенсию по выслуге лет до того, как появляются основания для назначения страховой по старости, то есть досрочно:
- у него имеется стаж работы на местной службе не менее 25 лет;
- как минимум последние семь из них до увольнения он провел на местной службе;
- гражданин уволился по собственной инициативе.
Планируются изменения: последние новости о муниципальной пенсии в 2020 году обещают, что минимальная выслуга увеличится, к 2026 г. она станет 20 лет и больше расти не будет. Других изменений, включая индексацию пенсий муниципальным служащим в 2020 году, не предвидится, но учитывая, что сотрудники органов власти всех уровней первыми тестируют на себе грядущие законодательные изменения, требования для получения выплат периодически меняются.
Муниципальные служащие вправе получать одновременно:
- выплату за выслугу: эта возможность им предоставлена ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ как гражданским служащим (ст. 24 25-ФЗ говорит о том, что пенсионные права местных и гражданских служащих одинаковы);
- страховую выплату по старости — по ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- накопительную по Федеральному закону от 28.12.2013 № 424-ФЗ, если у гражданина имеются специальные пенсионные накопления.
Такие работники вправе получать пенсию по инвалидности, если по медицинским показаниям им присвоена та или иная группа. Для ее получения не обязательно иметь статус муниципального служащего, она доступна любому гражданину, который имеет страховой стаж. Минимальная продолжительность необходимого страхового стажа не устанавливается.
Помимо выплаты за выслугу, сотрудники органов власти на местах вправе рассчитывать на долю страховой выплаты, размер которой определяется по правилам ст. 19 400-ФЗ. Той же нормой установлены условия ее получения.
Гражданские и местные служащие были первой группой граждан РФ, которых коснулась пенсионная реформа, возраст выхода на страховую пенсию для них стал увеличиваться уже с 2017. Пенсионный возраст муниципального служащего с 2020 года составит 57 — для женщин и 62 — для мужчин. Постепенное увеличение продолжится вплоть до 2026, когда он составит 65 — для мужчин и 63 — для женщин. Схема повышения пенсионного возраста приведена в приложении № 5 к 400-ФЗ:
Момент, когда гражданину назначается страховая выплата по старости, в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30-33 400-ФЗ (по состоянию на 31.12.2016) | Возраст, по достижении которого назначается страховая выплата по старости в период замещения местных должностей | |
Мужчины | Женщины | |
2017 | V + 6 месяцев | V + 6 месяцев |
2018 | V + 12 | V + 12 |
2020 | V + 18 | V + 18 |
2020 | V + 24 | V + 24 |
2021 | V + 36 | V + 36 |
2022 | V + 48 | V + 48 |
2023 | V + 60 | V + 60 |
2024 | V + 60 | V + 72 |
2025 | V + 60 | V + 84 |
2026 и последующие | V + 60 | V + 96 |
V: 55 — для женщин и 60 — для мужчин.
ВАЖНО! Размеры необходимого страхового стажа и пенсионного коэффициента в настоящий момент постепенно увеличиваются. В 2020 они составляют 10 лет и 16,2 коэффициента. В 2020 необходимый стаж составит 11 лет, а размер коэффициента — 18,6.
Департаментом пенсионного обеспечения Минтруда России рассмотрено обращение относительно продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет, поступившее из Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
В 2016 году было принято решение об оптимизации пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих и, в частности, о повышении возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, и повышении стажевых критериев для права на специальный вид пенсионного обеспечения — пенсию за выслугу лет.
Как известно, право на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу и иные виды государственной службы (за исключением гражданской), возникает при выслуге 20 лет.
Право на пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих до 2017 года возникало при наличии стажа государственной службы 15 лет, а право на пенсионное обеспечение гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих — при наличии стажа от 10 — до 15 лет, что порождало необоснованное различие в пенсионном обеспечение лиц, проходивших различные виды государственной службы и муниципальной службы.
Вместе с тем законодательство о системе государственной службы Российской Федерации, о государственной гражданской службе и муниципальной службе устанавливает, что взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов, а также гражданской и муниципальной службы обеспечивается, в т.ч. соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения.
Такая ситуация требовала урегулирования, в связи с чем было принято решение о повышении стажа государственной (муниципальной) службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет до 20 лет.
Рассматривались различные способы повышения стажа — одномоментно, поэтапно — в год по году или в год по полгода (например, в 1999 году, стаж государственной службы для права на дополнительное пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих и государственных служащих отдельных субъектов, муниципальных служащих отдельных органов местного самоуправления был повышен одномоментно для женщин на 5 лет, для мужчин на 2,5 года).
И хотя параметры указанного стажа не корректировались с 1999 года целесообразным принято его повышение по полгода в год, что закреплено в статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и приложении 2 к нему.
В частности, продолжительность стажа государственной гражданской (муниципальной) службы для права на пенсию за выслугу лет определяется для соответствующего года приложением 2 к названному Федеральному закону.
Так, для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 году необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет, в 2021 году — 17,5 лет, в 2022 — 18 лет, в 2023 — 18,5 лет и т.д. согласно приложению. При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, как полагаете Вы, а по совокупности всех установленных условий, в т.ч. увольнении с государственной гражданской (муниципальной) службы.
Исключение составляют лица, за которыми сохранено право на назначение указанной пенсии по нормам законодательства (муниципальных актов), действовавшего до 1 января 2017 г.
К таким лицам (из числа муниципальных служащих) относятся лица, указанные в части 3 статьи 7 Федерального закона от 23 мая 2016 N 143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», а именно:
за лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет и уволенными с муниципальной службы до 1 января 2017 года;
за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы и имевшими на этот день стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
за лицами, замещавшими на 1 января 2017 года должности муниципальной службы, имевшими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Заместитель директора Департамента пенсионного обеспечения — начальник отдела |
Г.И. Сысойкина |
Стаж муниципальной службы для возникновения права на пенсию за выслугу лет повышен до 20 лет. Повышение происходит поэтапно — по полгода в год.
Для возникновения права на пенсию за выслугу лет в 2020 г. необходимая продолжительность стажа составляет 17 лет; в 2021 г. — 17,5 лет; в 2022 г. — 18 лет; в 2023 г. — 18,5 лет и т. д.
При этом право на назначение пенсии за выслугу лет у лица возникает не по достижении пенсионного возраста, а по совокупности всех установленных условий, в т. ч. увольнении с муниципальной службы.
Минтруд разъяснил, за какими муниципальными служащими сохранено право на назначение пенсии за выслугу лет по правилам, действовавшим до 2017 г.
Пенсия по выслуге положена гражданину при следующих условиях:
- наличие стажа местной службы — самой выслуги. Ее продолжительность определяется по правилам из приложения № 2 к 166-ФЗ и зависит от момента выхода: выслуга лет муниципальным служащим в 2021 году составит 17 лет;
- наличие определенных оснований для увольнения: соглашения сторон, инициативы работника, ликвидации органа местной власти или достижения гражданином предельного возраста нахождения на службе, равного 65 годам;
- в некоторых случаях, например, если гражданин увольняется по собственному желанию или по соглашению сторон, для получения выплаты за выслугу ему необходимо соблюсти требования для получения страховой пенсии: достичь пенсионного возраста и иметь необходимое количество пенсионных коэффициентов, на 2021 это количество составляет 16,2.
- у него имеется стаж работы на местной службе не менее 25 лет;
- как минимум последние семь из них до увольнения он провел на местной службе;
- гражданин уволился по собственной инициативе.
Планируются изменения: последние новости о муниципальной пенсии в 2021 году обещают, что минимальная выслуга увеличится, к 2026 г. она станет 20 лет и больше расти не будет.
Других изменений, включая индексацию пенсий муниципальным служащим в 2021 году, не предвидится, но учитывая, что сотрудники органов власти всех уровней первыми тестируют на себе грядущие законодательные изменения, требования для получения выплат периодически меняются.
Муниципальные служащие вправе получать одновременно:
- страховую выплату по старости — по ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- накопительную по Федеральному закону от 28.12.2013 № 424-ФЗ, если у гражданина имеются специальные пенсионные накопления.
Такие работники вправе получать пенсию по инвалидности, если по медицинским показаниям им присвоена та или иная группа. Для ее получения не обязательно иметь статус муниципального служащего, она доступна любому гражданину, который имеет страховой стаж. Минимальная продолжительность необходимого страхового стажа не устанавливается.
Гражданские и местные служащие были первой группой граждан РФ, которых коснулась пенсионная реформа, возраст выхода на страховую пенсию для них стал увеличиваться уже с 2017. Пенсионный возраст муниципального служащего с 2021 года составит 57 — для женщин и 62 — для мужчин.
Постепенное увеличение продолжится вплоть до 2026, когда он составит 65 — для мужчин и 63 — для женщин. Схема повышения пенсионного возраста приведена в приложении № 5 к 400-ФЗ:
V: 55 — для женщин и 60 — для мужчин.
Чтобы оформить надбавку к пенсии муниципальным служащим в 2021 году, следует обратиться в региональное подразделение Пенсионного фонда РФ по месту проживания пенсионера. Из документов потребуются:
- заявление;
- паспорт.
П ри наличии оснований, для корректного исчисления страховой пенсии потребуются:
- свидетельство о рождении детей;
- свидетельство о браке;
- документы, подтверждающие наличие иждивенцев у заявителя.
Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность в особых условиях, связанных с исполнением властных и государственных функций. Их заработная плата формируется исключительно за счет местных бюджетов. Также их них назначается дополнительное пенсионное обеспечение при выполнении чиновником определенных условий, которые касаются стажа работы и возраста выхода на заслуженный отдых.
Муниципальная пенсия представляет собой вид социального обеспечения, выплачиваемого при наличии достаточной выслуги работников местных органов исполнительной власти. По своей сути она дополняет страховую пенсию по старости или инвалидности, на которую чиновники могут рассчитывать так же, как и остальные граждане.
Поскольку специальные выплаты служащих местных органов власти финансируются из бюджетов субъектов федерации, то последние вправе устанавливать дополнительные надбавки.
Так, в регионах чиновникам полагается определенная доплата в том случае, если выслуга превышает установленный федеральным законодательством норматив (помимо 3%, установленных повсеместно). Размер этой надбавки и основания для ее получения разнятся в зависимости от особенностей законодательства на местах.
Кроме этого, распространенной практикой является назначение единоразовой выплаты чиновникам при выходе на пенсию. Ее величина и порядок расчета также определяются решениями региональных властей.
Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.
Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть.
Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.
Основными характерными признаками муниципальной службы являются:
- курирование вопросов, связанных с хозяйственной, повседневной деятельностью конкретного муниципалитета;
- исполнение распоряжений и поручений органов государственной власти на местах;
- нормативное регулирование деятельности осуществляется как федеральным законодательством, так и местными актами;
- финансирование происходит из средств местных бюджетов.
Нормативные акты субъектов определяют перечни должностей муниципальной службы. Среди них следует выделить:
- руководителей;
- специалистов.
Последние могут быть главными, ведущими, старшими, младшими и проч. Эта градация зависит от уровня образования работника и объема выполняемых служебных задач на данной должности.
Служащие муниципальных органов имеют те же права на пенсионное обеспечение, что и работники остальных сфер. Они могут рассчитывать на страховую пенсию по старости. Однако решение о повышении соответствующего возраста для данной категории работающих было принято раньше, чем для остальной части населения.
Последние новости говорят, что в 2019 году чиновники вправе рассчитывать на страховые пенсионные выплаты по достижении более позднего возраста, чем остальные граждане.
Пенсия муниципальным служащим в 2021 году: порядок выплат, размер
Определяющие признаки этого вида профессиональной деятельности граждан изложены в законодательстве. Отличиями муниципальной службы от других видом занятости являются:
- работа на постоянной основе на должностях в структурах местного самоуправления;
- финансирование из средств местного бюджета.
Подобно госслужащим, работники органов местной власти имеют возможность получать дополнительную пенсию. При этом к муниципальным служащим не относятся лица, обеспечивающие работу местных администраций с помощью различных технических средств (например, уборщики, охранники, электрики и др.). Субъекты Российский Федерации самостоятельно устанавливают перечни должностей, выступающих основой для составления штатных расписаний. Таблица показывает варианты классификации работников в соответствии с такими реестрами:
Принцип подразделения |
Примеры |
Объем имеющихся полномочий |
Глава администрации муниципального образования, руководитель территориального структурного подразделения, начальник (заведующий) отдела. |
Уровень полученного образования и навыков по профессии |
Главный специалист, ведущий специалист, специалист 2 категории. |
Квалификационный разряд |
Действительный муниципальный советник 1 класса, старший референт муниципальной службы 2 класса. |
Базовые юридические основы, определяющие пенсионное обеспечение муниципальных служащих изложены в федеральных законах. Сюда входят:
- № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001. Этот законодательный акт рассматривает общие принципы начисления пенсий для граждан РФ и появления права на этот вид социальной поддержки.
- № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007. В этом законе разъясняются профильные понятия и терминология. Тут обозначается круг лиц, которые являются муниципальными служащими и определяются их права.
- № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003. Здесь рассматриваются общие положения назначения госпособий по старости, например, с какого возраста появляется право на эти социальные пособия.
Региональное законодательство дополняет и конкретизирует базовые нормативные акты, например, определяет конкретный размер выплат. Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает минимальный размер пенсии в 45% среднемесячной оплаты труда (СОТ). Местное законодательство может увеличивать этот показатель. Так, в Московской области стандартная величина таких отчислений для муниципальных работников равна 55% СОТ.
Государственное обеспечение этого типа выступает компенсацией за повышенные нагрузки при выполнении трудовых обязанностей. По действующему законодательству, пенсия муниципального служащего за выслугу лет положена всем чиновникам местных администраций при наличии у них профильного стажа, продолжительность которого определена законодательно. Период работы в муниципалитете учитывается и при определении права работника на доплаты к пенсии.
Для того чтобы претендовать на пенсионное гособеспечение муниципального типа, недостаточно быть работником местной администрации. Получить эту государственную выплату можно только при полном соответствии требованиям, изложенным в Законе № 25-ФЗ. Таблица показывает условия, при выполнении готовых гражданину назначаются государственные выплаты:
Особенности |
Требования федерального законодательства |
Стаж муниципальной службы |
В 2019 г. – не менее 16 лет (при этом в одной должности требуется отработать 1 год или больше). Это дает право на выплаты в 45% от величины среднемесячного оклада (если более высокие значения не установлены местным законодательством). За каждый год, проработанный сверх норматива, величина госпособия увеличивается на 3%, но максимально допустимый размер составляет 75%. |
Определенные причины увольнения |
Для получения гособеспечения по выслуге лет увольнение с работы должно быть:
|
Последнее место работы |
Последние 12 месяцев человек должен быть трудоустроен в муниципалитете и отсюда должно происходить его увольнение по выслуге лет. При нарушении этого условия (например, устройства на другую работу), гражданин теряет право на государственные пенсионные выплаты, за стаж муниципальной работы. |
Вычисляя размер гособеспечения за выслугу лет, нужно учитывать, что по закону, сумма трудовой и муниципальной пенсии не должны быть выше 75% от среднемесячного оклада работника за последний год. В этом случае для того, чтобы узнать величину выплат, которые гражданин получит на руки, нужно вычислить полный размер пособия, и вычесть из него величину государственного обеспечения по старости. Исчисление проводится по формулам ДСП = ПВЛ – РСП и ПВЛ = СМЗ х ПС, где:
- ДСП – дополнение (надбавка) к страховой пенсии.
- ВСП – величина страховой пенсии (фиксированная часть и надбавки).
- ПВЛ – пенсион за выслугу лет. По закону эта величина (или значение ДСП + РСП) имеет ограничение в 75% СМЗ и не должна превышать должностной оклад больше, чем в 2,3 раза.
- СМЗ – среднемесячная зарплата.
- ПС – процентная ставка, устанавливаемая в зависимости от стажа. Ее базовый размер равен 45% (если иное не установлено местным законодательством), значит, минимальное значение пенсионного гособеспечения муниципального типа равно СМЗ х 45%.
- Россиянам собираются выплачивать деньги за отказ от места в детском саду
- Отрыжка при беременности
- 12 правил стиля для мужчин за 40
Пенсия муниципальным служащим в 2021 году: порядок назначения и размер выплат
Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:
Виды страховой пенсии |
Условия предоставления |
По старости |
Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):
|
По инвалидности |
Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия). |
На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.
Местные органы власти могут вводить дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению муниципального типа. Это делается в случаях:
- Повышения денежного довольствия в местной администрации. В данном случае доплата компенсирует льготы, которые работник получал по месту службы.
- Увеличенной выслуге лет. Данная выплата дополняет существующее на федеральном уровне повышение ставки для расчета выплат в случаях, когда трудовой стаж превышает норматив.
Служащие имеют право на получение одновременно двух пенсий: по выслуге лет — исходя из стажа госслужбы и по старости — из оставшегося общего стажа. Если размер будет небольшим, он вправе отказаться от пенсии по выслуге и получать только выплаты по старости, поскольку суммарное количество ИПК будет выше в этом случае, а размер пенсии увеличится.
Ежемесячные доплаты к трудовым пенсиям, выплачиваемые бывшим муниципальным служащим, порядок перерасчета размера пенсий и выплат утверждается Правилами назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, которые принимают органы муниципалитетов. Правила, принимаемые субъектами Федерации, определяют условия приобретения права на доплату за стаж.
Муниципальные пенсионеры часто обращаются в суд за доплатой к пенсии, поскольку районная администрация или иной муниципальный орган не спешит соблюдать закон. Без юриста добиться причитающихся выплат практически невозможно. Рекомендуем обратиться за правовой поддержкой к нашим опытным специалистам. Позвоните нам по телефону или свяжитесь с нами через форму обратной связи для получения консультации по любым вопросам о муниципальных пенсиях.
Пенсия за выслугу лет в 2021 году
Получение дополнительной пенсии возможно только при наличии определенного стажа муниципальной службы. Как и к пенсионному возрасту, требования к нему также вырастают с каждым годом. В 2019 году чиновник должен отработать в соответствующем статусе не менее 16,5 лет.
Справка! Если к моменту наступления возраста выхода на пенсию муниципальный служащий не имеет достаточного стажа, то он вправе далее занимать текущую должность, чтобы рассчитывать на выплаты.
Законодательством установлено, что к 2026 году требования к длительности специального периода увеличатся. Минимальный стаж будет равен 20 годам.
Порядок оформления муниципальной пенсии несколько отличается от обращения за страховым обеспечением.
Для начисления материального обеспечения следует подготовить следующие документы:
- паспорт;
- трудовую книжку;
- справку о доходе за последний год;
- пенсионное удостоверение или иной документ, подтверждающий факт выхода на пенсию по старости;
- СНИЛС (при наличии);
- военный билет (при наличии).
Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку порядок оформления муниципальных пенсий устанавливается местными властями самостоятельно и, соответственно, существуют разные требования по предоставляемым документам.
Муниципальная пенсия, в отличие от страховой, выплачивается за счет местного бюджета. Для ее оформления муниципальный служащий должен обратиться в отдел кадров организации, где он и трудится, предоставив соответствующие документы.
Чиновник вправе обратиться за ее получением в любое время после возникновения у него данного права.
В соответствии с действующим законодательством лицам, которые заняты на муниципальной службе, полагается не только страховая пенсия по старости, но и дополнительная – по выслуге лет. Рассчитывать на ее получение могут только те должностные лица, которые были заняты работой в органах местного самоуправления длительное время – не менее 16,5 лет в 2019 году.
Государственные гражданские служащие имеют право уйти на пенсию по выслуге лет, если имеют стаж работы в госорганах:
- —в 2021 году – 17,5 лет;
- —в 2022 году — 18 лет;
- —в 2023 году – 18,5 лет;
- —в 2024 году — 19 лет;
- —в 2025 году – 19,5 лет;
- —в 2026-м и в последующие годы — 20 лет.
Назначение пенсии за выслугу лет муниципальным служащим
— В случае досрочного ухода нельзя работать в той же сфере, где дослужились до льготной пенсии, но можно продолжать трудиться по другой специальности, — пояснила Ольга Скобцева.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400 от 28.12.2013 года, уйти на заслуженный отдых по старости муниципальные сотрудники ранее могли:
- после 55 лет (для женской половины населения);
- после 60 лет (для мужской половины населения).
В связи с принятыми изменениями к российскому законодательству, с прошлого года данный возраст стал повышаться ежегодно на полгода. При этом служащие сохранили за собой право выйти на пенсию досрочно, если имеют соответствующий стаж.
Ниже представлена таблица, демонстрирующая поэтапное повышение пенсионного возраста данной категории работников.
Год, в котором возникает право ухода на отдых |
Возраст, при достижении которого гражданин получает пенсионные выплаты |
|
для мужчин |
для женщин |
|
2017 |
60 лет + полгода |
55 лет + полгода |
2018 |
60 лет + 1 год |
55 лет + 1 год |
2019 |
60 лет + 1,5 года |
55 лет + 1,5 года |
2020 |
60 лет + 2 года |
55 лет + 2 года |
2021 |
60 лет + 2,5 года |
55 лет + 2,5 года |
2022 |
60 лет + 3 года |
55 лет + 3 года |
2023 |
60 лет + 3,5 года |
55 лет + 3,5 года |
2024 |
60 лет + 4 года |
55 лет + 4 года |
2025 |
60 лет + 4,5 года |
55 лет + 4,5 года |
2026 |
60 лет + 5 лет |
55 лет + 5 лет |
2027 |
55 лет + 5,5 лет |
|
2028 |
55 лет + 6 лет |
|
2029 |
55 лет + 6,5 лет |
|
2030 |
55 лет + 7 лет |
|
2031 |
55 лет + 7,5 лет |
|
2032 и далее |
55 лет + 8 лет |
Кроме этого, служащий обязан иметь индивидуальный пенсионный коэффициент в размере как минимум 30 баллов.
При этом важно учитывать, что для назначения пенсии стаж муниципальной службы должен составлять не меньше 15 лет.
Окончательное повышение возрастной планки для ухода на заслуженный отдых мужчин, занятых на муниципальной службе, будет завершено к 2026 году, тогда как для женщин – не раньше 2032 года.
Согласно положениям Федерального закона № 166 от 15.12.2001 года, изменения коснутся и трудового стажа, при наличии которого гражданин сможет получить муниципальную пенсию по выслуге лет.
Ранее достаточно было отслужить на своей должности 15 лет, теперь же данный срок будет ежегодно увеличиваться на шесть месяцев вплоть до 2026 года.
Так, если у муниципального служащего право на досрочный уход на отдых возникло в 2020 году, фактически начать получать выплаты он сможет лишь при наличии трудового стажа величиной 17 лет. В общей сложности планируется увеличение стажа на 5 лет.
Рассматриваемый в настоящий момент законопроект, касающийся повышения пенсионного возраста для всех граждан Российской Федерации, фактически не коснётся муниципальных сотрудников.
Лицам, уже являющимся пенсионерами, также не стоит переживать о пересмотре порядка предоставления выплат.
Согласно данным на конец прошлого года, средняя ожидаемая продолжительность жизни населения страны составляла всего 72,2 года (при этом показатели для женщин достигли 77,6 лет, а для мужской половины населения – 67,5 лет). При этом отдельные регионы и вовсе не отличаются долголетием.
К примеру, мужчины в Республике Тыва, Чукотском АО и Еврейской АО в настоящий момент не доживают до выхода на заслуженный отдых.
С учётом повышения пенсионного возраста до 65 лет другие регионы тоже пополнят список по низкой продолжительности жизни.
Речь идёт об Амурской области, Ненецком АО, Забайкальском крае, Республике Алтай и других районах, где в среднем мужская половина населения доживает до 60–62 лет.
Несмотря на заверения экспертов об увеличении продолжительности и качества жизни, на практике правительству требуется разработать схему мероприятий для достижения долголетия среди жителей России.
В настоящий момент данные меры не были приняты, однако Президент РФ сообщил о намерении реализовать эту цель.
Прежде всего – о терминологии. Кто такие муниципальные служащие?
Как следует из статьи 10 закона №25-Ф3, муниципальный работник – это человек, который был принят на работу на вакантную штатную должность в учреждении, имеющем статус «муниципальное», и получающий денежное вознаграждение за выполнение своих должностных обязанностей из бюджетных средств.
Должности, которые могут занимать эти работники, разделяются на пять категорий:
- высшие;
- главные;
- ведущие;
- старшие;
- младшие.
Право на получение пенсионного обеспечения мунслужащими регламентируется федеральными законами №166-Ф3 и №25-Ф3. Согласно этим законам, пенсия госслужащим начисляется не по старости, а по выслуге лет.
Назначение пенсии муниципальному служащему в 2020 году производится, если претендент отработал на мунслужбе минимально возможный для выхода на заслуженный отдых календарный срок, и достиг пенсионного возраста.
Выслуга лет – это тот временной период, в течение которого человек, работающий в мунучреждении, пребывал на некоторой должности в статусе госслужащего.
Если госслужащий решил в 2020 году уйти по выслуге лет, то он должен быть в курсе того, что стаж муниципального служащего для пенсии по выслуге должен быть равен или больше 15 лет. Подтверждением стажа работы на государственной службе может быть справка, выданная отделом кадров.
Аналогичную справку, подтверждающую стаж работы на мунслужбе, могут выдавать и другие подразделения, имеющие на это соответствующие право и полномочия.
Муниципальная пенсия — условия назначения, порядок расчета и оформления
Последние изменения в пенсионном законодательстве коснулись в первую очередь государственных служащих.
Эти изменения касаются возрастных нормативов и требований к стажу трудовой деятельности претендентов. Для муниципальных служащих с 2017 года начал повышаться пенсионный и предельный возраст.
Поскольку все последние изменения в пенсионном законодательстве абсолютно непопулярны и воспринимаются большинством людей крайне болезненно, внедрение пенсионной реформы осуществляется поэтапно.
Расчет пенсии муниципальным служащим производится с учетом двух факторов:
- стаж трудовой деятельности;
- величина (в процентах от начисленной зарплаты) отчислений страховых взносов.
Этот принцип применяется и при расчете пенсионного обеспечения для служащих мунчреждений. В законе №166-Ф3 четко прописано, как рассчитать пенсии муниципальным служащим.
Минимальное значение компенсационной выплаты для них не должно быть меньше 45% от среднего показателя заработной платы за последний календарный год.
Из этого значения вычитается величина компенсации по старости, начисленной пропорционально ИПК претендента.
Максимальное значение компенсационной выплаты составляет 75%. Это значение вычисляется по такому алгоритму: за первые 15 лет трудового стажа автоматически берутся 45%.
Прежде всего – о терминологии. Кто такие муниципальные служащие?
Как следует из статьи 10 закона №25-Ф3, муниципальный работник – это человек, который был принят на работу на вакантную штатную должность в учреждении, имеющем статус «муниципальное», и получающий денежное вознаграждение за выполнение своих должностных обязанностей из бюджетных средств.
Должности, которые могут занимать эти работники, разделяются на пять категорий:
- высшие;
- главные;
- ведущие;
- старшие;
- младшие.
Право на получение пенсионного обеспечения мунслужащими регламентируется федеральными законами №166-Ф3 и №25-Ф3. Согласно этим законам, пенсия госслужащим начисляется не по старости, а по выслуге лет.
Назначение пенсии муниципальному служащему в 2020 году производится, если претендент отработал на мунслужбе минимально возможный для выхода на заслуженный отдых календарный срок, и достиг пенсионного возраста.
Получение дополнительной пенсии возможно только при наличии определенного стажа муниципальной службы. Как и к пенсионному возрасту, требования к нему также вырастают с каждым годом. В 2019 году чиновник должен отработать в соответствующем статусе не менее 16,5 лет.
Справка! Если к моменту наступления возраста выхода на пенсию муниципальный служащий не имеет достаточного стажа, то он вправе далее занимать текущую должность, чтобы рассчитывать на выплаты.
Законодательством установлено, что к 2026 году требования к длительности специального периода увеличатся. Минимальный стаж будет равен 20 годам.
Одним из оснований для начисления выплат по выслуге является назначение пенсии страховой. До 2017 года этот возраст составлял 55 лет (жен.) и 60 лет (муж.). Однако его повышение коснулось, в первую очередь, именно представителей чиновничьего аппарата, в том числе и на местах. Начиная с 2017 года, возраст получения пенсионных выплат постепенно повышается.
В 2019 году получить пенсию по выслуге муниципальный чиновник может в 56,5 лет (жен.) и в 61,5 лет (муж.).
Возраст выхода на пенсию госслужащих
Так называют сотрудников органов местной власти. Они не являются гражданскими служащими, которые трудятся в органах федеральной власти и власти на уровне субъектов РФ, а обладают собственным статусом. Их правовое положение, особенности службы и условия выхода на муниципальную пенсию в 2020 году урегулированы законом № 25-ФЗ от 02.03.2007. Человек является муниципальным служащим, если:
- у него заключен трудовой договор с органом местной власти;
- его должность включена в штатное расписание органа;
- его вознаграждение выплачивается из средств муниципального бюджета.
Нормативная база представлена федеральными законами:
- № 25-ФЗ от 02.03.07 «О муниципальной службе» – определяет правовое положение служащих местных органов;
- № 166-ФЗ от 15.12.01 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» – устанавливает общие принципы пенсионного обеспечения служащих муниципалитетов, детализирует категории лиц, претендующих на пенсион по выслуге;
- № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» – регламентирует назначение других типов пенсий;
- № 143-ФЗ от 23.05.16 «О внесении изменений в законодательные акты в части увеличения пенсионного возраста» – определяет новый порядок приобретения права служащим муниципалитета на господдержку пенсионеров.
Порядок оформления муниципального пенсиона, нормы исчисления стажа содержат постановления Минтруда и приказы Минздравсоцразвития. Поскольку муниципальные пенсии финансируются из местных бюджетов, регионы устанавливают собственные законопроекты по регламенту начисления выплат.
Муниципальные служащие вправе получать одновременно:
- выплату за выслугу: эта возможность им предоставлена ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ как гражданским служащим (ст. 24 25-ФЗ говорит о том, что пенсионные права местных и гражданских служащих одинаковы);
- страховую выплату по старости — по ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ;
- накопительную по Федеральному закону от 28.12.2013 № 424-ФЗ, если у гражданина имеются специальные пенсионные накопления.
Такие работники вправе получать пенсию по инвалидности, если по медицинским показаниям им присвоена та или иная группа. Для ее получения не обязательно иметь статус муниципального служащего, она доступна любому гражданину, который имеет страховой стаж. Минимальная продолжительность необходимого страхового стажа не устанавливается.
В рамках действующего законодательства установлены следующие виды муниципальных пенсий:
- по выслуге лет – если количество отработанного времени соответствует нормативным требованиям;
- страховые пособия по старости – по факту достижения пенсионного возрастного порога;
- по инвалидности, ставшей результатом профессиональных травм и общих заболеваний.
Юридически правомерно назначение одновременно двух видов выплат – по выслуге и определенной доли по возрасту.
Став инвалидом, служащий вправе получать соответствующую пенсию, она ему будет начислена, как и обычному гражданину РФ. При достижении требуемого возраста он вправе обратиться за трудовой, отказавшись от выплат по инвалидности. По выслуге лет доплаты он вправе получать вместе с пенсией по инвалидности, но достигнув установленного законом возраста.
Работники органов местной исполнительной власти вправе оформить пенсию по выслуге лет, проработав в органах местной или государственной власти определенное количество лет на одной или нескольких должностях из установленной категории. В расчете размера доплат по выслуге лет учитывают зарплату со всеми надбавками, премиями, коэффициентами и отпускными.
В 2021 году для начисления доплат по выслуге лет служащий должен:
- Иметь общий стаж службы государственной или муниципальной от:
Таблица 1. Необходимый стаж для пенсии за выслугу лет Год Стаж для назначения 2020 17 лет 2021 17 лет 6 месяцев 2022 18 лет 2023 18 лет 6 месяцев 2024 19 лет 2025 19 лет 6 месяцев 2026 и далее 20 лет Сюда входит служба армейская по призыву и на освобожденной работе в выборных органах законодательной власти. Требуемый минимальный стаж с 2017 года ежегодно увеличивается на полгода и составит к 2026 году 20 лет.
- Увольняться из муниципалитета по состоянию здоровья, личному заявлению, сокращению должности или соглашению.
- Оформлять страховую пенсию только с муниципальной должности, проработав на ней до этого факта не меньше года.
Если все указанные условия соблюдены, можно заняться подготовкой документов. Обычно документы готовит отдел кадров и бухгалтерия муниципалитета. Документы следует подавать в отдел кадров по месту службы. Только он вправе оформлять любые пенсионные муниципальные выплаты. Стаж муниципальной службы исчисляют из 30-дневного месяца. Учитывают периоды занятия указанных в реестре органа местной власти должностей.
Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность в особых условиях, связанных с исполнением властных и государственных функций. Их заработная плата формируется исключительно за счет местных бюджетов. Также их них назначается дополнительное пенсионное обеспечение при выполнении чиновником определенных условий, которые касаются стажа работы и возраста выхода на заслуженный отдых.
Нормативная база представлена федеральными законами:
- № 25-ФЗ от 02.03.07 «О муниципальной службе» – определяет правовое положение служащих местных органов;
- № 166-ФЗ от 15.12.01 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» – устанавливает общие принципы пенсионного обеспечения служащих муниципалитетов, детализирует категории лиц, претендующих на пенсион по выслуге;
- № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях» – регламентирует назначение других типов пенсий;
- № 143-ФЗ от 23.05.16 «О внесении изменений в законодательные акты в части увеличения пенсионного возраста» – определяет новый порядок приобретения права служащим муниципалитета на господдержку пенсионеров.
Порядок оформления муниципального пенсиона, нормы исчисления стажа содержат постановления Минтруда и приказы Минздравсоцразвития. Поскольку муниципальные пенсии финансируются из местных бюджетов, регионы устанавливают собственные законопроекты по регламенту начисления выплат.
Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.
Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть. Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.