Размер бюджета Украины на 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Размер бюджета Украины на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В аналитической записке к проекту закона о госбюджете указано, что в следующем году рост ВВП составит 4,6% «при условии завершения мировой пандемии COVID-19 в 2020 году«. То есть, основным драйвером экономического роста Кабмин видит фактор, на который правительство влиять не может.
В записке также сказано, что проект сметы-2021 основывается на умеренно-оптимистическом сценарии социально-экономического развития Украины на 2021-2023 годы, утвержденный Кабмином в июле. Однако, как указано в выводе профильного комитета ВР к законопроекту о бюджете, правительство не представило парламенту Бюджетную декларацию на 2021-2023 годы.
Рада утвердила госбюджет Украины на 2021 год с дефицитом 5,5% ВВП
Проект бюджета предусматривает рост доходов на 92,4 млрд гривен (+9,4%), до 1,071 трлн гривен. Однако нужно учитывать, что плановое увеличение доходов произойдет в сравнении с откорректированными в апреле параметрам бюджета 2020 года. Тогда объем госдоходов снизили на 11% до 978,6 млрд гривен с 1,093 трлн гривен, которые были в смете, принятой при правительстве Алексея Гончарука. То есть, в следующем году уровень доходов будет даже ниже, чем в первичном варианте бюджета текущего года.
Основу структуры государственных расходов в следующем году составляю: долги, оборона и безопасность, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование.
Погашение долгов является главным приоритетом бюджетной политики государства. В следующем году на погашение долга будет направлено 439 млрд гривен. В целом, для выплат по текущей задолженности и финансированию бюджета, правительство намерено привлечь фантастическую сумму в размере 702 млрд гривен. Примечательно, что наблюдается удорожание обслуживания госдолга на 19,2 млрд гривен, в сравнении с расходами в текущем году. Всего же, в 2021 году по процентам займов нужно заплатить 160 млрд гривен. На обслуживание долгов Украина тратит больше чем на медицину или социальную защиту населения.
Вторая значимая часть расходов – оборона и безопасность (267,1 млрд гривен). Увеличены бюджеты Государственного бюро расследований (+1,1 млрд гривен), СБУ (+2,8 млрд гривен), МВД (+3,8 млрд гривен). Также почти на 140 млн гривен увеличили финансирование НАБУ, продуктивность работы которого, мягко говоря, вызывает вопросы.
Финансирование дефицита Пенсионного фонда — 203,8 млрд
На финансирование дефицита Пенсионного фонда будет направлено 203,8 млрд гривен. В целом, направление расходов государства на социальные гарантии в бюджете следующего года остаются абсолютными аутсайдерами. На социальную защиту населения, например, планируется потратить всего 67,5 млрд гривен.
В проекте бюджета запланирован рост расходов на образовательную сферу до 173,8 млрд гривен (+30 млрд гривен, в сравнении с 2020 годом). Дополнительные 28 млрд гривен получит также сфер здравоохранения, общие расходы составят 156,2 млрд гривен. Из главных новшеств финансирования здравоохранения:
- 2,6 млрд гривен на вакцинацию населения от Covid-19;
- 9,5 млрд гривен на обеспечение больных дорогостоящими лекарственными средствами и медицинскими изделиями по лечению ВИЧ / СПИДа, туберкулеза, онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний;
- с 16, 2 до 2,9 млрд гривен «срезаны» субвенции медицинским учреждениям, которые не работаю по программе медгарантий, и не выстроились в реалии «реформы им. Супрун».
Про Державний бюджет України на 2021 рік
Исходя из общих цифр госбюджета следующего года, можно сказать, что ни «возможностей», ни «развития» он не предусматривает. Обслуживание и привлечение новых займов остается определяющим фактором. Все остальные направления, по большому счету, финансируются по остаточному принципу.
Ярким показателем «тупиковости» проекта бюджета является перечень новых бюджетных программ. В их числе практически нет никаких инициатив, которые направлены на экономическое развитие, стимулирование и модернизацию производства, реанимацию индустриального сектора, инвестиции в социальный капитал, и развитие науки.
Единственным исключением, пожалуй, можно назвать программу модернизации и железной дороги и обновление подвижного состава. Проект бюджета предусматривает выделить Министерству инфраструктуры 4,5 млрд гривен на электрификацию нескольких участков ЖД-сообщений и закупку пассажирских вагонов.
Пока на расходы только на обслуживание процентов по долговым обязательствам будет уходить больше средств чем на науку, культуру и социальную защиту населения вместе взятыми, ни о каком «развитии» не может быть и речи. А вот «возможности», которые сулит такой бюджет – это деиндустриализация экономики и депопуляция Украины.
1. Данный Закон вступает в силу с 1 января 2021 года.
2. Приложения N 1—8 к данному Закону являются его неотъемлемой частью.
3. Остановить на 2021 год действие:
абзацев второго и третьего части первой статьи 14 Бюджетного кодекса Украины;
абзаца второго части первой и части второй статьи 18 Бюджетного кодекса Украины;
абзаца второго части первой статьи 241Бюджетного кодекса Украины;
пункта 431части первой статьи 64 Бюджетного кодекса Украины;
части второй статьи 18 Закона Украины «О судебной экспертизе» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1994 г., N 28, ст. 232; 2017 г., N 48, ст. 436; 2018 г., N 6-7, ст. 43) относительно размера должностных окладов судебных экспертов;
части первой статьи 121, частей первой, второй и пятой статьи 122Закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» (Ведомости Верховной Рады Украины, 1995г., N 12, ст. 81; 2010 г., N 1, ст. 3; 2013 г., N 14, ст. 90; 2014 г., N 20-21, ст. 712);
абзаца первого части пятой статьи 4 Закона Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2018 г., N 5, ст. 31);
статьи 35 Закона Украины «О Центральной избирательной комиссии» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., N 36, ст. 448; 2020 г., N 7-9, ст. 48, N 60, ст. 1901);
части третьей статьи 8, части седьмой статьи 94Закона Украины «Об альтернативных источниках энергии» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., N 24, ст.155);
абзаца пятого пункта 4 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии из альтернативных источников энергии»;
абзацев пятого — восьмого части пятой статьи 33 Закона Украины «О рынке электрической энергии» (Ведомости Верховной Рады, 2017 г., N 27-28, ст. 312);
пунктов 1 — 3 части первой статьи 3, части второй статьи 4, пункта 3 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О мерах, направленных на погашение задолженности, образовавшейся на оптовом рынке электрической энергии».
Документом устанавливается в 2021 году прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц в размере с 1 января — 2189 гривен, с 1 июля — 2294 гривны, с 1 декабря — 2393 гривны.
Для лиц, утративших трудоспособность (минимальная пенсия): с 1 января — 1769 гривен, с 1 июля — 1854 гривны, с 1 декабря — 1934 гривны.
В 2021 году бюджетом запланирована следующая минимальная заработная плата:
- в месячном размере: с 1 января — 6000 гривен, с 1 декабря — 6500 гривен;
- в почасовом размере: с 1 января — 36,11 гривны, с 1 декабря — 39,12 гривны.
- С 1 сентября 2020 года минимальная зарплата составляет 5000 гривен.
Доходная часть бюджета недавно корректировалась, стоит заметить – в большую сторону. Планируется, что в будущем поступления будут только возрастать, в том числе – за счёт следующих показателей:
- собственные бюджеты учреждений;
- деньги от НБУ;
- рентная плата за использование природных ресурсов для добычи газа;
- налог на прибыль предприятий.
Законопроект об изменении в Налоговом Кодексе Украины тоже должен принести бюджету несколько миллиардов гривен, до 5 и больше. То же касается других проектов, связанных с улучшением администрирования и пересмотром ставок:
- увеличение сборов экологического характера;
- налог на добавленную стоимость с акцизов и товаров, введённых на таможенную территорию государства;
- акцизный налог с табачных изделий. Он тоже становится источником для такого направления, как социальные выплаты в бюджете Украины.
Новый проект предусматривает увеличение расходной части, связанной с решением насущных вопросов, которые стали особенно актуальными для страны.
Последние годы сделали следующие направления для представителей Правительства особенно интересными и актуальными:
- субсидии населению за жилищно-коммунальные услуги;
- дороги;
- пенсионное обеспечение;
- образовательные услуги;
- здравоохранение;
- безопасность и оборона.
Последняя правительственная информация показала, что обновленный проект макропрогноза будет представлен уже в марте этого года. В этот же период Министерство социальной политики должно предоставить данные о предполагаемом показатель минимальной зарплаты, прожиточного минимума и должностных окладов.
Бюджетная Декларация на 2021-2023 годы должна быть утверждена в июне, рассмотрена до 15 Июля. Государственный бюджет на 2021 год должен быть подан на рассмотрение КМУ до 8 сентября этого года.
Подготовительные этапы карты бюджетного процесса в 2020 году представлены следующими:
- до 17.01.2020 – подготовка целей, необходимых для реализации целей бюджетной программы;
- к 14.02.2020 – получение информации, необходимой для формирования Бюджетной декларации;
- до 02.03.2020 – получение от Минэкономики, НБУ и Минсоцполитики макропрогнозних данных;
- до 01.04.2020 – доведение до Совета национальной безопасности объемов расходов и кредитов, необходимых на обеспечение национальной безопасности в 2021 году;
- до 15.04.2020 – получение уточненной макропрогнозної части от Минэкономики, НБУ и Минсоцполитики;
- к 24.04.2020 -проведение совещаний с целью согласования показателей и положений бюджетной декларации;
- до 15.05.2020 – подача КМУ на рассмотрение государственного бюджета на 2021 год;
- к 03.06.2020 – согласование КМУ Бюджетной декларации на 2021-2023 годы, представление его на рассмотрение ВРУ;
- до 15.07.2020 – рассмотрение проблемных вопросов Бюджетной декларации;
- до 22.06.2020 – получение от Минэкономики информации о распределении государственных капитальных вложений, необходимых для реализации государственных инвестиционных проектов;
- до 27.07.2020 – доведение предельных показателей расходов;
- до 10.08.2020 – получение бюджетных запросов от соответствующих организаций;
- к 28.08.2020 – проведение совещаний по согласованию конечных показателей Государственного бюджета;
- к 08.09.2020 – представление проекта бюджета на рассмотрение КМУ;
- до 15.09.2020 – подача проекта с полным пакетом документов на рассмотрение ВРУ, утверждения госбюджета на 2021 год.
Интересно! Первое решение о начале разработки трехлетней Бюджетной Декларации было запланировано начать с января 2020 года.
- ВВП – указанный показатель должен был показать рост не более 3,6%;
- инфляция – не более 6,5%;
- рост цен производителей – повышение составит 7,2%;
- курс гривны – 30,5 грн. за 1 доллар;
- уровень безработицы – 8,9%;
- дефицит госбюджета – 2,2%;
- максимальный показатель госдолга – 56% от ВВП;
- максимальный предел госгарантий – 3% от доходов бюджета.
Рада приняла госбюджет-2021. Чего ждать украинцам
Анализируя обновленные макроэкономические показатели можно прийти к выводу, что существуют 2 прогнозы сценария: оптимистический и консервативный.
Первый говорит о том, что предварительный показатель ВВП в этом году составит не более 4,8%, в 2021 году – 5,5%, в 2020 году – 6,5%. Прогноз курса гривны к доллару также станет выгодным: в 2020 году – 24,8 грн., 2021 – 23,9 грн., 2022 – 24,2 грн. Консерванты уверены, что в этом году ВВП составит не более 3,7%, а курс доллара будет колебаться в пределах 27 грн.
- «Правильный мирный атом и не очень». Украина и США готовятся к новой коррупционной авантюре за счёт украинского бюджета на Хмельницкой АЭС
- На треть больше, чем при Порошенко. Правительство «президента мира» Зеленского на 2021 год запланировало беспрецедентный бюджет войны
- У Шмыгаля 300 миллиардов — не дыра в бюджете, а «плановый» дефицит
- Азаров рассказал, как Украине безболезненно отказаться от новых кредитов
- «Никто ничего не собирается ни строить, ни вкладывать». Азаров заявил о катастрофическом оттоке инвестиций с Украины
- На форуме Антифашист все пользователи равны между собой. Не допустимы любые оскорбления, мат в отношении других пользователей. Не допустима сегрегация, ни по географическому, ни по религиозному, ни по возрастному признакам. Форум населяют гостеприимные, открытые для чужого мнения, остроумные люди.
- На форуме запрещены изображения нацистской, порнографической направленности, а также фотографии Ульяны Супрун в купальнике. Запрещена пропаганда ЛГБТ. Запрещены любые проявления национальной нетерпимости. Запрещены оскорбления любых государственных властей в особо грубой форме, т. е. с использованием обсценной лексики. Запрещены оскорбления других форумчан в хамской форме с применением обсценной лексики.
Как и ранее, бюджет государства планировался на основе прогноза от специалистов в области экономики и с учетом показателей Министерства соцполитики. Вот только власти решили разрабатывать бюджетный документ не на год, а на целых три года.
Это называется среднесрочным бюджетным планированием. Именно такие данные были предоставлены премьер-министром Украины Алексеем Гончаруком.
Переход на такое планирование был осуществлен из-за больших долгов, которые страна должна выплатить в ближайшее время. Политики хотят, чтобы долговая нагрузка постепенно снижалась, давая больше возможностей правильно распределять бюджет. Как показывает практика других стран, среднесрочное планирование является более популярным и безопасным вариантом, ведь оно позволяет учитывать множество факторов и рисков.
А еще текст бюджета Украины на 2021 год предусматривает, что общие выплаты по государственному долгу составят ориентировочно 600 миллиардов гривен. В то же время ожидается, что дефицит бюджета составит 7,5% ВВП, но в скором времени этот дефицит должен стать намного меньше.
Опубликованный властями бюджет Украины на 2021 год в долларах США показывает, что в этом году политики ждут экономического скачка.
Согласно словам премьер-министра, 2020 выступал неким плацдармом для подготовки. В то же время в 2021 экономика должна запуститься во всю силу, ожидается, что появится огромное количество новых рабочих мест, будут организовываться новые производства.
Рада одобрила Госбюджет-2021: основные цифры
Новый закон про бюджет Украины пока не содержит каких-либо открытых и окончательных данных, потому что в ближайшее время еще могут быть внесены некоторые поправки в проект бюджета. Однако приблизительные суммы финансирования тех или иных сфер уже давно известны. Таким образом, на сферу безопасности и обороны планируется выделить еще больше денег, чем в прошлом году.
Если в 2020 было выделено 136 миллиардов, то в этом году политики хотят поднять планку до 140. Это в обязательном порядке скажется на заработных платах всех военных, они будут немного подняты. В основном средства планируется направить на закупку вооружения и военной техники, а также на производство боеприпасов.
Финансирование медицинской сферы также будет увеличено. Из-за событий 2020 года медицина теперь получает намного больше внимания, нежели раньше.
Власти всерьез взялись за компенсирование лечения серьезных заболеваний, например, инсульта и инфаркта. Также будет проводиться закупка медицинского оборудования, планируется серьезно увеличить автопарк и провести переаттестацию сотрудников медицинских учреждений. Не так давно власти заявляли, что планируют выделить на медицину где-то в полтора раза больше средств.
Образование нечасто получает сильно увеличенное финансирование, в этом году ожидается не такая уж и большая прибавка. Больше всего денег уйдет на школы, а именно на переобучение педагогов, модернизацию школьной программы и не только.
Ожидается, что в общем на школьные вопросы будет выделено около 5 миллиардов гривен. Профтехучилища получат значительно меньше, около 300 миллионов гривен. Как и в прошлом году, власти хотят выделить деньги на поддержку молодых учителей, стаж которых не дотягивает до 10 лет. Это делается для того, чтобы поднять общий доход молодых учителей и сделать профессию престижней, а также привлечь работников в сельские школы.
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Государственный бюджет | -29093 UAH млн. / -1.065 млрд. USD | апр. 2021 |
Государственные расходы | 84618 UAH млн. / 3.098 млрд. USD | 1 кв./21 |
Государственные доходы | 476169 UAH млн. / 17.433 млрд. USD | май 2021 |
Государственный бюджет от ВВП | -2.1 % | 2019 |
- Дефицит государственного бюджета в Украине упал до 29093 UAH млн. (1.065 млрд. USD) в апреле 2021. Максимальный профицит достигал 38470 UAH млн. , а дефицит -217096 UAH млн.
- Данные публикует Ежемесячно Министерство финансов.
Данные Период Дата
-29093 | апр. 2021 | 05.06.2021 |
25417 | мар. 2021 | 08.05.2021 |
20659 | фев. 2021 | 03.04.2021 |
5719 | янв. 2021 | 06.03.2021 |
217096 | дек. 2020 | 30.01.2021 |
119974 | ноя. 2020 | 09.01.2021 |
112162 | окт. 2020 | 05.12.2020 |
81725 | сен. 2020 | 31.10.2020 |
- Объем государственных расходов в Украине упал до 84618 UAH млн. (3.098 млрд. USD) в первом квартале 2021. Максимальный объем достигал 128189 UAH млн., а минимальный 25043 UAH млн.
- Данные публикует Ежеквартально Государственная служба статистики.
Данные Период Дата
84618 | 1 кв./21 | 26.06.2021 |
122141 | 4 кв./20 | 27.03.2021 |
109176 | 3 кв./20 | 26.12.2020 |
110650 | 2 кв./20 | 19.09.2020 |
91991 | 1 кв./20 | 20.06.2020 |
128189 | 4 кв./19 | 21.03.2020 |
48840 | 3 кв./19 | 19.12.2019 |
54058 | 2 кв./19 | 29.10.2019 |
В Украине представили госбюджет на 2021 год: главное о документе
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Петр Порошенко | 07.06.2014 — | 51833.0000 | 52268.0000 | 68949.0000 | 48786.0000 | 0.84% |
- Объем государственных доходов в Украине вырос до 476169 UAH млн. (17.433 млрд. USD) в мае 2021. Максимальный объем достигал 1076017 UAH млн., а минимальный 3386 UAH млн.
- Данные публикует Ежемесячно Министерство финансов.
Прогнозные данные Минсоцполитики подтвердили изменение прожиточного минимума, средней зарплаты и минималки. Как и предыдущие годы показатели будут расти.
Причина роста заключается в увеличении стоимости социально-значимых продуктов и услуг. Введение карантина из-за коронавирусной инфекции ухудшило ситуацию, поэтому, какими будут показатели, станет известно ближе к концу 2020 года.
На сегодняшний день известно, что утверждение бюджетной декларации на следующую трехлетку состоится не ранее 15 июля. Подготовительный этап и утверждения госбюджета на 2021 год будет происходить следующим образом:
- 17 января – были рассмотрены цели и задачи Программы на следующий год, отобраны приоритетные вопросы, даны пояснения и дополнения по корректировке документа;
- 14 февраля – ответственными лицами сформированы вопросы с проблемами, которые требуют экстренного решения с помощью применения бюджетной программы;
- 2 марта – заинтересованные министерства предоставили макропрогнозні данные, способные повлиять на экономику и другие аспекты жизни граждан;
- 1 апреля-Совет Безопасности предоставил на рассмотрение объемы расходов и кредитов, необходимые для поддержки министерств в новом периоде;
- 15 апреля – предоставлена министерствами информация уточнена и проверена ответственными за разработку Бюджетной резолюции лицами;
- 24 апреля – согласованные даты проведения совещаний и конференций по вопросу окончательного согласования цифр, указанных в бюджете на 2021 год;
- 15 мая – бюджетная резолюция подается на первый рассмотрение и утверждение КМУ;
- 3 июня – государственный бюджет согласован, отправляется на рассмотрение ВР Украины;
- 15 июля – проводится отбор проблемных вопросов, требующих экстренного рассмотрения и вмешательства правительства;
- 22 июня – конечный срок согласован, производится распределение капитальных вложений, необходимых для реализации государственных инвестиционных проектов;
- 27 июля – государственный бюджет на 2021 год практически согласован, проводится доведение контрольных показателей расходов;
- 10 августа – проведение совещаний по согласованию жизненно важных для украинцев показателей;
- 8 сентября – первое рассмотрение проекта бюджета КМУ;
- 15 сентября – подача документа с поправками и внесением предложений, рассмотрение и утверждение проекта госбюджета на 2021 год.
Сложные отношения с соседними странами, продолжение военных действий на территории Донбасса, коронавирус эпидемия – проблемы, которые стали главными при разработке бюджета. Эксперты уверены, что развитие экономики возможно по двум сценариям:
- оптимистичный внутренний валовой продукт вырастет в сравнении с предыдущим периодом, инфляция останется на прежнем уровнем, безработица уменьшится, восстановление деятельности ранее законсервированных предприятий позволит заявить о себе на зарубежном рынке;
- консервативный прогноз – ВВП останется на уровне этого года, курс доллара познает значительный рост, количество безработных увеличится.
Верховная рада приняла бюджет Украины на 2021 год с дефицитом 5,5% ВВП
Проблемы с наполняемостью бюджета возникли в начале 2021 года. Причиной тому стали неправильно скорректированные в старом бюджете цифры.
Анализ наполняемости государственного бюджета показал нехватку 10 млрд.грн. Премьер-министром было дано задание Минфину заимствовать указанные средства до конца этого года.
Ранее стало известно, что долг Украины перед МВФ достиг критических цифр. Минимизировать его можно с помощью нововведений в законодательстве и вывод из тени недоброкачественных предпринимателей.
Мероприятия, запланированные в 2021 году для малого и среднего предпринимательства, а также предприятий, занимающихся добычей полезных ископаемых.
Изменения в Уголовном процессуальном кодексе также пополнят государственную казну. С полным перечнем законодательных изменений можно ознакомиться на официальных правительственных сайтах.
Работа над Проектом бюджета на 2021 год начата. Цели и направления программы направлены на решение проблем, главными из которых являются: привлечение зарубежных инвесторов, поддержка собственных производителей, инвестирование в государственные программы, повышение уровня благосостояния украинцев. Информация о прожиточном минимуме и минималке станет известной ближе к сентябрю 2021 года.
- От Государственной таможенной службы – 143,3 миллиарда гривен, план выполнили на 103,8%, или перевыполнили на 5,5 миллиона гривен.
- От Государственной налоговой службы (ГНС) составляли 240,2 миллиарда гривен, план выполнили на 106,3%, или перевыполнили на 14,1 миллиарда гривен.
Поступления в общий фонд госбюджета таможенных платежей составили 29,5 гривен, или 100,3% от росписи апреля, то есть на 0,1 миллиарда гривен больше, чем предполагал план. Общая сумма поступлений от начала 2021 составили:
- 27,3 миллиарда гривен в виде налога на добавленную стоимость,
- 2 миллиарда гривен – ввозной пошлины.
Единый социальный взнос (ЕСВ)
- С начала 2021 года – украинцы уплатили 132,8 миллиарда гривен ЕСВ, что на 4,7 миллиарда гривен больше, чем было запланировано.
- В мае 2021 года было уплачено 26,3 миллиарда гривен.
В мае 2021 года в госбюджет Украины поступило 107,2 миллиарда гривен по данным Государственной казначейской службы (ГКСУ). Месячную роспись, показатель которого был увеличен в связи с последними изменениями в законе о государственном бюджете, выполнен на 102,7%, или на 2,8 миллиарда гривен больше.
Заметьте! План поступлений в госбюджет за апрель 2021 года составил 105,8 миллиарда гривен, однако это на 2,3% меньше, чем предусматривал план. То есть бюджет недополучил 107,2 миллиарда гривен в апреле.
В мае украинцы уплатили 75 миллиардов гривен налогов, что на 4,8% превышает план. Больше всего в мае заплатили налога на:
- прибыль – 29,8 миллиарда гривен,
- добавленную стоимость – 10,7 миллиарда гривен,
- доходы физлиц и военного сбора – 10,2 миллиарда гривен.
План по расходам
План по расходам с начала 2021 года, то есть за январь – май, выполнен лишь на 92,6%, или на 454,7 миллиарда гривен. Вместе с тем в Минфине рассказали, что финансирование соцрасходов, расходов на оборону, обслуживание долга и субвенции/дотации местным бюджетам осуществлялось полностью.
С начала 2021 года госбюджет сведен с дефицитом в размере 32,5 миллиарда гривен. Что касается общего фонда, то дефицит составляет 31,3 миллиарда гривен, при росписи общего фонда отчетного периода в сумме 86,5 миллиарда гривен.
Напомним! Кабмин 24 марта 2021 года на заседании одобрил отчет о выполнении закона «О государственном бюджете Украины на 2021 год» согласно которому дефицит госбюджета составил 217,6 миллиарда гривен.
- Платежи по погашению госдолга с начала 2021 года составили 170,5 миллиардов гривен, от плана было погашено 98%.
- Платежи по обслуживанию госдолга – 64,4 миллиарда гривен, от плана было погашено 99,4%.
- Государственные дериваты – 40,8 миллиона долларов. 31 мая Украина осуществила первую выплату по государственным дериватам.
Глава «Нафтогаза» заявил о технических проблемах в случае резкого снижения «Газпромом» транзита
Миссия МВФ может начать работу в Украине 21-23 сентября – представитель Украины в Фонде
СНБО рассмотрит вопрос «банкопада» и ответственных за него – Данилов
СНБО обнародует информацию об использовании украинских недр через две недели — Данилов
Задолженность населения Украины за жилкомуслуги в июле сократилась на 3,5% — Госстат
Шевченко: За 7 месяцев 2021 года выдано более 4,4 млрд грн ипотечных кредитов
Согласно документу, доходы госбюджета в следующем году составят 1092 млрд грн (на 6,8% больше по сравнению с 2020 г.), расходы — 1328,2 млрд грн (+4,5%). Дефицит бюджета в 2021 г. прогнозируется на уровне 246, 6 млрд грн, или 5,5% ВВП (это меньше, чем 298,4 млрд грн планируемого дефицита на текущий год).
ВВП Украины в 2021 г. ожидается на уровне 4,5 трлн грн, что означает его рост на 4,6%. Потребительская инфляция достигнет 7,3%, средний курс доллара запланирован на уровне 29,1 грн.
Если с 1 декабря текущего года прожиточный минимум составляет 2189 грн, то с 1 июля 2021 г. он будет повышен до 2294 грн, а с 1 декабря 2021 г. — до 2393 грн.
Сегодня минимальная зарплата равна 5 тыс. грн (с 1 сентября). Бюджетом на 2021 г. предусмотрено ее повышение уже с 1 января до 6 тыс. грн, а с 1 декабря — 6,5 тыс. грн.
Очень значительно вырастут расходы в следующем году на Министерство молодежи и спорта — с 2,3 до 7,3 млрд грн, при этом субвенции из госбюджета местным бюджетам на потребности связанных со спортом программ останутся практически на уровне прошлого года — 500 млн грн.
Также значительно больше денег пойдет на Министерство культуры и информационной политики: если в прошлом году на это министерство было выделено 8,3 млрд грн, то в следующем — уже 12,5 млрд грн. Сюда же следует добавить и 300 млн грн субвенций на местные программы. Примечательно, что бюджет следующего года предусматривает и затраты в размере 50 млн грн на создание и распространение патриотических сериалов.
Для начала рассмотрим весь израсходованный бюджет Украины по результатам на 31 декабря 2020 год, источник – Минфин Украины:
Направление | Сумма, миллионы гривен | В % от общего |
Всего | 1288016,7 | 100% |
Общегосударственные функции | 163849,4 | 12.72% |
Оборона | 120374,1 | 9.35% |
Общественный порядок, безопасность, судебная власть | 157672,5 | 12.24% |
Экономическая деятельность | 168889,0 | 13.11% |
Охрана окружающей среды | 6636,8 | 0.52% |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 88,5 | 0.01% |
Здравоохранение | 124925,3 | 9.70% |
Духовное и физическое развитие | 9826,4 | 0.76% |
Образование | 52857,3 | 4.10% |
Социальная защита и социальное обеспечение, в том числе пенсионеров | 322720,3 | 25.06% |
Межбюджетные трансферты | 160177,1 | 12.44% |
Бюджет обороны Украины по годам, с 2002 до 2021, в чистых деньгах и процентах от ВВП:
Год | Чистыми деньгами, миллиардов гривен | % от внутреннего валового продукта |
2002 | 3.2 | 1.3 |
2003 | 4.3 | 1.5 |
2004 | 5.3 | 1.4 |
2005 | 5.9 | 1.2 |
2006 | 7.6 | 1.76 |
2007 | 9.1 | 1.2 |
2008 | 9.9 | 1 |
2009 | 11.65 | 1 |
2010 | 10.5 | 0.97 |
2011 | 12.7 | 0.98 |
2012 | 16.38 | 1.1 |
2013 | 18.1 | 1.11 |
2014 | 20.1 на июнь | 1.25 на июнь |
2015 | 63 | 3.1 |
2016 | 62.6 | 2.6 |
2017 | 129.3 | 5.2 |
2018 | 168 | 5.1 |
2019 | 140 | 3.3 |
2020 | 120 | 2.5 |
2021 | 267 (запланировано) | 5.93 (запланировано) |
По 2014-2016 годам нужно дать небольшие пояснения, поскольку числа и % от ВВП за этот период – приблизительные.
В 2014 году оказалось, что в сложившейся ситуации 20 миллиардов гривен на оборону – это очень мало, и правительство стало собирать деньги всеми возможными способами. Как мы уже говорили выше, ввели военный налог – 1.5%, а российскому бизнесу нужно было дополнительно платить 10% налога «на оборону». В последних числах июля правительство выпустила военные облигации на сумму в 1 миллиард гривен. Кроме того, правительство дополнительно выделяло Министерству Обороны деньги из государственных и местных резервов. Наконец, было разрешено финансировать минобороны пожертвованиями, так же министерству разрешили получать волонтерскую помощь.
Дать какой-либо прогноз сложно, потому что ВВП Украины, как и ВВП практически всех стран, ушло в минус из-за кризиса, вызванного коронавирусом. Потери за год составили около 4% ВВП относительно предыдущего года. При этом президент подписал указ, согласно которому в 2021 году на оборону будут выделены рекордные суммы. Скорее всего, это плохо отразится на экономике страны, потому что при снижении объема поступающих денег еще больше этих самых денег уходит в оборону, которая ресурсы тратит на поддержание своего существования. Есть серьезные сомнения в том, что правительству удастся выделить на оборону столько денег, сколько хочет выделить президент.
Рейтинг топ-20 стран по военным расходам в 2019 году:
Место в 2019 |
Место в 2018 |
Страна | Расходы, млрд $ |
Изменение к пред.году (%) |
Изменение за 2010 ÷ 2019 (%) |
Доля от ВВП страны (%) |
1 | 1 | США | 732,0 | 5,3 | -15 | 3,4 |
2 | 2 | Китай | 261,0 | 5,1 | 85 | 1,9 |
3 | 4 | Индия | 71,1 | 6,8 | 37 | 2,4 |
4 | 5 | Россия | 65,1 | 4,5 | 30 | 3,9 |
5 | 3 | Саудовская Аравия | 61,9 | -16,0 | 14 | 8,0 |
6 | 6 | Франция | 50,1 | 1,6 | 3,5 | 1,9 |
7 | 9 | Германия | 49,3 | 10,0 | 15 | 1,3 |
8 | 7 | Великобритания | 48,7 | 0,0 | -15 | 1,7 |
9 | 8 | Япония | 47,6 | -0,1 | 2,0 | 0,9 |
10 | 10 | Республика Корея | 43,9 | 7,5 | 36 | 2,7 |
11 | 11 | Бразилия | 26,9 | -0,5 | 6,1 | 1,5 |
12 | 12 | Италия | 26,8 | 0,8 | -11 | 1,4 |
13 | 13 | Австралия | 25,9 | 2,1 | 23 | 1,9 |
14 | 14 | Канада | 22,2 | -2,0 | 27 | 1,3 |
15 | 15 | Израиль | 20,5 | 1,7 | 30 | 5,3 |
16 | 16 | Турция | 20,4 | 5,8 | 86 | 2,7 |
17 | 17 | Испания | 17,2 | 0,9 | -7,1 | 1,2 |
18 | 20 | Иран | 12,6 | -15,0 | -36 | 2,3 |
19 | 21 | Нидерланды | 12,1 | 12,0 | 9,8 | 1,3 |
20 | 18 | Польша | 11,9 | 2,5 | 51 | 2,0 |
Как видите, Украина в этот список не входит. Ее место – 35, в 2018 году было 41-м. Скорее всего, дальше она будет идти вверх по списку, если правительство будет выделять на оборону столько денег, сколько планирует.