Военное положение в России 2021 объявили
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Военное положение в России 2021 объявили». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Целью введения законодательства о чрезвычайном положении выступает изменение системы управления в соответствии с требованиями военной ситуации. В этот период не допускается организация выборов и референдумов, а срок полномочий выборных государственных и муниципальных органов продлевается.
В соответствии со статьей 11 федерального конституционного закона от 30 января 2002 года ключевыми полномочиями в условиях военного положения наделяется глава государства. На него возлагается руководство процедурой обеспечения ВП и контроль за исполнением соответствующих мер.
Правительство реализует в основном технические функции, при этом его структура может быть скорректирована президентом. Представительный орган на основании положений Федерального конституционного закона принимает нормативные акты и денонсирует соглашения со странами-агрессорами.
Статистика военного положения берет начало с 1905 года. Однако тогда использовали другой термин – состояние охраны. Особый режим вводился на землях, где разворачивался фронт или возникали народные восстания. Из-за частых революционных потрясений состояние охраны вводилось довольно часто.
Возможность введения особого режима регламентируют следующие акты:
- Россия – ФКЗ от 30.01.2002 №1-ФКЗ.
- Беларусь – Закон РБ от 13.01.2003 №185-З.
- Украина – ЗУ от 12.05.2015 №389-VIII.
- Таджикистан – КЗ от 03.11.1995 №94.
- Америка – раздел 10 Свода законов США.
- Франция – согласно конституции Совет министров принимает Ордонансы на введение осадного положения. Они передаются на утверждение в парламент.
В Украине ввели военное положение 28 ноября 2018 года. Срок – 30 суток. Однако ситуация накалилась гораздо раньше. В марте был арестован керченский Норд, что привело к обострению обстановки в Азовском море. Россия приняла ответные меры – был усилен досмотр судов под украинским флагом.
Последнюю ноябрьскую стычку в Керченском проливе освещали все СМИ. Три корабля под украинскими флагами оказались захваченными пограничниками, как незаконно вторгшиеся в территориальные воды России.
Последовал обмен обвинениями в противозаконности маневров и несоблюдении международного права. Россия задержала украинских моряков. Украина начала подготовку к военному положению. Рада признала необходимость решения проблемы безопасности страны и приняла соответствующий закон. Президент страны П. Порошенко огласил перечень областей, где вводится особый режим.
Порядок введения военного положения предполагает, что президент страны издает соответствующий указ. Изменения обычно касаются разных сфер деятельности государства. Однако главной задачей стран мирового сообщества является установление такого порядка, при котором сводится к минимуму необходимость обращения к институту военного положения для решения возникших проблем.
Статья 9. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для обеспечения режима военного положения
Статья 22. Уведомление и информирование Организации Объединенных Наций и Совета Европы о введении военного положения и его отмене (прекращении его действия)
Статья 15. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения режима военного положения
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
В России закон о военном положении был принят в 2002 году, он отличается от украинского. Военное положение в России вводится в случае агрессии в адрес страны или угрозы применения силы против «суверенитета, политической независимости и территориальной целостности». Такими угрозами могут считаться вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства, военная оккупация любой территории России, бомбардировка, блокада портов или берегов, нападение на вооруженные силы России в любом месте, засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных сил или наемников, которые применяют силу против российских военных, а также объявление войны России.
Военное положение в России вводится указом президента, о котором он сообщает Совету Федерации и Госдуме. Далее Совет Федерации утверждает указ в течение 48 часов. Если указ не набирает необходимых голосов (более половины от списочного состава), военное положение отменяется.
Далее на территории, на которой объявлено военное положение, вводятся усиление охраны общественного порядка, особый режим работы общественного транспорта. Начинается эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы (временным жильем их обеспечивает государство). Для въезда и перемещения по территории, на которой объявлено военное положение, вводится особый режим.
Режим военного положения предусматривает, как и на Украине, частичную отмену прав и свобод. Так, приостанавливается деятельность политических партий, общественных и религиозных организаций, «ведущих агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность». Такие же запреты могут быть приняты в отношении международных или иностранных организаций, работающих в России. Украинский закон формулирует это чуть иначе, он предполагает возможность запрета деятельности политических партий и общественных объединений, если их деятельность направлена на «ликвидацию независимости Украины или изменение конституционного строя насильственным путем».
У граждан и организаций могут изъять нужное для обороны имущество, хотя потом государство обязано возместить его стоимость. Граждане теряют право выбирать место жительства и право находиться на улице в определенное время суток. Россиянам могут запретить покидать территорию России или ограничить их в таком праве.
На территории России, на которой объявлено военное положение, запрещается проводить митинги, пикеты, забастовки. Все выборы и референдумы на период военного положения отменяются. Также запрещается продажа оружия, алкоголя, а для отдельных лекарств устанавливается особый порядок продажи.
Российское и украинское законодательство различаются в вопросах введения военной цензуры. Скорее всего, это отчасти связано с тем, что украинский закон о военном положении принимали позже российского.
В России в случае введения военного положения вводится военная цензура почтовой переписки, телефонных разговоров граждан, а также сообщений, передаваемых в интернете. Также в законе есть пункт, согласно которому могут вводиться временные меры ограничения на производство и распространение информации.
Украинский закон жестче: он дает право государству в период военного положения регулировать работу типографий, телевидения, радио и других средств массовой коммуникации для проведения разъяснительной работы с гражданами, а также запрещать работу каких-либо СМИ, возможности передачи информации через радиоприемники и компьютерные сети. Также на Украине военные получают право изымать всю технику связи, включая ноутбуки, видеокамеры и так далее, если считают, что их использование вредит военному положению.
В период военного положения могут меняться взаимоотношения России с ООН и Советом Европы. Так, Россия может приостановить свои обязательства по международным договорам, связанным с правами и свободами граждан
Что касается иностранных граждан страны, воюющей с Россией, в таком режиме они подлежат интернированию (изоляции), но только в случае, если против России воюет конкретная страна или группа стран.
Никаких разночтений или домыслов в таком важном вопросе, как введение военного положения в России, быть просто не может. Государство функционирует на основании Конституции и других законодательных актов. В них полностью описано, как следует поступать в критических ситуациях. А то, что военное положение в России относится именно к таковым, наверняка никто не сомневается. Об условиях введения такового написано в 87 статье Конституции РФ. Основной закон говорит о том, кто имеет на это право и при каких обстоятельствах.
Необходимо знать, что регламент введения специального режима прописан с точностью до самых мелких нюансов. Об указе президента РФ мы уже сказали. В нем отражаются следующие данные. Во-первых, четко сообщаются границы территории, на которой вводится таковое положение. Во-вторых, обозначается дата, с которой оно начинает действовать. И самое главное, указываются причины принятия документа. То есть должны быть отражены обстоятельства, послужившие причиной подписания указа президентом РФ. Их также не берут с потолка, но об этом далее. Указ следует, согласно законодательству, тут же передать в Совет Федерации и Государственную думу, которые обязаны рассмотреть его в течение сорока восьми часов. Кроме того, данный документ предписано срочно обнародовать, а именно — огласить посредством печатных и устных СМИ.
Существуют документы, регламентирующие специальный режим. Часть из них, конечно, носит секретный характер. Другие общедоступны. Мы станем опираться на них. Когда вводится военное положение, то жизнь населения и работа предприятий претерпевают изменения. Охрану усиливают, на дорогах ставят посты, ограничивающие движение. Объекты культуры готовят к эвакуации, в некоторых случаях организуют вывоз мирных граждан.
Положение о введении специального режима четко регламентирует деятельность абсолютно всех субъектов государственных взаимоотношений. Людям следует подчиняться правилам, которые им будут разъяснены. Некоторых станут привлекать к работам. Для этого людей должны вызвать в орган власти и передать им предписание. Его невыполнение приравнивается к преступлению. Кроме того, гражданам запрещается нарушать режимы ограничений, в том числе препятствовать в любой форме работе государственных органов.
Несколько слов скажем о работе организаций и учреждений. Она тоже претерпевает серьезные перемены. Частные предприятия могут на время национализировать, чтобы использовать для отражения агрессии. В экономике устанавливается так называемый мобилизационный режим. О свободе предпринимательства на этот период вспоминать не стоит. Все подчиняются приказам, преследующим одну цель, — победить агрессора. Посему, если услышите, что в России введено военное положение, включите телевизор. Если таковое окажется правдой, то будет транслироваться по всем каналам не в виде сообщения, а как перечень предписаний для строгого исполнения. Особый режим – это очень серьезная ситуация, которая касается каждого человека, проживающего на данной территории, без исключения.
Политическая напряженность в стране резко возросла на прошлой неделе после того, как Мин Аун Хлаинг — главнокомандующий Вооруженными силами Мьянмы — заявил, что конституция может быть отменена, если законы не будут должным образом исполняться. Военные Мьянмы впоследствии отрицали, что главнокомандующий угрожал устроить государственный переворот. Они заявляли, что СМИ неверно истолковали его слова.
«Национальная лига за демократию» заявила о своей победе на выборах 8 ноября 2020 года. Тогда правящая партия получила 396 из 476 мест, что позволило ей сформировать правительство во главе с государственным советником Аун Сан Су Чжи еще на пять лет. Поддерживаемая военными «Союзная партия солидарности и развития» получила только 33 места.
Военные несколько раз публично жаловались на фальсификацию выборов и призывали правительство и избирательную комиссию пересмотреть результаты. Избирательная комиссия заявляла, что доказательств заявлений о мошенничестве нет.
Русское законодательство различало военное положение и состояние охраны, усиленной или чрезвычайной. В юридической литературе имперской России (также СССР в 20-е годы XX века) военное положение часто определяли через полицейское (милицейское) понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охраны государственного порядка.
В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в пограничных областях государства, прилегающих к театру войны. В мирное время на таком же положении могли быть объявляемы области или города, возмутившиеся против установленного порядка правительством, или в которых для поддержания порядка были признаны необходимыми особые строгие меры. Пример: Польское царство 1905 год[1], Сумской уезд (Харьковская губерния)[2].
В СССР военное положение мог объявить, в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции, только Президиум Верховного Совета СССР как сказано в статье «в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к органам военного управления — военным советам и командованию формирований ВС СССР.
Военное положение в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов было последовательно объявлено, на основании статьи 49 пункта «п» Конституции СССР, Указами Президиума Верховного Совета СССР и не отменялось до конца войны с:
Военное положение в России или в отдельных её местностях вводится указом президента, который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения Совету Федерации и Государственной думе.
Совет Федерации в течение 48 часов решает, утвердить ли президентский указ — и если указ не утвержден, он теряет силу.
Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относит к агрессии:
ГОТОВИТСЯ ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
1. Обеспечение подконтрольного режима въезда и выезда на и с территории страны, особого передвижения по ней.
2. Спасение и эвакуация жителей, проведение спасательных и неотложных работ.
3. Охрана важных государственных объектов, тех, которые предоставляют повышенную опасность для жизни людей и окружающей среды.
4. Пресечение незаконных вооруженных формирований, диверсионной и террористической деятельности.
1. Руководит организацией, которая осуществляет режимы, предусмотренные военным положением.
2. Контролирует применение мер военного положения.
3. Согласует функционирование и взаимодействие государственной власти.
4. Устанавливает задачи и привлечение Вооруженных Сил России для обеспечения установленного режима.
5. Налагает запрет на деятельность политических партий и иных общественных организаций, которые ведут пропаганду во время военного положения.
6. Введение военного положения Президентом устанавливает запреты на проведение собраний, забастовок, митингов, шествий и демонстраций.
7. Создает условия для прекращения действия международных договоров с тем государством, которое совершает агрессивные акты.
1. Рассматривает и утверждает принятые федеральные законы Государственной Думой по вопросам о военном положении.
2. Рассматривает законы о прекращении взаимодействий Российской Федерации со страной-агрессором.
1. Руководить в своей компетенции федеральными органами исполнительных властей.
2. Обеспечивать режим военного положения.
3. Разрабатывать и обеспечивать меры, направленные на производство государственных нужд.
4. Контролировать заключение и расторжение договоров или контрактов по обеспечению безопасности и обороны страны.
Председатель Правительства России предоставляет Президенту предложения о структуре органов исполнительной власти на время, предусмотренное военным положением.
1. Согласно ст. 18, все граждане Российской Федерации должны соблюдать установленные Конституцией права и свободы, исключение составляют временные ограничения военного положения.
2. Все граждане должны выполнять требования нормативных правовых актов и федеральных законов военного положения.
3. Выполнять требования исполнительной власти и оказывать содействие должностным лицам.
4. Являться в органы исполнительной власти по вызову на территории, где прописаны граждане.
5. Выполнять изложенные в повестках, предписаниях или распоряжениях требования.
6. Участвовать в выполнении ликвидационных работ, вступать в социальные организации и формирования.
7. Предоставлять необходимое для оборонительных нужд имущество с последующей выплатой его стоимости.
Представитель США в ООН Никки Хейли заявила, что Совет Безопасности ООН обсудит события в Азовском море на экстренном заседании в понедельник.
Как сообщает Франс пресс со ссылкой на дипломатические источники, о созыве экстренного заседания Совбеза ООН по ситуации в Азовском море попросили и Россия, и Украина.
Первый заместитель постпреда России в ООН Дмитрий Полянский подтвердил в воскресенье журналистам, что Россия направила такой запрос в ООН.
Тем временем посол Украины в ЕС Николай Точицкий в «Твиттере» призвал Евросоюз ввести новые санкции против России.
«Россия атакует Украину и поднимает новую волну военной агрессии против Украины в Керченском проливе и Азовском море. Три украинских корабля захвачены. Шесть украинских военнослужащих ранены. ЕС должен действовать решительно и резко», — написал он.
17354
24791
В России тайно вводится военное положение?
16763
24239
Фото Видео 14304
7952
5807
Путин утвердил план обороны на 2021–2025 годы
Денис Мельянцов, координатор программы «Внешняя политика Беларуси» Совета по международным отношениям «Минский диалог» в интервью DW обратил внимание на принципиальные отличия двух фаз учений. По его мнению, первая — в Беларуси — по традиции нацелена на отработку защиты Союзного государства РФ и РБ и к ней привлечено даже меньше личного состава и техники, чем четыре года назад. В ходе второй — на российских полигонах — Москва намерена показать, что «у нее есть достаточно союзников и она способна создать коалицию, противостоящую Западу».
В основе «Запада-2021» — сценарий возникновения кризисной ситуации и конфликта, связанного с «возрастанием активности деятельности незаконных вооруженных формирований, сепаратистских и международных террористических организаций, имеющих внешнюю поддержку». Такой сценарий Сергей Богдан называет стандартным и вытекающим из того, что отрабатывалось на предыдущих белорусско-российских маневрах.
В свою очередь, Василий Кашин в беседе с DW подчеркивает, что антитеррористические мотивы есть во всех учениях, что отчасти позволяет уходить от неудобных дипломатических вопросов. Хотя фраза про «внешнюю поддержку», признает эксперт, все равно намекает на серьезные международные противоречия: «Тут нет ничего необычного. Россия и Запад обвиняют друг друга в подрывной деятельности. Поэтому обоснование просто отражает тяжелое состояние отношений Москвы со странами НАТО».
Подготовка и проведение учений «Запад-2017» сопровождались 4 года назад серией алармистских заявлений европейских политиков и аналитиков, предсказывавших, что в итоге часть российских войск якобы останется в Беларуси на постоянной основе. Денис Мельянцов связывает те несбывшиеся прогнозы с напряженными отношениями России и Украины.
В этом году, продолжает Мельянцов, звучат похожие критические голоса вплоть до обвинений России и Беларуси в ведении гибридной войны против стран ЕС. И поводом, считает эксперт, тут стала ситуация, сложившаяся в отношениях Запада и Беларуси после подавления в стране прошлогодних массовых протестов — изоляция и санкции Запада против Минска, а также кризис с беженцами на границах РБ с Литвой и Польшей.
Периоды до и после протестов против итогов президентских выборов 2020 года — две разные эпохи в белорусской внешней политике, поясняет Василий Кашин. «Минск понимает, что шансы вернуться к прежней так называемой многовекторной политике в обозримом будущем невелики. У Лукашенко долго получалось сидеть на двух стульях, но он вынужден был делать выбор, и он его сделал. Позже, возможно, он попытается вновь все переиграть, но пока для него разумно показать новый уровень военного взаимодействия с Россией. А Москва попытается обеспечить более необратимый характер новой политики Беларуси», — очерчивает позиции сторон Кашин.
На учениях четырехлетней давности Минск демонстративно противоречил Москве, относя их проведение на полигоны вдали от своих границ и требуя большей прозрачности, а также приглашения максимального числа наблюдателей, вспоминает Мельянцов.
При этом Беларусь, как выразился Богдан, предыдущее десятилетие на Западе критиковали за нагнетании обстановки, обвиняли чуть ли не в подготовке вторжения в Украину: «Кричали, как в той сказке: «Волки, волки!». Но их не было, а теперь волки пришли, и мы видим опасную ситуацию для белорусской государственности и региональной безопасности. И здесь возникает вопрос, как сейчас вообще можно что-то обсуждать, если ранее (в адрес Беларуси. — Ред.) было сказано столько всего необоснованного».
Завершились военные учения «Запад-2021»
В Румынии в 2016 году заработала наземная база противоракетной обороны «Иджис». Аналогичная станция есть в Польше. Вместе с рядом других наземных объектов, а также группой эсминцев румынская база является составной частью программы построения европейской поэтапной адаптивной системы противоракетной обороны (ПРО). Россия считает, что ПРО направлена против нее.
Между тем Россия продолжает укреплять Калининградскую область. Министерство обороны РФ объявило о том, что реализует намерение разместить в западном эксклаве ракетные комплексы «Искандер-М». По данным Минобороны, они способны поражать цели на расстоянии до 500 км, «Искандеры» могут быть оснащены двумя типами ракет — баллистическими и крылатыми, а также теоретически нести ядерный боезаряд.
Курс ЦБ | |||||||
|
|
Биржевой курс | |||||||
|
|
Русское законодательство различало военное положение и состояние охраны, усиленной или чрезвычайной. В юридической литературе имперской России (также СССР в 20-е годы XX века) военное положение часто определяли через полицейское (милицейское) понятие «охрана», которое рассматривалось в контексте государственного управления как охраны государственного порядка.
В Российской империи военное положение объявлялось в военное время в пограничных областях государства, прилегающих к театру войны. В мирное время на таком же положении могли быть объявляемы области или города, возмутившиеся против установленного порядка правительством, или в которых для поддержания порядка были признаны необходимыми особые строгие меры. Пример: Польское царство 1905 год, Сумской уезд (Харьковская губерния).
В СССР военное положение мог объявить, в соответствии с пунктом «т» статьи 49 Конституции, только Президиум Верховного Совета СССР как сказано в статье «в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности». В соответствии с этим при объявлении военного положения все функции органов государственной власти по вопросам обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности переходили к органам военного управления — военным советам и командованию формирований ВС СССР.
Военное положение в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов было последовательно объявлено, на основании статьи 49 пункта «п» Конституции СССР, Указами Президиума Верховного Совета СССР и не отменялось до конца войны с:
- 22 июня 1941 года, в Москве, Ленинграде и большинстве областей, краёв, республик Европейской части СССР;
- августа 1942 года, в некоторых городах Закавказья, на Черноморском и Каспийском побережьях;
- сентября 1942 года, в Грузинской ССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР;
- апреля 1943 года, на всех железных дорогах СССР;
- мая 1943 года, на морском и речном транспорте.
Путин подписал указ о введении в действие плана обороны на 2021-2025 годы
Закон предполагает две группы ограничений, которые могут быть введены в условиях военного положения (а при необходимости и до него).
1. Ограничения в зоне военного положения:
- особый режим работы критической инфраструктуры и опасных объектов;
- эвакуация важных объектов и людей;
- усиление охраны общественного порядка, критической инфраструктуры и других важных объектов;
- ограничение въезда, выезда и свободы передвижения, досмотр, ограничение выбора места жительства;
- комендантский час;
- военная цензура в сфере коммуникаций;
- усиление секретности в государственных и местных органах;
- ограничение продажи оружия, опасных веществ, наркотиков, лекарств и алкоголя, их временное изъятие у граждан;
- запрет митингов и забастовок;
- запрет общественных, международных или иностранных организаций, подрывающих безопасность страны;
- принудительные работы для нужд обороны, по восстановлению разрушенных объектов и борьбе с пожарами и эпидемиями;
- изъятие частного имущества с последующей компенсацией;
- интернирование неблагонадёжных граждан и граждан стран-агрессоров (применяется только непосредственно в случае агрессии и с целью недопущения возможного разжигания ими беспорядков и мятежей на национальной почве).
2. Всеобщие ограничения, которые могут быть введены даже там, где военное положение не действует:
- ограничение экономической деятельности, в том числе оборота имущества;
- ограничение поиска и распространения информации;
- изменение форм собственности организаций;
- изменение режима трудовой деятельности, включая установление трудовой обязанности для ряда категорий граждан, подлежащих трудоустройству в рамках этой повинности;
Вне зависимости от контекста обстоятельств, любая передаваемая информация с использованием средств для общения и массовых коммуникаций может быть определена как информация двойного назначения и стать основанием для частного обвинения в государственной измене либо в покушении на неё (если это не спровоцировало тяжких последствий).
В период военного положения не проводятся:
- Выборы президента Российской Федерации;
- Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации;
- Выборы в местных органах самоуправления;
- Референдумы.
При введении военного положения не проводятся выборы и референдумы, полномочия выборных органов власти (включая президента Российской Федерации), органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически продлеваются на тот же срок.
Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента. Правительство осуществляет в основном технические функции, кроме того на время действия военного положения президент может изменить его структуру. Парламент принимает необходимые для обеспечения военного положения законы и растрогает договоры с государствами-агрессорами.
Судебная система и прокуратура в условиях военного положения действуют в прежнем виде, создание чрезвычайных судов в России запрещено.
Если военное положение установлено на части территории России, там может быть введено военное управление, ответственное за применение наложенных ограничений.
© 2021 ИА КРАСНАЯ ВЕСНА
Свидетельства о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77-67946 от 6 декабря 2021 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),
ИА № ФС 77-67948 от 6 декабря 2021 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В России закон о военном положении был принят в 2002 году, он отличается от украинского. Военное положение в России вводится в случае агрессии в адрес страны или угрозы применения силы против «суверенитета, политической независимости и территориальной целостности». Такими угрозами могут считаться вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства, военная оккупация любой территории России, бомбардировка, блокада портов или берегов, нападение на вооруженные силы России в любом месте, засылка иностранным государством или от имени иностранного государства вооруженных сил или наемников, которые применяют силу против российских военных, а также объявление войны России.
Военное положение в России вводится указом президента, о котором он сообщает Совету Федерации и Госдуме. Далее Совет Федерации утверждает указ в течение 48 часов. Если указ не набирает необходимых голосов (более половины от списочного состава), военное положение отменяется.
Далее на территории, на которой объявлено военное положение, вводятся усиление охраны общественного порядка, особый режим работы общественного транспорта. Начинается эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения, а также временное отселение жителей в безопасные районы (временным жильем их обеспечивает государство). Для въезда и перемещения по территории, на которой объявлено военное положение, вводится особый режим.
Режим военного положения предусматривает, как и на Украине, частичную отмену прав и свобод. Так, приостанавливается деятельность политических партий, общественных и религиозных организаций, «ведущих агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность». Такие же запреты могут быть приняты в отношении международных или иностранных организаций, работающих в России. Украинский закон формулирует это чуть иначе, он предполагает возможность запрета деятельности политических партий и общественных объединений, если их деятельность направлена на «ликвидацию независимости Украины или изменение конституционного строя насильственным путем».
У граждан и организаций могут изъять нужное для обороны имущество, хотя потом государство обязано возместить его стоимость. Граждане теряют право выбирать место жительства и право находиться на улице в определенное время суток. Россиянам могут запретить покидать территорию России или ограничить их в таком праве.
На территории России, на которой объявлено военное положение, запрещается проводить митинги, пикеты, забастовки. Все выборы и референдумы на период военного положения отменяются. Также запрещается продажа оружия, алкоголя, а для отдельных лекарств устанавливается особый порядок продажи.
Российское и украинское законодательство различаются в вопросах введения военной цензуры. Скорее всего, это отчасти связано с тем, что украинский закон о военном положении принимали позже российского.
В России в случае введения военного положения вводится военная цензура почтовой переписки, телефонных разговоров граждан, а также сообщений, передаваемых в интернете. Также в законе есть пункт, согласно которому могут вводиться временные меры ограничения на производство и распространение информации.
Украинский закон жестче: он дает право государству в период военного положения регулировать работу типографий, телевидения, радио и других средств массовой коммуникации для проведения разъяснительной работы с гражданами, а также запрещать работу каких-либо СМИ, возможности передачи информации через радиоприемники и компьютерные сети. Также на Украине военные получают право изымать всю технику связи, включая ноутбуки, видеокамеры и так далее, если считают, что их использование вредит военному положению.
В период военного положения могут меняться взаимоотношения России с ООН и Советом Европы. Так, Россия может приостановить свои обязательства по международным договорам, связанным с правами и свободами граждан
Что касается иностранных граждан страны, воюющей с Россией, в таком режиме они подлежат интернированию (изоляции), но только в случае, если против России воюет конкретная страна или группа стран.
Российское медиапространство буквально взорвало появившееся с утра в четверг сообщение о том, что поступило предложение отменить выборы и, по сути, объявить в стране военное положение.
Удивило то, что оно исходило от ранее малоизвестного человека по имени Евгений Туник, отрекомендовавшегося как «председатель совета директоров Института анализа политической инфраструктуры». В направленном им председателю Госдумы Сергею Нарышкину обращении предлагается изменить законодательство и отказаться от проведения выборов парламента и президента в период экономического давления со стороны Запада, преследующего цель сменить власть в России.
«Это нужно для того, чтобы максимально защитить страну. Всем надо понимать, что санкции никто не отменит, и мы находимся в состоянии войны. Нам нужно прививку от этого. Нам сделать нужно так, чтобы все усилия Запада и Америки, вся цунами ихних долларов прошла мимо и ничего она не сделала. Задача наших, можно сказать прямо, врагов — Америки и Запада – сменить наше правительство. Отмена выборов – это как прививка от гриппа. Она сделает ихние усилия бесполезными.», – признался Евгений Туник «Эху Москвы» (стиль, орфография и пунктуация сохранены. – РП).
Никаких разночтений или домыслов в таком важном вопросе, как введение военного положения в России, быть просто не может. Государство функционирует на основании Конституции и других законодательных актов. В них полностью описано, как следует поступать в критических ситуациях. А то, что военное положение в России относится именно к таковым, наверняка никто не сомневается. Об условиях введения такового написано в 87 статье Конституции РФ. Основной закон говорит о том, кто имеет на это право и при каких обстоятельствах.
Когда страна подвергается агрессии или это угрожает ей, на ее территории вводится «особый правовой режим». Именно он и является военным положением. Таковой может охватывать собой как всю территорию, так и ее часть. Это зависит от уровня и величины потенциальной или реальной угрозы. Данный режим объявляется специальным документом — указом президента РФ. Иная информация, не подтвержденная официальной бумагой, как понимаете, является недостоверной. Это следует помнить крикунам, регулярно утверждавшим, что ввели военное положение в России. 2014 год продемонстрировал всему миру, что таких «информаторов» достаточно среди журналистов и блогеров. С началом украинского кризиса только ленивый не говорил о специальном режиме, который то и дело объявляют для россиян. Однако о том, что нужно официального документа дождаться, никто не сообщал. А наивные люди зачастую воспринимали их публикации за чистую монету. Давайте разбираться дальше.
Необходимо знать, что регламент введения специального режима прописан с точностью до самых мелких нюансов. Об указе президента РФ мы уже сказали. В нем отражаются следующие данные. Во-первых, четко сообщаются границы территории, на которой вводится таковое положение. Во-вторых, обозначается дата, с которой оно начинает действовать. И самое главное, указываются причины принятия документа. То есть должны быть отражены обстоятельства, послужившие причиной подписания указа президентом РФ. Их также не берут с потолка, но об этом далее. Указ следует, согласно законодательству, тут же передать в Совет Федерации и Государственную думу, которые обязаны рассмотреть его в течение сорока восьми часов. Кроме того, данный документ предписано срочно обнародовать, а именно — огласить посредством печатных и устных СМИ.
В США объявили Россию крупнейшей военной угрозой для НАТО
Положение о введении специального режима четко регламентирует деятельность абсолютно всех субъектов государственных взаимоотношений. Людям следует подчиняться правилам, которые им будут разъяснены. Некоторых станут привлекать к работам. Для этого людей должны вызвать в орган власти и передать им предписание. Его невыполнение приравнивается к преступлению. Кроме того, гражданам запрещается нарушать режимы ограничений, в том числе препятствовать в любой форме работе государственных органов.
Несколько слов скажем о работе организаций и учреждений. Она тоже претерпевает серьезные перемены. Частные предприятия могут на время национализировать, чтобы использовать для отражения агрессии. В экономике устанавливается так называемый мобилизационный режим. О свободе предпринимательства на этот период вспоминать не стоит. Все подчиняются приказам, преследующим одну цель, — победить агрессора. Посему, если услышите, что в России введено военное положение, включите телевизор. Если таковое окажется правдой, то будет транслироваться по всем каналам не в виде сообщения, а как перечень предписаний для строгого исполнения. Особый режим – это очень серьезная ситуация, которая касается каждого человека, проживающего на данной территории, без исключения.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян позвонил президенту России Владимиру Путину, сообщает пресс-служба Кремля.
Разговор состоялся по инициативе армянской стороны. Лидеры двух стран обсудили резкое обострение ситуации в Нагорном Карабахе.
«С российской стороны выражена серьезная озабоченность в связи с возобновлением широкомасштабных боестолкновений. Отмечено, что сейчас важно предпринять все необходимые усилия для того, чтобы не допустить дальнейшей эскалации противостояния, а главное — нужно прекратить военные действия», — говорится в сообщении.
- Favourites List
- Audio Listining
- Color Mode
- Monthly New Updates
Неизбежность войны. Где прольётся первая кровь?
Военное положение в России или в некоторых местах вводится указом президента , который должен быть немедленно обнародован по радио и телевидению и официально опубликован. Кроме того, президент должен немедленно сообщить о введении военного положения в Совет Федерации и Госдуму . Совет Федерации в течение 48 часов решает, следует ли утвердить указ президента — а если указ не будет принят, он утратит силу. Основанием для введения военного положения считается агрессия против России или ее непосредственная угроза. Закон относится к агрессии:
- Вторжение иностранных войск или нападение иностранных войск на русских, где бы они ни находились;
- Бомбардировка иностранными войсками или иное применение оружия против России;
- Отправка иностранными государствами агрессивных вооруженных формирований в Россию;
- Блокада российских портов или побережий иностранными войсками;
- Разрешение иностранного государства использовать свою территорию для нападения на Россию.
- Закон рассматривает действия иностранного государства в нарушение международного права, которые прямо указывают на подготовку к агрессии, как прямую угрозу агрессии. В качестве примера в законе приводится объявление войны.
Введение военного положения также предполагает мобилизацию и организацию территориальной обороны. После отражения агрессии или устранения ее угрозы военное положение отменяется.
С введением военного положения выборы и референдум не проводятся, а полномочия выборных органов власти, органов местного самоуправления и должностных лиц автоматически расширяются.
Основные полномочия по обеспечению военного положения сосредоточены в руках президента России. Правительство России осуществляет в основном технические функции, кроме того, в период военного положения, президент может изменить свою структуру. Российский парламент принимает законы, необходимые для обеспечения военного положения, и продвигает договоры с государствами-агрессорами. Судебная система и в органах прокуратуры в условиях военного положения действует в той же форме, создание чрезвычайных суден в России запрещены. В случае введения военного положения на части территории России может быть введено военное ведомство, ответственное за применение ограничений.
Военное положение является крайней мерой при постоянных боевых действиях в стране, чтобы обезопасить население, усилить контроль среди мирного населения и на границах, и т.д.
ВП – это специальный правовой режим во всей стране или отдельных городах, регионах, которые граничат в линей боевых действий (на Украине – Восток). Может использоваться властями при ведении боевых действий или появившейся информации о наступающей агрессии, опасности государственного суверенитета, независимости страны.
Применить в стране подобную крайнюю меру может только лично президент Украины, когда соответствующее предложение внесет СНБО совместно с ВРУ.
Такой приказ уже был введен в 2018 году на некоторых частях Украины на определенное время, позже отменен, в связи с улучшением военной ситуации, ослабления мощности конфликта. В таком случае предусматривается комендантский час, повсеместная проверка документов, усиленный контроль на дорогах, усиленный призыв, чтобы максимально обезопасить страну от военной агрессии.
Так, же как и в 2018 году пограничники будут переведены на усиленный режим несения службы – «1й уровень боеготовности», запрещен въезд со стороны страны агрессора мужчинам призывного возраста, которые могут составлять угрозу национальной безопасности. Исключения могут составлять только «гуманитарные направления» въезда, каждая ситуация будет рассматриваться в индивидуальном порядке.
Владимир Зеленский активно поддерживает армию, постоянно посещает военнослужащих на линии фронта, курирует новые поставки техники, боеприпасов и т.д. В конце марта 2021 года Зеленский ввел новую стратегию для обеспечения военной безопасности Украины, разработанную Советом нацбезопасности и обороны Украины.
Подобный «стратегический план» для Украины беспрецедентное явление, составлен и внедрен впервые. Основа включает стратегию оборонного планирования на всех ветках. Это выполнено для реализации объявленной госполитики в вопросах обороны. Для этого разработаны протоколы реализации военных приоритетов страны для всех областей военного строительства и обороны.
Это не просто «громогласные фразы», документ включает план работы по комплексному подходу к обороне страны, если наблюдается военная угроза, агрессия со сторону третьего государства или антигосударственные действия внутри страны:
- Особенностью новой военной стратегии являются инновационные гибридные методы борьбы.
- В протоколах описаны пошаговые цели и задачи перед каждым военным рангом, в зависимости от позиций обороны или наступления, задачи военного строительства в условиях агрессии нацинтересам.
- Новая стратегия включает протоколы оказания отпора и методы сдерживания наступления, а также способы предотвращения развития полноценного конфликта, минимизации военной агрессии.
- Отдельной «главой» прописаны методы прекращения существующего военного конфликта на Востоке Украины и прекращение оккупационных мероприятий на полуострове Крым, защиту в будущем суверенитета страны.
- Стратегические нормы включают протоколы осуществления международных правовых вопросов, политико-дипломатических связей, направленных на защиту суверенитета и целостности границ.
- Прописаны гуманитарные и экономические отношения, относящиеся к безопасности страны.
- Вписаны основы, которые регламентирует закон о военном положении в Украине, в условиях современны реалий.
- По данному документу украинские граждане обязаны поддерживать международные военные операции, миротворческие «акции» по поддержанию мира и безопасности международных границ.
1. Нападение вооруженных сил иного государства на РФ.
2. Военная оккупация территории государства.
3. Бомбардировка иностранным государством или применение оружия против РФ.
4. Блокада берегов или портов другим государством.
5. Нападение другого государства на войска страны, независимо от их места пребывания.
6. Обнаружение на территории государства иностранных банд или групп, которые вооружены и осуществляют акты против России с применением оружия.
Что значит военное положение:
1. Усиливается охрана общественного порядка, обеспечивается общественная безопасность. Охраняются важные военные, государственные специальные объекты, учреждения, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Под жестким контролем находится движение транспорта, связь, объекты, предоставляющие опасность для здоровья людей и природной среды.
2. Вводится особый режим работы объектов, которые обеспечивают движение транспорта.
3. Проводится эвакуация объектов социального, хозяйственного, культурного назначения. Происходит временное переселение жителей страны в более безопасные районы. Им обязательно должно предоставляться жилье, стационарное или временное.
4. Вводится особый режим выезда и въезда на территорию государства, где введено военное положение. Ограничиваются способы передвижения внутри.
5. Приостанавливается деятельность любых политических партий и других общественных организаций, религиозных объединений.
6. Граждане привлекаются к выполнению работ для оборонительных нужд, ликвидации последствий разрушений после атаки агрессора, восстановлению поврежденных объектов, борьбе с эпизоотиями, эпидемиями и пожарами.
7. Военное положение в стране, согласно законодательству, может привести к изъятию имущества у граждан и предприятий с выплатой в последующем стоимости изъятого.
8. Ограничение выбора места пребывания граждан.
Принятие такого решения для страны глубоко отразится на многих сферах деятельности. Режим почувствуют на себе экономические и финансовые сферы, так как, согласно постановлению о военном положении, временно может прекратиться их деятельность. Прекращается свободное перемещение финансовых средств, товаров, услуг, распространение информации, временно изменяются формы собственности, условия и процедуры банкротства финансовых учреждений, режим труда, устанавливаются особые формы финансового, таможенного, налогового и банковского регулирования на всех территориях страны, независимо от того, принято там военное положение или нет.
1. Обеспечение подконтрольного режима въезда и выезда на и с территории страны, особого передвижения по ней.
2. Спасение и эвакуация жителей, проведение спасательных и неотложных работ.
3. Охрана важных государственных объектов, тех, которые предоставляют повышенную опасность для жизни людей и окружающей среды.
4. Пресечение незаконных вооруженных формирований, диверсионной и террористической деятельности.
1. Руководит организацией, которая осуществляет режимы, предусмотренные военным положением.
2. Контролирует применение мер военного положения.
3. Согласует функционирование и взаимодействие государственной власти.
4. Устанавливает задачи и привлечение Вооруженных Сил России для обеспечения установленного режима.
5. Налагает запрет на деятельность политических партий и иных общественных организаций, которые ведут пропаганду во время военного положения.
6. Введение военного положения Президентом устанавливает запреты на проведение собраний, забастовок, митингов, шествий и демонстраций.
7. Создает условия для прекращения действия международных договоров с тем государством, которое совершает агрессивные акты.