Процессуальные сроки в административном судопроизводстве научная статья

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процессуальные сроки в административном судопроизводстве научная статья». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Процессуальные сроки административного судопроизводства

Верховный суд запретил отключать аудиозапись на процессах

В целях обеспечения единообразного применения судами общей юрисдикции норм главы 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения.

Общие положения

Судебные акты, подлежащие апелляционному обжалованию

Лица, имеющие право на апелляционное обжалование

1. Проверка законности и обоснованности принятых в порядке административного судопроизводства не вступивших в законную силу судебных актов (решений, определений) осуществляется судом апелляционной инстанции: районным судом (определения мировых судей), верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом (судебные акты районных судов, гарнизонных военных судов), апелляционным судом общей юрисдикции (судебные акты верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции), апелляционным военным судом (судебные акты окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции), Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации (судебные акты Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации и Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые ими по первой инстанции).

Как следует из части 11 статьи 137[1], статей 296, 313 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ, Кодекс), судебные приказы, определения об утверждении соглашения о примирении с прекращением производства по административному делу полностью или в части не подлежат обжалованию в суд апелляционной инстанции. Данные судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном главой 35 Кодекса.

Определение об отказе в утверждении соглашения о примирении обжалуется в суд апелляционной инстанции (часть 12 статьи 137[1] КАС РФ).

Судебные акты судов апелляционных и кассационных инстанций не подлежат апелляционному обжалованию, поскольку вступают в силу со дня их вынесения.

2. Апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление могут быть поданы не только на судебный акт в целом, но и на его часть, например резолютивную или мотивировочную, по вопросам распределения судебных расходов, порядка и срока исполнения и по другим вопросам, разрешенным судом при вынесении судебного акта, а также на дополнительное решение, принятое в порядке, предусмотренном статьей 183 КАС РФ.

Если апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление поданы не на судебный акт в целом, а только на его часть или дополнительное решение, то и в этом случае обжалуемый акт не вступает в законную силу.

3. Правом апелляционного обжалования судебных актов суда первой инстанции обладают лица, участвующие в деле, лица, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, их представители, правопреемники. Последние вправе подать апелляционную, частную жалобу независимо от того, привлекались ли они к участию в деле судом первой инстанции и был ли предварительно разрешен вопрос о замене стороны ее правопреемником (статьи 37, 44, 45, 56 КАС РФ). Вопрос о правопреемстве может быть разрешен судьей суда апелляционной инстанции при подготовке административного дела к рассмотрению в суде апелляционной инстанции или судом апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы, представления.

4. Право принесения представления принадлежит прокурору, участвующему в административном деле (часть 2 статьи 295 КАС РФ).

Написать комментарий

      • Новости
      • Пресс-центр
      • Видео
      • Фотогалерея
      • Публикации в СМИ
      • Научно-практические статьи судей Алматинского областного суда

      1. Понятие и виды процессуальных сроков. Процессуальный срок — это предусмотренный законом или назначаемый судом определенный промежуток или момент времени, с которым связывается необходимость совершения конкретных процессуальных действий либо наступления иных правовых последствий.

      Виды процессуальных сроков:

      1) по субъектам, которым адресован срок:

      • установленные для суда;
      • установленные для участников процесса и иных лиц;
      • установленные одновременно для суда и иных участников процесса;

      2) по порядку установления:

      • установленные законом;
      • установленные судом;

      3) по способу исчисления:

      • определяемые конкретным промежутком времени;
      • определяемые указанием на конкретную календарную дату;
      • определяемые указанием на конкретное событие (например, «до вступления решения суда в законную силу»).

      2. Порядок исчисления процессуальных сроков. По общему правилу течение процессуальных сроков начинается на следующий день после наступления события или календарной даты, которыми определено его начало. Однако если процессуальное действие должно совершиться немедленно, то течение срока начинается немедленно с наступления даты или события, которыми определено его начало.

      Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. Кроме того, допускается возможность исчисления процессуального срока в часах: например, в соответствии с ч. 1 ст. 267 КАС административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение подается в суд в течение 48 часов с момента помещения данного гражданина в специальное учреждение. В этом случае течение процессуального срока начинается непосредственно с наступления даты или события, которыми определено его начало.

      Окончание процессуальных сроков определяется по правилам ст. 93 КАС и ст. 114 АПК:

      1) процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года установленного процессуального срока;

      2) процессуальный срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. В случае, если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который не имеет соответствующего числа, процессуальный срок истекает в последний день этого месяца;

      3) в случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день. При этом если согласно ч. 3 ст. 113 АПК в срок, исчисляемый днями, не включаются нерабочие дни, то КАС аналогичной нормы не содержит;

      4) процессуальный срок, определяемый часами, оканчивается по истечении последнего часа установленного процессуального срока.

      Процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до 24 часов последнего дня процессуального срока. В случае если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным. В случае если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в суде или другой организации, процессуальный срок истекает в тот час, когда в этом суде или этой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

      При определении конкретных процессуальных сроков следует учитывать рекомендации Пленума ВАС РФ, данные в Постановлении от 25 декабря 2013 г. N 99 «О процессуальных сроках», поскольку разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 4 июня 2014 г. N 8-ФКЗ).

      3. Последствия пропуска процессуальных сроков и порядок их восстановления. По общему правилу право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного для его совершения процессуального срока. Следует понимать, что данное правило распространяется только на сроки, установленные для участников процесса. Что касается сроков, установленных для суда, то в теории отмечают их «служебный» характер. Истечение указанного срока не влияет на процессуальное правоотношение и не прекращает обязанность суда по совершению необходимого действия.

      Законодательство предусматривает возможность восстановления процессуальных сроков на основании заявления (КАС) или ходатайства (АПК) заинтересованного лица. Такое заявление (ходатайство) подается в суд, в котором должно быть совершено процессуальное действие, одновременно с совершением самого действия. В заявлении должны быть указаны уважительные причины пропуска срока с приложением соответствующих подтверждающих документов.

      При разрешении вопроса об отнесении тех или иных причин к уважительным необходимо руководствоваться рекомендациями, неоднократно высказанными пленумами ВС РФ и ВАС РФ. В частности, применительно к физическим лицам об уважительности причин свидетельствуют обстоятельства, связанные с личностью лица (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.).

      1. Способы извещения. Действующее законодательство предусматривает ряд способов извещения лица о времени и месте судебного разбирательства:

      • заказное письмо с уведомлением о вручении;
      • судебная повестка с уведомлением о вручении;
      • телефонограмма;
      • телеграмма;
      • сообщение с использованием факсимильной или иных средств связи.

      Перечень способов извещения не является исчерпывающим, однако они должны позволять суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

      Кроме того, КАС предусматривает возможность извещения лиц, участвующих в деле, посредством отправки СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством СМС-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомление такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение.

      Судебная повестка — это наиболее распространенная в судебной практике судов общей юрисдикции форма судебных извещений и вызовов.

      В судебных повестках или иных судебных извещениях, адресованных лицам, участвующим в деле, предлагается представить в суд все имеющиеся у них доказательства по административному делу, а также указывается на последствия непредставления доказательств и неявки в суд извещаемых или вызываемых лиц, разъясняется обязанность сообщать суду причины неявки.

      Одновременно с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными административному ответчику, судья направляет копию административного искового заявления, а с судебной повесткой или иным судебным извещением, адресованными административному истцу, — копию объяснений в письменной форме административного ответчика, если объяснения поступили в суд.

      Помимо персонального извещения информация о принятии административного искового заявления, жалобы или представления к производству, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия размещается судом на официальном сайте соответствующего суда в сети Интернет не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено процессуальным кодексом (ч. 7 ст. 96 КАС, ч. 1 ст. 121 АПК). Однако по ряду категорий административных дел соблюдение данного правила заведомо невозможно в связи с сокращенным сроком их рассмотрения (например, ст. 241 КАС).

      2. Основные правила доставки и вручения судебных извещений. КАС подробно регламентирует процедуру доставки и вручения судебных повесток. Можно выделить следующие основные правила:

      1) судебная повестка, адресованная гражданину, вручается ему лично под расписку на подлежащем возврату в суд корешке повестки;

      2) в случае, если лицо, доставляющее судебную повестку, не застанет вызываемого в суд гражданина по месту его жительства, повестка вручается кому-либо из проживающих совместно с ним взрослых членов семьи с их согласия для последующего вручения адресату;

      3) вручение судебной повестки по некоторым категориям административных дел допускается только лично адресату, а именно:

      • по делам, связанным с помещением иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или реадмиссии, в предназначенное для этого специальное учреждение;
      • по делам, связанным с административным надзором;
      • по делам, связанным с принудительной госпитализацией гражданина в психиатрические, противотуберкулезные и иные медицинские организации, а также психиатрическим освидетельствованием гражданина;

      4) судебная повестка, адресованная организации, вручается соответствующему должностному лицу, которое расписывается в ее получении на корешке повестки;

      5) в случае временного отсутствия адресата лицо, доставляющее судебную повестку, отмечает на корешке повестки, куда выбыл адресат и когда ожидается его возвращение. В случае если место пребывания адресата неизвестно, об этом делается отметка на подлежащей вручению судебной повестке с указанием даты и времени совершенного действия, а также источника информации.

      Арбитражный суд по общему правилу извещает участников процесса путем направления им копии судебного акта не позднее чем за 15 дней до начала судебного заседания или совершения процессуального действия. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, арбитражный суд может известить или вызвать лиц, участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи.

      Специфическая норма содержится в ст. 121 АПК, которая налагает на лиц, участвующих в деле, обязанность после получения информации о возбуждении дела самостоятельно принимать меры по получению информации о движении дела. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случае��, когда лицами, участвующими в деле, меры по получению информации не могли быть приняты в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.

      1. Понятие и виды судебных расходов. Действующее процессуальное законодательство не содержит нормативного определения понятия «судебные расходы». В законе лишь традиционно указывается, что все судебные расходы по административному делу подразделяются на государственную пошлину и издержки, связанные с рассмотрением административного дела.

      Судебные расходы — это денежные суммы, уплачиваемые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением и разрешением судом административного дела.

      2. Государственная пошлина. Нормативное определение понятия «государственная пошлина» содержится в ст. 333.16 НК: «Государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации».

      Государственная пошлина по административному делу — это сбор, взимаемый с административного истца в федеральный бюджет за рассмотрение и разрешение судом его административного иска.

      Размеры и порядок уплаты государственной пошлины регулируются гл. 25.3 части второй НК. В частности, предусмотрена необходимость уплаты государственной пошлины в следующих случаях:

      1) при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, — в зависимости от цены иска;

      2) при подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка РФ, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации:

      • для физических лиц — 300 руб.;
      • для организаций — 4500 руб.;

      3) при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:

      • для физических лиц — 300 руб.;
      • для организаций — 2 тыс. руб.;

      4) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок:

      • для физических лиц — 300 руб.;
      • для организаций — 6 тыс. руб.;

      5) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы — 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

      Виды государственной пошлины:

      1. простая — уплачивается в твердой денежной сумме;
      2. пропорциональная — уплачивается в процентном соотношении от какой-либо суммы;
      3. смешанная — комбинирует твердую денежную сумму и проценты от какой-либо суммы.

      КАС не оперирует понятием «цена иска», поскольку большинство административных исков являются неимущественными и не подлежат оценке. Вместе с тем по делам о взыскании обязательных платежей и санкций сумма платежей, подлежащих взысканию, образует цену соответствующего административного иска.

      Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от ее уплаты, уменьшения ее размера, а также отсрочки и рассрочки уплаты государственной пошлины также устанавливаются гл. 25.3 НК.

      Освобождение от уплаты государственной пошлины производится на основании закона в зависимости от характера спора (например, п. 7, 12, 18 ч. 1 ст. 333.36 НК) или от субъекта спора (ст. 333.35 НК).

      Действующий НК прямо не предусматривает возможность суда освободить административного истца от уплаты государственной пошлины по его письменному ходатайству с учетом его материального положения. Согласно ч. 2 ст. 333.20 НК суд вправе лишь уменьшить размер государственной пошлины, а также отсрочить или рассрочить ее уплату. Однако с учетом правовой позиции КС РФ суд вправе принять решение о снижении госпошлины вплоть до нулевого размера, если иное уменьшение ее размера не обеспечивает беспрепятственный доступ к правосудию.

      • Условия размещения
      • Публичная оферта
      • Политика конфиденциальности
      • Оплата
      • Выпуски журнала
      • Проблемные вопросы предвыборной агитации в избирательной системе Российской Федерации
      • Правовые основы взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений в Российской Федерации
      • Профилактика рецидивной преступности несовершеннолетних в условиях воспитательных колоний
      • Защита прав и свобод гражданина в административном судопроизводстве Российской Федерации с участием прокурора
      • Особенности кассационного производства в административном судопроизводстве Российской Федерации

      Известно, что процессуальные сроки это так называемые промежутки времени, в течение которых необходимо совершить определенные процессуальные действия или даже совокупность процессуальных действий.

      В данном случае процессуальные сроки выполняют две важные функции, а именно: ограничительную и защитную. Ограничительная предостерегает граждан каким либо образом злоупотреблять своими процессуальными правами, а защитная гарантирует гражданам защиту своих прав и интересов в судебных органах. Гарантия защиты прав граждан нормативно закреплена в Конституции РФ.

      Как и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации не имеет нормативного определения понятия процессуального срока.

      Глава 8 КАС РФ содержит общие положения о процессуальных сроках, но конкретные сроки распределены по статьям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Отдельного внимания в данном случае требует принцип разумности. Разумность сроков — это критерий, который предполагает ограничение «затягиваний» судебных процессов.

      Сроки в административном судопроизводстве могут иметь определенную классификацию.

      Различают сроки, которые закреплены на законодательном уровне, а также сроки, которые устанавливаются судом. К первой группе сроков относятся все, которые названы в Кодексе административного судопроизводства РФ. Вторая группа сроков — это сроки, не имеющие определения во времени, но подлежащий принципу разумности. Суд в данном случае самостоятельно определяет срок, например, предоставления некоторых доказательств сторонами [1]. Существует и классификация процессуальных сроков, которые установлены законом, по обращению в зависимости или к суду или к участникам процесса. Судебный орган обязан соблюдать сроки по рассмотрению и разрешению дела, а также при составлении решения суда, вовремя направить копии решений участникам дела, соблюдать сроки в кассационной, надзорной инстанции.

      Участники процесса могут известить суд о невозможности явки по каким-либо причинам, исправить недостатки при подаче искового заявления, а также обжаловать судебные акты [3].

      Классифицировать процессуальные сроки как определенные абсолютно, так и определенные относительно. Абсолютно определенные сроки определены конкретными промежутками времени, относительно определенные без указания на конкретные периоды времени и закреплены в КАС словами заблаговременно, немедленно, а также незамедлительно.

      К категории относительно определенной необходимо отнести понятие разумного срока. Процессуальные сроки делятся на определенные периоды, которые установлены Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, а именно: пять лет, один день и так далее [2].

      Кодекс административного судопроизводства содержит формулировку сроков один месяц и тридцать дней, но это не влияет на определенные сроки истечения события согласно части первой и второй статьи 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

      Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что сроки в административном судопроизводстве по разным основаниям могут быть разделены и классифицированы. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации как и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит конкретного определения категории процессуальный срок.

      1. Вилова М.Г. Соблюдение процессуальных сроков как гарантия права на справедливое судебное разбирательство // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 7.
      2. Зуева Л.Ю. К вопросу об общей характеристике процессуальных сроков // Административное право и процесс. 2014. № 10.
      3. Загайнова С.К. О некоторых пробелах правового регулирования процессуальных сроков в административном судопроизводстве и способах их преодоления // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 11.

      Глава 8 КАС РФ. Процессуальные сроки (действующая редакция)

      Конституция США. Некий Патрик Генри рассматривался в качестве делегата на Конституционный Совет, но его кандидатура была отклонена по причине того, что «от него разило, как от крысы».

      Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

      При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:

      1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
      2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
      3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
      4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

      Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

      Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

      Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства. При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу. Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии. Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания.

      Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

      После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья. Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости. Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику. Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

      В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

      Процессуальный Срок Пропуск Срока Восстановление Срока Продление Срока Исчисление Сроков

      В рамках данного документа подлежат рассмотрению конфликты между участниками, находящимися в заведомо неравном положении: с одной стороны – граждане или организации, с другой – властные органы, чьи действия, бездействие или решения заявитель собирается признать противоречащими закону.

      Обратите внимание!

      Оспаривать можно только действующий нормативно-правовой акт. Если он ещё не вступил в силу, или его срок прекращён, то процесс не будет инициирован.

      По правилам КАС рассматриваются также дела о прекращении работы СМИ, о спорах, касающихся необходимого вмешательства в вопросы здоровья гражданина, о запрете деятельности политической партии или общественной, религиозной организации, об административном надзоре, о судьбе лиц, не имеющих российского гражданства, о взыскании платежей и санкций (п. 3 ст. 1 КАС).

      Не подлежат регулированию данным Кодексом споры предпринимательские, служебные (даже если работник трудился в госучреждении), внутрикорпоративные (например, между адвокатами, нотариусами, медиаторами) и пр. На это отдельно указывает Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27.09.2016 №36.

      Вопрос о том, куда именно подавать иск, решается довольно демократично. Конечно, по общему правилу, как и по иным категориям дел, заявление направляется в суд, к которому прикреплён адрес ответчика. Есть и перечень исключительной подсудности, касающейся, в частности, иностранцев и людей, находящихся на лечении в медучреждениях. Вместе с тем, основные, наверно, споры – об оспаривании (без)действий/решений властных органов – могут быть инициированы и по месту жительства или нахождения административного истца (п. 3 ст. 24 КАС).

      Одной из самых непривычных норм Кодекса стало требование о наличии высшего юридического образования у лица, представляющего интересы заявителя в процессе (п. 1 ст. 55). До этого ни один процессуальный закон не устанавливал подобных правил.

      Как гласит КАС, необходимо показать в суде соответствующие документы, но что именно это может быть, не перечислено. Пробел восполняет только судебная практика.

      Обратите внимание!

      При подаче административного иска в числе документов должен быть диплом о юридическом образовании уровня бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры.

      (п. 1 ст. 126 КАС, вопрос 13 Обзора Президиума ВС РФ от 25 ноября 2015 г. №3)

      От предъявления указанных бумаг освобождаются лишь адвокаты: они обязаны подтвердить только свой статус и полномочия в рассматриваемом деле (п. 3 ст. 55 КАС).

      Ещё одной новинкой административного судопроизводства является прямо предусмотренная возможность информировать участников процесса о его основных этапах путём отправки sms-сообщения или письма по электронной почте. Конечно, и ранее ГПК РФ давал право использовать «иные средства связи и доставки» (п. 1 ст. 113), а Судебный департамент при ВС РФ устанавливал соответствующий регламент в приказе от 25.12.2013 №257.

      Однако впервые подобная процедура установлена на уровне Кодекса. Но допускается это только с согласия лица – получателя уведомлений. Если же расписки об этом нет, то традиционные средства – повестки, обычную почту, телеграммы, телефонограммы и факсы – тоже никто не отменял.

      Кодекс административного судопроизводства: проблемы применения

      Хотя стороны данного спора, как уже говорилось, априори находятся «в разной весовой категории», но сам процесс осуществляется на основе равноправия и состязательности (п. 7 ст. 6 КАС). Таким образом, обязанности по доказыванию возложены на всех участников, заявляющих требования в рамках дела.

      Властные органы:

      • приводят аргументы законности своих (без)действий и решений;

      Заявители должны подтвердить:

      • каким нормативно-правовым актам противоречат оспариваемые документы или действия/бездействия;

      • как этим нарушаются права и интересы административного истца или представляемой группы лиц;

      • прочие факты, являющиеся аргументами по делу.

      Отметим также, что КАС в ст. 116 добавил две новые меры процессуального принуждения, которые могут быть использованы по отношению к лицам, нарушающим ход рассмотрения дела: во-первых, это ограничение выступления участника (если он касается вопросов стороннего характера) или лишение его слова (если он не соблюдает правила процесса, допускает грубые или противозаконные высказывания и т.п.). Во-вторых, это обязательство о явке – документ, который суд вправе потребовать от кого-либо из участников. По сути, это согласие присутствовать на заседании и сообщать об изменениях адреса. Если же подписавший не исполнит данное обещание, к нему могут быть применены привод и штраф (ст. 121). Кстати, суммы материальных взысканий повышены, по сравнению с нормами ГПК.

      Кроме того, в отличие от Гражданского процессуального кодекса, КАС требует непрерывной аудиозаписи при ведении протокола (ст. 206), а в письменной форме он «может быть» составлен, но это необязательно.

      По сравнению с ГПК, сокращены и многие сроки. Например, по общему правилу, принятие административного иска (или отказ) происходит в течение 3-х дней, рассмотрение дела – 2-х месяцев (кроме Верховного Суда: для него – 3-х).

      При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.

      При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.

      При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается. Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы. Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.

      КоАП РФ не содержит норм, которые бы регулировали порядок проведения выездного судебного заседания.

      Однако, встречаются судебные акты по административным делам, в которых указано на то, что было проведено выездное судебное заседание, в связи с тем, что правонарушитель, например, находился на лечении и не мог явиться в суд.

      Таким образом, если судья посчитает необходимым осуществить выездное заседание, то такое заседание может быть проведено.

      В то же время, не так часто практикуются выездные заседания не только по административным делам, но и даже по гражданским и уголовным. Это скорее исключение, чем правило.

      Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

      Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

      Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

      Перенос судебного заседания связан с отложением рассмотрения дела.

      Основанием для отложения рассмотрения дела может являться неявка лица в заседание, ходатайства лица об отложении дела и другие причины, которые судья посчитает уважительными для того, чтобы отложить дело.

      Если правонарушитель не может явиться в процесс, он должен направить в суд письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела с указанием уважительных причин, по которым он просит перенести заседание.

      Судья, получив ходатайство об отложении, обязан рассмотреть его и вынести определение либо об отказе в удовлетворении ходатайства, либо об отложении судебного заседания.

      Решение по административному делу, которое принято судом первой инстанции или уполномоченным органом, может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд.

      Судебное заседание в апелляции рассматривается по аналогии с рассмотрением дела мировым судьей, т.е. единолично судьей.

      При этом протокол судебного заседания может вестись, а может не вестись.

      Апелляционная инстанция рассматривает жалобу на решение, которое принято по результатам рассмотрения дела судом или уполномоченным органом и принимает решение по жалобе с учетом того, законное ли вынесено решение по делу судом первой инстанции или уполномоченным органом.

      При обжаловании решений арбитражных судов, в апелляционной инстанции жалобы рассматриваются коллегиально судьями.

      В общем порядок судебного заседания апелляционной инстанции по КоАП РФ не особо отличается от рассмотрения дела в первой инстанции, за тем лишь исключением, что апелляция изучает решение первой инстанции или уполномоченного органа на предмет его законности и обоснованности. В судебное заседание также могут явиться участники процесса и дать свои пояснения.

      г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

      остановка транспорта Гагарина

      Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

      Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

      Троллейбус: 20, 6, 7, 19

      Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

      Административные дела рассматриваются в суде по нормам КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ. На заседании присутствует судья и правонарушитель. Участие секретаря судебного заседания и ведение протокола заседания законом предусмотрено. Если дело рассматривает другой уполномоченный орган, а не суд, процесс проходит аналогично. Должностное лицо рассматривает ситуацию.

      До начала заседания правонарушитель обязан подписать документ, разъясняющий ему его права. Обычно это расписка.

      Заседание начинается с представления сторон судьей и краткого изложения сути процесса:

      • судья представляет правонарушителя;
      • разъясняет ему его права и обязанности;
      • принимает ходатайства, если они есть;
      • принимает отводы.

      После ознакомительной части федеральный судья выслушивает точку зрения нарушителя, уточняет информацию при необходимости и удаляется для вынесения Решения. На основе полученных сведений выносит судебный акт.

      Обычно нет. По ст. 29.8 КоАП РФ протокол заседания нужен, если дело рассматривает коллегиальный орган. При единоличном рассмотрении процесса судьей он не обязателен.

      В законе не указано, что ведение документа запрещено. Если есть такая необходимость, судья может попросить секретаря вести протокол при ознакомлении с административным делом.

      Правонарушитель может ходатайствовать о ведении протокола судебного заседания. Судья удовлетворит или откажет в удовлетворении такого ходатайства. При положительном решении ведется протокол об АП секретарем.

      АППК Административный иск, его форма и содержание

      Сроки рассмотрения дела зависят от нескольких факторов:

      1. Состава правонарушения.
      2. Признания ответчиком вины.
      3. Пояснений правонарушителю вопросов привлечения его к ответственности.
      4. Наличия и объема доказательств.
      5. Наличия и числа ходатайств и других факторов.

      Срок рассмотрения зависит не только от действий правонарушителя, но и судьи. Он может находиться в совещательной комнате 10 минут или несколько часов.

      При рассмотрении мировым судьей аналогичных административных дел, судебный акт выносится по одному принципу в течение пяти минут. В акте меняется только ФИО ответчика. Если в деле рассматривается состав нового нарушения, не знакомого ранее судье, ему понадобится больше времени, чтобы разобраться в доказательствах и напечатать документ.

      Если вы получили повестку по административному правонарушению, следуйте пошаговой инструкции:

      Шаг 1. Ознакомьтесь с материалами дела. Подобное право закреплено за участниками процесса в КоАП РФ и ГпК РФ.

      Нарушитель составляет заявление на изучение материалов дела. Бланк можно взять в суде или запросить здесь. Заполненный документ передается в канцелярию суда или подписывается секретарем суда. Дела выдает работник канцелярии.

      Суд не выдает копию дела заявителю. Чтобы сохранить материалы дела, сфотографируйте все страницы документа. Подобное право закреплено законом.

      Внимательно ознакомьтесь с материалами дела, показаниями потерпевшего и свидетелей.

      Шаг 2. Начните готовиться к заседанию.

      Решите, нужен ли вам адвокат, и составьте письменный перечень вопросов, который планируете задать в суде для защиты своих интересов пострадавшему или свидетелям.

      У каждого гражданина РФ есть право ходатайствовать о смягчении наказания. Список смягчающих обстоятельств указан в ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ. Кроме того, судьи могут по своему усмотрению признавать обстоятельство смягчающим. Учитывается любой факт.

      Например, нарушение закона матерью-одиночкой достаточный факт для смягчения наказания.

      Ходатайство о смягчении наказания рассматривается в обязательном порядке с последующим вынесением определения.

      Дела по административным правонарушениям рассматривают мировые суды. Исключение составляют административные дела следующего характера:

      1. Суды общей юрисдикции рассматривают дела, если одна из сторон – физическое лицо.
      2. Районный суд рассматривает дело, если по нему установлено административное расследование или в качестве наказания предусмотрена приостановка деятельности, увольнение или высылка за рубеж.
      3. Районный суд также занимается рассмотрением дел по нарушению законов о собраниях и митингах, культурно-исторических ценностей и неповиновении работникам госслужб.

      Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации (постатейный, научно-практический) (под ред. В.В. Яркова) («Статут», 2016)

      Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) (Борисов А.Н., Лагвилава Р.П.) («Юстицинформ», 2018)

      Коллективные иски в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (Опалев Р.О.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2019, № 2)

      Проблемы применения Кодекса административного судопроизводства РФ (Шулакова А.А.) («Администратор суда», 2017, № 2)

      Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 (ред. от 09.07.2020) «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»

      Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2020 № 17 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»

      Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

      • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
      • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
      • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
      • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
      • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
      • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

      Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

      • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
      • прекращении деятельности СМИ;
      • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
      • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
      • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
      • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
      • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
      • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

      Другой город

      • Сведения о районе
      • Карта закрепления территорий
      • График приёма
      • Встречи с населением
      • Выездной приём граждан
      • Руководство района
      • Новости
      • События/объявления
      • График проведения публичных слушаний

      220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

      +375 17 379-52-13

      Пн – Чт: с 8.45 до 18.00 часов
      (обед с 13.00 до 14.00 часов)
      Пт: с 8.45 до 16.45 часов
      (обед с 13.00 до 14.00 часов)
      Выходные дни: Сб, Вс

      О необходимости разработки и принятия КАС РФ было объявлено уже давно, причем с самых высоких трибун. Примерно 20 лет назад в Указе Президента России от 06.06.1996 № 810 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» в целях борьбы с коррупцией и злоупотреблениями чиновников Правительству РФ была поставлена задача разработать в 1996 году проект Административного кодекса Российской Федерации. А позднее, с 2000 года, уже высшими судьями на различных съездах снова поднимался вопрос о необходимости принятия кодекса, где был бы прописан четкий, понятный порядок рассмотрения дел, вытекающих из публичных правоотношений.

      В этой связи Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев неоднократно заявлял о насущной необходимости принятия КАС РФ и видел в нем более эффективный и действенный механизм защиты прав граждан и компаний в судебных спорах с органами государственной власти и местного самоуправления, по сравнению с нынешним порядком, который закреплен в ГПК РФ и утрачивает силу с момента вступления в силу КАС РФ.

      Необходимо отметить, что ВС РФ не ограничился только голословными заявлениями, а начиная с 2003 года внес в Госдуму ряд законодательных инициатив, в том числе и проект КАС РФ (законопроект № ­381232-4), который «завис» на много лет в недрах нижней палаты и в итоге был снят с рассмотрения. А уже в 2012 году на VIII Всероссийском съезде судей о необходимости принятия КАС РФ заявил Президент России Владимир Путин.

      Главный недостаток ГПК РФ судьи и некоторые независимые эксперты справедливо видели в особенностях гражданско-процессуального судопроизводства, которые предполагают не только юридическое, но фактическое равноправие сторон. В то же время в споре с органами власти такое равноправие отсутствовало. КАС РФ во многом снимает процессуальное несовершенство ГПК РФ и является тем «адекватным процессуальным инструментарием», о необходимости внедрения которого ­говорилось на протяжении длительного времени.

      Вместе с тем некоторые эксперты ставят под сомнение необходимость объединения в КАС РФ различных в процессуальном плане категорий споров, например, таких как дела, возникающие из публичных правоотношений, и дела о помещении в специальное учреждение иностранного гражданина, подлежащего депортации. Такое объединение плохо ­сочетаемых элементов многим представляется ошибочным.

      Введение институтов административного искового заявления, правосубъектности иностранных организаций и некоторых других важнейших положений в КАС РФ (о них мы еще скажем), делает новый кодекс немного похожим на ГПК РФ. Некоторые сходные нормы, например, касающиеся разумного срока судопроизводства, имеются не только в КАС РФ, но и в ГПК РФ, АПК РФ и даже в УПК РФ.

      Надо отметить, что порядок административного судопроизводства закреплен, в частности, в АПК РФ, но применительно к экономическим спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Там регламентации административного судопроизводства посвящен раздел III «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений». И, по мнению некоторых экспертов, в настоящее время именно арбитражные суды аккумулируют на себе основную часть ­административного ­правосудия.

      Вместе с тем наибольшую процессуальную правопреемственность можно отметить между КАС РФ и ГПК РФ.

      В обоих кодексах содержится во многом схожий исковой порядок инициирования дела. И в КАС РФ и в ГПК РФ есть нормы по общим положениям, подведомственности дел, составу и др. Так, например, по общему правилу, дела, возникающие из публичных правоотношений, в суде первой инстанции рассматриваются судьей единолично. Эта норма закреплена как в ГПК РФ (ч. 1 ст. 246 ГПК РФ), так и в КАС РФ (ч. 1 ст. 29 КАС РФ). Аналогичная ситуация и с порядком подачи заявления заинтересованного лица по данной категории дел, который установлен как в ГПК РФ (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ), так и в КАС РФ (ч. 1 ст. 4 КАС РФ).

      Между КАС РФ и ГПК РФ есть и существенные различия. Так, в частности, в КАС РФ регламентирована правосубъектность иностранных ­организаций (ч. 7 ст. 5), а в ГПК РФ ничего подобного нет.

      В КАС РФ не устанавливается специализированная категория судов, которые должны рассматривать регламентированные в нем ­разновидности дел. Эту функцию выполняют обычные суды общей юрисдикции.

      В соответствии с ГПК РФ дело может быть инициировано по заявлению заинтересованного лица (ч. 1 ст. 247 ГПК РФ), а в КАС РФ – по административному исковому заявлению (ч. 1 ст. 4 КАС РФ). То есть в данном случае предусмотрена особая административно-процессуальная форма составления и подачи такого заявления.

      По общему правилу административное дело возбуждается по месту нахождения ответчика (ст. 22 КАС РФ).

      Каждая из сторон участвующих в деле, состязается с другой, обосновывает и доказывает свою позицию со ссылкой на правовые акты и ­доказательства (в том числе аудио- и видеозаписи, экспертизы и т.п.).

      По общему правилу дело в суде первой инстанции рассматривается и разрешается судьей единолично (ч. 1 ст. 29 КАС РФ). Суд может принять меры как предварительной защиты (например, приостановить полностью или частично действие оспариваемого решения, запрета совершать определенные действия и т.п.), так и процессуального принуждения, в частности, объявить предупреждение, удалить из зала судебного заседания и др. (ст. 85 и 116 КАС РФ). Если лицо по какой-либо причине не может принять реальное участие в судебном заседании, то оно может там присутствовать виртуально посредством системы видеоконференц-связи (ст. 142 КАС РФ).

      По общему правилу в суд с административным иском может обратиться каждое заинтересованное лицо. Это правило распространяется и на иностранцев. Но для них могут вводиться ограничения при ущемлении процессуальных прав российских компаний и граждан. При этом истец должен обладать административно-процессуальной правоспособностью и дееспособностью, а в отношении иностранных организаций – административно-процессуальной правосубъектностью.

      Все дела по КАС рассматриваются судами общей юрисдикции (ст. 17 КАС РФ). Тут, как и в других кодексах, действует следующий принцип подсудности: чем важнее категория дел, тем более высокая инстанция их рассматривает в качестве суда первой инстанции. Так, дело о признании не действующим нормативного правового акта главы муниципального образования в первой инстанции рассматривается районным судом, а дело о признании недействующим нормативного правового акта субъекта РФ – уже областным (краевым, верховным республиканским) судом. Если же заинтересованное лицо решит оспорить акт Президента РФ либо ­Правительства РФ, то дело будет рассматривать ВС РФ (ст. 19–21 КАС РФ).

      • 2009
      • 2010
      • 2011
      • 2012
      • 2013
      • 2014
      • 2015
      • 2016
      • 2017
      • 2018
      • 2019
      • 2020
      • 2021
      • Январь
      • Февраль
      • Март
      • Апрель
      • Май
      • Июнь
      • Июль
      • Август
      • Сентябрь
      • Октябрь
      • Ноябрь
      • Декабрь
      • ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОНСТАНТЫ ДРАМАТУРГИИ ОЛЕГА БОГАЕВА

        ЩЕРБАКОВА Н.С. — 2012 г.

      • ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

        ГОРДУН В.П., МУТЕЛИКА О.Е., УВАРОВА Л.В. — 2011 г.

      • О ВОЗМОЖНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ДЕЛА

        ЦУКАНОВ Н. — 2010 г.

      • Спорные вопросы использования уголовно-процессуальных дефиниций в производстве по делам об административных правонарушениях

        ХОРЬКОВ В.Н. — 2010 г.

      Значение процессуальных сроков в административном судопроизводстве сложно переоценить, учитывая закрепление в действующем законодательстве искового производства как процессуальной формы разрешения споров в публично-правовой сфере общественных отношений с участием субъектов властных полномочий. Установление и соблюдение процессуальных сроков является одним из условий осуществления эффективного судебного административного процесса, решения спора по сути, избежания фактов затягивания рассмотрения дела административной юрисдикции и, наконец, повышение доверия к судебной ветви власти, ее способности осуществлять защиту прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц. Следует отметить, что несоблюдение процессуальных сроков является одним из наиболее распространенных нарушений при рассмотрении дела административной юрисдикции. На это обращал внимание Верховный Суд Украины в постановлении «О состоянии осуществления судопроизводства административными судами». Нарушения касались следующих сроков: открытие производства по делу; рассмотрения административных дел; поступление исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб в судьи-докладчика; открытие кассационных производств и тому подобное.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *