Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предельный минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе. Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.
Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 30
Санкт-Петербург 15
Ленинградская область 25
Новосибирск 10
Екатеринбург 25
Краснодарский край 10

Расхождение площадейСлучаются ситуации, когда существует расхождение площади земельного участка, которая указана в правоустанавливающих документах, и реальной площади, которая была замерена и внесена в кадастровый план. По существующему законодательству это расхождение не может превышать 10% от общей площади участка. П. 1 ст. 11.9 ЗК РФ и ч.6 ст. 30 ГК РФ регламентируют порядок установления минимального и максимального размера участка. Если земля предоставляется гражданам на безвозмездной основе (как получить бесплатно участок под ИЖС, узнайте тут), то параметры определяются с учетом следующих нюансов:

  • если предоставленная земля находилась в собственности федерации, то её размеры будут определяться положениями федерального законодательства;
  • если владельцем является определенный регион, то параметры устанавливаются в соответствии с местным законодательством;
  • если территория является собственностью муниципалитета, то во внимание для определения площади будут приниматься соответствующие НПА.

Максимальный размер земельного участка под ИЖС, как и минимальные параметры, закреплен в НПА конкретного субъекта. При определении площади выделяемой земли не имеет значения, в какую собственность она будет оформляться – единоличную, долевую или совместную.

Важным моментом при определении размеров участка является установление его границ. Требуется проследить, что они не затрагивают другие наделы, иначе владельцы других участков могут потребовать проведения повторного межевания земельного участка. В зависимости от площади земли рассчитывается размер налогов, которые обязан уплачивать собственник.

Важно соблюдать не только минимальный размер земельного участка под ИЖС, но и другие параметры. Например, между жилыми домами должно быть расстояние в 6 м, расстояние до соседнего участка – не менее 3 м.

Когда разрешён и запрещён раздел земельного участка

Несоответствие площади ЗУ установленным предельным размерам – основание для отказа в государственной регистрации участка.

При регистрации изменений (увеличения) площади участка в ГКН будет обращаться внимание:

  1. на фактическую площадь ЗУ
  2. на величину превышения площади над зафиксированной в документах и в ГКН

При этом фактическая площадь не должна быть:

  • выше предельного максимального размера ЗУ
  • меньше минимального размера

В случаях когда происходит превышение:

  1. фактической площади ЗУ над установленным минимальным размером
  2. фактической площади ЗУ над той, что зафиксирована в ГКН, на величину более 10%

единственно возможным способом разрешения проблемы будет выкуп избытка у муниципалитета.

Просто «прирезать» избыток не получится.

Пример

У некоего члена СНТ площадь участка для дачного хозяйства по правоустанавливающим документам – 12 соток. Она зафиксирована в ГКН. Фактическая площадь, уточнённая при межевании, – 15 соток.

Собственник участка попытался оформить прирезку 3 лишних соток (произвести перераспределение земель) и получил отказ кадастровой палаты с обоснованием: «превышение предельной площади земельного участка».

Почему? Рассмотрим вопрос в деталях.

Увеличение площади на 3 сотки соответствует превышению над той, что указана в документах, на 25%.

Это увеличение невозможно объяснить погрешностью, допускаемой при топографических измерений:

  • вариации погрешностей для садовых участков – от 9 до 50 м2
  • возрастание погрешности происходит по мере увеличения площади участков

Увеличение площади хорошо понятно собственнику. Он совершил самозахват 3 соток при переносе границ:

  1. или зелёных насаждений
  2. или канав на участке
  3. или ограждения

Даже если предположить, что:

  • в период получения или покупки участка установленный предельный минимальный размер садовых участков был 12 соток
    • превышение избытка площади над предельным минимумом – 25%
  • предельные размеры не были установлены вообще

увеличение площади на 25% над установленной по документам не позволит собственнику этого участка выполнить перераспределение земель. Придётся ему рассмотреть возможность выкупа излишков земли.

К участкам:

  • формируемым при изъятии ЗУ для государственных или муниципальных нужд
  • выкупаемым для государственных или муниципальных нужд

требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.

Они необходимы для размещения:

  • объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
  • объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
  • линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
  • объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
  • автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:

  • утверждённых актов о выборе ЗУ для строительства
  • материалов предварительного согласования мест размещения объектов
  • документов территориального планирования
  • документов по планировке территории и землеустроительных материалов

Для оптимальной эксплуатации земель предусмотрены такие параметры, как предельно наименьший и наибольший размер участка. Основные официальные нормативные акты: Градостроительный Кодекс РФ и ЗК РФ.

ВНИМАНИЕ! Все органы муниципалитета при разработке нормативов должны руководствоваться прописанными в законах требованиями.

Величина предоставляемого федеральными или государственными органами надела определяется несколькими факторами:

  • Размер земель, которые находятся в федеральном владении, устанавливается законами высшего исполнительного органа власти.
  • Параметры территории, выделяемой по льготам, определяются территориально-административными единицами федерации.
  • Площадь земли, предоставляемой под индивидуальное строительство, устанавливается на уровне местной администрации.

Власти регионов вправе устанавливать собственные нормы в соответствии с законами РФ. Они могут вносить корректировки в минимальные размеры земли, но только в сторону увеличения. Принятые нормативы должны быть нормированы «Правилами землепользования и застройки» и градостроительными регламентами. Их соблюдение обязательно.

Участок под садоводство является одним из самых востребованных желаний граждан. Цель использования надела будет влиять на размер его площади. Количество квадратных метров, предоставляемых для садоводства, регламентируется местными законами (если находится во владении муниципальных органов):

  1. В Московской области наименьший размер садового участка составляет 0,06 га. Регламентируется законом N 63 от 2003 года.
  2. В Ленинградской области под садоводство выделяют 0,05 га.
  3. В Нижегородской области размер составляет 0,02 га. Норматив действует на основании закона N 58-3, который был специально разработан для данного региона.

Минимальные и максимальные площади земельных участков (предельные размеры)

Рассматриваемые нормативы минимума и максимума не относятся к случаям:

  • Приобретение за плату территории, которая находится в ведении государства или муниципалитета.
  • Планирование и строительство учреждений и предприятий федерального или местного значения.

При этом на участке допускается расположение:

  • Дороги для движения транспорта – частные, региональные, федеральные.
  • Отопительных объектов, либо снабжающих водой, электроэнергией, и принадлежащих субъекту федерации.

Минимальная и максимальная площадь земельного участка устанавливается законодательными актами, на федеральном уровне:

  • Земельный кодекс РФ – статья 11,9.
  • Градостроительный кодекс РФ – статья 30, 6 часть, 1 пункт.
  • Государственный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», за номером 123. , номер 74.
  • Строительные нормы и правила.

Цель регулирования размеров – почему граждане не могут получать сколько угодно земли – сделать ее использование оптимальной и полезной по максимуму. Кодексы – первая инстанция, которая дает общие требования к решениям, принимаемым на региональном уровне.

Конечным пунктом, где устанавливаются параметры наделов, является муниципалитет конкретного района. Он издает нормативные акты, где четко прописаны цифры. Местная администрация использует в работе градостроительные регламенты и «Правила землепользования и застройки».

На практике в законодательстве используется такой порядок:

  • Акты Правительства страны регулируют правоотношения, связанные с землями, принадлежащими федерации.
  • Региональные нормативные документы касаются льгот, которые относятся к индивидуальному строительству.
  • Постановления местных административных органов действуют по отношению к ИЖС в целом.

Правило, которое должно соблюдаться во втором и третьем случаях – отсутствие противоречий между федеральными законами и актами муниципальных образований.

В итоге размер земли под ИЖС устанавливает администрация области. Факторы, которые учитываются при регулировании границ наделов под застройку:

  • Размер территории субъекта Федерации, которая еще не занята жилыми домами и приусадебными площадями.
  • Общее количество заявок, поданных в территориальные органы власти гражданами, претендующими на регистрацию и строительство в районе.
  • Состояние экономики и социальной сферы в регионе (в том числе количество жителей на квадратный метр общей территории субъекта).
  • Состав семьи заявителя (сколько несовершеннолетних детей, пожилые лица на попечении и т.п.).
  • Цель использования – ферма или ЛПХ, насколько это перспективно.
  • Особенности проекта здания.

Так города федерального значения с плотной застройкой (Москва, Санкт-Петербург) не относятся к субъектам, где можно получить участки под ИЖС – здесь проще купить квартиру. Напротив, в сельских местностях Московской и Ленинградской областей вполне реально приобрести наделы для личного подсобного хозяйства, размеры которых широко варьируются.

Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков в городах и поселках устанавливает государство.

Минимальная площадь участка

Минимум – это три сотки. В том случае, если семья соберется приобрести меньший надел, он не будет зарегистрирован в Росреестре как объект под ИЖС. Аналогично соответствующие органы не выдадут разрешение под строительство дома или дачи. Это следует учитывать на стадии выбора земли под будущую застройку.

Некоторые регионы устанавливают гораздо больший показатель – шесть соток (Ленинградская область, Новосибирск и проч.). В Подмосковье, Екатеринбурге и Краснодарском крае значение равняется четырем.

Основные правила, касающиеся пределов и застройки:

  • Расстояние от здания до границы – три метра. На практике правило носит рекомендательный характер, т.к. некоторые, уже построенные храмы (речь идет о реконструкции) располагаются краю территории.
  • Максимально площадь не должна быть застроена более, чем на 80 процентов.
  • Разрешено сооружение до двух этажей.
  • Можно делать пристрой.

Допустимо использовать двор храма под:

  • Жилой дом для служащих.
  • Подсобные помещения.
  • Гостиницу для паломников.
  • Торговую точку.
  • Посадку деревьев и кустарников.

Для того, чтобы избежать ошибок и сэкономить время на процедуры оформления, необходимо:

  • Изучить регламент градостроения: найти материалы по конкретным размерам земельного участка.
  • Ознакомиться с законами, касающимися ИЖС данного региона, уточнить основные требования.
  • Подать заявку в местный геодезический отдел. Специалисты составят план межевания с точным указаниям границ надела.

Начинать строительные работы можно только после процедуры регистрации в кадастровой службе – на отрезок земли будет получен паспорт.

Документы, которые необходимы для выделения земли в собственность:

  • Паспорт РФ и свидетельство ИНН.
  • Паспорт из кадастровой службы. .
  • Чек, подтверждающий оплату госпошлины.

Земельные участки, расположенные в населенных пунктах и отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) дают возможность возвести отдельное строение для некоммерческого (личного) использования. Максимальная высота зданий ограничена 3-мя этажами, а предназначение – только для 1-ой семьи, которая проживает в нем постоянно или временно. Такому типу домовладений может быть присвоен почтовый адрес, по которому можно оформить прописку или временную регистрацию.

Статус (предназначение) ИЖС в рамках действующего законодательства РФ присваивается исключительно к территориям с категорией «населенные пункты» и прописывается в свидетельстве на собственность. Земли сельхозназначения могут быть выделены под следующие виды использования:

  • Садовые некоммерческие товарищества (СНТ) — имеют ограничения по площади, на них чаще всего размещают маленькие домики без почтового адреса и кадастрового номера. Нет возможности оформить регистрацию на проживание;
  • Дачные некоммерческие товарищества (ДНТ) — небольшие участки с современными, достаточно большими зданиями. Законность таких строений – спорный вопрос. В настоящее время только в Подмосковье дачные поселки этого типа обладают развитой инфраструктурой, которая чаще всего создается за деньги владельцев коттеджей;
  • Фермерские хозяйства – территории размером более чем в 1 гектар, до 10% площади которого можно застраивать;
  • Земли сельхозназначений – используемые в аграрных целях, без жилых построек.

Категории граждан, имеющих право на льготы и скидки, получают земельные наделы:

  • на бесплатном основании, в порядке очередности (по предварительной регистрации, постановке на учет и предоставлении пакета соответствующих документов);
  • по ранее выданному сертификату в любом из округов, в пределах характеристик документа;
  • заранее обозначенные (прописано решениями администрации поселения) и, подготовленные муниципалитетами, наделы с обязательным согласованием проекта капитального строения и его размещения.

Иногда регулируется не только размер, но и соотношение длины и ширины выделяемых земельных участков. Например, в Краснодарском крае минимальная ширина — 6 м.

Существует несколько законных способов:

  1. Изменение категории земли через акт местной администрации – чаще всего используется владельцами участков, кто хочет перевести свои земли из статуса сельскохозяйственных в категорию «населенных пунктов». Процедура проводится органами власти, в процессе расширения поселения и роста числа жителей, с целью привлечения новых жильцов и развития экономики. Как уже было сказано ранее, эта процедура возможна, но довольно трудо-, денежно затратна;
  2. Выделение из искусственно аэрируемых ранее не востребованных территорий. Перераспределение и преобразование земель в статус ИЖС возможны в результате решения властей;
  3. Раздел имеющихся участков под ИЖС – по субъективным и объективным причинам (выделение доли наследства, раздел материальных ценностей при разводе и т. д.).

Если первые 2 варианта определяются законодательно, то для того, чтобы разделить землю необходимо озаботиться следующими вопросами:

  • Разделение земельной собственности на несколько отдельных наделов со статусом ИЖС. Это возможно только, когда вновь созданные территории будут не меньше минимальных норм по площади. Земельные наделы, не соответствующие установленным параметрам ИЖС, не подлежат узакониванию и не могут быть застроены. Перед началом процесса разделения, получите выписку из регистрационных актов, а также закажите справку в муниципалитете о правилах застройки в вашем регионе;
  • Не забудьте проконтролировать правильность расположения границ участка и реальных параметров на бумаге. Для этого лучше всего привлечь геологические / геодезические службы. После проведения всех работ, уже можно принимать решение о разделе. И проводить процедуры узаконивания новых территорий со статусом ИЖС.
  • Регистрация прав собственности, получение кадастровых номеров, и оформление всех документов, должны проходить в соответствии с законом, в установленные сроки.

Так как минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС, в том числе и при разделе территории, каждый регион определят по-своему, конечный результат буде зависеть непосредственно от принятых нормативных актов. Если их нет или они противоречат статьям Конституции и федерального законодательства, размеры будут определены Земельным и Гражданским кодексом Российской Федерации. В среднем можно отметить, что для индивидуального жилищного строительства предоставляют не меньше трёх соток земли.

В случае, когда земельные территории имеют федеральное значение, максимальные и минимальные нормы, в том числе при разделе участков, регламентированы федеральным законодательством. Соответственно площадь земли, принадлежащей муниципальному органу, а также региональным властям, будет определена в соответствии с местными нормативно-правовыми актами.

Перед началом строительства дома, землю с целевым назначением под индивидуальное жилищное строительство необходимо оформить в собственность. Это подразумевает подготовку и сбор требуемого пакета документов, которые следует подавать соответствующей государственной организации. При этом такие правила установлены для участков под ИЖС, получившим такой статус до 2001-го года.

Важным фактором в определении размеров территории при разделе, получении или в иных случаях, является установление границ недвижимого объекта. Необходимо убедиться, что вынос точек не затрагивает соседние площади, поскольку несогласные собственники соседний участков имеют право оспорить такое межевание, вызвав геодезических специалистов. Если в результате их работы выяснится, что захват чужой земли действительно имеет место быть, дальше вопрос желательно решить мирно, иначе разбирательство дойдёт до суда. По результатам пересчитывается и размер налогов.

Каждая норма земельного участка, предоставляемого населению муниципалитетом или государством для садоводства, фермерства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и прочего, устанавливается законодательными субъектами Российской Федерации. Относительно ИЖС дополнительно действуют нормативно-правовые акты местных органов самоуправления.

Максимальная площадь земельных участков, выделенных из федерального имущества, при бесплатном предоставлении населению, в том числе и при разделе, ориентируются на статьи федерального законодательства. Если же она была выделена из субъекта Российской Федерации, то ориентируются на государственные законы. Если же это земля находится на учёте муниципалитета — действуют их нормативные акты.

Минимальный и предельный размер земельного участка для ИЖС на сайте Недвио

Такое выражение включает в себя несколько понятий, это не только сама площадь надела, но и нормативные отступы строений от границ участка, максимальный процент застройки в границах земельного участка, разрешенное количество этажей.

Такие нормы указываются в градостроительном регламенте, устанавливаемом каждом населенном пункте местными органами самоуправления. Чтобы узнать, какие установленные нормы действуют в вашем городе или поселке, нужно обратиться в органы власти, муниципалитет.

Смотрите видео: Новый закон о садоводстве и огородничестве

Земельный Кодекс время от времени претерпевает изменения, что связано с изменениями реальностей жизни. И нужно следить за такими новшествами, особенно тем, кто имеет отношение к земле, является собственником участка или планирует написать заявление на выделение надела.

В 2015 году появилось нововведение, касающееся присоединения земель, расположенных рядом с собственным участком.

ВНИМАНИЕ! Теперь можно писать заявку на присоединение той территории, которая находится рядом с участком и на протяжении длительного времени возделывалась вами. При этом важно, чтобы у такой земли не было собственника.

Принятие нормативов по предельным максимальным и минимальным размерам регулируется Градостроительным Кодексом РФ. В каждой территориальной зоне вводятся еще и свои градостроительные регламенты, определяющие выделение муниципальных земель.

Такие нормы по предельным размерам соблюдаются при выделении всех участков:

  1. Они обязательно учитываются при образовании новых наделов из земель государственных или муниципальных.
  2. При выделении по заявке физическому или юридическому лицу земли под индивидуальное жилое строительство, под строительство дачи или садоводство, огородничество, под фермерскую деятельность.
  3. Также могут использоваться нормы размеров и при разделе участка на несколько, при решении вопроса с прирезками.
  4. Учитываются нормы размера и при образовании участка из невостребованной земельной доли.

Если при проверке, например, при межевании, установлено, что надел не соответствует по своим размерам установленным законодательно параметрам, такой участок даже может не пройти государственную регистрацию.

Возможно, размер слишком превышает тот, который указан в документах, в кадастровом паспорте. Нужно будет выкупить лишнюю площадь у муниципалитета, оформление по принципу перераспределения не получится.

Возможно, местные власти не приняли градостроительный регламент, но размеры участка при выделении все равно должны соответствовать законным нормам. Какие документы учитываются в таком случае?

  • Нужно рассматривать статьи ЗК, отвечающие данному вопросу.
  • Градостроительный кодек РФ, принятый на уровне государства.
  • Также поможет ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» под номером 112, принятый в 2003 году.
  • ФЗ «О фермерском хозяйстве» под номером 74, принятый в 2003 году.

Основополагающие вопросы, касающиеся земли, в том числе и вопросы предельных размеров участков под ИЖС, на федеральном уровне регулируются отечественным земельным и гражданским кодексами.

Более детально вопросы, касающиеся установления максимальных и минимальных размеров участков, урегулированы в локальных актах каждого отдельного региона, но так, чтобы их нормы не вступали в противоречие с федеральным законодательством о земле.

Право региональных властей самостоятельно определять верхнюю и нижнюю границу площади, предоставляемой под ИЖС, на территории своего региона, а также рекомендованные параметры, за пределы которых выходить властям регионов нельзя, указано в Земельном кодексе.

Какая нормативно-правовая база будет регулировать выдачу того или иного участка зависит в первую очередь от его правовой принадлежности. Участки, состоящие на балансе у государства, предоставляются сугубо на основании федерального законодательства, участки, числящиеся за муниципалитетом – регулируются региональным, до тех пор и в тех объемах, которые не противоречат федеральному законодательству.

Единый для каждой области минимальный размер земельного участка под ИЖС фактически отсутствует. Поскольку, как отмечено выше, каждый регион в границах определенных федеральным законодательствам определяет на своей территории эту величину самостоятельно.

Фактически на государственном уровне установлено, что минимальный размер участка под ИЖС составляет 3 сотки. Меньше участок для целей строительства жилого дома не может выдаваться, больше – свободно.

На деле, некоторыми регионами устанавливается минимальный размер участка под ИЖС больше предписанного минимума, и порой в несколько раз больше, если земельные угодья на территории муниципалитета это позволяют. Не каждый регион может себе позволить установить большие значения в виду ограниченности территории и большой плотности населения. Это касается в первую очередь Ленинградской и Московской областей.

Максимальный размер участка под ИЖС определяется также региональной властью. При определении данной величины оцениваются одновременно ряд факторов:

  • Объем земельных наделов, их количество.
  • Спрос на землю.
  • Как осваиваются и заселяются земельные участки.
  • Развитие региона в целом.

Это не означает, что если максимальный размер участка установлен 15 соток, то каждый обратившийся за землей в администрацию муниципалитета может рассчитывать на поучение максимума, только потому что заявитель этого хочет и может себе позволить. Предельная величина предоставляемой земли под строительство дома устанавливается с учетом количества лиц, которые будут проживать в нем, а также техническим и санитарным нормам и правилам.

В общем, по стране предельные минимальные и максимальные размеры земельного участка колеблются в диапазоне от 3 до 30 соток.

Нормы в каждом регионе свои, поскольку предельные размеры устанавливает местный орган власти. Закрепляются такие величины градостроительным регламентом Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) определенной местности.

В местной администрации и подскажут, какова установленная на его территории максимальная площадь и минимальная площадь участка под ИЖС и для других случаев.

Для большинства собственников интересно, а иногда подобный интерес вызван обстоятельствами материального или семейного (развод с разделом имущества) характера: «возможно ли осуществить раздел имеющегося участка земли на два?». Теоретически все возможно. В таком случае большой участок прекратит существовать и образуется два новых самостоятельных участка граничащих между собой. Они подлежат регистрации и оформлению соответствующей землеустроительной документации на каждый.

На деле все обстоит немного по-иному. Не все участки являются делимыми.

Так, если площадь участка не позволяет разделить его на участки, площадь которых будет равняться хотя бы минимально установленной в соответствующем регионе, участок неделим.

А регистрация наделов площадью меньше минимально установленной не производится.

Чтобы узнать минимальный размер земельного участка при разделе

достоверно из первоисточника, предстоит запросить в муниципалитете выписку из действующего на его территории градостроительного регламента относительно Правил землепользования и застройки конкретно той территории.

Неправильное определение границ участка чревато неприятностями и судебными тяжбами. В случае приобретения надела или раздела уже существующего на несколько самостоятельных требуется как можно скорее пригласить геодезистов (услуги платные), которые вынесут поворотные точки границ надела на местность.

Если своевременно этого не сделать, а возвести забор и начать пользоваться землей в своих целях, а спустя какое то время выясниться, что имеет место выход за пределы границ своего участка и захват территории участка соседей: в лучшем случае будут подпорчены отношения с соседями, а также произведен перерасчет налога на землю, в худшем – соседи обратятся в суд и взыщут моральный ущерб и т.д.

Если в регионе не действуют ПЗЗ и не установлены градостроительные регламенты, для решения вопросов об образовании участков стоит ориентироваться на законодательные акты субъектов РФ. Это касается случаев, когда предельные размеры определяют местные органы власти.

Одним из таких нормативных актов является, например, Закон Ленинградской области от 29.10.2003 № 83-оз. Он устанавливает предельные размеры наделов, которые предоставляются из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот же документ определяет максимальные показатели общей площади угодий, которые могут находиться одновременно в собственности и/или другом праве у лиц, занимающихся личным подсобным хозяйством.

Согласно актуальным требованиям, действуют следующие предельные размеры земельных участков в Московской области в 2021 году:

  • для садоводства – от 0,06 до 0,15 га;
  • для огородничества – от 0,04 до 0,10 га;
  • для дачного хозяйства – о т 0,06 до 0,25 га.

Точные цифры можно найти в законодательных актах конкретно взятого региона.

Минимальный и максимальный размер земельного участка под ИЖС и при разделе

Следует помнить о том, какие последствия влечет за собой превышение максимальных размеров земельного участка. На практике такое несоответствие нормам становится основанием для отказа в государственной регистрации объекта.

Единственный возможный выход из сложившейся ситуации – выкуп дополнительной площади у муниципалитета.

Наделы, на которые не распространяются предельные нормы

Существует территории, которые установленные ограничения не затрагивают. К ним относятся:

  • объекты федеральных и региональных энергетических систем;
  • объекты транспорта, путей сообщения и связи;
  • линейные объекты, которые обеспечивают функционирование естественных монополий;
  • объекты электро-, газо-, водо- и теплоснабжения;
  • автомобильные дороги.

Земельный максимум – это установленное законодательством ограничение площади участка, выдаваемого для определенных нужд. В зависимости от целевого назначения, а также региона, в котором расположен надел, этот показатель меняется. В законе предусмотрены не только максимальные, но и минимальные размеры надела.

Поскольку из каждого правила есть исключения, в законодательстве перечислен ряд объектов, на которые эти ограничения не распространяются.

Земельным Кодексом Российской Федерации определены общие показатели минимального и максимального размера и площади земельного участка ИЖС.

Конкретные же размеры устанавливаются исполнительными органами власти в зависимости от того, в чьем ведении находится земля:

  • для участков, находящихся в федеральной собственности нормативы устанавливаются в соответствии с федеральными законами;
  • к землям, находящимся в региональной собственности применимы региональные законы;
  • размеры земельных участков муниципальной собственности регламентируются муниципальными нормативными актами.

Подобное земельное регулирования целесообразно и полностью соответствует территориальной политике государства.

В условиях плотной городской застройки или на землях федерального значения невозможно выделить огромные наделы земли всем желающим, в отличие от территорий, находящихся в состоянии развития (например, Дальний Восток).

Ограничения размера выделяемого участка учитываются, если он предоставляется безвозмездно из государственного или муниципального фонда недвижимости.

При определении предельного размера выделяемого надела земли учитывается целый ряд факторов, среди которых:

  • возможность бесплатного предоставления земли льготным категориям граждан;
  • количество человек, которые будут проживать в жилом доме;
  • спрос на землю;
  • общая площадь земли в собственности муниципалитета, которую можно отдать под ИЖС;
  • уровень экономического развития региона;
  • плотность населения.

Справка! В Московской или Ленинградской области норма земельного участка будет меньше из-за плотности застроек, чем в Сибири или на Дальнем Востоке, где есть большое количество земель для жилищного строительства за чертой города.

Минимальный размер земли для индивидуальной жилой застройки, составляет 3 сотки. Это обобщающий показатель по России, который установлен на основании следующих факторов:

  • санитарно-гигиенические требования к расстоянию между жилыми постройками на пограничных участках земли (СНиП 31-02-2001);
  • расстояние от дома до забора;
  • от дома до улицы (красной линии).

Ограничения в отношении площади земельного надела, предназначенного под жилую застройку, действуют только при передаче государственной или муниципальной земли гражданам на безвозмездной основе. Если вы приобретаете земельный участок за собственный капитал, никаких ограничений не существует.

При определении площади участка, выделяемого для жилой застройки, учитывается:

  • наличие свободных участков в конкретном субъекте Федерации;
  • спрос населения на земельные участки;
  • семейное положение соискателя и наличие иждивенцев;
  • проект будущего жилого строения и т.д.
Наименование территориального объекта Минимальная площадь (в сотках)
Москва Не устанавливаются
Подмосковье 30
Санкт-Петербург 15
Ленинградская область 25
Новосибирск 10
Екатеринбург 25
Краснодарский край 10

Категория «предоставление земельных участков» представляет собой отношения, которые возникают в процессе отчуждения определённых земельных участков из государственной собственности или муниципалитета. Законодательство диктует, чтобы целями отчуждения, в частности, выступали:

  • аренда участка под индивидуальное жилищное строительство;
  • оформление в собственность физическому или юридическому лицу.

Соответственно, возникновение прав собственности обусловлено процедурой административно-правового характера.

Чтобы оценить, какого размера выбрать участок, подойдет классическая формула: площадь дома должна составлять не более 1/10 части от площади территории. Таким образом, при желании построить компактный одноэтажный коттедж 100 м², нужно выбирать объект площадью не менее 10 соток.

Важна соразмерность дома и участка. На тех же 10 сотках можно возвести коттедж побольше, однако в этом случае будет сложнее соблюсти строительные нормы, которые касаются расстояний жилого дома от соседних строений и въезда. Кроме того, при полной застройке не останется места для сада, бассейна, зоны барбекю, бани и других атрибутов загородной жизни.

Примеры грамотного распределения площади на объектах разной площади:

  • 6 соток — небольшая дача или 1-2-этажный дом для постоянного проживания 7×8 метров, компактный огород или благоустроенное место для отдыха;
  • 7-10 соток — 1- или 2-этажный коттедж побольше с навесом для автомобиля, баня, сад-огород, небольшой бассейн или детская площадка;
  • 11-20 соток — жилой дом, баня, хозяйственные постройки, элементы ландшафтного дизайна и просторная площадка для отдыха;
  • 20-30 соток — коттедж для большой семьи и несколько функциональных зон.

Градостроительный кодекс – документ, обязательный для городских и сельских поселений, предусматривающий необходимость получения разрешительных документов перед началом строительства. С помощью разрешения, полученного в местных органах власти, можно не только определить правильную удаленность.

Если невозможно соблюсти дистанцию при постройке из-за небольших размеров земельных наделов, допускается отступление и не в соответствии с требованиями.

Для характеристики участка площадь имеет большое значение, эта величина используется при выполнении многих операций с землей. Рассчитывается площадь по установленным формулам, в том числе и для участка неправильной, сложной формы.

Для установления точного количества квадратных метров или гектаров можно воспользоваться услугами кадастровых специалистов, которые могут грамотно рассчитать территорию неровного надела, с выпуклостями или впадинами.

ВНИМАНИЕ! При рассмотрении участка земли используются такие виды площади, как общая, фактическая, формальная, кадастровая.

Основными единицами измерения площади надела считается сотка (это 100 квадратных метров), гектар (1000 квадратных метров, 100 соток), 1 квадратный километр (100 гектаров). Вторая и третья мера измерения применяются при характеристике больших наделов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *