Штрафы за нарушение требований роспотребнадзора коронавирус

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение требований роспотребнадзора коронавирус». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Повышенное внимание должно уделяться безопасному приему пищи сотрудниками. Прием пищи на рабочих местах категорически запрещен (п. 4.11 Методических рекомендаций МР 3.½.2.0172/5-20). Обедать можно либо в столовых, либо в специально отведенных для этого обособленных помещениях.

Если в организации есть столовая, то ее посещение должно быть строго регламентировано — составлен график обедов и обеспечено соблюдение социального дистанцирования при приеме пищи.

Если прием пищи осуществляется в специально отведенном для этого помещении, то такое помещение в обязательном порядке должно быть оборудовано раковиной для мытья рук и дозатором для обработки рук кожным антисептиком.

Новые штрафы и сроки из-за коронавируса: кого и за что могут наказать

Работодатели должны следить за соблюдением работниками требования социального дистанцирования. Для этого Роспотребнадзор рекомендует исходить из норм предельной численности сотрудников, которые одновременно могут находиться в одном производственном помещении/офисе (п. 4.5 Методических рекомендаций МР 3.½.2.0172/5-20).

Так, в офисе площадью до 50 кв. метров могут одновременно работать не более 5 сотрудников. В помещениях до 100 кв. метров могут работать не больше 10 человек, в помещениях до 200 кв. метров — не больше 25 сотрудников, в помещениях свыше 200 кв. метров — не более 50 человек. При этом в местах общего пользования рекомендуется осуществить сигнальную разметку, исходя из нормы — не менее полутора метров между рядом стоящими работниками.

Умывальники для мытья рук с мылом и дозаторы для обработки рук кожными антисептиками также должны быть установлены не только при входе в офис, но и в местах общего пользования (п. 2.3 Рекомендаций Роспотребнадзора № 02/7495-2020-32 от 21.04.2020).

Сотрудники должны обрабатывать руки антисептиками не реже, чем каждые 2 часа. Для этого весь персонал нужно обеспечить запасом дезинфицирующих салфеток или кожных антисептиков.

Помимо всего прочего компании ежедневно должны проводить влажную уборку служебных помещений и мест общественного пользования. К местам общественного пользования относятся комнаты приема пищи, отдыха, курилки, туалеты и так далее. Ежедневную влажную уборку следует проводить с применением дезинфицирующих средств. Каждые 2 часа рабочие помещения нужно проветривать.

Кроме того, каждые 2-4 часа нужно дезинфицировать все контактные поверхности в офисах и производственных помещениях — станки, оргтехника, выключатели механизмов, дверные ручки, поручни, перила, поверхности столов и спинки стульев (п. 2.10 Рекомендаций Роспотребнадзора № 02/7329-2020-27 от 18.04.2020).

В офисах должны работать бактерицидные облучатели воздуха.

Частью 3 ст. 6.3 КоАП РФ установлены более строгие санкции в том случае, если действия (бездействие), предусмотренные частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ, повлекли причинение вреда здоровью человека или смерть человека и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Полномочиями по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных новой редакцией статьи 6.3 КоАП РФ в случае нарушения гражданами и организациями противоэпидемических (профилактических) ограничений и невыполнения (профилактических) мероприятий наделяются должностные лица Роспотребнадзора и сотрудники органов внутренних дел (полиции).

В случае невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Владимирской области, а именно Указов Губернатора Владимирской области, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ административная ответственность наступает по ст. 20.6.1 КоАП РФ.

За что Роспотребнадзор штрафует в период коронавируса

  1. Соблюдайте все рекомендации Роспотребнадзора: общие и специальные. Подавляющее большинство нарушений выявляет именно Роспотребнадзор.

  2. Помните, что в период действия ограничительных мер можно отказать в обслуживании покупателям без масок и тем самым избежать административного штрафа по ст. 20.6.1 или по ст. 6.3 КоАП.

  3. Вовремя сдавайте налоговую отчётность, отчётность по сотрудникам и расчёты по страховым взносам, чтобы не получить от налоговой штраф или блокировку счёта.

  4. Если штраф всё же назначен, подготовьте ходатайство о снижении размера штрафа, изложив в нём смягчающие обстоятельства, и направьте в ИФНС или суд.

Если в результате вышеназванных нарушений был причинен вред здоровью человека или человек умер, но эти действия не подпадают под уголовную ответственность, то нарушителю грозит административный штраф:

  • от 150 тыс. руб. до 300 тыс. руб. – для граждан;
  • от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. – для организаций и ИП. Вместо штрафа может быть приостановлена деятельность юрлица/ИП на срок до 90 суток;
  • от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. – для должностных лиц организации. Альтернативой штрафа может быть дисквалификация должностного лица на срок от одного года до трех лет.

Некоторые региональные власти в связи с коронавирусом внесли «штрафные» поправки в законодательство своих субъектов РФ. Соответственно, чтобы понять какое наказание за нарушение карантина предусмотрено в конкретном регионе, нужно посмотреть законодательство этого региона. Пример приведем на штрафе за несоблюдение карантина г. Москвы.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Штрафы за нарушение режима самоизоляции (федеральные)

Каждый регион определяет свои группы риска. Поэтому важно внимательно читать постановления. Но в целом обязательная вакцинация затрагивает категории сотрудников, которые контактируют с большим количеством людей и работают в следующих сферах:

  • торговля;
  • общепит;
  • салоны красоты, косметические, СПА-салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны, физкультурно-оздоровительные комплексы, фитнес-клубы, бассейны;
  • бытовые услуги;
  • клиентские подразделения финансовых организаций, а также организации, оказывающие услуги почтовой связи;
  • МФЦ;
  • общественный транспорт, такси;
  • образование, здравоохранение, соцзащита и соцобслуживание;
  • ЖКХ и энергетика;
  • культурные, выставочные, просветительские мероприятия (в том числе музеи, выставочные залы, библиотеки, лекции, тренинги);
  • досуговые, развлекательные, зрелищные мероприятия (в том числе игровые мероприятия, мастер-классы);
  • детские игровые комнаты, детские развлекательные центры и т.п.;
  • театры, кинотеатры, концертные залы;
  • массовые физкультурные, спортивные мероприятия;
  • госслужащие, муниципальные служащие.

Требование распространяется на всех, кто работает по трудовым договорам и договорам ГПХ.

Если ИП или организация работает в тех сферах бизнеса, которые обозначены в постановлениях главврача, они должны организовать вакцинацию не менее 60% сотрудников до определенных сроков:

  • до 15.07.2021 – первым компонентом или однокомпонентной вакциной;
  • до 15.08.2021 – вторым компонентом вакцины.

Требование не затронет только тех, кто имеет противопоказания к прививке.

На сайте Мэра Москвы появилась подборка ответов на наиболее часто задаваемые вопросы — о том, как заполнять отчет и кого именно вакцинировать, если компания большая.

Что указывать в отчетах, в графе с общим количеством сотрудников — общую численность работников или число тех, кто должен вакцинироваться?

В разделе 8 указывается количество всех работников. В список входят:

  • фактически работающие сотрудники;
  • работники, находящиеся в командировках;
  • сотрудники на больничном;
  • сотрудники, находящиеся на выполнении государственных или общественных обязанностей;
  • те, кто принят на работу на неполное рабочее время.

В разделе 9 отмечается число вакцинированных, рассчитываемое от общего числа работников организации или ИП, включая исполнителей по гражданско-правовым договорам, работающих в городе Москве.

У производства есть свой магазин. На производстве работают 200 человек, в торговле — 30. Достаточно ли вакцинировать 25 человек, занимающихся торговлей?

Если основной вид деятельности — тот, который указан в перечне сфер, работники которой подлежат вакцинации, то нужно привить не менее 60 % работников всего производства, работающих на территории города Москвы. При этом неважно, сколько из них занимается торговлей.

У сети есть магазины и склады в разных городах. Общая численность всех работников — 3 000. В Москве работают 500 человек в офисе и в магазинах, также 400 человек работают только в магазинах. Достаточно ли вакцинировать 300 человек из магазинов?

Следует определить 60 % работников не от списочной численности всей сети по России, а от списка работников, фактически работающих в Москве. При этом основной вид деятельности работодателя (раздел 6) должен входить в перечень сфер, работники которой подлежат вакцинации.

Кто входит в число вакцинированных для сети — вакцинированные в Москве или по всем предприятиям сети?

Нужно считать число вакцинированных, фактически работающих в Москве.

В рекомендациях работодателю Минтруд и Роспотребнадзор напоминают работодателям о необходимости обеспечить уровень коллективного иммунитета не менее 80 % от списочного состава коллектива. В эти 80 % в том числе входят переболевшие сотрудники и вакцинированные (не более
6 месяцев назад).

Не более 20 % от списочного состава должны составлять:

  • не привитые, имеющие медицинские противопоказания;
  • сотрудники, направленные на обучение с отрывом от работы (на весь период действия постановления), получающие стипендию за счет средств организации;
  • находящиеся в простоях или в неоплаченных отпусках по инициативе работодателя на весь период действия постановления;
  • находящиеся в отпусках по беременности и родам, в отпусках в связи
    с усыновлением ребенка со дня рождения усыновленного ребенка, а также в отпуске по уходу за ребенком;
  • обучающиеся в образовательных организациях и находящиеся в дополнительном отпуске без сохранения зарплаты, а также работники, поступающие в образовательные организации, находящиеся в отпуске без сохранения зарплаты для сдачи вступительных экзаменов;
  • не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
  • находящиеся в длительных служебных командировках за границей.

Чтобы определить процент вакцинированных сотрудников, нужно:

  1. Составить список сотрудников (списочную численность, за исключением вакантных должностей). В него включаются: наемные работники, работающие по трудовому договору и выполняющие постоянную, временную или сезонную работу, а также работающие собственники организаций, получающие зарплату.
  2. Получить от сотрудников, прошедших вакцинацию, информацию о вакцинации. Данные о прохождении/непрохождении вакцинации относятся к персональным данным и не подлежат распространению
    без согласия работника.
  3. Соотнести суммарную численность сотрудников, предоставивших информацию о вакцинации, к списочной численности, учитываемой при оценке процента вакцинированных. Так можно определить процент вакцинированных.

Ответственность за нарушение карантина

Если при возобновлении работы в организации будут нарушать рекомендации Роспотребнадзора, то при проверке могут приостановить посещение гражданами территорий, зданий, строений и сооружений организации. При невыполнении требований санитарно-эпидемиологических правил по предотвращению распространения коронавируса, виновных привлекут к административной или уголовной ответственности. Кроме того, могут приостановить деятельность организации на 90 суток. Далее подробно разберем за какие нарушения можно получить наказание.

Пандемия коронавируса возникла внезапно. К ней оказались не готовы не только медицинские работники, но и юристы. Выяснилось, что привлекать к ответственности нарушителей в некоторых случаях сложно – попросту нет соответствующих статей в уголовном и административном кодексе страны. Например, за умышленное заражение ВИЧ инфекцией или венерическими заболеваниями можно угодить за решетку, а за ковид не получится лишить свободы.

Учитывая сложившуюся ситуацию Верховный суд РФ дал разъяснение, по каким статьям можно привлекать лиц, не соблюдающих правила карантина и самоизоляции, к ответственности. Об этом и поговорим.

При нарушении карантина или режима самоизоляции нарушители могут отвечать по Уголовному Кодексу РФ или административному (КоАП). Уголовная ответственность за распространение коронавируса наступает при тяжелых последствиях: смерть одного или нескольких человек или преднамеренное заражение нескольких человек. Во всех остальных случаях – штраф.

К нарушителям карантинного режима применяются меры административного характера (регулирует КоАП – Кодекс административных правонарушений). Это, как правило, штрафы:

  • до 40 000 руб. – за нарушение требований изоляции (п. 2 ст. 6.3);
  • до 30 000 руб. – за отказ выполнять правила поведения при объявлении чрезвычайной ситуации или угрозе возникновения ЧС (п. 1 ст. 20.6.1);
  • до 1 000 руб. – за невыполнение предписаний Главного санитарного врача страны или Роспотребнадзора (ч. 1 ст. 19.4);
  • до 500 руб. – за несоблюдение санитарных норм (ч. 1 ст. 19.5).

Напоминаем, что за выход на улицу лиц, помещенных на карантин или находящихся на самоизоляции, предусмотрен штраф от 15,0 тыс. руб. до 40,0 тыс. руб.

Штрафов от Роспотребнадзора за несоблюдение анти-COVID мер не будет

Сумасшедших людей много в каждой стране. Не исключение и Россия. Поэтому исключить вероятность того, что нестабильные в психологическом плане лица будут сознательно распространять инфекцию, нельзя. В РФ против биологической бомбы предусмотрена уголовная ответственность по ст.122 Уголовного Кодекса. Но касается она ВИЧ-инфекции. Поэтому в Государственной Думе рассматривают возможность ввести наказание за умышленное распространение COVID-19.

Пока нарушителей можно привлекать к ответственности по другим статьям УК РФ и КоАП.

В отношении работодателя можно применить санкции за распространение коронавируса в случае:

  • невыполнения предписаний Роспотребнадзора или требований должностных лиц в области здравоохранения – ст. 19.4 КоАП РФ (предусмотрен штраф от 5 000 до 30 000 руб.);
  • сокрытие информации о коронавирусе, нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил – ст. 236 УК РФ (штраф до 80 000 руб. или ограничение свободы до года).

Недостоверные сведения в период пандемии могут наделать много беды: посеять панику, вызвать ажиотаж по отношению к какому-либо лекарству, дать ошибочные рекомендации по лечению и профилактике болезни и т.д. Поэтому в законодательство РФ внесены некоторые изменения.

Так, за ложь об обстоятельствах, угрожающих гражданам (жизни и безопасности) и мерах по предотвращению распространения коронавируса предусмотрены:

  • штрафы (от 300 000 руб. до 700 000 руб.);
  • взыскание дохода в размере заработной платы за период от 12 до 18 месяцев;
  • принудительные (до 360 часов) или исправительные (до 1 года) работы;
  • лишение свободы до 3 лет.

За такую же ложную информацию, доведенную до населения через СМИ, меры наказания жестче:

  • штраф может быть наложен от 700,0 тыс. руб. до 1 500,0 тыс. руб.;
  • работы принудительного характера – до 3-х лет, исправительного – до 1 года;
  • тюремный срок – до 3 лет.

Федеральные законы дополняют КоАП РФ и УК РФ схожими нормами об ответственности за распространение недостоверной (ложной) информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Обстоятельствами, представляющими угрозу жизни и безопасности граждан, признаются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения (примечания к ст. 207.1 УК РФ, к ст. 13.15. КоАП РФ).

2.1. Поправки предусматривают установление частями 10.1 и 10.2 статьи 13.15 КоАП РФ административной ответственности для юридических лиц за распространение недостоверной информации, выразившееся в:

  • распространении в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств;
  • распространении в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной общественно значимой информации, если это повлекло смерть или причинение вреда здоровью или имуществу человека, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Административная санкция для юридических лиц

зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью, имуществу, нарушения общественного порядка и безопасности

При отсутствии последствий – ч. 10.1

При наличии последствий – ч. 10.2

При повторном нарушении – ч. 11[10]

штраф в размере от 1 500 000 до 3 000 000 рублей с возможной конфискацией предмета нарушения.

штраф в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей с возможной конфискацией предмета нарушения.

штраф в размере от 5 000 000 до 10 000 000 рублей.

Ответственность по данной статье предусмотрена только для юридических лиц и может наступить за публичное размещение (в том числе, в соцсетях или на сайте компании) информации об эпидемиологической ситуации или принимаемых в связи с ней мерах, которые заведомо недостоверны (например, о комендантском часе или продуктовой панике, когда, в действительности, такие обстоятельства отсутствуют).

2.2. Сообразно введённым в КоАП РФ новым нормам УК РФ дополнен статьями об уголовной ответственности за публичное распространение заведомо ложной информации, выразившееся:

  • в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств (ст. 207.1 УК РФ);
  • в публичном распространении под видом достоверных сообщений заведомо ложной общественно значимой информации, повлекшем по неосторожности причинение вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 207.2 УК РФ), смерть или иные тяжкие последствия (ч. 2 т. 207.2 УК РФ).

В отличие от КоАП РФ, диспозиция норм УК РФ не включает указания на размещение в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях. Таким образом, уголовная ответственность может наступить при любом публичном обращении к третьим лицам, вне зависимости от формы такого обращения, которое содержит заведомо ложную ситуацию об эпидемиологической ситуации или принимаемых мерах.

Как Роспотребнадзор проверяет самоизоляцию

Москвич Михаил Захаров (имя изменено по его просьбе) вернулся 30 августа из Стамбула, прилетел «Победой» во Внуково. На борту, как и остальные пассажиры перед посадкой, он получил от стюардессы анкету, где должен был указать свое имя, посадочное место и адрес проживания: «Я внес свои данные, потому что думал, что их будут проверять на паспортном контроле, но с незначительными ошибками. В итоге анкеты собрала девочка безо всякой проверки у выхода из самолета, то есть туда можно было написать что угодно», – рассказывает Захаров, который не стал сдавать тест и загружать его на «Госуслуги».

«Тест не стал сдавать по двум причинам: вносить ничего на «Госуслуги» не хочу, чтобы государство лишний раз обо мне ничего нового узнавало, а тест для себя не стал делать, потому что точность ПЦР-теста примерно никакая, а денег он стоит. Я просто сидел дома 14 дней. На самом деле больше – до сих пор выхожу из дома в основном по неотложным нуждам», – объясняет Захаров.

Жена и дети Сергея Бочарникова живут в Испании постоянно, а сам Сергей – наездами, часть времени он проводит в Москве по работе. Перед весенним карантином Сергей принял решение уехать в Испанию: «Если и встречать конец света, то вместе с родными», – поясняет он. Оттуда Сергей вынужден был вернуться в Москву 15 сентября: «У моей семьи вид на жительство. У меня была все это время туристическая виза, потому что из-за работы я не мог проводить в Испании достаточно для ВНЖ времени, но мне вполне хватало возможности проводить там не больше полугода подряд». Но из-за реалий пандемии полугода хватать перестало. Один раз за эти полгода власти Испании продлили действия виз, но теперь Сергей вынужден был вернуться домой для нового продления и оформления документов для ВНЖ.

14 сентября в восемь утра Сергей сдал платный ПЦР-тест в Испании, уже в час дня пришел результат анализа – коронавируса у Сергея не обнаружили. В четыре часа дня он был в самолете. «Прямых рейсов не было, и во Внуково я приземлился лишь спустя сутки», – рассказывает Бочарников. «На прилете раздают уведомления о необходимости сдать тест и прикрепить результат на «Госуслугах». Я специально уточнил, подойдет ли мой испанский тест. Мне ответили, что да, подойдет», – этот результат Сергей и прикрепил на сайте «Госуслуги», получил сообщение «Ваше заявление принято» и расслабился.

Опасность получить штраф преследует даже тех, кто сделал все по правилам и успел в течение указанных 72 часов сдать тест на коронавирус и загрузить результат на «Госуслуги». Мария вернулась из Турции в Санкт-Петербург в конце августа и сдала ПЦР-тест прямо в аэропорту Пулково: «Я была в отпуске неделю. В последний день отпуска стала узнавать, что там с этим обязательным тестом, и сначала попробовала записаться на бесплатную сдачу в поликлинику, но оказалось, что очередь там почти за две недели», – рассказывает девушка. Она решила сдавать тест в аэропорту, чтобы «перестраховаться», и заплатила за это 2550 рублей. Результат пришел на следующий день, Мария оказалась здорова – этот результат она сразу же загрузила на сайт «Госуслуги».

Через две недели после загрузки теста на «Госуслуги» на петербургский адрес Марии пришло уведомление Роспотребнадзора о необходимости прийти в отделение ведомства для составления протокола по административному делу, так как Мария не сдала тест на COVID-19, за что ей полагается штраф от 15 до 40 тысяч рублей: «Я офигела. Мало того, что я по очень нехилой цене таки сдала чертов тест, так я дражайшему государству теперь еще денег должна?» – возмущается Мария.

Сначала девушка пыталась решить вопрос со стороны «Госуслуг», но на заявление ей ответили, что все данные «своевременно передаются в Роспотребнадзор». В Роспотребнадзоре же отвечали, что никаких данных Марии от «Госуслуг» не получали: «Надо признать, я довольно легко дозвонилась до Роспотребнадзора, мне там даже очень вежливо отвечали. Предложили прийти в их местное отделение и принести туда справку об отсутствии у меня «короны». Взяв отгул на работе, Мария на следующий день поехала с распечатанной справкой в управление Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу.

«Захватывающее у меня получилось путешествие: оказалось, что там полные коридоры таких же, как я, – со справками своими, которые не передали с «Госуслуг», – рассказывает Мария. Отсидев огромную очередь, она все же отдала сотруднице ведомства свою справку: «Девушка очень извинялась и даже признала, что это их ошибка: у Роспотребнадзора почему-то не было возможности получать данные с «Госуслуг», только данные от погранслужб, какая-то техническая ошибка», – рассказала Мария, уточнив, что не знает, решили ли эту техническую проблему за почти два месяца или нет. В Едином консультационном центре Роспотребнадзора корреспонденту Настоящего Времени отказались подтвердить или опровергнуть наличие каких-либо технических проблем, но в случае возникновения сложностей посоветовали приходить в региональное отделение ведомства.

Суд у Марии так и не состоялся, но и никаких новостей от Роспотребнадзора девушка с середины сентября не получала: «Очень надеюсь, что им и правда хватило моей распечатанной справки, потому что лишних сорока тысяч у меня нет. У меня и пятнадцати нет. А еще надеюсь, что в этой чудесной очереди на меня никто больной не чихнул».

    Роспотребнадзор начал массовые проверки, как бизнес выполняет новые санитарные требования из-за коронавируса. За нарушения штрафуют и останавливают работу организаций. Мы изучили 300 проверок за май и выяснили, какие нарушения контролеры будут искать у вас. В рекомендации – готовый алгоритм, как подготовиться к проверке и оспорить ее результаты.

    Роспотребнадзор проверит, как организация выполняет его рекомендации по профилактике коронавируса. В рекомендациях есть спорные формулировки, из-за которых возникают сомнения, насколько они обязательны – «рекомендуется осуществлять следующие меры», «целесообразно организовать и осуществлять» (п. 1, 2 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32). Тем не менее, стоит выполнить их, чтобы обезопасить организацию от штрафов и остановки деятельности, а сотрудников – от эпидемии.

    На основе этих рекомендаций региональные органы Роспотребнадзора издали предписания, в которых прямо обязали организации выполнять профилактические мероприятия. Эти предписания обязательны для всех (абз. 4 ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ). Смотрите пример предписания, которое получили организации в одном из регионов.

    Из результатов проверок мы собрали топ-13 самых частых нарушений, которые будут искать у вас контролеры. В скобках указали, как часто встречается нарушение.

    Не проводят уборку с дезинфекцией (73%). По рекомендациям Роспотребнадзора организации обязаны проводить регулярную уборку с дезинфекцией (п. 2.5 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.10 рекомендаций РПН от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27 и др.). Контролеры потребуют показать журнал или график, в котором зафиксированы все уборки, а также журнал приготовления раствора дезинфекции.

    Если документов нет – проверяющие могут сделать вывод, что уборка не проводится. Не поможет, если организация проведет дезинфекцию во время внеплановой проверки – Роспотребнадзор укажет, что невозможно проверить, проводили ли уборку с нужной регулярностью до проверки.

    ПРИМЕР

    Нарушения из материалов проверок

    1. «При проведении проверки проводилась дезинфекционная обработка поверхностей платежно-кассового оборудования, ручек входных дверей, ручек холодильного оборудования, при этом записи в журнал не производятся, определить кратность мероприятий по обеззараживанию контактных поверхностей в течение рабочей смены не представляется возможным» (паспорт проверки 772004410484);
    2. «Не проводится ежедневная уборка помещений организации торговли с применением дезинфицирующих средств (пол торгового зала, рабочие места 2 раза в день утром и вечером; уборка и дезинфекция туалетов (пол, санитарно-техническое оборудование, вентили кранов, спуск бачков унитазов) – 3 раза в день), журналы, подтверждающие соблюдение проведения кратности уборок и дезинфекции не ведутся» (паспорт проверки 772004408506);
    3. «Отсутствует график и подтверждающая информация о проведении уборок в помещении (2 раза в день утром и вечером), обработка дверных ручек, кассового аппарата, терминала для оплаты банковской карты каждый час не проводится)» (паспорт проверки 772004411080).

    Нет приборов для обеззараживания воздуха (65%). Роспотребнадзор указывал в письмах, что организации обязаны использовать специальные приборы для обеззараживания воздуха в местах, где постоянно находятся работники (например, в п. 2.8 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.12 рекомендаций РПН от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27).

    На практике проверяющие толкуют это требование шире – обеззараживатели нужны не только в местах нахождения работников, но и посетителей организации, например, в торговых залах («местах массового скопления людей»). У каждого обеззараживателя ограниченная зона действия, и контролеры требуют, чтобы приборы покрывали всю площадь помещений.

    Чиновники проверят сертификат на обеззараживатель – если прибор нельзя использовать в присутствии людей, то это тоже нарушение.

    ПРИМЕР

    Нарушений из материалов проверок

    1. «В торговом зале ОАО «Рыночный комплекс Царицынский» установлено недостаточное количество бактерицидных ультрафиолетовых облучателей закрытого типа «рециркуляторы» (установлено 2 шт. – площадь обеззараживания составляет 140 м3)» (паспорт проверки 772004408570);
    2. «В магазине (месте массового скопления людей) отсутствует бактерицидный облучатель для обеззараживания воздуха, таким образом, не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний), передающихся воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019–nCoV, среди персонала и посетителей» (паспорт проверки 772004410422);
    3. «В производственных помещениях – Цех №2 (строение 3) зуборезного и резьбообразующего инструмента (в цехе работают 11 человек), а также на проходной отсутствуют ультрафиолетовые бактерицидные облучатели для обеззараживания воздуха от болезнетворных микроорганизмов, что не исключает возможность распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-пСоУ, среди персонала (2 УФО лампы установлены лишь в медицинском кабинете)» (паспорт проверки 772004407984).

    Недостаточный запас масок (35%). Компании обязаны обеспечить как минимум 5-дневный запас одноразовых масок для работников. Запас нужно рассчитать с учетом смены масок не реже чем каждые три часа (п. 2.7 рекомендаций РПН от 21.04.2020 № 02/7495-2020-32, п. 2.11 рекомендаций РПН от 18.04.2020 № 02/7329-2020-27 и др.).

    Новые штрафы для бизнеса: за что наказывают в период карантина

    Есть четыре меры, которые могут принять проверяющие по итогам проверки, если найдут нарушения. Если нарушений много – применят сразу все, если нет – только выдадут предписание и оштрафуют.

    Временно запретят работать. Контролеры составят протокол о временном запрете деятельности компании или ИП и опечатают рабочие помещения (ч. 6 ст. 27.16 КоАП).

    Закон разрешает чиновникам использовать эту меру в исключительных случаях, если это нужно, чтобы предотвратить угрозу жизни или здоровью людей, эпидемии. Дополнительное условие – за правонарушение, которое обнаружили проверяющие, есть наказание в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП).

    Как правило, любое нарушение мер профилактики коронавируса подпадает под часть 2 статьи 6.3 КоАП. В этой норме есть наказание в виде административного приостановления деятельности, поэтому Роспотребнадзор вправе временно запретить работу организации.

    Запрет будет действовать до рассмотрения дела судом (ч. 1 ст. 27.16 КоАП). В таких случаях суд обязан рассмотреть дело не позднее семи суток с момента, когда запретили деятельность (ч. 5 ст. 29.6 КоАП). То есть минимум неделю организация не сможет работать.

    ПРИМЕР

    Роспотребнадзор временно запретил работу организации из-за многочисленных нарушений

    В ходе проверки ООО «ЧЕРМЕН» контролеры зафиксировали шесть нарушений:

    • нет бактерицидных облучателей закрытого типа (рециркуляторов);
    • в торговом зале не установлены диспенсеры для посетителей (не отведено место для обработки рук посетителей антисептическим средствами);
    • нет графиков уборки;
    • нет документов, подтверждающих закупку средств дезинфекции, кожных антисептиков, средств индивидуальной защиты;
    • нет договора на обработку вентиляции;
    • не проводилась ежемесячная дезообработка вентиляции.

    Роспотребнадзор составил протокол о временном запрете деятельности общества и протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП (паспорт проверки ​​​​​​772004414094).

    По итогам проверки Роспотребнадзор выдаст предписание, в котором потребует устранить все нарушения. В предписании будет указан срок на устранение. Когда срок закончится, контролеры вправе еще раз прийти с внеплановой проверкой (ч. 21 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

    ПРИМЕР

    Требований в предписании Роспотребнадзора по итогам проверки

    «1. Провести инструктаж (обучение) персонала организации по вопросам предупреждения и распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV), с представлением письменной информации в Территориальный отдел.

    2. Обеспечить проведение профилактической дезинфекции (обработку дезинфицирующими средствами вирулицидного действия) основных и вспомогательных помещений – 2 раза в день утром и вечером, санитарных узлов (пол, санитарно-техническое оборудование, вентили кранов, спуск бачков унитаза) – 3 раза в день.

    3. Обеспечить пятидневный запас дезинфицирующих средств для уборки помещений, с инструкциями по применению, обрабатывать дверные ручки – каждый час, выключатели, поручни, перила, контактные поверхности (столы и стулья работников, орг. техника), оборудование мест общего пользования (комната приема пищи, отдыха и т.п.), во всех помещениях — с кратностью обработки каждые 2 часа, рабочие места, в том числе поверхности оборудования, столов, телефонных аппаратов, «мышки», клавиатуры компьютера, копировально-множительная техника, платежно — кассовое оборудование (терминалы) и т. д. каждые 2 часа, с занесением информации в документацию (журнал обработки), подтверждающих проведение уборки (обработки).

    4. Обеспечить маркировку уборочного инвентаря в соответствии с его функциональным назначением, упорядочить хранение (раздельно для санитарных узлов и иных помещений), обеспечить проведение обязательной дезинфекции уборочного инвентаря после проведения уборки, с занесением сведений график о проведении генеральных и текущих уборок.

    5. Обеспечить постоянный контроль за работой вентиляционной системы с целью поддержания постоянных нормируемых показателей воздухообмена, в том числе по проведению очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха, сведений по оценке эффективности с обеспечением постоянного контроля за ее работоспособностью силами аккредитованной организации, и далее – не реже 1 раза в месяц (с оценкой эффективности работ)».

    Оштрафуют организацию и директора. Проверяющие составят протокол об административном правонарушении по части 1 или части 2 статьи 6.3 КоАП. Как правило, протоколы составляют сразу в отношении организации и ее генерального директора. Материалы передадут в суд, который может назначить штраф. По части 2 статьи 6.3 КоАП суд может оштрафовать:

    Внесенные в ст. 6.3. КоАП РФ поправки намного ужесточили ответственность за нарушение карантинных ограничений. Раньше эта статья предусматривала лишь наказание в виде штрафа на граждан в максимальной сумме 500 рублей. С введением новых пунктов (2 и 3) санкции увеличились, теперь минимальный штраф для россиян за нарушение санитарных и гигиенических нормативов увеличился многократно — от 15 до 40 тысяч рублей, при причинении в результате нарушения смерти или вреда здоровью другим гражданам — от 150 тысяч рублей. Для компаний штрафы составляют намного больше.

    2

    По ст. 20.6.1. КоАП РФ наказание несколько мягче — гражданину, нарушившему закон нужно будет уплатить в бюджет от 1 до 30 тысяч рублей. Т. е. нижний предел санкции здесь намного меньше, и при наличии уважительных обстоятельств, возможно, ему назначат минимальный штраф. Если же совершен проступок, повлекший вред здоровью других людей, нарушителя уже ждет наказание от 15 до 50 тысяч рублей.

    3

    Самое суровое наказание постигнет граждан, в результате действий которых произошло массовое заражение коронавирусом людей — их ждет штраф от 500 до 700 тысяч рублей, если наступила чья-то смерть — от 1 до 2 млн руб. Нужно учитывать, что это самое легкое из списка возможных наказание по статье. Кроме того, человек будет считаться имеющим судимость.

    Не вызывает сомнения факт, что введенные в связи с коронавирусом штрафы могут быть отменены лишь в 2 случаях:

    1. пандемия закончится или найдут от нее вакцину;
    2. граждане (все без исключения) будут исполнять установленные запреты.

    Во второе верится с трудом, поэтому, скорее всего, штрафы будут отменены только после окончания карантинных мер. Когда это произойдет, на данный момент не известно.

    Нововведения в виде штрафов за нарушение карантина, самоизоляции, за невыполнение иных мер, направленных на защиту от пандемии, произошли не только в нашей стране, но и за рубежом. Разные страны принимают все необходимое, чтобы остановить распространение болезни, а чтобы люди выполняли указания властей одних только просьб недостаточно.

    Италия — штрафы составляют от 400 до 3000 евро, причем изначально сумма была меньше — около 200 евро и ее пришлось увеличить;

    Великобритания — с правонарушителя могут взыскать в первый раз 60 фунтов, в следующие разы сумма удваивается;

    США — суммы штрафов различны в зависимости от штата (так же как в РФ), в одном штате наказание может быть в 500 долларов, в другом — достигать десятков тысяч;

    Китай — в некоторых случаях нарушителю может грозить смертная казнь.

    Масочный режим в 2021 году: как предпринимателю избежать штрафа

    Подводя итог, отметим, что размер штрафов за несоблюдение карантина и другие нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия довольно высок. При этом нельзя сказать, что предъявляемые государством требования невыполнимые. Нужно соблюдать обязательный масочный режим, пользоваться иными средствами защиты от вируса, оставаться дома — и тогда можно будет с уверенностью защититься не только от штрафа, но не заболеть самому и не заразить других.

    Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

    Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

    • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
    • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
    • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
    • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
    • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

    Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

    • по контролю температуры у сотрудников;
    • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
    • соблюдению социальной дистанции;
    • дезинфекции помещений и оборудования;
    • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
    • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

    Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно проинформировать организации и территориальные органы ведомства о рекомендательном характере документов и невозможности проверки соблюдения их положений. Что и было сделано. В письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 Роспотребнадзор указал, что статуса нормативного правового акта его рекомендации не имеют и не включают правовые нормы, в связи с этим в случае их несоблюдения организации не могут быть привлечены к ответственности.

    Таким образом, неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора не может быть основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку они не являются санитарными правилами и не имеют нормативного характера.

    Но практика показала, что сотрудники ведомства пытаются оштрафовать работодателей за нарушение рекомендаций. И тогда приходится оспаривать такое решение в суде.

    Судебная практика

    В Ижевске 25.05.2020 Роспотребнадзор провел проверку механического завода и выявил нарушения рекомендаций, направленных письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24. Так:

    • в нарушение п. 4.7 в течение рабочего дня в цехе не проводился опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа;
    • в нарушение п. 4.10 на рабочих местах отсутствовали кожные антисептики для обработки рук;
    • в нарушение п. 4.11 в цехе отсутствовала комната приема пищи – ​работники принимают пищу на рабочих местах.

    В отношении завода был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Судья Первомайского районного суда г. Ижевска 27.07.2020 пришел к выводу, что завод несвоевременно и не в полном объеме провел санитарно-противоэпидемические мероприятия в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней, что привело к возникновению у работников групповой заболеваемости коронавирусом. На основании этого суд признал завод виновным в совершении правонарушения и привлек организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (размер штрафа из судебного акта изъят).

    Организация обратилась с жалобой в Верховный суд Удмуртской Республики, и он 07.09.2020 отменил постановление нижестоящего суда. Вышестоящая инстанция напомнила, что нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила. Это санитарные правила и нормы и гигиенические нормативы 3. Рекомендации, приведенные Роспотребнадзором в письме от 21.04.2020 № 02/7495-020-32, не являются санитарными правилами и не обеспечены реальным механизмом правового принуждения, с нарушением которых законодатель связывает наступление административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. В связи с этим выводы районного суда о наличии в действиях организации состава административного правонарушения являются неправомерными.

    Постановление судьи районного суда было отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (решение Верховного суда Удмуртской Республики от 07.09.2020 по делу № 12-211/2020 4).

    • Свежие
    • Посещаемые
    • Расценки
    • Оплатить


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *