Налоговая нагрузка по НДС 2021 СПБ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая нагрузка по НДС 2021 СПБ». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2019-2020 годах.

Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:

  • Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.

С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.

  • Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1%.
  • Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89%.
  • Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.

При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:

  • неверно определенный код вида деятельности;
  • временные проблемы с реализацией;
  • увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
  • осуществление инвестиций;
  • создание запаса товара;
  • наличие экспортных операций.

О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».

Налоговая нагрузка по НДС 2021

Налоговая нагрузка — важный критерий, на него смотрят налоговики, когда составляют список компаний для вызова на комиссию или план выездных проверок.

Показатель налоговой нагрузки по НДС складывается из двух составляющих:

  1. Доля НДС в сумме выручки.
  2. Доля вычетов по НДС в сумме начисленного НДС.

Что это за показатели и как их считать, читайте в письмах ФНС № ЕД-4-15/14490@ и № АС-4-2/12722. Но в документах ничего не сказано о «плохих» значениях. Разберемся, как рассчитать каждый показатель и понять, к каким выводам придет налоговая.

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2021 году – изменения

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Расчет налоговой нагрузки в 2020 — 2021 годах (формула)

Начиная с 2021 года, в гл. 21 НК РФ (налог на добавленную стоимость), была внесена целая система изменений. Часть из них вступили в силу сразу с начала нового года, другие же изменения в НДС с июля 2021 года начнут действовать.

Итак, что изменилось в НДС:

1. Освобождение от НДС банкротов — согласно ранее действовавшему порядку при продаже имущества, составляющего конкурсную массу обанкротившейся компании, полученный доход не облагался НДС. При этом, если организация продолжала вести хозяйственную деятельность (будучи банкротом), то обязанность по уплате налога сохранялась (с доходов, полученных от реализации товаров, работ, услуг).

Законом РФ от 7 октября 2020 года № 320-ФЗ это условие было отменено. Начиная с 1 января 2021 года, компания не должна платить НДС даже, если продолжает реализовывать товары (работы, услуги) после получения статуса банкрота. В этом случае она обязана восстановить НДС (по пока еще не проданным товарам), который был принят к вычету при осуществлении обычной деятельности.

2. Изменение порядка налогообложения IT-компаний — в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ с 1 января 2021 года от уплаты налога на добавленную стоимость освобождается реализация исключительных прав только на программы для ЭВМ и базы данных, которые входят в единый реестр российского ПО (формируется в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1236).

Данная норма не распространяется на реализацию исключительных прав, в рамках которых предусмотрена возможность размещения рекламы в интернете или получения к ней доступа, распространение предложений о покупке того или иного товара, поиска сведений о покупателях и заключения сделок.

Кроме того, п. 2 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 26.1, согласно которому от НДС также освобождается реализация исключительных прав на ноу-хау, изобретения, промышленные образцы и т. д., в том числе полученных по лицензионному договору.

Таким образом, данное нововведение привело к ограничению круга лиц, имеющих право на использование льготы по НДС, предусмотренной в пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ. Теперь она не доступна организациям, реализующим права на иностранные ПО и БД (так как они не включены в российский реестр).

3. Ужесточение требований к декларации по НДС — в случае, если при проверке декларации налоговый орган обнаружит несоответствие контрольным соотношениям, то такой документ будет считаться непредставленным (аннулируется). При этом налогоплательщик обязан устранить все недочеты в течение 5 дней с момента получения соответствующего уведомления. Вводится такое изменение по НДС с 1 июля 2021 года Законом РФ от 23 ноября 2020 года № 374-ФЗ.

Кроме того, если при запросе пояснений к декларации по НДС, организация представит их не по установленному формату, они будут аннулированы налоговым органом (Закон РФ от 9 ноября 2020 года № 371-ФЗ).

4. Продлен период для представления декларации по НДС (после просрочки) — согласно пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ в случае непредставления декларации, в том числе по налогу на добавленную стоимость, в течение 10 дней (с момента наступления установленного законом срока) налоговые органы вправе заблокировать банковский счет организации.

Законом РФ № 368-ФЗ этот период был увеличен до 20 дней. Начнут действовать такие изменения в НДС с июля 2021 года.

5. Изменен порядок возмещения НДС — до начала нового года оформить возмещение можно было при условии отсутствия недоимок только по налогам федерального уровня.

С 1 января 2021 года требования ужесточились. Теперь недоимки должны отсутствовать не только по федеральным, но также по региональным и местным налогам.

6. Изменение порядка оформления документов по НДС — в связи с введением системы прослеживаемости товаров Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2021 года № 534 были утверждены новые формы счета-фактуры, а также иных документов для расчета НДС. Что изменилось:

  • в форму счета-фактуры добавлена новая строка 5а и графы 12, 12а, 13,
  • в корректировочном счете-фактуре помимо перечисленных выше новшеств также появились отдельные графы для: названия страны, на территории которой произведен товар, номера декларации/партии,
  • в журнале учета счетов-фактур, книге покупок/продаж и в дополнительных листах к ним, появилась отдельная строка для отражения стоимости товара, попадающего в категорию «прослеживаемых».

В соответствии с положениями ст. 164 НК РФ ставки по налогу на добавленную стоимость делятся на несколько категорий.

Так, хозяйствующие субъекты, не имеющие права на льготы и послабления по НДС, должны применять общую ставку в размере 20% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

При этом налогоплательщики, занимающиеся реализацией отдельных видов продовольственных товаров (скот, птица, яйца, молоко и т.д.), детской продукции (обувь, кроватки, трикотажные изделия для младенцев и т.д.), периодических изданий (кроме рекламных и эротических журналов) и прочих видов изделий, установленных законом, вправе уплачивать НДС по сниженной ставке в размере 10%. Полный перечень хозяйственных операций, которые попадают под эту льготу, приведен в п. 2 ст. 164 НК РФ.

По НДС также предусмотрено и полное освобождение от налога (в этом случае применяется ставка в размере 0%). Такое налоговое послабление распространяется на следующие категории товаров/услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ):

  • экспортируемые,
  • находящиеся в свободной таможенной зоне,
  • международная перевозка продукции,
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов,
  • транспортно-экспедиционные услуги и т.д.

\r\n\r\n

Это контрольное соотношение будет соблюдаться лишь в том случае, если в декларации итоговая величина «к уплате» больше или равна итоговой величине «к возмещению». Чтобы это проверить, нужно сравнить две цифры:

\r\n\r\n

— сумму показателей: из строки 200 раздела 3; из строки 130 раздела 4; из строки 160 раздела 6;

\r\n\r\n

— сумму показателей: из строки 210 раздела 3; из строки 120 раздела 4; из строки 080 раздела 5; из строки 090 раздела 5; из строки 170 раздела 6.

\r\n\r\n

Если разность первой и второй цифр не меньше нуля, должно выполняться равенство:

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n

\r\n\t\t\t

показатель из строки 040 раздела 1

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

=

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей:

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 200 раздела 3;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 130 раздела 4;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 160 раздела 6

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей:

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 210 раздела 3;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 120 раздела 4;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 080 раздела 5;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 090 раздела 5;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 170 раздела 6

\r\n\t\t\t

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Это правило действует для всех, кто сдал декларацию по налогу на добавленную стоимость. Суть в том, чтобы НДС к начислению соответствовал итоговым показателям начисленного налога по книге продаж (отражаются в разделе 9 декларации) и доплистам к ней (отражаются в приложении № 1 к разделу 9).

\r\n\r\n

Контрольное соотношение выполняется с учетом округления. Оно выглядит следующим образом:

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n

\r\n\t\t\t

сумма показателей:

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 060 раздела 2 (итог по всем листам);

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 118 раздела 3;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 050 раздела 4;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 080 раздела 4;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 050 раздела 6;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 130 раздела 6

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

=

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей из раздела 9:

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 260;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 265;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 270

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

+

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей из приложения № 1 к разделу 9:

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 340;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 345;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 350

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей из приложения № 1 к разделу 9:

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 050;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 055;

\r\n\r\n\t\t\t

из строки 060

\r\n\t\t\t

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Для этого контрольного соотношения также не предусмотрено исключений — оно обязательно для всех. Необходимо, чтобы в каждой декларации суммарная величина предъявленных вычетов соответствовала входному НДС по книге покупок (отражается в разделе 8 декларации) и дополнительных листах к ней (отражается в приложении № 1 к разделу 8).

Налоговая нагрузка по НДС в 2021 году

\r\n\r\n

Напомним: данные из каждого входящего счета-фактуры отражаются в соответствующих строках раздела 8 декларации по НДС.

\r\n\r\n

В частности, в строке 180 этого раздела указан НДС по счету-фактуре, либо разница суммы НДС по корректировочному счету-фактуре. Количество строк 180 соответствует числу счетов-фактур, полученных от поставщиков в налоговом периоде (квартале).

\r\n\r\n

Итоговая величина вычета отражается один раз — в строке 190 раздела 8 декларации.

\r\n\r\n

Инспекторы обязаны убедиться, что сумма цифр из всех строк 180 равна цифре из строки 190 раздела 8.

\r\n\r\n

Проверяя уточненную декларацию по НДС, налоговики посмотрят, верно ли заполнено приложение № 1 к разделу 8. Нужно, чтобы скорректированная величина вычета складывалась из двух составляющих. Первая — это исходное значение вычета за исправляемый период. Вторая — сумма всех внесенных исправлений.

\r\n\r\n

Контрольное соотношение следующее:

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n

\r\n\t\t\t

показатель из строки 005 приложения № 1 к разделу 8

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

+

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей по всем строкам 180 приложения № 1 к разделу 8

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

=

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 190 приложения № 1 к разделу 8

\r\n\t\t\t

\r\n\r\n

\r\n\r\n

Сведения из каждого выставленного счета-фактуры отражаются в соответствующих строках раздела 9 декларации по НДС.

\r\n\r\n

В частности, в строке 200 этого раздела указан НДС по счету-фактуре (разница суммы НДС по корректировочному счету-фактуре) по ставке 20%. Количество строк 200 соответствует числу выставленных покупателям счетов-фактур, в которых выделен налог по ставке 20%.

\r\n\r\n

Итоговая величина НДС, начисленного по ставке 20%, отражается один раз — в строке 260 раздела 9 декларации.

\r\n\r\n

Инспекторы обязаны убедиться, что сумма цифр из всех строк 200 равна цифре из строки 260 раздела 9.

\r\n\r\n

Аналогичные контрольные соотношения предусмотрены и для других ставок:

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t

Для ставки НДС 20%

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей по всем строкам 200 раздела 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

=

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 260 раздела 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Для ставки НДС 10%

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей по всем строкам 210 раздела 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

=

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 270 раздела 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Для ставки НДС 18%

\r\n\r\n

При проверке уточненной декларации по НДС инспекторы выяснят, правильно ли заполнено приложение № 1 к разделу 9. Цель — убедиться, чтобы скорректированная величина начисленного налога складывалась из двух составляющих. Первая — исходное значение предъявленного покупателям НДС за исправляемый период. Вторая — сумма всех внесенных исправлений.

\r\n\r\n

Контрольные соотношения для различных ставок следующие:

\r\n\r\n

\r\n\t \r\n\t\t \r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t
\r\n\t\t\t

Для ставки НДС 20%

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 050 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

+

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей по всем строкам 280 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

=

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 340 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Для ставки НДС 10%

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 060 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

+

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

сумма показателей по всем строкам 290 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

=

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

показатель из строки 350 приложения № 1 к разделу 9

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Для ставки НДС 18%

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %

ВСЕГО

11,0

3,3

производство химических веществ и химических продуктов

2,2

2,1

производство и распределение газообразного топлива

2,2

1,5

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,7

0,8

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

2,8

3,3

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов — всего

2,9

1,1

производство кокса и нефтепродуктов

3,4

0,2

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,4

2,1

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

4,1

5,2

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,1

2,1

деятельность трубопроводного транспорта

4,7

4,7

производство бумаги и бумажных изделий

5,0

1,7

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,4

1,5

производство прочих транспортных средств и оборудования

5,5

4,6

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,1

2,6

Транспортировка и хранение — всего

6,5

4,6

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха — всего

6,7

2,3

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

6,8

Налоговая нагрузка по НДС – формула расчета

Федеральная налоговая служба с каждым годом наращивает аналитическую составляющую контрольной работы налоговых органов. Это делается для того, чтобы налогоплательщики работали более открыто в своих налоговых обязательствах. И в последнее время налоговики уже используют комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, поэтому кроме заниженной налоговой нагрузки есть и другие показатели, на которые обращают внимание инспекторы.

Чтобы значительно снизить риски налоговой проверки, стоит вовремя проверять своих контрагентов, еще до того, как вы совершили сделку. Если есть хотя бы минимальный риск, то рекомендуем сразу запастись документами о контрагенте. Для этого рекомендуем использовать специальные сервисы, один из которых «1СПАРК Риски», из него можно распечатать все необходимые документы для предоставления в ИФНС.

Бывают случаи, когда заниженная налоговая нагрузка не связана с какими-либо нарушениями налогоплательщика или недобросовестными контрагентами. Таким образом, нагрузка может быть занижена, если:

  • компания работает со спецрежимом: УСН, ЕНВД, ЕСХН;
  • применяются льготы;
  • падение спроса на товары и услуги и др.

Если у компании коэффициент налоговой нагрузки ниже, чем в обновленной таблице, то ФНС обязательно запросит пояснения. Вы должны будете подготовить ответ для налоговой. Если понижение нагрузки произошло из-за объективных причин, то об этом также письменно необходимо оповестить налоговых инспекторов.

Если после вашего ответа у ФНС останутся к вам вопросы, то, возможно, вам назначат выездную проверку, за которой вполне могут последовать доначисления налогов и штрафы.

Фирма 1С сейчас готовит изменения для разных программ 1С.

Обновления ожидаются в следующих конфигурациях1С:

«1С:Бухгалтерия предприятия»

КОРП, редакция 2.0
КОРП, редакция 3.0
редакция 2.0
редакция 3.0

«1С: Комплексная автоматизация»

редакция 1.1
редакция 2

«1С: Управление торговлей»

редакция 10.3
редакция 11

«1С:ERP Управление предприятием 2»

«1С: Зарплата и управление персоналом»

КОРП, редакция 2.5
редакция 2.5
редакция 3

«1С: Розница»

редакция 1.0
редакция 2.2

«1С: Управление нашей фирмой»

«1С:Управление производственным предприятием»

редакция 1.3

«1С:Налогоплательщик»

После внесения изменений в конфигурации 1С вам необходимо будет обновить релизы 1С. Если у вас типовая конфигурация, вы можете обновить их самостоятельно при наличии договора 1С:ИТС. Чтобы обновить нетиповые конфигурации 1С нужно будет воспользоваться услугами программиста 1С, который поэтапно обновит конфигурацию и проверит правила обмена 1С. Вы можете заказать обновление1С в любом из офисов Первого Бита, и специалисты компании «Первый Бит» произведут все необходимые настройки. Если у вас заключен договор 1С:ИТС в Первом Бите, мы сами уведомим о необходимости произвести обновлении и согласуем удобное для вас время выезда нашего специалиста 1С. Если вы хотите узнать подробнее позвоните нам по телефону.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

В ст. 164 НК РФ предусмотрены три ставки НДС: 20%, 10% и 0%. Вся сумма НДС поступает в федеральный бюджет в полном объеме.

Применение ставки 0% во многих случаях связано с экспортом товаров, оказанием транспортно-экспедиционных услуг и услуг в сфере международных перевозок (в том числе водным, железнодорожным транспортом), оказанием услуг и выполнением работ во вспомогательных сферах, реализацией драгоценных металлов, припасов, вывезенных с территории РФ, товаров (работ, услуг) и имущественных прав при продаже их FIFA и дочерним организациям, товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр.

Налогоплательщикам следует различать применение ставки 0% и освобождение от обязанности по уплате налога, поскольку документальное оформление отличается. Совершение ошибки (например, указание в документах «без НДС» вместо «0%») может повлечь возникновение проблем у компании или ее контрагентов.

Ставка 10% применяется при реализации:

  • продуктов питания согласно списку, предусмотренному в подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ;
  • товаров для детей;
  • периодических печатных изданий, за исключением таких изданий рекламного и эротического характера;
  • медицинских товаров отечественного и зарубежного производства;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа.

Реализация не перечисленных в п. 1 и 2 ст. 164 НК РФ видов товаров, работ и услуг облагается по ставке 20%.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Понятие налоговой нагрузки можно рассматривать в нескольких направлениях. Для собственников бизнеса под налоговой нагрузкой чаще всего подразумевается соотношение суммы начисленных за отчетный период налогов к сумме прибыли, которое показывает, какую часть доходов предприятие отдает государству.

Для целей планирования результатов деятельности компании налоговая нагрузка равна сумме произведений ставки установленных законом налогов на величину налогооблагаемой базы для каждого из налогов.

Государство же в лице налоговой инспекции считает налоговую нагрузку как показатель, на основе которого можно сделать вывод о том, применяет ли компания те или иные схемы уклонения от уплаты налогов и нужно ли включать эту компанию в план выездных проверок. Рассмотрим налоговую нагрузку именно с точки зрения механизма контроля над бизнесом компании со стороны налоговой инспекции.

Еще в 2007 г. была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок[1], которая определила величину налоговой нагрузки компании в качестве общедоступного критерия самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. В соответствии с данной Концепцией одно из оснований для назначения выездной проверки — «налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

В 2012 году Приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@ было установлено, что приложение 3 Концепции, содержащее показатели совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом, ежегодно не позднее 5 мая пополняется данными за прошедший год. Например, показатели за 2019 г. приведены в табл. 1.

Таблица 1

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2019 г.*

Справочно: Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100 %

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2019 г.

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по СВ**, %

Налоговая нагрузка рассчитывается как в целом по компании, так и по разным видам налогов в отдельности.

Общая налоговая нагрузка рассчитывается по формуле:

Общая налоговая нагрузка = Сумма начисленных налогов по данным деклараций (расчетов) / Сумма выручки по строке 2110 Отчета о прибылях и убытках × 100 %.

Обратите внимание!

В Приказе ФНС № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение расчета: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т. е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС).

В письмах Минфина России от 11.01.2017 № 03-01-15/208 и ФНС от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ есть рекомендации по расчетам:

• в расчет включаются все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде;

• в расчете учитываются платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента (например, НДФЛ по работникам);

• в расчете не участвуют суммы начисленных страховых взносов во внебюджетные фонды;

• из расчета исключаются суммы ввозного НДС;

• в расчете не учитываются таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.

Налогоплательщики для самоконтроля могут рассчитать налоговую нагрузку самостоятельно. Есть два варианта расчета:

1. Расчет налоговой нагрузки по налогу на прибыль:

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 годовой декларации) / Сумма доходов от реализации и внереализационных доходов (строки 010 и 020 листа 02 годовой декларации по налогу на прибыль).

Для ИФНС сигналом к инициации выездной проверки может послужить значение показателя менее 3 % для производственных компаний и менее 1 % — для торговых предприятий.

2. Расчет налоговой нагрузки по налогу на добавленную стоимость:

Налоговая нагрузка по НДС = Сумма вычетов по НДС / Сумма начисленного НДС × 100 %.

Здесь для ИФНС тревожным сигналом будет показатель от 89 % и более.

В таблице 2 представлены расчеты налоговой нагрузки для самых распространённых видов налогов.

В приложении № 2 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@ содержится довольно большой перечень общедоступных критериев, по которым налогоплательщик может сам определить вероятность риска включения его в план проведения выездной налоговой проверки со стороны ИФНС. В него входят такие признаки, как:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении двух календарных лет и более.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Среднемесячная заработная плата на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.

6. Неоднократное (т. е. два раза и более в течение календарного года) приближение (менее 5 %) к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное (два случая и более) снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Как видим, восемь из двенадцати критериев непосредственно связаны с величиной налогооблагаемой базы компании, а низкий уровень налоговой нагрузки вообще находится на первом месте.

Низкая нагрузка или рентабельность может стать поводом для выездной проверки инспекторов. Средняя цена одной такой ревизии по России – до 17 млн рублей доначислений. Чтобы не доводить до этой крайности, не игнорируйте требования налоговиков о даче разъяснений о причинах низких коэффициентов.

Ответный документ может быть составлен письменно в произвольном виде. Причины низкой налоговой нагрузки или рентабельности могут быть любыми, для их выявления ориентируйтесь на специфику деятельности компании: это может быть увеличение прибыли на рекламу, увеличение складских товаров, снижение сбыта, рост закупочных цен на МПЗ и т. д.

Безопасная доля вычетов по НДС по итогам 2-го квартала 2021 года

НДС придумал француз Морис Лоре. В 1954 году налог стал тестироваться в Кот – д’Ивуаре.

НДС – один из самых главных налогов в нашей стране. Он появился в 1992 году и пришел на смену налогу на прибыль. Изначально его ставка составляла 28%.

Налогом облагается разница между себестоимостью и продажной стоимостью товара (работы, услуги).

Работая с НДС, продавец обязан прибавить сумму налога к стоимости товара (работы, услуги). В итоге всю сумму налога оплачивает конечный покупатель.

Все, что нужно знать об НДС, записано в Налоговом кодексе, а, точнее, в 21 главе. Существуют случаи, когда платить налог не нужно, эти операции закреплены в статье 149 НК РФ.

Выделяется три размера ставок:

  • 20% – основная ставка с 1 января 2021 года, применяется в большинстве случаев
  • 10% – применяется по отношению к некоторым продуктам
  • 0% – льготная ставка, фактически это освобождение от уплаты налога

Отчетность составляется раз в квартал, налог платится ежемесячно, тремя равными частями.

Доля НДС в доходной части бюджета составляет четверть от всех поступлений.

Для того чтобы высчитать величину перечисления налога в бюджет, нужно определить не только сумму начисленного налога, но и размер вычетов. Вычеты играют большую роль, поскольку помогают снизить сумму налога к уплате.

В состав вычетов входит весь «входной» НДС, который подтвержден документально. При этом непременным условием является наличие счета – фактуры. Это главный документ, который подтверждает сумму НДС. Его форма регламентируется государством в Постановлении Правительства №1137 от 26.12.2011 года. Правила заполнения также приводятся в Постановлении.

Для того чтобы сумму НДС по документу можно было принять к вычету, налогоплательщик должен иметь на руках оригинал счета – фактуры, подписанный «живой» подписью.

Для применения вычета, необходимо выполнить условия, которые закреплены в статье 172 НК РФ:

  1. Обязательное наличие счета – фактуры
  2. Купленные товары должны использоваться в деятельности с НДС
  3. Приобретенные товары (работы, услуги) должны быть поставлены на учет у покупателя

Налоговый орган может отказать в применении вычета. Чаще всего это происходит из – за некорректно заполненного счета – фактуры и при несоблюдении условий, установленных статьей 172 НК РФ.

Вычеты, как и начисления, в обязательном порядке отражаются в декларации по НДС, в разделе 3. В отчете необходимо отразить сведения об НДС, который «пришел» с покупками, НДС с авансов, которые перечислены поставщику и с тех авансов, которые были закрыты в текущем периоде. Отдельной строкой выводится общая сумма вычетов, которая уменьшает начисленный налог.

Все суммы НДС принимаются к вычету только при наличии оригинальных и правильно оформленных первичных документов, а, особенно, счета – фактуры.

Для того чтобы сэкономить время, удобно пользоваться уже готовыми сводными таблицами со значениями безопасных долей вычетов.

В таблицах информация разнесена по округам и регионам, входящим в них. При этом доля вычетов для Ленинградской области и для Санкт – Петербурга разные и выделяются отдельными строками.

Приведем пример отражения показателей в табличной форме.

Регион 4 квартал 2021 года, % 1 квартал 2021 года, %
Центральный федеральный округ
Владимирская область 85,5 85,2
Г. Москва 88,4 88,4
Северо – Западный федеральный округ
Ленинградская область 81,6 81,7
Санкт – Петербург 90,1 90,1

Как видим, города федерального значения вынесены отдельными строками и показатели по ним на сегодняшний момент, по сравнению с 4 кварталом 2021 года, не изменились. На текущий момент показатели на 1 квартал 2021 года являются актуальными.

Вопрос

В течении какого времени можно принять НДС к вычету и как это отразить в 1С?

Согласно действующему законодательству, принять к вычету суммы НДС можно в течении трех лет с момента операции. Таким образом, вычет можно отложить на установленный срок. Это удобно, если вычеты НДС превышают рекомендованное значение или счет – фактура запаздывает. В программе 1С в документе «счет – фактура» есть возможность выбрать принимать к вычету суммы НДС в текущем квартале или позднее. Для этого необходимо проставить или снять галку с клетки «Отразить вычет НДС в текущем квартале».

Ошибка

Бухгалтер приняла к учету счет – фактуру, подписанный факсимильной подписью. В конце квартала НДС по данному счету – фактуре был принят к вычету. Это является грубой ошибкой. Согласно действующему законодательству, факсимильная подпись допускается только на определенных видах документов. Счет – фактура в этот перечень не входит. Соответственно, на нем могут быть только живые подписи. Принимать НДС к вычету по счету – фактуре, с факсимильной подписью неправомерно.

Безопасная доля вычета – важное понятие. С помощью него можно регулировать величину поступления налога в бюджет. НДС отлично администрируется налоговыми органами и составляет четверть поступлений в бюджет. В каждом регионе установлена своя доля вычетов. Для Москвы и Санкт – Петербурга установлены отдельные показатели вычетов, отличные от значений по областям.

Существует миф, согласно которому вся экономика России держится исключительно на добыче и продаже нефти. А в случае, если объемы снизятся или придется закрыть добычу, то страну ждет неминуемый экономический крах. Конечно, в этом есть зерно истины, которое должно двигать страну к диверсификации экономики – необходимо активно развивать и другие отрасли. Но истины здесь очень ограниченный процент.

Нельзя сказать, что экономика страны полностью зависит только от добычи полезных ископаемых. Кроме того, в результате пандемии активность многих предприятий стала меньше из-за невозможности работать в полную силу. Промышленность в июне 2021 года сохраняла высокие темпы падения. Предприятиям сейчас довольно сложно наращивать выпуск – покупательская способность населения заметно ниже, чем в прошлом году, спрос на многие товары упал. По итогам второго квартала российская промышленность сократилась на 8,5%.

Добыча полезных ископаемых к маю 2021 года упала еще на 3,1%. Основная причина этого падения – сокращающиеся объемы добычи нефти согласно соглашения ОПЕК+. Если сравнивать с добычей в 2021 году, то объемы упали на 16,4%.

Планируется, что уже в сентябре начнется плавный подъем к привычным объемам и уровень добычи восстановится. Это связано с восстановлением привычного количества авиаперелетов и повышением спроса на моторное топливо.

После уверенного роста во всех сферах в начале года и умеренного роста в марте в апреле и мае стал наблюдаться отрицательный рост. Обрабатывающие отрасли сократились на 10% к тому же периоду в прошлом году. В марте и апреле резко упал спрос на потребительские товары, поэтому доходы предприятий сферы услуг сократились в несколько раз. Больше других пострадали гостиницы, салоны красоты, парикмахерские, предприятия общественного питания.

Отметим, что показатели рентабельности по видам деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

  • показатели рентабельности активов по видам экономической деятельности;
  • показатели рентабельности продаж по видам деятельности – товаров/продукции/работ/услуг.

Обращаем внимание, что безопасная рентабельность по видам экономической деятельности за 2021 год показана в процентах.

Рентабельность продаж – это отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) к себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг) с учетом коммерческих и управленческих расходов. Если получен убыток, имеет место убыточность.
Рентабельность активов – это отношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) к стоимости активов компании. Если такой отрицательный, имеет место убыточность.

Далее вашему вниманию – полный официальный перечень показателей рентабельности по видам деятельности на 2021 год за 2021 год.

Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:

  • степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
  • обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.

1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.

На экономику России, как и на экономику большинства других стран, он повлиял довольно негативно. Сильно пострадали отдельные сектора, такие как гостиничное дело и предприятия общественного питания – некоторые из них не смогут восстановиться и открыться вновь. Довольно много заведений малого бизнеса уже никогда не откроется снова, так как не справится с необходимостью оплаты постоянных расходов без доходов.

По оценкам экспертов, из-за пандемии ВВП России может упасть на 10-20%, среднегодовая цена на нефть при этом не превысит 25 долларов США.

Кроме того, во время любого кризиса начинается отток капитала. Люди не торопятся вкладывать деньги в предприятия других стран, если там не стабильная ситуация. Во время кризиса капитал «утекает» в самые развитые страны, а Россия пока к ним не относится.

Еще одна проблема, с которой пришлось столкнуться стране – изоляция. Во время пандемии люди были вынуждены сидеть дома. Для бизнеса это максимально губительно – невозможно строить планы, никакой поддержки от государства ждать не приходится.

В перечень пострадавших от коронавируса вошли:

  • предприятия розничной торговли непродовольственными товарами;
  • транспортная деятельность – перевозка пассажиров, грузов;
  • предприятия культуры, организация досуга и развлечений – музеи, зоопарки, концерты, кинотеатры, народные промыслы, анимация, выставки;
  • физкультурные заведения – фитнес залы, спортзалы, санатории и курорты;
  • туризм полностью;
  • общепит полностью;
  • гостиничный бизнес;
  • дополнительное образование взрослых и детей;
  • бытовые услуги населению – стирка, уборка, готовка, химчистка, ремонт, салоны красоты, парикмахерские и прочее.

Налоговая нагрузка: как рассчитать и оценить безопасный уровень в 2020 году

Ввиду многочисленности формул, применяемых на практике для расчета тех или иных разновидностей прибыли, мы предлагаем придать соответствующим эмпирическим данным табличным вид, исключительно удобства восприятия ради…

Таблица 1. Формулы расчета прибыли предприятия

НАИМЕНОВАНИЕ ФОРМУЛА
Формула расчета чистой прибыли Пчист. = Поперац. – Нприб.
Формула расчета выручки В = Сед. * Кпрод.
Формула расчета маржинальной прибыли Пмарж. = В — Зперем.
Формула расчета валовой прибыли Пвалов. = В – Спроизв.
Формула расчета прибыли от реализации Преализ. = В – Сполн.
Формула расчета балансовой прибыли Пбаланс. = Ппродаж – Рпроч. + Дпроч.
Формула расчета операционной прибыли Поперац. = Пбаланс. + ПРвыпл.

В приведенной таблице используются следующие обозначения:

  • Пчист.– чистая прибыль;
  • Побщ.– общая прибыль;
  • Нприб.– налог на прибыль предприятия;
  • Дпроч.– прочие доходы;
  • Рпроч.– прочие расходы;
  • В – выручка;
  • Сед.– стоимость единицы продукции;
  • Кпрож.– количество единиц продукции;
  • Пмарж.– маржинальная прибыль;
  • Зперем.– переменные затраты предприятия;
  • Пвалов.– валовая прибыль;
  • Спродукц.– себестоимость продукции;
  • Преализ.– реализационная прибыль;
  • Сполн.– полная себестоимость;
  • Пбаланс.– балансовая прибыль;
  • Ппродаж– прибыль от продаж;
  • Поперац.– операционная прибыль;
  • ПРвыпл.– проценты к выплате.

Годовой темп роста ВВП по состоянию на 2 квартал 2021 года составил -8,5%, данные были зафиксированы 11.08.2020 года. Темп роста на 1 квартал составляет 0,3%. ВВП на душу населения ППС находится на уровне 27 044 долларов США.
По данным 1 квартала 2021 года ВВП составляет

показатель значение
от с/х 424 млрд руб/ 6.033 млрд долларов США
от строительства 709 млрд руб/ 10.089 млрд долларов США
от производства 2333 млрд руб/ 33.197 млрд долларов США
от горнодобывающей промышленности 1908 млрд руб/ 27.15 млрд долларов США
от гос сектора 1650 млрд руб/ 23.478 млрд долларов США
от транспорта 1357 млрд руб/ 19.309 млрд долларов США
от коммунальных услуг 624 млрд руб/ 8.879 млрд долларов США

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Для регулирования фискальной нагрузки, накладываемой на граждан и организации, государство нередко использует переложение налогового бремени на лиц, которые, с его точки зрения, более платежеспособны. Или же увеличивает фискальные сборы, которые легче взимать и администрировать.

Ярким примером стали изменения в НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2019. После длительных обсуждений было отменено увеличение ставки страховых взносов при одновременном росте ставки НДС с 18 до 20 %. Данный маневр должен обеспечить:

  • с одной стороны — сохранение уровня заработной платы (так как нагрузка на работодателя не изменилась), отсутствие предпосылок к развитию серых схем выплаты зарплаты;
  • с другой стороны — обеспечение поступления в бюджет дополнительных средств. При этом на сегодняшний день именно по НДС налажена очень эффективная система администрирования, позволяющая быстро выявлять случаи незаконного ухода от уплаты налогов.

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

  • сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
  • федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
  • Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

где:

НН – налоговая нагрузка; СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году; СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы. Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где: ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль; Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации; Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли; Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации. Полученный результат умножается на 100%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *