Какой процент от зарплаты идет в пенсионный фонд в 2021 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой процент от зарплаты идет в пенсионный фонд в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Согласно пенсионной реформе 2003 года в Украине должны были заработать три уровня пенсионной системы. Но до сих пор второй уровень пенсионной системы — обязательные пенсионные накопления — не введен.
Добровольные пенсионные накопления есть у менее миллиона человек — это около 9% от количества застрахованных наемных работников. Фактически, для большинства сейчас работает только первый — солидарный уровень пенсионной системы. Но только солидарные пенсии уже никогда не смогут обеспечить достойную жизнь, и вот почему:
- Демография. Сейчас за счет взносов в Пенсионный фонд Украины в пользу менее 13 млн человек выплачиваются пенсии 11,2 млн пенсионеров. Солидарная пенсионная система может нормально работать, если взносы платят, по крайней мере, в два раза больше людей, чем получают пенсии. Далее будет сложнее, поскольку количество работающих по отношению к количеству пенсионеров будет уменьшаться. По расчетам специалистов Института демографии им. Птухи в 2050 году будет 9,7 млн человек, за которых выплачиваются взносы в Пенсионный фонд Украины, и 11,7 млн пенсионеров.
- Недостаточность источников финансирования. Несистемное снижение ставки ЕСВ в 2016 году почти в два раза не привело к детенизации рынка труда, но привело к сокращению финансовых возможностей солидарной пенсионной системы.
- Низкие пенсии в большинстве. Сегодня почти 60% пенсионеров получают пенсию ниже 3 тыс. грн. Коэффициент замещения заработка пенсиями составляет менее 29%. Именно столько средняя пенсия составляет по отношению к средней зарплате. Фактически это означает, что человек, который выходит на пенсию, начинает получать в три раза меньше доходов. По прогнозам из-за демографических изменений уровень замещения заработка пенсиями из солидарного уровня будет падать до 18%-20%. Это означает, что зарплаты будут расти быстрее пенсий, и при выходе на пенсию из солидарной системы человек сможет получить только примерно одну пятую от того, что зарабатывал, пока работал.
Учитывая эти факторы, для обеспечения достойных доходов в почтенном возрасте только солидарной пенсии недостаточно. Ее необходимо дополнить накопительной.
Право собственности. Это главное, что предлагается изменить. Сейчас работающие люди «сбрасываются» деньгами, а государство их выплачивает в виде пенсии пенсионерам. Оплачивая социальные взносы, работающие люди приобретают страховой стаж, который влияет на размер их будущей пенсии, но в свою собственность ничего не получают. Поэтому их будущая пенсия на самом деле будет зависеть от того, сколько взносов платить в будущем другие люди, от того, сколько таких людей.
Законодатели предлагают, чтобы часть взносов сразу поступала в собственность человека, на его личный счет в накопительном фонде. Человек будет собственником своих пенсионных накоплений, будет сам выбирать, в каком фонде накапливать, может изменить фонд в любое время, если что-то не нравится, оставить пенсионные накопления по наследству, воспользоваться ими в критических случаях, например, для лечения.
При внедрении накопительной системы не будет дополнительной финансовой нагрузки на людей и бизнес. Государство будет перенаправлять часть уплаченных налогов и сборов на личный счет человека в том фонде, который определит сам работник.
Так, из налогов, уплаченных человеком, предлагается направлять на накопление долю в размере 1−2% от зарплаты. Дополнительно взносы в размере 1−2% от зарплаты будут перенаправляться человеку из сумм единого социального взноса, которые за него заплатил работодатель. В дальнейшем взносы необходимо увеличивать, чтобы вместе солидарная и накопительная пенсии обеспечивали достойный уровень жизни.
Пенсионные накопления не будут «лежать на счету». Они сразу будут вкладываться в экономику страны, только в те инструменты, которые определены законодательством как самые надежные (государственные ценные бумаги, в том числе, целевые на реализацию долгосрочных проектов, муниципальные ценные бумаги, акции и облигации предприятий, депозиты в надежных банках, банковские металлы, недвижимость земля
Все заработанные инвестиционные доходы накопительные пенсионные фонды распределяют между будущими пенсионерами, а направления и размер расходов, которые можно осуществлять за счет пенсионных активов, жестко ограничены законодательством, чтобы пенсионные накопления не «проедались» через расходы.
Активы, в которые инвестируются пенсионные накопления, могут быть и гривневыми, и валютными, чтобы защитить пенсионные накопления от курсовых колебаний. Также человек сможет ежедневно проверять состояние своего счета и перевести свои накопления в другой фонд, если что-то не понравится, без каких-либо штрафных санкций.
Человеку нужно будет выбрать себе фонд для накоплений. Для этого НКЦБФР отберет самые надежные накопительные пенсионные фонды и обнародует их перечень. Для людей, которые в начале работы системы не определятся с выбором, Правительство создаст фонд «по умолчанию», который будет работать по одинаковым правилам со всеми другими, таким образом, чтобы это не было монопольной политизированной структурой, чтобы не управлялось в ручном режиме.
Из него человек так же сможет перевести свои накопления в любой момент в другой фонд, когда определится с выбором. Этот выбор должен быть свободным. Никто — ни работодатель, ни государство, ни любая организация — не должен навязывать вам этот выбор.
Пенсионные выплаты. Накопительная пенсия будет выплачиваться дополнительно к солидарной и уменьшать ее размер. По собственному желанию начать получать накопительную пенсию можно позже, чем солидарную. Выплаты из накопительной системы могут быть пожизненными, одноразовыми и на определенный срок. Для того, чтобы получать пожизненную выплату, человек выберет себе компанию по страхованию жизни из перечня надежных, которые определит Национальный банк Украины.
Если средств накопится много — больше, чем нужно для пожизненной пенсии в размере прожиточного минимума, то остальные средства человек может по собственному выбору или получить единовременно, или в виде дополнительной выплаты на определенный срок (не менее 10 лет), или также направить в страховую компанию, чтобы пожизненная выплата была больше прожиточного минимума.
Если средств накопится мало — недостаточно для пожизненной пенсии в размере прожиточного минимума, то их можно будет забрать единовременно или доложить необходимую сумму для пожизненной пенсии. Как поступить — это также будет решать сам человек. В отдельных ситуациях пенсионные накопления можно будет использовать до выхода на пенсию, в любом возрасте. В частности, на лечение в случае критического состояния здоровья, в том числе и на лечение членов семьи, в случае получения инвалидности 1 или 2 группы. Также человек сможет забрать свои пенсионные накопления при выезде на постоянное место жительства в другую страну.
Около 7000 гривен — это пример того, какую пенсию может получать человек с полным страховым стажем из двух источников: солидарной и накопительной систем.
Даже при небольших взносах 4% от заработной платы, которые предлагаются для запуска обязательных пенсионных накоплений, и доходности + 0,25% в месяц выше инфляции (около 3% выше инфляции в год), это возможно.
Можно рассчитать и другие примеры, задавать различные размеры взносов и разные проценты доходности, чтобы посмотреть, как будут меняться результаты, но принцип останется тот же.
Для примера все расчеты сделаны в сегодняшних ценах, чтобы не спорить о прогнозах инфляции, и построена модель для человека, который:
- получает заработную плату 15 000 гривен в месяц,
- работает и копит с 25 до 60 лет (имеет 35 лет стажа),
- на собственный пенсионный накопительный счет ежемесячно в течение периода работы получает 2% от зарплаты из сумм уплаченного ним НДФЛ и дополнительно 2% от зарплаты из сумм ЕСВ, который за нее оплатил работодатель (вместе 4% — 600 гривен),
- после завершения периода работы получает накопительную пенсию в течение 15 лет,
- все время накопления средства человека работают с доходностью 0,25% выше инфляции в месяц (примерно 3% выше инфляции в год),
- получает пенсию из солидарного уровня на уровне средней на сегодня — 3 624 грн (по состоянию на 01.03.2021).
В этом примере средняя пенсия из накопительной системы за 15 лет у человека составит 3 117 грн. Вместе с солидарной пенсией человек будет получать 6 741 грн, что составляет 45% от его зарплаты.
В действующем законодательстве о накопительном пенсионном обеспечении более 40 механизмов, обеспечивающих защиту пенсионных накоплений людей.
Например, это такие механизмы:
- Накопительные пенсионные фонды ежедневно отчитываются регулятору и ежедневно обнародуют показатели своей деятельности.
- Человек может ежедневно контролировать изменение своих накоплений и в любой момент перевестись в другой фонд без штрафов, если ему что-не нравится.
- Есть целый ряд законодательных лицензионных требований к персоналу, капиталу, техническому и программному обеспечению, внутренним процедурам, финансовому мониторингу операций и организации работы тех, кто предоставляет услуги на этом рынке, такие требования усиливаются.
- Фонды отчитываются по международным стандартам финансовой отчетности и обязательно проходят ежегодный аудит только с аудиторами, имеющими разрешение проводить аудит финансовых учреждений. Результаты аудита обнародуются.
- Накопительный пенсионный фонд не может быть ликвидирован по законодательству о банкротстве. Если учредители хотят прекратить деятельность фонда, то они за полгода до этого утверждают у государственного регулятора план ликвидации фонда, которым предусматривается перевод всех накоплений людей в другие накопительные фонды на выбор человека. В Украине в течение 16 лет не утратив ни копейки пенсионных накоплений граждан таким образом ликвидировались около 50 фондов.
- Накопительный пенсионный фонд — это фактически не одно учреждение, а четыре: сам фонд, администратор, компания по управлению активами и банк-хранитель. Они обязаны законодательством контролировать друг друга в процессе работы с пенсионными накоплениями в ежедневном режиме — куда направляются средства, как оценивается стоимость активов
и т. д. Каждую операцию с пенсионными накоплениями контролируют по меньшей мере два субъекта, а чаще три, и несут за это ответственность. Поэтому здесь риски мошенничества значительно ниже, чем в учреждениях, где нет такой системы взаимоконтроля. - Направления, куда именно можно вкладывать средства, на каких площадках можно такие активы покупать, а на каких — нельзя, требования по оценке таких инструментов определены законом. Также закон устанавливает требования по диверсификации активов — разложение «по разным корзинам»: не более 5% активов в обязательства одного предприятия, не более 10% в недвижимость
и т. п. Поэтому фонды не могут вкладывать пенсионные накопления людей в абы что, а также не могут все накопления вложить в один банк или в одно предприятие и потерять, если оно обанкротится. - Законом ограничен предельный уровень расходов, которые покрываются за счет пенсионных активов, чтобы пенсионные накопления не «проедались» из-за расходов.
Как еще повысить надежность?
Первое, что нужно, — сильный и профессиональный регулятор. Если хотя бы одного из этих двух компонентов не будет — это риски. Для того, чтобы система работала надежно, государство должно обеспечить контроль над тем, чтобы все предусмотренные законодательством механизмы защиты работали на практике.
В этом направлении есть законодательные инициативы по усилению институционной способности НКЦБФР и решительные действия нового состава НКЦБФР по усилению контроля на рынке даже в рамках текущих полномочий.
Вторая задача — это потребность в расширении круга надежных инвестиционных инструментов, по которым пенсионные накопления действительно будут направлены в экономику, в рост ВВП, создание новых рабочих мест, с учетом ключевых экономических реформ и приоритетных направлений развития экономики. При этом рост объема внутренних долгосрочных инвестиционных ресурсов, которыми являются пенсионные накопления, будет стимулировать предложение таких инструментов. Поэтому это взаимосвязанный постепенный процесс.
В этом направлении очень важным шагом является меморандум, подписанный недавно Правительством с международными партнерами по развитию инфраструктуры фондового рынка.
Третья задача — повысить защиту пенсионных активов, инвестированных в предприятия и банки, от невозврата во время процедур ликвидации предприятий или банков, признания их неплатежеспособными. В частности, во время таких процедур возврат пенсионных активов должен происходить сразу после уплаты налогов государству и зарплаты работникам, в третьей очереди удовлетворение требований кредиторов, как социально важные средства. Это существенно улучшило бы защиту пенсионных накоплений.
Также должно безусловно обеспечиваться выполнение решений судов о возврате пенсионных активов, за этим должен быть особый контроль, возможно, отдельная бюджетная программа по образцу бюджетной программы выполнения судебных решений по пенсионным делам в солидарной системе. Ведь сейчас с этим есть проблемы, в частности, с ФГВФЛ.
С первого января вступает в силу новый государственный бюджет, в котором заложено повышение минимальной заработной платы и прожиточного минимума. Минимальная пенсия привязана к этим показателям, поэтому, с 1 января повысился и этот показатель.
Из госбюджета на Пенсионный фонд будет выделено 173 млрд. грн.
Что касается планов на повышение минимальной пенсии в 2021 году, то это будет происходить только посредством индексации, как и обещали в комитете Верховной Рады по вопросам социальной политики, поскольку в бюджете страны на текущий год не заложено повышение минимальной заработной платы.
С января по июнь 2021 года минимальная пенсия будет составлять 1769 грн. Повышение планируется с июля по ноябрь, где сумма увеличится до 1854 грн. Порадует и декабрь, который увеличит минимальный показатель до 1934 грн.
Индексация будет проходить по формуле 50% инфляции + 50% изменения средней зарплаты за прошедший год.
В проекте бюджета на 2021 год утвержден минимальный объем пенсии – 1769 гривен. На протяжении года планируется повышение этой суммы – в июле и декабре. Рост пенсионных выплат не будет значительным – всего 8%, что равно 131 гривне.
Минимальная пенсионная выплата с июля месяца будет равна 1854 гривен, с декабря – 1934 гривен. Размер минимальных пенсий к концу следующего года составит 3328 грн., если на увеличение прожиточного минимума найдется финансирование, и он увеличится до фактического уровня.
На рост прожиточного минимума повлияет также пересмотр выплат тем пенсионерам, которые начали их получать до 2021 года. В этом случае понадобится провести индексацию. Такие действия повлекут за собой дополнительные затраты.
Также издание «Сегодня» пишет о том, что в Верховной Раде зарегистрирован проект закона, позволяющий в 2021 году повысить минимальный прожиточный минимум почти в 2 раза – до 4500 гривен.
Тем, у кого зарплата в два раза превышает среднюю, и стаж достиг 35 лет, добавят около 600 грн.
Эксперты привели пример расчета пенсии для работника со средней заработной платой, вышедшего в 2018 году на заслуженный отдых.
Украинец со средней заработной платой и 35 годами стажа получит пенсию в размере около 1,8 тыс. грн
Во время расчета средняя зарплата за два года (5,4 тыс. грн) умножается на стаж, 1% и коэффициент заработка (при средней зарплате он равен единице).
При перерасчете сотрудники Пенсионного фонда повысят среднюю зарплату в 5,4 тыс. на 50% средней инфляции и 50% от роста зарплат на три года. Например, при инфляции в Украине в 10%, средний рост заработных плат достигнет 18%. В этом случае зарплата в формуле увеличится на 14% (10%/2 + 18%/2) – до 6,1 тыс. грн. А общая сумма пенсии после перерасчета будет 2,1 тыс. грн. Таким образом, прибавкой будет сумма около 300 грн. Для сравнения, в 2018 году повышение пенсии в Украине происходило дважды, и в обоих случаях примерно на 60 грн.
Кроме того, если пенсионер, вышедший на пенсию по тем же правилам (в 2018 году с 35 годами стажа) зарабатывал вдвое больше средней зарплаты, на данный момент его пенсией будет сумма в 3,7 тыс. грн, а после перерасчета – 4,3 тыс. грн. Так, прибавка будет составлять 600 грн.
Что же делать тем, у кого стажа не хватает? Очень просто. У украинцев появилась возможность докупить недостающие года, правда не больше 5 лет. Каждый дополнительный год оценен в 16 896 грн.
Последнее повышение коснулось и шахтерских пенсий, минимальная выплата повышена на 420 гривен и равна 4356 гривен.
Людей, которые столкнулись с жизненными трудностями, интересует, какой размер минимальной пенсии в Украине предусмотрен для инвалидов 1-й, 2-й, 3-й групп. Сумма выплаты зависит главным образом от типа инвалидности и начисляется от размера пенсии по возрасту:
- 1-я группа – 100% от пенсии;
- 2-я группа – 90%;
- 3-я группа – 50%.
Стоит отметить, что люди с инвалидностью имеют право на получение соцвыплат от государства. Поэтому установленной цифры нет, все начисления производятся индивидуально.
Согласно законодательству, каждый человек для получения пенсии должен в обязательном порядке иметь не менее 15 лет страхового стажа. Если такой стаж имеется, то украинец может рассчитывать на минимальную пенсию, если нет – то остается только вариант социальной пенсии в Украине.
Несмотря на отработанные годы, либо неофициальное трудоустройство в прошлом, многие люди столкнулись с тем, что у них отсутствуют даже минимальные 15 лет страхового стажа. Что делать в таком случае:
- поднять бумаги и поискать доказательства трудовой деятельности (актуально для тех, чьи трудовые книжки были утеряны);
- “доработать” до необходимого срока;
- купить годы стажа.
Для начисления пенсии используется специальная формула. Сложность состоит в том, что универсального калькулятора нет, для подсчета разным категориям людей используют дополнительные законодательные акты, которых насчитывается более 20.
Особые категории:
- инвалиды;
- предприниматели;
- инвалиды;
- полицейские;
- переселенцы;
- участники боевых действий;
- медики;
- шахтеры.
Большую роль играют и виды пенсий:
- по достижению установленного законодательством возраста;
- по инвалидности;
- по потере кормильца.
До принятия Закона многие пенсионеры получали меньше установленного прожиточного минимума. И вот почему так произошло: раньше размер минимальной пенсии в Украине увеличивали каждый раз как повышалась минимальная зарплата. Но МВФ установил свои правила игры, по которым и «играло» правительство. Эту индексацию пенсий приостановили, а быстрый рост цен сделал свое дело. Пенсионеры оказались в плачевной ситуации.
С октября размер минимальной пенсии в Украине 2017 не может быть меньше прожиточного минимума.
Реформирование пенсионной системы предполагает финансовую поддержку государством инвалидов детства, детей с инвалидностью, пенсионеров, которые не смогли заработать положенный стаж. До октября выплата этим категориям составляла 949 грн. Таких украинцев насчитывается около миллиона особ. Размер пенсии для них увеличился на 45% (1373 гривен). После осовременивания выплат пенсионерам вопрос о том какая минимальная пенсия в Украине стал еще актуальнее.
Также снимают ограничения выплат работающим пенсионерам. Теперь с них не будут снимать 15%, как раньше. Пенсия – объект индексации, начиная с 2019 года предполагается автоматизация этого процесса, без принятия отдельным решением правительства.
Минимальный обязательный платеж
Сумма месячного минстрахового платежа в 2021 году для всех групп единого налога составляет:
1320 гривен (за период 01.01-1.12)
1430 грн. (с 1.12.21)
Как расчитан:
— за период 1.1.21 — 1.12.21: 6000 грн. (размер минимальной зарплаты в Украине в 2021 году) х 22% (ставка ЕСВ) = 1320 грн.
— за период с 1.12. по 31.12.2021 года — 6500 грн. (размер минзарплаты) х 22% ЕСВ = 1430 грн.
К вопросу о том, платит ли доплату ЕСВ ФОП-единщик первой группы, то поскольку с 2018 года для 1-ой группы единого налога льготы по уплате ЕСВ отменены — соответственно, размер доплаты составит теже 1320 грн.
Отметим, что сумма минимального страхового платежа в 2020 году составляла 1039,06 грн.
Как видно, за счет повышения размера минимальной зарплаты на текущий бюджетный год взнос увеличился. Это изменение закономерно, поскольку размер минимальной зарплаты растет из года в год. На сегодняшний день ее размер составил 6000 гривен.
При этом стоит обратить отдельное внимание, что СПД предприниматель обязан самостоятельно расчитать эту сумму, т.е. обязательно следить за изменениями минимального размера зарплаты (в 2021 году запланировано изменений размера зарплаты два раза), и самостоятельно ежеквартально оплачивать ее на соответствующие счета.
Максимальная доплата
ЕСВ в Пенсионный фонд имеет предельный (максимальный) размер — 15-кратный размер минзарплаты, и составляет на 2021 год:
19500 грн. (6000 х 15 х 22%) — для выплат в промежутке с 1.1. по 1.12.2021 года
21450 грн. — для выплат с 1 декабря.
Сроки уплаты
Как и ранее, предприниматели-«единщики» вправе платить взносы ежеквартально (а не ежемесячно), до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Чтобы официально стать пенсионером, нужно подготовить следующие документы:
– паспорт;
– идентификационный код;
– трудовая книжка (причем если в ней есть некорректные записи, нужны справки, которые подтвердят стаж);
– справка о заработной плате (важный нюанс: ее оригинал человек предоставляет в том случае, когда хочет, чтобы для начисления пенсии взяли период работы, когда у него была высокая зарплата – если это было до 2004 года; если же будущий пенсионер не предоставляет такую справку, пенсию ему назначат по тем отчислениям, сведения о которых есть в электронной базе ПФУ после 2004 года);
– свидетельство о рождении детей (если обращается женщина или мужчина, находившиеся в декретном отпуске) – декретный отпуск засчитывается при назначении пенсии;
– документы, подтверждающие обучение в высшем учебном заведении или прохождение военной службы, – эти периоды тоже засчитываются при назначении пенсии;
– если человек имеет статус внутренне перемещенного лица, то также должен предоставить справку ВПО.
Если человек работал на ныне оккупированных территориях Украины после 2000, то все эти данные есть в персонифицированном учете. А если раньше, то человек должен искать архивы и проверить перерегистрировалось ли предприятие на подконтрольную правительству территорию. Так удается восстановить данные.
Если невозможно подтвердить этот стаж, то некоторые люди доказывают его в судебном порядке, или он утрачивается.
Сам аргумент, что такая система действует в США, Великобритании, Германии и других высокоразвитых государствах свидетельствует о ее эффективности. Вот еще несколько преимуществ:
- Украинцы станут менее зависимыми от государства, которое осуществляет и регулирует пенсионные выплаты.
- Накопление будут индивидуальными и будут зависеть от человека, а не компании или государства.
- Размер будущей пенсии можно легче контролировать и идти к желаемой цели. Сейчас абсолютное большинство пенсионеров получают пенсию близкую к минимальной. Критерии дифференциации размера пенсии станут более справедливыми.
- Пенсию можно унаследовать, если человек застрахован.
- Система становится более эффективной, ведь на поле вступают негосударственные компании.
- Накопленные деньги можно инвестировать различным образом: акции, ценные бумаги, золото, депозиты, недвижимость и т. Это помешает обесцениванию пенсии на выходе, поскольку, во-первых, украинская валюта нестабильна, а во-вторых, инфляция достаточно высока. Инвестициями занимается фонд, который вы выбираете.
В украинских условиях накопительная пенсионная система немет ряд рисков и недостатков. Одним из рисков является давление на госбюджет, ведь поступления в Пенсионный фонд уменьшатся. Государство и сейчас дофинансирует миллиарды гривен в Пенсионный фонд, потому что взносов ЕСВ не хватает. В ближайшие годы количество пенсионеров будет увеличиваться, а с новой системой количество плательщиков именно в Пенсионный фонд – уменьшится. Понятно, что тогда придется в больших масштабах дофинансировать выплату пенсий, а это образовует «дыру» в бюджете или заставит экономить на других программах.
Инфляция заставлять что-то делать с пенсионными сбережениями, чтобы они не потеряли свою покупательную способность спустя годы или десятки лет. Это может быть как преимуществом (если удастся благодаря инвестиционной деятельности увеличить накопления), так и недостатком, когда нет уверенности и стабильности, что спустя столько лет накопления будут обладать той же ценностью.
Накопительная пенсия более уязвима к экономическим кризисам, пришли к выводу в профильном комитете. А вот солидарная пенсия (действующая система) во времена кризиса более стабильна. Для Украины, которая пока не способна противостоять экономическим вызовам, – это проблема.
При выборе ненадежного НПФ (негосударственный пенсионный фонд) можно остаться без пенсии.
Для работы накопительной системы в Украине создадут новые органы, среди которых Пенсионное казначейство. Его работу нужно будет дофинансировать из госбюджета в течение первых 2 лет. Это также создает дополнительное давление на госбюджет.
В Украине более 60 негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Общее количество участников НПФ год назад составляло 860,8 тысячи человек. Украинцы заплатили в эти фонды 2,07 млрд грн (90,5% всех вкладов поступили от работодателей). То есть вовлечены в добровольные пенсионные программы лишь 7% работающего населения.
Нужно брать два основных критерия во внимание: надежность и доходность. Посмотрите сколько лет на рынке соответствующий НПФ, кто владелец, не является ли этот фонд оффшорным (для этого следует найти конечного бенефициара). Доходность можно увидеть на сайте фонда за каждый год работы. В кризисные времена доходность может быть отрицательной, но в другие годы должна приносить прибыль. Кроме этого, стоит обратить внимание на структуру активов. Если фонд их диверсифицирует, вкладывая в акции, депозиты, облигации и другие финансовые инструменты – это хорошо.
Накопительная система – это переходный этап от солидарной пенсии до добровольных взносов, которые практикуют в странах Запада. Это система, где каждый ответственен за свое будущее и именно от него зависит размер будущей пенсии. В Украине уже давно хотят перейти к этой системе, но демографические прогнозы заставляют законодателей спешить, иначе будущие пенсионеры останутся без пенсий.
В Украине каждый четвертый – пенсионер. По данным Пенсионного фонда в начале 2020 было 11,3 миллиона пенсионеров. Пока их меньше чем трудоспособного населения, но в ближайшие годы это соотношение изменится. В Украине быстрый темп «старения нации».
Пенсия по возрасту назначается и мужчинам, и женщинам по достижении 60 лет.
До достижения этого возраста, право на пенсию по возрасту при наличии соответствующего страхового стажа имеют женщины 1961 года и старше после достижения ими такого возраста:
- 55 лет — родившиеся по 30 сентября 1956 включительно;
- 55 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957;
- 56 лет — родившиеся с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957;
- 56 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1957 года по 31 марта 1958;
- 57 лет — родившиеся с 1 апреля 1958 года по 30 сентября 1958;
- 57 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1958 года по 31 марта 1959;
- 58 лет — родившиеся с 1 апреля 1959 года по 30 сентября 1959;
- 58 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1959 года по 31 марта 1960;
- 59 лет — родившиеся с 1 апреля 1960 года по 30 сентября 1960;
- 59 лет 6 месяцев — родившиеся с 1 октября 1960 года по 31 марта 1961;
- 60 лет — родившиеся с 1 апреля 1961 по 31 декабря 1961 года.
Право на назначение досрочной пенсии по возрасту имеют:
- лица, больные гипофизарным нанизмом (лилипуты), диспропорциональные карлики — после достижения мужчинами 45 лет, женщинами 40 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет у мужчин и не менее 15 лет у женщин;
- лица с инвалидностью по зрению I группы — слепые и лица с инвалидностью с детства I группы — по достижении мужчинами 50 лет, женщинами 40 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет у мужчин и не менее 10 лет у женщин;
- женщины, родившие пятерых или более детей и воспитавшие их до шестилетнего возраста, матери лиц с инвалидностью с детства, воспитавшие их до указанного возраста, — по достижении 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 15 лет. При этом к числу лиц с инвалидностью с детства относятся также дети с инвалидностью в возрасте до 16 лет. По выбору матери или в случае ее отсутствия, если воспитание пятерых или более детей или ребенка с инвалидностью осуществлялось отцом, ему назначается досрочная пенсия по возрасту по достижении 55 лет и при наличии страхового стажа не менее 20 лет;
- военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, полицейские, участвовавшие в боевых действиях, в антитеррористической операции в районах ее проведения, в осуществлении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях в районах их осуществления, а также те, которым установлена инвалидность вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, жены (мужья), если они не вступили в повторный брак, и родители военнослужащих, умерших (погибших) в период прохождения военной службы (выполнения служебных обязанностей) либо после увольнения со службы, но вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, заболевания, связанного с пребыванием на фронте, ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, выполнением интернационального долга или непосредственном участием в антитеррористической операции в районах ее проведения, лица, которым предоставлен статус участника боевых действий, лица с инвалидностью вследствие войны, лица из числа резервистов и военнообязанных, которым предоставлен статус участника боевых действий, — после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин;
- жены (мужья), если они не вступили в повторный брак, дети, ставшие лицами с инвалидностью до достижения совершеннолетия, и родители, которым предоставлен статус лица, на которое распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» , согласно абзаца четырнадцатого пункта 1 статьи 10 указанного Закона — после достижения мужчинами 55 лет, женщинами — 50 лет и при наличии страхового стажа не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин
Право на пенсию за выслугу лет имеют артисты театрально-концертных и других зрелищных заведений, предприятий и коллективов при наличии стажа творческой деятельности от 20 до 35 лет по перечню и в порядке, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины. Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается при увольнении с работы, дающей право на такую пенсию.
Для того чтобы правильно рассчитать пенсию, нужно использовать формулу.
Размер пенсии по возрасту определяется по такой формуле:
П = Зп ⋅ Кс, где:
П — размер пенсии, в гривнах;
Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица, определенная в соответствии со статьей 40 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с которой исчисляется пенсия, в гривнах;
Кс — коэффициент страхового стажа застрахованного лица, определенный в соответствии со статьей 25 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Заработная плата (доход) для исчисления пенсии определяется по формуле:
Зп = Зс х (Ск: К), где
Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнах;
Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Временно, с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, заработная плата (доход) для назначения пенсии определяется из средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы за 2016 и 2017 годы;
Ск — сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 + … + Кзn)
К — страховой стаж за месяцы, учтенные для определения коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица.
Коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица за каждый месяц страхового стажа, который учитывается при исчислении пенсии, определяется по формуле:
Кз = Зв: Зс, где:
Кз — коэффициент заработной платы (дохода) застрахованного лица;
Зв — сумма заработной платы (дохода) застрахованного лица, с которой уплачены страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода);
Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы и которая учитывается для исчисления пенсии, за месяц, за который рассчитывается коэффициент заработной платы (дохода), а в случае единовременной уплаты единого взноса в соответствии с частью пятой статьи 10 Закона Украины «о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» — за месяц, в котором заключен договор о добровольном участии.
Коэффициент страхового стажа, который применяется для исчисления размера пенсии, определяется с округлением до пяти знаков после запятой по формуле:
Кс= (См*Вс)/(100%*12), где:
Кс — коэффициент страхового стажа;
См — сумма месяцев страхового стажа;
Вс — величина оценки одного года страхового стажа (в процентах). За период участия в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования величина оценки одного года страхового стажа равняется 1%.
Накопительные пенсии в Украине станут обязательными: преимущества и недостатки
Как начисляется пенсия в Украине:
Для исчисления пенсии учитывается заработная плата (доход) за весь период страхового стажа начиная с 1 июля 2000 года. По желанию пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами или в случае, если страховой стаж начиная с 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев, для исчисления пенсии также учитывается заработная плата (доход) за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд по 30 июня 2000 года независимо от перерывов.
В случае если страховой стаж составляет менее 60 календарных месяцев, учитывается заработная плата (доход) за фактический страховой стаж.
По выбору лица, обратившегося за назначением пенсии, из периода, за который учитывается заработная плата (доход) для исчисления пенсии, исключаются периоды до 60 календарных месяцев страхового стажа, с учетом любых периодов независимо от перерывов, включаемых в страховой стаж, при условии, что указанные периоды в сумме составляют не более 10 процентов продолжительности страхового стажа, учтенного в одинарном размере. Дополнительно по желанию лица могут быть исключены периоды срочной военной службы, учебы, ухода за лицом с инвалидностью I группы или ребенком с инвалидностью в возрасте до 16 лет, за пенсионером, который по заключению медицинского учреждения нуждается в постоянном постороннем уходе, ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2005 года, а также периоды, когда лицо подлежало общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с пунктами 7, 8 и 9 статьи 11 Закона «об общеобязательном государственном пенсионном страховании».
Минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.
За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет мужчинам и 30 лет женщинам пенсия по возрасту увеличивается на 1 процент. Имеющийся у лица сверхнормативный страховой стаж не может быть ограничен.
Минимальный размер пенсии лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О повышении престижности шахтерского труда», и работникам, занятым полный рабочий день под землей обслуживанием указанных лиц, которые отработали на подземных работах не менее 15 лет для мужчин и 7,5 года для женщин по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденному Кабинетом Министров Украины, устанавливается независимо от места последней работы в размере 80 процентов заработной платы (дохода) застрахованного лица, с которой исчисляется пенсия, но не менее трех размеров прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.
С 1 января 2018 для лиц, достигших возраста 65 лет, минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 35 лет, а у женщин 30 лет страхового стажа устанавливается в размере 40 процентов минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, но не менее прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.
Для пенсий, назначенных после 1 января 2018 года, минимальный размер пенсии по возрасту, выплачивается по достижении лицом возраста 65 лет. До достижения этого возраста таким лицам может быть назначена государственная социальная помощь на условиях и в порядке, определенных Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям».
Лицу, которое приобрело право на пенсию по возрасту в соответствии с настоящим Законом, но после достижения пенсионного возраста, изъявил желание работать и получать пенсию с более позднего возраста, пенсия по возрасту назначается с учетом страхового стажа на день обращения за назначением пенсии с повышением размера пенсии по возрасту, на такой процент:
- на 0,5% — за каждый полный месяц страхового стажа, начиная с месяца, следующего за месяцем достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок до 60 месяцев;
- на 0,75% — за каждый полный месяц страхового стажа, начиная с месяца, следующего за месяцем достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок более 60 месяцев.
Женщинам, которые родились в период по 31 декабря 1961 года, после выхода на пенсию устанавливается повышение размера пенсии в размере 2,5 процента за каждые шесть месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 лет до достижения ими 60-летнего возраста, при условии, что до этого им не предназначалась любая пенсия.
Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.
По данным Пенсионного фонда Украины средний размер пенсии в Украине на 1 января 2018 вырос на 35,7%, или на 652,15 гривны, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составляет 2480 гривен.
Пенсионное законодательство Украины представлено целым рядом законов и подзаконных нормативных актов.
Основные законы в сфере пенсионного обеспечения:
- ЗУ «О пенсионном обеспечении»
- ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
- ЗУ «О негосударственном пенсионном обеспечении»
- ЗУ О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц»
- ЗУ «О статусе и социальной защите лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»
- ЗУ «О государственной службе»
- ЗУ «О научной и научно-технической деятельности»
- ЗУ «О пенсиях за особые заслуги перед Украиной»
- ЗУ «О повышении престижности шахтерского труда» и другие
Основные подзаконные нормативные акты в сфере пенсионного обеспечения:
- Постановление КМУ от 24 июня 2016 № 461 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях»
- Постановление КМУ от 12 августа 1993 № 637 « Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней»
- Постановление правления ПФУ № 22-1 от 25.11.2005 «Об утверждении Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины» Об общеобязательном государственном пенсионном страховании»
Постановление правления ПФУ от 03.11.2017 № 26-1 «О порядке оформления, изготовления и выдачи документов, подтверждающих назначение лицу пенсии» и другие.
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
Отчисления в Пенсионный Фонд — сколько снимают с зарплаты
Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.
Что вычитает работодатель кроме налогов:
- отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
- также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
- фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.
Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.
Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.
Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.
Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.
Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.
С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.
Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.
Для уменьшения налога в Налоговом кодексе предусмотрены специальные вычеты:
- стандартный (применяется при наличии детей определенного возраста);
- социальный (применяется в случае предоставления документов на лечение или образование);
- имущественный (применяется при приобретении жилья).
Вышеуказанные вычеты оформляются в ИФНС или у работодателя. Вычет на детей предоставляется по заявлению работодателя с приложением необходимых документов.
С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.
Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда
Такой вариант минимизации расходов интересен работодателю тем, что отпадает необходимость предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом. Работодатель не обязан выплачивать пособия, он не тратится на создание условий труда. Единственное, что ему нужно от работника, — это результат работы.
Однако в большинстве случаев выплаты по договорам ГПХ все же облагаются страховыми взносами. При этом НДФЛ платится в любом случае, поскольку компания выступает в роли налогового агента при выплате доходов в пользу физлиц.
Это еще один вариант минимизации расходов на сотрудников. Например, если взять ИП на УСН «доходы», то сумма выплаты фактической зарплаты составит 6 %, также нужно учитывать взносы на ОПС — 32 448 руб. и взносы на ОМС — 8 426 руб. Если доходы ИП превысят 300 000 руб. в год, то уплачивается плюс 1 % от суммы превышения.
С целью экономии работодатели даже компенсируют необходимые суммы в рамках 6 %, что для ИП тоже выгодно — по факту предприниматель получает полную сумму. При этом сотрудник-ИП лишается всех гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом.
Договор с ИП, так же как и в предыдущем случае, могут признать трудовым, если он содержит признаки того, что ИП по факту задействован в производственном процессе, ежедневно выполняет одни и те же обязанности наравне со штатными работниками, имеет рабочее место в офисе компании и пользуется ее оборудованием. Налоговая учитывает совокупность признаков и показания свидетелей. Если окажется, что компания действительно «спрятала» трудовые отношения в договорах с ИП, то последует доначисление налогов.
- Что такое накопительная часть пенсии
- Чем накопительная часть отличается от страховой
- Как узнать размер накопительной части
- Как рассчитывается накопительная часть пенсии
- Индексация и перерасчет пенсионных сбережений
- Что происходит с накопительной пенсией после смерти
- Как узнать сумму накопительной части пенсии умершего
Пенсии в 2021: кому и за что будут уменьшать выплаты (инфографика)
Размер дохода физического лица за месяц |
В ПФР |
В ФФОМС |
В ФСС |
В пределах федерального размера МРОТ |
22% (в пределах лимита базы) 10% (при превышении лимита базы) |
5,1% |
2,9% 1,8% -для иностранцев |
Свыше федерального МРОТ |
10% (как в пределах лимита базы, так и сверх него) |
5% |
0% |
Некоторым плательщикам ст. 427 НК РФ позволяет применять пониженные процентные ставки по страховым взносам в 2021 году. Они применяются к выплатам в пределах лимита облагаемой базы. С будущего года к льготным отнесли новую категорию страхователей — российских разработчиков электронной компонентной базы, а также еще больше снизится тариф для IT-компаний.
Так как тарифы различны для каждой категории льготников, сведем применяемые по страховым взносам в 2021 году ставки в единую таблицу.
Взносы ИП «за себя» |
Сумма, руб. |
На пенсионное страхование |
32 448 + 1% с дохода, превышающего 300 тыс. руб. (но не более 259 584 руб.) |
На медицинское страхование |
8426 |
Несмотря на различность понятий, многие граждане считают, что налог на заработную плату — это не только НДФЛ, но и все страховые отчисления. Но чиновники довольно жестко разграничили эти термины.
Отметим, что ключевое отличие НДФЛ и страхового обеспечения в том, что подоходный налог удерживают непосредственно из суммы зарплаты. А вот страховые взносы работодатель уплачивает в бюджет за счет собственных средств, то есть начисляет их «сверх» сумм заработной платы.
Объектом обложения в обоих случаях являются суммы вознаграждений за труд. К примеру, налог в Пенсионный фонд с зарплаты касается не только должностного оклада, но и всех видов компенсационных и стимулирующих выплат. Например, премии, доплата за труд в ночное время, оплата сверхурочных часов и праздничных дней.
Теперь определим, сколько обязаны отчислять наниматели в ФНС: таблица ставок зарплатных налогов в 2021 году представляет базовые показатели. Сразу оговоримся, что чиновники определили ряд льгот для российских организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти категории страхователей вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. О том, кто вправе снизить платежи в бюджет благодаря особым видам деятельности, мы рассказали в специальном материале «Кому положены пониженные тарифы страховых взносов».
Вид страхового обеспечения |
Показатель в % |
Код бюджетной классификации |
---|---|---|
Обязательное пенсионное страхование (ОПС) |
22 Установлен лимит! 1 465 00 рублей! При превышении суммы дохода ставка отчисления в Пенсионный фонд понижается до 10%. |
182 1 02 02010 06 1010 160 |
Обязательное медицинское страхование (ОМС) |
5,1 |
182 1 02 02101 08 1013 160 |
Взносы на оплату пособий по временной нетрудоспособности или по материнству (ВНиМ) |
2,9 Установлен лимит! 966 000 рублей! При превышении суммы дохода платежи не начисляются (ставка 0%) |
182 1 02 02090 07 1010 160 |
Взносы НС и ПЗ |
От 0,2 до 8,5 |
393 1 02 02050 07 1000 160 |
Страховой стаж – это период, на протяжении которого человек подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию. В этот срок работник должен ежемесячно платить страховые взносы.
Важно! Минимальная сумма взноса определяется государством, но человек может увеличить её по собственному желанию, тем самым увеличив свою пенсию в будущем.
Не всегда понятно, что входит в страховой стаж. В это понятие включаются периоды:
- Работа по трудовому договору или контракту, при которой работодатель оплачивает взнос за работника самостоятельно.
- Предпринимательская деятельность без фиксированного налога при условии оплаты страховых взносов.
- Предпринимательская деятельность с использованием упрощённой системы налогообложения, а также с использованием фиксированного налога: с 1998 по 2000 при наличии справки про регистрацию субъекта предпринимательской деятельности и с 2000 до 2017 при условии оплаты страховых взносов.
- Прохождение воинской службы до 2018 года.
- Отпуск по беременности с 2004 по 2013.
- Отпуск по уходу за ребёнком до того, как ему/ей исполнится шесть лет – с 2004 года.
Ошибочно считается, что он зависит только от трудового стажа. На самом деле этот критерий сложнее, он состоит из нескольких переменных:
- Трудовой стаж.
- Работа и должность, которую занимал человек.
- Размер страховых выплат.
Страховой стаж рассчитывается помесячно. Если отработан был неполный месяц, тогда он учитывается как полный месяц при условии, что размер отчисления был полноразмерными.
Стоит знать! Иногда ежемесячное отчисление в пенсионный фонд может быть меньше, чем минимум, определённый законом. В таком случае гражданин может осуществить доплату на счёт Пенсионного Фонда, и тогда тот месяц будет засчитан ему полностью.
Есть несколько способов как узнать свой страховой стаж в Украине:
- Зарегистрироваться на сайте Реестра застрахованных лиц Пенсионного Фонда и получить оттуда выписку.
- Обратиться в бухгалтерию по месту работы и попросить расчёт.
- Самостоятельно высчитать страховой стаж, пользуясь данными из трудовой книжки.
- Отправить письменный запрос в Пенсионный Фонд.
Проще всего пройти регистрацию в Реестре и получить данные оттуда. Тогда у застрахованного лица будет постоянный доступ в данным о том, в каком объёме отчисляются страховые взносы, какого размера будет его пенсия на данный момент и когда он сможет её получить.
Совет! Есть два способа получения доступа к реестру: личное обращение в Пенсионный Фонд или онлайн-регистрация по Электронной Цифровой Подписи.
ЦП есть только у ограниченного круга лиц, поэтому первый способ остаётся более доступный.
- Узнать, к какому отделению ПФУ заявитель относится.
- Прийти в него лично и передать заявление на получение доступа к реестру.
- Все данные в заявлении и документы проверяются. После этого, если всё в порядке, гражданин получает расписку и распечатанный «регистрационный код».
- Дома можно пройти обычную процедуру регистрации, в начале введя код, полученный в Пенсионном Фонде.
- Подтвердить регистрацию через электронную почту.
Как рассчитать пенсию в 2021 году
Пенсионная реформа в Украине коснётся всех слоёв населения. В первую очередь положительные изменения ощутят:
- Люди с минимальной пенсией.
- Те, кто много отработал, и хочет уйти на пенсию раньше, не теряя размер начислений.
- Работающие пенсионеры.
- Военнослужащие, судьи и другие категории лиц с особой системой пенсионного начисления.
Пенсионная реформа – это необходимый шаг к евро интеграции Украины. Постепенное повышение пенсий, наряду с получением субсидий и других льгот, позволит пенсионерам ощущать себя комфортнее и активнее принимать участие в жизни страны.
Пенсионный возраст в Украине стал исчисляться по новой формуле после реформы правительства Гройсмана. Теперь срок выхода на пенсию варьируется от 60 до 65 лет и не зависит ни от пола, ни от «выслуги лет», ни от других сторонних факторов.
Важно! Исключениями остаются льготные категории граждан и те профессии, которые выделены в отдельный список и получают пенсии по отдельным законам.
Реформа сохранила право на досрочный выход на пенсию у ряда граждан, которые занимают должности с особыми условиями труда. К этому перечню относятся:
- Инвалиды I группы по зрению.
- Женщины, которые родили от пяти детей и более и воспитали их до восьмилетнего возраста.
- Матери инвалидов с детства.
- Военнослужащие.
- Мужчины после 55 лет при стаже работы не менее 25 лет.
- Женщины после 50 лет при стаже работы не менее 20 лет.
- Работники, трудовой договор с которыми был разорван по инициативе работодателя из-за изменений в организации производства (сокращение) за 1,5 года до установленного законом пенсионного возраста.
- Работники и служащие, которые пробыли не менее 15 лет в районе Крайнего Севера.
- Судьи, прокуроры.
- Работники опасных для здоровья производств.
- Трактористы, мужчины и женщины, работающие в сельском хозяйстве.
- Доярки.
- Работницы на текстильных предприятиях.
- Водители пассажирского транспорта, курсирующего в городе.
- Бортпроводники.
- Работники локомотивных бригад.
Этот список не охватывает все льготные профессии. Детальнее информацию можно узнать во время консультации у юриста, или же в отделе кадров по месту работы.
Процедура того, как начисляется пенсия в Украине, значительно изменилась после реформы. Появилось несколько новых переменных, которые существенно влияют на размер пенсии. Одна из них – это страховой стаж
Начисление пенсии, её расчёт, индексация и осовременивание происходят в соответствии с Законом Украины «Про Общеобязательное государственное социальное страхование».
Интересно знать! В этом нормативно-правовом акте детально описаны все нюансы пенсионного обеспечения граждан. Профессии-исключения, отмеченные в этом же законе, имеют свои документы, в которых детально описываются особенности их пенсионного обеспечения.
Начисление пенсии в Украине по новой пенсионной реформе зависит от трёх показателей:
- Продолжительность страхового стажа человека.
- Размер зарплаты, из которой платились страховые взносы.
- Времени выхода на пенсию.
Самое главное для расчёта пенсии – правильно высчитать коэффициент страхового стажа. В новом законе это делается по формуле: сумма месяцев страхового стажа (СМ) умножается на определённой по закону оценке одного года страхового стажа (ВС) в процентах. После полученное число делится на 100 и умножается на 12.
Важно! Размер пенсии также имеет расчётную формулу: зарплата (ЗП) умножается на коэффициент страхового стажа (КС).
Усложняет расчёты тот факт, что для правильного начисления пенсии учитывается не средняя или общая усреднённая заработная плата за какой-то отчётный период (или даже за весь срок отчислений), а зарплата за весь период работы начиная с 2000 года.
Важно! Этот метод делает расчёт более точным и честным. Очень часто человек, приближаясь к пенсионному возрасту, меняет место работы, уходя с более сложной и прибыльной работы на более простую, в связи с проблемами со здоровьем.
Если бы пенсии рассчитывались по последнему месту работы или последнему отчётному периоду, люди, которые всю жизнь тяжело работали на важных должностях, получали бы копейки.
Стоит знать! Возраст выхода на пенсию – это дополнительный коэффициент, который дополнительно повышает размер страховых отчислений. До 2021 года его будут применять к женщинам от 55 до 60, а с 2018 года — ко всем, кто работает после 65 лет.
С 1 января 2021 года на прямые выплаты перешли оставшиеся регионы, и теперь работодатели избавлены от необходимости резервировать средства под выплаты и изымать их из оборота.
Работодатели назначает и выплачивает за счет собственных средств пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня, а за последующие дни нетрудоспособности «отвечает» региональное отделение ФСС, то есть выплачивает пособие за остальной период за счет средств бюджета фонда