Представление возражения по акту налоговой проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Представление возражения по акту налоговой проверки». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

^К началу страницы

Возражения могут быть представлены в налоговый орган в случае несогласия:

  • с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными в акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ);
  • с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ);
  • с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными в дополнении к акту налоговой проверки (п. 6.2 ст. 101 НК РФ).

Подача возражений на акты налоговых проверок

^К началу страницы

Документ, послуживший основанием для подачи возражений

Кто подает возражения

Срок подачи возражений

акт налоговой проверки

лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель)

в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки

дополнение к акту налоговой проверки

лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель)

в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки

акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков

ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки

дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков

ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки

акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ

иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ

в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки

дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ

иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ

в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки

акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

лицо, совершившее налоговое правонарушение

в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

^К началу страницы

Возражения подаются в письменной форме и на рассмотрении материалов проверки их можно дополнить устными доводами.

В возражениях желательно указать реквизиты оспариваемого акта и доводы, опровергающие налоговые претензии проверяющих, возражения должны быть мотивированы. К письменным возражениям можно приложить дополнительные документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Можно представить письменные возражения по вышеуказанным документам в целом или по их отдельным положениям.

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику (см. таблицу ниже).

Вид налогового контроля

Оформление результатов (примечание)

Сроки для оформления результатов налогового контроля

Камеральная налоговая проверка (КНП)

Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*

10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ)

Выездная налоговая проверка (ВНП)

Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)

Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ).

Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**

Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***

10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ (п. 1 ст. 101.4).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4). Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Как подавать возражения на акты налоговых проверок: разъяснения ФНС

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими-либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);

  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

К сведению:

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени (см. таблицу ниже).

Выражение несогласия на…

Срок для подачи возражения на акт налоговой проверки

…акт налоговой проверки

Месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)

…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Месяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)

…результаты дополнительных мероприятий налогового контроля

В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Возражения на налоговую проверку подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

К сведению:

Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

Процедура подачи возражений на акты налоговых проверок

В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения на налоговую проверку направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.

К сведению:

Номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

Возражения на акт налоговой проверки рассматриваются в следующем порядке
(см. схему ниже):

Рассмотрение материалов налоговой проверки

Проверка явки лица, в отношении которого составлен акт

В случае явки лица

В случае неявки лица

Налоговый орган рассматривает материалы налоговой проверки (или материалы дела) и возражения лица (в случае их наличия)

Налоговый орган устанавливает, извещено ли лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки

Далее ФНС приводит следующий алгоритм действий:

Извещение лица установлено…

…надлежащим

…ненадлежащим

Присутствие лица…

Принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки

…обязательно

…необязательно

Принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки

Принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица

Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу налоговый орган должен (п. 3 ст. 101 НК РФ):

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;

  • установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении;

  • в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить полномочия этого представителя;

  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (ст. 21, 23 НК РФ);

  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки станет одно из следующих решений:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ);

  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);

  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ);

  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ);

  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

Возражение, составленное от имени компании, позволяет ее руководству обжаловать какие-либо действия, итоги и выводы налоговиков, осуществивших налоговую проверку.

Существует два основных вида допускаемых налоговиками нарушений:

  1. процессуальные (т.е. ошибки в порядке проведения мероприятия);
  2. нарушения, связанные с нормами материального права (т.е. неверное толкование каких-либо документов, неполный учет предоставленных бумаг и т.п.).

Налоговая инспекция обязана отреагировать на письменное возражение независимо от того, по какому из этих типов нарушений оно написано.

Все, что касается деятельности фирмы по части документов, финансов, бухгалтерии и налогов можно и нужно обжаловать в случае несогласия.

Но есть некоторые моменты, против которых подавать возражение в налоговую нецелесообразно. Это:

  • сроки проведения процедуры проверки (даты начала и окончания),
  • неточности в оформлении протокола,
  • небольшие процессуальные нарушения.

Все эти незначительные мелочи на данном этапе стоит оставить без внимания, сосредоточившись на сути претензии. Здесь пометка «на данном этапе» означает, что их следует приберечь для суда, где в случае чего можно будет постараться дискредитировать акт (т.е. признать его незаконным).

Кроме того, следует иметь ввиду, что составленное по всем правилам, с приложением всех необходимых бумаг, возражение на предмет именно процедуры проведения проверки вполне может привести к дополнительным контрольным мероприятиям со стороны налоговиков. А их результаты, в свою очередь, запросто могут выявить более серьезные ошибки и нарушения в деятельности предприятия.

Перед тем как «затевать дискуссию» с налоговой, желательно запастись стопроцентной аргументацией и комплектом убедительных документов, удостоверяющих правоту организации, которые нужно присовокупить к возражению. Для этого необходимо самым тщательнейшим образом изучить акт налоговой проверки, и все выявленные спорные пункты несколько раз перепроверить.

Если в момент написания акта налоговой проверки у компании по каким-то причинам не хватало некоторых документов, но она в кратчайшие сроки успела восстановить их или смогла исправить небольшие неточности в имеющихся бумагах, в возражении это надо обязательно отразить.

Это позволит снизить размер доначисленного налога, если таковой был назначен, а также избежать всевозможных штрафов и пени.

Все свои доводы нужно тщательно и подробно пояснять, указывая обстоятельства, приведшие к тому или иному недочету и ссылаясь на законодательство РФ в сфере налогов, гражданского права, судебную практику и нормативно-правовые акты компании.

С грамотно обоснованными аргументами налоговикам спорить будет трудно, к тому же они, в случае чего, станут доказательной базой при обращении компании в суд (если, конечно, до этого дойдет дело). Здесь же необходимо отметить и то, что в суде можно будет поднимать только те пункты акта налоговой проверки, которые ранее были обжалованы в вышестоящей налоговой инспекции.

О подаче возражений на акты налоговых проверок: разъяснения ФНС

На сегодняшний день нет строго установленного образца возражения на акт налоговой проверки. Работники предприятий и организаций могут составлять документ в произвольной форме, опираясь на свое представление о нем.

При этом желательно учитывать некоторые нормы делопроизводства и правила написания деловой документации. В частности в возражении следует обязательно указать:

  • адресата, т.е. наименование, номер и адрес именно той налоговой службы, в которую отправляется возражение,
  • сведения об отправителе (название компании и адрес),
  • номер возражения и дату его составления.

В основной части следует обозначить

  • акт, в отношении которого составляется возражение,
  • подробнейшим образом описать суть претензии, с внесением всех наличествующих доводов и аргументов.

В документе обязательно нужно сослаться на законы, которые подтверждают правоту составителя возражения и указать все прикладываемые к нему дополнительные бумаги (отметив их как отдельное приложение).

Ни ФНС в своих актах, ни закон никак не регламентируют оформление возражения. То есть его можно писать от руки или печать на компьютере на обыкновенном листе А4 формата или на фирменном бланке компании.

Неукоснительно важно соблюсти лишь одно условие: возражение должно быть подписано руководителем предприятия или уполномоченным на создание подобного рода документов сотрудника. Если бланк визирует доверенное лицо, в нем необходимо также указать номер и дату составления доверенности.

Удостоверять возражение печатью на сегодня не обязательно, поскольку с 2016 года предприятия и организации имеют полное право не использовать в своей работе штемпельные изделия (если только эта норма не прописала в локальных актах фирмы).

Документ следует составлять в двух экземплярах, один из которых передавать в налоговую инспекцию, второй, после проставления отметки у налогового специалиста о принятии документа, оставлять у себя.

Возражения на акт налоговой проверки оформите в произвольном виде — специальной формы для них не предусмотрено. В этом документе аргументировано изложите, с чем вы не согласны, со ссылками на нормы законодательства, разъяснения Минфина и ФНС, подкрепите свои выводы решениями судов. Приложите подтверждающие документы.

На оформление возражений у вас есть 1 месяц с момента получения акта проверки. Если вы вовремя этого не сделали, у вас остается право в устной форме пояснить свою позицию при рассмотрении материалов налоговой проверки в инспекции.

В числе прав налоговых органов (по ст. 31 НК РФ) присутствует проведение налоговых проверок (НП) — совокупности процедур, контролирующих верность подсчёта, а также полноту и своевременность оплаты обязательных платежей. Контролировать могут камерально или на выезде. В первом случае сотрудники ИФНС анализируют информацию, которую предоставило проверяемое лицо, плюс имеющиеся у них данные, в своих служебных кабинетах. Во втором случае указанный анализ производят там, где находится проверяемое лицо. Проверять могут:

  • налогоплательщиков;
  • плательщиков сборов и страховых взносов;
  • налоговых агентов.

Результаты проверки (наличие нарушений либо их отсутствие) отражаются в акте, его форму определяет Приложение N 23 к приказу ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@. Выявленные проверкой нарушения чаще всего и становятся поводом для документально оформленных возражений. Причем подать их можно как относительно всего перечня выявленных нарушений, так и его части.

Эффективные возражения по акту налоговой проверки

Подача возражений на акты налоговых проверок (лично или через представителя) происходит одним из следующих способов:

  • через почту;
  • через канцелярию либо окно приема документов налоговой.

Напомним: при несогласии с фактами, отмеченными в акте НП, а также с выводами и предложениями налоговиков лицо, которое проверяли (его представитель), вправе предоставить в налоговый орган, который проводил проверку, письменные возражения по документу целиком или частично.

На это дается месяц со дня получения документа. Причем указанную бумагу можно дополнить документами (их заверенными копиями), подтверждающими обоснованность протеста.

Документ оформляется письменно, с соблюдением следующей структуры (из трех частей):

  1. Вводная — информирует о самой проверке, ее основаниях, фактическом времени проведения, составе проверяющих, номере и дате документа, с которым спорят.
  2. Описательная — здесь проверяемый вправе подробно и последовательно, с максимальным обоснованием изложить все свои аргументы и доводы (и бесспорные, и сомнительные).
  3. Резолютивная (итоговая) — где могут быть указаны как суммарное доначисление платежей, с которым проверяемое лицо не согласно (с разбивкой по периодам и суммам), так и сумма налога, которую отказываются возмещать.

Руководитель проверявшего органа или его заместитель рассматривает письменные возражения на итоги проверки. Это может происходить как в присутствии возражающего лица, так и без него. В любом случае указанное лицо извещается о времени и месте такого рассмотрения. При ненадлежащем извещении об этом либо при отсутствии проверяемого лица, когда его явка обязательна, рассмотрение будет отложено. При явке на рассмотрение можно (и устно, и документально) пояснять ситуацию.

Результат разбора — это конкретное решение, которое появляется через десять дней после окончания месяца на обжалование. Рассматривать соответствующие материалы и выносить итоговое решение могут и дольше, максимум на месяц.

Итоговым решением может быть:

  • проведение таких дополнительных контрольных мероприятий, как истребование документов, допрос свидетеля, экспертиза;
  • привлечение к ответственности за налоговое нарушение;
  • отказ в этом.

В перечне форм налогового контроля в ст. 82 НК РФ проверки идут первыми, и это не случайно. Проверки — эффективный и универсальный инструмент налоговиков.

Они бывают двух видов:

  • выездные;
  • камеральные.

По результатам выездной проверки обязательно составляется акт, по результатам камеральной — только в том случае, если обнаружены нарушения.

В акте фиксируются все выявленные в ходе проверочных мероприятий обстоятельства, выводы и предложения. Это основной документ по проверке, но не решающий. Окончательный вердикт по вопросу привлечения к налоговой ответственности налогоплательщика, выносит руководитель налогового органа в решении.

Акт имеет следующие отличительные черты:

  • промежуточный характер, акт только оформляет результаты проверки;
  • отсутствие обязательных для налогоплательщика предписаний.

Поэтому он не может непосредственно нарушать интересы налогоплательщика и отдельно не обжалуется, только вместе с решением.

Однако, у налогоплательщика есть возможность на него отреагировать, предоставив встречные возражения, которые не являются обязательным процессуальным документом. Их предоставление — это право, а не обязанность.

Так как серьезные налоговые споры редко не доходят до суда, целесообразность предоставления возражений на самой первой стадии их рассмотрения часто ставится под сомнение. И здесь все зависит от конкретных обстоятельств. Иногда важно узнать позицию налоговиков заранее, в некоторых случаях не стоит предоставлять дополнительные данные. Стратегию взаимодействия с налоговым органом по результатам проверки диктуют исходные данные.

Обязательно ли предоставлять возражения

По смыслу закона, возражения — это пояснения, которые способны повлиять на решения руководителя налоговой инспекции. Введения права на их подачу должно гарантировать защиту интересов налогоплательщика, объективное и оперативное рассмотрение результатов проверки.

На практике налоговая редко соглашается с дополнительно изложенными доводами, и выводы из акта проверки просто копируют в решение руководителя. Вышестоящие инстанции тоже не склонны пересматривать решения своих коллег. Если налогоплательщик не согласен, ему остается только обжаловать привлечение к ответственности в суде.

Стоит ли в таком случае тратить время на составление возражений? В некоторых случаях однозначно стоит, потому что суд может поинтересоваться по какой причине налогоплательщик не раскрыл доказательства на стадии проверки. Однако, не все так однозначно. Иногда стоит придержать возражения, которые в суде будут звучать более весомо.

Вот примерная классификация ситуаций и рекомендации по предоставлению возражений:

— Налогоплательщик не согласен с трактовкой норм налогового права, спора по объективной стороне и фактам нет. В этом случае можно решать самостоятельно, писать ли возражения. С одной стороны, они продемонстрируют серьезный настрой и подкованность в правовых вопросах. С другой, за время подготовки к суду у налоговой будет больше возможностей найти контрдоводы и обосновать их.

К тому же нельзя забывать, что поступление возражений приведет к хоть и формальному, но пересмотру дела. Если будут обнаружены пробелы и недочеты, появится основание и возможность их устранить. То есть, если налогоплательщик видит «изъяны» в работе налоговиков, лишний раз лучше к материалам проверки их внимание не привлекать. После того, как будет вынесено решение возможностей по проведению дополнительных мероприятий у налоговиков станет гораздо меньше.

Возражение на акт налоговой проверки

Если выводы сотрудников ИФНС, отраженные в акте выездной или камеральной проверки, могут негативно сказаться на интересах и безопасности бизнеса, от лица компании составляется возражение. От того, насколько аргументированным и структурированным получится этот документ, зависит степень его влияния на окончательное решение по итогам проверки. Его можно будет обжаловать уже только в налоговом Управлении или суде (см. определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 № 766-О-О).

Акт налоговой проверки не является финальным документом – он лишь оповещает налогоплательщика о предварительных выводах налоговиков. Поэтому важно изложить позицию собственника бизнеса до предъявления каких-либо требований, влекущих за собой правовые последствия.

Еще лучше – организовать с помощью экспертов всю финансовую отчетность так, чтобы у инспекторов не возникало претензий на камеральных проверках, а риск назначения выездной проверки сводился к нулю. Предварительное прогнозирование налоговых рисков сэкономит не только ресурсы компании, но и время и нервы ее сотрудников.

В процессе обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice контролируют уровень налоговой нагрузки клиента, анализируя всевозможные риски и предугадывая наперед возможные действия налоговиков.

Мы знаем, что и как проверяет ИФНС: чтобы предотвратить возможные потери бизнеса, наши эксперты согласовывают бухгалтерский учет с налоговым. Вся отчетность клиента тщательно перепроверяется по сотне контрольных соотношений – поэтому даже по итогам самой пристрастной проверки сотрудники ИФНС не смогут сформулировать какие-либо замечания.

Акт составляется как при выездных, так и при камеральных проверках. Но в случае выездных проверок данный документ составляется всегда – поэтому их лучше избежать, чем потом вступать в письменную дискуссию с ИФНС. При камеральных проверках акт имеет место быть, если налоговики нашли нарушения (п. 5 ст. 88, п. 1 ст. 100 НК РФ) – а это при грамотной организации налогового и бухгалтерского учета также можно исключить.

По итогам любой камеральной проверки инспекторы делают выводы, нарушил ли налогоплательщик законодательство или нет. Если факты нарушения удалось выявить, сотрудники инспекции в течение 10 дней после окончания проверки составляют акт камеральной проверки (в соответствии с п. 5 ст. 88 и абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ.). Исходя из изложенной в нем информации, руководитель инспекции или уполномоченное лицо выносит решение о том, стоит ли привлекать налогоплательщика к ответственности за совершенное им налоговое правонарушение или нет (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Отсутствие акта является для суда основанием для отмены решения, вынесенного ИФНС по результатам рассмотрения материалов проверки – даже в случае выявления нарушений (п. 14 ст. 101 НК РФ).

В отличие от предыдущего документа, акт выездной налоговой проверки составляется и в том случае, если никаких нарушений не обнаружено (пп. 1, 3 ст. 100 НК РФ). В противном случае итоговое решение по результатам проверки не может соответствовать нормам законодательства – ведь оно выносится уполномоченным лицом только после рассмотрения всех материалов, относящихся к проверке, в том числе самого акта (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен по форме, утвержденной ФНС России в приказе от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложение 23), и содержать описание выявленных нарушений и принятого налоговиками решения. Поэтому собственник бизнеса в любом случае должен быть информирован о предварительных выводах ИФНС и иметь возможность составить возражение, в котором выскажет свое видение ситуации.

При формулировании опровержений важно учесть все нюансы процесса вынесения итогового решения руководством ИФНС, а это под силу только экспертам.

Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец

Эксперты консалтинговой компании 1C-WiseAdvice знают, как именно оградить ваш бизнес от излишнего внимания контролирующих органов. Наш риск-ориентированный подход во многом является «зеркальным отражением» методик, используемых государственными органами для отбора компаний на плановые и внеплановые проверки. Его эффективность обеспечиваем двумя способами: с помощью внутренней автоматизации и регулярного аудита работы наших сотрудников. Наш метод работы позволяет избежать доначислений и санкций (штрафов, пеней) по итогам камеральных и выездных проверок

После проверки надо дождаться акта, где описаны все результаты. Если налогоплательщик с ними не согласен, самое время подготовить возражения на акт (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Обратите внимание: представление возражений — право, а не обязанность налогоплательщика. Поэтому вы можете и не подавать возражения. Это не лишит вас права участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки и представлять свои объяснения (абз. 1 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Если вы намерены отстаивать свою позицию как перед руководителем налогового органа (его заместителем), который будет рассматривать материалы проверки, так и впоследствии в вышестоящем органе или суде, то возражения на акт выездной проверки представлять необходимо.

Возражения вы подаете в свою ИФНС любым из следующих способов:

  • лично. Это может сделать руководитель или представитель организации по доверенности;
  • по почте ценным письмом с описью вложения;
  • по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Один месяц — срок для подачи и подготовки возражений на результаты выездной налоговой проверки. Форма возражений произвольная, составляется в письменном виде.

Если вы не успели подать возражения в налоговую, то все равно подготовьте возражения и возьмите их с собой на рассмотрение материалов проверки, чтобы озвучить устно (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Практически в каждой организации знают о том, что идет проверка финансово-хозяйственной деятельности, по окончании которой будет составлен акт. Так, при камеральной проверке акт составляется в течение 10 дней с момента завершения проверки, а при выездной – в течение двух месяцев после подписания справки о проведенной выездной налоговой проверке.

После составления акта он должен быть подписан лицами, проводившими проверку, а также лицом, в отношении которого она проводилась (либо его представителем). По большому счету вас никто не может заставить подписать акт, но если вы откажетесь, то в нем делается соответствующая отметка. Обычно она звучит так: «Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель), от подписания акта отказалось». В этом случае особо въедливые инспекторы могут привлечь третьих лиц для засвидетельствования данного факта. Стоит понимать, что, хотя никакой ответственности за неподписание акта не предусмотрено, такое поведение может косвенно свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Так что подпись в акте ставить можно и нужно, поскольку такое поведение в дальнейшем не вызовет предвзятого отношения к вам сотрудников налоговой службы. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт должен быть вручен проверяемому лицу (его представителю) в течение пяти дней с даты, указанной в акте. Обычно экземпляр акта вручается в момент его подписания, если представитель организации пришел в инспекцию лично. Однако могут возникнуть обстоятельства, когда представители в силу разных причин не могут или не хотят его получать. В таких случаях этот документ должен быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением или передан иным способом, который позволяет точно определить дату получения.

Отметим, что противостояние с налоговиками начинается уже на этапе вручения акта проверки. Тут как раз и нужно четко отслеживать все процедурные нарушения контролеров, поскольку в конечном итоге они могут иметь решающее значение. Так, при существенном нарушении процедуры рассмотрения материалов проверки, а также процедуры сбора доказательной базы в дальнейшем решение налогового органа может быть отменено либо целиком, либо в отдельной его части. Вместе с тем не стоит торопиться предъявить претензии налоговикам по данным основаниям, поскольку всегда хорошо иметь запасной «козырь в рукаве». Это объясняется тем, что большинство процедурных ошибок проверяющих могут быть устранены еще в ходе рассмотрения материалов проверки. Для этого руководитель инспекции (его заместитель) может вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. А вот на стадии, когда решение по акту проверки уже будет принято и инспекторы не смогут ничего исправить, можно и выложить «джокера»: при нарушении существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля это является основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов.

В этой связи большой интерес представляет дата получения акта, поскольку именно этот день является отправной точкой для начала исчисления срока подачи возражений, срока рассмотрения дела и вынесения решения по нему. То есть от момента получения акта зависят и все последующие этапы, а в некоторых случаях и исход дела.

Итак, если акт проверки отправлен по почте, датой его получения считается шестой день с даты отправки. Но, учитывая то, как «исправно» работает почта, организации могут получить акт и на несколько дней позже. Здесь и начинается путаница в сроках рассмотрения дела, которая может быть выгодна проверяемому. И чтобы понять, как извлечь выгоду из этой ситуации, необходимо напомнить все сроки этапов рассмотрения материалов проверки, а также рассмотреть пример.

Так, с момента получения акта организацией у нее есть 15 рабочих дней (в случае составления акта об обнаружении фактов срок для подачи возражений равен 10 рабочим дням) на ознакомление с актом и, в случае несогласия, представление письменных возражений. По истечении этого 15-дневного срока в течение 10 рабочих дней акт проверки должен быть рассмотрен руководителем (его заместителем) инспекции и принято обоснованное решение. При этом налоговому органу необходимо обеспечить возможность участия налогоплательщика в рассмотрении материалов. Для этого ему высылается уведомление, в котором указывается место, дата и точное время, когда комиссия будет рассматривать акт. Обычно комиссию назначают на первые три дня из десяти, отведенных на принятие решения. Решение может быть принято в любой из десяти дней, а не именно на десятый. То есть его могут принять и в первый день после срока, отведенного на представление возражений. При этом не допускается принятие решения раньше, чем истекут положенные 15 дней, поскольку это может быть расценено как существенное нарушение условий процедуры рассмотрения со всеми вытекающими последствиями.

Это важно

При подписании акта обязательно проверьте дату, то есть когда он составлен. Дело в том, что контролеры часто «грешат» и указывают в нем не текущую дату, а прошедшую.

Пример

Организации был направлен по почте акт камеральной налоговой проверки 1 февраля 2012 года. Согласно пункту 5 статьи 100 Налогового кодекса, акт будет считаться полученным на шестой день с даты отправки, то есть 8 февраля 2012 года. Фактически акт был получен 10 февраля 2012 года.

Итак, организация или предприниматель все же получили «долгожданный» акт проверки. В первую очередь, конечно же, внимания требуют те выводы налоговиков, с которыми организации не согласны из-за того, что положения норм законодательства о налогах и сборах носят спорный характер и учет тех или иных операций не урегулирован Налоговым кодексом и иными нормативно-правовыми актами.

Для оспаривания таких выводов понадобится использовать весь возможный арсенал, а он достаточно широк. В качестве обоснования своей позиции следует приводить не только нормы кодекса, но также разъяснения Минфина и Федеральной налоговой службы по схожим ситуациям. Хотя письма финансового ведомства не являются нормативно-правовыми актами, о чем упоминается при каждом удобном случае, но все же министерство является вышестоящим органом по отношению к налоговой службе. Следовательно, налоговики в своей работе должны придерживаться мнения, отраженного в письмах.

Кроме того, поддержку своей позиции можно найти и в недавно созданном сервисе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами». В данном разделе собраны письма Федеральной налоговой службы, ссылка на которые может снять все претензии налоговиков. Сервис размещен на официальном сайте ФНС. При этом относительно разъяснений Минфина следует помнить, что они обязательны для налоговиков лишь в случае, когда непосредственно направлены в адрес налоговой службы. На этом настаивают как финансисты (письмо Минфина России от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138), так и сами налоговики (письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716@). Однако стоит вспомнить подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса, где прямо говорится о том, что инспекторы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 сентября 2006 г. № 13322/04 указано: факт направления письма конкретному лицу по его обращению не исключает более широкого действия данных финансистами разъяснений, если в них содержатся обязательные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение; следовательно, использовать их может кто угодно.

Также следует опираться не только на самые последние письма, но и на те, которые были актуальны в проверяемый период. И если это не поможет избежать доначислений налогов, то как минимум избавит от начисления пеней. Такой вывод следует из анализа пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса. Налогоплательщикам не могут быть начислены пени на сумму недоимки, если таковая возникла вследствие применения в работе позиции ведомственных чиновников. Вина в совершении налогового правонарушения при таких обстоятельствах исключается. Аналогичного мнения придерживаются и арбитражные судьи (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2009 г. по делу № А42-1455/2009).

Еще одним значимым источником обоснования своих доводов является сложившаяся положительная для налогоплательщиков судебная практика по спорным вопросам. Еще в письме ФНС России от 11 мая 2007 г. № ШС-6-14/389@ было указано: если налоговый орган полагает, что обстоятельства дела сходны с теми обстоятельствами, при которых действия налогового органа признаны незаконными, и у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, то целесообразно учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику. Можно добавить конкретную позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Но сам по себе факт решения суда не в пользу налогового органа не может являться основанием для исключения из проекта решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения законных и обоснованных выводов о допущенных налогоплательщиком нарушениях законодательства о налогах и сборах (письмо ФНС России от 30 мая 2006 г. № ШС-6-14/550@).

Вместе с тем не будет лишним проверить акт проверки на наличие арифметических ошибок при исчислении налогов. Понятно, конечно, что цифры налоговиками неоднократно перепроверяются, но от ошибок никто не застрахован. Так что если таковые обнаружены, то нужно смело об этом заявлять.

Еще имеет смысл проверить заключительную часть акта, где предложено уплатить определенные суммы налогов, сборов, пеней и штрафов. Это связано с тем, что при доначислении налогов инспекторам необходимо учитывать имеющиеся суммы переплаты на дату уплаты налога за тот период, за который он начисляется. А процедура эта, по признанию инспекторов, не самая простая, в связи с чем допустить ошибку не составит труда. А как следствие будут рассчитаны неверно и пени, и штрафы.

Как уже ранее упоминалось, налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, месте и времени рассмотрения материалов проверки. В связи с этим многие организации задаются вопросом: стоит ли ходить на комиссию?

Начальнику Инспекции ФНС России № 20 по г. Москве

(Ф.И.О. начальника инспекции)

111141, г. Москва, Зеленый просп., д. 7а Общества с ограниченной ответственностью «Доломит» (ООО «Доломит») ИНН 7720123456 КПП 772001001 111141, г. Москва, ул. Металлургов, д. 49

ВОЗРАЖЕНИЯ на акт камеральной налоговой проверки № 11-05 от 20.01.2012 г.

В результате проведенной камеральной налоговой проверки в отношении ООО «Доломит» на основании налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2011 г., был составлен акт № 11-05 от 20.01.2012 г. По результатам данного акта Обществу предложено уплатить недоимку по налогам (сборам) в сумме ________, начисленные на нее пени в сумме ________, а также штрафы в размере ________. Данные предложения основаны на материалах проверки и выводах, отраженных в акте. Считаем, что данные выводы основаны на фактах, не отражающих фактических обстоятельств дела, а также не соответствующих действительности и положению норм законодательства о налогах и сборах, по следующим основаниям:

1.Указывается пункт акта, с которым выражается несогласие, и приводятся обоснованные доводы.

2.

3. и т. д.

Учитывая изложенное, а также представленные документы, просим отменить акт налоговой проверки № 11-05 от 20.01.2012 г. (или те пункты акта, с которыми вы не согласны), а также начисление налогов в сумме ________ и соответствующих сумм пеней и штрафов.

Руководитель ООО «Доломит» А.А. Кузнецов

(подпись, дата, печать)

Конечно же, каждый решает самостоятельно, делать это или нет. Однако при решении этого вопроса полезно будет знать следующее.

Каждый налогоплательщик имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки лично или через представителя. При этом неявка налогоплательщика на комиссию не является препятствием для ее проведения. То есть материалы будут рассмотрены и в отсутствие проверяемого лица.

Вместе с тем Налоговым кодексом не запрещено в отсутствие письменных возражений заявить свои требования устно в процессе рассмотрения. Также не запрещено представить какие-либо дополнительные документы, которые в силу различных причин не были представлены вместе с письменными возражениями, и налоговый орган обязан их принять и изучить. Кроме этого, на комиссии вы имеете право дополнить свои возражения, привести дополнительные аргументы в свою пользу, которые не были заявлены ранее, а также отказаться от возражений вовсе. Но в таком случае необходимо проследить, чтобы дополнительно предъявленные требования были зафиксированы в протоколе рассмотрения материалов проверки, экземпляр которого вам должны выдать в инспекции. Это связано с тем, что ваши доводы не должны остаться без рассмотрения и должны быть учтены при принятии решения.

Кроме всего прочего, если у вас нечем возразить контролерам, то как минимум можно ходатайствовать о снижении штрафных санкций в связи с наличием смягчающих ответственность обстоятельств. Ведь налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства должен снизить размер штрафа не менее чем в два раза.

Таким образом, посетить комиссию имеет смысл, даже если вам нечего противопоставить инспекторам. Все равно можно добиться результата, хотя и минимального.

Д. Начаркин, редактор-эксперт

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Результаты определенных действий (налоговые проверки, обнаружение фактов налоговых правонарушений) налоговый орган сопровождает оформлением акта, который вручается налогоплательщику.

Вид налогового контроля

Оформление результатов (примечание)

Сроки для оформления результатов налогового контроля

Камеральная налоговая проверка (КНП)

Акт налоговой проверки (составляется только в случае, если проверяющими выявлены нарушения, – п. 5 ст. 88 НК РФ)*

10 рабочих дней со дня окончания проверки (абз. 2п. 1 ст. 100 НК РФ)

Выездная налоговая проверка (ВНП)

Акт налоговой проверки (составляется вне зависимости от результатов проверки)

Два месяца со дня составления справки о выездной налоговой проверке (абз. 1п. 1 ст. 100 НК РФ).

Обнаружение фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, ответственность за которые установлена НК РФ**

Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях***

10 дней со дня выявления указанного нарушения (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

* Акт вручается проверяемому лицу под подпись или направляется по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня составления акта (пп. 1 п. 3, п. 5 ст. 100 НК РФ). Как правило, вместе с актом вручается извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.

** За исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101НК РФ (п. 1 ст. 101.4).

*** Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под подпись или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ) и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 4 ст. 101.4). Датой вручения акта, направленного по почте заказным письмом, считается шестой день считая с даты его отправки.

Налогоплательщик может не согласиться:

  • с выводами, предложениями, какими‑либо фактами, изложенными контролерами в акте (п. 6 ст. 100, п. 5 ст. 101.4);
  • с результатами дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101 НК РФ).

Тогда он вправе подать возражения: письменно обратиться в налоговый орган.

Письменные возражения по акту, результатам дополнительных мероприятий налогового контроля можно представить в целом или по отдельным положениям (в части). В приложении к Информации ФНС приведена форма представления возражений по акту налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить подтверждающие обоснованность своих возражений документы (их заверенные копии). Впрочем, не поздно это сделать и во время явки на рассмотрение акта, а также результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Тогда же даются устные пояснения.

На подачу возражений налогоплательщику отводится определенный промежуток времени.

Выражение несогласия на…

Срок для подачи возражения

…акт налоговой проверки

Месяц со дня получения акта (п. 6 ст. 100)

…акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях

Месяц со дня получения акта (п. 5 ст. 101.4)

…результаты дополнительных мероприятий налогового контроля

В течение 10 дней со дня истечения срока проведения дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6.1 ст. 101)

Возражения подаются (лично или через представителя) в канцелярию налогового органа или окно приема документов, но можно воспользоваться и почтовой отправкой.

Законные представители – это представители организации по закону или на основании учредительных документов (ст. 27 НК РФ); уполномоченные представители – представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

В Информации ФНС акцентирует внимание на процедуре подачи возражений на акты налоговых проверок. Такие возражения направляются (лично или через представителя) в адрес налогового органа, составившего акт.

Номер, адрес и реквизиты своей налоговой инспекции можно узнать с помощью сервиса «Адрес и платежные реквизиты Вашей инспекции».

За 15 лет безупречной работы нашими услугами воспользовались более 14 000 клиентов, у которых есть множество запросов на услуги, которые можете оказывать Вы. И мы готовы предоставить Вам возможность оказывать услуги по своему направлению для наших клиентов!

Заполните форму ниже, для того, чтобы участвовать в отборе компаний для пополнения экосистемы для бизнеса от компании Бизнес-Гарант.

Как правильно написать возражения на акт налоговой проверки

— В канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа

— По почте

— Лично

— Через представителя

Законных представителей

— это представители организации по закону или на основании учредительных документов (п. 1 ст. 27 НК РФ)

— это представители физического лица в соответствии с гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 НК РФ).

Уполномоченных представителей

— это представители, действующие на основании доверенности (ст. 29 НК РФ).

В течение одного месяца со дня получения акта в случае несогласия с фактами, изложенными:

— в акте налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ),

— в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ)

можно представить письменные возражения по указанным акту в целом или по их отдельным положениям.

Возражения — это письменное обращение в налоговый орган, выражающее несогласие с актом налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ) или актом об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).

— в случае если присутствие лица признано обязательным, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки;

— в случае если присутствие лица не признано обязательным, принимается решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие указанного лица.

При явке на рассмотрение акта можно давать устные пояснения, а также представлять подтверждающие документы.

  • Срок подачи возражений на акт выездной налоговой проверки

  • По состоянию на 18.12.2020

    г.Москва
    Адвокат по налоговым делам Гордон А.Э.

    Акт налоговой проверки составляется налоговым органом по результатам налоговой проверки (статья 100 НК РФ). Возражение на акт налоговой проверки подается налогоплательщиком, если налогоплательщик не согласен с итогами проверки полностью, или в части. Представить возражение на акт — право налогоплательщика (статья 21 НК РФ).
    Налоговый кодекс РФ предусматривает два вида налоговых проверок — камеральные и выездные (ст.87 НК РФ), по выездным составление акта налоговой проверки — обязательная процедура, для камеральных — акт налоговой проверки составляется только в случае выявления нарушений.

  • По правилам статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной налоговой проверки в течение 10 дней с даты окончания проверки должен быть составлен акт налоговой проверки, и затем, в течение 5 дней, акт должен быть вручен проверяемому налогоплательщику (часть 1 и часть 5 ст.100 НК РФ).

    Замечание №1:

    Любые сроки в налоговых правоотношениях исчисляются по особым правилам, специально установленным в Налоговом кодексе РФ. Общие правила исчисления сроков для целей налогообложения установлены в статье 6.1 Налогового кодекса.

    Сроки в Налоговом кодексе могут быть установлены в годах, кварталах, месяцах, днях. Правила исчисления сроков раскрыты в соответствующих частях статьи 6.1 НК РФ.
    Важно помнить два основных правила исчисления сроков:
    1) Сроки, установленные (исчисляемые) в Налоговом кодексе в днях – исчисляются в рабочих днях (часть 6 ст. 6.1 НК РФ).
    2) Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало (Часть 2 ст. 6.1 НК РФ).

    С учетом правил ст. 6.1 НК РФ исчисление срока представления возражений на акт налоговой проверки проводится в следующем порядке.
    Налогоплательщик вправе представить письменные возражения на акт налоговой проверки в течение одного месяца, со дня получения акта. (часть 6 ст. 100 НК РФ).

    Начало течения срока определяем со следующего дня после наступления события (ч.2 ст.6.1 НК РФ). Для представления возражений на акт, событие — это вручение акта.
    Как правило, Акт налоговой проверки вручают налогоплательщику лично (или его представителю), или направляют по почте (ч.5 ст.100 НК РФ).
    Срок истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока (ч.5 ст. 6.1 НК РФ).

    Замечание №2:

    Дата вручения акта зависит от способа вручения — лично или по почте.
    При личном вручении акта налогоплательщику (представителю) все просто — налоговые органы используют бланки актов налоговых проверок утвержденной формы. О получении акта налогоплательщики расписываются на одном из последних листов акта, экземпляра, остающегося у налоговой. Дата указанная в этой расписке является датой вручения акта.
    По этому, при получении акта, дублируйте расписку о получении акта и на своем экземпляре!

  • По правилам ст.6.1 НК РФ сроки, исчисляемые месяцами истекают в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Статья содержит две оговорки по дате окончания сроков:

    1) Если в месяце истечения срока отсутствует соответствующая дата (например, 31 число, или «числа конца февраля», в таком месяце срок исчисляемый в месяцах оканчивается в последний день месяца.

    2) Если последний день срока приходится на выходной, не рабочий, или праздничный день, днем окончания срока считается следующий за ними первый рабочий день.

    С учетом правил ч.6 ст.100 НК РФ подать возражения на акт налоговой проверки возможно в течение одного месяца, следовательно, срок возражений на акт налоговой проверки истекает в следующем месяце в календарную дату, следующую после даты месяца вручения акта.

    Например:

    Акт камеральной налоговой проверки вручен налогоплательщику 28 декабря 2020г., с учетом приведенных правил статей 6.1 и 100 НК РФ срок возражений на акт истекает 29 января 2021г.

    Если Акт камеральной налоговой проверки вручен налогоплательщику 29 января 2021г., с учетом приведенных правил статей 6.1 и 100 НК РФ срок возражений на акт истекает 01 марта 2021г. (Срок должен истечь 29 февраля 2021г., но эта дата в 2021 отсутствует, следовательно, месячный срок истекает в первый следующий за ним рабочий день).

  • Налоговики вправе направить акт налоговой проверки налогоплательщику заказным письмом, если налогоплательщик уклоняется от получения акта (часть 5 ст. 100 НК РФ).

    При направлении акта по почте акт считается врученным на шестой день, начиная с даты отправки заказного письма.

    Соответственно, по правилам ч. 6 ст. 100 НК РФ, срок возражений на акт, при его направлении по почте так же составляет один месяц, и начинает течь с даты вручения – то есть, в шестой день, начиная с даты отправки заказного письма.
    При этом исчисление срока в днях ведется в рабочих днях.

    Например:

    Акт налоговой проверки отправлен заказным письмом 28 декабря 2020г. Когда истекает срок возражений на акт проверки?

    При отправлении акта заказным письмом, дата вручения акта налогоплательщику считается шестой рабочий день, начиная с даты отправления письма, то есть 13 января 2021.

    Срок возражений на акт проверки – один месяц, с даты получения акта. С учетом правил ст.6.1 НК РФ срок возражений на акт проверки истекает 15 февраля 2021 (последний день срока приходится на 14 февраля — выходной день, следовательно, окончание срока переносится на первый рабочий день, следующий за ним).

  • 14 ноября 2017 года принят федеральный закон N 325-ФЗ об изменении закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и КоАП РФ. Пока не подписан и не опубликован. Предполагается, что закон вступит в силу в течение 180 дней с момента публикации.

    По действовавшим правилам валютного законодательства РФ расчеты по экспортным (импортным) контрактам по товарам, работам, услугам российские организации и ИП обязаны осуществлять исключительно через уполномоченные банки , а полученная экспортная выручка, и уплаченные авансы (в случае неисполнения поставки), должны быть возвращены в страну.

    Купля-продажа квартир уверенно вошла в повседневную практику российской жизни. Широкое освещение в интернете различных аспектов покупки квартир: подбор квартир, оформление ипотеки, какие документы на квартиру проверять, создают у покупателей впечатление осведомленности и уверенности в собственных силах купить квартиру без риэлтора, самостоятельно.

    Скажем прямо, эти впечатления — ложные.

    Сделки с недвижимостью это не только юридическая составляющая, но и процедура — технология проведения сделки, которая позволяет уравновесить возникающие риски во время подготовки и исполнения сделки. Важно знать не только что, но и как: оформлять, проверять, какие действия и в какой последовательности совершать, и какие необходимо оформить во время каждого действия документы.

    Как правило, квартиры и другую недвижимость приобретают по договору купли-продажи. В таких сделках обычно участвуют две стороны: покупатель и продавец. Один – продает, второй – покупает, происходят оба эти действия одновременно. При этом, из самих названий действий очевидно, что цели у каждой из сторон сделки разные, обязательства разные, и риски разные.

    В договоре купли-продажи квартиры или другой недвижимости обычно большие риски несет покупатель. Правильное совершение и проведение сделки купли-продажи достаточно надежно защищает интересы продавца. В случае расторжения договора купли-продажи квартиру вернут продавцу, право собственности покупателя на квартиру прекратят, с продавца взыщут уплаченную за квартира сумму денег. Прогнозировать срок возврата денег – не возможно. Как правило, эти деньги продавец давно потратил.

    Что бы покупателю получить назад деньги – ему нужно будет очень потрудиться.

    Как избежать описанных ситуаций?

    Недвижимость, в том числе и квартиры — самое дорогостоящее имущество для обычных граждан и организаций. Рискуют при покупке недвижимости обе стороны — и покупатель и продавец. Продавец может остаться без денег, покупатель — без недвижимости. Причем, если у продавца это выяснится сразу по ходу исполнения сделки, у покупателя это может произойти спустя несколько лет. Очевидно, покупатель рискует значительно больше.

    Стоимость однушки на окраине Москвы составляет около 5 миллионов руб. Единицы могут позволить себе потерять такую сумму. По этому необходимо проверить квартиру при покупке. Проверка заключается не столько в осмотре, сколько в юридической проверке — так называемая проверка юридической чистоты квартиры, или юридическая проверка квартиры.

    О проверках недвижимости написано много, но мы не рекомендуем заниматься проверками самостоятельно, даже если вы сами нашли недвижимость и решили сэкономить на риэлторе.

    Как правило, поверив в свой жизненный опыт, знание людей, и руководствуясь публикациями в интернете, покупатель запрашивает выписку из Единого государственного реестра прав (ЕГРП), сверяет ее с документами продавца, и при совпадении сведений успокаивается. Заполняет с продавцом «типовой» договор купли-продажи квартиры, скачанный из интернета или взятый у знакомых и сдает документы на регистрацию.

    Далее, все проходит индивидуально: кому-то везет, и новый собственник долгие годы спокойно пользуется купленной квартирой, но бывает и по другому. Например, многие покупатели уже при подаче заявления в Росреестр сталкиваются с проблемами, продавец не является. А если покупатель взял кредит?

    Эффективность экономии на услугах риелторов и юристов покупатель и продавец смогут оценить через несколько лет после совершения сделки купли-продажи квартиры.

    Для работающих с недвижимостью известна аксиома: в сделках с недвижимостью нет мелочей. Любая мелочь, имеет значение, и не известно, когда она «выстрелит». Как вы уже понимаете, эти мелочи важны прежде всего для покупателя. И выявить их необходимо до совершения сделки.

    Не рекомендуем надеяться на риэлторов и юристов противоположной стороны. Не рассчитывайте, что они за вас проведут всю необходимую подготовительную работу и окажут вам помощь при проведении сделки. Действительно, они будут готовить сделку, и проведут ее, но в интересах своего заказчика. О выявленных недостатках и огрехах вы скорее всего не узнаете, юрист противоположной стороны не обязан вас консультировать или оказывать вам помощь. Тем более, он не обязан обеспечивать соблюдение ваших интересов. Он скажет о проблемах только в том случае, если это влияет на его клиента, и скорее всего, когда будет отказываться от продолжения сделки.

    Риэлтор и юрист противоположной стороны получают вознаграждение за свою работу от своего заказчика, и по этому, они защищают именно его интересы.

    Инструкция: готовим возражение на акт налоговой проверки

    Возражения по акту налоговой проверки — это выраженное в письменном виде несогласие с актом налоговой проверки, содержащее в себе мотивировку незаконности, основанную на нормативных актах и подтверждённую документами. К ним могут прилагать копии бумаг, свидетельствующих о правоте проверяемого.

    Возражения по акту налоговой проверки обычно представляют:

    • при несогласии с аргументами проверяющих: изложением фактов, ошибками в расчётах, толкованием законов, выбором доказательств и т. п.;
    • при несоблюдении порядка проведения проверки: сроков, допросов, осмотров, изъятия документов и др.;
    • при несоответствии выводов о нарушениях и способах привлечения к ответственности.

    Организации и физические лица представляют возражения по акту на протяжении одного месяца с момента получения, ответственные участники консолидированных групп — на протяжении тридцати дней (п. 6 ст. 100 НК РФ).

    Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), может приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

    в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 № 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ

    Как видно, Налоговый кодекс РФ чётко и конкретно описывает ситуации, в которых налогоплательщик может заявить своё несогласие с действиями налоговых инспекторов, а также оспорить выводы, сделанные ими по результатам проверки. Вполне однозначно определён и срок подачи возражений — 1 месяц с момента получения соответствующего акта.

    Представляют возражения:

    • налогоплательщики;
    • плательщики сборов;
    • плательщики страховых взносов;
    • налоговые агенты;
    • консолидированные группы.

    Те же правила действуют и для представителей: свои возражения на акт они могут представить в тридцатидневный срок.

    Письменные возражения по акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков (КНГ) представляются ответственным участником этой группы в течение 30 дней со дня получения указанного акта. При этом ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе приложить к письменным возражениям документы, подтверждающие обоснованность своих действий.

    Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту НК РФ)

    пункт 6 статьи 100

    Дату подписания акта проверяемым лицом или шестой день после отправления заказным письмом считают датой вручения (п. 5 ст. 100 НК РФ).

    Пример 1: организация получила акт 9 февраля 2017 г. – возражения можно подать до 9 марта 2017 года включительно.

    Пример 2: ответственный участник КНГ получил акт 9 февраля 2017 г. – возражения подаются до 27 марта 2017 года.

    Согласно действующим правилам, срок в 1 месяц истекает в соответствующее число следующего месяца, срок, исчисленный днями, по умолчанию исчисляется в рабочих днях (ст. 6.1 НК РФ).

    В случае непредставления возражений в срок, их предъявляют в момент рассмотрения материалов проверки. Ответственность за это не предусмотрена (п. 4 ст. 101 НК РФ).

    На схеме указаны сроки представления возражений при вручении акта 9 февраля 2017 г.

    Возражения представляют в письменном виде.

    Сначала знакомятся с материалами проверки. Доступ к ним предоставляют по заявлению, которое рассматривают 2 дня. Ознакомление происходит путём визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий. Представителя допускают к материалам проверки после подтверждения полномочий. После ознакомления составляют протокол (п. 2 ст. 101 НК РФ).

    Законодательно утверждённой формы возражений нет. Их оформляют в произвольном виде, соблюдая требования к составлению официального документа.

    В правом верхнем углу обычно указывают наименование налогового органа, проводившего проверку, и его адрес. Ниже указывают наименование (название, Ф.И.О.) проверяемого лица, его адрес, телефон.

    В заглавие включают дату и номер акта, который оспаривается. Например, «Возражения по акту налоговой проверки № ___ от __.__.2017».

    Текст акта (фрагменты) не переписывают, поскольку он есть у каждой стороны. В тексте возражений указывают, с чем конкретно не согласны. Аргументируют свои позиции реальными документами или нормативными актами. Прилагают копии свидетельствующих документов, если их нет в материалах дела. После описания сути возражений и обоснования своих позиций предлагают принять решение с учётом представленных документов.

    После текста приводят перечень приложений (копий документов), содержащий название, дату каждого документа и количества листов (номера листов в подшивке).

    Ниже ставят дату (число, месяц, год) и подпись с полной расшифровкой. Должностное лицо указывает свою должность.

    При представлении с возражениями копий подтверждающих документов их прошивают или скрепляют степлером вместе с возражениями и нумеруют листы. С обратной стороны, в месте скрепления прошивки, указывают сколько листов прошито, подписывают и ставят дату. Копию каждого документа заверяют надписью «Верно», подписью заверителя с расшифровкой (фамилия и инициалы) и указанием должности, датой заверения. Порядок заверения представляемых документов, установлен письмом Минфина РФ от 07.08.2014 No 03–02-РЗ/39142.

    Если проверяемое лицо имеет печать, то подписи скрепляют печатью.

    Ниже представлена схема оформления возражений.

    Возражения по акту любой налоговой проверки представляют в инспекцию, проводившую проверочные мероприятия. Существует два способа доставки возражений:

    • непосредственно в налоговую инспекцию
    • почтой.

    Перед сдачей в налоговую инспекцию составляют сопроводительное письмо в виде заявления в двух экземплярах. В нём пишут, что направляют возражения по акту налоговой проверки № __ от (дата) с приложениями на ___ листах. Ставят дату письма, должность — должностное лицо, подпись, расшифровку подписи и печать (если есть). На каждом экземпляре уполномоченный сотрудник инспекции обычно ставит штамп о принятии документа, указывает на нём дату принятия, и входящий номер. Один экземпляр сопроводительного письма вместе с возражениями остаётся в инспекции, второй — у подателя возражений.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *