Положение о внутреннем контроле предприятия образец 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о внутреннем контроле предприятия образец 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 года № 1188 (далее — Постановление № 1188) утвердило отдельные требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают:

  • адвокаты;
  • нотариусы;
  • лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;
  • аудиторские компании и индивидуальные аудиторы.

Эти требования приняты для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). А именно, согласно п. 1 его ст. 7.1, требования данного ФЗ в отношении организации внутреннего контроля распространяются на перечисленных лиц.

Правила внутреннего контроля, действующие до 13.01.2022, указанные лица должны привести в соответствие с Постановлением № 1188 в течение 1 месяца. То есть, до 13 февраля 2022 года.

Какие изменения учесть

Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.

Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.

Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:

  • документального фиксирования информации;
  • приостановления операций;
  • действий в случае отказа выполнить распоряжение клиента совершить операцию.

Новые требования к разработке порядка внутреннего мониторинга распространяются на ИП и юрлиц, оказывающих услуги в сфере юриспруденции, бухгалтерского учета, на аудиторские организации, индивидуальных аудиторов, а также на адвокатов и нотариусов. Сейчас организация внутреннего контроля регулируется нормами Закона № 115-ФЗ, но с 13 января 2022 года вступает в силу Постановление № 1188, и тогда работа этой категории субъектов хозяйствования должна быть приведена в соответствие с последним документом.

Отсрочка по налогам снижает «антиотмывочные» риски
Банки / 13:31 30 ноября 2020

Росфинмониторинг прекратит проверки по «отмыванию» до конца 2020 года
Проверки / 13:31 22 мая 2020

Утверждены требования к правилам внутреннего контроля аудиторов и бухгалтеров
Экономика и бизнес / 10:50 19 июля 2021

Утверждены новые требования для ИП
Экономика и бизнес / 13:15 26 мая 2020

1. Цели и задачи системы внутреннего контроля организации.

2. Организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок функционирования системы внутреннего контроля организации.

3. Структурные подразделения, отвечающие за функционирование системы внутреннего контроля организации.

4. Порядок проведения аудита и оценки системы внутреннего контроля организации.

Информация об организации системы внутреннего контроля организации

5. Профессиональные, этические и поведенческие стандарты, применяемые при организации системы внутреннего контроля организации.

6. Распределение и разграничение полномочий и обязанностей сотрудников при организации системы внутреннего контроля организации (графическое изображение в виде схемы).

7. Требования к квалификации сотрудников, процесс обучения и повышения квалификации сотрудников, применяемые при организации системы внутреннего контроля организации.

8. Оценка стратегии управления рисками организации.

9. Способы и методы выявления и оценки организацией рисков.

10. Уровень существенности, используемый при выявлении и оценке организацией рисков.

11. Операции, характеризующиеся высоким уровнем потенциального риска.

12. Описание рисков, идентифицируемых организацией в целях налогового мониторинга.

13. Документы, используемые при разработке контрольных процедур организации.

14. Описание уровней контроля и контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга.

15. Порядок документального оформления результатов выполнения контрольных процедур организации.

16. Порядок проведения анализа результатов выполнения контрольных процедур организации.

19. Порядок осуществления организацией мониторинга и оценки организации системы внутреннего контроля организации.

20. Порядок разработки и утверждения мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля организации.

21. Проверочный лист для оценки уровня организации системы внутреннего контроля организации.

Производственный контроль является обязательным пунктом программы, если компания владеет и управляет опасным производственным объектом. Везде, где есть вероятность получения профессиональных заболеваний, где у сотрудников вредные либо опасные условия труда, необходима эта бумага.

Срок, после которого производится текущий производственный контроль, может быть разным. Частота его зависит от многих факторов, например:

  • Санитарно-эпидемиологическое состояние в целом по отрасли.
  • Количество случаев серьезного травматизма в организации за последний год. Если это количество равняется нулю, то минимальный срок между плановыми контролирующими мероприятиями может быть значительно увеличен.
  • Область деятельности компании. Бывают сферы, в которых производственный контроль осуществляется раз в год даже при самых благоприятных условиях.
  • Частота проведения профилактических мероприятий.
  • Имеются ли случаи профессиональных заболеваний (которые произошли из-за условий труда, отсутствия мер профилактики и пр.)

Словом, приказ о производственном контроле подписывается руководителем по мере необходимости и для соблюдения требований в конкретной ситуации.

Регулируется эта деятельность Федеральным законом №116-ФЗ, действующим с 21 июля 1997 года, и другими законами относительно промышленной безопасности и организации производственного контроля.

Однако приказ – это не единственный и не основной документ. На каждом предприятии необходимо иметь специальное Положение о производственном контроле, для того чтобы у проверяющих организаций не было шанса наложить административную ответственность на компанию.

Положение о внутреннем финансовом контроле

Производственный контроль, особенно проводимый впервые, вызывает массу вопросов. Для того чтобы соблюсти все формальности и юридически грамотно оформить протекающий процесс, прибегают к следующей цепочке последовательных действий:

  1. Разработка Положения. Нет типового бланка или образца этого документа, верного для всех предприятий. Положение должно разрабатываться каждый раз заново. При этом должна учитываться специфика каждого учреждения, отмечаться важные нюансы в конкретной сфере и условиях.
  2. Прохождение согласования разработанного документа в Ростехнадзоре. Этот орган должен не только подтвердить юридическую грамотность разработанного документа, но и присвоить ему регистрационный номер. В него отправляются две копии положения. Одна – возвращается.
  3. Приказ о производственном контроле вводит утвержденную документацию к действию. Он заключительная часть алгоритма.

Помимо введения в действие Положения, приказом можно назначить ответственных лиц (как чаще всего и поступают). Поэтому основная часть приказа в прикрепленном образце состоит из нескольких пунктов. Начинается приказ с шапки. В ней обязательно прописываются наименование организации и номер приказа. Он необходим для систематической регистрации такого вида документов в журналах предприятия.

В основной части обычно прописывается следующая информация:

  • Ссылка на Федеральный закон №116-ФЗ, действующий с 21 июля 1997 года. Это обязательный пункт. В соответствии с этим основным законодательным актом все и делается. При необходимости к нему добавляется ссылка на разработанное и утвержденного Положение.
  • Утверждение Положения. Этим приказ вводит его в силу.
  • Кто будет являться ответственным лицом за соблюдение производственного контроля на предприятии в целом. При этом прописываются должность сотрудника и его ФИО. Также обязательное условие правильного оформления этого приказа – наличие подписи назначаемого лица в нижней части документа.
  • Кто ответственен за ознакомление указанного круга сотрудников с приказом. Это может быть секретарь, начальник отдела кадров и пр.
  • За каким лицом в организации остается контроль за выполнением приказа. Часто руководитель оставляет его за собой. Хотя в больших организациях это может быть заместитель либо начальник подразделения.

№ п/п

Вид внутреннего

контроля

Мероприятия

Субъекты

Предварительный контроль

Комплекс процедур и мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение ошибок, нецелесообразных и (или) незаконных действий должностных лиц учреждения на этапе планирования деятельности до начала совершения факта хозяйственной жизни, осуществляемый до начала совершения хозяйственной

операции и позволяющий определить целесообразность и правомерность конкретной операции.

Проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);

Предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств;

Проверка планово-финансовых документов (расчетов потребности в денежных средствах, заявок, включаемых в план закупок, смет доходов и расходов и др.) должностными лицами учреждения, главным бухгалтером, бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;

Проверка обоснованности совершаемых операций, правильности расчетов плановых показателей;

Проверка и визирование проектов договоров специалистами, юридическим управлением, главным бухгалтером, бухгалтером.

Наиболее распространенным методом предварительного контроля является санкционирование (разрешение) операций.

Должностные лица учреждения в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Основные функции при осуществлении предварительного контроля осуществляются планово-финансовым отделом, отделом бухгалтерского учета и юридическим управлением.

Вид проверки

Комплексная проверка

Проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период.

Выборочная проверка

Проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка.

Тематическая (целевая) проверка

Проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу).

Последующий контроль по уровню подчиненности должен осуществляться руководителями подразделений учреждений на систематической основе с формированием ежеквартального отчета о контрольных мероприятиях, содержащего результаты осуществленных контрольных процедур. Данные отчеты передаются службе внутреннего аудита для обобщения выявленных проблем и выработки рекомендации по предотвращению нарушений. Образец формы отчета руководителя структурного подразделения о проведении контрольных мероприятий по проверке операций с нефинансовыми активами представлен в Приложении № 1.

Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Система внутреннего финансового контроля должна быть направлена на обеспечение разумной уверенности в достижении целей учреждения, при этом допускается наличие определенных ограничений из-за влияния следующих факторов:

  • субъективность суждений, сформированных в результате:
  • неверного выбора средств контроля и мероприятий, направленных на управление рисками;
  • неверного истолкования требований законодательства и/или локальных нормативных документов;
  • отсутствие достаточных статистических данных для осуществления оценки финансовых рисков с требуемой для учреждения степенью точности;
  • сговор двух и более лиц, предполагающий преднамеренные действия работников учреждения по нарушению средств контроля;
  • ошибки работников по причине небрежности и/или недостаточного уровня компетенции.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности подразделений на основе функциональной независимости должна осуществляться службой внутреннего аудита.

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Приложение № 5. Положение о внутреннем финансовом контроле

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
описание методики внутреннего контроля;
оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).

Для отражения итогов ВФК в коммерческих структурах может использоваться не только журнал, но и иной регистр. Вид его определяется внутренним локальным актом. Например, положением о внутреннем контроле в ООО или ПАО может утверждаться форма журнала внутреннего финансового контроля или форма другого документа (реестра, регистра, свода), составляемого по итогам контрольных мероприятий. Состав информации и структуру такого документа (регистра) разрабатывает сама компания исходя из своих внутрифирменных задач и потребностей.

В отдельных случаях форма, вид и порядок заполнения подобного регистра закреплены законодательно. К примеру, для бюджетных структур форма журнала, правила его составления и ведения приведены в приложении № 4 к приказу Минфина РФ от 07.09.2016 № 356, разработанному в целях исполнения ст. 162.2-1 Бюджетного кодекса.

Скачайте бланк журнала учета результатов внутреннего финансового контроля на нашем сайте.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

В процессе ВФК проверяются конкретные процедуры: порядок ведения бухгалтерского учета, составление и представление отчетности, исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности.

Оформлению журнала в бюджетном учреждении предшествуют такие мероприятия, как оценка бюджетного риска и оформление специальных карт, которые заполняются по процедурам с высоким и средним уровнем риска.

Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.

Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Приказ о производственном контроле

План финансового контроля формируется как в государственных, так и в коммерческих компаниях. Комплекс мер контрольных мероприятий формируется на год и закрепляется в карте внутреннего финансового контроля, которая подписывается руководителем организации. Для госструктур форма документа закреплена в методических указаниях или постановлениях различных ведомств.

Состав постоянно действующей комиссии по внутреннему финансовому контролю

  1. Создать постоянно действующую комиссию в следующем составе:

№№ п/п

Должность

ФИО

1.

Председатель комиссии

Татьяна Александровна Визжачая

2.

Заместитель председателя

Нина Васильевна Рябова

3.

Член комиссии

Елена Сергеевна Распутина


Приложение№2

УТВЕРЖДАЮ

_________________

Т.А.Визжачая

«16» июля 2018г.

1.Основные задачи и полномочия Комиссии .

Основные задачи:

  • следить за соблюдением законодательства регулирующего порядок осуществления финансово- хозяйственной деятельности;
  • обеспечить точность и полноту составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • обеспечить своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращать ошибки и искажения;
  • требовать исполнения распоряжений руководителя;
  • следить за выполнением планов финансово-хозяйственной деятельности;
  • обеспечить сохранность финансовых и нефинансовых активов;

— повышать эффективность использования средств.

2.Полномочия Председателя Комиссии по внутреннему финансовому контролю:

-распределение обязанностей между членами комиссии;

-проведение заседания по вопросам, относящимся к компетенции.

Полномочия комиссии:

-запрашивать у структурных подразделений необходимые документы и сведения;

-получать от сотрудников объяснения;

-привлекать сотрудников к проведению проверок, служебных расследований, совещаний и пр.

3.Комиссией по внутреннему финансовому контролю до начала текущего года разрабатывается План контрольных мероприятий на текущий год.

Перечень отдельных процедур и мероприятий систематического внутреннего финансового контроля доводится Комиссией по внутреннему финансовому контролю до ответственных должностных лиц.

Конкретное учреждение должно составить свой перечень, свои сроки, свои мероприятия.

4.Для каждой процедуры (мероприятия) указываются:

-форма внутреннего финансового контроля (предварительный, текущий, последующий);

— описание процедуры (мероприятия);

— задачи процедуры (мероприятия);

— ответственные лица.

5.Плановые проверки проводятся Комиссией по внутреннему финансовому контролю в соответствии с утвержденным руководителем Планом контрольных мероприятий (Приложение №3) на текущий год, в котором для каждой плановой проверки указывается:

— тематика и объекты проведения плановой проверки;

— перечень контрольных процедур и мероприятий;

— сроки проведения плановой проверки.

6.Внеплановые проверки осуществляются по вопросам, в отношении которых есть информация или достаточная вероятность возникновения нарушений, незаконных и действий.

7.Основанием для проведения внеплановой проверки является распоряжение руководителя, в котором указаны:

— тематика и объекты проведения внеплановой проверки;

— перечень контрольных процедур и мероприятий;

— сроки проведения внеплановой проверки.

8.По результатам любой проверки составляется акт (приложение №4).

9.Комиссия по внутреннему финансовому контролю контролирует выполнение мероприятий по устранению нарушений (ошибок, недостатков, искажений), выявленных в результате:

— отдельных процедур и мероприятий систематического внутреннего финансового контроля;

— плановых и внеплановых проверок;

— внешних контрольных мероприятий.

10.При этом члены комиссии или сотрудники подразделения будут нести ответственность за:

-искажение результатов проведенных ими проверок;

-несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну;

-обеспечение сохранности и возврата полученных документов.

11.По истечении срока, установленного для выполнения указанных мероприятий, Комиссия по внутреннему финансовому контролю информирует руководителя о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

12.Ежегодно Комиссия по внутреннему финансовому контролю представляет руководителю отчет о проделанной работе, который включает в себя сведения:

— о результатах отдельных процедур и мероприятий систематического внутреннего финансового контроля;

— о результатах выполнения плановых и неплановых проверок;

— о результатах внешних контрольных мероприятий;

— о выполнении мер по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений);

— об эффективности внутреннего финансового контроля.

Приложение № 3

УТВЕРЖДАЮ:

_________________

Т.А.Визжачая

«16» июля 2018г.

План контрольных мероприятий по финансово-хозяйственной деятельности Администрации МО «Ракульское»

на 2019 год

№ п/п

Объект проверки

Проводимые процедуры и мероприятия

Дата

1

Учредительные документы

-проверка учредительных и регистрационных документов;

-наличие и регистрация изменений в учредительных документах;

-проверка наличия лицензий на лицензируемые виды деятельности и сроки;

-проверка членства в СРО;

-соответствие деятельности учреждения нормативным правовым актам, а также учредительным документам.

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, принципы, а также функции структурных подразделений и лиц, ответственных за ВК.

1.2. Система внутреннего контроля — совокупность системы органов управления и направлений ВК, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления деятельности и достижения целей, установленных в разд. 2 настоящего Положения.

2.1. Достоверность, полнота, объективность и своевременность составления и представления бухгалтерской, статистической и иной отчетности.

2.2. Соблюдение сотрудниками законодательства, нормативных правовых актов, стандартов саморегулируемых организаций, учредительных документов и иных локальных актов предприятия, в том числе исключение вовлечения сотрудников предприятия в противоправную деятельность.

2.3. Эффективность деятельности, включая экономичное использование ресурсов и обеспечение сохранности активов.

Положение о внутреннем бюджетном финансовом контроле

3.1. Разделение между сотрудниками обязанностей по созданию, приобретению, использованию, хранению, реализации и учету материальных ценностей.

3.2. Надлежащее одобрение и утверждение всех финансово-хозяйственных операций уполномоченными лицами в пределах соответствующих полномочий.

3.3. Обеспечение организационной обособленности службы ВК.

3.4. Ответственность всех субъектов ВК за надлежащий уровень контроля.

3.5. Своевременность передачи информации о выявленных нарушениях.

4.1. В функции директора входят:

4.1.1. Распределение обязанностей между подразделениями и сотрудниками, отвечающими за конкретные направления (формы, способы осуществления) ВК.

4.1.2. Определение структуры и состава СВК.

4.1.3. Принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение рекомендаций и замечаний СВК и аудиторской организации, проводящей аудит.

4.1.4. Утверждение плана проверок, подготовленного СВК.

4.1.5. Выдача СВК отдельных заданий по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности с установлением сроков их выполнения.

4.2. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур ВК лежит на службе ВК, которая осуществляет свои функции в соответствии с Положением о СВК.

4.3. Сотрудники подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в разработке процедур по осуществлению ВК. О значительных вопросах или возникших нехарактерно высоких рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству и СВК.

5.1. Выявление и оценку потенциальных и существующих рисков, которые могут негативно повлиять на деятельность предприятия.

5.2. Определение критериев оценки эффективности работы структурных подразделений, их руководителей и сотрудников.

5.3. Установление надежных средств коммуникации и связи для обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников предприятия.

5.4. Доведение до всех сотрудников их обязанностей в сфере ВК.

5.5. Использование адекватных способов учета событий и операций.

5.6. Проверку сохранности имущества и документации.

5.7. Организацию системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности предприятия.

5.8. Надлежащее документирование процедур ВК.

5.9. Разграничение доступа руководителей и иных сотрудников к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ.

5.10. Определение критериев и оценки качества системы ВК.

6.1. Настоящее Положение утверждается директором предприятия; все изменения и дополнения, вносимые в Положение, утверждаются приказом.

6.2. В случае изменения действующего законодательства РФ, внесения изменений в Устав предприятия до приведения Положения в соответствие с такими изменениями Положение применяется в части, не противоречащей действующему законодательству и Уставу предприятия.

Внутренний контроль в бюджетных учреждениях

План утверждается до начала календарного года. Включаются в план финаудита анализ законности проведенных организацией хозяйственных операций, актуальности учетной политики, степени автоматизации процессов в организации, обоснованности профессиональных суждений ответственного за учет должностного лица, прав доступа пользователей к базам данных, первичных учетных документов, бюджетной отчетности.

Аудиторский контроль проводится путем документального и фактического изучения законности хозяйственных операций и достоверности бюджетной отчетности. Должностные лица, которые проводят внутренний контроль, имеют право:

  • запрашивать и получать необходимые документы, материалы и информацию об организации и результатах финаудита;
  • посещать занимаемые объектом помещения и территории;
  • привлекать независимых экспертов.

К обязанностям субъекта относится соблюдение требований нормативно-правовых актов, проведение внутреннего финансового контроля и аудита строго по утвержденной программе, ознакомление руководителя объекта аудита с программой и результатами.

Сервис формирует для вас персональный налоговый календарь. Учитывает форму собственности, наличие сотрудников и систему налогообложения. Вам не нужно держать все в голове и искать среди всего списка налоговых дат свои. «Моё дело» напомнит об отчетных датах по смс.

Пользователи сервиса «Моё дело» получают консультационную поддержку по бухгалтерским и налоговым вопросам. В любой момент задайте экспертам вопрос по своей деятельности.

Как получить консультацию?

Эксперты консультируют в письменном виде через личный кабинет.

Обратиться в службу консалтинга может любой пользователь с оплаченным доступом к сервису.

Чтобы получить ответ на интересующий вопрос, напишите его в разделе «Консультация бухгалтера». Чем подробнее вы сформулируете вопрос, тем точнее будет полученная консультация.

По каким вопросам можно проконсультироваться?

Вы можете задать любой налоговый или бухгалтерский вопрос по вашей деятельности.

В частности, получить консультацию можно по следующим темам:

  • Бухгалтерский учет малого бизнеса
  • Расчет налогов по УСН, ПСН
  • Ведение налогового учета
  • Составление отчетности
  • Кадровый учет и расчет зарплаты
  • Порядок документооборота

Консультации пользователям предоставляются ведущими экспертами в области бухгалтерского и налогового учета, имеющими 10-летний опыт.

Сколько вопросов можно задать?

Количество вопросов не ограничено.

При необходимости можно задать уточняющие вопросы, чтобы до конца разобраться в ситуации.

Ответ на свой вопрос вы получите в течение суток.

Не узнает ли налоговая о моих вопросах?

Вы можете быть уверены, что ваша информация не попадет в чужие руки.

Мы гарантируем полную конфиденциальность. Данные пользователя, заданные им вопросы и полученные ответы никогда не будут переданы третьим лицам, в том числе и контролирующим органам.

Сервис «Моё дело» обменивается данными с ведущими российскими банками. Достаточно подключить интеграцию.

Обмен электронными документами с банком полностью автоматизирован. Вы сможете получать банковские выписки и отправлять платежные поручения на оплату прямо из личного кабинета.

Чем полезна интеграция?

С подключенной интеграцией вы сможете проводить платежи в считанные минуты.

Вы можете создать платежное поручение на тот или иной платеж в сервисе в удобном и привычном интерфейсе, а затем просто загрузить готовую платежку в личный кабинет банка в один клик. Останется только подтвердить платеж (как правило, кодом, полученным по смс) и готово.

Также интеграция позволяет загружать из банка выписки о ваших операциях по счету. Вам больше не нужно каждый день посещать банк. Весь документооборот с ним будет проходить по электронным каналам связи.

Отслеживать актуальный остаток денег на расчетном счете банка вы можете в режиме онлайн прямо с мобильного телефона.

Как интеграция облегчит ведение учета?

Интеграция позволяет загружать выписки операций по расчетному счету в банке непосредственно в систему учета. Чтобы выписка загрузилась, нужно просто нажать на активную ссылку.

На основании загруженной выписки, в учете будут отражены операции по поступлениям и платежам. Эти операции автоматически сформируют в учете необходимые бухгалтерские проводки.

После загрузки банковских выписок отраженная в них информация по движению денег попадет во все регистры и отчеты: КУДИР, декларацию по УСН, годовую оборотно-сальдовую ведомость и бухгалтерскую отчетность. Вам не придется отражать доходы и расходы вручную.

План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю

«Моё дело» автоматизирует товарный учет. Вам не придется вручную вводить поступившие и проданные товары – достаточно загрузить накладную или счет-фактуру, чтобы программа посчитала приход и расход ТМЦ.

Используя товароучет, вы сможете:

  • Отслеживать дебиторскую задолженность и движения на складе или между складами
  • Контролировать остатки товаров и получать информацию о тех товарах, которые пора закупать
  • Создавать прайс-листы для клиентов и выставлять счета, используя цены, указанные в прайс-листе
  • Печатать ценники для своих товаров
  • Загружать изображения товаров для удобной навигации по складу
  • Отправлять клиентам список товаров для заказа его у вас
  • Оформление приема заказа от покупателей
  • Формирование документа заказа поставщику
  • Проведение сборки заказа покупателя
  • Создание каталога мест хранения товаров
  • Работа с товарной аналитикой (Залежавшиеся товары, минимальные остатки товаров, минусовые остатки товаров, формирование ABC анализа по товарам)

Все данные товарного учёта по умолчанию отображаются в интернет-бухгалтерии. Не нужно отдельно импортировать сведения и переносить информацию из первичных документов в отчётность.

Сервис сам рассчитает налоги и взносы к оплате с учетом изменений законодательства.

Вероятность ошибок по человеческому фактору исключена, поскольку расчет автоматизирован. Благодаря этому можно не опасаться штрафов и пени.

Расчет налогов

Сервис рассчитывает:

  • Авансовые платежи по УСН и налог за год
  • Платежи по патенту
  • Суммы торгового сбора
  • Налог на прибыль
  • Налог на добавленную стоимость

Любой платеж рассчитывается в специальном мастере. Вы пошагово увидите, как рассчитан ваш налог.

Расчет взносов

Сервис рассчитывает:

  • Фиксированные платежи ИП
  • Дополнительный взнос предпринимателя
  • Взносы в фонды с зарплаты сотрудников

Фиксированные взносы ИП рассчитываются с учетом даты регистрации. Вам не придется переплачивать их за неполный год работы. При расчете взносов по сотрудникам в сервисе учитывается регрессия – уменьшение ставок взносов при достижении начисленной зарплаты пороговых значений.

Дополнительные возможности

В сервисе формируется платежный документ. ООО могут сформировать платежное поручение.

Для ИП предусмотрено больше вариантов. Они могут сформировать платежку для банка или квитанцию для оплаты налога наличными. Кроме того, оплатить налог ИП смогут банковской картой или электронными деньгами прямо из личного кабинета.

Платежное поручение на оплату налога можно выгрузить прямо в ваш интернет-банк. «Моё дело» автоматически обменивается данными с ведущими банками. Вам останется лишь подтвердить платеж, и налог оплачен.

Мы знаем, как важно не переплачивать, поэтому сервис предложит безопасные способы снижения налогов. Учтет вашу систему налогообложения и форму собственности бизнеса. Каждый способ — законный и не вызовет претензий у налоговой.

Составить практически любой договор, не прибегая к помощи юристов, можно в мастере создания договоров.

Вы найдете 19 готовых шаблонов договоров для различных сделок.

Не нужно ничего составлять с нуля, используйте проверенные временем и юристами шаблоны.

А так вы можете загрузить свой шаблон договора, в который будут подставляться все данные о каждом клиенте. Таким образом новый договор можно будет создать одним кликом.

Положение о внутреннем контроле предприятия

4.2.1. СВК является самостоятельным независимым структурным подразделением Общества.

4.2.2. СВК действует под непосредственным контролем Директората Общества.

4.2.3. Сотрудники СВК не осуществляют деятельность, подвергаемую проверкам, за исключением независимой проверки аудиторской организацией или Директоратом.

4.2.4. Сотрудники филиалов Общества, выполняющие функции представителей СВК Общества в соответствующем филиале, имеют непосредственное подчинение внутри СВК в соответствии со структурой СВК.

4.2.5. СВК по собственной инициативе докладывает Директорату Общества обо всех вопросах, возникающих в ходе осуществления СВК своих функций, и предложениях по их решению.

4.3.1. Общество обеспечивает решение поставленных перед СВК задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих Общества, не являющихся служащими СВК.

4.3.2. Сотрудники СВК не могут совмещать свою деятельность с деятельностью в иных подразделениях Общества.

4.3.3. Сотрудники СВК не вправе участвовать в совершении Обществом операций и других сделок. Руководитель и служащие СВК не имеют права подписывать от имени Общества платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми Общество принимает риски, либо визировать такие документы.

4.3.4. Руководитель и сотрудники СВК, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях Общества, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение 12 месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций.

4.3.5. Руководитель (его заместители) и сотрудники СВК могут быть перемещены на другие должности в случае изменения характера и масштабов деятельности, появления новых видов или направлений деятельности Общества.

4.3.6. Руководителем СВК не может быть назначено лицо, работающее по совместительству.

4.4.1. Руководитель (его заместители) и сотрудники СВК должны владеть достаточными знаниями о деятельности Общества, методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей.

4.4.2. Общество укомплектовывает СВК сотрудниками, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки.

4.4.3. Руководитель СВК (его заместители) должны иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в области аудита, бухгалтерского учета или внутреннего контроля в общей сложности, не менее 2-х лет.

4.4.4. Обучение (переподготовка) руководителя и сотрудников СВК осуществляется на регулярной основе (минимум 1 раз в год).

4.5.1. СВК самостоятельно определяет методы, стандарты своей деятельности, критерии оценки степени достоверности, полноты, объективности учета и отчетности, критерии оценки существенности выявленных нарушений, формы предоставления результатов своей деятельности, объемы необходимых процедур, в том числе в соответствии с профессиональными стандартами внутреннего аудита.

4.5.2. Исполнительные органы Общества создают все условия для беспрепятственного и эффективного осуществления СВК своих функций.

4.5.3. СВК осуществляет проверки по всем направлениям деятельности Общества, объектом проверки может являться любое подразделение или сотрудник.

4.5.4. Проверки могут быть сплошные, выборочные, тематические, комплексные и другие. Форма и периодичность проверок определяется СВК и согласовывается Директоратом, исходя из оценки рисков и их существенности для Общества.

4.6.1. Операционная проверка, цель которой заключается в оценке качества и соответствия систем, процессов и процедур, анализе организационных структур и их достаточности для выполнения возложенных функций.

4.6.2. Проверка качества управления, цель которой состоит в оценке качества подходов органов управления, подразделений и служащих Общества к рискам и методам контроля за ними в рамках поставленных целей.

4.6.3. Финансовая проверка, цель которой состоит в оценке надежности учета и отчетности Общества.

4.6.4. Проверка соблюдения законодательства РФ и иных актов регулирующих и надзорных органов, внутренних документов Общества и установленных ими методик, программ, правил, порядков и процедур, целью которой является оценка качества и соответствия созданных в Обществе систем требованиям указанзанных документов.

Инструкция: составляем план внутреннего финансового аудита

Внутренний надзор направлен на повышение координации работы структурных подразделений предприятия и на минимизацию рисков деятельности, обусловленных неправомерными действиями должностных лиц. Контроль должен быть направлен не на одну сферу деятельности, например, распределение финансовых ресурсов, а на разные сегменты, чтобы повысить объективность принимаемых решений и их эффективность.

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи, принципы, а также функции структурных подразделений и лиц, ответственных за ВК.

1.2. Система внутреннего контроля — совокупность системы органов управления и направлений ВК, обеспечивающая соблюдение порядка осуществления деятельности и достижения целей, установленных в разд. 2 настоящего Положения.

4.1. В функции директора входят:

4.1.1. Распределение обязанностей между подразделениями и сотрудниками, отвечающими за конкретные направления (формы, способы осуществления) ВК.

4.1.2. Определение структуры и состава СВК.

4.1.3. Принятие мер, обеспечивающих оперативное выполнение рекомендаций и замечаний СВК и аудиторской организации, проводящей аудит.

4.1.4. Утверждение плана проверок, подготовленного СВК.

4.1.5. Выдача СВК отдельных заданий по проведению проверок финансово-хозяйственной деятельности с установлением сроков их выполнения.

4.2. Ответственность за осуществление регулярного контроля над исполнением процедур ВК лежит на службе ВК, которая осуществляет свои функции в соответствии с Положением о СВК.

4.3. Сотрудники подразделений любого уровня в пределах своей компетенции принимают непосредственное участие в разработке процедур по осуществлению ВК. О значительных вопросах или возникших нехарактерно высоких рисках сотрудники докладывают вышестоящему руководству и СВК.

5.1. Выявление и оценку потенциальных и существующих рисков, которые могут негативно повлиять на деятельность предприятия.

5.2. Определение критериев оценки эффективности работы структурных подразделений, их руководителей и сотрудников.

5.3. Установление надежных средств коммуникации и связи для обеспечения эффективного взаимодействия структурных подразделений и сотрудников предприятия.

5.4. Доведение до всех сотрудников их обязанностей в сфере ВК.

5.5. Использование адекватных способов учета событий и операций.

5.6. Проверку сохранности имущества и документации.

5.7. Организацию системы сбора, обработки и передачи информации, в том числе формирования отчетов и сообщений, содержащих операционную, финансовую и другую информацию о деятельности предприятия.

5.8. Надлежащее документирование процедур ВК.

5.9. Разграничение доступа руководителей и иных сотрудников к определенным ресурсам и информации, установление ответственности за несанкционированный доступ.

5.10. Определение критериев и оценки качества системы ВК.

6.1. Настоящее Положение утверждается директором предприятия; все изменения и дополнения, вносимые в Положение, утверждаются приказом.

6.2. В случае изменения действующего законодательства РФ, внесения изменений в Устав предприятия до приведения Положения в соответствие с такими изменениями Положение применяется в части, не противоречащей действующему законодательству и Уставу предприятия.

Минюст зарегистрировал приказ Минздрава, утверждающий требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В соответствии с Федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» такой контроль осуществляется органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Как следует из документа, в рамках контроля проверяется соблюдение: прав граждан в сфере охраны здоровья; порядка оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; порядка проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований; ограничений, применяемых к медицинским работникам, руководителям медицинских организаций при осуществлении профессиональной деятельности; требований к порядку создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации.

Контроль в 2020-2021 годах осуществляется посредством оценки качества и безопасности деятельности медицинской организации группой собственных и/или привлеченных специалистов; сбора и анализа показателей качества деятельности медицинской организации, а также неблагоприятных событий при оказании медицинской помощи.

Контроль осуществляется врачебной комиссией, структурным подразделением по качеству и безопасности медицинской деятельности и руководителем медицинской организации. По результатам контроля не реже одного раза за один календарный год формируется сводный отчет, утверждаемый руководителем медицинской организации, содержащий информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности и о мерах, принятых по результатам внутреннего контроля.

Ранее эксперты называли новые правила контроля медицинской деятельности катастрофой. По мнению медицинских юристов, их принятие приведет к увеличению количества случаев привлечения медорганизаций к административной ответственности по ст.14.1, 19.20 КоАП. Для небольших клиник это станет большой проблемой. Влияние же данного документа на качество медпомощи будет незначительным или равно нулю.

Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции. Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля. В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.

Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством дол��ны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля.

1.1. Настоящее положение о внутреннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью [наименование экономического субъекта] (далее соответственно — Положение, Общество) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом и внутренними документами Общества.

1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и процедуры внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (далее — внутренний контроль).

1.3. Для целей настоящего Положения под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что Общество обеспечивает:

— эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

— достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

— соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

1.4. Внутренний контроль способствует достижению Обществом целей своей деятельности, обеспечивает предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

2.1. Основными элементами внутреннего контроля Общества являются:

— контрольная среда;

— оценка рисков;

— процедуры внутреннего контроля;

— информация и коммуникация;

— оценка внутреннего контроля.

2.2. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности Общества, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне Общества в целом. Контрольная среда отражает культуру управления Обществом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

2.3. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Для целей настоящего Положения под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения Обществом целей деятельности. При выявлении рисков Общество принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. В ходе такой оценки Общество рассматривает вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

— возникновение и существование: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности Общества;

— полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухгалтерском учете;

— права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства Общества, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;

— оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

— представление и раскрытие: данные бухгалтерского учета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2.4. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей Общества.

2.4.1. Процедуры внутреннего контроля, применяемые Обществом:

— документальное оформление;

— подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям;

— санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их;

— сверка данных;

— разграничение полномочий и ротация обязанностей;

— процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

— надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей;

— процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений).

2.4.2. Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

2.4.3. В зависимости от момента осуществления процедуры внутреннего контроля подразделяются на предварительные и последующие.

Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности Общества.

Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности Общества.

2.4.4. В зависимости от степени автоматизации процедуры внутреннего контроля подразделяются на автоматические, полуавтоматические, ручные.

Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала.

Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную.

Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом Общества вне информационных систем.

4.1.1. СВК действует на постоянной основе.

4.1.2. Численный состав, структура, бюджет, профессиональная квалификация и техническая обеспеченность СВК определяются Директоратом Общества по представлению Руководителя СВК в соответствии с масштабами деятельности, характером операций и сделок, совершаемых Обществом, а также структурой и уровнем риска, который формируется у Общества в результате его деятельности.

4.1.3. СВК состоит из сотрудников, входящих в штат Общества.

4.1.4. Передача функций СВК сторонней организации не допускается.

4.2.1. СВК является самостоятельным независимым структурным подразделением Общества.

4.2.2. СВК действует под непосредственным контролем Директората Общества.

4.2.3. Сотрудники СВК не осуществляют деятельность, подвергаемую проверкам, за исключением независимой проверки аудиторской организацией или Директоратом.

4.2.4. Сотрудники филиалов Общества, выполняющие функции представителей СВК Общества в соответствующем филиале, имеют непосредственное подчинение внутри СВК в соответствии со структурой СВК.

4.2.5. СВК по собственной инициативе докладывает Директорату Общества обо всех вопросах, возникающих в ходе осуществления СВК своих функций, и предложениях по их решению.

4.3.1. Общество обеспечивает решение поставленных перед СВК задач без вмешательства со стороны органов управления, подразделений и служащих Общества, не являющихся служащими СВК.

4.3.2. Сотрудники СВК не могут совмещать свою деятельность с деятельностью в иных подразделениях Общества.

4.3.3. Сотрудники СВК не вправе участвовать в совершении Обществом операций и других сделок. Руководитель и служащие СВК не имеют права подписывать от имени Общества платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми Общество принимает риски, либо визировать такие документы.

4.3.4. Руководитель и сотрудники СВК, ранее занимавшие должности в других структурных подразделениях Общества, не должны участвовать в проверке деятельности и функций, которые осуществлялись ими в течение проверяемого периода и в течение 12 месяцев после завершения такой деятельности и осуществления функций.

4.3.5. Руководитель (его заместители) и сотрудники СВК могут быть перемещены на другие должности в случае изменения характера и масштабов деятельности, появления новых видов или направлений деятельности Общества.

4.3.6. Руководителем СВК не может быть назначено лицо, работающее по совместительству.

4.4.1. Руководитель (его заместители) и сотрудники СВК должны владеть достаточными знаниями о деятельности Общества, методах внутреннего контроля и сбора информации, ее анализа и оценки в связи с выполнением служебных обязанностей.

4.4.2. Общество укомплектовывает СВК сотрудниками, имеющими высокий уровень профессиональной квалификации и подготовки.

4.4.3. Руководитель СВК (его заместители) должны иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в области аудита, бухгалтерского учета или внутреннего контроля в общей сложности, не менее 2-х лет.

4.4.4. Обучение (переподготовка) руководителя и сотрудников СВК осуществляется на регулярной основе (минимум 1 раз в год).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *