Положение о внутреннем контроле предприятия образец 2021
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о внутреннем контроле предприятия образец 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Постановление Правительства РФ от 14 июля 2021 года № 1188 (далее — Постановление № 1188) утвердило отдельные требования к правилам внутреннего контроля, которые разрабатывают:
- адвокаты;
- нотариусы;
- лица, оказывающие юридические или бухгалтерские услуги;
- аудиторские компании и индивидуальные аудиторы.
Эти требования приняты для соблюдения положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ). А именно, согласно п. 1 его ст. 7.1, требования данного ФЗ в отношении организации внутреннего контроля распространяются на перечисленных лиц.
Правила внутреннего контроля, действующие до 13.01.2022, указанные лица должны привести в соответствие с Постановлением № 1188 в течение 1 месяца. То есть, до 13 февраля 2022 года.
Какие изменения учесть
Правила внутреннего контроля регламентируют порядок действий перечисленных выше лиц в антиотмывочных целях. Их готовят в бумажном или электронном виде. В последнем случае перечисленные лица заверяют их своей усиленной квалифицированной электронной подписью (например, руководителя юрфирмы, адвоката или нотариуса). До 13.01.2022 эти правила составляют на бумаге.
Правила внутреннего контроля, оформленные на бумажном носителе, можно хранить в виде электронного образа документа.
Предусмотрено меньше обязательных программ, которые нужно включить в правила внутреннего контроля. Это касается:
- документального фиксирования информации;
- приостановления операций;
- действий в случае отказа выполнить распоряжение клиента совершить операцию.
Новые требования к разработке порядка внутреннего мониторинга распространяются на ИП и юрлиц, оказывающих услуги в сфере юриспруденции, бухгалтерского учета, на аудиторские организации, индивидуальных аудиторов, а также на адвокатов и нотариусов. Сейчас организация внутреннего контроля регулируется нормами Закона № 115-ФЗ, но с 13 января 2022 года вступает в силу Постановление № 1188, и тогда работа этой категории субъектов хозяйствования должна быть приведена в соответствие с последним документом.
Отсрочка по налогам снижает «антиотмывочные» риски
Банки / 13:31 30 ноября 2020
Росфинмониторинг прекратит проверки по «отмыванию» до конца 2020 года
Проверки / 13:31 22 мая 2020
Утверждены требования к правилам внутреннего контроля аудиторов и бухгалтеров
Экономика и бизнес / 10:50 19 июля 2021
Утверждены новые требования для ИП
Экономика и бизнес / 13:15 26 мая 2020
1. Цели и задачи системы внутреннего контроля организации.
2. Организационно-распорядительные документы, регламентирующие порядок функционирования системы внутреннего контроля организации.
3. Структурные подразделения, отвечающие за функционирование системы внутреннего контроля организации.
4. Порядок проведения аудита и оценки системы внутреннего контроля организации.
Информация об организации системы внутреннего контроля организации
5. Профессиональные, этические и поведенческие стандарты, применяемые при организации системы внутреннего контроля организации.
6. Распределение и разграничение полномочий и обязанностей сотрудников при организации системы внутреннего контроля организации (графическое изображение в виде схемы).
7. Требования к квалификации сотрудников, процесс обучения и повышения квалификации сотрудников, применяемые при организации системы внутреннего контроля организации.
8. Оценка стратегии управления рисками организации.
9. Способы и методы выявления и оценки организацией рисков.
10. Уровень существенности, используемый при выявлении и оценке организацией рисков.
11. Операции, характеризующиеся высоким уровнем потенциального риска.
12. Описание рисков, идентифицируемых организацией в целях налогового мониторинга.
13. Документы, используемые при разработке контрольных процедур организации.
14. Описание уровней контроля и контрольных процедур организации, осуществляемых в целях налогового мониторинга.
15. Порядок документального оформления результатов выполнения контрольных процедур организации.
16. Порядок проведения анализа результатов выполнения контрольных процедур организации.
19. Порядок осуществления организацией мониторинга и оценки организации системы внутреннего контроля организации.
20. Порядок разработки и утверждения мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля организации.
21. Проверочный лист для оценки уровня организации системы внутреннего контроля организации.
Производственный контроль является обязательным пунктом программы, если компания владеет и управляет опасным производственным объектом. Везде, где есть вероятность получения профессиональных заболеваний, где у сотрудников вредные либо опасные условия труда, необходима эта бумага.
Срок, после которого производится текущий производственный контроль, может быть разным. Частота его зависит от многих факторов, например:
- Санитарно-эпидемиологическое состояние в целом по отрасли.
- Количество случаев серьезного травматизма в организации за последний год. Если это количество равняется нулю, то минимальный срок между плановыми контролирующими мероприятиями может быть значительно увеличен.
- Область деятельности компании. Бывают сферы, в которых производственный контроль осуществляется раз в год даже при самых благоприятных условиях.
- Частота проведения профилактических мероприятий.
- Имеются ли случаи профессиональных заболеваний (которые произошли из-за условий труда, отсутствия мер профилактики и пр.)
Словом, приказ о производственном контроле подписывается руководителем по мере необходимости и для соблюдения требований в конкретной ситуации.
Регулируется эта деятельность Федеральным законом №116-ФЗ, действующим с 21 июля 1997 года, и другими законами относительно промышленной безопасности и организации производственного контроля.
Однако приказ – это не единственный и не основной документ. На каждом предприятии необходимо иметь специальное Положение о производственном контроле, для того чтобы у проверяющих организаций не было шанса наложить административную ответственность на компанию.
Положение о внутреннем финансовом контроле
Производственный контроль, особенно проводимый впервые, вызывает массу вопросов. Для того чтобы соблюсти все формальности и юридически грамотно оформить протекающий процесс, прибегают к следующей цепочке последовательных действий:
- Разработка Положения. Нет типового бланка или образца этого документа, верного для всех предприятий. Положение должно разрабатываться каждый раз заново. При этом должна учитываться специфика каждого учреждения, отмечаться важные нюансы в конкретной сфере и условиях.
- Прохождение согласования разработанного документа в Ростехнадзоре. Этот орган должен не только подтвердить юридическую грамотность разработанного документа, но и присвоить ему регистрационный номер. В него отправляются две копии положения. Одна – возвращается.
- Приказ о производственном контроле вводит утвержденную документацию к действию. Он заключительная часть алгоритма.
Помимо введения в действие Положения, приказом можно назначить ответственных лиц (как чаще всего и поступают). Поэтому основная часть приказа в прикрепленном образце состоит из нескольких пунктов. Начинается приказ с шапки. В ней обязательно прописываются наименование организации и номер приказа. Он необходим для систематической регистрации такого вида документов в журналах предприятия.
В основной части обычно прописывается следующая информация:
- Ссылка на Федеральный закон №116-ФЗ, действующий с 21 июля 1997 года. Это обязательный пункт. В соответствии с этим основным законодательным актом все и делается. При необходимости к нему добавляется ссылка на разработанное и утвержденного Положение.
- Утверждение Положения. Этим приказ вводит его в силу.
- Кто будет являться ответственным лицом за соблюдение производственного контроля на предприятии в целом. При этом прописываются должность сотрудника и его ФИО. Также обязательное условие правильного оформления этого приказа – наличие подписи назначаемого лица в нижней части документа.
- Кто ответственен за ознакомление указанного круга сотрудников с приказом. Это может быть секретарь, начальник отдела кадров и пр.
- За каким лицом в организации остается контроль за выполнением приказа. Часто руководитель оставляет его за собой. Хотя в больших организациях это может быть заместитель либо начальник подразделения.
№ п/п |
Вид внутреннего контроля |
Мероприятия |
Субъекты |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительный контроль |
Комплекс процедур и мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение ошибок, нецелесообразных и (или) незаконных действий должностных лиц учреждения на этапе планирования деятельности до начала совершения факта хозяйственной жизни, осуществляемый до начала совершения хозяйственной операции и позволяющий определить целесообразность и правомерность конкретной операции. |
Проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров); Предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств; Проверка планово-финансовых документов (расчетов потребности в денежных средствах, заявок, включаемых в план закупок, смет доходов и расходов и др.) должностными лицами учреждения, главным бухгалтером, бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий; Проверка обоснованности совершаемых операций, правильности расчетов плановых показателей; Проверка и визирование проектов договоров специалистами, юридическим управлением, главным бухгалтером, бухгалтером. Наиболее распространенным методом предварительного контроля является санкционирование (разрешение) операций. |
Должностные лица учреждения в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Основные функции при осуществлении предварительного контроля осуществляются планово-финансовым отделом, отделом бухгалтерского учета и юридическим управлением.
Последующий контроль по уровню подчиненности должен осуществляться руководителями подразделений учреждений на систематической основе с формированием ежеквартального отчета о контрольных мероприятиях, содержащего результаты осуществленных контрольных процедур. Данные отчеты передаются службе внутреннего аудита для обобщения выявленных проблем и выработки рекомендации по предотвращению нарушений. Образец формы отчета руководителя структурного подразделения о проведении контрольных мероприятий по проверке операций с нефинансовыми активами представлен в Приложении № 1. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем. Система внутреннего финансового контроля должна быть направлена на обеспечение разумной уверенности в достижении целей учреждения, при этом допускается наличие определенных ограничений из-за влияния следующих факторов:
Проверка финансово-хозяйственной деятельности подразделений на основе функциональной независимости должна осуществляться службой внутреннего аудита. И.В. Артемова, Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики. Приложение № 5. Положение о внутреннем финансовом контролеОбязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения. Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств. Для отражения итогов ВФК в коммерческих структурах может использоваться не только журнал, но и иной регистр. Вид его определяется внутренним локальным актом. Например, положением о внутреннем контроле в ООО или ПАО может утверждаться форма журнала внутреннего финансового контроля или форма другого документа (реестра, регистра, свода), составляемого по итогам контрольных мероприятий. Состав информации и структуру такого документа (регистра) разрабатывает сама компания исходя из своих внутрифирменных задач и потребностей. В отдельных случаях форма, вид и порядок заполнения подобного регистра закреплены законодательно. К примеру, для бюджетных структур форма журнала, правила его составления и ведения приведены в приложении № 4 к приказу Минфина РФ от 07.09.2016 № 356, разработанному в целях исполнения ст. 162.2-1 Бюджетного кодекса. Скачайте бланк журнала учета результатов внутреннего финансового контроля на нашем сайте. Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. В процессе ВФК проверяются конкретные процедуры: порядок ведения бухгалтерского учета, составление и представление отчетности, исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности. Оформлению журнала в бюджетном учреждении предшествуют такие мероприятия, как оценка бюджетного риска и оформление специальных карт, которые заполняются по процедурам с высоким и средним уровнем риска. Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий. Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля. Приказ о производственном контролеПлан финансового контроля формируется как в государственных, так и в коммерческих компаниях. Комплекс мер контрольных мероприятий формируется на год и закрепляется в карте внутреннего финансового контроля, которая подписывается руководителем организации. Для госструктур форма документа закреплена в методических указаниях или постановлениях различных ведомств. Состав постоянно действующей комиссии по внутреннему финансовому контролю
Приложение№2 УТВЕРЖДАЮ _________________ Т.А.Визжачая «16» июля 2018г. 1.Основные задачи и полномочия Комиссии . Основные задачи:
— повышать эффективность использования средств. 2.Полномочия Председателя Комиссии по внутреннему финансовому контролю: -распределение обязанностей между членами комиссии; -проведение заседания по вопросам, относящимся к компетенции. Полномочия комиссии: -запрашивать у структурных подразделений необходимые документы и сведения; -получать от сотрудников объяснения; -привлекать сотрудников к проведению проверок, служебных расследований, совещаний и пр. 3.Комиссией по внутреннему финансовому контролю до начала текущего года разрабатывается План контрольных мероприятий на текущий год. Перечень отдельных процедур и мероприятий систематического внутреннего финансового контроля доводится Комиссией по внутреннему финансовому контролю до ответственных должностных лиц. Конкретное учреждение должно составить свой перечень, свои сроки, свои мероприятия. 4.Для каждой процедуры (мероприятия) указываются: -форма внутреннего финансового контроля (предварительный, текущий, последующий); — описание процедуры (мероприятия); — задачи процедуры (мероприятия); — ответственные лица. 5.Плановые проверки проводятся Комиссией по внутреннему финансовому контролю в соответствии с утвержденным руководителем Планом контрольных мероприятий (Приложение №3) на текущий год, в котором для каждой плановой проверки указывается: — тематика и объекты проведения плановой проверки; — перечень контрольных процедур и мероприятий; — сроки проведения плановой проверки.
6.Внеплановые проверки осуществляются по вопросам, в отношении которых есть информация или достаточная вероятность возникновения нарушений, незаконных и действий. 7.Основанием для проведения внеплановой проверки является распоряжение руководителя, в котором указаны: — тематика и объекты проведения внеплановой проверки; — перечень контрольных процедур и мероприятий; — сроки проведения внеплановой проверки. 8.По результатам любой проверки составляется акт (приложение №4). 9.Комиссия по внутреннему финансовому контролю контролирует выполнение мероприятий по устранению нарушений (ошибок, недостатков, искажений), выявленных в результате: — отдельных процедур и мероприятий систематического внутреннего финансового контроля; — плановых и внеплановых проверок; — внешних контрольных мероприятий. 10.При этом члены комиссии или сотрудники подразделения будут нести ответственность за: -искажение результатов проведенных ими проверок; -несоблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну; -обеспечение сохранности и возврата полученных документов. 11.По истечении срока, установленного для выполнения указанных мероприятий, Комиссия по внутреннему финансовому контролю информирует руководителя о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин. 12.Ежегодно Комиссия по внутреннему финансовому контролю представляет руководителю отчет о проделанной работе, который включает в себя сведения: — о результатах отдельных процедур и мероприятий систематического внутреннего финансового контроля; — о результатах выполнения плановых и неплановых проверок; — о результатах внешних контрольных мероприятий; — о выполнении мер по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений); — об эффективности внутреннего финансового контроля. Приложение № 3 УТВЕРЖДАЮ: _________________ Т.А.Визжачая «16» июля 2018г. План контрольных мероприятий по финансово-хозяйственной деятельности Администрации МО «Ракульское» на 2019 год
|