Коррупция в России 2021 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коррупция в России 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» постановляю:
1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы.
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти обеспечить в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы, утвержденным настоящим Указом (далее — Национальный план), реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение до 1 октября 2021 г. соответствующих изменений в планы противодействия коррупции федеральных органов исполнительной власти.
3. Рекомендовать:
а) Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации, Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Счетной палате Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в свои планы противодействия коррупции;
б) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и иным государственным органам субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обеспечить в соответствии с Национальным планом реализацию предусмотренных им мероприятий и внесение изменений в региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
4. Доклады о результатах исполнения пунктов 2 и 3 настоящего Указа в части, касающейся внесения изменений в планы противодействия коррупции, региональные антикоррупционные программы и антикоррупционные программы (планы противодействия коррупции), представить до 1 октября 2021 г.
В России выявили рекордное за 8 лет число коррупционных преступлений
1. Правительству Российской Федерации:
а) проанализировать практику, связанную с совмещением должности главы муниципального образования, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, с должностью в органе местного самоуправления этого муниципального образования и (или) должностью руководителя учреждения либо предприятия этого муниципального образования, на предмет выявления коррупционных рисков, по итогам проведенного анализа до 10 июля 2023 г. представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере;
б) до 15 октября 2021 г. представить предложения по совершенствованию порядка представления лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
в) рассмотреть вопрос о целесообразности возложения обязанности соблюдения системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее — антикоррупционные стандарты), на лицо, временно исполняющее обязанности по должности, замещение которой предполагает соблюдение этих стандартов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2022 г.;
г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10;
д) проанализировать практику применения федеральными органами исполнительной власти мер по защите лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или иные государственные органы о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения либо о фактах совершения коррупционных правонарушений, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 15 марта 2024 г.;
е) проанализировать практику использования государственными органами и органами местного самоуправления различных каналов получения информации (горячая линия, телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях, а также практику рассмотрения и проверки полученной информации и принимаемых мер реагирования, в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 10 апреля 2024 г.;
ж) проанализировать коррупционные риски, связанные с участием государственных гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний, и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 сентября 2023 г.;
з) до 10 ноября 2021 г. представить предложения:
по установлению обязанности кандидата на должность атамана Всероссийского казачьего общества представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при внесении представления о его назначении на эту должность Президенту Российской Федерации;
по правовому регулированию вопросов, касающихся размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных атаманами войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и атаманом Всероссийского казачьего общества, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования;
и) подготовить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и до 10 июня 2022 г. представить предложения:
по возложению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на иных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, обязанности уведомлять органы прокуратуры или иные государственные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
по распространению на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, не являющихся лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, запретов, ограничений и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон «О противодействии коррупции») и другими федеральными законами для лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
7. Правительству Российской Федерации:
а) рассмотреть вопрос о внесении в законодательство о противодействии коррупции изменений, предусматривающих возложение на непосредственного руководителя обязанности принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов у подчиненных;
б) провести с участием представителей научного и экспертного сообщества анализ правоприменительной практики и зарубежного опыта использования в целях противодействия коррупции правового института конфликта интересов, при необходимости по итогам проведенного анализа представить предложения:
по уточнению понятий «конфликт интересов», «личная заинтересованность», «лица, находящиеся в близком родстве или свойстве», «иные близкие отношения», содержащихся в Федеральном законе «О противодействии коррупции»;
по включению в перечень граждан и юридических лиц, с которыми может быть связана личная заинтересованность лица, на которое возложена обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, бывшего супруга (бывшей супруги) этого лица, юридических лиц, в которых это лицо занимало руководящие должности, учредителем или контролирующим лицом которых это лицо являлось, в интересах которых это лицо выполняло работы (которым оказывало услуги) на условиях гражданско-правовых договоров в течение определенного периода до занятия должности, замещение которой связано с обязанностью принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Доклад о результатах исполнения подпунктов «а» и «б» настоящего пункта представить до 20 марта 2023 г.;
в) провести с участием Центрального банка Российской Федерации анализ практики применения норм законодательства о противодействии коррупции, предусматривающих обязанность лица передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия в уставных (складочных) капиталах и паи в паевых фондах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов, на предмет эффективности и достаточности этой меры, рассмотрев возможность введения специализированных форм доверительного управления указанным имуществом, позволяющих более эффективно использовать этот правовой институт в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов, и в случае необходимости представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 августа 2024 г.
8. Генеральной прокуратуре Российской Федерации ежегодно, до 1 апреля, представлять Президенту Российской Федерации доклад о результатах проверок соблюдения лицами, замещающими должности в государственных органах и органах местного самоуправления, требований законодательства о противодействии коррупции, касающихся предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
9. Министерству иностранных дел Российской Федерации провести с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти работу по выявлению условий и обстоятельств, связанных со спецификой прохождения федеральной государственной службы за пределами Российской Федерации, препятствующих реализации требований законодательства о противодействии коррупции или затрудняющих ее, до 10 октября 2022 г. представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.
10. Министерству финансов Российской Федерации с участием Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации подготовить методические рекомендации по вопросам выявления и минимизации коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 1 июля 2024 г.
14. Правительству Российской Федерации подготовить с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации и до 1 августа 2022 г. представить предложения:
по порядку привлечения к ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов временно исполняющего обязанности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;
по установлению временного ограничения права лица, полномочия которого были досрочно прекращены и которое было уволено с государственной (муниципальной) службы или с работы в связи с несоблюдением антикоррупционных стандартов, назначаться на государственные (муниципальные) должности, поступать на государственную (муниципальную) службу, занимать отдельные должности в организациях, учредителями или контролирующими лицами которых являются Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, а также в российских организациях, деятельность которых контролируется государственными корпорациями (компаниями), публично-правовыми компаниями.
15. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
а) подготовить с участием Министерства юстиции Российской Федерации и до 20 апреля 2023 г. представить предложения по определению случаев, условий и порядка применения мер ответственности (кроме досрочного прекращения полномочий) за несоблюдение антикоррупционных стандартов к лицам, которые замещают государственные (муниципальные) должности;
б) актуализировать обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение антикоррупционных стандартов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 30 марта 2022 г.;
в) проанализировать правоприменительную практику, связанную с реализацией Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», по итогам проведенного анализа подготовить методические рекомендации, определяющие порядок осуществления контроля за соответствием расходов лиц, представивших сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, их доходам. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 20 апреля 2023 г.
16. Рекомендовать Верховному Суду Российской Федерации обобщить судебную практику по делам о преступлениях против интересов службы в коммерческих и иных организациях, предусмотренных главой 23 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представить до 30 декабря 2021 г.
17. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
а) с участием Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службы и Федеральной службы судебных приставов продолжить реализацию мер по предотвращению злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и необоснованного проведения оперативно-разыскных мероприятий, а также по недопущению применения мер процессуального принуждения, препятствующих осуществлению хозяйственной деятельности организаций. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 30 сентября 2024 г.;
б) ежегодно, до 15 марта, представлять в президиум Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции доклад о результатах осуществляемой правоохранительными органами деятельности по борьбе с преступлениями коррупционной направленности;
в) совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов принять дополнительные меры, направленные на обеспечение взыскания ущерба, причиненного коррупционными правонарушениями. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 10 августа 2022 г.;
г) подготавливать с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по финансовому мониторингу и ежегодно, до 1 мая, представлять доклад о выявлении, раскрытии и расследовании фактов подкупа иностранных должностных лиц и должностных лиц международных организаций при осуществлении международных коммерческих сделок, а также до 1 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере. Итоговый доклад представить до 10 декабря 2024 г.;
д) проанализировать с участием Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и заинтересованных федеральных государственных органов следственную и судебную практику в части, касающейся возмещения ущерба, причиненного преступлениями коррупционной направленности, и до 25 августа 2023 г. представить предложения о целесообразности выделения из основного уголовного дела в отдельное производство уголовного дела о розыске и аресте доходов, полученных преступным путем, в том числе в случае направления основного уголовного дела в суд, а также в случае приостановления или прекращения уголовного дела (уголовного преследования) по нереабилитирующим основаниям.
18. Министерству юстиции Российской Федерации подготовить с участием Следственного комитета Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации и до 10 октября 2022 г. представить предложения:
о внесении в статью 289 Уголовного кодекса Российской Федерации изменения, предусматривающего установление квалифицирующего признака незаконного участия в предпринимательской деятельности лица, занимающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, или главы органа местного самоуправления;
о внесении в части первую и четвертую статьи 2041 и часть пятую статьи 2911 Уголовного кодекса Российской Федерации изменений, направленных на устранение диспропорции в применении уголовных наказаний, заключающейся в том, что за посредничество во взяточничестве или в коммерческом подкупе в значительном размере назначается менее строгое наказание, чем за обещание или предложение посредничества во взяточничестве.
19. Министерству внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным казначейством, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принять меры по недопущению нецелевого использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых на проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также на реализацию национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», обратив особое внимание на выявление и пресечение фактов взяточничества, предоставления аффилированным коммерческим структурам неправомерных преимуществ и оказания им содействия в иной форме должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Доклад о результатах исполнения настоящего пункта представлять ежегодно, до 15 марта. Итоговый доклад представить до 10 декабря 2024 г.
20. Правительству Российской Федерации:
а) до 10 ноября 2023 г. представить предложения об обеспечении согласованности норм законодательства, регулирующего вопросы защиты информации ограниченного доступа, и норм законодательства о противодействии коррупции в целях повышения эффективности реализации мер по противодействию коррупции;
б) до 20 мая 2024 г. представить предложения:
о порядке и сроках хранения полученных или созданных при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и документов, содержащих информацию ограниченного доступа;
о порядке предоставления государственными органами, органами местного самоуправления и организациями копий справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера иным государственным органам при проведении доследственной проверки, расследовании уголовного дела, а также в иных случаях.
21. Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подготовить с участием Федеральной службы охраны Российской Федерации и до 20 октября 2021 г. представить предложения о разработке и внедрении инженерно-технических решений, обеспечивающих проведение в защищенном режиме с использованием видео-конференц-связи мероприятий по противодействию коррупции, в ходе которых может обсуждаться информация, содержащая персональные данные, а также иная информация ограниченного доступа.
Согласно Национальному плану по борьбе с коррупцией, до сентября 2023 года необходимо проанализировать коррупционные риски при безвозмездном вхождении госслужащих в состав руководства национальных корпораций. Генпрокуратура, МВД, ФСБ и СК должны представить предложения по запрету госслужбы для тех, кто отделался штрафами «за коррупционное преступление».
План предусматривает усиление общественного контроля за проблемой коррупции. До 10 декабря Генпрокуратура должна подготовить предложения по детализации сведений о доходах, которые публикуются в интернете.
«Антикоррупционная» программа магистратуры
Документ также закрепляет необходимость утвердить программу по антикоррупционному просвещению граждан. Своим указом Путин поручил Минобрнауки проработать вопрос открытия магистратуры для студентов по программе «Антикоррупционная деятельность».
Кроме того, министерству поручено организовать проведение международных и всероссийских студенческих антикоррупционных мероприятий и научно-практической конференции работников образовательных и научных организаций «Противодействие коррупции в образовательных и научных организациях».
Новый план делает контроль за коррупцией тотальным
В Национальном плане противодействия коррупции содержится предложение проводить просветительские мероприятия, направленные на создание в обществе атмосферы нетерпимости к коррупционным проявлениям. Правительству РФ, в свою очередь, поручено проанализировать практику рассмотрения госорганами жалоб на коррупцию. При необходимости кабмин может представить предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере.
Общественная палата РФ должна будет с участием Минюста и Минтруда подготовить предложения о мерах по стимулированию участия граждан, общественных объединений и НКО в борьбе с коррупцией и по привлечению волонтерских движений к системной работе в этой сфере. Губернаторам рекомендовано с участием профильных ведомств и общественных структур определить приоритетные направления и проекты в области противодействия коррупции для оказания поддержки.
Отличием вступившего в силу плана от предыдущих стал акцент на ужесточение ответственности для чиновников, уличенных в антикоррупционных нарушениях.
Теперь запрет на госслужбу планируется ввести даже для тех, кто не имеет судимости по коррупционным статьям, но получил за такие преступления судебные штрафы.
Впрочем, для тех, у кого есть непогашенная судимость, тоже предусмотрены новые ограничения. Теперь такие лица должны лишиться права руководить государственными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями.
Ряд новых идей предусмотрен и в такой сфере как антикоррупционное просвещение общества. Так, в качестве отдельного направления рассматривается вопрос по взаимодействию с предпринимательским сообществом. Среди прочего, Путин предложил уберечь отечественных бизнесменов от нарушения антикоррупционного законодательства других стран. Программу обучения бизнесменов минимизации рисков должен проработать Минпромторг.
Также президент поручил подготовить открытие магистерской программы «Антикоррупционная деятельность». Остальные поручения — о проведении научно-образовательных семинаров, конференций, методических программ и других популяризационных мероприятий — являются стандартной частью всех антикоррупционных Нацпланов.
Интересное предложение для правительства: рассмотреть возможность возложить на руководителей обязанность принимать меры для предотвращения и урегулирования конфликта интересов у подчиненных.
Причем при оценке конфликта интересов будут учитывать сведения о бывших супругах и компаниях, в которых раньше проверяемые люди работали (и даже л тех, которым оказывали услуги). Это существенно расширяет круг проверяемых лиц и объем проверяемых сведений, полагает Василий Сосновский. Кроме того, любой обязанности должна корреспондировать ответственность — этот вопрос также предстоит решить. Также расширить меры по контролю за коррупцией предлагается на атаманов казачьих общин, которые играют все более существенную роль в российской системе власти.
Есть и меры по борьбе с коррупцией в депутатском корпусе законодательных органов субъектов РФ. На депутатов планируется возложить обязанность сообщать о всех поступающих к ним предложениях об участиях в коррупционных схемах. Важные нововведения касаются и контроля над цифровыми активами государственных и муниципальных служащих, это тоже в тренде усиления контроля государства за цифровыми активами граждан в целом.
Перечисленные шаги, констатирует Сосновский, очевидно увеличивают степень контроля государства над действиями государственных и муниципальных служащих. При этом часть мер планируется принять только через 2-3 года. Потребуется серьезная работа по детализации предложенных инициатив на законодательном уровне, а также огромная работа на уровне правоприменения, являющегося традиционно в России ахиллесовой пятой.
Павел Уткин, ведущий юрист компании Объединенный юридический центр «Парфенон», обращает внимание на то, что даже нынешней системы отчетности о доходах чиновников и контроля за ней оказалось недостаточно. Госслужащие уже подают декларации доходах и имуществе не только своем, но и родственников. Все источники доходов и так должны быть в распоряжении ФНС и Пенсионного фонда, а значит, и у проверяющих органов. Но теперь и эти контрольные возможности подлежат расширению.
Однозначно правильными он считает шаги по запрету работы на госслужбе коррупционерам, а также разработке механизмов по вычислению держателей цифровых активов, говорит эксперт. Но вторая история может отразиться не только на коррупционерах и тех, кто занимается противозаконной деятельностью благодаря финансированию в криптовалютах, но и на рядовых гражданах — государство получит доступ ко всем активам инвесторов, если, конечно, сможет преодолеть децентрализованную систему блокчейна, говорит он.
При этом уровень коррупции в России вырос в сравнении с прошлым годом на 16,5 процента. Вырос и ущерб, причиненный коррупционными преступлениями. В 2020 году он составил 32,4 млрд рублей, а в текущем — 39,4 млрд рублей.
Ранее российская Генпрокуратура представила данные, согласно которым сотрудники правоохранительных органов чаще других чиновников совершают преступления, связанные с коррупцией. Следом за ними идут чиновники из Минобороны России.
Смотрите также:
- Российские водители автобусов высадили пассажиров из-за намаза
- Инфекционист перечислил необходимые каждому россиянину прививки
- Россиянам пригрозили статьей за публикацию фотографий в интернете
- Дерматолог дала советы по спасению кожи рук в домашних условиях
- Россиянам раскрыли порядок действий при утрате смартфона
- В России увеличилось число незаконных проникновений в дома
- Психотерапевт раскрыла первые признаки деменции
- Пропавшая россиянка более двух недель выживала в сибирской тайге
- Названа причина взрыва газа под Ельцом
- Еще трех человек госпитализировали после отравления арбузом в Москве
- Все регионы России
- Дистанционная форма обучения
- Доступ 24/7
- Удостоверение или Диплом установленного образца
- Доставка по Почте России бесплатно
- Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
В Генпрокуратуре оценили масштабы взяточничества в России в 2021 году
- ФБР рассекретило документ по терактам 11 сентября
- В Китае выявили новый очаг распространения коронавируса
- Владимир Путин открыл мемориал «Александр Невский с дружиной» на берегу Чудского озера
- Роскомнадзор заблокировал сайт свердловской правительственной газеты за шуточную статью о взятках
- МИД РФ: Компании-разработчики «Умного голосования» связаны с Пентагоном
- В Петербурге стало меньше больных коронавирусом в стационарах, но выросло число тех, кто лечится на дому
- «Было, есть и будет». Путин высказался о лидерстве России в художественной гимнастике
- Глава Роспотребнадзора: Отменять масочный режим в России пока не планируется
- ЦИК упрекнул петербургский горизбирком в неполном выполнении его требований. По итогам проверки может лишиться должности глава ТИК №48
- США временно не принимают афганских беженцев из-за кори
В целях борьбы с коррупцией президент России Владимир Путин подписал указ о создании и реализации национального плана, направленного на противодействие коррупции в период с 2021 по 2024 годы.
Председатель Национального антикоррупционного комитета, член Совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов считает, что борьба со взяточничеством требует ужесточения законодательства. Ответственность за этот вид правонарушений должна быть от 10 до 25 лет лишения свободы.
- Бывший вице-канцлер Австрии признан виновным в коррупции: суд вынес приговор
- Организации Навального запрещены в России судом: участие в выборах Думы заблокировали
- Коррупция в Германии: несколько интересных фактов
Прокуроры могут получить доступ к банковской тайне. Проработать предложения по совершенствованию правового регулирования в этой сфере для борьбы с коррупцией до 1 ноября 2021 года поручено Генпрокуратуре и Банку России.
Запрет поступать на госслужбу
Россиянам, которые избежали уголовной ответственности, но получили штраф за совершение коррупционного преступления, могут запретить поступать на госслужбу. Предложения по установлению такого запрета предстоит разработать Генпрокуратуре с МВД, ФСБ и СК России. Также планируется установить ограничения для чиновников, госслужащих, руководителей предприятий, имеющих непогашенную судимость или подвергавшихся преследованию за преступления коррупционного характера.
Минцифры и Минтруд должны расширить информированность граждан страны о возможности их участия в общественном контроле за деятельностью органов власти через государственные интернет-ресурсы. Могут быть усовершенствованы старые сайты и созданы новые.
Цифровые финансовые активы и цифровая валюта
Планируется усовершенствовать законодательство для регулирования вопросов, связанных с выявлением и пресечением коррупционных преступлений, предметом которых являются цифровые финансовые активы и цифровая валюта. Предложения необходимо подготовить Генпрокуратуре.
В России зафиксировано рекордное число случаев коррупции за 8 лет
Правительство будет анализировать практику применения горячих линий, по которым граждане сообщают о возможных коррупционных правонарушениях, и телефонов доверия. При необходимости система должна быть усовершенствована.
Подкуп иностранцев
Генпрокуратура будет отслеживать факты подкупа иностранцев и руководителей международных организаций при сделках. Отчет о работе должен предоставляться ежегодно до 1 мая.
Планируется усилить контроль при предоставлении субсидий регионам. Минфину и Минтруду поручено подготовить методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при принятии решений по предоставлению средств из федерального бюджета субъектам РФ.
Взаимодействие власти и бизнеса
Будет разработан комплекс мер по повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти и представителей бизнеса для противодействия коррупции. Эта задача поручена правительству.
Министерству науки и высшего образования поручено утвердить и реализовать программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021-2024 годы. В рамках мер предусмотрят, в том числе, проведение мероприятий для обучающихся по образовательным программам общего, среднего профессионального и высшего образования.
Новая магистратура
Планируется открытие магистратуры по программе «Антикоррупционная деятельность». Этот вопрос должен быть рассмотрен до 15 июня 2022 года.
Путин заявил, что российскими прокурорами за 2020 год было выявлено свыше 3,5 млн нарушений федерального законодательства, по материалам проверок возбуждено почти 19 тыс. уголовных дел. При этом каждая из этих цифр заключает в себе восстановленную справедливость, отметил президент.
Российский лидер сообщил, что прокуратура как единая централизованная система играет важнейшую роль в обеспечении прав и свобод граждан, а также в надзоре за своевременным и точным исполнением положений конституции и законов страны. Она вносит серьезный вклад в развитие России как правового и демократического государства, указал Путин.
«Фронт работы у вас всегда большой, — заметил президент, обращаясь к работникам и ветеранам органов прокуратуры. — Так, за 2020 год прокурорами было выявлено свыше 3,5 млн нарушений федерального закона. Для их устранения внесено более 820 тыс. представлений. По материалам проверок возбуждено почти 19 тыс. уголовных дел».
Глава государства обратил внимание, что за каждой этой цифрой — «восстановленная правда и справедливость».
Путин утвердил план противодействия коррупции
- 400 репортеров со всего мира изучили очередную утечку — документы Минфина США. Вот что нового мы узнали оттуда о коррупции в России
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Индекс коррупции | 30 инд. п. | 2020 |
Ранг коррупции | 129 место | 2020 |
- Индекс коррупции в России вырос до 30 инд. п. в 2020. Максимальный уровень достигал 30 инд. п., а минимальный 21 инд. п.
- Данные публикует Ежегодно Трансперенси Интернешнл.
Данные Период Дата
30 | 2020 | 02.02.2021 |
28 | 2019 | 23.01.2020 |
28 | 2018 | 29.01.2019 |
29 | 2017 | 22.03.2018 |
29 | 2016 | 11.08.2017 |
29 | 2015 | 31.12.2015 |
27 | 2014 | 31.12.2014 |
28 | 2013 | 31.12.2013 |
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимир Путин (2) | 07.05.2002 — | 29.0000 | 29.0000 | 29.0000 | 29.0000 | 0.00% |
- Россия занимает 129 место в 2020 по уровню коррупции среди 180 стран. Минимальное место составляло 154 место, а максимальное 47 место.
- Данные публикует Ежегодно Трансперенси Интернешнл.
Данные Период Дата
129 | 2020 | 02.02.2021 |
137 | 2019 | 23.01.2020 |
138 | 2018 | 29.01.2019 |
135 | 2017 | 22.03.2018 |
131 | 2016 | 11.08.2017 |
119 | 2015 | 31.12.2015 |
136 | 2014 | 31.12.2014 |
127 | 2013 | 31.12.2013 |
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Владимир Путин (2) | 07.05.2002 — | 131.0000 | 135.0000 | 135.0000 | 131.0000 | 3.05% |
Лидерами по численности выявленных коррупционных преступлений стали в минувшем году Башкирия, Краснодарский край, Ростовская и Челябинская области, Дагестан и Пермский край.
Виктор Балдин сообщил, что наименьшую численность взяток зафиксировали в 2020-м на Чукотке и в Еврейской автономной области, а также в Адыгее, Марий Эл, Тыве, Ингушетии, Хакасии, Мурманской, Магаданской и Костромской областях.
Генпрокуратура России также констатировала, что лидерами коррупционных сводок всегда будут оставаться субъекты, на территориях которых сосредоточены обращения финансовых активов.
Специалисты констатируют следующий факт: коррупция в России имеет сложный, можно сказать, комплексный характер. Это позволяет разделить ее на четыре основных направления:
- Отклонение от правовых норм поведения госслужащих (в том числе и служебных, и этических) – сюда относят взяточничество.
- Связь с социально-экономическими отношениями – представлена как элемент купли-продажи (то есть торг).
- Экономический и политический захват власти на всех уровнях (начиная с криминального теневого бизнеса) – на данный момент можно наблюдать такое коррупционное направление в нашей стране как в явном, так и неявном проявлении:
- рейдерские захваты;
- распродажа собственности государства;
- деструктивные движения политической направленности и т. д.
- Борьба за право управлять слоями населения (в широком смысле) в корыстных целях с помощью муниципальных властей и их административного аппарата – в данном случае коррупционером будет выступать служащий/чиновник.
Любое ее проявление на местах влечет за собой негативные результаты, которые не замедлят проявиться в бесконтрольности административного аппарата руководящих работников, бюрократизацию общества и произвол в администрации. Но если коррупционные отклонения в системе законодательства нашего государства начать контролировать с постоянной регулярностью, то их можно обратить в пользу общества и всей страны.
Генпрокуратура: в России резко выросла коррупция
Дело в том, что давно доказано следующее: наша страна отстает во многих сферах от других более развитых держав из-за неэффективного ведения управленческой деятельности. Такое состояние России на сегодняшний день объясняется наличием коррупции и правонарушений с ней связанных.
Если говорить о статистике таких коррупционных правонарушений, то на ее показатели влияют:
- вид деятельности;
- вид субъекта противодействия;
- стадии расследования уголовных дел, связанных с коррупцией.
Поэтому цифровые показатели различных ведомств, что направлены в своей деятельности на изучение коррупционных правонарушений, имеют некоторые различия.
Как видим из средств массовой информации, на сегодняшний день коррупция все более охватывает самые различные сферы жизнедеятельности россиян. Рассмотрим наиболее коррумпированные из них:
- Бытовая направленность:
- здравоохранение;
- образование;
- жилищно-коммунальное хозяйство.
- Правоохранительные органы:
- ГИБДД.
- Государственная сфера:
- госзаказы/госзакупки;
- сертификационная система;
- распределение земельных участков (в том числе и земельные отношения);
- строительство.
Специалисты утверждают: коррупция в России становится своеобразным бизнесом. Это подтверждает сравнение с 90-ми годами – для осуществления свободной предпринимательской деятельности ИП платили «крыше» (преступной группировке). В наше время функции так называемой крыши исполняют должностные лица и чиновники.
Если говорить о причинах появления коррупционных правонарушений в нашем государстве, то стоит упомянуть Древнюю Русь. Именно в те времена были зафиксированы первые попытки борьбы с коррупцией, которая проявлялась в образовании олигархического класса торгово-финансовых представителей и их ротации. А вот уже при ССР коррупция не проявлялась в финансовом плане, она была завязана на личных связях, которые давали возможность получать всяческие блага, услуги, привилегии.
Если говорить о причинах ее появления, то специалисты называют три основные, которые заключаются в отсутствии:
- Независимые СМИ.
- Независимая судебная система.
- Политическая конкуренция.
К ним также можно отнести и отсутствие гражданской общественности, имеющей контроль над исполнительной властью. А в целом винить следует российскую законодательную систему, которая является отнюдь не совершенной, поэтому ее нормативно-правовая база не позволяет задействовать эффективные методы борьбы против коррупции. К примеру, в законах нашего государства термин «коррупция» не выделяется, и нет его четкого толкования.
Нельзя не сказать, что наше правительство регулярно внедряет антикоррупционные меры, направленные на борьбу с коррупционными правонарушениями, а также на их предотвращение. К ним относятся в первую очередь:
- нормативно-правовые акты, указы;
- надзор за их выполнением;
- создание Национального антикоррупционного комитета;
- принятие закона «О противодействии коррупции»;
- составление и подписание Плана по противодействию коррупции.
К сожалению, специалисты констатируют тот факт, что на протяжении последних пяти лет названные меры особых результатов не принесли. Для этого нужна сильная политическая воля и совместная деятельность правительства и российского общества в целом.
В России побит рекорд по числу выявленных коррупционных преступлений
- Введение уголовной ответственности за дачу и получение взятки депутатом различного уровня власти как мера против коррупционного лоббизма 2017 / Вырва Петр Александрович
- Нормативно-правовое регулирование противодействия коррупции в России на современном этапе 2014 / Коновалов Валерий Алексеевич
- О возможности уголовной ответственности юридических лиц за злоупотребление должностными полномочиями: сравнительно-правовой аспект 2018 / Румянцева Юлия Николаевна, Середа Ирина Михайловна
- Проблемы совершенствования законодательства о правовом регулировании деятельности государственной (муниципальной) службы, государственных (муниципальных) служащих 2009 / Розенфельд Владимир Григорьевич, Новожилов Антон Александрович
- Особенности предупреждения злоупотребления должностными полномочиями 2018 / Товарова Елена Валерьевна
Согласно проекту, создаваемая структура обозначит концепцию 9 шагов движения к безкоррупционному обществу:
- наказание за коррупционные преступления вплоть до пожизненного;
- отсутствие срока давности по коррупционным преступлениям;
- неприменение УДО для отбывающих наказание за коррупционные преступления;
- вознаграждения для граждан, сообщающих о фактах коррупции;
- максимально жесткое наказание за дачу взятки;
- премия для журналистов за лучшее расследование на данную тему;
- создание базы данных по осужденным за коррупционные преступления;
- пожизненный запрет уличенным в коррупции чиновникам занимать должности на госслужбе;
- пожизненный финансовый контроль для отбывших наказание коррупционеров.
Вместе с тем, будет предложено рассматривать коррупционные дела с участием суда присяжных.
Теперь из АП сигнализируют, что учредителем и руководителем создаваемого в России специального Антикоррупционного фонда выступит юрист-международник Дмитрий Романенко.
Он — эксперт в области розыска зарубежных активов, международного сопровождения судебных процессов, постоянный комментатор RT, радио Sputnik, РИА Новости. Известен среди прочего тем, что добился возбуждения уголовного дела против финансовой пирамиды «Соль Руси», обманувшей в Москве сотни стариков, а также тем, что готовил и подавал заявку для проведения в Москве престижного конгресса Международного совета коммерческого арбитража.
Говоря о создании Антикоррупционного фонда, где уже определены структура и руководитель, источники поднесли вводные по первым планам организации, пишет инсайдерский канал @kaktovottak.
Фонд планирует требовать ужесточения наказания по следующим статьям:
- 285 (злоупотребление должностными, части 1,2,4);
- 286 (превышение);
- 290 (получение взятки);
- 291 (дача взятки, части 1,2);
- 159 (мошенничество);
- 200.4 (злоупотребления при закупках),
- 200.5 (подкуп),
- 200.6 (ложное заключение);
- 201.1 (злоупотребление при выполнении гособоронзаказа);
- 204 (коммерческий подкуп, части 1,2);
- 160 (присвоение и растрата);
- 174 (отмывание преступно полученных денег, часть 1).
Для принятия антикоррупционных поправок Фонд инициирует процесс всероссийского сбора подписей.
Еще один амбициозный замысел — борьба с чиновниками, имеющими пути отступления за пределами родины. Все папки с гражданствами и ВНЖ-ПМЖ чиновников и политиков у Фонда есть, но пойдут в работу позже, ориентировочно к думской кампании 2021-го года.
- Новые записи
- Популярные записи
- Новые комментарии
- Метки
Мировая общественность внимательно следит за процессами, которые происходят в каждой стране. Особое внимание уделяется именно коррупции, поскольку сотрудничество с такими государствами является малоэффективным и рискованным.
Ежегодно организация Transparency Inrernational представляет отчет о наиболее и наименее коррумпированных странах.
Свой рейтинг она выстраивает на комбинации общедоступных статистических данных и результатах глобального опроса. В итоге, каждая страна получает определенный балл, который называется индекс восприятия коррупции. В соответствии с ним происходит распределение мест в рейтинге, который практически не меняется годами, ведь процесс борьбы с коррупцией длительный и болезненный.