Право постоянного бессрочного пользования земельным участком субъекты

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право постоянного бессрочного пользования земельным участком субъекты». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком означает право осуществлять без указания сроков владение и пользование этим участком в пределах, установленных законодательством. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в ГК РФ относится к вещным правам лиц, не являющихся его собственниками (ст. 216 ГК РФ). Земельные участки в нашей стране пока в значительной мере находятся в государственной и муниципальной собственности.

Участки земли в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности (ст. 268 ГК РФ).

Правовые формы использования земель (виды прав на землю

Сервитут — право ограниченного пользования земельным участком. Данное право представляет своего рода «право безысходности», невозможности не затрагивать интересы соседних землепользователей. В любом случае осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. В зависимости от оснований возникновения и целей установления сервитуты делятся на публичные и частные.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, ее субъектов, нормативным правовым актом органа местного самоуправления без изъятия земельных участков.

Например, согласно ГрК РФ публичные сервитуты могут устанавливаться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с градостроительной документацией и правилами застройки в случаях, если это определяется государственными или общественными интересами (ст. 64).

Публичный сервитут вводится с учетом результатов общественных слушаний. Публичные сервитуты могут устанавливаться :

  • для прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей; а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • других целей.

По договору аренды земельного участка арендодатель обязуется предоставить арендатору земельный участок за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

Согласно ст. 22 ЗК РФ в качестве арендодателей могут выступать собственники земельных участков, а также законные представители лиц, не достигших совершеннолетия, при получении последними земельных участков в порядке наследования (в аренду такой земельный участок может быть сдан на срок до достижения наследником совершеннолетия).

К существенным условиям договора аренды земельных участков, необходимых и достаточных для его заключения, в соответствии с законом относится, во-первых, предмет договора. В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить передаваемое (подлежащее передаче) имущество, т. е. должны быть указаны местоположение, площадь, целевое назначение, категория участка, кадастровый номер (до его присвоения может быть условный номер) земельного участка. По договору аренды может быть передан земельный участок, если он не изъят из оборота. Договор подлежит государственной регистрации.

Во-вторых, в ЗК РФ в качестве существенного условия называется размер арендной платы (ст. 65 ЗК РФ).

Если договором аренды земельного участка, находящегося в частной собственности, не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде земельного участка, аналогичного по качеству, назначению, местоположению и другим характеристикам.

Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Размер арендной платы за частные земли определяется соглашением сторон. При определении размера арендной платы за государственные и муниципальные земли применяются ставки, устанавливаемые компетентными органами (базовые размеры арендной платы). Традиционно эти ставки устанавливаются за единицу площади арендованного земельного участка с учетом зоны градостроительной ценности (в поселениях), категории землепользователя, вида использования земли. Арендная плата выражается в денежной, натуральной или комбинированной форме. Она может взиматься отдельно за арендуемый земельный участок или в составе общей арендной платы за все арендуемое имущество (например, земельный участок и здание).

Что касается такого условия договора аренды, как срок, то действующее федеральное законодательство отдало этот вопрос на усмотрение сторон договора. Единственное ограничение предусмотрено в отношении земельных участков, передаваемых в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ. Срок в этих случаях — не более одного года. Поскольку срок не является существенным условием договора аренды земельных участков, то он может быть заключен как с указанием срока, так и без него. В последнем случае имеет место бессрочный договор или, точнее, договор, заключенный на неопределенный срок. Отличие между этими видами договоров проявляется прежде всего в порядке их расторжения. Договоры аренды, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее одного года, не подлежат государственной регистрации, кроме случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии с нормами действующего гражданского законодательства право на бессрочное пользование участками, которые находятся в собственности государства или отдельных субъектов государства, может быть предоставлено гражданам и юридическим лицам. Земельный кодекс России выделяет норму о том, что такой участок земли не может быть предоставлен гражданам.

Также гражданское законодательство отдельно рассматривает основания приобретения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. В качестве одного из таких оснований выделяется решение, вынесенное уполномоченным органом, осуществляющим государственную или региональную власть.

Еще один способ возникновения права собственности – приобретение данного права при переходе права собственности на здание, сооружение или строение, которое принадлежало предыдущему собственнику на праве постоянного пользования.

Нормативными актами устанавливается возможность получения права пользования в порядке правопреемства. Однако оценить свои силы и воспользоваться таким правом могут только организации.

Исчерпывающий перечень субъектов, которым представлено право постоянного пользования участком земли, находящимся в федеральной или муниципальной собственности. Разрешение, полученное в государственном или муниципальном органе

Круг субъектов, которые имеют право на получение участка на праве бессрочной собственности, определен в Земельном кодексе. Согласно данному законодательному акту к подобным лицам относятся следующие:

  • органы государственной власти, органы местного самоуправления;
  • учреждения государственного и муниципального уровней;
  • казенные предприятия.
  • центры исторического наследия Президентов, которые прекратили выполнение возложенных на них полномочий.

Данный перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен. Предоставление участка таким лицам происходит только на основании принятия соответствующего решения.

Понятие решения также устанавливается в Гражданском кодексе РФ. Согласно данному законодательному акту без решения невозможно провести предоставление участка. Решение может быть вынесено несколькими государственными органами, в зависимости от предоставляемого в пользование объекта недвижимости:

  • в отношении земель субъектов государства решение принимает уполномоченный орган власти данного субъекта путем вынесения соответствующего постановления;
  • в отношении земель из государственной собственности решение принимает уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий деятельность по правам собственности на землю;
  • в отношении земель муниципальной собственности решение принимает соответствующий орган местной власти.

При этом в нормативно-правовых актах отдельно выделяется роль Министерства имущества РФ, которое осуществляется деятельность:

  • по предоставлению участков органу государственной власти, учреждениями, казенному предприятию;
  • по предоставлению участков земли, на котором располагаются объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности.

Согласно нормам гражданского и земельного законодательства физические лица не должны исполнять обязанность по переоформлению участка земли, предоставленного им на праве бессрочного пользования. Согласно федеральному закону граждане, которым данное имущество было предоставлено до введения в силу нового Земельного кодекса РФ, имеют право пользоваться участком на прежних основаниях.

В свою очередь, в прежнем законодательстве установлено, что такое право является бессрочным и в переоформлении не нуждается.

Процедура переоформления состоит из нескольких этапов:

  • Отказ текущего землепользователя от участка.
  • Приобретение нового права на землю, которое может быть совершено в порядке аренды или купли-продажи.

Данные действия обязательно должны быть совершены в порядке, установленном законом, оформлены в Управлении регистрационной службой (Росреестром). На законодательном уровне предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка и сроков переоформления права собственности на участок. Штраф за неправомерные действия может достигать ста тысяч рублей.

В законодательстве выделено несколько случаев прекращения права на бессрочное пользование участком:

1. При добровольном отказе землепользователя от принадлежащего ему права.

2. При использовании участка с нарушениями установленного российского законодательства:

  • использование участка не по его целевому назначению или такими способами, что свойства плодородного слоя почвы снижаются.
  • порча земель.
  • невыполнение возложенных обязанностей по своевременной рекультивации земель, а также прочих обязательных действий, направленных на сохранение и охрану почв.
  • невыполнение возложенных обязанностей по возвращению землям состояния, пригодного для целевого использования.
  • неиспользование участка сроком более трех лет.

3. При изъятии участка для удовлетворения нужд государства, отдельных субъектов государства, органов местного самоуправления.

Прекращение права бессрочного пользования возможно только по данному перечню оснований. Нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня могут предусматривать ряд других причин для прекращения права на бессрочное пользование участком.

Если землепользователь самостоятельно принимает решение об отказе от права постоянного пользования участком земли, он должен подать соответствующее заявление в уполномоченный государственный орган. К заявлению обязательно должна прилагаться копия документа, удостоверяющего личность обращающегося.

Если же исполнительный орган власти самостоятельно прекращает право постоянного пользования участком земли в виду невыполнения землепользователем требований законодательства или в целях удовлетворения нужд государства, им принимается соответствующее решение.

При получении заявления об отказе собственника от права пользования участком, уполномоченный орган также должен в течение месяца принять решение о прекращении права. Копия указанного документа должна быть в течение трех дней с момента его принятия направлена лицу, решившему отказаться от права пользования.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Однако, кто получил участки на праве постоянного бессрочного пользования давно, сохраняют свое право.

Бессрочное пользование земельным участком таких граждан подлежит переоформлению в собственность.

Однако сроки переоформления неограниченны.

Отсутствие у обычных граждан возможности

О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства

Для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности гражданину необходимо, в первую очередь, подготовить документы, устанавливающие право на данный земельный участок (п. 1 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Это могут быть:

  • Акт о предоставлении данного земельного участка;
  • Свидетельство или акт о праве на земельный участок;
  • Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на данный земельный участок;
  • Иные документы.

Если к гражданину перешло право собственности на объект недвижимости (здание, сооружение), расположенный на таком земельном участке, то вместо указанных выше документов могут быть представлены документы, удостоверяющие право любого прежнего собственника указанного объекта на этот земельный участок, а также документ, удостоверяющий право собственности гражданина на расположенное на участке здание (п. 2 ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Для государственной регистрации права собственности гражданину необходимо:

1) Обратиться с заявлением и указанными документами в территориальное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) для государственной регистрации права собственности. Сделать это можно в многофункциональном центре, почтовым отправлением или в форме электронного документа через официальный сайт Росреестра. При предоставлении заявления гражданину необходимо предъявить паспорт, а его представителю – нотариально удостоверенную доверенность;

2) Оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей за государственную регистрацию права собственности. Государственная регистрация права должна быть произведена в течение семи рабочих дней с даты поступления заявления и документов в Росреестр, а в случае подачи заявление и документов через МФЦ – в течение девяти дней (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

3) После государственной регистрации права собственности получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости. С момента государственной регистрации права собственности на земельный участок право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.

При переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды гражданину необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением и вышеуказанными документами.

В случае, если земельный участок находится в собственности:

  • Российской Федерации — обращаемся в Территориальное управление Росимущества субъекта РФ;
  • Субъекта Российской Федерации — обращаться в Министерство по управлению государственным имуществом субъекта РФ;
  • Муниципального образования — обращаемся в Комитет по управлению муниципальным имуществом местной администрации.

Юридические лица всех форм собственности, за исключением муниципальных предприятий и учреждений, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или право собственности по своему желанию (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Действующим российским законодательством срок переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на иные виды прав был установлен до 1 июля 2012 года, а в случае с земельными участками, на которых расположены линейные объекты (линии электропередачи, связи, трубопроводы, дороги и т.д.) – до января 2016 года.

Если в указанный в законе срок, юридические лица не успели переоформить право постоянного (бессрочного) пользования, то сделать это можно и в настоящее время. В связи с продлением срока, переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками юридическими лицами должно быть осуществлено до 01.01.2024 года в установленном законом порядке (п. 2.1 ст. 3 Закона о введении в действие Земельного кодекса).

Юридическому лицу для переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды или право собственности необходимо:

1) Обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в зависимости от формы собственности на земельный участок (см. в главе «Порядок переоформления для граждан») с заявлением и необходимыми документами (перечень документов установлен Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 № 475).

Срок рассмотрения заявления для юридических лиц составляет 1 месяц;

2) В случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право собственности юридическому лицу необходимо осуществить у органа власти выкуп земельного участка. Стоимость выкупа определяется соответствующим органом (органом государственной власти или органом местного самоуправления) в зависимости от того, в чьей собственности находится земельный участок (пункты 1.1. и 1.2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации);

3) По результатам рассмотрения уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, может быть подготовлено распоряжение о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования.

4) После вынесения распоряжения, нужно обратиться за государственной регистрацией права собственности или аренды (в случае, если договор аренды заключен на срок более 1 года) в Управление Росреестра через МФЦ.

Как оформить право постоянного или бессрочного пользования земельным участком

Право постоянного бессрочного пользования на земельный участок допускает использование участка без ограничения сроков, на протяжении периода жизни правообладателя, которому он предоставлен. Данное лицо может использовать его по своему усмотрению, но только в рамках категории земель и их целевого назначения, установленных в отношении участка.

Например, возводить капитальное строение на землях ИЖС или вести подсобное хозяйство на землях ЛПХ. Нарушения регламента пользования служат основанием для изъятия надела. В числе причин прекращения пользования:

  • изъятие для государственных и муниципальных нужд;
  • при использовании не по назначению или не использовании;
  • при нарушении санитарных и противопожарных норм;
  • порче почвы.

Надлежащее применение надела допускает присваивать урожай и прочие результаты трудов, извлекать прибыль, повышая уровень жизнеобеспечения семьи. Но распоряжаться им как своим собственным землепользователь не может. То есть, недопустимо его участие в имущественных сделках и передача наследникам по закону или по завещанию.

Кроме этого, правообладатель обязан уплачивать земельный налог. А если он не воспользовался своим правом на приватизацию ЗУ, допустимо переоформить землю в собственность.

О правах и обязанностях лиц с правом бессрочного пользования землей мы обсудили. Теперь перейдем к переоформлению.

С изменением советского Земельного законодательства, на ныне действующее, которое вступило в силу на основании земельной политики РФ, участки стало разрешено переоформлять в собственность. Более того, положение было облегчено программой «дачной амнистии», которая позволяла оформить ЗУ в короткие сроки, при предоставлении минимума документов. Те из граждан, чьи правоустанавливающие документы были утрачены, смогли беспрепятственно восстановить их и переоформить право собственности путём перерегистрации.

Для переоформления следует обратиться с заявлением в администрацию населённого пункта, предоставив требуемые документы. После рассмотрения, заявитель получит акт административного решения (копию), которую передаст в Росреестр вместе с пакетом документов и заявлением о регистрации права собственности.

Для физических лиц не предусмотрено федеральных нормативов по штрафным и иным санкциям за просрочку переоформления. Однако каждый регион вправе взимать таковые на основании локальных актов.

Поскольку на передачу наделов в БП физическим лицам наложен мораторий, приобрести их можно посредством обычной сделки купли-продажи или снять у местного муниципалитета в аренду. Для этого необходимо обратиться в администрацию и узнать, есть ли свободный отрезок, который разрешено приобрести в собственность.

Второй вариант, касающийся многодетных семей, — это встать в очередь на распределение территорий из владений муниципального образования. Это регламентируется государственной программой поддержки, где семьи с тремя и более детьми получают наделы под ИЖС.

В отличие от физлиц, юрлица могут получать наделы в эксплуатацию без установленного срока, как до, так и после 2001 года – на них мораторий не распространяется. При этом им предоставляется возможность осуществлять ее использование в своих целях.

Какие земли не подлежат распределению между организациями и остаются в ведении государства:

  • Лесной и водный фонды страны.
  • Заповедники и исторические объекты.
  • Закрытые территории, где проводились испытания оружия или произошли аварии с выбросом радиоактивных веществ.
  • Военные и стратегические объекты страны.

Указанная недвижимость находится под охраной, незаконное приобретение и возведение построек на таких территориях караются законом. За соблюдением порядка следят специальные службы (лесничества и прочее).

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

Основной причиной, по которой БП прекращает существовать, является переоформление участка в собственность или аренду. Законодательство предусматривает условия, при которых надел изымается принудительно, по решению администрации муниципалитета или суда:

  • ЗУ необходим для реализации местного проекта по постройке объекта общего пользования.
  • Нарушение правил эксплуатации надела, в результате которых значительно ухудшилось его состояние, земля пришла в запустение.
  • Пользователь не выполняет мероприятия по повышению плодородия почвы.
  • Способ использования не соответствует ВРИ.
  • Нарушение прав соседей.
  • Загрязнение окружающей среды, вред экологии.

Если пользователю надел не нужен, он имеет право отказаться от него добровольно – для этого необходимо обратиться с заявлением в многофункциональный центр.

Прочитали, но все равно не разобрались?

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются, только если они находятся в государственной или муниципальной собственности. То есть юридические лица или граждане не могут таким образом передавать свои наделы. Основанием для выделения земли на таком основании является соответствующее решение государственного или муниципального органа, уполномоченного на управление земельными отношениями и собственностью государства, региона РФ или муниципалитета. Форма такого решения утверждена распоряжением Минимущества РФ от 02.09.2002 N 3070-р. Она является рекомендованной.

Для того чтобы соблюсти требования закона, необходимо обязательно провести государственную регистрацию выделенной на таких условиях земли в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Владеть земельным участком на законных основаниям может конкретный собственник, а вот пользоваться землей может любое лицо, которое получило на это разрешение от владельца. Распоряжаться по своему усмотрению вправе только юридический собственник земли. На основании таких полномочий выделяют несколько видов права пользования землей.

Написать комментарий

      Как известно, у автономного учреждения не может быть на праве собственности имущества. Собственником имущества, закрепленного за АУ, является РФ, субъект РФ или муниципальное образование — учредитель автономного учреждения. Пунктом 2 ст. 216 ГК РФ предусмотрено, что лицам, которые не признаются собственниками имущества, могут принадлежать вещные права на это имущество. К вещным правам среди прочего относится:

      • право оперативного управления имуществом;
      • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

      В Гражданском кодексе (гл. 19) и Законе об автономных учреждениях (п. 1 ст. 3) указано: имущество принадлежит АУ исключительно на праве оперативного управления. Собственником этого имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование. Согласно гражданскому законодательству все имущество делится на две категории: недвижимое и движимое. При этом к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Исходя из этого, можно было бы предположить, что земельные участки закрепляются за АУ также на праве оперативного управления. Однако это не так. В соответствии с действующим законодательством существуют следующие формы прав на землю:

      • право собственности;
      • право постоянного (бессрочного) пользования;
      • право пожизненного наследуемого владения (касается только граждан);
      • аренда;
      • сервитут (право ограниченного пользования чужим земельным участком);
      • безвозмездное срочное пользование.

      Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

      Права оперативного управления в этом перечне нет, поэтому земельные участки не могут быть закреплены за АУ на этом вещном праве. Право собственности и право пожизненного наследуемого владения отпадают, а все остальное остается. Так, на основании пп. 1 п. 1 ст. 24 ЗК РФ из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, обладающими соответствующими правами, могут быть предоставлены в безвозмездное срочное (на срок не более года) пользование земельные участки государственным и муниципальным учреждениям. Следовательно, АУ может быть предоставлен в безвозмездное срочное пользование земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

      Что касается сервитута, в общем случае предоставления данного права может потребовать собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) (п. 1 ст. 274 ГК РФ). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. В то же время согласно п. 4 ст. 274 ГК РФ допускается установление сервитута в интересах и по требованию лица, которому земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования. Соглашение об обременении земельного участка частным сервитутом может заключить исключительно его собственник, иные правообладатели земельного участка (землепользователи, землевладельцы, арендаторы и т.д.) таким правом не наделены (Письмо Минэкономразвития России от 03.11.2009 N Д23-3607). Как показывает практика, в настоящее время АУ пользуются, как правило, именно такими земельными участками — закрепленными за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

      22. ПОСТОЯННОЕ (БЕССРОЧНОЕ) ПОЛЬЗОВАНИЕ

      Согласно п. 1 ст. 268 ГК РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Государственной собственностью в РФ признается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ. При этом земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

      Примечание. Так же как и право оперативного управления, право постоянного пользования подлежит обязательной государственной регистрации (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

      Автономное учреждение, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (п. 1 ст. 269 ГК РФ). В п. 2 этой же статьи зафиксировано: лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества. В то же время владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если только иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 264 ГК РФ). В свою очередь, Земельным кодексом (п. 4 ст. 20) установлено: юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками. Таким образом, АУ, за которым земельный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться данным земельным участком. Что это означает? Как указал Пленум ВАС РФ в Постановлении от 24.03.2005 N 11 (п. 24), лица, обладающие земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе передавать его в аренду или безвозмездное срочное пользование, причем даже при наличии согласия на это собственника земельного участка. Судьи ФАС ВСО в Постановлении от 20.07.2009 по делу N А78-14619/05 отметили: под распоряжением, прежде всего, понимается совершение с вещью различных сделок, изменяющих юридическое отношение к вещи собственника и дающих права на вещь иным лицам. В связи с этим арбитры по требованию заместителя прокурора признали недействительным договор, заключенный образовательным учреждением с обществом, о передаче последнему в пользование земельного участка, закрепленного за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, для строительства подземной автостоянки. В ходе разбирательства было выяснено, что земельный участок был предоставлен образовательному учреждению для целей народного образования. Однако строительство автостоянки, предусмотренное условиями спорного договора, а также заключение обществом с физическими лицами договоров об инвестировании строительства автостоянки (долевого участия в строительстве автостоянки), в соответствии с условиями которых гаражные боксы автостоянки по окончании строительства подлежали передаче в собственность инвесторов, вышеуказанной цели не преследовали. Судьи добавили: в данном случае не применяются правила п. 2 ст. 167 ГК РФ (возврат каждой из сторон недействительной сделки полученного по этой сделке). Права лица, считающего себя собственником спорного имущества, подлежат защите путем заявления виндикационного иска. Как отметил КС РФ (Постановление от 21.04.2003 N 6-П), когда по возмездному договору имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться в суд в порядке, установленном ст. 302 ГК РФ, с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, приобретшего это имущество. Окончательная точка в данном деле в части признания сделки недействительной еще не поставлена, поскольку Определением ВАС РФ от 06.11.2009 N ВАС-15268/09 было принято к производству заявление общества о пересмотре дела в порядке надзора.

      Думаем, решение будет таким же, как в Постановлении ФАС ПО от 14.04.2009 по делу N А55-8383/2008 , в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-9994/09. Изъятие земельного участка у лица, которому он передан на праве аренды лицом (в рассматриваемой ситуации — национальным парком), которое его получило на праве постоянного (бессрочного) пользования, будет означать лишение парка земельного участка (фактическое изъятие этого участка у национального парка, являющегося землепользователем). Однако право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не прекращено. В связи с этим в иске об истребовании земельного участка было отказано.

      Аналогичные выводы содержит Постановление ФАС ПО от 06.04.2009 по делу N А55-8380/2008, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 31.07.2009 N ВАС-9600/09.

      Таким образом, если АУ передаст земельный участок (его часть), закрепленный за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, в аренду, договор аренды, на основании которого будет произведена такая передача, признают недействительным. Еще одно подтверждение этого — Постановление ФАС ВСО от 20.08.2008 N А10-13438/05-Ф02-3935/08, в передаче которого в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора было отказано Определением ВАС РФ от 24.12.2008 N ВАС-16610/08. При этом в рассматриваемой ситуации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, может потребовать принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.

      Условия и порядок отказа лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прописаны в ст. 53 ЗК РФ. Во-первых, автономному учреждению, решившему отказаться от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, нужно заручиться согласием учредителя. Получение данного согласия необходимо в силу того, что АУ не вправе распоряжаться земельным участком, закрепленным за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, а отказ учреждения от этого земельного участка является формой распоряжения имуществом (Постановление ФАС СКО от 17.04.2009 по делу N А61-1469/2008).

      Решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть принято исключительно судом в связи с ненадлежащим использованием АУ этого земельного участка по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления земельных участков . Если такое решение примет государственный орган или орган местного самоуправления, оно будет признано недействительным (см., например, Постановления ФАС ЦО от 21.09.2009 по делу N А08-1654/07-13-6, от 29.07.2009 по делу N А64-3170/08-8, от 04.04.2008 по делу N А35-6929/06-С9).

      Только этот орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.03.2009 N Ф04-1297/2009(1706-А45-9), Ф04-1297/2009(3717-А45-9)).

      Примечание. Систематическая неуплата земельного налога — причина принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования АУ земельным участком (пп. 3 п. 2 ст. 45 ЗК РФ).

      Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принудительно перечислены в ст. 45 ЗК РФ. Одно из оснований, указанных в п. 2 этой статьи, — использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными ст. ст. 7, 8 ЗК РФ.

      23. ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЧУЖИМ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ (СЕРВИТУТ)

      Бюджетные учреждения при получении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования не ставят их на бюджетный учет. Основание такое: непроизводственные активы, используемые в процессе деятельности учреждения, не являющиеся продуктами производства, права собственности на которые должны быть установлены и законодательно закреплены (земля, ресурсы недр и пр.), отражаются в бюджетном учете в момент их вовлечения в экономический (хозяйственный) оборот (п. 28 Инструкции по бюджетному учету ). То же самое было установлено и ранее действовавшей Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (до 17.03.2009). Как указано в Отраслевых особенностях бюджетного учета в системе здравоохранения РФ, утвержденных Минздравсоцразвития России (п. 5.2), вовлечением земельных участков в хозяйственный оборот является:

      • приобретение земельных участков;
      • продажа земельных участков;
      • передача земельных участков другим бюджетам, государственным и муниципальным организациям другого бюджета, негосударственным организациям.

      Утверждена Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

      Бюджетные учреждения здравоохранения, органы государственной власти и органы местного самоуправления в сфере здравоохранения отражают в бюджетном учете земельные участки только в перечисленных выше случаях при наличии соответствующего согласования с органом по управлению имуществом.

      Исходя из этого постановке на бюджетный учет подлежат только те земельные участки, по которым у учреждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации имеется право распоряжения (Письмо Минфина России от 26.05.2006 N 02-14-10а/1406, доведенное до подведомственных налоговых инспекций Письмом ФНС России от 07.06.2006 N ВЕ-6-16/575@).

      Автономные учреждения также не должны отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности земельные участки, закрепленные за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования. Данный вывод основан на следующем. По всем критериям земельные участки относятся к объектам основных средств. Однако в бухгалтерском учете согласно п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств могут быть отражены основные средства (в зависимости от имеющихся у организации на них прав):

      • принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
      • находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, доверительное управление);
      • полученные организацией в аренду;
      • полученные организацией в безвозмездное пользование;
      • полученные организацией в доверительное управление.

      Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

      В приведенном перечне отсутствуют основные средства, полученные на праве постоянного (бессрочного) пользования, поэтому они не отражаются в бухгалтерском учете АУ, в том числе на забалансовых счетах.

      Право бессрочного пользования (далее — БП) земельным участком (его ещё называют постоянным пользованием) — возможность владеть и использовать земельный участок (далее — ЗУ). Владеть — значит, определять ЗУ как свой, говорить «это мой участок»; использовать — извлекать полезные свойства ЗУ — строить на нём, выращивать и т. д.

      Особенности права БП:

      • пользователь и собственник участка — не одно и то же лицо; тот, кто получил участок на праве БП — просто пользователь, но не собственник, собственником остаётся муниципалитет, который выдал участок;
      • пользователь не может свободно распоряжаться участком, т. е. определять его судьбу: продавать, закладывать, дарить, сдавать в аренду и тому подобное; всё это закон запрещает, даже если собственник разрешил распоряжаться участком;
      • право БП не ограничено во времени — пользоваться ЗУ можно постоянно;
      • за право БП не нужно платить (пользователь платить лишь земельный налог);
      • ограничен круг лиц, которые могут получить ЗУ на праве БП;
      • особый порядок получения ЗУ на этом праве.

      До 2001 года участки на этом праве мог получить кто угодно, в том числе граждане и организации. Но в 2001 году приняли ЗК РФ. Этот кодекс лишил частников права БП: в 2018 году участки на праве БП дают только органам власти (федеральным, региональным, местным), государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям. Причины этому две:

      1. Право БП — пережиток Советского Союза, где не было частной собственности. В той системе право БП стало возможностью законно владеть землёй. Но в современной России частная собственность есть, и почему бы ею не пользоваться. Тем более что пользователи участком на праве БП ограничены в правах по сравнению с собственником (например, не распоряжаются ЗУ).
      2. Создать единообразие в российской системе отношений по поводу земли. Одни владеют участками на праве БП, потому что получили его до 2001 года, другие — на праве собственности, так как в 2002 году уже не было права БП.

      Соответственно, сейчас гражданам и организациям откажут в предоставлении участков на праве БП. Но тот, кто до 2001 года получил участки на праве БП, не потерял свои права и ЗУ. Однако новый кодекс обязал переоформить право БП на право собственности или аренды. В идеале, к 2018 году у частников не должно было остаться участков на праве БП, ведь за 17 лет можно успеть не только переоформить участок, но и построить там дом, посадить дерево и вырастить сына. Но до сих пор находятся те, кто по разным причинам переоформлением не занимались: проблемы с документами на ЗУ, некогда или просто не знали.

      Мои знакомые — супружеская пара — жили в дальнем Подмосковье (Воскресенск) и захотели перебраться поближе к Москве (в Железнодорожный). Для этого они решили продать свой ЗУ, а вырученные деньги использовать на покупку квартиры (без кредита не обошлось, но деньги за участок тоже пригодились). Они подали объявление, вскоре нашёлся покупатель. Заключили договор, взяли деньги и пошли в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности на нового владельца. А в Росреестре выяснилось, что участок у моих знакомых находился на праве БП, а значит, продавать они его не имели права. Договор аннулировали, а участок пришлось переоформить в собственность. Только после этого участок продали.

      Права пользователя ЗУ на праве БП:

      • использовать ЗУ в полной мере, но не нарушать закон;
      • использовать водоёмы (карьеры с водой, пруды) и некоторые распространённые полезные ископаемые (песок, глина), находящиеся на участке;
      • строить здания или сооружения, если эта возможность предусмотрена в документах на ЗУ;
      • заниматься сельским хозяйством, если это разрешено;
      • собирать и использовать урожаи — все плоды от работы на грядках принадлежат пользователю ЗУ.

      24. ПРАВО БЕЗВОЗМЕЗДНОГО СРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

      Документы подаются вместе с заявлением в орган власти, выдавший ЗУ. Для переоформления понадобятся:

      • паспорт;
      • решение органа власти о предоставлении ЗУ на праве БП;
      • договор о предоставлении ЗУ на праве БП (если его заключали);
      • выписка из ЕГРН, в которой указано, где находится участок и кому он принадлежит на праве БП;
      • выписка из ЕГРН на строения, расположенные на участке (если они есть).

      Единственное отличие — сроки. Граждане могут переоформить право БП в любой момент — строгих сроков для этого закон не устанавливает.

      Для того чтобы юр.лица переоформили право БП, государство определило срок — до 1 июля 2012 года. Если на участке есть линейные объекты (дороги, трубопровод, ЛЭП) — срок до 1 января 2016 года. Если до сих пор юр.лицо не переоформило ЗУ, то его могут оштрафовать до 100 тыс. руб. (ст. 7.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Исключения — дачные, садоводческие, гаражные кооперативы граждан. Для них срок переоформления не устанавливался.

      Пропуск срока не означает, что юр.лицо не может переоформить право БП. Просто придётся заплатить штраф перед тем, как заниматься переоформлением.

      Орган власти отказывает пользователю ЗУ в нескольких случаях:

      • право БП не оформлено — в реестре недвижимости нет информации, что этот участок принадлежит пользователю на праве БП;
      • не оформлены строения, расположенные на участке, например, пользователь не зарегистрировал дом и не указал себя как собственника;
      • по поводу участка идёт разбирательство в суде;
      • у переоформителя нет прав на участок, например, пользование оформлено на родителей, а переоформить пытаются дети.

      1. Основами законодательства Союза ССР и союзных республик 1990 г. о земле впервые было введено в российское законодательство, а затем раскрыто в актах РСФСР, в том числе в ЗК РСФСР 1991 г., право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком. В тот период земельные участки, находящиеся в собственности государства, выделялись в бессрочное (постоянное) пользование гражданам и юридическим лицам. Основание такого отвода земли имело публично-правовую основу (государственный акт и регистрация).

      Земельный кодекс установил возможность владения земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. Предоставленное землепользователям до введения в действие ЗК право бессрочного (постоянного) пользования соответствует предусмотренному ЗК праву постоянного (бессрочного) пользования.

      С введением в действие ЗК отвод земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования прекращен, но землепользование на таком праве, установленное до принятия ЗК, сохранено. Если земельный участок был предоставлен до введения в действие ЗК для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или жилищного строительства, гражданин имеет право зарегистрировать право собственности на такой земельный участок в соответствии с п. 9.1 ст. 3 Вводного закона к ЗК. Если же земельный участок был предоставлен на праве постоянного пользования индивидуальному предпринимателю для ведения предпринимательской деятельности, приобрести его в собственность бесплатно он не может.

      Субъектами права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в настоящее время могут быть не все юридические лица, а лишь государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, органы государственной власти и местного самоуправления, а также Центры исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий (п. 1 ст. 20 ЗК). Все другие юридические лица, получившие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования до вступления в действие ЗК, должны переоформить свое право в порядке, установленном ст. 3 Вводного закона к ЗК. Так, юридические лица, не являющиеся субъектами права постоянного (бессрочного) пользования, должны переоформить его в срок до 1 января 2010 г. на право аренды или собственности, а религиозные организации, кроме того, — и на право безвозмездного срочного пользования. Если на земельном участке расположены линии электросвязи, трубопроводы, дороги и т.п., срок переоформления заканчивается 1 января 2013 г. Для некоторых землепользователей (садоводческих объединений, гаражных потребительских кооперативов и др.) предусмотрены особые правила переоформления права постоянного (бессрочного) пользования (ч. 4 п. 2.1 и п. 3 ст. 3 Вводного закона к ЗК).

      Переоформление осуществляется путем заключения с уполномоченным исполнительным органом договора аренды или купли-продажи на основании заявления землепользователя с обязательной последующей государственной регистрацией права. Землепользователю предоставлено право выбора вида права и вида договора. Проект договора аренды или купли-продажи предоставляется уполномоченным органом. Отказ заключить договор купли-продажи должен быть обоснованным: ограниченность в обороте, запрет приватизации по закону, резервирование для государственных или муниципальных нужд, утверждение плана развития города до обращения заявителя и т.п. При отказе заявитель может обратиться в суд с заявлением о понуждении к заключению договора.

      С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП, устанавливающая ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права.

      2. Основание отвода земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет публично-правовую природу. Им выступают решение государственного или муниципального органа и акт о предоставлении земельного участка. Поскольку предоставление земли осуществляется на внедоговорной основе, оно носит безвозмездный характер и плата за землю не взимается.

      3. Еще одно основание приобретения права постоянного (бессрочного) пользования названо в п. 3 ст. 268 — правопреемство в результате реорганизации юридического лица. При этом законодательство не содержит норм о том, как разрешается возможная коллизия положений об ограничении субъектного состава и положений о возможности преобразования государственных и муниципальных учреждений в юридические лица, не названные в п. 1 ст. 268. Отсутствуют также законоположения о разрешении данного вопроса при изменении типа учреждения (например, государственного на автономное). В литературе данные проблемы являются в настоящее время дискуссионными.

      Пункт 12 Постановления ВАС N 11 указывает, что если право собственности на недвижимое имущество перешло в связи с реорганизацией юридическому лицу, которое не может обладать землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, оно может заключить договор аренды или приобрести такой участок в собственность. По аналогии можно сделать вывод, что если в результате реорганизации юридическому лицу, не указанному в п. 1 ст. 268, перешло право постоянного (бессрочного) пользования землей, оно обязано его переоформить в установленном порядке.

      25. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

      1. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может возникнуть у обладателей земельных участков только при наличии двух условий: в соответствии с п. 1 комментируемой статьи оно предоставляется строго определенному кругу субъектов; в п. 3 данной статьи говорится о переходе такого права в порядке правопреемства, причем субъектный состав строго не определен. Таким образом, в первом случае речь идет о первоначальном способе приобретения вещного права, а во втором — о производном.

      2. В п. 1 комментируемой статьи содержится исчерпывающий перечень субъектов, которым может быть предоставлено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; кроме того здесь указано, что основанием приобретения данного права является административный акт — решение государственного или муниципального органа.

      В ранее действовавшей редакции статьи говорилось о том, что данное право могло предоставляться гражданам и юридическим лицам, причем не уточнялось — каким конкретно юридическим лицам. Эта норма противоречила положениям п. п. 1 и 2 ст. 20 ЗК РФ, в соответствии с которыми с момента введения в действие Земельного кодекса РФ (25 октября 2001 г.) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки должны предоставляться только государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, а гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование уже предоставляться не могут.

      Достаточно определенно по этому поводу была изложена позиция Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»: «Ненормативные акты полномочных органов о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицам, не указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам, являющимся индивидуальными предпринимателями, изданные после введения в действие ЗК РФ (30.10.2001), должны признаваться недействительными в силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, либо не подлежащими применению в соответствии со статьей 12 ГК РФ как противоречащие закону».

      3. Если юридическое лицо, обладавшее земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, было реорганизовано, то вновь созданному в порядке такой реорганизации юридическому лицу переходит право постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок. Это, впрочем, вовсе не означает, что организация может и далее владеть земельным участком на указанном титуле.

      Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридическое лицо, не попадающее в перечень организаций, содержащийся в п. 1 комментируемой статьи, обязано переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Последняя редакция этого Закона (от 5 февраля 2007 г.) определила крайний срок — 1 января 2008 г. Таким образом, юридическое лицо, ставшее в результате реорганизации обладателем такого титула, обязано переоформить данное право на право собственности либо взять участок в аренду.

      Непереоформление этого права не влечет его утрату, но может повлечь административную ответственность, предусмотренную ст. 7.1 КоАП, в виде наложения штрафа. Никаких действий распорядительного характера с участком такое юридическое лицо совершать не сможет.

      Субъекты земельных правоотношений являются носителями прав и обязанностей. К ним относятся:

      • граждане;
      • юридические лица;
      • апатриды;
      • иностранные физические и юридические лица;
      • Российская Федерации и ее субъекты;
      • муниципальные образования.

      К объектам в соответствии со ст. 6 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК) относятся земельные участки и их части, земля как природный ресурс и объект.

      Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая входит в часть земной поверхности и обладает характеристиками, с помощью которых ее можно инфицировать как индивидуально определенную вещи.

      В главе 4 ЗК выделяются такие виды пользования землей:

      • Аренда. Данное право пользования состоит в возможности эксплуатации определенной территорией в течение обозначенного времени и за конкретную стоимость (размер арендной платы указывается в договоре аренды).
      • Сервитут, публичный сервитут. Это ограничительное право на использование чужой территории. Данное разрешение может потребоваться для проезда или прохода по чужой территории, к примеру, для проведения строительных работ или для возведения постройки. Получить разрешение возможно двумя способами: заключить соглашение с собственником или через суд.
      • Безвозмездное пользование. Означает, что юридические лица или граждане имеют право передавать свою землю в пользование на определенное время без оплаты, что прописывается в договоре.
      • Бессрочное пользование. Это форма предоставления участков из земель, которые находятся в ведении муниципального образования. Либо передача региональным властям земельной собственности государства.

      Предоставление участка в пользование не является автоматическим предоставлением права на распоряжение.

      Глава 5.1 ЗК рассматривает предоставление территории, которая является собственностью государства или муниципалитета, а также регламентирует основания и порядок передачи такого рода земельных угодий в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное или в пользование на основании договора аренды.

      Подробнее о порядке предоставления земельного участка мы рассказывали тут.

      В ст. 39.14 ЗК поэтапно описан процесс по предоставлению участков, которые находятся в собственности муниципалитета или государства без проведения торгов:

      • Если планируется произвести преобразование земли, то нужно подготовить схемы ее расположения. Если территорию необходимо образовать или уточнить границы, то гражданину или юридическому лицу следует подать заявление о предварительном согласовании предоставления территории.
      • Затем принимается решение о предварительном согласовании на предоставление земельного участка.
      • Выполнение кадастровых работ обеспечивается для того, чтобы участок соответствовал проекту межевания территории, схеме расположения участка или проектной документации лесных участков либо кадастровых работ, с помощью которых можно уточнить границы угодья.
      • Реализовывается государственный кадастровый учет земли для уточнения ее границ.
      • Подается физическим или юридическим лицом заявление в уполномоченный орган о возможности предоставления участка земли.
      • Заключается договор купли-продажи, договор безвозмездного пользования территорией или договор аренды.
      • Принимается решение о предоставлении территории.

      Несмотря на то, что в ЗК указан порядок всех действий, которые следует выполнять — это не означает то, что нужно четко следовать этому списку. Необходимость того или иного этапа зависит от целого ряда факторов.

      Причины отказа в пользовании землёй со стороны муниципального органа, должны быть обоснованными. Они могут быть связаны как с неправомочностью притязаний со стороны граждан, так и с объективными причинами.

      Решение об отказе принимается комиссией, уполномоченной принимать решение по вопросу пользования. При условии, что решение принято не в пользу, указанных в заявлении притязаний, это будет подробно внесено в записи протокола заседания. На основании выписки из протокола, составляется решение об отказе.

      В таком случае, в назначенный день, вместо готового договора, будет выдано решение об отказе, с регистрацией в получении документа под роспись. Внимательно ознакомившись с пунктами и причинами отказа, гражданин может:

      • принять решение и отказаться от оформления пользования участком;
      • устранить причины отказа и вновь подать заявление, с учётом предыдущих ошибок;
      • опротестовать выданное решение в суде в срок 10 дней со дня его подписания.

      Нужно учитывать, что уполномоченный к принятию решений, орган, основывается на законодательной системе землепользования и постановлениях федерального и муниципального значения и противоправных решений не принимает.

      У каждого участка земли, относящегося к той или иной категории, существует свой правовой режим эксплуатации земель, который не должен противоречить законодательству.

      Если говорить о территориях, которые находятся в городских населенных пунктах, то стоит указать такие нюансы:

      1. не допускаются нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при эксплуатации;
      2. все мероприятия, проводимые на земле, должны соответствовать генеральному плану города;
      3. наличие документов, подтверждающих целевое фактическое пользование земельным участком.

      В соответствии с п.12 ст. 85 ЗК к земельным участкам общего пользования относятся участки, которые заняты:

      • автомобильными дорогами;
      • бульварами;
      • площадями;
      • набережными;
      • скверами и другими объектами.

      Земли общего пользования не подлежат передаче в личную собственность. Тем не менее, некоторые объекты могут быть переданы во временную эксплуатацию.

      Таким образом, может быть только 2 варианта использования общих земель:

      1. аренда;
      2. безвозмездное бессрочное пользование.

      Если одной стороной сделки является юридическое лицо, то будет применяться аренда. А если речь идет о взаимоотношениях физического лица и государства, то вариантом получения угодья будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования.


      Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *