Профстандарт специалист по охране труда 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт специалист по охране труда 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный N 33671);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 150н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 524н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2016 г., регистрационный N 41920);

пункт 118 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. N 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный N 45230).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Министр
А.О. КОТЯКОВ

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 апреля 2021 г. N 274н

Приказ Минтруда РФ от 22.04.2021 N 274Н

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда».

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2014 г., регистрационный № 33671);

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 150н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 524н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 апреля 2016 г., регистрационный № 41920);

пункт 118 Изменений, вносимых в некоторые профессиональные стандарты, утвержденные приказами Министерства труда и социальной зашиты Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 декабря 2016 г. № 727н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 января 2017 г., регистрационный № 45230).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2021 г. и действует до 1 сентября 2027 г.

Министр А.О. Котяков

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 мая 2021 г.
Регистрационный № 63604

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 22 апреля 2021 г. № 274н

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код Уровень (подуровень) квалификации
А Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации 6 Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда А/01.6 6
Организация подготовки работников в области охраны труда А/02.6 6
Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда А/03.6 6
Организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков А/04.6 6
Содействие обеспечению функционирования системы управления охраной труда А/05.6 6
Обеспечение контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах А/06.6 6
Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний А/07.6 6
В Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков 7 Определение целей и задач системы управления охраной труда и профессиональными рисками В/01.7 7
Подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения В/02.7 7
С Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда 7 Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний С/01.7 7
Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков С/02.7 7
Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда С/03.7 7
D Стратегическое управление профессиональными рисками в организации 8 Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации D/01.8 8
Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации D/02.8 8
Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации D/03.8 8
Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации D/04.8 8

Новый профстандарт специалиста по охране труда 2021 года

  • ОКОФ в ОКОФ2
    Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2
  • ОКДП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2
  • ОКП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2
  • ОКПД в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))
  • ОКУН в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2
  • ОКАТО в ОКТМО
    Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО
  • ТН ВЭД в ОКПД2
    Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2
  • ОКПД2 в ТН ВЭД
    Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД
  • ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
    Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
  • Классификатор ЕСКД
    Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ОК 012-93
  • ОКАТО
    Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95
  • ОКВ
    Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
  • ОКВГУМ
    Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОК 031-2002
  • ОКВЭД 2
    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
  • ОКГР
    Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОК 030-2002
  • ОКЕИ
    Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97)
  • ОКЗ
    Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
  • ОКИН
    Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014
  • ОКИСЗН-2017
    Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения. ОК 003-2017 (действует c 01.12.2017)
  • ОКОГУ
    Общероссийский классификатор органов государственного управления ОК 006 – 2011
  • ОКОК
    Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. ОК 026-2002
  • ОКОПФ
    Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
  • ОКОФ 2
    Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (действует с 01.01.2017)
  • ОКП
    Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (действует до 01.01.2017)
  • ОКПД2
    Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
  • ОКПДТР
    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
  • ОКПИиПВ
    Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002
  • ОКПО
    Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОК 007–93
  • ОКС
    Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000
  • ОКСВНК
    Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013
  • ОКСМ
    Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
  • ОКСО 2016
    Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017)
  • ОКТС
    Общероссийский классификатор трансформационных событий ОК 035-2015
  • ОКТМО
    Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013
  • ОКУД
    Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93
  • ОКФС
    Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99
  • ОКЭР
    Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95
  • ОКУН
    Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93
  • ТН ВЭД
    Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)
  • КУВЭД
    Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности
  • Классификатор ВРИ ЗУ
    Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
  • КОСГУ
    Классификатор операций сектора государственного управления
  • ФККО
    Федеральный классификационный каталог отходов (действует с 24.06.2017)
  • КСР
    Классификатор строительных ресурсов
  • Классификатор
    Классификатор правовых актов РФ
  • ББК
    Библиотечно-библиографическая классификация
  • УДК
    Универсальный десятичный классификатор
  • МКБ-10
    Международная классификация болезней
  • АТХ
    Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC)
  • МКТУ-11
    Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция
  • МПК
    Международная патентная классификация
  • МКПО-10
    Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)
  • ЕТКС
    Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
  • ЕКСД
    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
  • Профстандарты
    Справочник профессиональных стандартов
  • Должностные инструкции
    Образцы должностных инструкций с учетом профстандартов
  • ФГОС
    Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Вакансии
    Общероссийская база вакансий Работа в России
  • Кадастр оружия
    Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему
  • Правила по охране труда
    Действующие правила по охране труда Минтруда РФ

Приказ Минтруда России № 274н от 22 апреля 2021 г.

Самыми важными изменениями для определения квалификационных уровней специалистов по охране труда стали:

  • Ужесточение требований к 7 квалификационному уровню, который соответствует должностям руководителей служб, начальников отделов и управлений по охране труда, консультантов по ОТ и управлению профрисками, инструкторов по ОТ. Главное изменение — это запрет на получение упомянутых должностей для специалистов, получивших высшее образование только на уровне бакалавра. То есть, чтобы занять руководящую должность в сфере ОТ, даже при наличии профпереподготовки, необходимо иметь диплом магистра или специалиста.

  • Добавление нового 8 квалификационного уровня – с его присвоением специалист может рассчитывать на должности топ-менеджеров в сфере охраны труда, руководителей отделов по управлению профрисками и их заместителей, специалистов, предлагающих услуги аутсорсинга в сфере оценки профрисков. Для этого квалификационного уровня необходим диплом магистра или специалиста, а также дополнительное профобразование по профрискам с регулярными программами повышения квалификации. Также есть требование к опыту работы – это 5 лет в сфере ОТ, из которых минимум 2 года — в качестве руководителя проектов или подразделений.

В чем состоит необходимость изменений?

Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

Что нового в профстандарте?

В разделе I «Общие сведения» внесено уточнение в формулировку основной цели вида профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда относительно процедуры, характеризующей управление профессиональными рисками, а именно: «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками».

В чем состоит необходимость изменений?

Актуализация трудовых функций специалиста по охране труда обусловлена необходимостью их уточнения с учетом качественно новых подходов к организации всей системы охраны труда на предприятиях, в том числе к деятельности по предотвращению любых несчастных случаев на производстве с использованием принципов концепции «нулевого травматизма».

В чем состоит необходимость изменений?

Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:

  • специалист по охране труда;
  • руководитель службы охраны труда.

Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.

В чем состоит необходимость изменений?

Подготовка проектов нормативных правовых актов о разработке и актуализации профессиональных стандартов с учетом современных цифровых технологий является одной из задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7).

Новый профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»

Профессиональные стандарты разработаны для того, чтобы помочь работодателям, разным сообществам, образовательным учебным заведениям профобразования и прочим организациям, упорядочить и стандартизировать свою деятельность.

Позиция государства изложена в Постановлении Правительства РФ №23 от 22 января 2013 года.

«Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.»

Как мы уже сказали, каждое предприятие должно вести свою деятельность в соответствии с профессиональными стандартами и применять их на практике для:

1. Подбора кадров;
2. Руководства и управлением персоналом;
3. Тарификации работ и присвоении разрядов;
4. Установления системы заработной платы с учетом уровня квалификации работника (Эти уровни указаны во втором разделе профстандарта);
5. Разработки должностных инструкций, которые должны полностью соответствовать профстандартам;
6. Аттестации работников, направление их на профессиональную переподготовку и повышение квалификации.

Руководителю как минимум необходимо сделать следующее:

— переделать и привести в порядок все должностные инструкции работников в соответствии с профессиональными стандартами;
— правильно указывать наименование должностей сотрудников в соответствии с профстандартами;
— провести аттестацию;
— определить уровень квалификации работников и направить часть из них на переподготовку в случае, если характеристика должности не соответствует профстандарту. Считается, что если работник не будет соответствовать квалификационным требованиям, то успешно выполнять свои функции на рабочем месте он не сможет.

При проведении проверок, инспекторы по труду могут проверить любые из этих пунктов. Т.к. наиболее часто проверяют требования охраны труда на предприятии, то необходимо в первую очередь привести в порядок профессиональный стандарт специалиста в области охраны труда в соответствии с приказом 274н Минтруда РФ, а затем стандарты других профессий.

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда» (приказ 274н) действует с 1 июля 2016 года. Поэтому с этого времени в случае выявления государственным инспектором труда несоблюдения профессиональных стандартов, к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования, в том числе административные штрафы.

Пункт 1 статьи 5.27 Нарушение трудового законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.

Пункт 4 статьи 5.27 За повторное нарушение наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10000 до 20000 руб.; на юридических лиц — от 50000 до 70000 руб.

Сейчас наиболее часто подвергаются штрафу должностные лица за доступ к работе сотрудника по охране труда, у которого нет профильного образования или без должной переподготовки по охране труда. (Данное требование прописано как профессиональных стандартах, так и в ЕКСД).

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда», утвержденный в 22.04.2021 году приказом 274н Минтруда России является одним из важнейших документов в работе специалиста по ОТ.

Также советуем почитать:

  • 7 новшеств по пожарной безопасности торговых центров, которые МЧС России хочет внедрить в 2018 году
  • Порошковый огнетушитель и противопожарное полотно
  • Правила противопожарного режима в Российской Федерации
  • Виды производственных травм
  • Кому подчиняется служба охраны труда в организации?
  • Порядок расследования несчастных случаев на производстве
  • Реестр организаций проводящих специальную оценку условий труда
  • Виды ответственности за нарушение требований охраны труда
  • Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
  • «Обязанности работника в области охраны труда» что это такое?
  • Обучение «Техносферная безопасность»
  • «Техносферная безопасность» что это за специальность
  • Центр охраны труда Белгородской области официальный сайт
  • Программы обучения по охране труда по профессиям
  • Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»
  • Приказ 559н требования к квалификации
  • ЕТКС «Специалист по охране труда»
  • Постановление 1/29
  • ГОСТ 12 0 0 004-90 — имеет статус «недействительный»
  • Выбираем учебный центр по охране труда
  • БГТУ им Шухова дистанционное обучение
  • Дистанционное обучение по охране труда

Профессиональный стандарт «Специалист по охране труда»

Минтруд разработал индикаторы риска для проверок законодательных требований ТК

Минтруд подготовил проект, в котором разработал индикаторы риска нарушения обязательных требований Трудового кодекса. По этим индикаторам инспектор ГИТ будет проверять:

  • выдал ли работодатель работникам СИЗ;
  • провел ли работникам обучение, инструктажи и стажировку по охране труда;
  • провел ли работникам медосмотры и психиатрические освидетельствования;
  • разработал ли систему управления охраной труда;
  • провел ли спецоценку;
  • предоставил ли гарантии и компенсации работнику за работу во вредных условиях;
  • соблюдал ли порядок расследования несчастных случаев;
  • представил ли в срок уведомление об исполнении предостережения.

Чтобы начать проверку работодателя, инспектор ГИТ может использовать информацию из любого достоверного источника. Например, из обращения профсоюзов, СМИ и следственных органов.

Источник: проект Минтруда от 21.04.2021

Источник: законопроект № 1070354–7

Пересмотрят примерный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. Паспорт проекта приказа разместили на портале общественного обсуждения.

Сейчас работодатели каждый год разрабатывают план мероприятий по охране труда на основе Типового перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н. Изменения в X раздел ТК передадут полномочия утверждать перечень Минтруду. Поэтому чиновники этого ведомства разрабатывают новый документ.

Ростехнадзор вынес на обсуждение новый Закон о промышленной безопасности. Проект подготовили в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства.

Требования к эксплуатации ОПО и передвижных технических устройств установят отдельно. К передвижным техническим устройствам отнесут грузоподъемные машины, передвижные установки с оборудованием под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, передвижные машины и оборудование по изготовлению комбикормов, а также передвижные склады взрывчатых компонентов промышленного применения. Проводить плановые проверки предприятий, которые эксплуатируют передвижные технические устройства, не будут.

В сферу промбезопасности внедрят аудит системы ее управления. Аудиторы будут проводить независимую оценку деятельности предприятий, которые эксплуатируют ОПО. Статус аудиторов присвоят аттестованным физлицам. Проводить аудит разрешат на добровольной основе, с его помощью работодатели смогут сократить количество проверок.

Для производственного контроля за соблюдением требований промбезопасности разрешат использовать системы дистанционного контроля. Предприятиям, которые используют такие системы, плановые проверки заменят на мониторинг.

Вместо пяти сигналов по ГО оставили один

МЧС сообщило об изменениях в порядке оповещения по гражданской обороне. Теперь при всех чрезвычайных ситуациях будут подавать только один сигнал — «Внимание всем!». Сопровождать его будет включение сирен, прерывистые гудки с последующей речевой информацией о сложившейся ситуации и порядке действий.

До сих пор для оповещения также использовали сигналы «Воздушная тревога!», «Химическая тревога!», «Радиационная опасность!», «Угроза катастрофического затопления!» и сигналы, которые отменяют их. МЧС признало, что применять такое количество нецелесообразно, поэтому решило ввести единый сигнал для всех случаев. После того как получили его, нужно прослушать информацию об алгоритме действий при угрозе ЧС. Информацию будут транслировать по теле- и радиоканалам и рассылать на телефоны в СМС‑сообщениях. Если все эти способы недоступны, узнать о действиях после сигнала можно по номеру вызова экстренных оперативных служб — 112.

Документ не относится к категории обязательных для выполнения, при этом в нем содержатся подробные разъяснения способов реализации санитарно-эпидемиологических требований.

В методических рекомендациях поясняется, что безопасные условия труда — это условия труда, характеризующиеся отсутствием вредного и опасного воздействия производственных факторов на работников или уровень их влияния не выходит за рамки гигиенических нормативов.

Еще одно понятие, которым оперирует документ — производственный контроль за условиями труда. К нему относится внутренний контроль на производстве, обязательный для всех юрлиц и ИП. Он должен проводиться с целью слежения за выполнением санитарных правил, гигиенических норм и проведением мероприятий профилактического характера.

Разработка программы производственного контроля возложена на работодателей.

Методические рекомендации определяют порядок организации производственного контроля и проведения замеров для разных факторов и видов работ.

Для химических факторов устанавливается периодичность контроля максимально-разовых концентраций в зависимости от класса опасности того или иного вещества. Применимо к физическим факторам контроль осуществляется при условии их несоответствия гигиеническим требованиям или по окончании реконструкции, обновления производства, внедрения новых технологий, проведения капремонта и реализации мероприятий по улучшению условий труда. В периметр контроля входит шум, напряженность электростатического поля, вибрация, световая среда, микроклимат.

Для тяжести и напряженности труда минимальная периодичность замеров не регламентирована. При этом допускается применение результатов оценки тяжести и напряженности производственного процесса, которые были ранее получены во время проведения специальной оценки условий труда.

Контроль биологических факторов проводится в зависимости от классов чистоты помещений, которые определены гигиеническими нормами. Санитарное ведомство разрешает сократить периодичность производственного лабораторного контроля вредных производственных факторов при соблюдении условий, указанных в методических рекомендациях. Оценка обоснованности уменьшения периодичности проведения производственного контроля возложена на федеральный орган исполнительной власти, занимающийся обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия граждан.

Документ содержит рекомендации, связанные с разработкой и реализацией профилактических мероприятий, которые направлены на предупреждение вредного влияния производственных факторов и трудового процесса на здоровье сотрудников. В частности, работодатели должны проводить технические, технологические, лечебно-профилактические мероприятия, а также предоставлять сотрудникам средства индивидуальной защиты. Данные мероприятия взаимодополняют друг друга и не могут применяться как единственно возможный способ предупреждения опасного влияния производственных факторов.

В процессе создания плана мероприятий по улучшению условий труда они должны учитывать результаты производственного контроля и СОУТ. Применение этого требования ставит целью создание единообразных форм, которыми пользуются специалисты по охране труда без необходимости вести подготовку иных документов, помимо указанных в п.8 ст.15 №426-ФЗ «О специальной оценке труда».

Роспотребнадзор в методических рекомендациях напоминает работодателям о том, что к вредным производственным факторам относятся неблагоприятные условия труда, способные привести к заболеванию работника. В перечне вредных факторов отсутствует формулировка, связанная с уровнем негативного влияния производственных факторов. Поэтому проведение медосмотра является обязательным для всех работников, у которых идентифицированы вредные и опасные факторы на рабочих местах вне зависимости от установленного класса условий труда.

В приложении к документу содержатся рекомендации к условиям труда в соответствии с видом производственной деятельности и спецификой технологических процессов, в т.ч рекомендации к организации работ с ПЭВМ и копировально-множительной техникой.

Источник: Письмо Минтруда от 05.05.2021 № 15–0/ООГ-1553

Обучать работников безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте можно как в организации, так и в учебном центре. Такое разъяснение дал Минтруд в официальном письме.

Чтобы проводить обучение в организации, создайте экзаменационную комиссию по допуску к работе на высоте с оформлением наряда-допуска. В комиссию включите работников с III группой по высоте. Членов комиссии предварительно обучите в учебном центре на III группу.


192


Регистрационный номер
Общие сведения

Профстандарт данного специалиста предполагает выполнение им трудовых функций:

  1. Внедрение и обеспечение корректной работы системы управления безопасностью труда.

Специалист в рамках рассматриваемой группы трудовых функций может заниматься:

  • нормативным обеспечением системы охраны труда;
  • вести работу по снижению уровня профессиональных рисков в компании;
  • работать с информацией, касающейся вопросов охраны труда;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства и локальных норм в области охраны труда.
  1. Мониторинг работы системы управления безопасностью труда.

В рамках данной группы функций специалист может решать такие задачи, как:

  • контроль за соблюдением норм охраны труда, выполнением требований по условиям труда в фирме;
  • расследование и учет инцидентов на производстве, профилактика профзаболеваний.
  1. Планирование, разработка и модернизация системы управления безопасностью труда.

О том, какой документ может регламентировать созданную работодателем систему управления охраной труда, читайте в материале «Положение о системе управления охраной труда образец».

Сотрудник, чья работа связана с этой группой функций, может:

  • определять цели и задачи предприятия в области управления охраной труда;
  • осуществлять оценку эффективности системы безопасности труда;
  • управлять полномочиями, ответственностью, а также обязанностями сотрудников организации в сфере охраны труда;
  • участвовать в ресурсном обеспечении деятельности компании в сфере охраны труда.

Первая группа трудовых функций предполагает наличие у работника 6-го уровня квалификации, а также соответствия как минимум одному из нижеследующих требований:

  • высшее образование по специальности «Техносферная безопасность» (либо иной схожей с ней);
  • высшее образование по любой профессии, которое дополнено тем, что связано со сферой безопасности труда;
  • среднее образование по любой специальности, дополненное тем, которое связано со сферой безопасности труда.

Что касается опыта работы, то первая трудовая функция:

  • допускает его отсутствие при наличии у сотрудника высшего образования;
  • требует как минимум 3-летнего опыта работы при наличии у специалиста среднего образования.

Вторая группа трудовых функций имеет практически те же характеристики, что и первая в части квалификационных требований к специалисту.

Третья группа трудовых функций требует наличия у специалиста:

  • 7-го уровня квалификации;
  • высшего образования (по профильной специальности или дополненного тем, что связано со сферой охраны труда);
  • как минимум 5-летнего опыта работы в сфере охраны труда.

О том, как профстандарты внедряются в применение, читайте в статье «Внедрение профессиональных стандартов в организации».

В каждом профессиональном стандарте зафиксированы требования к квалификации сотрудников. На их основе обычно составляют программы обучения для работников — курсы повышения квалификации или профпереподготовки. Учебные центры включают в программы дисциплины, которые понадобятся специалистам и исключают общеобразовательные, на которые работник только потратит время.

На профстандарты ориентируются при подборе персонала для организации. Например, чтобы стать главным бухгалтером, нужно высшее образование и 5 лет стажа по профессии или среднее профессиональное образование и 7 лет стажа. Тем не менее, профстандарт — это необязательный документ, и уволить работника за несоответствие нельзя.

На основе профстандарта также пишут должностные инструкции, в которых определяют обязанности работников. В 2021 г утвердили новый профстандарт специалиста в области охраны труда. Он вступит в силу с 1 сентября 2021 года.

25 мая на сайте правовой информации был опубликован приказ Минтруда и соцзащиты 22 апреля 2021 г. № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда». Он обновил трудовые функции, знания и умения, требования к уровню образования и опыту работы, особые условия допуска к работе.

Напоминаем, профстандт в области охраны труда обязателен к использованию во всех организациях независимо от их формы.

С 1 сентября 2021 года действует новый профстандарт «Специалист по охране труда»

Ранне в документе было предусмотрено 7 квалификационных уровней, теперь их количество выросло до 8. Добавились такие наименования должностей, как:

  • младший специалист по охране труда;
  • специалист по охране труда;
  • главный (ведущий) специалист по ОТ.

Их обобщенные трудовые функции заключаются в обеспечении функционирования системы управления ОТ в компании.

Помимо трудовых функций, были обновлены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

К специалистам, относящимся к новому 6 уровню квалификации, предъявляются такие требования к образованию, как: Высшее образование (бакалавриат) или Высшее образование (не профильное) и дополнительное профобразование (переподготовка) в области ОТ или Среднее профобразование по программе специалиста среднего звена и дополнительное профобразование (переподготовка) в области ОТ.

Высшее образование (магистратура, специалитет) или Высшее образование (не профильное — магистратура, специалитет) и дополнительное профобразование (переподготовка) в области ОТ – для руководителей службы (начальник отдела, начальник управления) охраны труда.

Эксперт (инструктор) по условиям и охране труда должен иметь высшее образование (магистратура, специалитет) и проходить курсы повышения квалификации по оценке профрисков не реже чем один раз в три года или высшее образование (не профильное — магистратура, специалитет), а также дополнительное профобразование (переподготовка) в области ОТ и курсы повышения квалификации по оценке профессиональных рисков не реже чем один раз в три года.

Внимание! В соответствии со статьей 217 ТК РФ, у компании, имеющей в штате более 50 человек, должна быть предусмотрена должность СОТа или же должно быть назначено ответственное лицо по охране труда. Если же в компании менее 50 человек, то функции по ОТ может осуществлять работодатель или передать ответственность за охрану труда на аутсорсинг.

Основной целью вида профессиональной деятельности специалиста по ОТ является профилактика несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, снижение уровня воздействия или устранение воздействия на работников вредных и/или опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками.

Важно! В связи с выходом нового профстандарта, руководителям нужно будет скорректировать должностные инструкции специалистов по охране труда в соответствии с новым стандартом. Отметим, что должность также должна быть названа в соответствии с профстандартом – не «инженер по охране труда», а «специалист по охране труда», как это описано в квалификационном справочнике и профстандарте.

Если в существующей должностной инструкции присутствуют существенные расхождениями с новым профстандартом, необходимо подготовить проект изменений.

И здесь возможны 3 варианта, в зависимости от того, является ли должностная инструкция приложением к трудовому договору (ТД) или самостоятельным документом.

В первом случае кадровику нужно подготовить допсоглашение к трудовому договору. Во втором случае, когда инструкция является самостоятельным документом и вносимые изменения не влияют на обязательных условий ТД — подготовить новую инструкцию или изменения к ней, утвердить документ приказом руководителя и ознакомить с ним работника (он должен поставить подпись).

В третьем случае, когда должностная инструкция является отдельным документом, но внесенные изменения повлияют на условия ТД, необходимо получить согласие работника на прододжение трудовых отношение в новых условиях, сформировать новую должностную инструкцию или подготовить изменения в нее, оформить допсоглашение к ТД.

Документы, которые помогут изменить должностные инструкции согласно обновленному профстандарту:

  • Должностная инструкция специалиста по охране труда 2021.
  • Приказ об утверждении изменений к должностной инструкции.
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должностной инструкции (должностная инструкция является приложением к трудовому договору).
  • Дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении должностной инструкции (должностная инструкция является самостоятельным документом).
  • Изменения к должностной инструкции (изменения не затрагивают обязательные условия трудового договора).

Новый профстандарт для специалистов в области охраны труда

  • 2500 участников и 100 мероприятий: завершилась VI Всероссийская неделя охраны труда
  • VII Всероссийская неделя охраны труда состоится в апреле 2022 года
  • Насыщенность и информативность в действии: ключевые события первого дня ВНОТ-2021 в Москве
  • ФОМС увеличит субвенции регионам в 2022 году на 200 млрд рублей
  • Концепция нулевого травматизма (Vision Zero) стала одной из первых тем на площадке ВНОТ
  • Сокращены сроки регистрации заключений экспертизы промбезопасности при подаче в электронной форме
  • Минтруд разработает новые нормы охраны труда
  • До старта X Юбилейного Петербургского международного газового форума остался месяц
  • Татьяна Голикова примет участие в пленарной сессии VI Всероссийской недели охраны труда
  • Минздрав России разместил на своем сайте инструкцию по оказанию первой помощи работникам

Приказ Минтруда России от 22.04.2021 N 274н
“Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области охраны труда”
Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2021 N 63604.

С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый профстандарт “Специалист в области охраны труда”

Основная цель вида профессиональной деятельности: профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и/или опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками.

Предусмотрены в том числе требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особые условия допуска к работе.

Приказ действует до 01.09.2027.

Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 524н.

НАШИ КОММЕНТАРИИ:
В этой статье мы поговорим о том, что из себя представляют профессиональные стандарты, в том числе профессиональный стандарт специалиста по охране труда. Рассмотрим законодательную базу, поможем разобраться и подробно объясним, как применять профессиональный стандарт по охране труда на практике и на что обратить внимание в первую очередь.

Профессиональный стандарт специалиста по охране труда – это законодательный документ, который действует на основании Приказа Минтруда России от 04.08.2014 №524н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда».

Профессиональный стандарт – это документ, в котором указано какую квалификацию должен иметь работник для осуществления своей профессиональной деятельности.

Квалификация работника – это требования к профессиональному навыку работника, его знаниям, умению и опыту работы.

Профессиональные стандарты разработаны для того, чтобы помочь работодателям, разным сообществам, образовательным учебным заведениям профобразования и прочим организациям, упорядочить и стандартизировать свою деятельность.

Позиция государства изложена в Постановлении Правительства РФ №23 от 22 января 2013 года.

«Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.»

На руководителя службы охраны труда возлагаются следующие должностные обязанности:

2.1. Организация и координация работы по охране труда в организации.

2.2. Организация, участие в разработке и осуществление контроля за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда.

2.3. Определение и систематическая корректировка направлений развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации.

2.4. Организация осуществления контроля за соблюдением в структурных подразделениях организации требований нормативных правовых актов по охране труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда.

2.5. Организация информирования работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

2.6. Организация контроля за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами питания.

2.7. Организация контроля за состоянием и исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты.

2.8. Выявление потребности в обучении работников в области охраны труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, а также требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда, осуществление контроля за проведением инструктажей (вводных, первичных, повторных, внеплановых, целевых) работников по вопросам охраны труда.

2.9. Осуществление контроля за исполнением бюджета организации в сфере охраны труда и проведение оценки эффективности использования финансовых ресурсов с точки зрения достижения поставленных целей и задач.

2.10. Разработка предложений по повышению эффективности мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Возможное наименование должности: специалист по охране труда.

Требования к образованию и обучению: 1) высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности; 2) либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда; 3) либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда.

Требования к опыту: без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет.

Особые условия допуска к работе: при наличии у работодателя опасных производственных объектов — соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности.

Мы уже познакомились с Профессиональным стандартом специалиста по охране труда. Рассмотрим, какие еще есть законодательные требования.

В своей трудовой деятельности специалист по охране труда должен руководствуется тремя основными законодательными документами:

1. Трудовым кодексом РФ;

2. Профессиональными стандартами; Приказ №524н от 04.08.2014 Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»

3. Квалификационными справочниками (ЕКСД, ЕКТС). Приказ 559н от 17 05 2012 г Министерства здравоохранения и социального развития РФ “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»

Специалисту по охране труда повезло, т.к. в профессиональных стандартах и квалификационном справочнике прописаны одинаковые требования к его должности. Но для некоторых других профессий требования двух документов могут различаться.

Возникает вопрос, каким документом руководствоваться в первую очередь, профстандартами или квалификационными справочниками?

В данном случае следует обратить внимание на статью 195.1 Трудового кодекса РФ. В третьем абзаце написано, что квалификационный справочник должен приводится в соответствие с профстандартами. Поэтому профессиональный стандарт имеет главенствующее преимущество над справочником и его надо применять в первую очередь.

Но в тоже время надо отметить, что в 2021 году инспекторы по труду продолжают проверять требования ЕСКД, а с 1 июля 2021 – профессиональные стандарты.

Есть мнение, что справочники со временем заменят профессиональными стандартами, и соответственно, справочники ЕКСД и ЕКТС перестанут существовать и в будущем будет применяться только профессиональный стандарт инженера по охране труда (профессиональный стандарт специалиста по охране труда).

Профстандарт специалиста по охране труда

Деятельность по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда 40.054
(наименование вида профессиональной деятельности)

Код
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, уровней профессиональных рисков
Группа занятий:
2149. Специалисты в области техники, не входящие в другие группы
(код ОКЗ1) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)
Отнесение к видам экономической деятельности:
2149. Специалисты в области техники, не входящие в другие группы
A СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО
B ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
C ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА
D ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ, ГАЗОМ И ПАРОМ; КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ВОЗДУХА
E ВОДОСНАБЖЕНИЕ; ВОДООТВЕДЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЗАГРЯЗНЕНИЙ
F СТРОИТЕЛЬСТВО
01.11 Выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур
(код ОКВЭД2) (наименование вида экономической деятельности)
Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации
A Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда 6
Нормативное обеспечение системы управления охраной труда A/01.6 6
Обеспечение подготовки работников в области охраны труда A/02.6 6
Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда A/03.6 6
Обеспечение снижения уровней профессиональных рисков с учетом условий труда A/04.6 6
B Мониторинг функционирования системы управления охраной труда 6
Обеспечение контроля за соблюдением требований охраны труда B/01.6 6
Обеспечение контроля за состоянием условий труда на рабочих местах B/02.6 6
Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний B/03.6 6
C Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда 7
Определение целей и задач (политики), процессов управления охраной труда и оценка эффективности системы управления охраной труда C/01.7 7
Распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения C/02.7 7
Наименование Внедрение и обеспечение функционирования системы управления охраной труда Код A Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей Специалист по охране труда
Требования к образованию и обучению Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда
Требования к опыту практической работы Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет
Особые условия допуска к работе При наличии у работодателя опасных производственных объектов — соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности
Другие характеристики
Наименование Мониторинг функционирования системы управления охраной труда Код B Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей Специалист по охране труда
Требования к образованию и обучению Высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда либо среднее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда
Требования к опыту практической работы Без предъявления требований к опыту практической работы, а при наличии среднего профессионального образования стаж работы в области охраны труда не менее 3 лет
Особые условия допуска к работе При наличии у работодателя опасных производственных объектов — соответствующая подготовка и аттестация в области промышленной безопасности
Другие характеристики


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *