Ответственность сторон по 44 ФЗ в контракте 2021 образец контракта с последними изменениями для смп
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность сторон по 44 ФЗ в контракте 2021 образец контракта с последними изменениями для смп». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Проект контракта всегда есть в комплекте документов закупки, чтобы его могли изучить участники торгов.
На первом этапе в проект контракта не включаются условия, которые становятся известны только тогда, когда определится победитель.
При этом заказчик включает условия об ответственности сторон, порядок и сроки оплаты, вопросы обеспечения, подробный порядок приемки и любые другие важные для него моменты.
Контрактная система Тульской области в сфере закупок товаров, работ, услуг
После подведения итогов закупки уточняется цена, реквизиты поставщика и объект закупки, и заказчик вносит их в проект контракта.
Далее победитель подписывает контракт, вносит обеспечение и возвращает контракт на подпись заказчику.
Последний, кто подписывает контракт, — заказчик. Он должен убедиться в том, что поставщик выполнил все обязательства этого этапа.
Что представляет собой контракт по структуре
- Информация о заказчике и контрагенте и реквизиты закупки (в преамбуле)
- Информация о закупке
- Руководители заказчика и участник закупки, которые имеют право подписывать контракт
- Подробное описание объекта закупки в предмете контракта
В цену входят все расходы поставщика: стоимость товара, упаковки, маркировки, погрузки, доставки и разгрузки, таможенные пошлины и другие расходы, которые связаны с исполнением обязательств.
Дополнительные расходы, которые несет поставщик, не влияют на цену в контракте.
Важно понимать, что:
- в проекте контракта фиксируется цена, предложенная поставщиком;
- цена не меняется весь срок действия контракта;
- в некоторых случаях разрешается указать формулу цены, максимальное значение общей цены контракта или цену за единицу товара, работы или услуги;
- обязательно указывается источник финансирования.
Как составляются контракты по 44-ФЗ
Здесь важно зафиксировать:
- права и обязанности сторон (конфликты по этому пункту сложно разрешаются, поэтому лучше всего формулировать этот пункт максимально подробно);
- требования по качеству;
- условия о соблюдении технологий;
- условия доставки;
- требования о вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке;
- условия о документах, предоставляемых поставщиком вместе с товаром или после выполнения работ и оказания услуг;
- обстоятельства непреодолимой силы;
- заключительные положения;
- реквизиты и контактные данные поставщика и заказчика.
Пени начисляются, если поставщик не уложился в сроки, установленные для исполнения обязательств.
Размер пени за просрочку обязательств во всех случаях рассчитывается по ключевой ставке Центробанка РФ 1/300 за каждый день просрочки:
Пени = количество дней просрочки * цена контракта * (ставка рефинансирования * 1/300)
Если срок исполнения обязательств по контракту истек 10 сентября 2019 года, а в действительности обязательства выполнены 19 сентября 2019 года, то при стоимости контракта в 100 000 руб. расчет пени будет таким:
9 * 100 000 * (0,07 * 1/300) = 210 руб.
Все пени рассчитываются по ключевой ставке 1/300, если нет дополнительного законодательного регулирования. Исключения распространяются на случаи, когда другими законами установлены другие ставки пени. Например, контракты ОСАГО подчиняются отдельной ставке.
Начисление пени производится за каждый день просрочки неисполнения обязательств поставщиком, предполагающиеся контрактом со дня, следующего за днем истечения установленного контрактом периода исполнения обязательств и устанавливается в размере, определяющегося согласно с порядком Правительства России.
При этом размер штрафа может быть установлен контрактом в виде суммы, которая определяется согласно с установленным порядком Правительства России.
Если все же просрочка исполнения обязательств наступает со стороны поставщика или, если с его стороны происходит ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, то в том случае заказчик может отправить требование по оплате неустоек поставщику.
Возникают случаи, при которых сторона может быть освобождена от оплаты штрафов и пени. Данными ситуациями будут выступать те, при которых можно будет предоставить доказательства того, что действия по неисполнению обязательств по контракту происходят из-за возникновения непредвиденных обстоятельств или же из-за действий второй стороны.
В ч. 13 ст. 34 прописано, что такое существенные условия контракта по 44-ФЗ, — это одновременно общие обязательные условия договора по Гражданскому кодексу для того или иного договора и специальные, которые прописаны в 44-ФЗ. По контрактному законодательству, в проекте контракта отражают такие обязательные условия контракта по 44-ФЗ:
- Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
- Цена контракта и итоговая цена каждого этапа, устанавливаемая пропорционально снижению НМЦК (максимального значения цены контракта) участником закупки, с которым заключается контракт (если контракт исполняется поэтапно).
- Ответственность заказчика и поставщика.
- Порядок и сроки оплаты товара, работы, услуги. Если госконтракт заключают с участником закупки, к которому применены антидемпинговые меры, аванс не выплачивается. Срок оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке по ч. 7 ст. 94 44-ФЗ. Исключение — закупки с ограничениями для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ и ситуации, когда иной срок оплаты устанавливает правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства или он определен в специальных нормах.
- Порядок и сроки приемки заказчиком товаров, работ, услуг и порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
- Уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик. Например, если поставщик — физлицо, заказчик выступает в роли налогового агента и уменьшает цену госконтракта на налог на доход физических лиц (НДФЛ).
- Обеспечение исполнения контракта (сроках возврата обеспечения, если победитель перечислил деньги, в т. ч. его части, и т. п.), за исключением ряда случаев, которые указаны в ч. 27 ст. 34 и ч. 1 ст. 96 44-ФЗ.
- Порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установили такое требование).
- Предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, который предоставил банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию на проведение банковских операций. Срок его предоставления — один месяц со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить новое обеспечение. За каждый день просрочки исполнения этого обязательства начисляются пени в размере, определенном ч. 7 ст. 34 44-ФЗ. Размер такого обеспечения уменьшают в порядке и случаях, которые установлены ч. 7-7.3 ст. 96 44-ФЗ.
- Источник финансирования.
В 2020 году заказчики — получатели средств федерального бюджета в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, включают в госконтракт существенное положение о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.
Собрали в таблицу, что является существенными условиями контракта по 44-ФЗ в рамках тендеров на поставку, оказание услуг, выполнение работ.
Существенные условия в проекте госконтракта на поставку товара | Существенные условия в проекте госконтракта на выполнение работ | Существенные условия в проекте госконтракта на оказание услуг |
---|---|---|
|
|
|
Проект контракта по 44‑ФЗ: обязательства по новым правилам
Проект контракта по 44-ФЗ является неотъемлемой частью документации и к его формированию следует подходить со всей ответственностью. Чем проще и лаконичней будет составлен проект, тем удобней с ним будет «работать» и заказчику и потенциальному поставщику.
Но, к сожалению, о простоте и удобстве работы в сфере госзакупок пока только слухи ходят, поэтому работаем с тем, что есть…
Законом о КС предусмотрены лишь ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ условия контракта (ст. 34), но его структуру заказчики определяют самостоятельно, это естественно ведет к тому, что ЕИС «наполнена» контрактами на любой вкус и вид.
Кстати, обратите внимание на сервис, который позволяет формировать закупочную документацию по 44-ФЗ автоматически с учетом актуального закона и десятков подзаконных актов! Попробовать можно бесплатно по нашему промокоду.
Но, если задаться целью и провести небольшое «исследование», то даже среди такого многообразия, можно выявить «базу» (прим.: в «исследовании» принимали участие «простенькие» контракты на поставку товара).
Итак, чаще всего заказчиками используются контракты со следующей структурой…
К этому разделу у Закона о КС нет никаких требований, поэтому тут все традиционно: сведения о месте и дате заключения контракта; наименование сторон; Ф.И.О., должности уполномоченных лиц; наименование документов, на основании которых уполномоченные лица подписывают контракт.
Отпечаток накладывает только основание для заключения контракта: в проекте предусматриваются строки для реквизитов протокола.
Тоже ничего сверх естественного: предмет контракта, место и сроки поставки товара.
Многие заказчики пишут, что наименования, характеристики и цена за единицу указаны в Спецификации…
Раздел 2. Цена контракта и порядок расчетов
Это «любимый» раздел поставщиков, который содержит обязательное условие Закона о КС о том, что цена контракта должна быть твердой и определенной на весь срок исполнения контракта (ч. 2 ст. 34).
В редчайших случаях в контракте указывается ориентировочная цена либо формулу и максимальное значение цены (устанавливаются Правительством РФ).
При описании порядка расчетов помним о том, что сроки оплаты установлены законодательно и составляют:
при закупке у СМП – 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30);
при иных закупках – 30 календарных дней (ч. 13.1 ст. 34).
В этом же разделе указывается:
наименование приемочного документа (акта, накладной, иного документа), с даты подписания которого пойдет определение срока оплаты;
У многих заказчиков приемочным документом при поставке товара является Акт, разработанный и утверждённый в учреждении. Его образец прикладывается к контракту и является его неотъемлемой частью.
случаи изменения цены контракта в процессе его исполнения, «великодушно» предоставленные ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена документацией;
порядок формирования цены контракта или, проще говоря, то, что поставщик должен выполнить по контракту без дополнительной платы (доставка, погрузка, разгрузка, сборка, оказание консультаций и т.д.);
условие о том, что если контракт заключается с ЮЛ или ФЛ, зарегистрированным, в т.ч. как ИП, сумма к уплате будет уменьшена на размер платежей в бюджеты БС РФ, связанных с оплатой контракта (п. 2 ч. 13 ст. 34).
Очень важный раздел для обеих сторон, так как содержит описание того, что и кому должен. Закон о КС требований к разделу не предъявляет, поэтому составляется на усмотрение заказчика.
Чаще всего Заказчики вменяют себе в обязанности:
передачу поставщику необходимых для поставки товара сведений и документов;
оказание различных консультаций, связанных с исполнением контракта;
обеспечение оплаты;
осуществление контроля за исполнением контракта.
От поставщика требуется:
осуществить поставку.
Ответственность сторон по контракту 2021 г.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ раздел, полностью основанный на ч. 5 Закона о КС и Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Никаких вольностей в этом разделе быть не должно, ГЛАВНОЕ не забывать, что размер штрафа при закупках у СМП и СОНО будет отличаться от прочих.
Как известно, при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий не допускается. Исключением являются случаи, содержащиеся в статьях 34 и 95 Закона о КС.
Итак, если документацией предусмотрено, то в данный раздел заказчики включают возможность:
увеличивать количество товара на сумму «сэкономленных» средств, без изменения цены за единицу измерения (на стадии заключения контракта) (ч. 18 ст. 34);
снижать цену контракта без изменения количества ТРУ (случай «из ряда вон», так как ни один поставщик делать этого не будет);
уменьшать или увеличивать объемы ТРУ на более чем на 10 %;
изменять условия контракта (цена, сроки, количество) в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В ряде случаев изменение условий контракта допускается на основании решения Правительства РФ (исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации)
Далее в проекте описывается, как данные изменения должны быть оформлены (в письменном виде, скреплены подписями и печатями).
Изданное 28 апреля 2021 года Постановление Правительства РФ №667 внесло серьезные корректировки в предыдущую версию ПП РФ №2050. Теперь срок оплаты по 44 ФЗ значительно уменьшен. Если раньше выполнение оплаты допускалось на протяжении 30 суток, то теперь на это остается лишь 10 дней. При этом исходной точкой считается дата, когда был подписан документ о приемке. Новшество касается тех, кто получает средства из федерального бюджета.
Однако это не все внесенные поправки. Также необходимо, чтобы в контракте была опция — подписать документацию о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг в цифровом виде в ЕИС.
Нововведения начинают действовать уже с 14 мая 2021 года.
Получить подробную информацию для работы на ЭТП можно на Астрал.Тендер . Эксперты проведут обучение ваших сотрудников либо примут участие в торгах за вас.
Общее правило, регламентированное текстом ФЗ №44, имеет и исключения. Речь идет о госконтрактах, подписанных при проведении закупочной процедуры среди СОНО и СМП. С 1 января 2020 года стало действовать Постановление Правительства №1205. Теперь срок оплаты работ, услуг, товаров для СМП установлен 15 суток. Считаются именно рабочие дни. Исходной точкой является дата подписания акта о приемке ТРУ. Все прочие категории поставщиков имеют возможность заплатить в течение 30 рабочих дней.
При этом обязательно выполнить данное условие. Нарушение сроков оплаты за выполненные работы, поставленные товары, оказанные услуги карается штрафными санкциями. Их размер зависит от статуса нарушителя: должностным лицам придется заплатить 30—50 тысяч рублей, юридическим — 50—100 тысяч рублей.
Советы заказчику по срокам и порядку оплаты
- Нужно проверять срок оплаты по 44 ФЗ — 15 суток.
- Не стоит привязывать срок оплаты СМП либо СОНО к дате прихода денег на определенную статью затрат либо же ввода объекта в эксплуатацию. Стандартом, согласно ФЗ №44, считается 30 дней с того момента, как произошло подписание документа о приемке.
- Для каждой из стадий должны быть обозначены четкие даты оплаты. Заказчик может сделать это за один раз в ситуации, когда успевает в 30-дневный период с даты подписания первой бумаги о приемке.
- Надлежит проводить сверку периода оплаты с разработанным графиком. Стоит придерживаться срока оплаты по 44 ФЗ.
- Разрешено обозначить условие касательно сокращения общей суммы по договору на размер начисленной неустойки.
Искать коммерческие и государственные закупки, проводимые согласно Федеральному закону №44, 223, а также Постановлению Правительства №615, удобно с помощью сервиса Астрал.Поставщик. Становится значительно проще изучить рынок и выбрать самое выгодное предложение из имеющихся.
В законодательстве четко прописаны сроки, в течение которых требуется оплатить контрактные обязательства. При перечислении денег после оговоренной даты госзаказчику грозят различные меры наказания. Первый вариант — уплата пени в сумме 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый просроченный день, без учета уже уплаченной суммы контрактных обязательств. Второй — административная ответственность, налагаемая на должностное лицо, допустившее опоздание заказчика. Сумма штрафов в таком случае составляет 30—50 тысяч рублей. А вот повторное нарушение влечет за собой дисквалификацию сроком 1—2 года.
Принимать участие в государственных закупочных мероприятиях можно только при наличии ЭЦП для торгов .
Существенные условия контракта по 44-ФЗ: новые основания для изменения
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб. | Менее 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100 млн и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.
В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
Статья КоАП | Вид нарушения | Сумма штрафа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ч.1 ст.7.29 | Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ | 30 000 руб. — на должностное лицо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ч.2 ст.7.29 | Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ | 50 000 руб. — на должностное лицо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ч.2 ст.7.29.3 | Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта) | 10 000 руб. — на должностное лицо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ч.3 ст.7.29 | Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено | 30 000 руб. — должностное лицо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ч.1.4 ст.7.30 | Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований | 15 000 руб. — на должностное лицо; 50 000 руб. — на юрлицо |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ч.3 ст.7.30 | В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ | 50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ч.4 ст.7.30 | Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:
Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:
Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления. 20 ноября 2018 года разместили два новых шаблона договоров, разработанные Минстроем. Они станут обязательными для использования с 01 января 2020 года (срок вступления в силу перенесли Приказами Минстроя № 347/пр и № 346/пр от 20.06.2019). Первый их них касается выполнения проектных и изыскательских работ, он утвержден в Приказе № 397/пр от 05.07.2018. Этот шаблон придется применять для таких позиций из ОКПД2:
Второй шаблон утвержден в Приказе № 398/пр от 05.07.2018. Он касается выполнения строительных работ, реконструкции объектов капстроительства (в том числе пусконаладочных и прочих работ, непосредственно связанных с объектом), а также закупки оборудования и материалов. Его нужно брать за основу проекта договора, если присутствуют позиции ОКПД2:
Утвержденные формы при госзакупках строительных, проектных и изыскательных работ следует применять при любых значениях НМЦК. В рамках госконтрактной системы заказчики (как государственные, так и муниципальные) обязаны брать за основу готовые шаблоны. Главное условие — дождаться, когда пройдут 30 дней со дня размещения документов в ЕИС (исключение — если другой порядок применения прописан в Приказе на утверждение шаблона). До истечения 30 дней закупщики вправе использовать готовые формы по своему усмотрению. ВАЖНО! Есть некоторые виды юрлиц, проводящих закупочные процедуры в рамках 223-ФЗ, которым разрешается применять типовые шаблоны, но они не обязаны делать это постоянно. К готовым формам контрактов заказчики должны обращаться, когда идет подготовка:
Типовые контракты по 44-ФЗ не применяются при закупках:
Шаблоны договоров в рамках п. 2 ч. 1 ст. 93 не требуется применять, если правовые акты Президента или Правительства РФ предоставляют возможность заключать госконтракты без использования таких форм. ПРОЕКТ КОНТРАКТА ПО 44 ФЗ — ПАМЯТКА ПО СОДЕРЖАНИЮТиповые условия контракта, типовые контракты разрабатываются и утверждаются нормативно-правовыми актами по правилам, приведенным в ПП № 1009 от 13.08.1997. Все проекты должны пройти процедуру согласования с органами исполнительной власти и ФАС. Ответственный орган в течение 10 дней с момента госрегистрации НПА должен направить его копию с информационной картой в федеральный орган исполнительной власти (ПП № 663 от 30.05.2017). Исполнительный орган, получивший такую копию, в течение трех рабочих дней включает готовую типовую форму в библиотеку на портале ЕИС. В библиотеке содержатся:
Для внесения изменений в готовые шаблоны требуется выполнить аналогичную процедуру. Среди наиболее распространенных примеров неисполнения условий контракта по 44-ФЗ поставщиком и заказчиком стоит перечислить:
Согласно ч. 5 ст. 34 закона 44-ФЗ, если покупатель нарушает сроки исполнения обязательств, поставщик может потребовать выплаты пени и штрафов по условиям договора. Отметим, что в п. 6 данной статьи заказчик получает точно такое же право. Оговоримся, что заказчик не имеет права самостоятельно принимать решение относительно начисления пени, штрафов за нарушение существенных условий контракта по 44-ФЗ. Если его не устраивает то, каким образом были выполнены условия договора, либо исполнитель не соблюдает сроки, начисляется неустойка. Кроме того, в тексте соглашения должен быть прописан порядок такого начисления – об этом говорится в п. 4 ст. 34 закона о госзакупках. Организатор торгов не может изменить порядок начисления пени и штрафов, зафиксированный на законодательном уровне, даже если стороны придут к соответствующему соглашению. Закон устанавливает ряд случаев, в которых заказчик не должен требовать выплату пени и штрафов. Именно так (согласно ст. 93 закона 44-ФЗ) поступают во время закупок у единственного поставщика на сумму 300 000 или 600 000 рублей. Данное правило распространяется на ситуации, когда предметом торгов становится поставка медикаментов, посещение зоопарка, театра, других мероприятий развлекательного характера. Если поставщик подтверждает неисполнение условий контракта по 44-ФЗ, необходимо действовать так:
Возможен и другой вариант уплаты штрафа, при котором заказчик вычитает неустойку из суммы, которая должна быть получена исполнителем. Здесь допустимы три подхода:
\r\n\r\n При нарушении условий заключенного контракта заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) Закон № 44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения: \r\n\r\n
\r\n\t \r\n \r\n\r\n Ненадлежащее исполнение — это когда, товар или услуга не соответствуют заявленным параметрам. Например, прочность поставленных металлоконструкций выше или ниже оговоренной в контракте величины. Просрочка — выход за сроки, установленные госконтрактом. Сроки оплаты контракта по 44 ФЗ\r\n\r\n Правила расчета пеней установлены частью 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Они рассчитываются как 1/300 ключевой ставки Центробанка РФ от цены контракта и дней просрочки, то есть: \r\n\r\n Пени = Цена контракта × (1/300 × Размер ключевой ставки) × количество дней просрочки \r\n\r\n Если поставщик уже выполнил часть контракта, то при расчете пени цену контракта нужно уменьшить на объем выполненных обязательств. \r\n\r\n В таблице ниже приведем меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок. \r\n\r\n
|