Процессуально-правовое положение прокурора в гражданском процессе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процессуально-правовое положение прокурора в гражданском процессе». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Содержание
3. Прокурор в гражданском процессе
3.3. Инициатива (собственное усмотрение) прокурора является основанием его участия в гражданском деле только в одной — инициативной форме. Осокина Г.Л. Гражданский процесс. М.: Норма, 2011. С.230. Данное основание означает, что прокурор вправе самостоятельно определять необходимость обращения в суд с иском, заявлением, представлением. Говоря об инициативе прокурора как одном из оснований его участия в гражданском судопроизводстве, необходимо иметь в виду, что под ним (основанием) подразумевается также инициатива, усмотрение, приказ вышестоящего прокурора. Так в приказе Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 г. № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» обращается внимание на то, что прокуроры должны активно использовать предоставленное ч. 1 ст. 45 ГПК РФ право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а в соответствии с Указанием Генерального прокурора РФ от 14 мая 2009г. № 160/8 прокуроры должны организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура представляет собой единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В Конституции РФ не содержатся полномочия прокуратуры, а указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.

Прокуратура утратила надзорные функции в гражданском процессе, поскольку иной подход противоречит принципу построения государственной власти на основе разделения властей и месту судебной власти в современной правовой системе. Правовой статус прокурора в гражданском процессе определяется, прежде всего, в соответствии с Конституцией РФ, ГПК и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Процессуально-правовое положение прокурора в гражданском процессе

Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Формы участия прокурора определены в ст. 45 ГПК, согласно которой прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело при наличии оснований, предусмотренных законом. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются также процессуальным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, участие прокурора в гражданском процессе способствует осуществлению целей правосудия при соблюдении принципа независимости судей и подчинения их только закону. Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских процессуальных отношений, прокурор выступает в качестве лица, участвующего в деле. На прокурора распространяется общий процессуальный регламент, установленный ГПК.

Главный акцент в процессуальной деятельности прокурора в настоящее время смещен на защиту государственных и публичных интересов. Прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц — участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 1 ГК).

Согласно ст. 34 ГПК прокурор отнесен к числу лиц, участвующих в деле. Соответственно он наделен целым рядом процессуальных прав и обязанностей, характеризующих его правовое положение. Так, прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления. Прокурор также вправе возбудить апелляционное и кассационное производство (путем принесения апелляционного или кассационного представления), надзорное производство (путем подачи представления), подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

При этом каждая форма участия прокурора в гражданском процессе (возбуждение дела или дача заключения) и на каждой стадии гражданского процесса (от производства в суде первой инстанции до стадии пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам) характеризуется определенными особенностями, которые будут раскрыты в учебнике в дальнейшем. На любой стадии процесса и в любой форме прокурор защищает в суде не собственные, а государственные и публичные интересы, а также интересы других или неопределенного круга лиц. Участие прокурора в суде является продолжением его деятельности по обеспечению законности, в связи с чем такое участие помогает прокурору осуществлять его полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом «О прокуратуре в Российской Федерации». Такой «служебный интерес» характеризует существо процессуального положения и деятельности прокурора в гражданском процессе.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ А.В. Величко, студент

Кубанский государственный аграрный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10748

Аннотация. В данной статье на основе нормативной и научной базы рассмотрены основные теоретические и правовые аспекты участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Раскрыты его основные полномочия и правовой статус как стороны гражданского процесса. Автором представляется целесообразным внести корректировки в ст. 45 ГПК и конкретизировать понятие «иные причины», чтобы снизить нагрузку на суды общей юрисдикции. Также необходимо внести корректировки в ст. 260.1 ГПК РФ, расширив обязательное участие прокурора по делам о защите избирательных прав граждан.

Ключевые слова: прокурор, гражданский процесс, судебное разбирательство, права, обязанности, надзор, участие прокурора, сторона процесса, статус.

Гражданское процесс имеет существенное значение для урегулирования различных споров, образование которых основывается на нарушении прав, свобод и интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых и иных правоотношений.

Согласно нормам ГПК РФ существует установленный состав лиц, которые могут быть участниками процесса. В качестве одного из таких участников в гражданском судопроизводстве может принимать участие прокурор. С учетом правового статуса прокурора закон наделяет его особыми процессуальными правами и обязанностями.

Так, в соответствии с ГПК РФ прокурор обращается в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов гражданина, неспособного по состоянию здоровья и недееспособности; органов государственной власти субъектов РФ и органов муниципальной власти; неопределенного круга лиц и РФ.

Также на указанные основания обращения прокурора по поводу нарушенных прав граждан не распространяются на ситуации, когда лицо обращается к нему по причине нарушенных социальных, трудовых, иных связанных с ними отношений,

для защиты семьи, материнства, отцовства и детства, охраны здоровья, образование.

Прокурору необходимо обеспечить меры защиты нарушенных прав гражданина в разумные сроки путем подачи заявления в суд [1]. Необходимо обратить внимание, что для прокурора предусмотрено две формы участия в гражданском процессе: подача заявления в суд или вступление в гражданский процесс на любом этапе судопроизводства с целью дачи заключения по данному делу.

Обратимся к ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» для большей конкретизации полномочий прокурора в гражданском производстве.

Во-первых, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства [2]. Данное положение четко оговорено в ГПК РФ.

Во-вторых, на основании Закона прокурор имеет право на опротестование судебных решений. В данном случае прокурор или его заместитель приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора. Протест должен быть оформлен надлежащим образом и быть обоснованным.

В-третьих, прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном

разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. При наличии усмотренных обстоятельств о незаконности вынесенного судом решения, приговора, определения или постановления прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Также обязанность прокурора состоит в даче правового заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и федеральными законами. В случае рассмотрения указанных в нормативных актах дел, прокурор вступает в судебный процесс, таким образом, осуществляя свои полномочия по надзору за исполнением законных прав граждан. На основании Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 10 июля 2017 г. №475 дача заключения прокурором исключается в делах, в которых орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика или заинтересованного лица [3].

Важность фигуры прокурора в гражданском процессе обусловлена тем, что на любой стадии процесса прокурор обязан защищать в суде государственные и публичные интересы, а также интересы других лиц или неопределенного круга лиц. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами является одной из сфер реализации обеспечения законности, как важнейшего направления деятельности прокуратуры [4]. Однако, существует некоторое противоречие в определении статуса прокурора как участника судебного процесса.

Процессуальное положение прокурора в гражданском судопроизводстве

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Прокурор в гражданском процессе

б) прямое указание закона.

Рассмотрим каждое из указанных оснований более подробно.

Инициатива (собственное усмотрение) прокурора является основанием его участия в гражданском деле только в одной — инициативной форме. Осокина Г.Л. Гражданский процесс. М.: Норма, 2011. С.230. Данное основание означает, что прокурор вправе самостоятельно определять необходимость обращения в суд с иском, заявлением, представлением. Говоря об инициативе прокурора как одном из оснований его участия в гражданском судопроизводстве, необходимо иметь в виду, что под ним (основанием) подразумевается также инициатива, усмотрение, приказ вышестоящего прокурора. Так в приказе Генерального прокурора РФ от 2 декабря 2003 г. № 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» обращается внимание на то, что прокуроры должны активно использовать предоставленное ч. 1 ст. 45 ГПК РФ право на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а в соответствии с Указанием Генерального прокурора РФ от 14 мая 2009г. № 160/8 прокуроры должны организовать эффективную работу по предъявлению заявлений в суд в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре РФ О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1// Российская газета. 1995. 25 ноября. № 229; Российская газета. 2011. 09 ноября. № 251. прокурор вправе предъявлять и поддерживать в суде иски в интересах пострадавших, если, пострадавшие по состоянию здоровья, возрасту или другим уважительным причинам не могут лично отстаивать в суде свои права и свободы, либо являются социально незащищенной категорией граждан. Обратим внимание на то, что некоторые положения Закона о прокуратуре противоречат нормам гражданского законодательства.

Таким образом, прокурор теперь не вправе, как это было ранее на основании ст. 41 ГПК РСФСР, обращаться с заявлением в суд в защиту общественных интересов, предъявлять иск в защиту прав каких-либо лиц, указывая на то, что нарушение их прав приобрело особое общественное значение. В случае заявления таких исков в принятии их должно быть отказано на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ как не подлежащих рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявлены в интересах другого лица государственным органом, которому такое право законом не предоставлено.

Другим основанием участия прокурора в гражданском судопроизводстве является прямое указание закона (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ). Данное основание означает, что по некоторым категориям юридических дел сам закон (как материальный, так и процессуальный) предусматривает обязательное участие прокурора в надзорной форме и факультативное участие в деле в инициативной форме.

В приведенных выше примерах речь идет об участии прокурора в надзорной форме. В связи с этим необходимо иметь ввиду, что, когда основанием участия прокурора в деле является прямое предписание закона, суд должен направить прокурору извещение о рассматриваемом деле с указанием сути дела, даты, времени и места его рассмотрения конкретной нормы закона, предусматривающей участие прокурора в деле. Однако неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ).

Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе

Особенностью прямого указания закона как основания инициативной формы участия в деле прокурора является то, что оно носит факультативный, необязательный для прокурора характер, Для возбуждения производства по делу прямого указания закона недостаточно.

Необходимо еще волеизъявление прокурора, т. е. его инициатива, желание участвовать в деле путем предъявления иска, подачи заявления или представления. Представляется, что выделение таких оснований является обоснованным и имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как позволяет определить возможность участия в каждом конкретном процессе и то каким образом в этот процесс необходимо вступать.

В ходе подготовки проекта Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) в научной мысли преобладала идея о том, что неограниченное право прокурора на обращение в суд в интересах любых субъектов не соответствует современному пониманию социальной справедливости и нарушает принцип процессуального равноправия сторон Баулин О.В. Бремя доказывания при разбирательстве гражданских дел. М., 2004. С. 56..

Именно поэтому ГПК РФ определяя случаи, в которых прокурор вправе обратиться в суд в интересах граждан, устанавливает общий принцип доступа прокурора в гражданский процесс — затрудненность самостоятельной реализации гражданином конституционного права на судебную защиту.

Часть 1 ст. 45 ГПК РФ устанавливает необходимость наличия уважительных причин, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд, называя в их числе: состояние здоровья, возраст, недееспособность и иные причины. Право оценки уважительности представляемых прокурором причин принадлежит суду.

Формы участия прокурора в рассмотрении дел судами определены в гражданско-процессуальном кодексе (ст. 45), в соответствии с которой прокурор (согласно процессуальному законодательству РФ) имеет право обратиться с заявлением в суд или, при наличии законных оснований, вступить в дело. Полномочия прокурора, который принимает участие в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

Участие прокурора в гражданском процессе благоприятствует осуществлению правосудия соблюдении и сохранении принципа независимости судей, их подчинения исключительно закону. Прокурор, принимая участие в гражданском процессе, защищает интересы права и законности граждан и организаций. Он становится субъектом гражданских процессуальных взаимоотношений, выступает в качестве лица, принимающего участие в деле. Общий процессуальный регламент, установленный гражданским процессуальным кодексом, распространяется и на прокурора.

Республика Беларусь в статье 125 Конституции возлагает на ген. прокурора и его подчиненных контроль касающийся законов в единообразном и точном характере, а также указов, декретов и других нормативных документов.

Прокурор работая от имени государства, и опираясь на статью 23 ГПК занимается контролем судебных постановлений по гражданским делам, а также следит за их соблюдением в рамках законодательства.

Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе заключается в разбирательстве судебных дел, работе с исками опираясь на статью 81 ГПК, осуществлении поддержки исков во время заседаний суда, выдвижении протестов касающихся незаконных и необоснованных судебных постановлений.

Во время надзора прокурор принимает меры относящиеся к устранению любых нарушений закона, исполняя свои обязанности гражданского судопроизводства.

Замечание 1

Использует свои полномочия прокурор независимо от каких-либо органов и должностных лиц, опираясь только на документы законодательного характера, подчиняясь ген. прокурору Республики Беларусь.

Прокурор вправе принимать участие во всех стадиях, которые касаются гражданского процесса. Например, это участие в разбирательстве гражданских дел в судах кассационной и первой инстанции; в судах, пересматривающих судебные постановления, которые совсем недавно вступили в законную силу; в процессе исполнения юрисдикционных актов и судебных решений.

Замечание 2

Прокурорский надзор оказывает влияние на всех юридически заинтересованных в исходе дела лиц, а также других участников процесса.

Прокурор в процессе работы охраняет права и свободы граждан, субъектов отвечающих за хозяйство, учреждений, интересы государства, объединений общественного характера, и организаций.

Определение 1

В гражданском судопроизводстве прокурорский надзор — это деятельность, которая осуществляется от имени государства прокурором, который отвечает за надзор законности и обоснованности постановлений по делам гражданского характера и за соблюдение законодательства во время их исполнения.

ГПК определяет порядок и права деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве, опираясь на закон 2007 года 8 мая, а также на другие акты законодательства Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь».

Процессуальные положения прокурора в гражданском судопроизводстве определяет именно статья 84 ГПК.

Цель данной работы — рассмотреть участие прокурора в гражданском процессе.

Прокурор имеет полное право на ознакомление с делом и входящими в него материалами, а также с отводами и ходатайством, может представлять доказательства, принимать действия в рассмотрении доказательств во время судебного заседания, осуществлять иные действия основанные на статье 56 ГПК.

Замечание 3

Положение процессуального характера прокурора не сводится к положениям стороны или иного лица заинтересованного в исходе дела.

Принимая участие в деле прокурор не является субъектом спорного материального правоотношения. Именно из-за этого он не имеет права совершать действия распорядительного характера относящиеся к самому делу, это отличает его от третьих лиц, а также сторон, которые сами заявляют самостоятельные требования на предмет спора.

Замечание 4

Если прокурор отказывается от своего заявления, то он не лишает лицо защиты прав и интересов охраняемых законом из-за которых он обратился в суд, по статье 84 части 2 ГПК лицо в праве требовать рассмотрение дела по существу.

Прокурор занимает особое правовое положение среди всех остальных участников гражданского судопроизводства. Представляя государство он наделяется правами процессуального характера, которых нет у иных субъектов гражданских процессуальных правоотношений. Поэтому прокурор имеет право на обращение в судебные органы с заявлением о возбуждении гражданского дела, которое является подведомственным суду, если это нужно для охраны прав несовершеннолетнего, ограниченного дееспособного, недееспособного и другого гражданина, юридического лица, а также Республики Беларусь с ее административно-территориальными единицами.

Замечание 5

Прокурор также высказывает мнение по вопросам, которые возникают во время разбирательства дела, и по существу дела в целом.

Он также имеет право вносить протесты относительно необоснованных и незаконных постановлений судебного характера в кассационном или надзорном порядке. Когда случаи уже рассматривались ранее законом, прокурор имеет право принимать меры касающиеся пересмотра судебных решений, постановлений и определений по вновь открывшимся обстоятельствам. Также прокурор вправе совершать и другие действия процессуального характера.

В суде прокурор не имеет административной власти. Он не принимает решений по делу, в отличие от суда. В процессе гражданского характера он обязан исполнять функции надзора за точным и единообразным исполнением законов, указов, декретов и других нормативных актов всеми участниками гражданского судопроизводства.

В гражданском судопроизводстве прокурор наделен процессуальными правами, которые обычно являются его обязанностями. В случаях, когда суд выносит решение по гражданскому делу и оно является необоснованным или незаконным, прокурор вправе вынести протест на решение суда.

Принимая участие в процессе прокурор обязан способствовать всестороннему, объективному и полному выяснению всех обстоятельств, которые имеют существенное значение для верного рассмотрения, а позже и разрешения гражданского дела в судебном процессе.

ГПК (ст. 81-83) предусматривает две формы участия прокурора в любой стадии процесса:

  • возбуждение производства по делу;
  • вступление в процесс, начавшийся по инициативе других лиц.
  • Арбитражный процессуальный кодекс

  • Бюджетный кодекс

  • Водный кодекс

  • Воздушный кодекс

  • Градостроительный кодекс

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

  • Жилищный кодекс

  • Земельный кодекс

  • Кодекс административного судопроизводства

  • Кодекс внутреннего водного транспорта

  • Кодекс об административных правонарушениях

  • Кодекс торгового мореплавания

  • Лесной кодекс

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс

  • Таможенный кодекс Таможенного союза

  • Трудовой кодекс

  • Уголовно-исполнительный кодекс

  • Уголовно-процессуальный кодекс

  • Уголовный кодекс

  • ФЗ об исполнительном производстве

    Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ

  • Производственный календарь 2017

    Для пятидневной рабочей недели

  • Закон о коллекторах

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ

  • Закон о национальной гвардии

    Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ

  • О правилах дорожного движения

    Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090

  • О защите конкуренции

    Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ

  • О лицензировании

    Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ

  • О прокуратуре

    Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1

  • Об ООО

    Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ

  • О несостоятельности (банкротстве)

    Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ

  • О персональных данных

    Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ

  • О контрактной системе

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ

  • О воинской обязанности и военной службе

    Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ

  • О банках и банковской деятельности

    Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1

  • О государственном оборонном заказе

    Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ

  • Закон о полиции

    Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ

  • Обзор практики рассмотрения в 2017 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей инос

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.05.2018)

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26

    «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

  • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Целью участия госпрокурора в производстве является обеспечение законности действий всех граждан и иных лиц, относящихся к делу: истца, ответчика, экспертов, свидетелей, судьи, председательствующего, секретаря заседания, и пр.

В список задач входит:

  • обеспечение соблюдения прав и интересов граждан;
  • укрепление и обеспечение единства законности;
  • контроль за соблюдением законодательных актов;
  • защита охраняемых законами прав и интересов государства, общества.

Таким образом, прокурор – это самостоятельное звено, занимающее независимую позицию. Его единственной задачей является обеспечение законности, для чего он вправе совершать любые процессуальные действия, а при необходимости опротестовывать решения через вышестоящие инстанции.

Мне Пенсионный фонд не засчитал несколько лет в трудовом стаже, отчего назначена пенсия в меньшем размере. Хочу обратиться с жалобой в прокуратуру. Будет ли прокурор участвовать в разбирательствах?

Да, будет, потому как такие дела относятся к защите соц.прав граждан.

Кто вызывает прокурора по гражданским делам?

Привлечение прокурора осуществляется путем отправки судом соответствующего определения.

Может ли прокурор обязать должника выплачивать неустойку по договору?

Нет, неустойка взыскивается только через суд.

Я инвалид, у меня есть спор с управляющей компанией. Могу ли я обратиться к прокурору, чтобы он подал исковое заявление в суд?

Да, можете, т.к. у вас есть уважительная причина — инвалидность. Заявление будет подано, если по результатам проверки прокурор сочтет требования обоснованными.

У меня нет возможности ходить на заседания, но нужно разрешить спор с застройщиком. Могу ли я пожаловаться в прокуратуру, чтобы они представляли мои интересы?

Нет, представление интересов в судах – это компетенция адвокатов. Прокурор является независимой стороной, и лишь в уголовных делах выступает государственным обвинителем.

Субъектов гражданских процессуальных правоотношений можно разделить на три группы:

  1. суд, судья;
  2. лица, участвующие в деле;
  3. лица, содействующие осуществлению правосудия.

Суд — это обязательный субъект каждого процессуального правоотношения. Как орган государственной власти, осуществляющий правосудие, он занимает центральное положение в судопроизводстве, руководя процессом.

Суд правомочен на совершение процессуальных действий при условии:

  • если в рассмотрении и разрешении дела участвуют судьи, назначенные в установленном законом порядке;
  • если у судей нет личной, прямой и косвенной заинтересованности в исходе дела, а также отсутствуют обстоятельства, вызывающие сомнение в их беспристрастности.

В гражданском процессуальном правоотношении суд выступает в качестве и коллегиального, и единоличного судьи (ст. 14 ГПК РФ).

Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе трех профессиональных судей.

Суд как субъект процессуальных правоотношений обладает процессуальными правами и несет процессуальные обязанности.

Ко второй группе субъектов гражданских процессуальных правоотношений относятся лица, участвующие в деле. Статья 34 ГПК РФ не дает определения понятия лиц, участвующих в деле, ограничиваясь лишь перечислением их состава.

Лица, участвующие в деле, — это основные участники гражданского процесса, имеющие прямое отношение к разрешаемому судом гражданскому делу. Процессуальная деятельность лиц, участвующих в деле, активно влияет на весь ход процесса, от их действий зависит движение процесса, переход из одной стадии в другую, данные лица заинтересованы в исходе дела.

Круг их определен законом. Критерием отнесения того или иного участника судопроизводства к лицам, участвующим в деле, является наличие у него юридической заинтересованности в исходе дела.

Юридическая заинтересованность в исходе дела — основанный на законе ожидаемый правовой результат рассмотрения и разрешения дела для данного лица. Например, истец ожидает от процесса удовлетворения исковых требований, ответчик — отказа в иске. Для прокурора, участвующего в деле, юридический интерес к исходу процесса выражен в ожидании постановления судом законного и обоснованного решения.

У лиц, участвующих в деле, юридический интерес различный по характеру и подразделяется на три вида:

  1. личная заинтересованность, под которой понимается важность вынесенного судебного решения для защиты интересов непосредственно лица, участвующего в деле;
  2. фактическая заинтересованность, проявляющаяся в том, что в результате вынесения судебного решения участники дела либо приобретают какие-либо имущественные или неимущественные блага, либо теряют их;
  3. государственная (или общественная) заинтересованность, которая является основанием для участия в деле прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления, а также организаций и граждан, выступающих в процессе для защиты прав, свобод и законных интересов других лиц.

Эти субъекты защищают не свои интересы. Они выступают в процессе от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных организаций.

Прокурор выступает в процессе от лица государства и действует исключительно в его интересах, осуществляя при этом одну из форм защиты публично-правовых интересов. Прокурор – независимое лицо в арбитражном процессе, которое не может выступать на чье-либо стороне.

При этом в арбитражном судопроизводстве прокурор не осуществляет обвинительных функций (как в уголовном процессе) и не выступает в качестве надзорного органа.

Роль прокуратуры в арбитражном процессе достаточно высока, поскольку независимое и незаинтересованное лицо в споре может рассмотреть все обстоятельства основательно и подробно с точки зрения закона. Именно поэтому прокурор в арбитражном судопроизводстве подчиняется строго нормам арбитражно-процессуального права, ими же регламентирует свои действия, выступает от лица государства при рассмотрении споров. Несмотря на то, что прокурор не выступает в роли надзорного органа, он обязан своевременно реагировать на ошибки и противоречащие законодательным нормам акты и ходатайства, которые рассматриваются или приобщаются к материалам дела. Обязанность прокурора заключается в том, чтобы уведомлять судебные органы о неправомерных материалах в судопроизводстве, а также оспаривать неправомерные и незаконные решения арбитражных судов первой инстанции и пересматривать в судах высших инстанций. Примечательно, что законодательством предусматривается две формы участия прокурора в процессе: непосредственно с заявлением в адрес арбитражного суд и путем вступления в уже решаемый спор на правах независимого участника по ходатайству любой из сторон, суда или по собственному решению.

Все случаи обращения непосредственно прокурора в арбитражный суд с заявлением напрямую связаны с представлением интересов государства. Арбитражно-процессуальным законодательством предусмотрены строго регламентированные виды исковых заявлений, которые представляются на рассмотрение арбитражного суда прокурорами. К таким искам относятся:

  • об оспаривании нормативно-правовых и ненормативно-правовых актов, составленных органами местных органов власти, органов государственной власти РФ и субъектов РФ, которые касаются вопросов предпринимательской или экономической деятельности (оспариванию могут подлежать исключительно те акты, которые нарушают права участников экономических отношений);
  • об изыскании имущества, принадлежащего муниципалитету или государству, находящегося в незаконном пользовании или владении (имеется в виду имущество, которое используется физическими или юридическими лицами, не имеющими никаких документальных и официальных подтверждений на право пользования);
  • о признании совершенных сделок недействительными в случаях, когда одной из сторон сделки выступают государственные органы власти РФ и субъектов РФ, муниципальных органов и местных органов власти, а также юридических лиц, у которых часть уставного капитала принадлежит государству – Российской Федерации (имеются в виду сделки, совершенные с нарушением норм действующего законодательства, а также сделки, заведомо ничтожные или убыточные для государства).

В случаях, когда прокурор самостоятельно обращается в арбитражный суд с исковым заявлением, он же может выступать в роли истца.

При этом за прокурором сохраняются его права и обязанности, которые были предписаны ему законодательством. Более того. при участии в процессе в роли истца прокурор наделяется еще и его правами и обязанностями, определенными арбитражно-процессуальными нормами.

рассмотреть основания участия прокурора в гражданском процессе;

Арбитражно-процессуальное законодательство позволяет прокурорам вступать в арбитражный процесс на любой его стадии. При этом ходатайствовать об участии прокурора в деле может и одна из сторон. Например, когда предмет спора имеет повышенную стоимость, в том числе если речь идет об имуществе государственного или муниципального характера. Сторона представляет суду ходатайство с требованием рассмотреть спор с привлечением к делу уполномоченного прокурора, суд, рассмотрев ходатайство, составляет определение – документ, в котором указывает свое решение по ходатайству. Если суд согласен с участием прокурора в процессе, то в определении прописывается этот аспект, а в генеральную прокуратуру направляется копия такого определения.

Уполномоченный прокурор вступает в процесс, изучив материалы дела, которые представляет на рассмотрение суд.

Если ходатайство выдвигается самим арбитражным судом, то суд извещает всех участников процесса о включении в список лиц-участников прокурора. Копия ходатайства и определения по нему направляется в генеральную прокуратуру, которая, в свою очередь, направляет уполномоченного прокурора на арбитражный процесс для представления интересов государства в рассматриваемом споре. Прокурор, изъявивший желание участвовать в процессе, может вступать в судопроизводство на любом его этапе, если не присутствовал при рассмотрении спора судом первой инстанции. При этом никаких особых документов он не представляет для этого, опираясь на нормы арбитражно-процессуального права. Суд составляет определение о вступлении в процесс прокурора, с которым знакомит всех участников арбитражного спора. Заинтересованные стороны могут выдвигать протесты против участия прокурора, однако, как показывает судебная практика, протесты редко удовлетворяются судом, поскольку прокурор выступает в роли независимого и незаинтересованного лица, действующего исключительно в интересах исполнения установленных норм законодательства.

В рамках арбитражно-процессуального права прокурор наделяется рядом прав и обязанностей, которые подлежат исполнению, независимо от того, как именно прокурор был включен в процесс – в качестве истца или в качестве независимого самостоятельного уполномоченного лица. К правам прокурора относятся:

  • право на ознакомление и изучение материалов, касающихся спора;
  • право на участие в исследовании и расследовании по делу;
  • право на истребование доказательств по делу.

При этом если прокурор участвует в судопроизводстве по арбитражному спору, то он дополнительно наделяется еще и правами истца, а значит, может высказывать свою позицию в отношении спора открыто и публично в рамках процесса. В рамках арбитражно-процессуального права прокурор наделяется рядом обязанностей, которые обязан исполнять неукоснительно. К этим обязанностям относятся:

  • выражать требования по рассмотрению спора в рамках законодательства при обнаружении нарушений;
  • рассматривать все обращения о привлечении в процесс лиц, ранее не заявленных в судопроизводстве;
  • участвовать во всех стадиях разбирательства по спору, начиная от предварительных слушаний до высших арбитражных судов;
  • направлять в кассационные и апелляционные суды требования о пересмотре решений судов первой инстанции, вынесенных незаконно;
  • отказываться от участия в процессе, если прокурор рассмотрел противоправность или необоснованность иска.

Отказ прокурора от предъявленного им иска позволяет прокурору выйти из процесса, однако не означает, что истец обязан отозвать заявление и прекратить спор. Более того, право истца настаивать на разрешении спора, даже если у этого спора нет никаких оснований. Суд обязан вынести законное решение, которое не будет противоречить действующим нормам.

Примечательно, что прокурор является истцом с особыми правами, поэтому истинный истец по спору не вправе направлять встречный иск прокурору, равно как и сторона-ответчик.

Право прокурора на отказ от иска означает, что спор был начат без наличия на то соответствующих оснований, а, значит, разрешение спора не может быть вынесено с нарушениями норм законодательства, поскольку на это также нет никаких оснований.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

рассмотреть инициативную форму участия прокурора в гражданском процессе;

  • Статья 34. Состав лиц, участвующих в деле
  • Статья 35. Права и обязанности лиц, участвующих в деле
  • Статья 36. Гражданская процессуальная правоспособность
  • Статья 37. Гражданская процессуальная дееспособность
  • Статья 38. Стороны
  • Статья 39. Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение
  • Статья 40. Участие в деле нескольких истцов или ответчиков
  • Статья 41. Замена ненадлежащего ответчика
  • Статья 42. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора
  • Статья 43. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора
  • Статья 44. Процессуальное правопреемство
  • Статья 46. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц
  • Статья 47. Участие в деле государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу
  • Раздел I. Общие положения
    • Глава 1. Основные положения
    • Глава 2. Состав суда. отводы
    • Глава 3. Подведомственность и подсудность
    • Глава 4. Лица, участвующие в деле
    • Глава 5. Представительство в суде
    • Глава 6. Доказательства и доказывание
    • Глава 7. Судебные расходы
    • Глава 8. Судебные штрафы
    • Глава 9. Процессуальные сроки
    • Глава 10. Судебные извещения и вызовы
  • Раздел II. Производство в суде первой инстанции
    • Подраздел I. Приказное производство
      • Глава 11. Судебный приказ
    • Подраздел II. Исковое производство
      • Глава 12. Предъявление иска
      • Глава 13. Обеспечение иска
      • Глава 14. Подготовка дела к судебному разбирательству
      • Глава 15. Судебное разбирательство
      • Глава 16. Решение суда
      • Глава 17. Приостановление производства по делу
      • Глава 18. Прекращение производства по делу
      • Глава 19. Оставление заявления без рассмотрения
      • Глава 20. Определение суда
      • Глава 21. Протоколы
      • Глава 21.1. Упрощенное производство
      • Глава 22. Заочное производство
      • Глава 22.1. Производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок (статьи 244.1 — 244.10)
      • Глава 22.2. Производство по рассмотрению заявлений о возвращении ребенка или об осуществлении в отношении ребенка прав доступа на основании международного договора российской федерации
    • Подраздел IV. Особое производство
      • Глава 27. Общие положения
      • Глава 28. Установление фактов, имеющих юридическое значение
      • Глава 29. Усыновление (удочерение) ребенка
      • Глава 30. Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим
      • Глава 31. Ограничение дееспособности гражданина, признание гражданина недееспособным, ограничение или лишение несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
      • Глава 32. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация)
      • Глава 33. Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь
      • Глава 34. Восстановление прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство)
      • Глава 35. Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке (статьи 302 — 306)
      • Глава 36. Рассмотрение дел о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния
      • Глава 37. Рассмотрение заявлений о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении
      • Глава 38. Восстановление утраченного судебного производства
  • Раздел III. Производство в суде второй инстанции
    • Глава 39. Производство в суде апелляционной инстанции
  • Раздел IV. Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений
    • Глава 41. Производство в суде кассационной инстанции
    • Глава 41.1. Производство в суде надзорной инстанции
    • Глава 42. Пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судебных постановлений, вступивших в законную силу

    В целях эффективного исполнения органами прокуратуры задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, реализации полномочий, направленных на защиту и реальное восстановление прав и свобод граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

    1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить качественное участие прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел, используя в полном объеме полномочия, предоставленные процессуальным законодательством.

    2. Считать, что основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском и административном судопроизводстве, являются:

    участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям (далее — заявления) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, указанных в части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ), неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

    обеспечение качественной подготовки и направления в суд заявлений о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в результате преступлений, если такие заявления не рассмотрены в порядке уголовного судопроизводства (статьи 44, 306 и 309 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ);

    вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных частью 3 статьи 45 ГПК РФ, частью 7 статьи 39 КАС РФ и федеральными законами;

    апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским и административным делам (далее — дела), в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;

    рассмотрение обращений о проверке законности и обоснованности судебных актов, вынесенных в порядке гражданского и административного судопроизводства по делам, в которых предусмотрено участие прокурора, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если вопрос об их правах и обязанностях был разрешен судом.

    3. Участвующим в гражданском и административном судопроизводстве прокурорам работу по поддержанию в судах заявлений строить в тесном взаимодействии с подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, подготовившими соответствующие заявления.

    Считать обязательным предварительное согласование заявлений, в том числе предъявляемых в порядке части 3 статьи 44 УПК РФ, подготовленных структурными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, с соответствующими структурными подразделениями, обеспечивающими участие прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве.

    4. В рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций гражданских и административных дел участвовать, как правило, представителям прокуратур соответствующего уровня и иных специализированных прокуратур по месту нахождения суда, в производстве которого находится дело.

    4.1. Участвовать в судебном заседании в форменном обмундировании или военной форме одежды.

    4.2. Прокурорам городов (районов) и приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам одновременно с предъявлением заявления в суд, расположенный в другом субъекте Российской Федерации, обращаться к вышестоящему прокурору для решения вопроса об обеспечении участия прокурора в рассмотрении судом данного заявления. Прокурору субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры незамедлительно направлять, в том числе по сети ИСОП, соответствующее письмо с копиями представленных в суд материалов прокурору субъекта Российской Федерации и приравненному к нему военному прокурору по месту нахождения суда. Прокурору, получившему указанные материалы, направлять представителя органов прокуратуры в судебное заседание для поддержания заявления.

    4.3. Принять во внимание, что правом на изменение основания или предмета заявленных требований, изменение размера требований, на полный или частичный отказ от таких требований обладает прокурор, предъявивший заявление. При возникновении обстоятельств, указывающих на необходимость совершения перечисленных процессуальных действий, участвующему в деле прокурору не позднее следующего дня после судебного заседания информировать об этом прокурора, инициировавшего заявление.


    Определены мероприятия по участию прокуроров в рассмотрении судами гражданских и административных дел.

    Так, определены основные обязанности прокуроров. Например, обеспечивать качественную подготовку и направление в суд заявлений о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, ее субъектам, муниципальным образованиям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в результате преступлений, если такие заявления не рассмотрены в порядке уголовного судопроизводства.

    Предусмотрено апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским и административным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор.

    Необходимо исключить случаи дачи заключения по делу, в котором орган прокуратуры выступает в качестве истца, ответчика или заинтересованного лица.

    Ранее изданный приказ по данным вопросам признан утратившим силу.

    Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
    Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуще­ствлять от имени государства:

    • уголовное преследование в ходе уго­ловного судопроизводства;
    • ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и
    • поддержание в суде обвинения, обеспечи­вая его законность и обоснованность.

    Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государ­ства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
    Обвинение в суде поддерживается прокурором — государствен­ным обвинителем.

    Государственный обвинитель — поддерживающее от имени госу­дарства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).

    Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).

    Однако обвинение — не только итоговый вывод о виновности, но и правоотношения и деятельность участников уголовного про­цесса по обоснованию данного вывода.

    рассмотреть надзорную форму участия прокурора в гражданском процессе;

    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

    Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

    Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

    Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием — в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

    Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

    Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст. 30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами». Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

    По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции — функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью — невозможно. Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем — поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

    При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потер­певший от преступления.

    Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или мораль­ный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступ­лением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).

    Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется по­становлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.

    Гражданский истец

    Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.

    Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

    Материальным основанием признания лица потерпевшим явля­ется установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.

    Под вредом в уголовно-процессуальной теории по­нимается:

    • физический вред — нарушение телесной или психической целостности орга­низма личности;
    • моральный вред — причинение нравствен­ных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
    • имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.

    По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как ис­ключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.

    Частный обвинитель — потерпевший или его законный представи­тель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).

    В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу част­ного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и под­держивающее обвинение в суде.

    Частный обвинитель наделяется правами, предусмотренными частями четвертой, пятой и шестой статьи 246 УПК РФ.

    Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами – важнейшее направление деятельности органов прокуратуры. Статья 246 УПК Российской Федерации обязывает прокуроров принимать участие в рассмотрении всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, как в федеральных судах, так и в делах, которые рассматривают мировые судьи. Данные уголовные дела рассматриваются по единым правилам, которые зафиксированы в УПК Российской Федерации.

    К функциям прокурора также принадлежит ведущая роль в установлении его правового статуса как участника уголовного судопроизводства. В российском уголовном судопроизводстве с одной стороны, прокурор выступает, как процессуальное лицо, деятельность которого регламентирована процессуальным законом, а с другой – как должностное лицо, на которого Законом о прокуратуре возложены функции надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина. То есть, можно сделать вывод, что на любой стадии рассмотрения уголовного дела судом прокурор, кроме обязанностей участника процесса со стороны обвинения, должен выполнять и свою правозащитную функцию.

    Прокурор, являясь участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения, также осуществляет надзор за предварительным следствием и дознанием в ходе предварительного расследования преступления, однако, он не имеет никакого права возбуждать уголовное дело или прекращать его производство, если происходит нарушение уголовного или уголовно-процессуального законодательства.

    Нормативные правовые акты, составляющие правовую основу деятельности прокурора, претерпели большое количество изменений, в том числе касающихся стадии возбуждения уголовного дела. Отсутствие у прокурора права на возбуждение уголовного дела, это одно из самых существенных изменений в уголовно-процессуальном законодательстве, влияющее на статус прокурора в уголовном процессе. Действующий уголовно-процессуальный закон возлагает на прокурора полномочия по надзору за законностью в процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия, что привело к лишению эффективных средств реагирования на факты выявленных прокурором нарушений законности посредством возбуждения уголовного дела. «Предусмотренная законом форма прокурорского реагирования, которая осуществляется путем обращения к органам расследования, а не самостоятельно, что демонстрирует снижение статуса прокурора» [2, с.22].

    В ходе случившихся изменений, учеными и практиками выявлено, что необходимо вернуть прокурору ранее имевшиеся у него полномочия на возбуждение уголовного дела. В трудах Д.А. Ережепалиева установлено, что отсутствие у прокурора полномочия возбуждать уголовные дела не соответствует положениям ч. 1 ст. 155 УПК РФ. Из данной нормы следует, что прокурор при поступлении к нему материалов от дознавателя вправе принять одно из решений, предусмотренных ч. 1 ст. 145 УПК РФ, то есть возбудить уголовное дело [5, с. 85]. Возвращение ранее упраздненных полномочий прокурору в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 № 44-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» следует рассматривать как положительную тенденцию, но явно недостаточную, которая способна радикальным путём укрепить законность на стадии возбуждения уголовного дела и предотвратить неоправданную волокиту при устранении нарушений законности [6, с.102], а это, по мнению Ережепалиева, показывает об отсутствии обоснованной концепции реформирования прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного процесса [7, с.3].

    Существует и другая точка зрения на произошедшие изменения объема полномочий прокурора и функциональной направленности его деятельности в ходе предварительного следствия. Так, по мнению Е. А. Буглаевой, эти изменения, а также реформирование органов прокуратуры оправдывают себя, об этом показывает повышение качества прокурорского надзора и предварительного следствия. По её мнению, такая тенденция, обусловлена тем, что проводимые реформы определили новые акценты в деятельности прокуратуры. В частности, прокурор в уголовном судопроизводстве ориентирован на приоритетное осуществление надзорных функций [8, с.13].

    Думается, что происходящие изменения в статусе прокуратуры, действительно, подчеркивают роль прокуратуры как надзорного органа, тем не менее, они вряд ли способствуют надлежащему надзору за соблюдением законности. Так, О. С. Капинус отметил, что существенное сокращение объема полномочий прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия нисколько не способствовало улучшению защиты прав граждан, а напротив, ухудшилось состояние законности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства [9, с.22].

    Так, полномочие прокурора выносить мотивированное постановление о направлении в следственный орган или орган дознания соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), ставшее с 2010 года поводом к возбуждению уголовного дела, неоднозначно воспринято научным сообществом.

    • Права пациентов на бумаге и в жизни Саверский А.В.
    • Права авторов литературных произведений Камышев В.Г.
    • Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» Батяев А.А.
    • Настольная книга судьи по гражданским делам Толчеев Н.К.
    • Настольная книга адвоката Искусство защиты в суде Джерри Спенс
    • Наследственное право Махмутова М.М.
    • Международное публичное право Шевчук Д.А.
    • Международное право Глебов И.Н.
    • Криминология.Избранные лекции Антонян Ю.М.
    • Криминалистическая энциклопедия Белкин Р.С.

    В юридической литературе господствует точка зрения, что гражданское процессуальное право регулирует общественные отношения диспозитивно-разреши ельным методом. Это означает, что инициатива возникновения гражданских дел принадлежит заинтересованным лицам, а не суду. Суд по своей инициативе гражданских дел не возбуждает. Обжалование судебных актов и, как правило, их исполнение зависят также от волеизъявления заинтересованных субъектов процессуального права. Большинство норм гражданского процессуального права носит разрешительный, а не запретительный характер. Участники процесса могут занимать только присущее им одно процессуальное положение и совершать только такие процессуальные действия, которые разрешены и предусмотрены нормами процессуального права (Гражданский процесс: Учебник. М., Юриспруденция, 2000, с. 8–9).

    • Решение Верховного суда: Определение N 41-КГ17-24, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация При этом судами не учтены положения статей 15, 16, 20 Трудового кодекса Российской Федерации, которые подлежат применению в системной связи с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель Работник — это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем…
    • Решение Верховного суда: Определение N 25-КГ17-12, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Кроме того, положения части 1 статьи 45 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями статей 26, 27 и 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не предполагают возможность произвольного решения прокурором вопроса об обращении в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов граждан, — такое решение принимается им по результатам всесторонней проверки обращения гражданина…
    • Решение Верховного суда: Определение N 24-КГ16-25, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Между тем в нарушение положений части 3 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений изложенных в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. № 1, суд первой инстанции рассмотрел возникший спор о компенсации морального вреда, причиненного смертью гражданина, без участия в деле прокурора и дачи им заключения…

    Прокурор в гражданском процессе: роль, пределы участия, проблемные аспекты Скачать 63688 0 0

    … для лица, в интересах которого было начато дело, а не для прокурора. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Главной задачей настоящей работы — исследование роли, пределов участия, а также проблемных аспектов деятельности прокурора в гражданском судопроизводстве. В представляемой работе были разработаны две главы, раскрывающие процессуальное положение прокурора в гражданском судопроизводстве; формы участия прокурора в …

    Обращение с иском в суд или вступление в дело связаны с двумя факторами:

    • повод (обращение граждан, организаций, выявление фактов, побудивших вступить в дело или подать иск);
    • основание, указанное в законе.

    В качестве повода принимаются:

    • заявления от граждан и представителей организаций;
    • факты, выявленные при проведении прокурорской проверки;
    • материалы, поступившие из других органов, в частности опеки.

    Основания, обеспечивающие участие прокурора в гражданском процессе:

    • нарушение прав и интересов гражданина;
    • защита прав и свобод неограниченного числа лиц;
    • нарушение социальных, трудовых прав;
    • нарушение прав на материнство, отцовство и детство;
    • нарушено право на государственное или муниципальное жилье;
    • нарушены права на медицинскую помощь, образование;
    • нарушены экологические права граждан.

    Почему же сотрудники организации не вступаются в суде за каждого гражданина? Они вправе оказать юридическую помощь одному лицу лишь при наличии:

    • недееспособности;
    • проблем со здоровьем;
    • ограничений, вызванных возрастом;
    • иных уважительных причин.

    Основания участия прокурора в гражданском процессе представляют собой открытый перечень. Подобный подход практичен, ведь нельзя все жизненные ситуации учесть в одном законе.

    Права прокурора в гражданском процессе соответствуют правам, имеющимся у остальных участников, в частности:

    • заявлять об отводе суду, секретарю;
    • приобщать доказательства к материалам рассматриваемого дела;
    • заявлять ходатайства об истребовании доказательств;
    • направлять заявление о привлечении свидетелей;
    • направлять заявление о назначении экспертизы;
    • задавать вопросы эксперту, участнику дела, свидетелю;
    • направлять частные жалобы в вышестоящую судебную инстанцию.

    Исключается возможность заключения прокурором мирового соглашения.

    Надо сказать, что нормы гражданского процессуального законодательства не ущемляют прокуроров в сравнении с другими участниками.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *