Авторские права 70 лет после смерти автора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Авторские права 70 лет после смерти автора». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Топ-5 за сегодня

  1. Как глобальное потепление влияет на сельское хозяйство?

Топ-5 за неделю

  1. Как глобальное потепление влияет на сельское хозяйство?
  2. Сады не горят там, где их не жгут

Топ-5 за месяц

  1. Одевая вселенную
  2. Как научить детей полезным экопривычкам
  3. Российские леса постоянно горят, но их биомасса рекордно выросла
  4. 10 самых экологически чистых стран мира
  5. Вкусная экология

Кому принадлежит авторское право, если автор умер

  • ISBN: кому и зачем он нужен
  • УДК, ББК и авторский знак: что бы это значило
  • Право на фанфикшн, или Как не нарушить чужое авторство

Государственные и муниципальные архивы Российской Федерации являются хранителями документов, в отношении которых могут действовать авторское право и смежные права.

Федеральный закон от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» содержит отсылочную норму о том, что использование архивных документов, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, осуществляется с учетом требований данного законодательства[2].

В настоящее время правоотношения в сфере интеллектуальной собственности регулируются положениями части четвертой (раздела VII) Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ, часть четвертая ГК РФ), вступившими в силу с 1 января 2008 года. Часть четвертая ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие, а также к новым правам и обязанностям в рамках ранее возникших правоотношений. В соответствии с требованиями части четвертой ГК РФ продолжают охраняться интеллектуальные права, актуальные на момент вступления ее в силу[3].

При этом требования ранее действовавшего законодательства[4] учитываются в случае необходимости установления автора или иного первоначального правообладателя произведения, созданного в период до 2008 года, а также, при возникновении спорных ситуаций, – для установления, были ли легитимными заключенные в соответствующий период договоры или их отдельные положения[5].

Правоотношения в области авторского права и смежных прав регулируются нормами и других законодательных актов Российской Федерации. Так, ответственность за нарушение авторских и смежных прав установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации[6].

По проблемам охраны авторских и смежных прав издавались Указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации[7], а также нормативные правовые акты и другие документы федеральных органов исполнительной власти.

Систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере авторского права и смежных прав, дополняет система стандартов, разработанных в рамках Технического комитета по стандартизации № 481 «Интеллектуальная собственность»[8]. Отметим, что стандарты не имеют обязательного характера применения.

Национальное законодательство Российской Федерации в области авторского права и смежных прав формируется с учетом международных соглашений в данной области, участником которых является наша страна. Среди них следует назвать, в первую очередь, Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений[9] 1886 года, которая закрепляет международные стандарты охраны произведений[10]. Российская Федерация присоединилась к конвенции 13 марта 1995 года. При этом Министерство иностранных дел РФ сделало заявление о том, что действие документа «не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на её территории общественным достоянием» (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 году № 1224[11]). Это ограничение было отозвано Правительством РФ 11 декабря 2012 года, что являлось одним из условий вступления России в ВТО[12]. Данный факт имеет существенное значение при организации работы архивов с объектами авторского и смежных прав, созданными до 1995 г. Необходимо учитывать, что ограничения, налагаемые действующим законодательством на использование объектов авторского и смежных прав, распространяются даже на те документы, которые ранее считались общественным достоянием, были переданы в архивы и активно использовались до конца 2012 г.

Российская Федерация является также участником других международных договоров в области авторского права и смежных прав[13].

Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения с Австрией, Аргентиной, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Узбекистаном, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией. При организации использования иностранных произведений в архивах следует учитывать также, что некоторые из двусторонних соглашений имеют «обратную силу» (например, договоры с Арменией, Венгрией, Польшей, Швецией), то есть распространяют свое действие на произведения, созданные до заключения двусторонних соглашений.

Права авторов произведений и других правообладателей признаются и охраняются многими международными соглашениями. Вместе с тем, на международном уровне осознается и необходимость баланса между общественными интересами и правами авторов, исполнителей, издателей, введения разумных ограничений в области авторского права, исключений из общих правил специально для архивов и библиотек[14].

(выписки из раздела IV «Гражданского кодекса РСФСР»
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964) (ред. от 26.11.2001)
)

Статья 484. Авторское право юридических лиц

За юридическими лицами авторское право признается в случаях и пределах, установленных законодательством Союза ССР и настоящим Кодексом. Эти положения не распространяются на приобретение юридическими лицами авторских прав по договору.

(в ред. Указа ПВС РСФСР от 01.03.74 – Ведомости ВС РСФСР, 1974, № 10, ст. 286)

Статья 485. Авторское право организаций на периодические и другие издания

Организациям, выпускающим в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, принадлежит авторское право на эти издания в целом.

Авторам произведений, включенных в такие издания, принадлежит авторское право на их произведения.

Статья 486. Авторское право на кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи

Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку.

Авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм принадлежит его автору или соавторам.

Автору сценария, композитору, режиссеру-постановщику, главному оператору, художнику-постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение.

Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациями, а на произведения, включенные в эти передачи, – их авторам.


[1] Термины и определения даются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

[2] Федеральный закон от 25.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 43. Ст. 4169. (ст.26 (п.6)) (с изм. на 18.06.2017).

[3] Там же, абзацы 1-3 ст. 5.

[4] См. пункты 29-35 Списка источников и литературы

[5] Федеральный закон от 25.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», абз.4 ст.5.

[6] См. пункты 4-5 Списка источников и литературы.

[7] См. пункты 14-25 Списка источников и литературы.

[8] См. пункты 48-54 Списка источников и литературы.

[9] Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // «Бюллетень международных договоров», № 9, 2003.

[10] По состоянию на 27.02.2017 в Бернской конвенции участвуют 174 государства.

[11] Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 г. № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 г., Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г. и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 г. об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их (фонограмм)» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 29. Ст. 3046.

[12] Постановление Правительства РФ от 11.12.2012 № 1281 «Об отзыве заявления, сделанного при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 51. Ст. 7216.

[13] См. пункты 38-47 Списка источников и литературы.

  • Типовые бланки, договоры
  • Законодательство РФ
  • Законодательство Москвы
  • Законодательство Московской области
  • Законодательство Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Постановления и Указы
  • Медицинское законодательство
  • Законопроекты
  • Документы СССР
  • Международное законодательство
  • Комментарии к законам
  • Общая судебная практика
  • Судебная практика: Москва и Московская область
  • Судебная практика: Поволжье
  • Судебная практика: Северо-Кавказский регион
  • Судебная практика: Северо-Запад
  • Судебная практика: Урал
  • Судебная практика: Волговятский регион
  • Судебная практика: Восточная Сибирь
  • Судебная практика: Западная Сибирь
  • Юридические статьи
  • Бухгалтерские консультации
  • Финансовые консультации
  • Статьи бухгалтеру
  1. История появления понятия «общественное достояние»
  2. Бернская конвенция
  3. Переход произведений в общественное достояние в странах мира
    • Европа
    • Азия
    • Африка
    • Америка
    • Австралия и Океания
  4. Бернская конвенция и авторское право в России

К XIX веку возникла новая проблема, которая заключалась в том, что национальные законы об авторском праве защищали лишь своих граждан. Соответственно, издавать книги иностранных авторов без их согласия и выплаты им каких-либо гонораров не являлось противозаконным. Например, в США активно издавались и продавались книги английских авторов, причём соотношение английской и американской литературы на рынке США было в то время примерно 7 к 3. Хотя некоторые американские издатели и заключали «джентльменские соглашения» с английскими писателями, но большинство издавало английскую литературу без каких-либо согласований. Иногда доходило до того, что английские произведения выходили в США ещё до того, как они были опубликованы в Англии. Так описан случай, когда один американский издатель, подкупив типографских рабочих, получал от них гранки и передавал их в США по телеграфу. Защитить свои права в судах англичане не могли. Но, что интересно, если подобное происходило наоборот, когда в Англии издавали без разрешения книги писателей США, то американцам надо было просто пару дней пожить в Канаде, чтобы подать иск в английский суд, который был обязан принять его и рассматривать.

Соответственно, стало понятно, что проблему надо решать. Стали заключаться двусторонние соглашения по авторскому праву между разными государствами. Например, в 1840 году была заключена первая международная конвенция между Австрией и Сардинией. Позже стали появляться соглашения и между другими странами. Однако это не особо помогало, так как в случае двусторонних соглашений каждому государству надо было заключить отдельное соглашение с каждым из государств мира, что очевидно сделать за короткое время было невозможно. Стало понятно, что необходимо единое наднациональное законодательство.

За создание такого международного авторского права начали бороться в первую очередь писатели. Активным пропагандистом такого подхода был английский писатель Чарльз Диккенс. В 1842 году во время посещения США Диккенс начал кампанию о необходимости международной конвенции об авторском праве. Хотя американские издатели отнеслись нему враждебно, он получил активную поддержку от американских авторов — писателя Вашингтона Ирвинга, историка Уильяма Прескотта, журналиста и редактора газеты «New York Post» Уилема Калема Брайанта и др. Вместе они составили совместную петицию о необходимости создания международной конвенции по авторскому праву. Диккенс даже встретился по этому поводу с президентом США Джоном Тайлером, а также передал копии петиции в палату представителей и сенат. Впрочем, особых результатов кроме привлечения общественного мнения это не дало.

Лишь в 1878 году уже после смерти Диккенса состоялся Международный литературный конгресс, председателем которого был выбран Виктор Гюго. На этом конгрессе была образована Международная литературная ассоциация, задача которой заключалась в разработке международного соглашения об авторских правам. Итогом многолетней работы стал текст, который сейчас известен как «Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений». Конвенция была подписана 10 государствами (Бельгией, Великобританией, Германией, Испанией, Италией, Либерией, Гаити, Тунисом, Францией и Швейцарией) и вступила в силу 5 декабря 1887 года. Постепенно к Конвенции присоединились и другие страны. По данным на февраль 2016 года, Бернскую конвенцию подписали уже 170 государств.

Со времени подписания Бернская конвенция несколько раз пересматривалась, в неё вносились уточнения и увеличивались минимальные сроки охраны. Последняя версия Конвенции была утверждена в 1979 году и с тех пор не менялась.

Бернская конвенция устанавливает ряд принципов. Согласно принципу национального режима, страны-участники Конвенции предоставляют иностранным авторам из других стран-участниц Конвенции такую же защиту авторских прав как и своим собственным гражданам. Другой принцип — принцип независимости охраны заключается в том, что охрана произведения в каждой стране не зависит от охраны произведений в других странах, включая страну происхождения произведения. Хотя есть и исключение, когда срок охраны в стране происхождения истёк и произведение перешло в общественное достояние, то другие страны, где действуют более жёсткие законы, не обязаны продолжать охранять такое произведение. Ещё один принцип — принцип автоматической охраны постулирует, что авторское право возникает автоматически в момент создания произведения и не требует выполнения каких-либо формальностей (например, регистрации в каком-либо Реестре). Наконец, принцип презумпции авторства состоит в том, что автором считается тот, чьё имя или псевдоним указаны на произведении, то есть как-либо доказывать своё авторство специально не требуется, кроме случаев, когда кто-то другой его оспаривает.

Сроки охраны указанные в Бернской конвенции являются обязательным минимумом для всех стран-участниц. В настоящее время такой минимальный срок охраны для большинства произведений литературы, науки или искусства составляет 50 лет с года смерти автора. Для ряда произведений предусмотрены более мягкие сроки. Например, для кинематографических произведений минимальный срок — 50 лет с даты создания фильма или его обнародования, а для фотографий — 25 лет со времени их создания.

Книгоиздание в Российской империи в конце XIX века не могло конкурировать в западным. Российские книжные магазины того времени были в основном заполнены зарубежной литературой. Подобная ситуация была и с научными изданиями, в первую очередь, с медицинскими, которые, как правило, были переводными. Как писал в 1891 году российский экономист И.И. Янжул, выступавший против вступления России в Бернскую конвенцию: «Интерес небольшой кучки русских писателей не может вознаградить ущерб для интересов просвещения всего русского народа, в случае потери для нас права на свободный перевод и доступ и следовательно пользование многими тысячами произведений иностранного гения и искусства». В итоге Российская империя не стала вступать в Бернскую конвенцию. Впрочем, в 1911 году был принят новый закон об авторском праве, который во многом основывался на этой конвенции (в редакции 1908 года).

После прекращения существования Российской империи Советский Союза также очень долгое время не вступал ни в какие международные конвенции по авторским правам, так как это противоречило экономическим интересам страны. Лишь в 1973 году СССР вступил во Всемирную конвенцию об авторском праве (ВКАП), причём в женевской версии 1952 года. «Женевская конвенция» была более мягкой по сравнению с Бернской конвенцией. В частности срок охраны авторских прав там составлял 25 лет с года смерти автора, а не 50. По сути, СССР вступил в неё лишь потому, что в скором времени должна была вступить в силу Бернская конвенции в редакции 1971 года и присоединение к менее строгой Женевской конвенции стало бы уже невозможным.

После вступления во ВКАП, советские законы об авторских правах были приведены с ней в соответствие. В частности, срок охраны произведений литературы, науки и искусства был увеличен с 15 до 25 лет после смерти автора.

В 1995 году, уже после распада Советского Союза, Российская Федерация, несмотря на то, что это противоречило её интересам, присоединилась к Бернской конвенции. Впрочем, при присоединении к Конвенции Россией была сделана оговорка, «что действие Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на её территории общественным достоянием».

Однако, к сожалению, особого смысла в этой оговорке уже не было, так как двумя годами раньше (в 1993 году) при принятии Закона «Об авторских и смежных правах» Верховным Советом в стране была введена, так называемая, ретроактивная защита. В результате стали охраняться произведения, 50-летний срок охраны которых не истёк к 1993 году, несмотря на то, что многие из этих произведений уже много лет находились в общественном достоянии. При вступлении Российской Федерации в ВТО одним из условий был отказ от этой оговорки. В результате 11 декабря 2012 года оговорка была отозвана правительством России, что окончательно исключило возможность отменить решение Верховного Совета о введении ретроактивной защиты.

В 2004 году в «Закон об авторском праве и смежных правах» были внесены изменения, увеличившие срок охраны произведений с 50 до 70 лет после смерти автора. А в 2008 году вступила в силу Четвёртая часть Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), регламентирующая отношения в сфере авторских и смежных прав, в связи с чем закон «Об авторском праве и смежных правах» утратил юридическую силу.

В настоящее время положения Четвёртой части ГК РФ являются более жёсткими, чем даже Бернская конвенция. В частности:

  1. Срок охраны произведений литературы, науки и искусства составляет 70, а не 50 лет с года смерти автора.
  2. Срок охраны для аудиовизуальных произведений составляет 70 лет с года смерти последнего из соавторов (режиссёра, сценариста и композитора), а не рассчитывается с даты создания кинематографического произведения.
  3. Срок охраны фотографий по Бернской конвенции рассчитывается с даты создания фотографии и составляет 25 лет, а, согласно, IV части ГК РФ сроки охраны фотографий рассчитываются по общему правилу — 70 лет с даты смерти фотографа.
  4. Также в России введено продление сроков охраны на 4 года для авторов, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней.
  5. Расчёт сроков охраны для репрессированных и позднее реабилитированных авторов в России ведётся не от даты их смерти, а от даты реабилитации (+70 лет).
  6. Расчет сроков охраны произведений опубликованных после смерти автора ведётся не с даты смерти, а с даты обнародования.
  7. Введены некоторые ограничения на обнародование произведений.
  8. Введено смежное право публикатора и др.

– С.А. Козловский

Известные стихи, картины и персонажи — как использовать в своих товарах

  1. Проблемы охраны произведений авторов, участвовавших в Великой Отечественной войне или работавших в этот период
  2. Проблемы охраны прав реабилитированных авторов
  3. Проблемы «сиротских» и неопубликованных анонимных произведений
  4. Проблема обнародования произведений после смерти автора

Срок охраны произведений авторов, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней, увеличен на 4 года и, соответственно, составляет 74 года с года смерти таких авторов (ст. 1281 п. 5 ГК РФ). Сама формулировка продления срока написана в законе довольно расплывчато, поэтому не до конца ясно, на кого именно распространяются подобные льготы, что вызывает ряд трудностей при трактовке закона.

В частности, наибольшие споры вызывает вопрос, что именно следует понимать под «работой» во время Великой Отечественной войны». Имеется ли в виду вообще любой труд автора, даже не связанный с творческой деятельностью? Или имеется в виду только труд автора над собственным произведением, обнародованным позже или не обнародованным («умственный труд»)? Либо имеется в виду, что автор в этот период времени формально находился в трудовых отношениях с работодателем, то есть имел трудовую книжку?

Судебная практика свидетельствует, что российскими судами принимается под «работой в период ВОВ» обычно третий чисто формальный вариант, где факт трудовых отношений возможно документально доказать.

Особенно остро проблема определения работал ли тот или иной автор во время ВОВ стоит для авторов, которые умерли в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1942 года. Дело в том, что после резонансного дела, дошедшего до Верховного суда, с авторскими правами на произведения Александра Беляева было принято довольно спорное решение суда, что для работавших во время ВОВ авторов при определении того истёк ли срок охраны их произведений к 1993 году или нет, надо прибавлять не 50, а 54 года. Соответственно, если бы Александр Беляев не числился штатным сотрудником газеты «Большевистское слово», то права на его произведения истекли бы к 1958 году (15 лет охраны после смерти по советскому законодательству), но так как он всё-таки формально работал, то 54-летний срок охраны в 1993 году не истёк, то на него распространяется и продление срока охраны в 50 лет (в 1993) и 70 лет (в 2004). Соответственно, произведения Беляева перейдут в общественное достояние в 2017 году.

Если по аналогии с Беляевым, считать, что главное для определения работал ли автор во время ВОВ или нет — это наличие трудовой книжки, то возникают другие проблемы. Например, возникает вопрос насколько логично считать ли советских писателей Александра Гаврилюка и Степана Тудора работавшими в период Великой Отечественной войны. Эти два писателя погибли в первый же день войны — 22 июня 1941 года — в результате взрыва немецкой авиабомбы, когда шли в редакцию. С одной стороны, они в этот день не работали, так как до работы так и не добрались, с другой — «трудовой стаж» у них в этот день всё равно шёл, так как с работы они не увольнялись. Если считать их неработавшими, то срок охраны их прав истек через 15 лет после их смерти, то есть в 1957 году, если же считать, что они «работали», то 54-летний срок охраны не истёк к 1993 году и их произведения перешли в общественное достояние только 1 января 2016 года (разница в сроке охраны составляет 59 лет).

Также принцип определения работы автора по наличию трудовой книжки приводит к проблеме, когда автор формально нигде не работал, но творил и жил исключительно на гонорары, то есть, в современных терминах, был фрилансером. С точки зрения советского законодательства, такой автор несомненно тунеядец (достаточно вспомнить суд над «тунеядцем» И. Бродским). Таких авторов было немало. Например, Марина Цветаева не имела формальной постоянной работы и лишь после начала войны начала искать работу, чтобы получать карточки на питание (устроилась посудомойкой, но так на этой работе ни дня и не проработала, так как покончила собой).

Или, например, в не так давно в Википедии произошёл интересный спор о том, защищены ли авторским правом немецкие агитационные листовки 1942 года «Воззвание к еврейскому населению города Ростова», подписанные, сотрудничавшим с немцами, доктором Лурье. Оказалось, что защищены, так как в период после начала войны и до немецкой оккупации Гораций Лурье работал директором Дома санитарной культуры горздрава. Именно благодаря льготе для работавших во время ВОВ использовать в качестве иллюстрации исторических статей об оккупации Ростова эти листовки оказалось невозможным. Даже если на самом деле Лурье этих листовок и не писал, то всё равно он по закону считается их автором, так как его фамилия на них была указана. Мало того, из-за того, что год смерти Г. Лурье неизвестен, определить когда эти тексты всё-таки перейдут в общественное достояние нет никакой возможности.

И, наконец, из-за данной нормы возникает неравенство между российскими и зарубежными издателями. Например, в Европе и США издатели могут публиковать произведения советских авторов, умерших до 1946 года, так как 70 лет с года их смерти (на 2016 год) уже истекли, а в России без заключения лицензионного договора с всеми наследниками и выплаты им гонорара можно публиковать только авторов, умерших до 1942 года. Соответственно, зарубежные издатели имеют право публиковать отечественных авторов, опережая российских издателей на четыре года.

Согласно статье 1281 Гражданского Кодекса РФ, если автор был репрессирован, а затем посмертно реабилитирован, то срок охраны его произведений считается продлённым и исчисляется с года, следующим за годом его реабилитации. Данное положение (согласно Закону РФ от 18 октября 1991 года № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий») относится не ко всем репрессированным авторам в истории, а лишь тем, кто был репрессирован в советское время, то есть после 25 октября (7 ноября) 1917 года.

В годы Советской власти происходили массовые преследования граждан страны, многие из которых были расстреляны или погибли в заключении. И, вероятно, законодатели, желая принести сочувствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, добавили в 1993 году этот пункт в Закон «Об авторском праве и смежных правах», откуда он позже перешёл в Гражданский кодекс. Однако введённая норма оказалась, к сожалению, не очень логична. Во-первых, реабилитированным лицам и их наследникам и без того возмещается весь причиненный в связи с репрессиями материальный вред за счёт федерального бюджета (согласно статье 12 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий»). А, во-вторых, расширение охраны авторских прав таких авторов на практике приводит к тому, что их значительно меньше издают, в результате память о них в массовом сознании может потеряться, автор, по сути, оказывается изъятым из культурной памяти. И, в-третьих, введённое положение приводит к ряду существенных и подчас неразрешимых проблем с исчислением сроков охраны произведений, некоторые из которых рассмотрены ниже.

Проблемы ретроактивной защиты. Так, например, есть вопросы и к самой трактовке нормы. Не до конца ясно, что означает «срок действия исключительного права считается продлённым». Относится ли это к произведениям, срок охраны которых на момент реабилитации ещё не истёк и был лишь продлён на 70 лет, либо относится к всем произведениям, включая те, которые уже законно перешли в общественное достояние? С одной стороны, если читать закон буквально, кажется нелогичным говорить о продлении срока, когда он уже давно истёк, а не о повторном возникновении нового срока охраны. С другой же стороны, данная норма в судебной практике применяется ко всем произведениям, несмотря на то истёк ли срок охраны авторских прав на дату реабилитации или же нет. Соответственно, возможны ситуации, когда граждане, которые годами свободно использовали, законно перешедшие в общественное достояние, произведения таких авторов, внезапно оказываются «пиратами». Причём период между переходом произведения в общественное достояние и его повторной охраной может составлять несколько десятилетий. Например, если писатель был в 1937 году арестован и расстрелян, а в 1991 году реабилитирован, то его романы 40 лет — с 1953 (15 лет после его смерти) по 1993 (введение продления срока охраны произведений) годы — находились в статусе общественного достояния и их можно было использовать свободно.

Необходимо также отметить, что если в период, когда произведения находились в общественном достоянии на их основе были созданы другие производные произведения (например, переводы, фильмы по мотивам книг, песни на стихи и т.п.), то использование таких «пиратских» произведений без заключения лицензионного договора с появившимся правообладателем становится незаконным. Получается странная вещь, что законодатели, восстанавливая справедливость в отношении репрессированных авторов, в свою очередь, несправедливо превращают других авторов, которые действовали совершенно законно, в нарушителей.

Проблема рисков при использовании, перешедших в общественное достояние, произведений репрессированных авторов. В годы Советской власти репрессированными оказались несколько миллионов человек, однако позже реабилитированы были лишь только некоторые из них. Подавляющее большинство из них пока не реабилитировано. Соответственно, для издателей возникает существенный риск при издании репрессированных авторов. Хотя произведения этих авторов уже законно перешли в общественное достояние, но гарантировать, что в момент подготовки издания их не реабилитируют, невозможно. Соответственно, весь тираж окажется контрафактным. В результате, издатели крайне неохотно издают такие произведения.

Проблема необходимости учёта реабилитации авторов в иностранных государствах. Согласно закону «О реабилитации жертв политических репрессий», «документы о реабилитации или признании лиц пострадавшими от политических репрессий, выданные в государствах — бывших союзных республиках СССР или бывшими государственными органами СССР, имеют силу на территории Российской Федерации». Таким образом, на реабилитированных в бывших республиках СССР авторов должен распространяться срок охраны их произведений на протяжении 70 лет с даты реабилитации. Соответственно, издателям, чтобы определить сроки охраны авторских прав авторов, необходимо изучить, кроме российских, законодательные и судебные акты о реабилитации граждан ещё 14 государств на национальных языках.

Согласно статье 1281 Гражданского кодекса РФ, срок действия исключительного права на произведения, которые были обнародованы анонимно или под псевдонимом, истекает через семьдесят лет после года их правомерного обнародования. Если же в период данного срока автор такого произведения раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок перехода в общественное достояние будет определяться по общему правилу.

Однако очень часто бывает так, что автор произведения хотя формально и указан, но найти какую-либо информацию о нём или его наследниках невозможно, а соответственно нельзя ни определить перешло ли произведение такого автора в общественное достояние, ни заключить лицензионный договор, если оно продолжает охраняться. Соответственно, такие произведения не издают и они исчезают из культурной памяти.

Кроме того, в российском законодательстве не решён вопрос о сроках охраны произведений, которые одновременно анонимны и неопубликованы. Возникает коллизия, которая заключается в том, что срок охраны анонимных произведений считается с даты обнародования, а для необнародованных произведений срок охраны рассчитывается с года смерти их автора. Так как примеров, когда анонимный автор признавался умершим, в судебной практике нет, то срок прекращения охраны таких произведений вообще никак не определён. Например, невозможно законно опубликовать архив ранее не публиковавшихся анонимных служебных фотографий.

В России периоды действия исключительного права на произведение установлены в статье 1281 Гражданского кодекса РФ. При определении сроков законодатель исходил из принципа «годы жизни+70 лет», которые отсчитываются с 1 января года, следующего после года смерти автора. При определении срока авторских прав на конкретное произведение учитываются следующие нюансы:

  • если произведение создано в соавторстве, 70 лет исчисляются после смерти последнего из соавторов;
  • если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом, 70 лет исчисляются после обнародования, но если за это время личность автора станет известна, то начинает действовать основное правило;
  • если произведение было обнародовано в течение 70 лет после смерти автора, то исключительное авторское право действует еще 70 лет после обнародования;
  • если автор был репрессирован и посмертно реабилитирован, то 70 лет исчисляются после его реабилитации;
  • если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то период действия исключительного права во всех случаях увеличивается еще на 4 года.

Исключительное право может временно или навсегда передаваться другим лицам по лицензионным и другим договорам.

Общественное достояние: что это и как им пользоваться

В России понимание того, что охранять нужно не только материальную, но и интеллектуальную собственность, появилось несколько позднее, чем в Европе. Только в XVIII веке в нашей стране появляются первые предпосылки законодательного регулирования издательской деятельности — типографиям начинают выдавать так называемые «привилегии» на издания литературных произведений. В 1827 году появился первый закон об интеллектуальных правах — «Положение о вознаграждении сочинителям и переводчикам драматических пьес и опер, когда они будут приняты для представления на Императорских Театрах». В 1828 году, с появлением Цензурного устава с главой «О сочинителях и издателях книг», началась история собственно авторского права в России.

На текущий момент максимальный срок действия интеллектуальных прав в большинстве стран мира, в том числе в России, включает годы жизни автора плюс еще 70 лет. Таким образом, срок охраны авторского права может составлять 170 лет и даже больше.

Но есть и исключения:

  • Гватемала, Гондурас, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа — в течение жизни автора и 75 лет после его смерти;
  • Колумбия — в течение жизни автора и 80 лет после его смерти;
  • Ямайка — в течение жизни автора и 95 лет после его смерти;
  • Мексика — в течение жизни автора и 100 лет после его смерти.

Речь здесь, конечно, об общем случае. Каков срок действия авторских прав в разных ситуациях в России, мы уже сказали. Точно так же и законодательство других стран выделяет специальные режимы юридической защиты.

1. Нормы данной статьи не являются новеллами и в основном повторяют положения ст. 27 Закона об авторском праве и смежных правах, за исключением п. 3, в котором предусматривается, что исключительное авторское право на необнародованные при жизни автора произведения распространяется лишь на те произведения, которые были обнародованы в течение 70 лет после смерти автора, а не без ограничения срока. Ранее п. 5 ст. 27 Закона об авторском праве и смежных правах не предусматривал такого ограничения. В случае, если произведение обнародуется после указанного срока, то в его отношении действуют смежные права — исключительное право публикатора (см. комментарий к ст. 1337 ГК).

Как уточняется в п. 3 Постановления Пленума ВС РФ N 5 и Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., «в силу абзаца первого статьи 6 Вводного закона сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 ГК РФ, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 01.01.1993.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1281 Кодекса исключительное право на произведение действует по общему правилу в течение всей жизни автора и семидесяти лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

1. Статья 1281 устанавливает срок действия исключительного права на произведение. Как уже отмечалось, в части четвертой ГК определен срок действия именно исключительного права, а не авторского права вообще, как это было предусмотрено ст. 27 Закона об авторском праве.

Продолжительность срока действия авторского права всегда была дискуссионной в юридической литературе. То, что исключительное право должно действовать в течение срока жизни автора, не вызывало сомнений. Вопрос состоял в продолжительности срока действия исключительного права после смерти автора. При этом во внимание принималось то, что признание творческих заслуг автора следует рассматривать и в смысле материального обеспечения его наследников. С учетом этого обстоятельства, срок действия исключительного права постоянно увеличивается с развитием законодательства об авторском праве.

В конечном счете при определении срока действия исключительного права было принято за основу то, что этот срок должен обеспечить охрану интересов автора и двух первых поколений его наследников. Исходя из этого в ст. 7 Бернской конвенции срок охраны был установлен в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Однако в последующем некоторые европейские страны, а затем и все Европейское сообщество увеличили и этот срок.

Как указывалось в Директиве Совета Европейского сообщества от 29.10.1993 об унификации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав, «принимая во внимание, что увеличение средней продолжительности жизни в Сообществе таково, что названная продолжительность становится теперь недостаточной для покрытия двух поколений», Совет установил срок охраны «в течение всей жизни автора и затем — в течение семидесяти лет после его смерти».

В 2004 г. в Закон об авторском праве было внесено изменение, увеличивающее срок охраны аналогичным образом.

Сохраняя преемственность данной позиции, в п. 1 ст. 1281 срок действия исключительного права установлен в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. При этом если имело место соавторство, то 70-летний срок отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти того соавтора, который умер последним.

Такой же порядок предусмотрен ст. 8 упоминавшейся Директивы Совета ЕС 1993 г.

Однако следует учитывать, что постоянное увеличение не может быть бесконечным. Срок, предусмотренный п. 1 ст. 1281, уже создает ситуацию, при которой исключительное право может действовать более 100 и даже доходить до 150 лет. Авторское право как сфера пересечения интересов правообладателей, пользователей и потребителей всегда должно исходить из баланса интересов указанных лиц. Поэтому представляется, что дальнейшее увеличение срока действия исключительного права может нарушить данный баланс.

2. В пунктах 2 — 5 комментируемой статьи устанавливаются специальные сроки действия исключительного права исходя из внешних факторов, повлиявших на творческую деятельность автора, и его собственных действий по реализации личных неимущественных прав.

Автор мог выпустить свое произведение анонимно или под псевдонимом или вовсе не обнародовать в течение своей жизни, оставив этот вопрос на усмотрение наследников. В такой ситуации не всегда возможно применение общего срока, установленного в п. 1.

Поэтому исключительное право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Однако в целях защиты интересов автора в п. 2 ст. 1281 предусмотрено, что общий срок действия исключительного права применяется, если автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений. В связи с этим возникает вопрос, могут ли наследники раскрыть личность автора после его смерти. В ГК этот вопрос не решен. Конечно, наследникам стоит исходить из прямо выраженной воли автора. Если он ее никак не выразил, то наследники могут раскрыть личность автора, и в этом случае она не будет далее оставлять сомнений. В любом случае раскрытие личности автора должно состояться в течение 70-летнего срока, установленного в п. 2 комментируемой статьи.

3. Аналогичный 70-летний срок предусмотрен и для случаев, когда обнародование произведения состоялось после смерти автора. При этом вопрос об обнародовании должны решить наследники в соответствии с волей автора, что прямо предусмотрено в п. 3 ст. 1268 ГК.

Работа автора во время Великой Отечественной войны или участие в ней служат основанием для продления срока действия исключительного права на время ведения этой войны, т.е. на 4 года (п. 5).

4. Наконец, в силу исторических условий развития нашей страны исключительное право на произведение, созданное автором, который был репрессирован и посмертно реабилитирован, также имеет специальные сроки действия. В данном случае закон не может уже защитить интересы самого автора, но может встать на защиту его наследников. Поэтому в п. 4 специально установлено, что срок действия исключительного права в этом случае считается продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора.

5. В Постановлении Пленумов от 26.03.2009 N 5/29 определен порядок применения ряда норм ГК относительно порядка определения сроков охраны прав. Согласно указанному Постановлению в силу абз. 1 ст. 6 Вводного закона к части четвертой ГК сроки охраны прав, предусмотренные ст. ст. 1281, 1318, 1327 и 1331 ГК, применяются в случаях, когда 50-летний срок действия авторского права или смежных прав не истек �� 1 января 1993 г.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 1281 Кодекса исключительное право на произведение действует, по общему правилу, в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

  • Решение Верховного суда: Постановление N ВАС-4453/11, Высший арбитражный суд, надзор Пунктом 3 постановления от 26.03.2009 № 5/29 разъяснено, что согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1281 Кодекса исключительное право на произведение действует, по общему правилу, в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора…
  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-4453/11, Высший арбитражный суд, надзор Пункт 5 статьи 1281 Части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 18.12.2006 №231-ФЗ с 01.01.2008, сохранил исключение из общего правила исчисления срока действия авторского права в случае…
  • Решение Верховного суда: Определение N 8-АПГ13-19, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно (статьи 1266 и 1267 ГК РФ). В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 2 статьи 1270, статьями 1273, 1274, 1281, 1282 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение…

Сколько действуют авторские права

Текст комментария: Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц «КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТИ ЧЕТВЕРТОЙ) (ПОСТАТЕЙНЫЙ) В 2 Т. Т. 1 И 2» Авторы: Горленко С.А., Калятин В.О., Кирий Л.Л., Козырь О.М., Корчагин А.Д., Орлова В.В., Павлова Е.А., Синельникова В.Н., Степанов П.В., Трахтенгерц Л.А., Шилохвост О.Ю. Издание: Издательство «Инфра-М», 2016 год

1. Статья 1281 устанавливает срок действия исключительного права на произведение. Как уже отмечалось, в части четвертой ГК определен срок действия именно исключительного права, а не авторского права вообще, как это было предусмотрено ст. 27 Закона об авторском праве.

Продолжительность срока действия авторского права всегда была дискуссионной в юридической литературе. То, что исключительное право должно действовать в течение срока жизни автора, не вызывало сомнений. Вопрос состоял в продолжительности срока действия исключительного права после смерти автора. При этом во внимание принималось то, что признание творческих заслуг автора следует рассматривать и в смысле материального обеспечения его наследников. С учетом этого обстоятельства, срок действия исключительного права постоянно увеличивается с развитием законодательства об авторском праве.

В конечном счете при определении срока действия исключительного права было принято за основу то, что этот срок должен обеспечить охрану интересов автора и двух первых поколений его наследников. Исходя из этого в ст. 7 Бернской конвенции срок охраны был установлен в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Однако в последующем некоторые европейские страны, а затем и все Европейское сообщество увеличили и этот срок.

Как указывалось в Директиве Совета Европейского сообщества от 29.10.1993 об унификации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав, «принимая во внимание, что увеличение средней продолжительности жизни в Сообществе таково, что названная продолжительность становится теперь недостаточной для покрытия двух поколений», Совет установил срок охраны «в течение всей жизни автора и затем — в течение семидесяти лет после его смерти».

В 2004 г. в Закон об авторском праве было внесено изменение, увеличивающее срок охраны аналогичным образом.

Сохраняя преемственность данной позиции, в п. 1 ст. 1281 срок действия исключительного права установлен в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. При этом если имело место соавторство, то 70-летний срок отсчитывается с 1 января года, следующего за годом смерти того соавтора, который умер последним.

Такой же порядок предусмотрен ст. 8 упоминавшейся Директивы Совета ЕС 1993 г.

Однако следует учитывать, что постоянное увеличение не может быть бесконечным. Срок, предусмотренный п. 1 ст. 1281, уже создает ситуацию, при которой исключительное право может действовать более 100 и даже доходить до 150 лет. Авторское право как сфера пересечения интересов правообладателей, пользователей и потребителей всегда должно исходить из баланса интересов указанных лиц. Поэтому представляется, что дальнейшее увеличение срока действия исключительного права может нарушить данный баланс.

2. В пунктах 2 — 5 комментируемой статьи устанавливаются специальные сроки действия исключительного права исходя из внешних факторов, повлиявших на творческую деятельность автора, и его собственных действий по реализации личных неимущественных прав.

Автор мог выпустить свое произведение анонимно или под псевдонимом или вовсе не обнародовать в течение своей жизни, оставив этот вопрос на усмотрение наследников. В такой ситуации не всегда возможно применение общего срока, установленного в п. 1.

Поэтому исключительное право на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, действует в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его правомерного обнародования. Однако в целях защиты интересов автора в п. 2 ст. 1281 предусмотрено, что общий срок действия исключительного права применяется, если автор раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений. В связи с этим возникает вопрос, могут ли наследники раскрыть личность автора после его смерти. В ГК этот вопрос не решен. Конечно, наследникам стоит исходить из прямо выраженной воли автора. Если он ее никак не выразил, то наследники могут раскрыть личность автора, и в этом случае она не будет далее оставлять сомнений. В любом случае раскрытие личности автора должно состояться в течение 70-летнего срока, установленного в п. 2 комментируемой статьи.

3. Аналогичный 70-летний срок предусмотрен и для случаев, когда обнародование произведения состоялось после смерти автора. При этом вопрос об обнародовании должны решить наследники в соответствии с волей автора, что прямо предусмотрено в п. 3 ст. 1268 ГК.

Работа автора во время Великой Отечественной войны или участие в ней служат основанием для продления срока действия исключительного права на время ведения этой войны, т.е. на 4 года (п. 5).

4. Наконец, в силу исторических условий развития нашей страны исключительное право на произведение, созданное автором, который был репрессирован и посмертно реабилитирован, также имеет специальные сроки действия. В данном случае закон не может уже защитить интересы самого автора, но может встать на защиту его наследников. Поэтому в п. 4 специально установлено, что срок действия исключительного права в этом случае счит��ется продленным и 70 лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10

      «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

    • Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)

    • Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017)

    Все документы >>>

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)

    • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 N 18

      «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства»

    • Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)

      (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ (ред. от 30.12.2015)

      «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»

    Все документы >>>

    • Федеральный закон от 27.11.2017 N 335-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

      «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (ред. от 28.06.2021)

      «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021)

      «Об обращении лекарственных средств»

    Все документы >>>

    Это юридическое понятие, которое означает, что каждый автор обладает правами на свои произведения. Точный список продуктов творчества, которые охраняет законодательство об авторском праве, длинный: туда входят и картины, и фильмы, и музыка, и книги, и фотографии… И это далеко не все.

    Существует два типа прав: имущественные и неимущественные. Первые обеспечивают экономическую защиту (возможность получать вознаграждение за публикацию), а вторые — неэкономические интересы авторов, то есть право на имя и авторство, неприкосновенность и обнародование произведения.

    — Процедура регистрации авторских прав происходит далеко не один день, — объясняет юрисконсульт Илья Щеглов, более 20 лет работающий с вопросами об авторском праве. — Даже бывает больше года. Нужно пройти целую комиссию, чтобы просмотреть все варианты: было ли что-то схожее изобретено до этого. Для каждой сферы искусства привлекаются разные специалисты.

    Срок охраны авторских прав в России действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти (или после первой публикации произведения, если оно не обнародовано при жизни автора). В других странах эти цифры могут отличаться. Так, у многих государств срок охраны составляет от 50 до 70 лет, а один из самых длительных установлен на Ямайке — 95 лет после смерти автора.

    Когда проходит 70 лет, работа считается общественным достоянием. С этого момента ее можно свободно использовать всем, но с соблюдением неимущественных авторских прав: с указанием имени автора и без искажений. Ломоносов, Державин, Пушкин и другие поэты, живи они сегодня, могли бы так же спокойно перевести «Памятник» Горация, а какое-нибудь издательство — взять на обложку картину Ван Гога.

    Стоит отметить, что официальные документы, государственные символы и знаки (флаги, гербы, деньги), а также произведения народного творчества не являются объектами авторского права. Но искажение официальных символов влечёт за собой уголовное наказание — по другой статье.

    Авторское право 70 лет после смерти

    Право на перевод является исключительным правом автора: только он может разрешить перевод своего произведения. Передача имущественных прав новому лицу или компании (например, издательству) никак не отразится на правах переводчика, если он уже завершил работу. Но, опять же, этот пункт действует на территории России — в других странах могут быть свои нюансы.

    Закон «О СМИ» (статья 42) освобождает редакцию от необходимости получать разрешения авторов на публикацию, если не искажается их смысл. При интервью авторские права, по мнению большинства юристов, принадлежат журналисту. И наоборот, новостное сообщение «о событиях и фактах, имеющее информационный характер», не будет являться объектом авторского права.

    Однако, если человек, например, фотограф, заключил со СМИ договор на публикацию определённых произведений, без согласования с ним издание не имеет права дополнять фотоленту другими работами этого автора, считает Щеглов:

    — Здесь уже появляются гражданско-правовые отношения. Даже если фотографии находились в открытом доступе, необходимо разрешение автора.

    Знать авторское право важно не только чтобы избежать преследования. Воплощение идей в жизнь — тяжелая работа, поэтому важно ценить границы авторства. Творить новое прекрасно, а особенно чудесно, когда уважают права творца.

    • Специальный доклад 301 за 2021 год
    • Стикеры со Ждуном и пародия по делу «В Контакте»
    • Специальный доклад 301 за 2020 год
    • Специальный доклад 301 за 2019 год
    • Постановление Пленума ВС РФ №10 от 23.04.2019
    • О депонировании (объектов) авторских прав
    • Оформление служебных произведений
    • Как доказать авторство фотографии?
    • Регистрация программы для ЭВМ
    • Автор и правообладатель
    • Нужен ли знак охраны авторских прав?
    • Можно ли продавать старые диски, кассеты, плёнки и грампластинки?
    • Пародия в российском законодательстве
    • Можно ли цитировать видео, фото?
    • Криптографические хэш-функции в помощь IT-юристу

    Статья 1281 ГК РФ. Срок действия исключительного права на произведение

  • Польза судебного акта и распределение расходов
  • Понятие контрафактных товаров
  • Ответственность за нарушение авторских прав
  • Срок действия авторских прав
  • Сходство до степени смешения
  • Сеть магазинов КНИГИ в городе Барнаул
  • 5oclick
  • Сайн Систем
  • Автограф века, издательство
  • центр книга

kostold — И всё же книга как носитель

Как открыть свое издательство

19 недели 5 дня ago knigodel — Да ладно, Олег Евгеньевич,

Как открыть свое издательство

1 год 13 недели ago Sajan — Это и не удивительно!!!!

Почти треть российских учебников не прошли дополнительную экспертизу

3 года 2 недели ago FedoseevaNastena — У нас как раз в школе две

Как выбрать учебную литературу для школьника?

3 года 9 недели ago AlenaIva — мою жизнь изменили эти книги

10 книг, которые изменят Тебя навсегда…

Статья 1281 Гражданского кодекса РФ закрепляет срок действия исключительного права на произведение. Оно действует в течение всей жизни автора. А также еще 70 лет с 01 января года, следующего за годом смерти автора. Этот срок касается всех произведений, включая программы для ЭВМ.

Некоторые произведения создают несколько авторов. Срок действия исключительного права на такое произведение составляет 70 лет с 01 января года, следующего за годом смерти последнего из пережившего автора.

А некоторые произведения не имеют автора (аноним) или опубликованы под псевдонимом. Для таких произведений – 70 лет, начиная с 01 января года, следующего за годом опубликования.

Однако если автор раскроет свою личность или она не будет оставлять сомнений, то действуют общие правила.

Исключения есть также для опубликованных произведений после смерти автора. По правилам наследования авторских прав такое решение могут принять наследники, если на то была воля автора.

Наследники должны успеть опубликовать произведение в течение 70 лет после смерти автора. И тогда срок действия исключительного права на такое произведение будет действовать 70 лет с 01 января года, следующего за годом опубликования.

Исключительное право на произведение автора, который работал или участвовал в ВОВ, срок увеличивается дополнительно на 4 года.

  1. цитирование произведений, которые были обнародованы правомерным путем, в оригинальной версии либо переводе в критических, информационных или научных целях;
  2. использование произведений в виде иллюстраций, нарезок аудио- и видеозаписей в учебных целях;
  3. воспроизведение результата интеллектуального труда для всеобщего сведения посредством фото- и кинематографии путем сообщения в эфир с информационной целью;
  4. воспроизведение политических речей, произнесенных публично, с информационной целью с сохранением авторского права на опубликование их в сборниках;
  5. воспроизведение опубликованных в законном порядке произведений рельефно-точечным шрифтом либо иными способами для лиц с ограниченными возможностями по зрению.

Авторское право может кормить больше 70 лет

В первую очередь речь идет о творческих работах, публиковавшихся анонимно или под псевдонимом. В этом случае доказать авторство крайне сложно, поэтому посмертный срок охраны не применяется, произведение начинает охраняться только тогда, когда личность автора уже не остается секретом.

По стандарту, срок посмертного исчисления считается с начала года, грядущего после публичного обнародования. Как и по общему правилу, произведения будут охраняться в течение 70 лет.

Второе исключение – это соавторство. Охрана прав будет распространяться на жизнь создателей, и посмертный срок будет считаться после смерти последнего из авторов.

Обратите внимание, что здесь имеется в виду коллективное произведение. Отдельные его части, имеющие научную или художественную ценность, охраняются в соответствии с заведенными правилами.

Третье исключение применяется, если автор произведения был непосредственным участником Великой Отечественной войны или же творил в этот период. Тогда посмертный срок продлевается еще на 4 года.

За ХХ век срок охраны авторского права подвергалась многократным реформам.

К первому этапу относят довоенное и послевоенное время. В начале существования СССР и до 1973 года авторские права имели минимальный срок охраны. По стандартной схеме, интеллектуальная собственность охранялась всю жизнь и в течение 15 лет после смерти автора.

Следующей вехой стало присоединение Советского Союза к Женевской конвенции. Срок продлился на 10 лет.

При распаде СССР, в 1991 г., период государственной охраны интеллектуальной собственности увеличили еще на 25 лет. Когда Россия присоединилась к Бернской конвенции, срок защиты увеличили еще на 25 лет.

В том же году поменялся порядок исчисления. До этого момента продлевались лишь неистекшие сроки.

Была восстановлена защита прав авторов, умерших после 31 декабря 1942 года.

Пятый этап. В 2004 году законом был установлен окончательный на сегодняшний день максимальный срок защиты – 70 лет. Такой же срок охраны авторских прав действует и в ЕС.

Завершающий законодательный виток в этом направлении был совершен в 2008 году, когда были приняты поправки в ГК РФ. Ими было признано, что произведения авторов, которые умерли после 1943 года, будут снова охраняться государством. Эти нюансы важны, потому что добрая часть судебных дел возбуждалась из-за некорректной трактовки сроков.

Автор и правообладатель являются субъектами авторских прав.
Автор – это гражданин, чьим творческим трудом создано произведение.

Юридические лица не могут быть авторами, т.к. произведение может быть создано только человеком.

Лица, которые оказывали творцу техническую, финансовую, организационную или консультационную поддержку не признаются авторами. Вместе с тем произведение может быть создано в результате совместного творческого труда.

Например, книга “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова. В таком случае граждане признаются соавторами.

Правообладатель – лицо, которому принадлежит исключительное право на произведение. Первоначально правообладателем всегда является автор.

Но исключительное право может переходить к другим лицам на основании договора или по иным основаниям. Тогда гражданин, создавший произведение, остается автором, но перестает быть правообладателем.

Правообладателем может стать как физическое, так и юридическое лицо .

В статье 1270 Гражданского кодекса РФ подробно раскрывается, какие действия можно совершать с произведением. Это и есть исключительное право, которое по своей природе является имущественным. Большинство ученых склоняются к позиции, что это единственное имущественное право автора. Основные особенности таковы:

  1. Возникает с момента создания произведения у авторов. Однако в отдельных случаях (например, если произведение являлось служебным) исключительное право возникает не у авторов, а у иных лиц.
  2. Оборотоспособно. Исключительное право на произведение передается как договорам (лицензионному, об отчуждении), так и по бездоговорным основаниям (по наследству, в рамках реорганизации юридического лица).
  3. Предполагает использование произведения, извлечение из него доходов, т.е. здесь можно говорить об имущественном характере.

Обозначим ряд наиболее важных действий, указанных в ст. 1270 ГК РФ:

  1. Воспроизведение – т.е. создание экземпляров произведения в материальной форме (например, печать в типографии книги). Сюда же относятся случаи записи на электронный носитель.
  2. Распространение с помощью продажи или прочего отчуждения экземпляров произведения или его оригинала. Здесь имеется в виду, что случаи, к примеру, продажи материального носителя (книги) также относятся к использованию произведения.
  3. Публичное исполнение. Например, показ видеоролика в месте, которое открыто для свободно посещения.
  4. Сообщение в эфир. Сюда будет относиться проигрывание песни по радио.

Срок действия авторского права и исключения

Как уже говорилось выше, по наследству могут быть переданы только исключительные авторские права, то есть права на воспроизведение и распространение объекта имущественного права и интеллектуальной собственности, на импорт, если целью такого импорта является дальнейшее тиражирование и распространение, публичные виды демонстрации, в том числе прокат, передача в эфир, а также размещение в открытом доступе.

Передача по наследству исключительных авторских прав осуществляется в обычном порядке передачи по наследству имущественных и неимущественных прав. Для передачи по наследству прав на тот или иной объект действуют правила, предусмотренные нормами наследственного права, действующего на территории Российской Федерации.

Наследование прав на объект интеллектуальной собственности осуществляется на основании одного из двух принципов: по закону или по завещанию, которые действуют и для других предметов наследственного права.

Если завещания не было, то наследование происходит в стандартном режиме, то есть в порядке установленной очередности. Если наследников по закону несколько, то все имеющиеся исключительные права на конкретный объект интеллектуальной собственности будут разделены в равных долях между такими наследниками.

Если речь идет о передаче по наследству авторских прав на проектную документацию, то следует учитывать, что согласно Постановлению Президиума ВАС от 27 сентября 2011 года (действует в качестве примера правоприменительной практики до настоящего времени), сформулированного в качестве решения по спору между правообладателем на проектную документацию и заказчиком создания архитектурного здания, выраженного в виде проектной документации, объектом авторского права является не вся проектная документация, а только та ее часть, которая содержит архитектурное решение, в том числе в виде конкретного изображения.

В связи с этим следует отметить, что и передача исключительных прав будет осуществляться только в отношении той части проектной документации, в которой содержится архитектурное или иное решение, на которое распространяется авторское право.

Остальные части такой документации не имеют права считаться уникальными, по этой причине передача исключительных прав на них осуществляться не будет.

Статья 1281 Гражданского Кодекса Российской Федерации формулирует правила установления сроков охраны исключительных прав на тот или иной объект авторского права.

В соответствии с положениями части 1 данной статьи срок охраны авторского права действует в течение всей жизни автора произведения, а также в течение семидесяти лет после его смерти.

При этом срок в семьдесят лет начинает отсчитываться с 1 января того года, который следует за годом смерти автора или правообладателя на конкретный объект интеллектуальной собственности.

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, — итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

Личные неимущественные права автора состоят из:

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

В законе закреплена бессрочность охраны авторства, имени и репутации автора и неприкосновенности произведения.

Автор и правообладатель — субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Для того чтобы больше узнать про авторское право, скачайте и посмотрите бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права».

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Что происходит с объектами авторских прав после смерти автора, если и наследники ушли из жизни?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *